Современные пытки девушек. Музей средневековых орудий пыток


Пытки и казни в средних веках являлись обычным делом и их применяли для огромного количества нарушений и преступлений, включая даже незначительные нарушения.

Сваривание заживо

Сваривание заживо – пытка очень медленная и болезненная. Она не слишком сильно была распространена, как другие методы этого вида, но использовалась как в Азии, так и в Европе на протяжении двух тысяч лет. В исторической литературе повествуется о трех видах этой казни: в первом случае – человека опускали в кипящий котел с бурлящей водой, смолой, маслом. В основном по законам Ганзы так поступали с фальшивомонетчиками. Этот свод законов не давал никаких привилегий к женской половине общества – в 15 веке в городе Любеке Маргарита Гримм была сброшена в кипящую смолу живой за сбыт нескольких фальшивых монет. Такой способ считали очень сильно милосердным – люди в мгновение теряли свое сознание от шока и пронзительной боли при большом ожоге практически всей поверхности своего тела.
Во втором виде пыток, заранее связанный осужденный человек помещался в огромный котел с прохладной жидкостью, но в основном применялась в данном случае вода. Палач разжигал огонь под этим котлом, чтобы вода медленно начинала кипеть. При такой пытке осужденный оставался в осознании всего происходящего и страшно и сильно страдал до двух часов.
Но существовал и самый болезненный третий вид – брали женщину, связывали ее и располагали над бурлящим котлом с жидкостью, затем начинали медленно ее опускать туда для того, чтобы ее тело медленно варилось на протяжении нескольких мучительных. Во времена правления Хана Чингиза это был самый знаменитый, популярный и затяжной вид пыток и казней. В те времена эти пытки могли длиться около одних, а то и полутора суток. При всем этом обреченного доставали из котла и поливали холодной водой, что приводило к отслаиванию плоти страдающего от костей, хотя человек все это время был еще живой, и мог ощутить все это.

Сажание на кол.

Данный вид пытки пришел в Европу с востока, где она нашла широкую популярность и применение. Жертве вдевали в анальное отверстие деревянный кол. Затем этот кол так же вбивали в землю, и под тяжестью тела осужденный начинал медленно нанизываться не него. В конце данной процедуры кол мог появиться как в шее, так и в области подмышек, или же вылезал из груди мученика.

Распиливание

Как правило, эта пытка, заканчивалась смертью. Применяли ее как правило к ведьмам и им подобным, то есть к женской половине общества, на которых падало подозрение в связи с сатаной и зачавшие от нечисти ребенка при проведение своего обряда шабаша. Женщину подвешивали ногами вверх и медленно начинали ее четвертовать. Этой пытке не было равных и, обречённые, было молили о сожжении на костре из-за невыносимой боли и мучении.

Череп под прессом.

В этом методе пыток все просто. Голова осужденного помещалась и фиксировалась так, чтобы механизм с прессом находился в центре черепа жертвы. Медленно винт механизма заворачивали до того времени, пока челюсть и зубы, а потом и сам череп и состоящие из него кости не начинали лопаться с сильным треском, и при этом мозг начинал вытесняться из отверстий в черепе. Основное применение этого метода пыток существовало в Германии и близ лежащих государствах.

Разрывание груди.

Данный вид пыток применялся к женщинам в средние века. Женщину связывали и устанавливали специальное приспособление к груди. В данном случае грудь превращалась из роскошной в окровавленные лохмотья из крови и плоти.

Груша.

Этот вид пыток также был очень болезненным и относился к виду сексуальных пыток. Осужденной женщине размещали специальное приспособление с раскрывающимся механизмом в ротовую полость, анальное отверстие или влагалище и начинали крутить винт. Лопасти этого механизма начинали медленно раскрываться и разрывать плоть.

Чаша пектораль.

Чашу, сделанную из металла, над пламенем доводили до красна и затем, взяв ее специальными зажимами, размещали на груди женщины. Держали эту чашу до тех пор, пока женщина не сознавалась в содеянном. Если же женщина не сознавалась, пытку повторяли снова. Вследствие этой пытки на месте груди женщины образовывались обугленные дыры, рваного характера.

Колесование.

Данная пытка заключалась в переламывании и дроблении костей человека. Осужденного размещали на специальную поверхность в форме звезды и фиксировали конечности. Палач при помощи металлической колотушки колотил по конечностям рук, бедер, предплечий, ног и грудины переламывая и дробя их. После этого человека перемещали на деревянное колесо, установленное на столбе. Передробленные конечности осужденного фиксировали веревкой за спиной и располагали лицом к небу, чтобы он принял смерть в такой позе. Бывало, после этой процедуры человека сами умертвляли, а бывало, наоборот, жертву размещали вдобавок ко всему на костер.

Гуманность не была свойственна средневековому правосудию. Для добычи нужного признания, даже в незначительных случаях вершители правосудия нередко применяли пытки, а затем и не менее жестокие казни. С представительницами слабого пола особенно не церемонились, их казнили на равных с мужчинами, а иногда для них выдумывали и более жестокие казни.

Разрывание груди
Специально для женщин средневековые палачи изобрели специальное приспособление. С его помощью, грудь жертвы превращали в кровавые лохмотья. Чаще всего женщина умирала от потери крови вследствие разрыва артерий.

Сваривание заживо
Около двух тысяч лет и в Азии, и в просвещенной Европе практиковали сваривание людей заживо. Причем не жалели никого, ни детей ни женщин. Сваривание было настолько распространено, что даже имеет три вида:

Человека опускали в в котел кипящей воды, масла или смолы. В Германии, например, эта казнь применялась преимущественно к фальшивомонетчикам. Средневековые европейцы считали это наказание милосердным, поскольку из-за шока вызванного ожогом всей поверхности тела, человек сразу терял сознание.

Второй способ умереть был более продолжительным. Связанную жертву помещали в котел наполненный холодной водой и только после этого разводили снизу костер. В этом случае жертва не теряла сознания сразу, а сам процесс казни длился около двух часов.

Третий вид сваривания человека признан наиболее жестоким. Связанную жертву размещали над котлом с кипящей жидкостью и постепенно опускали ее туда. Делали это постепенно, чтобы жертва не потеряла сознание и сразу не умерла. Через какое-то время несчастного вынимали из котла для того чтобы полить холодной водой. При этом обваренная плоть отслаивалась, принося большие страдания еще живой жертве. Этот метод был одним из самых популярных и подразумевал день-полтора мучений.

Сажание на кол

Этот метод сегодня известен и «популяризирован» историями о небезызвестном Владе Цепеше, князе Валахии именуемым Дракулой.

Придя к европейцам с востока, сажание на кол нашло широкое применение. Процесс был прост: через анальное отверстие человека надевали на кол и вбивали его в землю. Под собственным весом жертва сама нанизывалась на него всё больше и больше.

Распиливание

В период торжества инквизиции, женщин подозреваемых в колдовстве и связях с нечистой силой подвешивали вверх ногами и четвертовали с помощью пилы. Процесс был настолько мучительным, что женщины были готовы сознаться в чем угодно и умоляли о сожжении на костере.

Череп под прессом

В Германии и близлежащих странах были популярны механизмы дробящие черепа. Голову несчастного фиксировали в механизм с винтовым прессом. Сначала дробились зубы и челюсть, а потом череп.

Груша

Большой популярностью по отношению к женщинам пользовались сексуальные пытки. «Груша» представляла из себя механизм с винтом, который вставлялся жертве в рот, анальное отверстие или влагалище. Винт крутился, а железный механизм раскрывался как цветок, разрывая плоть и доставляя адские муки. Выжить после такого было невозможно.

Чаша пектораль

Металлическую чашу раскаляли в огне, а затем прикладывали к груди допрашиваемой, оставляя на месте груди рваные обугленные дыры. Процедура повторялась до тех пор, пока женщина не даст необходимое признание.

Колесование

Эта казнь тоже широко применялась в Европе. Жертву фиксировали на пятиконечной конструкции, а затем дробили руки, бедра, грудину, но так чтобы он еще оставался жив. После, приговоренного перекладывали на колесо зафиксированное на столбе, и извязывали переломанные конечности за его спиной. Примечательно, что спустя какое-то время после данной процедуры, в зависимости от обстоятельств, еще живого человека иногда жгли на костре, или же просто добивали.

Деревянная клетка

Это приспособление использовали для двух целей:
1. Оно ограничивало движения заключённого, особенно головы, так как клетка имела конусообразный верх.
2. Даже если пространство между прутьями было достаточным, чтобы втолкнуть туда жертву, у неё не было никакого шанса оттуда выбраться, так как клетку подвешивали очень высоко.
3. Размер отверстия на дне клетки (а дно практически отсутствовало) было таковым, что жертва легко могла выпасть из неё и разбиться. Предощущение такого конца усугубляло страдания. Известны случаи, когда заключенные, лишенные еды и питья умирали в такх клетках от голода и их высохшие останки навыодили ужас на товарищей по несчастью.


Железная клетка

Расстояние между перекладинами железной клетки было не таким большим как у деревянной. Широко расставленные ноги жертвы помещали в специальные клетки-штанины и максимально обездвиживали, чтобы дать возможность любому желающему причинить вред заключённому не опасаясь ответной реакции. Железную клетку такого типа использовали также в качестве позорного столба. Обычно при наказании железной клеткой жертву поили и кормили, но бывало и забывали проводить эти нехитрые житейские процедуры, тогда гражданин заключённый в клетку просто-таки погибал от голода и жажды и труп его ещё долго назидал окружающим о вреде нарушений общественного порядка.



"Рогатки"

Первое упоминание о "рогатках" в России относится к 1728г., когда обер-фискала М.Косого, обвинили в том, что он держит у себя дома арестованных купцов, "вымысля прежде небывалые мучительные ошейники железные с длинными спицами". "Рогатки" известны двух типов.

Одни сделаны в виде замыкающегося на замок широкого металлического ошейника с прикрепленными на нем длинными железными шипами. Современник, видевший их в Петербурге в 1819г. в женской тюрьме, так описывал это приспособление: "... спицы длинной в восемь дюймов (20см), так вделаны, что они (женщины) не могут ложиться ни днем, ни ночью". "Рогатки" другого типа, состояли "из железного обруча вокруг головы, замыкающегося с помощью двух цепей, которые опускались вниз от висков под подбородок. К этому обручу было приделано перпендикулярно несколько длинных шипов".


"Соломенная коса"

Наказание "соломенной косой" налагалось за небольшие прегрешения, такие как слишком большой вырез платья или же за походку, которая считалась соблазнительной для мужчин.


"Молитвенный крест"

Этот пыточный инструмент использовался для длительной фиксации преступника в крайне неудобном крестообразном положении - поза покорности и смирения, что помогало палачам полностью подчинить заключенного своей воле. пытко "молитвенным крестом" в сырых казтематах длилась иногда неделями.


"Железный кляп"
:
Инструмент использовался для того,чтобы прекратить пронзительные крики жертвы, докучавшие инкивизиторам и мешавшие их разговору. Железная трубка внутри кольца плотно засовывалась в горло жертвы, а ошейник запирался болтом на затылке. Отверстие позволяло воздуху проходить,но при желании его можно было заткнуть пальцем и вызвать удушье.
Зачастую это приспособление применялось для тех, кто был приговорен к сожжению на костре. Особенное распространение «железный кляп» получил во время массовых сожжений еретиков, где казнили целые группы, по приговору Святейшей Инквизиции. «Железный кляп» позволял избежать ситуации, когда осужденные заглушали своими воплями духовную музыку, сопровождавшую казнь. Известно, что Джордано Бруно был сожжен в Риме в 1600г., с железным кляпом во рту. Тот
кляп был снабжен двумя шипами, один из которых, пронзив язык, вышел под подбородком, а
второй раздробил нёбо.

Скрипка сплетниц

Она могла быть деревянной или железной, для одной или для двух женщин. Это было орудие мягкой пытки, обладающее скорее психологическим и символическим значением. Нет документальных свидетельств о том, что использование этого устройства приводило к физическим увечьям. Применялось оно, в основном, к виновным в клевете или оскорблении личности. Руки и шея жертвы закреплялись в небольших отверстиях, так что наказанная оказывалась в молитвенной позе. Можно себе представить страдания жертвы от нарушения кровообращения и боли в локтях, когда устройство надевалось на долгий срок, иногда на несколько дней.

Ошейник с наручниками

Кажущееся безвредным, это орудие не является просто изысканным видом наручников: при помощи инструмента, обхватывающего шею заключенного и снабженного прочными наручниками, тюремщики без усилий подавляли волю жертвы инквизиции. Пытки следовали автоматически: как только силы покидали жертву и она больше не могла держать руки на весу шипы протыкали плоть, что часто становилось причиной сепсиса, а затем смерти Правосудие было осуществлено.


Трон

Этот инструмент был создан как позорный столб в форме стула, и саркастически назван Троном. Жертва помещалась вниз головой, а ее ноги укреплялись при помощи деревянных блоков. Подобная пытка пользовалась популярностью среди судей, желающих следовать букве закона. На самом деле, законодательство, регулировавшее применение пыток, позволяло использовать Троп только один раз в течение допроса. Но большинство судей обходило это правило, просто называя следующую сессию продолжением все той же первой. Использование Трона позволяло объявлять это одной сессией, даже если она длилась 10 дней. Поскольку использование Трона не оставляло неустранимых следов на теле жертвы, то оно очень подходило для длительного использования. Нужно отметить, что одновременно с этой пыткой заключенных «пользовали» также водой и каленым железом.

Позорная маска

Виновные должны были надевать такие маски, когда появлялись на людях, чтобы все видели, что преступление раскрыто, и виновный в нем раскаивается. Но маски порой были столь изощренной формы, что по ним трудно было догадаться о том, за какую именно провинность несет кару осужденный. Чаще всего, маски изготавливали деревенские умельцы.В Австрии женщины, которые одевались вызывающе, должны были носить такие маски — настоящие произведения искусства. В прошлые века было очень важно иметь незапятнанную репутацию в обществе. Многие наказания были бескровны и призваны выставить провинившегося на всеобщее осмеяние (позорный столб — одно из самых известных наказаний подобного рода, и его исчезновение должно удивлять, особенно в наше время, когда общественная мораль пала так низко).
Для пытки моральной германская инквизиция могла приказать носить такую маску женщине за слишком вызывающий наряд.
Это было орудие мягкой пытки, обладающее скорее психологическим и символическим значением.


Колодки.

Первое, что бросалось в глаза на рыночной Площади или у въездных ворот, были колодки, которые считались почти обязательным атрибутом любого средневекового города. Этот предмет, так же как н кандалы и позорные маски, принадлежал к разряду телесных наказаний, созданных для того, чтобы наказуемый являл собой живое ‚увещевание для окружающих. Идея состояла в том, чтобы не только покарать конкретного преступника,но и сохранить устои общества, защитить его от попрания общественной морали и этики. Заключением в колодки наказывали лжецов, воров, пьяниц и сварливых женщин. Это считалось легким наказанием, но могло стать и более серьезным, если жертву, не имеющую возможности двигаться в своих деревянных оковах, народ начинал оскорблять, а зачастую и толкать, поджигать н даже наносить увечья. Жестокая щекотка боков жертвы или ее лица могла сделать наказание невыносимым. Такие случаи демонстрируют, насколько тонка грань, отделяющая поддержание общественного порядка от садизма.

Стул ведьмы.

Стул инквизиции, известный под названием стул ведьмы, высоко ценился как хорошее средство против молчаливых женщин, обвиненных в колдовстве. Этот распространенный инструмент особенно широко использовался австрийской инквизицией. Стулья были различных размеров и форм, все оснащенные шинами, с наручниками, блоками для фиксации жертвы и, чаще всего, с железными сидениями, которые в случае необходимости можно было раскалить.
Причем под описание ведьмы подходила абсолютно любая женщина. Например, ведьмами считались рыжие, шатенки, зеленоглазые,вес которых меньше 45 кг... также к женщине привязывали дерево и бросали ее в реку. Если она не тонула,то считалась ведьмой..

Найдены свидетельства применения данного орудия для медленного умерщвления.

В 1693 году в австрийском городе Гутенберг судья Вольф фон Лампертиш вел процесс по обвинению в колдовстве Марии Вукинец, 57 лет. Она была посажена на "стул ведьмы" на 11 дней и ночей, одновременно палачи прижигали ей ноги раскаленным железом. Мария Вукинец умерла под пытками, сойдя с ума от боли, но так и не сознавшись в преступлении.


Жаровня

В прошлом не существовало ассоциации «Международная амнистия», никто не вмешивался в дела правосудия и не защищал тех, кто попал в его лапы. Палачи были вольны выбирать любое, с их точки зрения, подходящее средство для получения признаний. Часто они использовали и жаровню. Жертву привязывали к решетке и затем «поджаривали» до тех пор, пока не получали искреннее раскаяние и признание, что приводило к обнаружению новых преступников. И жизнь продолжалась.

Шейные ловушки

Оружие, которое используется полицейскими и надсмотрщиками в тюрьмах, отличается специфическими функциями - осуществлять контроль и репрессии в отношении безоружных заключенных. Определенный интерес представляет шейная ловушка — кольцо с гвоздями на внутренней стороне и приспособлением, напоминающим капкан, на внешней стороне. Любого заключенного, который пытался спрятаться в толпе, можно было без труда остановить при помощи данного приспособления. После поимки за шею он уже не мог освободиться, и его заставляли следовать за надсмотрщиком без опасения, что он окажет сопротивление. Подобные средства до сих пор применяются в некоторых странах, и в большинстве случаев они снабжены электрошоковым устройством.


Пояс верности

Традиционно считается, что такие приспособления надевали на своих жен крестоносцы чтобы гарантировать их верность когда мужья уходили в поход в Палестину. Это технически было возможно, но только на короткий срок, не более чем па пару дней. Однако результатом были инфекции, проникающие в организм на месте соприкосновения металлических краев устройства с телом, а ‚также всевозможные осложнения, возникающие вследствие невозможности вымыться надлежащим образом. Похоже, что основным назначением устройства была своего рода защита от изнасилования, особенно когда войска располагались неподалеку, или когда дамы вынуждены, были путешествовать на оставаться на ночь в гостиницах. Таким образом, довольно убедительной выглядит мысль, что женщины сами просили о подобных поясах.

Мужской пояс верности:

Нюрнбергская дева

Идея механизировать пытки родилась в Германии и ничего не поделаешь с тем, что Нюрнбергская дева имеет такое происхождение. Она получила своё имя из-за внешнего сходства с баварской девушкой, а также, потому что её прототип был создан и впервые использован в подземелье секретного суда в Нюрнберге.
Обвиненного помещали в саркофаг, где тело несчастного протыкалось острыми шипами, расположенными так, что ни один из жизненно важных органов не был задет, и агония длилась довольно долго.

Дочь дворника или Аист.

Использование термина «Аист» Святейшей Инквизиции. Такое же название этому было дано ЛАМуратори в его книге «Итальянские(1749г.).
Происхождение ещё более странного названы - «дочь - неясно, но оно дано по аналогии с названием щдеятичиоп) приспособления, хранящегося в Лондонском Тауэре. Каково бы ям было происхождение «имени», это орудие является великолепным примером огромного разнообразия систем принуждения, применявшихся во времена Инквизиции. Положение тем жертвы, при котором голова, шея, руки и ноги были стиснуты единой железной полосой, было изуверски продумано: спустя несколько минут неестественно скрюченная поза вызывали у жертвы сильнейший мышечный спазм в области живота; далее спазм охватывал конечности и всё тело. По прошествии времени стиснутый «Аистом» преступник приходил в состояние полного безумия. Часто, в то время как жертва мучалась в этой ужасной позиции, её пытали раскаленным железом, хлыстом и лтттл, способами. Железные путы врезались в плоть, где становились причиной гангрены, а иногда и смерти.

Кресло допроса .
Кресло допроса применялось в Центральной Европе. В Нюрнберге и Фегенсбурге до 1846 года регулярно проводились предварительные следствия с его использованием. Грешника раздевали догола, сажали на кресло, утыканное шипами. Двигаться было невозможно - иначе на теле появлялись не только колотые раны, но и разрывы. Если инквизиторам и этого казалось мало, они брали в руки шипы или щипцы и терзали жертве конечности.Обычно пытка длилась несколько часов, и палачи зачастую усиливали муки агонизирующей жертвы, протыкая ее конечности, применяя щипцы или другие орудия пытки. Подобные кресла имели различные формы и размеры, но все они были оборудованы шипами и средствами обездвиживания жертвы.




Ручная пила
(на фото-справа).
Про нее нечего сказать, кроме того, что она вызывала смерть еще худшую, нежели смерть на костре. Орудие управлялось двумя людьми, которые распиливали осужденного, подвешенного вниз головой с ногами, привязанными к двум опорам. Уже сама позиция, вызывающая приток крови к головному мозгу, заставляла жертву переживать неслыханные муки в течение
долгого времени. Этот инструмент использовался как наказание за различные преступления, но особенно охотно его применяли в отношении гомосексуалистов и ведьм. Нам представляется, что это средство широко употребляли французские судьи в отношении ведьм, которые забеременели от «дьявола ночных кошмаров» или даже от самого Сатаны.

Ну а слева от пилы висит сооружение, внешне похожее на грабли -кошачий коготь.
Понятно, что использовался не для того, чтобы почесать спину.
Этот пыточный инструмент, напоминал железные грабли, укрепленные на деревянной рукояти. Преступника растягивали на широкой доске или привязывали к столбу, а затем раздирали его плоть в клочья, медленно, болезненно, вплоть до того, что этими же крюками у нее вырывали не только куски тела, но и ребра.


Кол обыкновенный .
На востоке придумали эту страшную казнь. Чаще всего, заостренный кол вводили в задний проход, затем его тело, под собственной тяжестью, медленно сползало вниз... При этом мучения иногда длились несколько дней. Иные способы сажания на кол. Например, иногда кол вбивали посредством колотушки, или же натягивали на него жертву, ноги к лошадям.
Задача палача состояла в том, чтобы острие кола ввести в тело преступника без повреждения жизненно важных органов и не вызвать »кровотечения, приближающего конец, на рисунках и гравюрах, часто изображают сцены, где острие кола выходит изо рта казненного. Однако на практике кол чаще всего выходил под мышкой, между ребер, или же через живот.
Особенно широко пользовался сажанием на кол господарь (правитель) Валахии Влад Цепеш (1431 -1476гг.), известный в истории под именем князь Дракула. (Его отец командор религиозно-рыцарского ордена Дракона, созданного для борьбы с усилившейся турецкой экспансии, передал прозвище «Дракула» — посвященный дракону, - своему сыну). Борясь против неверных, он жестоко обращался с турецкими пленными и с теми, кого подозревал в связях с противником. Современники дали ему и другое прозвище: «Влад — колосажатель». Известно, что когда войска турецкого султана осадили княжеский замок, Дракула велел отрубить у убитых турок головы, насадить их на пики и выставить на стенах.

Хотелось бы также отметить, что Англией одно время правил монарх гомосексуалист (его звали Эдуард), то когда мятежники ворвались к нему, они его умертвили путем засовывания в анальный проход раскаленного железного кола.


Дыба-подвес .
Это, несомненно, наиболее распространенная шапка, и она вначале часто использовалась в судопроизводстве, поскольку считалась легким вариантом пытки. Руки обвиняемого связывались за спиной, а другой конец веревки перебрасывали через кольцо лебедки. Жертву либо оставляли в такой позиции, либо сильно и непрерывно дергали за веревку. Нередко к нотам жертвы привязывали дополнительный груз, а тело рвали щипцами, такими как, например, «ведьмин паук», чтобы сделать пытку менее мягкой. Судьи думали, что ведьмы знают множество способов колдовства, которые позволяют им спокойно переносить пытки, поэтому не всегда удается добиться признания Мы можем сослаться на серию процессов в Мюнхене в начале XVII века в отношении одиннадцати людей. Шестерых из них непрестанно пытали при помощи железного сапога, одна из женщин подверглась расчленению груди, следующих пятерых колесовали, и одного посадили на кол. Они, в свою очередь, донесли еще на двадцать одного человека, которых незамедлительно допросили в Тетенванге. Среди новых обвиненных была одна очень уважаемая семья. Отец умер в тюрьме, мать, после того, как ее подвергли испытанию на дыбе одиннадцать раз, призналась во всем, в чем ее обвинили. Дочь, Агнесса, двадцати одного года, стоически перенесла испытание на дыбе с дополнительным весом, но не признавала своей вины, и только говорила о том, что она прощает своих палачей и обвинителей. Лишь через несколько дней непрекращающихся испытаний в камере пыток, ей сказали о полном признании ее матери. После попытки суицида она призналась во всех ужасных преступлениях, включая сожительство с Дьяволом с восьмилетнего возраста, в пожирании сердец тридцати человек, участии в шабашах, в том, что вызывала оурю и отрекалась от Господа. Мать и дочь были приговорены к сожжению на костре.
В истории пытки известны 4 разновидности наказания на дыбе:
1. "виска" , т.е. подвешивание пытаемого на дыбе без нанесения ему ударов кнутом была первой стадией пытки.
2. "встряска" была методом ужесточения "виски", между связанными ногами преступника продевали бревно, на него вскакивал палач,чтобы сильнее "потянуть ево, дабы более истязание чувствовал"
3. "развязка в кольца" была разновидностью "виски". Суть пытки состояла в том, что ноги и руки пытаемого привязывали за веревки, которые протягивали через вбитые в потолок и стены кольца. в итоге человек висел растянутым в воздухе очти горизонтально.
4. "битье кнутом на дыбе" было следующей стадией пытки. Палачь, связав ремнем ноги пытаемого, привязывал его к стоящему перед дыбой столу. таким образом тело жертвы застывало почти параллельно земле. Затем к делу приступал "кнутмеестер", который наносил удары преимущественно от лопаток до крестца


Бдение или Охрана колыбели .
По словам изобретателя, Ипполито Марсили, введение Бдения явилось переломным моментом в истории пыток. Современная система получения признания не предполагает нанесения телесных повреждений. В ней нет сломанных позвонков, вывернутых лодыжек, или раздробленных суставов; единственная субстанция, которая страдает - это нервы жертвы. Идея пытки состояла в том, чтобы держать жертву в бодрствующем состоянии так долго, как только возможно, это была своеобразная пытка бессонницей. «Бдение», которое первоначально не рассматривалась как жестокая пытка, принимало различные формы во времена Инквизиции, как, например на рисунке. Жертву поднимали на верхушку пирамиды и затем постепенно опускали. Верхушка пирамиды должна была проникать в область ануса, яичек или кобчика, а если пытали женщину - то вагины. Боль была настолько сильной, что зачастую обвиняемая теряла сознание. Если это случалось, процедура откладывалась, пока жертва не очнется. В Германии «пытка бдением» называлась «охрана колыбели».

Пытка водой .
Этот способ был "подсмотрен" инквизиторами на востоке. Грешника привязывали колючей проволокой или крепкими веревками к специальному деревянному приспособлению типа стола с сильно приподнятой серединой - чтобы живот грешника выпирал, как можно дальше. Его рот забивали ветошью или соломой, чтобы он не закрывался, и вставляли в рот трубку, через которую вливали в жертву неимоверное количество воды. Если жертва не прерывала эту пытку для того, чтобы сознаться в чем-то или целью пытки была однозначная смерть, в конце испытания жертву снимали со стола, укладывали на землю, а палач прыгал на ее раздутый живот. Если этого было недостаточно, трубку вытаскивали, вызывая внутренние повреждения, а затем вставляли опять и процесс повторялся. Финал понятен и отвратителен.
Иногда применяли пытку холодной водой. В этом случае обвиняемый часами лежал на столе обнаженный под струей ледяной воды. Интересно заметить, что эта разновидность мучения рассматривалась как легкая, и признания, полученные таким способом, суд принимал как добровольные и данные подсудимым без применения пыток.


Другая разновидность пытки водой - человеку выбривали маленький участок на голове, сверху закреплялась бочка с ледяной водой - и размеренно, монотонно, по капле, пода падала на темя. Через несколько часов голова окончательно замерзала, сводило мышцы, падающие капли рождали звон в воспаленном мозгу. Как правило, через сутки подобной процедуры человек сходил с ума. Применялось в основном к аристократии.

**************************************

Рассказ содержит сцены пытки, насилья, секса. Если это оскорбляет вашу нежную душу - не читайте, а идите на х... отсюда!

**************************************

Сюжет происходит во время Великой Отечественной войны. На оккупированной фашистами территории действует партизанский отряд. Фашисты знают, что среди партизан много женщин, вот только как вычислить их. Наконец им удалось поймать девушку Катю, когда она пыталась зарисовать схему расположения немецких огневых точек...

Пленную девушку ввели в небольшую комнату в школе, где сейчас располагалось отделение гестапо. Допрашивал Катю молодой офицер. Кроме него в комнате было несколько полицаев и две вульгарного вида женщины. Катя знала их, они прислуживали немцам. Вот только не до конца знала как.

Офицер дал указание охранникам, держащим девушку отпустить ее, что они и сделали. Жестом он велел ей сесть. Девушка села. Офицер велел одной из девиц принести чай. Но Катя отказалась. Офицер отпил глоток, потом закурил. Предложил Кате, но она отказалась. Офицер начал разговор, причем он неплохо говорил по-русски.

Как вас зовут?

Катерина.

Я нам известно, что вы занимались разведкой в пользу коммунистов. Это правда?

Но вы такая молодая, такая красивая. Вы наверняка попали на службу к ним случайно?

Нет! Я комсомолка и хочу стать коммунисткой, как мой отец, Герой Советского Союза, который погиб на фронте.

Я сожалею, что такая молодая красивая девушка попалась на удочку красножопых. В свое время, мой отец служил в Русской армии в первую мировую войну. Он командовал ротой. На его счету много славных побед и наград. Но когда к власти пришли коммунисты - за все заслуги перед родиной его обвинили врагом народа и расстреляли. Нас с матерью ждала голодная смерть, как детей врагов народа, но один из немцев (который был в плену, и которого отец не разрешил расстреливать) помог нам бежать в Германию и даже поступить на службу. Я всегда хотел быть героем как мой отец. И теперь я прибыл спасать родину от коммунистов.

Ты фашистская сука, захватчик, убийца ни в чем неповинных людей...

Мы ни когда не убиваем невиновных. Наоборот, мы возвращаем им то, что у них отняли красножопые. Да, мы недавно повесили двух женщин, которые поджигали дома, где временно селились наши солдаты. Но солдаты успевали выбежать, а хозяева теряли последнее, что не отняла у них война.

Они воевали против...

Своего народа!

Неправда!

Хорошо, пусть мы захватчики. От вас сейчас требуется ответить на несколько вопросов. После этого мы определим вам меру наказания.

Я не буду отвечать на ваши вопросы!

Хорошо, тогда назови с кем вместе вы организовываете теракты против немецких солдат.

Не правда. Мы наблюдали за вами.

Тогда зачем мне отвечать?

Чтобы не пострадали невинные.

Я ни кого вам не назову...

Тогда я предложу мальчикам развязать твой упрямый язычок.

У вас ни чего не выйдет!

А это мы еще посмотрим. Пока не было ни одного случая из 15 и чтобы у нас ни чего не вышло... За работу мальчики!

От "Вилки еретика" до съедения насекомыми заживо - эти ужасные старые методы пыток доказывают, что люди всегда были жестокими.

Получить признание не всегда легко, и чтобы приговорить кого-то к смерти, всегда требуется много так называемых творческих идей. Следующие ужасные методы пыток и казни древнего мира были предназначены для унижения и дегуманизации жертв в их последние минуты жизни. Какой из этих методов, по вашему мнению, самый жестокий?

«Дыба» (начали применять в античные времена)

Лодыжки жертвы привязывали к одному концу этого устройства, а его запястья - к другому. Механизм этого устройства таков: во время процесса допроса растягивают конечности жертвы в разные стороны. Во время этого процесса кости и связки издают поразительные звуки, и пока жертва не признается, ее суставы выворачивают или, хуже того, жертву просто разрывают на части.

«Колыбель Иуды» (происхождение: Древний Рим)

Этот метод широко использовали в Средние века, чтобы получить признание. Этой «колыбели Иуды» опасались по всей Европе. Жертву стягивали ремнями, чтобы ограничить свободу действий, и опускали на стул с сидением в форме пирамиды. С каждым поднятием и опусканием жертвы верхушка пирамиды все сильнее разрывала анальное отверстие или влагалище, часто это вызывало септический шок или смерть.

«Медный бык» (происхождение: Древняя Греция)

Это то, что можно назвать адом на земле, это самое страшное, что может быть. «Медный бык» - это устройство для пыток, оно не из самых сложных конструкций, выглядело точно так же, как бык. Вход в эту конструкцию был на животе так называемого животного, это своеобразная камера. Жертву засовывали внутрь, дверь закрывали, статую нагревали, и это все продолжалось до того момента, пока жертва внутри не зажаривалась до смерти.

«Вилка еретика» (начали использовать в средневековой Испании)

Использовалась для выбивания признаний во время испанской инквизиции. На вилке еретика была даже выгравирована надпись на латинском «Я отрекаюсь». Это двусторонняя вилка, простое устройство, фиксируемое на шее. 2 шипа зажимались к груди, а другие 2 - к горлу. Жертва не могла разговаривать или спать, исступление обычно приводило к исповеди.

«Дроссельная груша» (происхождение неизвестно, первое упоминание было во Франции)

Это устройство было предназначено для женщин, гомосексуалистов и лжецов. Сформированное в форме спелого плода, оно имело довольно интимный дизайн, причем в буквальном смысле этого слова. После того как его вводили во влагалище, анус или рот, устройство (у которого было четыре острых металлических листа) раскрывали. Листы расширялись все шире и шире, тем самым разрывали жертву.

Пытки крысами (происхождение неизвестно, возможно, Великобритания)

Несмотря на то что существует множество вариантов пыток крысами, но все же наиболее распространенной была та, которая заключалась в фиксировании жертвы, чтобы она не могла двигаться. Крысу размещали на теле жертвы и закрывали контейнером. Затем контейнер нагревали, и крыса отчаянно начинала искать выход и раздирала человека. Крыса копалась и копалась, медленно зарывалась в человека, пока он не умирал.

Распятие на кресте (происхождение точно неизвестно)

Несмотря на то что сегодня это символ величайшей религии мира (христианства), распятие было когда-то жестокой формой унизительной смерти. Приговоренного прибивали к кресту, часто это делали публично, оставляли висеть, чтобы вся кровь из его ран вытекла и он умер. Смерть иногда наступала только через неделю. Скорее всего, распятие по-прежнему используется сегодня (хотя и редко) в таких местах, как Бирма и Саудовская Аравия.

Скафизм (скорее всего, появился в Древней Персии)

Смерть наступала потому, что жертву съедали заживо насекомые. Приговоренного помещали в лодку или просто привязывали цепями к дереву и насильно кормили молоком и медом. Это происходило до того момента, пока у жертвы не начиналась диарея. Затем ее оставляли сидеть в собственных экскрементах, и вскоре на эту вонь слетались насекомые. Смерть обычно наступала от обезвоживания, септического шока или гангрены.

Пытки пилой (начали применять в древние времена)

Все, начиная от персов и заканчивая китайцами, практиковали такую форму смерти, как распиливание жертвы. Часто жертву подвешивали вверх ногами (тем самым усиливали приток крови к голове), между которыми размещали ​​большую пилу. Палачи медленно распиливали тело человека пополам, растягивая процесс, чтобы сделать смерть настолько болезненной, насколько это возможно.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!