Слово с суффиксом "ик". Правописание слов с суффиксами "ик"

У существительных, обозначающих людей по роду их занятий или действий, после согласных д , т , з , с , ж пишется суффикс -чик , после других согласных — суффикс -щик , например: докладчик, летчик, грузчик, подписчик, перебежчик, каменщик .

Буква ь пишется перед суффиксом -щик только после л , например: точильщик .

Некоторые суффиксы существительных служат для выражения оттенков уменьшительности, ласкательности, увеличительности и т. п.:

Суффиксы ЕК, ИК, ЧИК

Следует писать -ек , если гласный при склонении выпадает, если не выпадает — -ик и -чик , например: ореше к (орешка), ковши к (ковшика), ящиче к (ящичка), ключи к (ключика), диванчи к, узорчи к ;

Суффиксы ЕЦ, ИЦ-а

В словах мужского рода пишется -ец , в словах женского рода -иц , например: хлебец , метелиц а ;

Суффиксы ЕЦ-о, ИЦ-е.

Если ударение падает на окончание, пишется -ец -о́ , если ударение на основе — пишется -иц , например: письмецо́ , зданьице ;

Суффиксы ОНЬК, ЕНЬК

Пишутся с буквой ь (они имеют ласкательное значение), например: березоньк а, Лизоньк а, реченьк а, Володеньк а (исключения: заинька, паинька ).
Слова с суффиксом -онь к, -еньк надо отличать:

  • от слов на -инк -к- от существительных на -ин , например: трещинк а (трещин а), телятинк а (телятин а), соломинк а (соломин а) ;
  • от слов на -енк , образованных при помощи суффикса -к- от форм родительного падежа множественного числа существительных на -ня , например: пашенк а (пашня , пашен ), песенк а (песен , песня ) ;

Суффикс ЕЧК

Пишется после мягких согласных и шипящих, например: семечк о, чашечк а . Слова с суффиксом -ечк надо отличать от слов с -ичк , образованных от существительных с -иц с помощью суффикса -к- , например: уличк а (улиц а), ресничк а (ресниц а) ;

Суффиксы УШК, ЮШК, ЫШК, ИШК

В словах среднего рода пишется -ышк- , в словах мужского и женского рода — -ушк- , например: зернышк о, но: кумушк а, соседушк а . Суффиксы -юшк- и -ишк- употребляются в существительных всех трех родов, например: дядюшк а, волюшк а, полюшк о; шалунишк а, шинелишк а, пальтишк о .

После этих суффиксов в окончании именительного падежа единственного числа пишется о :

  • в существительных среднего рода
  • в существительных мужского рода неодушевленных (стеклышко , городишко );

Пишется а :

  • в существительных женского рода;
  • в существительных мужского рода одушевленных (зимушка , хозяюшка ; дедушка , дядюшка , сынишка ).

Суффикс ИЩ

Употребляется в существительных всех трех родов. После этого суффикса в форме именительного единственного числа пишется в существительных мужского и среднего рода, пишется — в существительных женского рода, например: басище , человечище , чудовище ; ручища .

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

МКОУ «Нижнебайгорская СОШ»

Открытый урок по русскому языку

в 6 классе

« Гласные в суффиксах существительных

ЕК и -ИК- »

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Серганова Татьяна Васильевна

с. Нижняя Байгора

2016 г.

Тема урока: "Гласные в суффиксах существительных –ЕК и –ИК"

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и формы обучения: поисковый; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Цель урока: формировать у учащихся целостную систему ведущих знаний по теме "Гласные в суффиксах имен существительных –ек- и –ик-", учебно-познавательную компетентность через содержание, методы и организацию учебного занятия.

Задачи урока:

- образовательные: тренировать учащихся в опознавании орфограммы «Правописание гласных в суффиксах –ек –ик в существительных» и способу обозначения этого типа орфограмм; закрепить правило в практической деятельности учащихся;

- развивающие: развивать орфографическую зоркость, речевой слух, навык графического обозначения орфограммы; расширять активный словарный запас учащихся, продолжить развитие у учащихся умения высказываться на грамматическую тему;

- воспитательные : воспитывать любовь к русскому языку, звучащему слову и бережному отношению к природе; формировать навыки контроля и самоконтроля, познавательную активность, умение работать в коллективе и сотрудничать со сверстниками в решении поисковых задач; дать возможность каждому ученику реализовать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения, а также – конструировать свое собственное знание.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

    осваивают правило написания гласных в суффиксах существительных -ек- и –ик-;

    умеют пользоваться правилом (алгоритмом), определяющим выбор букв в суффиксе, находить орфограмму в морфеме;

    заменяют выделенные слова однокоренными с уменьшительно-ласкательным суффиксом ек- и –ик- .

Метапредметные:

    овладевают ознакомительным чтением;

    аргументировано отвечают на вопросы;

    умеют работать в парах;

    осуществляют взаимопроверку и рефлексию своей деятельности.

Оборудование: , фрагмент мультфильма , рабочие тетради, дифференцированные карточки, Русский язык: учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений / [М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский]. – 29-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

План урока:

1.Организационный момент.

2.Лингвистическая разминка.

3.Проверка домашнего задания.

3.1 Фронтальный опрос

3.2 Творческий диктант.

4.Изучение нового материала.

4.1. Запись темы урока.

4.2. Просмотр фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков.

4.4 Работа в парах.

4.5Первичное закрепление новых знаний.

4.6. Физкультминутка.

5. Работа по отработке знаний и умений обучающихся.

5.1.Дифференцированная работа по карточкам.

6.Обобщение. Подведение итогов урока.

7.Рефлексия.

8. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Приветствие. Мотивация.

Учитель: - Здравствуйте, дорогие ребята! Добрый день, уважаемые гости. Я рада вас всех видеть и пришла к вам на урок с отличным настроением! По дороге в школу я наслаждалась красотой природы. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и вас хорошее настроение. Давайте улыбнёмся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке . (слайд 1)

Улыбкой ясная природа

Сквозь сон встречает время года;

Синея, блещут небеса.

Ещё прозрачнее леса,

Как будто серебром сверкают.

2. Лингвистическая разминка. (слайд 2)

«Вы талантливые дети!

Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь,

какие вы умные, как много и хорошо умеете,

если будете постоянно работать над собой,

ставить новые цели стремиться к их достижению…»

Ж.Ж.Руссо

Учитель: Девочки, мальчики , садитесь, пожалуйста.

Все ли готовы к уроку?

Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?

3. Проверка домашнего задания.

Учитель: - С домашним заданием все справились? (Да.)

Передайте, пожалуйста, мне тетради.

Вам было дано дополнительное задание, придумать лингвистическую сказку про суффиксы –чик –щик. Давайте проверим!

Учитель: -Молодцы!

Сегодня на уроке мы с вами изучим новую тему, но какую, определим позже. А пока откройте тетради, запишите дату: (слайд 3)

Шестнадцатое декабря

Классная работа.

Одному или одной,

Трудно справиться с бедой.

Словом, мы сильней, чем я

Мы- семья, и мы- друзья!

А значит, нам всё по плечу, по плечу сегодня сделать и открытие новых знаний.

3.1 Фронтальный опрос по теме «Имя существительное»

Вспомним, в каком разделе лингвистики изучается существительное?

(морфология, орфография, культура речи).

Что же такое существительное как часть речи?

(Привести примеры)

(во-первых, обозначает предмет; во-вторых, имеет морфологические признаки: постоянные и непостоянные, в- третьих, синтаксическая роль в предложении – может быть всеми членами предложения).

На прошлом уроке мы познакомились с правилом написания суффикса –чик- (-щик-) существительных и учились правильно выделять этот суффикс.

Творческий диктант.

    Как мы называем участника спортивных гонок? (гонщик)

    Солдат, служащий в ракетных войсках.(ракетчик)

    Ученик, прогуливающий урок. (прогульщик)

    Человек, занимающийся переводами. (переводчик)

    Специалист по бетонным работам. (бетонщик)

    Проверка написания слов . (слайд № 4)

4. Изучение нового материала. (слайд №5)

Ребята, на слайде записаны слова, прочитайте их ознакомительным чтением, затем образуйте от них однокоренные слова, которые обозначали бы эти предметы, но меньшего размера.

Мяч - , карман - , ящик - , звонок -, гвоздь -, замок -, ключ -.

С помощью какой морфемы будут образованы однокоренные слова? (Суффикса)

Дайте определение суффиксу (слайд 6)

Какие трудности возникли у вас при выполнении этого задания?

(Не знаем, какую гласную букву надо писать в суффиксе -ек- и -ик- )

4.2 Запись темы.

Исходя из сказанного, сформулируйте тему урока «Гласные в суффиксах существительных -ек- и -ик- ». Запишите её в тетрадь. (слайд 7)

4.3 Формулирование целей урока

Сформулируйте сами цели урока, опираясь на формулировку темы. Используйте опорные слова: 1)познакомиться с …, 2)научиться …, 3)совершенствовать… (слайд 8).

- Так когда же пишется суффикс –ик-, а когда –ек-?

4.2. Просмотр фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков»

Вот перед таким выбором стоял следующий герой.

Наверное, многие из вас читали книгу Лии Гераскиной или смотрели мультфильм “В стране невыученных уроков” , в котором главному герою Вите Перестукину, чтобы открыть замок, нужно было поставить букву в словах “ключик” и “замочек ”. Просмотр мультфильма «В стране невыученных уроков»

Как же Виктор Перестукин справился с задачей?

Какие выводы сделал Виктор?

Вернёмся к словам (слайд 5) просклоняем слова и попробуем правильно определить гласную в суффиксе.

(дети по очереди комментируют слова)

А давайте, ребята, сформулируем правило.

А теперь обратимся к учебнику. Откройте страничку 156, и прочитайте правило. Обратите внимание на то, как правильно выделяется орфограмма №34.

4.4 Работа в парах.

Составьте с товарищем по парте краткий алгоритм действий, который помог бы вам безошибочно написать слова с суффиксами –ек и –ик, приведите не менее 3-х примеров.

(Защита алгоритмов у доски обучающимися. Выбор самого правильного и краткого)

Алгоритм правописания гласных

в суффиксах –ик, –ек.

I шаг. Ставлю слово в форму Р.п. (кого? чего?)

II шаг. Определяю «убегает» ли гласный.

пиши -ек- пиши -ик-

ЗАМОЧ ЕК КЛЮЧ ИК

ИЛИ:

Алгоритм действий

1.Выделить суффикс в слове.

2.Поставить слово в Р.п.

Если буква выпадает, если не выпадает,

Пишем Е Пишем И

Какие задачи мы перед собой поставим, исходя из темы урока?

    Усвоить правило

    Используя алгоритмом действий, грамотно писать существительные с суффиксом -ек- и -ик- .

    4.5 Первичное закрепление новых знаний.

    Ребята, давайте устно потренируемся применять это правило.

    Я буду называть существительные, а вы будете подбирать к ним однокоренные с суффиксами –ек - или -ик-, объясняя свой выбор.

    (слайд 10-11)

Сынок-сыноч ек (сыно чк а),

    подарок- подароч ек (подаро чк а),

    мяч- мяч ик (мяч ик а),

    самолет- самолет ик (самолет ик а),

    звонок- звоноч ек (звоноч к а),

    дружок- дружоч ек (дружо чк а),

    ключ- ключи к (ключи к а),

    карандаш- карандаши к (каранда шик а),

    орех- орешек(орешка),

    пузырёк –пузырёчек (пузырёчка),

    кирпич – кирпичик(кирпичика),

    василёк –василёчек (василёчка),

    огонек –огонёчек(огонёчка),

    кусок –кусочек(кусочка),

    ларчик – ларчик(ларчика),

    ситец –ситчик (ситчика),

    огурец –огурчик(огурчика).

4.6. Физкультминутка.

5.Работа по отработке знаний и умений обучающихся.

(коммуникативные и познавательные УУД).

1. Дифференцированная работа по карточкам

1. Жёлтая карточка

2) Составьте и запишите с одним из данных слов предложение:

2. Зелёная карточка

ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ

Задание. Из предложений выпишите слова с суффиксами -ек - -ик, распределите их в две колонки. Обозначьте суффиксы.

1. По целым дням лежал Иван на спине под шалашиком из бурьяна. (Сераф.) 2. За нагруженной снопами телегой чинно идет жеребеночек пегий. (И.) 3. С испугу птенчик крохотный из гнездышка упал. (П.) 4. Море любой камешек обточит. (Пог.) 5. Егорушка должен выйти в коридорчик и взять там на окне цыпленка. (Ч.) 6. В амбарчике пахло мукой и мышами. (А. Н. Т.) 7. Под горой, за рекой хуторочек стоит. (Кол.) 8. Вот смиренный домик, где жил я с бедной нянею моей. (П.) 9. Только уселась команда косая, весь островочек пропал под водой. (Н.) 10. Среди кустов зеленых, у речки серебристой, гуляет олененок, теленочек пятнистый. (П. Комаров.) 11. Бугров откусил кусочек фруктового сахара и жадно выпил чай. (М. Г.) 12. Мы спустились в город и свернули в узкий, кривой переулочек. (Т.)

3. Красная карточка

1.Прочитайте текст ознакомительным чтением, озаглавьте его.

Только что прошел дождик . Всё в природе сразу ожило, зазеленело, маленький ручеёк превратился в говорливый ручей. Солнечный луч коснулся колокольч..ка, и сиреневый цветок закивал своей головкой. Запел мелкой трелью кузнеч..к, а жёлтый бутон лют..ка, словно вторя ему, тихо закачался.

2.Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и заменяя выделенные слова однокоренными именами существительными с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Обозначьте их.

3.Определите, в каком предложении содержится основная мысль?

4.Выполните морфологический разбор существительного колокольчика из 3 предложения.

2.-Давайте, ребята, вспомним название сказок, четверостишие из стихотворений, пословицы и загадки с употреблением слов нашей темы.

(«Золотой ключик», «Мальчик-с-пальчик», «Аленький цветочек», «Цветик-семицветик», «Барин и плотник», «Покати горошек».

Вдруг откуда-то летит

Маленький комарик,

И в руке его горит

Маленький фонарик.

Ключик сильнее замка.

Крепкий орешек- сразу не раскусишь.)

Стихотворение, которое поможет запомнить правило:

Осьминожек, восемь ножек,

Скушал каши восемь ложек!

По одной на ножку ложке-

Очень сытно осьминожке!

6 . Обобщение. Подведение итогов урока.

Что важно для вас сегодня на уроке?

    Усвоить правило «Гласные в суффиксах существительных -ек- и -ик-».

    Пользуясь алгоритмом действий, грамотно писать слова, обозначать орфограмму.

    Учиться подбирать свои примеры по данному правилу.

Все ли задачи выполнены?

7.Рефлексия.(слайд 12)

Что умею? (Я умею… пользоваться алгоритмом действий при написании слов на изученное правило).

Что могу? (Я могу … записывать слова, пользуясь правилом правописания -ек-, -ик-).

8. Домашнее задание.(слайд 13)

п.53, выучить правило, упр. 299, подготовить лингвистическую сказку по теме -ек -ик

Индивидуальные задания 1 и 2 группам: составить кроссворды, ребусы, загадки- презентации со словами по теме «Суффиксы имён существительных».

(слайд-14)

Спасибо всем за урок. Вы сегодня хорошо поработали, многие получили оценки. Я хочу оценить активно работающих в течении урока (……….).

Список литературы:

1.Вялкова Г.М. Новые образовательные стандарты. Использование технологии «Коллективный способ обучения» (по Ривину - Дьяченко)-М.: Планета, 2013

2.Вялкова Г.М. Организация работы в парах постоянного и сменного состава на уроках русского языка// Учебный год.Волгоград: ВГИПК РО.2006.- №34

3.Вялкова Г.М., Чернова Т.А. Рабочая программа по русскому языку. 6 класс. -М.:Планета,2013

4.Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие.М.: Педагогика, 1989

5.Ладыженская Т.А., Баранов М.Т.Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. -М.»Просвещение», 2014 (ФГОС)

Правописание гласных в суффиксах существительных, прилагательных и глаголов

С уффиксы существительных -ик (-ник, -чик) и -ек .

суффикс –ик- не выпадает при склонении

суффикс –ек- выпадает

столик – столика, дворник – дворника, стаканчик – стаканчика

ножичек – ножичка, овражек – овражка, барашек – барашка.

Суфф иксы существительных -ец- и -иц-

в существительных мужского рода пишется -ец- (с беглым е )

комсомолец – комсомольца, европеец – европейца;

в существительных женского рода пишется -иц-

конница, лестница;

в существительных среднего рода пишется -ец- , если ударение стоит после суффикса, и -иц- , если ударение предшествует суффиксу

nальтецо, но: платьице.

С уффиксы -ечк- и -ичк-

Суффикс -ечк- пишется:

а) в существительных женского и среднего рода, которые образуются от слов, имеющих в род. пад. множ. ч. суффикс -ек- с беглым е , например: нянечка (нянек – нянька), леечка(леек – лейка), печечка (печек – печкa), окошечко (окошек – окошко); также в ласкательных собственных именах мужского и женского рода, например: Ванечка, Олечка, Анечка;

б) в существительных среднего рода, образованных от существительных на -мя , например:время – времечко, семя – семечко.

Суффикс -ичк- пишется в существительных женского рода, образованных от слов с суффиксом -иц- , например: лестница – лестничка, пуговица – пуговичка, ножницы – ножнички.

Суффиксы -инк- и -енк- в существительных

-инк- пишется в существительных, образованных от слов на -ина , например: проталина – проталинка, скважина – скважинка, соломина – соломинка;

-енк- пишется в существительных уменьшительных женского рода, образующихся от слов с основой на -н- и имеющих в род. пад. множ. ч. беглое е , например: башенка (башня –башен), песенка (песня – песен), вишенка (вишня – вишен), сосенка (сосна – сосен).

Пишется -енк- также в существительных женского рода, обозначающих лиц женского пола, например: нищенка, француженка, черкешенка, монашенка; так же пишется слово лесенка.

С уффиксы прилагательных -ев- , -ив-, -лив-, -чив-

От суффикса -ев- (соевый, краевой, ключевой) следует отличать суффикс

-ив- (милостивый) с его производными -лив- и -чив- , например: придирчивый, заносчивый, заботливый, словоохотливый.

Суффиксы -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-)

Если глагол в форме 1 лица ед.ч. оканчивается на –ую (-юю), то в инфинитиве и в форме прошедшего времени пишется суффикс -ова- (-ева-)

беседую – беседовать, заведую – заведовать, горюю – горевать

Если глагол в форме 1 лица ед.ч. оканчивается на –ываю (-иваю), то в инфинитиве и в форме прошедшего времени пишется суффикс -ыва- (-ива-)

развертываю – развертывать, закручиваю – закручивать

Не путать с глаголами с суффиксом -ва- (он всегда ударный)!

В этих глаголах перед –ва- пишется та же гласная, что и в инфинитиве перед –ть

одолеваю – одолевать (одолеть), запиваю – запивать (запить), застываю – застывать (застыть).

Следует различать глаголы обессилеть (стать бессильным, лишиться силы) - обессилить (сделать кого-нибудь бессильным, лишить силы).

В русском языке существует множество суффиксов, счет идет на десятки, и каждый из них обладает определенным значением. Некоторые из них встречаются в современном языке крайне редко, например, суффикс -адь- (как в слове «попадья»), другие же употребляются постоянно. К числу наиболее распространенных принадлежат суффиксы -ек- и -ик-. Ударение на эти суффиксы не падает никогда, что и вызывает затруднения при их написании. Школьники и даже взрослые люди иногда путают буквы «и» и «е» в данных суффиксах.

Значение суффиксов -ек-/-ик-

Эти суффиксы входят в состав существительных.

Суффикс -ик- не следует путать с другим, очень похожим на него – -ник-. Последний образует слова, обозначающие профессии, род занятий (« ») или отношение человека к какому-либо предмету («целинник»). Он также может указывать на предназначение предмета («бумажник», « »). Слова, образованные с помощью этого суффикса, могут обозначать книги («справочник», «задачник») или пространства, чем-либо покрытые («ельник»). Сходство суффиксов усугубляется тем, что в ряде случаев суффикс -ник- употребляется без буквы «н» («химик»), но и в этом случае его можно отличить по значению. Такой суффикс всегда с буквой «и» и никогда – с «е».

У суффиксов -ек-/-ик- значение совершенно иное. Они принадлежат к числу суффиксов субъективной оценки, которые придают словам эмоциональную окраску, выражая отношение к предмету. Данные суффиксы указывают либо на маленький размер предмета («ключик», «платочек»), либо на нежное, ласковое отношение к нему (« », «котеночек»). Такие суффиксы называются уменьшительно-ласкательными.

Еще одно отличие этих суффиксов от -ник- заключается в постановке ударения: -ник- в ряде случаев оказывается ударным («грибник»), а из уменьшительно-ласкательных суффиксов под ударением употребляется -ок- («морячок»), но не -ек- или -ик-.

Правописание суффиксов

Для того чтобы решить, какой уменьшительно-ласкательный суффикс – «-ек-» или «-ик-» – необходимо написать в данном случае, необходимо существительное. При любом изменении слова суффикс -ик- остается неизменным («билетик – билетика, билетиком»), а

Слова с суффиксами -ек-/-ик- всегда вызывают массу вопросов у школьников. Более того, далеко не каждый взрослый человек знает, в каких случаях пишется та или иная морфема. Именно поэтому представленную статью мы решили посвятить данной теме.

Общие сведения

Назовите 2 слова с суффиксом -ик-. Следует отметить, что сделать это несложно, но только в том случае, если вам известно основное правило русского языка, которое объясняет правописание буквы «и» и «е» в данной морфеме. Ведь некоторая часть людей постоянно совершает одни и те же ошибки, и вместо «ключик» пишут «ключек», вместо «кустик» - «кустек», «мячик» - «мячек» и проч. Именно поэтому в школьной программе данной теме уделяется особое внимание.

Когда следует ставить букву «и»?

А какие слова с суффиксами -ек-/-ик- знаете вы? К ним относятся следующие: диванчик, внучек, сыночек, кирпичик, горошек, ножичек, карандашик, звоночек, листик, комочек, молоточек, цветочек, листочек, кустик, огонёчек, свисточек, стебелёчек, ключик, мальчик, носик, огурчик, стульчик, пальчик, кусочек, личико, мешочек, мячик, платочек, пирожочек, мостик, калачик, самолётик, винтик, бантик, дождик, орешек, садик, котёночек и пр.

Как вы могли заметить, каждое упомянутое слово с суффиксом -ик- вызывает большие сомнения по поводу его правильного написания. Ведь данная морфема стоит в безударном положении, а следовательно невозможно определить, какую гласную необходимо ставить в конце - «и» или «е» (а, может быть, и «о»?). Именно поэтому рекомендуем ознакомиться с соответствующими правилами русского языка.

Основное правило

Слово с суффиксом -ик- следует писать только в том случае, если при его склонении гласная буква «и» сохраняется. Для наглядности приведем конкретные примеры:

  • карандашик - карандашИка;
  • диванчик - диванчИка;
  • огурчик - огурчИка;
  • калачик - калачИка;
  • кустик - кустИка;
  • носик - носИка;
  • стульчик - стульчИка;
  • пальчик - пальчИка;
  • личико - личИка;
  • мальчик - мальчИка;
  • ключик - ключИка;
  • мячик - мячИка;
  • самолётик - самолётИка;
  • листик - листИка;
  • винтик - винтИка;
  • бантик - бантИка;
  • мостик - мостИка;
  • кирпичик - кирпичИка;
  • дождик - дождИка;
  • садик - садИка и пр.

Когда следует ставить букву «е»?

О том, как можно проверить слово с суффиксом -ик-, мы рассказали чуть выше. Однако следует отметить, что в русском языке нередко встречаются и такие лексические единицы, которые имеют морфему -ек-. И для того чтобы удостовериться, что в этих словах действительно пишется буква «е», их также рекомендуется просклонять. Если она является беглой (то есть выпадает), то следует ставить только суффикс -ек-.

Приведем наглядные примеры:

  • звоночек - звоноЧКа;
  • внучек - внуЧКа;
  • огонёчек - огонёЧКа;
  • горошек - гороШКа;
  • ножичек - ножиЧКа;
  • комочек - комоЧКа;
  • свисточек - свистоЧКа;
  • молоточек - молотоЧКа;
  • листочек - листоЧКа;
  • орешек - ореШКа;
  • сыночек - сыноЧКа;
  • стебелёчек - стебелёЧКа;
  • кусочек - кусоЧКа;
  • мешочек - мешоЧКа;
  • цветочек - цветоЧКа;
  • платочек - платоЧКа;
  • пирожочек - пирожоЧКа;
  • котёночек - котеноЧКа и проч.

Как видите, довольно легко определить, какое пишется слово с суффиксом -ик-, а какое - с суффиксом -ек-. Кстати, такие морфемы в русском языке называют чередующимися. В отличие от неизменяемых, их правописание зависит от тех или иных ситуаций (в данном случае от сохранности гласной при склонении слова).

с суффиксом -ок-

Выше мы рассмотрели слова с суффиксом -ик-. -Ок- так же является морфемой Однако во время словообразования такой суффикс не вызывает никаких сомнений. С чем это связано? Дело в том, что представленная морфема практически всегда занимает ударное положение. В результате, буква «о» в суффиксе -ок- слышится максимально отчетливо. Для наглядности приведем несколько примеров:

  • кулачОк;
  • волчОк;
  • сынОк;
  • молотОк;
  • стрелОк;
  • петушОк;
  • дурачОк;
  • бережОк;
  • мелОк;
  • знатОк;
  • снежОк;
  • крючОк;
  • теремОк и пр.

Суффиксы -ек- и -ок- после щипящих согласных

О том, какие слова с суффиксом -ик-, -ек- и -ок- существуют, вы знаете. Однако здесь возникает новый вопрос: "В каких случаях в двух последних морфемах после шипящих следует ставить букву «е», а в каких - «о»?" Ведь довольно сложно определить, как будет правильно: петушОк или петушЕк. С чем это связано? Дело в том, что во время произношения таких лексических единиц и буква «е», и буква «о» после шипящих согласных слышатся, как [о].

Правило правописания гласных «е» и «о» после шипящих

Если на суффикс, стоящий после шипящей согласной, падает ударение, то следует писать только морфему -ок-. Приведем наглядный пример:

  • бережОк;
  • петушОк;
  • кулачОк;
  • волчОк;
  • мужичОк;
  • волчОк;
  • старичОк;
  • червячОк;
  • сапожОк;
  • дурачОк;
  • прыжОк;
  • косячОк;
  • сынОк;
  • снежОк;
  • крючОк и другие.

Что касается суффикса -ек-, то он ставится лишь в тех словах, в которых на него не падает ударение, и если такая лексическая единица теряет гласную букву во время склонения.

Для наглядности приведем пример:

  • нОжичек
  • орЕшек
  • внУчек;
  • горОшек;
  • звонОчек;
  • комОчек;
  • молотОчек;
  • листОчек;
  • огонЁчек;
  • свистОчек;
  • сынОчек;
  • цветОчек;
  • стебелЁчек;
  • кусОчек;
  • мешОчек;
  • оврАжек;
  • платОчек;
  • пирожОчек;
  • котЁночек и другие.

Способы образования слов при помощи суффикса -ок-

Как образуются такие слова? Существительные с суффиксом -ик-/-ек- возникают при помощи добавления морфемы к В итоге мы получаем новую лексическую единицу, но в уменьшительно-ласкательном значении (например, диванчик, комочек, внучек, листочек, молоточек, звоночек и пр.).

Что касается суффикса -ок-, то он придает несколько другие значения:

  • Уменьшительность, сопровождаемая экспрессией ласкательности (приведем пример: чаёк, брато́к, зятёк, грибо́к, листо́к и пр.).
  • Действие (приведем пример: зево́к, бросо́к, пино́к, глото́к, рыво́к, мазо́к, толчо́к, прыжо́к, шлепо́к, скачо́к, щелчо́к, хлопо́к и пр.).
  • Предмет, а точнее результат действия (приведем пример: обло́мок, мото́к, обру́бок, набро́сок, сле́пок, отпеча́ток, стежо́к, посёлок, вы́селок и пр.).
  • Предмет, а точнее орудие действия (приведем пример: свисто́к, звоно́к, гудо́к и пр.).
  • Предмет, а точнее субъект действия (например, поплаво́к, движо́к, росто́к и пр.).
  • Место действия (като́к).
  • Уменьшительно-ласкательное или только ласкательное значение (например, Нино́к, Витёк, Лидо́к, Игорёк, Сашо́к и пр.).
  • Лицо, которое производит действие (например, ездо́к, едо́к, стрело́к, игро́к, ходо́к и пр.).
  • Лицо, которое возникает в результате действия (например, недоно́сок, вы́родок, переро́сток, недоро́сток, подро́сток и пр.).
  • Лица, характеризуемые качеством, которое заключено в мотивирующем слове (например, пре́док, пото́мок и пр.).
  • Предмет, характеризуемый признаком, который назван мотивирующим (например, дичо́к, бело́к, желто́к и пр.).
  • Вещество, которое названо мотивирующим именем существительным (например, мело́к).
  • Единица, которая выделяется в именах существительных и обозначает группу одинаковых предметов. При этом их ровно столько, сколько называется мотивирующим (например, пято́к, деся́ток и пр.).


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!