Сочинение Тема Родины в лирике Есенина (в творчестве, стихах, произведениях).

Тема любви и образ Родины в поэзии С. Есенина

Родные. Родители. Родина. Эти слова знакомы каждому. И взрослые, и дети с трепетом относятся ко всему, что связано с этими словами. Теплом, нежностью и, конечно же, любовью наполняют они сердце любого из нас. А как об этом говорят известные поэты и писатели? Я хочу поразмышлять о том, как тема любви и Родины звучит в произведениях великого русского поэта Сергея Есенина.

Сергей Есенин – поэт неординарного дарования, творящий на рубеже двух эпох. Будучи рождённым в крестьянской семье, он воспринимает мир по-особенному, с крестьянским уклоном. Он не может представить себя без Родины, без родных мест. Родина для Есенина – это средняя полоса России, село Константиново. Есенин называет родину кроткой, милой:

Но люблю тебя, Родина кроткая!

А за что – разгадать не могу.

Весела твоя радость короткая

С громкой песней весной на лугу!

Не может Есенин жить вне родных мест. Он считает, что деревня – это духовное единение, это тот счастливый мир, без которого нет жизни. Деревянная Русь любима поэтом до сердечной боли:

Гой ты, Русь моя родная.

Хаты – в ризах образа...

Христианские идеалы – неотъемлемая часть восприятия Есениным Родины, это живая связь между прошлым и настоящим.

Красота родных русских раздолий, язык людей, молодецкая удаль и грустная боль русской песни, в которой звучит народная душа, - всё это было для поэта органически родным и близким.

Русь в дореволюционном поэтическом мире у Есенина многолика: задумчивая и нежная, нищая и весёлая. Для Есенина Русь – и царевна, и обычная крестьянка. В одном верен Есенин: ни на что не поменяет он свою дорогую страну:

«Не надо рая. Дайте Родину мою…»

Но творчество Есенина пропитано ещё одним высоким чувством – любовью, душа поэта не может не метаться и не сгорать от этой страсти. Первая любовь великого поэта вылилась в стихи, написанные в начале ХХ века…Эти стихи похожи на народные песни по своему настроению, они также полны деревенского фольклора, мелодичности и нежности. Поэтому первые творения молодого поэта переполнены «жизнью»: в них он описывает и мягкую зелень полей, и багряные краски зари, и белизну дыма черёмухи, и песок неба, который поражает своей голубизной.

С.А. Есенин через стихотворения смог передать все душевные переживания, которые ему пришлось перенести. Это и радостные встречи с возлюбленной, и та тоска от разлуки с ней, и грусть, разрывающая его сердце, и отчаяние, переполнявшее сознание. Но опять же, по словам поэта, его лирика «полна только одним – любовью к Родине». Любовь к девушке, женщине у него раскрывается в любви к родным местам. Образ березки – любимого дерева всего нашего народа - это одушевленный образ, через который ощущается и связь с родиной, и связь с женщиной. И вот мы уже видим березку, ставшую собеседником, другом, доверителем тайн.

Зеленая прическа,

Девическая грудь.

О, тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

Берёза является любимым образом поэта, она метафорически становится его возлюбленной: берёзка-девушка с зелёным подолом платья, с которым играет лёгкий ветерок... Мир любви Есенина – это мир одушевлённой, живой природы, это тот мир, в котором жил сам поэт. В свои стихи из поэзии природы он привнёс целомудренность весны и чувственность лета. Возлюбленная поэта - это воплощение красоты окружающего мира, красоты родного деревенского пейзажа. Она предстает перед нами «со снопом во­лос... овсяных», «с алым соком ягоды на коже», а ее «гибкий стан и плечи» придумала сама природа…

Но после революции Родина представляется уже совсем иной. Меняется есенинский мир, меняется восприятие. Край кажется осиротелым, и слова «Вот так страна!» - звучат уже неоднозначно.

Привычный мир родной природы похож уже на какую-то загадочную картину, но картину из прошлого: «Я уходящих в грусти не виню» - скажет поэт.

Рядом с поэтическими деталями земного мира – образ мифологический, образ розового коня, весны, жизни, нового. Это и тоска по уходящему, и затаённый страх о будущем: «Всё пройдёт, как с белых яблонь дым…»

Там, в далеком яблочном дыму, остаётся счастливое прошлое, и зовёт таинственное будущее. Есенин, пытаясь понять новую Русь, тоскует по прошлой, уходящей жизни, по той стране и укладу, которых больше никогда не будет.

В поэме «Анна Снегина» тесно переплелись тема Родины, тема природы, тема любви. В душе остались «золотые далёкие дали», но родные сердцу образы трансформируются в менее привлекательные, будущее Родины туманно и в душе поэта поселяется неопределённость… Образ Родины для Есенина становится уже не таким привлекательным.

Мне сложно принять «нового» Есенина… Моему сердцу ближе прежний настрой его произведений, тогда каждая строчка его поэм, стихов «дышала» добротой, нежностью, любовью, читая их, ты в душе соглашался с тем девизом, которым были пропитаны все строчки его стихотворений… Есенин «кричал»:

«Я люблю тебя, Родина милая…»

Тема Родины в поэзии Есенина

«Моя лирика жива одной большой любовью к Родине, чувство к Родине - основное в моем творчестве», - говорил С. Есенин. К вершинам поэзии он поднялся из глубин народной жизни. Рязанские поля, мужики, косившие траву и сеявшие хлеб, были страной его детства. Мир народных образов окружал его с самого рождения:

Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,

Сутемень колдовная счастье мне пророчит.

И костер зари, и плеск волн, и серебристая луна, и шелест листвы, и голубая гладь озер - вся красота русской природы отразилась в стихах Есенина, наполненных любовью к родной земле:

О Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли,

Твою озерную тоску.

О чем бы ни писал Есенин: о переживаниях, об исторических переломах, о судьбах России в «суровые грозные годы», - каждый есенинский образ и строка согреты чувством безграничной любви к родине:

Но более всего

Любовь к родному краю

Меня томила,

Мучила и жгла.

Есенин рассматривал крестьянство и деревню как основных носителей «русскости», поэтому основная тематическая направленность стихотворений поэта - мир русского крестьянства. «Все равно я останусь поэтом золотой, бревенчатой избы», - писал он в одном из стихотворений. Это не просто броская фраза, а жизненная позиция поэта, определившая особенность его стихов о родине. Есенин любит не абстрактную Россию, а создает образ близкой и дорогой ему земли - Рязанщины, малой родины поэта («Низкий дом с голубыми ставнями…», «Край любимый…»). В полном соответствии с традицией, заложенной в ХIХ веке А. С. Пушкиным и М. Ю. Лермонтовым, С. Есенин предпочитает говорить не об отвлеченной «русской идее», а воспевать крестьянский труд, который хорошо знает:

Хорошо косою в утренний туман

Выводить по полю травяные строчки,

Чтобы их читали лошадь и баран.

Цветовая гамма родины имеет у Есенина своеобразную, неповторимую окраску: «…голубую оставил Русь», «О Русь - малиновое поле и синь, упавшая в реку…».

В лирике поэта, посвященной теме родины, отразились и его раздумья о судьбе страны после революции. В первых своих произведениях он приветствует ее как возможность обновления России:

О Русь, взмахни крылами,

Поставь иную крепь!

С иными именами

Встает иная степь.

В это время лирика поэта наполняется глубокими раздумьями о России. Революцию Есенин принял, по его словам, «с крестьянским уклоном». Есенин, как поэт крестьянский, всегда думает в первую очередь о деревне. Особенно тяжело, а временами трагически, он переживает ломку старых, патриархальных устоев русских деревень. И поэту кажется, что его родина в нем больше не нуждается, что у нее теперь другие певцы: «Моя поэзия здесь больше не нужна, да и, пожалуй, я сам тоже здесь не нужен».

Я человек не новый!

Что скрывать?

Остался в прошлом я одной ногою,

Стремясь догнать стальную рать,

Скольжу и падаю другою.

Выражая чувство сопричастности судьбе страны, чувство любви и ответственности за нее, поэт скажет:

Но и тогда,

Когда по всей планете

Пойдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть, -

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

Есенин говорит, что где бы он ни был, что бы с ним ни случилось, он всегда будет помнить свою родину, своих родных:

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда.

Россия - единственная любовь Есенина: «Чувство Родины - основное в моем творчестве - она все, без нее ничего. Женщины, дети, дом, друзья, - все это можно отдать другому, только не Россию, вне России не будет ничего: ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы».

Гой ты, Русь моя родная,.

Хаты - в ризах образа...

Не видать конца и края -

Только синь слепит глаза.

Волшебный мир поэзии С. А. Есенина, певучий и лиричный, сливается в одну песню, прославляющую страну «с кратким названием - Русь». Краем благословенной природы и обителью христианской культуры представлял Россию в своем раннем творчестве поэт. Для него, воспитанного на традициях народной поэзии и стихах таких певцов родного края, как Кольцов и Никитин, родина - это и вера предков, и народные предания, и светлая красота природы средней полосы.

В ранней лирике Есенина очень много от фольклора - описание природы, смен времен года, картины крестьянского труда и быта, которые он знал не понаслышке. Даже самые обычные, «бытовые» сцены сельской жизни в таких, казалось бы, прозаических стихах, как «В хате», «Корова», «Дед», написаны им с тонкой образностью и поэтичностью, что создает особую атмосферу покоя и домашнего уюта:

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Кленочек маленький матке

Зеленое вымя сосет...

В поэзии Есенина часто звучат христианские мотивы, неразрывно связанные с народной этикой («Пойду в скуфье смиренным иноком...», «По дороге идут богомолки...», «Калики», «Шел Господь пытать людей в любви...»). Однако православные традиции, приверженцем которых выступает Есенин, - это для него в первую очередь милосердие и смирение. Вспомните, как в стихотворении «Шел Господь пытать людей в любви...» Господь выходит в образе нищего и встречает, по сути, такого же нищего, который делится с ним последней краюхой: «На, пожуй... маленько, крепче будешь».

Но, разумеется, прежде всего родина для Есенина - это родная природа. Он любит ее самозабвенно, он находит прекрасное в любом ее уголке и проявлении. Для него одинаково хороши и полны очарования и «черная, потом пропахшая выть», и «топи да болота», и «резеда и риза кашки » - все это его родина, « край любимый », который поэт воспевал и прославлял всю свою жизнь.

Однако не все безоблачно в жизни поэта, назревают грядущие перемены в стране, и уже в ранних стахах Есенина явственно начинают проступать тревожные мотивы, навеянные грустью, тоской и трагическим предчувствием:

Устал я жить в родном краю

В тоске по гречневым просторам,

Покину хижину мою,

Уйду бродягою и вором.

Постепенно радостное, эйфорическое настроение сменяется ощущением грядущей катастрофы. Невозможно не заметить, что реальная жизнь деревни не укладывается в лубочные рамки народной поэзии, но поэт еще пытается отстоять свою верность прежним идеалам, своей прежней привязанности:

Но люблю тебя, родина кроткая!

А за что - разгадать не могу.

Весела твоя радость короткая

С громкой песней весной на лугу.

Но нотки сомнения уже прокрадываются в несколько искусственный мажорный тон поэта; он в сомнении, в колебаниях, и в стихотворении «О Русь, взмахни крылами...» его лирический герой даже вступает в «тайный спор» с Богом.

Теперь поэт выступает как протестант, он предсказывает России иную судьбу, призывая:

Довольно гнить и ноять,

И славить взлетом гнусь,-

Уж смыла, стерла деготь

Воспрянувшая Русь.

В таком, несколько смятенном, состоянии духа встречает Есенин революцию 1917 года - и с радостью принимает ее, хотя и «по-своему, с крестьянским уклоном», как он позднее напишет в своей автобиографии. Однако противоречивые чувства не покидают поэта. Его стихи этого периода - это, с одной стороны, попытка порвать с прошлым («Проклинаю тебя я, Радонеж»), а с другой - как-то совместить то, что он видит в реальности, со своей мечтой о «крестьянском рае». Очень характерна в этом отношении поэма «Инония». Здесь впервые начинает звучать тема откровенно неприязненного отношения к городу, противопоставления его деревне. Пока еще речь идет только об Америке, но вскоре конфликт города и деревни, перенесенный на русскую почву, станет неизбывной болью поэта. Ненависть к городу только усиливает в творчестве Есенина нежное отношение к родной природе, и, наверное, поэтому в эти годы им написаны такие шедевры пейзажной лирики, как «Зеленая прическа...», «Я по первому снегу бреду...» и «Нивы сжаты, рощи голы...». Эти стихотворения - своего рода прощание с любимой природой. Перед неумолимым напором цивилизации природа вынуждена отступать, по сути, она обречена на медленную гибель. « Я последний поэт деревни!» - с горечью восклицает Есенин.

Однако наступающая цивилизация коснулась и его самого, и теперь он может сравнить диск луны с циферблатом часов, пробивающих последний час:

Догорит золотистым пламенем

Из телесного воска свеча,

И луны часы деревянные

Прохрипят мой двенадцатый час.

Наибольший трагизм звучит в стихотворении «Сорокоуст». Поэт все яснее и яснее ощущает, что Родина, которую он знал и любил с детства, без которой он не представляет свою жизнь, изменяется неузнаваемо под напором агрессивной цивилизации, которая безжалостно уничтажа-ет саму душу России - ее живую природу. В тон-коногом жеребенке, скачущем за поездом, фокусируется для Есенина непримиримый конфликт живой природы с наступающей железной цивилизацией, и в этом столкновении «красногривый жеребенок» обречен:

Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

Уже прозвучавший ранее в «Инонии» мотив неприязни к городу в стихотворении «Мир таинственный, мир мой древний» достигает своего апогея:

Город, город! Ты в схватке железной

Окрестил нас как падаль и мразь.

Но, пожалуй, вершина отчаяния - стихотворение «Не ругайтесь. Такое дело!..»:

Не ругайтесь. Такое дело!

Не торговец я на слова.

Запрокинулась и отяжелела

Золотая моя голова.

Нет любви ни к деревне, ни к городу,

Как же смог я ее донести?

Брошу все. Отпущу себе бороду

И бродягой пойду по Руси.

Это был полный разрыв с прошлым, со своими корнями, который обернулся для Есенина не только поэтической, но и личной трагедией. «Нет любви ни к деревне, ни к городу...» Действительно, как бы уйдя из деревни, Есенин так и не стал городским жителем. Даже путешествие в Европу и Америку не добавило ему уважения к техническому прогрессу, не случайно свои путевые заметки он называет «Железный Миргород» , подчеркивая этим его мещанское содержание. Жизнь в Москве не способствовала выходу из кризиса. Стихи того периода - усталые, пессимистические, такие как «Москва кабацкая», - ярко выражают его внутреннюю боль и страдание:

Я усталым таким еще не был.

В эту серую морозь и слизь

Мне приснилось рязанское небо

И моя непутевая жизнь.

И теперь даже стало не тяжко

Ковылять из притона в притон,-

Как в смирительную рубашку,

Мы природу берем в бетон.

Последний период творчества Сергея Есенина - настоящая вершина его поэзии, поэзии примирения и подведения итогов: «Возвращение на Родину», «Русь уходящая», «Русь советская»... Да, старое ушло безвозвратно, а новое непонятно и совсем не похоже на то, о чем мечталось в романтическом Октябре 1917-го.

Я человек не новый!

Что скрывать?

Остался в прошлом я одной ногою,

ТЕМА РОДИНЫ В ПОЭЗИИ ЕСЕНИНА

Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою
теплынь.
С.Есенин.

За что можно любить Родину? Конечно, это тема особая:
каждый ведь любит Отчизну своей неповторимой любовью. За что
любил родную землю такой предельно русский поэт, как Есенин?
Мне кажется, что прежде всего за то, что окружало его: поля,
деревни, леса, крестьян, а потом и город, литературу, друзей,
даже кабаки- словом, за все то, что входит в плоть и кровь,
становится частью бытия. Очень точно об этом сказал Пушкин:
"Привычка свыше нам дана, замена счастию она". Чувствуя, что
значит потерять Родину, Сергей Александрович хорошо передал
настроение русских эмигрантов, которым, как и героине поэмы
"Анна Снегина", так часто снились ограда, калитка, береза и
ель.
Но никогда не имела бы такой магической силы лирика поэта
о родной земле, если бы он за этой "малой" родиной не видел
"большой". Конечно, он воспринимал Родину и глубже, и шире. Не
раз он гордился мощью своей страны, ее необъятностью. "Я буду
воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названь-
ем кратким "Русь",- пишет он в стихотворении "Русь советская".
Он счастлив тем, что сын великого народа, великой революцион-
ной эпохи, которую старается понять и принять. Недаром в конце
жизни в "Письме к женщине" он восклицает:

Теперь в советской стороне
Я самый яростный попутчик.

Сергей Есенин до боли любил все родное. Да разве не видно
это по его произведениям! Бывает, пишешь сочинение и никак не
найдешь цитаты. А здесь другая "беда": не знаешь, какую выб-
рать! Это, верно, потому, что чуть ли не в каждом своем произ-
ведении поэт так или иначе говорит о Родине. В "Стансах" он
сам объясняет особенность своего творчества: "Но более всего
любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла".
Поэтому так трудно, просто порой невозможно отделить эту
тему от других: ведь чувства к Родине переплетаются у Есенина
с чувствами к женщине, природе, жизни. Вспомним одно из лучших
стихотворений его о любви в сборнике "Персидские мотивы":

Шаганэ, ты моя, Шаганэ!
Потому, что с севера, что ли
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.

Любовь к женщине раскрывается через любовь к родной зем-
ле! Наверное, тема моего сочинения годится для большого лите-
ратурного исследования. Мне же остается сказать о самом, самом
главном, как я его понимаю.
Родина- это прежде всего ее природа, так мог бы сказать
Есенин. Но природа у него неразрывно связана с деревней, ибо
только сельский житель способен так ее одухотворить. Вообще же
ни у одного поэта не встречал я такой поразительной способ-
ности одушевлять природу. Любимый образ- березка- становится у
него березкой-девушкой с зеленым подолом, с которым играет ве-
тер. Клен на одной ноге; осины, смотрящие в розовую водь; го-
рящая своими плодами рябина; рожь с лебединой шеей и десятки
других, не менее удивительных метафор и образов составляют как
бы особый мир- мир живой и думающей природы, в котором всю
жизнь жил поэт, и который он гостеприимно распахнул для нас.
В городе все было по-иному. Поэтому, наверное, так радо-
вали Сергея Александровича поездки в родное село, что он возв-
ращался в свой заветный мир, в место, с которым связаны лучшие
годы жизни. Он никогда не терял связь с родным краем, часто
бывал там и, по воспоминаниям его сестер, "каждый раз приезжая
в Константиново, был по-настоящему счастлив, что... вновь в
родном краю, любовь к которому пронес через всю жизнь".
Ему дорог родной край, пусть бедный и нищий. Но, конечно,
он не может не скорбеть об отсталости и дикости, существующих
на Руси. В творчестве Есенина как бы происходит борьба двух
чувств: понимание необходимости и неизбежности перемен и боль
за то, что уходит в прошлое то, что очень ему дорого. В начале
20-х годов побеждает второе чувство. В стихотворении "Я
последний поэт деревни..." он пишет: "Не живые, чужие ладони,
этим песням при вас не жить!" Он горюет, что "стальная конница
победила живых коней". Эта боль отболела, видимо, только после
посещения заграницы, ибо поэт восклицает: "Полевая Россия! До-
вольно волочиться сохой по полям!"
Не один год "железный гость", "каменные руки шоссе", сда-
вившие "за шею деревни", и другие поэтические образы терзали
поэта. Возможно, это была одна из причин усиления пристрастия
к вину, разгулу. Откроем эту темную страницу жизни поэта, вой-
дем в "Русь кабацкую". Это страшный мир людей, прожигающих
жизнь. С ними поэт провел много лет. Но он всегда чувствовал
свое громадное умственное и нравственное превосходство над
этими подонками и мерзавцами. В то же время они-часть России.
Неудивительно, что для любви к Родине Есенин находит соот-
ветствующее сравнение: "Любил он родину и землю, как любит пь-
яница кабак". Порой поэт говорит, что он такой же, как они,
такой пропащий. Но, опомнившись, высвечивает этих людей наск-
возь. Он знает, что "таких не подмять, не рассеять, бесшабаш-
ность им гнилью дана". Но это тоже Родина. Недаром Есенин за-
канчивает это стихотворение: "Снова пьют здесь, дерутся и пла-
чут..." горечью:

Ты, Рассея моя... Рас...сея...
Азиатская сторона!

1925 год, год воскресения и смерти поэта. Он все больше
верил в будущее страны:

Мне теперь по душе иное...
И в чахоточном свете луны
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной стороны.

Это очень плодотворный в творческом плане год. Но освобо-
диться от тоски, от предчувствия смерти не удается. Да,
страсть к вину, тяжелая болезнь, непонимание- все это и другое
привели к трагическому концу. Но для нас поэт остается живым,
всегда его творчество вливает нам "в грудь теплынь", учит
по-новому видеть родное и любить его. И недаром никакие запре-
ты и гонения на творчество Есенина в темные сталинские времена
не могли заставить забыть его, ибо в его "глазах прозрений
дивный свет".
Когда я думаю об этом человеке, вспоминаются строки
Н.А.Некрасова: "Природа-мать! Когда б таких людей ты иногда не
посылала миру..." Тогда бы заглохла лиричность и поэтичность -
светлые родники человеческой души.

Тот не поймет живой души России,

Кто не читал есенинских стихов.

Рюрик Ивнев

Сергей Есенин прожил короткую жизнь (1895--1925), но в памяти и сознании народа жив. Его поэзия стала неотъемлемой частью духовной культуры нации. Есенин принадлежит к тем художникам, произведениям которых свойственна великая простота. Они понятны любому читателю. Стихи поэта входят в душу, сливаются с чувством любви к Родине. Быть может, именно это чувство нерасторжимой связи с родной землей и есть суть есенинского поэтического мира.

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных,

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Россия в сердце поэта, и оттого так пронзительно и звонко это признание в любви к родному краю! Один из продолжателей есенинской традиции в современной поэзии, Николай Рубцов, в точных и выразительных строчках передал это качество творчества Есенина:

Версты все потрясенной земли,

Все земные святыни и узы

Словно б нервной системой вошли

В своенравность есенинской музы!

Как уже было сказано, родился Есенин на Рязанщине, в привольно раскинувшемся среди широких полей на крутом берегу Оки селе Константиново. Но из рязанской деревни поэт уехал совсем молодым, жил потом и в Москве, и в Петербурге, и за границей, в родную деревню приезжал время от времени как гость.

Память детства -- «Родился я с песнями в травном одеяле» -- питала корни его поэзии и самой жизни. В одной из автобиографий поэт отмечает, что у него было «детство такое же, как у всех сельских ребятишек». Оно оставило неизгладимый след в его творчестве.

Как хорошо,

Что я сберег те

Все ощущенья детских лет.

Большую часть жизни Есенину суждено было провести в городе, только заездами бывал он в бесконечно дорогих местах, где прошли детство и юность. Душа же осталась навечно привязанной к отчему дому, родной семье, любимым рязанским раздольям. Русская природа, крестьянский уклад, народное творчество, великая русская литература -- вот истинные источники его поэзии.

Для поэта родная деревня - это прежде всего родной край, родное село. С присущей С.Есенину лирической склонностью одушевлять все живое, все окружающее его, он и к России обращается как к близкому ему человеку:

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу...

Порой стихи поэта обретают ноту щемящей грусти, в них возникает чувство неприкаянности, лирический герой их - странник, покинувший родную хижину, всеми отверженный и забытый. И единственное, что остается неизменным, что сохраняет вечную ценность - это природа и Россия:

А месяц будет плыть и плыть,

Роняя весла по озерам...

И Русь все также будет жить,

Плясать и плакать у забора.

Именно народные представления о красоте и добре воплощены в творчестве Есенина. В его стихах поэзия сопутствует человеку во всем -- в нелегком крестьянском труде и в веселых деревенских празднествах.

О пашни, пашни, пашни,

Коломенская грусть,

На сердце день вчерашний,

А в сердце светит Русь.

Самая природа -- средоточие красоты. Есенин черпал поэзию из этой кладовой. И трудно назвать другого поэта, поэтическое восприятие которого было бы так непосредственно и глубоко связано с миром родной природы:

Я по первому снегу бреду,

В сердце ландыши вспыхнувших сил.

Вечер синею свечкой звезду

Над дорогой моей засветил.

Человек и природа слиты в мироощущении поэта. У них общая жизнь и общий удел. Природа в лирике Есенина действительно живая, наделенная разумом и чувством, способная откликнуться на боли и радости человека.

Поэтическое видение Есенина конкретно, поэтому так зримы, звучны и многоцветны его стихи. Поэт создает гармоничный мир, где все согласовано и имеет свое место:

Тихо, на корточках, в пятнах зари

Слушают сказ старика косари...

Такая яркая образность может быть рождена только глубоким и истинным чувством. Есенин искал и находил неожиданные образы, его удивительные сравнения и метафоры приходили, как правило, из обыденной крестьянской жизни: «вечер морозный, как волк, темно-бур»; «по равнине льется березовое молоко»; «рассвет рукой прохлады росной сшибает яблоки зари».

Образ никогда не был для него самоцелью. Размышляя о поэтах, которые грешили формотворчеством, он точно обозначил источник их заблуждений: «У собратьев моих нет чувства родины во всем широком смысле этого слова, поэтому у них так и несогласованно все».

Есенин был наделен, как отмечали едва ли не все писавшие о нем, исключительной, феноменальной впечатлительностью. Он открывал в привычном прекрасное, одухотворял своим словом каждодневное:

Выткался на озере алый свет зари.

На бору со звонами плачут глухари.

И эта же повышенная впечатлительность не позволяла ему проходить мимо чужого горя, наделила его Музу отзывчивостью, распространявшейся действительно на все живое:

Не дали матери сына,

Первая радость не впрок.

И на колу под осиной

Шкуру трепал ветерок.

Порой его поэтические откровения, точность видения представляются чудом, рожденным не человеком, а самой природой. Не случайно М.Горький в своем очерке о Есенине подчеркивал именно эту мысль: «Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое -- более всего иного -- заслужено человеком».

Да, природный дар поэта огромен. Но было бы не совсем справедливо считать Есенина неким поющим на свирели беспечным деревенским пастушком, Лелем. Кстати, самому поэту всегда было неприятно такое толкование его творчества. За каждым его поэтическим озарением стояла серьезная литературная работа. Есенин пришел в город не наивным «природным человеком». Он хорошо знал классическую литературу, свою поэтическую родословную вел от А. Кольцова. А в итоговой автобиографии (октябрь 1925) подчеркивал огромное значение для него Пушкина: «В смысле формального развития теперь меня тянет все больше к Пушкину». Интерес к русской классике проснулся у Есенина еще в период учебы в Спас-Клепиковской учительской школе. И позже в Москве на занятиях в народном университете Шанявского он продолжил ее углубленное изучение. Особенно поэт любил Гоголя. И так же, как автор «Вечеров на хуторе близ Диканьки», Есенин не просто органически чувствовал и помнил услышанные в детстве сказки, песни, частушки, по и вдумчиво изучал устное народное творчество. Поэт учился у народа, в фольклоре видел «узловые завязи» образного выражения мира.

Известно, что Есенин собрал и записал четыре тысячи частушек. Уже это было своеобразной, но, несомненно, живой и серьезной поэтической школой. В своем интересе к этой форме народного творчества Есенин был неодинок. В то время частушка активно входила в произведения Блока, Маяковского, Д. Бедного. В 1918 году 107 частушек в записи Есенина появились на страницах московской газеты «Голос трудового крестьянства». А в 1920 году он выпустил книгу «Ключи Марии» -- толкование миросозерцания и творчества народа.

Читатели журналов, в которых одно за другим стали появляться стихотворения Есенина, были буквально ошеломлены искренностью его поэзии. Порыв к людям, близость к природе, любовь к Родине, поэтизация простых человеческих чувств -- эти настроения и мысли, прозвучавшие в есенинских стихах, покорили современников. Современники ждали его новых стихов, они относились к ним как к беспримерному жизненному документу, обращенному и адресованному непосредственно к каждому читателю. Отдавая себя целиком на читательский суд, делясь сокровенными чувствами, он с полным основанием мог написать впоследствии: «...что касается остальных биографических сведений,-- они в моих стихах».

Поэзия Сергея Есенина глубоко патриотична. Уже в первых стихах с беспощадной искренностью воспел он высокую гражданскую любовь к Родине:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Родина, в сущности, главная человеческая и творческая тема поэта. Со всей неизбежностью сыновняя любовь Есенина к окружающему миру переходит в большую любовь к Родине, ее прошлому и настоящему. Поэтическое восприятие Родины поэтом так же конкретно и непосредственно, как и изображение им природы. В первую очередь это крестьянская Русь, шири рязанских полей, односельчане, близкие. Радость от общения с любимым краем не заслоняет картин нелегкой крестьянской жизни.

Заглушила засуха засевки,

Сохнет рожь, и не всходят овсы,

На молебен с хоругвями девки

Потащились в комлях полосы.

Доскональное знание крестьянского бытия, чаяний сельских тружеников делает Есенина певцом народа, Руси. Всей душой он желает, чтобы жизнь крестьян стала более радостной и счастливой. В дореволюционной России поэт не может не видеть безотрадной забитости и обездоленности деревни («Край ты мой заброшенный, край ты мой пустырь»). Гневно не приемлет поэт первую мировую войну, несущую народу новые беды. Но, пожалуй, больше всего угнетает сострадательную душу ощущение безысходности происходящего:

И Русь все так же будет жить,

Плясать и плакать у забора.

Острое социальное видение позволяет Есенину воспринять Февральскую революцию в развернутой исторической перспективе. К дальнейшему и более глубокому обновлению страны призывает он в первом же своем поэтическом отклике после февраля 1917 года:

О Русь, взмахни крылами,

Поставь иную крепь!

Размышления о судьбах современного крестьянства приводят Есенина к истории. Он обращается к крестьянской войне XVIII века и создает пронзительную драматическую поэму о выдающемся вожде крестьянских масс Емельяне Пугачеве. Стихия народного бунта мощно выплеснулась в строчках «Пугачева». Героя поэмы он рисует великим сострадальцем народным бедствиям, но при этом исторически обреченным политическим деятелем.

В период гражданской войны и первые послевоенные годы страна переживает колоссальные перемены, деревня преобразуется на глазах. Неслыханная глубина перестройки временами пугает поэта. Особенно значительны эти колебания в 1919--1920 годах. Деревня кажется ему принесенной в жертву чуждому городу. Щемяще звучат строки поэта в «Сорокоусте»:

Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

И все-таки новое неотвратимо захватывает душу поэта. Он чувствует, что патриархальные устои уже не могут восприниматься как безусловное и единственное идеальное начало. Время рождает иные ценности.

До конца понять правомерность и перспективность социального переустройства страны помогает поездка с женой, известной американской танцовщицей Айседорой Дункан, по странам Европы и Соединенным Штатам Америки (1922--1923). Подлинный патриот, Есенин не может без боли видеть неопровержимые свидетельства технической отсталости России. В то же время он остро почувствовал убогость духовной жизни Запада, всепоглощающую власть денег. В сердце рождается гордость за грандиозность происходящих на Родине революционных преобразований. В настроениях поэта происходит перелом, появляется устойчивое желание открывать как бы заново собственную страну:

Издатель славный! В этой книге

Я новым чувствам предаюсь,

Учусь постигнуть в каждом миге

Коммуной вздыбленную Русь.

Сергей Есенин -- сын России. Ее новь, социальный выбор большинства народа становятся родным и для него. Поэту внятно то, «о чем крестьянская судачит оголь», он вполне разделяет решение односельчан: «С Советской властью жить нам по нутрю». Прощание со старой деревней неизбежно:

Полевая Россия! Довольно

Волочиться сохой по полям.

Нищету твою видеть больно

И березам и тополям.

Как ощутима в этих строчках боль за Россию духовная преемственность есенинского творчества русской классике!

Беззаветность чувства любви к Родине приводит Есенина к революционной теме. Появляется удивительный революционный эпос «Песнь о великом походе», написанный в форме частушки. Он воздает благодарную дань героям революции («Баллада о двадцати шести», «Капитан земли» и др.), преклоняясь перед самоотверженными борцами за великую идею, перед людьми, открывшими России новые горизонты. Их жизнь для поэта -- пример гражданского служения Отчизне:

Я тем завидую,

Кто жизнь провел в бою,

Кто защищал великую идею…

Есенин искал спасения от «мрачных сил, терзающих и губящих» в образах родной природы, в обращении к дорогим ему людям -- матери, сестре, любимым женщинам, друзьям. В посланиях Есенина последних лет открываются новые возможности эпистолярного стихотворного жанра, традиционного в русской литературе. Эта поэтическая форма доверительного обращения наполняется особой лирической исповедальностью и патриотическим звучанием. За обликом дорогой ему женщины встает «иконный и строгий лик» Родины, любимая сестра сравнивается с березкой, «что стоит за родимым окном». Напряженная исповедь Есенина, во многих стихах обращенная к конкретному адресату, оказывается общезначимой. Из личного переживания вырастает общечеловеческое. Слияние личного и общественного в поэзии Есенина приводит к тому, что в лирике он выступает как поэт «с большой эпической темой», а в поэмах, особенно в «Анне Снегиной», полноценно звучит его лирический голос.

Знаменитые строки «Письма к женщине» говорят не только о сложности судьбы поэта, но и о драматизме истории:

Не знали вы,

Что я в сплошном дыму,

В развороченном бурей быте

С того и мучаюсь, что не пойму --

Куда несет нас рок событий.

Действительно, в каждом образе, в каждой строке мы чувствуем обнаженное есенинское «я». Для такой искренности необходимы мудрость и мужество. Есенин рвался к людям, погружение в себя, «пустыня и откол» были для него тупиком, творческим и человеческим (об этом -- одно из его последних произведений -- трагическая поэма «Черный человек», законченная 14 ноября 1925 г.). Поэт надеялся обрести новую творческую жизнь:

И пусть иная жизнь села

Меня наполнит

Новой силой.

Как раньше

К славе привела

Родная русская кобыла.

Поэты круга С.Есенина того времени - это Н.Клюев, П.Орешин, С.Клычков. Надежды эти выражены в словах Н.Клюева - близкого друга и поэтического наставника С.Есенина: "Мужицкая ныне земля, И церковь не наймит казенный". В есенинской поэзии в 1917 году появляется новое ощущение России: "Уж смыла, стерла деготь Воспрянувшая Русь". Чувства и настроения поэта этого времени очень сложны и противоречивы - это и надежды, и ожидания светлого и нового, но это и тревога за судьбу родного края, философские раздумья на вечные темы. Одна из них - тема столкновения природы и человеческого разума, вторгающегося в нее и разрушающего ее гармонию - звучит в стихотворении С.Есенина "Сорокоуст". В нем центральным становится обретающее глубоко символический смысл состязание между жеребенком и поездом. При этом жеребенок как бы воплощает в себе всю красоту природы, ее трогательную беззащитность.

Паровоз же обретает черты зловещего чудовища. В есенинском "Сорокоусте" вечная тема противостояния природы и разума, технического прогресса сливается с размышлениями о судьбах России. В послереволюционной поэзии С.Есенина тема родины насыщена нелегкими думами о месте поэта в новой жизни, он болезненно переживает отчуждение от родного края, ему трудно найти общий язык с новым поколением, для которого календарный Ленин на стене заменяет икону, а "пузатый "Капитал" - Библию. Особенно горько поэту сознание того, что новое поколение поет новые песни: "Поют агитки Бедного Демьяна". Это тем более грустно, что С.Есенин справедливо замечает: "Я поэт! И не чета каким-то там Демьянам".

Поэтому так горестно звучат его строки: "Моя поэзия здесь больше не нужна, /Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен". Но даже желание слиться с новой жизнью не заставляет С.Есенина отказаться от своего призвания российского поэта; он пишет: "Отдам всю душу октябрю и маю, /Но только лиры милой не отдам".

Сегодня нам, живущим в России, трудно до конца понять смысл этих строк, а ведь написаны они были в 1924 году, когда само название - Русь - было едва ли не запретным, а гражданам полагалось жить в "Ресефесере". С темой родины у С.Есенина связано понимание своей поэтической миссии, своей позиции "последнего певца деревни", хранителя ее заветов, ее памяти. Одним из программных, важным для понимания темы родины, у поэта стало стихотворение "Спит ковыль":

Спит ковыль.

Равнина дорогая

И свинцовой свежести полынь!

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси -

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси.

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя,

Но никто под окрик журавлиньй

Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

По ночам, прижавшись к изголовью,

Вижу я, как сильного врага,

Как чужая юность брызжет новью

На мои поляны и луга.

Но и все же новью той теснимый,

Я могу прочувственно пропеть:

Дайте мне на родине любимой,

Все любя, спокойно умереть".

Стихотворение это датировано 1925 годом, относится к зрелой лирике поэта. В нем выражены его сокровенные мысли. В строке «радуясь, свирепствуя и мучась» трудный исторический опыт, который выпал на долю есенинского поколения. Стихотворение построено на традиционно поэтических образах: ковыль как символ русского пейзажа и одновременно символ тоски, полынь с ее богатой символикой и журавлиный крик как знак разлуки. Традиционному пейзажу, в котором олицетворением поэзии является не менее традиционный "свет луны", противостоит "новый свет", скорее абстрактный, неживой, лишенный поэзии. И в противоположность ему звучит признание лирического героя есенинского стихотворения в приверженности вековому деревенскому укладу. Особенно значим у поэта эпитет "золотой": "Все равно останусь я поэтом Золотой бревенчатой избы".

Он один из наиболее часто встречающихся в лирике С.Есенина, но обычно он связан с цветовым понятием: золотой - то есть желтый, но непременно и с оттенком высшей ценности: "роща золотая", "золотою лягушкой луна". В этом стихотворении оттенок ценности преобладает: золотой не только цвет избы, сколько символ ее непреходящей ценности как символа уклада деревенской жизни с присущей ей красотой, гармонией. Деревенская изба - это целый мир, ее разрушение не искупается для поэта никакой заманчивой новью. Финал стихотворения звучит несколько риторически, но в общем контексте поэзии С.Есенина он воспринимается как глубокое и искреннее признание автора.

В последние годы жизни приходит к поэту человеческая и творческая зрелость. 1924--1925 годы, быть может, наиболее значительны по тому, что было им создано. С сентября 1924-го по август 1925-го Есенин предпринял три довольно длительные поездки по Грузии и Азербайджану. В результате этих поездок родился, в частности, удивительный цикл стихов «Персидские мотивы». Грузинский поэт Тициан Табидзе отмечал, что «...Кавказ, как когда-то для Пушкина, и для Есенина оказался новым источником вдохновения. В отдалении поэту пришлось многое передумать... Он чувствовал наплыв новых тем...». Укрупняется масштаб видения поэта. Его гражданское чувство способно воспеть не только родной рязанский уголок, но всю «шестую часть земли» -- большую Родину:

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

Поэзия Есенина живет во времени, взывает к сопереживанию. Его стихи дышат любовью ко всему, «что душу облекает в плоть». Земная простота предмета изображения превращается в высокую поэзию:

Каждый труд благослови, удача!

Рыбаку -- чтоб с рыбой невода.

Пахарю -- чтоб плуг его и кляча

Доставали хлеба на года.

Поэт стремился к полноте бытия, отсюда родилась эта жизнелюбивая строчка: «О верю, верю, счастье есть!» И даже живописность многих его произведений, особенно в раннем творчестве, обусловлена этой жаждой включить все многообразие окружающей жизни в свой поэтический мир. Есенин постигает глубинные законы жизни человека и природы и мудро благословляет все, что «пришло процвесть и умереть». В его проникновенном «Счастлив тем, что я дышал и жил» -- щедрая благодарность миру, наполнившему душу неиссякаемыми впечатлениями.

Сергей Есенин всегда жил и писал на крайнем напряжении душевных сил. Такова его природа. Преисполненный любви к Родине, к человеку, природе, Есенин не щадил только себя. Другого пути для художника он не знал:

Быть поэтом -- это значит то же,

Если правды жизни не нарушить,

Рубцевать себя по нежной коже,

Кровью чувств ласкать чужие души.

Читатель, ощущая эту щедрую самоотдачу поэта, покоряется эмоциональной мощи есенинских стихов.

Сегодня поэзию Есенина хорошо знают и любят во всех республиках нашей страны, во многих зарубежных странах. Такая глубоко русская, с огромной лирической силой воспевающая родную природу, родную страну, она оказалась действительно интернациональной. И поэтому так органичны слова литовского писателя Юстинаса Марцинкявичюса о русском поэте: «Есенин -- чудо поэзии. И как о всяком чуде, о нем трудно говорить. Чудо надо пережить. И надо в него верить...»

Таким образом, тема родины в поэзии С.Есенина развивается от безотчетной, почти по-детски естественной привязанности к родному краю к осознанной, выдержавшей испытания трудным временем перемен и переломов авторской позиции.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!