Сообщения курские писатели и поэты. Бугров Ю.А

Однако в 1834 году орловские губернские власти вследствие какого-то доноса стали наводить справки о рождении мальчика и браке его родителей. Через четырнадцать лет после рождения Фета обнаружилась незаконность метрической записи. Шеншин, опасаясь, чтобы Афанасий не попал в незаконнорожденные, поспешил увести ребенка в лифляндский городок Верро (ныне эстонское Выру) и стал хлопотать перед немецкими родственниками о признании мальчика «сыном умершего асессора Фёта». И хотя Иоганн Фёт ранее не признавал его своим сыном, согласие от родственников было получено. Благополучный исход дела стал источником дальнейших жизненных несчастий Фета. Из русского столбового дворянина он превратился в иностранца, утратил право на дворянство и право наследовать родовое имение Шеншиных.

Это событие ранило впечатлительную душу ребенка, и он почти всю свою жизнь переживал двусмысленность своего положения. Семейные неурядицы повлияли на дальнейшую судьбу Афанасия Фета - он должен был выслужить себе дворянские права, которых его лишила церковь. Фет ставит целью вернуться в дворянское лоно Шеншиных и с фантастическим упорством добивается ее.

До 14 лет Шеншин жил и учился дома. Род Шеншиных принадлежал к древним дворянским родам. Но очень богатым отец Фета не был. Афанасий Неофитович пребывал в постоянных долгах, в непрерывных домашних и семейных заботах. Может быть, это обстоятельство отчасти объясняет его сдержанность и даже сухость и по отношению к жене, матери Фета, и по отношению к детям. Елизавета Петровна была женщиной робкой и покорной. В домашних делах решающего участия не принимала, но воспитанием сына, по мере своих сил и возможностей, занималась. Ее язык, наравне с русским, стал родным языком ребенка.

Первым учителем русской грамоты, по выбору матери, стал для Фета отменный повар, но далеко не отличный педагог - мужик Афанасий. Афанасий научил мальчика буквам русского алфавита. Огромное впечатление на будущего поэта Фета произвела встреча с творчеством Пушкина. Стихи Пушкина заронили в душу Фета любовь к поэзии и пробудили первые поэтические порывы.

В 14 лет Фет был отвезен в пансион Крюммера в городке Верро, где обучался три года.

В конце 1837 года, по решению Афанасия Неофитовича Шеншина, Фет покидает пансион Крюммера и отправляется в Москву для подготовки к поступлению в Московский университет. Прежде чем Фет поступил в университет, он в течение полугода прожил и проучился в частном пансионе Погодина, известного историка. Первоначально Фет поступил на юридический факультет Московского университета, но вскоре передумал и перешел на словесное отделение.

Серьезное занятие стихотворчеством начинается у Фета уже на первом курсе. Стихи он записывает в специально для того заведенную «желтую тетрадь». В скором времени количество сочиненных стихотворений доходит до трех десятков. Фет решает показать тетрадку Погодину. Погодин передает тетрадку Гоголю. А через неделю Фет получает от Погодина тетрадку обратно со словами:

Великий Пушкин первым открыл Фету радость поэзии, а великий Гоголь благословил на службу ей. Стихи заинтересовали сокурсников Фета, среди которых был Аполлон Григорьев. Близость Фета с А.Григорьевым становилась все более тесной и скоро перешла в крепкую дружбу.

Комната Фета-студента в григорьевском доме. Фото 1915 года.

В пору пребывания в университете Фет выпустил первый сборник своих стихов «Лирический пантеон». В издании сборника помогал Аполлон Григорьев. Сборник оказался убыточным. Фету не удалось даже возвратить затраченные им на печать деньги. «Лирический пантеон» - это книга во многом еще ученическая. Выход «Лирического пантеона» не принес Фету большого удовлетворения и радости, но, тем не менее, заметно воодушевил его и был отмечен критикой. Сборник и критиковали, и хвалили. А Фет стал писать стихи больше и энергичнее, чем прежде. И не только писать, но и печататься.

С 1842 года стихи Фета регулярно появляются на страницах журналов. Его охотно печатают два крупнейших журнала того времени: «Москвитянин» и «Отечественные записки». Более того, некоторые стихи Фета попадают в известную в то время «Хрестоматию» А. Д. Галахова , первое издание которой вышло в 1843 году.

Когда в 1842 году в журнале «Отечественные записки» появилось первое стихотворение за подписью Фета, в его фамилии буква «ё» оказалась заменена на «е». Поэт принял эту «поправку» - и отныне немецкая фамилия как бы превратилась в псевдоним русского поэта.

Получив образование, Афанасий Афанасьевич решил стать военным, так как офицерский чин давал возможность получить дворянский титул. Он круто меняет свою судьбу и 21 апреля 1845 года поступает унтер-офицером в Кирасирский Военного ордена полк, расквартированный в Херсонской губернии. Цель, которую преследовал начинающий поэт, была одна - дослужиться до потомственного дворянства и вернуть утраченное положение. Менее чем через год (14 марта 1946 года) он был произведен в корнеты, еще через три года в поручики (14 августа 1849 года) и через полтора года в штаб-ротмистры (6 декабря 1851 года).

Фет вскоре вернул себе русское гражданство, а в 1853 году сумел добиться перевода в гвардейский полк (лейб-гвардии Уланский его величества полк), стоявший недалеко от Петербурга. Но дворянских прав ему не удалось получить, так как чиновный ценз на эти права повышался по мере того, как он продвигался по службе.

А. Фет при поступлении на службу в лейб-гвардии Уланский полк.

В 1858 году Фет ушел в отставку, как и его отец, в чине штабс-ротмистра (соответствовавшем майорскому чину), тогда как дворянство давал лишь полковничий чин.

А.А. Фет

Тем временем росла его поэтическая слава. Успех вышедшей в 1850 году в Москве книги «Стихотворения А. Фета» (второй сборник) открыл ему в Петербурге доступ в кружок «Современника» , где он познакомился с Тургеневым и В. П. Боткиным. С Боткиным он подружился, а Тургенев в 1856 году писал Фету в ответ на письмо, в котором Фет выразил свое восхищение Гейне.

Позднее Фет познакомился у Тургенева с Л. Н. Толстым, вернувшимся из Севастополя. В 1856 году кружок «Современника» общими силами выбрал, проредактировал и красиво напечатал новое собрание «Стихотворений А. А. Фета» (то есть третий сборник).

А в 1859 году Фет порвал сотрудничество с журналом «Современник». Предпосылкой этому разрыву послужило объявление «Современником» войны литературе, которую в журнале считали безразличной к интересам дня и к прямым нуждам народа. Кроме этого, «Современник» опубликовал статью, резко критикующую фетовские переводы Шекспира.

В годы военной службы Афанасий Фет пережил трагическую любовь, которая повлияла на все его творчество. Это была любовь к Марии Лазич, дочери бедного помещика, поклоннице его поэзии, блестящей пианистке, девушке весьма талантливой и образованной. Когда Фет встретился с Лазич в херсонской глуши, ей было 24 года, а ему 28. Фет увидел в Марии Лазич не только привлекательную девушку, но и близкого ему по духу человека.

Но она была такой же бедной, как и ее возлюбленный. И Фет, лишенный состояния и твердой социальной основы, не решился связать с нею свою судьбу. Он убеждал Марию Лазич, что им нужно расстаться. Лазич соглашалась на словах, но порвать отношения не могла. Не мог и Фет. Они продолжали встречаться. Вскоре Фету пришлось по служебной надобности на время уехать. Когда он вернулся, его ждала страшная весть: Марии Лазич не было в живых

После трагической кончины Марии Лазич к Фету приходит в полной мере осознание любви. Любви неповторимой и единственной. Он всю жизнь будет вспоминать об этой любви, слагая прекрасные, удивительные стихи:

.Та трава, что вдали на могиле твоей,

здесь на сердце, чем старее оно, тем свежей.

Первой женой А. Фета стала Мария Петровна Боткина, которая принадлежала к большой купеческой семье, славному роду московских чаеторговцев, подаривших России немало известных деятелей русской науки и культуры. Мария Петровна было родной сестрой Василия Петровича Боткина, известного писателя, критика, близкого друга Белинского, друга и ценителя Фета. Дмитрий Боткин был известным коллекционером картин, Михаил - академиком живописи, Сергей - знаменитым врачом (кто не знает болезнь Боткина и больницу в Москве, названную его именем). Сын Сергея Боткина - Евгений - был личным врачом Николая I I, расстрелян вместе с царской семьей в Екатеринбурге.

Фет женился на Марии Петровне, не испытывая к ней сильного любовного чувства, но по симпатии и по здравом размышлении. Такие браки часто бывают не менее удачными, нежели браки по страстной любви. Брак Фета был удачным. О Марии Петровне все знавшие ее говорили только хорошо, только с уважением и неподдельной приязнью.

Марья Петровна Боткина, жена поэта

Мария Петровна была хорошо образована, музыкальна. Она стала помощницей мужу, была искренне привязана к нему. Это Фет всегда чувствовал и не мог не быть ей благодарным.

Чувствуя в себе практическую жилку, поэт решил посвятить себя сельскому хозяйству.

В 1860 году он купил хутор Степановку за 20 тысяч рублей из денег, полученных супругами в качестве приданого. Имение Степановка, которое он купил, находилось на юге того же Мценского уезда Орловской губернии, где было расположено и его родное имение Новоселки. Это был довольно большой хутор, размером в 200 десятин, расположенный в степной полосе, на голом месте, где стоял небольшой дом, только что построенный и еще вовсе не отделанный, где не было ни речки, ни дерева, и росла лишь в стороне березовая рощица. Тургенев по этому поводу шутил: «жирный блин и на нем шиш» , «вместо природы. одно пространство».

Но это не смущало Фета. Он энергично принялся хозяйничать, живя там безвыездно и лишь зимой наезжая ненадолго в Москву. Хозяином он оказался отличным. Он отделал дом и расширил его пристройки, развел цветники, насадил аллеи, выкопал пруды и колодцы и, главное, усердно повел хлебопашество. Среди соседей-помещиков он становится уважаемым лицом. В 1867 году его избирают на почетную должность мирового судьи, которую Фет занимал 10 с половиной лет. Его усердие в сельских трудах и устройстве имения имело психологическое обоснование: он на деле возвращал себе причастность к классу дворян-помещиков, устранял великую, как ему казалось, несправедливость по отношению к себе.

В Степановке Фет обучил двух крестьянских детей грамоте, построил для крестьян больницу. Во время недорода и голода помогал крестьянам деньгами и другими средствами.

Но статус помещика-разночинца по-прежнему ущемляет его мироощущение, а статус помещика-дворянина для него недосягаем. И он почти не пишет стихов (в Степановке Фет не написал и более трех лирических произведений), занимается хозяйством, выступает как публицист. Фет писал в это время в «Русском Вестнике» журнальные статьи о сельских порядках («Из деревни»), где выказал себя столь убежденным и цепким русским «аграрием», что вскоре получил от народнической печати кличку «крепостника». Определяющее начало в статьях - публицистика, но вместе с тем это самая настоящая «деревенская» проза: очерки, рассказы и даже новеллы.

Поэзия и проза Фета - художественные антиподы. Сам автор их настойчиво разграничивал, полагая, что проза - язык жизни обыденной, а поэзия выражает жизнь души человеческой. Все, что отвергалось поэзией Фета, принималось его прозой. Отсюда раздвоенность его поэтики: в поэзии Фет следует романтической традиции, а в прозе - реалистической.

А.А. Фет

В 1877 году Фет продал Степановку, в которой прожил 17 лет, и купил за 105 тысяч рублей имение Воробьевку в Щигровском уезде Курской губернии, близ Коренной Пустыни (в десяти километрах).

До конца XVIII века Воробьевка принадлежала князю Кантемиру, от наследников которого перешла помещику М.С. Кодрину. В то время в Воробьевке находились лишь крестьянское поселение да господская мельница. Позднее Воробьевка была приобретена у М.С. Кодрина Ртищевым. В начале XIX века она принадлежала коллежскому асессору Петру Михайловичу Ртищеву. В селе появляется небольшой конный завод. После смерти владельца имение переходит к его сыну Захару Петровичу Ртищеву, а затем к его сестре Настасье Петровне, в замужестве Ширковой. У наследников Ширковых в 1877 году имение было приобретено А.А.Фетом и записано на имя его жены Шеншиной-Фет.

Дом Фета в усадьбе Воробьевка

После приобретения усадьбы Фет сразу же начал приспосабливать ее для жилья в соответствии со своими вкусами. Помогал А.А.Фету управляющий имением Александр Иванович Иост, обрусевший швейцарец, весьма ценимый поэтом. Он же и нашел по поручению Фета это старинное имение и оформил купчую.

Обстановка для дома была перевезена из бывшей усадьбы поэта - из Степановки. Украшением усадьбы был парк. В воробьевском парке располагался фонтан. Он упоминается в стихах Фета:

Ночь и я мы оба дышим,

Цветом липы воздух пьян,

И безмолвные мы слышим,

Что струей своей колышим,

Напевает нам фонтан…

…Но не томлюсь среди тумана,

Меня не давит мрак лесной

Я слышу плеск живой фонтана

И чую звезды над собой

В своем имении Афанасий Афанасьевич занимался коневодством. Так, в 1880 году, он приобрел двадцать шесть лошадей, а через восемь лет еще четырнадцать рысистых жеребцов. Крупным конезаводчиком был и отец поэта - Афанасий Неофитович. Не раз доводилось Фету бывать в местах, где он приобрел Воробьевку, значительно раньше: с отцом он приезжал продавать лошадей в Коренную пустынь, около которой ежегодно устраивалась так называемая Коренная ярмарка - одна из самых известных в России. Свою Воробьевку Фет называл «земным раем».

Воробьевка была излюбленным местом пребывания поэта до самой его кончины. У Фета в Воробьевке бывали Л.Н. Толстой, В.С. Соловьев, П.И. Чайковский, Я. Полонский и многие другие. Полонский гостил вместе с женой, талантливым скульптором. Она в Воробьевке лепила бюст Фета, Полонский писал стихи и занимался живописью. В доме Фета и сейчас висят фотографии с этюдов Полонского: усадебный дом, парк, фонтан. Чайковский называл Воробьевку «очаровательным уголком, настоящим жилищем поэта».

В Воробьевке Фет занимался переводами на русский язык латинских классиков: Овидий, Тибул; немецких: Шопенгауэр («Мир как воля»), Гете («Фауст»); написал множество стихотворений.

Воробьевский период был самым плодотворным периодом его творчества.

Под конец жизни состояние Фета дошло до величины, которую можно назвать богатством. В 1873 году поэту удается добиться возврата утраченной в детстве дворянской фамилии и связанных с этим наследственных прав. По мнению литературного критика Вадима Кожинова, в этот год Фет нашел в семейном архиве веские подтверждения того факта, что он - сын Шеншина.

За Фетом была утверждена фамилия Шеншин со всеми связанными с ней правами. По разрешению царя разночинец Фет превращается в дворянина Шеншина. На это сразу же отреагировал И.С. Тургенев:

«Как Фет вы имели имя, как Шеншин вы имеете только фамилию». В 1881 году Шеншин купил в Москве дом и стал приезжать в Воробьевку на весну и лето уже дачником, сдав хозяйство управляющему.

Став богатым помещиком, Фет занимается и благотворительной деятельностью: помогает близким, организует в Москве литературный вечер в пользу голодающих, хлопочет об устройстве больницы, «делает много добра соседним крестьянам».

В последние годы жизни Фет с новой энергией принялся за поэзию оригинальную и переводную, и за мемуары. Он издал в Москве: четыре сборника лирических стихотворений «Вечерние огни» (1883, 1885, 1888, 1891) и переводы Горация (1883), Ювенала (1885), Овидия (1887), Вергилия (1888), перевод обеих частей «Фауста» Гете (1882 и 1888); написал мемуары «Ранние годы моей жизни, до 1848 г.» (издание уже посмертное, 1893 г.) и «Мои воспоминания, 1848—1889 гг.» (в двух томах, 1890 г.); перевод сочинений А. Шопенгауэра. Переводческая деятельность Фета была отмечена Пушкинской премией.

28 и 29 января 1889 года торжественно отпразднован в Москве юбилей 50-летней литературной деятельности Фета; вскоре после того ему было Высочайше пожаловано звание камергера. Все свои стихи поэт подписывал фамилией Фет: под этим именем он приобрел поэтическую славу, и оно было ему дорого.

Скончался Фет 21 ноября 1892 года в Москве, не дожив двух дней до 72 лет. Смерть поэта, подобно его рождению, хранит в себе множество загадок. К концу жизни его одолевали старческие недуги: резко ухудшилось зрение, терзала «грудная болезнь», сопровождавшаяся приступами удушья и мучительнейшими болями.

Под этим он сам подписал: «21-го ноября Фет (Шеншин)». Затем он схватил стальной стилет, но секретарша бросилась вырывать его и поранила себе руку. Тогда Фет побежал через несколько комнат в столовую к буфету, очевидно, за другим ножом, и вдруг, часто задышав, упал на стул. Наступил конец. Формально самоубийство не состоялось, но по характеру всего происшедшего это было заранее обдуманное самоубийство. Всю жизнь преодолевавший превратности судьбы, поэт и ушел из жизни, когда счел это нужным.

Похоронен Фет в родовом имении Шеншиных, в селе Клейменове, в Мценском уезде, в 25 верстах от Орла.

Усадебный дом в Воробьевке (вид со стороны парка, рисунок Якова Полонского).


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ольговская средняя общеобразовательная школа»

Курской области Кореневского района

Областной конкурс, посвященный образованию РФ «Под флагом единым».

«Герои нашего времени».

Выполнил: учитель

Русского языка и литературы

Шарина Л.В.

8-919-218-13-11

Ольговка-2016г

Тема : Поэты и писатели Курского края.

Задачи: познакомить учащихся с творчеством писателей и поэтов Курского края, развивать устную речь, образное и логическое мышление, прививать любовь к родному краю, воспитывать у учащихся чувство ответственности за судьбу своей родины.

Оборудование: портреты писателей и поэтов Курского края, выставка книг, рисунки, фотографии Курской земли.

Ход мероприятия.

Ученик:

У каждого из нас есть Родина,

Где жили наши предки,

Где родились мы,

Наша Родина-это

Наш Курский край.

Учитель: «Курский край издавна славится героической историей, живописной природой, здоровым климатом, природными богатствами, а главное- замечательными людьми. Ответственность поэтому лежит на нас особая за судьбу страны, государства, языка, культуры, традиций.

Для каждого человека родина начиналась по-своему.

Что для вас значит «малая родина»?

(звучит песня «С чего начинается Родина»)

Учитель : Богат талантами Курский край. С древнейших времен и до наших дней Курская земля – это источник вдохновения для писателей и поэтов.

Полонский здесь не без привета

Был встречен Фетом, и пока

Старик гостил у старика,

И, поправляя каждый стих,

Здесь молодые музы их

Уютно провели всё лето.

Какая картина предстала в вашем воображении?

О ком этот отрывок?

Учитель: Среди заповедных уголков России, с которыми неразрывными узами связана русская поэзия,-курское имение А.А.Фета- Воробьёвка. С селом Воробьевка связаны последние 15 лет жизни А.А.Фета. Именно здесь поэт «зажег» немеркнующие «Вечерние огни»- эту задушевную лебединую песню, создал стихотворения, вошедшие в золотой фонд литературы.

Ученик : А.Фет – известный русский поэт. Родился он 23 ноября 1820 года в Орловской губернии. До 14 лет А.Фет учился дома. В 1837 году он поступил в Московский университет. Поэтическая слава его росла. Вышедший в 1850г в Москве книги «Стихотворения А.Фета» открыли ему доступ в кружок «Современника». В 1877 году Фет купил имение Воробьевку в Щигровском уезде Курской губернии, близ Коренной Пустыни. Фет издал в Москве четыре сборника стихотворений: «Вечерние огни», написал мемуары «Ранние годы моей жизни, до 1848г», «Мои воспоминания». Умер Фет 21 ноября 1892 г в Моске. Похоронен в родовом имении.

Чтец: Уж верба вся пушистая

Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.

Станицей тучки носятся,
Теплом озарены,
И в душу снова просятся
Пленительные сны.

Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад…

Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена -
И над душою каждою
Проносится весна.

Чтец:

«Теснее и ближе сюда!...»

Теснее и ближе сюда!
Раскрой ненаглядное око!
Ты - в сердце с румянцем стыда,
Я - луч твой, летящий далеко.

На горы во мраке ночном,
На серую тучку заката,
Как кистью, я этим лучом
Наброшу румянца и злата.

Напрасно холодная мгла,
Чернея, все виснет над нами, -
Пускай и безбрежность сама
От нас загорится огнями...

Учитель: Современный писатель Евгений Иванович Носов считал, что «Малая родина»- это окоём нашего детства. Его книги стали известны на весь мир. Носов писал превосходные повести и рассказы, очерки и статьи, любил фотографировать. Настоящими друзьями Евгения Ивановича были реки, поля, холмы, овраги, которые помогали ему жить, дарить радость.

Ученик: Е.И.Носов родился 15 января 1925 года в селе Толмачево. Курской области. Закончил 8 класс и ушел на фронт в артиллерийские войска. В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 года был тяжело ранен и День Победы встречал в госпитале в Серпухове, о чём позже написал рассказ «Красное вино победы». Выйдя из госпиталя, получил пособие по инвалидности.
После войны окончил среднюю школу. Уехал в Казахстан, Среднюю Азию, работал художником, оформителем, литературным сотрудником. Начал писать прозу. В 1980-х гг. был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета».
Был замечен в морозные дни за развешиванием призывов к людям покормить птиц. На могиле так и попросил написать: «Покормите птиц». Е. И. Носов умер 13 июня 2002 года. Похоронен в Курске.
Евгения Носова можно отнести к представителям «деревенской прозы» и к не менее значимой в литературе XX века «окопной правде». Важнейшие его темы - военная и деревенская.
В 1957 году - первая публикация: рассказ «Радуга» опубликован в курском альманахе.
В 1958 году выходит его первая книга рассказов и повестей «На рыбачьей тропе».
В 1961 году вернулся в Курск, стал профессиональным писателем. В 1962 году начал учиться на Высших литературных курсах в Москве.
Много печатался в журналах «Наш современник», «Новый мир», где вышли лучшие его рассказы и повести, занимая достойное место в русской литературе.
Большой успех имела повесть «Усвятские шлемоносцы» (1980); в 1986 году под этим названием вышел сборник его повестей и рассказов; в том же году - книга очерков «На дальней станции сойду»; в 1989 году - книга рассказов для младших школьников «Где просыпается солнце»; в 1990 году - повести и рассказы «В чистом поле»; в 1992 году - книга рассказов для старших школьников «Красное вино победы».

Чтец:

«Вокзал – ветеран»


И на стареньком Курском вокзале
Голоса давних лет не молчат:
В сорок первом – на фронт провожали,
В сорок пятом – встречали солдат.
В сорок первом – печальные слёзы,
В сорок пятом – победный восторг!...
Унесли те года паровозы,
Но вокзал позабыть их не смог.
Потому что остались те раны,
на старинных его кирпичах..
Видно, так же войну ветераны
Вспоминают с печалью в глазах...

Учитель : Велика скорбь Курской земли по ее славному сыну –писателю Е.И.Носову, который ушел из жизни 12 июня 2002 года. Носов был не только сыном Курской земли, но и России. В день прощания с писателем буйствовала природа. Она словно не соглашалась с уходом своего выразителя. Не согласимся и мы, от нас он не ушел, он будет с нами всегда. И пусть останутся вещие творения Мастера.

Следующий земляк, с кем мы познакомимся –Аркадий Петрович Гайдар.

Что вы о нем знаете?

Какие рассказы его читали?

Чему они вас учат?

Ученик: Аркадий Петрович Гайдар (настоящая фамилия - Голиков) - прозаик
Родился 9 января в городе Льгов Курской губернии в семье учителя. Детские годы прошли в Арзамасе. Учился в реальном училище, но, когда началась Первая мировая война и отца забрали в солдаты, он через месяц сбежал из дому, чтобы ехать к отцу на фронт. В девяноста километрах от Арзамаса его задержали и вернули.
Позже, подростком четырнадцати лет, он встретился с "хорошими людьми - большевиками" и в 1918 ушел "воевать за светлое царство социализма". Он был физически крепким и рослым парнем, и после некоторых колебаний его приняли на курсы красных командиров. В четырнадцать с половиной лет он командовал на петлюровском фронте ротой курсантов, а в семнадцать лет был командиром отдельного полка по борьбе с бандитизмом.
В декабре 1924 Гайдар ушел из армии по болезни (после ранения и контузии). Начал писать. Лучшими своими сочинениями он считал повести "Р.В.С." (1925), "Дальние страны", "Четвертый блиндаж" и "Школа" (1930), "Тимур и его команда" (1940). Он много ездил по стране, встречался с разными людьми, жадно впитывал жизнь. Он не умел писать, закрывшись в кабинете, за удобным столом. Он сочинял на ходу, обдумывал свои книги в дороге, твердил наизусть целые страницы, а потом записывал их в простых тетрадках. "Родина его книг - разные города, деревни, даже поезда".
Когда началась Отечественная война, писатель стал вновь в ряды армии, отправляясь на фронт военным корреспондентом газеты "Комсомольская правда". Его часть попала в окружение, и писателя хотели вывезти на самолете, но он отказался покинуть товарищей и остался в партизанском отряде как рядовой пулеметчик. 26 октября 1941 на Украине, под деревней Ляплявою, Гайдар погиб в схватке с фашистами.

Учитель: Известна ли вам Фамилия Н.Н.Асеева?

В каком городе он жил?

Кто из вас был в музее?

Ученик : Николай Николаевич Асеев родился 9 июля 1889 года в Льгове в семье страхового служащего. Окончив Курское реальное училище, в 1909 году он поступает в Московский коммерческий институт. В это же время молодой поэт посещает лекции на филологическом факультете Московского университета.

В 1911 году его произведения впервые появляются в печати в журнале «Весна». Постепенно Николай Асеев знакомится со многими известными литераторами – В. Брюсовым, Ф. Сологубом, Б. Пастернаком, В. Маяковским. Асеев поочерёдно был членом нескольких поэтических групп. В 1913 г. он вступает в группу «Лирика», организованную С. Бобровым, затем становится членом новой футуристической группы «Центрифуга».

В первом сборнике Асеева «Ночная флейта» (1914) заметно сильное влияние символизма. После знакомство с произведениями В. В. Хлебникова, молодой поэт увлекается древнеславянским фольклором, что незамедлительно отразилось на его творчестве. В последующие годы выходят в свет его поэтические сборники «Зор» (1914), «Леторей» (1915, совместно с Г. Петниковым), «Четвертая книга стихов» (1916) и «Оксана» (1916).

В середине 1917 г. Асеев вместе с женой уехал на Дальний Восток. Там он работал в газете «Дальневосточное обозрение». Явился одним из инициаторов создания литературно-художественного общества «Балаганчик», из которого в дальнейшем родилась группа «Творчество». Асеев часто выступал с лекциями о футуризме, пропагандировал творчество Маяковского. В 1921 году во Владивостоке издаётся сборник стихов Асеева «Бомба».

В 1922 году поэт вернулся в Москву и стал в дальнейшем одним из самых пламенных и ортодоксальных большевистских поэтов. За поэму «Маяковский» в 1941 ему была присуждена Сталинская премия. В 1961 г. за поэтический сборник «Лад» Николай Асеев стал лауреатом Ленинской премии. За свою жизнь он опубликовал более 70-ти стихотворных сборников.

Чтец :

Соловей

Вот опять

соловей

со своей

стародавнею песнею...

Ей пора бы давно уж

на пенсию!

Да и сам соловей

инвалид...

Отчего же -

лишь осыплет руладами -

волоса

холодок шевелит

и становятся души

крылатыми?!

Песне тысячи лет,

а нова:

будто только что

полночью сложена;

от нее

и луна,

и трава,

и деревья

стоят завороженно.

Песне тысячи лет,

а жива:

с нею вольно

и радостно дышится;

в ней

почти человечьи слова,

отпечатавшись в воздухе,

слышатся.

Те слова

о бессмертье страстей,

о блаженстве,

предельном страданию;

будто нет на земле новостей,

кроме тех,

что как мир стародавние.

Вот каков

этот старый певец,

заклинающий

звездною клятвою...

Песнь утихнет -

и страсти конец,

и сердца

разбиваются надвое!


Чтец:


Дом

Я дом построил из стихов!..

В нем окна чистого стекла,-

там ходят тени облаков,

что буря в небе размела.

Я сам строку свою строгал,

углы созвучьями крепил,

венец к венцу строфу слагал

до самых вздыбленных стропил.

И вот под кровлею простой

ко мне сошлись мои друзья,

кого - не полюбить нельзя:

Творцы родных, любимых книг,

что мне окно открыли в мир;

друзья, чья верность - не на миг,

сошлись на новоселья пир.

Летите в окна, облака,

входите, сосны, в полный рост,

разлейся, времени река,-

мой дом открыт сиянью звезд!

Учитель : А сейчас проведем викторину по творчеству писателей и поэтов Курского края.

  1. В каком городе родился Н.Н.Асеев?

Курск

Льгов

Щигры.

  1. Какое произведение не принадлежит Е.И.Носову?

Хитрюга

За долами, за лесами

Дорогами курских козаков.

  1. Какому детскому писателю установлен памятник в Курской области?

А.П.Гайдар

Е.И.Носов

Н.Н.Асеев

  1. Имя какого писателя носит музей в городе Льгове?

Е.И.Носову

А.П.Гайдару

Н.Н.Асееву

5. С именем какого выдающегося деятеля литературы связано имение Воробьёвка?

Н.Н.Асеев

А.А.Фет

К.Д.Воробьев

6. Какие произведения писал А.П.Гайдар?

Повести

Стихотворения

Басни

7. Назовите фамилию земляка из вашей «малой родины»?

В.В.Овечкин

К.Д.Воробьев

Н.И.Леверов

А.П.Гайдар

А.А.Фет

Е.И.Носов

9. Именем какого писателя назван лагерь в курской области?

А.П.Гайдара

Н.Н.Асеева

В.В.Овечкина.

10.Что изображено на гербе города Курска?

Три летящие куропатки

Дикий гусь

Дрохва.

Учитель: Во все времена на Курской земле жили талантливые люди, чувствующие природу и людей Курского края. Широко известны писатели и поэты: А.П.Гайдар, Е.И.Носов, А.А.Фет, Н.Н.Асеев. Нам есть чем гордиться!

И урок мне хочется завершить следующими словами:

О, Курский край, ты житница России,

Прекрасны реки и луга твои.

Кого бы мы не спросили,

Все знают, как поют здесь соловьи.

Лишь поднимается заря над нивой

И золотится на земле роса,

Заводят трели соловьи красиво,

И люди открывают после сна глаза.

Откроют очи, и на миг застынут,

Заслушавшись напутствием певца.

Вмиг чувства теплые нахлынут

Пусть песнь звенит без края и конца!

Наполнят душу добрым, вечным счастьем

«Коленца» музыканта- соловья.

И летом, и в осеннее ненастье

Живи, родная Курская земля!


Классный час: Поэты и писатели земли Курской

Учитель: Полякова Н. Н. МБОУ «СОШ№4 г. Щигры Курской области»

Цели и задачи:

    Познакомить учащихся с творчеством писателей и поэтов родного края.

    Воспитывать у учащихся чувство гражданственности и ответственности за судьбу своей родины.

    Прививать любовь к родному краю.

Ведущий 1: Гимн родной земле

Чудесны ландшафтами курские дали –

Поля, перелески, холмы и луга! –

Они красотою великой рождали

Великих, чью славу проносят века.

Молился за нас Феодосий Печерский,

И - «Радость моя!» - восклицал Серафим,

Встречая людей, кто с открытой по-детски

Душою вставал перед ликом святым.

Хранятся духовников наших заветы

В сердцах православных,

И разве сердца Людские

не полнятся лирикой Фета,

Как полнятся светом зари небеса?!

Искусны куряне в искусствах всех видов,

И ныне недаром во множестве стран

Заслуженно чтимы Георгий Свиридов.

И Носов, и Клыков... - таланты курян.

А сколько рождала героев ты славных

Для битв за Отчизну, родная земля! –

Доныне мне слышится плач Ярославны,

Когда выхожу я в родные поля...

Как больно!.. И все же готов облака я

Рассеять незыблемой верой своей:

Ты будешь в грядущем, земля дорогая,

Рождать красотою великих людей!

В веках тебе расти и процветать,

Сильней и краше будь!

И Коренная Божья Мать

Нам освещает путь!

Здесь Сейм и Тускарь, здесь родимый дом,

Мы не изменим курс:

Отвагой ратной и трудом

России дорог Курск!

Где так поют соловьи!

Святая отчая земля!

Ты в сердце, город нашей любви,

Где так поют соловьи!

Геройский край! Над нами ясный свет!

Салют в честь гордых лет, победных лет!

Наш древний Курск, тебе земной поклон,

Святая отчая земля! (слайд 2)

Богат талантами курский край. С древнейших времён и до наших дней Курская земля - это источник вдохновения для творчества писателей, поэтов, художников, композиторов. Его прекрасную природу, богатую историю и замечательных людей воспели в своих произведениях писатели, поэты, художники и музыканты Афанасий Фет, Николай Асеев, Евгений Носов, Константин Воробьёв, Егор Полянский, художник Александр Дейнека, композитор Георгий Свиридов и многие другие. И в двадцать первом веке Курск вдохновляет наших современников на творчество.Давайте же познакомимся с этими славными сынами нашей малой Родины.

Чтец : «Вновь погостил у Фета я…»

С хорошим настроением светлым.

У пруда мыслил, отдыхал.

На небе млела синева,

Рукой бородку поправлял

А парк чудесный был приветным.

Стихи душевно сочинял...

Старинный дом направил взгляд.

Минуло. Кануло в лета,

На поле, Тускарь и на пруд.

Тех давних дней его пора.

Усадьбу видеть эту рад.

Людская память всё жива

Ведь стариною веет тут.

И помнит прошлые года...

В июльский день луга в цветах.

Живёт в усадьбе тишина,

Стоят с улыбкой в буйстве травы.

А мы, потомки, помним Фета.

Давно в окружных здесь местах

Храним в душе слова стиха.

Паслись стада, овец отары.

Гордимся именем поэта.

Представил я: Как Фет гулял.

Владимир Михайлов (слайд 3)

Ведущий 2 : Шеншин (Афанасий Афанасьевич, он же Фет)- известный русский поэт-лирик. Родился 23 ноября 1820 года неподалеку от города Мценска, Орловской губернии, в деревне Новоселках, сыном богатого помещика, ротмистра в отставке, Афанасия Неофитовича Шеншина. До 14 лет Фет жил и учился дома, а затем в городе Верро (Лифляндский губернии), в пансионе Кроммера. В 1837 г. его перевезли в Москву, где вскоре Афанасий Афанасьевич поступил в Московский университет, на историко-филологический факультет. Почти все студенческое время Фет прожил в семье своего товарища по университету, будущего литературного критика Аполлона Григорьева, имевшего влияние на развитие поэтического дара Афанасия Фета.

Желание дослужиться до дворянства побудило Фета поступить на военную службу. В 1845 г. он был принял в кирасирский полк; в 1853 г. перешел в уланский гвардейский полк; в крымскую кампанию находился в составе войск, охранявших Эстляндское побережье; в 1858 г. вышел в отставку, подобно своему отцу, штаб-ротмистром. Дворянских прав, однако, достигнуть тогда не удалось: необходимый для того ценз повышался по мере того, как Фет повышался по службе. (слайд 4)

Тем временем росла его поэтическая слава; успех вышедшей в 1850 г. в Москве книги "Стихотворения А. Фета" открыл ему в Петербурге доступ в кружок "Современника", где он познакомился c Тургеневым и В.П. Боткиным; с последним он подружился, а первый уже в 1856 г. писал Фету: "Что вы мне пишете о Гейне? - вы выше Гейне!" Позднее Фет познакомился у Тургенева с Л.Н. Толстым, вернувшимся из Севастополя. Литературные успехи побудили Фета оставить военную службу; к тому же он в 1857 г. женился в Париже на Марье Петровне Боткиной и, чувствуя в себе практическую жилку, решил посвятить себя, как Гораций, сельскому хозяйству. (слайд 5)

В 1860 г. он купил хутор Степановку с 200 десятин земли, в Мценском уезде, и энергично принялся хозяйничать, живя там безвыездно и лишь зимой наезжая ненадолго в Москву. В течение десяти с лишком лет (1867 - 1877) Афанасий Афанасьевич был мировым судьей и писал в это время в "Русском Вестнике" журнальные статьи о сельских порядках. Хозяином Фет оказался превосходным, в 1877 г. бросил Степановку и купил за 105 000 рублей имение Воробьевку в Щигровском уезде, Курской губернии, близ Коренной Пустыни; под конец жизни состояние Афанасия Фета дошло до величины, которую можно назвать богатством. (слайд 6)

В 1881 г. Фет купил в Москве дом и стал приезжать в Воробьевку на весну и лето уже дачником, сдав хозяйство управляющему. Он издал в Москве четыре сборника лирических стихотворений: "Вечерние огни" и переводы Горация, Овидия, Виргилия; перевод обеих частей "Фауста" Гете; написал мемуары "Ранние годы моей жизни, до 1848 г." (издание уже посмертное, 1893) и "Мои воспоминания, 1848 - 1889 г." (в двух томах, 1890); перевод сочинений А. Шопенгауэра.

Скончался Фет 21 ноября 1892 г. в Москве, не дожив двух дней до 72 лет; похоронен в родовом имении Шеншиных селе Клейменове, в Мценском уезде, в 25 верстах от Орла.

(слайд 7)

Чтец: « Туманное утро»

Как первый золотистый луч, И как у розы молодой,

Меж белых гор и сизых туч Рождённой раннею зарёй,

Скользит уступами вершин Когда ещё палящих крыл

На темя башен и руин, Полудня ветер не раскрыл

Когда в долинах, полной мглой, И влажный вздох туман ночной

Туман недвижим голубой, Меж небом делит и землёй,

Пусть твой восторг во мглу сердец Росинка катится с листа, -

Такой кидает свет, певец! Пусть будет песнь твоя чиста.

(слайд 8)

Чтец: «Весенний дождь»
Еще светло перед окном, А уж от неба до земли,
В разрывы облака солнце блещет, Качаясь, движется завеса,
И воробей своим крылом, И будто в золотой пыли
В песке купается, трепещет. Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит . (слайд 9)

Чтец: «Цветы»

В кустах малиновки звенят, Плодов румяных семена.

И с побелевших яблонь сада Сестра цветов, подруга розы,

Струится сладкий аромат. Очами в очи мне взгляни,

Цветы глядят с тоской влюблённой, Навей живительные грёзы

Безгрешно чисты, как весна, И в сердце песню зарони.

Ведущий 3: Аркадий Петрович Гайдар (настоящая фамилия - Голиков) - прозаик

Родился 9 января (22 января н.с.) в городе Льгов Курской губернии в семье учителя. Детские годы прошли в Арзамасе. Учился в реальном училище, но, когда началась Первая мировая война и отца забрали в солдаты, он через месяц сбежал из дому, чтобы ехать к отцу на фронт. В девяноста километрах от Арзамаса его задержали и вернули.

Позже, подростком четырнадцати лет, он встретился с "хорошими людьми - большевиками" и в 1918 ушел "воевать за светлое царство социализма". Он был физически крепким и рослым парнем, и после некоторых колебаний его приняли на курсы красных командиров. В четырнадцать с половиной лет он командовал на петлюровском фронте ротой курсантов, а в семнадцать лет был командиром отдельного полка по борьбе с бандитизмом.

В декабре 1924 Гайдар ушел из армии по болезни (после ранения и контузии). Начал писать. Лучшими своими сочинениями он считал повести "Р.В.С." (1925), "Дальние страны", "Четвертый блиндаж" и "Школа" (1930), "Тимур и его команда" (1940). Он много ездил по стране, встречался с разными людьми, жадно впитывал жизнь. Он не умел писать, закрывшись в кабинете, за удобным столом. Он сочинял на ходу, обдумывал свои книги в дороге, твердил наизусть целые страницы, а потом записывал их в простых тетрадках. "Родина его книг - разные города, деревни, даже поезда".

Когда началась Отечественная война, писатель стал вновь в ряды армии, отправляясь на фронт военным корреспондентом газеты "Комсомольская правда". Его часть попала в окружение, и писателя хотели вывезти на самолете, но он отказался покинуть товарищей и остался в партизанском отряде как рядовой пулеметчик. 26 октября 1941 на Украине, под деревней Ляпляво, Гайдар погиб в схватке с фашистами. (слайды 11-14)

Ведущий 4: Воробьёв, Константин Дмитриевич - советский писатель - фронтовик, представитель Великой плеяды лейтенантской прозы. Родился 24 сентября 1919 года в Курской области.Семья была многодетной - у Воробьёва было 5 сестер и брат. Начал работать в сельском магазине, где платили хлебом, в 14 лет, чтобы спасти семью от голодной смерти. Окончил сельскую школу, учился в сельскохозяйственном техникуме в Мичуринске. Окончил курсы киномехаников и вернулся в родное село.В 1935 году работал в районной газете литературным сотрудником. Написал антисталинское стихотворение «На смерть Куйбышева» и, опасаясь доносов, уехал к сестре в Москву. В октябре 1938 года был призван в Красную Армию. Служил в Белорусском военном округе. Работал в армейской газете «Призыв». По окончании службы в декабре 1940 года работал литературным сотрудником газеты Академии Красной Армии им. Фрунзе, откуда был направлен на учёбу в Московское Краснознамённое пехотное училище имени Верховного Совета РСФСР. Под Клином в декабре 1941 года контуженным лейтенант Воробьёв попал в плен и находился в Клинском, Ржевском, Смоленском, Каунасском, Саласпилсском, Шяуляйском лагерях военнопленных (1941-1943). Дважды бежал из плена. В 1943-1944 годах был командиром партизанской группы из бывших военнопленных в составе действовавшего в Литве партизанского отряда. Был награждён медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени. Во время нахождения в подполье в 1943 году написал автобиографическую повесть «Это мы, Господи!» о пережитом в плену. В 1946 году рукопись повести была предложена журналу «Новый мир», но публикация её не состоялась. В личном архиве писателя повесть целиком не сохранилась. Лишь в 1986 году она была обнаружена аспиранткой Ленинградского Государственного педагогического института Ириной Владимировной Соколовой в Центральном государственном архиве литературы и искусства СССР (ЦГАЛИ), куда она была сдана в своё время вместе с архивом «Нового мира». Впервые повесть была опубликована в журнале «Наш современник» в 1986 году.С 1947 года жил в Вильнюсе. Сменил много профессий. Был грузчиком, шофёром, киномехаником, конторщиком, заведовал магазином промышленных товаров. В 1952-1956 годах работал в редакции ежедневной газеты «Советская Литва». Был заведующим отделом литературы и искусства. В Вильнюсе вышел его первый сборник рассказов «Подснежник» (1956) и последующие сборники повестей и рассказов «Седой тополь» (1958), «Гуси-лебеди» (1960) и другие.После тяжёлой болезни (раковая опухоль мозга) умер в 1975 году. На доме, в котором жил писатель, была установлена мемориальная доска (улица Вяркю, 1). В 1994 году посмертно присуждена премия им. Сергия Радонежского. В 1995 году прах писателя был перезахоронен в Курске на Офицерском (Никитском) кладбище.В 2001 году Константину Воробьеву посмертно присуждена Премия Александра Солженицына.

(слайды 15-)

Ведущий 5: Евгений Иванович Носов родился 15 января 1925 года в селе Толмачево Курской области в семье потомственного мастерового, кузнец.Шестнадцатилетним юношей пережил фашистскую оккупацию. Закончил восьмой класс и после Курского сражения (5 июля - 23 августа 1943 года) ушёл на фронт в артиллерийские войска, став наводчиком орудия. Участвовал в операции «Багратион», в боях на Рогачёвском плацдарме за Днепром. Воевал в Польше.

В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 года был тяжело ранен и День Победы встречал в госпитале в Серпухове, о чём позже написал рассказ «Красное вино победы». Выйдя из госпиталя, получил пособие по инвалидности.

После войны окончил среднюю школу. Уехал в Казахстан, Среднюю Азию, работал художником, оформителем, литературным сотрудником. Начал писать прозу. В 1980-х гг. был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета».

Был замечен в морозные дни за развешиванием призывов к людям покормить птиц. На могиле так и попросил написать: «Покормите птиц». Е. И. Носов умер 13 июня 2002 года. Похоронен в Курске.

«Поэт и воин Курской земли».
Курский писатель Константин Дмитриевич Воробьев

Классный час

Цели урока:

Познакомить учащихся с творчеством писателя родного края;

Воспитывать у учащихся чувство гражданственности и ответственности за судьбу своей родины;

Прививать любовь к родному краю;

Расширение словаря литературоведческих терминов.

1) Познакомиться с фактами из жизни и творчества К.Д. Воробьева, сопоставив их.

2) Выявить связи между жизненными событиями и произведениями К.Д. Воробьева.

3) Формировать умение анализировать, сопоставлять, критически мыслить.

Материалы к классному часу:

Распечатанные отрывки из произведений К.Д. Воробьева, доска, мультимедийный проектор, компьютер, выставка книг К.Д. Воробьева и иллюстраций к его произведениям, музыка военной тематики (диск), презентация к уроку.

СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН

1. Вступительное слово учителя.

Богат талантами Курский край. С древнейших времён и до наших дней Курская земля - это источник вдохновения для творчества писателей, поэтов, художников, композиторов. Его прекрасную природу, богатую историю и замечательных людей воспели в своих произведениях писатели, поэты, художники и музыканты Афанасий Фет, Николай Асеев, Евгений Носов, Константин Воробьёв, Егор Полянский, художник Александр Дейнека, композитор Георгий Свиридов и многие другие. И в двадцать первом веке Курский край вдохновляет на творчество. Мы уже познакомились с некоторыми произведениями писателя Евгения Ивановича Носова. Сегодняшняя встреча посвящена нашему земляку Константину Дмитриевичу Воробьеву.

2. Биография писателя.

Родился К. Д. Воробьёв 24 сентября 1919года в селе Нижний Реутец Медвенского района Курской области. Мучительным воспоминанием о детстве у него было чувство постоянного голода. В 1933 году голод выкосил многие семьи.

Константин решил пойти работать в сельмаге. Там получал плату хлебом. Окончив сельскую школу, поступил в сельхозтехникум в Мичуринске. В справке исправил год рождения на 1917. Вернулся в село, закончил курсы киномеханика и 6 месяцев разъезжал по деревням с кинопередвижкой. В 1935 году стал писать стихи и небольшие корреспонденции о сельской жизни и работать в Медвенской районной газете. Украл петуха, продал и уехал в 1937 году в Москву.

Жил у сестры Татьяны. В 1938 году призван в ряды Красной Армии. В 1940 году получил направление в Кремлёвское Краснознаменное пехотное училище.

В октябре 1941 году в составе Кремлёвских курсантов был отправлен на фронт, в декабре попал в плен. Прошёл через ряд лагерей на территории Литвы. В сентябре 1943 года бежал из плена, организовал партизанскую группу. После разгрома его подпольной группы пришёл в город Шауляй и 30 дней, не отрываясь от стола, писал повесть о плене. С документальной точностью автор рассказывает о пережитых адских мучениях (допросы, пытки, расстрелы, каторжный труд, побеги). Эта повесть под названием “Это мы, Господи!” опубликована лишь в 1986году. После войны работал в снабженческих и торговых организациях. Первый сборник рассказов “Подснежник” вышел в 1956г. (“Гуси - лебеди”, “Штырь”, “Синель” и др.) С середины 50-х годов стал заниматься профессиональным литературным трудом. Важная веха в творчестве К. Воробьёва – рубеж 50- 60 – х годов, когда одна за другой написаны повести “Сказание о моём ровеснике”(1960), “Убиты под Москвой”(1961), “Крик”(1962). В основу этих повестей легли личные впечатления и переживания автора во время боёв под Москвой. Позже появляются “деревенские” повести: “Почем в Ракитном радости”(1964), “Мой друг Момич”(1965; в сокращенном виде под названием “Тётка Егориха” в 1967г.). В последних повестях писателя “Вот пришёл великан”(1971), “И всему роду твоему” (к началу 1974 г. была близка к завершению) – нет ни войны, ни коллективизации, но есть хаотичный поток повседневности, изнурительной серой обыденщины, мышиной войны самолюбий.

3. Чтение отрывков.

«Проза К. Воробьева обнажена, как открытая рана, - писал литературный критик Игорь Золотусский. - Она похожа на оголенный электрический провод и небезопасна на ощупь. Удары тока передаются от ее строк к читателю и вызывают в ответ сердечную дрожь... Проза его особая. Те же законы прозы, те же сюжет, композиция, характеры, но интонация какая-то не та, интонация другая…»

Послушайте чтение отрывков из повести К. Воробьева.

Отрывки из повести «Это мы, Господи!..»

На окраине города жили пленные. Лагерь представлял собой огромный лабиринт, разделенный на секции густой сетью колючей проволоки. Это уже было образцово-показательное место убийства пленных. В самой середине лагеря, как символ немецкого порядка, раскорячилась виселица. Вначале она походила на букву "П" гигантских размеров. Но потребность в убийствах росла, и изобретательный в этих случаях фашистский мозг из городского гестапо выручил попавших в затруднительное положение палачей из лагеря. К букве "П" решено было приделать букву "Г", отчего виселица преобразилась в перевернутую "Ш". Если на букве "П" можно было повесить в один прием четырех пленных, то новая буква вмещала уже восьмерых. Повешенные, согласно приказу, должны были провисеть одни сутки для всеобщего обозрения.

В эти дни немцы не били пленных. Только убивали!

Убивали за поднятый окурок на дороге.

Убивали, чтобы тут же стащить с мертвого шапку и валенки.

Убивали за голодное пошатывание в строю на этапе

Убивали за стон от нестерпимой боли в ранах.

Убивали ради спортивного интереса, и стреляли не парами и пятерками, а большими этапными группами, целыми сотнями - из пулеметов и пистолетов-автоматов! Трудно было заблудиться немецкому солдату, возвращающемуся из окрестной деревни на тракт с украденной курицей под мышкой. Путь отступления его однокашников обозначен страшными указателями. Стриженые головы, голые ноги и руки лесом торчат из снега по сторонам дорог. Шли эти люди к месту пыток и мук - лагерям военнопленных, да не дошли, полегли на пути в мягкой постели родной страны - в снегу, и молчаливо и грозно шлют проклятия убийцам, высунув из-под снега руки, словно завещая мстить, мстить, мстить!..

На тринадцатые сутки умышленного мора голодом людей немцы загнали в лагерь раненую лошадь. И бросилась огромная толпа пленных к несчастному животному, на ходу открывая ножи, бритвы, торопливо шаря в карманах хоть что-нибудь острое, способное резать или рвать движущееся мясо. По образовавшейся гигантской куче людей две вышки открыли пулеметный огонь. Может быть, первый раз за все время войны так красиво и экономно расходовали патроны фашисты. Ни одна удивительно светящаяся пуля не вывела посвист, уходя поверх голов пленных! А когда народ разбежался к баракам, на месте, где пять минут тому назад еще ковыляла на трех ногах кляча, лежала груда кровавых, еще теплых костей и вокруг них около ста человек убитых, задавленных, раненых...

Каунасский лагерь "Г" был карантинным пересылочным пунктом. Не было поэтому в нем особых "благоустройств", свойственных стандартным лагерям. Но в нем были эсэсовцы, вооруженные... железными лопатами. Они уже стояли, выстроившись в ряд, устало опершись на свое "боевое оружие". Еще не успели закрыться ворота лагеря за изможденным майором Величко, как эсэсовцы с нечеловеческим гиканьем врезались в гущу пленных и начали убивать их. Брызгала кровь, шматками летела срубленная неправильным косым ударом лопаты кожа. Лагерь огласился рыком осатаневших убийц, стонами убиваемых, тяжелым топотом ног в страхе метавшихся людей. Умер на руках у Сергея капитан Николаев. Лопата глубоко вошла ему в голову, раздвоив череп.

4. Слово ведущего.

Война – самое страшное событие, которое только может случиться. Как в бесчеловечных условиях сохранить человеческие качества? Возможно ли это? К.Д. Воробьёв принадлежит к числу таких писателей, чьи произведения основаны на беспощадной и бескомпромиссной памяти, проверенной не только собственной жизнью, собственными страданиями, но и временем.

Следуя традициям великого Л.Н. Толстого, К.Д. Воробьёв считает, что война действительно является продолжением мира и на неё люди шли со взглядами, убеждениями и опытом мирного времени. Проза К.Д. Воробьева принадлежит к замечательным образцам русской литературы середины XX века.

Память о писателе живет в Курской области. Одна из улиц Курска носит его имя. Проводится творческий конкурс имени Константина Воробьева на лучшее журналистское произведение на военно-патриотическую тему.

Умер К.Д. Воробьев 2 марта 1975 г. в Литве, а в 1995 г. он был перезахоронен в Курске, на Офицерском кладбище. Рядом покоится прах его жены, которая после смерти писателя сделала все для того, чтобы он обрел вечный покой в родной земле. В 1994 г. К.Д. Воробьеву была посмертно присуждена премия им. Сергия Радонежского, а в 2001 г. – литературная премия А. Солженицына.

5. В Курской области открыли после реставрации дом-музей писателя Константина Воробьева.

16 июля 2014 года, в селе Нижний Реутец Медвенского района Курской области после реставрации открылся дом-музей писателя Константина Воробьева. Долгое время дом, в котором родился писатель, находился в запущенном состоянии. Но в 2004 году его восстановили и открыли для посетителей. Недавно стало ясно, что зданию требуется реставрация. И её начали проводить, завершив аккурат к 95-летию со дня рождения прозаика

В доме-музее представляет собой три небольшие комнаты. Здесь воссоздан быт крестьянской семьи начала 20 века. Есть русская печь, деревянные скамьи, есть даже стол, за которым юный писатель творил свои первые литературные произведения, есть и старинные иконы, принадлежавшие семье Воробьевых. И внешний вид дома, и его обстановка воссозданы по воспоминаниям односельчан.

Дом, в котором Константин Воробьев жил до 16-ти лет, стоит на пригорке. Оттуда открывается замечательный вид на курские просторы. Поэтому неудивительно, что писателя прозвали «сентиментальным натуралистом» за его рассказы о жизни в деревне.

Надо сказать, что в Курской области чтят память Константина Воробьева. В областном центре есть улица и школа его имени, в центре города установлен памятник писателю. В литературном музее хранятся его личные вещи. А в деревне Нижний Реутец проводятся экскурсии по дому-музею писателя-фронтовика.

При жизни Константин Воровьев не был обласкан вниманием властей. Признание пришло к нему позднее. В 2001 Воробьеву посмертно присвоили литературную премию А. Солженицына.

6. Выступление библиотекаря школы. Обзор выставки книг К.Д. Воробьева.

7. Итоги классного часа.


Константин Дмитриевич Воробьев

Обложка книги

Константин Воробьев с женой Верой Дзенис

Мемориальная плита на доме в Вильнюсе, в котором писатель жил в 1960-1975 годах


Литература

1. Воробьев, К.Д. Собрания сочинений: В 3 т. / К.Д. Воробьев. – М.: Современник, 1991-1993.

2. Дедков, И. Момент правды - определяющий / И. Дедков // Живое лицо времени. - М.: Советский писатель, 1986. – С. 194-195.

3. Зимин, В.Я. Тема детства в творчестве К.Д. Воробьева: дис. канд. филол. наук / В.Я. Зимин. Курск, 2004. - 181 с.

4. Кедровский, А.Е. Земляки: творчество К.Д.Воробьёва и Е.Носова. // Курск: Изд-во КГПУ, 1999. - С.2-74

5. Кризская, Т.В. Язык художественной прозы К.Д. Воробьева: автореф. дисс. ..канд. филол. наук / Т.В. Кризская. - Курск, 2009. - 19 с.

6. Носов, Е.И. Он любил эту землю // в кн. К.Д.Воробьёва "И всему роду твоему". – Вильнюс: Вага, 1978. - С.5-8.

7. Томашевский, Ю. Право на возвращение: Из наблюдений над жизнью лирического героя Константина Воробьева; Возвращение / Ю. Томашевский // Вчера и сегодня. – М., 1986.– С.81-116.

8. Федякин С. «Нельзя об этом писать» … «в любом случае не отчаиваться и не унывать, а надеяться и верить…»: К 75-летию К. Воробьева / С. Федякин // Лит. газ.– 1994.– 28 сент.– С. 4-12.

9. Чеботаев, М. Страдая за людей: Штрихи к портрету писателя К.Д. Воробьева / М. Чеботаев // Сибирские огни.– 1991.– № 7.– С. 280-297.

10. 46ТВ [Электронный ресурс]: Первое курское интернет-телевидение // В Курской области открыли после реставрации дом-музей писателя Константина Воробьева URL: http://www.46tv.ru/new/culture/003061/ (дата обращения: 03.02.2016).

11. Курская областная научная библиотека им. Н.Н. Асеева [Электронный ресурс]: Константин Дмитриевич Воробьев URL: http://kurskonb.ru/our-booke/site/persons/kv.html (дата обращения: 03.02.2016).

В 1779 году Курск стал центром одноименной губернии, и многое стало меняться как в его облике, так и в мерном течении жизни, особенно важные изменения произошли во времена правления губернией наместника А.А. Беклешова, личности, по тому времени, неординарной. А правил он губернией с 1792 по 1796 гг.

При нем открылось Главное народное училище, а в 1792 году в Курске родился общедоступный театр. Была реализована идея создания губернской типографии в соответствии с указом Екатерины II. Наместник послал в Москву директора Курского Главного народного училища А.И. Арсеньева за оборудованием и печатных дел мастерами. Арсеньев был удачлив, и 2 мая 1792 года обоз из Москвы прибыл в Курск. Вместе с печатным станком и типографскими принадлежностями прибыли мастера братья Христиан и Петер Люби. Петер хорошо знал русский и стал наборщиком. Шрифтов не хватало, но Арсеньев и тут вышел из положения, найдя местного мастера Кагельмахера, который изготовил необходимое количество литер.

Первым курским корректором стал учитель Семен Зубков. Миша Щепкин, учившийся в Главном народном училище, оставил о нем интересные воспоминания: "Словесные науки и исторические преподавал П.Г.К(ондратьев), а математические - С.А.З(убков)… Арифметику преподавали нам очень недурно, но, к несчастию, учитель часто бывал в веселом расположении, или просто навеселе, и ученики этим пользовались; так, бывало, когда он только что появится в класс, и мы заметим его веселость, то прежде, чем успеет он дойти до учительского стола, кто-нибудь из учеников подбежит к нему со следующей, например, жалобою: "Как же, С(емен) О(ндреевич), Щепкин говорит, что пушки в Полтавском сражении не так были поставлены, как вы рассказывали?.." (Щепкин. "Воспоминания". М., 1982 - С. 15).

Страстный почитатель Петра Великого, Зубков не мог выдержать такого, шел к доске и рисовал подробный план Полтавской битвы, доказывая свою правоту. Описывая так отрицательную черту характера учителя, его злоупотребление алкоголем, Щепкин, возможно, не замечая того, дает ему одновременно и положительную характеристику. Зубков отменно знал отечественную историю, был весьма образованным человеком.

Курские учителя стали и первыми курскими литераторами, издавшими ряд книг в созданной типографии Приказа общественного призрения.

В 1792 году появились первые пять книг; две из них представляли особый интерес. Учитель Иван Тимофеевич Васильев издал книгу "Благополучное время, или Разговор мальчика со стариком". Книга была первенцем типографии. Амвросий Гиновский, архимандрит Знаменского монастыря, стал автором книги "История о городе Курске и чудотворной иконе Знамения". Чиновник Казенной палаты Пестов написал и издал оду "Скупость", и И. Золотницкий - "Оду графу Суворову". Подпоручик Василий Лобачевский издал оду в честь Александра Андреевича Беклешова, отметив таким образом добрые дела генерал-губернатора. Последние три книги стали первыми стихотворными сборниками курских авторов, написанных и изданных впервые на курской земле.

В последующие годы книгоиздательство было продолжено. В 1793 г. было выпущено 7 книг, в 1794 - 5, в 1795 - 6, а до 1805 года вышло всего 28 книг различной тематики, изрядный процент составляли поэтические сборники. Интерес вызвала книга "Торжество курских муз" (1794), в которой были напечатаны речи и оды курских учителей. Книгу заключил "Разговор о пользе наук" Михаила Лаврова, учителя Главного народного училища. По существу - это пьеса. Имена действующих лиц символичны: Здравосуд, Малодум, Правдолюб, Легкомысл. Понятно, какими характерами обладали эти персонажи. Между ними идет спор о пользе наук, дела, творчества. В конце пьесы Малодум и Легкомысл убедились в пользе наук и образования.

Не все книги, печатавшиеся в типографии, были оригинальными литературными произведениями. Были и переводные. Так, С. Зубков перевел с немецкого (оказывается, он был еще и полиглотом) книгу "Подробное изъяснение о колесах и водяных мельницах", а Е. Карнеев перевел с латинского сочинение Цицерона "Старший Катона".

Как видим, в годы первого курского книгоиздательства многое было сделано впервые. В дальнейшем курское книгопечатание угасло. При Александре I, видимо из-за боязни распространения печатной крамолы, книгопечатание в провинции было запрещено. В 1804 году в Курске были изданы две последние книги. Автором одной из них стал неутомимый С. Зубков, которому можно было присудить звание энциклопедиста, ведь написал он книгу по географии: "Краткое Историческое Обозрение открытия островов Португальцами, Испанцами, Англичанами, Голландцами, Французами, лежащих в пространнейшем Океане, сопредельных Азии и Америке, составляющих пятую часть земного шара".

Из чисто литературных книг отметим также "Оду на освящение Главного Народного училища", "Собрание сочинений на освящение Орловского Главного народного училища", "Стихотворение губернатору Харьковского наместничества Кишенскому", "Лошадиный охотник". Среди других изданий вызывают интерес книги губернатора С.Д. Бурнашева, лекаря Гассельквиста "Разговор отца с детищем".

Последняя вызвала неудовольствие Курской консистории. Весь тираж был конфискован и предан огню. Гассельквист пытался доказать, что его книга не противоречит Священному писанию, но все было тщетно. Ныне эта книга одна из самых величайших библиографических редкостей.

Так в 1795 году впервые в Курске книга была подвергнута цензуре и не только запрещена, но и уничтожена, видимо, полностью.

В 1798 году в Курск из Сум переехал Ипполит Федорович Богданович, автор знаменитой поэмы "Душенька", за которую его можно без натяжки назвать предтечей А.С. Пушкина. Неизвестно, общались ли курские литераторы той поры со знаменитым поэтом, но то, что он и его библиотека были открыты для всех, известно по многочисленным фактам.

Особенно это видно на примере его общения с юным Мишей Щепкиным, для которого он был "путеводителем по книгам". Дружил он и с губернатором А.М. Веревкиным, был принимаем во многих помещичьих семьях, т.е. был общительным и доступным человеком. Поэтому не исключено, что он мог встречаться со многими авторами курских книг.

В 1801 году, когда на престол вступил Александр I, Богданович написал и послал в Петербург оду "На случай коронования его императорского величества государя императора Александра Павловича", поставив дату 15 сентября 1801 года.

Император принял его сочинение, одобрил и пожаловал ему перстень. Возможно, И.Ф. Богданович хотел возвратиться в Петербург, но этого не произошло. В Петербург его не позвали. А 6 января 1803 года поэт скончался и был похоронен на Всехсвятском (Херсонском) кладбище Курска.

Позднее, видимо, после 1800 г. в Знаменском монастыре Курска поселился князь Прокопий Васильевич Мещерский, весьма образованный и талантливый человек. К тому же он отличился и в военной службе, в 1798 году став генерал-лейтенантом, а на гражданской службе два года был С.-Петербургским губернатором. Он играл в театре, писал стихи. Известны его сочинения: "Ода его Императорскому Величеству Павлу I на победы…" и "Ода Императору Павлу I на начало XIX столетия". В Курске он сочинил сатирическую оду "На прибытие в Курск князя А.Б. Куракина". Возможно, что П.В. Мещерский имел общение с местными литераторами и оказывал на них свое влияние.

Почему вдруг в конце XVIII века в Курске, хотя и стихийно, образовался достаточно интересный литературный центр? Причин здесь несколько:

Курск стал губернским городом, что подняло планку художественной и общей культуры;

В Курске действовала типография, а это способствовало развитию творчества;

Несомненно, было влияние таких выдающихся людей русской культуры, как И.Ф. Богданович и П.В. Мещерский;

Важную роль сыграло и то, что в Главном народном училище подобрался замечательный состав учителей;

И еще одно: Курск был расположен на перекрестке дорог Юг - Север, Запад - Восток. Его посещали и жили в нем многие замечательные личности России. В Курском крае родились Голиков Иван Иванович и Шелихов Григорий Иванович. Оба увековечили себя делами архиважными для России. А среди побывавших в Курске в 18 в. были такие интересные личности, как князь И.М.Долгорукий, побывавший также и в Коренной пустыни, чиновник Иосиф Тукалевский, оставивший воспоминания о городе.

Особенный интерес вызывают и доныне воспоминания саратовского паломника Г.А.Скопина. Сербский общественный деятель Савва Текели осуществил путешествие по России в 1787-88 гг. в составе свиты Екатерины Второй. А вот академик Петербургской Академии наук В.Ф. Зуев путешествуя по России, оставил свои воспоминания в книге вышедшей в 1787 г.

Но период литературного всплеска был недолговечным. Причины упадка творчества были также понятны: закрытие типографии, смерть Богдановича и Мещерского. Указом от 16 сентября 1796 года в России были закрыты все частные типографии, а несколько позже и государственные периферийные. Цензура размещалась в Москве и Петербурге, а это весьма и весьма затрудняло издание книг в провинции. Не наездишься!

Книгоиздательство в Курске прекратилось почти на полстолетия.

Несомненно, что культурные события конца XVIII века подготовили в Курске дальнейшее развитие общества.

В семьях курян, и не только в дворянских, появились домашние библиотеки. Отметим среди них библиотеку купца А.П. Баушева, которой пользовались многие знаменитые впоследствии граждане города: Н.А. Полевой, Ф.А. Семенов. Имелись библиотеки при книжных магазинах купцов Дружининых, Кашкиных, Голиковых и других.

Курское купечество выдвинуло из своей среды настоящих подвижников литературы, интересных писателей, в числе которых - Иван Иванович Голиков, Николай и Ксенофонт Алексеевичи Полевые, их сестра Екатерина Алексеевна Авдеева.

В начале XIX века и курское дворянство благословило на литературное поприще ряд своих представителей. Из них наиболее значительным стал Владимир Федосеевич Раевский, уроженец села Хворостянки Новооскольского уезда. Раевские имели также дом в Курске, предположительно на углу Московской и Веселой, и Владимир Федосеевич неоднократно бывал в губернском центре. В Курске жил старший брат В.Ф. Раевского Андрей, талантливый поэт. В 1817 году он был избран в действительные члены "Вольного общества любителей словесных наук и художеств". К сожалению, талант Андрея Раевского не раскрылся по причине его ранней смерти. Он был похоронен в Курске. А.Раевскому принадлежат также "Воспоминания о походах 1813 и 14 годов", вышедшие в 1822 году в Москве.

В первой четверти XIX века с Курской губернией, так или иначе, были связаны несколько литераторов-декабристов: Ф.Ф. Вадковский, М.Н. Паскевич, Н.Ф. Заикин, Е.Е. Лачинов, С.М. Степанов. Некоторые исследователи пытаются связать с этими именами развитие литературы в курском крае. Думаю, что такое суждение ошибочно, ибо они принадлежали к тайному обществу и не афишировали свою деятельность, в том числе и литературную. К тому же, их произведения в то время еще не печатались. Какого-либо влияния на развитие творческого литературного процесса в крае, они произвести не могли. Интересен лишь тот факт, что все они, как декабристы, были связаны с Курском и уездами Курской губернии.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!