Смотреть что такое "Гаспаров, Михаил Леонович" в других словарях.

- (р. 1935) российский литературовед и переводчик, академик РАН (1992). Основные труды по классической филологии и стиховедению. Переводы античных поэтов и баснописцев. Государственная премия Российской Федерации (1994) … Большой Энциклопедический словарь

- (р. 1935), российский литературовед, переводчик, культуролог, академик РАН (1992). Основные труды по классической филологии и стиховедению. Переводы античных поэтов и баснописцев. Государственная премия Российской Федерации (1994). * * * ГАСПАРОВ … Энциклопедический словарь

- … Википедия

Академик Михаил Гаспаров Михаил Леонович Гаспаров (13 апреля 1935 7 ноября 2005) российский литературовед и филолог классик, академик РАН. Автор фундаментальных работ о русском и европейском стихе. Переводчик античной, средневековой и новой… … Википедия

Михаил Леонович (род. 1935), литературовед и переводчик, академик РАН (1992). Осн. труды по классической филологии и стиховедению. Переводчик античных поэтов и баснописцев. Государственная премия Российской Федерации (1994). Источник:… … Русская история

- (арм. Գասպարով) армянская фамилия. Образована от армянской фамилии Гаспарян с русским окончанием ов. Известные носители: Гаспаров, Михаил Леонович (1935 2005) российский литературовед и филолог классик Гаспаров, Самвел Владимирович (р. 1938)… … Википедия

Гаспаров М. Л. - ГАСПÁРОВ Михаил Леонович (р. 1935), литературовед и переводчик, акад. РАН (1992). Осн. тр. по классич. филологии и стиховедению. Переводчик антич. поэтов и баснописцев. Гос. пр. Рос. Федерации (1994) … Биографический словарь

Mikhail Gasparov - Mikhail Leonovich Gasparov in 1995 Mikhail Leonovich Gasparov (Russian: Михаил Леонович Гаспаров, April 13, 1935, Moscow – November 7, 2005, Moscow) was a Russian philologist and translator, renowned for his studies in classical philology and the … Wikipedia

Полный список действительных членов Академии наук (Петербургской Академии наук, Императорской Академии наук, Императорской Санкт Петербургской Академии Наук, Академии наук СССР, Российской академии наук). # А Б В Г Д Е Ё Ж З … Википедия

Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия

Книги

  • М. Л. Гаспаров. Избранные труды. Том 4 Лингвистика стиха; Анализы и интерпретации , Гаспаров Михаил Леонович. После выхода в 1997 г. трехтомника Избранных трудов известного ученого, академика М. Л. Гаспарова: О поэтах, О стихах, О стихе - до его смерти в 2005 г. им было написано много новых работ,…
  • История мировой культуры , Гаспаров Михаил Леонович. Михаил Леонович Гаспаров (1935-2005) - выдающийся отечественный литературовед и филолог-классик, переводчик, стиховед. Академик, доктор филологических наук. В настоящееиздание вошло…

7 ноября 7 лет назад скончался выдающийся филолог и философ Михаил Леонович Гаспаров. В память о нем эта публикация.

Я - человек. Считается, что уже поэтому я - личность. Если я - личность, то какие я чувствую за собой права? Никаких. Я не сам себя создал, и Господь Бог не трудился надо мной, как над Адамом. Меня создало общество - пусть даже это были только два человека из общества, отец и мать. Зачем меня создало общество? Чтобы посмотреть, что из меня получится. Если то, что ему на пользу - хорошо, пусть я продолжаю существовать. Если нет - тогда в переплавку, в большую ложку Пуговичника из «Пер Гюнта».

Почему я не чувствую за собой права на существование? Потому что мне достаточно представить себя на необитаемом острове - в одиночку, как самодовлеющую личность. Выживу ли я? От силыдва-тридня. Голод, холод, хищные звери, ядовитые травы - нет, единственное мое заведомое личное право - умирать с голоду. Все остальные права - дареные. (Триста лет назад, когда общество еще не было таким дифференцированным, может быть, выжил бы. И Дефо написал бы с меня «Робинзона Крузо», изрядно идеализировав. Но времена робинзонов, которые будто бы сами творят цивилизацию (а не она - их), давно прошли. Кстати, Робинзон с Пятницей - кто они были: нация? народ? этнос? с этническим большинством и этническим меньшинством?)

Есть марксистское положение: личность - это точка пересечения общественных отношений. Когда я говорил вслух, что ощущаю себя именно так, то даже в самые догматические времена собеседники смотрели на меня как на ненормального. А я говорил правду. Я зримо вижу черное ночное небо, по которому, как прожекторные лучи, движутся светлые спицы социальных отношений. Вот несколько лучей скрестились - это возникла личность, может быть - я. Вот они разошлись - и меня больше н

Что я делаю там, в той точке, где скрещиваются лучи? То, что делает переключатель на стыке проводов. Вототкуда-то(от единомышленника к единомышленнику) послана научная концепция - протянулось социальное отношение. Вот междукакими-тоединомышленниками протянулась другая, третья, десятая. Они пересеклись на мне: я с ними познакомился. Я согласовываю в них то, что можно согласовать, выделяю более приемлемое и менее приемлемое, меняю то, что нуждается в замене, добавляю то, что мой опыт социальных отношений мне дал, а моим предшественникам не мог дать; наконец, подчеркиваю те вопросы, на которые я так и не нашел удовлетворительного ответа. Это мое так называемое «научное творчество». (Я филолог - я приучен ссылаться на источники всего, что есть во мне.) Появляется новая концепция, новое социальное отношение, луч, который начинает шарить по небу и искать единомышленников. Это моя так называемая «писательская и преподавательская деятельность».

Где здесь место для прав личности? Я его не вижу. Вижу не права, а только обязанность, и притом одну: понимать. Человек - это орган понимания в системе природы. Если я не могу или не хочу понимать те социальные отношения, которые скрещиваются во мне, чтобы я их передал дальше, переработав или не переработав, то грош мне цена, и чем скорее расформируют мою так называемую личность, тем лучше. Впрочем, пожалуй, одно право за собой я чувствую: право на информацию. Если вместо десяти научных концепций во мне перекрестятся пять, а остальные будут перекрыты, то результат будет гораздо хуже (для общества же). Вероятно, общество само этогопочему-либохотело; но это не отменяет моего права искать как можно более полной информации.

Я уже три раза употребил слово «единомышленник». Это очень ответственное слово, от его понимания зависит все лучшее и все худшее в том вопросе, который перед нами. Поэтому задержимся.

Человек одинок. Личность от личности отгорожена стенами взаимонепонимания такой толщины (или провалами такой глубины), что любые национальные или классовые барьеры по сравнению с этим - пустячная мелочь. Но именно поэтому люди с таким навязчивым пристрастием останавливают внимание на этой пустячной мелочи. Каждому хочется почувствовать себя ближе к соседу - и каждому кажется, что для этого лучшее средство отмежеваться от другого соседа. Когда двое считают, что любят друг друга, они не только смотрят друг на друга, они еще следят, чтобы партнер не смотрел ни на кого другого (а если смотрел бы, то только с мыслью «а моя (мой)все-такилучше»). Семья, дружеский круг, дворовая компания, рабочий коллектив, жители одной деревни, люди одних занятий или одного достатка, носители одного языка, верующие одной веры, граждане одного государства - разве не одинаково работает этот психологический механизм? Всюду смысл один: «Самые лучшие это мы», Еще Владимир Соловьев (и, наверное, не он первый) определил патриотизм как национальный эгоизм.

Ради иллюзии взаимопонимания мы изо всех сил крепим реальность взаимонепонимания - как будто она и так не крепка сверх моготы! При этом чем шире охват новой сверхкитайской стены, тем легче достигается цель. Иллюзия единомыслия в семье или в дружбе просуществует не очень долго - на каждом шагу она будет спотыкаться о самые бытовые факты. А вот иллюзия классового единомыслия или национального единомыслия - какие триумфы они справляли хотя бы за последние два столетия! При этом природа не терпит пустоты: стоило увянуть мифу классовому, как мгновенно расцветает миф националистический. Я чувствую угрызения совести, когда пишу об этом. По паспорту я русский, а по прописке москвич, поэтому я - «этническое большинство», мне легко из прекрасного далека учить взаимопониманию тех, кто не знает, завтра или послезавтра настигнет их очередная ночь длинных ножей. Простите меня, читающие.

У личности нет прав - во всяком случае, тех, о которых кричат при постройке новых взаимоотношений. У личности есть обязанность - понимать. Прежде всего понимать своего ближнего. Разбирать по камушку ту толщу, которая разделяет нас каждого с каждым. Это работа трудная, долгая и - что горше всего - никогда не достигающая конца. «Это стихотворение хорошее». - «Нет, плохое». - «Хорошеепотому-то,потому-тои потому-то».(Читатель, а вы всегда сможете назвать эти«потому-то»?) -«Нет, потому что…» и т.д. Наступает момент, когда после всех «потому что» приходится сказать: «Оно больше похоже на Суркова, чем на Мандельштама, а я больше люблю Мандельштама». - «А я наоборот». И на этом спору конец: все доказуемое доказано, мы дошли до недоказуемых постулатов вкуса. Стали собеседники единомышленниками? Нет. А стали лучше понимать друг друга? Думаю, что да, Потому что начали - и, что очень важно, кончили - спор именно там, где это возможно. (Читатель, согласитесь, что чаще всего мы начинаем спор именно с того рубежа, где пора его прекращать. А ведь, до этого рубежа нужно сперва дойти.) Я нарочно взял для примера спор о вкусе, потому что он безобиднее. Но совершенно таков же будет и спор о вере. Кончится он всегда недоказуемыми постулатами: «Верю, ибо верю». А что постулаты всех вер для нас, людей, равноправны - нам давно сказала притча Натана Мудрого.

Если такие споры никогда или почти никогда не приводят к полному единомыслию, то зачем они нужны? Затем, что они учат нас понимать язык друг друга. Сколько личностей, столько и языков, хотя слова в них сплошь и рядом одни и те же. Разбирая толстую стену взаимопонимания по камушку с двух сторон, мы учимся понимать язык соседа - говорить и думать, как он. Чувство собственного достоинства начинается тогда, когда ты растворяешься в другом, не боясь утратить собственную «самость». Почему Рим победил Грецию, хотя греческая культура была выше? Один историк отвечает: потому что римляне не гнушались учиться греческому языку, а греки латинскому - гнушались. Поэтому при переговорах римляне понимали греков без переводчика, а греки римлян - только с переводчиком. Что из этого вышло, мы знаем.

Сколько у вас бывает разговоров в день - хотя бы мимоходных, пятиминутных? Пятьдесят, сто? Ведите их всякий раз так, будто собеседник - неведомая душа, которую еще нужно понять. Ведь даже ваша жена сегодня не такая, как вчера. И тогда разговоры с людьми действительно других языков, вер и наций станут для вас возможнее и успешнее.

И последнее: чтобы научиться понимать, каждый должен говорить только за себя, а не отчьего-либообщего лица. Когда в гражданскую войну к коктебельскому дому Максимилиана Волошина подходила толпа, то он выходил навстречу один и говорил: «Пусть говориткто-нибудьодин - со многими я не могу». И разговор кончался мирно.

Нас очень долго учили бороться зачто-то:где-тоскрыто готовое общее счастье, но его сторожит враг, - одолеем его, и откроется рай. Это длилось не семьдесят лет, а несколько тысячелетий. Образ врага хорошо сплачивал отдельные народы и безнадежно раскалывал цельное человечество. Теперь мы дожили до времени, когда всем уже, кажется, ясно: нужно не бороться, а делать общее дело - человеческую цивилизацию: иначе мы не выживем. А для этого нужно понимать друг друга.

Я написал только о том, что доступно каждому. А что должно делать государство, чтобы всем при этом стало легче, я не знаю. Я не государственный человек.

Дискуссия в журнале Дружба народов , публикуется по изданию М.Л. Гаспаров. Филология как нравственность. М., 2012

"Занимательная Греция" - своеобразная энциклопедия древнегреческой культуры, которая была тем зерном, из которого выросла вся новоевропейская и русская культура. В шести частях книги (с IX по II вв. до н. э.) рассматриваются и политика, и быт, и военное искусство, и философия, и театр, и поэзия - все в неразрывной связи друг с другом и с эпохой.

Михаил Леонович Гаспаров (1935-2005) - филолог-классик, литературовед, историк античной литературы и русской поэзии, переводчик античной, средневековой и новой поэзии и прозы. "Занимательная Греция" - своеобразная энциклопедия древнегреческой культуры, в шести частях этой увлекательной книги (с IX по 11 в.

М.: Новое литературное обозрение, 2001
Михаил Леонович Гаспаров - крупнейший отечественный филолог, литературовед, переводчик, член-корреспондент Российской Академии наук, лауреат Государственной премии России (1995), автор многочисленных трудов по античной литературе, поэтике и стиховедению. Широко известны его работы "Античная литературная басня" (1971), "Современный русский стих. Метрика и ритмика" (1974) и др.

В книге представлены избранные статьи Михаила Леоновича Гаспарова.
В этом сборнике три раздела. В первый, "О стихе", включено несколько статей о предметах, мало разработанных в нашем стиховедении, или о предметах, выходящих за пределы стиховедения в общую поэтику и лингвистику. Второй раздел, "О стихах", - это прежде всего упражнения по монографическому анализу отдельных стихотворений; жанр, модный в недавнее время.

У римлян не было такого обилия мифологических легенд, как у греков. Зато у них было очень много исторических легенд о героическом прошлом своего народа. Как всякий грек с детства слышал рассказы о Геракле, Эдипе, Тесее, Ахилле, так всякий римлянин - о Горациях и Куриациях, благородной Лукреции и бесстрашном Муции Сцеволе, о Фабриции и Катоне.

До сих пор труд Геродота считался только источником исторических сведений, однако академик М. Л. Гаспаров утверждает, что Геродот интересен, в первую очередь, как писатель. Стремясь устранить недостатки ранее существовавших русских переводов, Гаспаров предлагает читателям не перевод, а пересказ, рассчитанный на восприятие читателя-неспециалиста.

ГАСПАРОВ Михаил Леонович (13.4.1935, Москва - 7.11.2005, там же), российский филолог, литературовед, переводчик, академик РАН (1992). Окончил классическое отделение филологического факультета МГУ (1957). В 1957-90 годах работал в ИМЛИ Академии Наук (сектор античной литературы), с 1990 - в Институте русского языка Академии Наук (сектор стилистики и языка художественной литературы), а также (с 1992) - в Институте высших гуманитарных исследований при РГГУ. Печатался с 1958 года.

Гаспаров - автор работ по стиховедению, поэтике, риторике, теории перевода, истории литературы (прежде всего латинской поэзии и русской поэзии начала 20 века). Опираясь на статистические методы и развивая традиции «точного литературоведения» (в частности, идеи Б. И. Ярхо), Гаспаров впервые дал систематическое описание истории русского стихосложения, а также представил обзор истории европейского стиха, показав взаимосвязь и взаимовлияние восходящих к индоевропейской силлабике национальных систем стихосложения. Продолжением этих исследований стали работы по лингвистике стиха - новой области филологии, которая устанавливает связь между формой стиха (членением текста на строки, ритмом и рифмой) и другими уровнями произведения (фонетикой, грамматикой, стилистикой, семантикой) и выявляет ритмико-синтаксическое и рифмо-синтаксическое клише в поэтическом тексте. Переводчик произведений античной, средневековой и новоевропейской литературы (Эзоп, Пиндар, Федр, Диоген Лаэртский, Овидий, Гораций, «Поэтика» Аристотеля, Цицерон, Светоний, Авсоний, поэзия вагантов, Дж. Донн, Г. Гейм и др.), Гаспаров стремился к максимальной точности передачи смысла, ради которого нередко отказывался (в поэтических переводах) от рифмы, воспроизведения ритмики и строфики оригинала в пользу верлибра (например, «Неистовый Роланд» Л. Ариосто, конспективные переводы-пересказы, в том числе из русской поэзии). Комментарии и вступительные статьи Гаспарова, часто сопровождавшие его переводы, вписывали произведение и автора в контекст исторической эпохи и культурной традиции. Среди последних крупных работ Гаспарова - комментарий к сочинениям О. Э. Мандельштама (2001). Труды Гаспарова переведены на многие языки. Государственная премия Российской Федерации (1994).

Соч.: Античная литературная басня (Федр и Бабрий). М., 1971; Современное русское стихотворение. Метрика и ритмика. М., 1974; Занимательная Греция: рассказы о древнегреческой культуре. М., 1995; Избранные статьи. М., 1995; О. Мандельштам: гражданская лирика 1937 г. М., 1996; Избр. труды. М., 1997. Т. 1-3; Метр и смысл: Об одном из механизмов культурной памяти. М., 1999; Очерк истории русского стиха: Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. 2-е изд. М., 2000; Записи и выписки. М., 2001; Очерк истории европейского стиха. 2-е изд. М., 2003; Экспериментальные переводы. СПб., 2003; Русский стих начала XX в. в комментариях. 3-е изд. М., 2004; Статьи о лингвистике стиха. М., 2004 (совместно с Т. В. Скулачевой).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!