Социальные нормы (нормативное поведение). Большая энциклопедия нефти и газа

В процессе взаимодействия личности и общества огромная роль принадлежит социальным нормам. Понятие социальной нормы одно из базисных понятий социологии. Социальные нормы определяются как общепризнанные правила, образцы и стандарты, определяющие поведение людей в обществе.

Упорядоченность, регулярность социального взаимодействия индивидов и групп обеспечивается с помощью социальных норм. Если бы люди не выполняли предписанные правила, социальная жизнь превратилась бы в хаос. Разработанные правила позволяют нам жить, делают наши социальные связи пре дс казуе мыми.

Социальные нормы (лат. norma - образец, правило) - принятые стандарты деятельности, формирующие действия и поведение людей в соответствии с определенными ценностями, присущими данному обществу, общности, группе. Их можно характеризовать следующим образом. 1.

Они складываются исторически, обусловлены культурно, изменяются под влиянием социальных и иных факторов. 2.

Включают набор требований и ожиданий, запретов и разрешений, предъявляемых обществом (общностью) к индивиду или группе. 3. Через социальные нормы осуществляется интеграция общества, реализуется функция поддержания социального порядка и стабильности, воспроизводства социального образца. 4. Они формируются на основе социальных ценностей и выступают регулятором социальных отношений на всех уровнях социальной структуры (функция социального контроля). 5. Являются конституирующей базой как для социальных институтов, так и для статусно-ролевых комплексов, выступают в качестве основы соответствующих социальных практик. 6. Имеют трехпозиционную структуру: гипотеза (кто и при каких обстоятельствах выполняет данную норму), диспозиция (собственно правило поведения) и санкция (меры воздействия на субъекта, реализующего норму - поощрение или наказание).

Социальные нормы могут носить разрешительный (права), предписанный (обязанности) и запретительный (недопустимые варианты поведения) характер и иметь различную степень жесткости (обязанности) исполнения.

Различают также формальные и неформальные социальные нормы. К формальным относятся нормы, которые одобрены обществом, его институтами. Они поддерживаются законом или служебными инструкциями, их выполнение строго контролируется специальными людьми и организациями. Формальные нормы всегда содержат ответы на вопросы: 1) кто и когда должен ее исполнять; 2)

в чем должно состоять это исполнение; 3) каковы последствия неисполнения нормы и в чем будут состоять поощрения за ее поддержание. Нормы права действуют длительное время до их отмены в порядке, предусмотренном законодательством.

К неформальным нормам относятся такие правила поведения, которые в большей мере опираются на нравы, обычаи, традиции, мораль, на силу воздействия общественного мнения. Они носят спонтанный характер, могут иметь даже большую легитимность, чем формальные.

Некоторые неформальные нормы постепенно могут трансформироваться в формальные. Также наблюдается и обратная тенденция - ослабление формальных норм и их локализация.

Н. Смелзер выделяет нормы-правила и нормы-ожидания, разделяя их по степени важности и суровости наказания за нарушение норм. Мы ожидаем от соседей доброжелательных отношений, взаимоподдержки в бытовых вопросах, общей заинтересованности в организации безопасности жилища. Но это норма- ожидание; ни в одном документе эти правила не прописаны.

Социальные нормы различают и по масштабу их применения. Универсальные {общие) нормы зафиксированы во Всеобщей декларации прав человека и имеют международно-правовой характер. Существует огромный арсенал универсальных общечеловеческих норм: уважение к старшим, гостеприимство, любовь к детям, верность дружбе и т.д. Каждое конкретное общество помимо всеобщих, общечеловеческих норм и ценностей имеет свои специфические представления о том, что разрешено, а что не одобряется, вредно или запрещено. Многоженство невозможно в христианской традиции, но является обычным и естественным в мусульманстве.

Социальные нормы могут носить также локальный {групповой) характер. Они усваиваются индивидом в процессе социализации и формируют базовый для данного социума тип личности. Степень конформности большинства по отношению к легитимным и доминирующим в данном обществе нормам, их интернализация выступают одним из показателей стабильности социальной системы.

Существуют нормы, связанные с возрастом, классом, профессией, расой, национальностью. То, что нормально для ребенка, воспринимается как неправильное для взрослого.

Основные типы социальных норм:

реальные, отражающие реальное поведение, которое проявляется в статистическом большинстве случаев;

нормативные, представляющие стандарты поведения;

идеальные, отражающие правила й правила и стандарты ожидаемого поведения.

Если расположить правила, образцы и стандарты поведения по степени общности, то можно выделить следующие социальные нормы.

Привычки - это установившаяся схема (стереотип) поведения в определенных ситуациях. Большинство привычек не встречает со стороны окружающих ни одобрения, ни осуждения. Но встречаются так называемые вредные привычки (громко разговаривать, читать за обедом, грызть ногти), они свидетельствуют о плохих манерах.

Обычаи, традиции, нравы, более глубоко характеризующие черты нормативного поведения, являются отражением сущности человека и его окружения. Их следует отличать от манер - внешних форм поведения человека, получающих положительную или отрицательную оценку у окружающих. Они основаны на привычках. Свод хороших манер называется этикетом, т.е. свод принятых в особых социальных кругах правил поведения, составляющих единое целое.

Самой строгой нормой является табу. Табу - абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет. Различные табу действуют в отдельных странах, нациях на определенные продукты питания. Абсолютный запрет в цивилизованных обществах введен на каннибализм (поедание человеческого мяса) и инцест (половые отношения между кровными родственниками). За нарушение табу наступает и самое строгое наказание по закону, и полное презрение, отстранение, изгнание из сообщества.

Социальные нормы поддерживаются в обществе социальными санкциями: позитивными - орден, медаль, премия, похвала и др.; негативными - бойкот, штраф, казнь, выговор, порицание.

Основная литература

Гидденс Э. Социология. М., 1999. Гл. «КоА- формность и девиантное поведение».

Социологическая энциклопедия. В 2 т. М.: 2003. Т. 2. «Нормы нравственности». С. 66-67; Нормы правовые. С. 67-68; Табу. С. 619.

Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс: Учебник. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. Гл. «Девиантное поведение».

Энциклопедический социологический словарь. М., 1995. С. 451-456. Нормативы. Нормы. Нормы социальные. Нормы групповые.

Дополнительная литература

Асеев В.Т., Шкаратан О.И. Социальные нормы и социальное планирование. М., 1984.

Бергер Я., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.

Богданов АА. Цели и нормы жизни // Социология в России. М.: 2001. С. 573-583.

Будон Р. Место беспорядка. Критика теорий социального изменения. М.: Аспект Пресс, 1998.

Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение: Пер. с фр., 1995.

Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2000. Процесс приспособления социального субъекта (индивида, группы, института) к социальной среде при взаимном взаимодействии и постепенном согласовании целей деятельности и средств для их достижения. Адаптация - важнейший вид поведения, деятельности, имеющих цель обеспечить устойчивость и стабильность социального опыта.

Данный термин заимствован из биологии, где адаптация рассматривалась как общебиологическое свойство формирования адекватных связей организма с внешними условиями жизни внутри определенной экосистемы и понималась как процесс уравновешивания организма с окружающей средой. Современное представление об адаптации раскрывает ее как непрерывный внутренне противоречивый процесс, непрекращающийся ни на одно мгновение от момента зарождения организма до момента смерти. Эта непрерывность обусловлена в первую очередь постоянной изменчивостью самого организма и, конечно, изменчивостью внешней среды.

Социальная адаптация относится не к какой-либо одной области жизнедеятельности общества, а внутренне присуща всем социальным общностям, группам, индивидам и может происходить в структурных компонентах любой сферы общества - экономической, социальной, политической, духовной. Социальная адаптация имеет своей целью интегрирование личности в сложившуюся систему социальных связей и отношений.

По мнению исследователей, главное отличие социальной адаптации от приспособления биологического организма к среде своего обитания заключается в том, что обе стороны социальной адаптации представляют собой активные системы.

В качестве конкретных отличий социальной адаптации от биологической называют взаимность приспособлений личности и социальной среды, активность и целесообразность социальной адаптации. Можно назвать эту особенную характеристику интерактивностью. Важными свойствами социальной адаптации являются также комплексность, целостность, динамичность, относительная устойчивость и непрерывность. Т. Парсонс выделял в качестве важной характеристики естественность адаптационного процесса, когда личность «впитывает» определенные нормативные структуры, символы культуры.

Структуру социальной адаптации можно считать состоящей из двух взамоо- бусловленных компонентов: адаптивной ситуации и адаптивной потребности. Адаптивная ситуация характеризуется изменением в социальной среде или переходом личности из одной социальной среды в другую, в каком-то отношении для нее новую. Под адаптивной потребностью понимается неизбежно возникающая потребность личности сблизить, в какой-то степени «уравнять» свои шаблоны поведения, привычки, представления с изменившимися условиями социальной среды.

Субъект социальной адаптации не только приспосабливается к данным природным и социальным условиям, но изменяет, приспосабливает к себе эти условия, преобразует свою среду в той мере, в какой это оказывается целесообразным для нормального функционирования и деятельности человека. Так, например, при адаптации студента-первокурсника к жизни в вузе его активность как субъекта адаптации заключается в корректировании целей и средств своей деятельности для соответствия общим целям коллектива, организации, но одновременно обеспечивая возможность реализовать свои индивидуальные потребности (в образовании, признании и др.).

Социальная среда воздействует на человека или группу, которые избирательно воспринимают и перерабатывают эти воздействия в соответствии со своей внутренней природой, а человек или группа со своей стороны активно воздействуют на социальную среду.

Важнейшим условием успешной адаптации является оптимальное сочетание адаптивной и адаптирующей деятельности человека или группы, варьируемое в зависимости от конкретных ситуаций, т.е. правильное определение того, как, насколько и ко всему ли возможна и необходима адаптация. Основой этого процесса является творческая деятельность, непрерывный содержательный обмен с социальной средой, способствующие качественному обновлению среды, человека или группы, переходу их на более высокий уровень.

Социальная адаптация не может сводиться к простому повторению, подражанию, воспроизведению групповых правил и норм. Источник адаптации находится не только в социальной среде, но и в самой личности, в ее стремлении к развитию.

В обществе могут быть созданы специальные условия для более успешной адаптации человека или социальной группы и ее самореализации. Например, при адаптации в вузе используются различные средства и методы (курс «Введение в специальность», кураторство групп и т.д.).

По характеру можно выделить добровольную и вынужденную адаптацию, также возможно определение видов по сферам жизнедеятельности: профессиональная, политическая, социально-психологическая и др. Негативная адаптация предполагает приспособление индивида к социальным условиям с помощью неодобряемых обществом средств (например, социальное иждивенчество).

Итог адаптации описывается с помощью понятия «адаптированность». Под адаптированностью подразумевается определенное состояние соответствия личности характеристикам и требованиям социального окружения. По Р. Мертону, неуспешная адаптированность особенно часто является результатом несогласованности, конфликтов между разными элементами ценностно-нормативной системы, аномии общества. Дезадаптация* возникает как результат неспособности, нежелания или невозможности социального субъекта приспособиться к социальной реальности.

Основная литература

Социологическая энциклопедия. Т. 1. М., 2003. С. 16-18.

Шабанова М.А. Социальная адаптация в контексте свободы // СОЦИС. 1995. № 9.

Энциклопедический социологический словарь. М., 1995. С. 7-8.

Дополнительная литература

Авраамова?., Логинов Д. Адаптационные ресурсы населения: Попытка количественной оценки // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. М., 2002. № 3.

Гордон Л.А. Социальная адаптация в современных условиях // СОЦИС. 1994. № 8. С. 3-16.

Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонения. М., 1996.

КорельЛ.В. Социология адаптаций: Вопросы теории, методологии и методики. Новосибирск, 2005.

Свиридов H.A. Адаптационные процессы в среде молодежи (Дальневосточная ситуация) // СОЦИС. 2002. № 1. С. 90-95.

Инновация является одним из распространенных социальных процессов, связанных с переходом в качественно иное состояние и сопровождающихся тщательным пересмотром устаревших положений и норм, формированием новых групповых общностей. Термин «инновация» образован от позднелатинского тпоуайо - новация, новшество, нововведение.

Он означает: 1) процесс создания, распространения и применения новшеств, удовлетворяющих потребности человека и общества, вызывающих значимые социальные изменения; 2) результат творческой деятельности, направленный на преобразования во всех сферах общественной жизни, предназначенный для практического использования. Понятие «инновация» активно начало использоваться в антропологии и этнологии в XIX в. в значении процесса введения элементов одной культуры в другую.

Концептуальные основы теории инноваций заложили Г. Тард, Н. Кондратьев, Й. Шумпетер. В начале XX в. термин довольно широко начинает использоваться в научной литературе. Наибольший вклад в формирование первоначальных представлений о феномене инновации внесли Г. Тард, Н.Д. Кондратьев, Й. Шумпетер. Ключевые аспекты исследований Г. Тарда и Н.Д. Кондратьева, по сути, являются основой современной концепции инновации. В своих работах ученые не используют термина «инновация», но в них исследуются закономерности появления и распространения открытий и изобретений, как реализации запросов практической действительности, роль изобретений, новшеств в общественном развитии, проблема человека - субъекта творчества и т.д. В своих работах Г. Тард (Г. Тард, 1901) исследует значение изобретений в общественном прогрессе, источники их возникновения, отношение общества к изобретениям и новшествам, проблемы освоения нововведений индивидом в процессе социализации и т.д. В теории «больших циклов» экономиста

Н.Д. Кондратьева показывается прямая зависимость между появлением изобретений и определенной фазой большого цикла, где изобретения и новшества оказывают могущественное влияние на весь ход экономической динамики, социального прогресса в целом. Термин «инновация» в современном контексте начинает использовать австрийский (позднее американский) ученый Й. Шумпетер/ Инновации рассматривались им как средство преодоления экономических спадов, как новая научная организованная комбинация производственных факторов, мотивируемых предпринимательским духом. Й. Шумпетер подчеркивает ведущую роль предпринимателя в инициации инновационных процессов, тем самым намечая основы субъективного, предпринимательского подхода в теории инновации.

Разработка проблематики инноваций в социальных исследованиях осуществлялась также Т. Парсонсом, который ввел понятие «харизматическая инновация» для обозначения процесса социальных изменений, обусловленных сознательной активностью личности.

Социологи и социально ориентированные экономисты, преодолевая ограниченность функционализма, во второй половине XX в. стали рассматривать инновации как механизм общего процесса социальных изменений. Особенно активно изучались социальные факторы инноваций в экономической сфере. В работах П. Друкера, Э.М. Роджерса, Дж. Залт- мена, Х.Г. Барнетта, Р. Данкана инновации означают изменение привычного образа жизни и образа мыслей, внесение подвижности в экономический порядок, более высокий уровень неопределенности и риска, а стало быть, предприимчивости и творчества. Выделение нововведений в относительно самостоятельный предмет изучения началось с исследований социальных последствий автоматизации производства. Особо следует отметить работы К. Левина, который исследовал проблемы внедрения инноваций, преобразования нововведений в социально-культурные нормы и образцы и выделил три фазы инновационного процесса: размораживание, изменение, замораживание.

Большое значение имеют отечественные исследования инновационной деятельности организации (А.И. Пригожин,

Н.И. Лапин, Е.В. Иванцов, М.Ю. Ефимова и др.). Вводятся понятия «инновационный потенциал организации», «инновационная стратегия» и «инновационная тактика» (Е.В. Иванцов, 1988). Н.И. Лапин считает, что инновационная деятельность - метадеятельность, изменяющая рутинные компоненты репродуктивных видов деятельности.

В научной литературе существует широкий спектр подходов к концептуализации понятия «инновация». Инновации рассматриваются с разных точек зрения, в разных сферах общественной жизни, в контексте различных общественных наук, в связи с технологиями, коммерцией, социальными системами, экономическим развитием и формулированием политики. Тем не менее, можно выделить некоторые общие основания: инновация обычно понимается как внедрение чего-либо нового и полезного, например, введение новых методов, техник, практик, продуктов или услуг; инновация рассматривается как результат и как процесс. Инновация - это всегда изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

В научной литературе понятие «инновация» часто смешивается с понятием «изобретение», обозначающее создание новой технической разработки или усовершенствование старой. Кроме того, понятия «инновация» и «нововведение» чаще всего используются как синонимы, хотя существует точка зрения, согласно которой инновация более сложный процесс, чем нововведение. Различают инновацию и новшество. Новшество - это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Инновация - внедрение, получение результата, конечный результат внедрения новшества. Понятия «изменения» и «креативность» также иногда могут быть употреблены вместо понятия «инновации». Особенность инновации в том, что она позволяет создать дополнительную ценность, позволяет инноватору получить дополнительную ценность и связана с внедрением.

Дальнейшая концептуализация понятия «инновации» происходит через исследование системы взаимосвязанных представлений, включающих инновационный процесс, инновационную деятельность, инновационные отношения, инновационную культуру, инновационный потенциал, инновационное поведение, инновационное сознание, инновационную личность, инновационную парадигму и т.д.

В качестве основных механизмов инновационного процесса выделяются диффузия и механизм формирования значений и ценностей данного нововведения для личности и общества. Диффузия - процесс распространения инноваций внутри данной социальной системы, а также от одной социальной системы к другой. Одна из выявленных социологами закономерностей диффузии инноваций - тенденция ускорения и уплотнения времени ее осуществления. Если в предыдущие исторические эпохи процесс распространения какого-либо нововведения занимал несколько столетий, то в конце XX в. развитие средств коммуникаций, снятие информационных барьеров способствовали резкому ускорению процессов диффузии.

Основными характеристиками инновационного процесса являются обратимость (необратимость), завершенность (незавершенность), эффективность (неэффективность), успешность (неуспешность).

Ряд ученых настаивает на четком разграничении инновации и более простого процесса - улучшения, локального усовершенствования продукта. Инновационный процесс требует для своего внедрения комплекса организационнотехнологических изменений, реорганизации производственного процесса, обучения персонала, изменения поведения людей, трансформации общественного мнения и многого другого. Условиями успешного внедрения инновации признаны следующие: 1) предварительная подготовка благоприятных экономических и социальных оснований; 2) обеспечение эффективной демонстрационной поддержки; 3) активное использование примеров успешного применения новинки, учитывающее когнитивные возможности потенциальных последователей. Успешность инновационного процесса зависит и от субъективных факторов: уровня информированности, заинтересованности, понимания, имеющихся у субъектов человеческих ресурсов. Как пишет

Э. Тоффлер, неожиданная новизна вносит почти революционные изменения в природу решений, которые необходимо принимать человеку. Выделяются несколько стратегий адаптации личности к высокоскоростным изменениям: полное отрицание; специализация - принятие изменений в узком секторе жизни; автоматическое воспроизведение старых решений-шаблонов, маскирующееся под революционность.

Важным является введенное понятие инновационной аномии. Она выражается в том, что навязывание в той или иной форме инновационного процесса, изменения, обновления входит в противоречие с ценностными установками индивидов, призванных реализовать данное новшество. Парадокс ситуации состоит в том, что вместо того, чтобы улучшить ситуацию, инновации способны в действительности дестабилизировать ситуацию в обществе. Поэтому в качестве одного из параметров процесса выделяется своевременность инновации - она отражает тот момент, в границах которого инновационное действие действительно способствует совершенствованию социального процесса.

Среди групп людей, участвующих в инновационном процессе, возможно выделять основные (непосредственно, долговременно или постоянно включенные в процесс) и периферийные группы (являющиеся редкими потребителями или пользователями результатов внедрений нововведений). Также следует различать собственно инноваторов - носителей новаторства и участников процесса.

Американский социолог П. Друкер (1909-2005) выделил семь основных источников нововведений: неожиданное изменение ситуации, чей-то успех или неудача, реакция на непредвиденное внешнее воздействие; несоответствие между изменившейся реальностью и представлениями, ожиданиями людей; выявление недостатков в ходе, ритме, логике како- го-либо процесса; изменения в структуре производства или потребления; демографические изменения; изменения в общественном сознании (настроения, установки, ценности); появление нового знания.

Учитывая тот факт, что любое нововведение есть процесс, протекающий во времени, исследователями разрабатывается концепция жизненного цикла ново введения. В процессе нововведения выделяются этапы, различающиеся по видам деятельности (действий), обеспечивающим создание и исполнение нововведения. Приведенная ниже схема последовательно сменяющих друг друга этапов инновационных действий представляет собой очень упрощенную последовательность разворачивания реального процесса. 1.

Этап рождения новой идеи или возникновения концепции нововведения. Условно этот этап называют также этапом открытия, которое является, как правило, или результатом фундаментальных и прикладных научных исследований, или результатом «внезапного озарения». 2.

Этап изобретения, т.е. создания новшества, воплощенного в какой-либо объект. 3.

Этап нововведения, при котором полученное новшество находит практическое применение. Завершается этот этап, как правило, получением устойчивого эффекта от данного новшества. 4.

Этап распространения нововведения, заключающийся, в частности, в его широком внедрении в новые сферы. 5.

Этап реализации нововведения в конкретной области, при котором нововведение фактически перестает быть таковым и постепенно утрачивает свою новизну. Как правило, этот этап завершается появлением реальной альтернативы или замены данного нововведения более эффективным. 6.

Этап сокращения масштабов применения нововведения, связанный с заменой его последующим нововведением.

Указанные этапы могут иметь различную продолжительность. Конкретный инновационный процесс не обязательно включает в себя все рассмотренные этапы в их строгой последовательности.

К изучению инновационных действий применяются два основных подхода: организационно-ориентированный и индивидуально-ориентированный.

При организационно-ориентированном подходе определяется, прежде все- го, сочетание, конкуренция, последовательная смена друг друга и другие формы взаимодействия отдельных нововведений. Второй подход - индивидуально-ориентированный разделяет структуру процесса нововведения на части с содержательной его стороны, т.*е. рассматривает процесс воплощения некоторой новой идеи в действительность через реальных акто- ров-субъектов. При этом подходе описывается процесс, посредством которого некий социокультурный объект (новшество) становится частью набора образцов поведения индивидов и одной из составляющих их когнитивной сферы. Инновация рассматривается как изобретательская деятельность, когда особым образом пересекаются две ранее не связанные между собой системы: индивид и новация.

Один из видов инновации в современном обществе - информатизация, которая олицетворяет динамический, комплексный, целенаправленный, инновационный процесс создания, распространения и использования определенного нововведения - информационно-коммуникационных технологий. Она характеризуется внутренней логикой внедрения определенного технического и интеллектуального новшества и внешним взаимодействием с окружающей средой. Этот процесс может быть охарактеризован как глобальный, охватывающий все общественные сферы.

Основная литература

Инновационный менеджмент / Под ред. С.Д. Ильенковой. М., 1997.

Карпова ЮЛ. Введение в социологию инноватики. СПб., 2004.

Лапин Н.И. Нововведение//Энциклопедический социологический словарь. М., 1995. С. 449-451.

Усманов Б.Ф. Социальная инноватика. М., 2000.

Чупров Н.И. Социальная инновация // Социологическая энциклопедия. Т. 2. М., 2003. С. 456^457.

Дополнительная литература

Бестужев-Лада И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. М., 1993.

Друкер П. Бизнес и инновации. М., 2007. Дудченко B.C. Инновационные игры. М., 1989.

Лапин Н.И. Теория и практика инноватики. М..: Логос, 2008.

Основные направления исследования инновации в американской социологии // СОЦИС. 1996.

Пригожин А. И. Нововведения: стимулы и препятствия (Социальные проблемы инноватики). М., 1989.

Фатхутдинов P.A. Инновационный менеджмент. СПб., 2004.

Фоломьев А.Н.у Гейгер Э.А. Менеджмент инноваций. Теория и практика. М., 1997.

С.Н. Майорова-Щеглова, Г.В. Тартыгашева

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

по дисциплине «Социальная психология»

по специальности: Маркетинг

по разделу учебного плана: Социальная психология

преподаватель - консультант: Коваленко А.Б.

Тема контрольной работы:

Нормативное поведение в группе

1. Групповые нормы и нормативное поведение.

2. Нормативное влияние группового большинства. Групповое давление. Комформизм и комформность.

3. Влияние меньшинства на группу.

4. Концепция референтных групп личности.

«Лишь через свое отношение к другому человеку человек существует как человек»

(С.Рубинштейн)

Групповые (социальные) нормы являются стандартом поведения в малой группе, регулятором отношений, которые в ней складываются. В процессе жизнедеятельности группы возникают и развиваются определенные групповые нормы и ценности, которые в той или иной степени должны разделять все участники.

Характеристикой жизнедеятельности группы является функционирование в ней процессов нормативного поведения, связанного с реализацией групповых норм.

Под нормой понимается стандартизованные нормы поведения, принятые членами группы, они регулируют деятельность группы, как организованной единицы. Функционирование групповых норм непосредственно связано из социальным контролем и поведением индивида. Соблюдение норм обеспечивается соответствующими санкциями.

Групповые нормы - это определенные правила, выработанные группой, принятые ее большинством и регулирующие взаимоотношения между членами группы. Для обеспечения соблюдения этих норм всеми членами группы вырабатывается также и система санкций. Санкции могут иметь поощрительный или запретительный характер. При поощрительном характере группа поощряет тех членов, которые выполняют требования группы - растет их статус, повышается уровень их эмоционального принятия, применяются другие психологические меры вознаграждения. При запретительном характере группа в большей степени склонна на наказание тех членов, поведение которых не соответствует нормам. Это могут быть психологические методы воздействия, снижение общения с «провинившимися», понижение их статуса внутри групповых связей.

Определить характеристику функционирования норм в малой группе можно по следующим признакам:

1) групповые нормы являются продуктом социального взаимодействия людей и возникают в процессе жизнедеятельности группы, а также вводимые в нее более крупной социальной общностью (организацией);

2) группа не устанавливает норм поведения для каждой возможной ситуации, они формируются только относительно действий и ситуаций, имеющих определенную значимость для группы;

3) нормы могут прилагаться к ситуации в целом, не относясь к отдельным членам группы и роли, возложенной на них, а могут регламентировать и стандарты поведения отдельных индивидов, выполняющих те или иные социальные роли;

4) нормы различаются по степени принятия их группой: некоторые нормы одобряются почти всеми членами группы, а другие поддерживаются только незначительным меньшинством или не одобряются вовсе;

5) нормы отличаются также по диапазону применяемых санкций (от неодобрения поступка человека до исключения его из группы).

Признаком социально-психологических явлений в группе является нормативность поведения индивида. Социальные нормы выполняют функции ориентации поведения, её оценки и контроля за ней.

Социальные нормы поведения обеспечивают особенную унификацию поведения членов группы, а также регулируют отличия в средине группы, поддерживают стабильность ее существования. Цель, поставленная себе индивидом, определяется групповыми нормами. Влияние группы на индивида оказывается в его желании согласовывать свои действия с нормами, принятыми в группе, и избегать действий, которые могут быть рассмотренными как отклонение от них.

Нормативное влияние это конкретизация более общей проблемы - влияния группы на поведение индивида, которая может быть дифференцирована, как исследование четырех относительно самостоятельных вопросов:

· влияние нормы группового большинства,

· нормативного влияния группового меньшинства,

· последствия отступления индивида от групповых норм,

· референтных групп особенности.

Особенно остро стоит проблема принятия системы групповых норм для нового члена группы. Познавая, какими правилами руководствуются члены группы в своем поведении, какими ценностями дорожат и какие взаимоотношения исповедуют, перед новым членом группы встает проблема принятия или отвержения этих правил и ценностей. При этом возможны следующие варианты его отношения к данной проблеме:

1) сознательное, свободное принятие норм и ценностей группы;

2) вынужденное принятие под угрозой санкций группы;

3) демонстрация антагонизма по отношению к группе (по принципу «белой вороны»);

4) осознанное, свободное отвержение групповых норм и ценностей с учетом возможных последствий (вплоть до ухода из группы).

Важно иметь в виду, что все эти варианты дают возможность человеку определиться, найти «свое место в группе или в рядах «законопослушных», или в рядах «местных бунтарей».

Исследования показали, что второй вариант поведения человека по отношению к группе очень распространенный. Вынужденное принятие человеком норм и ценностей группы под угрозой потери этой группы или своего положения в ней получил название конформизма. Начало экспериментов по изучению этого феномена положил американский психолог С.Аш.

Конформизм - это подчинение суждения или действия индивида групповому давлению, возникающее из конфликта между его собственным мнением и мнением группы. Другими словами, человек демонстрирует конформное поведение в ситуации, когда предпочитает выбирать мнение группы в ущерб своему собственному.

Конформизм в общем плане определяется как пассивное, приспособленческое принятие групповых стандартов в поведении, безоговорочное признание установленных порядков, норм и правил, безусловное признание авторитетов. В таком определении конформизм может означать три разные явления:

1) выражение отсутствия у человека собственных взглядов, убеждений, слабохарактерность, приспособленность;

2) проявление одинаковости в поведении, согласие с точкой зрения, нормами, ценностными ориентацией большинства окружающих;

3) результат давления групповых норм на индивида, в результате чего он начинает думать, действовать как остальные члены группы.

Конформизм повседневно существует в малых группах на работе, в группах по интересам, в семье и воздействует на индивидуальные жизненные установки и изменение поведения.

Ситуационное поведение индивида в условиях конкретного группового давления называют конформное поведением.

Степень конформности человека обусловлена и зависит

во-первых, от значимости для него высказываемого мнения - чем оно важнее для него, тем ниже уровень конформности.

В-третьих, конформность зависит от количества лиц, высказывающих ту или иную позицию, от их единодушия.

В-четвертых, степень конформности определяется возрастом и полом человека - женщины в целом более конформны, чем мужчины, а дети - чем взрослые.

Исследования показали, что комфортность - явление неоднозначное, в первую очередь потому, что уступчивость индивида не всегда свидетельствует о действительных переменах в его восприятии. Различают два варианта поведения индивида: - рационалистический, когда мнение изменяется в результате убеждения индивида в чем-то; мотивированный - если он демонстрирует изменения.

Конформное поведение человека можно рассматривать как негативное по своей сути, означающее рабское, бездумное следование групповому давлению, и как сознательное приспособленчество индивида к социальной группе. Зарубежные исследователи Л.Фестингер, М.Дойч, и Г.Жерард выделяют два типа конформного поведения:

· внешнее подчинение, проявляющееся в сознательном приспособлении к мнению группы. При этом возможны два варианта самочувствия индивида: 1) подчинение сопровождается острым внутренним конфликтом; 2) приспособление происходит без сколько-нибудь ярко выраженного внутреннего конфликта;

· внутреннее подчинение, когда часть индивидов воспринимает мнение группы как свое собственное и придерживается его и за ее пределами. Существуют следующие виды внутреннего подчинения: 1) бездумное принятие неверного мнения группы по принципу «большинство всегда право»; 2) принятие мнения группы посредством выработки собственной логики объяснения сделанного выбора.

Таким образом, конформность к групповым нормам в одних ситуациях позитивный фактор, а в других - негативный. Следование некоторым установленным стандартам поведения важно, а иногда просто необходимо для эффективных групповых действий. Другое дело, когда согласие с нормами группы приобретает характер извлечения личной выгоды и превращается в приспособленчество.

Конформность - очень важный психологический механизм поддержания внутренней однородности и целостности группы. Это объясняется тем, что данный феномен служит поддержанию группового постоянства в условиях изменения и развития группы. Одновременно он может быть и препятствием развития личности и социальных групп.

Чтобы определить как влияет мнение меньшинства на группу, проведено много опытов. Некоторое время преобладало мнение, что индивид в основном поддается давлению группы. Но некоторые опыты показали, что исследуемые, имеющие высокий статус, мало меняют свое мнение, и групповая норма отклоняется в их сторону. Если исследуемые в конфликтной ситуации находят социальную поддержку, их настойчивость и уверенность в отстаивании своих идей увеличивается. Важно, чтобы индивид, отстаивая свою точку зрения знал, что он не один.

    Процессы нормативного поведения в малых группах.

    Влияние большинства в малой группе

    Исследования нормативного влияния группового меньшинства.

I. Давно замечено, что личность, будучи членом тех или иных социальных групп, обычно строит свою деятельность прежде всего с учетом взглядов, существующих в данных группах и в обществе в целом. Эти взгляды обусловлены ценностями и целями групп и находят свое выражение в определенных правилах и стандартах поведения, иначе говоря, в социальных нормах.

Существенная характеристика жизни сложившейся малой группы - функционирование в ней процессов нормативного поведения, т.е. поведения, связанного с реализацией групповых норм. Групповая (или социальная) норма - некоторое правило, стандарт поведения в малой группе, регулятор развертывающихся в ней отношений. Групповые нормы непосредственно связаны с другими ее элементами - статусом, ролью, поэтому относятся специалистами к элементам групповой структуры. Вместе с тем, учитывая значительный удельный вес нормативной регуляции среди других проявлений социального влияния в группе, есть основание рассматривать нормативное поведение как самостоятельный раздел групповой психологии.

Социальные нормы любых групп выражаются в соответствующих правилах и выступают:

а) как средство ориентации поведения каждой личности в той или иной ситуации;

б) как средство социального контроля за поведением личности со стороны данной общности людей.

Те или иные социальные нормы присущи всяким группам – большим (социальные слои, этнические общности) и малым, формальным и неформальным. Английский психолог М. Аргайл выделяет следующие виды норм в малых группах:

а) нормы относительно задачи (например, метод, скорость и стандарт работы в производственной бригаде);

б) нормы, регулирующие взаимодействие в группе, которые прогнозируют поведение других, предотвращают конфликты и гарантируют справедливое распределение вознаграждений;

в) нормы относительно установок и убеждений (например, взгляды экспертов группы принимаются, мнения других членов сверяются с ними, а не с реальностью, что может быть более трудным делом для группы).

Анализ многообразия групповых норм, порожденных системами официальных и неофициальных отношений, ролевых предписаний и т.д., проведенный рядом авторов, позволяет дать общую характеристику функционирования норм в малой группе.

1. Нормы есть продукты социального взаимодействия, возникающие в процессе жизнедеятельности группы, а также вводимые в нее более крупной социальной общностью (например, организацией). При этом возможны, как считают исследователи, три типа норм:

    институциональные - их источником является организация или ее представители в виде фигур власти (руководителей);

    добровольные - их источником являются взаимодействия и договоренности членов группы;

    эволюционные - их источником являются действия одного из членов группы, со временем получающие одобрение партнеров и в виде неких стандартов прилагаемые к определенным ситуациям групповой жизни.

2. Группа не устанавливает нормы для каждой возможной ситуации; нормы формируются лишь относительно действий и ситуаций, имеющих некоторую значимость для группы.

3. Нормы могут прилагаться к ситуации в целом, безотносительно к отдельным участвующим в ней членам группы и реализуемым ими ролям, а могут регламентировать реализацию той или иной роли в разных ситуациях, т.е. выступать как сугубо ролевые стандарты поведения.

4. Нормы различаются по степени принятия их группой: некоторые нормы одобряются почти всеми ее членами, тогда как другие находят поддержку лишь у незначительного меньшинства, а иные не одобряются вовсе.

5. Нормы различаются также по степени допускаемой ими девиантности (отклонения) и соответствующему ей диапазону применяемых санкций.

Социальные нормы малых групп могут соответствовать или, наоборот, противоречить нормам общества в целом. Когда человек оказывается в какой-либо малой группе, то, общаясь с ее членами, он получает информацию о ценностях данной группы, ее обычаях, традициях, ритуалах и прочих правилах поведения. Такие знания необходимы ему для понимания действий других членов группы и коррекции собственного поведения. При этом индивид подвергается воздействию различных групповых санкций в ответ на свое поведение.

Одна из заводских бригад систематически получала спирт для технологических целей. В ходе работы некоторая часть спирта «экономилась» и в соответствии со сложившейся в группе неписаной нормой ее члены поочередно уносили «сэкономленную» долю спирта домой. Однажды заводская охрана увидела, как одна из работниц, выйдя из здания цеха, выливает что-то в канаву. Оказалось, что это была «ее» доля спирта. Работница заявила, что ей спирт совсем не нужен, так как она его «не употребляет». Домой нести этот спирт она не хочет, поскольку ее муж, наоборот, «очень употребляет». У этой женщины спросили, почему же тогда она берет этот спирт. «Я не хочу быть «белой вороной» – ответила она.

Этот пример хорошо говорит о том, что неформальные групповые нормы могут влиять на поведение того или иного члена группы более существенным образом, нежели официальные регламентации.

Групповые нормы предусматривают позитивныесанкции (похвала, моральные и материальные вознаграждения) по отношению к тем, кто следует им, и негативные санкции для тех, кто отступает от данных норм. Здесь могут использоваться различные невербальные знаки неодобрения, устные замечания, угрозы, бойкот, а порой и исключение из группы.

Таким образом, с помощью социальных норм индивид включается в процесс социализации, привыкая следовать нормам и малых, и больших групп, а также всего общества в целом. Если говорить о норме, то именно в малых группах (в семье, воспитательных и учебных заведениях, товарищеских компаниях) индивид усваивает культурные ценности своего общества и все, что с ними связано, как на вербальном, так и на поведенческом уровнях.

II. Каким же образом формируются групповые нормы? В основе их образования лежит взаимодействие членов группы. Первым, кто экспериментально показал это, был американский психолог Музафер Шериф. Шерифа заинтересовала принципиальная возможность экспериментального изучения такой проблемы, как формирование социальных норм

Представьте себе, что вы – участник одного из экспериментов Шерифа. Вы сидите в темной комнате, и в 4,5 метрах от вас появляется святящаяся точка. Сначала решительно ничего не происходит. Затем она передвигается в течение нескольких секунд, после чего исчезает. А вам нужно ответить на вопрос, на какое расстояние она сместилась. В комнате темно, и у вас нет никакой «точки отсчета», которая помогла бы вам определить его. И вы начинаете гадать: «Может быть, сантиметров на 15». Экспериментатор повторяет процедуру, и на этот раз на тот же самый вопрос вы отвечаете по-другому: «25 сантиметров». Все ваши последующие ответы колеблются вокруг цифры «20».

На следующий день, вернувшись в лабораторию, вы оказываетесь в обществе ещё двух испытуемых, которые накануне, как и вы, наблюдали за светящейся точкой поодиночке. Когда заканчивается первая процедура, ваши товарищи предлагают свои ответы, исходя из уже имеющегося у них опыта. «2,5 сантиметра», – говорит первый. «5 сантиметров», – говорит второй. Несколько растерявшись, вы тем не менее говорите: «15 сантиметров». Процедура повторяется в том же составе и в течение этого дня, и в течение двух последующих дней. Ответы участников эксперимента Шерифа, студентов Колумбийского университета, изменялись весьма существенно. Таким образом, обычно складывается некая групповая норма, которая не соответствует действительности, потому что световая точка вообще не двигалась!

Эксперименты Шерифа были основаны на иллюзии восприятия, известной под названием «аутокинетическое движение». Если человеку, помещенному в темную комнату, экспонировать неподвижную светящуюся точку, то она будет казаться ему движущейся. Воспринимаемые отклонения от фиксированного положения данной точки подвержены широким индивидуальным различиям. Такое явное перемещение вызывается тем обстоятельством, что наши глаза никогда не бывают полностью неподвижными – они производят мелкие, но непрерывные перемещения.

Действенность групповых норм обусловлена таким психологическим свойством личности, как конформность .

Само слово «конформизм» имеет в обычном языке совершенно определенное содержание и означает «приспособленчество». На уровне обыденного сознания феномен конформизма давно зафиксирован в сказке Андерсена о голом короле. Поэтому в повседневной речи понятие приобретает некоторый негативный оттенок, что крайне вредит исследованиям, особенно если они ведутся на прикладном уровне. Дело усугубляется еще и тем, что понятие конформизм приобрело специфический негативный оттенок в политике как символ соглашательства и примиренчества.

Это значение, впрочем, относится к западной культуре , которая не одобряет подчинения давлению со стороны людей, равных вам по положению. Поэтому североамериканские и европейские социальные психологи, воспитанные в традициях своих индивидуалистических культур, чаще используют для обозначения этого подчинения негативные ярлыки (конформизм, уступчивость, подчинение), нежели позитивные (социальная восприимчивость, чуткость, способность к сотрудничеству и к работе в команде). В то время как в Японии умение «идти в ногу» с окружающими является признаком терпимости, самоконтроля и духовной зрелости, а не слабости.

Чтобы как-то развести эти различные значения, в социально-психологической литературе чаще говорят не о конформизме, а о конформности или конформном поведении , имея в виду чисто психологическую характеристику позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им определенного стандарта, мнения, свойственного группе. В работах последних лет часто употребляется термин «социальное влияние».

Конформность - это подверженность человека групповому давлению, изменение своего поведения под влиянием других лиц, сознательная уступчивость человека мнению большинства группы для избежания конфликта с ней.

Впервые модель конформности была продемонстрирована в известных экспериментах Соломона Аша, осуществленных в 1951 году.

Представьте себя в роли одного из добровольных участников эксперимента Аша. Вы сидите шестым в ряду, в котором всего 7 человек. Сначала экспериментатор объясняет вам, что все вы принимаете участие в исследовании процесса восприятия и связанных с ним суждений, а затем просит ответить на вопрос: какой из отрезков прямой, представленных на рис. 6.2, равен по длине стандартному отрезку? Вам с первого взгляда понятно, что стандартному отрезку равен отрезок № 2. Поэтому нет ничего удивительного в том, что все 5 человек, которые ответили до вас, сказали: «Отрезок № 2».

Следующее сравнение проходит столь же легко, и вы настраиваетесь на кажущийся вам простым тест. Однако третий раунд очень удивляет вас. Хотя правильный ответ кажется таким же бесспорным, как и в первых двух случаях, первый отвечающий дает неверный ответ. А когда и второй говорит то же самое, вы приподнимаетесь со стула и впиваетесь глазами в карточки. Четвертый и пятый соглашаются с первыми тремя. И вот взгляд экспериментатора устремлен на вас. Как мне узнать, кто прав? Мои товарищи или мои глаза? В ходе экспериментов Аша в подобной ситуации оказывались десятки студентов. Те из них, кто входил в состав контрольной группы и отвечали на вопросы экспериментатора, будучи один на один с ним, в 99 случаях из 100 давали правильные ответы. Аша интересовал следующий вопрос: если несколько человек (помощники, «подученные» экспериментатором) дадут одинаковые неверные ответы, станут ли и другие испытуемые утверждать то, что в другой ситуации они бы отрицали? Хотя некоторые испытуемые ни разу не проявили конформности, три четверти из них продемонстрировали её хотя бы единожды.

В целом 37% ответов оказались конформными. Разумеется, это означает, что в 63% случаев конформизма не было. Вопреки тому, что многие его испытуемые продемонстрировали свою независимость, отношение Аша к конформизму было таким же недвусмысленным, как и правильные ответы на поставленные им вопросы: «То, что вполне интеллигентные и исполненные благих намерений молодые люди готовы назвать белое черным, вызывает тревогу и заставляет задуматься как о наших методах обучения, так и о нравственных ценностях, направляющих наше поведение».

Результаты Шерифа и Аша поражают воображение, потому что в них нет очевидного внешнего давления, принуждающего к конформизму, – ни вознаграждений за «командную игру», ни наказаний за «индивидуализм». Если люди не способны противостоять даже такому незначительному влиянию, каких масштабов может достичь их конформизм при откровенном принуждении? Именно на этот вопрос и попытался ответить социальный психолог Стэнли Милгрэм.

Дальнейшие исследования феномена конформности привели к созданию информационной теории конформности .

МортонДойч и Гарольд Джерард указали на два типа социального влияния в группе:

Нормативное влияние

конформность вызывается желанием личности действовать в соответствии с групповыми предписаниями,

Информационное влияние

поведение большинства используется как источник информации, помогающей личности принять наиболее подходящее для нее в данной ситуации решение.

Внешняя конформность

(по В.Э. Чудновскому) – подчинение индивида нормам группы под влиянием желания остаться ее членом. Угроза наказания вызывает лишь внешнее согласие с группой, реальная позиция остается неизменной.

Внешнее подчинение проявляется в двух формах:

    в сознательном приспособлении к мнению группы, сопровождающемся острым внутренним конфликтом,

    в сознательном приспособлении к мнению группы без сколько-нибудь ярко выраженного внутреннего конфликта.

Внутренняя конформность

часть индивидов воспринимает мнение группы как свое собственное и придерживается его не только в данной ситуации, но и за ее пределами.

Одобрение

Группа «давит» на личность, а она либо послушно подчиняется мнению группы, превращается в соглашателя, и тогда ее характеризуют как конформиста; либо личность идет вопреки мнению группы, противостоит социальному окружению и тогда ее характеризуют как нонконформиста. А.В. Петровский организует традиционное экспериментальное исследование конформизма. Он сопоставляет данные, полученные при воздействии на личность неорганизованной группы, случайно собравшихся людей и сложившегося коллектива. Это приводит к парадоксальным результатам: личность, подчинившаяся мнению неорганизованной группы, то есть проявившая явную конформность, вдруг сохраняет свою автономию в группе «значимых других», то есть демонстрирует не менее явную нонконформность. За этим фактом выступает новый социально-психологический феномен межличностных отношений - феномен коллективистского самоопределения, которыйзаключается в том, что отношение личности к воздействиям со стороны группы опосредствовано ценностями и идеалами, выработанными в ходе совместной деятельности коллектива. Именно коллективистское самоопределение, в котором проявляется сознательная солидарность с ценностями и задачами коллектива, снимает мнимую дихотомию «конформизм или нонконформизм».

Исследования показали, что внушаемость и конформизм в той или иной степени присущи каждому человеку с детства и до конца жизни, но на степень их выраженности влияют возраст, пол, профессия, состав группы и пр. Под влиянием каких же факторов человек уступает группе?

В лабораторных экспериментах выявлены личностные, групповые и деятельностныефакторы конформного поведения.

Личностные характеристики членов группы, предрасполагающие к конформному поведению:

1. Показано что лица женского пола более конформны, чем лица мужского пола.

2. Возрастные колебания конформного поведения. Согласно исследованиям, между возрастом и конформностью имеет место криволинейная зависимость, причем своего максимума конформность достигает к 12-13 годам, а затем постепенно снижается (были взяты четыре возрастные группы испытуемых: 7-9, 11-13, 15-17 лет, 19-21 год).

3. В литературе так же приводятся данные, свидетельствующие об отрицательной зависимости между склонностью членов группы к конформному поведению и такими их личностными особенностями, как интеллект, способность к лидерству, толерантность к стрессу, социальная активность и ответственность.

К групповым факторам можно отнести величину группы, структуру коммуникативных сетей, степень групповой сплоченности, особенности композиции группы.

1. БиббЛатане в своей теории социального толчка (1981 г.) утверждает, что сила воздействия других людей объясняется действием нескольких факторов:

Силой группы – важностью этой группы для человеака. Группы которые нам очень симпатичныи с кторыми мы сколонны идентифицировать себя оказывают большее нормативное влияние на нас.

Непосредственностью влияния группы – от того как близко во времени и пространстве расположена та группа которая влияет

Численностью группы – по мере того как группа растет, каждый член группы все меньше добавляет к ее силе (по аналогии с экономическим законом сокращения дополнительного дохода) увеличение количества людей в группе с 3 до 4 существеннее чем увеличение с 53 до 54 человек. Таким образом, для формирования нормативного влияния не обязательно большое количество людей.

2. Так же показано, что конформность возрастает с увеличением единодушного в своих ответах группового большинства как правило, до 3-4 человек. Однако стоит в этом большинстве хотя бы одному человеку проявить инакомыслие (оно выражается в противоречии его ответа мнению остального большинства), как процент конформных реакций тотчас же резко падает (с 33 до 5,5%, по данным М. Шоу).

3. Установлено так же, что гомогенные, т.е. однородные по какому-либо признаку, группы отличаются большей конформностью, чем гетерогенные группы.

4. Особенности деятельности испытуемых. В исследованиях отечественных авторовбыла выявлена высокая степень конформности подростков-оркестрантов более чем вдвое превысившей конформность мальчиков того же возраста, не играющих в оркестре. В то же время победители физико-математических олимпиад имели довольно низкие показатели конформности (всего лишь 23%). В опытах, проведенных со студентами педагогического и технического вузов, оказалось, что будущие педагоги вели себя в экспериментальных ситуациях более конформно, чем будущие инженеры. Таким образом, наличие конформного поведения есть не только факт, подсказанный здравым смыслом и житейскими наблюдениями и выделенный в лабораторных экспериментах. Это еще и реальность, зафиксированная в некоторых полевых исследованиях социальных и индустриальных психологов, в работах по изучению функционирования групп в так называемых замкнутых системах обитания.

Таким образом, следует признать правомерной точку зрения, согласно которой конформность к групповым нормам, т.е. степень поведенческого соответствия им, в одних ситуациях есть позитивный, а в других ситуациях - негативный фактор функционирования группы.

Действительно, единообразное следование некоторым установленным стандартам поведения важно, а иногда и просто необходимо для осуществления эффективных групповых действий, в частности, в экстремальных условиях. Кроме того, рядом исследований показано, что в отдельных случаях конформность может иметь своим результатом даже альтруистическое поведение или поведение, согласующееся с моральными критериями самой личности. Другое дело, когда согласие с нормами группы приобретает характер извлечения личной выгоды и фактически начинает квалифицироваться как беспринципность. Именно в этом случае конформность выступает как негативный по своей сути феномен. Стремление к единообразию взглядов по тем или иным проблемам серьезно препятствует эффективному их функционированию, в особенности в тех видах совместной деятельности, где высок удельный вес творческого начала.

III. Оформившись в качестве самостоятельного направления в социально-психологических исследованиях к 1970-м годам, французская школа исходно выступала как альтернатива американской эксперименталистской традиции. Исходя из стремления приблизить социальную психологию к реальной, а не лабораторной, социальной жизни, французские социальные психологи ClaudeFaucheux и SergeMoscovici разработалиальтернативу конформистскому подходу.

На основе своих экспериментов Московиcи разработал модель влияния меньшинства, которая включает следующие «блоки» анализа:

1. Функционирование социальных групп зависит от согласия их членов относительно каких-то фундаментальных жизненных принципов. Усилия меньшинства должны быть направлены на расшатывание этого согласия. Конечно, группа постарается оказать давление на меньшинство, чтобы восстановить имевшееся ранее единообразие взглядов. Однако какие-либо жесткие санкции к отклоняющимся во многих группах нечасты.

2. Стиль поведения, демонстрируемый меньшинством, может в значительной мере обусловливать его способность к влиянию. В этом смысле особенно важны такие характеристики стиля, как:

    уверенностьиндивидуума в правоте своей позиции; изложение и структурирование им соответствующих аргументов.

    решающим фактором влияния меньшинства чаще всего называют устойчивость его поведения, проявляющуюся в жесткой фиксированности исходной позиции и последовательности ее отстаивания во взаимодействии с большинством.

    сила меньшинства возрастает, если поведение меньшинства расценивается как автономное и независимое.

    эффективность влияния меньшинства так же зависит от того, принадлежит ли нетдевиантное меньшинство самой группе. Многочисленные исследования факторов динамики установок свидетельствуют, что внутригрупповое меньшинство более существенно влияет на высказываемые суждения, чем внегрупповое.

3. Социальное изменение и инновация являются проявлениями влияния. Изменения и инновации дело рук не только лидера, меньшинство так же способно инициировать эти процессы. При определенных условиях меньшинство способно «выдвинуть» свою норму и взять верх над консервативным большинством.

4. Природа влияния меньшинства и большинства различна. Большинство, если оно единодушно, может заставить всех принять его точку зрения, не оказывая при этом никакого влияния на перцептивно-когнитивную систему, определяющую суждения людей. При воздействии большинства нередко происходит сравнение личностью своей позиции с мнением большинства, а демонстрация согласия определяется поиском одобрения и нежеланием показывать свое несогласие.

Меньшинство способно оказывать влияние на испытуемых, заставляя их пересматривать саму основу их суждений, даже если нет убедительных доказательств согласия с его точкой зрения. В случае же влияния меньшинства человек побуждается к поиску новых аргументов, подтверждению своей позиции, рассмотрению большего числа возможных мнений. Причем согласие с меньшинством носит, как правило, более непрямой и латентный характер, нежели согласие с большинством. Иными словами, влияние большинства поверхностно, а влияние меньшинства имеет серьёзные последствия.

Таким образом, результаты экспериментов свидетельствуют, что процессы влияния большинства и меньшинства различаются главным образом формой своего выражения. Так, большинство оказывает довольно сильное влияние в виде принятия индивидами («наивными субъектами», по терминологии С. Аша) навязываемой им позиции. При этом они сужают выбор рассматриваемых возможностей, ограничиваясь лишь той из них, которую им предлагает большинство, не стремятся к поиску альтернатив, не замечают другие решения, в том числе правильные.

Что же касается влияния меньшинства, то хотя оно проявляется с гораздо меньшей силой, однако стимулирует дивергентные стратегии мышления членов группы (поиск множества решений одной и той же проблемы), способствует росту оригинальности и разнообразия решений и, что очень важно, их эффективности. Причем влияние меньшинства оказывается полезным даже в том случае, когда лежащее в его основе мнение является ошибочным. Позитивная роль меньшинства для развития группы проявляется в предоставлении им альтернативных решений проблем и моделей поведения.


Так назыгааемое нормативное (социальное) поведение является разновидностью подражания. Термин «социальные нормы» обыино используется для указания на существование стандартов, правил (как предписывающих, так и запрещающих), который должны придерживаться члены группы или общества. Общество требует от личности конформности, согласия с данными нормами. Соблюдая в своем поведении эти нормы, человек становится похожим на остальных членов группы, социальной общности, приобщается к ней, становится «как все». Получается, что эти внешние по отношению к человеку нормы как бы управляют его поведением, заставляют действовать так, а не иначе.
В тоже время даже одинаковые внешние нормы поведения для разных людей имеют различный внутренний смысл. Например, как показано О. Д. Стаматиной (1977), имеются по крайней мере три вида мотивации устойчивого честного поведения, отражающие уровень социальной зрелости личности. Одни обосновывают необходимость такого поведения преимущественно утилитарно-практически: потому, что нечестный лишают доверия, не уважают и т. д. Другие связывают необходимость бырть честным с потребностями общества, но подчас рассматривают ее как самопожертвование. Третьи выражают полное осознание личного и общественного значения этой необходимости, принимают ее как самостоятельную ценность, безотносительно к возможным последствиям.
Нормы социального поведения не выполняются сами собой. Они должны быть интериоризованы, должны стать - по Шварцу - «личныши нормами». Кроме того, существует ряд факторов, снижающих их императивность. В частности, в связи с этим Д. Дарли и Б. Латане (J. Darley, B. Latane, 1968) выдвинули тезис о феномене социального торможения при оказании помощи во время чрезвыиайныж происшествий. Этот феномен проявляется в трех вариациях.
Первая - это препятствие публики: в присутствии других людей человек стремится избежать действий, которые могут смутить его. Поэтому, остерегаясь попасть впросак, он сдерживается и ничего не предпринимает. Вторая вариация - социальное влияние: наблюдая за поведением других людей, присутствующих при

чрезвычайном происшествии, человек может решить, что его вмешательство нежелательно или что ничего особенного не происходит. Побуждение оказать помощь снова затормаживается. Третья вариация - диффузия ответственности: присутствие других людей ослабляет у субъекта чувство ответственности, которая распределяется между всеми. Но поскольку так думает каждый, то в группе люди реже приходят на помощь пострадавшему.
С другой стороны, при принятии группового решения «диффузия ответственности» способствует росту уровня риска, что может иметь как позитивные, так и негативные последствия.
Так, И. Дженис (1972), анализируя различные военные и политические решения. открыл явление, названное им «групповое мышление» (groupthink). Оно означает стиль мышления людей, которые полностью включены в единую группу, и в этой группе стремление к единомыслию важнее, чем реалистическая оценка возможных вариантов действий. Это мышление характеризуется конформизмом, тенденциозным подбором информации, сверхоптимизмом, убеждением во всесильности группы и в непогрешимости ее взглядов. Все это увеличивает вероятность принятия рискованных решений. Несмотря на то что ошибочность взглядов и решений такой группы вскоре становится очевидной, принятый курс действий и разработанные концепции, вместо кардинального их изменения, продолжают отстаиваться и осуществляться. Очевидно, что феномен «группового мышления» относится не только к политикам и военным, но и к научным коллективам; и здесь за примерами далеко ходить не надо, достаточно вспомнить некоторые физиологические и психологические школы (и поведение их представителей в процессе устных и печатных дискуссий), которые десятилетиями могут «вариться в собственном соку», «пережевывая» идею, выдвинутую лидером школы.
Нормативное поведение, связанное с предъявлением группой определенных требований к субъекту, может приводить к такому явлению, как перфектализм. Это происходит в том случае, когда для исполнения желаемой социальной роли человеку не хватает ни способностей, ни образования. Он прилагает все силы, перенапрягается; происходит конфликт между исполняемой ролью и «Я», при котором оценка роли значительно превышает оценку собственного «Я». В результате человек становится перфекталистом, изнуряющим себя непосильным трудом.
Иногда следование принципу неукоснительного соблюдения правил, служебных обязанностей приводит к неадекватному поведению. Примером этого может служить поведение двух сторожей берлинского метро во время бегства гитлеровцев из города в мае 1945 года при наступлении наших войск. Пытаясь уйти из города по тоннелям метро, на одном из его участков беглецы наткнулись на водонепроницаемую переборку, препятствовавшую дальнейшему продвижению. Разъяренные люди требовали от сторожей поднять ее, но те отказывались, ссылаясь на какой-то параграф из устава 1923 года, который действительно предписывал опускать переборку каждый вечер после прохода последнего поезда. В течение многих лет в обязанности этих сторожей входило следить за этим. И хотя уже более недели здесь не проходил ни один поезд, эти законопослушные служаки все равно действовали согласно уставу.

Cтраница 1


Нормативное поведение - это ориентированная на достижение цели упорядоченная деятельность, позволяющая выстраивать последовательность рутинных действий в знакомой рабочей ситуации. Правило обьино формулируется из предыдущего опыта и отражает функциональные свойства, которые сдерживают поведение окружающей среды.  

Нормативное поведение может либо быть предписано члену группы в виде роли (например, лидера), либо выступать в качестве ролевого стандарта поведения, общего для членов группы.  

Коллектив малой группы настаивает на нормативном поведении каждого своего члена, поскольку в известной степени также зависит от этого поведения.  


Групповые взаимодействия опосредуются (как правило) нормативным поведением, иногда именуемым шаблоном. Оно связано с реализацией целей группы и в той или иной мере признается всеми представителями группы.  

Поспелов и Шустер, 1990 ] Поспелов Д. А., Шустер В. А. Нормативное поведение в мире людей и машин.  

Реагирование на изменение ситуации как философия ситуационного управления предполагает существование некоего образа нормативного поведения организации, предписывающего траекторию эффективной производственно-коммерческой деятельности.  

В результате замена игры Г ее характеристической функцией иг, снимая вопрос о нормативном поведении игроков, не приписывает им, однако, каких-либо обоснованных индивидуальных выигрышей. Последнее может быть достигнуто лишь введением дополнительных оптимизационных соображений. В связи с этим изучение характеристических функций бескоалиционных игр составляет целую теорию, которая назьгоается кооперативной теорией бескоалиционных игр.  

В ходе этого процесса члены организации привыкают к нормам организационной культуры, осваивают процедуры нормативного поведения (т.е. то, каким образом нужно следовать нормам культуры организации), включаются в систему социальных отношений характерных для данной организации, прежде всего отношений власти и подчинения, отношений с коллегами. Далее происходит первичное освоение членами организации своих ролевых требований и привыкание к ним. Однако в процессе адаптации не наблюдается интернализации работником ролевых и нормативных требований, предъявляемых к нему трудовой деятельностью, а также консолидации индивида с коллективом, поскольку у него только начинает формироваться ощущение причастности к организации как к социальной группе.  

Поэтому очень часто одна и та же норма может обосновываться различными ценностями, а страх перед наказанием - один из важнейших регуляторов нормативного поведения.  

Четвертая область исследований связана с созданием интеллектуальных роботов, способных автономно решать сложные задачи, связанные с перемещением роботов в реальной среде, обработкой зрительной информации, нормативным поведением роботов и многое другое.  

Чувство беспомощности и зависимости, возникающее у человека в результате отчуждения, зачастую ведет к аномии и отклоняющемуся поведению, которое мы в общей форме рассматривали выше (см. гл. Подрывается не только мотивация труда, но и принятие нормативного поведения: то и другое мало оправдывает себя с точки зрения человека, который не чувствует себя хозяином жизни.  

Конформист выполняет свою роль, приближаясь, насколько возможно, к институционализированным ожиданиям. Человек, отклоняющийся от нормы, который выполняет сзою роль, избегая нормативного поведения, может принимать санкции, а может искать способы от них избавиться. Наконец, он может быть гиперконформистом. В каждой стране, в каждом общественном круге, роль хорошего католика определяется на основании правил поведения католиков.  

В результате социальные нормы и правила организации становятся частью личностной структуры каждого конкретного члена организации и нормативное поведение начинает осуществляться бессознательно, автоматически, интернализованные нормы выполняются уверенно и определенно. Итогом этого процесса является внутренний личностный контроль за правильным поведением в пределах норм и правил организации. Нередко члены организации пытаются сознательно или бессознательно распространять принятые и усвоенные им нормы и правила на своих коллег и даже за пределы своей группы. Постепенно в ходе интернализации у члена организации появляется стремление максимизировать собственные ценности и нормы, создается устойчивая система личностных ценностей и нормативных ориентации. В конце концов индивид полностью усваивает систему ролевых отношений, экспектации и ролевые требования, принимает предназначенные ему роли и формирует собственные цели в соответствии с целями организации. При этом важным моментом является ориентация членов организации на освоение новых ролей.  

При этом Дюркгейм вовсе не считал, что современное общество не имеет норм, напротив, общество обладает многими системами норм, в которых отдельному индивиду трудно ориентироваться. Аномия, таким образом, по Дюркгейму - это состояние, при котором личность не имеет твердого чувства принадлежности, никакой надежности и стабильности в выборе линии нормативного поведения.  



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!