Сочинение на тему: человек и природа в лирике с. а

Современное человечество близко подошло к экологической катастрофе. Варварское отношение к природе привело к необратимым изменениям, которые могут стать причиной гибели человечества. Мы должны задуматься над тем, как мы относимся к своей природе, и спасти ее и самих себя. И в этом нам помогут стихи замечательного русского поэта Сергея Александровича Есенина. Его стихи проникнуты искренней любовью к русской природе, к своей Родине.

Уже в самом раннем творчестве Есенина появляются картины родной природы: лес, поле, река, русское раздолье. Все они нарисованы с большой любовью автора, восхищением и преклонением. Есенин мастерски рисует родную природу: мы видим деревья и цветы, слышим звуки, чувствуем запах. В пейзажах всегда присутствует человек - это сам поэт , который не скрывает своей любви к природе. Мир природы окружает его с самого рождения:

Родился я с песнями в травяном одеяле, Зори меня вешние в радугу свивали. Вырос я до зрелости, внук купальской ночи, Сутемень колдовная счастье мне пророчит.

Конечно, для него всегда родная и близкая: и русское поле, и лес, и березка, и золотая роща, и скачущий жеребенок, и крестьянка, и девушка – все живое вызывает у него глубокую нежность. В своих стихах поэт показывает нам народное восприятие природы: и пусть дом старый, но он родимый, и небеса похожи на дешевенький ситец, и хлеба небогатые, но они выращены своими руками. Все это согрето горячей любовью поэта. Есенин учит нас любить свою малую Родину, место, где мы родились и живем, а из этого уже вырастает любовь ко всей стране.

Есенинская лирика очень живописна, картины природы нарисованы чистыми, яркими красками. Он любит синий, золотой, красный и зеленый цвета. Зеленый – это воды в родной реке Оке, синий – цвет неба Родины, алый – ощущение радости, юности и грусти от сознания кратковременности счастья. Часто встречаются у Есенина желтый и красный – цвета осени. Это время года навевает поэту мысли об увядании, о смене старого новым, о краткости жизни.

Очень часто в лирике Есенина встречаются образы дерева: березка, клен, яблоня. Дерево у поэта живое, оно так же чувствует и страдает, как человек.

Клен ты мой опавший, клен заледенелый, Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой? Или что увидел? Или что услышал? Словно за деревню погулять ты вышел.

Черемуха у него «спит в белой накидке», вербы плачут, тополи шепчут, «туча кружево в роще связала», «пригорюнились девушки-ели», «улыбнулась солнцу сонная земля» и т. д.

Поэт объединяет в одно целое людей, природу, животных. О братьях наших меньших поэт пишет с большой любовью. В стихотворении «Собаке Качалова» поэт разговаривает с собакой уважительно, по-дружески, на равных. Видно, что он любит собак, ему нравится пса «.. .по шерсти бархатной потрогать », «такую лапу не видал я сроду». С Джимом можно поговорить обо всем: о любви, радости, грусти, даже о жизни.

Обо всех животных поэт говорит с большой любовью и нежностью. Например, он обращается к скачущему жеребенку в «Сорокоусте»: «Милый, милый смешной дуралей». Эти трогательные строки заставляют нас бережно относиться не только к коням, но и к другим животным.

Есенин мечтал, что наступит время, когда люди не будут уничтожать деревья, цветы, животных. Это очень близко нашим мыслям о мире, о том, что человек – это только часть природы. Читая есенинские стихи, мы чувствуем родство с белой березой, старым кленом, рябиновым кустом. Так мы понимаем, что ответственность за их жизнь лежит на нас. Эти чувства должны помочь нам сохранить нашу природу.

О, Родина! Как много чувств, эмоций, образов и воспоминаний связано у каждого из нас с этим коротким словом. Каждый человек вкладывает в слово «родина» что-то свое, а потому и многогранна, и неисчерпаема эта тема для поэта.
Родина, родной край, его природа - одна из главных тем в творчестве «последнего певца деревни» - Сергея Есенина. Именно его, как никого другого связывают, прежде всего, с деревней, с родной для него Рязанщиной. Из рязанской деревни Константиново поэт уехал совсем молодым. Жил он потом и в Москве, и в Петербурге, и за границей, а в родную деревню приезжал время от времени как гость. Именно эта ранняя разлука с отчим домом, родной землей придала его стихам о Родине особый смысл.
«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве», - говорил о себе Сергей Есенин. И правда, перечитывая стихи поэта вновь и вновь, убеждаешься в полной мере в истинности его слов.
Для ранней поэзии автора характерна гармония, нет тех противоречий, которые появятся в его лирике с приходом новой, революционной власти. Яркие, светлые образы рисует перед нами Сергей Есенин, первые сердечные переживания, ощущение родного и близкого, что окружало молодого поэта - все это мы и находим в раннем творчестве. Он до боли любил все родное. Разве не видно это по его произведениям? В следующих строках звучит беспредельная привязанность к родной землей, нитью проходящая по всем его произведениям:
Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть моей тоски.
Поэт воспевает всю неброскую красоту средней полосы России: просторы полей, гладь озер и рек, синь родного неба, «топи да болота», «плакучие ивы» - во всем этом, казалось бы, привычном великолепии, Есенин видел неповторимость родного края. В пейзажной лирике поэт использует множество изобразительно-выразительных средств: здесь и красочные эпитеты: "дьявольски красив", "серебрянное перо", "маковый цвет зари"; и олицетворения:
Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Природа оживает: она дышит, смеется, говорит и плачет. Испльзуется также прием сравнения. К примеру, молодая березка, стройная и "кудрявая", ассоциирцется у Сергея Есенина с молодой девушкой:
Мне навстречу, как сережки,
Прзвенит девичий смех.
Или иное сравнение:
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
И все эти средства так мастерски используются поэтом, с той целью, чтобы передать всю красоту и великолепие родного края! Но при всей этой красоте природы поэт не уходит от действительности, не рисует «райской жизни». С точностью, словно сам живет в ветхой избе, он описывает крестьянскую Русь кануна Октябрьской революции. Тяжелая участь простого народа отразилась в следующих строках:
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
Щемящее чувство грусти, грусти по «малой» Родине, как сам называл ее Есенин…Да, она убогая, заброшенная, нищая. Но, ведь, не за то любят родной дом, землю, на которой вырос и по которой ходил. Поэт любит ее и такой, какая она есть - без прикрас. Любит и скорбит об отсталости, дикости, нищете, существующих на Руси.
Есенин очень умело сочетает цвет со звуком в одном образе, получая объемную картину:
...Звонкий мрамор белых лестниц...

Хвойной позолотой взвенивает лес...
И даже выражаясь немногословно, используя два - три слова в строке, Есенин все равно добивается выразительности в каждом слове:
По лугу со скрипом
Тянется обоз -
Суховатой липой
Тянет от колес.
Всего лишь несколько слов, а как много всего запечатлено: и действие, и образ, и звук, и запах...
Сергей Есенин всегда искренне переживал за свою родину, желал ей процветания и благоденствия. О чем бы ни писал поэт, он, прежде всего, писал о России; все его личные чувства, радости и грусть, обозначали вместе это слово - Родина. Его стихи, по моему мнению, учат нас любить Россию, открывают нам ее простую, но в то же время многоликую красоту. Есенинская «русскость», близость к народу, земле еще в течение долгих лет будет заставлять нас возвращаться к творчеству этого поэта.

Которого называли «певцом страны березового ситца», «певцом любви, грусти», он же поэт-философ, который не просто писал пустые слова, а кто вкладывал свою душу в каждый стих, в каждую строчку. Наверное, поэтому его стихи настолько пронизывают всю нашу сущность.

Есенин человек и природа

Его стихи – это произведения, в которых затрагивались темы любви, где описывается деревня, это замечательные пейзажные зарисовки. При этом все его работы неразделимо связаны с человеком и природой. Эта связь настолько сильная, что каждые природные проявления в стихах Есенина не оторваны от чувств человека. Вся его лирика, посвященная любви, переполнена описанием природы, с помощью которой автору удается лучше изобразить нам внутреннее состояние лирического героя. Так, например, когда неспокойно на душе, то и природа веет снежными ветрами в авторской работе «О снежные ветры».

Человек и природа в творчестве Есенина неотделимы. Автор пишет: «Как прекрасна Земля И на ней человек». Благодаря деревьям, ручьям, земле, Есенин изображает душевное состояние героя, где могут быть нотки грусти, например, как в стихе «Я помню, любимая», где используется образ цветущей липы, которая и напомнила герою о любимой. Здесь мы видим грусть расставания, но, в то же время, цветущая липа сглаживает данные чувства.

Человек и природа в лирике Есенина только дополняют друг друга. Так, с помощью природных картин автору удается создавать образ любимой девушки, где ключевым моментом есть береза. Это дерево и предстает пред нами в облике девушки. Например, в стихе «Зеленая прическа» автор с помощью природных штрихов вырисовывает девушку. При этом Есенин не просто так использует образ березы для создания портрета девушки. Этим мы видим связь мира природы и человека в лирике Есенина.

Природа и человек в поэзии Есенина часто переплетаются, человек и мир природы Есенина неотделимы, как неотделима природа и от его настроения. Есенин подчеркивает единство всего живого, он показывает нам, что нет чужой боли в мире. Вся его поэзия наполнена любовью к животным, людям, к земле, природе. Все его стихи прониклись душевностью, искренностью, добротой. Читая произведения Есенина, мы по-другому смотрим на окружающую нас действительность, видим красоту русской природы и учимся беречь свою страну.

Каждый поэт входит в храм природы со

своей «молитвой» и своей палитрой.
В. Базанов

Наверное, у каждого человека, родившегося в России, ощущение и восприятие природы всегда были такими трепетными, как, может быть, ни у кого в мире. Весна, лето, осень и особенно русская «зимушка-зима», как любовно говаривали о ней в нашем простом, но великом русском народе, брали и берут за живое душу, заставляя испытывать глубокие чувства, схожие с волнительными любовными переживаниями. Да и как не любить всю окружающую нас красоту и прелесть: белый снег, свежую зелень необъятных лесов и лугов, темную глубину озер и рек, червонное золото опадающих листьев, которые с детства радуют глаз своей многоцветностью, переполняя бурлящими эмоциями взволнованное сердце любого человека, но особенно поэта и творца слова. Такого, как замечательный поэт Сергей Александрович Есенин, который в своем многоликом творчестве, в своей задушевной лирике оставил особое место иногда суровой, но всегда прекрасной российской матушке-природе. И это не мудрено.

Родившись в селе Константиново, в центре России, Есенин видел и созерцал вокруг себя такую неописуемую красоту и прелесть, которые можно найти только на Родине, чьи необъятно широкие просторы, чье торжественное величие навеяли уже в детстве те думы и размышления, которые он передал нам позже в своей вдохновенной и волнующей лирике.

Село Константиново, родная Рязанщина - эти места пробуждали в Сергее Есенине трепет и поэтическую страсть к творчеству. Именно родной север явился наиболее вдохновляющим для поэта. Я думаю, что только там, только на севере России, с его особым, сильным, но нежным духом, можно было проникнуться теми же чувствами, что пережил Есенин, рождая в один из долгих зимних вечеров эти волшебные строки:

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу,
Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Это не обычный «Ямщицкий романс». В нем отсутствуют и ямщик, и седок, их заменяет сам поэт. Поездка не вызывает у него никаких ассоциаций, он обходится без обычной дорожной грусти. Все исключительно просто, как будто списано с натуры:

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

В простоте этих строк, в естественности слога заключаются подлинныe гениальность и мастерство, выраженные поэтом с помощью могучего русского языка. Это мастерство заставляет представить так живо и вьюгу, и зимний лес, и звон копыт по снежному насту, что уже не нужно видеть настоящую картину: воображение, выпущенное на волю, тут же дорисует картину зимнего леса. Ну как тут не вспомнить Сурикова, Шишкина, Саврасова!

Как кисть художника-живописца, так и есенинское перо живо и ярко вывело на белых листах бумаги те замечательные картины, за которыми не надо было ехать далеко от дома в Испанию, Францию, Германию или куда-либо еще: они были прямо здесь - в лесах Рязанщины, в белых ночах Петербурга, в по-осеннему позолоченном Константинове. Куда бы поэт ни кинул взгляд, всюду на него как бы накатывали полны творческого воодушевления, подчас пронизанные грустью и тихой тоской, как и сама природа:

Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный
Лес да монастырь.

Когда читаешь стихи Есенина о природе, вся полнота мощи великого и могучего русского слова обрушивается на твое сознание, заставляя его взывать к подлинным жизненным образам, может быть, никогда по-настоящему еще не увиденным, но таким удивительно реальным.

Гой ты, Русь моя родная,
Хаты - в ризах образа...
He видать конца и края -

Только синь слепит глаза.

Только слова такого великолепного мастера, как Сергей Есенин, могут творить образы, которые иначе, как собственными глазами, и увидеть-то нельзя. А сила и воодушевление, какие редко можно найти даже в запахе, звуках, цвете окружающей нас жизни, но запечатленные на бумаге, так и хлещут из каждой есенинской строки - вот как в приводимом ниже отрывке:

Как птицы свищут версты

Из-под копыт коня.
И брызжет солнце горстью

Свой дождик на меня.

В этих коротких строчках поместилось, не теряя своей полноты, изумительное изображение широкой степной дороги, вольного ветра и яркого солнечного дня. Иному не хватит многих слов, чтобы до такой степени точно, ярко и метко отобразить невольно предстающий перед нами притягательный вид российской проселочной дороги.

Читаешь и наслаждаешься простотой поэтического мастерства Сергея Есенина, которого недаром ставят на одно из первых мест в ряду великих русских поэтов.

Есенин утверждал, что он, «последний поэт деревни» в России. В его стихах любовно выписаны мелкие подробности деревенского быта:

Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными

Тараканы лезут в паз.
Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою -
Шелуха сырых яиц.

Что ни фраза - то художественная деталь. И мы чувствуем: каждая подробность вызывает нежность поэта, все это -родное для него.

Oн часто прибегает к приему олицетворения. Черемуха у него «спит в белой накидке», вербы - «плачут», тополя -«шепчут», «туча кружево в роще связала».

Природа у Сергея Есенина многоцветная, красочная. Любимые же цвета поэта - синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности голубых просторов России («синь, упавшая в реку», «только синь сосет глаза», «на небесном синем блюде»),

И всегда описание природы у Сергея Есенина соотносятся с выражением настроений поэта. Как ни тесно связанно его имя с представлением о поэтических картинах русской природы, его лирика не является пейзажной в соответственном смысле слова. Клен, черемуха, осень в стихах поэта - не просто приметы родной русской природы, это цепочка метафор, с помощью которых поэт рассказывает о себе, о своих настроениях, о своей судьбе. Поэзия Сергея Есенина и нас учит видеть, чувствовать, размышлять, то есть жить.

Поэзия Есенина - это чудесный и прекрасный неповторимый мир! Мир, который близок и понятен абсолютно всем без исключения. Есенин - великий поэт не менее великой России; поэт, который к вершинам своего мастерства поднялся из глубин народной жизни. Его Родина - Рязанская земля, которая вскормила и вспоила его, научила любить и понимать то, что окружает всех нас, - природу! Здесь, на рязанской земле, впервые увидел Сергей Есенин всю красоту русской природы, о которой он рассказал нам в своих стихах. Есенина с первых дней жизни окружал мир народных песен и сказаний:

Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали.

В духовном облике в поэзии Есенина ярко выявились черты народа - его "беспокойная, дерзкая сила", размах, сердечность, душевная неуспокоенность, глубокая человечность. Вся жизнь Есенина тесно связана с народом. Может быть, поэтому главными героями всех его стихотворений являются простые люди, в каждой строчке чувствуется тесная, не ослабевающая с годами связь поэта и человека Есенина с русскими крестьянами.

Сергей Есенин родился в крестьянской семье. "В детстве я рос, дыша атмосферой народной жизни", - вспоминал поэт. Уже современниками Есенин воспринимался как поэт "великой песенной силы". Его стихи похожи на плавные, спокойные народные песни. И плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер - вся красота родного края воплотилась с годами в стихи, полные любви к русской земле и ее народу:

О Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску…

"Моя лирика жива одной большой любовью, - говорил Есенин, - любовью к Родине. Чувство родины - основное в моем творчестве". В стихах Есенина не только "светит Русь", не только звучит тихое признание поэта в любви к ней, но и выражается вера в человека, в его великие дела, в великое будущее родного народа. Поэт каждую строчку стихотворения согревает чувством безграничной любви к Родине.

Из есенинских стихов встает образ поэта-мыслителя, кровно связанного со своей страной. Он был достойным певцом и гражданином своей Родины. По-хорошему он завидовал тем, "кто жизнь провел в бою, кто защищал великую идею", и с искренней болью писал "о днях, растраченных напрасно":

Ведь я мог дать

Не то, что дал,

Что мне давалось ради шутки.

Есенин был яркой индивидуальностью. По словам Р. Рождественского, он обладал "тем редким человеческим свойством, которое называют обычно смутным и неопределенным словом "обаяние"… Любой собеседник находил в Есенине что-то свое, привычное и любимое, - и в этом тайна такого могучего воздействия его стихов".

С самого детства Сергей Есенин воспринимал природу как живое существо. Поэтому в его поэзии ощущается древнее, языческое отношение к природе. Поэт одушевляет ее:

Схимник-ветер шагом осторожным

Мнет листву по выступам дорожным

И целует на рябиновом кусту

Язвы красные незримому Христу.

Немногие поэты так видят и так чувствуют красоту родной природы, как Сергей Есенин. Она мила и дорога сердцу поэта, который сумел передать в своих стихах ширь и бескрайность деревенской Руси:

Не видать конца и края -

Только синь сосет глаза.

Через образы родной природы поэт воспринимает события жизни человека.

Поэт блестяще передает свое душевное состояние, привлекая для этой цели простые до гениальности сравнения с жизнью природы:

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Сергей Есенин, пусть и с горечью, принимает вечные законы жизни и природы, понимая, что "все мы в этом мире тленны", и благословляет естественный ход жизни:

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвестъ и умереть.

В стихотворении "Не жалею, не зову, не плачу…" чувства поэта и состояние природы сливаются. Человек и природа находятся у Есенина в полной гармонии. Содержание стихотворения "Отговорила роща золотая…" также передается нам при помощи образов природы. Осень - это пора подведения итогов, тишины и покоя (только "журавли печально пролетают"). Образы золотой рощи, уходящего странника, горящего, но не согревающего огня, передают нам грустные мысли поэта о закате жизни.

Сколько людей согревали свои души у чудодейственного костра поэзии Есенина, сколько наслаждались звуками его лиры. И как часто они были невнимательны к Есенину-человеку. Может быть, это и погубило его. "Мы потеряли великого русского поэта…" - писал М. Горький, потрясенный трагическим известием.

Стихи Сергея Есенина я считаю близкими каждому русскому человеку, который действительно любит свою Родину. В своем творчестве поэт сумел показать и передать в своей лирике те светлые, прекрасные чувства, вызывающие у нас картины родной природы. И если мы порой затрудняемся в поиске нужных слов, чтобы выразить глубину любви к своей родной земле, то нам обязательно стоит обратиться к творчеству этого великого поэта.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!