Сочинение «Поэзия Марины Цветаевой — дневник ее души. Творчество М

Литература. 11 класс
Урок №2
Тема урока: Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи.
Цели:
- познакомить учащихся с основными темами и мотивами лирики;
- показать исключительность чувств лирической героини в поэзии М. Цветаевой.
Оборудование: портрет М. И. Цветаевой, эпиграф, тексты стихотворений.
Эпиграф на доске:
Моим стихом,
Как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
М. Цветаева, 1913
Ход урока
I. Введение. Вступительное слово учителя.
Марина Цветаева вступила в литературу на рубеже веков, в тревожное и смутное время. Как многим поэтам ее поколения, ей присуще ощущение трагизма мира. Конфликт со временем для нее оказался неизбежным. Жила она по принципу: быть только самой собой. Но поэзия Цветаевой противостоит не времени, не миру, а живущей в ней пошлости, серости, мелочности. Поэт – защитник, глашатай миллионов обездоленных:
Если душа родилась крылатой,
Что ей хоромы – и что ей хаты!
Что Чингиз-хан ей и что – Орда!
Два на миру у меня врага,
Два близнеца неразрывно – слитых: Голод голодных – и сытость сытых!
18 августа 1918.
Цветаевой суждено было стать летописцем своей эпохи. Почти не затронув трагической истории ХХ века в своем творчестве, она раскрыла трагедию мироощущения человека современника. Лирическая героиня ее поэзии дорожит каждым мигом, каждым переживанием, каждым впечатлением.
В образе лирического героя раскрывается личность поэта. Лирический герой близок к лирическому “Я”. Он доносит до нас размышления и переживания поэта-художника, открывает духовный мир Цветаевой.
II. Коллективный анализ стихотворения:
Кто создан из камня, кто создан из глины, -
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я - бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти –
Тем гроб и надгробные плиты
- В купели морской крещена – и в полете
Своем – непременно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня – видишь кудри беспутные эти? –
Земной не соделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной – воскресаю!
Да здравствует пена – веселая пена –
Высокая пена морская!
23 мая 1920.
Имя дается человеку при рождении и нередко определяет всю жизнь. Что значит имя Марина? (Морская)
1. Чтение стихотворения наизусть (индивидуальное задание). Все следят по тексту.
2. Кто герои этого стихотворения? (Это Марина и те, “кто создан из глины”, т.е. обыкновенные смертные люди. Уже одно это противопоставление заставляет задуматься над особенностями Марины.)
- Какое слово главное в первой строфе? (Измена)
- Какие антонимичные слова есть во второй строфе? (Гроб - крещена)
- Почему героиня со своими беспутными кудрями не хочет стать “земной солью” (“народная слава”)? (Она не хочет лишиться свободы, стать героем; не хочет засорять берег, как это делает соленая вода.)
- Что означает слово “воскресаю”? Какому слову оно близко? (Крещена, и противостоит “граниту”.)
Вывод: Марина - всякая, поэтому ей “дело - измена”, потому она разбивается - воскресает. В этом ее душа.
III. Вехи жизни – в стихах, вехи времени - в стихах.
1. Марина Ивановна родилась в Москве 26 сентября 1892 года.
a) Чтение стихотворения “Красною кистью...” (индивидуальное задание).
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов,День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
б) Что автобиографичного в этом стихотворении? Символом чего стала рябина в судьбе Цветаевой? (В период листопада, когда зреет рябина, родилась Марина. В это время звонили колокола. Наступал праздник Иоанна Богослова (один из 12-и апостолов, любимый ученик Христа.) Жизнь Марины Ивановны горька, как рябина.)
2. Семья Цветаевых жила в уютном особняке одного из старинных московских переулков; лето проводила в живописных местах Подмосковья, в калужском городке Таруса. Отец Марины был известным профессором, филологом, искусствоведом, мать, талантливая пианистка, открывшая перед детьми (Андрей, Ася, Марина) чудесный мир природы и давшая в руки лучшие в мире книги, произошла из польско-немецкой обрусевшей семьи.
Москва в ранних сборниках - воплощение гармонии, символ минувшего. Здесь и восхищение столицей, и любовью, и нежность к ней, ощущение Москвы как святыни Отечества. Мотив святости, праведности звучит в большинстве стихотворений цикла 1916 г. “Стихи о Москве”. Он связан с образом странников-слепцов, бредущих “Калужскою дорогой”, с образом лирической героини:
Надену крест серебряный на грудь,
Перекрещусь и тихо тронусь в путь
По старой по дороге по Калужской.
- Чье творчество напоминают эти мотивы? (Н.А. Некрасова.)
3. На протяжении всей жизни огромное количество людей окружало Марину. Они были совершенно разными и по-разному раскрывали ее поэтический и человеческий талант. Слагаемые ею стихи группируются в циклы, один из которых посвящен А. Блоку. Это страстный монолог влюбленности, хотя видела Цветаева поэта издали лишь, не обменялась ни единым словом. Для нее Блок – символический образ Поэзии.
Слушаем “Стихи к Блоку”.
Зверю - берлога,
Страннику – дорога,
Мертвому - дроги,
Каждому свое.
Женщине - лукавить,
Царю - править,
Мне - славить
Имя твое.
(2 мая 1916)
Как вы поняли эти стихи? (Основное назначение у Цветаевой - славить Блока.)
4. Для Цветаевой поэтическое искусство было “ежедневным трудом”, святым, единственным ремеслом: “Я не верю стихам, которые льются. Рвутся - да”. Смелое, порывистое дробление фразы на отдельные смысловые куски ради почти телеграфной сжатости. Порывистый и прерывистый характер речи необычен уже потому, что он отражает душевное состояние поэта со стремительной непосредственностью переживаемой минуты. Широк диапазон её поэзии: от народных русских сказок - поэм до интимнейшей психологической лирики. Постоянная, неустанная работа, переделка, шлифовка написанного.
Так же относилась к поэтическому труду и Ахматова. Отрывок из стихотворения “Ахматовой”:
Мы коронованы тем, что одну с тобой
Мы землю топчем, что небо над нами – то же!
И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,
Уже бессмертным на смертное сходит ложе. (...)
В певучем граде моём купола горят.
И Спаса светлого славит слепец бродячий.
И я дарю тебе свой колокольный град,
Ахматова! – сердце своё в придачу.
В чем сходство двух поэтов? (Живут на одной земле, они современницы.)
Как относится лирическая героиня к Ахматовой? (Уважает, ценит, преклоняется перед талантом, дарит ей свой город – Москву.)
- Для Цветаевой типично обращаться на “ты”, своевольно все подчиняя своей мечте. А ведь личное общение у них произошло уже в 1941 г., когда поэтессы проговорили наедине много времени.
5. Цветаева посвящала стихи близким людям: друзьям – поэтам, бабушке, мужу, Сергею Яковлевичу Эфрону, детям, дочери Але и сыну Георгию.
Стихотворение “Аля” (отрывок)
Не знаю, где ты и где я.
Те же песни и те же заботы.
Такие с тобою друзья!
Такие с тобою сироты.
И так хорошо нам вдвоем –
Бездомным, бессонным и сирым...
Две птицы: чуть встали – поем,
Две странницы: кормимся миром.
- О ком стихотворение? (О матери и дочери)
- Какие отношения между героинями? (Они помогают друг другу и поддерживают.)
- Как складывается их судьба? (Нет дома, они странницы, сироты.)
Сын Марины Цветаевой и Сергея Эфрона родился в эмиграции, где с остатками Добровольческой Белой армии оказался муж, а в 1922 году уехала за границу и Марина. Жизнь в эмиграции складывалась трудно. Эмигрантским журналам не нравились честные, неподкупные стихи Цветаевой. “Мой читатель остался в России, куда мои стихи... не доходят,” - сожалела она.
Отрывок “Стихи к сыну” (1932).
Ни к городу и ни к селу –
Езжай, мой сын, в свою страну, -
В край – всем краям наоборот!
Куда назад идти – вперед
Идти, - особенно – тебе,
Руси не видавшее
Дитя мое... Мое?
Ее – Дитя!
Какое пожелание высказывает поэтесса? (Хочет, чтобы сын жил на русской земле, сожалеет что он не видел России, но он ее сын.)
6. И вот в 1939 году М. Цветаева вернулась на родину.
Нет друзей рядом, нет жилья, работы, нет семьи (нет в живых мужа, неизвестна судьба Ариадны, отчуждение с сыном). Под гнетом личных несчастий, в одиночестве, в состоянии душевной депрессии, в начале Великой Отечественной войны, 31 августа 1941 г. Марина Цветаева покончила с собой.
Стихотворение: “ Знаю, умру на заре! На которой из двух.”
Знаю, умру на заре! На которой из двух,Вместе с которой из двух – не решить по заказу!Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!Пляшущим шагом прошла по земле! – Неба дочь!С полным передником роз! – Ни ростка не наруша!Знаю, умру на заре! – Ястребиную ночьБог не пошлет на мою лебединую душу!Нежной рукой отведя нецелованный крест,В щедрое небо рванусь за последним приветом.Прорезь зари – в ответной улыбки прорез...- Я и в предсмертной икоте останусь поэтом.
IV. Вывод, итоги.
Что можно сказать о лирической героине Цветаевой? (Женщина гордая, сильная, решительная, любящая, верная, своевольная. Она способна на дружбу и любовь.)
Близки образы лирической героини и поэта? (В образе лирической героини раскрывается личность автора. “Стихи мои – дневник”, - писала Цветаева. А дневнику доверяют сокровенные мысли, тайны, мечты, надежды.)
Каким темам посвящены стихи Марины Цветаевой? (Любви, дружбы, назначение поэта, Родины, странничества.)
Особенности поэзии Цветаевой
1. Эмоциональная напряженность
2. Сжатость мысли
3. Исповедальность
4. Богатство интонации
5. Своеобразное использование тропов
6. Образность, необычный синтаксис: авторские знаки, парцелляция, обилие риторических вопросов, обращений и восклицаний
Отличительная особенность поэзии М.И.Цветаевой - её стихи стали своеобразным дневником, запечатлевшим душевные переживания автора и эпохи соответственно.
Таким образом, поэзия М. Цветаевой – лирический дневник эпохи и история бесконечного сотворения себя.
Задание на дом: стр.305-310. Ответить (письменно) на вопрос после материала учебника по выбору.

Уроки №№

Лирика М. Цветаевой (1892-1941) . Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи. Исповедальность цв е таевской лирики.

и ях М. Цветаевой.

Пояснительная записка

Изучение русской поэзии начала XX века позволяет выполнить сравнительный анализ развития традиционной темы в литературе – темы России – в творчестве А. Блока и С. Есенина, М. Цветаевой и А. Ахматовой.

Урок-семинар по теме: «М.И. Цветаева. Лирика. Тема России – важнейшая в творчестве поэтессы» проводится на основе самостоятельной работы в малых группах. Задания для каждой группы разработаны так, чтобы учащиеся провели самостоятельное исследование развития темы России в творчестве Цветаевой, обусловленное трагедией личной судьбы поэтессы и судьбы целого поколения, которому суждено было пройти через испытание эмиграцией, а на родине оказаться «на чужбине».

Этапы работы над материалом урока помогают развивать навыки самостоятельной работы, интерес и творческое воображение, познавательную активность учащихся:

знакомство с биографией Марины Цветаевой и ее увлеченностью литературой и русской культурой;

первые поэтические сборники стихов Цветаевой и их признание

М. Волошиным;

история любви Марины Цветаевой и Сергея Эфрона и поклонение мужу;

развитие темы России в период эмиграции (стихи, обращенные к сыну);

стремление поэтессы вернуться на Родину и возвращение исторической Родины сыну;

сравнительный анализ стихотворений «Родина» и «Тоска по Родине! Давно…»;

составить вопросы кроссворда по теме урока и ответить на вопросы;

выучить наизусть одно стихотворение поэтессы (выработка навыка выразительного чтения стихотворного текста).

Тема взаимоотношений поэта и государства очень болезненная для многих поколений русских писателей и поэтов. Значительное место на уроке занимает чтение стихотворений Марины Цветаевой – от первых, юношеских «Моим стихам, написанным так рано…» до философских «Тоска по Родине! Давно…» и «Россия моя, Россия, зачем так ярко горишь?»

Исследование темы трагической судьбы поэта в трагический период исторической судьбы России (метод обучения в сотрудничестве)

Карточка-словарь литературоведческих терминов

ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с личностью поэтессы, ее творческим наследием;

совершенствовать самостоятельную работу в малых группах на основе опережающих заданий по теме урока;

совершенствовать работу над развитием темы Родины в русской поэзии начала XX века;

формировать у обучающихся представление о судьбе творческой личности в тоталитарном государстве.

ТИП УРОКА: изучение нового материала на основе самостоятельной работы; урок – семинар.

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ: беседа, исследовательский – работа над сравнительным анализом стихотворений, диалогический – индивидуальные и групповые задания по теме.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:

История России. Россия в начале ХХ века. Русская эмиграция после Октябрьской революции 1917 года. Культура России первой половины ХХ века.

НАГЛЯДНОСТЬ, ТСО: портрет М.И. Цветаевой, сборники стихов, выставка по теме урока, видеофрагмент «Таруса Марины Цветаевой», книга воспоминаний Анастасии Цветаевой, карточки-информаторы.

ЭПИГРАФ К УРОКУ: Разбросанным в пыли по магазинам.

(Где их никто не брал и не берет!)

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед. М. Цветаева (1913)

«Россия моя, Россия,

Зачем так ярко горишь?» М. Цветаева (1931)

ЗАПИСИ НА ДОСКЕ:

Согласны ли вы с высказыванием М. Цветаевой, что «всякая современность в настоящем – сосуществовании времен, концы и начала, живой узел – кот о рый только разрубить».

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: сравнения, метафора.

I. Оргмомент

1. Проверка присутствующих и готовности учащихся к началу урока.

2. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

3. Сообщение темы и цели урока.

II . Вступительное слово преподавателя

1. Учащиеся читает стихотворение «Моим стихам, написанным так рано…»

2. На фоне видеофрагмента преподаватель объясняет, зачем необходимо обращаться к фактам биографии М. Цветаевой.

III . Изучение нового материала на основе опережающих заданий.

А . Опережающие задания

Тема: «М.И. Цветаева. Жизнь. Творчество. Суд ь ба»

Вопросы по теме

Ответы на вопросы

Современники

о М. Цветаевой

Когда и где родилась М. Цветаева? Ее происхождение (кратко об отце и матери).

Какое образование получила М. Цветаева? Как это отразилось на ее творчестве и судьбе?

Как начинается поэтическая деятельность М. Цветаевой? В чем состоит особенность ранней лирики поэтессы? (Покажите на примере одного сборника).

20-х годов? В чем состоит необычность этой лирики

М. Цветаевой?

По какой причине

М. Цветаева покидает Россию в 1922 году и в течение 17 лет не может возвратиться к своим истокам? Расскажите историю любви и историю семьи М.Цветаевой и С. Эфрона.

Как происходило возвращение М. Цветаевой на родину? Как приняла советская Россия этот приезд поэтессы?

Б. Работа над опережающими заданиями в малых группах (при выполн е нии задания учитывается участие всей группы и каждого участника в ней).

А. 1. Марина Ивановна Цветаева родилась 26 сентября 1892 года в Москве в семье профессора Московского университета, основателя и директора Музея изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина) Ивана Владимировича Цветаева. Мать – Мария Александровна Мейн – из обрусевшей польско-немецкой семьи, одна из одаренных учениц Николая Рубинштейна. «Мама и папа были совершенно непохожие. У каждого своя рана в сердце. У мамы – музыка и стихи, у папы — наука».

2. О своем рождении Марина Цветаева написала в стихотворении:

Красною кистью рябина зажглась,

Падали листья, я родилась.

Спорили сотни колоколов.

День был субботний Иоанн Богослов.

«Красною кистью…» )

3. Из-за болезни матери семье часто приходилось переезжать с места на место, в том числе и за границу. Детство Марины прошло в Трехпрудном переулке в Москве и на даче, на Оке, близ города Таруса Калужской губернии. В 16 лет Марина совершила свою первую самостоятельную поездку – в Сорбонну, где прослушала курс истории старофранцузской литературы. В то же время она помогала отцу в создании музея – «любимого детища семьи». После смерти матери Марина, прекрасно владевшая немецким и французским языками, практически вела всю иностранную переписку отца.

4. Сестры Марина и Анастасия осиротели рано. Мать скончалась от туберкулеза, когда старшей было 14 лет, а младшей – 12. Летом 1906 года, возвращаясь после очередного лечения, не доехав до Москвы, Мария Александровна умирает.

Б. 1. Начала печататься в 16 лет, до революции в России вышли три кн и ги ее стихов: «Вечерний альбом» (1910), «Волшебный фонарь» (1912), «Из двух книг» (1913). Первый поэтический сборник издан в 1910 году, когда Марина учится в гимназии. Во время поездки в Коктебель она знакомится с Максимилианом Волошиным.

В 1913 году умирает отец Иван Владимирович.

2. Главное достоинство первых поэтических сборников «Вечерний ал ь бом» и «Волшебный фонарь» состоит в том, что в них обнаружилось драгоце н нейшее качество ее как поэта – тождество между личностью и словом. Максимиан Волошин высоко оценил первый поэтический сборник, заявив:

Ваша книга – это весть «оттуда»,

Утренняя, благостная весть…

Я давно уж не приемлю чуда…

Но как сладко слышать: «Чудо есть!»

(Учащаяся читает стихотворение «Идешь на меня похожий» )

3. В 20-е годы были изданы две книги с одинаковым названием «Версты», в которых была собрана лирика 1914-1921 годов. Одна из книг не получила признания не только среди читателей, но и в поэтических кругах.

(Учащаяся читает стихотворение «Кто создан из камня…» )

В. 1. История любви Марины Цветаевой и Сергея Эфрона (заслушивание индивидуальных заданий).

В Коктебеле происходит знакомство с будущим мужем Сергеем Эфроном, которому 17 лет. Через полгода они поженились. В 1912 году выходит вторая книга стихов «Волшебный фонарь» и рождается первая дочь Ариадна. Цветаева адресовала Сергею Эфрону более 20 стихотворений. Вот строки из письма Марины: «Он необычайно и благородно красив, он прекрасен внешне и внутренне, он блестяще одарен, умен, благороден. Душой, манерами, лицом – весь в мать. А мать его была красавицей и героиней». Она потонула в счастье, верила в сказочность жизни и вечность любви. Любовь изменила внешность и озарила поэзию Марины Цветаевой.

(Учащаяся читает стихотворение «Ждут на пыльные дороги» )

2. В облике Сергея отразились великолепные и достойные лики героев из прошлого, поэтому стихотворение, написанное 26 декабря 1913 года, адресовано Цветаевой генералам двенадцатого года, но посвящено мужу:

Вам все вершины были малы

И мягок – самый черствый хлеб,

О молодые генералы

Своих судеб.

(Учащаяся читает стихотворение «Генералам двенадцатого года» )

Г. Начало развития темы России в творчестве М. Цветаевой связано с Москвой, в которой она чувствовала себя легко и счастливо, несмотря на переживания и жизненные неудобства. Цикл стихов о Москве – это Москва Марины Цветаевой: старинная и величественная, гордая и героическая, традиционная и народная.

«Стихи о Москве» )

Д. 1. Годы эмиграции и изгнания 1922-1939 г.г. Муж Марины Цветаевой Сергей Эфрон был офицером, воевал в добровольческой армии и эмигрировал вместе с остатками этой армии. Неприятие сборника «Версты» и ощущение ненужности в России, неизвестность судьбы мужа, бытовая неустроенность, смерть дочери, голод послужили главными причинами ее эмиграции.

Цикл стихов «Лебединый стан» посвящен Белой армии. Это реквием обреченной жертвенности белому движению, реквием скорбному пути мужа. Они встретились в Берлине, переехали в Прагу, где прожили три года, а потом уехали во Францию, где прожили тринадцать с половиной лет.

2. Трагедия потери Родины выливается в эмигрантской поэзии Цветаевой в противопоставление себя – русской – всему нерусскому и потому чуждому. Индивидуальное «я» становится частью единого русского «мы»:

Россия моя, Россия,

Зачем так ярко горишь?

(Учащаяся читает стихотворение «Лучина» )

3. Главный мотив – трагическое звучание потери Родины , сиротства, а особенно – тоска по Родине:

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И все – равно, и все – едино.

Но если по дороге – куст

Встает, особенно – рябина.

(Учащиеся читают стихотворения «Тоска по Родине! Давно…» и «Родина» )

4. Марина Цветаева мечтала вернуться на Родину , но больше всего вернуть историческую Родину сыну Георгию (родился в 1925 году).

(Учащиеся читают стихотворения из цикла «Стихи к сыну» )

5. Старшая дочь Ариадна Эфрон, выросшая, по словам Марины Цветаевой, из ее стихов, разделившая с матерью все ее горести и беды и сполна испившая горя своего (8 лет сталинских лагерей, 6 лет ссылки – и только потом реабилитация), писала: «…Нужно было столько пережить и перестрадать, чтобы дорасти до понимания собственной матери».

Е. «И – главное – я ведь знаю, как меня будут любить (читать – что!) ч е рез сто лет!»

Возвращение на Родину. 12 июня 1939 года Марина Цветаева отплыла из Франции на родину навстречу бедам и гибели. Мир «железного» века петлей захлестнул ей горло. Арестованы муж и дочь. Задерживают издание книжки стихов. Нет в живых А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, Н. Гумилева. Не на что жить.

«А меня простите – не вынесла».

IV . Работа над заданиями в малых группах по теме Родины в лирике

М. Цветаевой.

План раскрытия темы Родины в лирике М. Цветаевой

«РОССИЯ моя, РОССИЯ, зачем так ярко горишь?»

Трагедия потери Родины выливается в эмигрантской поэзии Цветаевой в противопоставление себя – русской – всему нерусскому и потому чуждому. Индивидуальное «я» становится частью единого русского «мы» (стихотворение «Лучина», 1931).

«России меня научила революция». Россия всегда была в ее крови – с ее историей, бунтующими героинями, цыганами, церквями и Москвой, в которой всегда ощущала себя детищем города, «отвергнутого Петром».

Главный мотив стихов Марины Цветаевой периода эмиграции – трагическое звучание потери Родины, сиротства, а особенно – ТОСКА ПО РОДИНЕ (стихотворение «Тоска по Родине! Давно…», 1934).

Верность традиции быть всегда рядом с Россией даже тогда, когда это невозможно. В поэзии М. Цветаевой воплощалась любовь к русской речи, ко всему русскому. Мечта поэтессы состояла в том, чтобы возвратить своему сыну родину – его Россию («Стихи к сыну»).

«Родина не есть условность территории, а непреложность памяти и крови». Дорогой ценой купленное отречение в дальнейшем помогло Цветаевой прийти к постижению ПРАВДЫ ВЕКА.

«Всякий поэт по существу эмигрант, даже в России» (статья «Поэт и время»).

V . Закрепление материала на основе ответов учащихся по теме урока.

Решение кроссворда по ходу обсуждения вопросов.

Чтение наизусть стихов М. Цветаевой.

3. Обсуждение материалов по вопросам. Обобщение материала урока через главную цитату, которая стала жизненной убежденностью Марины Цветаевой: «всякая совр е менность в настоящем – сосуществовании времен, концы и начала, живой узел – кот о рый только разрубить».

VI . Заключительный этап урока.

Домашнее задание.

С. 308-318 (по учебнику С.А. Зинина и В.А. Чалмаева, часть 1), заполнить таблицу жизненных и творческих исканий. Выучить стихотворение М. Цветаевой.

Написать размышление на тему: «С чего начинается Родина?»

Выставление оценок. Подведение итогов урока.

Приложение № 1

Задания в малых группах по теме урока:

«М.И. Цветаева. Тема Родины, «собирание» России в произведен и ях М. Цветаевой »

Задание № 1

На основе опережающих заданий расскажите кратко биографию

М. Цветаевой (родители, увлечения, учеба).

Задание № 2

Как начиналась творческая деятельность М. Цветаевой?

Кто из известных поэтов XX века оценил ее поэтическое дарование? Назовите особенность ранней лирики поэтессы.

Задание № 3

Расскажите историю любви М. Цветаевой и С. Эфрона. Почему их отношения овеяны не только романтикой, но и грустью?

По ходу обсуждения на уроке ответить на вопросы кроссворда.

Задание № 4

На основе опережающих заданий расскажите, как пришла поэтесса к теме России в своем творчестве?

В чем состояла трагедия М. Цветаевой в период эмиграции?

По ходу обсуждения на уроке ответить на вопросы кроссворда.

Задание № 5

Что говорит М. Цветаева о своем творчестве и о поэзии?

Обращаясь к материалам урока, докажите, что творчество М. Цветаевой получило признание в литературной среде.

Приложение № 2

Тема: М.И. Цветаева (1892 — 1941)

Самостоятельная работа в малых группах

Сравнительный анализ стихотворений

М. Цветаевой «Родина» и «Тоска по Родине! Давно…»

Цель: 1. познакомьтесь со стихотворениями М. Цветаевой;

2. определите, в чем состоит приверженность поэта теме России;

3. напишите размышление


11класс Литература 08 .12.16 урок 40
Тема: М. И. Цветаева. Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи.
Цели: познакомить учащихся с биографией М.И. Цветаевой;
- раскрыть своеобразие поэтического стиля М.И. Цветаевой;
- воспитывать чувство долга, личной ответственности за судьбу поколений, страны, прививать любовь к Родине.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
Эпиграф к уроку: «Возьмите стихи – это и есть моя жизнь…».
1.Оргмомент. Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть.
2.Актуализация знаний.
1.Проврка дз. Рассказ учащихся о Цветаевой.
3.Мотивация.
4. Этой женщине принадлежит особое место среди поэтов «серебряного века». Пожалуй, сегодня мы впервые будем говорить о женщине-поэте, о человеке необычайно интересной и трагической судьбы.
Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы понимаете эти строки?
Запись темы урока и определение целей учащимися.
5.Основная работа урока.
1.Слово учителя.
Марина Цветаева вступила в литературу на рубеже веков, в тревожное и смутное время. Как многим поэтам ее поколения, ей присуще ощущение трагизма мира. Конфликт со временем для нее оказался неизбежным. Жила она по принципу: быть только самой собой - русская поэтесса, прозаик, переводчица, одна из крупнейших поэтов XX века. Русская поэтесса. Дочь ученого, специалиста в области античной истории, эпиграфики и искусства, Ивана Владимировича Цветаева. В 1922 - 39 в эмиграции. Покончила жизнь самоубийством.
Родилась 26 сентября (8 октября н.с.) в Москве в высококультурной семье. Отец, Иван Владимирович, профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед, стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Мать происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была талантливой пианисткой. Умерла в 1906, оставив двух дочерей на попечение отца.
Детские годы Цветаевой прошли в Москве и на даче в Тарусе. Начав образование в Москве, она продолжила его в пансионах Лозанны и Фрейбурга. В шестнадцать лет совершила самостоятельную поездку в Париж, чтобы прослушать в Сорбонне краткий курс истории старофранцузской литературы.
Стихи начала писать с шести лет (не только по-русски, но и по-французски и по-немецки), печататься с шестнадцати, а два года спустя тайком от семьи выпустила сборник «Вечерний альбом», который заметили и одобрили такие взыскательные критики, как Брюсов, Гумилев и Волошин. С первой встречи с Волошиным и беседы о поэзии началась их дружба, несмотря на значительную разницу в возрасте. Она много раз была в гостях у Волошина в Коктебеле. Сборники ее стихов следовали один за другим, неизменно привлекая внимание своей творческой самобытностью и оригинальностью. Она не примкнула ни к одному из литературных течений.
В 1912 Цветаева вышла замуж за Сергея Эфрона, который стал не только ее мужем, но и самым близким другом.
В мае 1922 ей с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу - к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго жили в Берлине, затем три года в предместьях Праги, а в ноябре 1925 после рождения сына семья перебралась в Париж. Жизнь была эмигрантская, трудная, нищая. Жить в столицах было не по средствам, приходилось селиться в пригородах или ближайших деревнях.
Последний прижизненный сборник вышел в Париже в 1928 - «После России», включивший стихотворения, написанные в 1922 - 1925.
Она мечтала, что вернется в Россию «желанным и жданным гостем». Но этого не случилось: муж и дочь были арестованы, сестра Анастасия была в лагере. Цветаева жила в Москве по-прежнему в одиночестве, кое-как перебиваясь переводами. Начавшаяся война, эвакуация забросили ее с сыном в Елабугу. Измученная, безработная и одинокая поэтесса 31 августа 1941 покончила с собой.
В 1914 году Марина познакомилась с поэтессой и переводчицей Софией Парнок, их романтические отношения продолжались до 1916 года. Цветаева посвятила Парнок цикл стихов «Подруга». Цветаева и Парнок расстались в 1916 году, Марина вернулась к мужу Сергею Эфрону. Отношения с Парнок Цветаева охарактеризовала как «первую катастрофу в своей жизни». В 1921 году Цветаева, подводя итог, пишет: "Любить только женщин (женщине) или только мужчин (мужчине), заведомо исключая обычное обратное - какая жуть! А только женщин (мужчине) или только мужчин (женщине), заведомо исключая необычное родное - какая скука!". София Парнок - любовница Марины Цветаевой
В 1917 году Цветаева родила дочь Ирину, которая умерла от голода в приюте в Кунцево (тогда в Подмосковье) в возрасте 3 лет.
Сборники стихов 1910 - «Вечерний альбом» 1912 - «Волшебный фонарь», вторая книга стихов 1913 - «Из двух книг», Изд. «Оле-Лукойе» 1913-15 - «Юношеские стихи» 1922 - «Стихи к Блоку» (1916-1921) 1922 - «Конец Казановы» 1920 - «Царь-девица» 1921 - «Вёрсты» 1921 - «Лебединый стан» 1922 - «Разлука» 1923 - «Ремесло» 1923 - «Психея. Романтика» 1924 - «Молодец» 1928 - «После России» сборник 1940 года
Поэмы: Чародей (1914) На Красном Коне (1921) Поэма Горы (1924, 1939) Поэма Конца (1924) Крысолов (1925) С моря (1926) Попытка комнаты (1926) Поэма Лестницы (1926) Новогоднее (1927) Поэма Воздуха (1927) Красный бычок (1928) Перекоп (1929) Сибирь (1930)
Поэмы-сказки: Царь-Девица (1920) Переулочки (1922) Мо́лодец (1922)
Незавершённые поэмы: Егорушка Несбывшаяся поэма Певица Автобус Поэма о Царской Семье.
Драматические произведения: Червонный валет (1918) Метель (1918) Фортуна (1918) Приключение (1918-1919) Пьеса о Мэри (1919, не завершена) Каменный Ангел (1919) Феникс (1919) Ариадна (1924) Федра (1927).
Проза: «Живое о живом» «Пленный дух» «Мой Пушкин» «Пушкин и Пугачёв» «Искусство при свете совести» «Поэт и время» «Эпос и лирика современной России» воспоминания об Андрее Белом, Валерии Брюсове, Максимилиане Волошине, Борисе Пастернаке и др. Мемуары «Мать и музыка» «Сказка матери» «История одного посвящения» «Дом у Старого Пимена» «Повесть о Сонечке».-Что вы узнали о Марине Цветаевой?
- Какую роль сыграла в становлении личности М. И. Цветаевой ее мать, Мария Александровна?
- Какое место занимает в лирике М. Цветаевой тема дома?
- Каким вы представляете детство поэта по стихотворениям, вошедшим в сборник «Вечерний альбом»?
- Насколько непосредственно в стихах М. Цветаевой поэтический образ соотнесен с жизненными обстоятельствами?
2. Чтение предсмертной записки. Записка сыну: "Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але - если увидишь - что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик".
Записка Асеевым: "Дорогой Николай Николаевич! Дорогие сестры Синяковы! Умоляю вас взять Мура к себе в Чистополь - просто взять его в сыновья - и чтобы он учился. Я для него больше ничего не могу и только его гублю. У меня в сумке 450 р. и если постараться распродать все мои вещи. В сундучке несколько рукописных книжек стихов и пачка с оттисками прозы. Поручаю их Вам. Берегите моего дорогого Мура, он очень хрупкого здоровья. Любите как сына - заслуживает. А меня - простите. Не вынесла. МЦ. Не оставляйте его никогда. Была бы безумно счастлива, если бы жил у вас. Уедете - увезите с собой. Не бросайте!".
Записка «эвакуированным»: "Дорогие товарищи! Не оставьте Мура. Умоляю того из вас, кто сможет, отвезти его в Чистополь к Н. Н. Асееву. Пароходы - страшные, умоляю не отправлять его одного. Помогите ему с багажом - сложить и довезти. В Чистополе надеюсь на распродажу моих вещей. Я хочу, чтобы Мур жил и учился. Со мной он пропадет. Адр. Асеева на конверте. Не похороните живой! Хорошенько проверьте".
3.Запись в тетрадь.
Особенности поэзии Цветаевой
1. Эмоциональная напряженность
2. Сжатость мысли
3. Исповедальность 4. Богатство интонации
5. Своеобразное использование тропов
6. Образность, необычный синтаксис: авторские знаки, парцелляция, обилие риторических вопросов, обращений и восклицаний
Отличительная особенность поэзии М.И.Цветаевой - её стихи стали своеобразным дневником, запечатлевшим душевные переживания автора и эпохи соответственно.
Таким образом, поэзия М. Цветаевой – лирический дневник эпохи и история бесконечного сотворения себя.
4.Выборочное чтение. Прочитайте наиболее понравившееся вам стихотворение.
5.Работа над лирикой Цветаевой. Работа в парах.
1. Ждут на пыльные дороги»
2. «Моим стихам, написанным так рано…»
-Какова интонация этого стихотворения?
- Как поэт относится к своим стихам и своему дару?
- Что, на ваш взгляд, заставило ее так думать?
3. «Молитва» («Христос и Бог! Я жажду чуда…») -Что вас поражает в этом стихотворении? Жизни или смерти жаждет лирическая героиня?
- Что объединяет все желания лирической героини во 2, 3, 4-й строфах?
- Близки ли они вам?
- Какая жизнь ее влечет?
-Какие чувства она испытывает?
6. Самостоятельная работа.
Письменно ответить на вопрос: Почему у автора возникает желание «умереть, покуда вся жизнь как книга…»? Как понять парадокс этого стихотворения?
Вывод: лирическая героиня дорожит каждым мигом, каждым переживанием, каждым впечатлением, полученным в юности, и, несмотря на то что она просит смерти в 17 лет, стихотворение наполнено красками, жизнью, полетом, без которого нет Марины Цветаевой
7.Закрепление изученного материала.
Анализ стихотворения «Кто создан из камня, кто создан из глины…»
-Как в стихотворении автор обыгрывает свое имя?
- Что общего между поэтом и морем?
- Какие литературные ассоциации у вас возникают при чтении этого стихотворения?
-Как сочетаются в образе лирической героини вечность и бренность?
-В чем видит лирическая героиня свое отличие от других людей?
-Какой вы представляете Марину Цветаеву, читая это стихотворение?
-Как бы вы ее изобразили?
-На каком фоне, в какой манере, в какой технике вы бы нарисовали ее портрет?
8.Рефлексия. Составление синквейна и кроссворд.
Цветаева.
Несравненная, страдающая.
Мучилась, творила, любила.
Восхищаюсь гениальным поэтом-женщиной.
Затравленный зверь
Ответы на вопросы кроссворда:
1 – Москва, 2- Мария, 3 – Сорбонна, 4 – рябина, 5 – сыну, 6 – Франция, 7 – традиция, 8 – тождество, 9 – Сергей, 10 – «Версты», 11 – эмиграция, 12 – Елабуга, 13 – Волошин, 14 – признание.9.ДЗ.Выучить наизусть любое стихотворение М.Цветаевой. Найти стихотворения Цветаевой, положенные на музыку, принести аудио и артвидео.

Любовь к поэзии проснулась у Цветаевой рано. Еще будучи совсем юной, она тайком от семьи выпустила свой первый поэтический сборник «Вечерний альбом». Отзывы на эту книгу были весьма благосклонными, что вселило в юную поэтессу уверенность в своих силах. Поэзия Цветаевой - это своеобразный дневник, где нашли отражение все значительные события ее непростой жизни:
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.

Встреча с будущим мужем Сергеем Эфроном перевернула всю жизнь Марины. Они не просто любили, они боготворили друг друга. Вот какие строки Цветаева посвятила своему любимому человеку:

Когда началась гражданская война, Сергей воевал на стороне белых. Это обстоятельство поставило Марину практически в безвыходное положение, ведь ее в любой момент могли арестовать большевики, несмотря на то что она приветствовала обе революции.
На войне Сергей пропадает без вести. Для Цветаевой это было тяжелое и страшное время, когда она, с двумя детьми на руках, прозябала в голодной Москве. Именно тогда родились эти беспощадные строки:

Два на миру у меня врага,
Два близнеца-неразрывно слитых:
Голод голодных-и сытость сытых!..

Вскоре от голода, не дожив даже до своего трехлетия, погибает вторая дочь Цветаевой и Эфрона - Ирина. Даже невозможно представить себе горе матери, потерявшей своего маленького ребенка:

Светлая-на шейке тоненькой-

Одуванчик на стебле!
Мной еще совсем не понято,
Что дитя мое в земле.

Долгие семнадцать лет поэтесса жила вдали от Родины, в эмиграции. По этому поводу ходило много толков. Некоторые осуждали Цветаеву, говорили, что она не выдержала трудной жизни и голода, убежав за границу, сытую и процветающую. Но любое осуждение здесь просто неуместно, ведь не каждый человек вынесет то, что перенесла Марина.

Именно за границей, в Праге, нашелся ее любимый муж. Вот Цветаева и решилась на эмифацию, ведь приезд Сергея в Россию был просто невозможен. Вдалеке от Родины Марина Цветаева продолжает много писать. Именно в это время появляются стихи о собратьях-поэтах. Особенно восторгал поэтессу Блок, которого она боготворила.
В 1939 г. Цветаева возвратилась в Советский Союз вместе с мужем, дочерью и сыном. Вскоре мужа и дочь арестовали. Началась Великая Отечественная война. Все эти трагические события неумолимо толкали Цветаеву к тому страшному решению, которое она приняла и осуществила 31 августа 1941 г., - она покончила с собой.

Мне так же трудно до сих пор
Вообразить себя умершей.
Как скопидомкой-мильонершей
Средь голодающих сестер.
Что сделать мне тебе в угоду?
Дай как-нибудь об этом весть.
В молчаньи твоего ухода
Упрек невысказанный есть...
Лицом повернутая к Богу,
Ты тянешься к нему с земли,
Как в дни, когда тебе итога
Еще на ней не подвели.

Так отозвался Борис Пастернак на ее гибель.

    Имя Марины Цветаевой, наряду с именами Владимира Маяковского, Анны Ахматовой, Сергея Есенина, Бориса Пастернака, определяет целую эпоху русской поэзии первой трети 20 века. Сейчас их имена перестают быть только собственными именами реальных людей, а...

    Поэт - издалека заводит речь, Поэта - далеко заводит речь... Это двустишие можно поставить эпиграфом ко всему, что Цветаева сделала в поэзии. Она постоянно видела перед собой дорогу, которая шла «издалека» и уводила «далеко». ...

    Творчество Марины Цветаевой стало выдающимся и самобытным явлением как культуры “серебряного века”, так и истории русской литературы. Она привнесла в русскую поэзию небывалую глубину и выразительность лиризма в самораскрытии женской души с ее трагическими...

    Знак гениальности одновременно является и знаком нелегкой судьбы. Эта мысль во многом определяет жизнь и творчество многих русских поэтов, которым выпала нелегкая, но счастливая доля жить и творить в начале XX столетия. Это время вошло в историю под...

11класс Литература 08.12.16 урок 40

Тема: М. И. Цветаева. Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи.

Цели: познакомить учащихся с биографией М.И. Цветаевой;

Раскрыть своеобразие поэтического стиля М.И. Цветаевой;

Воспитывать чувство долга, личной ответственности за судьбу поколений, страны, прививать любовь к Родине.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока.

Эпиграф к уроку: «Возьмите стихи – это и есть моя жизнь…».

1.Оргмомент. Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть.

2.Актуализация знаний.

1.Проврка дз. Рассказ учащихся о Цветаевой.

3.Мотивация.

4. Этой женщине принадлежит особое место среди поэтов «серебряного века». Пожалуй, сегодня мы впервые будем говорить о женщине-поэте, о человеке необычайно интересной и трагической судьбы.

Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы понимаете эти строки?

Запись темы урока и определение целей учащимися.

5.Основная работа урока.

1.Слово учителя.

Марина Цветаева вступила в литературу на рубеже веков, в тревожное и смутное время. Как многим поэтам ее поколения, ей присуще ощущение трагизма мира. Конфликт со временем для нее оказался неизбежным. Жила она по принципу: быть только самой собой - русская поэтесса, прозаик, переводчица, одна из крупнейших поэтов XX века. Русская поэтесса. Дочь ученого, специалиста в области античной истории, эпиграфики и искусства, Ивана Владимировича Цветаева. В 1922 - 39 в эмиграции. Покончила жизнь самоубийством.



Родилась 26 сентября (8 октября н.с.) в Москве в высококультурной семье. Отец, Иван Владимирович, профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед, стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Мать происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была талантливой пианисткой. Умерла в 1906, оставив двух дочерей на попечение отца.

Детские годы Цветаевой прошли в Москве и на даче в Тарусе. Начав образование в Москве, она продолжила его в пансионах Лозанны и Фрейбурга. В шестнадцать лет совершила самостоятельную поездку в Париж, чтобы прослушать в Сорбонне краткий курс истории старофранцузской литературы.

Стихи начала писать с шести лет (не только по-русски, но и по-французски и по-немецки), печататься с шестнадцати, а два года спустя тайком от семьи выпустила сборник «Вечерний альбом», который заметили и одобрили такие взыскательные критики, как Брюсов, Гумилев и Волошин. С первой встречи с Волошиным и беседы о поэзии началась их дружба, несмотря на значительную разницу в возрасте. Она много раз была в гостях у Волошина в Коктебеле. Сборники ее стихов следовали один за другим, неизменно привлекая внимание своей творческой самобытностью и оригинальностью. Она не примкнула ни к одному из литературных течений.

В 1912 Цветаева вышла замуж за Сергея Эфрона, который стал не только ее мужем, но и самым близким другом.

В мае 1922 ей с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу - к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго жили в Берлине, затем три года в предместьях Праги, а в ноябре 1925 после рождения сына семья перебралась в Париж. Жизнь была эмигрантская, трудная, нищая. Жить в столицах было не по средствам, приходилось селиться в пригородах или ближайших деревнях.

Последний прижизненный сборник вышел в Париже в 1928 - «После России», включивший стихотворения, написанные в 1922 - 1925.

Она мечтала, что вернется в Россию «желанным и жданным гостем». Но этого не случилось: муж и дочь были арестованы, сестра Анастасия была в лагере. Цветаева жила в Москве по-прежнему в одиночестве, кое-как перебиваясь переводами. Начавшаяся война, эвакуация забросили ее с сыном в Елабугу. Измученная, безработная и одинокая поэтесса 31 августа 1941 покончила с собой.

В 1914 году Марина познакомилась с поэтессой и переводчицей Софией Парнок, их романтические отношения продолжались до 1916 года. Цветаева посвятила Парнок цикл стихов «Подруга». Цветаева и Парнок расстались в 1916 году, Марина вернулась к мужу Сергею Эфрону. Отношения с Парнок Цветаева охарактеризовала как «первую катастрофу в своей жизни». В 1921 году Цветаева, подводя итог, пишет: "Любить только женщин (женщине) или только мужчин (мужчине), заведомо исключая обычное обратное - какая жуть! А только женщин (мужчине) или только мужчин (женщине), заведомо исключая необычное родное - какая скука!". София Парнок - любовница Марины Цветаевой

В 1917 году Цветаева родила дочь Ирину, которая умерла от голода в приюте в Кунцево (тогда в Подмосковье) в возрасте 3 лет.

Сборники стихов 1910 - «Вечерний альбом» 1912 - «Волшебный фонарь», вторая книга стихов 1913 - «Из двух книг», Изд. «Оле-Лукойе» 1913-15 - «Юношеские стихи» 1922 - «Стихи к Блоку» (1916-1921) 1922 - «Конец Казановы» 1920 - «Царь-девица» 1921 - «Вёрсты» 1921 - «Лебединый стан» 1922 - «Разлука» 1923 - «Ремесло» 1923 - «Психея. Романтика» 1924 - «Молодец» 1928 - «После России» сборник 1940 года

Поэмы: Чародей (1914) На Красном Коне (1921) Поэма Горы (1924, 1939) Поэма Конца (1924) Крысолов (1925) С моря (1926) Попытка комнаты (1926) Поэма Лестницы (1926) Новогоднее (1927) Поэма Воздуха (1927) Красный бычок (1928) Перекоп (1929) Сибирь (1930)

Поэмы-сказки: Царь-Девица (1920) Переулочки (1922) Молодец (1922)

Незавершённые поэмы: Егорушка Несбывшаяся поэма Певица Автобус Поэма о Царской Семье.

Драматические произведения: Червонный валет (1918) Метель (1918) Фортуна (1918) Приключение (1918-1919) Пьеса о Мэри (1919, не завершена) Каменный Ангел (1919) Феникс (1919) Ариадна (1924) Федра (1927).

Проза: «Живое о живом» «Пленный дух» «Мой Пушкин» «Пушкин и Пугачёв» «Искусство при свете совести» «Поэт и время» «Эпос и лирика современной России» воспоминания об Андрее Белом, Валерии Брюсове, Максимилиане Волошине, Борисе Пастернаке и др. Мемуары «Мать и музыка» «Сказка матери» «История одного посвящения» «Дом у Старого Пимена» «Повесть о Сонечке».-Что вы узнали о Марине Цветаевой?

Какую роль сыграла в становлении личности М. И. Цветаевой ее мать, Мария Александровна?

Какое место занимает в лирике М. Цветаевой тема дома?

Каким вы представляете детство поэта по стихотворениям, вошедшим в сборник «Вечерний альбом»?

Насколько непосредственно в стихах М. Цветаевой поэтический образ соотнесен с жизненными обстоятельствами?

2. Чтение предсмертной записки. Записка сыну: "Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але - если увидишь - что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик".

Записка Асеевым: "Дорогой Николай Николаевич! Дорогие сестры Синяковы! Умоляю вас взять Мура к себе в Чистополь - просто взять его в сыновья - и чтобы он учился. Я для него больше ничего не могу и только его гублю. У меня в сумке 450 р. и если постараться распродать все мои вещи. В сундучке несколько рукописных книжек стихов и пачка с оттисками прозы. Поручаю их Вам. Берегите моего дорогого Мура, он очень хрупкого здоровья. Любите как сына - заслуживает. А меня - простите. Не вынесла. МЦ. Не оставляйте его никогда. Была бы безумно счастлива, если бы жил у вас. Уедете - увезите с собой. Не бросайте!".

Записка «эвакуированным»: "Дорогие товарищи! Не оставьте Мура. Умоляю того из вас, кто сможет, отвезти его в Чистополь к Н. Н. Асееву. Пароходы - страшные, умоляю не отправлять его одного. Помогите ему с багажом - сложить и довезти. В Чистополе надеюсь на распродажу моих вещей. Я хочу, чтобы Мур жил и учился. Со мной он пропадет. Адр. Асеева на конверте. Не похороните живой! Хорошенько проверьте".

3.Запись в тетрадь.

Особенности поэзии Цветаевой

1. Эмоциональная напряженность

2. Сжатость мысли

3. Исповедальность 4. Богатство интонации

5. Своеобразное использование тропов

Отличительная особенность поэзии М.И.Цветаевой - её стихи стали своеобразным дневником, запечатлевшим душевные переживания автора и эпохи соответственно.

Таким образом, поэзия М. Цветаевой – лирический дневник эпохи и история бесконечного сотворения себя.

4.Выборочное чтение. Прочитайте наиболее понравившееся вам стихотворение.

5.Работа над лирикой Цветаевой. Работа в парах.

1. Ждут на пыльные дороги»

2. «Моим стихам, написанным так рано…»

Какова интонация этого стихотворения?

Как поэт относится к своим стихам и своему дару?

Что, на ваш взгляд, заставило ее так думать?

3. «Молитва» («Христос и Бог! Я жажду чуда…») -Что вас поражает в этом стихотворении? Жизни или смерти жаждет лирическая героиня?

Что объединяет все желания лирической героини во 2, 3, 4-й строфах?

Близки ли они вам?

Какая жизнь ее влечет?

Какие чувства она испытывает?

6. Самостоятельная работа.

Вывод: лирическая героиня дорожит каждым мигом, каждым переживанием, каждым впечатлением, полученным в юности, и, несмотря на то что она просит смерти в 17 лет, стихотворение наполнено красками, жизнью, полетом, без которого нет Марины Цветаевой

7.Закрепление изученного материала.

Анализ стихотворения «Кто создан из камня, кто создан из глины…»

Что общего между поэтом и морем?

Какие литературные ассоциации у вас возникают при чтении этого стихотворения?

Как сочетаются в образе лирической героини вечность и бренность?

В чем видит лирическая героиня свое отличие от других людей?

Какой вы представляете Марину Цветаеву, читая это стихотворение?

Как бы вы ее изобразили?

На каком фоне, в какой манере, в какой технике вы бы нарисовали ее портрет?

8.Рефлексия. Составление синквейна и кроссворд.

Цветаева.

Несравненная, страдающая.

Мучилась, творила, любила.

Восхищаюсь гениальным поэтом-женщиной.

Затравленный зверь

Ответы на вопросы кроссворда:

1 – Москва, 2- Мария, 3 – Сорбонна, 4 – рябина, 5 – сыну, 6 – Франция, 7 – традиция, 8 – тождество, 9 – Сергей, 10 – «Версты», 11 – эмиграция, 12 – Елабуга, 13 – Волошин, 14 – признание.9.ДЗ.Выучить наизусть любое стихотворение М.Цветаевой. Найти стихотворения Цветаевой, положенные на музыку, принести аудио и артвидео.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!