Сочинение «основные темы и идеи лирики а. а

Сочинение

Какие ассоциации приходят на ум при упоминании имени Анны Андреевны Ахматовой? Любовь, страстная и тра¬гичная, спасительной звездой прошедшая вместе с босоно¬гой девчонкой с черноморского побережья Херсона, затем прелестной гимназисткой Царского Села сквозь хаос ледя¬ного безвременья, объявший нашу страну на заре XX столе-тия; самоотверженная преданность Родине, молчаливо созер¬цавшей собственную неизбежную гибель; материнское горе, стучавшееся тогда без разбору во многие дома своим безжа¬лостно-грубым кулаком пролетарской диктатуры. И над всем этим сиял в лучах негасимого света робкой надежды восхи¬тительным расписным куполом мир рифм и образов вели¬кой поэтессы. Нет, великого поэта. Ахматова ненавидела сло¬во «поэтесса», называя себя исключительно «поэтом». Она мужественно разделила горечь безвозвратных потерь русской интеллигенции. Она не была сломлена испытаниями, под тя¬жестью которых отрекались от своих идей и убеждений мно¬гие мужчины. Она осталась, когда можно было уйти; она была, когда просто немыслимо было быть; она будет и по сей день, и дальше останется в сердцах русских людей великой женщи¬ной-поэтом.
Без сомнения, центральной темой творчества Анны Ахма¬товой является Любовь. Первые ее стихи, вынесенные на суд широкой публики, были представлены в журнале «Аполлон» в 1911 году, за год до выхода сборника «Вечер», и сразу получи¬ли широкий отклик у читателей и одобрение известных по¬этов того времени. Она сразу заявила о себе как о серьезном режиссере-постановщике чувственной драмы. Любовная ли¬рика Ахматовой - не детский лепет романтического дитяти, а отражение пережитого, заполнившее испитый до дна бокал страстей и желаний, разочарований и надежд:

В пушистой муфте руки холодели.
Мне стало страшно, стало как-то смутно.
О, как вернуть вас, быстрые недели
Его любви, воздушной и минутной...

Ахматова словно знает все тайны человеческих отношений.
Она словно приотк¬рывает завесу ослепляющего людей минутного счастья:

Есть в близости людей заветная черта,
Ее не перейти влюбленности и страсти, -
Пусть в жуткой тишине сливаются уста
И сердце рвется от любви на части...
Стремящиеся к ней безумны, а ее
Достигшие - поражены тоскою...
Теперь ты понял, отчего мое
Не бьется сердце под твоей рукою.

Лирическая героиня Ахматовой не олицетворяет собой какой-то безупречно-определенный человеческий образ с соответствующими ему чертами характера. Она и любима, и отвергнута, кого-то возносит на алтарь, а кого-то без сожале¬ния покидает. Она холодна и неприступна, но если пригля¬деться, то легко заметить тайное томление в глазах бездон¬ной глубины, манящих захлебнуться солеными волнами безудержной страсти.
Любовь к Родине занимает особенное место в творчестве А. А. Ахматовой. Уже повзрослевшая вместе с поэтом лири¬ческая героиня, сознавая происходящее вокруг, весь ужас и неизбежность Апокалипсиса, делает вполне осознанный выбор:

Мне голос был.
Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.

Ахматова остается со своим народом. Она знает, что только здесь ее поэзия будет понята и прочувствована. Она жела¬ет, чтобы судьба страны стала и ее судьбой. Ахматова вместе с тем осуждает эмигрантов, не признает их право на отступ¬ление. Для Ахматовой подобный поступок равносилен дезер¬тирству, подлому и малодушному предательству:

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.

И Родина, к которой обращается в стихах Ахматова, это не только собирательный образ всей России. Родина - это и Царское Село, и Павловск, и Петербург, и места в Тверской губернии Слепнёво и Бежецк:

Все мне видится
Павловск холмистый,
Круглый луг, неживая вода,
Самый томный и самый тенистый,
Ведь его не забыть никогда...
Там белые церкви и звонкий, светящийся лед,
Там милого сына цветут васильковые очи.
Над городом древним алмазные русские ночи
И серп поднебесный желтее, чем липовый мед...

Свои нежные чувства к любимым местам страны она без¬раздельно связывает с ее историей. В стихотворении «Голос памяти» Ахматова словно беседует сама с собой:

Что ты видишь, тускло на стену смотря,
В час, когда на небе поздняя заря?
Чайку ли на\"синёй скатерти воды
Или флорентийские сады?
Или парк огромный Царского Села,
1де тебе тревога путь пересекла?..
Нет, я вижу стену только - и на ней
Отсветы небесных гаснущих огней.

В годы беспощадных сталинских репрессий, когда судьба нанесла Ахматовой два тяжелейших удара - расстрел мужа Николая Гумилёва и арест единственного сына, - она создает свой шедевр - «Реквием». Посвящение всем жертвам кро¬вавого террора, обвинение и обличение власти, повествова¬ние о страданиях невинных людей - все нашло отражение в этом произведении. Естественно, что никаких рукописей и уж, тем более, печатного варианта «Реквиема» в то время не существовало:

Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных «марусъ»…

Подобные строки - это был фактически смертный приго¬вор самой себе. А Ахматова должна была жить. Она уже тогда Чувствовала, что принадлежит своей стране, своему народу больше, чем одной себе.
И именно она, Ахматова, должна была в трудную минуту поддерживать патриотический дух народа.
И вот это случилось. Война... Она застала Ахматову в Ле¬нинграде, где в июле 1941 года родилось стихотворение, спа¬сительным глотком свежего воздуха облетевшее всю страну:

И та, что сегодня прощается с милым, -
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит.

Победа для Ахматовой, как и для всех героев-патриотов, стала смыслом жизни. Она переживала общенародную траге¬дию как свою личную. Для нее отстоять свою землю, свою Родину значило сохранить культуру и родную речь, родной язык. Язык, на котором она думала, говорила, писала. Язык, который понимали и чувствовали во всех уголках России. Язык, ради обладания которым Ахматова променяла роскошь и уют лондонских и парижских салонов на жалкое, нищенс¬кое и голодное существование в нелепом и бессмысленном Советском государстве.
Но судьба не помиловала Ахматову и после победы над фашизмом. Ее исключили из Союза советских писателей, лишили даже продовольственных карточек. Власти старались всеми силами уничтожить талант гениального поэта. Имя Ах¬матовой надолго было вычеркнуто из литературы. Однако в сердцах людей, которые не стали приспособленцами в новой системе, маргиналами, отрекшимися ради карьеры и благо¬получия даже от своих родителей, в сердцах исконно рус¬ских людей, пронесших веру в истинные человеческие цен¬ности сквозь все круги советского ада, творчество великого поэта Анны Андреевны Ахматовой всегда находило живой отклик. Ее помнили и любили. Ее помнят и любят. Ее будут помнить и будут любить.

«Есть три эпохи у воспоминаний», — сказала однажды Анна Ахматова. Ее творческая судьба тоже распадается на три этапа, три биографических круга.

Начало первого — 1912 г. — выход в свет сборников «Вечер» и «Четки». Творчество Ахматовой этого периода связано с акмеиз-мом, да и позже поэт (Ахматова не признавала определения «по-этесса» по отношению к себе) не отреклась от своей связи с акмеизмом. Лирика первых книг — почти исключительно лирика любви. Стихи-миниатюры были лиричны и внутренне драматичны, ино-гда даже сюжетны («Смятение»). В ее ранних стихах поражало сочетание нежности, хрупкости чувства с твердостью и отчетливостью стиха. Современники говорили о «загадке» Ахматовой. Любовная лирика ее крайне интимна и предельно откровенна, чувственна. «Поединком роковых страстей» она близка Тютчеву.

Любовь — основной нерв ранней лирики Ахматовой. Она дана в предельных кризисных моментах — взлета и падения, разрыва и встречи, признания и отказа («Как велит простая учтивость…», «Небывалая осень построила купол высокий…»).

Лирика первых сборников передает ощущение непрочности бытия, какой-то неустойчивости. В предреволюционные годы в стихах появляются библейские и исторические ассоциации, все более властно заявляет о себе тема России («Ты знаешь, я том-люсь в неволе»). Для Ахматовой Россия нередко ассоциирова-лась с Царским Селом, где «смуглый отрок бродил по аллеям», где все было пронизано духом пушкинской поэзии. Ее Россия — это и Петербург — город культуры и державного величия.

Тема Родины, ее трактовка в годы Первой мировой войны отличалась от ура-патриотических взглядов многих поэтов. Ах-матова понимала, что война — это убийство, смерть, великое зло. Ее поэзия носит антивоенный, пацифистский характер, покоившийся на религиозной основе («Утешение», «Молитва»).

Дай мне горькие годы недуга, Задыханья, бессонницу, жар, Отыми и ребенка, и друга, И таинственный песенный дар — Так молюсь за твоей литургией После стольких томительных дней, Чтобы туча над темной Россией Стала облаком в славе лучей.

Второй период творчества Ахматовой охватывает годы от ре-волюции до конца 1930-х. Поэзия наполняется общечеловече-ским содержанием. Все трудные годы разрухи, голода, лишений Ахматова не оставляет Родину, не эмигрирует. В стихах «Мне голос был, он звал утешно…» и «Не с теми я, кто бросил зем-лю…» выражается истинный патриотизм и мужество поэта, счита-ющего позором оставить страну в трудное время:

Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: «Иди сюда. Оставь свой край, глухой и грешный, Оставь Россию навсегда». Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух.

В поэзии Ахматовой отразились все трагические противоре-чия эпохи: разрушение быта, семьи, культуры. В годы граждан-ской войны Ахматова пишет: «Все расхищено, предано, прода-но». Несмотря на страшный быт, поэт видит свет. Сила жизни позволяет верить в чудесное будущее, произносить слова благо-словения новизне и красоте жизни.

1930-е годы оказались порой тяжелых испытаний для Ахмато-вой: были арестованы муж, сын. Сама она — бывшая жена расстре-лянного в 1921 г. «контрреволюционера» Николая Гумилева — жила в ожидании ареста. Все это рождает трагические стихи «Послед-ний тост», «Зачем вы отравили воду…». Главным итогом 1930-х годов явилась поэма «Реквием». Ею Анна Ахматова выполнила свой гражданский долг перед теми, кто в течение долгих меся-цев стоял в очереди к тюремному окошку. В поэме передана уду-шающая атмосфера всеобщего оцепенения. Здесь создан удиви-тельно емкий образ Города, который резко отличается от было-го блоковско-ахматовского Петербурга. Теперь это не город кра-соты и гармонии, а «ненужный» привесок к гигантской тюрь-ме, в которую превратилась вся страна: Материал с сайта

Это было, когда улыбался Только мертвый, спокойствию рад. И ненужным привеском болтался Возле тюрем своих Ленинград.

«Реквием» — это плач не только по собственному сыну, но по всем, кого «уводили на рассвете».

В 1940-е годы — в годы Великой Отечественной войны — сти-хи Ахматовой звучали по радио. «Клятва», «Мужество» прониза-ны уверенностью, что «нас покориться никто не заставит», что «мы защитим тебя, русская речь, великое русское слово».

Стихи Ахматовой, собранные в итоговый сборник «Бег вре-мени», элегичны, пронизаны философским отношением к жиз-ни, мудры и величественны. Поэтическим «солнцем» Ахматовой был Пушкин. Она наследует традиции пушкинской поэзии, ее лаконичность, точность, простоту и гармонию.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • мотивы лирики ахматовой кратко
  • этапы жизни и творчества ахматовой кратко
  • темы и мотивы лирики ахматовой кратко
  • анна ахматова творческий путь сборники и стихи
  • творческая биография анны ахматовой кратко

Какие ассоциации приходят на ум при упоминании имени Анны Андреевны Ахматовой? Любовь, страстная и тра¬гичная, спасительной звездой прошедшая вместе с босоно¬гой девчонкой с черноморского побережья Херсона, затем прелестной гимназисткой Царского Села сквозь хаос ледя¬ного безвременья, объявший нашу страну на заре XX столе-тия; самоотверженная преданность Родине, молчаливо созер¬цавшей собственную неизбежную гибель; материнское горе, стучавшееся тогда без разбору во многие дома своим безжа¬лостно-грубым кулаком пролетарской диктатуры. И над всем этим сиял в лучах негасимого света робкой надежды восхи¬тительным расписным куполом мир рифм и образов вели¬кой поэтессы. Нет, великого поэта. Ахматова ненавидела сло¬во «поэтесса», называя себя исключительно «поэтом». Она мужественно разделила горечь безвозвратных потерь русской интеллигенции. Она не была сломлена испытаниями, под тя¬жестью которых отрекались от своих идей и убеждений мно¬гие мужчины. Она осталась, когда можно было уйти; она была, когда просто немыслимо было быть; она будет и по сей день, и дальше останется в сердцах русских людей великой женщи¬ной-поэтом.
Без сомнения, центральной темой творчества Анны Ахма¬товой является Любовь. Первые ее стихи, вынесенные на суд широкой публики, были представлены в журнале «Аполлон» в 1911 году, за год до выхода сборника «Вечер», и сразу получи¬ли широкий отклик у читателей и одобрение известных по¬этов того времени. Она сразу заявила о себе как о серьезном режиссере-постановщике чувственной драмы. Любовная ли¬рика Ахматовой - не детский лепет романтического дитяти, а отражение пережитого, заполнившее испитый до дна бокал страстей и желаний, разочарований и надежд:

В пушистой муфте руки холодели.
Мне стало страшно, стало как-то смутно.
О, как вернуть вас, быстрые недели
Его любви, воздушной и минутной...

Ахматова словно знает все тайны человеческих отношений.
Она словно приотк¬рывает завесу ослепляющего людей минутного счастья:

Есть в близости людей заветная черта,
Ее не перейти влюбленности и страсти, -
Пусть в жуткой тишине сливаются уста
И сердце рвется от любви на части...
Стремящиеся к ней безумны, а ее
Достигшие - поражены тоскою...
Теперь ты понял, отчего мое
Не бьется сердце под твоей рукою.

Лирическая героиня Ахматовой не олицетворяет собой какой-то безупречно-определенный человеческий образ с соответствующими ему чертами характера. Она и любима, и отвергнута, кого-то возносит на алтарь, а кого-то без сожале¬ния покидает. Она холодна и неприступна, но если пригля¬деться, то легко заметить тайное томление в глазах бездон¬ной глубины, манящих захлебнуться солеными волнами безудержной страсти.
Любовь к Родине занимает особенное место в творчестве А. А. Ахматовой. Уже повзрослевшая вместе с поэтом лири¬ческая героиня, сознавая происходящее вокруг, весь ужас и неизбежность Апокалипсиса, делает вполне осознанный выбор:

Мне голос был.
Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.

Ахматова остается со своим народом. Она знает, что только здесь ее поэзия будет понята и прочувствована. Она жела¬ет, чтобы судьба страны стала и ее судьбой. Ахматова вместе с тем осуждает эмигрантов, не признает их право на отступ¬ление. Для Ахматовой подобный поступок равносилен дезер¬тирству, подлому и малодушному предательству:

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.

И Родина, к которой обращается в стихах Ахматова, это не только собирательный образ всей России. Родина - это и Царское Село, и Павловск, и Петербург, и места в Тверской губернии Слепнёво и Бежецк:

Все мне видится
Павловск холмистый,
Круглый луг, неживая вода,
Самый томный и самый тенистый,
Ведь его не забыть никогда...
Там белые церкви и звонкий, светящийся лед,
Там милого сына цветут васильковые очи.
Над городом древним алмазные русские ночи
И серп поднебесный желтее, чем липовый мед...

Свои нежные чувства к любимым местам страны она без¬раздельно связывает с ее историей. В стихотворении «Голос памяти» Ахматова словно беседует сама с собой:

Что ты видишь, тускло на стену смотря,
В час, когда на небе поздняя заря?
Чайку ли на\"синёй скатерти воды
Или флорентийские сады?
Или парк огромный Царского Села,
1де тебе тревога путь пересекла?..
Нет, я вижу стену только - и на ней
Отсветы небесных гаснущих огней.

В годы беспощадных сталинских репрессий, когда судьба нанесла Ахматовой два тяжелейших удара - расстрел мужа Николая Гумилёва и арест единственного сына, - она создает свой шедевр - «Реквием». Посвящение всем жертвам кро¬вавого террора, обвинение и обличение власти, повествова¬ние о страданиях невинных людей - все нашло отражение в этом произведении. Естественно, что никаких рукописей и уж, тем более, печатного варианта «Реквиема» в то время не существовало:

Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных «марусъ»…

Подобные строки - это был фактически смертный приго¬вор самой себе. А Ахматова должна была жить. Она уже тогда Чувствовала, что принадлежит своей стране, своему народу больше, чем одной себе.
И именно она, Ахматова, должна была в трудную минуту поддерживать патриотический дух народа.
И вот это случилось. Война... Она застала Ахматову в Ле¬нинграде, где в июле 1941 года родилось стихотворение, спа¬сительным глотком свежего воздуха облетевшее всю страну:

И та, что сегодня прощается с милым, -
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит.

Победа для Ахматовой, как и для всех героев-патриотов, стала смыслом жизни. Она переживала общенародную траге¬дию как свою личную. Для нее отстоять свою землю, свою Родину значило сохранить культуру и родную речь, родной язык. Язык, на котором она думала, говорила, писала. Язык, который понимали и чувствовали во всех уголках России. Язык, ради обладания которым Ахматова променяла роскошь и уют лондонских и парижских салонов на жалкое, нищенс¬кое и голодное существование в нелепом и бессмысленном Советском государстве.
Но судьба не помиловала Ахматову и после победы над фашизмом. Ее исключили из Союза советских писателей, лишили даже продовольственных карточек. Власти старались всеми силами уничтожить талант гениального поэта. Имя Ах¬матовой надолго было вычеркнуто из литературы. Однако в сердцах людей, которые не стали приспособленцами в новой системе, маргиналами, отрекшимися ради карьеры и благо¬получия даже от своих родителей, в сердцах исконно рус¬ских людей, пронесших веру в истинные человеческие цен¬ности сквозь все круги советского ада, творчество великого поэта Анны Андреевны Ахматовой всегда находило живой отклик. Ее помнили и любили. Ее помнят и любят. Ее будут помнить и будут любить.

Основные темы и идеи лирики А. А. Ахматовой

Какие ассоциации приходят на ум при упоминании имени Анны Андреевны Ахматовой? Любовь, страстная и трагичная, самоотверженная преданность Родине, материнское горе.

Без сомнения, центральной темой творчества Анны Ахматовой является Любовь. Первые ее стихи, вынесенные на суд широкой публики, были представлены в журнале «Аполлон» в 1911 году, за год до выхода сборника «Вечер», и сразу получили широкий отклик у читателей и одобрение известных поэтов того времени.

В пушистой муфте руки холодели.
Мне стало страшно, стало как-то смутно.
О, как вернуть вас, быстрые недели
Его любви, воздушной и минутной...

Ахматова словно знает все тайны человеческих отношений. Иногда в ее голосе слышны ноты безысходности и сожаления о том, что нет ничего чувственно-вечного: Есть в близости людей заветная черта,

Ее не перейти влюбленности и страсти, -
Пусть в жуткой тишине сливаются уста
И сердце рвется от любви на части...
Стремящиеся к ней безумны, а ее
Достигшие - поражены тоскою...
Теперь ты понял, отчего мое
Не бьется сердце под твоей рукою.

Лирическая героиня Ахматовой любима и отвергнута, кого-то возносит на алтарь, а кого-то без сожаления покидает.

Любовь к Родине занимает особенное место в творчестве А. А. Ахматовой. Уже повзрослевшая вместе с поэтом лирическая героиня, сознавая происходящее вокруг, весь ужас и неизбежность Апокалипсиса, делает вполне осознанный выбор:

Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.

Ахматова остается со своим народом. Вместе с тем осуждает эмигрантов - подобный поступок равносилен дезертирству, подлому и малодушному предательству:

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.

И Родина, к которой обращается в стихах Ахматова, это не только собирательный образ всей России. Родина - это и Царское Село, и Павловск, и Петербург, и места в Тверской губернии - Слепнёво и Бежецк: Там белые церкви и звонкий, светящийся лед, Там милого сына цветут васильковые очи. Над городом древним алмазные русские ночи И серп поднебесный желтее, чемлиповыймед...

В годы беспощадных сталинских репрессии, когда судьба нанесла Ахматовой два тяжелейших удара - расстрел мужа Николая Гумилева и арест единственного сына, - она создает свой шедевр - «Реквием». Посвящение всем жертвам кровавого террора, обвинение и обличение власти, повествование о страданиях невинных людей - все нашло отражение в этом произведении:

Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных «марусь...

Подобные строки - это был фактически смертный приговор самой себе. А Ахматова должна была жить. Она уже тогда чувствовала, что принадлежит своей стране, своему народу больше, чем одной себе. Она предвидела, что на долю ее соотечественников выпадет еще более тяжкое и страшное испытание. И именно она, Ахматова, должна была в трудную минуту поддерживать патриотический дух народа.

И вот это случилось. Война... Она застала Ахматову в Ленинграде, где в июле 1941 года родилось стихотворение, спасительным глотком свежего воздуха облетевшее всю страну:

И та, что сегодня прощается с милым, -
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Чти пас покориться никто не заставит.

Победа для Ахматовой, как и для всех героев-патриотов, стала смыслом жизни. Она переживала общенародную трагедию как свою личную. Для нее отстоять свою землю, свою Родину значило сохранить культуру и родную речь, родной язык. Язык, на котором она думала, говорила, писала. Язык, который понимали и чувствовали во всех уголках России.

Судьба не помиловала Ахматову и после победы над фашизмом. Ее исключили из Союза советских писателей, лишили даже продовольственных карточек. Имя Ахматовой надолго было вычеркнуто из литературы. Однако в сердцах людей творчество великого поэта Анны Ахматовой всегда находило живой отклик.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!