Служили вселенной три юрия.

…Мелькают кварталы, а прыгать нельзя. «Дотянем до леса, - решили друзья - Подальше от города смерть унесем, Пускай мы погибнем, но город спасем»…

Слова этой популярной песни о летчиках приходят на ум, когда слушаешь рассказы тех, кто был очевидцем катастрофы вертолета в районе села Удинск Хоринского района44 года назад.

29 августа 1968 года житель села Удинск Стуков Николай Константинович с утра отправился на мотоцикле в лес за грибами, ак обеду собрался домой. И вот едва он выехал из леса, как увидел вертолет, который неровно снижался, мотор его «чихал», а потом и вовсе заглох, и винтокрылая машина, едва перелетев через линию электропередачи, камнем упала на землю метрах в 100-150 от Николая Константиновича. Он, не раздумывая, погнал свой мотоцикл к месту катастрофы. Вертолет горел, среди обломков лежал летчик, судя по всему, он ударился головой о камень и сразу умер. Николай Константинович оттащил тело в сторону от огня. Второй пилот был в кресле, нога его сильно обгорела. Николай Константинович начал отстегивать удерживавшие ремни, и летчик зашевелился - жив! Усадив раненого в коляску мотоцикла, Николай Константинович помчался в Удинскую больницу, там летчику оказали первую помощь - он пришел в себя, но не стонал, а только просил: «Мажьте, мажьте больше!...»Сдав летчика на попечение врачей, Николай Константинович поспешил обратно к месту падения вертолета, туда же устремились и другие удинцы, которые видели, как вертолет падал. Но очень скоро (как потом скажут - через 90 минут после аварии) на место катастрофы подъехали машины с Улан-Удэнского авиазавода, «Скорая помощь», была выставлена охрана, и к работе приступили специалисты. Тело первого пилота увезли в город, сразу же забрали и увезли раненого летчика. Жители Удинска вернулись к своим каждодневным делам, и никому даже в голову не пришло, что пилоты вертолета ценой своей жизни и здоровья предотвратили гораздо большую беду.

Вертолет Ка-25, изготовленный на Улан-Удэнском авиазаводе, совершал испытательный полет, его линия облета пролегала от Улан-Удэ до с. Баянгол и обратно. Командир экипажа летчик-испытатель Юрий Быков перед самым полетом позвонил домой и сказал дочке: «У меня сегодня полет буквально на 20 минут, так что скоро дома буду». И это были последние слова, которые услышала маленькая Таня от своего отца.

На том этапе топливная система вертолета Ка-25, видимо, еще совершенствовалась, именно сбой этой системы во время разворота стал причиной гибели машины и ее командира. За несколько месяцев до этого подобное происшествие случилось с другим Ка-25, но тогда экипажу удалось посадить машину на автомобильное шоссе. 29 августа экипаж Ю.Быкова, долетев до Баянгола, развернулся, чтобы лететь обратно, и тут на высоте 1000 метров прекратилась подача топлива, мотор начал захлебываться. В подобных случаях возможна посадка машины на авторотации (в режиме планирования), но при соблюдении определенных условий. А в тот день экипажу пришлось выбирать: внизу была река Уда, рядом село Удинск, а тут линия электропередач… Катапультироваться и бросить машину они не могли, «нам бы только под линию не угадать», - последнее, о чем думали летчики, уводя вертолет от села. Кое-как перелетелилинию, но ресурсмашины уже исчерпался, все механизмы отказали, и вертолет упал, сильно ударившись о землю… Они сделали все, чтобы тяжелый вертолет (Ка-25 называли летающим танком) не упал на Удинск и не повредил электролинию.

Штурман корабля тогда выжил благодаря оперативной помощи жителей Удинска, позже он приезжал в Удинск, благодарил Н.К.Стукова за спасение. Потом он переехал в Киев. Командир экипажа Юрий Быков погиб, его сильный организм отчаянно боролся за жизнь,«он умер только в морге», - скажет потом патологоанатом.

Буквально на днях исполняется 44 года с той трагической даты. Дочь погибшего летчика-испытателяТатьяна Юрьевна Быкова с сыном (проживающие в г.Жуковский Московской области) 10 августа 2012 года побывали в с. Удинск, посетили место падения вертолета, встретились с местными жителями - очевидцами той трагедии. Татьяна Юрьевнарассказала о своем отце.

О летчиках-испытателях говорят, что они «учат самолеты летать». Инженеры, конструкторы разрабатывают самолеты-вертолеты, рабочие их строят, а летчик-испытатель первым садится в машину, чтобы поднять еев воздух, выявить в полете все ее недостатки, которые будут устранять специалисты, выработать правила пилотирования, по которым будут работать на этих машинах другие летчики.Летчики-испытатели - люди особого сорта, и Юрий Быков был ярким представителем этой когорты.Летом 1968 года он был зачислен в отряд космонавтов, и его семья уже собирала чемоданы для переезда в г. Жуковский.Жизнь этого необыкновенного человека оборвалась в степи под селом Удинск. Тот злополучный полет должен был завершить его работу на Улан-Удэнском авиазаводе.

Его дочь и внук спустя 44 года с помощью местных жителей отыскали место катастрофы, нашли там даже осколки того вертолета, сложили на месте гибели Юрия Быкова небольшую горку из камней, а в администрации СП «Удинское» начали думать об установке на этом месте памятного знака.

Лидия Стрекаловская.

«Авиация, небо - моя жизнь...»

Юрий Быков родился 2 апреля 1932 года в Новокузнецке. Ему не было и 10 лет, когда отец ушел на фронт, а мать потерялась во время бомбежки, маленького Юру определили в детский дом. Специальную школу ВВС он заканчивал уже в Казани. Затем в 1951 поступил во Фрунзенское военное училище летчиков-истребителей.

В 1955 году он закончил училище, получил квалификацию лётчика-техника, и был направлен в Ленинградский военный округ для дальнейшего прохождения службы. Любознательный, живущий на пределе своих сил, ищущий новое в авиации, Юрий стремился попасть в Школу лётчиков-испытателей, но его направили в Узбекистан на должность начальника парашютной службы округа, где он служил до 1960-го года.

После демобилизации он работал инженером-конструктором и продолжал летать на Казанском авиазаводе. Но давняя мечта попасть на фирму Камова (ОКБ под руководством главного конструктора Н.И.Камова) испытателем привела его в Кременчугское вертолётное училище. В качестве вертолетчика он два года работал на Севере.

Наконец в 1963 году Быков поступил в Школу лётчиков-испытателей при Лётно-исследовательском институте в Жуковском и после успешного её окончания был направлен на Улан-Удэнский авиазавод, где успешно работал лётчиком-испытателем и инженером-конструктором.

«Ну вот я и пришел к большому небу, - писал в те годы Ю.Быков. - За ним космос». Теперь его мечты были устремлены к внеземному пространству. Встреча с Юрием Гарнаевым (также работавшим летчиком-испытателем на Улан-Удэнском авиазаводе, впоследствии он стал Героем Советского Союза) явилась одной из узловых точек в жизни Быкова. Несмотря на большую разницу в возрасте, они стали близкими друзьями. Через Гарнаева Быков познакомился и подружился с первыми космонавтами. Особенно дружен с Быковым был Юрий Гагарин, который всячески поддерживал его в конструировании индивидуального средства спасения лётчиков и космонавтов "Икар" и прилагал усилия по зачислению Быкова в отряд космонавтов. Они крепко дружили три Юрия: Гарнаев, Гагарин и Быков. И ушли в Небесную высь один за другим: Ю.Гагарин погиб 27 марта 1968 года, Ю.Гарнаев разбился во время тушения пожаров во Франции 6 августа 1967 года, еще через год также при исполнении служебных обязанностей погиб Ю.Быков.

Профессия летчика-испытателя всегда связана с риском. Юрий Быков, выбирая профессию, прекрасно это осознавал. Своей юной жене он писал из летного училища: «Дорогая Римма, пока мы в долгой разлуке и далеко друг от друга, пока у нас нет маленьких «бычат» и общего дома, я хочу, чтобы ты знала все и смогла для себя решить все сама. Авиация, небо - моя жизнь. Сам я никогда не уйду из нее. Вся моя жизнь будет трудной, неспокойной, я всегда буду там, где трудно, где велит долг, где я буду нужен обществу, а значит, людям. А раз это так - я отдаю все». Юрий Семенович Быков отдал отечественной авиации самое дорогое - свою жизнь. Когда он погиб, ему было всего 36 лет. Алексей Леонов написал после его смерти: «Юра Быков вырос в большого классного летчика, мог стать космонавтом, но судьба распорядилась иначе... О таких парнях, как Юра, должны знать мальчишки и девчонки, особенно те, кто мечтает об авиации, стремится в космос».

За годы летной службы Юрий Быков освоил и испытал разные машины. Он летал на самолетах УТ-2, Як-22, Як-12, Як-18, Як-25, Ан-2, Ли-2, Ил-12, Ан-24, МиГ-15, МиГ-17, Ил-28, вертолетах Ми-1, Ми-4, Ми-6, Ка-15, Ка-18, Ка-25, совершил 411 прыжков с парашютом и имел 2200 часов общего налёта.

Домашний кабинет Быкова походил на маленький музей космонавтики, на стенах - фотографии Ю. Гагарина, А. Леонова, В. Комарова, А. Николаева, П. Поповича и других космонавтов с их автографами. От пола до потолка - стеллажи, заполненные книгами и журналами об авиации и космосе, сувениры, привезенные друзьями-летчиками из разных стран. Как самая почетная реликвия - летный шлем, подаренный Юрием Гарнаевым. В углу комнаты висел костюм аквалангиста. Исследование глубин Байкала было еще одной заветной мечтой летчика Быкова, и своей смелой идеей он «заразил» даже Юрия Гагарина, который всерьез прикидывал, какие дополнительные переделки понадобятся космическому аппарату «Восток», чтобы стать батискафом...

Нелегкий труд летчика-испытателя Юрий Быков успешно сочетал с литературной деятельностью, стал членом Союза журналистов СССР. Его очерки, статьи, рассказы, посвящённые авиации, космонавтике звучали по радио, публиковались в газетах и журналах, в выпусках Агентства печати и новостей, издаваемых в разных странах. Он был внештатным корреспондентом журналов "Огонёк", "Крылья Родины", "Авиация и космонавтика", членом редколлегии журнала "Байкал". Вместе с Андреем Меркуловым он написал книгу о проблемах космонавтики. Его очерки вошли в книгу о Юрии Гарнаеве "Проверено на себе".

Несмотря на постоянную загруженность (помимо напряженной работы на авиазаводе, Юрий заочно учился в Восточно-Сибирском технологическом институте), он выкраивал время для встреч со школьниками, увлекательно рассказывал им о космосе, о друзьях- космонавтах, об авиации. Немало ребят пришли в Небо именно по примеру Юрия Быкова.

"Может кто-то скажет, что я распыляюсь: летаю, прыгаю, изобретаю, пишу… Просто мне очень многое хочется сказать и успеть сделать. Мне нравится моя жизнь. У меня интересная жизнь". "Мне даже во сне снится, что я вожу самолёты и хочется поскорее проснуться, чтобы опять подняться в Небо - это огромное счастье. Я - счастливый человек".

Татьяна Быкова.

(газета «Русская береза»).

Ка-25 - советский противолодочный вертолёт корабельного базирования. Является первым отечественным вертолётом, изначально проектировавшимся под боевое применение и ставший первым противолодочным и первым изначально боевым вертолётом СССР. На основе Ка-25 создано большое количество модификаций для использования в различных областях применения. Вертолёт, разработанный ОКБ Камова под руководством главного конструктора Николая Ильича Камова, был пущен в производство в 1965 году. Изготавливался на Улан-Удэнском авиазаводе. Вертолёт Ка-25 предназначен для поиска и уничтожения атомных подводных лодок бортовыми средствами обнаружения и поражения на удалении около 200 км от корабля базирования. Всего было выпущено 275 машин этой модификации. Вертолеты Ка-25 со специальным оборудованием использовались для поиска приводнившихся космических спускаемых аппаратов в Индийском океане в 1967-1968 г.г.

http://wap.strizhi.unoforum.ru

Подписи к снимкам:

Два Юрия - Быков и Гагарин.

Быков Ю.С.

Свидетельство о рождении
“Настоящее свидетельство выдано Губернским Подотделом З.А.Г.С. гражданину Быкову Сергею Александровичу в том, что в метрической книге Вознесенско-Сенновской церкви г. Саратова за 1916 год, часть 1 о родившихся под № 26 записано:
У окончившего Петроградский университет кандидата на судебную должность Сергея Александровича Быкова и законной жены его Марии Васильевны рожден 17 февраля тысяча девятьсот шестнадцатого года сын по имени Юрий, что подписями и приложением печати удостоверяется.
Дана для представления в школу, 25 августа 1924 года”.

В младших классах Юра Быков учился в 43-й семилетней школе (сейчас в этом здании - авиационный техникум). В классе Юру любили. Учителя - за прилежание и аккуратность, товарищи - за дружелюбие и чувство собственного достоинства. Всегда опрятный, он с первого взгляда казался маменькиным сыночком. Но задирать его было нельзя. Однажды верзила-старшеклассник передразнил его, - Юра сильно заикался. Не стерпел - вцепился в обидчика, и оба упали, покатились по лестнице.

Среди ребят Юра особо не выделялся. Вот только учитель по литературе, Никон Тихонович Скалигеров, часто вызывал его читать стихи и непременно ставил пятерки. В старших классах Быкову больше нравились математика и физика, но любовь к поэзии так и осталась на всю жизнь.

На вечернее отделение факультета машиностроения Быков поступил в октябре 1932 года, а в декабре пришлось прощаться с новыми друзьями-студентами: его отец, служащий Наркомвода, получил назначение в Москву. Однако учебу Юра не бросил - перевелся в Московский энергетический институт. И очень удачно - на радиотехнический факультет.

Зима и весна промелькнули: столица, шумная и многолюдная после Саратова, непривычная жизнь студента закружили его в круговерти дел. И в Москве активно работал в обществе друзей радио - помогал радиофицировать квартиры своего дома на Ново-Басманной.

Беда всегда неожиданна: туберкулез легких уложил его на больничную койку. Выздоравливал долго - на студенческую скамью вернулся лишь через год. Поначалу учеба не ладилась: в первую студенческую сессию Юрий получил две тройки - по математике и химии. И на втором, и на третьем курсе не обходилось без троек. Особенно расстроила его оценка “удовлетворительно” по предмету “Основы радиотехники”, которую вписал в зачетную книжку доцент Котельников (впоследствии - академик, но и в те годы - авторитет в научном и студенческом мире немалый). Неудача задела самолюбие: он-то считал, что по любимому предмету “осечек” быть не может. И без того серьезный, Быков, что называется, с головой ушел в науку: штудировал не только учебники и лекции, но и просматривал все новинки в журналах - наших и зарубежных. (Эта привычка -не пропускать ни одной публикации в области своих научных интересов - осталась у него на всю жизнь.) И уже в следующую сессию зачетная книжка заполнилась пятерками: радиоизмерения - “отлично”, передатчики - “отлично”, усилители - “отлично”. На четвертом и пятом курсах он не получил ни одной тройки, ни одной четверки - по всем предметам - “отлично”!

Научной работой Быков начал заниматься еще студентом. Диплом защищал на тему “Измерение скорости самолета методами радиотехники” . Так впервые встретились в его жизни два понятия, определившие его дальнейшую судьбу: радио и высота. Поступил в аспирантуру. Диссертация была почти готова, когда началась война. На фронт не взяли: не прошел медкомиссию. И все-таки на передовой ему довелось побывать.

…Работу над совершенствованием воздушной радиосвязи Быков начал еще до войны, когда пришел в НИИ самолетного оборудования. Не прекратилась она и в эвакуации, в Ульяновске. Там же, на берегу заснеженной Волги, в январе 1942 года Юрий Сергеевич сконструировал и новую, необычную модель... пулемета.

В беседах с ним раненые бойцы и командиры, лечившиеся в госпиталях, сетовали, что мало у нас пулеметов. Рассказывали, как фашисты во что бы то ни стало стремились накрыть артиллерийским огнем наши редкие пулеметные точки. Только начнет строчить пулеметчик, как на него обрушивается шквал огня.

Совместно со своим товарищем Вениамином Ивановичем Смирновым Юрий Сергеевич создал имитатор пулемета! Устройство его не сложно: радиолампа ярко вспыхивает, будто пулемет посылает пулю за пулей. А звук? Звук записали на пластинку. Крутится патефон в блиндаже, по проводам от микрофона звук идет к динамикам, спрятанным в окопах, на передовой. В черноте ночи иллюзия “пулеметного огня” была полной. Не раз обманывались фашисты, принимая имитаторы за наши дзоты, открывали огонь по ним, тем самым выдавая расположение своей артиллерии.

В апреле 1943 года Юрий Сергеевич Быков был на фронте в составе специальной бригады при 6-й Воздушной армии. За проделанную работу по улучшению радиоаппаратуры бортовой связи имел пять благодарностей, в том числе от командующего 6-й Воздушной армии. А вот отзыв о работе бригады НИИ ВВС Красной Армии в составе инженера-майора Куно Д.Б. и инженера Быкова Ю.С. по оказанию помощи в организации воздушной радиосвязи в частях 292-й штурмовой авиадивизии. “За время пребывания в частях бригада ознакомилась с организацией радиосвязи и состоянием радиооборудования самолетов. На основании этого был предложен метод точной настройки на фиксированную волну взаимодействия, были проведены семь инструктивных занятий в полках с летно-техническим составом и была оказана техническая помощь в устранении радиопомех на самолетах. В результате проделанной работы улучшилась связь с КПП. Командование считает проделанную работу ценной и полезной. Результаты ее должны быть перенесены и в другие подразделения.

Командир 292-й ШАД полковник Гурков”.

После войны Быков возвращается к диссертации. В 1947 году становится кандидатом, а в 1952-м - доктором технических наук. В эти годы он разрабатывает теоретические основы помехоустойчивости авиационной телефонной радиосвязи в условиях больших акустических шумов и тем самым положил начало новой области техники - самолетной радиоакустики. На основе созданной им теории разборчивости русской речи создаются и широко внедряются в практику самолетной радиосвязи средства защиты от помех.

Не думал не гадал Быков, что его давнишняя любовь к русскому языку так необычно переплетется с его научной работой. Школьный учитель Николай Тимофеевич Скалигеров, с благоговением относившийся к родному языку и старавшийся привить уважение к русской речи и своим ученикам, порадовался бы тому, что его любимчик Юра Быков, теперь профессор и доктор наук, в своих научных изысканиях не обошелся и без его школьных уроков.

А Быков бился над проблемой: как “научить” радиотехнику передавать звуки русского языка без искажений и потерь. Пришлось изучить и тонкости фонетики, и заглянуть в учебник языкознания. Сотни часов просидел он в шумовых камерах вместе со своими помощниками - инженерами Верой Федоровной Соколовой и Евгенией Михайловной Черновой. В шумовой камере со всех сторон из репродукторов извергался гул работающих самолетных турбин и винтов. Один из инженеров кричал в микрофон или ларингофон слова из специальной таблицы. Второй экспериментатор в другой комнате, также в невероятном шуме, принимал этот текст. Потом сличали тексты, подсчитывали погрешности в приеме радиограмм. Так испытывали различную аппаратуру, учились говорить так, чтобы микрофоны улавливали как можно больше звуков речи.

В 1954 году Быков на основании опытов и экспериментов написал книгу “Теория разборчивости речи в линиях связи” . И в дальнейшем он совершенствовал радиоаппаратуру, искал новые пути. Перечитал, критически осмыслил сотни книг. Если в его монографии 1954 года в списке использованной литературы всего 29 наименований, то в капитальном труде Быкова “Теория разборчивости речи и повышение эффективности радиотелефонной связи” , вышедшем в 1959 году, этот список возрос уже до 184 работ наших и зарубежных авторов.

Осенью 1959 года Быкова, ведущего ученого в области радиосвязи, назначают главным конструктором системы связи с космическими кораблями. Система космической связи, получившая название “Заря”, была создана всего за год.

Получив задание разработать радиоаппаратуру для связи космонавта с Землей, Быков собрал в тот же день сотрудников своей лаборатории. Обращаясь к коллегам, Юрий Сергеевич сказал, что им необходимо обратить внимание на радиоволны длиной 15 метров, именно на этой волне сигналы принимались на очень больших расстояниях, намного превышающих расстояния прямой видимости, достигая 12-15 тысяч километров. Кроме того, нужно было выбрать оптимальные радиочастоты - такие, чтобы радиоконтакт Земли с космонавтом длился как можно дольше. Необходимо было создать систему с автоматической подстройкой по частоте, устойчиво работающую в условиях атмосферных помех и значительных изменений мощности воспринимаемого сигнала. И последнее: сообщения космонавта должны быть абсолютно разборчивыми: скорость полета - почти восемь километров в секунду, и, пока будешь переспрашивать, корабль, чего доброго, уйдет из поля зрения антенн, и уникальная информация, поступающая из космоса, будет потеряна; радиоаппаратура в кабине космического корабля должна быть легкой, малогабаритной и не потреблять много энергии. Чего и говорить: задача перед коллективом ставилась сложная и ответственная.

Всякая новая работа - новые трудности, а для сотрудников лаборатории Быкова перестройка была и того сложнее: требовались не теоретические изыскания, которыми они в основном занимались раньше, а, говоря языком специалистов, готовые изделия - приемник, передатчик, магнитофон для будущего пилотируемого корабля. И сделать их нужно было уже в следующем, 1960 году.

Поначалу общее руководство работами по созданию связи для космического корабля было возложено на конструктора Николая Николаевича Несвита. Но уже проложили, первые межпланетные трассы “Луны”, выплавлялся металл для первых “Венер”, в чертежах были “Марсы”, и эти автоматические станции, естественно, без надежной радиосвязи не отправишь в далекие путешествия. Николай Николаевич возглавил коллектив инженеров, занимавшихся космической связью с автоматическими станциями, а Юрий Сергеевич Быков стал главным конструктором систем космической разговорной связи с пилотируемыми кораблями. Выбор пал на него не случайно: доктор технических наук, он создал теорию, на основе которой стали широко применяться на практике в самолетной радиосвязи средства защиты от помех. Аналогичная задача стояла перед ним и сейчас, с той лишь разницей, что вместо самолета нужно было налаживать связь с космическим кораблем.

С первых дней работы над радиоаппаратурой для “Востока” в коллективе установилась та особая творческая атмосфера, которая бывает только тогда, когда единомышленники решают сложную и увлекательную задачу, объединяющую всех одним общим устремлением. Работали, не считаясь со временем, задерживаясь допоздна. Зачастую приходили в лабораторию и по воскресеньям. Не было ни приказов, ни устных распоряжений: не сговариваясь, быковцы - так вскоре стали звать их в институте - оставались после окончания рабочего дня, и хотя у каждого было конкретное задание, но все знали, кто чем занят, и нередко склонялись над чьей-нибудь схемой, обсуждая новинку, подсказывая наилучшее решение.

Юрий Сергеевич, как и положено руководителю, был в курсе всех дел, но творческой инициативы сотрудников не зажимал. Очень не любил, когда отрывали его от дела по пустякам, в сердцах восклицал: “Ну, ведь вы сами прекрасно разберетесь и без меня” . Инженер уходил из кабинета, сознавая, что никто, кроме него самого, не сделает порученного, и это чувство ответственности придавало сил, заставляло работать на пределе возможного. А уж если конструктор сталкивался с непреодолимым - Юрий Сергеевич всегда оказывался рядом и помогал найти выход.

В тот год Юрию Сергеевичу исполнилось 44 года. В общем-то, возраст не столь солидный. И большинство быковцев были молоды: главный конструктор космической связи подбирал людей не по анкете. Ценил нестандартность мышления - качество, едва ли не главное для первопроходцев. Они-то, по существу, первые в мире “космические радисты”, шли нехоженым путем, и, чтобы преодолеть “земные” стереотипы, нужны были свежие идеи.

И они их находили. Они - коллектив конструкторов, инженеров, рабочих, чьими руками была создана аппаратура, впервые в мире донесшая голос из космоса.

Передатчик, приемник и магнитофон были испытаны при полетах беспилотных кораблей. А главный экзамен конструкторы радиосвязи держали весной 1961 года.

…Рано утром 12 апреля 1961 года Сергей Павлович Королев сообщает Гагарину , что связь с ним будут вести из подземного командного бункера. За полчаса до старта ракеты в бункер управления спускаются руководители полета. Бункер - глубоко под землей. Сверху бетонные тумбы с головками перископов, частокол надолб - на случай аварии, если какая-нибудь ракета (к апрелю 1961 года с Байконура стартовало больше десятка ракет) вдруг упадет здесь. Крутая неширокая лестница ведет вниз, к тяжелой массивной двери. А за ней - пультовая командного пункта.

В 8 часов 50 минут генерал Каманин объявляет десятиминутную готовность. Напряжение растет. Быков вслушивается в дыхание эфира. После команды "Подъем!" сквозь грохот ракетных двигателей, сквозь потрескивание электрических разрядов в динамике все услышали голос Гагарина: - По-е-ха-ли!.. Шум в кабине слабо слышен. Все проходит нормально, самочувствие хорошее, настроение бодрое, все нормально .

Руководители полета напряженно следят за кораблем. Отделилась первая ступень ракеты. Гагарин сейчас должен услышать, как отделилась ступень, почувствовать резкое уменьшение вибрации - ускорение, так же как и перегрузки, возросло. На пункте наблюдения ждут доклада космонавта: он должен подтвердить - ступень отделилась.

Но Гагарин молчал. Все застыли в оцепенении. Юрий Сергеевич Быков побледнел: что случилось? Почему пропала связь? А может, внезапная разгерметизация? обморок от перегрузок? или перегрузки вывели из строя передатчик на борту корабля? Быков заметил, как медленно бежит секундная стрелка хронометра. А в динамиках по-прежнему - молчание.

Напряженную тишину взорвал шум ликования. Юрий Сергеевич без сил опустился на стул, достал из кармана пиджака таблетку нитроглицерина, положил ее под язык. Когда корабль вышел из зоны радиовидимости последней, самой восточной станции слежения, динамики умолкли. Кто-то включил репродуктор. Передавали сообщение ТАСС “О первом в мире полете человека в космическое пространство” : “...пилотом-космонавтом космического корабля-спутника “Восток” является гражданин Союза Советских Социалистических Республик, летчик, майор Гагарин Юрий Алексеевич... С космонавтом товарищем Гагариным установлена и поддерживается двухсторонняя радиосвязь...” .

Имя Гагарина было на устах у всех. О нем говорили на станциях слежения те, кому еще предстояло пройти космическим путем, проложенным Юрием Алексеевичем (в группы на пунктах наземного командно-измерительного комплекса входили будущие космонавты), говорили в соседнем с Байконуром городке, в маленьких селах и в столичных городах. А он летел в те минуты над Америкой в небольшом космическом корабле, на котором крупными буквами были начертаны гордые слова: “Восток”. СССР”. Его подвигом восторгались люди всей планеты, и с особой гордостью вслушивались в торжественный голос Левитана те, кто был причастен к только что свершившемуся историческому событию - рабочие, техники, конструкторы, врачи, связисты... “Роль радиосвязи в космическом полете я оцениваю очень высоко , - отзывался о системе “Заря” Юрий Гагарин после полета. - Я слышал голоса товарищей, работавших на радиостанциях, настолько отчетливо, как если бы они находились рядом” .

“...В 10 часов 55 минут московского времени “Восток” благополучно совершил посадку”, - услышали люди сообщение ТАСС и, разворачивая карты, устремляли взоры на голубую ленточку Волги, отыскивая точку, где приземлился космонавт. О дотоле безвестной деревне узнал весь мир. Место посадки - поле колхоза “Ленинский путь”, близ деревни Смеловка, юго-западнее города Энгельса Саратовской области...

Утром 14 апреля репортаж из Москвы о встрече первого космонавта планеты смотрели миллионы людей, - трансляция велась по каналам “Евровидения” и “Интервидения”. И, наверное, не было ни одной газеты в мире, которая не рассказывала бы о “звездном сыне Земли” . Поэты слагали стихи. В те ликующие апрельские дни Константин Симонов в стихотворении сравнивал космонавта с солдатом, идущим в атаку:

Не знал тогда Симонов, что один из тех, кто готовил первую атаку на космос - Юрий Сергеевич Быков, Юрка, друг детства, с кем учились в семилетней школе № 43 города Саратова, в одном классе.

Весной 1930 года пути их ненадолго разошлись: Кирилл Симонов (Константином он стал потом, когда напечатал свои первые стихи и взял псевдоним - Константин Симонов) пошел в фабзавуч учиться на токаря, а Юрий Быков решил закончить среднюю школу. Через полтора года семья Симоновых уехала в Москву. А еще через год в столицу переехали и Быковы.

Друзья изредка встречались в Москве, радовались успехам друг друга. Быков ходил на премьеры пьес Симонова, Константин Михайлович дарил ему свои книги с автографами.

Встретившись в Москве уже после полета Гагарина, друзья вспоминали Саратов, Волгу, радовались, что первый космонавт - их земляк…

Из биографической хроники

“1960-1970. Быков Ю. С. - главный конструктор первой в мире системы космической радиосвязи, обеспечившей связь первого полета человека в космос. В последующем был главным конструктором систем радиосвязи со всеми пилотируемыми кораблями “Восток” и “Восход”. Создал основы новых систем радиосвязи обитаемых космических объектов “Союз” и “Салют” .

Лето 1970 года стало последним летом Юрия Сергеевича. Он умер 30 июля в туристическом лагере: отпуск, по традиции, проводил в горах...

Из воспоминаний о Ю.С. Быкове, 1976 год
“...Он всегда мог направить любой деловой и серьезный разговор таким образом, что он превращался в непринужденную беседу. В результате же оказывалось, что собеседники получили много нужных и полезных сведений. Мы, космонавты, очень уважали Юрия Сергеевича за его знания, большой опыт, душевное отношение к людям.
Я тоже знал Юрия Сергеевича как ученого, конструктора, директора института, и для меня явилось большой неожиданностью, что Юрий Сергеевич к тому же мой бывший сосед. Несколько лет назад мы случайно встретились с Юрием Сергеевичем на площади Лермонтова, разговорились и здесь выяснилось, что много лет жили в одном доме, в соседних подъездах. Тогда я пожалел, что не знал раньше этого хорошего, умного человека.
Летчик-космонавт СССР В. Ф. Быковский”.

Над темным лесом - яркие, крупные звезды. Юра сидит на крыльце дачи (Быковы летом жили на 9-й Дачной) и смотрит в черное небо, на котором рассыпаны зерна звезд. Вон ковш Большой Медведицы, над ним - Полярная звезда, а почти в самом зените - нежно-голубая Вега. Он смотрит на небо и думает: точно так же светили звезды и древним грекам, давшим имена созвездиям. Все меняет время, и только небо - вечное и неизменное.

Да, и сегодня те же созвездия восходят над лесом на 9-й Дачной. Но всмотритесь в небо, и вы обязательно увидите летящую звезду. Через пару минут она затеряется в бездонном космосе, а на смену ей уже спешит другая летящая звезда. Это - спутники.

Время бессильно перед звездным небом. Но человек сильнее времени: он вписал в неподвижную картину Млечного пути свои созвездия, летящие сквозь года звезды - космические корабли.

Использованные материалы: - Вардугин В. Голос из космоса. - Годы и люди. Вып.3. - Саратов: Приволжское книжное издательство, 1988.

А лексей Прокопьевич Быков родился 18 февраля 1922 г. в деревне Выдумка ныне Вагайского района Тюменской области в семье служащего. В 1940 г. окончил 8 классов Дубровинской средней школы. Был счетоводом в колхозе «Страна Советов».
Война застала Алексея Быкова военнослужащим Красного флота. В ноябре 1941 г. Алексей Быков был назначен стрелком пешей разведки 69-й отдельной морской стрелковой бригады, которая была сформирована в Сибирском военном округе в г. Анжеро-Судженске. Через месяц подготовки бригада отправилась на фронт оборонять рубежи на реке Свирь Ленинградской области. В начале 1942 г. началась подготовка к контрнаступлению. Первое боевое крещение комсомолец Алексей Быков получил весной 1942 г. В то время отдельный батальон морской бригады, в котором он служил, занимал оборону между Ладожским и Онежским озерами. Рядовой Быков получил задание: на нейтральной зоне разыскать ушедшую группу разведчиков и передать им приказ командования. Алексей выполнил приказ, нашёл тщательно замаскировавшихся советских разведчиков и передал им задание командования. Позднее он узнал: до него тоже уходили искать разведчиков, но не возвращались - погибали. После успешного выполнения опасного задания Быкова зачислили в разведчики.
Стрелок взвода разведки 1-го отдельного стрелкового батальона (69-я морская стрелковая бригада, 7-я армия, Карельский фронт) старший краснофлотец Алексей Быков с группой разведчиков 13 июля 1944 г., действуя впереди наступающих стрелковых подразделений, захватили населённый пункт Сувилахти и железнодорожную станцию Суоярви (Карелия), удержав их до подхода батальона. За мужество и отвагу, проявленные в боях, 30 июля 1944 г. старший краснофлотец Быков Алексей Прокопьевич награждён орденом Славы 3-й степени (№ 76214).
После завершения этого наступательного сражения бригада, где воевал Алексей Быков, была переброшена в Заполярье на Мурманское направление. 22 октября 1944 г. старшина 2-й статьи А.П. Быков в составе разведывательной группы 1-го отдельного стрелкового батальона (69-я морская стрелковая бригада, 14-я армия, Карельский фронт) в районе поселка Никель Печенгского района Мурманской области первым ворвался на обороняемую высоту и уничтожил вражеский пулемёт вместе с расчётом. За мужество и отвагу, проявленные в боях, 30 января 1945 г. А. П. Быков награждён орденом Славы 2-й степени (№ 3724).
После успешного завершения этой наступательной битвы бригада была переброшена на 4-й Украинский фронт и вела бои на территории Польши, Германии и Чехословакии. Старшина 2-й статьи Алексей Быков в составе 1-го отдельного стрелкового батальона (69-я морская стрелковая бригада, 1-я гвардейская армия, 4-й Украинский фронт) в ходе боевых действий в районе чехословацкого города Моравска-Острава (ныне Острава, Чехия), в период с 12 марта по 30 апреля 1945 г. руководил подготовкой снайперов, которые уничтожили двенадцать вражеских снайперов и семь огневых точек противника. А. П. Быков одним из первых ворвался в город Моравска-Острава, увлекая за собой боевых товарищей. Скупые записи в наградном листе отмечали: «Комсорг батальона тов. Быков в период наступательных боев с 12 марта 1945 года умелой организацией комсомольской работы обеспечил выполнение всех боевых заданий батальона». Тут же упоминалось, что он организовал снайперское движение в батальоне, первым ходил в атаку, говорилось о приёме за короткий срок 93 молодых бойцов в комсомол.
Войну герой закончил 12 мая 1945 г., участвуя в операции по освобождению города Пардубице в окрестностях Праги. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 г. за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецко-фашистскими захватчиками старшина 2-й статьи Быков Алексей Прокопьевич награждён орденом Славы 1-й степени (№ 509), став полным кавалером ордена Славы. Также в послужном списке нашего земляка орден Отечественной войны I степени, медали «За боевые заслуги», «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией» и «За победу над Японией».
Сам Алексей Прокопьевич так говорил о своих боевых годах: «Молодые были, ни жён, ни детей, может, потому и такие боевые стали. В самое пекло лезли, на любое опасное дело шли. Ещё в школе получил значки ГТО: готов к труду и обороне. Не зря за деревней гонял на лыжах». На войне, несмотря на то, что смерть всегда ходила рядом, жизнь не прекращалась. Между боями выступала художественная самодеятельность. Алексей Быков играл на баяне и пел. Не остались незамеченными и его спортивные успехи: за победу в лыжных соревнованиях среди бойцов батальона ему дали путевку в дом отдыха. Но отдыхать пришлось всего одну ночь - наутро по тревоге батальон снялся с места и пошел дальше.
У Алексея Прокопьевича были дорогие сердцу воина сувениры. Среди них часы, врученные ему, участнику встречи полных кавалеров ордена Славы в 1970 г. в Москве, маршалом Советского Союза А. А. Гречко. Вручали часы в дни празднования 25-летия Победы над фашистской Германией. В те дни Быкову ярко вспомнился Парад Победы 24 июня 1945 г., участником которого он был в колонне 4-го Украинского фронта.
После войны Алексей был на Дальнем Востоке, в 1947 г. вернулся домой. Затем приехал в Сталинск (Новокузнецк). За плечами - ни гражданской специальности, ни семьи. Начались тяжёлые послевоенные будни, восстановление народного хозяйства. В апреле 1948 г. А. П. Быков пришёл работать в пожарную охрану. Не по призванию, а просто «на первое время». Но остался и отдал этому жизненно необходимому городу делу 35 лет. За это время прошел путь от рядового пожарного до начальника пожарного отряда № 10, дослужившись до звания «подполковник внутренней службы». За умелое руководство по охране важных объектов народного хозяйства он был награждён медалью «За трудовое отличие». В личном деле Алексея Прокопьевича есть записи о награждении медалью МВД СССР «За безупречную службу» трех степеней, именными часами от министра обороны СССР. С середины 1980-х годов подполковник внутренней службы Алексей Быков - в запасе. Внук Алексея Прокопьевича Вадим с гордостью рассказывает: «Он любил свою работу и меня в детстве в выходные часто брал с собой в часть. Однажды рассказал такой случай. Как-то на Верхней Колонии загорелся дом. Горел подвал. Вентиляции, конечно, не было. Деду пришлось буквально нырять в огонь. А он тогда ещё новичком был. Когда начальник отряда спросил, страшно ли было, боец ответил: «Страшно». «Такому человеку можно верить», - решил тогда начальник».
И со своей будущей женой А. П. Быков познакомился в Новокузнецке. Раиса Трофимовна работала в центральной комплексной лаборатории КМК.
Находясь на заслуженном отдыхе, член городского комитета ветеранов войны А. П. Быков проводил большую работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи Новокузнецка, часто выступал с рассказами о боевых делах советских воинов.
Алексей Прокопьевич Быков ушёл из жизни 6 июня 1995 г. Похоронен в Новокузнецке. 22 июня 2010 г. на фасаде дома, в котором жил А. П. Быков по адресу: г. Новокузнецк, ул. Орджоникидзе, 25, установлена мемориальная доска размером 800х1200 мм с текстом: «В этом доме жил участник Великой Отечественной войны, кавалер ордена Славы трёх степеней, начальник пожарной части № 10, подполковник внутренней службы Быков Алексей Прокопьевич».

На фото: Юрий Быков с Юрием Гагариным

Я хотел бы начать свои воспоминания Юрии Семеновиче Быкове, чей портрет все время стоит у меня на книжной полке, словами летчика - космонавта, дважды Героя Советского Союза Алексея Архиповича Леонова, который написал после гибели Юрия Семеновича Быкова:

«… Юра Быков вырос в большого классного летчика, мог стать космонавтом, но судьба распорядилась иначе…. О таких парнях, как Юра, должны знать мальчишки и девчонки, особенно те, кто мечтает об авиации, стремится в космос… ».

Сейчас уже мало осталось людей, которые, вспоминая погибших товарищей, могут сказать: « А помнишь?»- так писал Антуан де Сент Экзюпери. А я очень хочу, чтобы о таких людях, как Юра Быков, которых не так уже и много на этой Земле, память была долгой и светлой.

Выросший в детском доме, он всю свою сознательную жизнь в авиации - специальная школа ВВС в Казани, Фрунзенское военное училище летчиков - истребителей, служба в

в полку, Кременчугское вертолетное училище, Школа Летчиков- испытателей при Летно-испытательском институте в Жуковском. И вот уже чуть-чуть оставалось дотянуться до Космоса…

Одной из ступеней к большой цели, стала работа летчиком - испытателем на УАЗе, который в то время выпускал самолеты Як-25, Ан-24 и приступил к серийному выпуску палубных вертолетов Ка-25., первому вертолету в вертолетостроении, который изначально проектировался, как боевой вертолет.

В это время холодная война между Америкой и Советским Союзом достигла своего апогея. Америка имела сильный атомный подводный флот, несущий баллистические ракеты. Для противостояния этой колоссальной военной угрозе, СССР осуществлял грандиозный проект по созданию вертолетонесущих крейсеров, основной ударной силой которых были палубные торпедоносные вертолеты Ка-25, которые называли « длинной рукой адмирала Горшкова». (Главнокомандующий ВМФ адмирал флота Советского Союза Сергей Георгиевич Горшков). Этот был напряженнейший и очень объемный по своим масштабам проект. Сроки были настолько сжатыми, что работы велись круглосуточно на сотнях заводов страны. Это были первые двигатели и первые серийные вертолеты, поэтому приходилось проводить необходимые регулировки и отладки, а опробование проводил Юрий Семенович, вот так судьба открыла для меня этого замечательного человека… Так получилось, что в круговороте событий многое забылось, но в истории авиации должно остаться навсегда, что Юрий Семенович Быков был первым летчиком - испытателем серийных вертолетов Ка-25 (различных модификаций). Не раз мне приходилось проверять работу силовой установки на «висении», наблюдая за приборами из-за спины Юрия Семеновича (место-то для «пассажира» не было предусмотрено.) Всегда, кода он уходил в полет, я с особым волнением ожидал его возвращения и бежал к вертолету, встречая его. Непосвященным людям невозможно сейчас даже представить, какого напряженного труда стоило осуществление этого проекта.

И какая нагрузка и ответственность лежала на летчике - испытателе Юрии Семеновиче Быкове, при постоянном увеличении программы выпуска вертолетов, а ведь он испытывал и другую технику, выпускавшуюся заводом.

Я в это время работал в Омске на моторостроительном заводе, начальником бюро надежности по исследованиям и испытаниям двигателей вертолета ГТД-3Ф и главного редуктора РВ -3Ф вертолета Ка-25, в Улан - Удэ. Приходилось вылетать в Улан-Удэ для решения возникающих производственных вопросов, особенно на летно-испытательную станцию, по различным регулировкам, повторным проверкам на земле и в воздухе, так как не все можно было предусмотреть при проверках на земле, а тем более при совместной работе двигателей и т.д. Во время этих командировок мне и посчастливилось познакомиться с летчиком - испытателем завода Юрием Семеновичем Быковым….

Я обратил внимание на то, что из полета Юрий Семенович привозил настолько исчерпывающую информацию, что не требовалось задавать никаких дополнительных вопросов. Он великолепно знал технику, как никто другой. Причем, он не просто фиксировал то, что происходило в полете, он тут же анализировал и высказывал свое видение происходящего, мы иногда подолгу обсуждали, как исправить, те или иные недостатки при этом находили правильное решение.

Ко всему этому, он был немногословен, но очень обаятельный человек, колоссальной выдержки и такта. Он неоднократно выходил из, казалось бы, самых сложных ситуаций и до последнего полета судьба была благосклонна к нему.

Мне глубоко запомнился тот случай, который мне приходилось расследовать, при котором экипаж Ю.С.Быкова чудом остался жив, только благодаря постоянной готовности к любым неожиданностям при чрезвычайных ситуациях. Это произошло в 1966 году. Для меня это была первая серьезная командировка, потому, что аварийная ситуация чуть не закончилась катастрофой.

Нам сообщили, что в Улан-Удэ, после запуска двигателей произошла авария, с полным разрушением вертолета. О чем было сообщено в Министерство авиационной промышленности (МАП). Главным утешением было то, что никто не пострадал. Директору Омского моторостроительного завода позвонили из МАП, чтобы командировали представителя для расследования причин. Из Москвы вылетели представители: МАП и Центрального института моторостроения (ЦИАМ) рейсом, через Омск и надо было организовать наш совместный прилет на завод в Улан-Удэ.

В назначенное время мы встретились в самолете, и у нас было время познакомиться и выдвинуть различные версии. Командированы были: от 3 Главного управления МАП Терещенко Александр Евгеньевич и от 6 лаборатории ЦИАМ - Махов Георгий Константинович.

Прибыв на завод, представились Главному инженеру Неганову. Наметили план работ, ознакомились с предварительно проведенным расследованием, и пошли на вертолетную площадку... Там нас уже ждали. Перед нами открылась удручающая картина - полностью разрушенный и обгоревший вертолет. Только тут я понял, почему экипаж остался жив При испытании очередного серийного вертолета на земле, произошло заклинивание главного редуктора, он завалился назад, лопасти несущих винтов изрубили всю хвостовую часть вертолета. Покореженная машина загорелась. Из кабины удалось быстро выбраться летчику и через его же кресло штурману, т.к. дверь штурмана была заклинена. Едва хватило времени отбежать от вертолета. Мы с Юрием Семеновичем поздоровались, как старые знакомые, но все это происходило в не очень радостной обстановке. Из рассказов летчика испытателя и штурманы поняли, что при опробовании двигателей, сначала раздался резкий нехарактерный звук работы редуктора, затем скрежет и редуктор стал заваливаться назад, лопасти рубили хвостовую балку, стоял страшный грохот. Экипаж почти мгновенно покинул горящую машину. Какие молодцы, не потеряли самообладания и остались живы!

Мы начали свою работу, еще и еще раз, уточняя у Юрия Семеновича, отдельные детали. Все выстраивалось в логическую цепочку, а я все время восхищался, как точно, и буквально по секундам восстанавливал происходящую картину Юрий Быков. Надо же иметь такое самообладание, чтобы за считанные мгновения, на разваливающейся машине заметить поэтапные отказы систем. Это было поразительно… Я бы так не смог, говорил я себе. Начались исследования…

Ю.С.Быков возле остатков вертолета через время после аварии.

Тогда он чудом остался жив.

В ходе расследования причина аварии была установлена, конструкторам пришлось сделать изменения в документации и за все время эксплуатации вертолетов Ка-25 таких случаев больше не происходило.

Особенно ценными были замечания Юрия Семеновича по тонкостям работы двигателей, которые не являлись отклонениями от действующих документов. Но благодаря тому, что летчик - испытатель Ю.С.Быков обратил на них внимание, разрабатывались мероприятия и на моторостроительном заводе и на заводе, поставлявшем топливные агрегаты, которые позволили в дальнейшем повысить ресурс двигателей и их качественные характеристики.

Это был удивительно творческий человек, как в летных, так и в инженерных, конструкторских делах, он был мечтателем, но не праздным мечтателем, он своими идеями заражал окружающих. Так своей идеей исследования глубин Байкала он «заразил» даже своего друга, Юрия Гагарина, который даже прикидывал, как модернизировать космический аппарат «Восток», чтобы он стал батискафом.

Юрий Семенович был из тех людей, к кому нельзя было относиться равнодушно, сразу с первой же встречи. Таким он и остался для меня навсегда: « Солнечным», светлым, отважным... У меня не хватит превосходных слов, чтобы высказать мое отношение к нему… И не случайно такие же, как он, светлые люди тянулись к нему… Достаточно вспомнить поговорку: «Скажи, кто твой друг и я скажу, кто ты!».

А друзьями у Ю.Быкова был Юрий Гарнаев, его учитель и друг, Герой Советского Союза, Заслуженный летчик - испытатель СССР, один из самых выдающихся испытателей страны, летавший на всем, что летает и на том, что летать не должно, Вспомнить, хотя бы его полет на турболете, который дал ему снова путевку в небо… Сам Гарнаев освоил технику пилотирования 120 типов летательных аппаратов. Юрию Быкову, строгий учитель дал допуски на полеты на 78 типах различных летательных аппаратов… . Молодые испытатели, одной из лучших черт характера своего учителя, называли его стремление, чтобы ученик летал, как он - и даже лучше… Легендарный пилот, воспитал достойную смену, как и их учитель, в критической ситуации, они боролись до последнего мгновения своей жизни, спасая жизни других… .

Юрий Быков и Юрий Гарнаев

Не даром Юрий Быков говорил,: «…тем, что я знаю и умею, как летчик - испытатель, тем, что я не мыслю своей жизни без неба, я обязан своему старшему тезке по имени и по призванию - Юрию Александровичу Гарнаеву…»

Как братишку, полюбил простого, открытого паренька из Сибири первый космонавт планеты Земля Юрий Гагарин, чье имя навсегда останется визитной карточкой нашей Планеты…Все три Юрия, три друга были лучшими испытателями, Настоящими людьми и ушли один за другим в течение одного года.

Последним из героической славной тройки ушел Юрий Быков, написавший о Юрии Гарнаеве несколько очерков и повестей, которые вошли в сборник «Проверено на себе», «Пусть Земля ему будет небом», «Письмо с неба», «от Пе -2 до Востока», «Гарнаев». О Юрии Гагарине - «Гражданин Вселенной». Вместе с писателем Андреем Меркуловым Быков написал книгу о проблемах космонавтики. Его творческие планы были огромны…

Теперь мы живущие, должны написать о Юрии Семеновиче Быкове, летчике- испытателе, писателе и конструкторе, прекрасном семьянине, замечательном человеке… И не забывать, что перед своим последним полетом, его подпись, как путевка в жизнь, на сотнях формуляров вертолетов Ка -25 , которым он разрешил летать, сказали не последнее слово в том, что ядерная война не накрыла человечество. Всю свою жизнь он отдал на благо Отечества и погиб с Любовью к людям… В последнем своем полете Юрий Быков поступил, как Герой, отведя свой падающий вертолет от поселка, спасая людей…

А самое главное помнить о Героях всегда! Такими людьми Россия должна гордиться! Это наш внутренний стержень, наша защита от любых нападений. Они незримо продолжают стоять на посту. И…Слава Богу, что нам есть, на кого равняться… Наша огромная страна всегда была

БОГАТА САМООТВЕРЖЕННЫМИ ЛЮДЬМИ И ГЕРОЯМИ!!!

Я хочу закончить словами самого Юрия Семеновича:

« Пусть Земля ему будет небом!» Хочу поблагодарить Татьяну Юрьевну Быкову за любезно предоставленные, дорогие мне фотографии.

Устенко В.Г., Заслуженный работник промышленности Украины.

г. Конотоп, Украина

С 9 марта по 30 апреля в музее проходит выставка. СОЗВЕЗДИЕ ЮРИЕВ
Выставка посвящена выдающимся людям, для которых жизнь ради высокой цели была единственно приемлемой. В центре внимания три легендарных летчика, три Юрия: Юрий Гагарин, Юрий Быков и наш земляк, лопасненец - Юрий Гарнаев.

7 марта 2016 года исполняется 48 лет со дня трагической гибели первого космонавта планеты Земля - Юрия Гагарина. Да, судьба порой жестока и несправедлива. Коротка жизнь человека, и до обидного больно, когда она обрывается в молодости, когда ещё многое задумано и много нужно сделать.
Из воспоминания Ю. Быкова В тот траурный день я не смог быть в Москве, и вместе со всем народом Земли, в минуту молчания, почтил память рано ушедших от нас героев неба и космоса - Юрия Гагарина и Владимира Серёгина.
И я подумал тогда, что пройдет очень много-много времени. Звездолёты унесут человека в глубину иной Галактики, и он, встретившись со своим братом по разуму, назовёт простое имя Юрия Гагарина, который первым нарушил незыблемость неземного пространства. И не раз по Великому кольцу космической связи между цивилизованным миром Вселенной будет передаваться его изображение с неизменной улыбкой, застывшей навсегда, напоминая о ЗАМЕЧАТЕЛЬНОМ ЧЕЛОВЕКЕ ЗЕМЛИ – ПЕРВОПРОХОДЦЕ КОСМОСА.

Через четыре месяца после гибели Ю. Гагарина 29 августа 1968 года при испытании серийного вертолета Ка-25, героически погиб летчик - испытатель Улан-Удэнского авиационного завода Быков Юрий Семенович. К людям, с непоколебимым внутренним стержнем относился Юрий Быков.
Еще в ранней юности он четко определил свои жизненные цели и выбрал путь добра, по которому шел, порою в тяжелой борьбе, не сворачивая, до последнего мгновения своей жизни.
Уже в 18 лет, в письмах из летного училища Юрий писал: «Я всегда буду там, где трудно, где велит долг, где я буду нужен обществу, а значит и людям, раз так - я отдаю все...».
На его земном календаре, один за другим, на одном дыхании, промелькнули 36 отпущенных ему лет, целиком отданных Родине и людям, которых он так любил!..

«Смысл жизни там, где борьба и победа - над сложностью твоей работы, над скоростью и высотой». Ю. Гарнаев
Когда у Гарнаева спрашивали, кем он себя считает, он, не называя себя даже лётчиком, отвечал, что всю жизнь считал себя, прежде всего рабочим. И это верно.
Он был безотказным рабочим неба, но настолько творческим, что в смелый почерк своих полётов всегда вносил настоящую поэзию, основа которой, прежде всего в особом, поэтическом восприятии мира. Проводил испытания по поискам приемлемого для пилота средней квалификации способа выполнения вынужденной посадки на сверхзвуковом истребителе.
Участвовал в подготовке первых советских космонавтов к полётам в условиях невесомости в специально оборудованных самолётах-лабораториях.
Участник множества показов авиационной техники, как в СССР, так и за рубежом. Освоил 120 различных типов летательных аппаратов. 21 августа 1964 года ему присвоено звание Героя Советского Союза за испытания новой авиационной техники.

В воскресенье вечером, 6 августа 1967 года, во Франции при тушении большого лесного пожара, в сложных условиях гористой местности потерпел катастрофу вертолёт Ми-6. Экипаж в составе: командира корабля - Героя Советского Союза, заслуженного лётчика-испытателя СССР Ю. А. Гарнаева, второго пилота Ю. Н. Петера, штурмана В. Ф. Иванова, бортинженера С. А. Бугаенко, бортрадиста Б. Н. Столярова, инженеров-испытателей А. Я. Чулкова, В. П. Молчанова и двух французских специалистов: Сандоза и Тэпфера - погиб.
Именем Ю.А.Гарнаева названа школа №5 в г. Чехове, где открыт музей Ю. А. Гарнаеву.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!