Смотреть что такое "Лопухин, Иван Владимирович" в других словарях. Последние годы тайного советника

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Иван Владимирович Лопухин
210px
Художник Д. Г. Левицкий , 1802 год.
Третьяковская галерея
Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Псевдонимы:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Полное имя

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:
Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:
Гражданство (подданство):

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:

писатель, государственный деятель

Годы творчества:

с Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). по Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Направление:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Жанр:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Язык произведений:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дебют:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ива́н Влади́мирович Лопухи́н (24 февраля (6 марта) 1756, село Воскресенское (Ретяжи) Кромского уезда Орловской губернии - 22 июня (4 июля) 1816, там же) - русский философ, публицист, мемуарист, издатель, один из виднейших представителей русского масонства . Действительный тайный советник (1807), сенатор .

Биография

Происходил из старинного дворянского рода Лопухиных . Сын генерал-поручика Владимира Ивановича Лопухина (1703-1797) и Евдокии Ильиничны Исаевой (1717-1774), дочери вице-президента Коммерц-коллегии Ильи Ивановича Исаева .

В 1756 году, с младенчества, был записан в гвардию унтер-офицером.

В 1775 году он - прапорщик Преображенского полка. В 1782 году произведён в полковники и перешёл на статскую службу - советником, а затем председателем Московской губернской уголовной палаты. В это время, быстро преодолев увлечение вольнодумством , после прочтения книг Луи Клод де Сен-Мартена «О Заблуждениях и об Истине» и Арндта «Об истинном христианстве», он вступил в орден мартинистов .

В 1785 года в чине статского советника уходит в отставку. В судейскую практику внес новый взгляд на исправительное значение наказаний и боролся за их умеренное применение, являясь противником смертной казни. Выступал за смягчение закона о религиозных преследованиях . Снисходительность приговоров уголовной палаты и принадлежность её председателя к мартинистам вызывала возмущение московского главнокомандующего Я.А. Брюса , с которым у него появились разногласия.

В 1792 году начались преследования масонов со стороны правительства. Были закрыты типография и магазины, лидеры были частью арестованы и заключены в крепость, частью сосланы в деревни. Лопухину, памятуя о заслугах его больного девяностолетнего отца, в качестве наказания определили ссылку в родовом имении Савинское, конфисковав значительную часть имущества, и все-таки затем оставили в Москве под строгим гласным и негласным наблюдением.

Юнгов остров

Как слит с прохладою растений фимиам,
Как сладко в тишине у брега струй плесканъе,
Как тихо веянье эфира по волнам
И гибкой ивы трепетанье...

Оценки личности

Известный в своё время литератор А. Ф. Воейков говорил о нем: «Иван Владимирович Лопухин принадлежит к тем людям, коих память воскрешает в душе сладкое и тихое чувство умиления любви, а не удивление страха. Имя его произносится с благословением, с признательностью, со слезами. Он всему на свете предпочитал добродетель; его жизнь - непрерывная цепь благотворений».

Известный историк В. О. Ключевский так охарактеризовал И. В. Лопухина: «С умом прямым, немного жестким и даже строптивым, но мягкосердечный и человеколюбивый, с тонким нравственным чувством, отвечающим мягкому и тонкому складу его продолговатого лица, вечно сосредоточенный в работе над самим собой, он упорным упражнением умел лучшие и редкие движения души человеческой переработать в простые привычки или ежедневные потребности своего сердца».

Напишите отзыв о статье "Лопухин, Иван Владимирович"

Комментарии

Примечания

Литература

  • Лопухин, Иван Владимирович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • . - Лондон, 1860.
  • Суровцев А. Г. Иван Владимирович Лопухин. Его масонская и государственная деятельность: Биографический очерк. СПб.: Изд. Петерб. учеб. маг., 1901. 124 с.
  • Сухарева О. В. Кто был кто в России от Петра I до Павла I. - М .: АСТ , Астрель , Люкс, 2005. - 704 с. - 5 000 экз. - ISBN 5-17-023261-6, ISBN 5-271-10328-5, ISBN 5-9660-0476-5. (в пер.)

Отрывок, характеризующий Лопухин, Иван Владимирович

– Как часто они погибали – потомки? Оставался ли кто-нибудь живой и проживал свою жизнь до конца? Помогали ли вы им, Север? Помогала ли им Мэтэора?.. – я буквально засыпала его градом вопросов, не в состоянии остановить своё сгорающее любопытство.
Север на мгновение задумался, потом печально произнёс:
– Мы пытались помочь... но многие из них этого не желали. Думаю, весть об отце, отдавшем своего сына на погибель, веками жила в их сердцах, не прощая нас, и не забывая. Боль может оказаться жестокой, Изидора. Она не прощает ошибок. Особенно тех, которые невозможно исправить...
– Знал ли ты кого-то ещё из этих дивных потомков, Север?
– Ну, конечно же, Изидора! Мы знали всех, только далеко не всех доводилось увидеть. Некоторых, думаю, знала и ты. Но разрешишь ли сперва закончить про Светодара? Его судьба оказалась сложной и странной. Тебе интересно будет о ней узнать? – Я лишь кивнула, и Север продолжил... – После рождения его чудной дочурки, Светодар решился, наконец, исполнить желание Радана... Помнишь, умирая, Радан просил его пойти к Богам?
– Да, но разве это было серьёзно?!.. К каким «богам» он мог его посылать? На Земле ведь давно уже нет живущих Богов!..
– Ты не совсем права, мой друг... Может это и не совсем то, что люди подразумевают под Богами, но на Земле всегда находится кто-то из тех, кто временно занимает их место. Кто наблюдает, чтобы Земля не подошла к обрыву, и не пришёл бы жизни на ней страшный и преждевременный конец. Мир ещё не родился, Изидора, ты знаешь это. Земле ещё нужна постоянная помощь. Но люди не должны об этом ведать... Они должны выбираться сами. Иначе помощь принесёт только лишь вред. Поэтому, Радан не был так уж неправ, посылая Светодара к тем, кто наблюдает. Он знал, что к нам Светодар никогда не пойдёт. Вот и пытался спасти его, оградить от несчастья. Светодар ведь был прямым потомком Радомира, его первенцем-сыном. Он был самым опасным из всех, потому что был самым близким. И если б его убили, никогда уже не продолжился бы этот чудесный и светлый Род.
Простившись со своей милой, ласковой Маргаритой, и покачав в последний раз маленькую Марию, Светодар отправился в очень далёкий и непростой путь... В незнакомую северную страну, туда, где жил тот, к кому посылал его Радан. И звали которого – Странником...
Пройдёт ещё очень много лет перед тем, как Светодар вернётся домой. Вернётся, чтобы погибнуть... Но он проживёт полную и яркую Жизнь... Обретёт Знание и Понимание мира. Найдёт то, за чем так долго и упорно шёл...
Я покажу тебе их, Изидора... Покажу то, что ещё никогда и никому не показывал.
Вокруг повеяло холодом и простором, будто я неожиданно окунулась в вечность... Ощущение было непривычным и странным – от него в то же время веяло радостью и тревогой... Я казалась себе маленькой и ничтожной, будто кто-то мудрый и огромный в тот момент наблюдал за мною, стараясь понять, кто же это посмел потревожить его покой. Но скоро это ощущение исчезло, и осталась лишь большая и глубокая, «тёплая» тишина...
На изумрудной, бескрайней поляне, скрестив ноги, друг против друга сидели два человека... Они сидели, закрыв глаза, не произнося ни слова. И всё же, было понятно – они говорили...
Я поняла – говорили их мысли... Сердце бешено колотилось, будто желая выскочить!.. Постаравшись как-то собраться и успокоится, чтобы никоим образом не помешать этим собранным, ушедшим в свой загадочный мир людям, я наблюдала за ними затаив дыхание, стараясь запомнить в душе их образы, ибо знала – такое не повторится. Кроме Севера, никто уже не покажет мне более то, что было так тесно связанно с нашим прошлым, с нашей страдающей, но не сдающейся Землёй...
Один из сидящих выглядел очень знакомо, и, конечно же, хорошенько к нему присмотревшись, я тут же узнала Светодара... Он почти что не изменился, только волосы стали короче. Но лицо оставалось почти таким же молодым и свежим, как в тот день, когда он покидал Монтсегур... Второй же был тоже относительно молодым и очень высоким (что было видно даже сидя). Его длинные, белые, запорошенные «инеем» волосы, ниспадали на широкие плечи, светясь под лучами солнца чистым серебром. Цвет этот был очень для нас необычным – будто ненастоящим... Но больше всего поражали его глаза – глубокие, мудрые и очень большие, они сияли таким же чистым серебристым светом... Будто кто-то щедрой рукой в них рассыпал мириады серебряных звёзд... Лицо незнакомца было жёстким и в то же время добрым, собранным и отрешённым, будто одновременно он проживал не только нашу, Земную, но и какую-то ещё другую, чужую жизнь...
Если я правильно понимала, это и был именно тот, которого Север называл Странником. Тот, кто наблюдал...
Одеты оба были в бело-красные длинные одежды, подпоясанные толстым, витым, красным шнуром. Мир вокруг этой необычной пары плавно колыхался, меняя свои очертания, будто сидели они в каком-то закрытом колеблющемся пространстве, доступном только лишь им двоим. Воздух кругом стоял благоухающий и прохладный, пахло лесными травами, елями и малиной... Лёгкий, изредка пробегавший ветерок, нежно ласкал сочную высокую траву, оставляя в ней запахи далёкой сирени, свежего молока и кедровых шишек... Земля здесь была такой удивительно безопасной, чистой и доброй, словно её не касались мирские тревоги, не проникала в неё людская злоба, словно и не ступал туда лживый, изменчивый человек...
Двое беседующих поднялись и, улыбаясь друг другу, начали прощаться. Первым заговорил Светодар.
– Благодарю тебя, Странник... Низкий тебе поклон. Я уже не смогу вернуться, ты знаешь. Я ухожу домой. Но я запомнил твои уроки и передам другим. Ты всегда будешь жить в моей памяти, как и в моём сердце. Прощай.
– Иди, с миром, сын светлых людей – Светодар. Я рад, что встретил тебя. И печален, что прощаюсь с тобой... Я даровал тебе всё, что ты в силах был постичь... И что ты в силах отдать другим. Но это не значит, что люди захотят принять то, что ты захочешь им поведать. Запомни, знающий, человек сам отвечает за свой выбор. Не боги, не судьба – только сам человек! И пока он этого не поймёт – Земля не станет меняться, не станет лучше... Лёгкого тебе пути домой, посвящённый. Да хранит тебя твоя Вера. И да поможет тебе наш Род...
Видение исчезло. А вокруг стало пусто и одиноко. Будто старое тёплое солнце тихо скрылось за чёрную тучу...
– Сколько же времени прошло с того дня, как Светодар ушёл из дома, Север? Я уж было подумала, что он уходил надолго, может даже на всю свою оставшуюся жизнь?..
– А он и пробыл там всю свою жизнь, Изидора. Целых шесть долгих десятков лет.
– Но он выглядит совсем молодым?! Значит, он также сумел жить долго, не старея? Он знал старый секрет? Или это научил его Странник?
– Этого я не могу сказать тебе, мой друг, ибо не ведаю. Но я знаю другое – Светодар не успел научить тому, чему годами учил его Странник – ему не позволили... Но он успел увидеть продолжение своего чудесного Рода – маленького праправнука. Успел наречь его настоящим именем. Это дало Светодару редкую возможность – умереть счастливым... Иногда даже такого хватает, чтобы жизнь не казалась напрасной, не правда ли, Изидора?
– И опять – судьба выбирает лучших!.. Зачем же надо было ему всю жизнь учиться? За что оставлял он свою жену и дитя, если всё оказалось напрасным? Или в этом имелся какой-то великий смысл, которого я до сих пор не могу постичь, Север?
– Не убивайся напрасно, Изидора. Ты всё прекрасно понимаешь – всмотрись в себя, ибо ответом есть вся твоя жизнь... Ты ведь борешься, прекрасно зная, что не удастся выиграть – не сможешь победить. Но разве ты можешь поступить иначе?.. Человек не может, не имеет права сдаваться, допуская возможность проигрыша. Даже, если это будешь не ты, а кто-то другой, который после твоей смерти зажжётся твоим мужеством и отвагой – это уже не напрасно. Просто земной человек ещё не дорос, чтобы суметь такое осмыслить. Для большинства людей борьба интересна только лишь до тех пор, пока они остаются живыми, но никого из них не интересует, что будет после. Они пока ещё не умеют «жить для потомков», Изидора.
– Это печально, если ты прав, друг мой... Но оно не изменится сегодня. Потому, возвращаясь к старому, можешь ли ты сказать, чем закончилась жизнь Светодара?
Север ласково улыбнулся.
– А ты ведь тоже сильно меняешься, Изидора. Ещё в прошлую нашу встречу, ты бы кинулась уверять меня, что я не прав!.. Ты начала многое понимать, мой друг. Жаль только, что уходишь напрасно... ты ведь можешь несравнимо больше!
Север на мгновение умолк, но почти тут же продолжил.
– После долгих и тяжких лет одиноких скитаний, Светодар наконец-то вернулся домой, в свою любимую Окситанию... где его ожидали горестные, невосполнимые потери.
Давным-давно ушла из жизни его милая нежная жена – Маргарита, так и не дождавшаяся его, чтобы разделить с ним их непростую жизнь... Также не застал он и чудесную внучку Тару, которую подарила им дочь Мария... и правнучку Марию, умершую при рождении его праправнука, всего три года назад явившегося на свет. Слишком много родного было потерянно... Слишком тяжкая ноша давила его, не позволяя радоваться оставшейся жизнью... Посмотри на них, Изидора... Они стоят того, чтобы ты их узнала.
И снова я появилась там, где жили давно умершие, ставшие дорогими моему сердцу люди... Горечь кутала мою душу в саван молчания, не позволяя с ними общаться. Я не могла обратиться к ним, не могла даже сказать, какими мужественными и чудесными они были...

Окситания...

На самой верхушке высокой каменной горы стояло трое человек... Одним из них был Светодар, он выглядел очень печальным. Рядом, опёршись на его руку, стояла очень красивая молодая женщина, а за неё цеплялся маленький белокурый мальчик, прижимавший к груди огромную охапку ярких полевых цветов.
– Кому же ты нарвал так много, Белоярушка? – ласково спросил Светодар.
– Ну, как же?!.. – удивился мальчонка, тут же разделяя букет на три ровных части. – Это вот – мамочке... А это вот милой бабушке Таре, а это – бабушке Марии. Разве не правильно, дедушка?
Светодар не ответил, лишь крепко прижал мальчика к груди. Он был всем, что у него оставалось... этот чудесный ласковый малыш. После умершей при родах правнучки Марии, которой Светодар так никогда и не увидел, у малыша оставалась только тётя Марсилла (стоявшая рядом с ними) и отец, которого Белояр почти не помнил, так как тот всё время где-то воевал.
– А, правда, что ты теперь никогда больше не уйдёшь, дедушка? Правда, что ты останешься со мной и будешь меня учить? Тётя Марсилла говорит, что ты теперь будешь всегда жить только с нами. Это правда, дедушка?
Глазёнки малыша сияли, как яркие звёздочки. Видимо появление откуда-то такого молодого и сильного деда приводило малыша в восторг! Ну, а «дед», печально его обнимая, думал в то время о тех, кого никогда уже не увидит, проживи он на Земле даже сто одиноких лет...

ЛОПУХИН ИВАН ВЛАДИМИРОВИЧ - российский государственный дея-тель, из-да-тель, пе-ре-во-дчик, действительный тайнный советник (1807).

Из ро-да Ло-пу-хи-ных. По-лу-чил до-маш-нее об-ра-зо-ва-ние. Председатель Московской уго-лов-ной па-ла-ты (1784-1785; с 1782 года со-вет-ник па-ла-ты). Вы-сту-пал за уме-рен-ность в на-ка-за-ни-ях, по-ла-гая, что «луч-ше ос-тавить без на-ка-за-ния мно-гих ви-но-ва-тых, не-же-ли од-но-го не-вин-но-го осу-дить», и про-тив смертной каз-ни. По-зи-ция Лопухина ста-ла при-чи-ной его раз-но-гла-сий с московским глав-но-ко-мандующим Я. А. Брю-сом и вы-хо-да Лопухина в от-став-ку.

В конце 1796 годавоз-вра-щён на государственную служ-бу императором Пав-лом I . По-дал ему за-пис-ку в за-щи-ту ста-ро-об-ряд-цев, за-яв-лял о не-об-хо-ди-мо-сти ве-ро-тер-пи-мо-сти по от-но-ше-нию к ним (вклю-че-на в сочинение «Вопль ста-рин-но-го су-дьи, ко-то-ро-го иные на смех на-зы-ва-ют фи-лан-тро-пом…», опубликована в сборнике «Чте-ния в Об-ще-ст-ве ис-то-рии и древ-ностей рос-сий-ских», 1862, кн. 2). В ре-зуль-та-те ряд су-деб-ных дел пе-ре-смот-рен в поль-зу ста-ро-об-ряд-цев. Статс-сек-ре-тарь (декабрь 1796 - январь 1797), уво-лен от долж-но-сти из-за двор-цо-вых ин-триг. Се-на-тор (с 1797 года; в 1813-1816 годы не-при-сут-ст-вую-щий се-на-тор). Осу-ж-дал сло-жив-шую-ся сре-ди се-на-то-ров прак-ти-ку со-гла-шать-ся, как пра-ви-ло, с пред-ло-же-ния-ми министра юс-ти-ции и обер-про-ку-рора, «не об-ре-ме-няя се-бя даль-ней-ши-ми рас-су-ж-де-ния-ми». Участ-во-вал в се-на-тор-ских ре-ви-зи-ях в 1800 году в Ка-зан-ской, Вят-ской и Орен-бург-ской гу-бер-ни-ях (по ито-гам ре-ви-зии боль-шин-ст-во гу-берн-ских чи-нов-ни-ков по-нес-ли на-ка-зание за зло-упот-реб-ле-ния) и в 1801-1802 годах в Сло-бод-ско-Ук-ра-ин-ской губернии, где бла-го-да-ря вме-ша-тель-ст-ву Лопухина смяг-че-но по-ло-же-ние ду-хо-бор-цев. Председатель Ко-мис-сии для раз-ре-ше-ния спо-ров по зем-лям на Крым-ском полуострове (1802-1805). В Се-на-те час-то вы-сту-пал с осо-бы-ми мне-ния-ми по различным во-про-сам, что вы-зы-ва-ло не-до-воль-ст-во министра юс-ти-ции свет-лей-ше-го князя П. В. Ло-пу-хи-на , ко-то-рый, по-ви-ди-мо-му, спо-соб-ст-во-вал пе-ре-во-ду Лопухина из 6-го (уго-лов-но-го) в 8-й (апел-ля-ци-онный) департамент Се-на-та (1807). Во вре-мя Отечественной вой-ны 1812 года Лопухин по-ки-нул Мо-ск-ву од-ним из по-след-них - 30 августа (11 сентября).

В мо-ло-до-сти ув-ле-кал-ся фи-ло-со-фи-ей Про-све-ще-ния (идеями Воль-те-ра, Ж. Ж. Рус-со, П. А. Голь-ба-ха), позд-нее стал от-да-вать пред-поч-те-ние ре-лигиозной мис-ти-ке Л. К. Сен-Мар-те-на, И. Арн-д-та, Э. Юн-га. Сбли-зив-шись в начале 1780-х годов с Н. И. Но-ви-ко-вым , стал чле-ном «Дру-же-ско-го учё-но-го об-ще-ст-ва» (с 1782 года). Ма-сон, ро-зен-крей-цер (по-свя-щён в 1782 году). Для из-да-ния ма-сон-ской литературы в 1783 году от-крыл в Мо-ск-ве свою ти-по-гра-фию (в 1786 году сли-та с Ти-по-гра-фи-чес-кой ком-па-ни-ей). В ней в 1784 году пе-ча-тал ма-сон-ский журнал «Ма-га-зин сво-бод-но-ка-мен-щи-че-ский...» и се-рию «Из-бран-ная биб-лио-те-ка для хри-сти-ан-ско-го чте-ния». В 1792 году, по-сле аре-ста Но-ви-ко-ва, Лопухин под-верг-ся до-про-су и обы-ску, но ос-тав-лен в Мо-ск-ве под на-блю-де-ни-ем, что-бы опе-кать сле-по-го от-ца. Дал сло-во императрице Ека-те-ри-не II пре-кра-тить ма-сон-скую дея-тель-ность.

Сто-рон-ник пие-тиз-ма и квие-тиз-ма. В конце 1780-х - начале 1790-х годов Лопухин обос-но-вы-вал то-ж-де-ст-вен-ность ма-сон-ст-ва и хри-сти-ан-ст-ва: «Не-ко-то-рые чер-ты о внут-рен-ней церк-ви, о еди-ном пу-ти ис-ти-ны и о раз-лич-ных пу-тях за-блу-ж-де-ния и ги-бе-ли…» (1789, опубликовано в 1798 году), «Нра-во-учи-тель-ный ка-те-хи-зис ис-тин-ных франк-ма-со-нов…» (1790, на французском языке). Главная за-да-ча про-по-ве-ди ма-сон-ст-ва как «нау-ки до-б-ра», по оп-ре-де-ле-нию Лопухина, - мо-раль-ное со-вер-шен-ст-во-ва-ние ка-ж-до-го че-ло-ве-ка, путь к ко-то-ро-му ле-жит че-рез са-мо-по-зна-ние. Осу-дил Фран-цуз-скую ре-во-лю-цию XVIII в ека («Из-лия-ние серд-ца, чту-ще-го бла-гость еди-но-на-ча-лия и ужа-саю-ще-го-ся, взи-рая на па-губ-ные пло-ды меч-та-ния ра-вен-ст-ва и буй-ной сво-бо-ды», 1794). Вы-сту-пал про-тив идеи Ж. Ж. Рус-со о при-род-ном ра-вен-ст-ве лю-дей («От-рыв-ки со-чи-не-ния од-но-го ста-рин-но-го су-дьи и его же за-ме-ча-ние на из-вест-ную кни-гу Рус-со-ву "Du contrat social"», 1809). Од-на-ко как по-бор-ник спра-вед-ли-во-сти и лич-ной сво-бо-ды ви-дел в кре-по-ст-ном пра-ве без-ус-лов-ное зло, вме-сте с тем счи-тал его со-хра-не-ние в Рос-сии не-из-беж-ным, а от-ме-ну - «опас-нее са-мо-го на-ше-ст-вия не-при-ятель-ско-го», по-сколь-ку, по мне-нию Лопухина, ос-лаб-ле-ние вла-сти по-ме-щи-ков над кре-сть-я-на-ми при-ве-дёт к кре-сть-ян-ским бун-там. От-стаи-вал иде-ал т. н. внутреннего хри-сти-ан-ст-ва в про-ти-во-вес внеш-не-му со-блю-де-нию пра-вил хри-сти-ан-ской жиз-ни («Не-что для раз-мыш-ле-ния о мо-лит-ве и сущ-но-сти хри-сти-ан-ст-ва», 1814).

Пе-ре-вёл с французского языка по-эму Э. Юн-га «Тор-же-ст-во ве-ры над лю-бо-вию» (1780), трак-тат Ж. Ж. Рус-со «О бла-жен-ст-ве» (1781), про-из-ве-де-ния ди-рек-то-ра Французской ака-де-мии А. Л. То-ма «Речь, го-во-рен-ную в Ака-де-мии фран-цуз-ской при всту-п-ле-нии его в оную» (1782) и «Сло-во по-хваль-ное Мар-ку Ав-ре-лию» (1795, опубликовано в 1801 году), а так-же книги «Ве-ра в Ии-су-са, или Крат-чай-ший путь к Бо-гу» (опубликовано в 1804 году) и др.

В 1792-1796 годы в сво-ей усадь-бе в селе Са-вин-ское Бо-го-род-ско-го уезда Московской губернии (ны-не Щёл-ков-ско-го района Московской области) Лопухин уст-ро-ил «фи-ло-соф-ский» ланд-шафт-ный парк, в ко-то-ром на-хо-ди-лись пан-те-он «Храм друж-бы», по-свя-щён-ный князю Н. В. Реп-ни-ну - дру-гу Лопухина, а так-же па-мят-ни-ки Я. Бё-ме, Ф. Фе-не-ло-ну, Ти-хо-ну За-дон-ско-му, немецкому пи-са-те-лю-мис-ти-ку К. фон Эк-картс-хау-зе-ну, Кон-фу-цию, бюс-ты Со-кра-та, Ж. Ж. Рус-со и др. (ны-не поч-ти все па-мят-ни-ки ут-ра-че-ны); один из ост-ро-вов в пар-ке на-зван Лопухиным в честь Э. Юн-га.

Член Воль-но-го рос-сий-ско-го со-б-ра-ния (с 1781 года), Российского биб-лей-ско-го общества (с 1814 года).

Ав-тор ме-муа-ров (на-пи-са-ны под дик-тов-ку Лопухиным в 1808-1809 годы), ши-ро-ко рас-про-стра-няв-ших-ся в спи-сках (от-рыв-ки опубликованы в журнале «Друг юно-ше-ст-ва», 1812, № 1) и сыг-рав-ших зна-чительную роль в фор-ми-ро-ва-нии об-щественных на-строе-ний 1-й половины XIX века Пол-но-стью «За-пис-ки о не-ко-то-рых об-стоя-тель-ст-вах жиз-ни и служ-бы се-на-то-ра И. В. Ло-пу-хи-на» опубликованы А. И. Гер-це-ном в Лон-до-не в 1860 году (ре-принт - 1990).

На-гра-ж-дён ор-де-ном Св. Алек-сан-д-ра Нев-ско-го (1809) и др.

Сочинения:

Под-ра-жа-ние не-ко-то-рым пес-ням Да-ви-до-вым. М., 1794;

Тор-же-ст-во пра-во-су-дия и доб-ро-де-те-ли, или До-б-рый су-дья. М., 1794;

Вы-пис-ка на-став-ле-ний и при-ка-за-ний, дан-ных гг. се-на-то-ра-ми при ос-мот-ре Вят-ской гу-бер-нии в мар-те 1800. М., 1800;

Пись-ма к M. M. Спе-ран-ско-му и Д. П. Ру-ни-чу // Рус-ский ар-хив. 1870. Кн. 1; [Пе-ре-пи-ска с А. М. Ку-ту-зо-вым] // Рус-ская ста-ри-на. 1874. № 1-3, 1896. № 11;

[Пись-ма к Алек-сан-д-ру Пав-ло-ви-чу и Е. П. Льво-вой] // Рус-ский ар-хив. 1884. № 3; Ма-сон-ские тру-ды. СПб., 1997.

Словарь русского языка XVIII века

Лопухин Иван Владимирович

Лопухин Иван Владимирович . Происходил из знатного рода. Отец – генерал-поручик, киевский губернатор, родственник царицы Евдокии Федоровны. Детство Л. провел в Киеве. Получил домашнее образование: один из слуг обучал «русской грамоте», иностранные учителя – фр. и нем. языкам. С 1775 – прапорщик Преображенского полка. Прослужив несколько месяцев, серьезно заболел. За время болезни, длившейся около шести лет, много читал, познакомился с произведениями Вольтера и Ж.-Ж. Руссо. Перевел заключительную часть сочинения «Система природы» П. Гольбаха и собирался «рассевать его в рукописях». Но, почувствовав «неописанное раскаяние», написал «Рассуждение о злоупотреблении разума некоторыми новыми писателями…» (1780; 2-е изд. 1787), посвятив свой труд «чтущим Бога и любящим добродетель». Стал увлекаться произведениями Л.-К. Сен-Мартена и И. Арндта. С фр. перевода П. Летурнера перевел сочинение Э. Юнга «Торжество веры над любовию» (1780; 2-е изд. 1787, с посв. отцу). Как член Вольного рос. собрания при Моск. ун-те (вступил в него 26 июня 1781) перевел трактат Руссо «О блаженстве» (1781). Опубликовал перевод с фр. «Речи, говоренной в Академии французской…» А.-Л. Тома (1782, подп. – «Любитель российского слова»; с посв. М. М. Хераскову ; принадлежность перевода Л. устанавливается его свидетельством в «Автобиографическое записке» – РНБ, ф. 588, Погодинские автографы, № 147). В нач. 1782 был уволен с военной службы «к статским делам полковником». С кон. 1782 стал старшим советником, а затем председателем Моск. угол, палаты, где всячески стремился облегчить участь обвиняемых. Вступив в связи с этим в конфликт с московским главнокомандующим Я. А. Брюсом, в мае 1785 вышел в отставку с чином ст. советника. С нач. 1780-х гг. сблизился с Н. И. Новиковым , в 1782 вступил в масонский орден розенкрейцеров. Стал «мастером стула» ложи «Латона», получил масонское имя Филус. В 1783 основал свою типографию, к которой присоединилась и тайная масонская типография. В типографии Л. печатался масонский журнал «Магазин свободнокаменщический» (1784. Т. 1), где, очевидно, он сотрудничал. 31 мая 1784 под управлением Л. открылась масонская ложе «Блистающей звезды». Л. часто выступал с речами в масонских собраниях, ведал несколькими ложами в Петербурге, Орле, Вологде, Кременчуге. Принял активное участие в деятельности Дружеского учен, о-ва и в управлении Типогр. комп., с которой после 1786 слилась его собственная типография. Способствовал распространению книг в Курске, Орле. Вместе с Новиковым, И. П. Тургеневым и др. много занимался филантропической деятельностью. В 1785 принял в розенкрейцеры X. А. Чеботарева . Л. убедительно атрибутируется перевод книги М. де Молиноса «Духовный путеуказатель» (1784. Ч. 1–3). По свидетельству Л., он принял участие в редактировании перевода книги Дузетана «Таинство креста Иисуса Христа…» (1784), сделанного М. И. Багрянским . Масонские интересы Л. были связаны преимущественно с пиетизмом и квиетизмом. В 1788 на свой счет он отправил учиться за границу М. И. Невзорова и В. Я. Колокольникова . Осенью 1788 был назначен масонским руководителем Тургенева; часто бывал у Платона Левшина , пользуясь его «отличным благорасположением». Споры с ним о масонстве подали Л. мысль сочинить «Нравоучительный катехизис истинных франкмасонов», в котором он стремился обосновать тождественность масонства и христианства. Переведя «Катехизис» на фр. язык, Л. в 1790 издал его как сочинение, полученное из-за границы. В 1789 Л. написал книгу «Некоторые черты о внутренней церкви» (1798; 2-е изд. СПб., 1801; 3-е изд. СПб., 1815), куда включил и «Катехизис» («Краткое изображение качеств и должностей истинного христианина»). В книге, получившей одобрение К. Эккартсгаузена и переведенной также на нем. и фр. языки, нашли отражение попытки Л. соединить христианство с некоторыми идеями Х.-А. Гаугвица, И. Арндта, Я. Бёме и др. Совместно с Н. В. Репниным написал сочинение «Плоды благодати…» (вошло в рукоп. сб. 1790-х гг. – РНБ, F.III.67), дважды напечатанное на фр. языке в 1790. Сочинение Л. «Духовный рыцарь, или Ищущий премудрости» (1-е изд. После 1799; 2-е изд., доп. После 1810; с вымышленной датой 5791, означавшей год написания – 1791) было посвящено преимущественно обрядовой стороне масонства; сюда же вновь включен «Катехизис». Книга была переведена на нем. и фр. языки; распространялась в списках. В 1831 М. Л. Магницкий в доношении Николаю I об иллюминатах указал, что эта книга «заключает самоважнейшее учение русского иллюминатства» (Рус. старина. 1899. № 2. С. 292), но безосновательно. В 1790–1791 Л. вел переписку с Невзоровым, Колокольниковым, Г. Я. Шредером и А. М. Кутузовым, сообщив ему, в частности, известие о ссылке А. Н. Радищева , с которым не был знаком, но «слышал, что много имел достоинств»; книгу Радищева считал, однако, «весьма вредоносной». Посылал Кутузову денежные пособия. В нояб. 1791 Л. вместе с др. членами Типогр. комп. подписал акт об ее уничтожении. В связи с процессом Новикова к следствию был привлечен и Л. В указе Екатерины II от 1 авг. 1792 Л., Тургенев и Н. Н. Трубецкой названы среди главных сообщников Новикова. Предписывалось допросить их «порознь» и в случае раскаяния отправить «в отдаленные от столицы деревни их и там иметь пребывание, не выезжая отнюдь из губерний». Незадолго до ареста Новикова Л. сжег часть хранившихся у него бумаг, чем навлек на себя еще большее подозрение. 10 авг. Л. вызывали на допрос; через десять дней ему предстояло ехать в ссылку, но по указу императрицы от 19 авг. было разрешено остаться в Москве в связи с тем, что на его попечении находился престарелый слепой отец. Одновременно в указе говорилось, что поведение Л. «строго должно быть наблюдаемо». В сент. 1792 было начато следствие по поводу купленных Л. запрещенных книг, но ему удалось оправдаться. Л. продолжал заниматься чтением и «упражнялся <...> в разных переводах и мелких сочинениях». Под именем «Россиянина» издал книгу «Излияние сердца, чтущего благость единоначалия…» (М., 1794; Калуга, 1794; посв. А. Г. Орлову-Чесменскому), куда вошли три произведения, вскоре выпущенные и отдельными изданиями: 1) «Благость и преимущество единоначалия» (отд. изд.: 1795); 2) «Изображение пагубных плодов мечтания равенства и буйныя свободы» (отд. изд. под назв. «Изображение мечты равенства…»: 1794); 3) «Описание нескольких картин…» (отд. изд.: 1795). В предисловии к книге «Излияние сердца…» Л. высказал сожаление, что не имеет «привлекательного, важного, живого нового слога» H . M. Карамзина и «величественной, отличной, восторгом пленяющей лиры» Г. Р. Державина . Все три сочинения Л. объединены стремлением выразить негодование по поводу революционных событий во Франции. «По плану» Л. на ту же тему было написано сочинение Тургенева «Кто может быть добрым гражданином и верным подданным?» (опубл. 1790 на фр. языке; 2-е изд. 1796; 3-е изд. 1798). Пьеса Л. «Торжество правосудия и добродетели, или Добрый судья» (1794, с посв. Ф. Г. Орлову; 2-е изд. 1798, без посв.; отрывки перепечатаны: Друг юношества. 1808. № 4, 10) отличалась откровенным дидактизмом и успеха не имела. Во 2-м издании помещено «Завещание друзьям моим», написанное Л. 13 сент. 1795, где он благодарил одного из своих почитателей, изобразившего «портрет души» Л. Эпиграф из своей книги «Излияние сердца…» Л. предпослал сделанному им переводу сочинения Э. Флешье «Надгробная похвала Тюренну» (1794). «Подражание первому псалму» (1795) Л. посвятил Хераскову, «одному из величайших в мире поэтов». Между Херасковым и Л. существовали давние дружеские связи: Херасков «пел» Л. в поэме «Владимир Возрожденный» (1785). Впосл. Л. называл Хераскова «старостой российской литературы», а Карамзина – «десятником литературы». «Подражание…» Л. вошло в книгу «Подражание некоторым песням Давидовым», содержавшую переложения шести псалмов (М., б. г., с посв. Платону Левшину; 2-е изд. М., 1801; 3-е изд. М., 1802); напечатаны также в «Приятном и полезном» (1795. Ч. 8; подп. – «…нъ»), а затем в «Друге юношества» (1808. № 9). В 1795 Л. перевел с фр. «Слово похвальное Марку Аврелию» А.-Л. Тома (М., 1801). Упоминая в предисловии переводы И. П. Елагина и Д. И. Фонвизина , Л. назвал «Слово» «самым красноречивым и многоважными мыслями наполненным сочинением» Тома. С окт. 1793 до кон. 1796 Л. работал над «пространным» сочинением, посвященным вопросам государства и права. В незавершенном виде оно было напечатано под назв. «Отрывки сочинения одного старинного судьи» (Друг юношества. 1808. № 10; отд. изд.: М., 1809, с «посвящением юношеству», датированным 15 сент. 1808). «Иждивением Любителя литературы», т. е., очевидно, Л., было осуществлено первое отдельное издание повести Карамзина «Бедная Лиза» (1796). В 1796, приняв участие в судебном деле старообрядцев, Л. написал записку «Вопль старинного судьи…» (Чтения в О-ве истории и древностей рос. 1862. Кн. 2), где говорил о необходимости более гуманного судопроизводства и веротерпимости к раскольникам. Екатерина II не успела рассмотреть эту записку. Указом Павла I от 7 нояб. 1796 Л. было разрешено выезжать из Москвы. 4 дек. 1796 Л. передал Павлу I свою записку, приехав в Петербург по вызову государя; в результате судебные дела были пересмотрены в пользу обвиняемых. 5 дек. Л. произвели в д. ст. советники и одновременно назначили статс-секретарем. Л. получил право заниматься делами Тайной экспедиции. Вскоре, однако, из-за недовольства в придворных кругах, Л. пришлось удалиться от двора. 20 янв. 1797 он стал сенатором 5-го (угол.) Деп. в Москве и получил чин т. советника. В кон. 1799 вместе с Тургеневым и Ф. П. Лубяновским ездил в Троице-Сергиеву лавру к Платону Левшину. В Москве часто посещал Тургенева, встречался с Херасковым, Карамзиным, Д. И. Дмитревским , Невзоровым, Я. И. Булгаковым , В. В. Измайловым. У Л. бывали также мн. молодые литераторы: В. А. Жуковский, Г. П. Каменев, И. А. Второв , Лубяновский. Л. интересовался их сочинениями, дарил им книги. Оказал большое влияние на сыновей Тургенева. Андрей И. Тургенев признавался, что Л. производит в нем «соревнование к добру». Весной 1803 он «всякий день по утрам» бывал у Л. и умер у него «на руках». Александр И. Тургенев говорил о воздействии Л. на его «моральное образование». Впосл. денежная тяжба, возникшая после смерти И. П. Тургенева между его вдовой и Л., осложнила его отношения с этой семьей. В нач. 1800 Л. с сенатором Г. М. Спиридоновым был направлен для осмотра Вятской, Казанской и Оренбургской губ. Сопровождавший Л. Невзоров описал эту поездку, длившуюся около восьми месяцев, в книге «Путешествие в Казань…» (М., 1803). В связи с обнаруженными злоупотреблениями чиновники были строго наказаны, что вызвало много толков. Для обоснования своей позиции Л. составил «Выписку наставлений и приказаний…» (М., 1800), подписанную им и Спиридоновым. В награду за осмотр губерний Л. получил командорский крест ордена св. Иоанна Иерусалимского. Находясь в Казани, перевел книгу «Изображение истинного христианства…» (М., 1800), посвятив перевод «yчащим и учащимся в Казанской академии и в семинарии Вятской». В кон. 1801 по приказанию Александра I Л. и Ю. А. Нелединский-Мелецкий ездили осматривать Слободско-Украинскую губ. 12 нояб. и 3 дек. 1801 из Харькова Л. направил два донесения, в которых стремился защитить от преследований духоборов (текст донесений включен в «Записки» Л.). В рескрипте Александра I от 27 нояб. 1801 предложения Л. были одобрены. Все это, однако, вызвало недовольство у значительной части духовенства. Для разъяснения своей позиции Л. написал сочинение «Отзыв искренности» и стал распространять его в списках. 12 июля 1806 Л. послал это сочинение в «Сионский вестн.», где оно появилось под загл. «Глас искренности» лишь в дек. 1817. По свидетельству А. С. Шишкова (см.: Зап., мнения и переписка адмирала А. С. Шишкова. Берлин, 1840. Т. 2. С. 232), сочинения Л. «признавались духоносцами за пророческие и читались в собраниях их наравне с Библией». В 1802 Л. избрали судьей в Совестный суд в Москве. Одновременно император поручил ему возглавить Комиссию для разбора споров и определения повинностей на Крымском п-ове. В числе членов Комиссии был П. И. Сумароков . С кон. лета 1802 до кон. февр. 1803 Л. находился в Крыму. Отсюда отправился в Петербург, где оставался с марта 1803 до авг. 1804. В 1803 перевел книгу «Вера во Иисуса…» (СПб., 1804, с посв. митрополиту Амвросию; подп. – «И. Лхн»). Деятельность Л. в Крыму получила одобрение императора, но весьма скептически была оценена Д. Б. Мертваго, сменившим Л. на посту председателя Крымской комиссии (Рус. арх. 1867. № 8–9). В Крыму, куда Л. вернулся в кон. 1804, он перевел книгу «Отрывки для чтения верующим» (М., 1805; 2-е изд. СПб., 1806; с посв. архиерею Черниговскому Михаилу (М. М. Десницкому)). В июле 1805 в Евпатории написал «Замечание на известную книгу Руссову “Du contrat social”» (M., 1805; перепеч. в кн. Л.: Отрывки сочинения одного стариного судьи. М., 1809; также: Сионский вестн. 1806. № 2). Здесь он стремился опровергнуть идеи Ж. -Ж. Руссо о природном равенстве людей. В 1805 по дороге из Крыма был в Белеве и Калуге, где посетил своего «давнего приятеля» епископа Феофилакта Русанова . Вернувшись в Москву в сент. 1805, продолжал участвовать в деятельности 5-го (6-го угол.) Деп. Сената, а затем 8-го Деп. По свидетельству Лубяновского, Александр I хотел назначить Л. министром народного просвещения, но раздумал, заподозрив в чрезмерной склонности к вину. В кон. 1806, в связи с военными действиями против наполеоновской армии в Европе, Л. была поручена организация милиции (земского войска) в Тульской, Калужской, Рязанской и Владимирской губ. В донесениях императору Л. смело сообщал о волнениях в народе. 12 дек. 1807 произведен в д. т. советники. После столкновений с рядом сенаторов по крестьянскому вопросу стал очень редко ездить в Сенат. В 1813–1816 Л. числился «неприсутствующим сенатором» (ИРЛИ, ф. 320, № 1279, л. 24 об.). Л. по-прежнему увлекался произведениями Руссо, Э. Юнга, Ф. Фенелона, Ж.-М. Гюйон. В подмосковном имении Л. Савинском Богородского у. (вблизи от современной станции Монино Ярославского направления) посреди озера находился «Юнгов остров» с «Руссовой хижиной» и посвященной Фенелону урной с изображениями Руссо и Гюйон. О Савинском рассказывали В. А. Жуковский (Вестн. Европы. 1809. № 2), А. Ф. Воейков в «Описании русских садов» (Пантеон рус. поэзии. СПб., 1815. Ч. 4, кн. 7) и в «Воспоминании о селе Савинском и добродетельном его хозяине» (Новости рус. лит. 1825. Ч. 12. № 5), а также И. М. Долгоруков в стихотворении «Прогулка в Савинском» (Долгоруков И. М . Бытие сердца моего… М., 1817. Ч. 1). Переписываясь с M . M. Сперанским в 1804–1806, Л. рекомендовал и посылал ему книги Фенелона, Гюйон и др. В 1808–1809 Л. работал над «Записками», рассылал их рукописные экземпляры знакомым, в частности Жуковскому с письмом от 15 июня 1809 (текст письма не сохр.; см.: Рус. арх. 1884. № 1. С. 151) и А. Ф. Малиновскому для библиотеки Моск. архива М-ва иностр. дел. Многочисленные копии (ок. 30) «Записок», хранящиеся в архивах Москвы и Петербурга, относятся преимущественно к первой трети XIX в. Жуковский писал Александру И. Тургеневу 15 сент. 1809 о Л.: «Прочитав его Записки, пожелаешь, чтобы таких людей было поболее, а для себя сочтешь счастием пользоваться их дружбой». Вместе с тем он признавался, что «не все» в «Записках» ему нравится. В печати появились и хвалебные, и критические отклики на «Записки» (Друг юношества. 1810. № 1; 1812. № 2). В 1812 при нашествии фр. армии Л. уехал из Москвы в Юрьев-Польской, затем в Савинское и, наконец, в Воскресенское Орловской губ., где провел последние годы жизни. 9 февр. 1813 женился на M. E. Никитиной, дочери московского купца, что вызвало много толков. Оправдывая Л., Невзоров называл его женитьбу «венцом добродетели» (Невзоров М. И . Соч. и мысли // РНБ, Q.III.73, л. 52). Л. поощрял литературные занятия племянника своей жены А. И. Ковалькова, выступавшего в печати в 1810-е гг. Л. продолжал вести обширную переписку (с А. Ф. Лабзиным , Д. П. Руничем, И. Г. Юнгом-Штиллингом и др.). Большое духовное воздействие Л. оказал на Жуковского, который поверил Л. историю своей любви, и по его просьбе Л. пытался уговорить Е. А. Протасову выдать за него дочь. Л. всячески поддерживал Невзорова и его журнал «Друг юношества», печатал здесь ранее публиковавшиеся произведения и новые, в частности отрывки из «Записок» (1812. № 1), ряд оригинальных и переводных статей: «Несть пророк в отечествии своем» (1812. № 11); «Примеры истинного геройства…» (1813. № 3) и др. От имени «Юнгоостровского пустынника» Л. прислал в журнал «Отрывок из бумаг М. С. Бранкевича» (1812. № 11). Невзоров неоднократно помещал в журнале хвалебные отзывы о Л.; «Друг юношества» за 1813 был посвящен Л. Свою книгу «Нечто для размышления о молитве и сущности христианства» (Орел, 1814) Л. послал С. И. Гамалее , Новикову, Руничу, Чеботареву и др. В письмах Руничу за 1814 Л. описывал торжества, устроенные им в имении по поводу окончательного поражения Наполеона, – «похороны Бонапартовы». В апр. 1814 вступил в Рус. библейское о-во (см.: Рус. арх. 1870. № 7). О своей литературной деятельности Л. писал: «Авторство не мое ремесло <...>. Но я писал всегда или по нужде, или для провождения времени. <...> Правилам же писательства я вовсе не поучен; я прямой самоучка» (Друг юношества. 1813. № 3. С. 73–74). Суждения современников о Л. противоречивы. Некоторых удивляла в Л. страсть к благотворению и одновременно – нарушение деловых обязательств. Я. И. Булгаков считал, что Л. «делал добро без разбора и часто порочным людям на счет добрых и честных людей» (Рус. арх. 1898. № 4. С. 542). С. Венечанский восхвалял Л. как «великого мужа» в стихотворном посвящении ему перевода «Исторического описания о наказании преступников в Филадельфии» Ф. Ларошфуко-Лианкура (1799). С большой признательностью вспоминал о Л., «своем благодетеле», Лубяновский. А. Ф. Воейков писал о Л.: «Имя его произносится с благословением, с признательностью, с слезами. Он всему на свете предпочитал добродетель; его жизнь – беспрерывная цепь благотворении». С. П. Жихарев упоминал о Л. как о человеке, «столь известном умом и подвигами человеколюбия». Лабзин называл Л. «необыкновенно добрым человеком», «редким мужем» (Рус. арх. 1892. № 12. С. 354). И. И. Дмитриев «с уважением» вспоминал о нем. П. А. Вяземский считал, что Л. был «в свое время передовым человеком». А. И. Герцен, издавший «Записки» Л., высоко оценил гуманистическую направленность его деятельности, обратив внимание и на противоречивость его взглядов. Часть архива Л. (биографические материалы, переписка и др.) хранится в РНБ и ИРЛИ. Лит.: Лопухин И. В . Зап. / С предисл. Искандера. Лондон, 1860 (репринт: М., 1990): Афанасьев А. Н . И. В. Лопухин // Арх. ист. и практических сведений, относящихся до России. СПб., 1860. Т. 1 Отд. 1; Иловайский Д. И . Новые сведения о Н. И. Новикове и членах Компании // Летописи рус. лит. и древностей. М., 1863. Т. 5; Лонгинов. Новиков и мартинисты (1867); Попов А .: 1) Дело Новикова и его товарищей // Вестн. Европы. 1868. № 4; 2) Новые документы по делу Новикова // Сб. имп. Рус. ист. о-ва. СПб., 1868. Т. 2; Письма И. В. Лопухина к M. M. Сперанскому и Д. П. Руничу // Рус. арх. 1870. № 3, 7; Лубяновский Ф. П . Воспоминания. М., 1872; Переписка И. В. Лопухина с А. М. Кутузовым, М. И. Невзоровым и В. Я. Колокольниковым // Рус. старина. 1874. № 1–3; 1896. № 11; Вяземский П. А . Полн. собр. соч. СПб., 1883. Т. 8; Письма И. В. Лопухина к Александру Павловичу и Е. П. Львовой // Рус. арх. 1884. № 3; Дубицкий А . И. В. Лопухин // Вестн. славянства. 1888. № 1–2; 1889. № 3–4; отд. изд.: Казань, 1889; Письма В. А. Жуковского к А. И. Тургеневу. М., 1895; Переписка Я. И. и А. Я. Булгаковых // Рус. арх. 1898. № 1–12; Тихонравов Н. С . Соч. М., 1898. Т. 3, ч. 1; Суровцев А . И. В. Лопухин, его масонская и гос. деятельность // Вестн. всемирной истории. 1900. № 3–6; отд. изд.: СПб., 1901; Бобров Е . Лит. и просв. в России XIX в. Казань, 1902. Т. 3; Арх. бр. Тургеневых. СПб., 1911. Вып. 1–2; Барсков Я . Лопухин И. В. // Рус. биогр. словарь. Т. «Лабзина – Лященко» (1914); Пиксанов Н. К . И. В. Лопухин // Масонство в его прошлом и настоящем. М., 1914. Т. 1 (репринт: М., 1991); Барсков. Переписка масонов (1915); Лонгинов М. Н . Соч. М., 1915. Т. 1; Пыпин. Рус. масонство (1916); Вернадский. Рус. масонство (1917); Bakounine. Le répertoire (1940); Ошерович Б. С . Очерки по истории рус. уголовно-правовой мысли. М., 1946; Мартынов И. Ф . Книгоиздатель Николай Новиков. М., 1981; Осокин В . «Его стихов пленительная сладость…»: В. А. Жуковский в Москве и Подмосковье. М., 1984; Кочеткова Н. Д . О псевдонимах И. В. Лопухина: (И. В. Лопухин – писатель, читатель и издатель) // Книга в России: Век просвещения. Л., 1990; Бакунина Т. А . Знаменитые рус. масоны М., 1991; Эйдельман Н. Я . Восемнадцатое столетие в изданиях Вольной рус. типографии // Россия XVIII столетия в изданиях Вольной рус. типографии А. И. Герцена и Н. П. Огарева. М., 1992; Аржанухин С. В . Филос. взгляды рус. масонства: по мат-лам журнала «Магазин свободнокаменщический». Екатеринбург, 1995.

  • - 2-й воев. в Сторожевом полку на Крапивне 1626...
  • - Род. 15 ноября 1867 г., в Пинске, ум. 16 июля 1959 г., в Москве. Архитектор, теоретик архитектуры. Выпускник петербургской Академии художеств. С 1909 академик архитектуры...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Командир 32-й истребительно-противотанковой артиллерийской бригады, полковник. Родился 28 марта 1914 года в селе Тимоново ныне Троицкого района Луганской области Украины в семье крестьянина. Русский...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Журналист, вице-президент по связям с общественностью ОАО "Аэрофлот - Российские международные авиалинии" с июля 1998 г.; работал в газете "Комсомольская правда"...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - сенатор 5 д-та, автор "записок"...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - родился 24 февраля 1756 года, в селе Воскресенском, Кромского уезда Орловской губернии...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - камер-юнкер двора правительницы Анны Леопольдовны, гвардии подполковник, сын Степана Васильевича Лопухина. Один из главных участников Лопухинского дела...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Старший преподаватель кафедры философии науки Московского физико-технического института; родился 5 сентября 1957 г. в г. Москве...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - сов. биолог, великий преобразователь природы, труды к-рого положили начало новому этапу в развитии дарвинизма; почетный чл. АН СССР, действит. чл. ВАСХНИЛ. Засл. деят. н. и т. РСФСР...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - генерал-лейтенант Генштаба. Окончил 1-й кадетский корпус, Николаевское инженерное училище и Николаевскую академию Генерального штаба. Из училища вышел в 3-й понтонный батальон...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - русский государственный деятель, публицист. Из дворян. С начала 1780-х годов сблизился с московскими масонами и вступил в орден розенкрейцеров...
  • - советский биолог, основоположник в СССР научной селекции плодовых, ягодных и других культур; почётный член АН СССР, академик ВАСХНИЛ. Родился в семье мелкопоместного дворянина...

    Большая Советская энциклопедия

  • Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 3. С-Я автора Фокин Павел Евгеньевич

    ЦВЕТАЕВ Иван Владимирович 4(16).5.1847 – 30.8(12.9).1913Ученый, филолог-классик. Профессор Варшавского (1872–1873), Киевского (1876–1877), Московского (с 1877) университетов. Председатель комиссии по постройке Музея изящных искусств им. Императора Александра III в Москве (ныне –

    Из книги Русские учёные и изобретатели автора Артемов Владислав Владимирович

    Иван Владимирович Мичурин (1855–1935)

    Иван Владимирович Лопухин

    Из книги Масоны. Том 1 [большая энциклопедия] автора Коллектив авторов

    Иван Владимирович Лопухин Рис. Иван Владимирович Лопухин.В 1860 г., приступая к изданию библиотеки русских мемуаров, имевшей целью раскрыть перед читателем неправды и язвы старой русской жизни, А.И. Герцен для первого выпуска выбрал «Записки И.В.Лопухина». Его внимание

    Палибин Иван Владимирович

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПА) автора БСЭ

    Иван Владимирович Мичурин

    Из книги Самые знаменитые ученые России автора Прашкевич Геннадий Мартович

    Иван Владимирович Мичурин Садовод, селекционер.Родился 15 октября 1855 года в деревне Долгое Пронского уезда Рязанской губернии в семье обедневшего дворянина. И дед, и отец Мичурина занимались садоводством, сам Мичурин рано почувствовал тягу к земле, к растениям. «Я, как

    Маслов Иван Владимирович (интервью Григория Койфмана)Родился в ноябре 1918 года в городе Ахтырка Сумской области. В семье нас было шестеро детей - четыре сестры и два брата. В 1933 году я пошел работать, жили мы бедно, и надо было помогать родителям. В 1938 году призывали мой год

    Маслов Иван Владимирович

    Из книги Я дрался на Т-34 [Обе книги одним томом] автора Драбкин Артем Владимирович

    Маслов Иван Владимирович Родился в ноябре 1918 года в городе Ахтырка Сумской области. В семье нас было шестеро детей – четыре сестры и два брата. В 1933 году я пошел работать, жили мы бедно, и надо было помогать родителям. В 1938 году призывали мой год в армию, и я многократно

Ива́н Влади́мирович Лопухи́н (1756-1816) - государственный и общественный деятель, философ, публицист, мемуарист; издатель, сенатор . Один из видных представителей русского масонства . Действительный тайный советник (1807).

В 1775 году он - прапорщик Преображенского полка. В 1782 году произведён в полковники и перешёл на статскую службу - советником, а затем председателем Московской губернской уголовной палаты. В это время, быстро преодолев увлечение вольнодумством , после прочтения книг Луи Клод де Сен-Мартена «О Заблуждениях и об Истине» и Арндта «Об истинном христианстве», он вступил в орден мартинистов .

В 1785 года в чине статского советника уходит в отставку. В судейскую практику внес новый взгляд на исправительное значение наказаний и боролся за их умеренное применение. Выступал за смягчение закона о религиозных преследованиях .

В 1792 году начались преследования масонов со стороны правительства. Были закрыты типография и магазины, лидеры были частью арестованы и заключены в крепость, частью сосланы в деревни. Лопухину, памятуя о заслугах его больного девяностолетнего отца, в качестве наказания определили ссылку, конфисковав значительную часть имущества, и все-таки затем оставили в Москве под строгим гласным и негласным наблюдением. С воцарением Императора Павла I , покровительствовавшего масонам, положение радикально изменилось. И. В. Лопухина вызывают в Петербург, назначают статс-секретарем при Императоре, производят в тайные советники. Но и в отношениях с императором Лопухин проявлял свою независимость и твердость в суждениях, осмеливался даже возражать. Придворная служба тяготила его, и вскоре он был назначен сенатором в Москву.

В своей деятельности в Сенате И. В. Лопухин продолжал придерживаться прежних гуманных взглядов. Неоднократно ему приходилось ревизовать многие губернии, оставляя своей справедливостью добрую память. Особо следует отметить его деятельность по защите духоборов на Украине и работу в Крымской комиссии, за что в 1807 году был произведён в действительные тайные советники.

Семья

Жена - Матрена Ефимовна Никитина (с 9.02.1813 года)

Оценка личности И. В. Лопухина

Известный в свое время литератор А. Ф. Воейков говорил о нем: «Иван Владимирович Лопухин принадлежит к тем людям, коих память воскрешает в душе сладкое и тихое чувство умиления любви, а не удивление страха. Имя его произносится с благословением, с признательностью, со слезами. Он всему на свете предпочитал добродетель; его жизнь - непрерывная цепь благотворений».

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 6 марта
  • Родившиеся в 1756 году
  • Родившиеся в Орловской губернии
  • Умершие 4 июля
  • Умершие в 1816 году
  • Умершие в Орловской губернии
  • Масоны России
  • Масоны - великие мастера
  • Мартинисты
  • Издатели Российской империи
  • Действительные тайные советники
  • Государственные деятели России
  • Мемуаристы Российской империи
  • Русские писатели XVIII века
  • Писатели России XVIII века

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Лопухин, Алексей Александрович
  • Лопухин, Иларион Дмитриевич

Смотреть что такое "Лопухин, Иван Владимирович" в других словарях:

    Лопухин, Иван Владимирович - родился 24 февраля 1756 года, в селе Воскресенском (Ретяжи тож), Кромского уезда Орловской губернии. Имение это приобрел отец Л., Владимир Иванович (1703 1797 гг.), в царствование имп. Анны Иоанновны на деньги, вырученные от продажи изумрудов,… … Большая биографическая энциклопедия

    Лопухин Иван Владимирович - . Происходил из знатного рода. Отец – генерал поручик, киевский губернатор, родственник царицы Евдокии Федоровны. Детство Л. провел в Киеве.… … Словарь русского языка XVIII века

    Лопухин Иван Владимирович - Лопухин, Иван Владимирович известный мистик (1756 1816). Состоял в военной службе; был председателем московской уголовной палаты. В судейскую практику Лопухин внес выработанный в нем чтением взгляд на исправительное значение наказаний и умеренное … Биографический словарь

    Лопухин Иван Владимирович - , русский государственный деятель, публицист. Из дворян. С начала 1780 х годов сблизился с московскими масонами и вступил в орден розенкрейцеров… … Большая советская энциклопедия

    ЛОПУХИН Иван Владимирович - (1756 1816) российский государственный деятель, публицист. Сподвижник Н. И. Новикова. С нач. 1780 х гг. сблизился с масонами, один из организаторов типографской компании и масонской типографии (1783), после закрытия которой (1792) подвергался… … Большой Энциклопедический словарь

    Лопухин Иван Владимирович - (1756 1816), государственный деятель, публицист. Сподвижник Н. И. Новикова. С начала 1780 х гг. сблизился с масонами, один из организаторов типографской компании и масонской типографии в Москве (1783), после закрытия которой (1792) подвергался… … Энциклопедический словарь

    Лопухин (Иван Владимирович) - (Иван Владимирович, 1756 1816 г.) – известный мистик. Дослужившись до чина полковника на военной службе, он вышел в отставку и был определен советником московской уголовной палаты, а затем председателем. В 1785 г. он вышел в отставку и… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    ЛОПУХИН Иван Владимирович - (24.02(6.03). 1756, с. Воскресенское (Ретяжи), близ Кром Белгородской губ. 22.06(4.07). 1816, там же) видный представитель масонства. Род. в родовитой дворянской семье. С 1782 г. жил преимущественно в Москве, был советником, а затем и… … Русская Философия. Энциклопедия

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от, проверенной 3 июня 2015; проверки требуют.

Ива́н Влади́мирович Лопухи́н (24 февраля [6 марта ] , село Воскресенское (Ретяжи), Белгородская губерния - 22 июня [4 июля ] , там же) - русский философ, публицист, мемуарист, издатель, один из виднейших представителей русского масонства . Действительный тайный советник (1807), сенатор .

Происходил из старинного дворянского рода Лопухиных [Комм 1] . Сын генерал-поручика Владимира Ивановича Лопухина (1703-1797) и Евдокии Ильиничны Исаевой (1717-1774), дочери вице-президента Коммерц-коллегии Ильи Ивановича Исаева .

На 17-м году моего возраста кончилось моё воспитание и учение языков, которых ни одного, как и своего природного, не знаю и по сие время грамматических правил… Одним словом, если я что знаю, то подлинно самоучкою

В 1775 году - прапорщик Преображенского полка. В 1782 году произведён в полковники и перешёл на статскую службу - советником, а затем председателем Московской губернской уголовной палаты. В это время, быстро преодолев увлечение вольнодумством , после прочтения книг Луи Клод де Сен-Мартена «О Заблуждениях и об Истине» и Арндта «Об истинном христианстве», он вступил в орден мартинистов .

В 1785 года в чине статского советника вышел в отставку. В судейскую практику внес новый взгляд на исправительное значение наказаний и боролся за их умеренное применение, являясь противником смертной казни. Выступал за смягчение закона о религиозных преследованиях . Снисходительность приговоров уголовной палаты и принадлежность её председателя к мартинистам вызывала возмущение московского главнокомандующего Я. А. Брюса , с которым у него появились разногласия.

В 1792 году начались преследования масонов со стороны правительства. Были закрыты типография и магазины, лидеры были частью арестованы и заключены в крепость, частью сосланы в деревни. Лопухину, памятуя о заслугах его больного девяностолетнего отца, в качестве наказания определили ссылку в родовом имении Савинское, конфисковав значительную часть имущества, и все-таки затем оставили в Москве под строгим гласным и негласным наблюдением.

За время ссылки И. В. Лопухин создал в подмосковной усадьбе Савинское на берегу реки Воря пейзажный (английский) парк - «небольшой архипелаг из множества островов и островков, образующих запутанный водный лабиринт»



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!