Совесть и стыд что чему предшествует. Словарная работа

Посеешь в юности цинизм, грязь и равнодушие – пожнешь в браке отчуждение, измену и развод (И.м. Макарий Маркиш).

Попытка узнать себя

В юности, в молодости каждый из нас хочет узнать, кто он такой, какое его место в этом мире, и завоевать в нем как можно лучшее место, обрести уважение к себе. Себя мы узнаем в общении с другими людьми. Мы ищем ответы на вопросы: «Как относятся ко мне другие люди?», «Достоин ли я любви?», «Как сделать так, чтобы люди ценили и любили меня больше?»

Действительно, это очень важные вопросы. Ответами на эти вопросы мы обычно считаем такие признаки:

Принимают ли меня в компании,

Многие ли ищут моей дружбы,

Многие ли в меня влюбляются.

В молодежной среде эти критерии успеха общеприняты. Но давай посмотрим беспристрастно, насколько эти критерии ценности нашей личности заслуживают доверия.

Первое. Принимают ли тебя в компаниях .

Компании бывают разные. Бывают компании, объединяющие людей, которые действительно стараются жить достойно. И для того, чтобы тебя приняли туда, нужно чего-то стоить. Но таких компаний очень мало, и сами компании маленькие, поскольку людей, живущих осмысленно, не так уж много.

Посмотри беспристрастно на те компании, которые ты знаешь. Кого там ценят, кто популярен? Или сильный, жестокий и злой. Или шут-кривляка, для которого нет ничего святого. Или девчонка – свой парень, в которой женского только имя. Или кто-то с деньгами или возможностями – но разве это что-то говорит о нем как о человеке? И так далее.

А что касается приема девушек в мужские компании – это вообще печальное явление. Как-то, проходя в своем подъезде через толпу подростков, я видел, как девочку лет двенадцати спросили: «Хочешь вступить в нашу компанию?» Это наивное и пока еще чистое создание ответило «Да!» с таким трепетом в голосе, как будто ее принимают в Думу или, по крайней мере, в Гарвард. Через три года эти же подростки на лавочке перед домом лениво делились друг с другом тем, где они ее… – не буду передавать циничную формулировку, – и в подъезде, и на детской площадке, и в подвале. А подвал у нас страшный, сырой, холодный, темный, пахнущий гнилой картошкой и мышиным пометом. Причем они все делали это с ней. Это называется, девчонку «оценили»?..

Есть такое животное – овца. Овцам лучше пастись в стаде, там больше шансов защититься от волков. А человеку имеет смысл выбирать свой способ жизни самостоятельно. Потому что в человеческом стаде волков часто больше, чем вне его.

Достойный человек – это человек, который везде, в том числе и в компании, ведет себя достойно, даже тогда, когда ему приходится ради этого идти наперекор обычаям и мнению товарищей. Далеко не всегда следствием такой цельности является популярность в данной компании.

Второе. Дружба.

Настоящая дружба связана со способностью человека светить другим людям, бескорыстно что-то делать для них, делиться с ними радостью. Поэтому если ты настоящий друг многим людям, это очень хорошо говорит о тебе. Ты умеешь любить!

Но оглянись вокруг. Много ли ты видишь примеров такой, настоящей дружбы? Разве большинство твоих знакомых «дружат» не ради какой-то выгоды? Ради удобства, тщеславия, развлечений? А если так, значит, количество «друзей» говорит либо о твоих возможностях кому-то что-то дать, либо о твоем умении получать что-то от многих. Не более того.

Третье. Многие ли в тебя влюбляются.

В молодежной среде массовый успех приходит примерно по той же схеме, что и успех «звездочек» в шоубизнесе. Там продюсер платит СМИ определенные деньги за раскрутку имени вполне заурядного человека. Имя становится известным, и, согласно механизму массового психоза, в сознании толпы этот обыкновенный человек приобретает притягательную силу, никак не связанную с его качествами.

В молодежной тусовке «раскрутка» происходит порой с участием денег, часто без них. Но эффект тот же: многие хотят побыть рядом с тобой, чтобы погреться в лучах твоей «славы». Влюблены ли они в тебя на самом деле? Вряд ли. Тщеславия, боязни одиночества, физиологии тут гораздо больше, чем любви.

Если ты стоящий, действительно хороший и сильный человек, не обожание толпы подтверждает это, а любовь хорошего, достойного, сильного человека. Если в кругу твоего общения нет такого человека, то пусть даже тебя никто не любит – это ровно ничего не значит. А если в твоем классе есть один такой человек, то все-таки он не обязан тебя любить, даже если ты стоишь этого. Потому что настоящая любовь, в отличие от массового психоза, – это чудо, его нельзя запрограммировать.

Таким образом, очевидно, что все три критерия нашей ценности, к которым мы привыкли, ненадежны. И мы часто мучаемся оттого, что эти критерии говорят одно, а что-то в глубине нас – совсем другое.

Зеркало, которое не врет

Как же узнать себя, чтобы не обмануться?

Действительно, зеркалом для нас являются окружающие нас люди. Причем чем теснее и дольше мы общаемся с этими людьми, тем точнее «показания». Взаимодействуя с ними, мы можем делать выводы о себе. Только делать это нужно правильно.

Достоверный критерий оценки наших личных качеств – наша реакция на других людей. Если общение с другими людьми часто вызывает у нас зависть, гнев, обиду, ненависть, осуждение и другие негативные эмоции – это четкий критерий того, что с нами что-то не в порядке. В нас сильны соответствующие страсти (зависть, гнев, обидчивость), которые мешают нам любить.

Описанные в начале три юношеских критерия касаются не нашей реакции на людей, а скорее реакции людей на нас. Это гораздо менее точный критерий. И поэтому не стоит придавать этим признакам какое-либо значение.

Классик давным-давно сказал: «Самые большие глупости мы делаем, чтобы угодить мнению людей, которых не уважаем». Задумайся, всегда ли ты уважаешь тех людей, мнением которых дорожишь? Разве ты не знаешь их недостатков, не видишь их ошибок? Насколько разумно – выбирать линию поведения, ориентируясь не на то, что лучше для тебя, а на то, что может заинтересовать посторонних людей, которые, в общем, сами пока еще многого не осознали?

Если мы не хотим обмануться в выборе ориентиров, стоит думать своей головой. Больше доверять своей совести, чем толпе, и самому решать, что хорошо, а что плохо. Таков путь умного, самостоятельного человека. И это путь успеха.

Для чего нам даны стыд и совесть

Один из факторов дешевой популярности в молодежном коллективе – раскрепощенность. Культ раскрепощенности пришел с Запада в 1990-х годах вместе с потоком американских молодежных фильмов, в большинстве своем довольно глупых. Приди в школу полуголым или обругай учителя матом на уроке, отчуди еще как-нибудь – и местная слава тебе обеспечена, включая интерес противоположного пола.

Так вот, во всем есть золотая середина и болезненные крайности. Раскрепощенность – хорошее и привлекательное качество, если ее понимать как внутреннюю свободу человека, благодаря отсутствию комплексов или победе над этими комплексами. Раскрепощенный в этом смысле человек естественен, он не боится выражать свои чувства. И, если в нем преобладают добрые чувства, такой человек красив.

Но ведь мало кто в молодости свободен от комплексов. И желая казаться раскрепощенными, люди порой ведут себя неестественно, демонстративно, выражая таким образом свое внутреннее уродство. Получается победа не над комплексами, а над стыдом и совестью.

А стыд и совесть, в отличие от комплексов, очень ценные качества. Совесть напоминает человеку о том, что определенных вещей делать не следует, иначе плохо будет. Стыд – это способность слышать голос совести и слушаться его. Также стыд может приходить уже после совершенной ошибки – в виде раскаяния.

Прислушиваясь к голосу совести и придавая своему отношению к людям большее значение, чем отношению других к нему, человек может обрести подлинное человеческое достоинство. Подлинное человеческое достоинство делает человека независимым от мнений толпы. Он не боится быть собой, и ему нравится быть собой. Его внутренний покой – прочный, устойчивый. Человек с достоинством уважает себя, и точно так же уважает других. И за это его уважают.

Все мы проходим в своей жизни такое испытание, когда человек, интересный нам в той или иной степени, предлагает нам совершить поступок, в правильности которого мы не уверены. Например, вступить в «близкие отношения». Те люди, которые не доверяют себе или не уважают себя, обычно не выдерживают этого испытания и совершают эту ошибку. Человеку с достоинством гораздо легче устоять. И наступает момент истины. По реакции человека на ваш отказ можно сделать вывод, насколько он вас любит, насколько уважает. Если любит и уважает, ваш отказ не обидит его, а только увеличит его почтительное отношение к вам. Если же он пытается давить на вас, манипулировать – его отношение недостойно вас. Вы достойны лучшего, как говорят в рекламе.

Телевизор и толпа сверстников говорят, что «все делают это», что стыд не моден.

Во-первых, толпа ошибается, когда говорит, что все это делают. В возрасте до 18 лет девственны 47% женщин и 44% мужчин.

Во-вторых, что с того, что вокруг кто-то это делает? Мало ли кто какие ошибки совершает. Мнение большинства не должно быть законом уже потому, что большинство людей несчастны. Перефразируя известный афоризм: «Если ты такой умный, то почему такой несчастный?» Не моден стыд, но «не модны» и крепкие счастливые браки. Причем вторая «мода» – прямое следствие первой.

Спросим себя: кто больше желает нам счастья – наша совесть или толпа сверстников вкупе с продюсерами с зачастую нарушенной половой ориентацией, заправляющими модой, шоу-бизнесом и телевидением?

Ответ очевиден.

Что мы приобретаем или сохраняем, если мы сохраняем свою чистоту?

Отвечу, может быть, неожиданно. Люди, которые хранят свою чистоту, светятся! Светятся какой-то радостью, какой-то тайной будущей любви. Если человек прекрасен внешне, да еще и светится этим светом – он прекрасен вдвойне. И он счастлив, как и всякий человек с чистой совестью.

С этим светом все обстоит так же, как и с прочими известными нам излучениями. Все излучения воспринимаются только устройствами, которые настроены на тот же диапазон частот. Поэтому кем-то этот свет воспринимается не вполне отчетливо. Зато такие люди могут быть очень чуткими к излучению человека чувственного, страстного, сосредоточенного на сексуальном. Это не свет. Это что-то инфракрасное.

Через наши излучения мы выбираем друг друга в этом мире. Светлый человек выбирает светлого. Страстный выбирает страстного. В чем проблема? Проблема в том, что страстный, развращенный человек не может жить семейной жизнью продолжительное время. Он или уйдет, или будет изменять. Это такая же хроническая болезнь, как алкоголизм. Поэтому не стоит мечтать о том, что мы вволю погуляем, а потом создадим настоящую, крепкую семью. Крепкую семью можно создать только с человеком, который с помощью разума и выдержки хранит свой свет. Но как привлечь такого человека, если сам не светишься?..

Для девушки потеря стыда означает потерю возможности создать семью с достойным мужчиной. Поскольку с достойным мужчиной может быть только достойная женщина. С настоящим принцем – только настоящая принцесса. А какая же принцесса – без стыда и совести?

Конечно, принцессе из американского мультика не нужен стыд. Но, поверьте, американцы ничего не понимают в принцессах. Принцесс в Америке никогда не было. Их принцессы – не из жизни, а из эротических фантазий несчастливых художников этих мультфильмов. Очень жаль девочек, воспитанных на такой патологической видеопродукции. Им потом крайне трудно привести свои понятия к норме…

Береженых Бог бережет

Из СМИ постоянно раздаются голоса тех людей, которым человеческое достоинство не свойственно. Почему-то там они преобладают. Но в жизни много и других людей, просто они не всегда на виду. Я хочу дать слово именно тем людям, которые сознают свою ценность и поэтому берегут себя. Эти письма пришли на наш сайт «Настоящая любовь».

«Я поражаюсь тому, что девушки с 14-16 лет начинают хвастаться опытом! Я горжусь тем, что невинна, и собираюсь продолжать в том же духе. И меня не волнует, что когда многие мальчики узнают, что мне уже 16, начинают намекать на подобные темы и призывать к действиям».

Евгения, 16 лет.

«Многие парни, узнав, что девушка – девственница, перестают за ней ухаживать. Им кажется, что с ней что-то не так, никто наверно внимания не обращал, раз дожила до 23-х и осталась невинной. Со мной такая ситуация. Я еще надеюсь встретить свою любовь, не отчаиваюсь. Считаю, если какие-то отношения не получаются, значит, это просто не твой человек, главное – не отчаиваться и уделять внимание другим вещам: работа, дополнительное образование, хобби и т.д. Не ко всем же приходит настоящая любовь в 20 лет… Смотрю я на некоторых ровесниц, уже матери-одиночки в такие-то годы! Думаю, не все так плохо в моей жизни!»

Лилия, 23 года.

«В свои 22 я ещё девственница. Я симпатичная и у меня отличная фигура, многие говорят, просто идеальная. Я довольно открытый и общительный человек. Другая на моём месте в своём арсенале имела бы очень большую коллекцию мужчин. В наше время не только у мужчин спортивный интерес, но и у некоторых девушек тоже, но у меня не то воспитание. Я никогда не была обделена мужским вниманием, но меня всегда что-то останавливало от более близких отношений. Я и сейчас иногда думаю, что всем мужчинам вокруг нужен только секс. Конечно, есть исключения, но их очень сложно найти. Даже если такого человека найдешь, очень сложно понять – «это именно то, что мне нужно», а не очередной парень, которому нужен просто секс, и коллекции которого ты будешь далеко не №1, о каких-то чувствах говорить вообще не приходится.

Сейчас у меня есть парень, с которым мы очень редко встречаемся, он живет в другом городе и бывает в Питере не чаще чем два раза в месяц. Он мне очень нравится, и я ему тоже. Знакомы мы всего три месяца, но меня очень сильно к нему тянет, я чувствую, что это тот человек, который мне нужен, и ему почему-то хочется верить. Я просто боюсь его реакции, что он не поймёт и посмеётся. Я даже представляю, как он может отреагировать, да и не только он, но и любой другой на его месте. «Как с такими данными в 22 года можно быть девственницей, это просто нереально! Может быть, с тобой что-то не так?» Поэтому я стараюсь не говорить на тему близких отношений. Я просто очень скромная и говорю, что я не буду это обсуждать, настаивать бесполезно».

Наталья 22 года.

«Мне 25 и я до сих пор девственница, но я никогда не чувствовала себя белой вороной. У меня на счет этого никаких комплексов. Я не когда не обращала внимания на слова и мнения общества. Я считаю, не общество толкает к лишению девственности в раннем возрасте, а моральное воспитание родителей».

Ашхен, 25 лет.

«У меня есть знакомые, которые встречаются с парнями и при первой встрече им отдаются, тем самым отталкивают их от себя, парням быстро надоедают такие девушки. И это приводит к тому, что к 40 годам женщина – да, стала секс-машиной, но НИКОГДА не испытывала ЛЮБОВЬ. Я встретила свою любовь в 20 лет, до этого не было половых отношений с парнями, и я сейчас СЧАСТЛИВА, у меня очень любящий муж, и мы уже больше года вместе».

Женя, 21 год.

«Вот, мне скоро будет 21, а я не то, что девственник, я даже ещё ни разу не поцеловался. Многие мои друзья и знакомые утверждают, что если ты не переспал с женщиной, то ты не мужик. Когда я им говорю, что не собираюсь до свадьбы, так ещё начинают меня геем обзывать. Но я своё мнение не изменю. Я абсолютно уверен, что встречу в будущем любимую женщину, которая не бросит меня из-за того, что до брака «не нагулялся». Если других женщин не устраивает моя девственность, то пусть гуляют на все четыре стороны. И вы, дорогие девушки, тоже берегите свою чистоту до брака. Если парень не оценит это, то зачем вам такой нужен? Он просто эгоистичен по отношению к вам».

Александр, 20 лет.

«Радуюсь, что не поторопилась, иначе не встретила бы я его теперь, чистого, ясноглазого. И не было бы разговора, когда мы вдруг обнаружили, что мечта у нас общая – семья из пяти человек. Будет трудно, но, несмотря на это, хочу сохранить свет, который узнала».

Ольга, 23 года.

«Жизнь меня занесла на Запад. А здесь, поверьте, все еще хуже, чем странах бывшего СССР. У меня много подруг, которые то и дело утверждают, что мне будет очень сложно найти парня. А вот я почему-то уверена в противоположном – если найду, то только того, у которого я буду единственной, как сердце в груди. В 21 год одна – сложно, потому что нет рядом плеча, на которое я могла бы опереться, но это лучше, чем стать подстилкой (в моем понимании). Как-то год назад моя подруга во время своей депрессии рассказала, что она еще девственница (в 20 лет). Да с какой горечью и слезами на глазах! Я просто не поверила, что еще существуют люди, которые о своей чистоте сожалеют! Я ей ответила, что тоже не была близка с парнем в каком-либо отношении. Но, в отличие от неё, я горжусь этим».

Аленка, 21 год.

«Я полностью согласна с тем, что девственность должна быть отдана только мужу. Ведь после неудачного опыта может серьезно нарушиться психика… Я горжусь, что я еще девственница, хоть и подруги меня не понимают. Я читала, что если ты для себя решила сохранить девственность до брака, то Бог тебе в этом поможет».

Катерина 18 лет.

«Я живу в такой республике, где девушка должна хранить свою чистоту. И я считаю, что это правильно. Меня воспитали именно так и я благодарна за это своим родителям. Мне 19, я довольно-таки современная, но это не мешает оставаться мне такой, какая я есть. Девушки, испокон веков невеста наряжалась в белое платье, а белый цвет, как вы знаете, символизирует чистоту и невинность. Не нарушайте этой традиции! Чистота девушки – это как нераскрывшийся цветок, до которого сможет дотронуться только тот единственный и неповторимый, который по праву будет называться вашим мужем!!!»

Мила, 19 лет.

«Хранение чистоты до брака – не испытание. Во всяком случае, для меня. Таким образом ты просто защищаешь себя от грязи, лицемерия, чужого эгоизма… А если ты слушаешь окружающих, если они имеют влияние на тебя, и уже в 16 лет тебе стыдно, что нет опыта близости, ты просто еще не сформировавшаяся личность, с очень мягким стержнем, раз голос людей, которые себя не уважают, важнее голоса собственного сердца!»

Даша 19 лет.

«Я считаю, что каждый орган в организме должен использоваться по своему назначению. Свои детородные органы рассматриваю как колыбель своих детей. Поэтому никогда не использовала их в спортивных интересах, оздоровительных, завлекательных, развлекательных и других качествах. При половом акте переплетаются не только тела, но и на тонком невидимом плане и судьбы. Во время экстаза происходит сращивание пересекаемых структур и, в конечном счете, процесс конъюгации. Люди обмениваются не только эмоциями, но и способностями, характером, возрастом, внешностью, привычками, удачей и судьбой. Может быть, и поэтому у умственно неполноценных людей повышенная половая активность. Зачем растрачивать себя для сомнительного опыта? Зачем терять свою индивидуальность?

Отношение ко всему зависит от мировоззрения человека, его миссии и ценностей в жизни. Что для человека приемлемо или неприемлемо, подскажет ему или ей внутренний голос. Если для души что-то противно или неприятно, то и не надо через свою душу перешагивать. Она лучше всех мудрецов знает, что для человека лучше. А если души нет, то и туда ему дорога, каждому своё».

Ирина, 22 года.

Наш с вами разговор не на уровне «нельзя-можно». Мы живем в реальном мире, а в реальном мире трудно совершать правильные поступки, особенно когда рядом мало или вовсе нет тех, кто так поступает. Реальность такова, что мы с вами к моменту прочтения этой книги, возможно, уже совершали ошибки, и поздно говорить о вершинах чистоты и добродетели. Но жизнь – не черно-белая, есть много оттенков. Мы говорим с вами о том, что полезно нам и что вредно, мы говорим о добре и зле как о полюсах, по которым настраивается наш компас. А дальше мы делаем выбор, причем каждый день много раз, в какую сторону идти и насколько настойчиво. Кто-то выбирает полюс сиюминутных удовольствий, полюс слабости, и за всю жизнь так и не создает настоящей семьи. Кто-то довольствуется среднестатистической долей двух-трех непродолжительных браков с несчастными детьми-полусиротами. А кто-то понимает, что жизнь одна, и обидно разменивать ее по мелочам, хочется выиграть главные призы. Крепкая счастливая семья, наполненная любовью, — один из самых главных, если не самый главный приз в этой жизни. Ради него стоит воспользоваться разумом и волей, которые для чего-то даны нам.

Цели: уточнить значение таких нравственных категорий, как совесть, стыд, раскаяние; формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков; побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов.

План классного часа

  1. Проблемная ситуация. Видео ролик «Осколки в сердце» (приложение 1)
  2. Интерактивная беседа.
  3. Словарная работа. «Стыд» и «совесть»
  4. Игра «Чего нужно стыдиться?»
  5. Ситуации выбора. «Голос совести»
    • А) Ситуация первая.
    • Б) Ситуация вторая.
    • В) Ситуация третья.
  6. Упражнение для совести - «Минута раскаяния»
  7. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

1. Классный руководитель. Сегодня мы свами поговорим о понятиях, которые, по моему мнению, являются основой человеческой морали. Но прежде чем начать разговор, я предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик.

Проблемная ситуация. Видеоролик «Осколки в сердце»

2. Интерактивная беседа.

Классный руководитель. Ребята, какой смысл несут эти слова – «осколки в сердце»? Что под ними подразумевается?

(угрызения совести)

Да, вы правы и тема сегодняшнего разговора «Совесть», но это понятие крепко связано еще с одним. Каким?

(стыд)

И здесь вы правы. Итак, тема классного часа «Стыд и совесть» (слайд №1)

В суматохе сегодняшней жизни человек порой забывает об этих понятиях. Я вам предлагаю сегодня остановиться и поговорить об этом.

Как бы вы определили эти понятия? (варианты ответов).

А сейчас заглянем в словарь (слайд №2)

3. Словарная работа. «Стыд» и «совесть»

Вот как объясняется значение этого слова «совесть»в словарях Ожегова и Даля (читает свои записи) :

Совесть – внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка.

А вот как объясняется значение слова «стыд» - это чувство сильного смущения, самоосуждения от сознания предосудительности поступка, вины.

Чтобы подчеркнуть важность и силу этих двух понятий, я предлагаю вам вспомнить, какие выражения употребляют с этими словами?

С этим словом употребляют очень сильные выражения: люди говорят:« грызет совесть», «мучает совесть», «совесть спать не дает», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень хорошо, когда что-то делаешь со «спокойной совестью», с «чистой совестью».

Люди говорят: «можно сгореть со стыда», «умереть со стыда», «можно провалиться сквозь землю со стыда», «покраснеть от стыда», «не знаю, куда деться от стыда».

« В ком стыд, в том и совесть», – говорит русская пословица. В ней хорошо показана связь этих двух понятий.

Можно сказать в пословицах отражается народная мудрость, его отношение к чему-либо, которое сложилось веками. Вот некоторые пословицы, в которых говорится о стыде и совести:

(слайд №3)

  1. Как ни мудри, а совести не перемудришь.
  2. Совесть без зубов загрызет.
  3. От человека утаишь, от совести не утаишь
  4. Жизнь дана на добрые дела.
  5. Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.
  6. Правда как оса - лезет в глаза.

Скажите, вы согласны с этими пословицами? Может быть, у вас другое мнение? (здесь можно обсудить пятую пословицу, и спровоцировать детей на спор фразой «разве не вызывают зависть люди, у которых много денег и они могут позволить себе почти все или почти все»)

4. Игра «Чего нужно стыдиться?»

Классный руководитель. Чего же, по-вашему, нужно стыдиться в жизни и почему. На интерактивной доске высказывания. Вам надо разделить их на две группы «Стыдно» и «Не стыдно».

  • Физические недостатки
  • Некрасивые поступки
  • Поношенная, но аккуратная одежда
  • Старомодная одежда
  • Непрестижная работа родителей
  • Невежество, необразованность, безграмотность
  • Вульгарная внешность
  • Грубое, бездушное отношение к людям

Классный руководитель. Я очень рада, что вы правильно определили, чего нужно стыдиться. Хотелось бы, чтобы и в жизни ваш внутренний судья – совесть – так же хорошо помогал вам различать добро и зло.

Классный руководитель. Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке.

Рассмотрим три ситуации. Трудно ли вам будет поступить по совести?

А) Ситуация первая (слайд №4)

Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние пятьдесят (пятьсот) рублей. Как вы поступите?

Б) Ситуация вторая (слайд №5)

Классный руководитель. Еще одна ситуация. Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но «соседке» учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трех грубых ошибок, которые увидел в ее тетради. Ваши действия?

Дети высказываются по поводу ситуации.

В) Ситуация третья (слайд №6)

Классный руководитель. Ситуация третья. На весенние каникулы класс вместе с классным руководителем планирует поездку в лес. Идет бурная подготовка к веселому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется.

А вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг. Как можно тут поступить по совести? А еще, какие мнения по этому поводу? (Может быть, учителю не стоило так поступать? Или решить эту ситуацию как-то по- другому)

Дети высказываются по поводу ситуации

6. Упражнения совести.

«Минута раскаяния»

Классный руководитель. Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.

А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения.

Упражнение совести - это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьей человека. А иначе – блуждание в потемках.

Сейчас проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, и вспомним свои поступки, которые могли обидеть кого-то, за которые нам сегодня стыдно и мы в них глубоко раскаиваемся. Попробуйте написать на листочках на саму ситуацию, а ваши ощущения, которые вы испытывали тогда и сейчас. Назовем это упражнение «Минута раскаяния».

Включается музыка. В течение одной минуты дети обдумывают и делают записи на листочках.

Классный руководитель. Прочитайте нам то, что написали.

Скажите, как вы считаете, как можно исправить свой поступок, как можно успокоить совесть?

(попросить прощения)

Классный руководитель. Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. «Повинную голову меч не сечет», – гласит русская пословица.

Классный руководитель. Как же пробудить совесть в бессовестном человеке? Как сделать так, чтобы он раскаялся в своем поступке?

Примерные ответы детей:

– Нужно ему прямо говорить обо всем, критиковать.

– Нужно объявить бойкот.

– Не подавать руки, не здороваться.

– Нужно устроить общественный суд.

Классный руководитель. Я с вами согласна.Если человек поступает бессовестно, бесчестно, окружающие должны пристыдить его. Лучше горькая правда, чем красивая ложь. Может быть, это и пробудит в человеке совесть, станет человеку стыдно.

В качестве завершения нашей сегодняшней беседы я предлагаю посмотреть еще один видеоролик «Притча про воробья» (можно найти в Интернете)

Классный руководитель . Никогда не позднопопросить прощения, но не надо ждать 50 лет, как герой нашего первого рассказа.

7. Подведение итогов (рефлексия).

Классный руководитель. Наш разговор подошел к концу. Всем большое спасибо! Каждый из вас, я думаю, сделал свои выводы. Я не буду спрашивать о них, потому что это очень личное. Но все-таки, мне бы хотелось понять, что дал вам наш сегодняшний разговор. Для этого: у вас на столе лежат кружочки разных цветов. Уходя, вы оставьте на столе только тот, который ближе всего выражает то мнение, к которому вы пришли после сегодняшнего разговора:

Мне кажется, моя совесть не спит, но разговор был полезным

Наш сегодняшний разговор помог мне осознать, что мне есть, за что просить прощения

Другое (написать)

Литература

  1. Селевко Г. К. Сделай себя сам. М: народное образование, 2006 г.
  2. В ролике использована песня исполнителя Dying Young;
  3. Текст притчи «Осколки в сердце» и фотографии для ролика взяты из Интернета

Считается, что страх в процессе культурного развития человечества становится предпосылкой для формирования "первичного" компонента морали -- стыда.

Еще Аристотель писал, что стыд нередко рассматривают "как своего рода крах дурной славы". Словом, страх перед природными стихиями превращается в боязнь позора, осуждения со стороны общественного мнения.

Причем, люди, как считал Вл. Соловьев, стыдились перед людьми первоначально некоторых проявлений телесной (в первую очередь половой) жизни, а затем, по мере обогащения нравственных чувств они стали стыдиться не только уступок "низшей, материальной природе, но и всяких нарушений того, что должно по отношению к людям и богам".

Стыд, продолжал Вл. Соловьев, "возвышает человека над животным инстинктом родового самосохранения". Стыд означает порицание всего того, что считается не должным, дурным, и на этой основе формируются представления о нравственно должном, добром.

Стыдливый человек, говорил Аристотель, "заслуживает похвалы и в известных вещах держится середины".

Но стыд еще не совесть . Чувство стыда еще не содержит в себе того "грозного судию", внутреннего "прокурора", той глубины размышлений и анализа, которые характерны для развитой совести.

Кроме того, для стыда, как правило, необходимы свидетели, а для совести они совершенно не обязательны.

Важно также и то, что совесть все оценивается по мерке высших общечеловеческих моральных ценностей.

Стыд же более конкретен, привязан к изменчивым обычаям моде и т.д. Например, индивиду может быть стыдно, если он одет "не по моде".

О том, что совесть и стыд -- не одно и то же, свидетельствуют те, пусть не очень многочисленные случаи, когда человеку стыдно, а совесть, в общем-то, спокойна. Например, водитель автобуса резко затормозил, пассажир толкнул соседа. Первому, конечно, неудобно стыдно, но особых угрызений совести он не испытывает, ибо нет в том его вины.

Несмотря на определенные различия, именно стыд предопределил появление совести как стыда перед сами собой.

Как замечал Вл. Соловьев, "безотчетный инстинкт стыда превращается в ясный голос совести ". Суть данной схемы состоит в том, что по мере развития, усложнения общественных отношений, обогащения духовной культуры внешние требования превращаются в требования внутренние .

Эта схема признается и другими психологами. По мнению Э. Фромма, "на первоначальной стадии эволюции совести авторитет выдвигал определенные требования, которые затем следовали уже не из подчинения авторитету, а из чувства ответственности перед самим собой".

Действительно, переживания стыда и чувствование совести родственны, но следует их различать.

Человек совестливый по мере своего самосовершенствования предъявляет к себе все более высокие требования. Чистая совесть -- нормальное состояние человека, выполняющего моральный долг, это награда за нравственные усилия. Отечественный ученый XX в. Г. Бандзеладзе, считает, что без чистой совести добродетель потеряла бы всякую ценность.

Совесть интуитивна, она усматривает то, чего еще нет, поэтому должна «работать» до совершения поступка. Переживания после проступка будут уже стыдом.

Совесть включается только тогда, когда человек знает моральные нормы. Если он не знает их и «морально невинен», то и совесть в нем не может заговорить.

Совесть человека, по существу, независима от мнения окружающих. В этом совесть отличается от другого внутреннего контрольного механизма сознания -- стыда. Стыд и совесть в общем довольно близки.

В стыде также отражается осознание человеком своего (а также близких и причастных к нему людей) несоответствия некоторым принятым нормам или ожиданиям окружающих и, стало быть, вины.

Однако стыд полностью сориентирован на мнение других лиц , которые могут выразить свое осуждение по поводу нарушения норм, и переживание стыда тем сильнее, чем важнее и значимее для человека эти лица.

Поэтому индивид может испытывать стыд -- даже за случайные, непредполагаемые результаты действий или за действия, которые ему кажутся нормальными, но которые, как он знает, не признаются в качестве таковых окружением.

Логика стыда примерно такова: «Они думают про меня так-то. Они ошибаются. И тем не менее мне стыдно, потому что про меня так думают».

Стыд - это эмоциональное состояние или глубинное человеческое переживание, которое возникает в результате несоответствия своего поведения с принятыми нормами и осознания человеком, что он поступил нечестно или смехотворно (традиционная трактовка словарей и справочников).

Логика совести иная. Совесть называют «моральным принципом» или «структурой внутренней дисциплины». Можно поддержать позицию Т. Флоренской в различии стыда и совести: стыд - перед другим за себя, совесть основана на сострадании другому из-за себя , как виновника страдания.

И это было осмыслено исторически довольно рано.

Демокрит, живший на рубеже V и IV вв. до н.э еще не знает специального слова «совесть».

Но он требует нового понимания постыдного: «Не говори и не делай ничего дурного, даже если ты наедине с собой. Учись гораздо более стыдиться самого себя, чем других».

И в другом месте: «Должно стыдиться самого себя столько же, сколько других, и одинаково не делать дурного, останется ли оно никому неизвестным или о нем узнают все. Но наиболее должно стыдиться самого себя, и в каждой душе должен быть начертан закон: «Не делай ничего непристойного».

Совесть интуитивна , и человек, у которого «она есть», умеет ее чувствовать и опирается на нее в своих выборах. Такой человек всегда поступает обдуманно, честно, не причиняя вреда себя и окружающему миру.

Мы говорим про него «совестливый человек», «живет по совести».

Совести нельзя научить. Совесть - это личный опыт зрелого человека. В процессе воспитания ребенка мы даем ему лишь предпосылки чувствования своей совести. Каждый человек, взрослея, проходит сам свой путь совершенствования.

Слова "стыд" и "совесть" часто путают и употребляют одно вместо другого. На самом деле разница между ними очень большая.

Совесть нас обличает, когда мы делаем то, что не должно. А стыдно нам, когда открывается то, что должно быть скрыто. Путаница возникает из-за того, что мы по гордости всячески стараемся прятать от всех свои плохие поступки и выставлять напоказ хорошие.

Иногда необходимо плохие поступки скрывать, чтобы избежать соблазна, который может привести к новому греху.

Но обычно мы скрываем свое зло из тщеславия или из страха заслуженного наказания. Это ложный стыд . Он нередко толкает людей на уголовные преступления (я читал в газете про девушку, которая убила свою маму, чтобы та не узнала о ее плохой учебе).

На самом же деле, когда мы совершили зло, следует позаботиться не о сокрытии его, а о его исправлении. Если возможно, то и делом (вернуть похищенное, помириться с тем, кого обидели), но во всяком случае в своей душе (это всегда возможно и необходимо).

Так что, когда говорит совесть, стыд часто (не всегда) бывает ложным. А чувство неложного стыда нередко сопутствует вовсе не злым, а добрым делам.

Ведь мы именно свои добрые дела должны по возможности скрывать, стыдиться их огласки, чтобы не быть скраденными тщеславием. Когда человек совершает хорошие поступки напоказ - это бесстыдство .

Истинный, естественный стыд побуждает нас скрывать те части тела, через которые человек входит в мир, скрывать от посторонних людей наши интимные телесные и душевные отношения, скрывать свои высокие духовные состояния и переживания (если их Бог дает) - скрывать не потому, что все это плохо, а потому, что это слишком значительно и не должно быть предметом суетного, похотливого интереса. А открываться должно только по благословению Божию, когда на то есть особая воля Божия.

Когда за нами кто-то подглядывает, или роется в наших вещах, или тайком читает наши дневники и письма, мы воспринимаем это как оскорбление. И справедливо. Мы не хотим, чтобы наши тайны бесстыдно обнажались.

Но с таким же бесстыдством, как кто-то подглядывает в замочную скважину, мы всем народом, лишь только появилась внешняя свобода, бросились на астрологию, магию, всевозможные тайные учения, хотя сам Бог запретил их еще в Ветхом Завете (и запрет этот никогда не отменялся).

Спрашивают: "А что такого? Я ходил к колдуну, у него иконы, он молитву мне шептал". Очень трудно объяснить человеку, почему нельзя ходить к "бабкам". Многое можно было бы сказать, но это вопрос действительно непростой, и не всякий человек способен разобраться в тонкостях: почему что-то можно познавать, а что-то нельзя.

А нам недостаточно прямого Божьего запрещения магии, гадания, ворожбы? Хулиган задрал юбку женщине - а что я такого сделал? я просто посмотрел. А то, что она этого не хочет, ей это гадко, разве этого недостаточно, чтобы так не делать?

Всякому христианину ясно, что нужно быть целомудренным с женщиной, но Бог больше женщины и заслуживает не меньшего уважения. Почему мы требуем еще каких-то разъяснений?

Богом сказано: "Не трогай этого, это стыдно". И надо послушаться. Невозможно объяснить трехлетнему ребенку, почему нельзя снимать трусики при людях. Ему просто говорят, и он должен послушаться. Если мы не способны в чем-то разобраться, тем более уместно послушание, тем более когда запрещает Бог. Но у нас малодушие соединилось с гордостью, и это делает наше состояние почти безнадежным.

Стыд — сознание или чувство вины за действительное или мнимое несоответствие личного поведения \ личных качеств некоему стандарту, принятому в данном обществе, в данной среде.

Стыд может выступать просто как стеснение, смущение, как чувство неловкости в непосредственных отношениях человека с другими людьми.

Человек иногда стыдится не только за себя, но и за других людей, близких ему или принадлежащих к одной с ним социальной группе (например, роду-племени), или зависимых от него (например, если он начальник, руководитель).

Стыд и совесть

Стыд по сравнению с совестью является более внешней формой морального поведения. В известном смысле они относятся друг к другу как явление и сущность. И как явление не всегда совпадает с сущностью и даже может противоречить ей, так и стыд не всегда «связан» с совестью. В некоторых случаях стыдливость никак не связана с совестью. Литературный пример: стыдливый, но вороватый заведующий домом престарелых в романе Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев».

Стыд в отличие от совести более изменчив, переменчив, исторически, этнически и территориально обусловлен. Если говорить о соотношении абсолютного и относительного в стыде и совести, то в совести акцент падает на абсолютное а в стыде-стыдливости — на относительное. Совесть гнездится в самой глубине человеческого естества, а стыд дает о себе знать в относительно внешних отношениях между людьми.

Стыдливость

Стыдливость — способность человека управлять своим поведением с целью недопущения или ограничения состояния стыда. В отдельных случаях стыдливость может переживаться как «страх или боязнь стыда» (Спиноза).

«Нет ни стыда, ни совести» — бесстыдство, бессовестность.

«Стыд и позор», «стыд и срам».

Позор — стыд — бесстыдство. Позор и бесстыдство — крайние степени присутствия стыда и его недостатка-отсутствия.

См. также здесь, в Дневнике размышлений: "Совесть - внутренний регулятор морального поведения" (http://сайт/44720.html)

Красиков В.И.
Совесть и стыд

Важнейшее место в процессах формирования личности, равно как и в социальных коммуникациях занимают такие внутренние механизмы нравственности как совесть и стыд. Они же являются необходимыми внутренними фильтрами, определенным образом регулирующими гомеостаз и "внутреннюю экологию" интеллигентского сознания. Что такое "стыдно" и когда вдруг становится "совестно"? Неожиданно это вдруг опять актуализировалось - в контексте формирования нового "одобрямса" и всеобщего энтузиазма. Однако не будем идти на поводу злободневности и обратимся к экзистенциальной рефлексии.

Что следует из ситуации "держать ответ перед собственной совестью"?

1. Раз мы "держим ответ" - то это все же не постоянно длящееся состояние, а некоторая душевная акция ("жить по совести" - это, скорее, метафора). Потому мы можем сказать, что совесть не является постоянно функционирующим уровнем - он активизируется в условиях проблемной экзистенциальной ситуации.

2. В большинстве случаев совесть действует после события, поступка. Значит это душевный уровень определенного режима - режима работы с пройденным. Потому, если совесть можно условно локализовать в ментальном пространстве души, то это "тыл" психики-сознания. Там же, в том же идеальном регионе, что и память.

3. Совесть - всеобъемлющий, устойчиво-пожизненный уровень, в отличие от биографически изменчивых уровней комплексов значений, стереотипов, связанных с профессиями, социальными статусами, идеологическими позициями. Конечно, совесть можно "потерять", но тогда распадается и устойчивость данной личности. Совесть может "проснуться", что означает либо склонность душевной работы к летаргическим состояниям, либо позднее личностное созревание.

4. Совесть артикулирует все "прошедшее", имеет дело с уже случившимся. Даже если "взвешиваются на весах совести" предстоящие поступок или выбор - мы оцениваем их разные последствия "как бы уже состоявшиеся". В большинстве случаев совесть есть нравственная рефлексия памяти. Совесть и есть ценностная структура нашей памяти, "выплавленная" спонтанными рефлексиями из наших действий и действий других. Она есть Закон нашей душевной жизни, одновременно "жизненный стиль".

5. Насколько автономна наша память, как уже ставшее "я", "факты нашей жизни" - от нашего актуально функционирующего "я", настолько и автономна и совесть. Более того, сознание склонно субстанциализировать - в своем же ментальном пространстве - свои отдельные мыслительно-деятельные, волевые компоненты, приписывать им внутреннюю объективность и автономность. Стихийное, естественно-социальное сознание вообще символически овнешняет их, полагая в виде значений "объективной реальности Бога", незримое присутствие которого в душе есть совесть. Однако и рефлексивное сознание также склонно субстанциализировать, объективировать, но уже вовнутрь себя результаты своего же нравственного строительства - в виде утверждения независимой от "я", особой душевной субстанции совести.

Потому-то мы и держим ответ перед совестью, частью наших "я", уже отщепившейся от "я", собственно живущего в настоящем, этим-вот мгновением. Это "я", объективировавшееся в идеальном материале памяти. Нахождение в прошлом задает внешне принудительный характер совести: судьи и полицейского. Мы можем раздражаться на них, закатывать истерики, но мы обычно ничего не можем им сделать - как и в случае с реальными судьями и полицейскими - и в итоге вынуждены либо подчиниться, либо саморазрушиться.

Под "стыдом" обыкновенно понимается процесс функционирования совести, отчет перед ней, разборка с ней. Это чувство или внутреннее сознавание предосудительного, которые совесть как клеймом помечает некоторые наши поступки в прошедшем. Таковыми они всегда и остаются в нашей памяти, составляя ее отсек под названием: "какой я, однако, подлец".

Стыдом, правда, называют еще несколько побочных явлений собственно стыда. Так это срам, позор, посрамление, поругание, унижение на глазах людей, общественное пристыживание нас со стороны тех, кто либо имеет на это право и почему-то полагает это необходимым, либо тех, кто самонадеянно полагает, что имеет. Подобный стыд малоэффективен, он не внутренен, не выстрадан, не самороден, потому хотя и имеет скромно потупленный вид сокрушенных поз и скорбных вздохов, но поверхностен, вынужденно-лицемерен и преходящ. Воистину: людской стыд - смех, а свой - смерть. К той же категории побочных явлений, а не собственно стыда, относим и ложный стыд: стыд тщеславия, суетности - когда нарушаются какие-либо условности, задеваются чьи-то болезненные амбиции и чувство статуса, вынуждая к "унижению".

Настоящий, "первородный" стыд, в отличие от ситуативного, есть всегда глубокое внутреннее переживание: когда и не пойман (уличен, устыжен), но само наказан. Стыд - сложное по свое гамме, комплексное, высокоинтенсивное переживание. Стыдиться - означает непрерывное, не зависимое от воли припоминание, мысленное повторение своего предосудительного поведения. Сюда включены: горькое сожаление, недоумение ("как я мог такое сделать?"); желание невозможного - "переписать все с чистого листа", вернуться в прошлое, повернуть время вспять, все переделать; бесполезные, душераздирающие заклинания, детские моления ("высшая сила, боже, сделай так, что бы этого не было в помине"); омерзение к себе, столь гадкому, безвольному и распущенному; желание того, чтобы "все отменилось", "мир исчез" и все бы оставили тебя в благодетельном покое; максимизация - самоотрицание: что толку в этом бесполезном, слабом и позорном существовании.

Стыд и совесть справедливо квалифицируют как "высшие" человеческие чувства, проявления. Чувства стыда, виновности, раскаяния являются индикацией человеческого в человеке: ответственности перед личностными и общественными ценностями, способностей к самоукрощению. Краска стыда, глубокое раскаяние, проявляющееся в сердечной боли и слезах, готовности к самонаказанию, искуплению - все это ярче всех иных возможных доказательств манифестирует: я человек, я оступился, но мне можно доверять. Стыд - интерсубъективная метка: я свой, я - человек.

Потому бесстыдство во всех культурах - синоним низости, потери человеческого лица. Мы отказываем бесстыжим в человеческом качестве душевности. Это сорные, пришедшие в негодность, нелюди с признаками необратимой испорченности: нет стыда ни перед собой, ни перед людьми, ни перед Богом.

Но говорят же: "наглость - второе счастье", "бесстыжему наплюй в глаза, а он говорит: Божья роса". Что это? С одной стороны, это самооправдание, стихийная метафизация опыта самих бесстыжих, так же, как существуют и другие амбивалентные народные выражения, обобщения-самооправдания соответствующих людских типажей: "скупо - не глупо", "каждый сверчок - знай свой шесток".

С другой стороны, это констатация преимуществ нелюдя в обмане, неожиданных действиях не по правилам, которых стыдится обычный, воспитанный человек. Часто бесстыжим удается достигать благ и социальных высот - особенно в корпорации таких же нагло-счастливых. Однако, по определению, в человеческой среде это ненормальное явление и оно, рано или поздно, отторгается, причем в основном не прямыми, а косвенными социальными средствами. Само человеческое окружение стихийно отторгает через некоторое время бесстыжих, когда те поизносятся, ослабеют, сами захотят участия, помощи - им "возвращается" в виде отчуждения, изоляции, молчания, неприятия того попрания ими неписанных законов человеческого мира, которые они самодовольно презирали и отвергали, будучи "в силе" (как они наивно полагали, считая хитрость, обман, наглость признаками силы).

Стыд имеет своим следствием признание наличия за человеком некоего экзистенциального долга, добровольное возлагание на себя обязательств по его выплате - искупление. Чувство вины, рождающееся как заключительный аккорд переживаний стыда, есть сделка, молчаливо и безотчетно заключаемая нами с нашей совестью: да, я признаю свою предосудительность, я отказываюсь от гордыни самовольства - признаю верховный суверенитет совести, неких высших для меня начал. Вина в обмен на прекращение пыток совести. Последняя обычно удовлетворяется "платой" - признанием вины-долга, с обязательством его выплаты в виде искупления. Покаяние, вина - вексель, искупление - выплата долга. Искупление есть восстановление должного равновесия в человеческой природе: умерение самолюбия через самоунижение, временное самоограничение страстей и удовольствий, выполнение неких обязательств, демонстрирующих возвращение в норму самоконтроля и пиетета перед установлениями совести. Возвращаясь под занавес к злобе дня: не судите, да не судимы будете.

Красиков В.И., д.ф.н., проф. (Москва)



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!