Класс: 5
Ход урока
1. Организационный момент
2. Слово учителя
– Здравствуйте! Ребята, вы любите ходить в
гости? Сегодня урок наш пройдёт в игровой форме.
Мы побываем в гостях у звуков речи и обязательно
совершим открытие, разгадаем тайну, которую
скрывают от нас гласные буквы.
Откройте тетради и запишите число.
Но без подарков в гости ходить неприлично. Что же
нам подарить? Конечно, наши знания. Готовы к
испытаниям? И вот первое задание.
3. Проверка знаний
Задание 1
Из разрозненных слов собрать предложение.
Выполнить синтаксический разбор предложения,
дать его устную характеристику, начертить схему
предложения.
(Предложение повествовательное, сложное, состоит из двух простых предложений. В первом предложении основа – снежинки падают, во втором – все застилается.
Простые предложения связаны в союзном сложном при помощи интонации и союза и, разделены запятой. [, и ].)
– Ребята, охарактеризуйте согласные звуки в слове белые
[б’] – согласный, звонкий, мягкий
[л] – согласный, звонкий, твёрдый
Задание 2
– Вам известно, что звуки речи составляют слова, каждое слово обозначает какое-то понятие. Имеют ли такое свойство – обозначать понятие – звуки речи? Произнесите звуки:
[б] [р] [с] и [а] [о] [и]
– Будет ли понятно, что вы хотели сказать, если вы произнесёте каждый звук в отдельности или в том порядке, в котором они даны? (Нет. )
– Составьте слова, используя только гласные или только согласные. Возможно это сделать? А теперь объедините их и составьте как можно больше слов, используя данные звуки. Запишите слова в тетрадь.
Сделаем вывод: Сами по себе звуки речи не обозначают какого-нибудь понятия, но если их подобрать определенным образом, то можем получить слово.
4. Знакомство с новой темой урока
– Ребята, мудрая сова вам подготовила загадки. Если вы догадаетесь, о каких буквах идет в них речь, вы приоткроете завесу тайны гласных букв.
На дворе – такая жалость! –
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась,
Буква... зато осталась... (Е)Буква Е передохнула,
Как тотчас же на неё
Пара птенчиков вспорхнула –
Получилась буква… (Ё)Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотрите-ка,
Что случилось:
Получилась буква… (Ю)Поглядите-ка, друзья,
Смастерил скворечник я.
А в скворечник залетела
Вместо птички – буква... (Я)
– Вы правильно отгадали буквы, но какую тайну
они скрывают?
– Давайте попробуем произнести эти буквы. Какие
звуки слышатся?
Вывод.
– Итак, буквы е , ё , ю , я обозначают два звука.
е – [й"э],
ё – [й"о],
ю – [й"у],
я – [й"а]
– Но всегда ли буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Посмотрите внимательно на доску.
ме л [м"э л]
мё д [м"о т]
лю к [л"у к]
ря д [р"а т]
– Запишем транскрипцию этих слов и посмотрим, какие звуки обозначают буквы е , ё , ю , я .
Сверим записанную транскрипцию в тетрадях с доской. Всё ли у вас правильно? (открываю постепенно зашторенную часть слайда, где записана транскрипция слов).
– Где стоят буквы е
, ё
, ю
, я
в
словах данного столбика? (После согласного
.)
– Сколько и какие звуки они обозначают? (Один
звук [э, о, у, а]
.)
– Какие согласные стоят перед гласными звуками? (Мягкие
.)
Сделаем вывод.
Если буквы е
, ё
, ю
, я
стоят после
согласной, то они обозначают один звук [э, о, у,
а]
и смягчают предыдущий согласный.
Итак, первая роль букв е
, ё
, ю
, я
–
это смягчение согласной.
Понаблюдаем за этими же буквами, но в других позициях.
Из полученных наблюдений сделайте вывод.
(Буквы е , ё , ю , я в начале слова, после букв ъ и ь и перед гласными обозначают два звука)
– Какую же двойную роль выполняют буквы е ё ю я ?
Если буквы е
, ё
, ю
, я
стоят между
согласными, они обозначают один звук и указывают
на мягкость предыдущего согласного.
Если буквы е
, ё
, ю
, я
стоят в начале
слова, после ъ
и ь
, после гласной, они
обозначают два звука.
5. Физкультминутка
6. Закрепление нового материала
– Итак, тайну гласных букв Е Ё Ю Я вы разгадали. А теперь мудрая сова хочет проверить, как вы усвоили правило.
1) Обратимся к учебнику. Откройте стр. 127, упр. 305.
2) Распределите по алфавиту слова: буран
, буря
,
вьюга
, метель
, мороз
, позёмка
.
7. Проверка знаний
8. Рефлексия
– Ребята, сегодня на уроке мы побывали в гостях
у звуков речи, раскрыли тайну букв Е Ё Ю Я
,
хорошо поработали. Пора подвести итоги.
– Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
– В чём вы испытывали трудности?
– На что ещё следует обратить внимание?
Выставление оценок.
9. Домашнее задание
Дома: § 61, упр. 306
Использованная литература
>>Русский язык 5 класс >>Русский язык: Двойная роль букв я, ю, е, ё
ДВОЙНАЯ РОЛЬ БУКВ Я, Ю, Е, Ё.
Некоторые буквы могут обозначать как один, так и два звука.
Буквы е, ё, ю, я
после согласных в слове обозначают один звук: [э], [о], [у], [а] и указывают на мягкость этого согласного: семя
- [с"э"м"а].
В остальных случаях (в начале слова, после гласных и после разделительных ъ и ь ) буквы е, ё, ю, я обозначают два звука: [йэ], [йо], [йу], [йа] - судья [суд"йа]. Поэтому количество букв и звуков в словах не всегда одинаковое.
Знаете ли вы?
В истории русского языка сочетание звуков [йо] на письме передавалось по-разному: йо, ьо, ио
.
А известный русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин
(1766-1826) для этого звукосочетания придумал букву ё.
Сравните!
1. Сравните сочетания букв в левой и правой колонках. Есть ли специальные буквы для обозначения таких сочетаний? Если есть,
напишите эти буквы.
[ай] - ... [йа] - ...
[ой] - ... [йо] - ...
[уй] - ... [йу] - ...
[эй] - ... [йэ] - ...
2. Проговаривая слова медленно, скажите, в каких из них буква я
передаёт два звука [йа], а в каких - один [а].
Месяц, пять, январь, память, имя, время, скамья, семья,сентябрь, яблоко.
3. Выпишите выделенные слова. Подчеркните буквы е, ё
и укажите, сколько звуков они обозначают.
Споёмте
, друзья, ведь
завтра в поход
Уйдём в предрассветный
туман.
Споём веселей, пусть нам подпоёт
Седой боевой
капитан.
(А. Чуркин
)
4. Знаете ли вы русские имена, начинающиеся на буквы е, ю, я ? Запишите их. Сколько звуков обозначают эти начальные буквы?
5. Медленно произнесите слова. Посчитайте, сколько букв и сколько звуков в них. Обоснуйте свой вывод.
Лёт, льёт; сел, съел; яд, ад; Коля, колья; полю, полью; семя, семья; обедать, объедать.
Н.Ф.Баладина, К.В. Дегтярёва, С.А. Лебеденко. Русский язык 5 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов
Весь русский язык онлайн , список тем по предметам, сборник конспектов по русскому языку, домашняя работа, вопросы и ответы, сочинения по русскому языку, планы уроков
Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителейВ этой статье мы разберем гласные буквы и гласные звуки , а также такие явления как слабая и сильная редукция .
10 букв русского алфавита называются гласными , т.к. передают звук, который образуется с обязательным участием голоса и без преграды со стороны речевого аппарата, — гласный звук. Но гласных звуков в русском языке не 10, как букв, а 6: [А], [И], [О], [У], [Ы], [Э]. Остальные гласные буквы: Е, Ё, Ю, Я — обозначают по два звука, т.к. каждая из них начинается с согласного Й (йот), почему и называется йотированной: Е = [Й] + [Э], Ё = [Й] + [О], Ю = [Й] + [У], Я = [Й] + [А].
Йотированные гласные обозначают два звука в следующих случаях:
1) после разделительного Ь и Ъ (съесть, литье, вью, семья );
2) после гласной буквы (поеду, мое, пою, моя );
3) в абсолютном начале слова (если, елка, юг, ясно ).
Однако буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук (гласный), если стоят непосредственно после согласной (дело, мел, сюда, сядь ). Сам же согласный звук [Й] может передаваться не только йотированными гласными в трех позициях, но и буквой Й, если стоит на конце слога (лай, лайка, май, майский ), а также звук [Й] встречается после гласного перед гласным И. Тогда, по аналогии с йотированными гласными, его произношение передается разделительным Ь : семья — семьи, соловья — соловьи.
Русские гласные (по сравнению с фонетическими системами других языков) обладают оригинальными свойствами: а) все они образуют слоги (мо-е-го ); б) три из них ([А], [О], [Э]) в безударном положении произносятся не так внятно, как под ударением, т.е. редуцируются.
Редукция бывает слабой и сильной. Слабая редукция наблюдается:
а) в абсолютном начале слова: она [АНА] ;
б) в первом предударном слоге, т.е. слоге, расположенном перед ударным: в окно [ВАКНО] (слово с простым предлогом рассматривается как фонетическое целое).
В этих случаях первая буква О обозначает звук, схожий с [А], потому в транскрипции он и передается значком [А]. Звук [Э] в этой позиции напоминает [И] и передается значком [И]: леса [ЛʼИСА] = лиса [ЛʼИСА]. Слабо редуцированные звуки [А], [О], [Э] могут передаваться на письме и соответствующими буквами А, О, Э и буквами Я, Е, стоящими непосредственно после согласного (Ё не передает редуцированного звука, т.к. всегда упорно, но чередуется с Е): лёд — ледок [ЛʼИДОК], мелко — обмелеть [АБМʼИЛʼЕТʼ], мяч — мяча [МʼИЧА].
Сильная редукция наблюдается:
а) в любом заударном слоге (запад, вечером)
б) во втором предударном слоге (небеса, телевизор).
Сильно редуцированные звуки произносятся почти одинаково, и качество их звучания зависят от твердости или мягкости предшествующего им согласного. Сильно редуцированный гласный, стоящий после твердого согласного, передается в транскрипции значком [Ъ] ; сильно редуцированный гласный, стоящий после мягкого согласного, передается в транскрипции значком [Ь].
Запомним:
1) Не редуцируются в русском языке гласные звуки [И], [Ы], [У].
2)Звуки, которые не подвергаются редукции, могут быть переданы на письме буквами И, Ы, У, Ю.
3) Редуцируются звуки [А], [О], [Э].
4) Редуцированные звуки могут быть выражены буквами А, О, Э, Е, Я.
5) Значки [Ъ] и [Ь] в транскрипции означают совсем не то, что Ъ и Ь на письме.
Перечислим правила, которые нужно учитывать при фонетическом разборе слова: составлении транскрипции и фонетической характеристики. Рассмотрим правила для мягкого и твердого знаков, для гласных и согласных звуков. Существуют отдельные нюансы из списка правил, которым уделяют внимание в средних классах и не изучают в начальной школе, для них приведем примеры. Рассматриваемые на этой странице правила корректны и полны только для школьной программы .
Обозначения
Используемые при фонетическом разборе обозначения:
- Транскрипция слова заключается в квадратные скобки: семья → [с"им"й"а]. Иногда в транскрипции ставят знак ударения: [с"им"й"а ́];
- Каждый звук в фонетическом разборе заключается в квадратные скобки: с - [с], и - [и], м - [м"] и т.д. Напротив мягкого и твёрдого знаков ставят прочерк или прочерк в квадратных скобках: ь - [-];
- Мягкость звука помечается знаком апострофа: м - [м"];
- Долгий звук (долгое звучание) обозначают через двоеточие: теннис → [т"эн":ис], грузчик → [грущ’:ик];
вместо двоеточия долгий звук также обозначают горизонтальной чертой над звуком; - В большинстве школьных программ в конце фонетического разбора проводится черта, под которой указывается число букв и звуков в слове.
Детальный план, устный и письменный примеры фонетических разборов представлены на странице .
Правила для ь, ъ
- Буквы ь, ъ не обозначают звуков. В транскрипции слова они не могут присутствовать.
- Буква ь делает мягким предыдущий согласный.
- Буква ъ используется только в качестве разделительного знака.
Фонетика гласных
- Не бывает звуков [е], [ё], [ю], [я]. В транскрипции слова они не могут присутствовать.
- Буквы а, о, у, ы, э предыдущий согласный делают твёрдым.
- Буквы я, ё, ю, и, е предыдущий согласный делают мягким. Но в некоторых иноязычных словах согласный перед буквой е остаётся твёрдым.
Кафе → [кафэ], купе → [купэ], отель → [атэл"] . - Буквы я, ю, е, ё после согласных обозначают следующие звуки: я → [а], ю → [у], е → [э], ё → [о].
Мяч → [м"ач"], мел → [м"эл] . - Буквы я, е, э, о после согласных без ударения
обозначают следующие звуки: я → [э] или [и], е → [и], э → [э] или [и], о → [а].
Рябина → [р"эб"ина], пятно → [п"итно], весело → [в"эс"ила], корова → [карова] . - Буква ё, я, ю, е после гласных, после ъ, ь и в начале слова обозначают следующие звуки: я → [й"а], ю → [й"у], е → [й"э], ё → [й"о] (под ударением) и я → [й"и], е → [й"и] (без ударения). Их называют йотированными. В некоторых изданиях вместо й пишут j.
- Буква и после ь обозначает звук [й"и].
Ручьи → [руч"й"и] . - Буква и после согласных ж, ш, ц обозначает звук [ы].
Обобщим правила для «преобразования» гласных букв в звуки таблицей:
а | о | и | е | у | ю | ё | я | э | ы | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
под ударением | а | о | и | э | у | у | о | а | э | ы |
без ударения | а | а | и | и | у | у | о | э, и | э, и | ы |
в начале слова | а | о | и | й"э | у | й"у | й"о | й"а | э | ы |
после гласных | а | о | и | й"э | у | й"у | й"о | й"а | э | ы |
после ь, ъ | а | о | й"и | й"э | у | й"у | й"о | й"а | э | ы |
после ж, ш, ц | ы | о | ы | ы | у | у | о | а | э | ы |
Фонетика согласных
- В фонетическом разборе мягкие согласные обознаются знаком апострофа ": [л"], [с"], [ч"] и т.д.
- В фонетическом разборе долгий звук (тянущийся) обозначается через двоеточие [ж:], [ц:] или черточкой над звуком [ж ], [ц ].
- Буквы й, ч, щ всегда обозначают мягкие звуки : [й"], [ч"], [щ"]. Они остаются мягкими, даже если после них следуют гласные а, о, у, ы, э.
- Буквы ж, ц, ш всегда обозначают твёрдые звуки : [ж], [ц], [ш]. Они остаются твёрдыми, даже если после них следуют гласные я, ё, ю, и, е.
- Буква й всегда обозначает звонкий и мягкий звук [й"].
- Буквы л, м, н, р, й всегда обозначают звонкие звуки и называются сонорными.
- Буквы х, ц, ч, щ всегда обозначают глухие звуки.
- Парные по звонкости/глухости согласные в конце слова и перед глухой согласной обозначают глухой звук: б → [п], д → [т], г → [к], з → [с], в → [ф]:
столб → [столп], поезд → [пой"эст] . - Непроизносимые согласные в, д, л, т в корне не обозначают звука:
чувство → [ч"уства], солнце → [сонц"э] . - Двойные согласные после ударного гласного дают долгий звук:
группа → [груп:а], теннис → [тэн:ис] . - Двойные согласные перед ударным гласным дают согласный одинарный звук:
миллион → [м"ил"ион], аллея → [ал"эй"а] .
В некоторых случаях:
- Буква с в начале слова означает звонкий звук [з]:
сделал → [з"д"элал] . - Буква г перед глухой согласной произносится как [к] или [х]:
когти → [кокт"и], мягкий → [м"ах"к"ий"] - Согласные между корнем и суффиксом перед мягкой согласной произносятся мягко:
зонтик → [зон"т"ик] . - Буква н обозначает мягкий звук перед согласными ч, щ:
стаканчик → [стакан"ч"ик], сменщик → [см"эн"щ"ик] . - Сочетание -чн-, -чт- произносится как [ш]:
конечно → [кан"эшна], скучно → [скушна], что → [што] .
Сочетание определённых согласных букв в словах дает долгий или непроизносимый звук:
- Сочетание букв -зж- обозначают один звук [ж:]:
изжить → [иж:ыт"], уезжать → [уиж:ат"] . - Сочетание букв -тьс-, -тс- обозначает один звук [ц:]:
купаться → [купац:а] . - Сочетание букв -стн- произносится как [сн], -стл- — [сл], -здн- — [зн]:
звёздный → [зв"озный"], лестница → [л"эс"н"ица] . - В окончаниях прилагательных -ого, -его согласная Г обозначает звук [в]:
золотого → [залатова], синего → [син"эва] . - Сочетания букв -сч-, -зч-, -жч- обозначают звук [щ"]:
счастливый → [щ"асливый"], извозчик → [извощ"ик], перебежчик → [п"ир"иб"эщ"ик] .
Это все основные правила фонетического разбора. Для закрепления темы в рамках школьной программы подойдет издание Литневской Е.И. «Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников.»
Существует целый ряд правил программы института и углублённого изучения фонетики русского языка. Правила учитывают тонкости современного фонетического произношения и фонетические особенности за последние столетия. Такие правила не рассматриваются в школьной программе, чтобы не усложнить и без того сложную для понимания школьников тему. Так, вне рамок школьной программы рассматриваются варианты с мягким звуком [ж’], в том числе характерного для старомосковского произношения. В корне слова в сочетаниях -жж-, -зж- и -жд- в слове дождь вместо твердого звука [ж:] имеет место быть мягкий [ж’:]. Например, дрожжи – [дрож’:и]. По другому правилу: буква щ перед звонкой согласной получает озвончение и отмечается звонким звуком [ж’:]. Например, в слове вещдок – [в’иж’:док].
Наш сайт умеет делать фонетический разбор слов в автоматическом режиме. Воспользуйтесь формой поиска слова.
В русском языке гласных букв - 10, гласных звуков - 6. Гласные буквы: а, и, е, ё, о, у, ы, э, ю, я. Гласные звуки: [а] , [о] , [у] , [э] , [и] , [ы] . В школьной программе гласные звуки обозначаются на схемах красным цветом. В начальных классах объясняют: гласные буквы называются так, потому что они «голосят», произносятся «голосисто», согласные же буквы получили такое название, потому что они «согласуются» с гласными.
Схема 1. Гласные буквы и гласные звуки русского языка.
Ударные и безударные гласные звуки
Гласные звуки бывают:
- ударными: сок [о] - лёд [’о], лес [’э] - мэр [э], бур [у] - люк [’у],
- безударными: во да́ [а], су да́к [у], ле со́к [и].
Примечание. Правильно говорить «ударный слог» и «безударный слог». Вместо «ударение падает на гласную» говорить «ударение падает на слог с гласной». Однако в литературе встречаются формулировки «ударная гласная» и «безударная гласная».
Ударные гласные находятся в сильной позиции, они произносятся с большей силой и интонацией. Безударные гласные находятся в слабой позиции, они произносятся с меньшей силой и могут подвергаться изменению.
Примечание. Обозначение буквы е в слабой позиции отличается в различных школьных программах. Выше мы показали звук [и], в других школьных программах встречается обозначение [э], в институтской программе - [э и ] (э с призвуком и).
Схема 2. Деление гласных на ударные и безударные.В русском языке есть сложносоставные слова с основным и второстепенным ударением. В них сильной интонацией мы выделяем основное ударение, слабой интонацией - второстепенное. Например, в слове пе́нобло́ки основное ударение падает на слог с буквой о, второстепенное - на слог с буквой е. При фонетическом разборе гласная с основным ударением является ударной, гласная с второстепенным ударением является безударной. Например: трёхство́рчатый, трёхле́тний.
Йотированные гласные звуки
Буквы я, ю, е, ё носят название йотированных и означают два звука в следующих позициях слова:
- в начале слова: ёлка [й"олка], Яна [й"ана], енот [й"инот];
- после гласного: заяц [зай"иц], баян [бай"ан];
- после ь или ъ: ручьи [руч"й"и], подъём [падй"ом].
Для ё и ударных гласных я, ю, е делается замена: я → [й’а], ю → [й’у], е → [й’э], ё → [й’о]. Для безударных гласных используется замена: я → [й"и], е → [й"и]. В некоторых школьных программах при составлении транскрипции слова и при фонетическом разборе вместо й пишут латинскую j.