Слепозрение. Может ли слепой человек "видеть"? Слепота - это не приговор

На сон почти треть своей жизни и каждую ночь видит сны, даже если не помнит их после пробуждения. Причём сновидением считается восприятие не только визуальных, но и звуковых, тактильных и даже вкусовых образов. The Village узнал у эксперта и незрячих людей, какие сны снятся слепым.

София Кочнева

терапевт-сомнолог, помощница Романа Бузунова - заведующего Центром медицины сна ФГБУ «Клинический санаторий „Барвиха“» Управления делами президента РФ

Если люди лишены зрения с рождения и, соответственно, никогда не получали никакой зрительной информации, то они не «видят» сны, они их, скорее, чувствуют. Сновидения у таких людей ярче выражены через запахи, вкусы, тактильные эмоции и переживания, что компенсирует отсутствие визуального впечатления от мира. То есть это прямое отражение того, как слепые воспринимают внешний мир во время бодрствования, - через уши, руки и обонятельные рецепторы.

Зрячему человеку тяжело представить себе, как это происходит. Можно попытаться интерпретировать, закрыв глаза и сосредоточившись на внутренних ощущениях происходящего вокруг.

Все люди, как известно, видят сновидения во время быстрой фазы сна, когда глазные яблоки находятся в стадии постоянного быстрого движения. Эта фаза занимает немного времени и имеет у зрячих и слепых одинаковую продолжительность. То есть слепые люди видят абсолютно полноценные сны, их глаза точно так же движутся, когда они проходят стадию быстрого сна. Это абсолютно здоровые и полноценные сны с учётом поправки на зрение.

Что касается людей, которые ослепли в течение жизни, то в первые месяцы им снятся лица людей и обстановка, которая их окружала раньше. Но сон - это всего лишь информация, которую мы получаем в течение дня, просто во сне мозг выдаёт её в переработанном и часто искажённом виде. Поэтому, если человек ослеп 10–20 лет назад, он видит такие же сны, которые снятся слепому от рождения человеку.

Есть такой термин - проприоцептивная чувствительность. Он означает, что человек чувствует изменение положения своих конечностей в покое и в движении. Фактически у слепых это чувство развито лучше, поэтому во сне они могут находиться в состоянии постоянного совершения действия.

Сергей Флейтин

полностью ослеп
в 10 лет

Я не придаю снам слишком уж большого значения и не всегда обращаю на них внимание. Кроме того, нужно, наверное, уточнить, что у меня есть визуальный опыт. Я окончательно ослеп в 10 лет, так что адекватное представление об окружающем мире имею, хотя конкретные образы за столько лет уже поистёрлись. То есть до 10 лет я видел, но плохо. Читал, например, водя носом по книжке: у меня была очень тяжёлая близорукость. Когда я ещё не окончательно потерял зрение, сны мне снились цветные, в красках реальной жизни. И в интернате, где я учился, кое-кто даже считал это признаком ненормальности. Ну а мне, наоборот, казалось ненормальным то, что люди видят чёрно-белые сны.

Поскольку я уже больше тридцати лет ничего не вижу, сны стали смешанными. В них присутствует и мой нынешний опыт незрячей жизни, и опыт прошлой жизни - могут прорваться и какие-то зрительные образы, воспоминания. По-настоящему яркие сны мне снятся крайне редко. В основном это чистой воды биохимия, содержание которой определяется степенью усталости, переживаниями прошедшего дня или тем, что было съедено и выпито за ужином. Иногда может присниться что-то забавное, и тогда, если оно останется в памяти, я даже могу рассказать об этом близким. Но я никогда не занимался поисками сакральных смыслов или скрытых посланий в снах.

Галина Карнаухова

слепая с рождения (остаточное зрение
в виде цветоощущения потеряла в 18 лет)

Сейчас мне 50. До 18 лет у меня сохранялось какое-то остаточное зрение в виде цветоощущения, но во сне я никогда не видела так называемых визуальных образов. Вообще, сновидения мне снятся очень редко. Но если снятся, это ощущения: я как будто нахожусь в процессе физической активности и воспринимаю происходящее не со стороны, а через собственное участие. Чаще всего мне снится какая-то ситуация или обстоятельство из прошедшего дня или просто что-то абстрактное. Например, недавно мне приснился сон про моего дедушку, которого мы с сестрой никогда не знали: он умер ещё в нашем раннем детстве. А тут он вдруг приснился, и это произвело на меня по-настоящему сильное впечатление. Я помню этот сон до сих пор, хотя видела его ещё летом. Это было как в жизни: мы с дедушкой общались, я привела его к нам домой, где дед познакомился и поговорил с мужем.

В основном подобные сны, состоящие из голосов и общения с людьми, я и вижу. Допустим, во сне могу куда-то идти с друзьями или что-то делать руками, чем-то заниматься. Приведу пример: мы с мужем увлекаемся кулинарией, печём всякие тортики и пирожные. Однажды мы в «Жан-Жаке» сделали свой десерт, тирамису, для одного документального проекта. И мне потом не одну ночь снилось, как мы делаем крем и пропитку, украшаем блюдо. Но вот запахи еды не снились.

Чаще всего в сновидениях я получаю, скорее, впечатления от действий или общения. Значения сновидениям я особого не придаю, но были и интересные случаи. Например, моя давно умершая мама в одном из таких снов мне, можно сказать, на словах предрекла очень долгое хождение по конторам, когда мы пытались решить проблемы с недвижимостью. Помню, она обратилась ко мне с сестрой и сказала: «Девчонки, что вы всё так долго - бегаете и бегаете?»

Иллюстрация: Настя Григорьева

Потрясает воображение.

По длинному коридору, загроможденному коробками, стульями и прочим хламом идет слепой.

Он ничего не знает о расположении предметов, но тем не менее легко их обходит - то проходит боком между стеной и корзиной для канцелярского мусора, то огибает треногу видеокамеры, - абсолютно не осознавая, что совершает сложные маневры.

Этот человек, известный многим специалистам под инициалами TN, обладает слепозрением - поразительной способностью реагировать на попавшие в поле зрения объекты, не воспринимая их сознательно. TN страдает редчайшим типом слепоты. В 2003 году в результате двух инсультов у него была необратимо повреждена первичная зрительная кора в затылочных долях головного мозга - сначала слева, затем, спустя 5 недель, справа. Глаза при этом остались совершенно здоровыми, но из-за гибели нервных клеток у него развилась полная слепота.

У других больных, ослепших повреждения зрительной коры, эта загадочная способность не столь выражена, но все же имеется. В эксперименте удавалось воспроизвести данную способность и у здоровых людей путем выключения или «отвлечения» зрительной коры.

Первые сообщения о слепозрении стали появляться в 1917 г. Феномен, который тогда назывался «остаточным зрением», был выявлен у раненых на фронтах Первой мировой войны. Однако лишь полвека спустя слепозрение стало предметом научных исследований. Вначале научное сообщество отнеслось к таким сообщениям с большим скепсисом. Слепозрение не укладывается в привычные рамки представления.

Представьте себе, не видящий человек обходит препятствия. Как это возможно ?

Считается, что в слепозрение играют роль подкорковые структуры головного мозга.
От фоторецепторов информация по зрительному нерву идет в центральную нервную систему. На своем пути эти волокна перекрещиваются в области хиазмы.
Для доказательства этого, мы хотели бы представить данные азербайджанских физиологов. Существуют несколько каналов проведения зрительной информации в кору: через наружное коленчатое тело(corpus genicularum lateralis), через верхние бугры четверохолмия и более древний путь через подушку (thalamus).
Установлено, что через наружное коленчатое тело в основном, проходит информация от центра сетчатки. Через верхние бугры четверохолмия - от периферии сетчатки. Эти центры находятся в оппонентных взаимоотношениях друг по отношению к другу. Один притормаживает другой. Исследование осцилляторных потенциалов показало, что при повреждении верхних бугров четверохолмия, облегчается проведение информации через наружное коленчатое тело. Эти взаимоотношения осуществляются как на уровне подкорке, так и коры.
Здесь мы видим также отображение законов хаоса и диалектического материализма (борьба противоположностей).
Если отсутствует канал информации, связанный с корой, то по логике должен усилиться канал связывающий орган зрения с таламусом.
Таламус
Но есть еще один путь, самый древний, которым пользовались еще, возможно, рыбы. Это таламус.
Таламус является более древним в эволюционном процессе каналом, который ответственен за резидуальное (более древнее) зрение.

По-видимому, (наше мнение) именно с этим подкорковым узлом связано такое фантастическое поведение слепого человека, обходящего препятствия. Нарушение в основных зрительных путях не затронуло древний путь, находящийся несколько вдали от основного пути.

Литература:
1. Беатриса де Гелдер Чудесное зрение слепых. В мире науки 2010, №7, с.32-39.
2. Гасанов Г.Г., Гаджиева Н.А. (моя мама), Рзаева Н.М., Дмитренко А.И., Кулиева Ф.Б. Осцилляторные вызванные потенциалы в зрительной системе кролика при экспериментальной патологии сетчатки, созданной введением монойодуксусной кислоты. Бюллетень экспериментальной биологии и медицины, 1985, М., Медицина, т. 9, с.289-292.

Может ли слепой прозреть?

Интегрированный урок по произведению В.Короленко «Слепой музыкант»

Оборудование : восьмицветовой набор теста Люшера, магнитофон, аудиокассета.

ХОД УРОКА

Всё видеть, всё понять,
всё знать, всё пережить,
Все формы, все цвета
вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Всё воспринять и снова воплотить.

М.Волошин

… он прозрел и сумеет напомнить счастливым о несчастных.

В.Короленко

Учитель биологии. Человеку непросто жить в мире, особенно тому, кто родился с физическими недостатками.

Учитель литературы. Об этом повесть русского писателя В.Короленко «Слепой музыкант». Она была задумана как экспериментальный этюд. В ней свобода художественного вымысла сочетается со строгими принципами научного анализа. В повести раскрываются два аспекта: биологический (слепорожденный мальчик тянется к свету) и социальный (естественная природа человека протестует против частного случая нарушения ее законов).

Учитель биологии. На земном шаре насчитывается более 40 млн человек, пораженных слепотой, 80% из них живут в развивающихся странах. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в мире число людей, теряющих зрение из-за болезней глаз, растет с каждым годом.
Каждые 5 секунд в мире слепнет 1 человек. В 80% случаев слепоту можно предотвратить.

1. Может ли человек тянуться к «неизведанному и недостижимому»? Или человек с физическими недостатками ограничен узкими пределами своих возможностей?
Автор утверждает: может, человек неизбежно стремится к свету, к полноте жизни.

2. А когда такой человек начнет познавать мир, как это отразится на его психике, его душевных качествах?
И автор показывает два пути: человек озлобится, будет мстить (как звонарь Егорий) или же постигнет чужое страдание, через которое духовно прозреет (как бандурист Юрко, звонарь Роман). Мы увидели, что Петрусь Попельский чуть не пошел по первому пути.
– Но кто ему помог? (Дядя, старый гарибальдиец, защитник свободы в Италии. Он убедил его, что сражаться можно не только саблей. )
Дядя Максим всем сердцем желал, чтобы слепой Петр стал активным участником жизни.
– Как дядя пробуждает Петра к активной жизни?

(Пересказ эпизодов: общение с деревенскими детьми; учеба; музыка; дружба с Эвелиной.)

– Достаточно ли этого было слепому? (Нет .)
– Чего хотелось Петру? (Познать мир. )
(Пересказ эпизода «Случай с аистом»).
– Почему дядя рассердился на сестру? (Зачитать цитату: «Максим хотел… закрыть внешние источники родников для блага слепого мальчика».)
– Это правильно? (Нет. Это было биологическое стремление ребенка к свету, познанию недоступного. )
– Забудет ли об этом Петруша? (Нет. Через несколько лет он побывает на колокольне звонаря Егория и услышит «красный звон». )
– Что захочет узнать Петр? (Цвета мира: красный, голубой, зеленый и др. )
– Возможно ли посредством звука передать какой-либо цвет? Как вы думаете?

Учитель биологии. Человек всегда жил в окружении цвета. Цвет для человека был внешним фактором, на который следовало реагировать определенным образом.
Темно-синий цвет ночного неба сигнализировал о наступлении ночи – времени отдыха, покоя, безопасности.
Ярко-желтый цвет восходящего солнца означал время пробуждения, надежды, интереса к новому дню.
Красный цвет крови говорил о необходимости мобилизовать силы для нападения и защиты.
Цвет определяет эмоциональное, и даже физиологическое состояние человека. А как в повести герои соотносят звук и цвет?

(Учитель обращается к 8-цветовому набору теста Люшера.)

Выделяют четыре основных цвета: зеленый, синий, красный, желтый. Что же они символизируют?
Зеленый – символизирует спокойствие, удовлетворенность, нежность, привязанность;
синий – настойчивость, самоуверенность, упрямство, самоуважение;
красный – силу воли, активность, агрессивность, наступательность, властность;
желтый – активность, стремление к общению, любознательность, оригинальность, веселость.

Учитель литературы. Но вот дядя сказал, что черный цвет – это символ смерти… И Петр, «видя» только черноту, заключил, что смысла в его жизни нет, он несчастнее всякого нищего. Мудрый дядя Максим говорит: «Если бы тебе было хуже, то, может быть, сам бы ты был лучше». И отправляет его познать «счастье» нищих. После этого Петр повзрослел, многое понял и, когда женился на Эвелине, что он однажды почувствовал? (Ему показалось, что он на миг прозрел и всё увидел. )
– Это возможно? Почему дядя Максим сказал: «Он прозрел»? (Он «видел» сердцем, накопленным опытом, пережитым страданием. )

Учитель биологии. А можно ли было Петра вылечить? (Повесть была написана в 1886 г. Тогда врожденную слепоту лечить не умели. )
Известно немало случаев рождения слепых детей. Причиной слепоты чаще всего бывает нарушение прозрачности одной из оболочек глаза – роговицы, так называемое бельмо. Когда-то судьба таких детей была трагичной. Однако во второй половине XX в. медики научились удалять бельмо и восстанавливать прозрачность роговицы. Многим слепым от рождения людям, уже достигшим возраста 40–50 лет, врачи вернули зрение. Но неожиданно оказалось, что слепым от рождения людям после восстановления зрения очень сложно научиться видеть.

Сообщения учащихся

    Врачи, конечно, понимали, что слепые от рождения люди не знают, что такое цвет, что им придется учиться разбираться в определении цветов и оттенков окружающих предметов и заучивать их названия: что мы называем красным, а что зеленым. Но оказалось, что прозревшие люди, легко замечая разницу между цветом предметов, долго не могут запомнить названия этих цветов.

    То же самое относилось к форме предметов. Прозревшим людям приходилось учиться отличать шар от куба, хотя на ощупь они прекрасно умели это делать.

    Описан случай, когда больной очень долго не мог отличить петуха от лошади. Видимо, в его мозгу неправильно сформировались представления о различных признаках. Путаницу внес хвост, достаточно пышный и у лошадей, и у петухов. Привлечь для опознания количество ног этот больной долго не догадывался.

    Большие затруднения у прозревших вызывало чтение. Больному в возрасте 52 лет, умевшему читать по выпуклым буквам (шрифту Брайля), почти не потребовалось специального обучения, чтобы научиться узнавать крупные печатные буквы. Зато мелкие прописные, о существовании которых он раньше не подозревал, долго ему не давались. В конце концов, за 3 года он сумел научиться читать только простые, короткие слова.

    Зрению приходиться учиться. Люди, прозревшие после оперативного вмешательства и уже научившиеся узнавать основные предметы, продолжали путаться при малейшем изменении ситуации. Если такой пациент научился узнавать тарелку, имеющую синий ободок, то такую же тарелку, но с золотым ободком он не узнает. Он не узнает ложки, если ее положить не перпендикулярно к краю стола или не тем концом к едоку.

    Обычно судьба поздно прозревших людей трагична. Большинство из них, в конце концов, отказываются пользоваться зрением и впадают в сильнейшую депрессию, несмотря на то, что до восстановления зрения они адаптировались к своему дефекту и были достаточно жизнерадостными людьми.

Учитель биологии. Как важны для человека первые годы жизни, во многом определяющие его личность! Приведенные примеры помогают нам понять, какое колоссальное значение имеет обучение, тренировка нервных клеток нашего мозга, без которой никакие задатки, полученные от родителей, не помогут человеку стать полноценным человеком.

Учитель литературы. И снова художественная литература учит нас поступать по законам добра и любви.

Учитель биологии. Еще в древности были известны упражнения, активизирующие кровообращение в мозге и области глаз. После таких упражнений люди чувствуют себя значительно бодрее, особенно хорошо эти упражнения снимают умственное утомление. В основе этого – определенные функциональные связи между глазодвигательным нервом и нервными клетками сосудов мозга.

Физзарядка для глаз

1. Крепко зажмурить глаза на 3–5 секунд, затем открыть их на 3–5 секунд. Повторить 6–8 раз.

Это упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению крообращения и расслаблению мышц глаз.

2. Быстрое моргание в течение 10–15 секунд. Способствует улучшению кровообращения.

3. Вращайте глазами, стараясь как можно больше увидеть по сторонам. Глаза быстро «сбросят» усталость.

4. Несколько движений бровями вверх–вниз.

Человек получает 90% информации об окружающем мире через зрение. Только десять оставшихся отведено под прочие органы чувств. Но как воспринимают мир люди незрячие?

Погружение во тьму

Когда мы закрываем глаза, обычно видим черный цвет, иногда с примесью светящихся пятен. Под этой картинкой мы подразумеваем «не видеть ничего». Но как видят мир те, у кого глаза всегда «закрыты»? Что такое тьма для слепого человека и как он ее видит?

Вообще, картина мира слепого во многом зависит от того, во сколько лет он потерял зрение. Если это произошло уже в сознательном возрасте, то человек мыслит теми же образами, что и зрячие люди. Просто информацию о них он получает с помощью других органов чувств. Так, слыша шелест листвы, он представляет деревья, теплая солнечная погода будет ассоциироваться с голубым небом, и так далее.

Если человек потерял зрение в детстве, после пяти лет, он может помнить цвета и понимать их значение. Иными словами, он будет знать, как выглядят стандартные семь цветов радуги и их оттенки. Но визуальная память все равно будет развита слабо. Для таких людей восприятие базируется, по большей части, на слухе и осязании.

Совсем по иному представляют себе мир люди, которые никогда не видели солнечного зрения. Будучи слепыми от рождения или с младенческого возраста, они не знают ни образов мира, ни его красок. Для них зрение, как и визуальное восприятие ничего не значит, поскольку область мозга, отвечающая за преобразование визуальной информации в изображение, у них просто не работает. На вопрос о том, что они видят перед глазами, они, скорее всего, ответят, что ничего. Вернее, они просто не поймут вопрос, поскольку у них не развита ассоциация предмета с изображением. Они знают названия цветов и предметов, но им неизвестно, как они должны выглядеть. Это лишний раз доказывает неспособность слепых, которым удалось вернуть зрение, узнать знакомые им по осязаниям предметы, увидав их воочию. Поэтому слепой никогда не сможет объяснить, какого цвета настоящая тьма, потому что он ее не видит.

Тактильные сны

Со снами похожая ситуация. Люди, утратившие зрение в сознательном возрасте, по их собственным рассказам, еще какое-то время видят сны «с картинками». Но по прошествии времени им на смену приходят звуки, запахи, осязательные ощущения.

Человек, который слеп с самого рождения, не увидит в своих снах абсолютно ничего. Зато почувствует. Предположим, что нам снится сон, в котором мы находимся на песочном пляже. Зрячий человек, скорее всего, увидит сам пляж, океан, песок, набегающую волну. Слепой услышит звук волны, почувствует песок, сыплющийся сквозь пальцы, ощутит легкий бриз. Невидящий с рождения видеоблоггер Томи Эдиссон описывает свои сны следующим образом: «Мне снится то же самое, что и вам. Например, я могу сидеть на футбольном матче, а через мгновение оказаться на своем дне рождения, когда мне исполнилось семь лет». Разумеется, он всего этого не видит. Но слышит звуки, которые вызывают у него соответствующие ассоциации.

Эхолокация


Зрячие люди получают 90 % информации благодаря своим глазам. Зрение для человека – главный орган чувств. Для слепого эти 90% или, по некоторым версиям 80%, приходятся на слух. Поэтому

большинство невидящих обладают очень чутким слухом, которому зрячий может только позавидовать – в их среде часто встречаются великолепные музыканты, например, джазовый исполнитель Чарльз Рэй или пианист-виртуоз Арт Тэйтум. Слепые не только могут по-настоящему слышать и внимательно следить за звуками, но и в некоторых случаях использовать эхолокацию. Правда, для этого нужно научиться распознавать звуковые волны, отраженные окружающими объектами, определять положение, удалённость и размер предметов, находящихся поблизости.

Современные исследователи более не относят этот метод к разряду фантастических способностей. Методику применения эхолокации для незрячих разработал такой же слепой с раннего детства американец Дэниэл Киш. В 13 месяцев ему удалили оба глаза. Естественная тяга к познанию мира у слепого ребенка вылилась в использование им способа отражения звука от разных поверхностей. Им же пользуются летучие мыши, живущие в полной темноте, и дельфины, использующие эхолокацию для навигации в океане.

Благодаря своему уникальному способу «видеть», Дэниэлу удалось жить жизнью обычного ребенка, ни в чем не уступавшего его более удачливым ровесникам. Суть его метода проста: он постоянно прищелкивает языком, посылая впереди себя звук, который, отражается от разных поверхностей, и дает ему представление об окружающих его предметах. Фактически то же самое происходит, когда слепые постукивают палкой – звук трости по дороге, отскакивает от окружающих поверхностей и передает человеку некоторую информацию.

Тем не менее, способ Дэниэля пока еще не получил распространения. В частности, в Америке, где он зародился, согласно мнению Американской национальной федерации слепых людей, его признали «слишком сложным». Но сегодня на помощь хорошей идее пришли технологии. Два года назад израильские ученые разработали специальную систему Sonar Vision, которая способна преображать изображение в звуковые сигналы. Она работает аналогичным образом, что и система эхолокации у летучих мышей, только вместо щебетания применяется видеокамера встроенная в очки. Ноутбук или смартфон преобразует изображение в звук, который в свою очередь передается на гарнитуру. Согласно проведенным экспериментам, после специального обучения, слепые люди с помощью устройства смогли идентифицировать лица, здания, положение объектов в пространстве и даже определять отдельные буквы.

Мир на ощупь

К сожалению, все вышеперечисленные способы восприятия окружающего мира подходят не всем слепым. Некоторые с рождения лишены не только глаз, но и ушей, а точнее слуха. Мир слепоглухих ограничивается памятью, в случае если они потеряли зрение и слух не с рождения, и осязанием. Иными словами, для них существует лишь то, чего они могут коснуться. Осязание и запах – единственные нити, связывающие их с окружающих миром.

Но даже для них есть надежда на полноценную жизнь. С ними можно разговаривать с помощью, так называемой, дактилологии, когда каждой букве соответствует определенный знак, воспроизводимый пальцами. Огромный вклад в жизнь таких людей внес шифр Брайля – рельефно-точечный тактильный способ письма. Сегодня выпуклые буквы, непонятные зрячему человеку, распространены повсеместно. Существуют даже специальные компьютерные дисплеи, способные преобразовывать электронный текст в выпуклую надпись. Однако такой способ применим лишь к тем, кто лишился зрения и слуха уже после того, как успел выучить язык. Тем же, кто слеп и глух с рождения, приходится уповать лишь на осязание или на вибрации!

Считывая вибрации


Совершенно уникальным в истории является случай американки Хелен Келлер, которая еще в младенчестве потеряла зрение и слух в результате перенесенной лихорадки. Казалось бы, ей уготована жизнь замкнутого человека, который в связи со своей инвалидностью просто не сможет выучить язык, а значит, не сможет общаться с людьми. Но ее стремление познавать мир наравне со зрячими и слышащими было вознаграждено. Когда Хелен подросла, ее определили в школу Перкинса, специализирующуюся на обучении слепых людей. Там ей выделили преподавателя Энн Салливан, которая смогла найти правильный подход к Хелен. Она научила языку девушку, никогда не слышавшую человеческой речи и не знающую даже приблизительного звучания букв и смысла слов. Они прибегли к методу «Тадомы»: прикасаясь к губам говорящего человека, Хелен ощущала их вибрацию, в то время как Салливан обозначала буквы на её ладони.

После освоения языка для Хелен открылась возможность использовать шифр Брайля. С его помощью, она добилась таких успехов, которым бы позавидовал обычный человек. К концу своего обучения, она полностью освоила английский, немецкий, греческий и латынь. В возрасте 24-х лет она с отличием окончила престижный институт Рэдклиф, став первым слепоглухим человеком, получившим высшее образование. Впоследствии она посвятила жизнь политике и защите прав людей с ограниченными способностями, а также написала 12 книг про свою жизнь и мир глазами слепых.

«Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб. Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим. Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте! не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека. Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились? Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.

Господь Иисус Христос принял тело человеческое не только для того чтобы выкупить нас из власти сатаны, но и для того, чтобы показать путь состоящий из семи ступеней, для возврата к небесному Отцу(Ин 14,6). Этот путь постепенное умерщвление греховной, диавольской плоти, чтобы по мере ее уменьшения возросла наша новая природа – Дух Христа, который мы получили как дар при повторном возрождении. С каждым шагом мы взрослеем переходя от духовного младенчества, через юношество к зрелому отцовству (Гал 4,1; 1 Ин 2,12-13).

«Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой»(Ин 12,24-26).

Период младенчества есть три первых шага за Господом:

1. Иисус родился от Духа Святого и нам подобает это сделать (Ин 1,12-13).
2. Иисус Христос крестился водным крещением и нам это надлежит(Мк 16,16).
3. Господь взял первых учеников и тем создал церковь, оплот Господа на земле – планете злых Духов. Нам надобно влиться в ряды поместной церкви (1 Пт 2,4-5).

Эти три первые шаги делает все по истине возрожденные христиане и ногие остонавливаеться не желая совершить еще четыре, по пути указанному Господом.

4. Господь Иисус пошел на крест и нам надлежить взятие креста, чтобы распять греховную плоть и совершенствовать жизнь в новой природе в Духе Христа (Мф 10,38-39; Рымл 6,5-7; 8,12-14; Гал 5,16-25; Фил 2,5-10; Евр 12,1-7).
5. Наш Господь Иисус умер на кресте и нам надлежит умереть для жизни по греховной плоти в крестных страданиях из за Слова Господа (Ин 12,24-25; Рымл 5,3-5; 6,6-7; 8,12-14; Кол 3,5-12; 1 Пт 4,1-3)
6. Господь после смерти сошел в преисподнюю и нам надобно со смерьтию греховной плоти спуститься до познания адского происхождения греховной плоти, чтобы в место любви к ней приобрести ярую ненависть к ней и возблагодить Господа за столь дивное освобождение из плена греха(Мф 16,24-27; Ин 12,25; Рымл 3, 10-20; 7,21-24; Гал 5,18-21).
7. Господь воскрес в новой природе и нам это надлежит совершить. Это переход в зрелое отцовстово – совершенство, чтобы в наших телах было прославлено Святое Имя Господа Иисуса Христа (Мф 5,48; Лк 22,28-29; Ин 7,37-38; 14,12-14; Деян 19,11-13; Фил 3,10-12; 2 Тим 2,20-21).

«…….чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых. Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе»(Фил 3,10-14).

Остановиться на пол пути опасно, ибо в четвертом шаге решается последующая духовная жизнь или духовная смерть.

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОТ ДУХОВНОЙ СМЕРТИ?

Которая я ветка, зависит от моего познания силы Господа. Вот два жизненные примеры.

ПРИМЕР ДУХОВНОЙ СМЕРТИ
Навестил я своего друга старшего церкви харизматической церкви. Он только что возвратился из госпиталя где ему прошунтировали вены левой ноги и тем освободили от тромбозов. Мы поговарили, и чтобы его не обидит спросил ласково: «Брат, ты старший церкви и обучаешь новорожденных истин из Святого Писания. Нашел ли ты хоть одно место в Библии, чтобы верующий в живого Господа обращался бы к врачу?». Он согласился, что такого он во Святом Писании не нашел. Но притом рассердился на меня поняв, что я хотел его поучить вере. Я по истине хотел показать путь Христа к вере состоящий из семи ступеней, но на этот раз его гордость греховной плоти взяла верх и нам пришлось расстаться. В Библии записано:

«Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа. Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие; чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства. Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами»(Евр 12,14-17).

Этот брат не шагнул за Господом Христом четвертого шага, чтобы взять крест и распять греховную плоть с ее свойствами: раздражением, гордостью, злостью, завистью и другое, чтобы жить по новой природе в Духе Христа, как нас обучает Господь:

«Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями»(Гал 5,16-24).

Распять значит умертвить (Рымл 8,12-14; Кол 3,5-11), чтобы Христос жил в нас и мы бы наслаждались плодами Духа Святого любовью и радостью. Брат не знал пути к небесному Отцу и потому разозлился не боясь предупреждении Господа об геенне огненной за такое плотское поведение(Мф 5,22; Мк 9,33-50; Фил 3,18-19; Иак 4,1-7).

ПРИМЕР ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ
«А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает»(Евр 11,6).

На этом воскресном собрании, старший брат домашней группы, поделился своим свидетельством. Ее не возрожденная жена заохала, когда увидела что младшая дочь, которой четырнадцать лет, занемогла. Она повела ее к врачам и те установили сердечную недостаточность и шумы в сердце. Жена, как этот немощный сосуд, да еще не возрожденный, по истине от чистого сердца заволновалась и испугалось, что придется оперировать сердце дочери. Тяжким камнем легло на ее сердце это заболевание. Брат попрасил о помощи в молитве братьев и побеседовал с дочкой (Не возрожденной), что Господь которому он служит есть живой Господь и ее вылечит, только ему придется помазать ее елеем с молитвой по Его Слову:

«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему»(Иак 5,14-15).

Помазание елеем имеет силу отпуска грехов, которых мы часто набираем и это Господнее очищение от этой ноши. Далее, помазанием елея сеяться слово веры о выздоровлении, которого надо поливать молитвой веры, до полного выздоровления:

«И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь».

Через несколько дней жена, повела дочку к кардиохирургу по предписанию их лечащего врача. Кардиохирург ознакомился с историей болезни и начал сам проверять больную. Удивленно он посмотрел на больную сердечной недостаточностью дочку, потом на мать и сказал, что ничего не понимает, ибо никаких признаков болезни, описанных в карточке он не находит. То, что дочка совершенно здорова, подтвердили и исследования на аппаратуре.
Слава Господу, за Его чудеса.

ВЫВОД
«Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам»(Ин 15,5-7).

Как может человек не знающий пути достичь желанного объекта. Не знание пути к небесному Отцу и отказ последовать за примером Господа Иисуса, чтобы взять крест, приводить к духовной смерти.

«…и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее»(Мф 10,38-39).

Не мудрено, что не имеющий духовной жизни, не может знать и всего пути к небесному Отцу. Таковы заканчивает семинарии, приобретает дипломы, становится старшими церкви, миссионерами, выращивая свою плотскую гордость, в место того, чтобы ее распять, умертвить и увидеть всю ее гадость в свете Слова Господа. Ведь написано:

«…..знание надмевает, а любовь назидает. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него»(1 Кор 8,1-3).

Шагнувшим за Господом Иисусом и сделавшим четвертый шаг, Господь открывает, что любая болезнь есть демоническое нашествие, которого никакой физический врач не может вылечить. Врач лечит только последствия сатанинского воздействия. Вспомним Иова, которого сатана изуродовал, Павла которого по изволению Господа ударял сатана, короля Савла от которого отошел Дух Господен и злой дух от Господа мучил его. Господь своим Словом вылечил женщину, которая была скручена сатаной 18 лет. Все Писание говорит, что болезнь есть сатанинского происхождения:

«Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился»(Лк 11,14).

Если бы мы просмотрим все примеры Библии, то увидим, что любая болезнь есть сатанинского происхождения. Взятие креста есть четвертый шаг или первый шаг второго этапа-юношества, который есть борьба с сатаной и победы над ним:

«Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого»(1 Ин 2,12-13).

Взявшим крест, Учитель Дух Святой открывает анатомию болезней, методы изгнания бесов и прекрасные моменты духовной жизни, наслаждения должности королевского Священства. Это духовная жизнь и познание Господа как Личности. Поэтому Господь и говорит, сравнение о заблудших фарисеях, которые вместо умерщвления греховной плоти, чтобы по мере ее убытия, возрасти в силе Господа, выбрали выращивания греховной плоти познанием Писании:

«И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте! не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека. Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились? Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.
Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию. Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете? еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? а исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления - это оскверняет человека; а есть неумытыми руками - не оскверняет человека »(Мф 15,13-14).

Разве может слепой вести слепого?



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!