Смутное время урок. Конспект урока "смутное время"

Цели урока:

  • Обучающая:
    • выявить причины, которые способствовали наступлению Смутного времени;
    • рассмотреть основные события, этапы Смуты, социальный состав участников этих событий;
    • определить последствия Смуты.
  • Развивающая:
    • развивать навыки работы с исторической картой, умение работать с документами: анализировать события; строить развернутый ответ на вопрос.
  • Воспитательная:
    • раскрыть решающую роль народных масс в освобождении страны,
    • воспитывать патриотические чувства.

Основные понятия:

  • Смутное время,
  • гражданская война,
  • интервенция,
  • “Семибоярщина”,
  • Первое ополчение,
  • Второе ополчение.

октябрь 1604 г. – начало похода Лжедмитрия I на Москву

1605 – 1606 гг. – правление Лжедмитрия I

1606 – 1607 гг. – восстание И.И.Болотникова

весна 1608 г. – поход Лжедмитрия II на Москву

1609 г. – осада Смоленска войсками Речи Посполитой

1610 г. - Семибоярщина

1611 г. - создано Первое ополчение

март 1612 г. - создано Второе ополчение

лето-осень 1612 г.- осада Москвы

1613 г. – Земский собор

Оборудование урока:

  • учебник № 20 (О.В. Волобуев, В.А.Клоков, М.В.Пономарев, В.А.Рогожин “Россия и мир с древнейших времен до конца XIX”),
  • историческая карта “Смутные времена в России XVII века”,
  • карточки с заданиями,
  • фрагменты исторических произведений.

Ход урока

1. Опрос домашнего задания.

а) Хронологическое задание

Найти значение выражения:

(Дата нападения монголо-татар на Рязанское княжество + дата первого упоминания о Москве – дата крестового похода против половцев во главе с Владимиром Мономахом + дата Любеческого съезда князей + дата составления Русской правды Ярославичей – дата крещения Руси + дата образования Древнерусского государства): 2 – 96 = х

(1237+1147-1111+1097+1072-988+882):2-96=1572

1572 г. – дата отмены опричнины

б) где, по-вашему мнению, наиболее полно и правильно перечислены основные реформы Ивана IV

  1. учреждение Земского собора, создание Избранной рады, приказной системы, реформа налогообложения, созыв Стоглавого собора, учреждение опричнины.
  2. учреждение институтов: царской власти, Земского собора, создание приказной системы, отмена кормлений и передача сбора налогов в руки губных старост и излюбленных голов, податная реформа (соха), введение в действие Судебника 1550 г., военные реформы, введение опричнины, создание опричного войска.
  3. Введение атрибутов царской власти, учреждение герба Московской Руси, Земского собора, приказной системы, введение в действие Судебника 1550 г., Стоглавый собор, создание стрелецкого войска, введение опричнины, реформирование налоговой системы, ограничение принципа местничества.

в) каковы итоги правление Ивана IV?

Обобщение: Таким образом, к началу XVII века в России накопилось множество противоречий. Смутное время явилось для России периодом социальных конфликтов, политических кризисов и войн. В начале XVII века решался вопрос о существовании самой российской государственности.

2. Изучение нового материала.

  1. Причины Смуты
  2. I этап Смуты (1604 – 1605 гг)
  3. II этап Смуты (1606 – 1607 гг). Восстание И.И.Болотникова.
  4. III этап Смуты (1608 – 1610 гг).
  5. IV, V этапы Смуты. Создание Первого и Второго ополчения.
  6. Последствия и уроки Смуты.

1. Вопрос: В чем же причины Смуты?

Задание: Используя текст учебника (с. 142-143) выделите причины, которые привели к Смуте.

Таким образом, Россия оказалась на грани грандиозного социального взрыва. Нестабильной ситуацией в стране поспешили воспользоваться западные соседи - Речь Посполитая и Швеция. Они были заинтересованы в отторжении западных земель России.

2. I этап Смуты (1604 – 1605 гг)

Все события Смутного времени можно разделить на 5 этапов. Чтобы нам легче было представить, как развивались события, составим хронологическую таблицу “Этапы Смуты”.

Задание: по ходу объяснения заполнить таблицу. Проверка выполнения задания.

Таким образом, первый этап Смуты закончился победой повстанческих сил.

Вопросы:

  1. почему народ поверил Григорию Отрепьеву и пошел за ним?
  2. какими причинами можно объяснить победу повстанцев на первом этапе Смуты?
  3. 20 мая 1605 года Лжедмитрий I торжественно въезжает в Москву, в июле 1605 г. – торжественно венчается на Царство, а в мае 1606 г. в Москве вспыхивает восстание против “истинного царя”.

Предположите, почему москвичи разочаровались в своем царе

19 мая 1606 г. на Красной площади в цари “выкрикнули” боярина князя Василия Ивановича Шуйского.

Другие княжеско-боярские рода, заседавшие в Думе, хотели получить обещание от царя, что он не превратиться в такого же тирана, как Грозный. Поэтому при вступлении на престол дал крестоцеловальную запись, т.е. письменную клятву, скрепленную целованием креста.

Задание: Работа с документом “Крестоцеловальная запись царя Василия Шуйского” (1606 г.)

Вопросы к документу:

  1. почему в своей крестоцеловальной записи В.Шуйский постоянно ссылался на кровное родство с Рюриком, А.Невским?
  2. что нового этот документ внес или мог внести в политический строй государства?
  3. какой знаменитый документ английской истории напоминает эта крестоцеловальная запись?

Таким образом, историческое значение присяги В.Шуйского состояло не только в ограничении произвола самодержавия, а в том, что это был первый договор царя со своими подданными, робким шагом к правовому государству в России.

Но последовавшие события способствовали тому, что эта возможность была упущена.

3. II этап Смуты (1606 – 1607 гг.)

Вновь в юго-западных уездах стали собираться повстанческие отряды против правительства Василия Шуйского. Верность ему сохраняли дворяне, горожане центра и севера России. Во главе же беглых холопов, казаков, крестьян и дворян южных уездов встал бывший военный холоп – Иван Исаевич Болотников.

Задание: работа с картой “ Смутные времена в России XVII в.”

Вопросы по карте:

  1. где и когда началось восстание И.Болотникова? (лето 1606 г., г. Путивль)
  2. назовите города, которые были заняты восставшими. (Кромы, Калуга, Серпухов, Елец, Мценск, Тула, Коломна).

В конце октября 1606 г. повстанческие армии осадили Москву. Продолжалась она 5 недель – до начала декабря. Постепенно перевес сил перешел к воеводам Шуйского. В битве у Коломенского 2 декабря они одержали победу над восставшими.

  1. покажите город, в который после поражения под Москвой переносится центр восстания (в Калугу).

Болотников в Калуге быстро организовал ее оборону и пополнил войско. Правительственные войска взяли город в осаду, но не полностью блокировали город, и Болотников получил помощь из соседних городов. В мае 1607 г. Болотников разгромил царскую армию под Калугой. Повстанцы ушли в Тулу.

  1. покажите, где закончилось восстание Болотникова. (16 октября 1607 г. в Туле)

В мае 1607 г. начинается осада Тулы правительственными войсками, длившаяся 4 месяца. Потери, страшный голод ослабили силы восставших. К тому же осаждавшие перегородили плотиной р. Уну, на которой стоит Тула, и в городе началось наводнение. Осажденные были вынуждены пойти на переговоры с царем. Они капитулировали в октябре 1607 г. при условии сохранения им жизни. Но царь не сдержал слово – Болотникова, сосланного в Каргополь, ослепили, потом утопили в проруби.

  1. проследите по карте путь восставших.

А теперь вернемся к хронологической таблице и заполним ее

№ этапа Название противоборствующего Название противоборствующего Событие, даты
II этап

1606 – 1607 гг.

Правительственный лагерь

Василий Шуйский

Социальный состав:

  • бояре,
  • дворяне и горожане центра и севера России,
  • крестьяне,
  • стрельцы
Повстанческий лагерь

Иван Болотников

Социальный состав:

  • беглые крестьяне,
  • холопы,
  • посадские люди,
  • стрельцы,
  • казаки,
  • часть дворян и бояр противников Шуйского
Август 1606 г. – начало восстания Болотникова

Октябрь – декабрь 1606 г. – осада Москвы восставшими

Январь-май 1607 г. – осада правительственными войсками Калуги

Июль-октябрь 1607 г. – осада войсками Шуйского г. Тулы

4. III этап Смуты (1608-1610 гг)

На третьем этапе в события в России вмешались войска Польши и Швеции.

Вопрос: По каким причинам иностранные войска вмешались в события в России?

Ответ найдите в учебнике (с.145-146)

Весна 1608 г. – Лжедмитрий II начал наступление на Москву.

Василий Шуйский заключил союз со Швецией о военной помощи

Март 1610 г. – русско-шведские войска вступили в Москву

1609 г. – польская армия перешла границу России

1609-1611 гг. – осада Смоленска

17 июля 1610 г. – власть перешла в руки Семибоярщины. Был заключен договор с поляками об избрании на русский престол польского королевича Владислава.

Задание: заполните в таблице III этап Смутного времени.

5. IV Этап (1610-1611), V Этап (1612 – 1618) Смутного времени

В сентябре 1610 г. в Москву вошел польский гарнизон под командованием полковника Госевского. Польские офицеры завладели ключами от городских ворот и от казны и заправляли всеми делами в Москве, а русские бояре оказались их пленниками. Став хозяином положения, король Сигизмунд больше не желал выполнять условия договора с Семибоярщиной, мечтал о полном покорении Москвы. Он продолжил осаду Смоленска еще год и взял его летом 1611г.

Тем временем шведские наемники, которых приглашало еще правительство Шуйского, так и не дождавшись обещанной им награды, захватили Северо-западный край России вместе с Великим Новгородом. Страна распалась на уезды.

В этих условиях жители страны перестали делиться на сторонников несуществующих правительств и повстанцев. Тушинский лагерь развалился, а Лжедмитрий II вскоре был убит.

Разделение проходило теперь на тех, кто принимал польскую власть, и тех, кто будет бороться с ней.

Задание: Используя текст (Приложение 1), сравнить Первое и Второе ополчение. Почему именно Второе ополчение смогло освободить Москву?

6. Последствия и уроки Смуты.

  1. в январе 1613 г. в Москве собрался Земский собор, на котором новым царем России был избран Михаил Федорович Романов.
  2. в 1617 г. заключен Столбовский мир со Швецией: Россия вернула Новгород, но теряла все побережье Финского залива.
  3. в 1618 г. заключено Деулинское перемирие с Речью Посполитой: Россия уступила Смоленск и ряд городов и земель, расположенных по западной границе.

3. Закрепление.

  1. Задание по карте “Четвертый лишний”
    Найти лишнее и свой ответ объяснить.
    Ярославль, Тула, Путивль, Калуга.
  2. расставьте иллюстрации в хронологической последовательности (Приложение 2)
  3. Смуту часто называют гражданской войной. Согласны ли вы с этим?
  4. когда и почему гражданская война перерастает в национально-освободительную?

4. Домашнее задание:

№20: закончить заполнение таблицы. Написать для учебника истории или словаря справку об одном из деятелей Смутного времени.

Литература:

  1. Л.Е.Морозова, А.В.Демкин. История России в лицах. Государственные деятели XVII в.-М.,2001
  2. А А.В.Игнатов. Методическое пособие к учебнику О.В.Волобуева и др. “Россия и мир” - М.,2005
  3. Н.Сахаров, В.И.Буганов. История России с древнейших времен до конца XVII века. – М.,2002

Уроки Смутного времени На мой взгляд, в нашу историю Смутное время врывалось трижды: на рубеже XVI - XVII , XIX - XX и XX - XXI ве-ков. Смута всегда захва-тывала Россию именно на стыке столетий, в конце одного и начале следующего. Я полагаю, что это не случайно. В конце каждого сто-летия, как правило, про-исходит глубокая пере-оценка ценностей пре-дыдущей эпохи, что, кстати, характерно не только для отече-ственной истории. Это первый урок смуты . Следует отличать смуту от кризиса. Кризис может быть по-литическим, экономическим, культурным и т.д. Смута же то-тальна, она проникает во все поры общества, ни одна его клетка не остается неповрежденной. Поражается государст-венность, экономика, церковь, армия... Смута -- это сокру-шительный удар по всему духовно-нравственному организму народа и, одновременно, по каждому отдельному человеку. Происходит как бы тяжелейший эпилептический припадок общества, после которого оно может и не выжить. Таким об-разом, тотальность Смуты -- ее второй урок. Третий урок заключается в том, что Смута всегда подогре-вается, а во многом и инспирируется латинским и протес-тантским Западом. Как только в нашем Отечестве начинает-ся какое-нибудь крупное нестроение, Запад, пользуясь слу-чаем, пытается уничтожить Россию до основания, сжечь ее до тла. В ход пускались и пускаются все средства: наглая ложь, двойной стандарт, клевета, шантаж, запугивание, духовная экспансия, а потом -- обязательно -- вооруженное вторжение. Вспомним слова священномученика Ермогена, обращенные к тогдашней ударной силе Запада против Руси -- польским захватчикам: "...наша Русь Святая была свободна и могуще-ственна, пока вы не протянули к ней алчные руки ваши. Об-маном, насилием и лестью захватили теперь вы Русь, невзи-рая на проклятия миллионов русских людей. Ложь, хитрость, измена -- вот орудия ваши". Только в период Смуты можно в полной мере ощутить степень ненависти Запада к России. Она настолько велика, что в нее подчас трудно поверить. Здесь уместно будет процитировать стихотворение Ф.И.Тют-чева о трагедии поражения России в Крымской войне: Ложь воплотилася в булат Каким-то Божьим попущеньем. Не целый мир, но целый ад Тебе грозит ниспроверженьем. Все богохульные умы, Все богомерзкие народы Со дна воздвиглись царства тьмы Во имя света и свободы! Четвертый урок Смуты - болезнь самозванства. В начале XVII века мы имеет дело с ее классической, если так можно выразиться, формой -- в лице Лжедмитрия I, Лжедмитрия II и т.д. На рубеже XIX-- XX столетий самозванство выразилось в оболгании и шельмовании Богом данной Самодержавной власти либеральными демократами и в замене ее бесчинным, беззаконным, самозванным февральским сборищем. Из сла-бых либеральных рук бразды правления затем вырвали жес-токие большевики (в большинстве своем самозванцы, носив-шие чужие имена), завершившие беззаконие цареубийством. И в наши дни черты самозванства легко узнаваемы. Взять, к примеру, возню нынешних либералов-демократов вокруг так называемых "царских останков" или попытку навязать Рос-сии в качестве законного наследника Романовых некоего Гогу. Пятый урок : Смута на Руси всегда начиналась в момент кризиса идеологии. Как заметил известный филолог и мыс-литель Н.С.Трубецкой: Россия -- страна идеократическая, она не может жить без руководящей идеи. При разрушении последней, у русского ч еловека наступает растерянность, ут-рачиваются внутренние ориентиры и отсюда -- "русский бунт, бессмысленный и беспощадный". Под идеологией я понимаю не сумму отвлеченных правил, написанных на бу-маге. Идеология -- это не немецкая железнодорожная инст-рукция, а совокупность идеалов, которые произрастают из народного сердца и соединяют людей общей целью, общим смыслом. Идеологию нельзя выдумать -- она мистична, она незаметно овладевает людьми и так же незаметно исчезает. И с ее исчезновением начинается Смута. Выход из Смуты воз-можен лишь тогда, когда идеология вновь обретается. Рус-ские люди к 1613 году поняли, что своеволие привело их к краю могилы, они стали молить Бога, чтобы Он даровал им Царя-отца, и были услышаны. Какой урок нам, живущим се-годня! Шестой урок Смуты парадоксален, на первый взгляд. Бла-годаря ей, в конечном итоге, в обществе наступает состояние полной политической и духовной определенности. Становит-ся окончательно ясно: кто предатель, а кто патриот, кто чу-жой, а кто свой. Все поляризуется до предела. С одной сто-роны священномученик Ермоген, с другой -- ничтожество Игнатий, с одной стороны Скопин-Шуйский, Минин и Пожарский, с другой -- Болотников, Салтыков, Тюфякин. На мой взгляд, наша сегодняшняя Смута подходит к концу. Очень скоро все разойдутся по своим позициям. Уже никто не сможет усидеть на двух стульях. Мы вступаем в фазу решительной битвы, битвы за Россию, в полном смысле этого слова. И бояться нам нечего. В Первопрестольном граде и других городах Рос-сии пролита невинная кровь. Но горем нас не запугаешь! Как говорил Ф.М.Достоевский, -- сильны не те, кто кровь про-ливает, а те, чью кровь проливают. Наконец вышла из оце-пенения наша армия. Русский солдат уже держит за горло ичкерийского волка. И не надо нам бояться Запада. Он сей-час слаб как никогда, слаб морально. Западные гуманисты готовы за свои идеалы убивать, но не готовы за них умирать. А у нас есть Женя Родионов -- русский православный сол-дат, отказавшийся снять с себя крест и принявший мучени-ческую кончину. Напрасно Олбрайт, Бжезинский и им по-добные надеются, что ракеты, лазерные прицелы и вакуум-ные бомбы позволят им одержать победу. В конце концов, все решится в очном поединке, в чистом поле, где сойдутся генерал Шаманов с генералом Кларком, наши братишки-морпехи с ковбоями из Техаса, рядовой Теркин с рядовым Райаном. И вот тогда посмотрим! Как говорил тот же Тер-кин: Не зарвемся, так прорвемся Будем живы -- не помрем, Срок придет, назад вернемся, Что отдали -- все вернем. Нашим внешим и внутренним врагам стоит прислушаться к словам священномученика Ермогена: "Но близок день, когда придет-ся вам собрать кровавую жатву с посеянных вами семян. Прямо и открыто проклинаю я ваше господство..." Но чтобы пришел этот долгожданный день, мы должны непоколебимо стоять в Православной вере, быть верными Матери-Церкви, хранить чистоту православного русского сердца. Пусть на-шим девизом будут слова замечательного русского поэта Ни-колая Рубцова: До конца, До тихого креста, Пусть душа Останется чиста. Вот-вот вспыхнет ярким пламенем свеча русского духа и, на удивление всему миру, рассеет липкий бесовский туман, окутывающий Родину. Россия, помни тютчевский наказ: О, в этом испытанье строгом, В последней роковой борьбе, Не измени же ты себе И оправдайся перед Богом.

На рубеже 16-17 веков Россия переживала глубокий политический и социально-экономический кризис. Смутное время было вызвано рядом причин и факторов:

  • Пресечение династии Рюриковичей.
  • Борьба между боярами и царской властью, когда первые стремились сохранить и приумножить традиционные привилегии и политическое влияние, вторые - ограничить эти привилегии и влияние. Их «интриги тяжёлым образом сказались на положении царской власти».
  • Тяжёлое экономическое положение государства. Завоевательные походы Ивана Грозного и Ливонская война привели к затрате значительных ресурсов. Негативно на экономике страны сказалось насильственное передвижение служилых людей и разорение Великого Новгорода. Ситуацию катастрофически усугубил голод 1601‒1603 годов, разоривший тысячи крупных и мелких хозяйств.
  • Глубокий социальный разлад в стране. Существующий строй вызывал отторжение у массы беглых крестьян, холопов, обедневшего посадского люда, казацкой вольницы и городовых казаков, а также значительной части служилых людей.
  • Последствия опричнины. Она подорвала уважение к власти и закону.

Первый период смуты.

Характеризуется борьбой за престол различных претендентов. Смута началась с появлением в Польше Лжедмитрия (в действительности Григорий Отрепьев), якобы чудесным образом выжившего сына Ивана Грозного. В 1605 г. Лжедмитрия поддержали воеводы, а затем и Москва. И уже в июне он стал законным царем. Но он действовал слишком самостоятельно, чем вызвал недовольство бояр, также он поддерживал крепостничество, что вызвало протест крестьян. 17 мая 1606 г. был убит Лжедмитрий I и на престол вступил Василий Шуйский , с условием ограничения власти. Таким образом, первый этап смуты был отмечен правлением Лжедмитрия I (1605 - 1606 гг.)

Второй период смуты .

В 1606 г. поднялось восстание, предводителем которого стал И.И. Болотников. В ряды ополчившихся входили люди из разных слоев общества: крестьяне, холопы, мелкие и средние феодалы, служилые, казаки и посадские люди. В битве под Москвой они потерпели поражение. В итоге Болотников был казнен.

Но недовольство властью продолжалось. И вскоре появляется Лжедмитрий II . В январе 1608 г. его войско направилось к Москве. К июню Лжедмитрий II вошел в подмосковное село Тушино, где и обосновался. В России образовалось две столицы : бояре, купцы, чиновники работали на 2 фронта, иногда даже получали жалование от обоих царей. Шуйский заключил договор со Швецией и Речь Посполитая начала захватнические военные действия. Лжедмитрий II бежал в Калугу.

Шуйский был подстрижен в монахи и увезен в Чудов монастырь. В России наступило междуцарствие – Семибоярщина (совет из 7-и бояр). Боярская дума пошла на сделку с польскими интервентами и 17 августа 1610 г. Москва присягнула польскому королю Владиславу . В конце 1610 г. был убит Лжедмитрий II, но борьба за престол на этом не окончилась.

Итак, второй этап был отмечен восстанием И.И. Болотникова (1606 - 1607 гг.), царствование Василия Шуйского (1606 - 1610 гг.), появлением Лжедмитрия II, а также Семибоярщиной (1610 г.).

Трети й период смуты.

Характеризуется борьбой с иноземными захватчиками. После смерти Лжедмитрия II русские объединились против поляков. Война приобрела национальный характер.

В августе 1612 г . ополчение К. Минина и Д. Пожарского дошло до Москвы. И уже 22 октября польский гарнизон сдался (по новому стилю — 4 ноября). Москва была освобождена. Смутное время закончилось.

Через семь лет после событий, которые положили конец Смутному времени в России, был установлен праздник — День иконы Казанской Божьей матери. С 2005 года 4 ноября отмечается также День народного единства .

Итоги смуты были удручающими: страна находилась в ужасном положении, казна разорена, торговля и ремесла в упадке. Последствия смуты для России выразились в ее отсталости по сравнению с европейскими странами. На восстановление хозяйства ушли десятки лет.

Альтернативная хронология этапов Смутного времени.

План конспект открытого урока по истории России для учащихся 7 класса «Смутное время».

Римская Анна Георгиевна, учитель истории и права МОБУ СОШ № 10 имени атамана С. И. Белого, г. Сочи
Тип урока: комбинированный
Описание: Открытый урок по истории России для учеников 7 - ых классов, полученные знания направленны не систематизацию, анализ и обобщение ранее приобретенных знаний в процессе обучения истории.
Предмет: История России
Тема: Смутное время
Цель урока: Изучить события предшествующие Смутному времени, ход исторических событий и итоги, для систематизации и более полной картины по данному периоду.
Задачи:
I. Обучающая:
1. Раскрыть понятие Смуты, а так же выявить ряд причин способствующих наступлению Смутного времени на Руси.
2. Рассмотреть основные события и итоги Смутного времени.
3. Определись каковы были последствия Смутного времени.
II. Развивающая:
1. Развить у учащихся способность работать с историческими источниками (документами), с картой, учебником для более точного обобщения и анализа полученных знаний.
2. Способствовать развитию у учащихся умению самостоятельно или в группе анализировать исторические источники, давать развернутый ответ на поставленный вопрос.
3. Развивать у учащихся способность к систематизации полученных исторических знаний, и грамотно формировать выводы по предложенным темам.
III. Воспитательная:
1. Способствовать развитию у учащихся чувства патриотизма, уважения к истории своего государства.
2. Сформировать гражданскую и гуманистическую позицию у учащихся, не смотря на сложившиеся мировые конфликты.
3. Способствовать пониманию у учащихся роли личности в исторических событиях разного времени.
Основные понятия:
1. Смутное время
2. Гражданская война
3. Самозванство
4. Тушинский вор
5. Крестоцеловальная запись
6. "Семибоярщина"
7. Интервенция
8. Первое ополчение
9. Второе ополчение
Основные даты:
1. 1533 1584 гг. - Княжение и царствование Ивана IV Грозного
2. 1584 - 1589 гг. - Царствование Федора Ивановича
3. 1598 - 1605 гг. - Царствование Б. Годунова
4. 1601 - 1603 гг. - Голод и неурожай на Руси
5. 1603 -1604 гг. - Восстание казаков под руководством Х. Косолапа
6. 1605 - 1606 гг. - Царствование Лжедмитрия I
7. 1606 - 1610 гг. - Царствование В. Шуйского
8. 1606 - 1607 гг. - Восстание И. Болотникова
9. 1607 - 1610 гг. - Появление Лжедмитрия II на Руси
10. 1609 г. - Начало интервенции
11. 1611 г. - Первое ополчение
12. 1612 г. - Второе ополчение
13. 1613 г. - Земский собор. Избрание царем М. Ф. Романова. Начало правления новой династии.
Оборудование урока: Компьютер, карта «Смутное время в России начала XVII в.», учебник История России XVII–XVIII веков 7 класс. Пчелов Е.В. М.: 2012. - 240 с.
План урока:
1. Причины смуты.
2. Появление самозванство на Руси. Правление Б. Годунова
3. Приход В. Шуйского к власти. «Семибоярщина»
4. Формирование Первого ополчения. Итоги
5. Роль Второго ополчения в освобождении России от иностранной интервенции
6. Земский собор 1613 года
Ход урока
I.Организационный момент
II.Проверка домашнего задания (устная беседа по следующим вопросам)?
1.Основные направления внешней и внутренней политики Ивана Грозного?
2.Когда и по каким причинам прекратила существовать династия Рюриковичей?
3.Результаты политики Опричнины?
Обобщение: Таким образом, к началу XVII века в России накопилось множество противоречий. Смутное время стало для России периодом социальных конфликтов, политических и экономических кризисов и войн. В начале XVII века решался вопрос о существовании самой российской государственности.
III. Изучение нового материала
План
1.Причины Смуты



5.IV, V этапы Смуты. Создание Первого и Второго ополчения.
6.Последствия и уроки Смуты.
1.Причины Смуты
Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока Смутное время в России, прежде чем начать изучения нового материала мы должны обозначить причины появления Смуты.
Запись в тетрадь с доски.
Причины смуты
1.Династический кризис (смерть Ивана Грозного и двух его сыновей Федора и Дмитрия привели к пресечению правящей династии Рюриковичей);
2.Экономическая (голод и неурожай 1601 – 1603 гг. привели);
3.Социальная (недовольство некоторых сословий своим тяжелым положением);
4.Кризис власти (стремление боярских группировок за управление страной)
Учитель: Таким образом, Россия в XVII веке оказалась на грани грандиозного социального взрыва. Нестабильной ситуацией в стране поспешили воспользоваться западные соседи - Речь Посполитая и Швеция. Они были заинтересованы в завоевании западных земель России.
2. I этап Смуты (1604 – 1605 гг.)
Учитель: В 1598 году умер Федор Иванович последний представитель династии Рюриковичей. Тем самым законная правящая династия пресеклась. Главным претендентом на престол был Борис Годунов (родной брат жены Федора Ивановича), который обладал реальной властью в период правления царя Федора.
Запись в тетрадь с доски
1598 – 1605 гг. – Правление Б. Годунова
Учитель: Годунов пытался привлечь на свою сторону как можно больше людей. Для простого народа проводились недельные застолья, боярам и дворянам в несколько раз повышались жалования. Из тютер освобождались заключенный, отменялась смертаная казнь.
Боясь за шаткое положение своей не законной власти Борис Годунов насильно постриг в монахи Федора Никитича Романова (в монашестве принял имя Филарет), родственника царя Федора по материнской линии, который мог претендовать на престол. Других Романовых ждала иная учесть (опала, ссылки).
В 1601 - 1603 гг. Россию поразили страшные стихийные бедствия: дожди и морозы, привели к массовым неурожаям. Царь распорядился открыть государственные житницы и бесплатно раздавать хлеб. В стране начали вспыхивать народные волнения и восстания. Одним из самых крупных было восстание под предводительством казака Х. Косолапа.
Запись в тетрадь с доски
1603 - 1604 гг. - Восстание под предводительством казака Х. Косолапа.
Учитель: Все внутренние события в стране порадили все большее недовольства царем Борисом Годуновым у народа.
3. II этап Смуты (1606 – 1607 гг.) Восстание И. И. Болотникова
Учитель: Сложившейся ситуацией ряшили воспользоваться иностранные государства, а прежде всего Речь Посполитая.
Здесь начали появляться слухи о спасшемся царе Дмитрии (младшем сыне Ивана Грозного). На самом деле это был беглый монах Чудова монастыря Григорий отрепьев. Который получил поддержку от магнатов (польско - литовской знати), короля и католической церкви.
Самозванец стал набирать войско похода на Русь. Осенью 1604 г. войско Лжедмитрия I перешло русскую границу. Народ хотел видеть в нем справедливого царя, который изменит их жизнь к лучшему. Один за другим русские города присягали самозваницу.
Смерть Б. Годунова 23 апреля 1605 г. ускорила приход Лжедмитрия I к власти. В 1605 году он торжественно вступил в столицу. Но вскоре народ видел, что ни их жизнь ни само положение в стране не изменилось.
Обстановка усложнилась и тем, что Лжежмитрий I женился на дочери польского магната Марине Мнишек, свадебные торжества проходили с полным нарушением принятого на Руси православного порядка.
Запись в тетрадь с доски: 1605 - 1606 гг. - Правление Лжежмитрий
19 мая 1606 г. на Красной площади в цари “выкрикнули” боярина князя Василия Ивановича Шуйского. Другие княжеско-боярские рода, заседавшие в Думе, хотели получить обещание от царя, что он не превратиться в такого же тирана, как Грозный. Поэтому при вступлении на престол дал крестоцеловальную запись, т.е. письменную клятву, скрепленную целованием креста.
Учитель: Работа с документом “отрывок из Крестоцеловальной записи царя Василия Шуйского” (1606 год).
«Божиею милостью мы, великий государь царь и великий князь Василий Иванович всея Русии, щедротами и человеколюбием славимаго бога и за молением всего освященного собора, и по челобитью и прошению всего православного христианства, учинилися есьмя во отчине прародителей наших, на Российском государстве царем и великим князем, егоже дарова бог прародителю нашему Рюрику, иже бе от Римскаго кесаря, и потом многими леты и до прародителя нашего Александра Ярославича Невского на сем Российском государстве быша прародители мои, и посем на суздалской удел разделишась, не отнятием и не от неволи, но по родству, якоже обыкли болшая братия на болшие места седати. И ныне мы, великий государь, будучи на престоле Российского царствия, хотим того, чтобы православное християнство было нашим царским доброопасным правительством и в тишине, и в покое и во благоденствии…»
Вопрос к документу: почему в своей крестоцеловальной записи В.Шуйский постоянно ссылался на кровное родство с Рюриком, А.Невским?
Учитель: Вновь в юго-западных уездах стали собираться повстанческие отряды против правительства Василия Шуйского. Верность ему сохраняли дворяне, горожане центра и севера России. Во главе же беглых холопов, казаков, крестьян и дворян южных уездов встал бывший военный холоп – Иван Исаевич Болотников.
Запись с доски в тертадь. 1606 - 1607 гг. - Восстание И.Болотникова

Вопросы к карте:
1. Где и когда началось восстание И.Болотникова?
2. Назовите города, которые были заняты восставшими?
Учитель: В конце октября 1606 г. повстанческие армии осадили Москву. Продолжалась она 5 недель – до начала декабря. Постепенно перевес сил перешел к воеводам Шуйского. В битве у Коломенского 2 декабря они одержали победу над восставшими.
Работа с картой: “ Смутное время в России начала XVII в.” Используя карту в учебнике (стр. 16)
Покажите город, в который после поражения под Москвой переносится центр восстания?
Болотников в Калуге быстро организовал ее оборону и пополнил войско. Правительственные войска взяли город в осаду, но не полностью блокировали город, и Болотников получил помощь из соседних городов. В мае 1607 г. Болотников разгромил царскую армию под Калугой. Повстанцы ушли в Тулу.
Работа с картой: “ Смутное время в России начала XVII в.” Используя карту в учебнике (стр. 16)
Покажите, где закончилось восстание Болотникова?
4.III этап Смуты (1608 – 1610 гг.)
Учитель: На третьем этапе в события России вмешались войска Польши и Швеции.
Вопрос: По каким причинам иностранные войска вмешались в события в России?
Используя текст учебника (стр. 24 - 25)
17 июля 1610 г. – власть перешла в руки Семибоярщины. Был заключен договор с поляками об избрании на русский престол польского королевича Владислава.
5. IV, V этапы Смуты. Создание Первого и Второго ополчения.
Первым против польских захватчиков выступили Рязанцы. В Рязани было создано народное ополчение, которое возглавил Прокопий Ляпунов, присоединились Трубецкий, Заруцкий. Со временем сторонники Ляпунова стали покидать его ополчение. Летом 1611 года страна оказалась в ужасном и тяжёлом состояние. Центром освободительного движения с осени 1611 года стал Нижний Новгород. Торговый человек- Кузьма Минин обратился к народу с призывом помочь всеми силами и средствами в создание нового ополчения для освобождения России от иноземных захватчиков. В Нижний Новгород стали стягиваться вооруженные отряды ополченцов со всех земель. Сподвижником Кузьмы Минина стал Дмитрий Михайлович Пожарский. Именно эти люди освободили Россию от иностранных захватчиков.
Подробно про Первое и Второе ополчение мы поговорим на следующим уроке.
Учащиеся отвечают на вопросы:
1) Назовите исторические личности, характеризующие Смутное время?
2) Укажите основные причины Смутного времени?
3) Почему данный период русской истории получил название "Смута"?
6.Последствия и уроки Смуты.
Учитель: Для завершения Смуты стране нужен был законный, признанный всеми слоями общества монарх. С этой целью руководители Второго ополчения уже в конце 1612 года разослали по городам грамоты с требованием выслать представителей сословий на Земский собор.
В январе 1612 года на Земский собор в Москву съехались выборные представители всех сословий России - бояре, дворяне, деятели Церкви, посадские люди, казаки, черносошные и дворцовые крестьяне. Интересы крепостных крестьян и холопов на Соборе представляли собственники земель. Никогда еще в стране не было представительного органа столь широкого состава.
У Собора была одна задача - выборы монарха.
Претендентов на престол было несколько, начиная от иностранцев (шведский и польский принцы), сына Марины Мнишек и Лжедмитрия II, и заканчивая российскими претендентами: Ф.И. Мстиславский, В.В. Голицын, Д.М. Трубецкой, Д. Пожарский, М.Романов, Д.М. Черкасский, П.Н. Пронский и др.
Первоначально члены Собора решили не избирать на русский престол иноземного представителя, отклонили кандидатуру сына Марины Мнишек и Лжедмитрия II – Ивана.
В результате острых споров наиболее приемлемой оказалось кандидатура 16-летнего Михаила Федоровича Романова. Сын тушинского патриарха Филарета, за ним стоял ореол отца – мученика, который находился в польском плену. Возможно, сыграла свою роль и близость Михаила Романова к династии Рюриковичей, так как он приходился внучатым племенником первой жены Ивана Грозного Анастасии Романовой (Генеологическое дерево М.Романова).
Таким образом, избрание Романовых на царство обещало всеобщее согласие и успокоение, это произошло 21 февраля 1613года.
Земский сбор направил послов в Ипатьевский монастырь (под Костромой), где находились Михаил Романов и его мать. Инокиня Марфа, опасавшаяся за судьбу сына, дала согласие на его воцарение лишь после долгих уговоров. Россия обрела законно избранного монарха.
Оставшиеся на Русской земле польские отряды, узнав об избрании Михаила Романова на царство, попытались захватить его в родовых Костромских владениях, чтобы освободить русский престол для своего короля. Пробираясь в Кострому поляки попросили крестьянина села Домнино Ивана Сусанина показать дорогу. Согласно официальной версии, он отказался и был ими замучен, а по народной легенде, Сусанин согласился, но послал к царю предупреждение о грозящей опасности. А сам завел поляков в болото, из которого они не сумели выбраться. Осознав обман, они убили Сусанина, но и сами погибли в чаще от голода и стужи. Легенда о подвиге Сусанина послужила сюжетом для оперы М. Глинки «Жизнь за царя».
Подвиг Сусанина как бы увенчал общий патриотический порыв народа. Акт избрания царя, а потом венчания его на царство сначала в Костроме, а потом в Успенском соборе Московского Кремля означал прекращение Смуты.
Так закончилась Смута – тяжелейшее потрясение начала XVII века, которое по своему характеру, остроте социально - политического противостояния и способам разрешения противоречий многие исследователи приравнивают к гражданской войне.
Таким образом, в основном территориальное единство России было восстановлено, хотя часть русских земель осталось за Речью Посполитой и Швецией.
После Смутного времени был сделан выбор в пользу сохранения крупнейшей на востоке Европы державы.
Последствия Смуты:
1. Экономическая разруха: разорены были сельское хозяйство, ремесла, угасла торговая жизнь
2. Обнищание народа
3. Ухудшение международного положения и потеря ряда территорий
4. Воцарение новой династии
IV. Домашнее задание
§ 4 -5. Заполнит таблицу на стр. 29

Вообще, история - это не только факты, и далеко не только факты. Наверное, самое главное, история - это уроки для потомков. Собственно, здесь и происходит соединение истории и современности. Для чего мы и изучаем историю - чтобы извлечь какие-то уроки и понять, как же нам двигаться в будущем.

Смутное время дало нам разнообразные уроки: и о причинах Смуты, и о людях - о поступках людей, как себя вести в Смуту. Главные, важнейшие, на мой взгляд, уроки - это уроки выхода из Смуты, т. е. как Россия смогла преодолеть Смуту, что помогло России выйти из этого страшного периода. Когда казалось, что все потеряно. Когда на престоле почти воцарился польский королевич. Когда поляки отказались подписывать с русским тогдашним правительством договор о сохранении Православия в России (о том, что польский королевич должен принять Православие и жениться только на русской православной царевне) и фактически начали войну, чтобы превратить Россию в католическое государство и изринуть Православие из России. Казалось, потеряно все. Пик этого состояния - 1610–1611 гг. И вдруг через год все поворачивается в другую сторону, и Россия спасается. До этого 10 лет страшной Смуты, начиная с голода 1601–1603 гг.

Итак, урок первый. Прежде всего Смута воспринималась народом русским как Божие наказание за грехи - это прослеживается абсолютно по всем документам Смуты. Следовательно, когда искали выхода из Смуты, то главными способами спасения России от разорения считали два: 1) возвращение в сердца людей страха Божия; 2) всеобщее покаяние. Два главных способа, которыми народ русский мыслил себе спасение России. Но не только мыслил, но и делал.

В начале Смуты, при Лжедмитрии, был свергнут с престола первый русский Патриарх Иов и заточен в Спасском Угличском монастыре. Есть версия, что после того, как Василий Шуйский уже воцарился на царском престоле, Иову было предложено вернуться на патриарший престол, но он отказался, поскольку был болен (через год он умрет). И был избран Гермоген. Так вот, зимой 1607 г. Патриарх Гермоген призвал престарелого первого Патриарха Иова и они вместе в Москве провели службу «о прощении всех грехов России и русского народа». Это был очень серьезный акт - первый церковно-государственный акт начала того самого всеобщего покаяния, которое рассматривалось как главный способ выхода из Смуты.

Но дело в том, что народ русский сам, без «приказа» или «распоряжения сверху», начал стремиться к духовному очищению. Особенно ярко проявился этот процесс в практике видения знамений - небывалое по своей массовости явление, которое произошло в Смутное время. Никогда такого раньше не было в истории России. По подсчетам современного исследователя Бориса Кузнецова, с конца XVI по начало XVII в. в различных источниках зафиксированы сообщения о 80 знамениях и 45 эпизодах, содержащих 78 оригинальных рассказов о видениях.

Это, подчеркиваю, письменно зафиксированные знамения и видения. При этом видения, несомненно, играли стабилизирующую роль в обществе (это очень важный момент), ибо чаще всего Высшие Силы, являющиеся тем или иным людям, хотя и требовали от народа покаяния, но и обещали свою поддержку в спасении России. И интересно, что видения начинаются с 1606 г. и продолжаются по 1613 г. - в самые тяжелые, Смутные времена.

Исследователи делят видения (с рациональной точки зрения) на видения, так сказать, местного и общегосударственного значения. Но, в самом деле, было несколько видений, которые сыграли огромную роль. Причем они охватывали собой все самые значимые события Смуты: и осаду Москвы Болотниковым, и осаду Москвы Тушинским вором - Лжедмитрием, и осадное сидение в Троице-Сергиевом монастыре, и польскую интервенцию, и ополчение, и освобождение Москвы. И все они были зафиксированы в литературных памятниках.

Из наиболее ярких произведений, зафиксировавших видения, стали «Повесть о видении некоему мужу духовному» (это в Москве было видение, после чего по распоряжению Церкви и царя Шуйского был установлен всеобщий пост всероссийский), «Повесть о чудесном видении в Нижнем Новгороде» с примыкающим к нему «Владимирским видением» и, наконец, цикл видений в Троице-Сергиевом монастыре. Этот цикл нашел отражение в «Сказании» Авраамия Палицына, где насчитывается 18 рассказов об оригинальных видениях.

Вот один, может быть, наиболее важный эпизод. Это «нижегородское видение». Оно было явлено благочестивому человеку, Григорию. Ночью, пребывая в храме в тонком сне, Григорий узрел, как купол храма вдруг раскрылся на 4 стороны и с небес, озаренный великим светом, в человеческом образе сошел Господь, сопровождаемый неким человеком в белых ризах. Расположившись на груди (в источнике написано, «на персех») Григория, Спаситель произнес свои заповедания. Прежде всего Господь заповедал установить во всем российском государстве строжайший трехдневный пост, причем умерших во время поста Он обещал принять в Царство Небесное, даже детей. Следующее заповедание - это построение храма в Москве. Кроме того, в этот храм нужно было перенести из Владимира икону Владимирской Божией Матери, поставить перед иконой незажженную свечу и положить «неписанный», т. е. чистый лист бумаги. Согласно видению Спаситель утверждал, что в нужный день свеча возгорится от огня Небесного, и на бумаге чудесным образом появится имя будущего русского царя, угодного Богу (как в источнике сказано: «по сердцу Моему»). Если же воля Божия не будет исполнена, то все российское государство будет жестоко наказано. Столь же жестоко будут наказаны нижегородцы, если они не сообщат о заповеданиях Господа, данных Григорию, по всей России («воздвигну бурю и волны из реки Волги, и потоплю суда с хлебом и солью, и поломаю деревья и храмы...», так было сказано в видении).

Если проанализировать текст, то видно, что видение носит яркий оптимистический характер: Господь дарует Свои знамения для того, чтобы укрепить в русских людях веру и показать им Свою милость.

Важно и то, что «нижегородскому видению» волей Господа придается общерусское значение, причем в данном случае Господь обращается напрямую к русскому народу, а не к правителям. И по сути дела, «нижегородское видение» свидетельствует о том, что русский народ волею Самого Господа призывался к подвигу самоустроения: очистившись от грехов, русский народ должен был освободить Москву и избрать себе царя, имя которого будет названо Господом.

И Россия услышала этот призыв. Уже летом 1611 г. видение записывается, появляется «Повесть о чудесном видении в Нижнем Новгороде», и затем, осенью 1611 - зимой 1612 г., грамоты с текстом «Повести» рассылаются по всей стране.

Списки грамоты уже точно найдены, известны в Перми, Вологде, Устюге, Ярославле, Ростове, а также в городах Сибири, вплоть до Тобольска (до которого, кстати, Смута не дошла - поляков там не было). Появился текст «Повести» и в войсках, стоявших под Москвой, в частности в полках 1-го ополчения под руководством Прокопия Ляпунова. И «нижегородское видение» стало прямым катализатором активных народных действий. Везде, где о нем получали известия, устанавливался строжайший трехдневный пост. Причем, что очень важно, пост устанавливался по инициативе самих горожан, без вмешательства каких-либо властей.

Таким образом, всенародный очистительный пост стал непосредственной реакцией на «нижегородское видение». И этот всенародный пост показывает степень раскаяния в грехах, став выражением всероссийского покаяния, столь давно ожидаемого на Руси.

Именно всеобщее и искреннее покаяние рассматривалось в начале XVII в. как главный способ спасения России от разорения. Следовательно, весь русский народ воспринял сообщение о чудесном видении в Нижнем Новгороде как непосредственное руководство к действию и доказал свое стремление к нравственному очищению. И таких примеров было очень много.

Итак, народ стремился сам духовно очиститься. Это очень важно.

Урок второй. Кто мог возглавить народ в Смуту? Авторитет имевшихся царей и многообразных претендентов на престол к началу XVII в. очень упал. Никто из них, ни Борис Годунов, ни Василий Шуйский, не говоря уже о Лжедмитрии I, не отвечал русскому православному представлению о царе - каким должен быть царь. Между прочим, в то, что Лжедмитрий - это воскресший царевич, верили, искренне верили. Больно последние годы правления Годунова были страшными, и, вообще, главной причиной Смуты считалось убиение царевича, т. е. Господь наложил за это убиение наказание на народ русский в виде Смуты.

Лжедмитрия обвиняли в том, что он деньги на поляков тратил; огромные деньги отсылал в Польшу. Правительство Шуйского опубликовало его переписку с папой римским, с королем Польским, но наибольшее отрицательное воздействие на русский народ Лжедмитрий произвел всего лишь одним деянием: он женился на полячке Марине Мнишек. Марина отказалась принять Православие, и они отказались после свадьбы от Причастия. Вот это стало самым главным катализатором свержения Лжедмитрия (8 мая состоялась свадьба, а 17 мая Лжедмитрия уже свергли). Авторитет царский падал, а в 1610 г., казалось, уже полное падение - междуцарствие. Польскому королевичу была принесена присяга и послан договор. Поляки отказались подписывать этот договор, и вот в этих условиях единственным авторитетом осталась Церковь - единственным во всей стране. И прежде всего, конечно же, Патриарх Гермоген.

Именно Патриарх разрешил русский народ от присяги польскому королевичу. Из Москвы были разосланы специальные грамоты об этом. Это очень важный момент. То есть это как бы давало законные основания для восстания против поляков. Именно Святейший Патриарх Гермоген, когда поляки подходили к городу (входили в город), благословил ополчение, благословил на то, чтобы народ поднялся. Для русского человека благословение означает самое важное, т. е. это Божие благословение «на труды своя». Были и знаменитые записки, письма, грамотки Гермогена, которые рассылались по России. Правда, грамоты 1-го ополчения не найдены, но интересно, что в отрядах, когда приговоры делались по сбору народа на ополчение, то везде в первую очередь говорили: «по благословению Патриарха». Это было очень важно.

Но более того. Дело в том, что в этот момент Церковь, именно Церковь и только Церковь стала идейным и организационным центром по собиранию народа на подвиг самоустроения. Церковь помогала средствами. А местные иерархи - это первые адресаты в посланиях из отрядов ополчений. То есть именно к ним обращались как к главным руководителям государства. И, конечно же, благословение на ратный подвиг преподобного Иринарха русскому воинству из 2-го ополчения.

Урок третий. Укрепившись духовно и церковно, русский народ сам поднялся на спасение Всей Земли. И 1-е, и 2-е ополчения - результат народного творчества. Не случайно в 1611–1612 гг., по сути, главным государственным органом становятся Советы Всей Земли. Это было и в 1-м ополчении, и во 2-м. Народ управлял собой сам и сам себя спасал в отсутствие государственной власти. Именно народ выдвинул из своих рядов народных героев: Прокопия Ляпунова, Кузьму Минина. Народ нашел князя Димитрия Пожарского.

Итак, главный вывод из уроков Смуты. Укрепившийся духовно, предавшись покаянию, под водительством Церкви, русский народ сам поднялся на подвиг самоустроения и спас Россию. Наши предки сделать это смогли. Сможем ли мы?



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!