Сообщение об одноклеточных водорослях. Одноклеточные водоросли

Водоросли обнаруживаются повсеместно во всех пригодных для жизни местообитаниях. В пресноводных водоемах водоросли чаще всего имеют микроскопические размеры, но в морях встречаются во­доросли, достигающие десятков метров в длину.

Обитают водоросли в водоемах любого типа, но некоторые приспособились к жизни на суше (в почве и на ее поверхности, на камнях и скалах, стволах де­ревьев и т.д.). Одни из них свободно (активно или пассивно) переме­щаются в толще воды, другие ведут прикрепленный образ жизни.

Водоросли - это разнородная в таксономическом отношении группа организмов, которые возникли и эволюционировали незави­симо друг от друга. Водоросли - это фотосинтезирующие организ­мы, выделяющие кислород, которые обитают преимущественно в во­де. Тело водорослей представлено талломом, или слоевищем, а не разделяется на многоклеточные вегетативные органы. Для водорослей характерны одноклеточные органы размножения (спороношения и полового размножения). В настоящее время эта группа объединяет примерно 35^40 тысяч видов.

По строению тела водоросли делятся на одноклеточные, колони­альные и многоклеточные. Клетки многих водорослей по своему строению похожи на растительные, то есть у них имеются клеточная стенка, вакуоль с клеточным соком и хлоропласты, которые у водо­рослей называются хроматофорами. В хроматофорах находятся пиг­ментные системы, в состав которых входят хлорофиллы и каротинои­ды. Комбинации этих пигментов обусловливают окраску талломов водорослей. Некоторые водоросли утратили способность к фотосин­тезу и полностью перешли на гетеротрофный тип питания.

Размножение у водорослей может происходить тремя способами: вегетативным (деление клетки пополам, фрагментами колоний и ни­тей, специализированными структурами), бесполым (подвижными зооспорами и неподвижными апланоспорами) и половым путем с уча­стием гамет. Половой процесс у водорослей бывает трех типов: изо­гамия, при которой происходит слияние подвижных гамет, одинако­вых по размеру и форме; гетерогамия, при которой сливаются под­вижные гаметы, имеющие одинаковую форму, но отличающиеся по размерам; оогамия, когда сливается неподвижная крупная женская гамета (яйцеклетка) с мелким подвижным сперматозоидом. Отдель­ным типом полового процесса является конъюгация. При конъюгации сливаются протопласты двух гаплоидных вегетативных клеток и об­разуется диплоидная зигота.

Строение и жизнедеятельность одноклеточных водорослей

могут быть рассмотрены на примере хламидомонады и хлореллы.

Хламидомонада - зеленая водоросль, которая обитает в лужах и других мелких водоемах. По форме клетки эта водоросль напоминает каплю. Снаружи клетка хламидомонады покрыта клеточной стенкой, состоящей из пектина. Водоросль передвигается в воде с помощью двух одинаковых жгутиков, расположенных на переднем конце клет­ки. Большую часть клетки занимает чашевидный хроматофор. Ближе к переднему концу в нем расположен красный глазок, который вос­принимает свет. В хроматофоре происходит процесс фотосинтеза и откладывается запасной полисахарид - крахмал. В цитоплазме клет­ки расположены ядро и две сократительные вакуоли. Вакуоль с кле­точным соком у хламидомонады отсутствует. Размножение у хлами­домонады бесполое и половое. Бесполое размножение осу­ществляется с помощью зооспор, которые формируются внутри мате­ринской клетки. Чаще всего формируется 2-4-8 двужгутиковых зоо­спор, каждая из которых после выхода в воду дорастает до размеров взрослой особи. При половом размножении под оболочкой материн­ской клетки образуются двужгутиковые гаметы, которые попарно сливаются и образуют зиготу. Зигота покрывается толстой оболочкой и зимует. Весной ядро в ней мейотически делится, и в результате формируются четыре молодые гаплоидные хламидомонады. Таким образом, большая часть жизненного цикла хламидомонады протекает в гаплоидной стадии, диплоидной у нее является только зигота.

В пресных и соленых водоемах, а также в почве и на ее поверхно­сти встречается одноклеточная зеленая водоросль хлорелла. Ее клетка имеет шаровидную форму, покрыта плотной целлюлозной оболочкой. В цитоплазме находится ядро и крупный чашевидный хроматофор.

Хлорелла размножается только бесполым путем с помощью округлых неподвижных апланоспор. Хлорелла - удобный объект для научных исследований, с ее помощью активно изучаются многие процессы, происходящие в фотосинтезирующих клетках. Ее использовали на космических кораблях для регенерации воздуха и утилизации органи­ческих остатков в замкнутых системах жизнеобеспечения.

Представителями нитчатых водорослей являются улотрикс и спирогира.

Нитчатая зеленая водоросль улотрикс обитает преимущественно в пресных водоемах и образует зеленый налет на подводных предметах. К субстрату нить улотрикса прикрепляется с помощью одной бес­цветной базальной клетки (ризоида). Нити улотрикса не ветвятся и состоят из коротких одинаковых клеток. В цитоплазме клетки распо­ложены ядро и хроматофор в виде незамкнутого кольца. Большая часть клетки занята вакуолью с клеточным соком. Размножается улотрикс вегетативным, бесполым и половым путем. Четырехжгути­ковые зооспоры формируются внутри клеток улотрикса, выходят в воду, плавают, затем прикрепляются к подводным предметам и начи­нают делиться, формируя новые нити. В результате первого деления образуются две разнокачественные клетки: одна бесцветная (ризоид), другая зеленая. При делении последней происходит нарастание нити тела водоросли. При половом размножении в клетках образуются двужгутиковые гаметы. Половой процесс изогамный. Выйдя из мате­ринской клетки, гаметы сливаются в воде, образуя четырехжгутико­вую зиготу, которая, проплавав определенное время, одевается обо­лочкой. После периода покоя в зиготе в результате мейотического деления формируются 4 гаплоидные зооспоры, которые после выхода в воду прорастают в новые нити. Таким образом, большую часть жиз­ненного цикла улотрикс проводит в гаплоидном состоянии, диплоид­на у него только зигота.

Другая широко распространенная зеленая нитчатая водоросль - спирогира образует скопления зеленой тины в пресных водоемах. Ни­ти ее не ветвятся, состоят из крупных цилиндрических клеток, одетых целлюлозной оболочкой и слизью. В центре клетки расположена крупная вакуоль с клеточным соком, в которой на цитоплазматиче­ских нитях подвешено ядро. Хроматофор спирально закрученный. В одной клетке могут быть несколько хроматофоров. Размножается спирогира вегетативным (при разрывах нитей) и половым способом.

Половой процесс у спирогиры протекает по типу конъюгации. При этом сливается содержимое вегетативных клеток двух рядом распо­ложенных нитей. Образующаяся диплоидная зигота одевается обо­лочками и превращается в зимующую стадию. Весной ядро претерпе­вает мейотическое деление, три гаплоидных ядра отмирают, и вырастает только одна новая гаплоидная нить спирогиры.

Водоросли, которые обитают в морях, могут быть одноклеточ­ными, колониальными и многоклеточными. Наиболее крупные талло­мы имеют бурые, красные и зеленые водоросли. Бурые водоросли яв­ляются многоклеточными организмами с желто-бурой окраской, которая обусловлена наличием большого количества желтых и бурых пигментов. Наиболее густые заросли бурые водоросли образуют до глубины 15 м, хотя могут заходить и до глубины 40-100 м. В северных и умеренных широтах произрастает одна из самых распространенных бурых водорослей - ламинария, или морская капуста, таллом которой может достигать в длину 20 м. В ее талломе содержится много амино­кислоты метионина, йода, углеводов, минеральных веществ и витами­нов, по содержанию которых она может превосходить многие овощи и кормовые травы. В жизненном цикле ламинарии происходит чередо­вание бесполого и полового поколений. Эту водоросль культивируют в северных морях России и странах Юго-Восточной Азии.

Красные водоросли, или багрянки, в основном обитают в морях. Они называются так из-за окраски таллома, которая меняется в зави­симости от соотношения пигментов от темно-малинового, розового до голубовато-зеленого или желтого цвета. Наличие красного пиг­мента позволяет красным водорослям обитать на больших глубинах (до 200 м). Это самые глубоководные водоросли. Их многоклеточные слоевища имеют вид красивых сложнорассеченных пластинок, иногда кустиков, напоминающих кораллы, но некоторые представители мо­гут состоять из единственной клетки или образовывать колонии. В состав клеточной стенки красных водорослей помимо целлюлозы входит агар. Многие багрянки съедобны.

Значение водорослей в природе и хозяйстве многообразно. Во­доросли способны синтезировать органические вещества из неорга­нических в процессе фотосинтеза. В водных экосистемах они чаще всего выполняют роль продуцентов, то есть несут ту же функцию, что и зеленые растения на суше. Это начальное звено в цепях питания.

В процессе фотосинтеза они выделяют большое количество ки­слорода. Кислород растворяется в воде и используется для дыхания другими организмами.

Заросли водорослей служат местом обитания, укрытия и размно­жения многих животных, то есть водоросли формируют разнообраз­ные водные биотопы.

При наступлении благоприятных внешних условий некоторые во­доросли способны массово размножаться и вызывать цветение воды. Зеленое цветение воды в канавах, лужах и ямах чаще всего обуслов­лено размножением эвгленовых водорослей. Большой урон рыболов­ству наносят красные приливы - цветение морей, вызванное рядом микроскопических одноклеточных водорослей (отсюда название - Красное море). Водоросли, вызывающие «красные приливы», выде­ляют вещества, токсичные для животных и человека.

Почвенные водоросли участвуют в формировании структуры поч­вы, обеспечивают частично ее плодородие, насыщают почву кислоро­дом, принимают участие в формировании ряда горных и осадочных пород.

Водоросли широко употребляют в пищу (виды рода порфира, ла­минария). Ряд видов успешно культивируют.

Красные водоросли используют для получения агара. Он обладает желирующими свойствами и используется для изготовления желе, пастилы, суфле, ряда конфет и других продуктов, а в микробиологии для приготовления сред, на которых выращиваются микроорганизмы.

Бурые водоросли - единственный источник получения альгина­тов - соединений альгиновой кислоты, которые используют в пище­вой промышленности.

Ряд водорослей (ламинарии, фукусы, аскофиллум) идет на корм скоту и получение удобрений.

Водоросли применяются в медицине при лечении ряда заболева­ний. В последние годы препараты из водорослей применяют для вы­ведения радионуклидов.

Некоторые водоросли используют в качестве индикаторных орга­низмов для определения степени загрязнения водоемов. Используют их и для очистки сточных вод.

Многие водоросли служат хорошими модельными объектами для научных исследований.

Выберите один правильный ответ.

1. У водорослей не бывает

2) листьев

4) ни стебля, ни листьев, ни корней

2. Хроматофор - это

1) оболочка клетки водоросли

2) хлоропласт водоросли

3) орган размножения водоросли

4) листовая пластинка бурых водорослей

3. Водоросли размножаются

1) вегетативно

2) зооспорами

3) половым путем

4) всеми перечисленными выше способами

4. Половое размножение не обнаружено у

1) спирогиры 3) хламидомонады

2) хлореллы 4) ламинарии

5. При бесполом размножении хламидомонады она образует

1) одну зооспору

2) шесть зооспор

3) восемь зооспор

4) неопределенное большое количество зооспор

6. Хламидомонада размножается половым путем

1) в неблагоприятных условиях

2) в благоприятных условиях

3) постоянно, независимо от внешних условий

4) только в лабораторных условиях

7. Половой процесс называется конъюгацией у

1) хламидомонады 3) хлореллы

2) ламинарии 4) спирогиры

8. Многоклеточной водорослью является

1) хламидомонада 3) спирогира

2) хлорелла 4) пиннулария

9. Одноклеточной водорослью является

1) ламинария 3) хламидомонада

2) фукус 4) спирогира

10. К нитчатым водорослям не относится

1) улотрикс 3) кладофора

2) ламинария 4) спирогира

11. Хлорофилл в клетках спирогиры расположен в

1) многочисленных пластидах

2) шаровидном хроматофоре

3) ленточном хроматофоре

4) цитоплазме в растворенном виде

12. Хроматофор в виде незамкнутого кольца имеет

1) хламидомонада 3) хлорелла

2) спирогира 4) улотрикс

13. Ризоиды водорослей служат для

1) дыхания

2) вегетативного размножения

3) прикрепления к субстрату

4) фотосинтеза

14. К отделу бурых водорослей относится

1) хламидомонада

2) ламинария

3) хлорелла

4) спирогира

15. По типу питания водоросли, как правило, относятся к

16. К нитчатым водорослям относится

1) десмококкус 4) спирогира
2) хламидомонада 5) улотрикс
3) хлорелла 6) кладофора
17. Многоклеточной зеленой водорослью является
1) хламидомонада 4) спирогира
2) хлорелла 5) кладофора
3) улотриКС 6) ламинария
18. В клетках водорослей могут содержаться следующие пигменты
1) гемоглобин 4) каротин
2) гемоцианин 5) миоглобин
3) хлорофилл 6) билирубин
19. Частями таллома может делиться
1) хламидомонада 4) спирогира
2) хлорелла 5) улотрикс
3) пиннулария 6) кладофора
20. Хлорофилл содержит
1) ламинария 4) хлорелла
2) фукус 5) анфельция
3) улотрикс 6) спирогира
21. Установите соответствие между названием водоросли и типом
к которому она относится.
Название водоросли Тип водорослей
1) десмококкус А) красные водоросли
2) кладофора Б) зеленые водоросли
3) ламинария В) бурые водоросли
4) фукус
5) цистозейра
6) порфира

>>Одноклеточные зеленые водоросли

1 - бурая водоросль фукус; 2 - морская водоросль; 3 - плаун булавовидный; 4 - папоротник; 5 - лиственница; 6 - герань луговая

§ 79. Одноклеточные зеленые водоросли

Водоросли - обитатели воды. Они живут как в водоемах с пресной водой, так и в соленых водах морей и океанов. Есть и такие, которые живут вне воды, например на коре деревьев. Водоросли очень разнообразны. Знакомство с ними начнем с одноклеточных зеленых водорослей.

Вам, наверное, приходилось летом видеть зеленую гладь пруда или тихую изумрудную заводь реки. Про такую ярко-зеленую воду говорят, что она «цветет». Попробуйте зачерпнуть ладонью «цветущую» воду. Оказывается, что она прозрачна. Множество одноклеточных зеленых водорослей, плавающих в воде, придает ей изумрудный оттенок. Во время «цветения» мелких луж или водоемов наиболее часто в воде встречается одноклеточная водоросль хламидомонада 166 .В переводе с греческого слово «хламидомонада» означает «простейший организм, покрытый одеждой» - оболочкой. Хламидомонада - одноклеточная зеленая водоросль. Она хорошо различима только под микроскопом . Хламидомонада движется в воде при помощи двух жгутиков, находящихся на переднем, более узком конце клетки . Как и все другие живые организмы, хламидомонада дышит кислородом, растворенным в воде.

Снаружи хламидомонада покрыта прозрачной оболочкой, под которой расположена цитоплазма с ядром. Имеется также маленький красный «глазок» - светочувствительное тельце красного цвета, крупная вакуоль, заполненная клеточным соком, и две маленькие пульсирующие вакуоли. Хлорофилл и другие красящие вещества у хламидомонады находятся в хроматофоре (в переводе с греческого «несущий цвет»). Он зеленый, так как содержит хлорофилл, поэтому и вся клетка кажется зеленой.

Через оболочку хламидомонада поглощает из воды минеральные вещества и углекислый газ. На свету в хроматофоре в процессе фотосинтез образуется сахар (из него - крахмал) и выделяется кислород. Но хламидомонада может поглощать из окружающей среды и готовые органические вещества, растворенные в воде. Поэтому хламидомонаду вместе с другими одноклеточными зелеными водорослями используют в очистных сооружениях. Здесь воду очищают от вредных примесей.

Летом при благоприятных условиях хламидомонада размножается делением.

Перед делением она перестает двигаться и теряет жгутики. Из материнской клетки освобождаются 2-4, а иногда и 8 клеток. Эти клетки в свою очередь делятся. Таков бесполый способ размножения хламидомонады.

При наступлении неблагоприятных для жизни условий (похолодание, пересыхание водоема) внутри хламидомонады возникают гаметы (половые клетки). Гаметы выходят в воду и соединяются попарно. При этом образуется зигота, которая покрывается толстой оболочкой и зимует. Весной зигота делится. В результате деления образуются четыре клетки - молодые хламидомонады. Это половой способ размножения.

Хлорелла - тоже одноклеточная зеленая водоросль, широко распространенная в пресных водоемах и почвах 167 . Клетки ее мелкие, шаровидные, хорошо видимые только с помощью микроскопа. Снаружи клетка хлореллы покрыта оболочкой, под которой находится цитоплазма с ядром, а в цитоплазме - зеленый хроматофор.

Хлорелла очень быстро размножается и активно поглощает из окружающей среды органические вещества. Поэтому ее применяют при биологической очистке сточных вод. На космических кораблях и подводных лодках хлорелла помогает поддерживать нормальный состав воздуха. Благодаря способности хлореллы создавать большое количество органического вещества ее используют для получения кормов.

1. Каково строение хламидомонады и как она питается?
2. Как размножается хламидомонада?
3. Как используют одноклеточные водоросли в науке, технике, народном хозяйстве?

Пользуясь препаровальной иглой, снимите зеленый налет со стенки цветочного горшка или с коры дерева. Рассмотрите водоросли под микроскопом.

Корчагина В. А., Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: Учеб. для 6 кл. сред. шк. - 24-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - 256 с.:ил.

Календарно-тематическое планирование по биологии, видео по биологии онлайн , Биология в школе скачать

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Каждый не раз наблюдал, как «цветет» вода в лужах и прудах. Вода становится ярко-зеленого цвета. Если набрать эту воду в стакан и посмотреть на свет, то можно увидеть в ней множество мелких организмов. Некоторых из них мы не можем рассмотреть невооруженным глазом. Они видны только под микроскопом. Тогда вы будете созерцать удивительный мир различных животных, которые отличаются по форме и строению и представляют собой зеленые шарики, нити, пластинки. Такие растения имеют простое строение и называются водорослями. Средой обитания водорослей является вода: пруды, реки, моря, озера, океаны. Только малая часть представителей этой группы растений могут обитать на суше в местах с повышенной влажностью.

В лужах часто обитает одноклеточная зеленая водоросль хламидомонада . Название этого организма состоит из двух иностранных слов. В переводе на русский язык «монада» означает простейший организм, «хламида» - одежда, то есть дословно – простейший организм, покрытый оболочкой (одеждой). Если рассматривать эту водоросль под микроскопом, то хламидомонада выглядит как небольшой шарик зеленого цвета. Эта водоросль передвигается с большой скоростью с помощью двух жгутиков, расположенных у нее на переднем конце.

Все хламидомонады состоят из единственной клетки. Снаружи она имеет прозрачную оболочку, под которой находится протоплазма с заключенным в нем ядром. Хламидомонада имеет формц чаши и окрашена в зеленый цвет, так как в ней находится зеленое тело – хроматофора. В связи с наличием хлорофилла хламидомонада питается и образует органические вещества, как и все зеленые растения. Эта водоросль всей поверхностью оболочки поглощает растворы минеральных солей и углекислый газ из атмосферного воздуха. При реакциях преобразования углекислого газа и воды на свету в хроматофоре хламидомонады образуется крахмал и другие органические вещества. Дыхание водоросли, так же, как и других живых организмов, осуществляется при поглощении кислорода, растворенного в воде.

Размножение хламидомонады происходит двумя способами. Более простой способ - деление организма хламидомонады вначале на две клетки. Затем каждая из вновь образованных клеток делится еще на две, возможно еще деление. Так, одна хламидомонада дает начало четырем или восьми клеткам. Все они начинают самостоятельную жизнь и увеличиваются вскоре до размеров взрослой водоросли. Этот тип размножения способом простого деления клетки носит название бесполого размножения.

Второй способ размножения сложнее описанного выше. Вначале хламидомонада делится на множество небольших подвижных клеток, каждая из которых имеет жгутик. Такие клетки соединяются парами в области передних краев – «носиками», затем их протоплазмы сливаются. Каждые из этих двух клеток образуют новый организм, который покрывается прочной оболочкой. Это дает возможность хламидомонаде выживать в неблагоприятных условиях (при низкой температуре и пониженной влажности). После окончания периода покоя при наступления благоприятных условий для жизни из такой покоящейся клетки (споры) появляется несколько клеток. Появившиеся юные хламидомонады, оставив оболочку материнской клетки, превращаются во взрослых хламидомонад. Этот тип размножения, когда две клетки соединяются, а образовавшаяся новая клетка снова делится на несколько клеток, именуется половым размножением.

Многие замечали в прудах, озерах, реках возле берега зеленую тину. Если отобрать часть такой тины, отмыть ее под проточной водой и разложить на светлой матовой поверхности, то можно увидеть, что тину образуют множество тонких зеленых нитей. Это многоклеточные водоросли зеленого цвета. Среди них часто встречается спирогира, также имеющая форму нитей. Если рассмотреть эту водоросль под микроскопом, заметно, что спирогира является длинной неветвящейся нитью, состоящей из одного ряда крупных клеток. Структура каждой клетки такова: ядро, протоплазма и хроматофор, заключенные в оболочку. Хроматофор, содержащий хлорофилл, выглядит как извитая зеленая лента.

Если поставить банку со спирогирой в воде на солнечный свет, через некоторое время станут заметны пузырьки воздуха, накапливающиеся на нитях спирогиры и стенках банки. Это объясняется тем, что спирогира, как и остальные зеленые растения, преобразует поглощенный углекислый газ в кислород. Кроме того, это растение образует крахмал – органическое вещество.

Размножение спирогиры происходит двумя способами. Более простой – путем разрыва нити на несколько частей. Также водоросль может размножаться посредством слияния двух клеток нити с формированием споры. Спора может длительно сохраняться в неблагоприятных условиях, а при прорастании из нее развивается новое растение.

Водоросли имеют огромное значение в существовании водоемов. Благодаря жизнедеятельности водорослей, из воды поглощается углекислый газ и выделяется кислород. Вследствие этого процесса обеспечиваются благоприятные условия для дыхания и жизни обитателей озер, рек, прудов, в том числе рыб. Также водоросли служат кормом мелким животным водоемов, которых, в свою очередь, поедают рыбы. А некоторые рыбы питаются водорослями. Этот факт учитывают при разведении рыбы в водоеме. Потому стараются создать благоприятную среду обитания и для водорослей. С этой целью применяют минеральные соли как удобрение для водоемов.

В большом количестве многоклеточные водоросли встречаются в океанах и морях. Морские водоросли имеют бурый или красный цвет. Бурые водоросли могут достигать в длину 100 метров, то есть имеют большую длину, чем высота самых высоких деревьев.

Практическое значение водорослей невозможно переоценить. Огромная масса этих водорослей после бури оказывается на берегу. Среди этих груд водорослей можно найти ламинарию, тело которой выглядит как длинные пластины, напоминающие листья. Ламинария используется как кормовое растение для сельскохозяйственных животных.

Китайцы называют некоторые виды водорослей «морской капустой» и употребляют их в пищу, изготавливают их водорослей разнообразные блюда местной кухни. Золу многих водорослей перерабатывают для получения йода. А перегнивающие остатки водорослей применяют в качестве удобрения на полях.

Таким образом, большая часть водорослей живет в водоемах. Среди них есть как одноклеточные, так и многоклеточные. В состав клеток водорослей, как и других зеленых растений, входит хлорофилл. В этом их отличие от бактерий. Главное отличие водорослей от цветковых растений состоит в том, что у них нет стеблей, корней и листьев. Соответственно, они не цветут и не плодоносят.

Водоросли чрезвычайно важны в окружающей среде. Ими выделяется кислород, так необходимый для дыхания животных, обитающих в водоемах. Водоросли являются кормом для некоторых видов рыб. В сельском хозяйстве морские водоросли используют как корм для скота, для удобрения полей. Из водорослей добывают йод, а также некоторые виды используют в пищу.

Урок биологии в 5 классе

Слайд 1 Тема: «Одноклеточные водоросли»

Предметные результаты:

– формировать умение отличать водоросли от других изученных растений (по таблице);

Формировать умение определять среду обитания;

формировать умение объяснять особенности строения и жизнедеятельность водорослей;

формировать умение понимать смысл биологических терминов: слоевище, водоросли .

Метапредметные и личностные результаты:

Познавательные УУД

1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

2. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

    Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные УУД

    Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока) .

    Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно .

    Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Оборудование: таблицы, текст и рисунки учебника, дидактические карточки, микроскоп, микропрепараты зеленой водоросли спирогиры. технологическая карта урока, учебник “ В.В. Пасечника «Биологии. Бактерии, грибы, растения М. : изд. Дрофа, сер. «Вертикаль» ФГОС 2014. - 141с.»..таблица.

Термины и понятия урока: хламидомонада, спирогира, слоевищные растения,

Тип: Урок «открытия» новых знаний;

Цель: организация деятельности обучающихся по изучению особенностей строения одноклеточных водорослей, приспособленность их к среде обитания и роли в природе и жизни человека.

Задачи:

Познакомить учащихся с водорослями как представителями древних растений;

Сформировать знания об их среде обитания;

Раскрыть особенности строения тела;

Показать строение одноклеточных водорослей на примере хламидомонады;

Познакомить с многообразием одноклеточных и многоклеточных водорослей;

Показать значение водорослей в природе и жизни человека;

Продолжить развивать умение пользоваться микроскопом;

Продолжить формирование умения работать с учебником;

План урока:

1. Организационный момент

2. Объяснение нового материала. Лабораторная работа.

3. Закрепление

4. Домашнее задание

Оборудование: дидактические карточки, микроскоп, микропрепараты зеленой водоросли спирогиры.

Ход урока:

1. Организационный момент (5 мин).

Актуализация проблемы:

Вступительное слово учителя: Всем добрый день! Здравствуйте! РЕБЯТА, посмотрите в окно и улыбнитесь окружающему нас миру, посмотрите, друг на друга, улыбнитесь и пожелайте здоровья себе и повернитесь и улыбнитесь нашим гостям.

А теперь какое у вас настроение? Вот с этим настроением начинаем работать. Работа у нас предстоит очень серьёзная, и я желаю всем успеха, чтобы к концу урока настроение ни у кого не испортилось. Успешная работа бывает только у людей внимательных.

Слайд 2 Сергей: У меня дома есть, вот такой аквариум и мои рыбки в аквариуме все водоросли съели - и валлиснерию, и рдест.

Слайд 3 Слайд Биолог: Ты ошибаешься, валлиснерия и рдест - цветковые растения. Но не всё, что в воде растет, - водоросли.

1. Чем отличаются взгляды Сергея и мои? (Вы говорите о растениях, а Сергей о водорослях)

И задала я этот вопрос не случайно, потому что тема нашего урока действительно будет связана с водорослями. Попробуйте предположить, о чём мы будем с вами говорит на уроке, и если это урок биологии.(О строении, приспособленности хламадомонады к среде обитания ит.д.)

Ещё предположения по поводу темы урока есть?

Слайд 4 . К стати, - Посмотрите на представленные слайды,

Как называются водоросли? (зеленая водоросль хламидомонада, спирогира )

Сколько клеток у хламидомонады? (одна )

А все ли водоросли состоят из одной клетки как хламидомонада? (нет )

Чем отличаются представленные на слайдах водоросли?

Таким образом, какие две группы “Водорослей” можно выделить на основании этого слайда?

Водоросли Слайд 5

Одноклеточные Многоклеточные

(хламидомонада) (спирогира)

(Среди водорослей встречаются одноклеточные, многоклеточные формы .) Поэтому сегодня мы обсудим на уроке только одноклеточные водоросли. Давайте откроем тетради и запишем тему урока. Как она будет называться?

Слайд 6 (Одноклеточные водоросли)

Ребята сегодня мы работаем по группам. (1,2,3,4,5групп)

А теперь посовещайтесь в парах (группах) и предложите план изучения темы. Он может быть в виде вопросов, словосочетаний, предложений, не слишком громоздких.

Чья группа готова дайте знак.

1. Определение водорослей.

2. Среда обитания водорослей

3. Строение водорослей.

4. Способ питания водорослей.

5.Значение водорослей в природе и жизни человека

Слайд 7 План

У нас план получился из 5 пунктов.

Вы доказали, что вы внимательны, поэтому помните, что план – это результат, который вы должны получить к концу урока, то есть вам нужно научиться раскрывать каждый пункт предложенного вами плана.

Спасибо вам за идеи и предложения, а у меня для вас целая корзина идей. Вынимайте записку с идеей, читайте вслух. Если идея принимается, мы её оставляем в корзине, а в конце урока обсудим, удалось ли эту идею реализовать.

Сегодня мы учимся выделять самую главную информацию

Сегодня мы учимся писать умные шпаргалки

Сегодня мы учимся красиво оформлять свои мысли

Сегодня мы учимся ловить подсказки учителя

Сегодня мы учимся слушать друг друга

Сегодня мы учимся убедительно доказывать.

Ну а теперь, когда тема, план и задачи урока определены, работаем по плану.

    Дайте определение понятию водоросль.

(Приведите примеры) Почему это сложно сделать?

Слайд 8. П редлагаю помощь: Из списка выбрать нужные слова и составить определение. (Работаем в группах)

Обитающие, одноклеточные, организмы, или, в водной среде, многоклеточные

(Одноклеточные или многоклеточные организмы обитающие в водной среде) Слайд 9 Слово «водоросли» буквально означает лишь то, что это растения, живущие в воде, однако не все растения в водоемах можно с научной точки зрения назвать водорослями, такие растения, как тростник, камыш, рогоз, кувшинки, кубышки, мелкие зеленые пластинки ряски и др., являются семенными (или цветковыми) растениями.

Какие царства живой природы вам известны? Слайд10

А к какому царству можно отнести водоросли? (Царству растений)

Вот это нам и предстоит доказать, что водоросли относятся к царству растений?

    Рассмотрим место обитания

Где могут обитать одноклеточные водоросли?

Слайд 11 . Почти все водоросли обитают в воде. Немногие - на камнях, древесине, песке, коре. Водоросли населяют моря, реки и озера лишь на тех глубинах, куда проникает солнечный свет.

Запишем в тетрадях: Среда обитания: в воде, во влажных местах, на камнях и древесине.

Какой следующий пункт плана?

3.Строение.

Давайте вспомним, из каких основных органоидов состоит растительная клетка? Обратимся к плакату.(оболочка, цитоплазма, ядро, хлоропласты)

Слайд 12. А у хламидомонады можно их найти?Какие ещё имеются органоиды? Ловите мою подсказку. Кто может нам в этом помощь? Ну, конечно учебник. Давайте обратимся за помощью к учебнику, откройте стр.94 первый абзац. (Прочитали)

Кто нам может рассказать? Так какие ещё органоиды имеются у хламидомонады?

Слайд13 Хламидомонада (с греческого “простейший организм, покрытый одеждой-оболочкой). Хламидомонада имеет овальную форму и два жгутика, благодаря которым она передвигается в воде. Снаружи покрыта прозрачной оболочкой, под которой расположены цитоплазма, ядро, хлоропласт чашевидной формы и красный «глазок», с помощью которого хламидомонада различает свет, необходимый ей для фотосинтеза. «Глазок» воспринимает свет - и хламидомонада движется в сторону освещенного места. У нее есть пульсирующие вакуоли, которые выводят из клетки избыток воды.

Слайд14 Выполнение лабораторной работы:

Лабораторная работа «Мои биологические исследования. Изучение

строения водорослей»:

Порядок выполнения лабораторной работы:

1. Рассмотреть внешний вид водоросли.

2. Зарисовать и обозначить названия ее органотел: (ядро, клеточная стенка, цитоплазма, вакуоли, хроматофор).

Закрепим усвоенный материал. Я называю органоид. Если этот органоид встречается, и в растении, и в водорослях вы приседаете вытянув руки вперёд, если органоид встречается только в водорослях, вы ставите руки на пояс и делаете наклоны туловища влево и вправо.

Слайд15. физкультминутка.

Оболочка, красный чувствительный глазок, ядро, два жгутика, цитоплазма, пульсирующие вакуоли, хлоропласт. Достаточно. Садитесь

Продолжаем работу.

4.Питание.

Почему хламидомонада окрашена в зелёный цвет. О чём это говорит.(имеются хроматофор. хлоропласты ) Что означает это слово (несущий свет ). Что содержится в хроматофоре (хлорофилл - вещество улавливающее лучи света )

Как вы думаете, какую роль играет хлорофилл в питании хламидомонады? Одним словом, как образуются питательные вещества у хламидомонады?

Водоросли потребляют растворенные минеральные вещества, воду, углекислый газ, кислород и энергию света. Однако в темноте многие водоросли начинают питаться готовыми растворенными в воде органическими веществами.

Слайд16 Автотрофное – создание органических питательных веществ в процессе фотосинтеза.

Гетеротрофное – всасывание готовых растворов питательных веществ.

Вы уже поняли, по какому признаку водоросли делятся на 2группы в зависимости от способа питания.

Попробуйте составить в тетради схему (по способу питания)

Слайд17

А теперь мы, можем сказать, к какому царству относятся водоросли? Давайте сравним их с растениями. Что общего между растениями и водорослями? Можем мы назвать растения автотрофами?

Какие органы имеются у растений? А у водорослей?

Слайд Тело многоклеточных водорослей не имеет настоящих корней, стеблей и листьев и называется слоевищем (талломом).

Слайд18 Водоросли – слоевищные растения»

Так как мы выяснили, что в природе существует 4 Царства: (растений, грибов, бактерий, животных ), то водоросли относятся к какому царству? (растений ). В свою очередь растения делятся на 2подгруппы: низшие,высшие.

Сделаем маленькую шпаргалку в тетради в виде схемы:

Слайд 19

Как вы считаете, влияют ли водоросли на окружающуюся природу? Можно назвать положительное и отрицательное воздействие водорослей на окружающуюся природу. О роли водорослей в природе и жизни человека подготовил сообщение Попов Вова.

Урок подходит к концу. Сегодня мы поработали с большим объёмом материала. Попробуем подвести итог - что из изученного надёжно и надолго осталось в вашей памяти (чемодан), какой материал требует доработки осмысления (мясорубка), а что пролетело мимо (Вентилятор)

Проверим багаж ваших знаний в чемоданах.

Предлагаю выполнить тест:

    Органоидом, реагирующим на свет, у хламидомонады является: а) хроматофор, б) жгутик, в) глазок, г) ядро.

    Фотосинтез у водоросли происходит в а) хроматофоре, б) светочувствительном глазке, в) листе.

    Водоросли поглощают воду и минеральные вещества: а) ризоидами, б) листьями, в) корнями, г) всем телом.

    Водоросли питаются: а) создавая органические вещества из неорганических, б) потребляя готовые органические вещества, в) создавая неорганические вещества из органических.

Проверьте правильные ответы на экране), оцените:

0-ошибок-5, 1ошибка-4, 2 ошибки-3, 3ошибки – 2.

1.-в, 2-а, 3 –г, 4 –в, 5 -а.

Домашнее задание:

для тех кто получил «3» -параграф ответить на вопросы к нему;

для тех кто получил»4» параграф без вопросов;

Для тех, кто получил «5» придумать загадку.

А теперь вернёмся к корзине идей, -

Какие из них удалось реализовать на уроке?

Какие оставим на следующий урок? Было трудно? Интересно? Настроение?

Какие из приобретённых знаний и умений вам сегодня пригодиться в жизни?

Всем спасибо за работу, урок окончен, до свидания.

Домашнее задание: текст на с. 94-96.


Водоросли – обитатели воды. Они живут как в водоемах с пресной водой, так и в соленых водах морей и океанов. Есть и такие, которые живут вне воды, например, на коре деревьев. Водоросли очень разнообразны. Знакомство с ними начнем с одноклеточных зеленых водорослей.

Вам, например, приходилось летом видеть зеленую гладь пруда, или тихую изумрудную

заводь реки. Про такую ярко-зеленую воду говорят, что она “цветет”. Попробуйте зачерпнуть ладонью “цветущую” воду. Оказывается, что она прозрачна. Множество одноклеточных зеленых водорослей, плавающих в воде, придают ей изумрудный оттенок. Во время “цветения” мелких луж или водоемов наиболее часто в воде встречается одноклеточная водоросль хламидомонада . В переводе с греческого слово “хламидомонада” означает “простейший организм, покрытый одеждой” – оболочкой. Хламидомонада – одноклеточная зеленая водоросль. Она хорошо различима только под микроскопом. Хламидомонада движется в воде при помощи двух жгутиков, находящихся на переднем, более узком конце клетки. Как и все другие живые организмы, хламидомонада дышит кислородом, растворенным в воде.

Снаружи хламидомонада покрыта прозрачной оболочкой, под которой расположена цитоплазма с ядром. Имеется также маленький красный “глазок” – светочувствительное тельце красного цвета, крупная вакуоль, заполненная клеточным соком, и две маленькие пульсирующие вакуоли. Хлорофилл и другие красящие вещества у хламидомонады находятся в хроматофоре (в переводе с греческого “несущий цвет”). Он зеленый, так как содержит хлорофилл, поэтому и вся клетка кажется зеленой.

Через оболочку хламидомонада поглощает из воды минеральные вещества и углекислый газ. На свету в хроматофоре в процессе фотосинтеза образуется сахар (из него - крахмал) и выделяется кислород. Но хламидомонада может поглощать из окружающей среды и готовые органические вещества, растворенные в воде. Поэтому хламидомонаду вместе с другими одноклеточными зелеными водорослями используют в очистных сооружениях. Здесь воду очищают от вредных примесей.

Летом при благоприятных условиях хламидомонада размножается делением. Перед делением она перестает двигаться и теряет жгутики. Из материнской клетки освобождаются 2-4, а иногда и 8 клеток. Эти клетки в свою очередь делятся. Таков бесполый способ размножения хламидомонады.

При наступлении неблагоприятных для жизни условий (похолодание, пересыхание водоема) внутри хламидомонады возникают гаметы (половые клетки). Гаметы выходят в воду и соединяются попарно. При этом образуется зигота, которая покрывается толстой оболочкой и зимует. В результате деления образуются четыре клетки – молодые хламидомонады. Это половой способ размножения.

Хлорелла – тоже одноклеточная зеленая водоросль, широко распространенная в пресных водоемах и почвах. Клетки ее мелкие, шаровидные, хорошо видимые только с помощью микроскопа. Снаружи клетка хлореллы покрыта оболочкой, под которой находится цитоплазма с ядром, а в цитоплазме – зеленый хроматофор.

Хлорелла очень быстро размножается и активно поглощает из окружающей среды органические вещества. Поэтому ее применяют при биологической очистке сточных вод. На космических кораблях и подводных лодках хлорелла помогает поддерживать нормальный состав воздуха. Благодаря способности хлореллы создавать большое количество органического вещества ее используют для получения кормов.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!