Сколько лет вышнему волочку. Путеводитель по россии

Вышний Волочёк (Вышний Волочок) - город в Тверской области России. Входит в самостоятельноемуниципальное образование области - «городской округ Вышний Волочёк», также в городе расположенадминистративный центрВышневолоцкого муниципального районаТверской области. Основан в 1471 году. Получил статус города в 1770 году.
Население - 51403 чел. Город расположен на северо-восточной окраине Валдайской возвышенности, на реке Цне (Вышневолоцкое водохранилище), в 119 км к северо-западу от Твери. Вышний Волочёк находится на 297 километре федеральной дороги «Россия»(Москва - Санкт-Петербург), имеетсяжелезнодорожная станция.


Герб Вышнего Волочка утвержден 2 апреля 1772.

Вышний Волочёк из-за своего географического положения с древнейших времён находился на торговом водном пути из бассейна Невычерез Ладожское озеро и р. Волхов в озеро Ильмень (по реке Мста-Цна) в бассейн Волги (река Тверца и далее по р. Ламе до Волока Ламского (Волоколамска), как его изначально называли), это северная часть так называемого древнего пути «из Варяг в Греки» по притокам Днепра, а также торгового пути через бассейн реки Волга в Волжскую Болгарию и Хазарскую столицу г. Итиль, через который в IX-X вв. проходил караванный путь из Китая в Испанию. А позже и на сухопутном из Новгорода в Москву. Поселение тут впервые упоминается под 1437 годом. При Иване Третьем был учрежден Вышневолоцкий ям. В Смутное время Волочек захватили и разрушили польские войска.

Но самые существенные события в истории Вышнего Волочка начались в 1703 году, когда Петр Первый решил создать регулярную систему каналов для водного сообщения между бассейнами различных морей. В январе 1703 года он подписал указ о строительстве канала не месте волока между Цной и Тверцой. Строительство велось по проекту голландских мастеров и общим надзором князя Матвея Петровича Гагарина, позже ставшего сибирским губернатором и повешенного за злоупотребление властью и казнокрадство в этой должности. Строили канал согнанные со всей России крепостные, что, естественно, существенно удешевляло строительство.

К 1708 году была построена гидросистема, состоящая из Тверецкого (Гагаринского) канала, соединяющего Тверцу и Цну, а также шлюзы на Цне для выравнивания уровней воды. В 1709 году открылось сквозное судоходство из Волги в Ильмень, а летом следующего1710 года выяснилось, что канал слишком мелок, и большие суда через него летом не проходят, судоходство возможно лишь весной по большой воде и осенью.
Некоторое время исследовали другие реки для возможности соединения их каналами, но в итоге реконструкцией канала занялся Михаил Иванович Сердюков, до этого бывший владельцем винокуренного завода около Волочка, главным поставщиком провианта на строительстве Тверецкого канала, а также бравший самые разнообразные подряды в Волочке. В 1718 году он написал письмо Петру с предложением перенаправить русло реки Шлины, притока Цны, так, чтобы она впадала в Цну выше устья канала и тем самым увеличила объем воды в канале. Сердюков был вызван в Петербург для доклада, и в июне 1719 года был издан указа Сената, передававший Тверецкий канал и шлюзы на Цне в ведение Сердюкова. Работы он выполнял на собственные средства, рассчитывая на доходы от принадлежащих ему кабаков и мельниц в течение 15 лет. К 1722 году он построил плотину на Шлине, а также каналы из Шлины в Цну и из Шлины в Ключино озеро, что изменило русло Шлины. Кроме того, он провёл реконструкцию Тверецкого канала, после чего тот стал пропускать большие суда, и водный путь из Петербурга на Волгу заработал в полную силу. Канал оставался в ведении Сердюкова до его смерти (предположительно в 1754 году, точная дата неизвестна); в 1740 году он создал последнее свое гидротехническое сооружение - Заводское водохранилище на Цне. В 1743 году по указуЕлизаветы Сердюкову было пожаловано потомственное дворянство.
Наследники Сердюкова каналом управляли плохо, и в результате в 1765 году на канал был назначен государственный управляющий, а в 1774 году он был полностью передан в казну. В1770 году он получил статус уездного города Новгородской губернии, в 1772 году - герб. В1773 году была создана должность директора водяных коммуникаций, которую занял новгородский губернатор Яков Ефимович Сиверс. Он разработал программу усовершенствования всей Вышневолоцкой водной системы, но в 1782 году ушёл в отставку. В1785 году лично Екатерина II осмотрела сооружения Вышневолоцкой водной системы, которые, по всей видимости, произвели на неё впечатление, так что по возвращении в Петербург она издала указ об улучшении всей системы. Предполагалось заменить деревянные сооружения каменными, что и было выполнено с 1790 по 1797 год. В 1797 году, уже при Павле, управляющим всеми водными коммуникациями России вновь был назначен Сиверс. Несмотря на то, что отчасти его стараниями были построены сразу несколько водных путей, соединявшихВолгу и Неву, Вышневолоцкий оставался из них основным и в середине XIX века нуждался в реконструкции. Реконструкцией занялся директор Вышневолоцкого водораздельного участкаОсип Иванович Корицкий. В 1824 году он исследовал канал и предложил проект реконструкции, а с 1825 по 1828 год руководил этой реконструкцией, при которой была увеличена дамба на Заводском водохранилище и существенно увеличена площадь самого водохранилища.

Во второй половине XIX века Вышневолоцкая водная система приходит в упадок окончательно. Через Вышний Волочёк в 1849 году прошла Николаевская железная дорога, взявшая на себя большую часть грузопотока. А водное сообщение постепенно переместилось в более удобную Мариинскую водную систему, ныне Волго-Балтийский водный путь. К началу 1890-х годов транзитное движение по Вышневолоцкой водной системе полностью прекратилось, и она использовалась только для местного движения, а также для лесосплава. Хотя систему ещё дважды реконструировали после этого, в 1920-е и в 1940-е годы, она в настоящее время практически не имеет никакого значения для судоходства. От старых гидротехнических сооружений осталось очень немного.

Развитие системы, естественно, повлекло за собой и развитие города. Вышний Волочёк поднялся на торговле во второй половине XVIII века. Город был фактически расположен вдоль канала и сильно зависел от проходящих караванов судов. К середине XIX века это был один из крупнейших городов Тверской губернии, и железная дорога гарантировала его дальнейшую экономическую состоятельность.

В Вышнем Волочке ранее действовала узкоколейная железная дорога, принадлежавшая Вышневолоцкому торфопредприятию. По ней в город доставлялся торф.
В городе работает Вышневолоцкий областной драматический театр.
Около автопредприятия города установлен памятник автобусу ЛиАЗ-677.

Верхний Волочек обрел статус города в 1770 году. Сейчас находится в составе Тверской области. Численность населения - 48,177 тыс. чел. по состоянию на 2016 год. Много интересного узнаем о городе далее из статьи.

Как доехать?

Каждому гостю или жителю столицы будет полезно посетить Верхний Волочек. Как добраться из Москвы? Функционируют поезда, автобусы и электрички. Дорога по кратчайшему маршруту в общественном транспорте займет около 3-4 часов в зависимости от времени отъезда. Отправление по маршруту Москва - Верхний Волочек осуществляется от Ленинградского вокзала каждые 20-25 минут.

Основание населенного пункта произошло в 1471-м, однако нынешний свой статус он обрел несколькими столетиями позже. Стоит сказать несколько слов касательно монумента, изображающего учредительницу города. Верхний Волочек был украшен бронзовым памятником Екатерине II в сентябре 2007-го. Его установили близ линии Ванчаковой. Напротив расположен драматический театр. Высота монумента составляет 2,8 м. Вес - 1,7 тонны. Под изваянием имеется постамент из гранита. Автор проекта - Ю. Злоди. В правой кисти императрицы скипетр, а в левой - венок. Ей Верхний Волочек обязан основанием и обретением статуса города.

Здание Магистрата

В городе есть большое количество интересных достопримечательностей и искусных архитектурных ансамблей. Один из них - здание Магистрата. Чтобы увидеть его, люди спускаются к Пожарной набережной. Постройку датируют периодом от 1777 по 1780 год. Архитектор - П. Р. Никитин. Стиль постройки - классицизм 18-го столетия. Сначала расстояние между зданиями было равным. В 19-м веке между двумя строениями построили дом из кирпича. Имеется пожарная каланча большой высоты. Декор повторяет стиль, свойственный прочим элементам композиции. Проводилась реконструкция, в результате которой каланча стала центром архитектурного ансамбля. Первоначальную планировку сохранили в неизмененном состоянии. Лишь внедрение перегородок несколько исказило историческую правду.

Казанский проспект

Многими любопытными пунктами способен порадовать посетителя Верхний Волок (Вышний Волочек). Рекомендуется устроить прогулку по Казанскому проспекту. Он является улицей главного значения в городе.

Начало своё она берет близ вокзальной станции, пересекается с большим количеством улиц. Конец - на Тверской набережной. Имя получено от одноименного собора. В эпоху СССР место именовали ул. Ленина.

В центральной части, близ данной улицы, Верхний Волочек сосредоточил основные образовательные и культурные учреждения города - колледж, медицинское училище, театр драмы, краеведческий музейный комплекс, большое количество памятных монументов, заведения для развлечений и магазины.

Торговые корпуса

Нелишним будет посетить центр торговли на ул. Московской. Для этого стоит пройти на территорию, расположенную между Казанским проспектом и рекой Цна. Первую из двух построек центра соорудили в 1937-м. Вторая постройка появилась в 1854-м. Она насчитывала 116 прилавков. Архитектор - Ф. Львов.

Ежегодно осуществлялось проведение трех масштабных ярмарок. Летом многие товары привозили на морских судах. Они с успехом распродавались именно здесь. Покупалось сукно, качественные полотна и табак, соленая рыба разных видов, мед, пенька. Люди обзаводились пушниной, воском, посудой из стекла и глины, прочими полезными в хозяйстве вещами. Сейчас остался один корпус, который используют по прямому назначению. Его реставрировали, разместили тут точки торговли. Второе здание полуразрушено, в данное время не используется.

Гидрология

Водные ресурсы гармонично украшают Верхний Волочек. Фото природных пейзажей и водоемов являются ярким тому доказательством. Одна из самых старых систем на территории страны создана искусственным путем. Ею связана река Тверца и Балтийское море.

Частями участка водораздела являются каналы Сиверсов и Вишерский и хранилища, р. Мста. В 19-м веке здесь проплывали транзитные суда в сторону Петербурга, что прекратилось в 1890-х. В советскую эпоху транспорт также проходил тут редко. Перестроили шлюзы. Из-за этого транзит стал невозможен.

В современных реалиях здесь нет судоходства на регулярной основе. К внутренним водным путям относятся 2 участка: водохранилище в поселке Здешево-Перерва и плотина на реке Мсте. город делится на два участка. Река берет начало на возвышенности Цнинской. Конец водоема - оз. Мстино.

Её берега живописны. Меж протоков есть большое количество небольших островов. Люди переходят на них по мостам. У канала Тверецкого река огибает петлю, образующую канал Цнинский, характеризующийся узостью, извилистостью и красотой. Минует парки и старинные сооружения.

Будет очень интересно посетить

Красивым местом является сквер Венециановский, расположенный в центре города. Интересно взглянуть на старинные постройки. В первую очередь это касается Драматического театра. Он старейший на всей территории бывшей Тверской губернии. Его основали в 1896-м.

По центру сквера стоит памятник русскому художнику, основавшему бытовую живопись, А. Г. Венецианову. Его открыли в 1980-х в честь 200-летнего юбилея мастера. Также есть сцена для организации концертов и спектаклей по праздничным дням.

Одним из уникальных мест считается музей, посвященный стеклу, под названием «Красный май». Его основали в 1968-м. Он крупнейший во всей России на данный момент. Имеются изделия, созданные в разные периоды, начиная с конца 19-го века. Располагается в здании одноименного завода. Сейчас производство приостановлено. Экспозиции полны интересными техническими и художественными изделиями. Всего здесь собрано больше 4 тыс. экспонатов.

Любопытно воочию ознакомиться с творческими работами. Материалы исполнения зачастую редки и необычны. Например, послужившее сырьем для изготовления кремлевских звезд. Музейный комплекс принимает посетителей в будни с 9:00 до 14:00. Цена билета при входе - 30 руб.

Где разместиться?

Внимания заслуживает местная природа. Возле водохранилища функционирует туристическая база. Многие горожане, мечтающие об отдыхе на природе, едут именно в Верхний Волочек. Отдых дикарем, как называют жизнь в коттедже или прямо под открытым небом, в палатке, хорош тем, что позволяет человеку соприкоснуться с природой.

На местной туристической базе «Здешево» функционирует сауна и парковка для посетителей. В номерах имеются диваны, микроволновые печи, чайники, плазменные телевизоры. Такой отдых можно назвать не таким уж диким. Ему присущи одновременно высокий уровень комфорта и взаимодействие с экологически чистой средой. Клиенты учреждения подкрепляют силы в уютном баре или ресторане. По заказу готовится барбекю.

Из развлечений доступен виндсерфинг, кайтинг, вейкбординг, катание на велосипедах, рыбалка. Скучать здесь точно не придется. Побывайте здесь и убедитесь в этом самостоятельно.

Поселение у волока между Цной и Тверцой

По мнению русского историка , первые упоминания Вышнего Волочка в летописях относятся к 1135 году. О самом волоке в районе современного города упоминает Московский летописный свод конца XV века под 1196 годом.: «А Ярославъ княжа в , и по волости тои и дани поима и по верхъ Мъсты за волоком дани поима» . Трудности с датировкой первого летописного упоминания Волочка заключаются в том, что среди множества упомянутых в русских летописях волоков зачастую трудно или невозможно установить, какой из них имелся в виду.

Однако официально первое упоминание о Вышнем Волочке принято относить к 1437 г., когда делегация Русской церкви во главе с митрополитом Исидором проследовала из на Флорентийский собор через и это поселение. До Волочка Исидор добирался на лошадях, здесь он пересел на ладью, «а кони шли берегом» . Спустя пол века, в 1493 г. подьячий Ёлка отправился из Москвы по посольским делам, он плыл из , останавливался в Торжке и делал пересадку в Вышнем Волочке, здесь он получал «судно и гребци и кремника» .

Свое название «Вышний Волочек» существовавшее здесь поселение получило от небольшого участка волока, где было необходимо перетаскивать торговые суда, струги, ладьи и лодки по суше от реки Цна до Тверцы или наоборот. Здесь проходил Великий торговый путь между Каспийским и Балтийским морями. Из-за мелководья суда не могли преодолеть это расстояние по реке, поэтому около 10 верст суда приходилось тащить по суше. Проплыв по Цне и озеру Мстино, суда выходили в Мсту, впадающую в озеро Ильмень, дальше в Волхов, Ладожское озеро, Неву и Балтийское море.

В этом месте пролегал и сухопутный путь из Москвы и Твери на Новгород. Движение было бойким, стремительно развивалась торговля. Возникло поселение, которое называли «волочек», где можно было обменять соль, хлеб, ремесленные изделия, пушнину и другие товары. Название «Вышний волочек» (т.е. верхний) начали использовать для отличия от другого «волочка» - «нижнего», располагавшегося ниже по течению Мсты, где обходили Мстинские пороги.

В годы царствования здесь учредили Вышневолоцкий ям - почтовую станцию, были построены постоялые дворы и конюшни. Известно, что поселение подвергалось разорению войсками Ивана III в 1471 г. во время похода на Новгород.

К XVI веку Вышний Волочек становится крупным ремесленным и торговым поселением Бежецкой пятины. Его называли Никольским погостом, а также погостом на Вышнем Волочке. По сведениям за 1546 г. Вышний Волочек насчитывал 73 тяглых двора, 13 церковных, 9 пустых. Из писцовой книги 1582 года известно, что здесь было 2 церкви, один амбар, 5 лавок, 45 дворов. С 1546 по 1582 гг. количество дворов сократилось вдвое. По мнению некоторых исследователей, причиной такого сокращения могло быть опричное войско , проходившее через селение со стороны Твери и направлявшееся в карательный поход на Великий Новгород.

Беды Смутного время не обошли Волочек, он был захвачен и разрушен польскими войсками. Вышний Волочек неоднократно упоминался иностранными путешественниками, посещавшими Московию в ХVII столетии. В путевом альбоме австрийского барона, путешественника и дипломата Августина Мейерберга даже сохранилось его изображение, сделанное в 1661 г. и подписанное: «Вышний Волочек, деревня великого князя при реке Цне» .

Вышневолоцкая водная система

Решил прорезать через Волочёк судоходный канал с целью открытия непрерывного водного пути к Балтийскому морю с Волги и из внутренних губерний, чтобы товары к портам подвозились «без переволоков землёю» .

12 января 1703 г. Петром I был подписан указ о «перекопных работах» между Цной и Тверцой, на месте древнего волока. Руководство строительством было возложено на князя Матвея Петровича Гагарина, но фактически строительство канала велось под «смотрением» племянника князя - Василия Ивановича Гагарина. Заведовать технической стороной дела было поручено «слюзному мастеру» Адриану Гаутеру «с товарищи», нанятым в Амстердаме. На земляные работы из разных уездов согнали работных людей, число которых достигало 10 тыс. человек.

В период с 1703 по 1708 гг. в районе Вышнего Волочка строится большой комплекс гидротехнических сооружений. Рукотворный Тверецкий канал, называемый вначале Гагаринским, соединил Тверцу и Цну, таким образом, впервые соединил два моря - Балтийское и Каспийское. Для удержания воды на канале построили два шлюза, оба берега укрепили сваями. Уровень воды в Тверце был выше уровня Цны, поэтому на Цне, ниже устья канала, также устроили дополнительные перемычки и шлюзы.

Первый шлюз из белого старицкого камня шириной 8 метров был сооружен в 1705 г. несколько выше впадения реки Шлины в Цну. Он был однокамерным (по «немецкой системе»), т.е. рассчитан на одиночный пропуск судов, это вызывало задержки судов, следовавших караванами. Кроме того, он был устроен в низком месте и весной 1707 г. его обошла полая вода, размывшая плохо укрепленный берег. Поэтому выше этого шлюза построили две деревянные перемычки с устроенными в каждой воротами, новое сооружение уже было рассчитано на караванное судоходство. На Цне дополнительно пришлось соорудить и третью перемычку.

В 1706 г. в первой русской газете «Ведомости» сообщалось, что «чрез сию перекопь» прошло 672 судна.

Судоходство по искусственной водной системе, первой в , открылось весной 1709 г. Суда, шедшие с Волги, благополучно проследовали полой водой по реке Тверце и каналу. Однако с наступлением лета выяснилось, что канал слишком мелководный. Уже в 1710 г. через канал не смогли пройти струги с лесом. Судоходство оказалось возможным лишь весной (с «первой полой водой») и осенью (с наступлением периода дождей). Кроме того, гидротехнические сооружения были построены ненадежно, в результате чего в 1718 г. ворота шлюзов на Цне вынесло «вешнею водою».

Перестраивать Вышневолоцкую водную систему было поручено Михаилу Ивановичу Сердюкову, он и стал её подлинным создателем.

Сердюков давно искал применения своих гидротехнических знаний и опыта. После аварии Цнинских шлюзов, случившейся в 1718 г., он послал доношение царю, в котором предлагал использовать впадающую в Цну реку Шлину. Пётр I вызвал М. И. Сердюкова для личного доклада в . Уже 26 июня 1719 г. указом Сената в содержание Сердюкову были переданы Тверецкий канал и шлюзы. За произведенные работы ему предоставлялось право получения доходов от мельниц, продажи вина и от канцелярских и таможенных сборов на 50 лет.

В том же году Михаил Сердюков приступил к работам. Тверецкий канал вычистили, шлюз на нем починили. В 1722 г. река Шлина уже потекла по новому руслу, при этом вдвое увеличился объем воды в Цне. Теперь даже в летний период тяжело груженые барки свободно следовали от Твери до Вышнего Волочка и дальше. В том же году прорыли Цнинский канал, называвшийся долгое время Сердюковским, на его концах были сооружены деревянные шлюзы. Намерение Петра I исполнилось: суда из Волги в сторону Петербурга теперь проходили без остановки всё лето, судоходство по Вышневолоцкой системе шло караванами по 100-200 судов в каждом.

Вышний Волочёк в статусе города

По предложению графа Я. Е. Сиверса, назначенного в 1764 г. новгородским губернатором, 28 мая 1770 г. подписала указ о возведении Вышнего Волочка в статус города. 2 апреля 1772 г. императрицей был подписан указ об устройстве и гербе вновь учрежденного города.

В 1785 г. Вышневолоцкую водную систему Екатерина II решила осмотреть «самолично». В Вышнем Волочке императрица остановилась в каменном Путевом дворце, построенном незадолго до ее приезда, в 1779 г., на набережной Цнинского канала, который иллюминовали тысячами светильников и факелов. На канале также построили пристань и галерею с балюстрадой. На следующий после приезда день Екатерина II осматривала вышневолоцкие каналы, новый гранитный Заводской бейшлот (плотину), проход судов через Цнинский и Тверецкий шлюзы, выпуск судов в Мсту. При этом государыня лично указала место для сооружения нового Мстинского гранитного шлюза в 2-х верстах ниже по течению. Шлюз был построен в 1792 г. и прослужил почти два столетия, а ныне стоит как памятник давно ушедшей екатерининской эпохе и всей Вышневолоцкой водной системе.

Своего максимума перевозки по системе достигли в 1823-1829 гг.

Первая половина XIX века в Вышнем Волочке была отмечена появлением промышленных предприятий, здесь работали: четыре кирпичных, два свечных, кожевенный и канатный заводы. Открылись три училища: уездные духовное и гражданское училища, а также училище для солдатских детей.

В 1833-1841 гг. городским головой трижды избирался купец 1-й гильдии Михаил Фёдорович Ванчаков, почетный гражданин Вышнего Волочка. Город при нём становится одним из наиболее благоустроенных городов губернии: было построено три каменных моста (Тверецкий, Петербургский и Цнинский), старые деревянные мостовые заменены на каменные, устроены осушительные каналы, построен корпус торговых рядов, возведена каменная церковь Живоначальной Троицы. К середине XIX столетия Вышний Волочёк был одним из крупнейших городов Тверской губернии.

В 1843 г. началось строительство Николаевской железной дороги. В августе 1849 г. открылось движение на участке от Вышнего Волочка до Твери, осенью 1851 г. дорога была открыта на всем протяжении. В 1870 г. началось движение по Рыбинско-Бологовской железной дороге. На железнодорожные магистрали быстро переключился основной грузопоток, Вышневолоцкая водная система стала терять своё значение. Основным направлением развития Вышнего Волочка становится промышленное производство: в городе развиваются деревообрабатывающая, текстильная и стекольная отрасли.

В 1857 г. Флор Яковлевич Ермаков основывает в Солдатской слободе текстильную фабрику «Волочёк» (ныне это фабрика «Парижская коммуна»). В том же году в сельце Заворове торговым домом «А. Шилов и сын» была построена бумагопрядильная фабрика, в 1869 г. проданная с торгов фабрикантам братьям Рябушинским (ныне «Вышневолоцкий хлопчатобумажный комбинат»).

В Списке населенных мест Тверской губернии за 1859 г. указан уездный город Вышний-Волочок «с пригородною слободою Новое-Федово» «при реке Цне, Цнинском и Тверецком каналах». В городе числилось 2 409 домов и 13 554 жителя - 6 283 мужского пола и 7 271 женского. Указаны: 5 православных церквей, 2 часовни, уездное училище, духовное уездное училище, школа кантонистов, больница, почтовая станция, хлебная пристань, 13 фабрик и заводов, 1 ярмарка.

В 1875 г. вышневолоцкий купец Никифор Фёдоров, выходец из экономических крестьян, основал лесопильный завод, оснащенный паровым котлом мощностью 25 лошадиных сил (ныне «Вышневолоцкий мебельно-деревообрабатывающий комбинат»). В 1881 г. московский купец Прохоров основал в Вышнем Волочке фабрику «Таболка», вторую крупную фабрику Прохоровской мануфактуры, получившую в советское время название «Пролетарский авангард» (закрылась в 2000-х гг.).

В 1896 г. по инициативе потомственного купца и Почетного гражданина Николая Никифоровича Федорова был создан драмкружок, после революции ставший Народным театром (ныне Вышневолоцкий областной драматический театр).

После революции

В 1918 г. был национализирован речной флот и местное судоходство по Мсте и Тверце прекратилось, при этом увеличился сплав древесины, которую сплавляли самым дешёвым способом - россыпью. В 1920-х гг. был произведен ремонт основных гидросооружений Вышневолоцкого водораздельного участка, обветшавших за годы Первой мировой войны и революции. Шишковский водоспуск, прорванный весной 1924 г., заменен новым бейшлотом.

В 1941-1943 гг. на Вышний Волочёк, находившийся в прифронтовой полосе, совершала налеты немецкая авиация. Крупные общественные здания были оборудованы под госпитали, всего в городе действовал 21 госпиталь.

Есть места в самом сердце России, природа которых наполнена атмосферой созидания и мира. Из глубины веков идут традиции сотрудничества и совместного проживания различных племен, населявших эти места. Славянские, татаро-монгольские, финно-угорские племена мирно уживались на перекрестке сухопутных и водных дорог Валдайской возвышенности, где сейчас располагается русская Венеция, город рек и каналов - Вышний Волочек.

В. Волочек — милый уютный провинциальный городок, расположился на водоразделе рек Балтийского и Волго - Каспийского склонов. Город окружен реками: Цна, Мста, Тверца, Тоболка… Именно благодаря такому уникальному географическому расположению и множеству водоемов и рек появился город.

Первоначально это было поселение на торговых путях, в котором можно было обменять хлеб, соль, ремесленные изделия, пушнину. Свое название «Вышний Волочек» - поселение получило за небольшой участок волока груза между бассейном Волги к Новгороду, а затем на Балтику. Все в этом городе связано с русской стариной и великими именами России.

Ранняя история Вышнего Волочка

Началось все с необходимости перетаскивать тяжелые торговые суда, лодки и плоты посуху от реки Цны до Тверцы или обратно. Здесь пролегал Великий торговый путь от Каспийского моря до Балтийского. Мелководье не позволяло судам преодолевать это расстояние по воде, поэтому около десяти верст тащили по земле. Торговля развивалась стремительно, движение было бойким. Появилось селение, которое ласково называли «волочек». Приставка «вышний» означала «верхний» и использовалась для того, чтобы не спутать это поселение с другим «волочком», «нижним», расположенным ниже по течению реки Мста, где обходили Мстинские пороги. Предполагаемая дата образования поселения на этом месте - 1437 год. Здесь пролегал и сухопутный путь: из Москвы, Твери на Новгород. В торговом посаде Волочка можно было обменять соль, хлеб, пушнину и ремесленные изделия. К 16 веку Волочек превратился в крупный ремесленный и торговый центр. При Иване III здесь был учрежден Вышневолоцкий ям - почтовая станция. Здесь были организованы места для отдыха ямщиков, построены конюшни и постоялые дворы.

Первые письменные упоминания о Вышнем Волочке относятся к 1437 году, когда митрополит Исидор ехал из Москвы во Флоренцию через это поселение.
Вышний Волочек

В.Волочек при Петре Первом

Современный облик городу придал Петр I. В 1703 году он организовал грандиозное строительство судоходного канала между реками Тверцой и Цной на месте древнего волока. По приказу Петра I в начале XVIII века у Вышнего Волочка создается система искусственных водоканалов, которые связывают бассейн реки Волги с Петербургом. Проектированием и строительством этого объекта занимались голландские мастера. Это была грандиозная для того времени работа. За шестилетний период был прорыт канал длиной более трех километров, но он, практически, не использовался вплоть до 1719 года из-за инженерных просчетов. Только благодаря талантливому русскому самоучке М.И.Сердюкову (усадьба Сердюкова сохранилась до сих пор), который создал весьма хитроумную и сложнейшую водную систему, государство получило недорогое и надежное средство связи по стране. Так появилась Вышневолоцкая водная система, вокруг которой происходило множество событий, неразрывно связанных с историей города.

Двадцать тысяч крепостных, пригнанных со всей Руси, под надзором князя Матвея Петровича Гагарина строили канал длиною в 3 с лишним километра. Проект принадлежал голландским мастерам.

В 1709 году судоходство из Балтики в Волгу стало сквозным. Но к 1710 году оказалось, что канал мелководен и для больших судов пригоден лишь в осенне — весенний период. Самовыдвиженец Михаил Иванович Сердюков, владелец винокуренного завода близ Волочка, с одобрения Петра взялся за реконструкцию канала, благодаря чему водный путь из Петербурга на Волгу заработал в полную силу.

В 1743 году по Указу императрицы Елизаветы Сердюкову пожаловано потомственное дворянство за заслуги перед Отечеством. В 1772 году у поселения появился собственный герб, и Вышний Волочек стал городом. Так повелевал Указ Екатерины II за «пользу великую Российской коммерции». В то время в городе проживало около трех тысяч жителей, среди которых были бурлаки, лоцманы, ямщики, торговцы, коневоды. С этого момента начался его экономический расцвет.

В 1785 году императрица посетила город. С тех пор, по её высочайшему указанию, все гидротехнические сооружения из деревянных были переделаны в гранитные.

Николаевская железная дорога и промышленность

Город процветал и рос благодаря водной системе, пока в 1849 году здесь не прошла Николаевская железная дорога, перетянувшая на себя большую часть грузопотока. Открытие Николаевской железной дороги составило серьезную конкуренцию системе водоснабжения, как средству связи по стране и нанесло ущерб динамичному развитию города.

Город стал искать другие пути выживания. Динамичное развитие не приостановилось, так как в городе и его районах появились текстильные, стекольные, деревообрабатывающие и бумагопрядильные предприятия. Это период промышленного расцвета Вышнего Волочка. Многочисленные текстильные, стекольные, бумагопрядильные и деревообрабатывающие предприятия сделали Вышний Волочок одним из наиболее благоустроенных городов Тверской губернии девятнадцатого века.

В период Советской власти водная система вновь реконструировалась, что позволило открыть собственную ГЭС. В годы Великой Отечественной войны в городе успешно функционировало более двадцати госпиталей, в корпусах промышленных предприятий располагались мастерские по ремонту военной техники. Около двух тысяч офицеров и солдат захоронено на берегу водохранилища.

Культурное развитие города

Вышний Волочек, построенный на болотах, среди многочисленных рек и озер, поражает количеством памятников старины.

Неповторимое очарование облику этого старинного русского города придают Преображенская церковь, построенная в русско-византийском стиле;

Посещаем гостями города Казанский собор, возведенный на территории Казанского женского монастыря;

Интересен Путевой дворец, построенный в конце XVIII века для отдыха императорской семьи, когда они совершали поездки из Петербурга в Москву.

Уникальным образцом архитектуры можно назвать дом М.И. Сердюкова, выстроенный в стиле петровского барокко.

Завораживающая красота природы этого города с давних пор привлекала людей творчества. Это настоящий рай для художников, писателей, которые находят здесь неисчерпаемые источники вдохновения.

Это и академик живописи А.Г. Венецианов, купивший имение в Вышневолоцком уезде в 1815 году. Он обучал живописи молодежь из различных сословий, которые, кстати, находились на его содержании.Юноши из разных семей и сословий жили на содержании у Алексея Гавриловича и обучались живописи под его руководством.

Это и меценат Кокорев, который в 1884 году выстроил на берегу озера Мстино «приют для бедных художников», получивший в дальнейшем статус «Академической дачи художников». С этой дачей связаны имена знаменитейших русских художников Репина, Рериха, Куинджи, Рябушкина. «Академическая дача» и поныне используется для практики молодых художников, здесь можно посетить музей, выставочный зал, передохнуть в гостинице. В любое время года можно увидеть там новых творцов, склонившихся над этюдниками.

Вышний Волочок сегодня - это третий по величине, после Твери и Ржева, город Тверской области с населением около 59 тысяч человек, с хорошо развитой легкой промышленностью и социальной инфраструктурой, в котором уживаются современность и русская старина.

Вышний Волочек своей историей, культурой, влажным климатом и природой родственен Петербургу. Построенный на болотах, город стоит в окружении бескрайних просторов водохранилищ, рек, озер и лесов, с маленькими уютными улочками, с очарованием провинциальной жизни он словно заманивает гостей окунуться в свою неповторимую историю!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!