Социальная леность примеры из жизни. Факторы социальной лени

Почти столетие назад французский инженер Макс Рингельманн обнаружил, что коллективная работоспособность группы не превышает половины от суммы работоспособности ее членов.

Исследователь Бибб Латане проверил этот вывод, заставив людей поверить, что они работают вместе с другими, хотя на самом деле они это делали в одиночку. Шести испытуемым завязывали глаза, рассаживали в полукруг и надевали им наушники, через которые испытуемых оглушал шум оваций. Люди не могли слышать самих себя, а тем более других. Ученые предполагали, что в группе испытуемые будут кричать громче, так как меньше будут стесняться. Результат был удивителен: когда участники эксперимента верили, что вместе с ними кричат и хлопают пятеро других, они производили на одну треть меньше шума, чем в предполагаемом одиночестве. Рукоплескавшие в одиночку и группе не воспринимали себя как "лодырей": они считали, что хлопают одинаково громко и в той и другой ситуации.

Социальная леность - тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности.

Когда люди не отвечают за конечный результат и не могут оценить свой собственный вклад, когда их личная ответственность распределяется между всеми членами группы, тогда затерянность в толпе уменьшает боязнь оценки, и результатом становится социальная ленность.

Не всегда коллективность усилий приводит к их ослаблению. Иногда цель настолько значима, что командный дух заставляет каждого прилагать максимум усилий. Установлено также, что люди в группе меньше бездельничают, если задача вызывающе трудна, притягательна и увлекательна. В случае трудной и интересной задачи люди могут воспринимать свой вклад в дело как незаменимый.

Установлено также, что когда люди считают других членов своей группы ненадежными или неспособными к продуктивной деятельности, они работают интенсивнее. Дополнительные стимулы или необходимость стремиться к определенным стандартам также способствуют коллективным усилиям группы. То же самое происходит и в случае межгруппового соревнования.

Когда группа встречается со стимулирующим препятствием, когда вознаграждается успех группы как целостного образования и когда царит дух "командной игры", члены группы работают наиболее энергично.

Для того чтобы увеличить мотивацию членов группы, часто используют стратегию отслеживания индивидуальной продуктивности. Например, тренеры в групповых видах спорта снимают на видеопленку игру и впоследствии оценивают каждого игрока.

Независимо от того, находятся люди в группе или нет, они прилагают больше усилий, когда их личный результат может быть определен. Этот вывод напоминает о повседневных ситуациях с размытой ответственностью, в которых члены группы склонны перекладывать ответственность и часть обязанностей друг на друга.

Деиндивидуализация

Нам трудно представить одинокого рок-фаната, исступленно вопящего около своего музыкального центра, одинокого подростка, расписывающего подъезды. В определенных ситуациях люди, являющиеся членами группы, склонны к тому, чтобы отбросить нормальные ограничения, утратить чувство индивидуальной ответственности, ощутить то, что психологи называют деиндивидуализацией. Группа растормаживает нас, вызывает чувство возбуждения или принадлежности к чему-то большему, чем "Я". Следствием могут быть акты вандализма, погромы, нарушение правил общественного порядка, террористические акты и т.п.

Деиндивидуализация - утрата самосознания и боязни оценки, которая возникает в групповых ситуациях, когда обеспечена анонимность человека.

Состояние деиндивидуализации может усиливаться под воздействием следующих факторов:

  • 1. Размер группы. Чем больше группа, тем более ее члены склонны к деиндивидуализации. В больших группах боязнь оценки резко падает. Поскольку "так делали все", то и свое поведение люди объясняют сложившейся ситуацией, а не собственным свободным выбором.
  • 2. Анонимность. Когда растворенность в группе сочетается с анонимностью, исчезает самоконтроль. Иногда, чтобы вызвать особо жесткое поведение, людей специально деперсонализируют, например, раскрашивают им лицо и тело, надевают специальные маски, униформу.

Роберт Уотсон, изучая обычаи племен, обнаружил, что там, где воины скрыты боевой раскраской, они особенно жестоко мучают пленных. Там, где нет обычая скрывать лица, пленных, как правило, оставляют в живых.

3. Возбуждающие и отвлекающие занятия. Взрывам агрессии в группах часто предшествуют малозначительные акции, которые возбуждают и отвлекают внимание. Группы кричат, скандируют, хлопают, танцуют, и это нужно для того, чтобы одновременно вызвать у людей возбуждение и снизить их самосознание.

"Все братья и сестры секты Муна взялись за руки и кричали с нарастающей интенсивностью: чу-чу-чу, чу-чу-чу! Я А! ЯА! ПАу! Это действо объединило нас в группу, как если бы мы загадочным образом совместно пережили нечто важное. Власть, чу - чу - чу, испугала меня; но она же дала мне чувство комфорта, и было что-то чрезвычайно расслабляющее в этом накоплении и высвобождении энергии" (Ф. Зимбардо).

4. Снижение самосознания. Обстоятельства, понижающие самосознание, например алкогольное опьянение, повышают деиндивидуализацию. Деиндивидуализация, наоборот, снижается, если повысить самосознание. Это происходит, например, перед зеркалом и камерами, в маленьких поселках, на ярком свете, при ношении именных табличек или нестандартной одежды, при отсутствии отвлекающих внимание стимулов.

  • - наличие индивидуальной ответственности за результаты своего труда: чем выше уровень ответственности, тем ниже социальная лень;
  • - групповая сплоченность и дружеские отношения: люди в группах меньше бездельничают, если они друзья, а не чужие друг другу люди;
  • - численность группы: чем больше численность группы, тем больше социальная лень;
  • - кросс-культуры и различия: члены коллективистических культур менее склонны к проявлениям социальной лени, чем члены индивидуалистических культур;
  • - различия: женщины в меньшей степени проявляют социальную лень
  • 4 Эффект синергии при объединении людей в целостную группу возникает дополнительная интеллектуальная энергия, которая воплощается в групповом результате, который преобладает сумму индивидуальных результатов Формально для этого в эффекта справедливо соотношение 1 1 - более 2 Этот эффект исследовали российские ученые В М Бехтерев и М М Ланге В проведенных ими исследованиях установлено, что группа за успеваемостью значительно продуктивность, чем отдельные люди Это проявляется как в интеллектуальной сфере, так и в других формах психической активности: повышение наблюдательности людей в группе, точности их восприятия и оценок увеличение объема памяти и внимания, эффективности решения простых арифметических задач, не требующих сложной и согласованного взаимодействия. Однако Бехтерев также отмечал, что при решении сложных задач когда необходимы логика и последовательность, "особо одаренные люди" преобладают средне групповые показатели Ярко эффект синергии проявляется при проведении "брейнстормиигу" - "мозговой атаки", когда человек должен предложить много новых идей без их критического и логического анализа.
  • 5 эффектов группового мышления. Это специфический способ, при котором в сплоченной группе доминирует поиск согласия, что подчиняет себе реалистичную оценку возможных альтернативных действий Открытие этого феномена термина "групповое мышление" (groupthink), принадлежит Ирвину Дженис Описанный эффект возникает тогда, когда критерием истинности служит согласованная позиция группы, которая противопоставляется мнению отдельного человека. Когда же члены группы встречаются с угрозой расхождений позиций, мнений, споров и конфликтов, они стараются уменьшить групповой когнитивный диссонанс и устранить негативные чувства, как и при этом возникают, и одновременно найти решение, хотя это может быть недостаточно продуманным и разумным с точки зрения каждого отдельного члена группы Если группа втягивается в такие стратегии принятия решений поиски консенсуса становятся настолько важными, что члены группы отказываются добровольно от всяких сомнений и возможностей посмотреть на задачу новым оригинальным взглядом Отдельные члены группы могут превращаться также на так называемых групповых надзирателей, которые заняты тем, фиксирующие и жестоко наказывают любое инакомыслие.
  • 6 эффектов конформизма Члены группы зависящие от нее в своих контактах с миром, в большинстве ситуаций они даже сенсорную информацию могут воспринимать с определенной модификацией, обусловленной групповыми факторами и различного характера Эффект установлен в 1956 г Соломоном Ашем. В дальнейших исследованиях определены следующие факторы конформизму:
    • - тип личности: лица с заниженной самооценкой более зависимы от группового давления, нежели имеют завышенную самооценку;
    • - численность группы: высокий уровень конформизма люди проявляют тогда, когда сталкиваются с единодушным мнением трех и более человек;
    • - состав группы: конформность повышается, если группа состоит из экспертов, члены группы являются авторитетными для человека и принадлежат к одному социальному окружению;
    • - сплоченность: чем больше сплоченность группы, тем больше ее конформность (ловушка "групповое мышление");
    • - статус (авторитет): люди, которые в глазах лица имеют авторитет, легче могут повлиять на нее, им чаще подчиняются, наличие союзника: если к человеку, отстаивает свою позицию или сомневается, группу хотя бы один союзник, который дает правильный ответ, то тенденция принимать групповую позицию снижается
    • - публичная ситуация: высокий уровень конформизма люди имеют тогда, когда должны выступить публично, а не тогда, когда записывают самостоятельно свою позицию

Выразив свое мнение публично, люди склонны ее выполнять, - сложность задачи или проблемы: если задача слишком сложная, лицо чувствует свою некомпетентность и проявляет больше конформизма

Конформизм не следует рассматривать как однозначно негативную тенденцию, поскольку этот фактор способствует групповому решению. Можно указать следующие причины конформного поведения:

  • 1) настойчивая и упорная поведение людей, стремящихся перекопать лицо, что ее позиция является неправильной;
  • 2) тенденция членов группы избежать осуждения, наказания, отстранения от членов группы за их несогласие;
  • 3) неопределенность ситуаций и недостаток информации способствуют тому, что члены группы начинают ориентироваться на мнение других
  • 7 эффектов моды (группового подражания) Подражание - один из основных механизмов групповой интеграции. В процессе группового взаимодействия члены группы формируют общие эталоны, стереотипы поведения, следование я которым подчеркивает их единство и укрепляет их членство в группе. Члены определенных групп создают определенные устоявшиеся нормы относительно внешнего вида (групповая униформа у военных, деловые костюмы бизнесменов, белые халаты врачей). Такая групповая униформа, иногда не установлена официально, показывает окружающим, к какой группе человек принадлежит, какими нормами и правилами регулируется поведение. Люди склонны подражать приклад человека, чем-то похожего на себя, в большей степени, чем непохожей Эффект подражания лежит в основе любого научения и способствует адаптации людей друг к другу, согласованности их действий, подготовленности и к решению групповых задач. Этот эффект подобен в каких-то элементах к эффекту конформизма, однако в последнем случае группа осуществляет определенное давление на своего члена, при подражании же групповые нормы приниматься добровольно.
  • 8 эффектов ореола ("гало-эффект") Это влияние на содержание знаний, оценок личности определенной установки, что является у одного человека в отношении другого, возникает при восприятии и оценке людьми друг друга в процессе общения. Этот эффект проявляется при таких условиях:
    • - дефицит времени (у человека нет времени, чтобы хорошо познакомиться с другим человеком, продумать его личностные характеристики или проанализировать ситуацию взаимодействия);
    • - чрезмерное количество информации (человек перегруженных информацией о разных людях, поэтому не имеет возможности и времени подумать об отдельном человеке);
    • - не значимость другого человека (формирование невыплаченного) представление о человеке, который выполняет роль ореола;
    • - стереотипы восприятия (функционирование обобщенных образов различных групп, которыми члены определенной группы пользуются как сокращенными вариантами знания об этих группах);
    • - яркость и неординарность личности (определенные черты будто бросаются в глаза окружающим и отодвигают на задний план все остальные качества этого человека, столь характерной чертой является внешность человека)

Существует и негативный вариант эффекта ореола, когда примешиваются положительные черты личности, формируется предвзятое отношение к человеку со стороны окружающих Предвзятость - это специфическая установка на восприятие я, основанной на отрицательных чертах личности (объекта восприятия), причем информация о черты не является достоверной, а просто ее берут на веру.

9 Эффект группового фаворитизма. Это тенденция способствовать членам своей группы в отличие от членов чужой группы. Этот эффект служит распределительным механизмом между людьми, которые воспринимаются как свои и чужие Эффект Группового фаворитизма сильнее проявляется тогда, когда для группы очень важны критерии сравнения результатов деятельности и особенности отношений с другими группами, когда группы конкурируют друг с другом, образуются возможности однозначного проявление групп При членство в группе более важное, чем межличностное сходство, тогда предпочитают "своим", даже если "чужие" подобны по своим личным я костями, интересами, взглядами.

Члены группы также склонны объяснять успех своей группы внутригрупповыми факторами, но и возможную неудачу - внешними Поэтому если группа успешна в своей деятельности, она считает, что это благодаря самой себе (своему руководству, климата, способностям ее членов) Когда группа попадает в ситуацию поражения (неудачи), то ищет виновников этого за пределами группы или сбрасывает вину на другие группы.

  • 10 эффектов группового эгоизма. Это направленность групповых интересов, целей и норм поведения против интересов, целей и норм отдельных групп или всего общества. Целые группы при этом достигаются из-за противодействия интересам членов других групп, пренебрежение общественными интересами Групповой эгоизм проявляется тогда, когда цели и ценности группы становятся важнее общественные ценности и цели, когда уступают интерьера ЕСАМ отдельного человека ради стабильности существования группы. В таких случаях человек приносится в жертву целостности группы, полностью подчиняется требованиям и стандартам группового поведения. Этот эффект имеет чрезвычайно негативные последствия для группы в целом, ее дальнейшей жизнедеятельности и судьбы ее отдельных членов.
  • 11 эффектов маятника Это циклическое чередование эмоциональных состояний стенические и астенического характера, интенсивность и продолжительность которых зависит от деятельности группы Экспериментально эмоциональные потенциалы группы исследовал О М Лутошкин. Эмоциональные циклы группы зависят от таких факторов:
    • - день недели и время суток, в конце недели настроение работников ухудшается, накапливается усталость;
    • - особенности психологической структуры группы, лидерских процессов, системы отношений, уровня конфликтности, сплоченности группы;
    • - уровень дисциплины в группе: чем выше дисциплина труда в группе, тем лучше настроение ее членов
  • 12 эффектов волны. Это распространение в группе идей, целей, норм и ценностей Отдельный человек делится новой идеей со своим ближайшим окружением, эта идея дополняется и развивается членами группы. Идея начинает рассматриваться среди других членов группы, осуществляется ее групповая оценка и обсуждение, идея охватывает все больше людей. Это возможно лишь тогда, когда новая идея отвечает потребностям и интересам людей, а не противоречит им. Если идея отвечает интересам людей и развивается ними, то эффект волны усиливается. Если идея противоречит интересам людей, то волна угасает.
  • 13 Эффект пульсара. Это изменение групповой активности в зависимости от различных стимулов. Групповая активность разворачивается как цикл: оптимальная активность, необходимая для нормальной работы группы-подъем активности - спад активности - возвращение к оптимальному уровню активности. Развертывание этого цикла зависит от внешних (получение группой срочного задания) и внутренних (стремление членов группы решить проблему) стимулов соответствии с эффектом пульсара активность группы резко повышается в начале деятельности, а когда задача решена, наступает спад активности Затем уровень активности вновь поднимается к оптимального уровня, необходимого для нормальной слаженной работы групп группе.
  • 14 Эффект бумеранга. Впервые исследован в деятельности средств массовой информации; заключается в том, что человек, который воспринимает информацию, не признает ее истинной, а продолжает придерживаться предварительной установки, или формируется новая оценка событий или лица, противоположного содержания, чем та информация, которую человеку сообщили. Эффект бумеранга возникает при сообщении противоречивой информации или при взаимодействии людей, когда агрессивные действия одного лица, то направлены против другой, в конце концов действуют против того, кто осуществляет эти действия или отрицательно отзывается. В условиях группы люди более привержены спокойного человека, чем к ее агрессивного соперника.
  • 15 Эффект "мы - они". Это чувство принадлежности к группе (эффект "мы") и соответственно отстраненности, отделение от других (эффект «они») Эффект принадлежности к группе имеет два отдельных эффекты - эмоциональной поддержки и добавления. Эффект добавления заключается в том, что член группы чувствует себя приложенным к проблемам, дел, успехов или неудач той группы, к которой он реально принадлежит или субъективно себя к ней группу есть, чувствует ответственность за результаты группы. Эффект эмоциональной поддержки проявляется в том, что член группы ожидает эмоциональной и реальной поддержки, сострадания, помощи со стороны других членов группы. Если член не получает поддержки, у него разрушается чувство «мы» - чувство принадлежности к группе и возникает чувство «они», то есть он способен воспринимать свою группу как чужаков, не разделяющих его интересам си и заботы. Эффект "мы" является психологическим механизмом функционирования группы Гиперболизация чувства "мы" приводит к переоценке своих возможностей и преимуществ, к отрыву от других групп, в групповой эгоизм. В то же время недостаточная развитость чувства "мы" приводит к потере чувства ценностно-ориентационного единства группы.

Воздействие со стороны группы

В соответствии с вышеизложенным, понятно, почему основное внимание западные исследователи уделяли воздействию внутри малых групп, не имеющих предвосхи­щающей их появление социальной структуры. Группа часто понималась как сово­купность индивидов, простое присутствие которых способствует интенсификации или снижению интенсивности того или иного социального процесса. Исследова­ния такого рода проводились на протяжении более ста лет (Kravitz & Martin, 1986). В разное время происходящие в результате такого взаимодействия социальные процессы получали разные названия, обилие которых может попросту сбить с толку: социальная фасилитация (socialfacilitation), деиндивидуализация, распределение

ответственности, групповая поляризация, конформизм н социальная леность. Далее мы остановимся на двух последних.

Социальная леность - это процесс, при котором чем больше становится группа, тем слабее внутренняя потребность отдельного индивида вносить свой вклад в вы­полнение задачи, стоящей перед группой. Латанё, Уильяме и Харкинс (Latane, Williams & Harkins, 1979) занимались проверкой этой теории в США, обращаясь к представителям групп разного размера с просьбой хлопать в ладоши или кричать как можно громче. Члены больших групп прилагали меньше усилий. Подобный эффект наблюдался позднее в странах тихоокеанского бассейна.

Однако при постановке более сложных задач начали выявляться культурные различия. Каро и Уильяме (Karait & Williams, 1993) привели результаты метаана-лиза 147 случаев эффекта социальной лености в США и 15 случаев в азиатских странах тихоокеанского бассейна. При постановке более сложной задачи соци­альная леность снижалась повсеместно, однако в пяти случаях постановки слож­ных задач в странах Азии результат был диаметрально противоположным. По мере увеличения размера группы, ее члены прилагали большее, а не меньшее количе­ство усилий.

Подтверждение этого эффекта было получено и в ходе двух исследовании Эрли (Early, 1989,1993), который также проверял объяснение с учетом фактора культу­ры. Эрли выдвинул предположение, что работа в группе, в отличие от индивиду­альной, повысит мотивацию представителей коллективистских культур усердно трудиться и не будет для них поводом отлынивать. В ходе первого исследования он показал, что, выполняя серию часовых заданий, китайские менеджеры более усердно трудились в группе, в то время как менеджеры из США прилагали больше усилий, работая поодиночке. Кроме того, Эрли просил испытуемых заполнить краткий опросник для определения их индивидуалистических и коллективистских ценностных ориентации. Таким образом, он смог продемонстрировать, что пове­дение тех, кто был сориентирован на коллективистские ценности, обнаруживало эффект, обратный социальной лености. Во втором исследовании Эрли испытуемы­ми были израильские, китайские и американские менеджеры. Вновь он произвел оценку их ценностных ориентации, по на этот раз в одном случае испытуемые ра­ботали в группе со своими товарищами, а в другом - с незнакомыми людьми. Он обнаружил, что у индивидуалистов эффект социальной лености выражен при ра­боте в группе безотносительно к составу группы. Коллективисты же трудились более напряженно в группе, состоящей из знакомых им людей.



Исследования Эрли (Early, 1989, 1993) выявили четкие принципы, в соответ­ствии с которыми определенные переменные, по всей видимости, влияют на про­цессы социального воздействия в тех случаях, когда индивидуалистские ценности не являются превалирующими. Его выводы особенно убедительны, поскольку он самостоятельно определил ценностные установки испытуемых, не полагаясь на предположение о том, что китайцам коллективизм присущ в большей мере, чем американцам. Тем, кто в ценностном отношении сориентирован на коллективизм, недостаточно присутствия любой группы: для них важно, из кого состоит группа.

Насколько распространена социальная леность? В лабораторных условиях этот феномен наблюдался не только у тех, кто перетягивал канат, крутил велотренажер, кричал и хлопал, но и у тех, кто перекачивал воду или газ, оценивал поэмы и передовицы, выдавал новые идеи, печатал на машинке и распознавал сигналы. Будут ли результаты, полученные в реальной жизни, соответствовать лабораторным?

При коммунистическом режиме крестьяне в российских колхозах работали то на одном поле, то на другом и практически не несли никакой личной ответственности за конкретный участок земли. Для их собственных нужд им были оставлены небольшие частные наделы. Согласно одному из исследований, эти частные наделы в целом занимали всего 1 % пригодных для обработки земель, но давали 27 % всей советской сельскохозяйственной продукции (Н. Smith, 1976). В Венгрии частные наделы занимали 13 % земель, давая одну треть продукции (Spivak, 1979). В Китае, где крестьянам после 1978 года наконец-то было позволено продавать излишки продукции сверх государственного заказа, производство продуктов питания сразу же стало возрастать на 8 % в год - в два с половиной раза быстрее, чем за все предшествующие 26 лет (Church, 1986).

Но, разумеется, коллективность усилий не всегда приводит к их ослаблению. Иногда цель настолько значима и так важно, чтобы каждый прилагал максимум усилий, что командный дух вызывает и поддерживает настоящее рвение. Разве в олимпийских гребных гонках каждый гребец академической восьмерки налегает на весло с меньшим усилием, чем в двойке или на одиночке?

Ряд свидетельств убеждают нас в том, что это не так. Люди в группе меньше бездельничают, если задача вызывающе сложна, притягательна и увлекательна (Karau & Williams, 1993). Коллективно решая трудную и интересную задачу, люди могут воспринимать собственный вклад как незаменимый (Harkins & Petty, 1982; Kerr, 1983; Kerr & Bruun, 1983). Когда люди считают других членов своей группы ненадежными и неспособными к продуктивной деятельности, они работают интенсивнее (Vancouver & others, 1993; Williams & Karau, 1991). Дополнительные стимулы или необходимость стремиться к определенным стандартам также способствуют коллективным усилиям группы (Shepperd & Wright, 1989; Harkins & Szymanski, 1989).

Группы намного меньше бездельничают, если их члены - друзья, а не чужие друг другу люди (Davis & Greenlees, 1992). Латане отметил, что в Израиле киббуцы, как ни странно, производительней ферм других форм собственности. Сплоченность усиливает старания. Означает ли это, что в коллективистских культурах социальная леность не наблюдается? Чтобы выяснить это, Латане и его коллеги (Gabrenya & others, 1985) направились в Азию и повторили свой шумовой эксперимент в Японии, Таиланде, Индии и Малайзии. Что же они обнаружили? Социальная леность со всей очевидностью проявилась и в этих странах.

И все же шестнадцать последующих экспериментов в Азии показали, что люди в коллективистских культурах проявляют меньше социальной лености, чем в культурах индивидуалистских (Karau & Williams, 1993). Как отмечалось ранее, в коллективистских культурах сильна лояльность по отношению к семье и рабочей группе. Женщины также в меньшей степени проявляют социальную леность, чем более склонные к индивидуализму мужчины.

Некоторые из этих данных аналогичны результатам, полученным при исследовании обычных рабочих групп. Когда группа сталкивается со сложным заданием, которое воспринимается ею как вызов, когда вознаграждается успех группы как целостного образования и когда царит дух «командной игры», все ее члены работают наиболее энергично (Hackman, 1986). Итак, хотя социальная леность действительно то и дело проявляется, когда люди работают вместе и не несут при этом индивидуальной ответственности, все же нельзя говорить, что всегда чем больше рук, тем меньше сделанной работы.

Понятия для запоминания

Социальная леность (Social loafing) - тенденция людей работать менее усердно тогда, когда они объединяют свои усилия ради общей цели, по сравнению с тем, когда они несут за свою работу личную ответственность.

Глава 16. Вместе мы делаем то, чего не стали бы делать поодиночке

В 1991 году очевидец заснял на видеокамеру, как четыре сотрудника полиции Лос-Анджелеса наносят удары дубинками невооруженному Родни Кингу, в то время как 23 других полицейских безучастно наблюдают за происходящим. В общей сложности было нанесено более пятидесяти ударов, Кингу пробили череп в девяти местах, повредили мозг и выбили зубы. Воспроизведение этой записи ввергло страну в продолжительную дискуссию о полицейской жестокости и групповом насилии. Людей интересовало: где же была пресловутая гуманность полицейских? Что случилось с нормами профессионального поведения? Что за злая сила вызвала такие действия?

Деиндивидуализация

Эксперименты по социальной фасилитации показывают, что объединение в группу может возбуждать людей, а эксперименты по социальной лености демонстрируют, что в группе личная ответственность за содеянное может становиться размытой. Когда возбуждение накладывается на размытость ответственности и нормативное сдерживание ослабевает, результаты бывают поразительны. Действия могут варьироваться от сравнительно незначительно выходящих за общепринятые рамки дозволенного (бросание друг в друга хлебом в столовой, оскорбительные выкрики в адрес спортивного арбитра, безудержные вопли во время рок-концерта) до импульсивного самоудовлетворения (групповой вандализм, оргии, грабежи) и даже до разрушительных социальных взрывов (полицейская жестокость, уличные беспорядки, линчевание). В 1967 году около двухсот студентов университета Оклахомы собрались посмотреть на своего товарища, угрожавшего спрыгнуть с крыши. Толпа стала скандировать: «Прыгай, прыгай» Он прыгнул и разбился насмерть (UPI, 1967).

Рис. Кадры избиения Родни Кинга полицейскими из Лос-Анджелеса заставили людей задуматься: почему при групповых действиях люди так часто преступают привычные запреты?

В этих примерах необузданного поведения есть нечто общее: так или иначе все они спровоцированы групповым давлением. Осознание принадлежности к группе может вызвать у человека возбуждение: он вырастает в собственных глазах, ему уже кажется, что он является выразителем чего-то большего, чем просто свое собственное «я». Трудно представить себе рок-фаната, в одиночку исступленно вопящего на рок-концерте, оклахомского студента, в одиночку пытающегося подбить кого-то на самоубийство, и даже полицейского, в одиночку избивающего беззащитного шофера. В определенных ситуациях объединенные в группу люди склонны отбрасывать общепринятые нормативные ограничения, они утрачивают чувство личной ответственности и становятся деиндивидуализированными (термин, введенный Леоном Фестингером, Альбертом Пепитоуном и Теодором Ньюкомбом (Leon Festinger, Albert Pepitone & Theodore Newcomb, 1952)). При каких же обстоятельствах возникает подобное психологическое состояние?

Размер группы

Группа не только способна возбуждать своих членов, она обеспечивает им анонимность. Кричащая толпа скрывает кричащего баскетбольного фаната. Члены бесчинствующей своры линчевателей верят, что им удастся избежать наказания; они воспринимают свои действия как групповые. Участники уличных беспорядков, ставшие обезличенной толпой, не стесняются грабить. Проведя анализ 21 случая, когда потенциальный самоубийца в присутствии толпы угрожал спрыгнуть с небоскреба или с моста, Леон Манн (Leon Mann, 1981) обнаружил: если толпа была сравнительно небольшой и освещалась дневным светом, то попыток спровоцировать самоубийство, как правило, не делалось. Но когда размер толпы и ночной мрак обеспечивали анонимность, люди обычно подначивали самоубийцу, всячески издеваясь над ним. Брайен Маллен (Brian Mullen, 1986) сообщает о подобных эффектах на сборищах линчевателей: чем многочисленнее сборище, тем в большей мере его члены утрачивают чувство личной ответственности и тем с большей готовностью идут на беспредельные зверства - сожжение, растерзание или расчленение жертвы. Для каждого из приведенных примеров, от толпы болельщиков до своры линчевателей, характерно то, что у людей в таких случаях резко падает боязнь оценки. Поскольку «так делали все», то и свое поведение они объясняют сложившейся ситуацией, а не собственным свободным выбором.

Филип Зимбардо (Philip Zimbardo, 1970) предположил, что обезличенность в больших городах уже сама по себе гарантирует анонимность и предусматривает нормы поведения, разрешающие вандализм. Он приобрел два подержанных автомобиля десятилетней давности и оставил их с поднятыми капотами и снятыми номерными знаками на улице: один - в старом кампусе Нью-Йоркского университета в Бронксе, а другой - вблизи кампуса Стэнфордского университета в небольшом городке Пало-Альто. В Нью-Йорке первые «раздевальщики» появились уже через десять минут, они сняли аккумулятор и радиатор. Через трое суток, после 23 эпизодов краж и вандализма (со стороны людей, по всем приметам, отнюдь не бедных), машина превратилась в груду металлолома. По контрасту с этим, единственным человеком, дотронувшимся в течение недели до автомобиля в Пало-Альто, был прохожий, закрывший капот машины, поскольку начинался дождь.

Гарантия анонимности

Можно ли быть уверенным, что разительный контраст между Бронксом и Пало-Альто объясняется большей анонимностью в Бронксе? Абсолютной уверенности в этом нет. Но зато можно поставить соответствующие эксперименты, чтобы убедиться, действительно ли анонимность снимает запреты с поведения людей. В одном из экспериментов Зимбардо (Zimbardo, 1970) попросил женщин из Нью-Йоркского университета надеть одинаковые белые халаты и колпаки, похожие на одеяние ку-клукс-клана (рис.16-1). Получив указание нанести жертве удар током, эти испытуемые держали палец на кнопке в два раза дольше, чем те, у кого можно было разглядеть лицо и большую бирку с именем.

Рис. 16-1. Испытуемые, чьи лица скрыты под маской, наносят более сильные удары током беззащитной жертве, чем те, кого можно идентифицировать.

Группа исследователей под руководством Эда Динера (Ed Diener, 1976) изобретательно продемонстрировала, что происходит, когда участникам группы гарантируется полная анонимность. В канун Хэллоуина было установлено наблюдение за 1352 детьми из Сиэтла, ходившими по домам с традиционным «trick or treat». [Угощайте, а не то подшутим над вами. Род колядования. (Прим. переводчика) ]

В 27 домах различных районов города детей, приходящих поодиночке или в группе, поджидали экспериментаторы. Хозяин приветливо приглашал гостей в дом и предлагал взять «каждому по одной шоколадке», после чего выходил из комнаты. Скрытые наблюдатели установили, что дети в группе брали лишнюю шоколадку в два с лишним раза чаще, чем те, кто заходил поодиночке. Точно так же дети, остававшиеся анонимами, в два с лишним раза были более склонны к обману по сравнению с детьми, у которых выясняли их имя и адрес. Эти примеры демонстрируют, что степень честности во многом зависит от ситуации. Как показано на рис. 16-2, в том случае, когда растворенность в группе сочеталась с гарантией анонимности, дети брали лишнюю шоколадку чаще всего.

[Нарушители, Идентифицированные, Анонимные, Индивидуально, В группе]

Рис. 16-2. Дети более склонны брать лишнюю шоколадку, когда находятся в группе, когда выступают как анонимы и особенно тогда, когда они деиндивидуализированы и тем и другим (данные из Diener & others, 1976).

Подобные эксперименты заставили меня заинтересоваться эффектом ношения униформы. Готовясь к сражению, воины некоторых племен деперсонализируют себя: раскрашивают лицо и тело или надевают специальные маски (подобно ярым фанатам спортивных команд). Также известно, что в одних культурах врагов, оставшихся в живых после победы, принято убивать, мучить и калечить; в других - пленных просто отправляют в тюрьмы. Роберт Уотсон (Robert Watson, 1973) скрупулезно изучил антропологические данные и обнаружил, что культуры, в которых воины деперсонализированы, - это и есть те самые, где жестоко расправляются с пленными. Одетые в форму сотрудники лос-анджелесской полиции, которые избили Родни Кинга, были рассержены его вызывающим отказом остановиться, они ощущали взаимную поддержку и не подозревали, что за ними наблюдают. Таким образом, они попали под власть ситуации, забыв о привычных нормах поведения.

Всегда ли гарантированная анонимность высвобождает наши худшие инстинкты? К счастью, нет. Прежде всего следует отметить, что ситуации, в которые были поставлены испытуемые во время большей части описанных выше экспериментов, имели явно выраженные антисоциальные черты. Роберт Джонсон и Лесли Даунинг (Robert Johnson & Leslie Downing, 1979) указывали на то, что в эксперименте Зимбардо жестокость могла быть спровоцирована костюмами ку-клукс-клана. В одном из поставленных экспериментов в университете Джорджии испытуемые женщины, перед тем как наносить удары током, надевали халаты медсестер. Когда женщины в таких халатах выступали как анонимы, они проявляли меньше агрессивности по отношению к жертве, чем когда подчеркивались их имена и индентификационные данные. Очевидно, в ситуации анонимности человек в меньшей степени отдает себе отчет в своих действиях и становится более восприимчивым по отношению к ситуационным намекам - как негативным (костюм ку-клукс-клановца), так и позитивным (халат медсестры). Чувствуя альтруистские намеки, деиндивидуализированные люди жертвуют даже больше денег, чем тогда, когда их имена оглашаются (Spivey & Prentice-Dunn, 1990).

Это помогает объяснить, почему ношение униформы черного цвета - которая традиционно ассоциируется со злом и смертью и которую носили средневековые палачи, Дарт Вейдер и воины ниндзя - дает эффект, противоположный эффекту от ношения одежды медсестры. Марк Франк и Томас Джилович (Mark Frank & Thomas Gilovich, 1988) сообщают, что с 1970 по 1986 год спортивные команды с черной формой (в первую очередь Los Angeles Raiders и Philadelphia Flyers) постоянно находились на первых местах в Национальной футбольной и хоккейной лиге по числу полученных взысканий. Последующие лабораторные эксперименты установили, что ношение простого черного свитера уже может спровоцировать человека на более агрессивные действия.

Возбуждающие и отвлекающие занятия

Взрывам агрессии в больших группах зачастую предшествуют малозначительные акции, которые возбуждают и сбивают с толку. Группы кричат, скандируют, хлопают, танцуют, и это нужно для того, чтобы одновременно вызвать у людей возбуждение и снизить их самосознание. Очевидец из секты Муна вспоминает, как скандирование «чу-чу-чу» помогало деиндивидуализации:

«Все братья и сестры взялись за руки и начали кричать с нарастающей силой: чу-чу-чу, Чу-Чу-Чу, ЧУ-ЧУ-ЧУ! ЯА! ЯА! ПАУ! Это действо объединило нас в группу, как если бы мы загадочным образом совместно пережили нечто важное. Власть «чу-чу-чу» испугала меня; но она же дала мне ощущение комфорта. После освобождения от накопленной энергии мы чувствовали себя совершенно расслабленными » (Zimbardo & others, 1977).

Эксперименты Эда Динера (Ed Diener, 1976, 1979) показали, что такие акции, как кидание камней и хоровое пение, могут подготавливать почву для более необузданного поведения. Есть самоподкрепляющееся удовольствие в том, чтобы совершать импульсивные действия и при этом наблюдать, как окружающие делают то же самое. Видя, что другие делают то же самое, мы полагаем, что они чувствуют то же самое, и, таким образом, укрепляемся в своих чувствах (Orive, 1984). Импульсивные групповые акты захватывают наше внимание. Когда мы возмущаемся действиями арбитра, мы не думаем о наших ценностях, мы реагируем на непосредственную ситуацию. Позднее, когда мы задумываемся о том, что сделали или сказали, нам иногда бывает стыдно. Иногда. Но порой мы сами ищем возможности деиндивидуализироваться в группе: на дискотеке, на войне, в уличных беспорядках - везде, где можно предаться сильным позитивным эмоциям и ощутить единение с окружающими.

Ослабленное самосознание

Групповые переживания, ослабляющие самосознание, имеют тенденцию рассогласовывать поведение и установки. Эксперименты Эда Динера (Ed Diener, 1980), а также Стивена Прентис-Данна и Рональда Роджерса (Steven Prentice-Dunn & Ronald Rogers, 1980, 1989) выявили, что деиндивидуализированные, утратившие самосознание люди меньше себя сдерживают и контролируют; они склонны действовать, реагируя непосредственно на ситуацию, даже и не вспоминая о своих ценностях. Все это подтверждается в экспериментах по самосознанию. Самосознание и деиндивидуализация - как две стороны одной медали. Те, у кого повысили самосознание, скажем, поместив их перед зеркалом или телекамерой, демонстрируют повышенный самоконтроль, их действия в большей мере отражают их установки. Находясь перед зеркалом, люди, боящиеся прибавить в весе, съедят меньше мучного и сладкого (Sentyrz & Bushman, 1997). Кроме того, люди, не утратившие самосознание, менее склонны к уловкам и обману (Beaman & others, 1979; Diener & Wallbom, 1976). To же самое верно и для тех, кто остро чувствует свою индивидуальность и независимость (Nadler & others, 1982). Люди, которым свойственно повышенное самосознание или у которых его вызвали, демонстрируют большее соответствие между тем, что они говорят, и тем, что они делают.

Обстоятельства, понижающие самосознание, такие, как алкогольное опьянение, соответственно повышают деиндивидуализацию (Hull & others, 1983). И напротив, дейндивидуализация уменьшается в обстоятельствах, повышающих самосознание: перед зеркалом и телекамерой, в маленьких поселках, на ярком свету, при использовании именных бирок или нестандартной одежды и т. д. (Ickes & others, 1978). Когда подросток идет на вечеринку, мудрое родительское напутствие могло бы звучать так: «Желаю тебе приятно провести вечер, и не забывай, кто ты такой». Другими словами, наслаждайся пребыванием в группе, но не утрачивай самосознания: не поддавайся деиндивидуализации.

Понятия для запоминания

Деиндивидуализация (Deindividuation) - утрата самосознания и боязни оценки; возникает в групповых ситуациях, которые гарантируют анонимность и не концентрируют внимание на отдельном человеке.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!