Сообщение на тему разновидности иллюзий. Иллюзии здоровых людей

Перцептуальный опыт, который не является настоящим отображением физического события, воспринимаемого через органы чувств. Иллюзия представляет собой нечто большее, чем «ошибку восприятия», так как является опытом, который нельзя предсказать на основе простой регистрации самого стимула. К примеру, в иллюзии Мюллера-Лайера линия с отогнутыми концами кажется длиннее, чем линия со стрелками, хотя на самом деле их длина одинакова. Иллюзии многое говорят о способе нашего восприятия, особенно в связи с активной ролью мозга в перцептуальных процессах. Кроме того, иллюзии демонстрируют важную роль контекста в формировании восприятия. Это можно показать на примере иллюзии Эббингауза, когда два одинаковых круга в центре узора кажутся разными из-за размера соседних кругов.

ИЛЛЮЗИЯ

illusion) "Субъективное извращение объективного содержания" восприятия. Отличается от ГАЛЛЮЦИНАЦИИ тем, что обусловлена неправильным истолкованием действительного переживания, а от БРЕДА - тем, что вопрос о доверии не стоит. Иллюзии не относятся к патологическим явлениям, поэтому они представляют большой интерес для психологов, особенно занимающихся восприятием, а не для психиатров и психоаналитиков. Это слово, однако, было использовано Винникоттом в несколько особом смысле, чтобы описать переживания младенца в тех счастливых случаях, когда МАТЕРИ удастся реализовать его ожидания, т.е. когда галлюцинации младенца об исполнении желаний (см. ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЯ) встречают подлинно материнское отношение. Согласно Винникотту, здоровое развитие зависит от подобных переживаний иллюзии. См. Winnicott (1958). Можно сказать, что и пациенты, которые используют в качестве защиты ИДЕАЛИЗАЦИЮ, находятся в состоянии иллюзии. См. Rycroft (1955).

ИЛЛЮЗИЯ

иллюзия восприятия) - неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств; искажение восприятия частных признаков некоих предметов или изображений. Иногда так называют сами конфигурации раздражителей, вызывающие подобное восприятие. Самыми изученными являются иллюзорные эффекты, наблюдаемые при зрительном восприятии двухмерных контурных изображений. Эти иллюзии оптико-геометрические заключаются в кажущемся искажении метрических соотношений между фрагментами изображений. К другому классу иллюзий относится феномен контраста яркостного; так, серая полоска на светлом фоне кажется темнее, чем на черном. Известно много иллюзий видимого движения:

1) движение автокинетическое - хаотические перемещения объективно неподвижного источника света, наблюдаемого в полной темноте;

2) движение стробоскопическое - впечатление движения объекта при быстром последовательном предъявлении двух неподвижных стимулов в близком соседстве;

3) движение индуцированное - кажущееся движение неподвижного объекта в сторону, противоположную движению внешнего фона. К иллюзиям восприятия незрительной природы относится, например, иллюзия Шарпантье: из двух предметов равного веса, но разных размеров меньший кажется тяжелее. Встречаются также разнообразные установочные иллюзии (-> установка). Некоторые иллюзии имеют сложный характер: например, в ситуации невесомости, при необычной стимуляции вестибулярного аппарата, нарушается оценка положения зрительных и акустических объектов. Единой теории, объясняющей все иллюзии восприятия, еще нет. Принято считать, что иллюзорные эффекты, как показал немецкий ученый Г. Гельмгольц, - результат работы в необычных условиях тех же механизмов восприятия, что в нормальных условиях обеспечивают его константность. В основе механизмов, обусловливающих появление иллюзий.

В исследованиях фиксируются социальные детерминанты трансформации образов - особенности сфер мотивационной и потребностной, влияние эмоциогенных факторов, прошлого опыта, уровня развития интеллектуального. Трансформация образов объективной действительности происходит под влиянием целостных образований личности: установок, смысловых образований, картины мира. По изменению особенностей восприятия иллюзий можно определить глобальные характеристики и качества человека - его состояние (усталость, активность), характер и тип личности, статус и самооценку, патологические изменения, подверженность внушению. Получены экспериментальные данные, свидетельствующие об изменении видения иллюзий восприятия в ситуациях актуализации образа другого значимого. В этих исследованиях акцент переносится с изучения особенностей восприятия на изучение личностных качеств человека (-> субъектность отраженная). Особенно многочисленны пространственные иллюзии зрительные, хотя известны иллюзии на основе иных модальностей, - в частности такие, что проявляются для разных модальностей (=> движение кажущееся; иллюзия Аристотеля; иллюзия тяжести; полоса Маха; стереоэффект Пульфриха; установка неосознаваемая; цвет фехнеровский; эффект автокинетический).

ИЛЛЮЗИЯ

illusion) - ложное восприятие, связанное с нарушением интерпретации стимулов, исходящих от какого-либо объекта. Например, человек может неверно интерпретировать разговоры других людей, расценивая их как недружелюбные и ставящие своей целью уничтожить его. Иллюзии могут возникать и у психически абсолютно нормальных людей, но в этом случае они обычно самостоятельно корректируются и устраняются. Также они могут наблюдаться практически при любом психическом заболевании, особенно при депрессии. Для сравнения: Галлюцинация.

ИЛЛЮЗИЯ

В основном любая стимульная ситуация, когда нельзя предсказать, что будет воспринято prima facie, исходя из простого анализа физического стимула. Часто бывают иллюзии, характеризующиеся как "ошибочное восприятие", обозначение, которое является не вполне правильным и не отражает сути явления. Полосы Маха, например, являются иллюзиями, но они не являются "ошибочными восприятиями". Скорее это восприятие, которое является результатом некоторых сетчаточных и/или кортикальных процессов, которые не могут быть предсказаны просто исходя из особенностей самого стимула. Если здесь и имеется "ошибка", то она допущена психологами, которые пока еще не понимают механизмов, вызывающих эти иллюзии. Для лучшего понимания этих проблем см. отдельные статьи, посвященные некоторым из наиболее распространенных иллюзий: иллюзия Геринга, полосы Маха, иллюзия луны, иллюзия Мюллера-Лайера, иллюзия Поггендор-фа и т.д.

Обратите внимание, что понятие иллюзии стоит отдельно от таких понятий, как галлюцинация и бред. Иллюзии являются нормальными, относительно устойчивыми явлениями, встречающимися у разных наблюдателей и подчиняющимися постоянным правилам. Галлюцинации очень идиосинкразичны, и, несмотря на то что имеется навязчивое ощущение их реальности, нет общих для всех людей образцов. Бред лучше всего рассматривать как ошибочные убеждения. Прилагательное – иллюзорный.

ИЛЛЮЗИЯ

искаженное восприятие реальности. В работах З. Фрейда проводится различие между иллюзией и заблуждением.

Не все заблуждения являются иллюзиями, последние не обязательно должны совпадать с заблуждениями. Так, мнение древнегреческого философы Аристотеля о том, что насекомые возникают из нечистот, З. Фрейд считал заблуждением; мнение же португальского мореплавателя Колумба, будто он открыл новый путь в Индию, – иллюзией. Отличие иллюзии от заблуждения заключается в том, что в первом случае в ее создании участвует желание человека, в то время как во втором случае такое желание отсутствует.

С точки зрения З. Фрейда, нашедшей отражение в его работе «Будущее одной иллюзии» (1927), характерной чертой иллюзии является ее происхождение из человеческого желания. В этом отношении иллюзия напоминает собой бредовую идею, то есть несоответствующее реальности представление. Однако, несмотря на определенные сходства между собой, иллюзия отличается от бредовой идеи одним важным моментом: в бредовой идее есть противоречие с реальностью, в иллюзии такое противоречие вовсе не обязательно. Так, девушка может жить иллюзией, что рано или поздно она найдет своего принца, который полюбит ее и осчастливит. Это возможно, хотя бывает не так часто, как хотелось бы девушкам.

З. Фрейд соотносил иллюзию с верой: возникновение веры также связано с предполагаемым исполнением желания. Под этим углом зрения он рассматривал религиозные учения, считая их иллюзиями. Но в данном случае не имеется в виду признание истинности или ложности религиозных учений, поскольку их нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Речь у З. Фрейда идет о том, что религиозные учения являются иллюзиями именно по своей психологической природе.

Иллюзии подобного рода З. Фрейд противопоставлял науке. Он исходил из того, что научная деятельность остается для человека единственным средством, способствующим познанию окружающего мира. Научные теории могут быть ошибочными. Они могут отражать заблуждения ученых. Однако на смену одним научным теориям приходят другие, более плодотворные и дающие более адекватное представление о мире.

Психоаналитическая трактовка религии как иллюзии встретила возражение среди ряда исследователей. Некоторые из них считали, что вера З. Фрейда в науку – это тоже иллюзия. Основоположник психоанализа не согласился с подобной точкой зрения. Более того, он всячески подчеркивал, что в отличие от религии наука не является иллюзией. По его собственным словам, иллюзией была бы вера, «будто мы еще откуда-то можем получить то, что она не способна нам дать».

Мы привыкли воспринимать окружающий нас мир как данность, поэтому не замечаем, как наш мозг обманывает своих же хозяев.

Несовершенство нашего бинокулярного зрения, бессознательные ложные суждения, психологические стереотипы и прочие искажения мировосприятия служат поводом для возникновения оптических иллюзий. Их огромное множество, но мы постарались собрать для вас самые интересные, безумные и невероятные из них.

Невозможные фигуры

В свое время этот жанр графики получил такое широкое распространение, что даже получил собственное название – импоссибилизм. Каждая из таких фигур кажется вполне реальной на бумаге, но существовать в физическом мире попросту не может.

Невозможный трезубец


Классический бливет – пожалуй, самый яркий представитель оптических рисунков из категории «невозможные фигуры». Как ни пытайся, определить, где берет начало средний зубец, не получится.

Другой яркий пример – невозможный треугольник Пенроуза.


Он же в виде так называемой «бесконечной лестницы».


А также «невозможный слон» Роджера Шепарда.


Комната Эймса

Вопросы оптических иллюзий интересовали Адельберта Эймса-младшего с раннего детства. Став офтальмологом, он не прекратил свои исследования восприятия глубины, результатом которых и стала знаменитая комната Эймса.


Как работает комната Эймса

В двух словах эффект комнаты Эймса можно передать так: кажется, что в левом и правом углу ее задней стены стоят два человека – карлик и великан. Разумеется, это оптический трюк, и на самом деле эти люди вполне обычного роста. В действительности помещение имеет вытянутую трапециевидную форму, но из-за ложной перспективы оно кажется нам прямоугольным. Левый угол сильнее удален от взора посетителей, чем правый, а потому стоящий там человек кажется таким маленьким.


Иллюзии движения

Эта категория оптических трюков представляет наибольший интерес для психологов. Большинство из них основано на тонкостях сочетания цветов, яркости объектов и их повторе. Все эти уловки вводят в заблуждение наше периферическое зрение, в результате чего механизм восприятия сбивается, сетчатка фиксирует изображение прерывисто, скачкообразно, и мозг активирует участки коры, отвечающие за распознавание движения.

Плывущая звезда

Сложно поверить, что эта картинка – не анимированный gif-формат, а обыкновенная оптическая иллюзия. Рисунок был создан японским художником Кая Нао в 2012 году. Ярко выраженная иллюзия движения достигается благодаря противоположенной направленности узоров в центре и по краям.


Существует довольно много подобных иллюзий движения, то есть статических изображений, кажущихся подвижными. Например, знаменитый вращающийся круг.


Или желтые стрелки на розовом фоне: при пристальном взгляде кажется, что они колышутся туда-сюда.


Осторожно, это изображение может вызвать резь в глазах или головокружение у людей со слабым вестибулярным аппаратом.


Честное слово, это обычная картинка, а не гифка! Психоделические спирали словно затягивают куда-то в полную странностей и чудес вселенную.


Иллюзии-перевертыши

Самый многочисленный и веселый жанр рисунков-иллюзий строится на перемене направления взгляда на графический объект. Самые простые рисунки-перевертыши нужно просто развернуть на 180 или 90 градусов.


Две классические иллюзии-перевертыша: медсестра/старуха и красавица/уродина.


Более высокохудожественная картинка с подвохом – при повороте на 90 градусов лягушка превращается в лошадь.


Другие «двойные иллюзии» имеют более тонкую подоплеку.

Девушка / старуха

Одно из самых популярных двойственных изображений было опубликовано в 1915 году в карикатурном журнале «Puck». Подпись к рисунку гласила: «Моя жена и теща».


Старики / мексиканцы

Пожилая супружеская пара или поющие под гитару мексиканцы? Большая часть сперва видит стариков, и лишь потом их брови превращаются в сомбреро, а глаза – в лица. Авторство принадлежит мексиканскому художнику Октавио Окампо, создавшему немало картинок-иллюзий подобного характера.


Влюбленные /дельфины

Удивительно, но трактовка этой психологической иллюзии зависит от возраста человека. Как правило, резвящихся в воде дельфинов видят дети – их мозг, еще не знакомый с сексуальными взаимоотношениями и их символами, просто не вычленяет в этой композиции двух любовников. Люди постарше, напротив, сначала видят пару, а уж потом дельфинов.


Список таких двойственных картинок можно продолжать бесконечно:


На картинке выше большинство людей видят сперва лицо индейца, а уже затем переводят взгляд влево и различают силуэт в шубе. Изображение ниже обычно трактуется всеми как черная кошка, и только потом в ее контурах проступает мышь.


Очень простая картинка-перевертыш – что-то подобное можно без труда сделать своими руками.


Иллюзии цвета и контраста

Увы, человеческий глаз несовершенен, и в своих оценках увиденного мы (сами того не замечая) часто опираемся на цветовое окружение и яркость фона объекта. Это ведет к очень интересным оптическим иллюзиям.

Серые квадраты

Оптические иллюзии цветов – одни из самых популярных видов обмана зрения. Да-да, квадраты A и B окрашены в один и тот же цвет.


Такая уловка возможна благодаря особенностям работы нашего мозга. На квадрат B падает тень без резких границ. Благодаря более темному «окружению» и плавному градиенту тени кажется, что он значительно светлее квадрата A.


Зеленая спираль

На этой фотографии всего три цвета: розовый, оранжевый и зеленый. Не верите? Вот что получится, если заменить розовый и оранжевый на черный.


Платье бело-золотое или сине-черное?

Впрочем, основанные на восприятии цвета иллюзии не редкость. Взять к примеру хотя бы покорившее в 2015 году интернет бело-золотое или черно-синее платье. Какого же цвета на самом деле было это загадочное платье, и почему разные люди воспринимали его по-разному?

Разъяснение феномена платья очень простое: как и в случае с серыми квадратами, все зависит от несовершенной хроматической адаптации наших органов зрения. Как известно, сетчатка человека состоит из двух видов рецепторов: палочек и колбочек. Палочки лучше фиксируют свет, а колбочки – цвет. У каждого человека соотношение колбочек и палочек разное, поэтому определение цвета и формы объекта немного отличается в зависимости от доминирования того или иного вида рецепторов.

Те, кто увидел платье бело-золотистым, обратили внимание на ярко освещенный задний фон и решили, что платье находится в тени, а значит, белый цвет должен быть темнее обычного. Если же платье показалось вам сине-черным, значит, ваш глаз в первую очередь обратил внимание на основной цвет платья, который на этой фотографии действительно имеет синий оттенок. Затем ваш мозг рассудил, что золотистый оттенок – черный, посветлевший из-за направленных на платье лучей солнца и плохого качества фото.


В действительности платье было синее с черными кружевами.


А вот другая фотография, поставившая в тупик миллионы пользователей, которые никак не могли решить, стена перед ними или же озеро.



Государственное учреждение образования

«Гимназия имени Я. Купалы»

«Геометрия зрения, иллюзии. Морис Эшер.»

Ученика 7 «А» класса

Гимназии имени Я.Купалы

Трояна Артёма Александровича

Научный руководитель – учитель

Гимназии имени Я.Купалы

Чак Елена Николаевна

Мозырь-2010

Введение

1. Разновидности иллюзий.

2. Анатомия зрения

3. Иллюзии, связанные с особенностями строения глаза

3.1 Иррадиация

3.2 Слепое пятно

3.3 Астигматизм

4. Геометрия зрения

5. Оптические иллюзии

6. Ма́уриц Корне́лис Э́схер

6.1 Биографические сведения

6.2 Творчество

6.3 Математическая составляющая в работах Эшера

6.3.1 Невозможные фигуры

6.3.2 Визуальные парадоксы

6.3.3 Мозаика

6.3.4 Метаморфозы

6.3.5 Многогранники

6.3.6 Самовоспроизведение

Заключение

Литература

Введение

В гимназии я изучаю такой предмет, как геометрия. Это наука со своим специфическим методом познания мира, так как она изучает форму и взаимное расположение фигур в пространстве, их свойства. Это пространство, которое окружает нас. Все предметы в окружающем нас мире имеют три измерения, хотя не у всех можно указать длину, ширину, высоту Мир, в котором мы живем, наполнен геометрией домов и улиц, гор и полей, творения природы и человека. Представители естественных наук, в частности физиков и астрономов всегда волновала надежность визуальных наблюдений.

Мы привыкли доверять собственному зрению, однако оно нередко обманывает нас, показывая то, чего в действительности не существует. В такие моменты мы сталкиваемся со зрительными иллюзиями - ошибками зрительного восприятия. Ученые создали немало обманчивых картинок, наглядно демонстрирующих, сколь ограничены возможности человеческого глаза.

Впервые увидев картины художника-одиночки Мориса Эшера я заинтересовался ими и решил исследовать математическую сторону иллюзий, проанализировать необычные работы художника.

Цель работы: объяснить зрительные иллюзии с точки зрения геометрии, увидеть и обосновать математическое начало в творчестве Мориса Эшера; углубить понимание природы зрения и восприятия в целом, в том числе иллюзорном.

Задачи исследования:

1. изучить теоретический материал по данной теме;

2. изучить и систематизировать картины Мориса Эшера;

3. найти примеры использования оптических иллюзий.

  1. Разновидности иллюзий

Иллю́зия (лат. illusio - заблуждение, обман) - искаженное восприятие реально существующего объекта или явления. Иллюзии могут возникать у психически здоровых людей.

Разновидности иллюзий:

Физические - связаны с действующими в мире объективными законами физики (например, оптическая иллюзия: ложка, частично погруженная в стакан с водой, воспринимается как надломленная).

Оптические иллюзии - ошибки в зрительном восприятии, вызванные неточностью или неадекватностью процессов неосознаваемой коррекции зрительного образа.

Звуковые иллюзии.

Физиологические - связаны с особенностями периферических или центральных звеньев анализаторов (органов чувств) человека (например, если несколько раз поднять одновременно обеими руками пару различных по массе предметов, а затем другую пару предметов одинаковой массы, то предмет, оказавшийся в руке, в которой до того был более легкий, покажется более тяжелым, чем предмет, находящийся в другой руке).

Аффективные - возникают под влиянием выраженных колебаний настроения или в связи с остроформирующимся аффектом страха, тревоги.

Вербальные - возникают в результате искаженного восприятия реальных разговоров окружающих людей.

Органические (метаморфопсии) - искаженное зрительное восприятие формы, величины, цвета, пространственного расположения, состояния покоя или движения реально существующего предмета; различают аутометаморфопсии (ощущения изменения величины, формы частей собственного тела) и экзометаморфопсии (нарушения восприятия окружающих предметов); данный вид расстройств восприятия может наблюдаться не только у психически больных, но и у психически здоровых людей с патологией органа зрения.

Иллюзии осознаваемости (воплощенной осознаваемости) - ощущение, что рядом якобы кто-то находится; этот вид иллюзий выделен К. Ясперсом; по мнению автора, данный вид иллюзий является признаком формирования галлюцинаций и бреда.

Парейдолические (функциональные иллюзии) - особый вид иллюзий, при которых из сложных узоров (на ковре, зимнем стекле) возникают и постепенно развиваются сложные фантастические картины.

  1. Анатомия зрения

То, о чем мы думаем как о чем-то, что мы видим, дает нам гораздо более достоверные сведения о нас самих, нежели об окружающем мире. И эта идея лежит в основе главнейших психологических и духовных учений мира.

Когда ученые объясняют феномен зрения, они часто начинают, сравнивают глаз с фотоаппаратом. Свет, подобно тому, как это происходит с линзами аппарата, попадает в глаз через небольшое отверстие - зрачок, расположенный в центре радужной оболочки глаза. Зрачок может быть шире или уже: таким образом, регулируется количество попадающего света. Далее свет направляется на заднюю стенку глаза - сетчатку, в результате чего в мозгу возникает определенная картинка (образ, изображение). Точно так же, когда свет попадает на заднюю стенку фотоаппарата, изображение фиксируется на пленку. Однако анатомия зрения не сводится к этому. Чтобы понять процесс сознательного визуального восприятия, необходимо исследовать и то, как человек, чтобы видеть, одновременно использует и глаза, и мозг, а для этого недостаточно простой аналогии с фотоаппаратом. Занимаясь изучением анатомии человеческого зрения, быстро обнаружим, что свет, проникая в глаза, способствует возникновению целого ряда явлений и процессов в нашем сознании, естественно, влияя на нашу жизнь в целом. Более того: хорошо видеть - не значит просто иметь острое зрение. Зрение формирует саму нашу жизнь, определяя не только то, насколько точно и отчетливо мы можем воспринимать свет, различать цвета и видеть те образы, что проходят перед нами, но и то, как мы проживаем собственную жизнь, что мы при этом испытываем и как взаимодействуем с окружающим миром.

Оптические обманы - не случайные спутники нашего зрения: они сопровождают его при строго определенных условиях, с неизменным постоянством закономерного явления и имеют силу для каждого нормального человеческого глаза. То, что человеку свойственно при известных обстоятельствах поддаваться иллюзиям зрения, обманываться относительно источника своих зрительных впечатлений, не следует вовсе рассматривать как всегда нежелательный недостаток, безусловный порок нашей организации, устранение которого было бы для нас во всех отношениях благотворно.

Что касается причин, обусловливающих ту или иную иллюзию зрения, то только для весьма немногих оптических обманов существует твердо установленное, бесспорное объяснение; к ним принадлежат те, которые обусловлены строением глаза: иррадиация, иллюзия Мариотта (слепое пятно), иллюзии, продолжаемые астигматизмом, и т. п.

Одна из самых известных оптико-геометрических иллюзий - иллюзия Мюллера-Лайера. Посмотрев на этот рисунок, большинство наблюдателей скажет, что левый отрезок со стрелочками наружу длиннее правого со стрелочками, направленными внутрь.

  1. Иллюзии, связанные с особенностями строения глаза

Закрыть левый глаз и посмотреть правым на фигуру, изображенную слева, держа рисунок на расстоянии 15-20 см. от глаза. При некотором положении рисунка относительно глаза изображение правой фигуры перестает быть видимым.

3.1 Иррадиация

Рассмотрим одну из самых распространенных иллюзий (Приложение 1). При рассматривании издали белые фигуры внизу - круг и квадрат - кажутся крупнее черных, хотя те и другие равны. Чем больше расстояние, тем иллюзия сильнее. Явление это называется иррадиацией.

Иррадиация обусловлена тем, что каждая светлая точка предмета дает на сетчатке нашего глаза не точку, а маленький кружок (вследствие так называемой сферической аберрации); поэтому светлая поверхность окаймляется на сетчатке светлой полоской, увеличивающей занимаемое ею место. Черные же поверхности дают изображения, уменьшенные за счет светлой каймы окружающего фона.

Эффектом иррадиации объясняется и различное впечатление от поверхностей, покрытых поперечными или продольными полосками. Поле с поперечными полосками кажется более низким, чем поле с продольными, так как белый цвет окружающий поля проникает наверху и внизу между полосками и визуально уменьшает высоту поля.

3.2 Слепое пятно

Естественные иллюзии появляются из-за особенностей в строении нашего зрительного аппарата. На поверхности сетчатки, у основания зрительного нерва, есть участок лишенный чувствительных к свету клеток. Лучи, приходящие в эту зону, не воспринимаются нами. Мы можем «терять» элементы окружающей нас картинки, если они совпадают со слепым пятном.

Чтобы подтвердить это явление проведем ряд экспериментов.

1. Рассматривая левым глазом крестик (Приложение 2) в правой части фигуры, мы на некотором расстоянии не увидим вовсе черного кружочка, хотя будем различать обе окружности. Круг совпал со слепым пятном.

2. Закрыв правый глаз, смотрите левым на верхний крестик (Приложение 2), с расстояния 20 - 25 сантиметров. Вы заметите, что средний большой белый кружок исчезает совершенно, хотя оба меньших кружка по бокам его хорошо видны. Если, не меняя положения рисунка, смотреть на нижний крестик, кружок исчезает только отчасти. Этот опыт носит имя своего создателя – Мариотта.

Исчезновение элементов в этих опытах обусловлено тем, что при указанном положении глаза относительно фигуры изображение кружка попадает на так называемое слепое пятно - место входа зрительного нерва, нечувствительное к световым раздражениям.

Известно, что Мариотт забавлял английского короля Карла II и его придворных тем, что учил их видеть друг друга без головы. Сетчатая оболочка глаза в том месте, где в глаз входит зрительный нерв, не имеет светочувствительных окончаний нервных волокон (палочек и колбочек). Следовательно, изображения предметов, приходящиеся на это место сетчатки, не передаются мозгу.

Вот интересный пример. На самом деле круг идеально ровный. Стоит прищуриться, и мы это видим.

3.3 Астигматизм

Астигматизмом - это неодинаковая выпуклость роговой оболочки глаза в различных направлениях (вертикальном, горизонтальном). Редкий глаз вполне свободен от этого несовершенства. Приблизительно 10% всех людей страдают врожденным астигматизмом.

Рассмотрим ещё одну иллюзию, связанную с астигматизмом. Эта фигура

(Приложение 3) дает другой способ обнаружить астигматизм глаза. Приближая ее к исследуемому глазу (закрыв другой), на некотором, довольно близком, расстоянии, сосредоточив взгляд на белом квадратике вверху, вы приблизительно через полминуты заметите, что нижняя белая полоса исчезнет (вследствие утомления сетчатки).

- (иллюзия восприятия) неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств; искажение восприятия частных признаков некоих предметов или изображений. Иногда так называют сами конфигурации раздражителей, вызывающие подобное восприятие.… … Большая психологическая энциклопедия

Иллюзия - Иллюзия ♦ Illusion Не то же, что ошибка. Иллюзия – представление, находящееся в плену собственной точки зрения. Иллюзию не способно поколебать даже осознание ее ложности: я прекрасно знаю, что Земля обращается вокруг Солнца, но это нисколько … Философский словарь Спонвиля

- (лат. illusio – обман) поверхностное представление, чистая фантазия; в практической жизни – облегчающий самообман («предаваться иллюзиям») вместо трезвого взгляда на факты. «Освобождение от иллюзий» (разрушение иллюзий) связано часто с большим… … Философская энциклопедия

- (лат. illusio, от illudere, играть). 1) самообман, игра воображения. 2) плоды мечтательности. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИЛЛЮЗИЯ лат. illusio, от illudere, играть. а) Обман чувства (см.… … Словарь иностранных слов русского языка

См. мечта, надежда, обман, призрак рассеивать иллюзии... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. иллюзия фантом, мечта, надежда, обман, призрак; дым, химера, обман чувств, ошибка … Словарь синонимов

ИЛЛЮЗИЯ, несоответствие между восприятием объекта и объективной реальностью. К иллюзиям относится и такое явление, как галлюцинации. Иллюзии могут быть обусловлены нарушением деятельности любого из пяти органов чувств. Наиболее часто встречаются… … Научно-технический энциклопедический словарь

- [илю] иллюзии, жен. (лат. illusio насмешка, обман) (книжн.). Искаженное восприятие действительности, основанное на обмане чувств, принятие кажущегося, мнимого за действительное. Оптическая иллюзия. || перен. Существующее лишь в воображении,… … Толковый словарь Ушакова

иллюзия - и, ж. illusion f. <, лат. illusio насмешка, обман. 1. Ложное, ошибочное представление, основанное на обмане чувств. БАС 1. Живое изображение его величества, толикими иллузиями питаемое. АК 8 285. Надлежит быть вне нас множеству вихрей материи … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ИЛЛЮЗИЯ, и, жен. 1. Обман чувств, нечто кажущееся; болезненное состояние ошибочное восприятие предметов, явлений (спец.). Оптическая и. Слуховые иллюзии. Аффективные иллюзии (под влиянием аффекта). 2. перен. Нечто несбыточное, мечта. Предаваться… … Толковый словарь Ожегова

Жен., франц. видимость, мнимое, обманчивость, обман чувств; обман воображенья, надежд и пр. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

- «ИЛЛЮЗИЯ (новелла в киноальманахе «Трое из нас»)», СССР, АРМЕНФИЛЬМ, 1987, цв. Притча. Герой приходит в милицию и делает заявление о том, что семь лет назад убил жену и ее любовника, после чего скрывался в горах. Проницательный следователь,… … Энциклопедия кино

Книги

  • Иллюзия 2 , Тармашев Сергей Сергеевич. "Иллюзия 2"-новая книга Сергея Тамашева, автора бестселлеров русской фантастики" Древний" и"Заражение" . Продолжение первой книги о носителях Древней Крови. История наследницы Древней Крови…

Иллюзии – искаженное восприятие реально существующих объектов (отличаются психологической непонятливостью, выпадением из смыслового контекста ситуаций).

Классификация :

I. Иллюзии, связанные с нарушением психической деятельнос­ти, чаще всего подразделяются на аффективные или аффектогенные, вербальные и парэйдолические.

· Аффективные (аффектогенные) иллюзии возникают под влия­нием сильного чувства, такого аффекта как сильный страх, чрез­мерное нервное напряжение. В таком напряженном состоянии человек прозрачную штору ошибочно воспринимает как качаю­щийся скелет, пальто на вешалке кажется страшным бродягой, галстук на спинке стула - ползущей змеей, в шуме вентилятора слышатся угрозы в свой адрес и т.д.

· Вербальные иллюзии выра­жаются в ошибочном восприятии смысла слов, речей окружаю­щих, когда вместо нейтрального для больного разговора окружаю­щих он слышит (что обычно также бывает на фоне сильного стра­ха) угрозы, ругательства, обвинения, якобы относящиеся к нему.

· Парэйдолические иллюзии - расстройства восприятия, когда действительно существующие образы воспринимаются изменённо, обычно в причудливо-фантастическом виде. Например, узор на обоях вос­принимается как гигантская жаба, тень от торшера - как голова какого-то страшного ящера, узоры на ковре - как прекрасный, никогда прежде не виданный пейзаж, очертания облаков - как живописная группа людей.

I. Физические, физиологические и психические.

А) Физические иллюзии обусловлены особенностями среды, в которых находится воспринимаемый объект. Например, горный массив воспринимается окрашенным в разные цвета в лучах заходящего солнца, как мы это видим на картинных Р.Рериха. Предмет, находящийся в прозрачном сосуде наполовину заполненный жидкостью, кажется изломанным в месте границы жидкости и воздуха.

Б) Физиологические иллюзии возникают в связи с условиями функционирования рецепторов. Холодная вода после пребывания на морозе воспринимается теплой, легкий груз после длительного физического напряжения – тяжелым.

В) Психические иллюзии, чаще их называют аффективными в связи с эмоциональным состоянием страха, тревоги, ожидания. Тревожно-мнительный человек идущий в позднее время слышит за собой шаги преследователя Находящийся в состоянии алкогольной абстиненции в пятнах на стене видит различные лица или фигуры.

· Парейдолические иллюзии относятся к психическим, представляют из себя разновидность зрительных с меняющимся содержанием ошибочных образов. Они нередко возникают в инициальном периоде психотических состояний, в частности алкогольного делирия. Больные в рисунках обоев, ковров видят меняющиеся лица, движущиеся фигуры людей, даже картины боя.


Остальные иллюзии зачастую не являются симптомом психического заболевания, нередко встречаются у психически здоровых лиц в указанных выше условиях.

II. Основывается на их разграничении по анализаторам :

· зрительные,

· слуховые,

· тактильные,

· обонятельные,

· вкусовые.

Чаще всего вы­деляют зрительные и слуховые. Кратковременно они могут воз­никать и у здоровых людей, находящихся в состоянии тревоги, напряженного ожидания, сильного волнения1. Однако скорее всего они сигнализируют о начинающемся психозе, о болезни,

Иллюзии не являются абсолютным признаком психического заболевания, поскольку встречаются и у здоровых людей. Однако в отличии от последних у психически больных иллюзорные расстройства множественные и включаются в общую психопатологическую симптоматику того или иного заболевания. Они с трудом выявляются во время беседы с больным, так как часто оттесняются более тяжелыми расстройствами - галлюцинациями. Обычно практически здоровый человек критически относится к появлению у него иллюзий, правильно осмысливает и вовремя корригирует их. Психически же больной принимает кажущееся за действительное, не анализируя с достаточной критикой развившееся у него патологическое расстройство. У здорового человека иллюзорные переживания, как правило, единичны, преходящи, у больного они более разнообразны и устойчивы.

Нарушения сферы восприятия, особенно галлюцинации и иллюзии. относятся к числу важнейших, классических признаков психических расстройств, более того, большинство из них являются показателем грубого и тяжелого нарушения душевной деятельности - психоза. Гиперестезии, гипестезии, анестезии - признаки непсихотическиж отклонений, а наиболее выраженные и стойкие сенестопатии - показатели, по крайней мере, субпсихотических расстройств.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!