Союз как часть речи любопытная информация. Служебные части речи: союзы

И предложения, а придает им дополнительное значение, окраску, а в некоторых случаях служит для образования новых форм слова. Самая распространенная - частица «не», выражающая отрицание. Часто эти служебные части речи используются для усиления эмоциональной окраски: «неужели», «даже», «прямо», «точь-в-точь» и др.

Если по приведенным характеристикам вы не смогли определить, что за часть речи перед вами, - союз или частица, - есть один способ, который может вам помочь. Попробуйте вычленить интересующее вас из фразы и посмотреть на результат. Если убрать союз, то либо его части окажутся несогласованными друг с другом (например, в этом уберите «либо»). Вычленение же частицы в большинстве случаев не приведет к подобной проблеме согласования (попробуйте убрать здесь частицу «же»). Также, если вы уберете частицу, смысл фразы может поменяться на противоположный (в случае с частицами «не», «вовсе не», «вряд ли» и т.п.).

Существуют так называемые части речи. Они , но пишутся по-разному. Например, союз «тоже» и местоимение с частицей «то же». В таких случаях на помощь приходит замена слова. Союз, как правило, можно заменить простым («и»): «Я тоже был там» = «И я был там». Сочетание «то же» нельзя заменить подобным образом. Кроме того, частицу «же» в нем можно убрать, не потеряв при этом смысл предложения: «Он снова перечитал то же издание» = «Он снова перечитал то издание».

Впервые с союзами учащиеся знакомятся еще в начальной школе. Позднее, когда они приступают к изучению строения сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, им нужно будет научиться отличать виды союзов, а также - союзы от союзных слов (местоимений и наречий).

Прежде всего, необходимо знать, что союзы - это служебные части речи. Они не отвечают ни на какие вопросы, в отличие от самостоятельных частей речи, и не имеют какого-то самостоятельного значения (признака, действия, состояния и т.д.).Союзы необходимы для того, чтобы связывать однородные члены или простые предложения в сложные. Например, в предложении «Леса, поля и луга покрыты снежным покрывалом» союз «и» соединяет однородные «поля» и «луга». А вот в предложении «Леса, поля, луга покрыты снежным покрывалом, и зима вступает в свои права» союз «и» связывает простые предложения в составе сложносочиненного.Союзы делятся на две основные группы: сочинительные (и, или, либо, а, да, но, зато, однако и т.д.) и подчинительные (что, чтобы, если, потому что и т.д.). Запомните, что сочинительные союзы нужны и для связи однородных членов при перечислении, и в сложносочиненных , чтобы связать два самостоятельных простых предложения. А вот подчинительные союзы и союзные помогают для того, чтобы присоединить придаточное предложение в сложноподчиненном.Научитесь отличать подчинительные союзы от союзных слов ( и наречий). Союзные слова выполняют работу союзов, однако они отвечают на какой-либо вопрос, имеют определенное значение и выполняют какую-то синтаксическую роль, как и любая другая самостоятельная часть речи (имя прилагательное, местоимение и т.д.). Так, в предложении «Я знал, что сегодня будет на обед» слово «что» - это , т.к. оно является подлежащим, отвечает на вопрос «что?», указывает на предмет. А вот в предложении «Я знал, что не успею на вокзал» слово «что» является подчинительным . Оно не имеет какого-то определенного значения, не является , а только присоединяет придаточное (изъяснительное) к главному предложению.Имейте в виду, что все сочинительные союзы относятся к трем : соединительным (и, не только - но и, да - в значении и), разделительным (либо, или) и противительным (но, зато, а, да - в значении но).Кроме того, союзы могут быть простыми (состоящими из одного слова) или составными (включать два и более слов). Например, в предложении «Я не смог прийти к ним в гости, так как не рассчитал своего времени» союз «так как» является подчинительным и составным. А в предложении «Зима выдалась холодная, и мы редко в горы» союз «и» является сочинительным, соединительным и простым.

Частицы являются служебной частью речи. Они предназначены для образования форм слов или вносят в предложение различные оттенки значения. Сложности в русском языке вызывают омонимичные с союзами, а также приставками и суффиксами. Необходимо научиться их разграничивать, чтобы при написании не допускать грамматических ошибок.

Инструкция

Частицы придают высказываниям различные модальные и эмоциональные оттенки значения (отрицание, усиление, недоумение, восхищение, ограничение и т д.). Они никогда не изменяются и не являются членами предложения. По значению и роли в высказывании частицы принято делить на три разряда: формообразующие, отрицательные и модальные (или субъективно-модальные).

Формообразующие частицы служат для образования морфологических наклонений глагола (условное, сослагательное и повелительное). Это частицы «бы», «пусть», «пускай», «чтоб» и «-те», которая на письме сливается с глаголом. Например, «пошел бы», «пусть (пускай) пойдет», « »; «был бы он моим другом», «давайте споем», «чтоб было тихо». Обратите внимание, что частица «бы(б)» может стоять не после, а перед глаголом к которому относится: «я б научился рисовать», «я бы еще лучше сделал».

Отрицательными считаются частицы «не» и «ни». Их следует отличать от омонимичных приставок, которые пишутся со словами слитно. Частица «не» придает предложению или отдельным словам отрицательное значение, но иногда (при двойном отрицании) привносит положительный смысл. К примеру, в предложении «Не бывать этому» частица «не» делает все высказывание отрицательным. А в предложении «Он не мог не помочь» двойное отрицание «не – не» приобретает положительное значение.

Модальные или субъективно-модальные частицы вносят в предложение различные смысловые оттенки, а также служат для выражения чувств и отношения говорящего.

Частицы, служащие для внесения в предложение смысловых оттенков, делятся на четыре группы: вопросительные («а», «ли», « », «неужели»); указательные («вот», «вон»); уточняющие («именно», «как раз») и ограничительные («лишь», «только», «исключительно», «почти»).

Частицы, выражающие чувства, также делятся на четыре группы: восклицательные («что за», «как»); усилительные («же», «даже», «ни», «ведь», «уж», «всё»), указывающие на сомнение («вряд ли», «едва ли») и смягчительные («-ка»).

Следует отличать частицы и омонимичные им другие части речи. Например, союз «чтобы» от местоимения «что» с частицей «бы»: «Мы в лес, чтобы подышать свежим воздухом» и «Что бы вы пожелали?». К союзу «чтобы» можно по смыслу прибавить выражение «для того». Частица «бы» , ее можно отделить и без потери смысла переставить в другое место: «Что вы бы пожелали?» или «Что вы пожелали бы?».

Таким же образом можно различить союзы «тоже», «также» и частицу «же», стоящую после местоимения «то» и наречия «так». К примеру, в предложении «То же, что и вчера», частица «же» с указательным местоимением «то». Ее можно опустить, и смысл предложения не изменится: «То, что и вчера». Союзы «тоже» и «также» и близки по значению союзу «и». Например, в предложении «Он тоже пришел» союз «тоже» можно заменить: «И он пришел».

Обратите внимание

Частицы «-таки», «-с», «-ка», «-то» пишутся через дефис: «написал-таки», «иди-ка», «нет-с», «он-то».

Источники:

  • Правописание частиц в русском языке
  • как отличить союз от местоимения

Частицу порой можно спутать с другими служебными . Хотя она не является полноправным членом предложения, она способна внести путаницу, из-за чего можно, к примеру, поставить лишнюю запятую. Время от времени стоит повторять школьную программу и освежать в памяти базовые вещи, чтобы не допускать простых ошибок.

Частица относится к служебным частям речи и служит для выражения различных смысловых оттенков слов и , а также для образования форм слов. Они не являются членами и не изменяются. Все существующие частицы можно разделить на два разряда: смысловые и формообразующие.

Хотя частицы не являются членами предложения, в школе принято подчёркивать частицу не вместе с тем словом, к которому она относится; как правило таким словом выступает глагол.

Смысловые частицы, как следует из названия, необходимы для выражения смысловых оттенков, тонкостей, нюансов. В зависимости от значения, они классифицируются по следующим группам:
1) отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не;
2) вопросительные: разве, неужели, ли (ль) ;
3) указательные: вот, вон;
4) уточняющие: именно, прямо, как раз, точно, точь в точь;
5) ограничительные / выделительные: только, лишь, почти, единственно, то;
6) восклицательные: что за, как, ну (и) ;
7) усилительные: даже, же, ни, ведь, уж, всё таки, ну;
8) смягчительные: -ка, -то, -с;
9) со значением : едва (ли), вряд (ли).

Формообразующие – это частицы, необходимые для образования или условного наклонения: бы, пусть, пускай, давай, да. Такие частицы всегда являются компонентами глагольной формы, а следовательно входят в состав того же члена предложения, что и .
Некоторые исследователи выделяют дополнительную группу частиц, не попадающих ни под одну из вышеперечисленных категорий: мол, якобы, дескать.

Классификации

Частицы также по происхождению на первообразные и непервообразные. В первую группу входят, в основном, просторечные и малоупотребительные частицы бишь, вишь, нехай, дескать, небось ишь, те, чай, ну-с, ин, де, а также же да, -ка, ни, таки. Все остальные частицы относятся ко второй группе.

Обратите внимание, что многие частицы по своим свойствам приближены к наречиям, союзам, междометиям и вводным словам.

Существует разделение и : на простые, составные, расчленяемые и не расчленяемые частицы. К первым относятся все частицы, состоящие из одного , ко вторым – образованные из двух и более слов, к третьим – все частицы, которые могут быть разделены другими словами (как бы не, лишь бы не, пусть бы, скорее бы, только бы, хоть бы, чуть (было) не, чуть (ли) не и др.), к четвертым – те, что разделены быть никак не могут. Также существует немногочисленная группа так называемых фразеологизированных частиц: что ни (на) есть, точь-в-точь, то ли дело, не иначе (как), нет чтобы, того и (гляди / жди).

Видео по теме

Слово , которое является формальным средством соединения синтаксических единиц.

Чести некоторых составных союзов («не только… но и», «как… так и») находятся при разных однородных членах предложения или в разных предложениях, входящих в состав сложного.

Состоящие из одного называются простыми: «и», «а», «но», «или», «да», «как», «либо», «что», «будто». А союзы, представляющие собой комбинацию знаменательных и незнаменательных слов, являются составными. Например: «между тем как», «то есть», «как только», «несмотря на то что», «ввиду того что», «в то время как», «по мере того как» и другие.

Союзы подразделяются на сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы передают равноправные, независимые отношения между однородными членами или частями сложного. Например: «Дом стоял на возвышенности, и оттуда открывался широкий вид». В этом сочинительный союз «и» связывает 2 простых предложения в составе сложного. А в предложении: «Легкий ветер, то утихал, то просыпался вновь» - союз «то… то» связывает однородные члены предложения.

Подчинительные союзы передают неравноправные, зависимые отношения между частями сложного предложения. К примеру: «Нам хотелось (чего?), чтобы скорее» (придаточное изъяснительное). Или: «Книга выйдет (при каком условии?), если она будет принята издательством» (придаточное условия).

Виды сочинительных и подчинительных союзов

Делая морфологический разбор союза, необходимо указать его значение и морфологические признаки (сочинительный или подчинительный; неизменяемое слово), а также обозначить его синтаксическую роль.

Сочинительные союзы подразделяются на:

1) Соединительные, к которым относятся «и», «да», «не только… но и», «как… так и». Например: «Как , так и сегодня идет снег».
2) Противительные: «но», «а», «да» (в значении «но»), «зато», «однако же». К примеру: «Мы в разных странах рождены, но все мы не хотим войны!»
3) Разделительные, к этой группе относятся союзы «или», «либо», «то… то», «не то… не то». Например: «То справа, то слева гул падающих деревьев».

В свою очередь, подчинительные союзы делятся на:

1) Временные: «когда», «прежде чем», «пока», «лишь». Например: «Мы еще спали, когда раздался телефонный ».
2) Изъяснительные, к этой группе относятся: «что», «чтобы», «как» и другие. К примеру: «Он говорил, что его навестил друг».
3) Причинные: «так как», «потому что», «благодаря тому что». «Так как солнце село, стало зябка».
4) Условные: «если», «раз», «как скоро», «ли», «если бы». К примеру: «Если бы вы только захотели, если бы вы только знали».
5) Уступительные: «хотя», «несмотря на то что». «Хотя уже наступило утро, город еще спал».
6) Целевые: «чтобы», «с тем чтобы», «для того чтобы». Например: «Чтобы полюбить музыку, надо ее слушать».

Видео по теме

1. Союз как часть речи.

2. Значения союзов.

3. Синтаксические отношения, выражаемые союзами.

4. Типы союзов по структуре.

§ 1. Союз как часть речи.

Союзы - это служебные слова, выражающие синтаксические отношения между членами предложения, частями сложного предложения и отдельными предложениями: 1) Мать слушала его слабый, вздрагивающий и ломкий голос. Речь его лилась тяжело, но свободно (Горький). Союзыи, но соединяют однородные члены предложения. 2)Небо по-прежнему оставалось серым, но дождя не было, и сквозь плотную пелену туч вuднелось солнце (Н. Никитин). Союзыно, и соединяют части сложного предложения. 3)Намерение разыскать сына не оставляло его. Но оно зрело рывками – то заноет сердце, то притихнет и забудется (Федин). Союзно соединяет отдельные предложения.

Союзы занимают строго определенное место в предложении, но не являются членами предложения. Как и предлоги, они выражают разнообразные синтаксические отношения.

Будучи неизменяемыми словами, союзы не имеют специальных морфологических показателей для выражения синтаксических отношений и не используются в морфологии. Cоюзы не изолированы от остальных разрядов слов. Они формируются на базе различных частей речи (местоимений, наречий, модальных слов и частиц и т.д.). В современном русском языке пополнение союзов за счет других частей речи является живым и активным процессом. В связи с этим «в русском языке расширяются и умножаются разряды гибридных или переходных слов и выражений, совмещающих значения союзов со значениями других грамматических категорий». Так, своеобразно совмещают значения модальных слов и союзовнапротив, правда, тем не менее, будто, точно, вместе с тем, к тому же и т. д., значения наречий и союзовпотом, зато, едва, покамест, пока и т. п. Не всегда легко провести здесь границы полисемии и омонимии, об этом свидетельствуют материалы толковых словарей.

Наконец, союзы могут переходить в другие части речи. Например, союз но , обозначая «возражение, препятствие», употребляется в функции несклоняемого существительного:Есть маленькое но . Никаких но -выполняйте приказ.

В функции союзов употребляются многие самостоятельные слова, относящиеся к различным частям речи (союзные, относительные слова): кто, что, сколько, какой, который, чей, где, куда, когда, почему, откуда, зачем и др.

§ 2. Значения союзов.

Союзы выражают отвлеченные синтаксические отношения. В их семантике, как и в семантике предлогов, совмещаются лексические и грамматические значения. Грамматическое (категориальное) значение союзов - это общее указание на связь синтаксических единиц, на характер синтаксической связи между ними.По грамматическим значениям союзы делятся на сочинительные и подчинительные.

Лексическое значение союзов - это указание на конкретные типы синтаксических отношений. Таковы пространственные, вpeмeнныe, целевые, причинные, определительные, сравнительные и т. п. значения и их оттенки. Например, в словаре С. И. Ожегова союзили характеризуется так: «1. разделительный. Связывает два или несколько предложений, а также однородные члены предложения, находящиеся в отношениях взаимоисключения.Он или я.Ил и она уйдет, или ты меня больше не увидишь... 2.присоединительный. Употр. при присоединении последнего члена перечисления, при дополнении предшествующего.Поищи хорошенько на столе, на полках или в шкафу. 3. противительный. Иначе, в противном случае.Уйди, или наговорю тебе лишнего. 4. вопросительный. Употр. в начале предложения в знач.разве, неужели (разг.).Или ты не знаешь об этом?... 5. пояснительный. Употр. для соединения разных названий одного понятия в знач. «иначе».Аэроплан , или самолет».

Лексическая полисемия особенно развита среди простых, непроизводных союзов. Круг отношений, выражаемых ими, очень широк. Слабость лексического и морфологического веса таких союзов компенсируется их семантико-синтаксической нагруженностью. Например, в словаре под ред. Д. Н. Ушакова союз да зафиксирован в соединительном(День да ночь -сутки прочь. Поговорка), присоединительном(Шел яодин, да еще ночью), противительном(На ель ворона взгромоздясь, Позавтракать совсем было уж собралась, Да призадумалась. Крылов) значениях;и употребляется в соединительном(Она забыла стыд и честь. Пушкин), присоединительном(Вчера nолучил денежный перевод, и очень кстати, потому чmo сидел без денег), перечислительном(И nращ , и стрела , и лукавый кинжал щадят победителя годы. Пушкин), повествовательном(Жили-были три брата, и жили они очень бедно. И нашли гору золота. Сказка), усилительном(И этот мерзавец смеет уверять в своей добросовестности! Пушкин), уступительном(И хочется пойти к товарищу, да некогда), противительном(Мужчина, и плачет!) значениях.

Многозначны и подчинительные союзы: союз что выражает сравнительные, временные, изъяснительные, количественные, следственные, причинные значения,как : временные, .сравнительные, условные, причинные, присоединительные и другие значения.

Слово «союз» является калькой с латинского “conjunction” – это неизменяемое служебное , которое является формальным средством соединения синтаксических единиц.

Чести некоторых составных союзов («не только… но и», «как… так и») находятся при разных однородных членах предложения или в разных предложениях, входящих в состав сложного.

Состоящие из одного называются простыми: «и», «а», «но», «или», «да», «как», «либо», «что», «будто». А союзы, представляющие собой комбинацию знаменательных и незнаменательных слов, являются составными. Например: «между тем как», «то есть», «как только», «несмотря на то что», «ввиду того что», «в то время как», «по мере того как» и другие.

Союзы подразделяются на сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы передают равноправные, независимые отношения между однородными членами или частями сложного. Например: «Дом стоял на возвышенности, и оттуда открывался широкий вид». В этом сочинительный союз «и» связывает 2 простых предложения в составе сложного. А в предложении: «Легкий ветер, то утихал, то просыпался вновь» - союз «то… то» связывает однородные члены предложения.

Подчинительные союзы передают неравноправные, зависимые отношения между частями сложного предложения. К примеру: «Нам хотелось (чего?), чтобы скорее» (придаточное изъяснительное). Или: «Книга выйдет (при каком условии?), если она будет принята издательством» (придаточное условия).

Виды сочинительных и подчинительных союзов

Делая морфологический разбор союза, необходимо указать его значение и морфологические признаки (сочинительный или подчинительный; неизменяемое слово), а также обозначить его синтаксическую роль.

Сочинительные союзы подразделяются на:

1) Соединительные, к которым относятся «и», «да», «не только… но и», «как… так и». Например: «Как , так и сегодня идет снег».
2) Противительные: «но», «а», «да» (в значении «но»), «зато», «однако же». К примеру: «Мы в разных странах рождены, но все мы не хотим войны!»
3) Разделительные, к этой группе относятся союзы «или», «либо», «то… то», «не то… не то». Например: «То справа, то слева гул падающих деревьев».

В свою очередь, подчинительные союзы делятся на:

1) Временные: «когда», «прежде чем», «пока», «лишь». Например: «Мы еще спали, когда раздался телефонный ».
2) Изъяснительные, к этой группе относятся: «что», «чтобы», «как» и другие. К примеру: «Он говорил, что его навестил друг».
3) Причинные: «так как», «потому что», «благодаря тому что». «Так как солнце село, стало зябка».
4) Условные: «если», «раз», «как скоро», «ли», «если бы». К примеру: «Если бы вы только захотели, если бы вы только знали».
5) Уступительные: «хотя», «несмотря на то что». «Хотя уже наступило утро, город еще спал».
6) Целевые: «чтобы», «с тем чтобы», «для того чтобы». Например: «Чтобы полюбить музыку, надо ее слушать».

Тема урока: Союз как часть речи.

Тип урока: вводный урок

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления

учебного материала, применение его в знакомой и

новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения

системы знаний и умений средствами технологии

развивающего обучения.

Образовательные технологии: личностно-ориентированное развивающее

обучение.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая,

индивидуальная, коллективная.

Приёмы контроля: устный, письменный.

Форма контроля знаний: индивидуальный, текущий.

Аппаратное и программное обеспечение: учебник, мультимедийный

компьютер, интерактивная доска, экран.

Цели по содержанию урока:

Обучающие: повторить и обобщить теоретические сведения о союзе как служебной части речи, его морфологических признаках, роли в предложении; о союзных словах, их роли в предложении и отличии от подчинительных союзов; научить обнаруживать союзы, отличать их от наречий и местоимений с частицами; правильно писать; определять вид сложного предложения, различать сложносочиненное предложение и предложение с однородными членами, правильно ставить знаки препинания в них; правильно и уместно пользоваться союзными конструкциями в речевой практике, определять роль союза в построении текста.

Развивающие: развивать навык грамотной устной и письменной связной речи, аналитическое и логическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания с помощью языковых средств; развивать общую культуру, кругозор учащихся.

Воспитательные: воспитывать в детях интерес к данной теме, истории русского языка, дружелюбие, внимательность к людям, толерантность.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Учитель:

Прозвенел звонок, внимание, Хорошо, что все без опоздания.

Учитель: Добрый день, ребята! Прежде чем начать урок, я попрошу вас посмотреть на гостей и подарить им улыбки. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению. Каждый урок - это урок получения знаний, необходимых в жизни. Сегодня вы должны доказать это себе и мне.

2. Объявление темы урока, постановка цели.

Учитель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Я предлагаю вам задание на логику. Вы видите 4 картинки, которые объединены одним словом. Вы уже догадались, какое это слово? (Союз) Правильно. А какое еще значение имеет слово союз? (Это часть речи) Совершенно верно! Давайте откроем рабочие тетради и запишем тему урока.

Теперь займемся постановкой целей урока. Скажите, пожалуйста, вы уже знаете что-нибудь о союзе? Тогда первым делом нам нужно повторить. Но вы также знаете, что с каждым годом мы узнаем все больше и больше нового и интересного, поэтому нам нужно узнать., закрепить. а потом и проверить.

3. Фронтальный опрос.

Учитель: Начнем с повторения. Какую часть речи мы называем союзом? (Союз - это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов или частей сложного предложения)

Учитель: Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных, знаменательных? (В отличие от самостоятельных частей речи, служебные не изменяются и не являются членами предложения)

4. Просмотр видео. Беседа.

Учитель: Давайте просмотрим видео и запишем в тетрадь для правил схему, которую оно содержит. Вопросы. Какими бывают союзы по строению? А по употреблению? Что вы узнали о сочинительных союзах? Что вы можете рассказать о подчинительных союзах?

5. Слово учителя.

Учитель: Не все знают, что союз - древнее название части речи и по происхождению является греческим. Несмотря на то, что это количественно небольшая группа служебных слов, по частоте употребления она занимает седьмое место. И главенствует в ней союз И . Кстати, очень любил этот союз А. С. Пушкин. Свидетельство тому - строки из его произведений. Обратите внимание, как намеренно часто использует А.С. Пушкин союз И . На использовании союзов основано стилистическое средство художественной изобразительности, которое называется многосоюзием, которое замедляет фразу, придаёт предложению плавность, усиливает выразительность речи.

Учитель: А теперь, ребята, внимание! Перед вами строки из произведения А.С. Пушкина.

Читает ученик.

Пирует Петр. И горд, и ясен. И славы полон взор его. И царский пир его прекрасен.

(Поэма А.С. Пушкина "Полтава")

Учитель: Можно ли назвать этот небольшой отрывок текстом? (Да, потому что предложения связаны по смыслу и грамматически)

Учитель: А с помощью какой части речи осуществляется грамматическая связь предложений в тексте? (С помощью союза и)

Учитель: Значит, какой можно сделать вывод о роли союза в тексте?

Учащиеся самостоятельно приходят к выводу, что союз является средством художественной изобразительности, а также средством связи отдельных предложений в тексте.

6. Закрепительные упражнения.

Учитель: Верно. А еще сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения и части сложносочинённого предложения, а подчинительные - части сложноподчинённого. Выполняя такую работу, союзы способствуют и созданию текста.

Учитель: Внимание на доску. (читает ученик)

Жила-была на свете девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на земле без подружки. Решила обратиться она к старому, седому волшебнику:

Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с нею всю отпущенную мне жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

Вот, выбирай,- сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую - Удача, третью - Красота, четвертую - Печаль, пятую - Доброта.

Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать…

Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а, может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

А кого выбрали бы вы? Почему? (Ответы )

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы)

Учитель: Докажите, что это текст. (Потому что предложения связаны по смыслу и грамматически)

Учитель: При помощи чего наблюдается смысловая и грамматическая связь в тексте? (При помощи союзов)

Учитель: Верно. Назовите союзы и их морфологические признаки. (Называют, записывают)

Учитель: Как бы вы озаглавили этот текст? (Варианты ответов: “Подружка”.)

Учитель: Какая проблема поднимается в тексте? Аргументируйте свой ответ. (Проблема выбора друзей, товарищей, знакомых)

Учитель: Добрый человек, ребята, доставит вам радость, принесёт удачу, наполнит вас красотой. Добрый человек проявит терпимость к другим людям, посочувствует, поможет. Это человек, который обладает чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Как можно одним словом назвать все эти качества? (Толерантность)

Учитель: Верно. Молодцы. Немножко из истории… в XVIII-XIX веках во Франции жил некто Толейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека связано понятие “толерантность ”.

Учитель: Толерантность - это социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.

7. Физминутка.

Учитель:

Вижу я, что вы устали, Позову Весельчака. Проведёт он физминутку, Всем понравится она.

Физминутка. (Танцевальные движения)

Учитель: А сейчас я предлагаю вам выполнить следующее задание. Рассмотрите схемы, составьте по ним предложения и объясните, какой союз употреблен в каждом из предложений, и, главное, что он соединяет.

2. , (потому что)

Задание выполняется в рабочих в тетрадях. Дети читают свои предложения и объясняют, какой союз употреблен и что он соединяет.

Учитель: Итак, мы вспомнили, какая часть речи называется союзом, установили его роль в предложении и тексте. Вспомнили и назвали морфологические признаки союза.

7. Самостоятельная проверочная работа.

Теперь вам предстоит небольшая самостоятельная работа. Давайте откроем учебники на стр. 183 и выполним упражнения. 1 вар - упр. 425, 2 вар - упр. 427.

8. Игра «Путаница»

Ребята, давайте поиграем в игру «Путаница». На экране вы видите пословицы, но начало и конец у них перепутались, вам нужно собрать пословицы. Я раздам вам листочки, на которых вы и запишете правильные пословицы, указывая в них союзы. Как мы выделяем союзы в предложении?

9. Итог урока.

Учитель: Какая была тема урока? Какие цели мы преследовали по ходу всего урока? Какие виды работы мы выполнили? Как вы считаете, мы достигли цели урока? Как вы оцениваете свою работу на уроке?

10. Рефлексия

Учитель:

А сейчас я попрошу, чтобы вы сами оценили себя и свою работу на уроке. Для этого нам нужно вспомнить фразеологизмы. Например, спустя рукава, не покладая рук, как белка в колесе, засучив рукава, в поте лица, ни в зуб ногой, пропустить мимо ушей, как свои пять пальцев и т.д. Свои ответы записывайте на листочки и сдавайте их.

Оценки за работу на уроке.

11. Домашнее задание.

Упражнение 1 вар - 430, 2 вар - 431, пар 52, стр. 182.

Учитель: Сядьте удобно, закройте глаза и прикройте их сверху ладонями.

Отдохнём одну минутку, Восстановим зоркость глаз И почувствуем всем телом, Как тепло согрело нас. Как уютно в нашем классе, Нет печали, нет тревог. Потрудились славно дети, Завершается урок.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!