Сочетания согласных в. Сочетание звуков в слове

НОРМЫ УСТНОЙ РЕЧИ

К нормам устной речи относятся акцентологические, орфоэпические и интонационные нормы.

Акцентологические нормы русского литературного языка

Акцентологические нормы –это правила постановки ударения в словах

Словесное ударение - это выделение одного из слогов неодносложного слова. Ударный гласный в слоге выделяется большей длительностью и силой.

В русском слове, как правило, одно ударение. Но в сложных словах, особенно в профессиональной речи, часто бывает два ударения: главное и второстепенное, т.е. побочное (на первой части длинного сложного слова): с уперобл о жка, эн ергосист е ма, н ефтепров о д, маш иностро е ние и др.

Овладение русскими акцентологическими нормами вызывает трудности не только у иностранцев, но и у носителей родного языка. Это связано с некоторыми особенностями ударения в русском языке:

1. Русское ударение свободное и разноместное. Оно может падать на любой слог в слове, любую морфему: ба"нты, докуме"нт, медикаме"нты.

В отличие от русского языка в некоторых европейских языках ударение является фиксированным: например, в эстонском, латышском, чешском, венгерском, финском языках ударение падает на первый слог, в польском, испанском, грузинском – на предпоследний, в армянском, французском ударным бывает последний слог.

2. Русское ударение может быть подвижным (в разных формах одного и того же слова ударение способно передвигаться с одного слога на другой: поня"ть, по"нял, поняла" )и неподвижным (во всех формах слова падает на один и тот же слог: па"рта, у па"рты, за па"ртой ). Эта специфика русского ударения позволяет разграничивать грамматические формы как одного и того же слова, так и двух разных слов, например: ру"ки и руки", по"лка и полка".

Для русского ударения характерна вариативность. Акцентологические варианты – допустимые способы постановки ударения. В русском языке около 5000 слов, у которых отмечены колебания в ударении.

Акцентологические варианты могут быть:

1) равноправными: петля" и пе"тля ;



2) стилистическими: догово"р – до"говор (разг.);

3) профессиональными: шпри"цы – шприцы" (в речи медиков); и"скра – искра" (в речи шоферов);

4) семантическими: а"тлас – атла"с; му"ка – мука" ;

5) хронологическими: украи"нский (нейтр.) – укра"инский (устар.).

Итак, русское ударение описывается сразу несколькими признаками:

· силовое и количественное по фонетическому типу;

· разноместное по характеру расположения в слове;

· подвижное по критерию прикрепленности к определенной морфеме (при образовании грамматических форм и при словообразовании).

Дать общие правила постановки ударения невозможно. При определении места ударения в слове советуем пользоваться следующими словарями:

Зарва М. В. Русское словесное ударение: Словарь нарицательных имён.
М., 2001.

Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. М., 2007;

Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы / под ред. Р.И.Аванесова. М., 2001.

Орфоэпические нормы русского литературного языка

Термин орфоэпия (от греч. orthos – правильный и epos – речь, т.е. буквально правильная речь) употребляется в двух значениях:

1) раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного литературного произношения;

2) система норм произношения.

Орфоэпическая норма – это единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения.

Орфоэпические варианты – различия в произношении одного фонетического элемента, находящиеся в пределах нормы. Возникновение вариантов произношения обусловлено развитием произносительных норм, борьбой нового со старым. В связи с этим появилось понятие «младшей» и «старшей» орфоэпической нормы.

«Старшая» орфоэпическая норма – это произношение, характерное для лиц старшего поколения, а также для театральной и ораторской речи (например, бою [с ], одино [къ ]й, було [шн ]ая и др.).

«Младшая» норма произношения , характерная для лиц среднего и младшего поколения, распространена в бытовой и официальной речи (но не сценической или ораторской): бою [с’ ], одино [к’и ]й, було [ч’н ]ая и др.

Выделяются следующие группы орфоэпических норм: 1) правила произношения гласных (их мы подробно рассматривать не будем); 2) правила произношения согласных звуков и их сочетаний; 3) правила произношения отдельных грамматических форм; 4) правила произношения иноязычных слов.

Правила произношения согласных и их сочетаний

1. Звонкие согласные в абсолютном конце слова оглушаются в парные глухие: зу [п ], скла [т ], моро [с ], сторо [ш ]. Оглушение звука [г ] в непарный [х ] является литературной нормой лишь в слове Бог . Произношение фрикативного глухого [х ] в конце других слов недопустимо как диалектное (особенность южнорусских говоров).

2. Звонкие согласные перед глухими изменяются (уподобляются друг другу) в парные глухие: про [п ]ка, но [ш ]ка.

3. Глухие согласные перед звонкими за исключением сонорных (р, л, м, н ) и в уподобляются им по звонкости: про [з’ ]ба, та [г ]же.

4. Смягчение твердых согласных перед мягкими (ассимиляция, т.е. уподобление) чаще всего наблюдается перед суффиксом или внутри корня: го [н’ ]щик, [з’д’ ]есь.

Не допускается смягчение [з ]в словах на -изм во всех падежах: в механизме, о материализме.

5. На месте сочетаний букв зж, сж произноситсядолгий твердый шипящий [жж ]: безжизненный – бе [жж ]изненный, сжечь – [жж ]ечь.

Сочетание жж может произноситься как [жж ]и [ж’ж’ ]: во [жж ]и и во [ж’ж’ ]и.

6. Сочетания сш и зш произносятся как долгий твердый [шш ]: высший – вы [шш ]ий, низший – ни [шш ]ий.

7. Сочетания дч и тч произносятся как долгий звук [ч’ч’ ]: переводчик – перево [ч’ч’ ]ик, лётчик – лё [ч’ч’ ]ик .

8. Долгий мягкий звук [ш"ш" ] произносится на месте сочетаний букв зч, сч, жч, шч, здч, стч (резчик, счастье, мужчина, веснушчатый объездчик, жестче ).

9. На месте сочетаний букв тс, тц произносится [цц ]: золотце – золо [цц , борется – боре [цц .

10. При сочетании трех и более согласных фонем в русском языке происходит процесс упрощения групп согласных (диереза): один из согласных, обычно средний, не произносится. Это распространяется на сочетания стн , стл, здн , рдц и др.: местный – ме [сн ]ый, счастливый – сча [сл’ ]ивый, праздник – пра [з’н’ ]ик, сердце – се [рц ]е и т.п.

11. В некоторых случаях в русском языке представлена диссимиляция (расподобление) согласных по способу образования. Звук [г ] в сочетаниях гк , гч произносится как [х ]: мягче – мя [х ]че, легче – ле [х]че .

12. Сочетание чт в словах чаще всего произносится как [чт]: ме[чт]а. В слове что и производных от него (чтобы, ничто, что-либо и т.п.) сохраняется старомосковское произношение: на месте чт произносится [шт] , кроме слова нечто .

13. Произношение сочетания чн нередко вызывает затруднения, которые вызваны взаимодействием правил старомосковского и петербургского произношения. По старомосковской норме сочетание чн произносилось как [шн] в словах конечно, скучный, нарочно, двоечник, яичница, скворечник, пустячный и др., в женских отчествах на - ична : Ильинична, Кузьминична и т.п.

Во многих словах в современном русском литературном языке сочетание чн произносится как [чн]: елочный, дачник , вечный, точный, ночной .

Некоторые слова с сочетанием чн имеют допустимые варианты произношения [ч’н] и [шн] : порядочный, булочная, копеечный, молочный и др. Вариант произношения [шн] в таких словах оценивается как устаревающий. Но в отдельных случаях разное произношение чн выполняет смыслоразличительную функцию: А он, серде[шн]ый, все мается со своей серде[ч’н]ой болезнью .

При стечении в словах двух согласных часто наблюдается явление, которое называется ассимиляцией. Ассимиляция (от лат. слова assimilato - уподобление) - это уподобление одного звука другому в артикуляционном и акустическом отношении: просьба [проз’ба] (глухой [с] становится звонким под влиянием звонкого [б]).

Один звук (иногда звуки) может уподобиться другому по одной из характеристик. Предыдущий пример демонстрирует ассимиляцию по глухости/звонкости. Может также произойти ассимиляция звука по другим параметрам:

  • по твёрдости-мягкости (бант [бант] - о банте [абан’т’ь]);
  • по месту образования (сшить [ш:ыт’], изжить [иж:ыт’] - зубные [с] и [з] уподобляются нёбным [ш] и [ж], в результате чего образуется двойной согласный звук);
  • по способу образования (отца [ац:а] - смычно-взрывной [т] ассимилируется со смычным [ц] и оба звука звучат как двойной [ц:]).

Все это примеры регрессивной ассимиляции, когда последующий звук оказывает влияние на предшествующий. Это явление очень часто встречается в русском языке, в отличие от прогрессивной ассимиляции, при которой происходит обратный процесс - предшествующий звук оказывает влияние на последующие.

Бывает, что при ассимиляции изменения претерпевают все звуки, составляющие сочетание, - в результате произносится иной, третий, звук. Так, при стечении смычного [т] и щелевого [с] происходит ассимиляция по способу образования и звучит смычно-щелевой [ц] (детский [д’эцк’ьj]), совпадающий с ними по всем прочим характеристикам.

Часто один звук уподобляется другому не по одной, а сразу по нескольким характеристикам.

Может произойти ассимиляция по глухости/звонкости и месту образования (без Шуры [б’иш:уры] - звонкий зубной [з] оглушился и стал нёбным под влиянием глухого нёбного [ш], образовался долгий согласный звук). Сочетание "дц" является примером ассимиляции по глухости/звонкости ([д] оглушается перед глухим согласным) и способу образования (смычно-взрывной [д] уподобляется смычно-щелевому [ц]). Результатом этой ассимиляции становится двойной звук [ц:]: канадцы [канац:ы].

Зубной, смычный, твёрдый [т] в позиции перед [ч’] уподобляется ему по месту образования (из зубного становится нёбным) и по способу образования (из смычного становится щелевым) и, наконец, обретает мягкость, в результате чего совпадает с [т] по звучанию. Образуется двойной, долгий звук: отчёт [ач’:от]. То же происходит со звуком [д] с той разницей, что он теряет еще и звонкость перед глухим [ч’] (зодчий [зоч":ьj]).

Зубной твёрдый [с] в сочетании "сч" может уподобиться [ч’] по месту образования (стать нёбным) и по твердости/мягкости ([з] в таком

же сочетании, естественно, теряет и звонкость): считка [ш’ч’итка], с часу [ш’ч’асу], без четверти [б’иш’ч’этв’ьрт’ь]. Такое явление наблюдается на стыке приставки и корня, предлога и слова. Но в этом же сочетании звуков может произойти ещё и ассимиляция по способу образования (смычно-щелевой [ч’] утрачивает смычку) и образуется один долгий звук [ш’:]. Это явление наблюдается на стыке корня и суффикса (подписчик [патп’иш’:ьк], резчик [р’эш’:ьк]) и в таких словах, как счастье [ш’:ас’т’jь], счёт [ш’:от] и однокоренных с ними.

Существует явление, противоположное ассимиляции, - диссимиляция (от лат. dissimilato - расподобление), при котором происходит замена одного из двух одинаковых или похожих звуков другим, менее сходным с ним по характеристикам. Для русского языка явление диссимиляции нетипично, но все-таки его можно наблюдать на примере сочетания звуков [г] и [к] (лёгкий [л’ох’к’ьj]): [г], отличающийся от [к] только звонкостью, не совпадает с ним, но заменяется [х], который имеет другой способ образования.

В то же время следует отметить, что сочетание (стечение) согласных может произноситься не так, как воспроизводится на письме, не только в результате действия фонетических законов, а в силу традиции, в соответствии с правилами орфоэпии. Примером могут послужить сочетания "чн", "чт" и "жд". Сочетание "чн" в некоторых общеупотребительных словах (конечно, двоечник и др.) принято произносить как [шн]. В то же время слов, где звуки в этом сочетании не претерпевают изменений, значительно больше (научный, порочный и др.). Сочетание "чт" произносится как [шт] только в слове что и однокоренных с ним.

В результате ассимиляции согласные звуки, утрачивая свойственные им характеристики, теряют и смыслоразличительную функцию. Это часто является причиной появления в речи омофонов: лесть - лезть [л"эс"т"]; водица - водиться [вад"ица] и т. п.

Наиболее естественное звучание русской речи достигается чередованием согласных и гласных звуков и незначительным употреблением консонатных сочетаний , т.е. сочетаний нескольких согласных. В нашей фонетической системе консонатные сочетания чаще двучленны (друг, брат) , иногда трехчленны (взрыв, строй) ; сочетание четырех и более согласных, которое может появиться на стыке двух слов, нарушает благозвучие речи (конкурс взрослых…) . Еще М.В. Ломоносов, говоря о звуковой организации речи, рекомендовал «оберегать непристойного слуху противного стечения согласных, например: всех чувств взор есть благороднее, ибо шесть согласных, рядом положенные - вств-вз , язык весьма запинают».

Для создания благозвучия важно, сколько звуков входит в консонатное сочетание, какие это звуки, какова их последовательность, в начале, в середине или в конце слова они находятся, «Желая точно установить законы сочетания звуков в современном русском языке, мы обязаны последовательно разграничивать два случая:

  • сочетание фонетически невозможно, на него наложен запрет живым, сейчас действующим законом, такого сочетания нет в современных русских словах;
  • сочетание фонетически возможно, т.е. не запрещено законами сочетаемости звуков в современном русском языке, но представлено только в одном, двух или даже совсем не представлено в реально существующих русских словах».

Стилистический интерес представляют сочетания второго типа.

В русской лексике, как правило, сочетание согласных подчиняется законам благозвучия . Но есть в языке и неблагозвучные слова, в которых согласных больше средней нормы или нарушена их обычная последовательность (взвизгнуть, взбрыкнуть, встрепенуться, споткнуться, измызгать, вспугнуть, взрыв, встряска) .

Обычны в русском языке сочетания из двух согласных в начале и середине слова (снег, степь, весло, добрый) , но перемещение их в конец слова затрудняет артикуляцию (добр, кругл) . Появление между такими согласными беглых гласных возвращает благозвучие (ср. весна - весен, интересный - интересен). Такие сочетания звуков, как тл, зл , чаще встречаются в начале и середине слов и очень редко - в конце (злой, узлы, дятла, жезл, метл) .

Исследование звуковой стороны русской лексики дает возможность выделить редкие формы, оканчивающиеся стечением согласных: краткие прилагательные (черств, тускл) , формы родительного падежа множественного числа существительных (бегств, достоинств, знакомств, лакомств) . Однако большинство таких словоформ в живой речи или совсем не употребляются, или используются редко.

Благозвучие речи в художественной литературе не только служит общим эстетическим целям красоты и музыкальности слога, но может быть использовано как средство выразительности. При этом благозвучие, как, впрочем, и другие особенности фоники, всегда должно быть подчинено законам эстетической целесообразности. Иногда стремление поэтов к выразительности художественной речи подсказывает им такую фонетическую организацию стиха, которая далека от напевного, гармонического звучания. Еще А.Н. Радищев писал: «стих «во свет рабства тьму претвори»… очень туг и труден на изречение (…) Согласен… хотя иные почитали, сей стих удачным, находя в негладкости стиха изобразительное выражение трудности самого действия…».

Право писателей использовать в художественных произведениях неблагозвучные сочетания не вызывает сомнения; важно только, чтобы употребление их было эстетически мотивировано. Об этом знали русские писатели задолго до того, как в стилистике были выработаны критерии благозвучия. Эстетическая целесообразность определяет употребление и других стилистически значимых элементов фоники в художественной речи.

Исследование произношения сочетания чн показывает, что во всех словах, за исключением конечно, прачечная, горчичник, сквореч­ник, яичница, двоечник, троечник, произносится /с"п/, а не /§п/; на­пример, булочная произносится как /bula£"naja/, а не /bulasnaja/, гор­ничная - как /gom"ic"naja/, а не /gom"isnaja/ и т.п.

Произнесение сочетания чн как /с"п/ или /§п/ оказывается связан­ным с конкретным словом, в состав которого входит это сочетание. Объяснить причину выбора того или иного варианта оказывается до­вольно сложно. Под влиянием написания большого количество слов и ряда диалектов, в которых чн всегда произносится как /с"п/, произ­ношение чн как /§п/ встречается в современном языке все реже (81% дикторов произнесли /с"п/, 19% - /5п/), В словах позднего происхо­ждения, в частности, образованных после Октября 1917 г. - всегда /с’п/: многостаночный, сварочный и т.п.; в небольшом числе случаев ведущим вариантом является вариант с /§п/: конечно, скучно, нарочно, пустячный, яичница, горчичник, скворечник. Вместе с тем объяснять распространение произнесения /с"п/ в первую очередь влиянием на­писания вряд ли возможно, в основе процесса развития этого произ­ношения, по-видимому, лежат глубинные морфонологические факто­ры (см. с. 111).

Исследование произношения сочетания чт показывает, что в сло­ве что и его производных произносится /St/.

В сочетаниях стн, здн, стл, стк, стек, тск (властный, праздник, счастливый, марксистский, советский) /V и /d/ не произносятся; в сочетании вств (здравствовать) не произносится /f/. Особого рас­смотрения требуют сочетания двух согласных, второй из которых - мягкий.

Известно, что, согласно старой московской произносительной норме, необходимо было во всех случаях при втором мягком соглас­ном произносить и первый согласный как мягкий (каплет /кар"1"it/, 85

твердый /t"v"ordtij/); при этом петербургский вариант нормы требовал произнесения мягких только в случаях сочетания двух переднеязыч­ных согласных.

В современном русском языке наблюдается общая тенденция к замене в сочетаниях первого мягкого согласного на твердый. Экспе­риментально-фонетическое исследование 298 сочетаний согласных указанного типа показало, что почти в 80% - 1-ый согласный твер­дый. Из всех сочетаний лишь в 7 сочетаниях согласных одного ак­тивного артикулирующего органа - 1-ый согласный мягкий: /s"t"/ (степь /st"ep"/); /z"d"/ (здесь /z"d"es"/); /п"с7 (венчик /v"en"fi"ik/); /n"t"/ (вин­тик /v"in"t"ik/); /n"d"/ (Индия /in"d"ija/); /n"s"Z (пенсия /p"en"s"ija/); /n"z"/ (бензин /b"in"z"in).

Перед /j/ все губные, как правило, произносятся твердо: пьют /pjut/, объём /abjom/, семья /s"imja/, тряпьё /t"ripjo/, а переднеязычные - мягко (на стыках корня и суффикса): судья /sud"ja/, шитье /zbit"jo/, колосья /kalds"ja/, полозья /paloz"ja/, комарьё /kamar"jo/; вороньё fr/asaa"}bl\ на стыках приставки и корня произносятся твердо и перед­неязычные: отъезд /atjest/, съезд /sjest/, подъезд /padjdst/.

Исследование зависимости мягкости-твердости первого согласно­го сочетания от того, в какой части слова находятся сочетания со­гласных: внутри корня, на стыке корня и суффикса или на стыке при­ставки и корня, - показало, что нет существенных различий в про­цессах, происходящих внутри морфемы и на стыке морфем; ср.: стя­нуть /s"t"inut"/ и степень /s"t"dp"in"/, сделать /z"d"elat"/ и здесь /z"d"es"/, разведка /razv"etka/ и зверь (п/"етЧ.

В ряде случаев нет существенных различий даже в сочетаниях со­гласных внутри корня и на стыке предлога со следующим словом; ср.: с тенью /s"t"en"ju/ и степь /s"t"ep"/, с дерева /z"d’er"iva/ и здесь /z"d"es"/.

Особого рассмотрения требуют и вопросы ассимилятивной звон­кости-глухости на стыках слов. Здесь необходимо различать стыки двух знаменательных слов и служебного и знаменательного. Так, на стыках двух знаменательных слов чередование глухого со звонким происходит только перед звонким шумным согласным (например, го­род большой /goradbal"soj/); если второй согласный сонант или М - чередования не происходит (например, город великий /goratv"1"Гк"у/, город летний /goratl"etn"ij/).

На стыках служебных и знаменательных слов во всех указанных случаях сонант, с которого начинается заимствованное слово, ведет себя как звонкий шумный согласный: перед ним обязательно произ­носится звонкий согласный (например, над веткой /nadv"etkaj/, через 86 век Zc"irizv"ekZ, под липой Zpadl"ipajZ, без места Zb’izm"estaZ, через лето /c"ir"izl"eta/). Это может объясняться в данном случае влиянием напи­сания на произношение, так как в конце предлогов над, под, близ, че­рез, без пишутся буквы д, з, соответствующие звонким согласным (ср.: к веку Ікч"&мІ, от века Zatv"eka/).

Следует обратить внимание на широкое распространение ряда просторечных явлений, таких, например, как произнесение щелевого вместо аффрикаты: росточек как /rastoS"ik/, а не Zrastod’ikZ; твердого губного вместо мягкого в позиции абсолютного конца слова: семь как Zs"emZ вместо Zs"em"Z; произнесение Zs"Z вместо сочетания Zs"t"Z в конце слов: шесть как ZCes"Z вместо Zges"t"Z и т.п.

Несмотря на широкую распространенность этих явлений, они не могут считаться нормативными. Вместе с тем широкое употребление этого варианта говорит о некотором вторжении просторечных эле­ментов в реальную норму.

Таким образом, мы можем наблюдать процесс образования еди­ной произносительной нормы, лишенной местных черт. Об устране­нии различий между вариантами нормы Л.В. Щерба писал: «...в про­изношении будущего будет отметено все чересчур местное, москов­ское или ленинградское, орловское или новгородское, не говоря уже о разных отличительных чертах других языков, вроде кавказского или среднеазиатского «гортанного» х, украинского г, татарского ы и т.д.» .

Какое место в этом выравнивании территориальных вариантов русского литературного языка занимает сознательная нормирующая деятельность, а какое -живые миграционные процессы, предстоит еще выяснить при исследовании различных аспектов развития лите­ратурного языка.

Основными законами произношения согласных звуков являются оглушение звонких согласных в конце слова и уподобление соседних согласных друг другу (полное или частичное).

1. В русской речи происходит обязательное оглушение звонких согласных в конце слова. Произносится го[т] (год), лу[к] (луг) и т. д. Необходимо отметить, что звук г в конце слова всегда переходит в парный ему глухой звук к: сне[к] (снег), поро[к] (порог). Произношение в этом случае звука [х] не является литературным и характерно для некоторых диалектов, например: сне[х], поро[х]. Исключение составляет слово «бог», которое по литературным нормам произносится со звуком [х] в конце: бо[х].

2. В сочетаниях звонкого и глухого согласных первый из них уподобляется второму, т. е. происходит оглушение первого звука. Например: ло[ш]ка (ложка), про[п]ка (пробка).

3. В сочетаниях глухого и звонкого согласных первый из них в некоторых случаях уподобляется второму, т. е. происходит озвончение первого звука. Например: [з]делать (сделать), во[г]зал (вокзал). Озвончение не происходит перед сонорными звуками л, м, н, р и звуком в. Слова произносятся так, как пишутся.

4. В ряде случаев наблюдается так называемое ассимилятивное смягчение согласных: согласные, стоящие перед мягкими согласными, тоже произносятся мягко. Это относится в первую очередь к сочетаниям зубных согласных. Например: [з"д"]есь, гво[з"д"]и, ка[з"н"]ь, пе[н"с"]ия . При этом встречаются два варианта произношения, например: [з"л"]ить и [зл"]ить, по[с"л"]е и по[сл"]е. Двоякое произношение наблюдается и в сочетаниях с губными согласными. Например: [д"в"]ерь и [дв"]ерь, [з"в"]ерь и [зв"]ерь. В настоящее время наблюдается тенденция к произношению в таких случаях твердых согласных.

В существительных, оканчивающихся на – изм, согласный [з] произносится твердо во всех падежах, в том числе и при смягчении соседнего согласного. Например: при капитали[зм"]е.

Мягкий звук [к"] не влияет на произнесение твердого звука [с] в слове сосиски: соси[ск"]и.

5. Сочетания согласных сш и зш произносятся как долгий твердый звук [ш: ] . Например: ни[ш: ]ий (низший), вы[ш: ]ий (высший).

6. Сочетание сж и зж произносятся как долгий твердый [ж: ]: ра[ж: ]ать (разжать), [ж: ]арить (сжарить).

7. Сочетания зж и жж внутри корня произносятся как долгий мягкий звук [ж":]: во[ж":]и (вожжи), дро[ж":]и (дрожжи). В настоящее время вместо долгого мягкого [ж":] все шире употребляется долгий твердый звук [ж: ]: по[ж":]е и по[ж: ]е (позже), дро[ж":]и и дро[ж: ]и (дрожжи).

8. Сочетание сч произносится как долгий мягкий звук [ш":], так же как звук, передаваемый на письме буквой щ: [ш":]астье (счастье), [ш":]ет (счет).

9. Сочетание зч (на стыке корня и суффикса) произносится как долгий мягкий звук [ш":]. Например: прика[ш":]ик (приказчик), обра[ш":]ик (образчик).

10. Сочетания тч и дч произносятся как долгий звук [ч":]. Например, докла[ч":]ик (докладчик), ле[ч":]ик (летчик).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!