Слова из орфографии удвоенные согласные. Удвоенная согласная в именах собственных

Двойные согласные в корне или после приставки - тема несложная. Но некоторые слова включают в устной речи звонкий звук, отображающий на письме не одну, а две буквы. Примеры, в которых встречаются удвоенные согласные, изложены в статье.

В оправдание тех, кто не обладает стопроцентной грамотностью (а их большинство), стоит сказать, что речь, которую использовал Пушкин, - одна из самых сложных в мире. А потому правила орфографии необходимо время от времени повторять. Рассмотрим наиболее распространенные ошибки в написании

Двойное «ж»

В русском языке немало слов, написание которых не соответствует ни одному правилу. Так, двойное «ж» пишется в следующих словах:

  • жжение;
  • дрожжи;
  • вожжи;
  • жужжать;
  • можжевельник.

Но в случае чередования звуков «ж» и «з» пишется иначе. Например, глагол «визжать» происходит от существительного «визг». А потому, несмотря на то что в устной речи слышатся удвоенные согласные, пишется все же «зж».

Сложные слова

Единицы языка, именуемые сложносокращенными, при написании нередко вызывают сомнения. Если первая часть слова заканчивается буквой, с которой начинается вторая, имеют место удвоенные согласные.

  • роддом;
  • главврач.

Эти случаи не следует путать со словами, образованными из двух частей, одна из которых включает удвоенные согласные:

  • грампластинка (граммофонная пластинка);
  • конармия (конная армия).

Но если имя прилагательное образовано от основы, в которой есть удвоенные согласные, вышеприведенное правило соблюдается. Ему нужно следовать и при написании других частей речи. Главное условие - двойной согласный предшествует суффиксу. Ниже приведены примеры предложений, в которых присутствуют слова с удвоенными согласными.

  1. Галлы - это племена, существовавшие в так называемый галльский период.
  2. Его работу оценили пятью баллами по пятибалльной системе.
  3. Гуннский лук - оружие, созданное кочевниками, которые известны в истории как гунны .
  4. После того как девять участников покинули проект, это была уже не группа , а небольшая группка .
  5. Почтальон имел обыкновение употреблять в речи уменьшительные формы: письмецо, телеграммка , посылочка.

Исключения

Но есть лексические единицы, образованные от слов с двойными согласными, но не попадающие под правила, приведенные выше. Эти исключения нужно запомнить.

  • кристалл, но кристальный;
  • финн, но финский;
  • колонна, но колонка;
  • тонна, но пятитонка.

К исключениям можно также отнести производные от имен собственных.

  • В те далекие времена она была еще не Аллой Петровной - женщиной грозной и властной, а глупой и наивной Алкой .
  • Одним из персонажей в произведении Фурманова была девушка по имени Анна , известная более как «Анка -пулеметчица».
  • Его звали Филиппом . А из всех произведений классической литературы он больше всего не любил рассказ Толстого «Филипок ».

На стыке приставки и корня

В таких случаях применяется написание слов с удвоенными согласными. Но это правило также имеет исключения. В таких словах, например, как воззвать или подделка, приставка заканчивается на ту букву, с которой начинается корень.

Следует не путать написание глаголов «поддаться» и «податься». В первом случае речь идет о действии, которое можно выразить следующим образом: «оказаться под влиянием, согласиться», во втором - «отправиться».

Слова иностранного происхождения

Написание заимствований нужно проверять по орфографическому словарю. Либо изучать иностранные языки. Ведь такие слова, как аббревиатура, аккомодация и аппликация, имеют латинское происхождение. Изучать необязательно. Производные от многих латинских слов встречаются в современном английском, немецком и французском.

Тем, кто не желает тратить время на грамматику и фонетику иностранного языка, нужно запомнить написание иностранных слов. Ниже приведены предложения, в которых присутствуют заимствования с удвоенными согласными.

  1. Агрессия нередко становится следствием алкогольного отравления.
  2. Симптомы акклиматизации проявляются у каждого человека по-разному.
  3. В этом магазине можно приобрести не только одежду, но и различные аксессуары .
  4. Аммиак обладает высоким уровнем токсичности.
  5. Аппретирование является сложным и трудоемким процессом.
  6. Метод, подразумевающий замену одних объектов другими, называется аппроксимацией .
  7. Коллежский асессор , проживавший по соседству, был человеком загадочным, скрытным.
  8. Ведьма варила благовонные зелья, готовила странные эссенции .
  9. В городе было много терриконов, к оторые приезжие нередко принимали за настоящие горы.
  10. Представители русской интеллигенции в поисках спасения вынуждены были покидать родные места.

Заимствования с одним согласным

Существует еще ряд слов иноязычного происхождения, в которых нет удвоенных согласных, но отчего-то именно в их написании часто совершаются ошибки:

  • атрибут;
  • балюстрада;
  • дилер;
  • дилетант;
  • импресарио;
  • росомаха.

И, наконец, всем известное слово, в котором присутствуют удвоенные согласные в корне: ссора. Безусловно, в производном от него глаголе писать три буквы «с» не нужно (рассориться). Слова, образованные по этой схеме, могут включать лишь два согласных.

Русский язык - базовый предмет в школе. Но с годами навыки, приобретенные в детстве и отрочестве, теряются. В написании текстов люди, казалось бы, образованные часто совершают грубые ошибки. На вопрос о том, в каких случаях нужно писать двойные согласные, ответить может не каждый. А так называемым врожденным чувством языка одарены лишь избранные. Поэтому правила русского языка необходимо повторять на протяжении всей жизни.

1. Удвоенное ж употребляется в корнях исконно русских слов (вожжи, дрожжи, жжение, жужжать, можжевельник) и некоторых однокоренных с ними (сожженный, жужжание, можжевеловый и др.).

2. Удвоение других согласных в исконно русских словах возможно только на стыке морфем и составных частей сложносокращенных слов.

Например, на стыке приставки и корня: введение, восстание, оттащить, поддеть; корня и суффикса: русский, чугунный, несся.

В составе сложносокращенных слов: роддом, Обллегпром, Моссельмаш.

Примечания.

1. Надо обратить внимание на написание слов типа визжать, приезжать, в которых пишется сочетание зж, а не удвоенное ж (звук ж в сочетании - результат чередований г - ж, д - ж, ср.: визг - визжать, приезд - приезжать).

2. В словах брыжейка (складка брюшины), брыжи (воротник) пишется одно ж.

3. В слове ссора и в производных от него словах пишется двойное с.

4. При стечении трех одинаковых согласных пишется только две: пятитонный (из тонн + ный), одесский (из одесс + ский), рассориться (из рас + ссориться) и др.

Упражнение 60. Запишите однокоренные слова, подобрав в орфографическом словаре родственные нижеследующим: вожжи, дрожжи, жжение, жужжать, можжевельник.

Упражнение 61. Выпишите в отдельные группы-слова с удвоенными согласными на стыке а) приставки и корня, б) корня и суффикса, в) частей сложносокращенных слов. Обозначьте границы между указанными частями слов.

Арзамасский, бессердечный, бесчестный, белорусский, вознесся, восстановить, дивврач, котласский, оттаять, перенесся, поддерживать, поммастера, рассматривать, расстроить, рассчитывать, расчет, старинный, череззерница, чересседельник, черкесский, юннат.

Упражнение 62. Устно объясните правописание удвоенных согласных в выделенных словах. Выпишите эти слова.

1. А моя мама жива-здорова. Последнее время все из Фрунзе письма писала, расспрашивала, как ее драгоценное барахло. (Сим.) 2. Лыжи заскользили вперед сами собой. Подъем? Наддай, Валя! Спуск в разложину? И-эх, сосны! Расступись, посшибаю! (Клещ.) 3. Путь, по которому должен был пройти поезд с диппочтой, этот путь был минирован ночью в двух местах. (Чайк.) 4. И не знал Павло и не думал, что его судьба так горько переплетется с судьбой лейтенанта Званцева там, на Херсонесском маяке. (Куч.) 5. Солнце жжет немилосердно, а легкую белую форму номер один запретили носить. (Куч.) 6. Кучер знал, куда его хозяин может отправиться в это позднее время; он свистнул коням, натянул вожжи, и фаэтон понесся сперва по Коблевской, затем по Преображенской. (Михаил.) 7. Все это было написано на их бледных, голодноватых лицах, а Вера Николаевна тут же их обласкала, тут же появились на столе консервы «Треска в масле» - еще из заполярного доппайка, печенье, чай, масло, хлеб - всего вволю. (Герм.) 8. На откосе за окном, казалось - на расстоянии вытянутой руки, бесплотно трепыхались бледно-лиловые бессмертники. (Пан.)

Упражнение 63. Сопоставьте употребление и правописание выделенных слов в приведенных примерах. Составьте и запишите свои примеры с этими словами.

а) 1. Дыша тяжело, как загнанные лошади, они отирали широкими ладонями пот, лившийся с их лиц. (Полев.) 2. Пришедший снял полушубок и стал оттирать юное, совсем мальчишеское лицо со слипшимися от снега ресницами. (Лид.)

б) 1. Шмельков с ходу развернул машину и начал подавать ее задом, будто бы для заправки. (А. Н. Т.) 2. Бойко и задорно поддавал ходу каурый конек. (Гайд.)

Упражнение 64. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

I.1. Уставшие люди входили по одному, по двое на паром, ра…аживались прямо на полу. (Иван.) 2. Из кабины санитарной машины выскочил боец, о…ежал машину и стал вместе с шофером Серпилина по…тал кивать ее сзади. Но машина продолжала буксовать. Потом открылись задние дверцы «санитарки», о…уда выскочила на дорогу женщина и стала толкать машину вместе с мужчинами. (Сим.) 3. Под знойным солнцем а…охшее дерево, разомлев, и…точало слабый запах не то смолы, не то краски. (Пан.) 4. По улице проехала телега, и долго слышалось дребе…ание привязанного к задку ведра. (Ямп.) 5. Бахор ничего не боится, смотрит на мир смелыми, широко распахнутыми глазами. Какие у нега искристые глаза - так и бры…ут то гневом, то сочувствием, то во…торгом! (Раш.) 6. «Понятно»,- бросил Крайнюк. Ему бы идти, а он все стоял среди обо…енных камней и руин. (Куч.) 7. Матросы вынесли легкий трап и, по…ерживая женщин, усадили всех в открытый грузовик. (Куч.) 8. Прощаясь, геофизик бе…алостно стиснул ладонь Виктора. (Клещ.)

II. 1. Рига была высокой, дли…ой, ра…читанной на прием сразу целой клади хлеба. (Марк.) 2. И несмотря на то, что весь тон письма, как всегда все, что исходило от Женьки, был неприятен Володе, он надолго призадумал…я над предложением на…ет должности гла…рача. (Герм.) 3. Вася нашел и санвзвод и запа…я там индивидуальными пакетами

. (Лев.) 4. Торжественное заседание Мо…овета не было для него, как для Куприна, первым в жизни. (Лев.) 5. Матрос пошел спать, а матро…ка словно бы нарочно долго убиралась с посудой. (Стан.) 6. Строился у выхода матро…кий батальон, уходящий с бронепоездом на фронт. (Пере.) 7. По переулку к мастерской действительно шел пятито…ый грузовик, глубоко врезаясь колесами в ра…кисшую дорогу. (Иван.)

Двойное н в прилагательных, образованных от существительных, пишется в следующих случаях:

а) если прилагательные образованы от существительных с основой на н при помощи суффикса -н- (в том числе и от слов на -мя: время - времен-): длинный, оконный, старинный, временный, именной и т. д.;

б) если прилагательные образованы от существительных при помощи суффиксов -енн-, -онн-: соломенный, революционный и т. д.

Прилагательные, образованные от существительных с помощью суффиксов -ан- (-ян-), -ин-, пишутся с одним н: кожаный, конопляный, куриный и т. д.

Исключения: деревянный, оловянный, стеклянный.

Примечания.

1. С одним н пишутся прилагательные бараний, багряный, вороной, зеленый, пряный, рдяный, румяный, свиной, синий, юный. Они образуются без суффикса -н-.

С одним н пишется и слово ветреный однако производные от него образования с приставками имеют на письме два н: безветренный, наветренный, подветренный.

2. Следует также обратить внимание на правописание удвоенного согласного в суффиксе в слове зеленной (зеленная лавка, ср.: зеленая лавка).

Упражнение 65. Перепишите, подчеркивая суффиксы прилагательных; отдельно выпишите бессуффиксальные образования. Объясните правописание суффиксов прилагательных.

Былинный, величественный, восторженный, воробьиный, ветреный, ветряной, ветряный, глиняный, деревянный, дровяной, естественный, законный, искусственный, комариный, коренной, краснознаменный, комиссионный, льняной, заветренный, нефтяной, общественный, огненный, песчаный, платяной, румяный, ремесленный, свиной, семенной, сессионный, сонный, существенный, юный, ячменный.

Упражнение 66. От приведенных существительных образуйте прилагательные с суффиксами -н-, -енн-, -онн-, -ан- (-ян-), -ин-. Запишите прилагательные, устно объяснив их правописание.

Агитация, баран, болезнь, бритва, гусь, длина, диковина, дерзновение, жесть, жизнь, зелень, змея, имя, корень, кость, лед, лимон, масло, мобилизация, нефть, оборона, осень, отечество, оппозиция, песня, письмо, полотно, ревизия, ремесло, серебро, стекло, сукно, сокол, традиция, телефон, трава, торжество, цена, ястреб.

Упражнение 67. Сопоставьте употребление и правописание выделенных слов. Составьте и запишите свои примеры с этими словами.

а) 1. Запах ржавчины, масляной краски и сырости наполнял комнату. (Горьк.) 2. Киев. Чудесный город, весь похожий на сдобную славную попадью с маслеными глазками. (Купр.)

б) 1. День разгорелся знойный, безветренный, в воздухе стояла дремотная тишина. (Пав.) 2. В предрассветной мгле вырисовывалась ветряная мельница, похожая на спящего ворона с перебитым крылом. (Тютюн.) 3. В хмурые ветреные дни поздней осени Пастухов редко выходил. (Фед.)

Упражнение 68. Объясните правописание -н- и -нн- в суффиксах прилагательных. Выпишите эти прилагательные, выделив в них вертикальными черточками суффиксы.

1. После бритья он, по обыкновению, вставал под душ в ванной: ровный шум прохладной воды, теплые иголочки по всему телу, махровое полотенце - и он чувствовал себя в отличном настроении, когда казалось, что все прекрасное в себе и в жизни он только чтопонял и оно не должно исчезнуть. Он знал, что это ощущение до сумерек. Вечером или особенно декабрьскими мглистыми сумерками, когда фонари горели в туманных кругах, это чувство полноты жизни исчезало, и боль, странная, почти физическая боль и тоска охватывали Сергея. (Бонд.) 2. Перед портретом почти во всю ширину зала вытянулся стол, покрытый зеленым сукном, направо у стены стояли за решеткой две деревянные скамьи, налево - два ряда малиновых кресел. (Горьк.) 3. Бугор не захватили: сперва напоролись на минное поле, потом были накрыты минометным и пулеметным огнем. (Сим.) 4. Высокий, тощий, с длинным лошадиным лицом, он стоял в окружении своих солдат и что-то говорил им. (Пав.) 5. Точно перехватив мои мысли, Валлон спросил соседей, кто помнит нападение на лагерь военнопленных. (Крам.)

3 ноября 2016

Удвоенный согласный в корне слова встречается в иностранных заимствованиях и словах исконно русского происхождения. Правила и примеры представлены в статье.

Двойное «ж»

Удвоенный согласный в корне слова пишется в таких словах, как жжение, дрожжи, жужжать, можжевельник . Но не следует путать подобные случаи с сочетанием звуков «ж» и «з». Пример:

  1. Каждый вечер навстречу ему выбегала огромная немецкая овчарка и принималась неестественно и заунывно визжать .
  2. Приезжать к нему становилось все сложнее, потому как водитель единственного автобуса в этом городе игнорировал расписание, вывешенное на остановке.
  3. Во дворе его дома темно, только огонек, который едва брезжит из окна флигеля, освещает дорогу.
  4. Преподаватель зашел в аудиторию и первым делом вывесил над доской схему мозжечка .

Двойное «с»

Удвоенные согласные «сс» пишутся в таких словах, как касса, ассорти, пассажир, кассета, класс, компромисс . Написание этих лексических единиц нужно запомнить. Этот удвоенный согласный в корне слова пишется в иностранных заимствованиях. За исключением лексемы ссора и слов, которые являются однокоренными с ней. Примеры:

  1. К старости ее характер испортился до такой степени, что она умудрилась рассориться со всеми родственниками.
  2. Поссорившиеся в тот день соседки больше не тратили сил на скандалы, но почти три года сохраняли полное молчание, словно между ними была объявлена холодная война.

Удвоенное «с» пишется также в таких словах, как поэтесса, стюардесса .

Видео по теме

Сложносокращенные слова

Удвоенные согласные буквы пишутся в словах, образованных из двух частей. Но только в том случае, если первая заканчивается на тот же согласный, с которого начинается вторая. Примеры: роддом, главврач.

Если в сложносокращенном слове первая часть образована от лексической единицы, в которой присутствует удвоенный согласный, пишется лишь один. Примеры:

  1. В ветхом сарае, который находился за домом, хранилось больше ста грампластинок , выпущенных лет сто назад, пара колченогих стульев и прочая ненужная рухлядь.
  2. В кабинет зашли трое, один из которых представился групоргом. Должности других звучали так же загадочно.
  3. Писатель был в прошлом конармейцем , и за то, насколько честно он изобразил классовую борьбу, свидетелем которой он стал, в 1938 году его расстреляли, назвав изменником родины.

Имена

С удвоенными согласными пишутся полные формы некоторых имен. Уменьшительные формы - с одной согласной. Примеры:

  1. Младшая дочь - Алка - была ребенком непоседливым и чрезмерно любопытным.
  2. Кирилка рос быстро и все чаще задавал родителям неудобные вопросы.
  3. Анка была женщиной простой, по-крестьянски доброй.

В вышеприведенных примерах присутствуют имена с удвоенными согласными: Алла, Кирилл, Анна . Написание полной и уменьшительной форм различно.

Прилагательные

В словах, которые образованы от существительных, удвоенный согласный в корне слова сохраняется и пишется непосредственно перед суффиксом. Примеры:

  1. Родители привыкли к пятибалльной системе и долго не могли разобраться в том, хвалить или наказывать сына за то, что в его дневнике, рядом с подписью учителя, стояли цифры «6», «7» и «8».
  2. Все эти племена объединились в так называемый гуннский союз.
  3. Дискутировать он не любил и при возможности пытался принять компромиссное решение.

То же самое можно сказать и об уменьшительной форме существительного. Примеры:

  1. Кладбище, на котором покоятся деятели советской и русской культуры, иностранцы покинули. Осталась лишь группка степенных, но любознательных японцев.
  2. Спектакль ему не нравился, а потому он во время первого действия устало смотрел в программку и думал о своем.
  3. Телеграммку - а именно так можно назвать послание столь легкомысленного содержания - принес к вечеру усталый и, как всегда, раздраженный почтальон.

На стыке корня и приставки

Существительные, в которых приставка заканчивается на ту же букву, на которую начинается корень, также пишутся с удвоенными согласными. Примеры:

  1. На его воззвания уже давно никто не обращал внимания, а потому ему пришлось сойти с трибуны.
  2. Подделывать подпись отца он научился еще в третьем классе.
  3. Педагогические воззрения этого воспитателя ничего общего не имели с теориями Макаренко и Сорока-Росинского.

Заимствования

Написания слов иностранного происхождения с удвоенными согласными следует запомнить. Примеры:

  1. Викентий Тимофеевич занимал должность коллежского асессора .
  2. Кислородные баллоны запретили использовать как дома, так и в офисах.
  3. На перроне он встретил ее мужа и испугался вдруг, что путешествие, которое так долго планировалось, сорвется.
  4. Дощатая терраса была покрыта тонким слоем раннего чистого снега.
  5. Идиллия , царившая в их доме почти пять лет, как оказалось, была мнимой.

Одна согласная

Есть слова в русском языке, в которых нередко ошибочно пишут удвоенные согласные. Возможно, дело все в том, что эти лексические единицы, как правило, имеют иноязычное происхождение. Например: балюстрада, дилер, вернисаж, дилетант.

В корнях русских слов употребляются лишь двойные согласные сс и жж . Таких слов немного.

Буквы сс пишутся в слове ссора и образованных от него родственных словах, например: посс орить, посс ориться ; а также в словах Росс ия (от устаревшего росс ), росс ийский, Белорусс ия (но Русь, белорус ).

Буквы жж пишутся в словах вожж и, дрожж и, жужж ать, можж евельник и образованных от них родственных словах, например: жужж ание, можж евеловый . Буквы жж пишутся также в словах и формах, образованных от глагола жечь (жгут ), например: жж ение, сожж ение, жж ешь, жж ет, сожж ет .

Двойные согласные на стыке приставки и корня

Двойные согласные в русских словах пишутся на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной, например: бесс порный, восс тание, возз рение, подд ержать, отт еснить .

Примечания:

1. С буквами сс пишутся слова, образованные от корня -счит- при помощи приставки рас -, например: расс читать, расс читывать . Слова с той же приставкой и корнем -чет- пишутся с одним с , например: расчет, расчетливый (но бессчетный , от без счета ).

2. Двойные согласные могут встречаться в суффиксах и на стыке корня и суффикса, например: традиционн ый, единственн ый, матросс кий . Эти случаи рассмотрим позже.

Двойные согласные в иностранных словах

Большинство сдвоенных согласных встречается в иноязычных словах, например: апелляция , интеллигент , оккупант . Эти слова, как и слова с непроверяемыми написаниями, нужно запоминать. Ниже приводится список наиболее встречающихся слов с двойными согласными.

Слова с двойными согласными

  • агрессор
  • аппарат
  • ассоциация
  • аллегория
  • аппетит
  • атташе
  • аннотация
  • артиллерия
  • аттестат
  • аннулировать
  • ассистент
  • аттракцион
  • апелляция
  • баллада
  • баррикада
  • беллетристика
  • баллотировка
  • бассеин
  • бюллетень
  • группировать
  • дискуссия
  • диссертация
  • дифференциация
  • иллюзия
  • иллюминация
  • иллюстрация
  • классик
  • комментарий
  • концессия
  • коллектив
  • коммунизм
  • корреспондент
  • коллоквиум
  • коммюнике
  • кристалл
  • колонна, колоннада
  • компромисс
  • кристаллический, но кристальный
  • колосс
  • конгресс
  • кросс
  • комиссия
  • масса
  • металл
  • миссия
  • оккупация
  • оппозиция
  • оппонент
  • параллель
  • пессимизм
  • прогресс
  • пассивный
  • пресса
  • профессия
  • перрон
  • программа
  • режиссер
  • рессора
  • репрессия
  • симметрия
  • суррогат
  • телеграмма
  • территория
  • трасса
  • теннис
  • террор
  • труппа
  • терраса
  • тонна, но пятитонка
  • туннель и тоннель
  • хоккей
  • целлюлоид
  • целлюлоза
  • шасси
  • шоссе
  • экспрессия
  • эффект

(39 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

1. Замените словосочетание одним словом.

* Изготовление рисунков из наклеенных или нашитых кусков

бумаги, ткани.

* Прибор, техническое устройство.

* Большое желание употреблять пищу.

* Ремни, верёвки для управления лошадьми.

* Вещество из микроскопических грибков, вызывающее брожение.

Слова – помощники: а……етит, во……и, а……арат, дро……и, а……ликация.

2. Прочитай слова. Запиши их по алфавиту, разделяя для переноса. Как ты понимаешь выражение «свежая пресса» ?

Аппликация, троллейбус, пресса, гиппопотам, теннис, балл, комментарий, металлы, стеллажи.

3. Прочитай и отгадай загадку.

Плещет тёплая вода

в берегах из чугуна.

Отгадай, вспомни:

Что за море в комнате? (В__ __ ___а,)

Запиши загадку и отгадку. Слово с удвоенной согласной раздели для переноса.

Групп а, грипп , апп арат, апп ликация, апп етит, Филипп .

Хокк ей, акк уратный, акк орд.

Дрожж и, вожж и, жужж ать, можж евельник.

Колл ектив, алл ея, Кирилл , Алл а, Элл а, Талл ин, милл ион, колл екция, илл юстрация, илл юминация, металл , тролл ейбус, брилл иант, Чиполл ино, милл иметр, вилл а, балл он.

Грамм атика, телеграмм а, сумм а, килограмм , грамм , Эмм а, Римм а.

Тонн а, ванн а, тенн ис, Анн а, Инн а, Нонн а, Жанн а, Сюзанн а, Генн адий, ранн ий, длинн ый, утренн ий, осенн ий, весенн ий, подоконн ик, одинн адцать, лиственн ица, колонн а, антенн а.

Масс а, касс а, шосс е, класс , пасс ажир, комисс ия, сс ора, басс ейн, расс каз, расс вет, кросс , професс ор, русс кий, класс ик, нарцисс , искусс тво, Росс ия, Новоросс ийск, Одесс а, прогресс , экспресс , компресс , асс истент, режисс ёр, компромисс , процесс .

Терр итория, перр он, терр аса, корр еспондент, корр екция, терр ор.

Субб ота.

Эфф ект, суфф икс.

Савв а.

Шарлотт а.

5. Выпиши слова в алфавитном порядке: сначала имена собственные, а затем – остальные слова. Подчеркни удвоенные согласные и орфограмму - большую букву в именах собственных.

Перрон, Инна, класс, Алла, аллея, Кирилл, аккуратный, Анна, Филипп, хоккей.

6. Раздели для переноса.

Аллея, программа, конница, шоссе, пассажир, аппликация, жужжит, дрожжи, кассир, грамматика, аппарат.

7. Прочитай. На какую тему эти слова? Составь и запиши 3 предложения на тему «На вокзале» . Выдели удвоенную согласную.

Суббота, класс, экскурсия, музей, вокзал, кассы, перрон, билеты, электропоезд, вагоны, пассажиры..

8. Выборочный диктант. Выпиши слова с удвоенными согласными. Подчеркни их.

На уроке русского языка учительница Алла Сергеевна диктует слова с удвоенными согласными. Ребята пишут: баллон, аттестат, коллекция, аттракцион. После урока русского языка будет урок физкультуры. Ребята будут бежать кросс по школьной аллее.

(По А. Форощук).

9. Подчеркните двойные согласные. Образуйте и запишите слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?

Рано - …………………, …………………., ……………….. .

Утро - …………………., …………………., ……………….. .

Весна - …………………., …………………., ……………….. .

1. Наступила ранняя весна.

2. Суббота - выходной день.

3. У Анны хорошая коллекция бабочек.

4. Утром принесли телеграмму.

5. Группа ребят из нашего класса побывала в музее.

10. Списать текст, вставляя, где нужно согласные Н или НН.

Пришла вес…а. Появились подснежники и другие ра……ие весе…..ие цветы. Пройдёт лето. Наступит ра…..яя золотая осе…ь. Ласково будет ещё светить осе…..ее солнце. Но с каждым днём будет холоднее, начнутся первые утре…..ие заморозки.

Подчеркнуть удвоенные согласные.

11. Прочитай. Составь верные сочетания слов, запиши. Подчеркни удвоенные согласные.

класс срочная

орфограмма дружный

аллея сложная

программа тенистая

телеграмма знакомая.

Назови слова, в составе которых общий элемент - «грамма». Что он означает? Какие ещё слова с этим элементом ты знаешь?

12. Вставьте согласные ПП, КК, ЖЖ.

Гру……а, дро……и, хо……ей, гри……, жу……ать, а……арат, а……уратный, а……ликация, а……орд, мо……евельник, а……етит, во……и, Фили…… .

13. Вставьте согласные ЛЛ, ММ, НН.

Дли……ый, гра……атика, ва……а, а……ея, Ри……а, те……ис, Кири……, су……а, А……а, Та……ин, Ге……адий, Но……а, ми……ион, И……а, ко……екция, Жа……а, А……а, Э……а, Сюза……а, и……юстрация, оди……адцать, телегра……а, мета……, осе……ий, гри……, тро…ейбус, то……а, и……юминация, весе……ий, килогра……, утре……ий, ко……ектив, ра……ий.

14. Вставьте согласные СС, РР, ББ, ФФ, ТТ, ВВ.

Ма……а, ка……а, шо……е, Оде……а, кла……, па……ажир, Са……а, коми…….ия, ра……вет, ……ора, су……икс, ба……ейн, ра……каз, те……аса, кро……, профе……ор, те……итория, э……ект, ру……кий, кла……ик, иску……тво, су……ота, нарци……, Ро……ия, Новоро……ийск, Шарло……а, пе……он.

15. Отгадай загадки, напиши отгадки.

* Как всегда, иглист и зелен,

Схож я с ёлочкой вполне.

Но родня, на самом деле,

Кипарис и туя мне.

(М - - - - - - - - - - - .)

* На реке пожара нет,

Над рекой горит ……. .

(Р - - - - - -)

* Что за комната такая -

Очень светлая, большая,

Парты ровными рядами,

А за партами - мы сами?

16. Словарный диктант.

Анна, ванна, сумма, масса, класс, Россия, русский, Алла, аллея, группа.

Классный, ранний, осенний, весенний, утренний, медленный.

17. Запишите одним словом.

1. Помещение в школе (класс) .

2. День недели (суббота) .

3. Один из видов игры в мяч (теннис) .

4. Игра на льду на коньках (хоккей) .

5. Место, где продают билеты (касса) .

6. Дорога с рядами деревьев по сторонам (аллея) .

7. Дорога, покрытая асфальтом (шоссе) .

8. Женские имена (Алла, Анна, Римма, Жанна, Инна).

18. Словарный диктант.

Осенний день, весенний ветер, утренний мороз, ранние овощи, русский язык, классный журнал, субботний вечер, одиннадцать лет.

19. Выборочные диктанты.

1. В младшей группе стихли шутки,

Потерялся аппетит.

Грипп случился у Мишутки -

Врач прививками грозит.

2. Инна медленно вставала,

Слыша ранний птичий крик.

Раз одиннадцать зевала,

Сонно глазки протирала,

После ванну принимала.

И, конечно, опоздала

На весенний утренник.

3. В субботу тенистого парка

шёл к Алле Кирилл, нёс

почтовые марки.

Коллекцию он просмотрел

аккуратно и утром

весенним понёс их обратно.

20. Зрительные диктанты.

1. Ветер осенний в лесах подымается,

Шумно по чащам идёт.

(И. Бунин)

2. Сделали серому зайке

Слишком длинные ушки.

(А. Барто)

3. В классе уютном, просторном

Утром стоит тишина.

4. День стоял весёлый

Раннею весной.

5. По проволоке дама

Идёт, как телеграмма.

6. Очень весело в дороге

Пассажиру лет семи …

7. Луна осенняя светла,

Аллея дремлет кружевная.

8. В школе тихо и светло

В этот ранний час.

Сквозь оконное стекло

Ветви смотрят прямо в класс.

(С. Маршак)

21. Творческие диктанты.

I. Составить с данными словами и записать рассказ из 4-5 предложений.

Экскурсия.

Суббота, группа ребят, класс, музей, касса, кассир, билеты;

экскурсовод, интересный рассказ;

богатая коллекция.

О г о р о д.

Весенний день; рассада; длинные грядки; отличный урожай.

III. Образовать от данных слов другие слова так, чтобы в них было - НН-.

Осень – осенний, весна, старина, длина, камень, лимон, сон, окно, пустыня, конь.

22 Образуйте и запишите имена прилагательные.

Ко……екция, гра……атика, ко……ектив, тро……ейбус, ми……ион.

23 Замените словосочетание одним словом.

* Острое вирусное заболевание.

* Человек исполнительный, соблюдающий во всём порядок.

* Несколько предметов или людей, расположенных близко

друг от друга или соединённых вместе.

* Сочетание нескольких музыкальных звуков различной высоты

* Производить однообразно дребезжащий звук, свистящий шум.

Слова – помощники: а……куратный, гри……, а……орд, жу……ать, гру……а.

24. Отгадай загадки Анатолия Арсирия. Проговори слова отгадки по слогам, запиши. Обозначь орфограмму. Раздели слова – отгадки для переноса. Составь с одним из них предложения и запиши.

1. Во мне два к , не забывайте,

таким как я, всегда бывайте:

я точный, чистый, и опрятный,

иным же словом - ……………..

2. Он на вокзале есть всегда,

к нему подходят поезда,

двойное р содержит он

и называется ……………. .

3. Проста загадка и легка:

пишусь всегда через два к ;

и мяч, и шайбу клюшкой бей,

а называюсь я - …………..

25. Прочитай названия книг. Знаешь ли ты их авторов? С какими из этих книг ты уже знаком? Спиши названия книг (они пишутся в «кавычках»), подчеркни удвоенные согласные буквы.

« Рикки - Тикки - Тави »,

« Пеппи Длинный чулок »,

« Винни - Пух и все - все-- все »,

« Приключения Чиполлино ».

Подсказка: Редьярд Киплинг, Астрид Лингрен, Алан Милн, Джанни Родари.

26. Вставьте удвоенные согласные.

Дли……ый, ро……ийское, ва……чка, ма……овое, а……ордная, хо……ейный, утре……ее, су……отник, ра……яя, а……етитный, гра……атические, сгру……иповались, для э……екта, кла……ическое, осе….ий, весе……яя, ка……овый, шо……ейная, па……ажирское, ра……каз, А….очка.

27. Спишите слова. Объясните написание одной и двух букв н.

Весна – весенний, осень – осенний, длина – длинный, рано – ранний, камень – каменный, лимон – лимонный, сон – сонный, телефон – телефонный, окно – оконный, туман – туманный, туманность.

28. Выделите корень и суффикс. Объясните написание одной и двух букв н.

У конных, пустыня, к баклажану, за длинным, вешняя, по вагонным, в каменном, с чемоданным, весну, макаронная, к чемодану, с балкона, газонный, в балагане, балконная.

29. Раскройте скобки. Объясните написание одной и или двух н.

Бето(н,нн)ое, карти(н,нн)ка, пусты(н,нн)ая, бало(н,нн)ая, ко(н,нн)ь, телефо(н,нн), ра(н,нн)его, весе(н,нн)ими, с дива(н,нн)ых, макаро(н,нн)ы, осе(н,нн)ь, ра(н,нн)о, бараба(н,нн)ая, с лимо(н,нн)ым, в каме(н,нн)ом, балко(н,нн)чик, у весе(н,нн)его.

30. Вспомните все пройденные слова с удвоенными согласными ЛЛ, ММ. Раскройте скобки.

Ко(л,лл)ектив, гра(м,мм)атика, а(л,лл)оэ, а(л,лл)ея, Кири(л,лл), по(л,лл)ковник, телегра(м,мм)а, А(л,лл)а, ко(л,лл)екция, со(л,лл)онка, ки(лл,л)о(м,мм)етры, тра(мм,м)вай, Ри(м,мм)а, Ди(мм,м)а.

31. Творческая работа.

Придумай и запиши текст телеграммы (1-2 предложения), включи в него 1-2 слова с удвоенными согласными в корне.

32. Прочитай имена и фамилии знаменитых зарубежных авторов литературных сказок. Назови известные сказки, которые написали эти авторы. Спиши, подчеркни удвоенные согласные и орфограмму - большую букву в именах собственных и фамилиях.

Братья Гримм (Вильгельм и Якоб), Шарль Перро, Сельма Оттилия Лагерлёф, Джоэль Харрис.

33. Вставьте пропущенные буквы.

Плавательный ба…..ейн, огромная те……итория, и……юстрации к сказке, ко……екция марок, дружный ко……ектив.

34. Выпиши из двустишия С. Бондаренко слова с удвоенными согласными.

1. Если в доме много сора,

В доме может вспыхнуть ссора.

2. Необходимы соль и крупы,

Чтоб кашу наварить для группы.

3. Сегодня будет «кинопанорама».

Какая интересная программа!

4. Приятнее найти под ёлкой гриб,

Чем получить ангину или грипп.

Раздели слова с удвоенными согласными для переноса. В каких двустишиях ты услышал одинаково звучащие слова? Как ты их запишешь? Объясни.

35. Раскройте скобки.

Кла(с,сс), ве(с,сс)на, па(с,сс)ажир, ми(с,сс)ия, пля(с,сс)ка, со(с,сс)на, ба(с,сс)ейн, (с,сс)офа, ра(с,сс)каз, о(с,сс)ень, ру(с,сс)кий, профе(с,сс)ор, но(с,сс)ок, ка(с,сс)ка, ка(с,сс)а, тря(с,сс)ка, шо(с,сс)е, нарци(с,сс), Новоро(с,сс)ийск, Ро(с,сс)ия, Мо(с,сс)ква, анана(с,сс).

36. Образуйте и запишите имена прилагательные.

Дро……и, гру……а, хо……ей, а……уратность.

Замените словосочетания одним словом.

Человек, обладающий большой внутренней культурой.

Срочное сообщение передаваемое по телеграфу.

Поясняющий рисунок.

Единицы измерения массы.

Декоративное освещение парков, улиц, по случаю какого - нибудь торжества.

Слова-помощники: килогра…., гра……., то…..а, телегра……а, и……юминация, инте…..игент, и…….юстрация.

37. Творческие диктанты.

Класс, экскурсия, группа, осенние листья, коллекция, рассказ

Анна, телеграмма, касса, гостить, весенние цветы.

Придумай предложения из данных слов.

38. Обучающие диктанты.

Вчера наш класс был в парке. Красив осенний парк! Ребята собирали осенние листья. На уроке русского языка составили рассказ об осени. (23 слова)

Наш класс.

Я учусь во втором классе. У нас дружный коллектив. В субботу группа ребят провела утренник. Об этом написали рассказ в классную газету. (24 слова)

39. Предупредительный диктант со зрительной подготовкой.

Прочитай. В каких словах есть удвоенные согласные. ? Подчеркни эти согласные. Какие ещё орфограммы ты увидел? Обозначь их. Запиши под диктовку.

1. В Африке акулы, в Африке гориллы, в Африке большие злые крокодилы…. (К. Чуковский)

2. Вот вам телеграмма от гиппопотама! (К. Чуковский)

3. У нас четыре Аси, четыре Васи, пять Марусь и два Петровых в классе. (А. Барто)

Открой книгу, проверь себя.

40. Запиши под диктовку. Подчеркни удвоенные согласные.

Гиппопотам - могучее животное.

Масса его тела - более двух тонн.

А в одной тонне - тысяча килограммов.

И при таком весе бегемот очень быстро

плавает и хорошо ныряет!

41. Объясните написание одной и двух букв.

Поддался сестре - подался в горы, подержать молоток - поддержать друга, подделать документ - поделать гимнастику, поддать жару - подать идею.

42. Раскрой скобки. Объясни написание одной или двух букв.

Бе(з,зз)работный, бе(з,зз)вучный, ра(с,сс)пад, (с,сс)ода, по(д,дд)ъёмный, ра(з,зз)адорить, ра(с,сс)каз, бе(з,зз)дна, (с,сс)ора, по(д,дд)арить, ра(с,сс)ольник, о(т,тт)оптать, с(т,тт)ащил, ра(з,зз)жечь, ра(с,сс)верлил, о(т,тт)аять, бе(с,сс)рочный.

43. Напишите однокоренные слова с одной буквой н

Ранний - ………, весенний - …………, осенний - ………… ,

длинный - …………., туманный - …………… .

44. Из слов «сбежали» гласные. Восстановите слова.

ПП - гр…пп…, гр…пп, ...пп…р…т, …ппл…к…ц…, ...пп…т…т, Фи…л…пп.

КК - х…кк…й, ...кк…р…тн…й, ...кк…рд.

ЖЖ – др…жж…, в…жж…, ж…жж…ть, м…жж…в…льн…к.

ЛЛ - к…лл…кт…в, ...лл……, К…р…лл, ...лл…, Т...лл…н, м…лл……н, к…лл…кц……, ...лл…стр…ц……. .

ММ - гр…мм, т…л…гр…мм…, с…мм…, к…л…гр…мм, Р…мм… .

ВВ - С…вв… .

ТТ - Ш…рл…тт… .

45. Выборочный диктант с подготовкой. Прочитай. Вставь пропущенные буквы, раскрой скобки. Обозначь орфограммы, объясни написания, напиши только слова с удвоенной согласной.

Дре(сс,с)ировщик и ле…

«Смирный какой: (без) команды - шагу ….

Вот как его укротил я, б..днягу!»

Так дре(сс,с)ировщик (по)думал о л..ве

Ле… рассуждал, между прочим, вот так:

«Храбрый какой! Не б…ится, ч…да…

Если б он не был так ловок и смел,

Я бы его обязател…но с…ел!»

(А. Шибаев)

46. Страничка - тест. Раскрой скобки.

Кла(с,сс), весе(нн,н)яя, па(с,сс)ажир, ка(с,сс)а, осе(нн)яя, а(л,лл)ея, тро(лл,л)ейбус, до(к,кк)тор, балага(нн,н), ра(н,нн)ий, ра(н,нн)ка, ко(л,лл)екция, ра(з,зз)грузил, Ро(с,сс)ия, лет(нн,)ий, (с,сс)ора, Оде(с,сс)а,

каме(н,нн)ое, макаро(н,нн)ый.

47. Предупредительный диктант с продолжением. Зрительная подготовка. Прочитай текст. Найди слова с удвоенной согласной в корне слова. Какие ещё орфограммы ты обнаружил в тексте? Объясни написание.

В одном зоопарке маленькая горилла отказывалась от пищи. Спасти животное вызвался директор зоопарка.

Каждый день перед клеткой он с аппетитом съедал вкусный обед. Скоро обезьянка стала подражать человеку.

А директор теперь худеет.

(по материалам журнала «Клёпа»)

Запиши текст под диктовку. Обозначь все знакомые орфограммы. Придумай продолжение текста из 1-2 предложений. Включи в него слово килограмм. Проверь написанное.

48. Диктант - текст.

В субб оту ранн им утром Алл а Кирилл ова шла по узкой дорожке около акк уратного зелёного забора. За кустами можж евельника виднелась металл ическая крыша дачного дома. Скоро Алл а вышла за терр иторию посёлка Чашники и пошла по берегу речки Смородинки. На лугу росла масс а цветов. Жужж али пчёлы. Луг казался красивой апп ликацией или красочной илл юстрацией из детской книжки. У воды стояла групп а плакучих ив с длинн ыми гибкими ветками. Алл а нырнула в воду. Поднялся милл ион брызг. Хороши утренн ие купания! (72 слова)

Если ученик допустил ошибки в выделенных орфограммах, то в изучении темы «Удвоенные согласные» есть пробелы. Для их устранения необходимо продолжить выполнение упражнений на данную тему.

49. Отгадай загадки и напиши отгадки.

Ёлка иль не ёлка?

Зелена иголка,

А совсем не колка! (Л - - - - - - - - - - .)

Становлюсь собой в плену огня.

Не было бы в мире без меня

Ни велосипедов, ни станков,

Ни автомобилей, ни коньков. (М - - - - - .)

Стоит на крыше верхолаз

И ловит новости для нас. (А - - - - - - .)

Этот глаз - особый глаз,

Быстро взглянет он на вас -

И появится на свет

Самый точный ваш портрет. (Ф - - - - - - - - - - .)

50. Замените слова противоположными по значению словами с удвоенной согласной.

Неряшливый, невкусный, вечерний, закат, поздний.

Слова – помощники: утре….ий, а…..уратный, ра…..ий, а…..етитный, ра…..вет.

51. Диктант - подготовка.

С л у ч а й.

На алл ее в кусты можж евельника упала старая сосна. Как её убрать акк уратно? У неё длинн ый ствол. Она весит больше тонн ы. Ранн им весенн им утром Кирилл и Генн адий взяли пилу и стали пилить дерево. На лугу жужж али первые насекомые. По шосс е проезжали редкие машины. Кирилл и Генн адий распилили дерево и убрали его с алл еи. Осталась масс а опилок. Пильщики акк уратно убрали терр иторию.

Если ученик допустил ошибки в выделенной орфограмме, ему необходимо выписать слова, в которых были допущены ошибки и подобрать к ним однокоренные.

52. Диктант - тест.

Осенняя пора.

Дни ранн ей осени в Росс ии очень красивы. Утренней порой туман стелется над сонн ой долиной. Масс а ярких листьев устилает траву, тропки, дорожки, алл еи, шосс е. Милл ионы листьев ещё остались на ветках. В лучах солнца осенн яя листва, как чудесная илл юминация. У опушки растёт групп а зелёных ёлочек. Юнн аты Эмм а, Жанн а, и Савв а на терр итории лесной школы акк уратно убирают листву. На площадке друзья Кирилл и Филипп играют в тенн ис. Длинн ыми зимними вечерами они будут играть в хокк ей. (74 слова)

Если ученик допустил больше четырёх ошибок на правописание удвоенной согласной, значит необходимо повторить правила и выполнение упражнений.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!