Смысл рассказа хамелеон. «Смысл названия рассказа Чехова «Хамелеон

Странный у Чехова смех! Что больше читаю чеховские рассказы, то меньше верю в то, что он смеется. Вот идет улицей неизвестного городка местная власть - полицейский надзиратель с городовым. Но фамилия у этой власти как клеймо - Очумелов. Кто же наградил такой фамилией чиновника, который олицетворяет Русскую империю и ее законы? За этой историей о незначительном случае запряталась сама жизнь с его сложностью. Главное - чья собака, а не Хрюкин с его покусанным пальцем и претензиями. От этого пронимает огнем и холодом. Поэтому и надо все время то снять, то одеть шинель. Так как закон законом, а генерал Жигалов - это генерал. Хотя, что не полицейский. Его чин выше от всяких законов. Это понимают все. Толпа будет смеяться над Хрюкиным и его покусанным пальцем.

Выдающийся русский писатель А. Чехов начинал свой творческий путь как автор небольших юмористических рассказов. Тем не менее маленькие по объему произведения были наполненные глубиной содержания, широтой обобщений. Среди ранних произведений писателя одним из популярнейших был рассказ «Хамелеон».

Прочитав название произведения, читатель может предположить, что речь в нем пойдет о природе, изучении животного мира. И о представителях класса ползунов в рассказе нет ни одного слова. Вместе с тем он рассказывает о людях, их поведении, моральных качествах. Есть в нем, правда, один представитель братьев наших меньших - испуганная собака. Именно через него и поднял весь этот гам возле дровяного стола купца Пичугина.

Главный герой рассказа, полицейский надзиратель Очумелов, через свою служебную обязанность старается выяснить, почему это собралась толпа.

Он серьезно берется за дело. Врезаясь в толпу, грозно ставит ряд вопросов: и «Из которой это возможности здесь? Почему здесь? Кто кричал?» И вот здесь начинаются странные преобразования. Несколько раз повторяется ситуация выяснения, чья собака. Пять и или шесть раз изменяется ответ на этот вопрос, и столько же раз изменяется поведение Очумелова и его оценка события. Сначала полицейский надзиратели набирает вид человека властного, разговаривает сурово. Величественно «шевеля бровями», он решает оштрафовать хозяина «бродячего скота», а «собаку уничтожить».

Тот ответ кого-то из толпы, что собака принадлежит генералу Жигалову, сразу изменяет и вид Очумелова, и его взгляд на ситуацию и виновника. Очумелов - будто ящерица-хамелеон, который изменяет свою окраску от освещения. Он несколько раз изменяет свое решение в зависимости от того, кто хозяин собаки. В основе всех изменений поведения Очумелова - незыблемая убежденность в высочестве «генеральского» над всем другим.

Вместе с Очумеловым «превращается» и Хрюкин - от потерпевшего до виновника события. Так же изменяется расположение духа толпы, которая собралась в ожидании хоть какого-то развлечения на сонной от жары базарной площади. А это только, подчеркивает распространенность хамелеонства.
В рассказе «Хамелеон» А. Чехов высмеивает беспринципных людей, которые на угождение обстоятельствам готовы постоянно и моментально изменять свои взгляды на диаметрально противоположные.

И нет ни одного писаного или неписаного закона, который бы не отступал перед высоким чином. Так и произошло на перроне вокзала Николаевской железной дороги.

Встретились двое мужчин. Будто вернулись давние времена, когда не было родственных забот и наибольшей заботой были оценки в гимназическом журнале. Какое счастье встретить одноклассника, вспомнить молодость! Вот и стоят, взявшись за руки.

Два уже пожилых мужчины - толстый и тонкий - посреди толпы. И ничего не замечают. Но весьма много лет прошло, и надо как можно быстрее заполнить эту пропасть кратким рассказом о жизни. И один оказался генералом! Хотя, и чужого ведомства! И на месте друга детства сразу оказался ошалевший (« очумелый») и приниженный раб, которого пронимает огнем и холодом…

Какое же поверие скосило человеческое достоинство героев этих двух рассказов? Ошалеть - это означает заболеть чумой, перестать быть человеком, потерять достоинство. Инфицированные чумой смертельно опасные для окружения.

Какая чума косила личности людей, мы все давно поняли. Это человеческая нерешительность, в чем бы она не оказывалась - в чинах, собственности или простой физической силе. У слабых духом людей появляется желание заискивать, ползать перед сильными. А «сильные» воспринимают это как надлежащее. И поверие распространяется среди людей.

И вот с этого мы смеемся? Нет, не с этого. Или замечали вы, что часто мы смеемся над неудачей (например, когда поскользнулся и упал или когда из-под носа трамвай ушел)? Так и здесь. Не опасаемся ли мы сами оказаться на месте чеховских персонажей? Смеемся ли мы с себя, когда нас обрызгала грязью иномарка? А мы смотрим ей вслед ошалевшими глазами. И это увидел сквозь свое пенсне Чехов, и однажды написал: «На вокзале Николаевской железной дороги встретились двое приятелей…» Ему не смешно, а грустно.

Антон Павлович Чехов – замечательный русский писатель и драматург, мастер короткого рассказа. В своих небольших произведениях он раскрывает совсем нешуточные проблемы. Он высмеивает самодуров и деспотов, которые способны унижаться, терять свое достоинство перед денежными мешками. Чехов пишет о будничном, мелком, но в его рассказах проявляется протест против униженности человека. А. П. Чехов реально создает картину действительности, говорит о социальной подлости и искажении человеческой личности.

Название произведения всегда имеет особое значение, так как в нем всегда заключена основная мысль повествования и краткое его содержание. Рассказ Чехова имеет название «Хамелеон», идея хамелеонства показывается в рассказе в переносном смысле. Здесь хамелеон – это беспринципный человек, который очень легко меняет свое отношение к жизни, свои позиции в зависимости от сложившейся ситуации. Рассказ содержит в себе сатирическое обобщение.

Очень важны в небольших рассказах имя, фамилия персонажа, поскольку они сразу описывают тех, о ком идет речь. Говорящие фамилии характеризуют персонажей и создают комический эффект. «Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке», – так предстает перед читателем этот герой. Новая шинель в летнюю жару, узелок в руке и решето с конфискованным крыжовником в руках городового, сопровождающего Очумелова – символы власти. Хрюкин – «золотых дел мастер» – полупьяный человек с большими претензиями: «Вы меня извините, я человек, который работающий… Работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому – я этим пальцем, может, неделю не пошевельну…» Фамилия Хрюкин тоже комична, но этот ювелир так корыстолюбив и так убого выражает свои мысли, что эта фамилия становится говорящей и очень ему подходит. Генерал Жигалов – персонаж, который так и появится, но о котором все будут говорить. Слово «генерал» является частью его имени. Имя и отчество у него отсутствуют, поскольку они невозможны в глазах тех, кто находится ниже его по служебной лестнице.

В этом рассказе главный хамелеон – это Очумелов. Он не раз меняет свою точку зрения, видно, что в нем постоянно происходит внутренняя борьба. Полицейский надзиратель находится в постоянной тревоге, что проявляется в его словах: «Сними?ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас, как жарко! Должно полагать, перед дождем…», а затем: «Надень?ка, брат Елдырин, на меня пальто… Что?то ветром на меня подуло… Знобит…» Человек унижен, он готов лебезить даже не перед генералом, а перед его собачонкой. А как меняется его взгляд на справедливость в зависимости от того, чей «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине»! Если это просто собака, то правильным Очумелов считает истребить ее: «Я этого так не оставлю! Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я покажу ему кузькину мать!» Но если это генеральская собака, то правильнее будет поступить по?другому: «Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал… И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу… Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака – нежная тварь…» При известии о том, что к генералу приехал погостить братец, все лицо Очумелова «заливается улыбкой умиления». А все лишь потому, что для него не важна истина, важнее преклонение перед сильными мира сего, потому что от этого зависит дальнейшая карьера. Речь Очумелова косноязычна и груба, ко всем он обращается на «ты», в этом проявляется вся суть мелкого чиновника, получившего маленькую власть. Его фразы короткие, отрывистые, с повелительной, устрашающей интонацией и грубой лексикой.

Название «Хамелеон» метафорично: Очумелов меняет свое отношение к щенку в зависимости от того, чей это щенок. Но, сняв шинель, полицейский надзиратель остается в кителе, который хотя бы немного, но должен отличаться по цвету от шинели. Поэтому можно сказать, что Очумелов оказывается хамелеоном и в прямом смысле, постоянно меняя свой цвет.

События произведения происходят в уездном городишке, и героем является совсем не ящерица, а небольшая собачка, якобы укусившая одного из жителей Хрюкина.

Увидев собравшуюся вокруг собаки и Хрюкина толпу, в центре событий оказывается хамелеон-полицейский Очумелов. Пытаясь понять, что случилось, Очумелов беспрерывно изменяет точку зрения в зависимости от слов собравшихся зевак.

Сначала полицейский решает изобразить из себя хозяина ситуации и приказывает истребить бродячую собаку, не имеющую владельца, а Хрюкина убеждает не оставлять произошедшее без последствий.

Вдруг раздается мнение, что собственник щенка - генерал, и взгляды полицейского тут же меняются. Очумелов обвиняет Хрюкина во лжи и даже не хочет слушать его объяснений, считая, что никто его не кусал, и он сам себя поранил.

Один из зевак заявляет, что такой породы собак в доме генерала никогда не было и полицейский снова кричит о том, что в этом случае собаку нужно отправить на живодерню. Но тут же слышит предположение о принадлежности щенка генеральскому брату, приехавшему погостить в город.

Очумелов не выдерживает и практически извиняется перед собакой, обращается к ней с ласковыми словами и готов встать на колени перед животным.

Используя сатирические приемы, писатель сравнивает главного героя с ящерицей, в зависимости от условий меняющей цвет своей кожи и славящейся своеобразной изворотливостью. Очумелов, как и хамелеон, меняет поведение, мнение и, конечно же, отношение к людям. В рассказе автор описывает негативное жизненное явление – приспособленчество российских служащих, взяточничество, продажность, пренебрежение служебными обязанностями.

Назвав произведение именем ящерицы и, повествуя о незначительном случае в городе, автор раскрывает суть беспринципного провинциального служащего, готового ежесекундно приноровиться к любой ситуации, изменить свое мнение, если это может повлиять на его общественное и финансовое положение. В этом обнаруживается вся сущность мелкого чиновника, имеющего небольшую власть и дорожащего своей карьерной службой. Изменяя свой цвет хамелеон спасается от хищников, а Очумелов, боясь потерять все имеющееся, уничтожает все вокруг.

Несколько интересных сочинений

  • Эзопов язык Салтыкова-Щедрина

    Отличительной особенностью произведений писателя является использование в них художественного иносказательного языка, называемого самим автором эзоповым, по имени известного баснописца Эзопа

  • Образ и характеристика Графини Ростовой в романе Война и мир Толстого

    Графиня Ростова не является центральной фигурой в романе, однако ее присутствие придает нужные оттенки ее детям, главным героям. Как Наташа Ростова воплотила в себе идеал женской красоты

  • Характеристика и образ Художника в рассказе Портрет Гоголя сочинение

    Первый образ - молодой художник Чартаков. Знакомство с ним проходит ещё в самом начале рассказа, когда он находился рядом с картинной лавкой

  • Сочинение по картине Попкова Осенние дожди Пушкин (описание)

    На картине «Осенние дожди. Пушкин» известного русского живописца Попкова Виктора Ефимовича неповторимый пейзаж русской земли, которая готовится отдать свои яркие краски под покров долгого зимнего сна

  • Я дуже люблю мою кімнату. Моя кімната найкомфортніша у світі. Мені дуже подобатися планування моєї кімнати. Я завжди намагаюся, щоб у моїй кімнаті було чисто і всі речі лежали на своїх місцях. 6 клас

Юмористический рассказ Чехова «Хамелеон» был написан в 1884 году. Это живая картина нравов мещанского сословия и сатира на него. Главный герой произведения — полицейский надзиратель Очумелов, который и является тем самым «хамелеоном». На примере ситуации с собакой показано, как человек подстраивается под вышестоящие чины.

Очумелову совсем неважно, укусила собака Хрюкина или он укусил собаку. Таким как он, нет дела до правды. Главная их цель – остаться при своем месте. Поэтому весь рассказ занимает описание того, как герой мечется от одной «правды» к другой в зависимости от того, принадлежит животное генералу или не принадлежит. Если да, то судить надо Хрюкина, что покусился на здоровье генеральской собаки. Если нет, то проклятую шавку надо пристрелить на месте, чтобы не возмущала покой честных горожан. Очумелов как предприимчивая рептилия меняет свой окрас в зависимости от ситуации: то он требует убить собаку и наказать ее хозяина, то, узнав, что она генеральская, помиловать.

В этих его репликах заключается вся абсурдность такого отношения к жизни, так как между его диаметрально противоположными решениями не проходит и минуты раздумий. Суть рассказа в том, что герой не замечает своего абсурдного поведения, то есть он настолько привык к нему, что его ни капли не волнует даже собственная репутация в глазах людей.

Главная идея

Читатель сам не раз видел таких «рептилий» в каменных джунглях, но цель автора — заставить человека, меняющего окрас, узнать себя и измениться к лучшему. Поэтому главная идея рассказа «Хамелеон» — показать нам, насколько дико это повседневное вранье и инстинктивное желание «подстроиться». Раболепство духа, которое писатель хотел искоренить, живет в каждом из нас в той или иной мере, поэтому всем нам необходимо увидеть, насколько жалко и уродливо выглядит наше внутреннее ярмо. Оно делает нас рабами в полном смысле слова. Комическое начало и юмор в произведении автор усилил для того, чтобы читатель устыдился марионетки внутри себя и ее желания потакать обстоятельствам в поисках выгоды.

Смысл в том, чтобы высмеять пороки лицемерия и двуличности. Эта проблема не так очевидна и остросоциальна, как многие другие, но она ощутимо влияет на человека и его духовную сущность, постепенно покоряя его чьей-то незримой воле.

Средства создания комического

Эти средства у писателя многогранны. К примеру, художественные детали в тексте Чехова имеют огромное значение. Например, меняет свой «цвет» Очумелов и буквально: он то одевает, то снимает пальто. Отвратительное приспособленчество, как менталитет — это и есть тема, которую автор выражает через деталь. Для героя такое положение дел естественно, он выработал соответствующие жесты и фразы, да и толпа зевак тоже не замечает подвоха. Значит, есть в народе такая холопская черта, и все ее понимают.

Писатель использует просторечную разговорную лексику: «пущай», «нешто», « харю», «тяпни», «ихняя». Манера выражаться нередко демонстрирует нам, чего стоит наш собеседник. В данном примере очевидно, что от людей с таким лексическим запасом не стоит ожидать твердости духа и прямолинейности. Они сами считают себя холопами и в каждом хозяине собаки ищут барина. Само название «Хамелеон» указывает еще и на то, что герой постоянно находится в страхе за свою участь, как будто его окружают дикие звери, как будто его жизни угрожает опасность. То есть, проблема не только в нем, но и в окружающей его действительности, что породила такой порок. Все мы до сих пор, к сожалению, понимаем, какой может быть власть чиновников на местах. Характер Очумелова — не только карикатурный шарж, но и трагическая гримаса на лице общества.

Говорящие фамилии

Читатель видит, что персонажи имеют не типичные имена, которые явно несут смысловую нагрузку. Их можно увидеть невооруженным глазом. Например, есть говорящие фамилии, которые добавляют комичности сложившейся ситуации:

  1. Очумелов
  2. Хрюкин
  3. Елдырин
  4. Жигалов

Но мы не знаем, как выглядят главные герои рассказа, писатель не дает портретных зарисовок. Это показывает универсальность типажей. Речь идет не о конкретных людях, а о том, как устроено общество.

Как Чехов относится к своим героям?

Автор никогда не пишет об этом напрямую, он всегда старается спрятать свою позицию и не навязывать ее нам. Однако по манере описания персонажей видно, что отношение Чехова к героям ироническое. Он тонко высмеивает их, но в данном контексте они – это даже не люди, а общественные пороки с человеческим лицом. Осмеяние трусости и угодничества нельзя приравнять к осмеянию конкретного лица.

В каждом рассказе писателя есть мораль, хоть она и не выражена прямолинейно. Прежде всего, Чехов в рассказе «Хамелеон» учит читателя независимости взглядов и суждений. В конце концов, не так велика цена той выгоды, которую можно приобрести таким унизительным способом. Все-таки, жизнь дана человеку единожды, и нельзя превращать ее в лизоблюдство. Сегодня эта идея приобретает особое значение. И в тексте «Хамелеона» заметно, что Чехова огорчает предчувствие этой актуальности.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Тема урока: А.П. Чехов Рассказ «Хамелеон». Смысл названия рассказа.

Цель урока: раскрыть смысл названиярассказа Чехова «Хамелеон» иопределить его художественные особенности.

Задачи урока:

Образовательная: обучать анализу рассказа, формировать умения анализировать эпическое произведение;создать условий для речевого общения учащихся на уроке.

Развивающая : - формировать умения раскрывать личностное отношение к описываемым фактам, критически их осмысливать, выражать собственное понимание событий, характеров персонажей;

Воспитательная : воспитывать чувство уважения к человеку, способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом; воспитывать бережное, внимательное отношение к художественному слову.

Оборудование: презентация, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент. Приветствие:

Мне приятна новая встреча с вами. Мне приятно видеть ваши милые лица, нарядную одежду. Я думаю, что ваши мысли, ваше душевное состояние на уроке будет такое же прекрасное, потому что на уроке литературы мы изучаем творчество писателя, который ценил всё прекрасное в человеке. Именно ему принадлежат слова: (слайд №1)

«В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Кто этот писатель? (Антон Павлович Чехов)

Эти слова стали смыслом его жизни и творчества.

2. Вступительное слово . Сегодня нам выпало огромное счастье вновь встретиться с замечательным русским писателем, непревзойденным мастером короткого рассказа.

Почему я говорю вновь? (учащиеся уже знают некоторые рассказы Чехова, знакомились с его биографией).

Кроссворд по творчеству Чехова (ключевое слово кроссворда - хамелеон)

Сегодня на уроке мы и постараемся, ребята, понять, чем же так захватил Толстого язык рассказов Чехова. А для этого проанализируем прочитанный вами дома рассказ «Хамелеон».

Кто такой Хамелеон? Но ведь речь в рассказе идёт не о хамелеоне. Значит мы можем расширить тему урока. Смысл названия рассказа.

3 . Объявление темы урока. Целеполагание .

Итак, тема нашего урока «А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон» Смысл названия и художественные особенности рассказа». (слайд №5) А для этого проведем не обычный урок, а урок-исследование.

Как вы думаете: исходя из темы, какие перед нами будут стоять цели?

(выявить смысл названия).

4. Работа по теме.

Уч: А работу мы начнем с определения лексического значения слова «болезнь». Какие у вас ассоциации с этим словом? (уч-ся отвечают)

Болезнь - это расстройство здоровья, нарушение деятельности организма. (слайд №6)

А к кому мы обращаемся за помощью? (к врачу).

А Чехов мог лечить болезни? (да) Почему? (потому что был по профессии врачом)

Но Чехов мог лечить не только болезни тела, но и души. Как? (Своими рассказами)

Уч: И сегодня я вас приглашаю посмотреть «глазами врача» А.П. Чехова на персонажей его рассказа «Хамелеон». Если мы будем смотреть «глазами врача», то, возможно, увидим, какая в их поведении скрывается болезнь. Сегодня вы все - главные ассистенты-помощники у великого врачевателя человеческой души - А.П. Чехова.

- Перед вами лежит «Амбулаторная карточка». И мы должны ее заполнить.

А как лечить болезнь? Давайте составим алгоритм:

Определить симптомы.

Поставить диагноз.

Выписать рецепт.

Уч: А для начала определим наших «пациентов» Я предлагаю блиц -опрос по тексту рассказа:

1. Полицейский надзиратель (Очумелов);

2. Городовой (Елдырин);

3. Золотых дел мастер (Хрюкин)

4. Фамилия генерала (Жигалов)

5. Где происходит действие?

6. кто идет по площади?

7. как ведут себя блюстители порядка? Есть деталь, которая об этом очень хорошо говорит. (Узелок в руке полицейского надзирателя и решето конфискованного крыжовника у городового говорят о том, что блюстители порядка сами же этот порядок и нарушают).

8. что нарушает тишину? Выразительное чтение отрывка со слов:"Так ты кусаться, окаянная.." до слов " Собирается толпа"

Уч: А теперь кратко опишите возникшую ситуацию. Сюжет рассказа: собака укусила за палец Хрюкина. Он кричит. Собирается толпа. И все решают, как поступить с собакой. Мнение постоянно меняется в зависимости о того, чья это собака.

Уч. На площади волнительная обстановка, которая отражается на состоянии каждого героя.

Посмотрите на график. Что это у нас как у врачей? (Кардиограмма).Вот здесь отражается состояние героев.

Что может означать такая кардиограмма? (перепады в настроении, состоянии).

Уч: А у кого такие перепады? (У надзирателя Очумелова)

Уч: Итак, что же происходит с нашим «больным» Очумеловым: Какие еще симптомы проявляются? (чтение отрывков)

«Сними ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас, как жарко! Должно полагать, перед дождем…», а затем: «Надень ка, брат Елдырин, на меня пальто… Что то ветром на меня подуло… Знобит…» Человек унижен, он готов лебезить даже не перед генералом, а перед его собачонкой.

Вывод: Итак, налицо первый симптом болезни: больного лихорадит, т.е бросает то в жар, то в холод.

Уч: Как меняется его взгляд на справедливость? Как меняется интонация Очумелова?

Очумелов меняет взгляд на справедливость в зависимости от того, чей «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине»!

Выразительное чтение отрывков

Если это просто собака, то «Я этого так не оставлю! Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я покажу ему кузькину мать!»

Но если это генеральская собака, то «Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал… И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу... Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака - нежная тварь…»

Уч: Как меняется лицо Очумелова при известии, что к генералу братец приехал? Почему? («заливается улыбкой умиления».)

Уч: Почему такое выражение лица у Очумелова?(для него не важна истина, важнее преклонение перед сильными мира сего, потому что от этого зависит дальнейшая карьера.)

Симптомы: (записываем в амбулаторную карту)

Бросает то в жар, то в холод.;

Всё решает чин: кто сильнее, тот и прав.

Двуличие.

Физминутка.

Учитель: В "Амбулаторной карте” вы заполнили графы: фамилия, профессия, симптомы болезни. Нам предстоит установить диагноз больного Очумелова. Каков он?

По мнению Чехова, заглавие - это смысловой стержень произведения. Автор дает подсказку.

Почему такое странное название - "Хамелеон”? Кто такой хамелеон? Мультфильм про хамелеона

Запишем диагноз - хамелеонство .

Дайте характеристику болезни - хамелеонство. (Хамелеоном можно назвать человека, готового постоянно и моментально, в угоду обстоятельств, менять свои взгляды на прямо противоположное)

Давайте определим причину заболевания? Почему так странно ведет себя Очумелов? (Меняет свое отношение к собаке в зависимости от того, кому она принадлежит)

Постановка проблемного вопроса

А сколько раз меняет он свое мнение ? (шесть)

С чем это связано? Ответы на эти вопросы мы найдём с вами в ходе нашего мини - исследования по тексту (чтение фрагмента подготовленными учениками)

Приём «Фишбоун»

Изображаем «рыбий скелет»: в голове помещаем проблемный вопрос «Чья собака?».

На верхних «косточках» скелета запишем, используя цветные ручки, мнения героев произведения по данному вопросу, на нижних - решение Очумелова. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть.

Учитель: Итак, мы заполнили с вами карточку больного. Давайте посмотрим еще раз.

Кто болен? - какие симптомы? - Каков диагноз?

А только ли у нас один «больной». Кто еще болен этой болезнью?

(Хрюкин, толпа, которые постоянно меняют свои мнения. Эта болезнь «заразная» Недаром фамилия главного «больного» Очумелов. Чума - очень опасное заболевание, которое уносило тысячи жизней)

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

А даёт ли Чехов рецепт прямо?(нет)

Попробуем это сделать сами. (Мы же с вами сегодня врачи!)

Мы начинали наш разговор с того, что такое болезнь?

Скажите, чем страшна болезнь хамелеонства?

(Человек теряет свое лицо, теряет свое человеческое "я”, он подстраивается под обстоятельства)

Хамелеонство - душевная или физическая болезнь? (Болезнь нравственная )

Назовите, какие еще болезни души вы знаете?

Как можно вылечиться? Избавиться от нравственных болезней? (самовоспитанием, осуждением пороков)

Вот вы сами прописали лечение и себе и героям Чехова.

Доктор Чехов советует всем нам: «выдавливать из себя по капле раба… и, проснувшись в одно прекрасное утро, почувствовать, что в твоих жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая, человеческая…»

5. Заключение .

Учитель: Однажды спросили птицу: «Почему ты поёшь такие короткие песни? Или у тебя не хватает дыхания?»

- «Нет, дыхание есть, просто у меня много песен и я хочу спеть их все!»

Рассказы Чехова, словно песни птицы, были короткими. Но исключительно ёмкими и содержательными. Они учили главному - быть настоящим человеком!

6. Рефлексия

Синквейн

1. Очумелов

2.(2 прилагательных или причастия, характеризующие главного героя)

3. (3 глагола, его действия)

4. (фраза из 4 слов о главном герое)

5. (существительное) Кто Очумелов?

Письменно (на выбор)

на «3»: какого человека называют «хамелеоном».

На «4»: Случаи «хамелеонства» в нашей жизни.

На «5»: Какая нравственная болезнь пугает меня больше всего и почему?

Список использованной литературы:

Уроки литературы в 7 классе, Пособие для учителя, Кутейникова Н.Е., 2009.

Уроки литературы в 7 классе. Книга для учителя, Коровина В.Я., Ерёмина О.А.,2010



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!