Смерть кризис возрастная психология таблица. Возрастные кризисы взрослого человека

Феномены психического развития.

Специфика.

В теории Л.С.Выготского это понятие обозначает переход в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу. Возрастные кризисы обусловлены прежде всего разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития ребенка. Во внешнем поведении возрастные кризисы обнаруживаются как непослушание, упрямство, негативизм. По времени они локализованы на границах стабильных возрастов и проявляются как кризис новорожденности (до 1 мес.), кризис одного года, 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис (11-12 лет) и юношеский кризис.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

Возрастные кризисы

   ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ (с. 122) (от греч. krisis - переломный момент, исход) - условное наименование переходов от одного возрастного этапа к другому. В детской психологии эмпирически отмечалась неравномерность детского развития, наличие особых, сложных моментов становления личности. При этом многие исследователи (З.Фрейд, А.Гезелл и др.) рассматривали эти моменты как «болезни развития», негативный результат столкновения развивающейся личности с социальной действительностью. Л.С.Выготский разработал оригинальную концепцию в которой рассматривал возрастное развитие как диалектический процесс. Этапы постепенных изменений в этом процессе чередуются с возрастными кризисами. Психическое развитие осуществляется посредством смены так называемых стабильных и критических возрастов (см.: - ). В рамках стабильного возраста вызревают психические новообразования, которые актуализируются в возрастном кризисе. Выготский описал следующие кризисы: кризис новорожденности - отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста; кризис 1 года - отделяет младенчество от раннего детства; кризис 3 лет - переход к дошкольному возрасту; кризис 7 лет - соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом; кризис 13 лет - совпадает с переходом к подростковому возрасту.

На этих этапах происходит коренная смена всей «социальной ситуации развития» ребенка - возникновение нового типа отношений со взрослыми, смена одного вида ведущей деятельности другим. Возрастные кризисы - закономерные и необходимые этапы развития ребенка; таким образом, понятие «кризис» в данном контексте не несет негативной окраски. Однако нередко кризисы сопровождаются проявлениями отрицательных черт поведения (конфликтность в общении, и т.п.). Источник этого явления - противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и ранее сложившимися видами деятельности, формами взаимоотношений с окружающими, приемами педагогического воздействия. Эти противоречия нередко приобретают острую форму, порождая сильные эмоциональные переживания, нарушения взаимопонимания со взрослыми. В школьном возрасте в рамках возрастных кризисов у детей обнаруживается падение успеваемости, ослабление интереса к учебным занятиям, общее снижение работоспособности. На остроту протекания кризисов оказывают влияния индивидуальные особенности ребенка.

Яркую негативную окраску имеет, например, кризис 3 лет, когда прежде послушный ребенок может внезапно стать неуправляемым, и кризис подросткового возраста, опасный неожиданными формами протеста против реального или мнимого давления со стороны взрослых.

Негативные проявления возрастных кризисов не являются неизбежными. Гибкая смена воспитательных воздействий, учет происходящих с ребенком перемен значительно смягчат протекание возрастных кризисов.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Смотреть что такое "возрастные кризисы" в других словарях:

    Возрастные Кризисы - теоретическое понятие, обозначающее переход в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу. По мнению Л.С. Выготского, возрастные кризисы обусловлены прежде всего разрушением привычной социальной ситуации развития и… … Психологический словарь

    ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ - ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ. Развитие человеческой личности не представляет собой равномерно идущего процесса, а в известные периоды прерывается быстрыми сдвигами, из которых каждый кладет начало новой фазе жизненного цикла; эти сдвиги и принято называть… … Большая медицинская энциклопедия

    ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ - – онтологическая характеристика психического развития человека. В теории Л. С. Выготского это понятие обозначает переход в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу. В. к. обусловлены, прежде всего, разрушением привычной… …

    КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ - англ. age crises; нем. Lebensalterkrisen. Переходные этапы от одного возрастного периода к другому, сопровождающиеся резкими изменениями и негативными явлениями в поведении индивида в связи с трудностями адаптации к новым возрастным ролям.… … Энциклопедия социологии

    - (англ. age crises) условное наименование переходных этапов возрастного развития, занимающих место между стабильными (литическими) периодами (см. Возраст, Периодизация психического развития). К. в. рассматриваются в концепциях, призна … Большая психологическая энциклопедия

    КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ - особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. В отличие от кризисов невротического или травматического характера кризисы возрастные относятся к нормативным… … Словарь по профориентации и психологической поддержке

    КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ - – особые, относительно непродолжительные (до года) периоды, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. К.в. являются нормальным процессом, необходимым для становления личности молодого человека. К.в. могут возникать при переходе от… … Терминологический ювенологический словарь

    Кризисы возрастные - (от греч. сrisis переломный момент, исход) условное наименование переходов от одного возрастного этапа к другому. В детской психологии эмпирически отмечалась неравномерность детского развития, наличие особых, сложных моментов становления… … Педагогический терминологический словарь

    КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ - (от греч. krisis переломный момент, исход), условное наименование переходов от одного возрастного этапа к другому. В дет. психологии эмпирически отмечалась неравномерность дет. развития, наличие особых, сложных моментов становления личности. При… … Российская педагогическая энциклопедия

    кризисы возрастные - особые,относительно непродолжительные по времени периоды онтогенеза,характеризующиеся резкими психологическими изменениями.Выделено 8 психосоциальных кризисов.В зависимости от прохождения кризисных периодов может измениться отношение человека к… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Книги

  • Спираль судьбы. Циклы, кризисы и их преодоление , Андрэ Надежда, Некрасова Светлана. Описать законы человеческого жития-бытия многократно пытались философы, мудрецы, ученые. Жизнь человека пытались описать самыми разными способами. Жизнь человекаизучают медицина, психология,…

Кризис - это то, с чем приходится сталкиваться многим людям. Практически каждому человеку, если быть точнее. Понятие произошло от греческого слова krisis, которое в переводе означает «поворотный пункт» или «решение». Соответственно, кризис - это такой жизненный период, во время которого человек переходит на новый уровень возрастного развития, который характеризуется психологическими изменениями. И сопровождается данный процесс разрушением привычного социального уклада.

Первый этап

Сначала стоит отметить вниманием кризис новорожденности. Период, в котором нет никакой психической составляющей, поскольку он подразумевает переход от внутриутробной жизни к реальной. Рождение является первой травмой, которую переживает каждый из нас. И она очень сильна. Настолько, что вся следующая за рождением жизнь проходит под знаком данной травмы.

Очень важно, чтобы период новорожденности протекал под наблюдением взрослых. В принципе, так оно и происходит в нормальном обществе - рядом с младенцем всегда находятся родители, которые обеспечивают ему переход к новому типу функционирования. Младенец беспомощен. У него даже нет заранее сформированного поведенческого принципа. Потому что всему этому только предстоит возникнуть. И самое главное - ребёнок в период новорожденности не рассматривается отдельно от взрослого. Поскольку у него нет способа взаимодействия со средой.

Когда же происходит «выход» из кризиса новорожденности? Ученые утверждают - тогда, когда ребёнок начинает взаимодействовать с родителями, и те замечают развитие его эмоциональной сферы. Как правило, это второй месяц жизни младенца.

Кризис трёх лет

Это - следующий этап. Период, в течение которого происходит переход от раннего возраста к дошкольному. В этот момент сложившиеся личностные механизмы кардинально перестраиваются, и у ребёнка формируются новые черты личности и сознания. Плюс ко всему, он переходит на новый уровень взаимодействия с окружающим миром и людьми. Важно отметить, что четких временных границ у данного периода нет.

Симптомы

Интересно представляет кризис трёх лет советский психолог Лев Семёнович Выготский. Он выделяет семь самых ярких «симптомов» в поведении ребёнка, которые выдают то, что он проходит через вышеупомянутый период.

Первое - это негативизм. Ребёнок отказывается делать нечто лишь из-за того, что это было предложено ему конкретным взрослым человеком. И он, как правило, действует с точностью наоборот.

Следующий симптом - упрямство. Ребёнок настаивает на чём-то лишь потому, что отказаться от своего решения он не может из принципа. Даже если изменились обстоятельства.

Третье, что отмечается - строптивость. То есть склонность делать всё наперекор. Четвёртый симптом - это своеволие. Или, говоря простым языком, всем знакомое, инициативное «Я сам!», направленное на самоутверждение и стимулирование самолюбия.

Ещё один симптом - бунт-протест. Проявляющийся в регулярных конфликтах со взрослыми. Как правило из-за того, что ребёнок не чувствует уважения к нему и к его желаниям.

Также имеет место быть обесценивание. Ребёнка перестаёт интересовать всё то, что было интересно ему раньше. Но последний симптом самый неприятный. Это деспотизм. Ребёнок выходит из-под контроля и требует у взрослых мгновенного исполнения всех его желаний и требований. Взглянув на всё это, возникает вопрос: для кого кризис трёх лет тяжелей - для ребёнка или для родителей?

Третий этап

После всего вышеперечисленного следует кризис семи лет. Все мы через него прошли. Причины кризиса кроются в психологических изменениях личности. У ребёнка развивается внутренняя позиция, начинает вырисовываться какой-то «стержень» и собственное «Я». В этот же период он поступает в школу, попадая в совершенно другую окружающую среду. До того момента он играл. Теперь же ему придётся учиться. Для многих детей это - первое проявление труда.

Есть и другие сопутствующие причины кризиса. Некоторые дети, поступив в школу, начинают бояться выполнения порученной им работы, впервые ощущая ответственность за результат. Они осознают себя теперь и как школьника, товарища. Им важно стать полноценными членами нового общества - а это стресс. Период кризиса семи лет важен, поскольку именно в это время у детей формируется отношение к людям, к самому себе и к обществу. Как правило, обретённый стержень, так называемый «ствол» остаётся потом на всю жизнь. Да, он потом, в течение жизни, обрастает «веточками» и «листиками», но основа закладывается в детстве.

Подростковый кризис

Это тот самый период, который отчётливо помнит большинство из нас. Поскольку он протекает уже в полностью сознательном возрасте. После 12-13 лет, если быть точнее. Считается, что это период, в течение которого ребёнок переходит от детства к взрослости. Он может длиться долго. В этот момент подростки развиваются очень динамично - как в физическом, так и умственном плане. У них образовываются потребности, которые удовлетворить сразу не получается, поскольку сами они ещё не достигли социальной зрелости.

Подростковый кризис - это период, сопровождающийся чрезмерной опекой и контролем со стороны родителей. А ещё запретами, ссорами, возникающими из-за попыток их обойти и многого другого. Всё это мешает подростку познать себя и выявить особенности, присущие только ему - как отдельной личности.

О специфике и особенностях подросткового периода

Данный этап является одним из самых тяжелых в жизни человека. У подростка, помимо новых потребностей, появляются особенные мысли, раздумья, важные вопросы, проблемы. И большинству, как правило, тяжело пережить этот период, поскольку родителям всё перечисленное кажется не важным. «Какие проблемы могут быть у ребёнка? Слишком мал ещё, не пожил!» - отмахивается большинство взрослых. И очень зря.

Потом взрослые удивляются - почему отношения с их ребёнком испортились? А потому, что они были безразличны. Не считались с его мнением, продолжали воспринимать его, как малыша. А последствия кризиса, между прочим, могут быть очень плачевными. В данном случае тоже может проявиться пресловутая строптивость. Если родители запретили идти на вечеринку, то что сделает подросток? Сбежит через окно! И неизвестно, какие будут последствия вечеринки - может, за них придётся расплачиваться всю последующую жизнь. Поэтому очень важно считаться с подростком, строить с ним отношения, как со взрослым человеком. И уметь идти на компромиссы. Так делают адекватные взрослые люди.

Юность

Этот период также необходимо отметить вниманием, рассказывая про возрастные кризисы. В психологии юность также считается таковым. Почему? Потому что это время, когда человек начинает принимать действительно важные решения. Он должен определиться с будущей профессией, общественной позицией, мировоззрением, построить жизненные планы. Раньше считалось, что юность - это 22-23 года. Но сейчас - 17-18, а то и раньше, поскольку многие родители считают, что чем раньше их ребёнок окончит школу - тем лучше.

Но, всё же, в юности очень важно сделать правильный выбор. И если говорить о том, какие возрастные кризисы в психологии самые динамичные, то юность будет на одном уровне с подростковым периодом. В этот период многое происходит, помимо выбора профессии. Служба в армии, например, или даже первый брак, нередко сопровождающийся спонтанным рождением ребёнка. В юности многие совершают ошибки по причине социальной незрелости. И в наше время, как показывает практика, этот период не сопровождается тем, что раньше считалось характерной особенностью юности. И это - преодоление человеком зависимости от взрослых (родителей). В частности, финансовой.

Период «середины»

Теперь можно поговорить про так называемый «тридцатилетний» кризис. Это в психологии называется периодом ранней взрослости. Люди понимают, что пик их молодости уже позади. Многие подводят какие-то итоги, начинают трезво смотреть в будущее. Большинство людей начинает ощущать потребность в спокойствии стабильности. Появляется желание отыскать смысл жизни.

У некоторых возникает ощущение зря потерянного времени. Приходит осознание - я живу на этом свете целых 30 лет! И чего я добился? Озираясь назад, многие понимают - не так уж и много. Добивает сравнение себя с успешными сверстниками или даже более молодыми людьми. Ещё хуже, если они - близкие или знакомые. Так и до депрессии недалеко. А у многих женщин, к тому же, всё перечисленное сопровождается осознанием того, что они уже не так молоды, свежи и красивы. Вот он - типичный тридцатилетний кризис. Это в психологии один из самых «печальных» периодов.

Кризис среднего возраста

Это, пожалуй, тот период, о котором наслышан каждый. Он является длительным эмоциональным этапом, который напрямую связан с переоценкой жизненного опыта. В этот период человек осознает, что наступление старости не за горами. Она близко, а не как в молодости - «когда-нибудь в далёком будущем». Момент, в который человек понимает, что ему никогда не быть юным - это и есть кризис среднего возраста.

Симптомы многочисленны. Пресловутая депрессия, жалость к себе, ощущение опустошенности, чувство того, что жизнь несправедлива. Человек отказывается признавать успехи, которых он достиг, несмотря на то, что они оцениваются остальными людьми положительно. Он теряет интерес ко многим сторонам жизни - даже к тем, которые раньше были для него значимыми. Круг референтных лиц меняется - мнение случайных людей ценится больше, чем то, что говорят близкие/коллеги/друзья. Может даже происходить изменение ценностных ориентиров. А ещё становится другим поведение и стиль. Человек пытается создать видимость преображения жизни методом изменения каких-то внешних проявлений.

Последствия

Итак, особенности проявления кризиса среднего возраста понятны. Теперь - пару слов о последствиях. В случае с данным периодом они могут быть тяжёлыми. Потому что степень серьёзности совершенных ошибок прямо пропорциональна возрасту человека.

Возможен глубокий «поиск себя», внезапное увольнение с хорошей работы, на которой человек протрудился далеко не один год, желание переехать куда-то или радикально сменить род деятельности. Но самое серьёзное последствие - это разрушенная семья. Одни люди уходят от своей «второй половинки», с которой был прожит не один десяток лет, из-за погасших чувств. Другие не покидают семью, а просто ищут «развлечений» на стороне, что ничуть не лучше. Женщины ищут любовников, чтобы убедиться - они все ещё привлекательны. Мужчины находят любовниц по той же причине.

Последний этап

Пенсионный кризис - последний в нашей жизни. Приходится, обычно, на 60-70 лет. Это тоже период не из лёгких. Большинство пенсионеров всю жизнь работали, и, выйдя на заслуженный отдых, просто не знают, чем себя занять. Здоровье с возрастом не улучшилось, друзья либо далеко, либо и вовсе покинули этот свет. Дети выросли, покинули родное гнездо и давно живут своей жизнью. Человек понимает - его время подходит к концу. Он ощущает себя ненужным и потерянным. И в таком случае очень важно найти в себе силы продолжить радоваться жизни, найти новый смысл, увлечение и единомышленников. В век современных технологий это представляется более, чем возможным.

Проблема возрастных кризисов одна. И заключается она в том, что они сопровождают нас всю жизнь. Только для некоторых людей это всего лишь периоды, а для других - действительно кризисы в традиционном понимании, которые отравляют существование. Что ж, самое главное - принять то, что без изменений жизнь невозможна. Это осознание поможет не только подготовиться к ним, но ещё и извлечь из них для себя пользу и урок.

Кризис – противоречие, столкновение между потребностями и возможностями. Может проявляться в личностной, интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферах.

Признаки кризиса: появление негативных черт, трудновоспитуемость, неотчетливость границ.

Кризисы возникают на каждом возрастном этапе и имеют в первую очередь позитивное значение. Кризис является необходимым условием дальнейшего развития, почвой для появления новообразований.

Противоречия между новыми потребностями и старыми возможностями, описанные нами в таблице, и являются причинами кризиса.

Основные кризисы:

1. Кризис новорожденности – происходят резкие изменения условий жизни. До появления на свет плод находится в достаточно комфортных условиях: необходимые температура, давление, питание. В момент рождения все условия мгновенно изменяются: резкие звуки, резкий свет, ребенка пеленают, кладут на весы. » З. Фрейд назвал первый крик ребенка «криком ужаса».

2. Кризис одного года – возникает потребность в новых впечатлениях, в общении, а возможности ограничены - навыки в ходьбе отсутствуют, говорить еще не может. Л.С. Выготский связывал переживание кризиса 1-го года с тремя моментами: ходьба, речь, аффект и воля.

3. Кризис трех лет – проявляется стремление к самостоятельности, ребенок впервые говорит “Я сам!’’, первое рождение личности. Выделяют две линии протекания кризиса – 1) кризис независимости: негативизм, упрямство, агрессивность, либо 2) кризис зависимости: плаксивость, робость, стремление к тесной эмоциональной привязанности.

4. Кризис шести-семи лет – появление собственной активности, неустойчивость воли и настроения, утрата детской непосредственности, возникает осмысленная ориентировка в своих переживаниях. Кризисные переживания связаны с осознанием новой позиции, стремлением стать школьником, но пока сохраняется отношение как к дошкольнику.

5. Кризис подростковый – кризис характера и отношений, притязания на взрослость, независимость, но отсутствуют возможности их реализации. Промежуточность положения – «уже не ребенок, еще не взрослый», психические и социальные изменения на фоне бурной физиологической перестройки.

6. Кризис юности 16-18 лет – впервые возникают вопросы самоопределения в профессии, встают вопросы смысла и цели жизни, планирование дальнейшего профессионального и жизненного пути.

Кризисы сопровождают и взрослую жизнь человека. Выделяют кризис молодости 23-26 лет, кризис 30-35лет, кризис середины жизни 40-45, кризис пожилого возраста 55-60 лет, кризис старости.

Различают малые и большие кризисы.

К большим кризисам относят: кризис новорожденности, кризис 3-х лет, подростковый кризис, кризис середины жизни 40-45 лет.

К сожалению, не существует единых алгоритмов поведения в кризисе. Можно лишь предложить общие рекомендации стратегии поведения в кризисе: быть внимательными, вовремя замечать изменения и соответственно перестраивать свои отношения.

Периодизация интеллектуального развития по Ж. Пиаже По мере своего развития люди используют все более сложные схемы для организации информации и понимания внешнего мира.

Стадия

Подпериоды и стадии

Возраст

Характерное поведение

Сенсомоторная

(доречевой период) –

От рождения до 1,5-2 лет

1. Упражнение рефлексов2. Элементарные навыки, первичные круговые реакции3. Вторичные круговые реакции4. Начало практического интеллекта5. Третичные круговые реакции6. Начало инт. Схем

0-1 месяц1-4 мес. 4-8 мес.8-12 мес.12-18мес.18-24мес.

Дети младенческого возраста пользуются сравнительно небольшим количе­ством схем, многие из которых представляют собой такие действия, как рассматри­вание, хватание, сосание, кусание или жевание.

Репрезентативный интеллект и конкретные операции

Дооперациональная

От 2 до 7 лет

Начинается примерно в то время, когда дети начинают говорить. Здесь дети познают мир в основном через свои собственные действия. Они не делают обобщений о целом классе объектов (например, все бабушки), не могут они и придумать последствия конкретной цепи событий. Кроме того, они не понимают отличия между символом и обозначаемым им объектом. К концу этого периода дети узнают, что слова языка являются условными знаками и что одно слово может обозначать не только один, но и несколько объектов.

Конкретных операций

До 11-12 лет

Дети начинают мыслить логически, классифицировать объекты по несколь­ким признакам (терьеры – это подгруппа внутри более широкой группы собак.) и оперировать математическими понятиями (при условии применения всех этих операций к конкретным объектам или событиям). На стадии конкретных операций дети достигают понимания сохранения. Их мышление становится все более похожим на мышление взрослых.

Формальных операций

Подростки способны провести анализ решения логических задач как конк­ретного, так и абстрактного содержания: они могут систематически обду­мывать все возможности, воображать вещи, противоречащие фактам, строить планы на будущее или вспоминать прошлое, формировать идеалы и понимать смысл метафор, недоступный детям младшего возраста, а также рассуждать по аналогии и метафорически. Для формально-операционального мышления больше не требуется связь с физическими объектами или фактическими событиями. Оно позволяет подросткам впервые задать себе вопрос типа «а что будет, если...?». Оно позволяет им «проникать в мысли» других людей и принимать в расчет их роли и идеалы.

1 стадия: сенсомоторный интеллект (до 2-х. лет).

I стадия развития сенсомоторного интеллекта занимает 1 месяц жизни ребенка. Родившись, ребенок имеет врожденные рефлексы. Некоторые из них способны изменяться. Например, после некоторого упражнения ребенок сосет лучше, чем в первый день. В результате упражнения рефлексов формируются первые навыки .

II стадия : 1-4 месяцев – стадия элементарных навыков. На основе упражнения (многократного повторения) рефлекса формируются навыки: элементарные и первично круговые реакции. Здесь ребенок поворачивает голову в сторону шума, прослеживает взглядом движение предмета, пытается схватить игрушку. В основе навыка лежат первичные круговые реакции – повторяющиеся действия. Одно и то же действие ребенок повторяет снова и снова (напр. дергает за шнур) ради самого процесса, который доставляет ему удовольствие. Здесь ребенок сосредоточен на собственной активности.

III стадия : вторичные круговые реакции. 4-8 месяцев. Ребенок сосредоточен не на собственной активности, а на изменениях, вызванных его действиями. Действия повторяются для того, чтобы продлить интересные впечатления. Его цель – то интересное впечатление, которое получается в результате действия (плачет, чтобы ему дали красивую игрушку; долго трясет погремушкой, чтобы продлить заинтересовавший его звук).

IV стадия : 8–12 месяцев – стадия практического интеллекта. Ребенок сосредотачивается на изменениях вызванных его действиями. Когда случайное изменение действия дает неожиданный эффект – новые впечатления - ребенок его повторяет и закрепляет новую схему действия.

V стадия : 12 – 18 месяцев – появляются третичные круговые реакции (ребенок каждый раз немного изменяет действия, чтобы посмотреть к каким результатам это изменение приведет - экспериментирует).

VI стадия : 18 –24 месяца – начинается интериоризация схем действий. Если раньше ребенок производил различные внешние действия, чтобы достичь цели, пробовал и ошибался, то теперь он может комбинировать схемы действий в уме и приходить к правильному решению. Здесь ребенок может найти новые средства для достижения цели. Около 2 лет формируется внутренний план действий – с этим заканчивается сенсомоторный период и наступает следующий.

2 стадия: Репрезентативный интеллект (с 2 до 7 лет) - мышление с помощью представлений. Ребенок не видит вещи в их внутренних отношениях, он считает их такими, какими их дает непосредственное восприятие (думает, что ветер дует, потому, что раскачиваются деревья; солнце все время следует за ним – явление реализма ). На этапе дооперационных представлений ребенок не способен к доказательству, рассуждению (опыт, когда воду из одинаковых стаканов перелили в узкий – дети изменили свое первоначальное мнение).

Для ребенка на этой стадии характерны так же нечувствительность к противоречиям, отсутствие связи между суждениями, переход от частного к частному, минуя общее. Такая специфика детской логики так же, как и реализм, обусловлены глиняной особенностью мышления ребенка – его эгоцентризмом. Эгоцентризм – это особая интеллектуальная позиция ребенка. Он рассматривает весь мир со своей точки зрения, единственной и абсолютной, ему недоступны понимание относительности познания мира и координации разных точек зрения (не может представить себе, что у других может быть другая позиция, отличная от его).

3 стадия: конкретно операционная (с 7до 14 лет). На этой стадии у детей формируются способности к логическим рассуждениям, доказательству, соотношениям разных точек зрения. Одна из причин возникновения логического мышления то, что теперь ребенок может объединять объекты классификации и понимает отношения принадлежности предмета к классу. Он начинает понимать, что любой объект может принадлежать к нескольким классам одновременно. Главное в этом периоде овладение классами. Все конкретные операции можно разделить на конкретные группы:

1. комбинаторная (объединение классов в более крупные образования)

2. обратимая операция

3. ассоциативная операция

4. равноценная или сводимая к нулю операция.

Следует отметить, что на этой стадии ребенок может рассуждать только о тех вещах, с которыми непосредственно сталкивался. Логические операции, нуждаются в опоре на наглядность, не могут производиться в гипотетическом плане. Данная способность складывается у ребенка примерно к 11 годам и подготавливает почву для формирования научных понятий.

4 стадия: формально операционная (11-12 лет и старше) - когда рассуждение связано с гипотезами, а не с конкретными объектами (предположим, у Сары более темные волосы, чем у Лили, Сара более светлая, чем Сюзанна; кто из троих имеет самые темные волосы?). Формируется экспериментальное мышление. Она начинается в раннем подростковом возрасте. На раннем этапе подростки еще не умеют систематично и строго доказать свои убеждения. Этот этап был назван зарождающимся формально операционным мышлением. Достигнув, следующей стадии дети могут доказывать свои убеждения с помощью систематических рассуждений. Подросток способен строить теории, проверять уже с помощью логических научных методов. Возникают при взаимосвязанной характеристике мышления:

1. способность выявить связь между 2-мя или большим числом перемен или разобраться в сложных отношениях.

2. способность строить мысленные предположения о возможном влиянии 1-ой или несколько переменных на др. переменную.

Кризисы возрастного развития – явления, с которыми сталкивается в жизни каждый человек. Они проявляются в преобразовании отношений людей к окружающей действительности, психологическими изменениями в связи с развитием и совершенствованием на определенном возрастном этапе.

Чаще всего кризисы возраста характеризуются негативными изменениями, проявляющимися в стрессах и депрессивных состояниях.

Большинство людей с успехом справляются с данными этапами в жизни, выходя на новый, более продуктивный уровень развития. Однако в некоторых случаях может понадобиться помощь специалиста, который поможет справиться с причинами и последствиями стрессовых ситуаций.

Специфика определения

Мнения психологов на природу возрастных кризисов диаметрально разделились.

Одни считают, что кризисные периоды – необходимая составляющая физиологических и психологических изменений. Без них не сможет произойти развитие личности, ведь на протяжении жизненного пути у человека меняется система ценностей, взгляд на социум и самого себя.

Другие психологи заявляют, что появление кризисов в жизни человека связано с душевными расстройствами. То есть причисляют проявления этих этапов к разряду психологических заболеваний, которые обязательно нужно лечить.

В любом случае нужно понимать, что время наступления возрастного кризиса и тяжесть его проявления для каждого человека индивидуальны, хотя психологи и выделяют условные возрастные рамки.

Известный психолог и педагогический деятель Л. С. Выготский утверждал, что кризисные периоды не только нормальное и естественное состояние человека, обусловленное изменением физических и психологических факторов, но и весьма полезное явление, с помощью которого человек может перейти на новый виток своего развития. С их помощью человек развивает в себе волевые качества характера, расширяет личностный и социальный кругозор. Однако педагог подчеркивает, что произойдет такое воздействие на личность в том случае, если поведение окружающих имеет грамотный педагогический и психологический подход.

Если личность готова к изменениям, то и проблем с психологическим состоянием не возникнет. Однако люди часто жалеют себя, не желая менять что-либо в своей жизни. В этом случае можно говорить о том, что они сами провоцируют наступление таких депрессивных состояний, выбраться из которых поможет только специалист.

Черты проявления

Необходимо четкое осознание, что кризисные периоды – это этапы в жизни человека, когда не только формируются черты характера, но и принимаются важные, часто меняющие судьбу решения. Ведь слово «кризис» переводится с греческого языка как «развилка дорог». Человек выбирает свой жизненный путь, окружение, интересы.

Изменения в сознании людей проходят на фоне привычного уклада жизни. То, что начинает происходить с человеком, первое время непонятно ему и пугающе. Постоянное чувство дискомфорта преследует, лишает возможности чувствовать уверенность в завтрашнем дне. Ощущение того, что нужно что-то менять в жизни и меняться самому, не покидает.

В это время происходят постоянные конфликтные ситуации с родными, друзьями и коллегами. Человек выражает недовольство всем, что его окружает. Происходит это из-за внутренних метаний, нежелания принять действительность, поиска идеальных решений.

В период кризиса человеку важно найти то, единственно правильное решение, которое поможет измениться ему в лучшую сторону. В обратном случае без помощи специалиста ему не обойтись.

Все кризисы развития характеризуются следующими положениями:

  • Кризисный период вызывает сложные психологические изменения, которым подвержен каждый человек. Это нужно принять, используя весь имеющийся потенциал для выхода из сложившейся ситуации;
  • Появившиеся изменения в сознании – не конец, а начало нового пути. Все накопившиеся противоречия за определенный промежуток времени выходят наружу и требуют решения;
  • Из любой ситуации есть выход, нужно лишь приложить усилия для реализации своего скрытого потенциала;
  • Правильно «пережив» переломный момент, человек становится сильнее, увереннее и интереснее. У него появляется уверенность в собственных силах, складывается комфортный стиль жизни.

Различные кризисы у человека базируются не только на физиологических изменениях, связанных с возрастом. Критические этапы могут возникать по разным причинам, связанным с личной жизнью, сферой профессиональной деятельности или состоянием здоровья. Это личные кризисы. На их появление влияет несколько факторов:

  • Физическая или психологическая травма;
  • Формирование личностных качеств и характера;
  • Воздействие окружающих: ровесников, взрослых, любых значимых людей для человека;
  • Желание добиться идеала во всех сферах деятельности;
  • Резкие изменения в привычном для человека ходе жизни.

Во время переломного периода перед личностью всегда стоит определенный выбор, который он должен осознать и принять. От правильности данного выбора будет зависеть успешность дальнейшей жизни человека.

Характерные особенности

Психологи выделяют «естественные» переломные этапы, которые возникают по достижению определенного возраста у всех людей.

Кризисы и возрастные изменения имеют тесную взаимосвязь. Особое значение переломные этапы имеют в детском и юношеском возрасте. В это время происходит интенсивное формирование личностных качеств, черт характера и отношения к окружающей действительности. Именно поэтому большинство возрастных переломных этапов происходит в детском возрасте.

В основном любой переходный этап у детей длится недолго, при грамотном подходе взрослых занимает всего несколько месяцев. Временные рамки тоже обозначить четко нельзя, так как физические и психологические возможности у малышей разные.

Детям свойственны резкие изменения в отношении к окружающим и самим себе.

Внешние изменения проявляются в непослушании, проявлении агрессивного поведения, капризах.

В юношеском возрасте протест против устоявшегося уклада жизни может выражаться пристрастием к вредным привычкам, снижением интереса к учебной деятельности, сосредоточение на одной проблеме, которая не несет в себе ничего важного.

Важной особенностью переломных этапов является появление новых черт характера, которые указывают на отношение к социуму и окружающей действительности. Стоит отметить, что такие новообразования носят временный характер и через непродолжительное время меняются на другие, более глубокие и устойчивые.

Отличительные черты

Человек, находящийся на этапе переломного жизненного момента, всегда выделяется из окружения. Существует несколько признаков, с помощью которых можно охарактеризовать наступление кризиса.

  • Отсутствующий взгляд. Люди постоянно погружены в себя, могут не замечать окружающих, не слышать задаваемых вопросов;
  • Резкое изменение настроения. Причем особенно ярко проявляется данный признак в подростковом возрасте, когда юноши и девушки еще не научились контролировать свои эмоции. В зрелые годы людям легче контролировать перепады настроения, однако здесь тоже все очень индивидуально.
  • Сознательно или бессознательно человек пропускает приемы пищи, плохо спит, видит кошмарные сны, которые не дают выспаться.
  • Переизбыток эмоциональности. Переживая переломный этап, люди впадают в две крайности: они либо видят все в негативных красках, либо надевают розовые очки, развивая бурную деятельность во всех направлениях.

Независимо от того, в каком возрасте наступает определенный переломный этап в жизни, окружающие не должны подавлять его проявления. Человек должен пережить этот период, чтобы вынести из него определенные уроки, иначе психологических расстройств избежать не удастся.

Для того чтобы помочь своим близким пережить кризисы развития, нужно знать их примерные возрастные рамки и специфику проявления.

Рассмотрим основные переломные периоды, связанные с взрослением личности.

Появление на свет

Делая первый вдох, новорожденный, в отличие от родителей, не испытывает радости от своего рождения. Первое чувство, которое посещает его, — страх перед новым неизведанным миром, где все так не похоже на то, что он испытывал раньше в утробе матери.

Яркий свет, громкие звуки, холод – все это вызывает сильнейший психологический дискомфорт у малыша. Обрезается пуповина, которая обеспечивала надежную связь с мамой. Начинается борьба за жизнь.

Начало пути

Первые попытки самостоятельного передвижения, звуки, которые начинают складываться в слова, желание все потрогать и попробовать на вкус. У ребенка появляются осознанные желания, которые все отчетливее выделяются на фоне рефлексных потребностей. Начинается медленное и болезненное, часто неосознанное первое отделение от мамы.

Болезненным это состояние является потому, что малыш еще очень нуждается в ее помощи и поддержке, как в физическом, так и психологическом плане. Однако желание исследовать мир становится все сильнее. Это первое внутреннее противоречие и вызывает конфликт личности.

Третий год

Один из самых эмоционально сложных переломных периодов в становлении маленького человека. Физическое развитие идет быстрыми темпами, малыш все хочет сделать сам. Однако это ему не всегда удается.

Начинает формироваться личность, отделение себя от родителей и сверстников. Желание проявлять самостоятельность, высказывать свою позицию выражается в бурных протестах к устоявшемуся образу жизни. Протесты проявляются в капризах, непослушании, агрессии.

Взрослые должны набраться терпения, потому что от их поведения во многом зависит, какой личностью вырастет их малыш, как будет относиться к окружающему и какие отношения сложатся у него в социуме. Ведь требования малыша обусловлены его неосознанными потребностями и желаниями, которые он еще понять не в силах.

Родителям важно выработать определенную стратегию поведения, с помощью которой они смогут показать все многообразие окружающей действительности и научить малыша правильно пользоваться всеми жизненными возможностями с позитивной стороны.

Школьные реалии

Данный переходный период не столь ярко выражен эмоционально, как у трехлеток. Однако дети испытывают сильнейший дискомфорт при поступлении в школу, ведь меняется привычный уклад жизни, повышаются требования, предъявляемые взрослыми.

Родителям важно в этот период поддержать малышей, ведь это время становления самооценки детей. От грамотного подхода педагогов зависит не только успеваемость школьников, но и их отношения со сверстниками, уверенность в себе и своих действиях.

Формирование личности в этот период происходит очень интенсивно. Педагоги и ровесники становятся людьми, которые влияют на становление характера детей, ведь малыши проводят в школе большую часть времени.

Если по каким-то причинам у ребенка не сложились отношения в школьном социуме, родители должны заполнить этот вакуум, показать выходы из тупиковых ситуаций, научить решать спорные и конфликтные ситуации.

Почти взрослые

В это время формирование личности происходит под влиянием мнения социума: для подростка очень важно, что скажут о его поступках значимые для него люди.

Проявление негативизма, агрессии, желание самостоятельности любой ценой – признаки кризиса переходного возраста.

Влияние авторитета родителей зависит от их грамотной позиции. Если взрослые станут для повзрослевших детей друзьями, способными понять, помочь и направить, а не осудить, то это поможет избежать конфликтных ситуаций дома.

От родителей во многом зависит, как быстро пройдет этот сложный, но очень важный для формирования личности период.

Жизненное определение

После окончания школы, когда гормональные страсти уже улеглись, перед молодыми людьми встает ряд новых важных проблем. Нужно определиться с выбором будущей профессии, дальнейшего жизненного пути, постановкой целей.

Молодые люди уже осознанно планируют свою будущую взрослую жизнь. Современные реалии предоставляют огромный выбор различных путей, и они отчаянно пытаются найти свой, только им нужный и важный. При этом часто ошибаются, принимая за единственно правильный вариант тот, что навязали им родители. Расплатой за эту ошибку станет затянувший кризис среднего возраста.

Кризис тридцати

Казалось бы, данное время должно стать надежным и стабильным для определившейся личности. Однако именно в это время человек начинает задумываться о правильности сделанного выбора в юности, отчетливо видит и может проанализировать допущенные ошибки.

Для одних эти годы станут лучшим временем в жизни, так как, сумев проанализировать все, что их не устраивает, люди смогут добиться больших высот в карьере и личностном развитии. Другие начнут бездейственный самоанализ, который приведет к депрессиям и полному отказу от дальнейшего самосовершенствования.

Ближе к сорока

Пожалуй, самый сложный период для уже сформировавшейся личности.

К человеку приходит осознание, что половина жизни уже прожита, а многое из того, что хотелось, так и не получилось воплотить.

Семья, карьера, привычное окружение кажется ненужным балластом, который мешает «свободному плаванию».

Именно в этот период разрушается большинство семей, люди меняют профессию, круг общения и пристрастия.

Мужчины чаще всего пытаются реализоваться в любовных утехах, женщины – в занятиях самоанализом. Люди пытаются каким-либо образом изменить привычный жизненный уклад, остерегаясь не успеть сделать важных, на их взгляд, вещей.

Выход на пенсию

Возраст анализа, осмысления прожитых лет. Как только человек подходит к пенсионному рубежу, происходит четкое осознание непреложной истины: жизнь подходит к завершению, былую молодость уже не вернуть.

Многие люди, особенно те, у кого нет родственников или по каким-то причинам сложились плохие отношения с ними, впадают в депрессивное состояние, остро чувствуя свое одиночество.

Это тот жизненный момент, когда поддержка родных жизненно необходима. Пожилым людям важно знать, что они нужны и полезны.

Очень радует, что последнее время в нашей стране наблюдается тенденция увеличения людей, которые научились наслаждаться своим преклонным возрастом. Ведь теперь у них много свободного времени, нет никаких обязанностей перед взрослыми детьми, и они могут жить в собственное удовольствие, занимаясь любимым делом, на которое никак не находилось времени в рабочие будни.

Всем кризисам назло

Если в детском возрасте переломные моменты в становлении личности помогают пережить родители, то в зрелые годы справляться с проблемами приходится человеку самому.

Психологами разработаны советы, которые помогут извлечь урок из любой кризисной ситуации, стать лучше, а не погрязнуть в депрессии.

  • Научитесь находить радость в простых вещах. Счастье состоит из мелочей.
  • Научитесь расслабляться и получать удовольствие от пребывания наедине с собой.
  • Физическая активность способна убить любую депрессию. Займитесь танцами, йогой или просто пробежками по утрам. Заряд бодрости и хорошего настроения вам обеспечен.
  • Занимайтесь в свободное время только тем, что приносит вам удовольствие.
  • Полюбите себя. Возьмите за правило хвалить себя за любые мелочи, поднимайте самооценку любыми способами.
  • Не подавляйте эмоции. Если хочется плакать, не стоит сдерживать себя. Таким образом, вы сможете избавиться от груза накопившихся негативных эмоций.
  • Как можно больше общайтесь, не замыкайтесь в себе. Если чувствуете, что любое общение вызывает у вас дискомфорт, обратитесь за помощью к специалисту.

Из всего сказанного выше очевидно, что возрастные кризисы свойственны каждому человеку без исключения. А вот то, как эти переломные моменты будут проходить, зависит от взрослого поколения, которое смогло вовремя оказать нужную поддержку, направив на правильный путь.

Чем правильней был подход родителей к кризисам в детском возрасте, тем легче будут проходить переломные жизненные моменты у человека в зрелые годы.

Возрастные кризисы - особые,относительно непродолжительные по времени периоды перехода в возрастном развитии, ведущие к новому качественно специфическому этапу,характеризующиеся резкими психологическими изменениями.Возрастные кризисы обусловлены прежде всего разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой,которая более соответствует новому уровню психологического развития человека.

Согласно Л.С.Выготскому,самое существенное содержание развития в критические возрасты заключается в возникновении новообразований.Их главное отличие от новообразований стабильных возрастов состоит в том,что они не сохраняются в том виде,в котором возникают в критический период,и не входят в качестве необходимого слагаемого в общую структуру будущей личности.

Возрастные кризисы сопровождают человека на протяжении всей жизни.Возрастные кризисы закономерны и необходимы для развития.Возникающая в результате возрастных кризисов более реалистическая жизненная позиция помогает человеку обрести новую относительно стабильную форму взаимоотношений с окружающим миром.

Кризис одного года :

Кризис трех лет:

Один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка.Это разрушение,пересмотр старой системы социальных отношений,кризис выделения своего «Я».Ребенок,отделяясь от взрослых,пытается установить с ними новые,более глубокие отношения.

Л.С.Выготский.Характеристики кризиса трех лет:

Негативизм (ребенок дает негативную реакцию не на само действие,которое он отказывается выполнять,а на требование или просьбу взрослого)

Упрямство (реакция ребенка,который настаивает на чем-то не потому,что ему этого очень хочется,а потому,что он требует,чтобы с его мнением считались)

Строптивость (направлена не против конкретного взрослого,а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений,против принятых в семье норм воспитания,против навязывания образа жизни)

Своеволие,своенравие (связано с тенденцией к самостоятельности:ребенок хочет все делать и решать сам)

Кризис проявляется и в обесценивании требований взрослого.Обесценивается то,что было привычно,интересно,дорого раньше.У ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе.Он психологически отделяется от близких взрослых.Причины кризиса трех лет кроются в столкновении потребности действовать самому и потребности соответствовать требованиям взрослого,противоречие между «хочу» и «могу».

Кризис семи лет:

Кризис семи лет - это период рождения социального «Я» ребенка.Он связан с появлением нового системного новообразования - «внутренней позиции»,которая выражает новый уровень самосознания и рефлексии ребенка.Меняется и среда,и отношение ребенка к среде.Возрастает уровень запросов к самому себе,к собственному успеху,положению,появляется уважение к себе.Происходит активное формирование самооценки.Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей,к перестройке потребностей и побуждений.То,что было значимо раньше,становится второстепенным.Все,что имеет отношение к учебной деятельности,оказывается ценным,то,что связано с игрой,- менее важным.

Переход ребенка на следующий возрастной этап во многом связан с психологической готовностью ребенка к школе.

Кризис юности:

Период юности характеризуется наличием кризиса,суть которого в разрыве,расхождении образовательной системы и системы взросления.Кризис возникает на рубеже школьной и новой взрослой жизни.Кризис проявляется в крушении жизненных планов,в разочаровании правильности выбора специальности,в расхождении представлений об условиях и содержании деятельности и реальном ее протекании.В кризисе юности молодые люди сталкиваются с кризисом смысла жизни.

Центральной проблемой становится нахождение молодым человеком индивидуального (отношение к своей культуре,к социальной реальности,к своему времени),авторство в становлении своих способностей,в определении своего собственного взгляда на жизнь.В юности происходит овладение профессией,создание своей семьи,выбор своего стиля и своего места в жизни.

Кризис 30лет:

Выражается в изменении представлений о своей жизни,иногда утрате интереса к тому,что раньше было в ней главным,в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни.Иногда происходит пересмотр собственной личности,приводящий к переоценке ценностей.Это означает,что жизненный замысел оказался неверным,что может привести к перемене профессии,уклада семейной жизни,к пересмотру своих отношений с окружающими людьми.Кризис 30лет нередко называют кризисом смысла жизни,в целом он знаменует переход от молодости к зрелости.Смысл - это то,что связывает цель и стоящий за ней мотив,это отношение цели к мотиву.

Проблема смысла возникает тогда,когда цель не соответствует мотиву,кода ее достижение не приводит к достижению предмета потребности,т.е.когда цель была поставлена неверно.

Кризис 40лет:

Существует мнение,что средний возраст является временем тревоги депрессии,стресса и кризисов.Наблюдается осознание расхождения между мечтами,целями и действительностью.Человек оказывается перед необходимостью пересмотра своих замыслов и соотнесения их с оставшейся частью жизни.Главные проблемы кризиса среднего возраста:убывание физических сил и привлекательности,сексуальность,ригидность.Исследователи видят причину кризиса взрослости в осознании человеком расхождения между своими мечтами,жизненными планами и ходом их осуществления.

Современные исследования показали,что в зрелые годы у многих людей наблюдается такое психологическое явление,как кризис идентичности.Под идентичностью понимается некая нетождественность человека самому себе,его неспособность определить,кто он такой,каковы его цели и жизненные перспективы,кем он является в глазах окружающих,какое место занимает в определенной социальной сфере,в обществе и т.д.

Кризис ухода на пенсию:

В поздней зрелости проявляется кризис ухода на пенсию.Сказывается нарушение режима и уклада жизни.Наблюдается невостребованность принести пользу людям,ухудшается общее здоровье,снижается уровень некоторых психических функций профессиональной памяти,творческого воображения,зачастую ухудшается и материальное положение.Кризис может осложниться утратой близких.Основная причина психологических переживаний в поздней старости состоит в противоречии психологических духовных и биологических возможностей человека.

22) Новорожденность (0 2(3)месяца)

Новообразования:К концу 1месяца жизни появляются первые условные рефлексы.Новообразование периода новорожденности – комплекс оживления,т.е.первая специфическая реакция ребенка на человека.«Комплекс оживления» проходит 3стадии: 1)улыбка; 2)улыбка +гуление; 3)улыбка +вокализация +двигательное оживление (к 3месяцам).

Появление зрительного и слухового сосредоточения.Потребность в общении с взрослым складывается в период новорожденности под влиянием активных обращений и воздействий взрослого.

Возникновение индивидуальной психической жизни ребенка.Проявляется комплекс оживления в потребности общения с взрослыми [В.С.Мухина];потребность во впечатлениях [Л.И.Божович].

Центральным новообразованием новорожденности является появление индивидуальной психической жизни ребенка,при этом характерны преобладание нерасчлененных переживаний и отсутствие выделения себя из среды.Все впечатления новорожденный переживает как субъективные состояния.

Социальная ситуация развития:Полная биологическая зависимость от матери.

Ведущая деятельность:Эмоциональное общение со взрослым (мамой).

Кризис новорожденности – это непосредственно процесс рождения.Психологи считают его тяжелым и переломным моментом в жизни ребенка.Причины этого кризиса следующие:

1) физиологические.Ребенок,рождаясь,физически отделяется от матери,что уже является травмой,а в дополнение к этому попадает в совершенно другие условия (холод,воздушная среда,яркая освещенность,необходимость смены питания);

2) психологические.Отделяясь от матери,ребенок перестает ощущать ее тепло,что ведет к появлению чувства незащищенности и тревоги.

Психика новорожденного ребенка располагает набором врожденных безусловных рефлексов,которые помогают ему в первые часы жизни.К ним относятся сосательный,дыхательный,защитный,ориентировочный,хватательный («цеплятельный»)рефлексы.Последний рефлекс достался нам от предков-животных,но,будучи не особенно нужным,он вскоре исчезает.

Период новорожденности считается временем адаптации к новым условиям жизни:постепенно увеличивается время бодрствования;развивается зрительное и слуховое сосредоточение,т.е.возможность сосредоточиться на зрительном и слуховом сигналах;развиваются первые сочетательные и условные рефлексы,например на положение при кормлении.Идет развитие сенсорных процессов – зрения,слуха,осязания,причем оно происходит значительно быстрее,чем развитие моторики.

23 вопрос .Младенчество(0-1год)

Социальная ситуация развития на первом году жизни складывается из 2моментов.

Во-первых,младенец даже биологически – беспомощное существо.Самостоятельно он оказывается не в состоянии удовлетворить даже базовые жизненные потребности.Жизнь младенца целиком и полностью зависит от ухаживающего за ним взрослого:питание,перемещение в пространстве,даже переворачивание с боку на бок осуществляется не иначе,как с помощью взрослого.Такая опосредованность позволяет считать ребенка максимально социальным существом – его отношение к действительности изначально социально.

Во-вторых,будучи вплетенным в социальное,ребенок лишен основного средства общения – речи.Всей организацией жизни ребенок принужден к максимальному общению со взрослым,но это общение своеобразное – бессловесное.

В противоречии между максимальной социальностью и минимальными возможностями общения заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте.

Грудной возраст (первые два месяца)характеризуется полной беспомощностью и зависимостью младенца от взрослых.Он имеет:зрительные,слуховые,вкусовые,обонятельные ощущения;сосательный рефлекс.

Со 2-го месяца появляется способность различать цвета,единый образ лица и голоса матери (восприятие человеческого облика).Младенец умеет держать голову,может сосредоточиться,услышав речь взрослых.

На этом этапе жизни возникает комплекс оживления (при виде матери ребенок улыбается,оживляется,двигается).

На каждом этапе младенчества появляются свои особенности:

♦ 3-й месяц жизни:формируются хватательные движения;распознаются формы предметов.

♦ 4-й месяц:предметы узнаются младенцем;он совершает намеренные действия (берет,трясет игрушку),сидит,если есть поддержка;повторяет простые слоги;различает интонацию высказываний взрослых.

♦ 5-6 месяцев:следит за чужими действиями;координирует свои движения.

♦ 7-8 месяцев:ребенок запоминает образ предмета,активно ищет исчезнувший предмет;формируется фонематический слух;он садится самостоятельно,стоит,если его поддерживают,ползает.Появляются разнообразные чувства:страх,отвращение,радость и т.п.Возникают речевые звуки как средство эмоционального общения и воздействия на взрослых (лепет);малыш связывает воспринимаемый предмет с его именем/названием:поворачивает голову к называемому предмету,хватает его.

♦ 9-10 месяцев:ребенок устанавливает связь между предметами,устраняет барьеры,препятствия,мешающие достижению цели;стоит сам,ползает;ассоциативная память достаточно прочная:узнает предметы по их частям;предметное общение со взрослыми - в ответ на называние теми какого-либо предмета ребенок берет его и протягивает взрослому.

♦ 11-12 месяцев:понимание слов людей и команд;появление первых осмысленных слов;умение ходить;овладение способами воздействия на взрослых;случайное открытие новых возможностей достичь цели;развитие наглядно-действенного мышления,исследование предметов.

♦ Развитие речи и развитие мышления идут обособленно.Складывается базовое доверие или недоверие к миру (в зависимости от условий жизни и поведения матери).

Новообразования:ходьба как физическое выражение самостоятельности ребенка,появление первого слова как средства эмоциональной ситуативной речи.

Кризис одного года :

Развитие ходьбы.Ходьба - основное средство передвижения в пространстве,основное новообразование младенческого возраста,знаменующее собой разрыв старой ситуации развития.

Появление первого слова:ребенок узнает,что каждая вещь имеет свое название,увеличение словаря ребенка,направление развития речи идет от пассивного к активному.0

У ребенка возникают первые акты протеста,противопоставления себя другим,так называемые гипобулические реакции,которые особенно выявляются,когда ребенку в чем-то отказано (кричит,падает на пол,отталкивает взрослых и т.п.).

В младенческом возрасте «...автономной речью,практическими действиями,негативизмом,капризами ребенок обособляется от взрослых настаивает на своей самости».

24. Возрастные характеристики детства : возраст ные рамки,социальная ситуация,ввд,новообразования,кризис

Раннее детство 1-3года

ССР:семья ребенка с сохранением позиций мамы

ВВД:Предметно-манипулятивная деятельность:

а)соотносящая(матрешки,пиримидки)

б)орудийная (посудка,машинки)

Ноовобразования:

Формирование мелкой моторики,совершенствоание крупной моторики

Формирование восприятия,которое играет главную роль среди всех психических процессов

Память,внимание -непроизвольная,механическая,двигательная

Мышление -наглядно-действенное

Развитие речи!этот период сенситивен для развития речи (1,5 - 3тыс.слов)

Появление сознания (Я сам!)

Кризис 3х лет:

Негативизм

Бунт против значимого взрослого

Агрессия

Стремление к самостоятельности



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!