Социально экономическое и политическое развитие древней руси. Единая Русь в XV—XVI веках

Освобождение от монголо-татарского ига принесло русскому народу новые возможности по развитию торговли и политики. Усиление производственной сферы в Московском государстве стало важнейшей предпосылкой складывания всероссийского рынка. Жёсткая политика Ивана Грозного внесла значительные противоречия в российское общество, которые выразились в дальнейшем в массовых городских выступлениях. Споры в сфере религии проявлялись в противостоянии нестяжателей и иосифлян – главной причиной дискуссий стало отношение к церковному имуществу. Несмотря на все внутренние проблемы, международный авторитет России значительно увеличивался.

  • - К концу ХVI века число городов в Московском государстве достигло двухсот. Некоторые из них выросли из ремесленных центров, находившихся при крупных монастырях. Старые города обрастали посадами и слободами, в которых трудились ремесленники разных специальностей.
  • - Государственная территория оказывается охвачена крестьянскими восстаниями, причиной которых послужил феодальный произвол. На фоне социальной нестабильности в середине XVI века проявляют себя вольнодумцы и еретики, однако, что-то серьезно изменить в обществе им пока не под силу.
  • - Середина XVI века - время дворцовых переворотов и борьбы за власть дворян и боярских группировок. На руку последним сыграла проведенная судебная реформа, лоббирующая интересы феодального класса. Однако, все должно измениться в 1547 году, после прихода к власти Ивана IV.
  • - Крым и Казань оказываются самыми проблемными территориями для Русского государства на рубеже XV-XVI веков. Длительные военные кампании, длящиеся с переменным успехом обеих сторон, приводят к приемлемым результатам. Роль государства на международной политической арене возрастает с каждым годом.
  • - Москва превращается в третий Рим - и таким образом, формулируется основной принцип российского самодержавия. Учение нестяжателей отвергается, однако, это не помешало Максиму Греку, дважды подвергавшемуся осуждению и заключенному в монастырь, стать известным публицистом своего времени.
  • - В начале XVI века верховные правители всерьез задумываются о создании четкой иерархии званий и титулов. Это необходимо для ведения внешней и внутренней политики. Борьба за престол ведется между двумя основными конкурентами - Дмитрием (внук Ивана III) и Василий III.
  • - Работа над «Судебником» началась по указанию Ивана III. Этот свод законов предусматривал разные наказания за уголовные преступления для разных сословий. Он также закреплял за крестьянами право переходить от одного помещика к другому, но разрешал делать это один раз в году – в Юрьев день.
  • - В процессе централизации удельные княжества постепенно заменялись на уделы, а местные органы самоуправления уступали свою власть институту приказчиков. Власть князя постоянно укреплялась, хотя он всё ещё нуждался в опоре на крупную аристократию, представленную боярской думой.
  • - На московских рынках реализовались товары не только из ближних сёл, но и из далёких городов: Устюга, Перми и Ярославля. Получая сырьё, московские ремесленники изготовляли из него готовые изделия. Изделия из Москвы достигали таких далёких стран, как Бухара и Иран.
  • - В Московском государстве ХVI века насчитывалось 186 ремесленных специализаций. Самые эффективные ремесленные производства, сосредоточенные в городах (Новгород, Москва, Вологда), вытесняли с рынка доморощенную продукцию вотчинных ремесленников, зависимых от феодалов.
  • - Русские крестьяне в ХV–ХVI веках осваивали новые земли Поволжья и Урала. Они всё больше зависели от феодалов, которым должны были платить оброк и натуральную ренту. Крупнейшим феодалом была церковь – ей принадлежала треть всех сельскохозяйственных земель.
История России IX–XVIII вв. Моряков Владимир Иванович

6. Политический строй Российского государства в конце XV – начале XVI века

Процесс формирования единой территории Российского государства был неразрывно связан с созданием системы общерусского управления.

Во главе государства стоял московский великий князь, находившийся со всеми слоями общества в служебно-подданических отношениях. Ему подчинялась княжеско-боярская знать, образовавшаяся путем слияния старомосковской знати и княжеско-боярской знати присоединенных земель. Удельные князья и боярство, сохраняя в своем владении вотчины, обязаны были служить верховному собственнику всех земель государства – великому князю. Они должны были присягать ему на верность. Великий князь мог налагать на них «опалы», удалять от своего двора, конфисковывать вотчины, ограничивать или расширять имущественные права бояр и князей. «Отъезд» их из Москвы, от великого князя, рассматривался как государственная измена, и отъехавшие теряли права на владение своими вотчинами. Великий князь носил титул «государь всея Руси». Знаками государя, отличавшими его от других подданных, были скипетр, держава и великокняжеская шапка Мономаха. По официальной московской версии она (византийская корона) перешла от византийского императора Константина Мономаха к его внуку Владимиру Мономаху.

Другую группу феодалов, служивших великому князю, составляли дворяне. С дворянами великого князя московского слились дворяне удельных князей и бояр, владения которых вошли в состав единого государства, а они перешли на службу к великому князю. При Иване III активно создавалась поместная система – раздача государственных свободных земель служилым людям верховным собственником (великим князем) на условиях несения военной службы.

Таких служилых людей стали называть помещиками, а их владения называли поместьями, которые было запрещено продавать и дарить. В первой трети XVI в. массовые поместные раздачи прошли почти во всех уездах страны. Войско, составленное из таких «испомещенных» служилых людей, стало основой вооруженных сил государства.

Резкое возрастание служебной зависимости феодалов от великого князя было российской разновидностью феодальной иерархии. Она облекалась в форму местничества – порядка назначения на службу в соответствии со знатностью рода, близостью его к великому князю и давностью службы ему.

В 1472 г. овдовевший Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. Сам факт женитьбы, заимствование византийского имперского герба в форме двуглавого орла, введение пышного церемониала при дворе недвусмысленно демонстрировали притязания московского великого князя на византийское наследство.

Однако растущее самовластие великого князя еще ограничивалось письменным правом и правовыми обычаями, а также традицией, закрепленной практикой политической жизни. Сохранялась Боярская дума, ведущая свое начало еще со времен Древней Руси. Она выполняла совещательные функции, действуя по формуле «Государь указал, а бояре приговорили». В Думе высшим был чин боярина, следующим по значимости был чин окольничего. В разное время в Думу входило от 5 до 12 бояр и не более 12 окольничих. Все они до середины XV в. были представителями московских аристократических боярских родов. В конце XV – начале XVI вв. в число бояр Думы начинают жаловать князей ранее независимых княжеств. В думные чины жаловал великий князь.

Боярская дума была значимой частью государева двора, куда входила высшая и средняя элита московского государства. Государев двор играл значительную роль во внутренней и внешней политике.

Система приказов – специальных учреждений – еще не сложилась. Первое упоминание о них встречается в документах 1512 г. До середины XVI в. было два государственных учреждения (в рамках Государева двора): Дворец, ведавший великокняжескими землями, и Казна, возглавляемая казначеями, где хранились деньги, драгоценности, государственные архив и печать.

В складывавшемся государственном аппарате основную роль играли дьяки, которые вели делопроизводство. Часто они имели большое влияние на принятие и реализацию государственных решений.

Единой и четкой системы административно-территориального деления в то время еще не было. Государство делилось на уезды, границы которых определялись границами бывших княжеств, уезды делились на станы, а станы – на волости. Уездом управлял великокняжеский наместник, а станами и волостями – волостели. Феодалы и их люди по гражданским делам и ряду уголовных преступлений были им неподсудны. Наместники назначались из бояр. Они жили за счет судебных пошлин («присуд») и «кормленичего» дохода, собираемых в свою пользу. По сути дела это было предоставление права взимать ренту-налог за прежнюю военную службу, а не за административно-служебную деятельность. Бояре-кормленщики, юридически подчиненные великому князю, фактически становились владетелями порученных им территорий, что вело к возникновению своего рода феодальных автономий, ослаблению центральной власти.

К своим обязанностям «кормленщики» относились халатно. Отсутствие разветвленного и четко организованного государственного аппарата управления затрудняло контроль центральной власти за их деятельностью.

Для установления единого порядка судопроизводства в едином государстве в 1497 г. был принят великокняжеский Судебник. Судебник Ивана III дошел до нас в одном списке, он был сводом судебных норм и правил, которые отвечали изменениям в жизни русских земель, происшедшим после появления «Русской Правды». Он предназначался для унификации судебно-административной деятельности на территории всего созданного государства. В нем были отражены вопросы судопроизводства по нарушению установленных властью норм. К особо опасным преступлениям относились грабеж, подлог, ночная кража, кража из укрепленного места. Оговорены были также наказания за заговор, мятеж, которые рассматривались как преступления против государства и государя. Судебник устанавливал наказания за взяточничество, казнокрадство, пристрастное рассмотрение дел. Кроме системы штрафов за преступления, он вводил смертную казнь за особо тяжкие преступления и торговую казнь – битье плетью на торговой площади. В Судебнике содержались инструкции по организации судебного процесса. Судебная система состояла из суда великокняжеского наместника, приказного суда, суда Боярской думы и суда великого князя. Кроме этого, существовали церковные и вотчинные суды.

Статья 57 Судебника утверждала существовавшую повсеместно практику ограничения крестьянских переходов от одного феодала к другому. Отныне переход разрешался только за неделю до осеннего Юрьева дня (26 ноября) и неделю после. При этом крестьянин должен был заплатить за проживание на земле феодала «пожилое». Сумма его доходила до 1 рубля. В конце XV в. это были большие деньги. За один рубль можно было купить рабочего коня, или 100 пудов ржи, или 7 пудов меда.

Долгое время в отечественной историографии ограничение переходов крестьян рассматривали как начало их закрепощения. Ряд современных исследователей не разделяет это мнение. Акад. Л. В. Милов считает, что крестьянские переходы были порождены необходимостью расшатывать крестьянскую общину как орган организации сопротивления крестьян и укреплять собственность феодалов на землю. О закрепощении (личной зависимости) каждого члена общины (крестьянина) можно говорить лишь начиная с конца XVI в., после того как государство укрепило свою мощь и консолидировало господствующий класс. В конце же XV – первой половине XVI в. ограничение крестьянских переходов, ставших элементом крестьянской свободы, было направлено только на укрепление собственности феодалов на землю. К установлению личной зависимости крестьян они отношения не имели.

Складывание единого Российского государства, усиление великокняжеской власти, которая стремилась лишить самостоятельной силы не только светских феодалов, но и церковь, подчинив их полностью интересам государства, поставили вопрос о положении церкви в государстве. В конце XV в. вопрос о церкви и ее богатствах стал предметом общественного обсуждения. В это время в Российском государстве делались первые попытки выйти за рамки традиционных представлений о человеке, природе и обществе.

В Новгороде, Пскове, Твери, Москве появились еретики, выступления которых были исключительно опасны для церкви, потому что они были смелыми вольнодумцами, резко высказывались против ряда основных догматов христианства. Они отрицали краеугольный догмат о загробной жизни, сомневались в достоверности Священного Писания, которое критиковали с рационалистических позиций. Еретики выступали против церкви как учреждения и церковнослужителей, без которых, как они полагали, человек может и должен общаться с Богом. Еретики были противниками церковного землевладения.

Выступления еретиков поставили вопрос укрепления авторитета церкви и ее положения в обществе. Его попытались решить нестяжатели и иосифляне (стяжатели). Нестяжатели во главе с Нилом Сорским, основателем далекого северного монастыря на реке Сорке, говорили о недопустимости владения церковью богатствами, землями, зависимыми крестьянами. Они были против безнравственного поведения многих церковников, проповедовали аскетический образ жизни, отказ служителей церкви от мирских удовольствий. Иосифляне во главе с Иосифом Волоцким, игуменом Волоцкого монастыря под Москвой, выступали за сильную, богатую церковь, независимую от светской власти. По их мнению, только такая церковь могла успешно проводить в жизнь христианское учение, занимать господствующее положение в духовной жизни страны. Борьба нестяжателей и иосифлян, начавшаяся в конце XV в., продолжалась вплоть до середины следующего столетия.

Великокняжеская власть, находившаяся в постоянном поиске земель для испомещения на них служилых людей, была заинтересована в конфискации части церковных земель. Она поддерживала нестяжателей, что вызвало конфликт между Иваном III и митрополитом Геронтием. После Геронтия митрополию возглавил сторонник еретиков Зосима. Иосифляне, добиваясь от власти всесторонней поддержки, защиты интересов церкви и расправы с еретиками, активно поддерживали удельных князей, устраивавших мятежи против крепнувшей власти великого князя. На церковном соборе 1503 г. Иван III потребовал у церкви отказаться от своих земель. Но иосифляне, составлявшие большинство церковных деятелей, дали резкий отпор великому князю и нестяжателям. Последние потерпели жестокое поражение. Борьба с еретиками приняла ожесточенный характер. На вооружение был взят опыт испанской инквизиции. На льду Москвы-реки запылали костры, где сжигали еретиков.

Анализ обстановки в стране, соотношения и расстановки противоборствующих сил показал великокняжеской власти необходимость отказа от поддержки нестяжателей и их идеи секуляризации церковных земель. В обстановке мятежей удельных князей центральная власть нуждалась в поддержке столь мощной организации, как церковь. В свою очередь, церковники были заинтересованы в мощной поддержке государства. Все это сделало неизбежным компромисс церкви и светской власти. Первая отказывалась от своих теократических устремлений и поддержки мятежных князей, а последняя поддержала борьбу с еретиками и перестала ставить вопрос о секуляризации церковных земель и подчинения церкви государству.

После установления компромисса церкви со светской властью Иосиф Волоцкий с 1508 г. стал поддерживать великого князя в борьбе с мятежными удельными князьями и развил идеи о божественном происхождении великокняжеской власти, самодержце – царе земном, подобном Богу и только перед ним ответственном. Из этого следовало, что церковь, освящающая власть монарха, должна иметь привилегированное положение, а центральная власть обязана ее поддерживать. В свою очередь, Василий III после 1508 г. активно поддерживал иосифлян и дал церкви большие привилегии.

Таким образом, в XIV – первой половине XV в. процесс объединения русских земель завершился созданием единого Российского государства. Это создавало благоприятные условия для экономического, социального и культурного развития русского народа.

Перед образовавшимся государством встал ряд национально-государственных задач, которое оно решало на протяжении почти трех столетий. Россия, а именно так стало именоваться новое государство, продолжала борьбу с остатками Золотой Орды и стремилась добиться выхода в Балтийское море. Московские монархи считали себя преемниками не только великих владимирских, но и великих киевских князей. Поэтому они считали одной из своих задач объединить в границах единой державы все земли, входившие в Древнерусское государство.

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Милов Леонид Васильевич

§ 3. Политический строй русских земель в конце XIV - первой половине XV в. Феодальная война В главных своих чертах политический строй русских земель в конце XIV - первой половине XV в. не отличался от того, что мы наблюдаем во второй половине XIV в. Как и раньше, первым и главным

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Милов Леонид Васильевич

Глава 19. Политический строй и государственное управление Российского государства в XVII

Из книги История России ХХ - начала XXI века автора Милов Леонид Васильевич

§ 4. Население Российской империи в конце XIX - начале XX в. Социальная структура российского общества Общая динамика численности населения. Население России (без Финляндии) в пределах страны по переписи 1897 г. составляло 126,6 млн человек, из которых 73 % проживали в

Из книги Утерянные земли России. От Петра I до Гражданской войны [с иллюстрациями] автора Широкорад Александр Борисович

Глава 6. Финляндия в конце XIX - начале XX века После Крымской войны в Финляндии продолжали преобладать монархические настроения. По инициативе местных властей были построены дорогие и красивые памятники Александру I, Николаю I, Александру II и Александру III.Столица страны

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

Общественно-политический строй и падение Шан-Иньского государства Ядром Иньского государства была территория племени шан. Судя по находкам в гробницах Аньяна, у шанцев этого времени выделялись четыре довольно четко отграниченные друг от друга по сословному и

Из книги Реформы Ивана Грозного. (Очерки социально-экономической и политической истории России XVI в.) автора Зимин Александр Александрович

Глава IV ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА НАКАНУНЕ РЕФОРМ Российское централизованное государство первой половины XVI в. представляло собой аппарат насилия господствующего класса феодалов.К середине XVI в. в экономике страны явно обозначились серьезные сдвиги,

Из книги Из истории зубоврачевания, или Кто лечил зубы российским монархам автора Зимин Игорь Викторович

Глава 5 Зубоврачевание в конце XIX – Начале XX века Когда цесаревич Николай Александрович стал императором Николаем II, ему было 26 лет, его жене Александре Федоровне – 22 года. В этом возрасте стоматологические проблемы еще сильно не беспокоят. Однако рождение императрицей

автора Автор неизвестен

4. ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА Древнерусское государство сложилось и вплоть до первой трети XII в. существовало как монархия С формальной точки зрения она была не ограниченной. Но в исторической и юридической литературе обычно понятие «неограниченная

Из книги История отечественного государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

12. ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ В ПЕРИОД ОБРАЗОВАНИЯ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА Централизация Русского государства знаменуется резким усилением власти монарха – московского великого князя, а позже – царя. С княжения Ивана III (1440–1505) московские монархи подчеркивали

Из книги Отечественная история. Шпаргалка автора Барышева Анна Дмитриевна

12 ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА XV–XVI В.В Процесс объединения Северо-Восточной и Северо-Западной Руси завершился к концу XV в. Образовавшееся централизованное государство стало называться Россией.Центральную власть в стране

Из книги История Словакии автора Авенариус Александр

1. Политический кризис в начале XIV века

автора Бурин Сергей Николаевич

§ 23. Африка в конце XVIII – начале XX века ЕгипетДревнейшая страна африканского континента, Египет всегда стремился к независимости. Даже войдя в состав могущественной Османской империи (с 1517 г.), Египет во многом сохранял самостоятельность. С начала XVIII в. власть в стране

Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс автора Бурин Сергей Николаевич

Глава 5 Мир в конце XIX – начале XX века «Если суждена ещё когда-либо война в Европе, она начнётся из-за какого-нибудь ужасно несуразного случая на Балканах». Германский политик О. фон Бисмарк Союз России и Франции. Иллюстрация из французского

Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс автора Бурин Сергей Николаевич

§ 23. Африка в конце XVIII – начале XX века ЕгипетДревнейшая страна Африканского континента Египет всегда стремилась к независимости. Даже войдя в состав могущественной Османской империи (с 1517 г.), Египет во многом сохранял самостоятельность. С начала XVIII в. власть в стране

Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс автора Бурин Сергей Николаевич

Глава 5 Мир в конце XIX – начале XX века «Если суждена еще когда-либо война в Европе, она начнется из-за какого-нибудь ужасно несуразного случая на Балканах». Германский политик Отто фон Бисмарк Союз России и Франции. Иллюстрация из французского

Из книги История Индонезии Часть 1 автора Бандиленко Геннадий Георгиевич

Создание централизованного государства оказало влияние на развитие экономики и социального строя России. Прекращение феодальных усобиц способствовало развитию производительных сил. Продолжалось освоение русскими крестьянами новых территорий: колонизационные потоки двинулись в Приуралье, за Оку, увеличивалось население Поморья.

Экстенсивная подсечная система земледелия сохраняла ведущую роль во многих районах страны. Вместе с тем появились двупольные, а в некоторых местах и трехпольные севообороты.

Важные изменения произошли в структуре феодальной собственности на землю. Изменился характер землевладения князей. Став, подданными государя всея Руси, они в значительной степени сохранили свои бывшие домениальные земли, которые все больше сближались с обычными феодальными вотчинами.

При Иване III широко проводились земельные раздачи служилым людям за счет владений новгородских вотчинников, других присоединенных земель.

Таких феодалов, переселённых на новые места, «испомещениых» там, стали называть помещиками, а их владения - поместьями. Первоначально поместья мало чем отличались от вотчин: они практически наследовались, а вотчинники были обязаны также служить. Главным было то, что поместья было запрещено продавать и дарить. Вскоре помещикам начали раздавать земли черносошных крестьян, в первой трети XVI века поместья были уже почти во всех уездах страны, во многих из них были проведены массовые поместные раздачи. Служилые люди - помещики были главной социальной опорой нарождавшегося самодержавия.

Создание централизованного государства послужило одной из предпосылок закрепощения крестьянства. Давно существовало правило, по которому крестьянин мог покидать своего владельца только в течение двух недель в году. Теперь это стало общегосударственной нормой. Судебник 1497 года установил единый срок перехода крестьян: неделя до Юрьева дня осеннего (26 ноября) и неделя после. Эго было первое общегосударственное ограничение крестьянской свободы, но еще не закрепощение крестьян.

Среди феодальных повинностей крестьян господствовал натуральный оброк, хотя местами взимался и денежный. Барщина по-прежнему была слабо развита, а собственную запашку феодала обрабатывали главным образом холопы.

Продолжали развиваться ремесла, главными центрами которых были города. Росла ремесленная специализация, в крупных городах часто существовали слободы, населенные ремесленниками одной специальности (гончарная, кузнечная, бронная в Москве и т. д.). Высокого уровня достигло оружейное дело. В конце XV века в Москве был создан Пушечный двор, где изготовлялись артиллерийские орудия. Развитие ремесла каменщиков позволило провести в Москве работы небывалого масштаба по строительству новых кремлевских стен.

Во второй половине XV - первой трети XVI вв. продолжали развиваться экономические связи между разными областями страны. Этому способствовало создание централизованного государства. Но эти связи было бы неверным преувеличивать. Для развития оживлённой торговли слишком ничтожна была доля городского населения. Натуральное хозяйство сохраняло безраздельное господствующее положение.

Быстрота, с которой произошло политическое объединение русских земель, привела к тому, что старое, связанное с удельными временами, оказывалось живучим и причудливо переплеталось с новым, общегосударственным. Наряду с государем всея Руси сохраняли долю своей власти на местах «государи» рангом пониже, из бывших князей.

Некоторые князья из родственников великого князя (обычно его братья) имели даже свои уделы, выдавали жалованные грамоты.

Но политический строй Русского государства рубежа XV-XVI вв. развивался в сторону большей централизации. Великие князья Иван III и Василий III все более проявляли себя как самодержцы. Даже внешний вид государя во время торжественных церемоний должен был показать его отличие от подданных. В руках он держал скипетр и державу, на голове - великокняжеская корона, «шапка Мономаха» - выкованная из золота тюбетейка, отделанная мехом и увенчанная крестом. Предполагалось, что она была подарена Ивану Калите ханом Узбеком. Официальная же московская легенда «Сказание о князьях Владимирских» рассказывала, что это якобы византийская корона, перешедшая к Владимиру Мономаху от его деда - византийского императора1 Константина Мономаха как знак царского достоинства.

В 1472 году овдовевший Иван III женился на племяннице последнего императора Византии Софье (Зоё) Палеолог, после чего великокняжеским гербом стаи византийский двуглавый орел. В это же время распространяется идея о Москве как третьем Риме.

Совещательным органом При великом князе была Боярская дума. До середины XV века в ней заседали только люди из старых московских боярских родов, но с образованием централизованного государства в составе бояр оказываются князья прежде независимых княжеств. Формально их «жаловали» в бояре, на деле же переход в боярское звание был знаком их превращения из вассалов в подданных великого князя, то есть снижал их социальный статус. Благодаря тому, что дума была невелика, государь мог делать своими советниками только тех аристократов, на лояльность которых он мог твердо рассчитывать.

Система управления централизованным государством в начале XVI века еще не сложилась и была довольно архаичной, сохранялось ещё много пережитков феодальной раздробленности. В 1497 году был принят Судебник

Первый свод законов, централизованного государства. Хотя Судебник и применялся на практике, но все же не получил широкого распространения и, вероятно после смерти Ивана III (1505 г.)," был почти забыт: до нас дошел лишь один список этого документа.

В XV столетии в результате длительного процесса развития сложилась великорусская народность с присущим ей языком. На территории Северо- Восточной Руси в связи с наплывом туда населения, переселявшегося из других районов под угрозой внешней опасности, происходило смешение особенностей различных говоров: «аканья», типичного для Юго-Восточных русских земель, и «оканья», характерного для Северо-Западных областей. Ведущее значение в формирующемся русском языке приобрел ростово- суздальский диалект. В дальнейшем стало возрастать диалектное многообразие на расширяющейся1 территории Русского государства за счет присоединения новых земель.

Яркое выражение процесс образования великорусской народности нашел в подъеме русской культуры, которая, развиваясь на основе культурных традиций древней Руси, приобрела в это время ряд специфических черт.

Таким образом, в результате сложных исторических процессов к началу XVI века сложилось русское централизованное государство. Обстоятельства, в которых проходило его становление, наложили отпечаток на всю дальнейшую историю России.

Крупнейшим феодалом был великий князь. Он владел дворцовыми землями, которые принадлежали ему и его семье непосредственно, и черносошными (чернотяглыми) землями, которые принадлежали князю как главе государства.

Крестьяне дворцовых земель несли оброк (барщину) и управлялись дворцовыми слугами, а крестьяне черносошных земель несли повинности в пользу великокняжеской власти и управлялись его наместниками.

Удельные князья по мере централизации государства и подчинения княжеств Московскому великому князю становились крупными вотчинниками, а затем подданными великого князя, обязанными ему службой. Бояре – крупные землевладельцы – также были вассалами, а затем и подданными великого князя. Бояре возглавляли Государев двор, представлявший собой военно-административную корпорацию, выросшую из дружины времен Древнерусского государства. В середине XV в. это орган разделился на Дворец – хозяйственно-административную организацию, обеспечивавшую нужды великого князя) его семьи, и Двор, ставший организационным ядром вооруженных сил Московского княжества.

В рассматриваемый период происходят разрушение вассальных отношений и замена их службой великому князю, По мере объединения земель и укрепления великокняжеской власти изменялся правовой статус бояр: было отменено право отъезда к другому сюзерену, вотчины стали приобретать характер условного землевладения, были сокращены феодальный иммунитет и привилегии.

Бояре входили в состав Боярской Думы, занимали важнейшие должности в системе органов управления государством в вооруженных силах и т.д. Однако с возрастанием роли дворян влияние бояр постепенно уменьшалось. Уравнение вотчин и поместий сблизило эти социальные группы.

Дворяне представляли собой служилое сословие. Они владели землей на поместном праве, т.е. условно, за службу и на время службы. Владельцы поместных земель не могли их отчуждать и передавать по наследству, не входили в Боярскую Думу, не могли получать высшие чины в дворцовом управлений и быть наместниками. Постепенно дворянство становилось все более многочисленным сословием, связанным с великокняжеской властью и становившимся ее важной политической опорой. Дворянство было заинтересовано в усилении власти единого государя, равно как и великий князь был заинтересован в поддержке такой многочисленной социальной группы.

Монастыри и церковь в XV-XVII вв.

Являлись одними из крупнейших землевладельцев – они владели 1/3 земель в русском государстве. Духовенство становится влиятельной политической силой и связывает свою политику с великим князем, с идеологией самодержавного государства. Церковные феодалы пользовались определенными привилегиями - не платили государевых податей, подлежали только церковному суду, их жизнь и имущество защищались усиленными мерами наказания и т.д. В начале XVI в. иммунитеты были ограничены: земли монастырей и церквей перестали освобождать от уплаты податей, из юрисдикции церковного суда изъяли дела о наиболее тяжких преступлениях и др. Была сделана попытка ограничить рост церковно-монастырского землевладения, поставлен вопрос о секуляризации церковных земель.

Городское население получило название посадские люди. Рост городов, развитие ремесленного производства и торговли привели к увеличению численности городского населения. Складывалась следующая иерархия посадского населения:

– гости и гостиная сотня – крупные купцы;

– суконная сотня, черная сотня – средние и мелкие торговцы;

– слободы – ремесленные кварталы и цехи. Часть торгово-ремесленных дворов в городе, находившихся в собственности духовных и светских феодалов («белые слободы») освобождалась от государственного тягла. Великокняжеская власть делала попытки ограничить влияние бояр и монастырей в городах и усилить власть государевой администрации. Но проблема взаимоотношений жителей посада и феодалов в целом была решена только в 1649 г.

Крестьяне подразделялись на следующие основные группы: чернотяглые (черносошные), дворцовые и частновладельческие. Чернотяглые крестьяне несли повинности в пользу великокняжеской власти и управлялись наместниками великого князя. Число этих крестьян постоянно сокращалось, так как князь часто передавал их феодалам. Частновладельческие крестьяне жили на земле отдельных феодалов и платили им ренту, натуральный либо денежный оброк, или отрабатывали барщину. Крестьяне дворцовых земель несли оброк (барщину) и управлялись дворцовыми слугами. В целом в XIV–XVI вв. происходит усиление эксплуатации крестьян и увеличение размеров оброка и барщины. Судебник 1497 г. устанавливал правило «Юрьева дня» - срок для перехода крестьян к другому хозяину. Различий в положении крестьян, холопов и кабальных людей становилось все меньше.

Еще по теме ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА (XIV–XVI ВВ.):

  1. Общественно-политический строй и право в период становления и укрепления централизованного Русского государства (XIV-XVII вв
  2. ГЛАВА 3. Образование Русского централизованного государства и развитие права (XIV - середина XVI вв.). Судебники 1497 и 1550 гг. Причины государственной централизации


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!