Состав почвы

Открытый урок по окружающему миру

Тема : «Что такое почва?»

Тип урока : Урок изучения и первичного применения новых знаний

Образовательная система: «Школа России»

Класс :3

Цель:

    Формировать у учащихся понятие “почва”;

    Ознакомить с составом почвы, ее свойствами, значением почвы для жизни растений и мелких животных;

    Продолжать учить детей выделять существенные признаки предмета (почвы), делать выводы, обобщения, сопоставления на основе наблюдений, развивать исследовательский подход к изучению природных объектов; воспитывать заботливое отношение к природе.

Задачи:
1.Дать представление о составе почвы. Показать значение перегноя.
2. Развивать познавательный интерес к предмету, внимание, наблюдательность.
3. Развивать умение ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы.
4. Воспитывать бережное отношение к национальному достоянию - почве, коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе постановки опытов - аккуратность.

Оборудование:

    образцы почвы,

    прозрачные стаканы с водой,

    палочки,

    стекло (лабораторное),

    колба,

    спиртовка,

    штатив,

    держатель,

    промокательная бумага

    компьютер

    мультимедийный проектор

    таблицы

    опорные слова

    карточки с заданиями,конверты

    цветные фишки

    учебник

    рабочая тетрадь.

Ход урока

Организационный момент:

Вступительное слово учителя: Представьте, что вы работаете в некой учебной лаборатории. В связи с этим сегодня на уроке вы не просто ученики, а научные сотрудниками. Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны.

I. Проверка домашнего задания:

1 этап “Заморочки из бочки” ( за правильные ответы команды получают цветные фишки, результаты оценивают сами ребята)

Учитель: Вынимая из бочки капсулы киндер- сюрприза с вопросами и посоветовавшись со своими сотрудниками ответьте на вопросы:

1 группа : Почему морская вода имеет вкус? Почему вода в океанах и морях не пригодна для питья ? (В морской воде растворена соль, т к вода растворитель. Вода в морях и океанах соленая, а для питья необходима пресная вода)

2 группа : В стакане находится мутная, загрязненная вода. Как бы вы её очистили? Как называется этот способ? (Загрязненную воду можно очистить с помощью бумажного или тканевого фильтра. Такой способ очистки называется фильтрованием.)

3 группа : Почему реки, озера, другие водоемы не промерзают до дна? Имеет ли это значение для растений, животных, зимующих в этих водоемах? (Водоемы не промерзают до дна, потому что лед легче воды, он не тонет, плавает на поверхности водоема и защищает воду от замерзания. Подо льдом живут различные животные и растения )

2 этап «Ты- мне, я- тебе» (г руппы проводят фронтальный опрос по разделу «Проверь себя» с 64 учебника

II. Планирование. Целеполагание.

В нашу лабораторию пришла посылка (передают сверток).

Интересно, что это? Читаем записку:

Бьют меня ногами

Режут грудь ножами

Каждый хочет растоптать

А я с подарками опять.

Как Вы считаете, что же это? (выслушиваются высказывания учащихся, в ходе которых звучит слово "Почва")

(показ среза земли, взятого с обрыва)

А о каких подарках идет речь?

Послушайте рассказ:Есть на земле чудесная кладовая. Положите в нее весной мешок зерна, а осенью смотришь: вместо одного мешка в кладовой -20.Ведро картошки превращается в чудесной кладовой в10 ведер. Горстка семян делается грудой огурцов, редисок,помидоров, морковок.

Ребята а теперь поступила просьба изучить данный материал.

Кто догадался, над какой темой будем работать сегодня на уроке?

Действительно, тема урока - "Почва" (на доску вывешивается карточка "Почва")

III .Коллективное составление плана урока

Научные сотрудники работают по плану.

Я предлагаю и вам составить план работы на уроке.

Согласны?

С чего начнем? (Выслушиваются ответы детей. Если ученики затрудняются в формулировке первого пункта плана, учителю следует задать вопрос)

Знаете ли Вы, что такое почва?

Итак, прежде всего, надо дать научное определение почве. (На экране появляется надпись "Что такое почва?")

Что еще хотели бы узнать о почве?

Какими свойствами она обладает? (На экране появляется следующая надпись "Свойство почвы")

Как Вы считаете, везде ли почвы одинаковые? (Нет)

Значит, с чем познакомимся?

Кто догадался?

Правильно.

С видами почв. (Ниже надпись "Виды почв")

А знаете ли Вы, зачем человеку почва и как он ее использует? (Выслушиваются ответы детей, и в результате на доске появляется следующая надпись "Почва человеку")

"Что такое почва?"

"Свойства почвы

"Виды почв"

"Почва человеку"

Зачем человеку нужны знания о почве? (Выслушиваются ответы детей)

IV .Работа по плану:

Приступим к работе, следуя составленному плану.

Так, что же такое почва?

Как Вы думаете, что поможет ответить на этот вопрос?

Правильно. Посылка.

Внимательно рассмотрите верхний слой.

Какого он цвета.

Сделайте вывод.

Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой.

(На экране вывод, сделанный детьми "Почва - это верхний, темный, рыхлый слой земли")

Ответили на первый пункт плана? (Да)

Свойство почвы.

Переходим к выполнению следующего пункта плана.

С какими свойствами почвы вы познакомились раньше? (Способность пропускать воду)

Рассмотрите еще раз верхний слой почвы.

Что увидели? (траву, растения, деревья)

Что вызревает осенью на деревьях? (Плоды)

Как Вы думаете, каким же важным свойством обладает почва?

Это - плодородие. (Появляется на экране еще одна надпись со словом "Плодородие")

Как Вы понимаете смысл этого слова? (Выслушиваются ответы детей)

Что поможет узнать точное определение слова "плодородие"?

Правильно. Словарь.

Прочитаем значение этого слова в толковом словаре.

Итак, какое же основное свойство почвы? (Плодородие)

Что, по вашему мнению, делает почву плодородной? (Выслушиваются ответы детей.)

V . Практическая работа. Проведение опытов.

Проверить ваши предположения нам помогут опыты.

Сейчас каждая группа будет выполнять очень важную исследовательскую работу, результаты которой будут записывать в таблицу. (У каждой группы на парте лежит таблица)

Через лупу рассмотрите почву.

Запишите свои наблюдения в таблицу.

Какие частицы вы увидели? (Песок, Глина, остатки листьев, корешки, части насекомых)

Кто знает, как это называется одним словом?

Это перегной. Он накапливается в верхнем слое почвы и придает ей темный цвет. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее. (Дети записывают в таблицу "перегной")

Опыт № 1

Учитель: Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидели?

Дети: Из почвы выходят пузырьки воздуха.

Учитель: Какой вывод можно сделать?

Дети: В почве есть воздух.

(Дети делают запись в таблицу)

(размешивают почву в стакане с водой отставляют в сторону)

Опыт № 2

Учитель: Посмотрите на лабораторный столик, я нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло стало влажным. Что доказывает этот опыт?

Дети: В почве есть вода.

Опыт № 3

Учитель: Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете?

Дети: Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах.

Учитель: Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных. Именно перегной придает почве темный цвет. Какой вывод мы с вами должны сделать?

Дети: В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, остатки насекомых, червей, из этого получается перегной.

Опыт № 4 (рассматривают отстоявшую воду с почвой)

Учитель: Возьмите стаканы с водой и почвой. Что вы видите?

Дети: На поверхности воды плавают останки насекомых, листьев. На дне стакана муть.

Учитель: Рассмотрите внимательно эту муть на дне стакана. Что вы видите?

Дети: Песок поверх которого осела глина.

Учитель: Какой вывод можно сделать?

Дети: В почве есть песок и глина.

Опыт № 5

Учитель: Я беру несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Помещаю их на стекло и подержу над огнем. Вода быстро испарилась, а на стекле остались белые кристаллики. Как вы думаете, что это?

Дети: Это похоже на соль.

(Дети рассматривают налет на стекле)

VI .Самостоятельная работа

О роли минеральных солей для растений прочитайте на карточке.

(Приложение)

Что интересного узнали о роли минеральных солей?

Дети: Соли – это вещества, необходимые для роста и развития растения.

Учитель: Верно. Образуются они из перегноя под действием микробов, которые живут в почве.

Какие выводы можно сделать?

Дети: В почве есть соли, которые могут растворяться в воде.

VII .Подведение итогов практической работы:

Учитель: Пользуясь таблицей, перечислите, из чего состоит почва.

Дети: Почва состоит из воздуха, воды, перегноя, песка, глины и минеральных солей.

(Вывод на экране)

6. Минутка отдыха

(Включается фонограмма)

VIII . Закрепление материала

1. Игра “Хлопки”.

Учитель: А сейчас проверим, хорошо ли вы запомнили, что входит в состав почвы.

Песок, глина, стекло, вода, воздух, бумага, целлофановые пакеты, перегной.

(Дети не хлопают в ладоши, когда учитель называет стекло, бумагу, целлофановые пакеты)

Учитель: (Экологический момент): Стекло, бумага, целлофановые пакеты – не входят в состав почвы, а только наносят вред, засоряя ее. Бумага полностью разлагается в течение 100 лет. Стекло не разлагается вовсе, от него может возникнуть пожар.

Учитель: Прорастут ли наши зерна в почве с острова?

Дети: Да, в ней содержится всё необходимое для развития растения.

Учитель: Какое главное свойство почвы?

Дети: Плодородие – главное свойство почвы.(запись на экране)

2. Работа с учебником

Учитель: откройте страницу 67 учебника “Окружающий мир”. Найдите в тексте то, о чем мы еще не говорили на уроке.

Дети: В тексте мы узнали, что растения получают из почвы и что в почве обитают мелкие животные.

Учитель: Что вы знаете об этих животных?

Дети: Кроты приносят пользу, уничтожая личинки вредных насекомых. Но они наносят и вред, когда прокладывают свои подземные ходы недалеко от поверхности и выбрасывают молодые ростки растений.

Дети: Дождевые черви – ночные животные. По ночам они выползают из земли в поисках пищи, а днём уползают в землю. Черви рыхлят почву. Через ходы в почве, которые делают черви, воздух и вода поступают к корням растений. Черви, пропуская землю через свой кишечник, удобряют её.

Общий вывод: все мелкие животные роют ходы, куда легко проникают вода и воздух, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так они повышают плодородие почвы.

3.Самостоятельная работа в рабочих тетрадях с 27 №1-2

4.Оценивание работы (подсчет цветных фишек в группах за разные виды работы, выявление самых активных ребят группы)

IX .Итог урока

Наш рабочий день подошел к концу :

Что нового каждый для себя узнал на уроке?

Почему землю называют кормилицей?

На все ли пункты плана ответили? (Нет)

Поэтому часть работы предлагаю взять домой и перенести на следующий урок.

Вариативность домашнего задания

Вам предлагается два варианта домашней работы. (2 конверта с заданиями)
1. Подготовить ответ на вопрос: а) Как человек использует почву и ее охраняет?

б) Почему пахотное поле, находящееся даже на небольшом понижении, распахивать необходимо поперек склона?

2.Почва и ее состав. а) Кроссворд: Вопросы:

    Слой земли, на котором растут растения.

    Одна из основных частей почвы.

    Вещество, повышающее плодородие почвы.

    Основное свойство почвы.

Ответы:

    Почва

    Песок

    Перегной

    Плодородие

б) рабочая тетрадь с27 №3,4

Поднимите руки те, кто выбрал 1 задание;2 задание.

Определение темы следующего урока:

Посмотрите на наш план и скажите о чем будем говорить на следующем уроке?

Виды почв

Почвы человеку

Приложение№1

Анализ урока по окружающему миру по теме «Что такое почва?»

1.Для развития познавательных интересов и творческой активности на уроке учитель применяет активные методы обучения- обучение деятельностью. В процессе всего урока дети не пассивные слушатели, а активные участники учебного процесса. Исходя, из поставленных задач урока на разных этапах учитель применяет различные методы обучения: - словесный метод : при формировании теоретических знаний, используя в своей работе рассказ,беседу - наглядный метод : в виде наблюдения за ходом работы учащихся - практический метод: выполнение разнообразных упражнений,опытов - частично- поисковый -для развития самостоятельного мышления, творческого подхода к делу - метод проблемного изложения учебного материала - метод самостоятельной работы - так как имеется разнообразный дидактический материал, и он доступен для самостоятельной работы 2.Использование данных методов способствуют продуктивной работе мышления и воображения, целостности восприятия изучаемого предмета, осмысленности, включение учащихся в деловой ритм, учит самостоятельному анализу, сравнению,самоконтролю, коллективному способу нахождения истины,умению дискутировать,критически оценивать свои действия, находить пути реализации допущенных ошибок. 3Для активизации учебного процесса учитель использовал систему проблемных вопросов и проблемных ситуаций,игровые моменты,разнообразный раздаточный материал, использование заданий творческого характера, практическую работу, использовал групповую форму работы, при которой все вовлечены в совместную деятельность с личной ответственностью за собственные действия и действия каждого, чередовал разные виды деятельности уч-ся, рационально распределял и использовал время урока, применял современные ТСО, стимулирование проводил на каждом этапе урока. 4.Для самостоятельной работы учителем были выбраны разные виды заданий: практическая работа в группах, наблюдение, работа с книгой, справочной литературой. Организация самостоятельной работы на разных этапах способствовали развитию интереса к окружающему миру, потребности приобретения новых знаний, выявлению возможностей каждого ребенка, расширению кругозора мл школьников, объективной самооценки, развитию творческих способностей, как формирование умения применять полученные знания и приобретать новые, участие в практической работе(выполнение опытов) способствовало развитию умений сопоставлять, сравнивать,анализировать, обеспечивало развитие познавательной самостоятельности. 5.Разнообразие форм и методов обучения на уроке способствуют формированию положительной учебной мотивации, стимуляции творческой деятельности учащихся, самостоятельного поиска путей реализации проблем, активности и самостоятельности мышления учащихся.

Цели урока:

Образовательная: продолжить работу по углублению представлений о почве как верхнем плодородном слое земли; выявить основные свойства почвы, установить состав почвы; узнать о преобладающих почвах родного края.

Развивающая: развивать умения работы с научным текстом и схемами, выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой, делать выводы на основе проведенных опытов, развивать познавательный интерес, развивать речь учащихся, мышление, наблюдательность, умения доказывать выдвигаемые предположения, первоначальные умения практического исследования природных объектов.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к национальному достоянию – почве, воспитывать коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность, воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Оборудование: образцы почв, материал для опытов (кусочки сухой почвы, стаканы с чистой водой, химический стаканы, стеклянные трубочки, стеклянные воронки, фильтры, спиртовки, спички, предметные стекла, пипетки, держатели, лупы); “Виды почв (таблица); презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

Организационный момент. Данный урок проводится в кабинете биологии.

Учитель биологии знакомится с детьми, знакомит их с кабинетом биологии и правилами техники безопасности в нем.

Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

Святыня – это то, что является особенно дорогим человеку, любовно хранимым и чтимым.

– Как вы думаете, ребята, какую святыню природы можно назвать главной для человека? Без какой святыни природы его жизнь не представляется возможной? (Без земли.)

– Не догадываетесь? Тогда пусть вам поможет загадка:

Меня бьют, колотят, ворочают, режут,

Я все терплю и всем добром плачу.

– Интересно, не правда ли, какая же это святыня, если её бьют, колотят, ворочают и режут?

– Сдаетесь?

– Да. Это земля. Слово “земля” имеет много значений: (Слайд 2)

  • это и название нашей планеты, на которой мы живем;
  • это и суша как противоположность водному и воздушному пространству;
  • это и земля в понимании страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория.

Сказала лопата: (слайд 3)

Земля - чтобы рыть.
Ботинки сказали:
- Земля – чтоб ходить.
А люди сказали:
- Земля – чтобы жить.

А. Тетивкин

Мы с вами сегодня будем говорить о земле, на которой все растет, о земле – матушке нашей кормилице. Земля – какое это ёмкое слово! Земля-кормилица, Земля-поилица, родная мать-земля. Так исстари уважительно и ласково зовём мы нашу родную землю.

О какой земле идёт речь? (о почве)

Каково её научное название?

– Да, это почва. Тема урока: Что такое почва?

Главное слово на уроке почва.

Давайте попробуем составить мини проект по почве.

На доске записано слово почва. Задайте как можно больше вопросов для этого слова. Мозговой штурм (гиперссылка). Приложение 1

Проблемные вопросы по теме “Почва”

  1. Что такое почва?
  2. Как образуется почва?
  3. Кто участвует в образовании почвы?
  4. Какое основное свойство почвы?
  5. Где образуется почва?
  6. Где на Земле нет почвы?
  7. Что входит в состав почвы?
  8. Что растения получают из почвы?
  9. Что произойдет, если исчезнет почва?
  10. Почему почвы разрушаются?
  11. Чего боится почва?
  12. Почва – это живое?
  13. Везде ли почвы одинаковые?
  14. Зачем человеку нужны знания о почве?

Главный вопрос урока (основополагающий) (слайд 4)

Почему почву называют кормилицей?

Это будет основополагающий вопрос, а остальные проблемные вопросы.

А сейчас мы должны высказать гипотезу, то есть предположение.

Если почва кормилица, значит, она содержит питательные вещества, необходимые для живого

Приступим к нашему научному исследованию. Любое исследование предполагает различные методы изучения.

Это, прежде всего метод наблюдения (слайд 5)

Вооружившись лупой, рассмотрите верхний слой.

Какого он цвета? Сделайте вывод.

Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой.

А какие вещества необходимы для живого?

Воздух, вода, пища, другие питательные вещества.

Метод исследования – эксперимент (слайд 6)

Как доказать, что в почве есть воздух?

Положи в стакан с водой комок почвы. Что наблюдали? Вывод: в почве есть воздух.

Учащиеся рисуют пузырьки воздуха, выходящие из комочка почвы.

– Для чего нужен воздух в почве?

– Возьмем бумажную салфетку, положим на неё немного почвы специальной ложечкой из стаканчика и сильно сожжём. Стряхнём почву в ванночку.

– Что осталось на салфетке?

Вывод: в почве есть вода, необходимая всему живому.

Опыт №3 (Слайд 7, 8)

Наберем немного почвы в пробирку и нагреем?

Что наблюдаем? Стенки запотели – это вода. Продолжим нагревание – появился запах. Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных. Его называют гумус. Он является главным питательным веществом, необходимым для всего живого.

Вывод: в почве имеются остатки растительных и животных организмов – гумус. (Можно определить по запаху.)

Опыт №4 (слайд 9)

В стаканчик с почвой налейте воды и размешайте стеклянной палочкой. Что наблюдаете? На дне песок, а по бокам стаканчика глина.

Вывод: в состав почвы входит песок и глина

Опыт №5 (10)

Размешаем почву с водой стеклянной палочкой. Профильтруем раствор. Что видите на фильтре?

Поместим несколько капель прозрачного фильтрата на предметное стекло и выпарим.

Что наблюдаем? На предметном стекле пятно – это минеральные соли.

Таким образом, в состав почвы входят воздух, вода, растворенные соли, перегной – питательные вещества, они неживые, но они необходимы для жизни. (Слайд 11)

Физкультминутка (потанцуем и споем)

Руки на пояс – 2 раза
Поставим в начале – 2 раза.
Вправо и влево – 2 раза
Качаем плечами – 2раза.
Если смогли вы – 2раза
Коснуться до пятки – 2 раза,
Значит, вы живы – 2 раза,
Вы в полном порядке – 2 раза

Но всякую ли землю можно назвать почвой?

Нет почвенного слоя в Арктике и Антарктиде, на вершинах высоких гор, на голых каменистых склонах.

Как образуется почва? (слайд 12)

Образование почвы начинается только с появлением на Земле живых существ. Твердые породы в природе разрушаются, получается рыхлый слой из камушков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям. Но все же самые неприхотливые лишайники селятся на таких почвах, под действием бактерий образуется перегной

Теперь в почве могут поселиться растения. Они дадут еще больше перегноя. Так медленно камни, песок, глина под действием живых существ превращаются в почву.

В почве селятся различные животные: насекомые, кроты и другие, так повышается плодородие почвы.

Работа с учебником стр.65

Какое значение имеет почва для растений и животных?

Какие животные живут в почве?

Итак, кто участвует в образовании почвы? (слайд 13)

С помощью эксперимента мы выяснили, что в состав почвы входят – воздух, вода, песок, глина. Какая это природа? (неживая)

В почве обитают растения,животные, микроорганизмы. Какая это природа? (Живая)

Делаем вывод: почва играет особую роль в жизни нашей планеты – она переходное звено от неживой природы к живой.

– Как вы можете прокомментировать этот рисунок? (слайд 14)

(В тёмной земле растут крепкие растения, в серой земле – чахлые.)

– Как вы думаете, почему так происходит? В тёмной почве содержится больше питательных веществ. А если этих веществ много, значит, почва обладает главным свойством земли, за что мы её и ценим – плодородием. Цветущие растения, богатый урожай – вот результат плодородной почвы.

– А как вы понимаете это слово – плодородие? Назовите его основу. Из каких слов оно состоит?

– Почему в одних местах почва плодородная, а в других нет? Отчего зависит плодородие почвы?

Главная часть почвы перегной. Из него под действием микроорганизмов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные.

Когда растения и животные отмирающих остатки попадают в почву и вновь под действием микроорганизмов превращаются в перегной. Итак вещества путешествуют в природе как бы по кругу: из почвы в растения, из растений в тела животных и снова в почву. Ученые это называют круговоротом веществ в природе. Представьте себе, если круговорот исчезнет, исчезнет все живое.

Итак, назовите факторы, от которых зависит плодородие почвы.

По-вашему плодородие земли бесконечно? Или необходимо его сохранять? Как сохранить плодородие почвы? (Вносить минеральные удобрения, рыхлить, поливать, чередовать посевные культуры, не уничтожать дождевых червей, не засорять почву отходами.)

Различают следующие виды почв (слайды 16,17)

А какие почвы у нас в Карелии? (слайд 18)

Территория Карелии расположена в зоне тайги. Почвообразование происходит в условиях прохладного и влажного климата, при этом

Наблюдается промывание почвы и вынос продуктов разложения вниз по почвенному профилю.

Наиболее широко распространены подзолистые почвы и подзолы.

Почвы характеризуются низким плодородием, недостаточно обеспечены элементами питания растений.

Требуется проводить осушение, известкование, вносить органические и минеральные удобрения.

Науку о почве почвоведение создал замечательный русский ученый Василий Васильевич Докучаев. Он побывал в разных уголках нашей Родины и исследовал почвы.

Он считал почву кормилицей человека и считал, что она дороже нефти, угля и золота.

В.В.Докучаев учил, как обрабатывать почву, как охранять ее от разрушения, написал книгу “Русский чернозем”

– Почему люди называют землю “ кормилицей”?

Земля кормит людей. Посеешь горсточку зерен, а соберешь сто горстей. На земле растут растения, которые человек употребляет в пищу. И не только человека кормит земля. Насекомых, птиц, зверей-животных. (слайд 20)

Вывод: почва верхний плодородный слой земли, в ней содержатся воздух, соли, перегной, вода – необходимые для живого, поэтому почву называют кормилицей. Она играет особую роль в жизни нашей планеты – почва переходное звено от неживого к живому.

Гипотеза подтверждена.

Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.

Дома: с.65 – 70, заполнить рабочие тетради “Почва (состав почвы, что растения получают из почвы)

Проверим свои знания

  1. Верхний рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью. (Почва)
  2. Выбери и запиши, какие вещества входят в состав почвы: песок, глина, вода, воздух, перегной, соли, стекло.
  3. Основное свойство почвы. (Плодородие)
  4. Животные или растения стали первыми обитателями суши? (растения)
  5. Какие в основном почвы в Карелии (подзолистые)
  6. Остатки органических и неорганических веществ, содержащихся в почве. (Перегной)

Вывод: почва возникает и развивается под воздействием живых организмов, в основном растений. Она играет особую роль в жизни нашей планеты – она переходное звено от неживого к живому. В почве содержится вода, воздух, соли – минеральные вещества. А также перегной – это органическое вещество, полученное из организмов, значит, почва питает все живое, она – кормилица.

Наш урок подошёл к концу. Скажите, что нового вы узнали? Что вам понравилось в уроке?

  • Дмитриева О.И.Максакова Т.В. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир” М. Вако 2010.
  • Плешаков А.А. Окружающий мир 3 класс Просвещение 2009.
  • Плешаков А.А. Рабочая тетрадь к учебнику для 3 класса. М.Просвещение 2007.
  • http://festival.1september.ru/articles/565751/
  • http://www.openclass.ru/lessons/186953
  • [email protected]
  • http://liceum-hlevnoe.my1.ru/load/3-1-0-3

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Окружающий мир. 3 класс

Бьют меня ногами, Режут грудь ножами. Каждый хочет растоптать. А я с подарками опять. Загадка земля

Земля планета суша страна

Почва. Её состав и свойства. Тема урока:

План работы Что такое почва и как она образуется? Из чего состоит почва? Какие свойства имеет?

Образование почвы

скалистые породы лишайники Образование почвы

Это интересно! 1см почвы за 250 – 300 лет 20см за 5 – 6 тысяч лет

почва климат воды рельеф человек растения животные горные породы

Основополагающий вопрос Из чего состоит почва? Какие свойства почвы? Гипотеза В почве есть питательные вещества необходимые для жизни

Метод - наблюдения Почва - верхний, темный, рыхлый, пронизанный корнями слой земли. Толщина почвенного слоя различна: от 2см до 2м и больше.

Метод - эксперимент (опыт)

Учебная лаборатория Правила работы Внимательно слушать инструкции. Чётко выполнять указания. Быть наблюдательными. Аккуратно работать с веществами и оборудованием. По наблюдениям сделать выводы.

Возьмите стакан с водой и бросьте в него комочек почвы. Что вы увидели? Какой вывод можно сделать? Исследуем состав почвы Опыт №1 В почве есть воздух.

Если мы возьмём стакан с водой и почвой, который оставляли после первого опыта, что вы увидите? Исследуем состав почвы Опыт №2

Вывод: Можно рассмотреть различные слои почвы. На дне видны песчинки песка и частицы глины. Сверху – перегной. песок глина перегной

Остатки растений, животных, насекомых – перегной

Возьмите промокательную бумагу, насыпьте на неё немного почвы. Придавите её плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой. Что вы увидели на бумаге? Какой вывод можно сделать? Исследуем состав почвы Опыт №3 В почве в есть вода

Будем нагревать почву Что вы видите и чувствуете? Исследуем состав почвы Опыт №4 Появился лёгкий дымок. Мы почувствовали неприятный запах!

Это сгорает перегной, который образуется из остатков растений и животных. Именно перегной придаёт почве тёмный цвет. Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя Вывод:

Испарение нескольких капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Вода быстро испарилась. А на стекле остались белые пятна. Налёты. Сделайте вывод, что это за пятна? Исследуем состав почвы Опыт №5

Вывод: В почве содержатся минеральные соли, которые растворяются в воде

Состав почвы глина песок Живые организмы Остатки растений и животных вода воздух Минеральные соли

Практическая работа Свойства почвы Опыт 1 Вывод: Почва сыпучая

Свойства почвы Опыт 2 Вывод: Почва пропускает воду - водопроницаемость

Свойства почвы Вывод: Почва может нагреваться и охлаждаться - п роводник тепла. Свойство - теплопроводность

ПЛОДОРОДИЕ Вывод: Основное свойство почвы- плодородие

Круговорот веществ

ПЛОДОРОДИЕ необходимо сохранять

Отчего почва разрушается? Неразумная деятельность человека: строительство; уничтожение парков и скверов; непродуманный выпас скота; вырубка леса; Почву размывает вода; Выдувает сильный ветер;

Способы защиты почв от разрушения. Для накопления влаги в почве применяется снегозадержание; Нельзя вырубать леса, лишать на больших пространствах землю естественного растительного покрова; Как заграждение от ветра в засушливых районах надо сажать полезащитные полосы. Эти насаждения также будут задерживать влагу и насыщать ею воздух; Сохраняет почву от разрушения посев многолетних трав; Вспашка поперек склонов: вода при этом не сбегает, а впитывается в почву.

Почва – это верхний плодородный слой земли. Она возникает и развивается под воздействием климата и живых организмов очень медленно. Чем больше в почве перегноя, тем она плодородней. Она играет особую роль в жизни нашей планеты – почва переходное звено от неживого к живому. Почва состоит из песка, глины, перегноя, воды, воздуха, микроорганизмов. Имеет свойства – водопроницаемость, теплопроводность, плодородие. Вывод:

Кроссворд: 1. Слой земли, на котором растут растения. 2. Одна из составных почвы. 3. Вещество, повышающее плодородие почвы. 4. Основное свойство почвы. п О Ч В А Е С О К Е Р Е Г Н О Й Л О Д О Р О Д И Е

Спасибо за работу


другие презентации о почве

«Тест удивительная природа» - 3.Что относится к неживой природе? П р и р о д а. 2.Какая бывает природа? 7. Что изучает наука экология? А) капуста жаба слизень; О) капуста слизень жаба. 5. Под какой буквой записана правильная цепь питания? А) снегирь; Е) стол; И) снег. 4.Какое царство не относится к живой природе? А) спасены человеком; Д) уничтожены человеком; В) стали редкими.

«Окружающий мир воздух» - Теплый воздух нас поднимает к облакам. На Тритоне. Я дышу, и, значит, я живу… Пушистики. Можно ли видеть воздух? Воздух смесь газов. Воздух, которым мы дышим. Окружающий мир. Сохраним атмосферу Земли. Берегите лес и океан! Воздух отлично сохраняет тепло.

«Берегите лес» - Лес - земная кладовая, из которой черпают сырьё почти все отрасли народного хозяйства. «Берегите лес от пожаров». И всё то, что создано природой или посажено человеком за долгие годы, может погибнуть от огня в течение нескольких часов. У леса есть злейший враг - огонь. Лесной пожар страшен. Уничтожены деревья, птице негде свить гнездо, прочь уходят звери.

«Почвы» - Почвенный профиль Луговой войлок,, Что значит почва «зеркало ландшафта»? Типы почв России. Почвы и почвенные ресурсы. От чего зависит плодородие почв? Какие факторы влияют на образование почв? Кто был основоположником новой науки «Почвоведение»? Проверка знаний. Что такое почва? Заполните таблицу «Типы почв».

«Как устроен мир» - Живая и неживая природа связаны друг с другом. Как устроен мир. Может ли человек обойтись без природы? Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Неживая природа ДОЖДЬ ГЛИНА ОБЛАКО ЗОЛОТО. Виды природы. Связи в природе. Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Небо светло-голубое.

«Защита природы» - Зачем возник Ты в вечном ходе, Который разумом не смог определить. Человек! А человек без природы?... Хочется перенестись сюда… За что Тебя возможно полюбить? Мы сами – часть Природы, И маленьким рыбкам… Что бы наши дети увидели это… Редкие ныне кадры нетронутой природы (Беларусь). Защитим и сохраним нашу природу!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!