Сочинение «Основные мотивы лирики С. «Мое отношение к творчеству С

«Вся моя автобиография — в стихах», — писал Есенин. Чем крупнее художник, чем масштабнее его творчество, чем само-бытнее талант, тем труднее современни-кам полностью оценить его вклад в духов-ную жизнь нации. В более поздних стихах Есенин, как бы подводя итоги своей твор-ческой деятельности, писал: «Мое село лишь тем и будет знаменито, что здесь когда-то баба родила российского скан-дального пиита».

Богата талантами русская земля. Есенин прожил всего тридцать лет, но след, остав-ленный им в поэзии, неизгладим.

Родился Есенин в Константинове, где прошло его детство, а затем и годы юнос-ти, здесь он написал свои первые стихи. К вершинам поэзии Сергей Есенин под-нялся из глубин народной жизни. Мир на-родно-поэтических образов окружал его с детских лет. Вся красота родного края отразилась в стихах, полных любви к рус-ской земле:

О Русь малиновое поле ,

И синь , упавшая в реку ,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску .

Боли и невзгоды крестьянской Руси, ее радости и надежды — все это отобрази-лось в поэзии Сергея Есенина. «Моя лири-ка, — не без гордости говорил поэт, — жи-ва одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — основное в мо-ем творчестве».

Край любимый ! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных ,

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных , писал поэт. Такие строки, на мой взгляд, могут родиться только в душе истинного художника, для которого Родина — это жизнь.

Дед Есенина, «яркая личность, широкая натура», по словам поэта, имел прекрас-ную память и знал наизусть множество на-родных песен и частушек. Сам поэт знал в совершенстве русский фольклор, кото-рый изучал не по книгам. Мать исполняла множество песен, которые Есенин вспо-минал не раз. Есенин знал песни, как ред-ко кто их знал, он любил их — грустные и веселые, старинные и современные. Песни, сказания, поговорки — на этом воспитывался Сергей. В его тетрадях было записано около четырех тысяч миниатюр-ных шедевров.

С течением времени талант Есенина на-бирал силу. Войти в литературный мир ему помог Блок, перед которым он пре-клонялся. Блок написал своему другу Го-родецкому письмо с просьбой помочь мо-лодому автору. В своем дневнике Блок пи-сал: «Стихи свежие, чистые, голосистые. Давно не испытывал такого наслаждения». Позже стихи Сергея Есенина начали печа-тать столичные журналы:

Мечтатель сельский я в столице

Стал первокласснейший поэт .

Один из рецензентов сказал о ранних его стихах: «Усталый, пресыщенный горо-жанин, читая стихи Есенина, приобщается к забытому аромату полей, чем-то радост-ным веет от его поэзии».

Началась первая мировая война. Всем сердцем, всей душой поэт предан Родине и своему народу в эти долгие годы горя и печали:

Ой ты , Русь , моя родина кроткая ,

Лишь к тебе я любовь берегу .

Стихотворение «Русь» — это замечатель-ное, знаменитое произведение — художе-ственное кредо поэта. По настроению «Русь» чем-то перекликается с блоковскими скорбными раздумьями о Родине:

Россия , нищая Россия ,

Мне избы серые твои ,

Твои мне песни ветровые ,

Как слезы первые любви !

Есенин творил во время крутых поворотов в истории России. Он писал в автобиогра-фии: «Революцию я принял, но с крестьян-ским уклоном». Иначе и не могло быть. Есе-нин не просто лирик, это человек большого ума, поэт глубоких философских размыш-лений. Драматизм его мироощущения, его напряженные поиски истины, ошибки и сла-бости — все это грани огромного таланта, но, изучая его творческий путь, можно сме-ло сказать, что Есенин всегда был верен се-бе в главном — в стремлении постичь слож-ную судьбу своего народа.

Полтора года, проведенные поэтом за границей, были исключительным перио-дом в его жизни: он не писал стихов> ничто не вдохновляло поэта вдали от родного края. Именно там возник замысел траге-дийной поэмы «Черный человек». Это по-следнее поэтическое произведение Есе-нина. После возвращения из-за границы он посещает родные края. Ему грустно, ему кажется, что народ не помнит о нем, что в деревне произошли огромные пере-мены, но в какую сторону, он определить не мог. В стихотворении «Русь советская поэт пишет:

С горы идет крестьянский комсомол ,

И под гармонику , наяривая рьяно ,

Поют агитки Бедного Демьяна ,

Веселым криком оглашая дол .

Вот так страна !

Какого ж я рожна ,

Орал в стихах , что я с народом дружен ?

Моя поэзия здесь больше не нужна ,

Да и , пожалуй , сам я тоже здесь не нужен .

Долгие годы в школе изучали поэзию Демьяна Бедного, Лебедева-Кумача, но молодежь не знала лучших поэтов, их вы-черкивали из литературы. Так, в школьные учебники не включали лирику Есенина, ложно обвиняя его в безыдейности.

Но они живы, их стихи читают, любят, им верят. Есенин «кровью чувств» писал свои стихи. Раздавая себя, он рано сго-рел сам, его поэзия — это его судьба. Еще раньше в стихотворении «Устал я жить в родном краю» он предрекает свое будущее:

Устал я жить в родном краю

В тоске по гречневым просторам ,

Покину хижину мою ,

Уйду бродягою и вором ...

А месяц будет плыть и плыть ,

Роняя весла по озерам ,

И Русь все также будет жить ,

Плясать и плакать у забора .

В поэзии последующих лет все чаще звучит мотив грусти, сожаления о растра-ченных силах, от его поэзии веет какой-то безысходностью. В «Черном человеке» звучат трагические строки:

Друг мой , друг мой ,

Я очень и очень болен ,

Сам не знаю , откуда взялась эта боль ,

То ли ветер свистит

Над пустым и безлюдным полем ,

То ль , как рощу в сентябрь ,

Осыпает мозги алкоголь .

Это не минутная слабость поэта, это яс-ное понимание, что жизнь его подходит к концу.

Много говорят о том, что Есенин не по-кончил жизнь самоубийством, что его уби-ли, потому что он оказывал большое влия-ние на умы русского народа. Вопрос спор-ный, но строки «В этой жизни умереть не ново, но и жизнь, конечно, не новей» гово-рят о том, что он устал бороться с окружа-ющей действительностью.

Мне бы хотелось закончить свое сочине-ние строками из его стихотворения «Мы теперь уходим понемногу». Его слова — это дань Родине, потомкам:

Много дум в тишине я продумал ,

Много песен про себя сложил ,

И по этой по земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил .

Почти невозможно в нескольких строчках выразить своё отношение к такой неоднозначной личности, как С.А. Есенин. Можно только попытаться передать то, что рождается в душе отголоском, при упоминании имени поэта. Мне кажется, что каждый человек, должен прочувствовать тот мир чувств, который находиться в каждом его произведении. Его стихи позволяют проследить вехи в его творчестве, тернистый и долгий, полный противоречий, путь поэта. Попытки найти себя, своё предназначение. В свои стихи он вкладывал переживания и бурю эмоций. Нельзя, как мне кажется, подходить к стихам С. Есенина с четким разграничением… Нельзя говорить, что какое-то стихотворение лучше или хуже, удалось или нет. Возможно, мы просто еще не готовы его воспринять таким, каким его задумывал автор. Ведь даже сам он, оглядываясь на свое "прошлое творчество", относился к нему неоднозначно. Не всё ему нравилось, многое он хотел бы переписать… Он упускал их смысл сам! Они улетали из под его пера, как птицы, жили своей отдельной и независимой жизнью. Современники превозносили поэта, сборники стихов расходились в огромных тиражах, ведь поэт писал простым и доступным народу языком. Люди перекладывали стихи в песни, пели их, несли в массы, которые были в основе своей неграмотны, слова, а не это ли показатель популярности и успешности у народа? Легкий и завораживающий язык, простой слог, без напыщенных фраз. Народу полюбился этот самобытный и одухотворенный автор. Даже сейчас почти невозможно найти более народного поэта.

Да, поэт запутался в политических перипетиях начала века, писал стихи, как с революционным, так и религиозным смыслом, искал и метался в своём творческом поиске. Многие стихи были написаны весьма фривольным языком, и это не нужно умалчивать. Творчество не имеет шаблонов, оно неподвластно цензору или ремаркам.

Долгое время его стихи находились под запретом, считалось, что Есенин - упаднический поэт, воспевающий кабацкую Москву. А всё от тогдашнего духа максимализма, нельзя, как мне кажется, подходить к творческой личности, к "метанию духа и пылкости строф" так прямолинейно. Да, поэт писал и описывал в своих стихах то, что он видел. Та жизнь, которая его окружала была далека от "благопристойных, прилизанных, подогнанных и шаблонных картин действительности". И был прав. Он как Гомер, в своих стихах, описывал происходящее вокруг, пытался донести до нас не только сухой статистики строки, он делился с нами, своими потомками, частичкой своей души. Каким бы не было время, какими бы не были люди, мне кажется, что стихи С. Есенина будут читать и будут ими наслаждаться!

Сергею Есенину и его творчеству отводится особое место в русской литературе. Большую часть своего творчества он отводил теме родного края, ведь родился великий поэт в селе, которое находится в Рязанской области – Константиново. Но это не основное направление творчества Есенина. Без любви Сергей не представлял своей жизни. Это чувство придавало ему сил и надежду на самое лучшее в жизни.

Он всегда был искренен в своих эмоциях. В своих произведениях Сергей показывает свои чувства, которые успел испытать. Например, стихотворение “Письмо к Женщине “. В нем автор предстает к своему слушателю таким искренним, настоящим. Лирический герой показывает, что эта любовь одна из самых важных ценностей. И именно расставание произвело на его жизнь огромное впечатление. Герой переосмыслил многие вещи из своей жизни и переосмыслил. Он поменялся для своей женщины, которую он любил:

“Я стал не тем,
Кем был тогда.
Не мучил бы я Вас,
Как это было раньше”.

Но времени уже не вернуть, ничего не изменится, и автор это понимает. Он имеет представление о ее жизни, которая сложилась после их любви. Есенин утешает себя пьянками и жизнью разгульной. И это чувство стало для него подобно омуту, который затягивает. Теперь это “чума” и “зараза”.

В цикле стихотворений “Москва кабацкая”, автор становится циничным и грубым. Здесь Есенин выражается о женщинах вульгарно, называя их вульгарно “паршивыми суками”, “собачьей сворой”. Причиной всему этому стало ощущение Есенина, что он стал не нужен в новой советской России. В конце этого сборника автор все таки просит прощения. В любви он находит утешение, ей Есенин лечит душевные раны.

Складывается такое ощущение, что любовь для поэта – это извечное страдание и скитание души. Он считает, что она не может быть постоянной, но ведь в памяти влюбленных это чувство останется навечно. Лирический герой так сильно умеет любить. Именно она делает человека сильным, но в тоже время слабым и уязвленным.

Душу автора переполняет любовь и грезы о новых свиданиях и чувствах. Иногда в произведениях Есенина плотно переплетаются темы природы и любви. Это придает произведениям особую духовность, даже невинность. “Зеленая прическа” была написана для Кашиной Л. И. там девушка сравнивается с березонькой, а волосы ее, заплетенные в косы – с веточками, которые причесала луна своим гребнем. Лирический герой терзается переживаниями, тоской и отчаяньем.

Стоит ли говорить, что Есенина очень любили женщины. Но, не смотря на это, лирика Сергея окрашена трагизмом. В своих последних произведениях он пишет, что презирает холодные сердца и ложь в отношениях. Но, тем не менее, про себя говорит, что он больше не способен на светлое чувство.

(4 оценок, среднее: 4.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Знаменитый русский поэт Есенин Сергей Александрович проявил себя в своем творчестве, как прекрасного и утонченного лирика, способного разворошить в душе...
  2. Тема Родины – главная тема в творчестве С. А. Есенина. О чем бы он ни писал, образ родного края незримо...
  3. Федор Иванович Тютчев поэтический гений философского склада ума. Произведения о любви в поэзии Тютчева честны и даже трагичны. Он показывает...
  4. Родился Сергей Есенин в селе Константиново 21 сентября 1895 года. Родители Сергея были крестьяне. Мама, Татьяна Федоровна Титова, которая скончалась...
[ 2 ]

...”. Смысл их и основные идеи сходны:
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком...
И:
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Сходство проявляется даже в образах; поэт чувствует, что молодость безвозвратно прошла, пути в прошлое нет, и каждый человек когда-нибудь покинет этот мир, как когда-то в него пришел. Это гармоничное, спокойное восприятие жизни Есенин передает опять же через образы природы, причем символические: “роща” - это вся жизнь героя, его судьба; юность всегда ассоциируется с голубым или сиреневым цветами (“души сиреневая цветь”), старость - кисти рябины, а вся жизнь передается через образное сравнение:
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
И последнее, предсмертное стихотворение поэта тоже относится к философской лирике, оно как бы завершает, ставит точку в конце короткого, но бурного творческого пути:
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
(“До свиданья, друг мой, до свиданья”)
Действительно, Есенин прожил недолгую, но очень яркую жизнь, во многом трагичную; надолго поэтов, творивших после революции, пришлись тяжелые испытания, в первую очередь - гнетущая проблема выбора, решить которую было для многих очень непросто. И Есенину, называвшему себя “последним поэтом деревни”, было необычайно сложно продолжать творить в условиях цензуры, слежки, недоверия. Но даже за такой короткий срок поэт успел так много понять, осмыслить и выразить это в поэтической форме, что литературное наследство, оставленное им, многогранное, сочетающее в себе множество мотивов, образов, тем, идей, остается памятником таланту русского крестьянского поэта, “последнего поэта деревни”, Сергея Александровича Есенина.


Страница: [ 2 ]

    “Если сегодня держать курс на Америку,- писал Есенин,- то я готов тогда предпочесть наше серое небо и наш пейзаж: изба, немного вросла в землю, прясло, из прясла торчит огромная жердь, вдалеке машет хвостом на ветру тощая лошаденка. Это не то что небоскребы...” ...

    Как прекрасна Земля. И на ней человек. С. Есенин В нашей стране хорошо известен знаменитый французский художник Камиль Коро. Он принадлежит к числу самых популярных мастеров пейзажной живописи XIX века. Мне кажется, что пейзажи Коро кроме тонкого...

    В сердце Есенина с юных лет жила Россия, ее грустные и раздольные песни, сельская тишина и девичий смех, горе матерей, потерявших на войне сыновей. Все это в стихах, каждая строчка которых согрета чувством безграничной любви к родной земле, родному народу....

    Сергей Есенин. В самом звучании этого имени слышна певучесть, музыка родных раздолий, красота народа, который создал такого поэта. Трудно назвать другого поэта, чье творчество так волновало бы каждого, кто окунался в бездонную глубину и свежесть его...

Лирика Есенина

Ты - мое васильковое слово.

С. Есенин

Великий русский поэт XX века Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября 1895 года в селе Константинове Рязанской губернии. “Фамилия Есенин - русская, коренная, в ней звучат языческие корни - овсень, таусень, осень, ясень,- связанные с плодородием, с дарами земли, с осенними праздниками”,- писал Алексей Толстой.

Соединение поэтического воззрения славян на природу, их языческого и православного мировоззрения, носителем которого было патриархальное крестьянство, явило миру Сергея Есенина, поэта Божьей милостью, этого Леля в зеленом венке. Явился поэт, чтобы поведать миру, что есть он, его предки, природа, народ, их душа, вера, любовь.

Яркий талант Сергея Есенина обозначен еще в ранних стихах... После смерти поэта бытовало суждение, которое, в общем, укладывалось в следующие строки Бухарина: “Советские устремления... оказались совсем не по плечу Есенину, всеми своими эмоциональными корнями сосавшему совсем другие соки из окружающей жизни”.

Истинная красота редкостна, потому что она - чудо, миф. Для ребенка в сказке условное становится безусловным какими бы “соками” он ни питался. А сок един, великий, вечный мир Божий, сотворенный безначальным Отцом нашим... Тот человек, которого задумал Господь, он пульсирует в нас, живет, только его надо высветлить, и Есенин пришел в мир, чтобы разбудить в нас искру Божию, в этом долг, залог и назначение любого поэта в мире. Ни у кого из поэтов XX столетия чувство единства мира, единства всего живого на Земле не выражено так страстно, искренне и просто, как у Есенина, который “звериных стихов своих грусть кормил резедой и мятой”. Вот это единство в коротком стихотворении поэта:

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Клененочек маленькой матке

Зеленое вымя сосет.

“Выткался над озером алый свет зари...”, и мы чувствуем, видим и верим, что алый свет зари “выткался”. Или: “Тих мой край после бурь, после гроз, и душа моя - поле безбрежное, дышит запахом меда и роз”. Поэт пробуждает в нас человеческое, истинное. И если читатель искренне сольется всем сердцем со стихами поэта, то на некоторое мгновение он становится им, Есениным, а Есенин становится бессмертным. Вот что надо понять в сущности поэзии и творчестве поэта как явления. Это такое же чудо, как рождение ребенка. Женщина из народа, держа в руках младенца, кричала Иисусу Христу: “Чуда! Чуда!” “Чудо у тебя на руках!” - был ответ Спасителя.

Чудеса окружают нас, надо их только увидеть, почувствовать. И поэзия Сергея Есенина помогает в этом нам.

“Быть поэтом - самая печальная радость... Истинная поэзия - это любовь, мужество, жертва... Все остальное не в счет, даже смерть”,- писал испанский поэт Гарсиа Лорка. Есенин знал это. Чувствовал это. Гармонизировать мир, тело и дух, Творца и творение - тяжелая, трагическая задача, но она всегда возникает перед каждым поколением. Изменить в обществе поэт ничего не может, но каждая задача, решенная им в познании себя и мира, - уже соломинка, за которую можно держаться.

Мир страждет. Единственная возможность уйти от боли - работа. “Всю душу выплесну в слова!” - пишет поэт. Когда Есенин соприкасался с обществом, его душа превращалась в сплошную рану. Этот светлый бог Лель оказывался мрачным и трагичным. Об этом говорят многие стихотворения поэта, например: “Снова пьют здесь, дерутся и плачут...”, “Все сжигает житейская мреть...”. А ведь Владимир Маяковский, впервые встретив Есенина, сказал о нем: “Есенин отвечал мне голосом; таким, каким заговорило бы, должно быть, ожившее лампадное масло”.

Революция, гражданская война, разрушение патриархального крестьянства - корня Руси - “срубили” поэта. Однако мытарствуя и мучась на путях жизни, он сохранил свой поэтический дар, поскольку имел “нежность грустную русской души”. И, как бы подводя итог своего пути земного, он успел сказать:

Чтоб за все грехи мои тяжкие,

За неверие в благодать,

Положили меня в русской рубашке

Под иконами умирать.

Это и завещание поэта, и его покаяние. И если Господь посылает в мир детей и поэтов, то конца света жизни и конца света духа не будет.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!