Сочинение «Философские мотивы лирики С.А. Есенина

Философские мотивы лирики С. А. Есенина. В его стихах, есть детали, говорящие о тяжелой мужицкой доле, - «забоченившиеся избы», «тощие поля», «черная, потом пропахшая выть». Есенин соз­дает поэтический образ Рязанщины, своей родины, воспевает крестьянский труд, который хорошо знает. Крестьянство для него - основной носитель «русско­сти». «Все равно остался я поэтом / Золотой, бревен­чатой избы», - писал он в одном из стихотворений. Эта жизненная позиция поэта определила особеннос­ти его стихов о родине.

Природа у Есенина вся в бесконечном развитии и изменении, пейзаж психологизирован. В изобра­жении природы Есенин использует богатый опыт фольклора. Он часто использует олицетворение. При­рода поет и шепчет, грустит и радуется, как человек. Цветовая гамма родины у Есенина своеобразна, не­повторима. Любимые цвета - белый, синий, золотой и голубой. Животные, растения, явления природы очеловечиваются, образуя вместе с людьми и приро­дой гармоничный мир. О животных поэт пишет с большой нежностью. Христианская образность, языческая символика и стилистика фольклора состав­ляют основу стихов. Тема родины приобретает дра­матические оттенки, природа показана беззащит­ной.

Гармоничный мир есенинской Руси раздваивает­ся: «РусьСоветская», «Русьуходящая».

Чувства лирического героя противоречивы, харак­тер драматичен. Есенин чувствует себя «последним поэтом деревни». Трагическое мироощущение поэта выражено в циклах «Кобыльи корабли» (1920), «Москва кабацкая» (1924), поэме «Черный человек» (1925) и т. д. Есенин пытается соответствовать времени, пи­шет о переменах. Размышляя, «куда несет нас рок событий», обращается к истории, создает драматиче­скую поэму «Пугачев» (1921).

Появляются чудесные строки, полные грусти об ушедшей юности, мыслей о быстротечности време­ни, глубоких философских раздумий о смысле жиз­ни. Он пытается примириться с новой жизнью и к 1924 г. уже видит советскую действительность по-другому.

Я буду воспевать всем существом в поэте

Шестую часть земли с названьем кратким «Русь».

Если раньше родиной для лирического героя была одна деревенька, то теперь он становится граждани­ном мира.

Лирический герой произведения «Пушкину» сто­ит на Тверском бульваре. Он признается в том, что «мечтает о могучем даре» великого поэта, который «русской стал судьбой». Автор говорит, что Алек­сандр «был повеса», таким же, как сам автор. Но «милые забавы» образ великого поэта не смогли «затемнить», его славу выковали в бронзе.

А я стою, как пред причастьем,

И говорю в ответ тебе:

Я умер бы сейчас от счастья,

Есенинские стихи просты по форме, продолжают фольклорные и классические традиции. Если ран­няя лирика изобиловала вычурными метафорами, то теперь их нет. Для образного строя поэта характерны реальность, конкретность, осязаемость.

«В стихах моих читатель должен главным обра­зом обращать внимание на лирическое чувствование и ту образность, которая указала пути многим и мно­гим молодым поэтам и беллетристам. Не я выдумал этот образ, он был и есть основа русского духа и гла­за, но я первый развил его и положил основным кам­нем в своих стихах. Он живет во мне органически так же, как мои страсти и чувства».

С. А. Есенин - не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт-философ. Как и всякая высокая поэзия, его лирика философична. В стихах говорится о непреходящих проблемах человеческого существования, в них внутреннее «Я» поэта ведет диалог со всем окружающим миром, природой, вселенной, пытаясь ответить на вечные «почему». Есенин ставит множество вопросов, обращенных в первую очередь к самому себе: чем я жил, что я успел, для чего пришел в этот мир? Поразительному таланту поэта были подвластны самые глубокие и сокровенные человеческие переживания. Одни стихи - это «половодье чувств», светлых, радостных, другие полны безысходности, отчаянья.
Есенин всегда ощущал себя частью этого мира, искал и находил согласие и отклик в мире природы, поэтому его пейзажная лирика наполнена философскими мотивами, аналогией между законами человеческой жизни и законами природы, в ней слышен «перезвон узловой природы и сущностью человека».
Эти мотивы развиваются, например, в элегии «Отговорила роща золотая». «Золотая роща» - это и конкретный природный образ, и обобщенный, это - жизнь поэта, человеческое бытие вообще. Философское содержание раскрывается через пейзажные зарисовки. Тема увядания, ощущения последних дней сквозит в образе осени. Осень - время тишины, ярких красок, но в то же время - пора прощания. В этом и заключается противоречивость нашего земного существования. Журавли -это лейтмотив стихотворения, прощальной песни со всем юным, свежим, с «сиреневой цветью» природы и, главное, с душой человека. Человек одинок, однако, эта бесприютность соседствует с теплым воспоминанием: «Стою один среди равнины голой, //А журавлей относит ветер в даль, //Я полон дум о юности веселой, //Но ничего в прошедшем мне не жаль». Жизненный путь пройден, природа завершила свой круг...
Соотношение весны человека и догорающего костра жизни выражено через зримый предметный образ: «В саду горит костер рябины красной, // Но никого не может он согреть». Несмотря на это, лирическому герою не жаль прошедшей жизни, так как бытие воспринимается им как преходящее. «Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник...» - в этих словах основа философского отношения к жизни. Все мы рождены для того, чтобы умереть, каждый из нас - крошечная песчинка в мировом космосе, каждый из нас - неотъемлемая часть природы. Поэтому-то лирический герой сравнивает свой предсмертный монолог с осенним листопадом: « Так я роняю грустные слова».
Несмотря на трагическое звучание стихотворения, воспоминания о прошумевшей жизни вызывают у читателя приятие смерти как данности. Эта элегия очень похожа на исповедь лирического героя. Есенин поднялся над своей личной трагедией к общечеловеческим высотам.
Схожие мысли звучат в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу...» «Увяданья золотом охваченный, //Я не буду больше молодым» - в этих стоках размышление о невозможности повернуть время вспять. "Весенняя гулкая рань" - олицетворение молодости природы и молодостижизни. Чувство неизбывной печали, мотив неотвратимой беды лирического героя перед лицом всепоглощающего времени и вечной природы снимается словом «процвесть» в последней строфе: «Все мы, все мы в этом мире тленны, // Тихо льется с кленов листьев медь... //Будь же ты вовек благословенно, // Что пришло процвесть и умереть». Именно к природе взывает лирический герой, именно с ней горче всего прощаться, стоя у роковой черты.
Человеческая душа и Мир едины... однако, порою это единство нарушается, трагическая дисгармония разрушает идиллическое существование. Это может проявляться в бытовых, житейских ситуациях. Так, в «Песне о собаке» человек с жестокостью нарушать законы природы, отнимая у матери новорожденных щенков. Это не только вызывает материнское горе, личную трагедию, но и становится причиной беды вселенского размаха: «Покатились глаза собачьи // Золотыми слезами в снег», « В синюю высь звонко //Глядела она, скуля, // А месяц скользил, тонкий, // И скрылся за холм в полях». Нельзя вмешиваться в заданный ход жизни, изменяя её темп, это потом отольется человечеству слезами животных. Поэтому по-особенному звучат строки из стихотворения «Мы теперь уходим понемногу»: «И зверьё, как братьев наших меньших, // Никогда не бил по голове». Так и нужно жить, понимая, что ты -не хозяин природы, мира, а их часть. Нужно наслаждаться возможностью созерцать красоты земли, нужно просто жить: «Счастлив тем, что я дышал и жил. // Счастлив тем, что целовал я женщин, // Мял цветы, валялся на траве». Нужно ценить то, что дала нам жизнь, радоваться каждому дню, любить живых.
Очень сложно выбрать есенинские стихотворения, относящиеся к философской лирике, потому что все его творчество таково. Размышляя о природе, о Родине, о своей личной судьбе, поэт неизбежно приходит к мысли о том, жизнь нужно принимать такой, какая она есть: «Как прекрасно//Земля //И на ней человек!»
Раздумья о неизбежной, вечной смене поколений, о неумолимом беге жизни, в которой надо занять свое место, выполнить предназначенное, ощущая себя существенным, незаменимым звеном в длинной цепи, связывающей Минувшее и Грядущее, всегда звучали в русской литературе. «Вновь я посетил..» А.С Пушкина, «Выхожу один я на дорогу...» М.Ю. Лермонтова и множество других стихотворений русской классики 19 века полны этими переживаниями. Сейчас мы тоже думаем над этими проблемами. Наверное, потому, что они вечны, и едва ли человечество когда-нибудь найдет исчерпывающие ответы на философские вопросы. Поэтому Есенинское творчество бесценно и бессмертно.

Из всей яркой, самобытной, многообразной и необычайно эмоциональной русской лирики начала XX века трудно выделить более целостное, единое, последовательное творчество, чем творчество
С. Есенина. Его произведения представляются этаким исполином, неразрывным переплетением различных тем, мотивов, образов, объединенных необыкновенным благоговением перед родиной, каким-то наивным, бытовым патриотизмом, своеобразным культом российской природы. Основа мировоззрения поэта настолько целостна и неизменна, что он порой даже «перепевает» сам себя, используя одни и те же.мотивы, образы и идеи в разных стихотворениях. Но все же и в лирике Есенина можно отметить отдельные произведения, стоящие чуть особняком от всего остального творчества. Одним из таких стихотворений является «Не жалею, не зову, не плачу».

Это стихотворение было написано в 1922 году, уже в зрелый период жизни автора. В системе философских произведений Есенина оно играет немаловажную роль, так как наиболее ярко отражает мировоззренческую концепцию поэта. Особое значение имеет оно и для всего творчества, потому что в целом в Есенинской лирике гораздо больше внимания уделяется теме родины и теме любви. Поэтому каждое философское стихотворение Есенина заслуживает особого разбора.

Тема произведения - размышления зрелого человека о прошедшей жизни, о ее смысле, о ее восприятии. Лирический герой пытается решить дня себя проблему, рано или поздно встающую перед каждой личностью, проблему приятия или неприятия ухода юности, жизненных сил, энергии. И автор выводит свое решение: основная идея стихотворения - необходимость смирения перед неизбежностью.

Все мы, все мы в этом мире тленны...

Но это смирение лирического героя не апатично, не угнетающе -это своеобразная концепция счастья, приятие мира целиком, во всем его многообразии. Такое восприятие очень характерно для Есенинской лирики.

Композиция стихотворения подчинена идейной канве. Во-первых, произведение статично, несмотря на присутствие некоторой частной динамики (смена времен года, течение жизни лирического героя, движение тех или иных образов: биение сердца, скачка розового коня), единая, общая философская идея смирения доминирует над всем остальным. Она заявляется лирическим героем в самом начале («Не жалею, не зову, не плачу...») и повторяется как итог всего размышления в конце («Будь же ты вовек благословенна...»). Тема неизбежности конца (в широком, общефилософском смысле этого слова) также появляется как в первой строфе («Все пройдет...»), так и в последней («...все мы в этом мире тленны»). Таким образом, мы можем говорить о кольцевой композиции произведения, которая оправдывается его философской направленностью.

Жанр стихотворения- размышление - наиболее соответствует теме и позволяет лучше донести идею до читателя.
Анализируемое произведение необычайно экспрессивно, наполнено различными образами, создающими особый эмоциональный настрой. Его художественное своеобразие богато и разнопланово. Стихотворение очень музыкально, что вообще характерно для лирики Есенина. Эта музыкальность, напевность достигается особой системой рифм, своеобразной строфикой и размером, приемами звукописи. В стихотворении можно выделить общий размер, так как автор очень часто отступает от традиционной системы сочетаний ударных и безударных слогов, но чаще всего строки написаны пятистопным хореем с усеченной последней стопой:

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Потрясающе разнообразен подбор рифм: мы встречаем как открытые («тленно» - «благословенны»), так и закрытые рифмы («холодком» - «босиком»), женские («реже» - «свежесть») и мужские («дым» - «молодым»), точные («мне» - «коне») и неточные («уст» -«чувств»). Есть и некоторая вольность в рифмах: например, Есенин рифмует два заударных слога, один из которых стоит в середине слова («плачу» - «охваченный»). Используются в стихотворении и приемы звукописи. Например, в строках:

...тленны.
Тихо льется с кленов листьев медь,-

мы можем найти как ассонанс (перепевание звуков э, и для передачи монотонности, мягкости, текучести), так и аллитерацию (повторяются звуки л ’, м, н).

Для передачи эмоциональности в стихотворении автором используются восклицания, вопросы, частые обращения («Ты теперь не так уж станешь биться, сердце», «дух бродяжий», «жизнь моя» и так далее). Для этой же цели в первой же строке представлен подбор близких по смыслу глаголов («Не жалею, не зову, не плачу»).

В произведении не много эпитетов, что нехарактерно дня Есенина («гулкая рань»), но необыкновенно много метафор («увяданья золотом», «сердце, тронутое холодком», «страна березового ситца», «пламень уст», «листьев медь» и так далее), развернутых и неразвернутых сравнений («как с белых яблонь дым», «словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне»). Для передачи смысла использована антитеза весенних яблонь и осеннего золота увядания; напевность, лиричность стихотворения подчеркивается рефренами («,..ты все реже, реже...», «Все мы, все мы...»). Образ родины прослеживается и в этом стихотворении, он неотделим от мировосприятия поэта, а потому мы встречаем традиционные образы берез, кленов, розового коня; какая-то провинциальность (в понимании провинции как основы, истока всего, исконного, народного, фольклорного) подчеркивается использованием просторечий («шляться», «буйство»).
Необыкновенно ярка и даже где-то назойлива передача цвета в произведении - дым белых яблонь, золото увядания, медь листьев Предполагает цвет и «пламень уст», и «березовый ситец». Эти цвета очень традиционны для творчества Есенина в целом.

Стихотворение представляет собой сплетение различных образов: аллегоричных (дух бродяжий), символичных (розовый конь), более конкретных (березы, яблони, сердце). Это помогает передать эмоциональное сочетание и свойственного лишь Есенину трепетно-болезненного восприятия окружающего мира, и общечеловеческих философских метаний, и обращения к личным чувствам каждого читающего. Личностная тематика стихотворения не дает возможности единой трактовки некоторых образов: например, образ розового коня можно воспринимать как пробуждающее, юное начало, а можно объяснить как символ заката и увядания в раннее утро - то ест это своеобразная антитеза. Такая неоднозначность является чертой любой философской лирики, в том числе лирики Есенина.

Общий настрой произведения - умиротворение, монотонность, неспешность, повествование спокойно и размеренно- способствует дальнейшим размышлениям читателя, позволяет додумывать и домысливать, соотносить со своей системой ценностей и мировоззрением.

Творчество С.А. Есенина благодаря своей целостности может создавать впечатление однообразия, повторяемости, поэтической занудливости. Благоговейный трепет поэта перед всем родным и традиционным может вызывать раздражение или негодование, обвинения в лжепатриотизмз или сентиментальничанье, когда вспоминаются события времени, в которое он творил. Поэтому отношение к Есенинской лирике очень неоднозначно, что объясняется прежде всего глубокой личностной наполненностью и эмоциональной заряженностью всего его творчества.

Произведения Сергея Есенина на редкость пронзительно искренни. В них звенит, радует-ся, тоскует, мечется, «ходит по мукам» сама русская душа. Исповедальность, «обескура-живающая» откровенность есенинской лирики позволяют назвать творчество этого поэта единым романом – лирическим автобиографическим романом в стихах, романом-исповедью.

Начиная с ранних стихов, для поэтического мироощущения Есенина характерен художе-ственный параллелизм, обусловивший своеобразие метафор в его лирике. Для поэта мир одушевлен единым замыслом, и соответствия легко просматриваются между явлениями человеческого и природного, животного и растительного, земного и небесного, живого и неорганического мира, рождая необычные образы:

Клененочек маленький матке

Зеленое вымя сосет.

Основными мотивами и темами лирики поэта являются тема Родины и природы, тема ре-волюции, мотив трагического размышления поэта о жизни и некоторые другие. При этом лирику Есенина отличает единство проблематики. Она сосредоточена на изображении драматической личности в переломную эпоху. Своё представление о революции поэт пе-редает образом красного коня («Сойди, явись нам, красный конь!..») – образом романти-ческим, фантастическим, но родственным миру берез, черемух и кленов, миру русской природы. Всё это составляло почву есенинской поэзии, воплощая его представления о прекрасном, его стремление к гармонической жизни.

Когда Есенин убедился, что революция ускорит переход России с полупатриархальной колеи на магистрали современной машинной техники, он воспринял это очень болезнен-но. Реальные революционные события, резкие перемены в деревне - всё это в представле-нии Есенина гласило о гибели кроткой, созданной, главным образом, воображением поэта патриархальной, уединенной, с замкнутыми обычаями и интересами Руси. Крушение это-го иллюзорного представления о деревенской России было закономерным, но при этом Есенину казалось, что исчезла близкая природе и глубоко поэтическая область жизни, а значит, и область чувств. А с ней у поэта связывался недостижимый идеал душевного ми-ра, ясности, чего-то радушного и покойного.

Поэт выступает против технического прогресса, который разрушает древний поэтический мир, связанный с патриархальной стариной, с гармонией между человеком и природой. Своей поэзией Есенин противопоставил «голубую Русь» миру людей, строящих заводы и фабрики, «природный» мир деревни – механической цивилизации города.

Столкновение поэтического и антиэстетического разыгрывается, по мнению поэта, не только во внешнем мире. Ареной его становится и душа поэта. Но позиция Есенина по отношению к этой проблеме не оставалась постоянной. Проследить эту эволюцию можно, обратившись к стихотворениям «Русь советская», «Письмо матери», «Неуютная жидкая лунность…», «Каждый труд благослови удача…» и др. Постепенно поэт преодолевает свои утопические представления об особом крестьянском пути развития России, в его ли-рику входило сознание грандиозного смысла происходящих событий.

Философский подтекст приобретают стихотворения, посвященные теме трагических раз-мышлений о конце жизни. Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» (1921г.) – одно из первых в лирике Есенина, в котором прослеживается близость его позиции с пушкин-ским восприятием движения жизни как «общего закона» бытия («Вновь я посетил…», 1835 г.).

Лирический герой есенинского стихотворения переломный момент своей жизни («…Я не буду больше молодым») воспринимает как смену времени года, восхода и заката солнца. Юность ассоциируется с «гулкой ратью», «розовым конем» зари, пробуждением «пламе-ни», биения жизни. В то же время, это весеннее цветение, «свежесть», «буйство», «поло-водье», сменяющиеся «увяданием», «холодком», отказом от «желаний», ощущением «тленности», потерями и ожиданием смерти. Очарование жизни – это дым, сон, который лирический герой воспринимает уже «приснившимся». Пробуждение от него знаменует пору зрелости, время подведения итогов.

Параллелизм человеческого и природного миров необычен. Есенинские метафоры строят-ся на их взаимопроникновении. Признание лирического героя («Не жалею, не зову, не плачу…») совершается не только от его имени. Его устами говорит природа, не жалеющая о белом цвете яблонь, летнем «буйстве» березовой рощи, опадающей с кленов листве, не зовущая вернуть то, что «пройдет», не плачущая о тленности мира. «Общий закон» един для всего и всех, он исполняется тихо, неумолимо, «вовек» неизменно.

И если для природы смена времен года – это надежда на будущую весну, то для лириче-ского героя, сравнивающего себя с цветком, листом, а не со всем мирозданием, каждая пора единственная.

Оттого особенно глубоким и значимым для характеристики его внутреннего мира пред-стает вывод стихотворения:

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

К лирическому герою «пришло» одухотворение, редчайший дар жизни, сознание, позво-лившее осмыслить её движение, разнообразие и единство, составляющее основу вечности.

Лирика Есенина значительна тем, что поэт не боится раскрывать сложные противоречи-вые чувства, затрагивать темные стороны человеческой души. Она охватывает жизнь во всей её напряженности и конкретности, выражает русскую душевную потребность «хва-тить через край».

Открытый урок на тему: «Философские мотивы лирики С. А. Есенина»

Цель урока:

познакомить с философскими мотивами лирики С. А. Есенина

Задачи:

    Образовательная - обучение анализу лирического произведения;

    Развивающая - развитие творческого и логического мышления, устной и письменной речи учащихся;

    Воспитательная - воспитание любви к родному языку, к родному краю через восприятие поэзии С.Есенина;

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, презентации учащихся

Ход урока

Видеоролик: песня на стихотворение С. А. Есенина «Белая береза»

Вступительное слово учителя

С. Есенин! Наверное, у каждого, кто услышит это имя, дрогнет и зазвенит в душе какая-то струна. Даже в самом его имени слышится что-то по - весеннему радостное, звонкое и вместе с тем тревожное, грустное, «от осени что-то». Недаром говорят, что слово имеет свой цвет и запах. Скажешь: «Есенин»,- и перед тобой закружатся осенние листья, взмахнут весенними прическами березы, запахнет « черемуха душистая», как будто сама фамилия поэта создана для выражения сути России с ее пейзажами.

Сегодня на уроке мы завершаем знакомство с творчеством великого национального поэта России С. А. Есенина, на протяжении пяти уроков мы шаг за шагом анализировали творчество поэта, постигая его философию жизни.

Наш проект по исследованию творчества С. А. Есенина подошел к завершению. Сегодня мы поговорим о философских мотивах лирики автора и на примере двух стихотворений попробуем понять их истинное философское назначение.

Проверка домашнего задания (презентация детей)

На первом уроке мы с вами говорили о биографии великого поэта, вы получили задание подробно изучить творчество С. Есенина и представить вашу работу в презентации на завершающем уроке. Пожалуйста, познакомьте со своей работой.

Большое спасибо! Вы плодотворно поработали.

Тема нашего урока: « Философские мотивы лирики С. А. Есенина»

В творчестве Есенина трудно отделить собственно философскую лирику от лирики пейзажной, любовной, посвященной России. Философские мотивы переплетаются в его поэзии с мотивами любви к женщине, родной земле, с темой любования природой, ее красотой и гармонией. Все это составляет единый мир, единый космос, в котором существует человек - а ведь именно взаимоотношения человека и Вселенной составляют предмет философских раздумий. Философия Есенина рождается не из отвлеченных размышлений - она является, скорее, результатом прозрения, прочувствования, острого ощущения краткости человеческого существования в мире и неразрывной связи мира и человека.

Работа по учебнику

Стр. 91 стихотворение «Отговорила роща золотая…»

Стихи С. Есенина необыкновенно музыкальны, давай прослушаем тому подтверждение.

Видеоклип «Отговорила роща золотая» в исполнении трио «Реликт».

Анализ стихотворения учениками.

«Отговорила роща золотая» - одно из самых знаменитых стихотворений С.Есенина. Оно было написано в 1924 году. В этой элегии развита вечная тема подчинённости человеческой жизни законам природы: и роща «отговорила», и журавли «не жалеют больше ни о чём», и «дерево роняет тихо листья», и лирический герой «роняет грустные слова», ему не жаль «ничего в прошедшем». Лирическое имеет философский . Его содержание составляют раздумья поэта о жизни. Тревожная грусть охватывает с первой строки (ведь «роща золотая» что-то уже «отговорила») и особенно со второй - ведь умолкнувший был не только «берёзовый», но и «весёлый».

В своих стихах Есенин очень часто очеловечивает природу. Природа оказывается как бы выражением человеческих чувств. Это позволяет поэту особенно глубоко передать чувство любви к жизни. Стихотворение начинается и заканчивается картиной осенней берёзовой рощи, которая предстаёт как живое существо, говорит «весёлым языком», да и другие образы стихотворения одушевлены, очеловечены: «журавли, печально пролетая», не жалеют ни о ком, «грезит конопляник», «горит костёр рябины». Природа в поэзии Есенина - не просто тема, а самая суть его философии, его эстетического идеала.

Обратите внимание на особую роль в стихотворении эпитетов (называют все прилагательные, причастия) , которые создают настроение, как окружающего мира, так и душевного состояния героя. Несмотря на то, что осень, которая вырисовывается в воображении читателя, тосклива и холодна, Есенин наделяет это время года яркими эпитетами. Они свидетельствуют о любви лирического героя к родной природе: роща золотая, рябина красная, широкий месяц, голубой пруд.

Стр. 94 стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ…»

Прослушаем стихотворение в исполнении А. Злищева.

«Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» - одно из наиболее поэтичных стихотворений из цикла «Персидские мотивы». Этот цикл был написан во время поездок С.А. Есенина в Грузию и Азербайджан в 1924-1925 годах. В нем воплотилась пленительная красота восточной природы.

Колоритное восточное имя героини произведения указывает на Шаганэ Нерсесовну Тальян, с которой поэт познакомился в Батуми зимой 1924/25 года. Однако назвать эту женщину прототипом образа героини однозначно нельзя, скорее всего образ навеян рядом подобных встреч.

Для России, по территории которой проходит граница Европы и Азии, проблема взаимоотношений западной и восточной цивилизаций (культурных традиций, нравов, религиозных обычаев) во все времена была значимой и актуальной, поэтому глубоко ошибались те, кто воспринял обращение С.А. Есенина к восточной теме как отход от проблем современности. Поэт никогда не был в Персии. Однако очевидно, что его в меньшей степени занимали реальные события истории Персии или жизнь современного ему Ирана. Для него важна была не конкретная страна, а некий поэтический символ прекрасной, но чужой земли.

Почему же поэт все-таки выбрал Персию? Вероятно, его привлекала восточная экзотика: звучные имена и названия городов, необычная природа, поражающая жителя среднерусской полосы буйством красок и цветов, недоступная прелесть сокрытых под чадрой восточных женщин. Кроме того, Персия издревле считалась родиной самых мудрых и сладкозвучных поэтов (Хайяма, Саади, Фирдоуси), страна поэтического вдохновения. Примечательно, чю Шираз для С.А. Есенина притягателен абстрактной красотой, в то время как неброская прелесть рязанского поля описывается поэтом подчеркнуто детально.

Давайте обсудим это стихотворение, какова основная тема лирического произведения?

После определения тематики произведения,- вопросы:

    Сколько раз встречается образ ржаного русского поля?

Образ ржаного русского поля, встречающийся в четырех из пяти строф стихотворения, становится его своеобразной метафорой, символом далекой родины.

    Найдите гиперболу, к которой автор прибегает для сравнения красоты русской природы с восточной?

Гипербола: («Потому что я с севера, что ли, // Что луна там огромней в сто раз...»),

Обратите внимание на то, что Есенин сознательно, как мастер высочайшего класса, нарушает нормы грамматики: «Я готов рассказать тебе поле...». Как известно, грамматическая норма требует употребления в данном контексте глагола «рассказать» с предлогом «о» (рассказать о поле). Однако «рассказать поле» - выразительнее, глубже, экспрессивнее, чем общепринятое литературное «рассказать о поле», оно сближается по значению с глаголом «высказать» - высказать душу.

    Найдите лирические повторы - своеобразные средства усиления эмоциональной выразительности.

Неоднократно поэт использует лексическое или строфическое «кольцо» - композиционно-стилистический прием, традиционный в восточной поэзии. Все пять строф стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» - интереснейшие примеры строфического кольца.

Образ родной России также воссоздается в романтическом ореоле: это край покоя и простора. Сыновняя привязанность к родной природе наиболее ярко подчеркивается в третьей и четвертой строфах, где лирический герой, словно на мгновение становится частичкой ржаного поля: «Эти волосы взял я у ржи», «Про волнистую рожь при луне По кудрям ты моим догадайся». Даже луна на родине «огромней в сто раз». В финале же восточная красавица Шаганэ меркнет перед образом дамской тоскующей северянки. Северянка более свободна, бескорыстна в своих чувствах. Восточных же девушек держат под чадрой, к их красоте относятся как к товару.

Мои дорогие, в заключение нашего сегодняшнего урока мне бы хотелось, чтобы вы сделали выводы по теме «Философские мотивы лирики С. А. Есенина», записали и оформили их в виде синквейна.

    Первая строка - тема синквейна , заключает в себе одно слово (обычно или ), которое обозначает объект или предмет, о котором шла речь. резюме , характеризующее суть предмета или объекта.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно.

Самое последнее стихотворение С. А. Есенина, написанное перед его гибелью «До свиданья, друг мой, до свиданья…».

Поскольку мы сегодня с вами закончили изучать творчество великого поэта, то мне бы хотелось завершить урок видеороликом именно этого стихотворения, в котором автор не прощается с нами, а говорит нам до свиданья, так как его творчество доныне актуально, а его любовь к родине бесконечна!

Спасибо за урок!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!