Социальная интроверсия. "экстраверсия-интроверсия"

Общительное, радостное, стремящееся к красоте внешней и душевной, любящее людей зрение – это вектор-экстраверт. Погруженный в себя, во всю глубину происходящих с ним процессов, любящий тишину и покой, безразличный ко всему внешнему звук – вектор-интроверт. И оба этих вектора в одном человеке, никакого противоречия.

Часто мы пытаемся объяснить поступки человека тем, что он интроверт или экстраверт. Эти понятия, плотно вошедшие в нашу обиходную речь, впервые были введены швейцарским психиатром и психологом Карлом Юнгом. Его определения звучали следующим образом:

Интроверсия - дословно «обращенность внутрь». Предпочтение человеком своего внутреннего мира воображения. Интроверты обычно чувствительны, склонны к самоанализу и самокритике. Для них не характерны спонтанные действия, они не особенно общительны, им не свойственно выражение эмоций; интроверт больше погружен в свои мысли и фантазии, часто предпочитает общению с людьми возможность предаться размышлениям.

Экстраверсия - дословно «обращенность вовне». Человек является экстравертом, если его основные интересы лежат во внешнем, объективном мире, в котором он видит высшую ценность. Экстраверсия, таким образом, предполагает предпочтение социальных и практических аспектов жизни, в отличие от погружения в мир воображения и интроспекции.

Однако еще при жизни Юнга эти термины были подвергнуты критике. Основным доводом критиков являлось указание на слишком широкий, всеобъемлющий характер этих определений.

И действительно, так ли часто про человека можно однозначно сказать, интроверт он или экстраверт? Рассмотрим пример, чтобы ответить на этот вопрос.

Вот мы видим красивого статного мужчину. Мощное телосложение, горящий ясный взгляд, умные глубокие глаза. Он приятен в общении, добр и открыт, любит детей, хорошо понимает женщин, в то же время любит посидеть в тихом уголке с книжкой, любит послушать хорошую музыку, и большое удовольствие ему доставляют ночь и уединение. В одни моменты он кажется интровертом, а в другие - экстравертом. Как же быть?

Системно-векторная психология позволяет точнейшим образом понять природу такого человека. В рассмотренном примере мы имеем дело с анально-кожно-мышечным снизу, . В состав его капсулы живого вещества входят как экстравертированные вектора, так и интровертированные. Общительное, радостное, стремящееся к красоте внешней и душевной, наблюдающее и познающее этот мир, сопереживающее другим людям, любящее людей - это вектор-экстраверт. Погруженный в себя, во всю глубину происходящих с ним процессов, любящий тишину и покой, безразличный ко всему внешнему и ищущий смысла во всем происходящем звук - вектор-интроверт. И оба этих вектора в одном человеке, никакого противоречия.

Экстраверты и интроверты в чистом виде наблюдаются лишь в случае, когда в состав одной капсулы живого вещества (одного человека) входят только вектора-экстраверты или только вектора-интроверты.

Например, мы имеем дело с чистым анальным звуковиком. Всю жизнь он сидит у себя дома и читает научную фантастику, если он не реализован. А если реализован, то он, как Перельман, настолько погружен в науку, что его совершенно не интересуют никакие проявления внешнего мира. При этом в отличие от читающего научную фантастику звуковика, Перельман делает гениальные научные открытия - и работает тем самым на все человечество.

Примером чистого экстраверта является (так же как и кожно-зрительный мужчина). Не сидит на месте, все время в движении, легкая воздушная походка, глаза большие и глубокие, полные в разные моменты то безмерной любви, то печали и сострадания, огромная эмоциональная амплитуда, стремление ко всему живому и общительность. И это только некоторые ее черты.

Системно-векторная психология выделяет четыре вектора-экстраверта и четыре вектора-интроверта. Вместе они образуют четыре полные квартели, которые, как и все в этом мире, имеют внешнюю и внутреннюю части.

Квартель времени. Внешняя часть - уретральный вектор (экстраверт). Внутренняя часть - анальный вектор (интроверт).

Квартель пространства. Внешняя часть - кожный вектор (экстраверт). Внутренняя часть - мышечный вектор (интроверт).

Квартель информации. Внешняя часть - зрительный вектор (экстраверт). Внутренняя часть - звуковой вектор (интроверт).

Квартель энергии. Внешняя часть - оральный вектор (экстраверт). Внутренняя часть - обонятельный вектор (интроверт).

Тезис Юнга о противоположности экстраверсии и интроверсии верен лишь отчасти. Если ориентироваться на внешние проявления вектора - общительный он или нет, предпочитает находиться в обществе или нет и т. п. - то это так. Но если смотреть с точки зрения системно-векторной психологии, понимая видовую роль каждого вектора, становится понятно, что внутри каждой квартели и все вместе они образуют необходимую целостность, взаимно дополняя друг друга.

Глубже понять проявления экстраверсии и интроверсии, а также узнать о механизме их взаимодействия при нахождении в одном человеке вы сможете на тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».

Корректор: Галина Ржанникова

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Экстраверсия – это в психологии свойство индивида, которое характеризует направленность личностной установки наружу. Термин «экстраверсия» происходит от латинского «extra», что значит вне и «versae», «versie» - обозначающее поворот, выходит – обращенность вовне. Понятие «экстраверсия», как и «интроверсия» было введено швейцарским психологом и философом Карлом Гюставом Юнгом для различения двух типов личности.

Экстраверсия это в психологии комплекс личностных качеств, которым определяется склонность человека к активным социальным контактам, что выражается в коммуникабельности, активной разговорчивости с разными людьми и общительности. Также с помощью этого комплекса выражается ориентация человека на внешнее социальное окружение, а не на собственный внутренний мир.

Экстравертированные личности часто сами себя представляют и считают, что их истинное призвание заключается в и созидании.

Экстраверсия определение этого свойства у включает личностную озабоченность всеми происходящими событиями вокруг. Сам экстраверт всегда у всех на виду, это прекрасный собеседник и хороший друг.

Экстраверсию характеризуют такие качества, как оптимизм, импульсивность, изменчивость, беспечность.

Экстраверсия это в психологии свойство, которое имеет антагонистичное к себе качество – интроверсию. Экстраверсия, вместе с интроверсией составляют единую психодиагностическую шкалу в личностных опросниках Г. Айзенка, методике «Большой пятерке», в факторном опроснике Р. Кеттела. Проходя такие опросники, большинство людей зарабатывают по шкале «экстроверсии-интроверсии» (обычно, просто название шкалы «экстраверсия») средние оценки, что говорит о том, что «чистых» экстравертов не так уж много.

В шкале экстраверсии объединены достаточно неоднородные характеристики. Так, некоторые психологи экстраверсию характеризуют через формально-динамические, стилевые и содержательные свойства и характеристики личности. Но большинство психологов склоняются к тому, чтобы традиционно трактовать экстраверсию, как качество темперамента.

Экстраверсию характеризуют через постоянную потребность получения различных дополнительных внешних фактов и сведений. Базируясь на их основе, строится вся дальнейшая деятельность индивида.

Зная, какими существенными различиями обладают свойства экстраверсии и интроверсии, можно грамотно определить социотип человека. В литературе и в истории встречаются известные примеры экстравертированных социотипов, среди них: Наполеон, Дон Кихот, Гамлет, Гюго, Штирлиц, Жуков, Джек, Гексли.

Что такое экстраверсия

Экстраверсия это в психологии определенной тип установки человека. Понятие экстраверсия включает человека, постоянно пребывающего в экстравертированном состоянии, всегда готового непосредственно и резко реагировать на внешние стимулы. Его психологическая энергия очень ярко выражается в устремлении на окружение и на все внешние предметы, процессы и явления.

Экстраверсия – является определенной установкой сознания, которой обусловливается отношение к объектам и миру.

Экстраверсия, как и , являются психологическими способами приспособления личности к ее окружающему миру, обе установки могут быть свойственными не только одному человеку. Обе категории – экстраверсия и интроверсия по Юнгу проявляются в природе. Особенность первой категории заключается в высокой скорости производительности, сопровождающейся низкой продолжительностью жизнедеятельности индивида и слабостью его защитных механизмов.

Поведение экстравертов в природе, главным образом проявляется в размножении и распространении своей энергии во всех сферах жизнедеятельности. Интроверсия выражается в том, что индивид, главным образом делает то, что направляет всю свою энергию на защиту своей жизнедеятельности от любых внешних воздействий, которые потенциально могут нести вред или просто воздействовать на индивида, чего он категорически не желает, при этом затрачивая минимум энергии.

Экстраверты направляют весь свой интерес во внешний мир и принимают его из этого мира. Таким образом выражается их внешняя реальность. Для личностей с качествами интроверсии интересным является их внутренний мир, то есть внутренняя реальность.

Экстраверсия и интроверсия по Юнгу определяют два различных типа личностей. Человека-экстраверта Юнг описывает через ценностное отношение к внешним объектам, взаимодействие с этими предметами, возможность воздействия на них и так далее. Такому индивиду нет необходимости фиксироваться на глубоких внутренних содержаниях, ему по душе взаимодействие с окружающими.

Установки экстраверсия и интроверсия по Юнгу обозначают отдельные очень сложные по своей структуре личностные характеристики, имеющие мало общих примет с выразительными признаками поведения человека. К. Юнг разделял человеческую психику на четыре элемента, каждый из которых он определял, как экстравертированного или интровертированного.

Экстравертированный человек обладает либидо, которое обращено вовне, эта психическая энергия направляется на объекты, находящиеся в окружении (других людей и различные предметы) и на всевозможные связи с ними. Пребывая в экстравертированном состоянии, индивид воспринимает, ощущает, мыслит и действует согласно каждому имеющемуся объекту действительности.

В сущности экстраверсии лежат не только личностные черты, но и определенная установка , которая, как уже говорилось выше, обращена на объект, тогда, как в интроверсии она обращена на субъект, то есть на самого себя, так считал К. Юнг.

Если направление по объекту и объективному данному превалирует настолько, что самые важные варианты решения или действия определяются объективными обстоятельствами, а не субъективными воззрениями, тогда точно речь идет о человеке экстравертированного типа. При этом К. Юнг анализирует возможные отклонения или психические нарушения в рамках самой экстраверсии. Слишком сильная экстравертированная личностная установка способна до такой степени прекратить считаться с самим субъектом, что тот предстанет «жертвой», именуемого объективным требованием. Опасность такого состояния для экстраверта в том, что через такое глубокое вовлечение в объекты, он может совершенно потерять в них самого себя.

Ориентируясь в знаниях по основам психологии, человек может четко понять или разграничить качества, присущие или интровертированному или экстравертированному типу личности.

Экстраверсию характеризуют такие черты, как повышенная ценность объектов, с которыми взаимодействует человек, расширение объектных отношений. Экстраверт считает людей пустыми, если он может их только наблюдать, но не взаимодействовать с ними. Поскольку сама ценность людей для экстраверта невысокая, то он пытается самостоятельно ее повысить. Несмотря на большую активность и огромный заряд энергии, у экстравертов наблюдается очень быстрая утомляемость. Так, как почти всю энергию они расходуют на общение с людьми, то предпочитают отдыхать и восстанавливаться в одиночестве.

Экстраверсия – это подвижность, откровенность, уживчивость личности с другими людьми, легкая приспособляемость к сложившейся ситуации. Экстравертированный тип личности содействует ее быстрому и свободному созданию социальных связей и привязанностей. Такой человек очень легко может себе что-то внушить и так же легко отбросить плохие предчувствия или опасения, что способствует хорошей ориентировке человека в незнакомой ситуации и быстром принятии рисковых решений.

Интроверсия же, в свою очередь, характеризуется рефлективным, колеблющимся характером человека, стремлением к одиночеству, сохранению личных границ, удалению от объектов и пребыванию в оборонительной позиции относительно к внешним влияниям.

Для экстраверта движущей силой восприятия, воззрений и действий являются внешние факторы. В то время как интроверт является абсолютной противоположностью такому порядку вещей.

Для человека с доминированием экстраверсии другой индивид с иным типом психологической установки представляется, как скучный, предсказуемый и портящий веселье. В то же время интровертированная личность, стремящаяся быть самодостаточной, воспринимает экстравертов, как поверхностных, капризных, надоедливых людей, которые только то и делают, что стремятся привлечь к себе внимание других любыми допустимыми способами.

Психолог Г. Мюррей, также занимающийся изучением экстраверсии и интроверсии человека, говорил, что юнговские утверждения охватывают целый перечень отдельных частных признаков, которые могут изучаться и оцениваться свободно друг от друга. Также он предложил новые наименования для этих измерений. Одно ид них он назвал «экзокатексия - эндокатексия», которое наделил функцией отражения сравнительного значения, которое предается человеком внешнему миру в противоположность к внутреннему, то есть собственным переживаниям, идеям, фантазиям, образам и так далее.

Другое измерение он назвал «экстрацепция-интроцепция», оно главным образом, связано с детерминантами оценки, восприятия и поведения. Понятием «экстрацепция» он наделил тенденцию человека руководствоваться конкретными, четко наблюдаемыми, физическими обстоятельствами. Понятием «интроцепция» он определял тенденцию следования более субъективным факторам (помыслам, чувствам, стремлениям).

Исследования ряда значительными учеными в области изучения факторного анализа – Раймонда Кеттела, Ганса Айзенка, Дж. Гилфорда, свидетельствуют о возможности выделения отдельных независимых компонентов измерения «экстраверсии – интроверсии». Их данные представляют согласованные признаки существования общего измерения, которые достаточно хорошо сочетаются с представлениями К. Юнга и охватывают множество специфических индивидуальных отличий, присущих человеку.

Так, экстраверсия интроверсия по Айзенку (наряду с нейротизмом) представляются, как параметры задающие тип личности. Человек, обладающий экстраверсией – это индивид, который любит общение, обожает проводить свое время в шумных и веселых компаниях, предпочитает иметь широкий круг знакомств, не определяя кого-то из них, как самого близкого.

Экстраверсия интроверсия по Айзенку определяется с помощью его авторского теста. По данному тесту экстраверсия выделяется, как характеристика поведения. Поэтому интроверт способен вести себя, как экстраверт, но не быть им таковым по сути.

Тест Айзенка имеет следующие шкалы: экстраверсия, интроверсия и нейротизм. Нейротизм также рассматривается, как уровень тревожности человека. Данный тест также способен с очень высокой точностью выявить определенный психологический тип человека, что в некоторых случаях необходимо для того чтобы выбрать наиболее правильный подход к пациенту и корректировать направление психотерапии.

Структура теста имеет 57 вопросов, с помощью которых определяется поведение в повседневной жизни. Вопросы дихотомические, то есть нужно отвечать просто, или «да» или «нет». После ответов на вопросы необходимо сравнить данные с ключом, за совпадение ответа с ним насчитывается один балл. Сама интерпретация проводится с помощью круга, в котором по направлению слева направо приумножается степень выражения экстраверсии, а сверху вниз – понижается уровень нейротизма.

В такой науке, как соционика, используется определение категорий экстраверсия и интроверсия по Юнгу. Так, экстраверсия является представлением о направленности человека на внешний мир, относительно к миру внутреннему. Соционика предполагает, что если в личности определяется первая (базовая) функция, как экстравертированная, тогда и весь соционический тип будет определяться, как экстравертен.

Экстраверсия/интроверсия. Введение.

Те, кто всерьёз решил разобраться в соционике, задают множество вопросов, связанных с определением базовых соционических понятий. Одним из таких базовых понятий, является признак "экстраверсия/интроверсия”. Это понятие впервые было введено К. Юнгом. По Юнгу интроверсия и экстраверсия являются двумя принципиально различными способами психологической адаптации. Кроме того, для определения природы "интроверсии-экстраверсии" Юнг использовал и другие понятия:

Либидо;
- личностная установка;
- направление движения энергии;
- ведущая мотивация;
- сознательная ориентация.

Однако, помимо Юнга, есть ещё трактовка "интроверсии-экстраверсии" по Леонгарду и Айзенку, не говоря о других, близких по содержанию понятий, таких как "Локус контроля"; "Внутренняя и внешняя референция".

Такая многозначность трактовок, приводит к возникновению множества вопросов. Например:

- Как отличить погруженного в себя интроверта от погруженного в себя экстраверта?

Чем они будут отличаться снаружи (каковы будут различия в реакциях на внешние раздражители, на попытки вытащить их из этого состояния, различия в действиях, поступках в этом состоянии)? И чем - внутри? Что ощущает и, возможно, как себе эти состояния объясняет интроверт, и как - экстраверт? Чем принципиально отличаются эти состояния, если у двоих имеют одинаковую длительность?

Чем отличаются состояния погруженности в себя у интуита-интроверта и интуита-экстраверта?

Как проявляется податливость интровертов внешнему воздействию? За счет чего и каким образом?

Чем ведомый и внушаемый экстраверт отличается от интроверта? В чем принципиальная разница между ведомостью и интровертным откликом на внешние обстоятельства?

Как «поддается»\реагирует интроверт, и как - экстраверт? Как они себя при этом проявляют и что ощущают внутри?

Если экстраверт находится в положении, где ничем не влияет на внешние обстоятельства, в чем проявляется его самоощущение, как влияющего?

Как проявляется соционическое «самосознание» у активно влияющего на физический мир интроверта? Как он себя ощущает и как объясняет себе формулу своего взаимодействия с миром?

Как не перепутать застенчивого, бездеятельного и замкнутого экстраверта с интровертом? И как - общительного и уверенного в себе интроверта с экстравертом?

Может ли, например, на какой-нибудь вечеринке \ каком-нибудь собрании интроверт подойти познакомиться первым? Чем его подход будет отличаться от экстравертного?

И если там же экстраверт жмется по углам, отводит глаза от встречных взглядов и старается быть как можно более не заметным, то как определить, что он все же экстраверт?

Как застенчивость проявляется у интроверта и как - у экстраверта?

Чем будут различаться вдумчивый экстраверт от вдумчивого интроверта?

Как интроверт и экстраверт различаются внешне (жесты, мимика, глаза, скорость речи)?

Есть ли разница в скорости интровертного усвоения новой информации и экстравертного?

Где граница между личным темпераментом \ характером и вертностью?

Поэтому, не смотря на множество литературных источников по вопросу о природе и способах определения интро и экстроверсии, он, на данный момент, остаётся достаточно актуальным. В нашей работе мы коснемся определения этого понятия в трактовке различных авторов, дадим ответы на поставленные вопросы, а также, расскажем о методиках, с помощью которых можно исследовать личность на интро или экстроверсию.

Итак, целью нашей работы является раскрытие понятий интро и экстроверсия, описание методик их исследования.

В соответствии с целью, необходимо решить следующие задачи:

Проанализировать литературу по исследуемым феноменам;

Описать определения исследуемых феноменов;

Раскрыть их специфику;

Описать методики исследования интро и эктроверсии.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТРО И ЭКСТРАВЕРСИИ

"Западный человек, похоже, в большей степени экстравертирован, восточный же, наоборот - скорее интроверт. Первый видит смысл вне себя, проецируя его на объекты, второй ощущает его в себе самом. Но смысл существует как извне, так и внутри нас" . К. Юнг

Экстравертированные - ориентированные в своих проявлениях главным образом вовне, на окружающий мир и людей в нем.
Интровертированные - ориентированные в своих проявлениях главным образом на внутренний мир.

Эти понятия еще в начале XX века были введены швейцарским психологом К. Юнгом для обозначения диаметрально противоположных типов личности. Термины эти образованы от латинских корней "экстра" - "вне", "интро" - "внутрь" и "верто" - "обращаю".

Слово «экстраверт» означает «развернутый наружу», а «интроверт» значит «развернутый внутрь». И именно эта «развернутость», или направленность, будет тем вектором, который определяет его отношение к жизни, проявления и поведение в общении с другими людьми.

Экстраверт предпочитает информацию от Мира. Он больше доверяет независимым источникам.
Интроверт предпочитает информацию от себя самого. Он больше доверяет своему мнению.

Экстраверт наполняет сознание внешней информацией, интроверт, напротив, старается защитить сознание от внешней информации.

Что значит защитить и что значит наполнить?

Для экстравертов главным фактором, определяющим направленность психики и ее реакций, является внешний мир, социальная жизнь. Для них характерно поведение, в котором проявляется стремление к взаимодействию с внешнем миром, обмену информацией, эмоциями и впечатлениями. Экстраверт стремится к вниманию со стороны окружающих. Он ожидает реакции от внешнего мира. Он воздействует на него, используя самые разные средства самовыражения.

Для интроверта же характерно поведение, связанное с погружением в свой внутренний мир, наблюдениями за своим внутренним миром и размышлениями. Для него характерно уединение, самоанализ и тщательное углубление в изучаемый предмет. Он не так жаден до внимания со стороны. Получив свою порцию впечатлений от внешнего мира, он уединяется, чтобы их переварить. Он ищет уединения для того, чтобы осмыслить происходящее. У него не так выражена необходимость во внешней оценке. Ему комфортнее самостоятельно прийти к своим выводам.

Теперь мы остановимся более подробно на разных трактовках данного признака и начнём мы с Юнга, который и ввел данный термин.

Согласно теории Юнга, интроверсия и экстраверсия являются двумя принципиально разными способами психологической адаптации.

Способ адаптации выбирается бессознательно еще в раннем детстве и имеет биологические предпосылки. Юнг по этому поводу писал следующее: "В природе существуют два фундаментально отличных способа адаптации, которые обеспечивают непрерывное существование живого организма. Один заключается в высокой скорости воспроизводства при относительной низкой защитной способности и короткой продолжительности жизни отдельного индивида; другой состоит в обеспечении самого индивида многообразными средствами самосохранения при низкой относительной плодовитости... Сходным образом специфическая природа экстраверта постоянно побуждает его растрачиваться, размножать себя любым способом и внедряться во все, в то время как тенденция интроверта - оборонять себя от любых внешних требований, воздержаться от всякой затраты энергии, направленной прямо на объект, но зато создавать для себя самого возможно более консолидированное и могущественное положение ".

Юнг указывает на две стратегии поведения: энергосберегающую-интровертную и энергоотдающую-экстравертную.

Экстраверт воспринимает себя через окружающий мир. Интроверт воспринимает окружающий мир через себя.

Движение энергии у интроверта осуществляется по направлению к внутреннему миру. У экстраверта, наоборот, движение энергии осуществляется по направлению к внешнему миру.

Для интроверта свои собственные субъективные мысли и переживания изначально более значимы, чем внешние оценки. Он склонен к самодостаточности в оценке своей жизнедеятельности.
Для экстраверта мнения других людей, общепринятые знания изначально более значимы, чем его собственное мнение. Он склонен оценивать свою жизнедеятельность глазами окружающих.

Согласно мнению Юнга, в каждом человеке существует одновременно и экстраверт, и интроверт. Однако степень их выраженности может быть совершено разной.
Юнг уточняет, что речь идёт не о типе вообще, а об экстраверсии или интроверсии доминантной (программной) функции. Подчиненная функция при этом обретает интровертную установку. Так человек с доминирующей экстравертной функций, ориентированный на объективную реальность, факты, получаемые из внешнего мира, в своем восприятии опирается на мир внешний, но взаимодействует с ним пользуясь своей вспомогательной, интровертной функцией.
При разных обстоятельствах индивид может менять свою установку, например, в экстравертном окружении он будет иметь интровертную установку, а в интровертном окружении он будет проявлять экстравертные качества. Тип установки складывается постепенно на протяжении жизнии. То есть в разные периоды жизни человек может себя ощущать более и менее экстра- или интровертированным. Тем не менее, одна из функций обязательно является преобладающей, а остальные - подчиненными, при этом дифференцированная функция есть форма, с помощью которой индивид постигает окружающий психический и физический мир. Подобно тому, как нельзя одновременно мыслить и чувствовать, так и нельзя быть одновеременно и энергосберегающим и энергоотдающим. Какая-то из установок обязательно будет доминировать в сознании.

Следующая известная трактовка этого признака принадлежит немецкому психиатру К. Леонгарду.

Леонгард даёт ему следующее определение: экстраверт - личность безвольная, подверженная влиянию со стороны, интроверт - личность волевая.

Леонгард делает такой вывод, опираясь на свою терапевтическую практику. Он отмечает, что проблемы экстраверта лежат в области внешнего мира. Экстраверт тут выступает как тот, кто не способен игнорировать мнение о нем других людей. Экстраверт становится буквально зависимым от внешней оценки. Он ждёт одобрения, признания. Проблемы интроверта, напротив, лежат в области его собственных ощущений и представлений. Его страхи не имеют прямого отношения к тому, в каком положении он находится. Он больше руководствуется своим собственным мнением, видением и позицией.

По Леонгарду, экстраверт остаётся человеком внешне ориентированным, а интроверт - внутренне ориентированным. Что же касается оценки волевых качеств, то тут, видимо, речь идёт о формах патологии, поскольку Леонгард, будучи психиатром, работал с очень проблемными пациентами.

Юнг, имеющий дело с душевнобольными, по этому вопросу говорил следующее: «Хорошо известно, что истерия и шизофрения представляют собой резкий контраст различного отношения больных к внешнему миру. Чувства, которые внешний мир вызывает в субъектах, страдающих истерией, превышают по своей интенсивности нормальный уровень, тогда как у больных, страдающих шизофренией, эти чувства не достигают его. Преувеличенная эмоциональность у одних и крайняя апатия у других - вот общая картина, которая рисуется нам при сравнении этих двух болезней. В личных отношениях это различие сказывается в том, что мы поддерживаем душевную связь с нашими истеричными больными, чего не бывает с больными шизофренией.
Я предлагаю обозначить эти два противоположных устремления терминами: экстраверсия и интроверсия. Итак, экстраверсия налицо всюду, где человек сосредоточивает свой основной интерес на мире внешнем, на объекте, которому и придается существенная важность и значимость. Напротив, интроверсия имеется там, где внешний мир подвергается своего рода обесцениванию и презрению, где важным и значимым становится самый субъект, как таковой жадно завладевает всеми интересами человека и становится в собственных своих глазах, так сказать, единственною строкою, которая вносится в счет

Финальную точку в вопросе природы экстравертной и интровертной установки, ставит австралийский психолог Айзенк.

Г. Айзенк делает прорыв в понимании природы экстравертной и интровертной установки. Он проводит серию электроэнцефалографических исследований, в которых доказывает, что интро/экстраверсия генетически детерминированы, тесно связанной с уровнями корковой активации. Айзенк использует термин "активация" для обозначения степени возбуждения, меняющей свою величину от нижнего предела (например, сон) до верхнего (например, состояние паники). Он полагает, что интроверты чрезвычайно возбудимы и, следовательно, в высшей степени чувствительны к поступающей стимуляции – по этой причине они избегают ситуаций, чрезмерно сильно действующих на них. И наоборот, экстраверты недостаточно возбудимы и поэтому нечувствительны к поступающей стимуляции; соответственно, они постоянно выискивают ситуации, которые могут их возбудить.

По Айзенку, экстраверты характеризуются медленно развивающимся и слабым возбуждением и быстро развивающимся, сильным и медленно затухающим реактивным торможением. Интроверты имеют противоположные характеристики. Высокий уровень активации интровертов считается причиной того, что они склонны избегать дополнительной внешней стимуляции, которая может вывести их активацию за оптимальные границы. Вследствие этого интроверты, по сравнению с экстравертами, предпочитают более низкую интенсивность стимуляции.

Если подытожить вышесказанное, то можно сделать следующий вывод: интоверт - тот, кто не нуждается в излишней сенсорной стимуляция, а экстраверт, тот, кто нуждается.

Интроверсия - экстраверсия

Характеристика различий индивидуально-психологических человека, крайние полюсы коей соответствуют преимущественной направленности личности либо на мир внешних объектов, либо на явления собственного субъективного мира. Понятия экстраверсии и интроверсии введены К. Г. Юнгом для обозначения двух противоположных типов личности. Экстравертированный тип характерен обращенностью личности на внешний мир, объекты коего притягивают к себе интересы и «жизненную энергию» субъекта, что в известном смысле ведет к отчужденности субъекта от себя самого, к принижению личностной значимости явлений субъективного мира. Экстравертам свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, адаптированность социальная (см. ). Для интровертированного типа характерны фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, коим она придает высшую ценность; необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, затруднение адаптации социальной. Интенсивная разработка проблем экстраверсии - интроверсии велась в теориях личности факторных (Р. Кеттелл, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк и пр.), где она рассматривалась не в плане типов личности, а как непрерывная шкала, выражающая количественное соотношение свойств экстраверсии - интроверсии у конкретного субъекта. В самой популярной из них концепции Г. Айзенка - параметр экстраверсии - интроверсии в сочетании с параметром невротизма (эмоционально-волевая устойчивость - неустойчивость) образуют два главных измерения личности, определяющие содержание всех ее свойств. Абстрактно-статистический подход, лежащий в основе этой концепции, создавал серьезные трудности в причинном объяснении многочисленных проявлений экстраверсии - интроверсии, в содержании коих некритично объединялись разнородные характеристики личности - от импульсивности, агрессивности до идеологических установок и политических позиций. Согласно Г. Роршаху, интроверсия и экстраверсия - не противоположные и взаимоисключающие свойства личности, а тенденции, более или менее присущие каждому. Они указывают не столь на степень адаптации, сколь на реализующие ее индивидуальные механизмы. Их неправомерно противопоставлять как «мыслящий» и «чувствующий» типы личности, ибо адекватная интерпретация требует участия и аффективных, и познавательных механизмов. В отечественной психологии проявления экстраверсии - интроверсии рассматриваются как свойства темперамента - как динамические, а не содержательные характеристики процессов психических, служащие предпосылкой развития специфически личностных качеств.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Интроверсия - экстраверсия

    - ЭКСТРАВЕРСИЯ (с. 286) - характеристика личности, определяющая направленность психической деятельности человека на объекты внешнего мира либо на самого себя, а также преобладающую обусловленность этой деятельности внешними или внутренними по отношению к личности обстоятельствами. Понятия интроверсии-экстраверсии как типических характеристик личности, существующих наряду с более частными индивидуальными особенностями, были эмпирически выделены К.Г.Юнгом в его известной работе «Психологические типы». Юнгом соответственно описаны два типа личности - интроверт и экстраверт. В основание деления положена установка человека вовне или внутрь, которая обнаруживается в его мироощущении и в реакциях на различные стимулы. - это человек, чьи мысли, чувства, интересы и действия направлены на окружающих, на предметы внешнего мира. Он легко вступает в контакт с другими людьми, хорошо приспосабливается к новым ситуациям. Экстраверт, как правило, человек импульсивный, находящийся в постоянном движении, шутливый, часто поверхностный. Он открыт по отношению к внешним объектам, стремится умножать свои связи с ними, в результате чего эти объекты также оказывают на него сильное влияние.

Человек, психическая энергия которого направлена внутрь, на самого себя; его мысли, интересы и даже действия обращены на собственное Я. В связи с этим у интроверта проявляется склонность к рефлексии, постоянному анализу своих психических состояний. Он с трудом контактирует с окружением и хуже, чем экстраверт, приспосабливается к нему; он замкнут ко всему, что вне его; он защищается, вместо того чтобы позволить себя формировать; он не может подчиниться внешнему объекту. Интроверты, как правило, серьезны, выдержанны, педантичны, нередко склонны к депрессии.

Концепция интроверсии - экстраверсии была развита Г.Ю.Айзенком и именно в его трактовке получила широкую известность (на Западе понятия «интроверт» и «экстраверт» давно вошли в повседневную речь и часто употребляются в обыденной житейской обстановке для характеристики людей). Интроверсия - экстраверсия наряду с выделенным Айзенком фактором «нейротизма» (эмоциональной стабильности) рассматриваются им как основные характеристики личности. Для выявления черт личности Айзенком создана психодиагностическая методика «Описание личности» (MPI - Maudsley Personality Inventory). Личность, по Айзенку, представляет собой специфическое сочетание «черт», которое можно изобразить графически на осях интроверсии - экстраверсии и нейротизма. Заимствуя концепцию интроверсии - экстраверсии у Юнга, Айзенкдаетей определенную физиологическую интерпретацию. Он утверждает, что в основе наблюдаемых проявлений интроверсии - экстраверсии лежат врожденные особенности центральной нервной системы, от которых зависит баланс между процессами возбуждения и торможения. Преобладание возбуждения над торможением характерно для интроверсии, тогда как преобладание процесса торможения типично для поведения экстравертов. Исходя из этого, Айзенк построил разнообразные приемы диагноза, сводящиеся к измерению коркового возбуждения или торможения. К числу показателей интроверсии - экстраверсии он отнес скорость образования и угасания условной реакции, а также уровень сенсорной чувствительности. Учитывая эти данные, следует признать, что между типом нервной системы и интроверсией - экстраверсией имеется большое сходство: как в том, так и в другом случае имеется в виду сходный или даже одинаковый физиологический механизм, а именно определенные особенности коркового возбуждения и торможения; в обоих случаях используются одни и те же показатели их измерения. Сам Айзенк, сравнивая свою концепцию с типологией И.П.Павлова, приходит к выводу, что есть определенная аналогия между сильным типом нервной системы по И.П.Павлову и экстравертом, слабым типом и интровертом.

В настоящее время понятия интроверсии - экстраверсии получили широкое распространение в психологии, так как они соответствуют реальным наблюдениям за поведением людей (хотя, вероятно, неправомерно видеть в этих свойствах главные измерения личности). При этом, безусловно, учитывается, что «чистые» типы встречаются достаточно редко, речь идет о большей или меньшей выраженности данных характеристик. В современной психологии проводятся многочисленные исследования с целью установить связь этих личностных качеств с особенностями психических (в частности, познавательных) процессов, выяснить соотношение значений интроверсии - экстраверсии с уровнем социальной активности, эмоциональной окраской социальных контактов и т.п.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Смотреть что такое "интроверсия - экстраверсия" в других словарях:

    интроверсия - сущ., кол во синонимов: 3 замкнутость (21) интровертированность (3) … Словарь синонимов

    ИНТРОВЕРСИЯ - (от лат. introver sus обращенный во внутрь) англ. introversion; нем. Introversion. По К. Г. Юнгу свойство личности, состоящее в направленности на внутренний мир собственных ощущений, переживаний, чувств, мыслей, рассудительности, в опоре на… … Энциклопедия социологии

    ИНТРОВЕРСИЯ - (от англ. introversion). Свойство личности, стандартно описываемое как склонность избегать социальных контактов (некоммуникабильность, необщительность), стремление к уединению, ориентация не на внешний, а на внутренний мир. К комплексу черт… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    интроверсия - интровертированный интроверт Обращенность внимания внутрь себя, необщительность, замкнутость. См также эксграверсия. Тематики сексология Синонимы интровертированныйинтроверт … Справочник технического переводчика

    Интроверсия - (от лат. intro движение внутрь и verto обращать, поворачивать) свойство человека, характеризующееся доминирующей ориентацией на свободный внутренний мир. Автор этого понятия К. Юнг, который по критериям И. и противоположной ей экстраверсии (т … Педагогический терминологический словарь

    Словарь-справочник по педагогической психологии

    Личностная характеристика, описанная швейцарским психиатром и психологом К. Юнгом в 1910 г. и означающая дословно обращенность внутрь. Интроверсия предполагает предпочтение человеком своего внутреннего мира воображения, богатого и созидательного … Словарь по педагогической психологии

    интроверсия - introversija statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Asmenybės savybė, pasireiškianti didesniu dėmesiu sau negu aplinkai ir praktinei veiklai. kilmė lot. intro –į vidų + verto – suku, kreipiu atitikmenys: angl. introversion vok.… … Sporto terminų žodynas

    интроверсия - интров ерсия, и … Русский орфографический словарь

    интроверсия - (1 ж), Р., Д., Пр. интрове/рсии; мн. интрове/рсии, Р. интрове/рсий … Орфографический словарь русского языка

    ИНТРОВЕРСИЯ - Обращенность вовнутрь. Используется в теории личности для обозначения тенденции избегать социальных контактов и быть озабоченным своими собственными мыслями. Хотя это, возможно, нормальная характеристика, многие чувствуют, что крайние формы… … Толковый словарь по психологии

Каждый человек – со своими знаниями, умениями, привычками, положительными и отрицательными чертами. Но, независимо от этого, ученым удалось из ряда факторов, проявляющихся в поведении людей, выделить два психотипа, а именно: интровертов и экстравертов.

История появления терминов “интроверт” и “экстраверт”

С 1755 года в английских словарях присутствовали понятия «интроверт» и «экстраверт». Однако в научных кругах они появились в начале XX века благодаря швейцарскому психиатру Карлу Густаву Юнгу, ученику Зигмунда Фрейда.

В своей книге «Психологические типы» он дал подробную характеристику каждому из них. Основополагающим было человеческое либидо. В отличие от Фрейда, Юнг включал в это понятие не только сексуальный аспект, но и поведение, потребности человека в различных жизненных ситуациях.

Исходя из этого, интроверты (от латинского intro – внутрь) – это люди, жизненная энергия которых обращена вовнутрь. Для них большое значение имеет личный внутренний мир. Экстраверты (от латинского extra – наружу, вне), напротив, получают заряд энергии, направляя эмоции во внешний мир.

Личные качества интроверта и экстраверта

Окружающий мир интересен и многообразен. Часто географические места, события или предметы несут различную энергетику. Люди не исключение. Каждый человек хоть раз в жизни испытывал неосознанное чувство легкости и симпатии, или, наоборот, сдержанности и напряжения при общении с малознакомыми людьми. Общаясь, люди подсознательно ищут точки соприкосновения с собеседником, пытаясь найти свой тип, а найдя, тянутся к нему.

Уже с первых лет жизни в ребенке проявляются выраженные черты характера. Со временем давление окружающей среды и воспитание вносят свои коррективы, сглаживая или обостряя изначально заложенные черты. Но, несмотря на это, в своей основе человек остается тем, кем он родился – экстравертом или интровертом.

Если говорить о внутренней работе организма, то эти типы отличаются даже активностью кровообращения в головном мозге. После длительных исследований ученые установили, что у экстравертов кровообращение более активно в участках мозга, отвечающих за сенсорные и эмоциональные переживания. А у интровертов активность кровообращения приходится на участок, отвечающий за планирование.

Качества, характеризующие интроверта:

  1. Скромность;
  2. Застенчивость;
  3. Любовь к уединению (у них мало друзей, однако, в дружбе они проявляют преданность);
  4. Контроль внутренних эмоций и нелюбовь к сильным впечатлениям;
  5. Отсутствие агрессии;
  6. Стремление к упорядоченной жизни;
  7. Пессимизм в некоторых случаях;
  8. Принципиальность. Не склонны идти вразрез со своими внутренними убеждениями, если обстоятельства принуждают – сильно переживают.

В свою очередь, экстравертам соответствует:

  1. Открытость и приветливость;
  2. Общительность и обходительность;
  3. Активность и напористость;
  4. Коммуникабельность;
  5. Склонность к риску (действия осуществляют под впечатлением конкретного момента);
  6. Несдержанность и предрасположенность к агрессивному поведению.

По мнению Юнга, экстраверты более импульсивны, чем интроверты. Свою энергию они тратят вовне. Даже в борьбе за отстаивание интересов решающую роль играют внешние условия. Склонны изменить свое решение, если это будет необходимо окружающей их среде. Если стоит выбор – пообщаться или побыть наедине с собой, они, скорее всего, выберут первое. Они не любят долго думать, а предпочитают действовать.

Интроверты, наоборот, неимпульсивны. Они планируют свои действия и контролируют эмоции. Большое значение они придают этическим и моральным нормам, избегают веселых компаний, предпочитая уединение. Действия и поступки продиктованы личными суждениями, а не мнением окружающих. У интроверта мало близких людей, но с теми, что есть, их связывают прочные и долгие отношения.

Простейшие тесты для тех, кто хочет быстро определить, к какому типу темперамента относится:

  1. Что вы будете делать в кризисной ситуации? Экстраверты реагируют мгновенно, быстро приводя себя в боевую готовность, а интроверты склонны к обдумыванию ситуации.
  2. Экстраверты предпочитают активный отдых среди людей, а интроверты чувствуют себя отдохнувшими после пассивного пребывания в одиночестве.

Типы и подтипы интровертов

Если бы люди делились всего на два психотипа, было бы не так интересно. Нельзя говорить однозначно о принадлежности человека к одному из типов. Основные черты соответствуют интроверсии или экстраверсии, но в разных жизненных ситуациях в человеке могут проявляться качества противоположного типа. Кроме того, не бывает ярко выраженных экстравертов или интровертов, каждый тип личности психологи делят на подтипы.

Принято делить интровертов на два основных типа – сенсорный и интуитивный, но в каждом из них, для более точного описания, имеются свои уточняющие подгруппы.

Характеристика интровертов сенсорного подтипа:

  • любят ясность во всем;
  • ставят точные вопросы и хотят получать краткие ответы;
  • в работе желают видеть реальный результат;
  • предпочитают работу с фактами, а не с теориями;
  • сосредотачиваются на одном деле;
  • не склонны предаваться воспоминаниям и мечтам о будущем;
  • легко вникают в детали, но плохо представляют картину в целом;
  • свои проблемы предпочитают решать самостоятельно.

К логико-сенсорным интровертам относят людей, обладающих логическим мышлением и с пользой применяющим свои знания на практике. Они любят порядок во всем, с любовью создают уют и не терпят, когда его кто-то нарушает. Нетерпимы к критике, любят власть, умеют руководить и все держать под контролем.

Этико-сенсорные интроверты – эмоциональные люди, хорошо понимающие и чувствующие окружающих. Такие типы личностей проявляют себя как творческие художники во всем. Иногда они бывают вспыльчивы, но стараются выходить из спорных ситуаций мирным путем. Не против повеселиться в шумной компании. В коллективе свое мнение не навязывают, но с близкими нередко бывают требовательными.

Основные характеристики интроверта интуитивного подтипа:

  • не сосредотачиваясь на одном из дел, одновременно пробует себя в нескольких;
  • будущие события для него интереснее, чем настоящие;
  • плохо вникает в детали, для него детализация – скучное занятие;
  • с легкостью освещает общие вопросы, но с трудом – детальные;
  • легко и с удовольствием тратит деньги.

Логико-интуитивные интроверты – это теоретики, тщательно анализирующие все явления, стремящиеся дать классификацию предметам, людям, событиям. Логически обосновав новые идеи, они не способны претворить их в жизнь. К окружающим относятся объективно и доброжелательно, иногда излишне доверчиво. В общении не слишком эмоциональны, поэтому могут показаться немного холодными. На самом деле, они не склонны растрачивать энергию и силы на эмоции.

Логико-интуитивному интроверту трудно выполнять неинтересную работу, как и переключаться с начатого дела на другое. Ему тяжело находиться в коллективе, где жесткие правила и авторитарный руководитель. В работе и в жизненных ситуациях все рассчитывает холодным умом. Не начинает работу, если не видит перспектив. В кризисных ситуациях проявляет хладнокровие и решительность.

Этико-интуитивный интроверт всегда подвержен эмоциям. Он легко увлекается, не закончив одного дела, берется за другое. Ему присуще тяготение к новым познаниям, больше в гуманитарных направлениях. Такие люди обаятельны и приятны для окружающих. Их поведение непредсказуемо, так как зависит от настроения. Активную деятельность они с удовольствием меняют на уединение, где предпочитают поразмышлять и накопить силы.

Свой рабочий режим они не могут организовать самостоятельно, поэтому требуется руководство окружающих.

Если корректно и доброжелательно указывать на ошибки, человек подобного типа легко поддается управлению. Неэтическое поведение знакомых он воспринимает болезненно и может прекратить с ними всякое общение.

В мировой истории интроверты встречаются как среди политических лидеров (Авраам Линкольн, Елизавета II, Махатма Ганди, Уинстон Черчилль), так и среди ученых (Чарльз Дарвин, Альберт Эйнштейн) и людей искусства (Уолт Дисней, Харрисон Форд, Стивен Спилберг).

Типы экстравертов

Этико-сенсорные экстраверты общительны, эмоциональны, открыты в выражении чувств. С одной стороны, это хорошие черты характера, но с другой излишняя эмоциональность приводит к тому, что настроение может постоянно меняться. Таким людям тяжело скрывать свои эмоции, и они явно выражают свое отношение к окружающим.

По натуре люди с таким типом личности оптимисты, но неудачи и несбывшиеся надежды переносят очень болезненно, иногда даже с нервными срывами. Своим временем они распоряжаются нерационально, планируют много, а делают мало, в спешке, когда поджимают сроки.

Сложные черты характера:

  • слишком эмоциональны;
  • после накопления отрицательных эмоций легко взрываются;
  • пытаются делать одновременно несколько дел;
  • не могут распорядиться своим временем;
  • не любят ждать;
  • неэкономны, покупают ненужные вещи.

Логико-сенсорные экстраверты отличаются целеустремленностью, высокой работоспособностью, стремлением к достижению целей. Люди такого типа обладают нестандартным мышлением, могут найти решение сложной задачи, доводят дело до конца. Для своей семьи являются опорой, для близких – верным другом. Любят юмор в общении, обожают застолья. В отношениях ценят выполнение обещаний.

Сложные черты характера:

  • в споре бывают резкими и вспыльчивыми;
  • редко признаются в своей неправоте;
  • стараются высказать свое мнение по всем вопросам;
  • критика может вызвать у них вспышку ярости.

Интуитивно-этические экстраверты наделены артистизмом, они импровизируют в любых ситуациях, не любят что-то планировать. В отношениях с противоположным полом склонны к флирту на словах, но не на деле. С окружающими отзывчивы, в беде стараются помочь и найти выход из трудного положения.

Интуитивно-логические экстраверты любят активно отстаивать свое мнение. Не признают ограничений своей свободы, подчинения чьей-то воле. Отстаивают свои интересы громко, активно и эмоционально. В общении проявляют демократизм. Стараются чем-то помочь окружающим, иногда от неумения отказать оказываются связанными отношениями. Во вкусах постоянны, любят комфорт.

Слабые стороны:

  • подвержены перепадам настроения;
  • если не получают положительных эмоций, впадают в апатию;
  • в возбужденном состоянии мысли у них обгоняют слова, поэтому говорят слишком быстро и сбивчиво;
  • часто рассеяны, могут терять мелкие вещи;
  • любят командовать другими, подгонять во время работы;
  • берутся за несколько дел одновременно;
  • любят вмешиваться в споры, ведя себя бесцеремонно.

К экстравертам относится много исторических личностей, занимавшихся военной и политической деятельностью (Юлий Цезарь, Ленин, Сталин, Наполеон Бонапарт, Петр I, Хрущев), ученых-практиков (Николай Амосов, Иван Павлов, Сергей Королев, Святослав Федоров.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!