Скороговорки по развитию речи. Скороговорки для развития речи и дикции взрослых

Скороговорки

Как с ними работать?

1. В самом начале можно проговаривать полюбившиеся скороговорки от двух до пяти раз в день и делать это в виде шуточных перерывов в течение 10 минут.

2. В дальнейшем, для новизны ощущений и регулярности тренировок можно добавлять новые скороговорки для дикции. Лучше распечатывать их яркими крупными буквами на листе бумаги.

3. Если вы занимаетесь не с ребенком, а сами хотите улучшить свою дикцию, то было бы хорошо разместить листы с текстом в местах, привлекающих ваше внимание – рядом с телефоном, компьютером, зеркалом, окном и т.д.

4. Скороговорки должны периодически заменяться новыми (примерно каждые 10 дней). Так вы не позволите своему артикуляционному аппарату привыкнуть к одному и тому же произношению.

5. Для себя и вашего малыша подбирайте скороговорки с теми проблемными буквами, которые вам необходимо освоить.

Ну а теперь самое интересное! Выбирайте, какие скороговорки вам по душе и тренируйтесь!

У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.

Сачок зацепился за сучок.

Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.

Жутко жуку жить на суку.

В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

Цыган подошел на цыпочках к цыпленку и цыкнул: «цыц!

Сшит колпак, да не по-колпаковски;
Вылит колокол, да не по-колоколовски.
Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать;
Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать,
Надо все скороговорки переговорить, перевыскороговорить
И тогда так заговоришь,
Словно реченька зажурчишь.

Сиреневенький глазовыколупыватель с полувыломаными ножками едет на сиреневеньком бронетранспортёрчике с передним предподвыподвертом.

Скороговорун скоровыговорил, что все скороговорки не перескороговоришь, не выскороговоришь, позже убедился, что все скороговорки выговоришь, да перевыговоришь.

И прыгают скороговорки, как караси на сковородке!
Говорил, говорил – проговаривал,
Да не выговаривал,
Скороговорки прочитал, читал – читал,
Но быстрей говорить не стал.
Может просто плохо проговаривал
Невыговариваемые скороговорки.

Эйяфьятлайокудль эйяфьятлайокудляли, эйяфьятлайокудляли, но не выэйяфьятлайокудляли.
Надо эйяфьятлайокудль переэйяфьятлайокудлевать да перевыэйяфьятлайокудлевать.

Чистоговорки

Для отработки отдельных звуков речи и их сочетаний служат специально составленные фразы - чистоговорки. В них неоднократно повторяется тренируемый звук или сочетание звуков.

Как с ними работать?

1. Работать над чистоговорками надо не торопясь, заботливо проверяя установку каждого звука, тщательно отрабатывая его верное звучание.

2. Перед началом работы над чистоговорками внимательно изучите нормы произношения. Надо знать, как произносятся отдельные звуки и их сочетания по законам устной речи, чтобы не наработать неверного навыка. Например, слова «редко» (редька редко росла на грядке) и «грядка» звучат - «реТко», «гряТка»; «сшила» (сшила капюшон) как «ШШыла» и т. д.

3. Записывайте упражнения с чистоговорками на диктофон, это позволит вам услышать себя со стороны, заметить и быстрее исправить недостатки речи, а также внести коррективы в процессе работы.

И несколько примеров:

Бык тупогуб, тупогубенький бычок у быка бела губа была тупа.

От топота копыт пыль по полю летит.

Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку.

Пришел Прокоп - кипел укроп, ушел Прокоп - кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.

Рыла свинья тупорыла-белорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла да подрыла.

Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, к Лавру пойдет, Лавру на Фрола наврет.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки - скок, Соньку с ног, Саньку - в бок, Сеньку - в лоб, все - в сугроб!

Кукушка кукушонку сшила капюшон. Надел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон.

Цапля мокла, цапля сохла, цапля чахла, цапля сдохла.

Щетинка у чушки, чешуйка у щучки.

В Чите течет Читинка.

Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на дело туп.

Повар Петр, повар Павел. Петр плавал, Павел плавал.

И ещё несколько упражнений на улучшение дикции

1. Помассируйте языком ротовую полость изнутри. Делайте языком вращательные движения. Проводите им по зубам, как будто вы чистите зубы, старайтесь достать языком нёба.

2. Помассируйте пальцами губы, щеки, нос, кожу под подбородком. Надуйте щеки, как будто ваша кожа - натянутый барабан. Стучите по всем этим местам подушечками пальцев, как барабанными палочками.

3. Произносите скороговорки для улучшения дикции и артикуляции каждый день, хотя бы по 5-10 минут.

4. Упражнение на произнесение скороговорок можно усложнить. Например, перед тем, как произносить скороговорки, можно положить в рот несколько мелких камешков или орешков. Ясное дело, чтобы в этом случае произнести фразу красиво и четко, следует приложить усилия. Так тренируются мышцы рта, улучшая артикуляцию.

5. Еще одним популярным упражнением в разговорной практике является также разговор с закрытым ртом. Поскольку губы сомкнуты, усложняется произношение звуков. В этом случае также нужно проявить дополнительную сноровку, волю, чтобы сказать хоть сколько-нибудь понятные слова. После такой тренировки дикция и артикуляция обычной разговорной речью значительно улучшаются.

Будет очень полезно, если перед каждым публичной речью или возможностью выступить перед людьми, вы в течении 5-7 минут проделаете первые три упражнения.

Представляем Вам подборку русских скороговорок для детей и взрослых из народного фольклора, использующихся для отработки произношения различных звуков. Их ещё называют «Русские потешки». Лучшие скороговорки для развития речи и тренировки дикции.

Отработка звуков:
б, п, в, ф, г, к, д, т, х

1. Добыл бобов бобыль.
2. Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.
3. От топота копыт пыль по полю летит.
4. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
5. Колпак на колпаке, под колпаком колпак.
б. Верзила Вавила весело ворочал вилы.
7. Около кола колокола, около ворот коловорот.
8. Шакал шагал, шакал скакал.
9. Купи кипу пик, пик кипу купи. Купи кипу пуха, кипу пуха купи.
10. Повар Петр, повар Павел. Петр плавал, Павел плавал.
11. Ткет ткач ткани на платки Тани.
12. Водовоз вез воду из-под водопровода.

13. Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.
14. Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить, не перевыпономарить; наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.
15. Стоит копна с подприкопёночком.
16. В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.
17. Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено граблями, краб, грабь!
18. У елки иголки колки.
19. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!
20. Все бобры для своих бобрят добры. Бобры берут для бобрят бобы. Бобры, бывает, будоражат бобрят, давая им бобы.
21. Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. И ждет на тракте трактор домкрат.
22. На меду медовик, а мне не до медовика.
23. Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп, кипел укроп; как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
24. Шли три попа, три Прокопия-попа, три Прокопьевича, говорили про попа, про Прокопия-попа, про Прокопьевича.
25. Однажды галок поп пугая, в кустах увидел попугая, и говорит тот попугай: пугать ты галок, поп, пугай, но галок, поп, в кустах пугая, пугать не смей ты попугая.
26. Волховал волхв в хлеву с волхвами.
27. Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень.
28. У Феофана Митрофаньча три сына Феофанычи.
29. Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит.
30. Рододендроны из дендрария даны родителями.
31. Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревятами на ветке.
32. Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.
33. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.

Отработка звуков:
р, л, м, н

34. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
35. У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
36. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Марину жену.
37. Клара-краля кралась к ларю.
38. Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал.
39. На дворе трава, на траве дрова – раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова на траве двора.
40. На дворе дрова, за двором дрова, дрова вширь двора, не вместит двор дров, надо дрова выдворить на дровяной двор.
41. На дворе вдовы Варвары два вора дрова воровали, рассердилася вдова, убрала в сарай дрова.
42. Рапортовал да не дорапортовал, дорапортовывал да зарапортовался.
43. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
44. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
45. Тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали.
46. На мели мы лениво налима ловили. На мели мы лениво ловили линя. О любви не меня ли вы мило молили И в туманы лимана манили меня?
47. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
48. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
49. Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.
50. Дробью по перепелам да по тетеревам.
51. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
52. Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
53. Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
54. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
55. Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала. Подойду к Лавру, на Фрола Лавру навру.
56. Король-орел.
57. Курьера курьер обгоняет в карьер.
58. Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.
59. Регулировщик-лигуриец регулировал в Лигурии.
60. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию.
61. Гонец с галер сгорел.
62. Талер тарелка стоит.
63. Идти на рать, так бердыш брать.
64. Интервьюер интервента интервьюировал.
65. Либретто Риголетто.
66. Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, но не мелел Байкал.
67. Мы ели, ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели.
68. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
69. Во мраке раки шумят в драке.
70. На дороге с утра тарахтят трактора.
71. Жри во ржи, да не ржи во ржи.
72. Орел на горе, перо на орле, гора под орлом, орел под пером.
73. На горе Арарат рвала Варвара виноград.
74. Из-под Костромы, из-под Костромщины шли четыре мужчины. Говорили они про торги, да про покупки, про крупу да про подкрупки.
75. Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
76. Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку.
77. А мне не до недомогания.

Отработка звуков:
з, с, ж, ш, ч, щ, ц

78. У Сени и Сани в сетях сом с усами.
79. У осы не усы, не усища, а усики.
80. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.
81. Осип охрип, а Архип осип.
82. Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.
83. По семеро в сани уселися сами.
84. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
85. Свиристель свиристит свирелью.
86. Разнервничавшийся конституционалист был обнаружен ассимилировавшимся в Константинополе.
87. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
88. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
89. Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, две мыши поплоше нашли по два гроша.
90. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
91. Чешуйки у щучки, щетинки у чушки.
92. Четверть четверика гороха без червоточинки.
93. Инцидент с интендантом.
94. Прецедент с претендентом.
95. Константин констатировал.
96. У ежа ежата, у ужа ужата.
97. Жутко жуку жить на суку.
98. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
99. Тщетно тщится щука ущемить леща.
100. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.

Красивая четкая речь — это не только комфортное общение, но и своеобразная визитная карточка образованного человека. Она помогает создать хорошее впечатление у собеседника, расположить его к себе и передать ему свою мысль. К сожалению, культура речи и ее общий уровень сегодня заметно снизился. Все реже можно встретить взрослого человека с идеальной дикцией и хорошо поставленными речевыми навыками. Что говорить о детях и подростках, среди которых в последнее время выросло число тех, кто не выговаривает звуки «р», «с», «ш» и т. д. Благо, в логопедии давно известны методы исправления картавости, шепелявости и других речевых изъянов. Среди самых эффективных и доступных коррекционных мероприятий — скороговорки для развития речи и дикции. Это всем известные короткие и длинные фразы/стишки, повторение которых помогает исправить дефекты речи. В идеале для достижения быстрого и устойчивого положительного эффекта скороговорки следует совмещать с артикуляционной гимнастикой и другими логопедическими упражнениями. Но и сами по себе эти простые тренировочные тексты при регулярных занятиях способны значительно улучшить речевые навыки. Далее вас ждет подборка лучших скороговорок для детей 3-4, 5-6 и 10-12 лет, имеющих проблемы с произношением. Кроме того, вы найдете более сложные варианты скороговорок для взрослых, в том числе и проходящих реабилитацию после инсульта.

Скороговорки для развития речи и дикции у детей: варианты упражнений для разного возраста

Положительное влияние скороговорок на развитие речи и дикции легче всего проследить на детях разных возрастов (варианты упражнений ниже). Причем речь идет не только о малышах с нарушениями в произношении, но и о детках с нормой речевого развития. Дело в том, что скороговорки помогают не только автоматизировать отдельные сложные для ребенка звуки, но и натренировать чистоту речи. Именно поэтому скороговорки часто рекомендуют использовать в работе с детками 3-4 лет, которые не имеют особых речевых проблем. Эти простые упражнения помогают детям в этом возрасте избавиться от лишней мягкости произношения, характерной для малышей. Кроме того, скороговорки способны скорректировать ошибки в уже сформировавшейся речи детей постарше. Например, с помощью таких текстов можно натренировать дыхание и темп, что положительно сказывается на всей детской речи

Скороговорки для развития речи у детей 3 лет

Ниже представлены варианты простых скороговорок для развития речи у детей 3 лет. Регулярно повторяя их с ребенком, вы сможете значительно улучшить его произношение и расширить словарный запас малыша.

Звуки К, Г, Х, Й

1. Ко-ко-ко- кошка любит молоко.

2. Га-га-га у козы рога.

3. Ха-ха-ха- не поймать нам петуха.

4. Ой-ой-ой-зайке холодно зимой.

5. На горе гогочут гуси.

6. Хомячку на ухо села муха.

Звуки Ф, В

1. Аф-аф-аф- мы постовим в угол шкаф.

2. Ву-ву-ву — в лесу видели сову.

3. У Фани фуфайка, а у Феди туфли.

4. Наш Филат не бывает виноват.

Звук С(сь).

1. У Сони сани с горки едут сами.

2. Сеня в лесу встретил лису.

3. У нас газ погас.

4. Су-су-су-су — тихо осенью в лесу.

5. Носит Сеня сено в Сени, спать на сене будет Сеня.

1. Зу-зу-зу-зайку моем мы в тазу.

2. У Зины козлик в корзине.

3. Лиза купила Зине корзину в магазине.

4. У магазина пьют сок Зоя и Зина.

5. У Зины звонок звенит звонко.

6. У маленькой Зины зайка спит в корзине.

Варианты скороговорок для речи и развития дикции у детей 5-6 лет

У детей 5-6 лет довольно часто наблюдается неправильное дыхание и сбивчивый темп произношения, особенно при торопливой речи. Используя варианты скороговорок из подборки ниже для тренировки речевых навыков и коррекции звукопроизношения у детей этой возрастной категории.

На дворе трава, на траве дрова

Не руби дрова на траве двора.

Карл у Клары украл кораллы,

Клара у Карла украла кларнет.

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Ехал Грека через реку,

Видит Грека — в реке рак.

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Грека — цап!

Испугались медвежонка

Ёж с ежихой и с ежонком,

Стриж с стрижихой и стрижонком.

Лучшие скороговорки для развития речи и улучшения дикции у детей 10-12 лет

В возрасте 10-12 лет речь уже практически полностью сформирована. Поэтому при наличии ее дефектов обязательна хорошая логопедическая работа, в том числе и с использованием скороговорок. Но и без особых дефектов повторение специальных текстов положительным образом сказывается на автоматизации речи, ее чистоте и правильности. Вот несколько вариантов скороговорок, которые актуальны для детей данной возрастной группы.

В недрах тундры

Выдры в гетрах

Тырят в вёдра

Ядра кедров! Выдрав с выдры

В тундре гетры

Вытру выдрой ядра кедров

Вытру гетрой выдре морду

Ядра в вёдра

Выдру в тундру!

На опушке в избушке

Живут старушки-болтушки.

У каждой старушки лукошко,

В каждом лукошке кошка,

Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

Мышка залезла под крышку,

Чтобы под крышкой сгрызть крошку,

Мышке, наверное, крышка -

Мышка забыла про кошку!

Карасёнку раз карась

Подарил раскраску.

И сказал Карась:

«Раскрась, Карасёнок, сказку!»

На раскраске Карасёнка -

Три весёлых поросёнка:

Карасёнок поросят перекрасил в карасят!

Длинные скороговорки для развития речи и дикции у подростков — готовые упражнения

Если же речевые дефекты не были скорректированы в детском возрасте, то отчаиваться не стоит. Правильно подобранные длинные скороговорки на развитие речи и дикции отлично работают и на подростках, если использовать их в логопедических упражнениях. Но стоит отметить, что в этом возрасте подборкой текстов для коррекции дикции должен заниматься специалист. Только квалифицированный логопед может выбрать тексты для упражнений необходимой длины, ритмики и направленности исходя из данных подростка. Впрочем, если дефектов нет, а есть желание улучшить чистоту произношения, то можно обойтись и универсальными скороговорками.

Длинные скороговорки для упражнений на развитие речи и дикции подросткам

Нет абрикоса, кокоса, редиса,
Палтуса, уксуса, кваса и риса,
Компаса нет, баркаса и троса,
Термоса, пресса, индуса-матроса,
Баса нет, вкуса, веса и спроса,
Нет интереса - нет и вопроса.

У Киры и Фиры
В квартире был пир:
Факир ел зефир и
Кефир пил Факир.
А Фира и Кира
Не пили кефира,
Не ели зефира -
Кормили факира.

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

Граф Тото играет в лото,
а графиня Тото знает про то,
что Граф Тото играет в лото,
если бы граф Тото знал про то,
что графиня Тото знает про то,
что граф Тото играет в лото,
то б граф Тото никогда бы в жизни
не играл бы в лото.

Сложные скороговорки для развития речи и улучшения дикции у взрослых — варианты упражнений, видео

А как быть со взрослыми — помогут ли им скороговорки при сложных дефектах в произношении, в развитии речи и улучшении дикции? Специалисты, уверены, что да. Другое дело, что одними скороговорками при речевых нарушениях взрослым не обойтись. Им необходима помощь логопеда и систематические упражнения, в частности, артикуляционная гимнастика. Но если цель улучшение дикции при речевой норме, то взрослый может обойтись и без специалиста. В этом случае стоит сделать упор на разнообразные и систематические упражнения с использованием скороговорок разных форматов.

Варианты сложных скороговорок на развитие речи и улучшения дикции для взрослых

Ниже представлена подборка сложных скороговорок для развития речи и улучшения дикции, которую могут использовать взрослые люди.

Ежели вы не жили возле ежевичника,
но ежели вы жили возле земляничника,
то значит земляничное варенье вам привычное
и вовсе не привычное варенье ежевичное.
Ежели вы жили возле ежевичника,
то значит, ежевичное варенье вам привычное,
и вовсе не привычное варенье земляничное.
Но ежели вы жили возле ежевичника,
и ежели вы жили возле земляничника
и ежели вы времени на лес не пожалели,
то значит, преотличное варенье ежевичное,
варенье земляничное вы ежедневно ели.

Побрёл бобёр в бор.
В бору бобра обобрали.
Обобранный бобёр побрёл в Барвиху к бобрихе.
Бобриха бобра побранила и побрила,
а бобрята бобра ободрили.
Обобранный, побритый и ободренный бобёр побрёл обратно в бор.

Те, кто говорят скороговорки — скороговоры.
Те, кто изучает мастерство скороговоров — скороговороведы.
Те, кто любит читать скороговороведов — скороговороведофилы.
Те, кто ненавидит скороговороведофилов — скороговороведофилофобы.
Те, кто поедает скороговороведофилофобов — скороговороведофилофобофаги.
Те, кто ведёт борьбу со скороговороведофилофобофагами — антискороговороведофилофобофаги.
Те, кто выдаёт себя за антискороговороведофилофобофагов — квазиантискороговороведофилофобофаги!

Скороговор выговаривал скороговорку, выговаривал
Да не выговорил. Только всех подряд заговаривал,
Не хотел больше скороговор скороговорку выговаривать.
Пошел скороговор уши отпаривать.
Спросили у скороговоруна: "А скороговорка велика"?
И сказал скороговор: "Нет" — вот его ответ.

Простые скороговорки для развития речи и дикции взрослых с буквой «р»

Одна из самых распространенных речевых проблем как у детей, так и у взрослых — картавость. Она заключается в неправильном произношении звука «р». Во взрослом возрасте с данной проблемой лучше обратиться к врачу-логопеду, который сможет подобрать правильную коррекционную программу. Но и в домашних условиях при соблюдении систематичности и использовании простых скороговорок со звуком «р» на развитие речи и дикции взрослые также могут добиться положительных результатов.

Варианты простых скороговорок на развитие речи и дикции взрослых с буквой «р»

Бобр добр до бобрят.

Пекарь Петр пек пирог.

В современном мире не так много людей с превосходной дикцией. Очень немногим природой дана особенность чётко и ясно произносить слова и звуки. Но всё поправимо. С помощью специальных упражнений вполне возможно добиться прекрасной дикции, исправить любой дефект речи.

Дикция – это способность произносить звуки и слова отчётливо, с совершенной артикуляцией. Артикуляция – это объединённое функционирование произносительных органов при формировании речевых звуков.

Значимость дикции для певца, лектора, оратора, актёра, трудно переоценить, так как она служит элементом сценической речи. Разборчивое проговаривание слов и звуков важно как профессиональное качество,а обычному человеку дикция позволит быть правильно понятым окружающими людьми.

Хорошая речь и культура речи предполагает ясную и отчётливую дикцию. Свободно открывая рот во время разговора, правильно артикулируя, человек приобретает внятное и чёткое произношение – отличную дикцию.

Чтобы исправить недостатки произношения в первую очередь надо понять причины неудовлетворительного произношения. Артикуляция и образование голоса происходят неосознанно, поэтому достаточно проделать специальные упражнения для увеличения подвижности артикулярного аппарата и перепрограммировать собственное подсознание, чтобы заметить улучшения речи.

Логопеды и дефектологи исправляют шепелявость, картавость, гнусавость в запущенных случаях преимущественно в детском возрасте. Иногда в их услугах нуждаются и взрослые. Техника речи научит произносить согласные и гласные звуки чётче.

Упражнения для улучшения дикции

Подвижные и эластичные артикуляционные органы позволят внятно и чётко произносить слова, не шепелявя и не глотая окончания. Чтобы сохранить и улучшить работу произносительных органов используются специальные упражнения.

  • Осанка и дыхание. Для правильного произношения первостепенное значение имеет диафрагмальное дыхание, так как в процесс вовлекаются органы грудной клетки. Это улучшит звучание голоса и произношение.
  • Тренировка и разминка мышц артикулярного аппарата. Упражнения воздействуют на мышцы языка, челюсти, губ.
  • Упражнения произношения звуков помогают отработать каждый звук.
  • Управление эмоциями. Эмоциональная окраска произносимого, интонация, важна не меньше хорошего состояния речевых органов.
  • Сценическая речь поможет развить дикцию, голос станет звонче, приятнее, объёмней.
  • Специально для исправления дефектов речи предназначены скороговорки. Нужно подобрать фразы или стихи, корректирующие «слабые» звуки и тренироваться проговаривая.

Что такое скороговорка

Скороговорка (чистоговорка) представляет собой коротенькую фразу или стишок с трудной артикуляцией. В тексте сочетаются одинаковые звуки, но в словах с разным значением. Стихи и предложения благодаря рифме и смыслу легко запоминаются, тренируют дикцию и развивают речь.

Цель скороговорки – развитие речи и совершенствование дикции. Чистоговорки встречаются в стихотворной форме и в виде прозы. Первый вид пользуется большей популярностью из-за удобства запоминания.

Классификация скороговорок разнообразна:

  • Простые.
  • Сложные.
  • Быстрые.
  • Длинные.
  • Народные.
  • Детские.
  • Для взрослых.
  • Скороговорки-пословицы.

Пение скороговорок

Для совершенствования речи применяются видео и скороговорки в виде песни. Особого внимания заслуживают слова песни Гарри Топора «Упражнения для дикции», в которых прослеживается сложное и разнообразное сочетание звуков. Гарри Топор Упражнения для дикции - всего лишь небольшой элемент творчества исполнителя. Выговорить подобный текст не так-то просто, поэтому проговаривая слова песни усовершенствовать речь можно быстро и эффективно.

Текст в виде песни тренирует управление собственным голосом, его тембром, высотой. Пение благотворно воздействует не только на речевой аппарат. Оно обеспечивает выработку гормонов удовольствия эндорфинов, улучшает дыхание, состояние грудной клетки, сердечной мышцы и гортани. Следствием развития органов, участвующих в формировании речи, является великолепная дикция. Текст в виде песни улучшает физическое и эмоционально состояние человека.

Видео служит наглядным помощником в развитии речи. Здесь демонстрируется правильность работы речевых органов. Видео поможет безошибочно выполнять специальные упражнения. Направленные на совершенствование дикции.

Простые скороговорки

Подобные чистоговорки чаще применяются для развития речи у малышей и деток постарше. Для взрослой возрастной категории они слишком лёгкие. Самые важные для совершенствования произношения буква «Р» и шипящие, потому что наиболее часто встречающиеся у детей дефекты речи связаны именно с этими согласными. Например:

  • На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
  • Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж.
  • Это колониализм? - Нет, это не колониализм, а неоколониализм!
  • Жирная жаба рожала ежа, в луже лежали два жирных ужа.

Сложные скороговорки

Используются для тренировки дикции. Особой значимостью наделен текст чистоговорок, применяемый для совершенствования речи дикторов. В любом языке имеются слова, которые даже по слогам произнести сложно. Здесь на помощь приходят скороговорки. Повторение фразы с труднопроизносимым сочетанием звуков с максимальной скоростью поможет со временем произносить неподдающиеся слова автоматически, чисто и красиво.

  • Налево нас рать. Направо нас рать. И битвою мать Россия спасена.
  • Муж в Тверь, жена в дверь.
  • На холме стоят кули, выйду на холм куль поправлю.
  • Бессмысленно осмысливать смысл неосмысленными мыслями!

Примером написания сложной скороговорки для взрослых служит содержание песни Гарри Топор Упражнения для дикции.

Для взрослых или для детей

Разделение скороговорок на взрослые и детские условно. Отличия наблюдаются в содержании и принципе формирования текста.

Специалисты, в силу своей профессии связанные с правильным произношением и чистотой речи, в один голос советуют для улучшения дикции учить и проговаривать чистоговорки.

Скороговорки для взрослых не призваны развлекать человека, основной упор их смыслового содержания и компоновки делается на улучшение речи. Пример современной скороговорки для взрослых: «Я человек фертикуляпистый, могу зафертикультипнуть и выфертикультипнуть».

Правила произношения

Вначале занятий нужно медленно по слогам повторять нужную скороговорку. Постепенно темп проговаривания ускоряется, а текст – учится наизусть. В самом начале занятий текст следует записать на листах бумаги и развесить в видных местах. Чтобы они постоянно попадались на глаза. Это облегчит появление привычки проговаривания, ускорит заучивание фразы или четверостишия.

Принципы эффективных занятий:

  • Все звуки произносятся максимально отчётливо, слова – медленно и по слогам.
  • Усвоению текста скороговорки помогает чёткое произношение шёпотом или стоя перед зеркалом.
  • Произносить текст разными голосами и с различной интонацией, эмоциональной окраской.
  • В первую очередь концентрируется внимание на правильном произношении звуков, и лишь затем текст повторяется в быстром темпе.
  • Достижению результата способствует проговаривание текста в течение десяти минут от пяти до десяти раз в день.
  • Чистоговорки следует менять каждую декаду. Это позволит артикулярному аппарату развиваться равномерно, а привыкание к новым звукам будет проходить легче.
  • Усложнить произносимый текст позволит одновременное выполнение физических упражнений (бег, прыжки).

Особенность человеческой природы – обращать внимание и запоминать всё смешное и необычное. По этой причине скороговорки служат оптимальным средством для улучшения и развития речи.

  • Дай кирку Киркорову корки откалывать.
  • На ура у гуру инаугурация прошла.
  • Хироманты и хирурги характеризуют хвори рахитов хрупкостью хрящей и хроническим хромосомным харакири.

Скороговорки представляют собой древнейший и наиболее доступный метод улучшения произношения. Упражняться при помощи потешных стишков с труднопроизносимыми звуками можно на специальных курсах и дома самостоятельно. Повторяя подобный текст, вы улучшите дикцию и поднимете себе настроение. Неслучайно в далёком прошлом люди собирались по вечерам и развлекались проговариванием вслух шуточного текста скороговорок.

Современный мир предлагает малышам огромное количество интерактивных игрушек, высокотехнологичных развлечений, эффективных обучающих методик. Вместе с тем статистические показатели безжалостны: каждый четвертый ребенок в мире страдает задержкой речевого развития. Как помочь малышу не попасть в печальную статистику расскажет статья.

#1. Большую часть нашего времени (около 16 часов в сутки) мы общаемся. Очевидно, что именно от коммуникативных навыков зависит успех человека буквально в любой сфере деятельности, поскольку речевые характеристики являются важной частью его образа. Недостатки речи могут оказать негативное влияние на будущее ребенка. К таким недостаткам относят:

  • монотонную или слишком экспрессивную интонацию
  • несоблюдение пауз
  • плохую дикцию
  • слишком быстрый или медленный темп речи
  • тихий или слишком громкий голос

Большинство недостатков вполне исправимы. И помогут в этом не нашумевшие методики заокеанских светил, а простые и несправедливо забытые скороговорки

#2. Игра - самый естественный вид деятельности ребенка. Именно поэтому игровые формы - оптимальный путь привлечения ребенка к обучению. Увлекаясь игрой со словесным материалом, в том числе скороговорками, дети сами того не замечая, сформируют ряд очень важных навыков, которые со временем

  • лягут в основу четкой размеренной речи
  • помогут быстро освоить чтение

#3. Каждый ребенок индивидуален. Общее и речевое развитие детей одного возраста может иметь некоторые различия. В таблице внизу приводится ориентировочный порядок усвоения детьми звуков русского языка

Важно: если в 6 лет ребенок имеет речевые проблемы, например, не произносит некоторые звуки, родителям необходимо обратиться к логопеду

Скороговорки для развития речи и дикции у детей

Скороговорки - это не только замечательное фольклорное наследие, но и любимый инструмент большинства логопедов

Скороговорки

  • эффективно тренируют артикуляцию звуков
  • способствую приобретению навыков правильной речи
  • исправляют дефекты речи
  • избавляют от косноязычия
  • развивают фонематический слух, ведь чтобы воспроизвести фразу ребенок должен ее правильно услышать.

Чем раньше вы начнете рассказывать малышу скороговорки и чистоговорки, тем быстрее он научится слушать и слышать различные звуковые сочетания, а со временем попытается повторить их самостоятельно

Прежде, чем начать «скороговорить» для благодарной публики, примите во внимание несколько полезных советов:

  1. Для начала проговорите скороговорку медленно, попробуйте ее «на вкус», чтобы правильно запомнить все звуковые комбинации. Ваша задача на этом этапе: научится четко произносить каждый звук каждого слова. Если вы учите скороговорку вместе с ребенком, придерживайтесь того же правила: медленно и четко проговаривайте каждое слово.
  • Не ждите, что малыш повторит все и сразу
  • Не злитесь, если результат будет отличаться от ожидаемого
  • Время занятия для ребенка: 5-10 минут (в зависимости от возраста ребенка)
  • Количество занятий: не ограничено
  1. Скороговорки можно не только говорить. Их можно шептать и даже петь. Можно проговаривать с разными интонациями и в разных «стилях». Главное при этом - четкое произношение всех звуков и звукосочетаний. Внимательно следите за этим
  2. Когда вы полностью уверены в четкости произношения всех слов, можете попробовать проговорить витиеватое предложение максимально быстро. Порадуйте себя и ребенка!


Прежде чем вы начнете учить скороговорку, совсем не лишней для ребенка станет логопедическая гимнастика-разминка. Такие упражнения не только «разогреют» артикуляционные органы, но и укрепят их. Классический набор артикуляционных техник представлен в видео «Логопед. Артикуляционная гимнастика. Показ упражнений / Articulating gymnastics»

Видео: Логопед. Артикуляционная гимнастика. Показ упражнений / Articulating gymnastics

Правильная артикуляция звука [ш] должна выглядеть следующим образом

Правильная артикуляция звука [ш] Для самых маленьких хорошим началом станут не скороговорки, а чистоговорки




  • Ша-ша-ша - мама моет малыша
  • Ша-ша-ша - мама кормит малыша
  • Ша-ша-ша - мама любит малыша
  • Ша-ша-ша - мы качаем малыша
  • Шу-шу-шу - я письмо пишу
  • Шу-шу-шу - шарф повяжем малышу
  • Шу-шу-шу - шапку свяжем малышу
  • Шо-шо-шо - на прогулке хорошо
  • Шо-шо-шо - в нашем доме хорошо
  • Шо-шо-шо - летом в парке хорошо
  • Аш-аш-аш - у (имя ребенка) карандаш
  • Аш-аш-аш - мы доделали шалаш
  • Ши-ши-ши - что-то шепчут камыши

А для старших говорунов подойдут и веселые скороговорки-стишки



Мышонку шепчет мышь:
«Ты все шуршишь, не спишь»
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише»

Маша кашу не доела,
Маше каша надоела!
- Маша, кашу доедай!
Маме не надоедай!

Кошка в штанишках?
- В штанишках не кошках.
- Мошка в штанишках?
- В штанишках не мошка.
- Мышка в штанишках?
- В штанишках не мышка.
- Мишка в штанишках?
- В штанишках Мишка!

Яша кушал кашу,
Антошка - картошку,
Гошка - окрошку,
Лешка - лепешку,
Валюшка - ватрушку,
Иришка - пышку,
Танюшка - плюшку,
А Мишель ел вермишель!

У Мишутки в лукошке
Мыши, лягушки, кошки,
Шарики, шайбы, катушки,
Клавиши, шторы, подушки,
Кувшины, горшки, матрешки,
Швабры, шкафы, поварешки,
Машины, шурупы, ракушки…
Игрушки, игрушки, игрушки

Шапка - на Колюше,
Шляпа - на Андрюше,
Ушанка - на Грише,
Галоши - на Мише,
Башмаки - на Витюше,
Капюшон - на Валюше,
Шинель - на Игоряше,
Рубашка - на Любаше,
Шлем - на Кирюше,
Шарф - на Катюше,
Кашне - на Алеше,
Штаны - на Платоше,
Шуба - на Илюше,
Шорты - на Ванюше.

А теперь можно освоить и самые настоящие скороговорки



  • Кошка на окошке шьёт рубашку для Ермошки
  • Леша и Глаша едят пшеничную кашу
  • Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки
  • Шли шестнадцать мышей, несли шестнадцать грошей, две мыши поплоше несли по два гроша
  • Яшма в замше замшела
  • Шапкой Миша шишку сшиб
  • В шалаше шесть шалунов

Прежде всего, ознакомьтесь с правильной артикуляцией звука [щ]

Правильная артикуляция звука [щ] Чистоговорки настроят на работу маленьких непосед

  • Аща-аща-аща - впереди густая чаща
  • Ащ-ащ-ащ - мы купили плащ
  • Ащу-ащу-ащу - не ходите дальше в чащу
  • Ещ-ещ-ещ - в сетях бьется лещ
  • Ещ-ещ-ещ - на собаке клещ
  • Оща-оща-оща - шумит дубовая роща
  • Ощ-ощ-ощ - в огороде хвощ
  • Ощу-ощу-ощу - берегите рощу
  • Ущ-ущ-ущ - за забором плющ
  • Ща-ща-ща - мы несем домой леща
  • Ща-ща-ща - пояс от плаща
  • Ще-ще-ще - (имя ребенка) в плаще
  • Щё-щё-щё - повторим ещё
  • Щи-щи-щи - (имя ребенка) любит щи
  • Щу-щу-щу - (имя ребенка) я ищу

После чистоговорок можно приступать к занимательным стишкам



Стихи-скороговорки на букву «Щ» для детей

Хлещет, хлещет дождь,
Скрылся волк под хвощ.
Хвост под хвощом,
А сам под дождем

Щеголь щетку уважает,
Щеткой щеголь пыль счищает.
Если вещь не вычищать,
Нечем будет щеголять!

Плавниками трепеща,
И зубаста и тоща,
Пищи на обед ища,
Ходит щука круг леща.
Вот так штука!
Тщетно тщится щука
Ущемить леща.
Вот так штука!

Банщик, литейщик, купальщик,
Гонщик, дробильщик, ныряльщик,
Мойщик, лудильщик, трамвайщик,
Щеголь, денщик, барабанщик,
Пильщик, ямщик, фехтовальщик
Тащили дощатый ящик.
В ящике - щебенка, щетки,
Клещи, счеты и трещотки

И, наконец, пришло время скороговорок



Скороговорки на букву «Щ» для детей
  • Щуку я тащу, тащу, щуку я не отпущу
  • Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ
  • Волки рыщут, пищу ищут
  • Чешуя у щучки, щетинка у чушки
  • Тщетно тщится щука ущемить леща

Звук [л], наравне со звуком [р], - самые коварные и труднопроизносимые. Именно поэтому, допустимая возрастная норма для самостоятельного освоения этих звуков - 5 лет

Правильная артикуляция [л] выглядит следующим образом

Правильная артикуляция звука [л] Разминка - важная составляющая логопедических занятий. Не пренебрегайте чистоговорками. Именно они подготовят артикуляционный аппарат ребенка к работе

Чистоговорки на букву «Л» для детей

  • Ул-ул-ул - наш малыш уснул
  • Ол-ол-ол - (имя ребенка) сел/села за стол
  • Ло-ло-ло - нам вместе весело
  • Ыл-ыл-ыл - я машину мыл
  • Ла-ла-ла - отвесная скала
  • Лу-лу-лу - обойдем скалу
  • Ле-ле-ле - гнезда на скале
  • Лю-лю-лю - (имя ребенка) я люблю

Логопедические стихи с веселыми текстами помогут освоить сложные звуки



Лунный свет голубой
Спать ослу не давал,
Сел осел на валун
И зевал, и зевал…
И случайно осел
Проглотил вдруг луну,
Улыбнулся, вздохнул -
И спокойно уснул

Лисицы лают, глухомань.
Лежит в листве под липой лань.
Линь в глубине холодных вод
Лениво, но легко плывет.
Луна лучиться, как латунь,
Лягушкой лакомится лунь.
Летит веселая пчела,
Легла на лес ночная мгла

Топали до тополя.
Дотопали до тополя.
До тополя дотопали,
Да ноги-то оттопали

Куклу Милу Люда мыла,
С куклы грязи не отмыла.
Но от мыла кукла Мила
Полиняла, как могла.
От обиды куклу Люда
Обменяла на осла



Стихи-

Мила маме, как могла,
Хоть мала, но помогла.
Долго дела не искала:
Полотенце полоскала,
Вилки вымыла и ложки,
Молоком поила кошку,
Пол метелкой подмела
От угла и до угла…
Отдохнуть она хотела -
Не могла сидеть без дела:
Лоскуты нашла на полке,
И булавки, и иголки,
И для куклы Мила стала
Платье шить и одеяло.
Хлопотунью эту Милу
Мама еле уложила

Зря ласка лаской названа:
Совсем не ласкова она.
У ласки злые глазки.
Не жди от ласки ласки!

И для самых серьезных говорунов остается самое серьезное испытание - скороговорки на звук [л]



Скороговорки на букву «Л» для детей
  • Клава клала лук на полку
  • Вкусная халва - мастеру хвала
  • Около кола колокола
  • Лайка - на лавке. У лайки лапки. На лапках - лапти
  • Поле не полото, поле не полито. Надо полю-то попить, надо поле-то полить
  • Летели лебеди с лебедятами
  • Сел сокол на гол ствол


Скороговорки на букву «Л» для детей

Скороговорки на букву «р» для детей

Ох уж этот несговорчивый звук [Р]! Сколько расстройств из-за него у мнительных родителей! Но, уделяя должное внимание сложному звуку и следуя советам логопеда, всему можно научиться: даже рычать, как тигренок

Чистоговорки со звуком [Р] для разминки



Чистоговорки со звуком [Р]
  • Ре-ре-ре - все деревья в серебре
  • Ре-ре-ре - хитрый лис сидит в норе
  • Ря-ря-ря - взошла алая зоря
  • Рю-рю-рю - я обед тебе сварю
  • Арь-арь-арь - скушай, деточка, сухарь
  • Ра-ра-ра - (имя ребенка) спать пора
  • Ро-ро-ро - на полу стоит ведро
  • Ры-ры-ры - кружат-кружат комары
  • Ор-ор-ор - подмели мы двор


Чистоговорки со звуком [Р] Освоив предложенные чистоговорки, вы можете придумывать новые двустишья вместе с ребенком

А если придумывать не очень хочется - выучите с ребенком логопедические стишки

Приготовила Раиса
Для Бориса суп из риса
Подарил Борис Раисе
Тридцать три и три ириса

Страусы строят гнезда в сторонке.
Странными смотрятся эти воронки.
Ямы в песке роют быстро и просто
Стройные птицы высокого роста

На корме, кроме Ромки,
Егор и Артемка.
На корме, кроме Марка,
Рита и Тамарка

Кар! - кричит ворона - Кража!
Караул! Грабеж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано!
Брошь украл он из кармана!
Карандаш! Картонку! Пробку!
И красивую коробку.
- Стой, ворона, не кричи!
Не кричи ты, помолчи.
Жить не можешь без обмана:
У тебя ведь нет кармана!
- Как?! - подпрыгнула ворона
И моргнула удивленно.
- Что ж вы раньше не сказали?
Караул! Карман украли!

У костра под горкой
Верочка с Егоркой.
Верочка с Егоркой
Твердят скороговорки.
Разговор у них проворный,
Быстрый и скороговорный:
«Марширует офицер,
Рапортует инженер,
Разгорается костер», -
Рады Вера и Егор

Ружье, заряженное пробкой,
Ёрш подарил рыбешке робкой.
С тех пор драчливый черный рак
Не затевает с нею драк

А после веселых стихов можно и скороговорками заняться

  • Артем трет на терке морковь
  • Брадобрей бритвой бреет бороды
  • Все бобры добры к своим бобрятам
  • Григорий - брат Георгия
  • Кобры - в террариуме, а карпы - в аквариуме
  • Рыбы в пруду - пруд пруди
  • Тридцать три трубача трубят тревогу
  • Трое трубачей трубили в трубы


Скороговорки со звуком [Р]

Для большинства детей в возрасте 3-4 лет сложными звуками являются

  • [Ш], [Ж],[Щ ]
  • [Л], [Р]

Учитывая юный возраст говорунов, выбирайте речевой материал, не отягощенный сложными для произношения звуками

Приведенные ниже скороговорки не содержат сонорных [л], [р], свистящих, шипящих и звука [ф]

  • Веня и Иван не виноваты
  • Увидим Вадима и удивим
  • В вагоне Вова и Матвей, Викентий, Витя и Авдей
  • Поведет Вениамина к медведям и пингвинам
  • Внимание: в водоеме водяной
  • Видите: на диване у Вовы два удава
  • Конфеты - фее, конфетти - Тимофею
  • У Фимы - финики. У Фани - фантики
  • У Федота - фагот
  • Не бубни, бей в бубон
  • Бегу к быку и от быка бегу
  • На копытах - подковы
  • Пете не допить напиток
  • Пони в попоне
  • Попугая не купают! Попугая не пугают! Попугая покупают!
  • В водоеме воды видимо-невидимо
  • Дома - домовой, в воде - водяной
  • Один да один - два
  • Опятки не на пятке
  • У Антона - антенна
  • У Тани - тайна. Это Танина тайна. И Таня таит эту тайну
  • У Капы - компот
  • У кока - какао
  • Кое-кто кое-кому кое-куда кое-как кидает кое-какой камень
  • Бабе Яге маги не помогают магией
  • Вьюги не на юге
  • Игнат помогает готовить Инге и Агнии
  • Подходит выходной. В выходной отдохнем
  • На охоте - Ахмед Ахмедов, Пахом Пахомов, Михей Михеев и Тихон Тихонов
  • У хана - хна
  • У совы есть совесть
  • Всем бы вместе сесть и поесть
  • Осенью у Сени сени в сене
  • Зимой беззаботная Зоя зябнет
  • Не забудьте незабудки
  • Звонок звонко звенит: «Ззззззззззззз!»

Как только ребенок понял правила игры, четко и быстро повторяет скороговорки с легкими звуками, переходите к сложным фразам


Никому нашего чеботаря
Не перечеботарить



Петр Петрович,
По прозванью Перепелович,
Приручил перепелку.
Перепелка принесла
Петру Петровичу
Перепеловичу перепелят



  • Коси коса пока роса. Роса долой, коса домой
  • Три дроворуба на трех дворах дрова рубят
  • Сыворотка из-под простокваши
  • У бобра шапка добра
  • Пойду в лес по рябую корову
  • Морская волна сильна и вольна
  • В роще щебечут стрижи, чечетки, щеглы и чижи


Сложные скороговорки для детей

Откуда на просеке просо?
Просыпали просо здесь просто.
Про просо просянки прознали.
Без спроса все просо склевали.

Стаффордширский терьер ретив,
А черношёрстный ризеншнауцер резв.

В Переславль послали посылку, для последующей пересылки

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали

Поломала я язык, по-переламывала, пока молола языком перемалывала

Квартира картографа в картах, а портретиста в портретах

Собирала Маргаритка маргаритки на горе,
Растеряла Маргаритка маргаритки на траве

Смешные и не всегда логичные скороговорки - замечательный способ не только исправить речевые проблемы, но и весело провести время с ребенком. Цените эти минуты игры и доверия. Небольшие игровые задания внизу помогут вам разнообразить занятия










Видео: Скороговорки. Мультики для самых маленьких



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!