Спонтанный. Спонтанное поведение

Собственно, единственное, чему надо научиться всерьез, - это спонтанность. Позволить себе быть спонтанным. Что нас очаровывает в детях? В маленьких детях,лет до пяти, если они в более или менее нормальной обстановке, конечно, находятся. Это именно спонтанность их поведения, абсолютная искренность в любом проявлении. А когда мы становимся взрослыми, то уже сознательно приходим к тому, что только спонтанное поведение есть поведение, утверж- дающее собственную самоценность, самореализацию в полном объеме. Мы пробуем, и у нас ничего в большинстве случаев не получается. И отсюда начинается патология. В строгом смысле слова любое нарушение спонтанности есть патология. Психопатология. Мы с вами договорились, еще раз напоминаю, потому что я знаю, что помнить и быть внимательным - это самое трудное в этом теле, что используем в данном случае понятие "психопатология" в контексте "психопатология обыденной жизни", то есть не в медицинском смысле слова, а в смысле того, что мешает полноценной самореализации, полноценному ощущению себя как субъекта, себя как самоценной индивидуальности.

Вот вы видите сейчас, слушаете меня, ну чего тут бояться? Посмотрите на себя каждый изнутри и снаружи. Кто из вас свободен тут? Спонтанен? Что же это за страх ? И откуда он взялся? Этим страхом вы обязаны родителям, потому что именно родители объясняли, как хорошо себя вести, как нехорошо себя вести. Они наказывали и поощряли. Потом в детсадике, в школе и так далее. И каждый из нас знает, подозревает, что вообще-то он не такой, как надо. А раз я не совсем такой, как надо, или совсем не такой, как надо, так, значит, я должен за собой следить. У многих родителей есть любимое выражение: "Ты должен за собой следить. Что ты за собой не следишь?" А что такое за собой следить? Это значит выделить в себе надзирателя, контролера, как угодно назовите, которые будет все время следить, как я себя веду, как я сижу, как я жес- тикулирую, как я двигаюсь, и так далее, и тому подобное.

Когда же тут заниматься кем-нибудь еще, кроме себя?

Что же получается? Повстречались два человека. Оба тоскуют по живому человеческому общению, по глубокому взаимопониманию. Один старается угадать, как этот человек хочет, чтобы он себя вел. Второй тоже хочет угадать. Один видит: он себя не так, как надо, ведет. Тот на этого смотрит: что-то он не так... Понимаете?

Вы скажете мне: "А что же делать?"

Либо прыгать в воду и плыть, либо все время ходить по берегу и думать: "Прилично ли, если я тут искупаюсь? В этом ли месте? А что скажут люди? Чего это я вдруг в воду прыгнул? Тем ли я стилем плыву?"

Осознали ли мы, что большая часть запретов давно устарела и от- носилась к ребенку, а не к нам? Осознали ли мы, что вообще-то боль- шинству людей глубоко безразлично то, как мы себя ведем на самом деле? Потому что, в действительности, все заняты собой и своими страхами. Если осознали, то поймем, что ничего такого мы захотеть не можем сверхъестественного, чего бы не захотел кто-нибудь другой.

Можно быть спонтанным, и никакого наказания не последует. Никто вас пряника не лишит и дома не закроет, на улицу гулять пустят и в кино сходить разрешат, если вы этого хотите.

Это колоссальный источник патологии обыденной жизни. Эта пирамида детских страхов, на которую еще настроены умозрительные концепции, усвоенные в более зрелые годы. Стоит внимательно, спокойно, взрослыми глазами посмотреть на эту пирамиду, как она сама собой начинает рушиться.

Может, сейчас здесь кому-то хочется спать. Спите. В состоянии полудремы материал усваивается не хуже, а даже лучше. Потому что умозрение выключается, не контролирует: а что это он такое говорит? А может ли это быть? А как это понимать?

У нас большая проблема, потому что мы знаем, как надо себя вести. Нам сразу хочется сделать свободному человеку замечание. Ведь мы тоже так хотим, а боимся. Потому что он хулиган, невоспитанный, наглец. Та общая манера, которая вас так восхищает в иностранцах, на самом деле тоже не спонтанна. Это с нашей точки зрения они очень свободны, потому что живут в демократическом обществе. Но спонтанность там такая же проблема: если б этих проблем не было, то не загонялись бы по много тысяч на стадионы, чтобы поорать под видом слушания музыки.

Повышение уровня невротизации - это колоссальная проблема сов- ременного города. Данные исследований американских психологов говорят о том, что, при всей разнице в стиле жизни и поведения, процент невротизации в Англии, США и у нас почти одинаков. И проблема эта возникла как следствие ущемления эмоционально-чувственной сферы. Японцы начали создавать игровые парки для взрослых, где они могут побыть максимально спонтанными людьми: покричать, поваляться в грязи, пробежаться, посоревноваться, пойти стенка на стенку. Потому что они ре- ально видят в этом пользу как для конкретного человека, так и для дела. Чем большая часть нашей жизни подчинена всяким и разным конвенциям, тем мы больше и больше будем контролировать свое поведение в соответствии с ними, тем больше будет уходить энергии на этот контроль, потому что иначе могут и наказать. Человек перестает верить своим эмоциям, и даже приходя в свой дом, не может освободиться от самоконтроля, не может быть спонтанным.

Ущемление эмоционально-чувственной сферы снижает жизненный тонус. И возникает знаменитый парадокс: наши бабушки намного энергичнее наших внуков. Иногда смотришь на бабушку и восхищаешься бодрости, активности, энергичности; посмотришь на внука - старик стариком.

Американцам нужна спонтанность для того, чтобы хотеть сразу все и ни к чему не привязываться. Нам с вами нужна спонтанность, чтоб хоть чего-нибудь действительно захотеть. Где вы видели в наше время одержимых? Или влюбленных в Бога? Или Лейлу и Меджнуна? Когда Лейла говорит: "Я сейчас с собой покончу, эта весть до него дойдет, и он с собой покончит, и мы будем счастливы".

Мы читаем книжки, написанные совершенно для других людей, у которых мир переживаний во много раз грандиознее и сильнее мира размышлений. До XVII века на Земле вообще не существовало такого общества, в котором доминировало бы рассуждение над переживанием. Не су-щест-во-ва-ло! Поэтому отдельные мыслители, которые сумели свои переживания облечь в логические формулировки, поражают нас до сих пор. Великий квадрат, видите ли, не имеет углов! За что его так хвалят? Бред какой-то! Лао Цзы. Или: "Идущий впереди меня идет позади меня"? Что это такое? Что Декарт по этому поводу сказал бы этому Лао Цзы? Это же выражение переживаний, а не выражение размышлений.

Говорят, Гераклит основал геометрию. Он ничего не основывал, он жил в мире переживаний, при слабых проблесках рассудочности. Это мы с вами живем уже триста лет в мире рассудочности при слабых проблесках переживания. Что мы хватаемся за этот дзэн, за этот буддизм? Суффизм? Хасидизм? И прочие "измы"? Экзотические. Хватаемся-то мы потому, что ищем мир переживаний, утерянный рай. Но когда хватаемся, что с этим делаем? Пытаемся к этому относиться как к вещи, которую можно понять. Поэтому получается: нижегородское каратэ, ивано-франковский буддизм, ки- евская йога и т.д. Потому что мы живем с вами, опираясь на рассудок, на умозрение, на рациональные конвенции, которые уже стали иррациональными, потому как происхождение их скрыто во тьме подсознания. Почему нельзя смеяться на улице? Кто мне объяснит? Все знают, что неприлично. А теперь объясните - почему?

Никто не может объяснить, почему. Вот я хохочу часто: думаете, су- масшедший? И все меня всегда учат: "Конечно, ты Мастер, но кругом люди, я-то рядом, что же обо мне подумают?!" Я перестаю смеяться и начинаю громко, эмоционально говорить: "Что такое делается?! Люди гибнут! Невротизация населения!" - "Да, вы, конечно, Мастер, я, конечно, ваш ученик, но, пожалуйста, не надо!" "Я, конечно, ваш ученик, но только когда этого никто не видит!" Это что, не патология? Кому опасен смех на улице? Что рухнет от этого? Что, это нарушит правила дорожного движения, аварийную ситуацию создаст? Нет. Но все знают: смех - это непорядок. В театр пришел или в кинотеатр, ну смешно мне - я смеюсь! Уже никто не смотрит кино, уже совершенно неинтересно, что там творится; интересно, что же он здесь один позволяет себе смеяться?!

Знаете, если кому надо ставить памятники на каждом углу, так это товарищу Декарту. По всей Европе. И в Америке. На каждом перекрестке. Вот вождь нашей цивилизации. Что там Ленин... Ленин горячий мужик был, плохо воспитан, матерно ругался часто. Когда Гегеля сволочью империалистической обозвал, три восклицательных знака поставил и два раза подчеркнул! А вот Декарт... Cogito ergo sum. Улыбаться можно, но только чтоб зубов видно не было. "А что, у тебя зубы некрасивые?" - "Нет, у меня зубы красивые, но неприлично". А у меня некрасивые, но я улыбаюсь. Мы сейчас смеемся с таким облегчением, а я посмотрю, когда вы отсюда выйдете, как вы там будете смеяться, на глазах у социума!.. Понимаете, ведь если нет нормального, полноценного мира переживаний, если спонтанность исчезает, извините, тогда даже в постели с любимым че- ловеком - cogito ergo sum, извините еще раз. Не зря же такая поговорка есть: "Истину, как и жену, мы любим только в темноте". Чтоб никто не видел. Если японцы решают эту проблему тем, что у себя строят грандиозные парки для взрослых. Если взрослые смотрят мультики для де- тей!..

Последние запасы спонтанности остались где? Больше нигде уже нет, выкачивать надо последние.

Как же тут учиться творчеству? Да никак. Ну, необязательно такая спонтанность, есть люди, для которых спонтанное поведение будет другое. Ну и пусть будет такое! Или вот такое!

Разум и эмоциональность. То, что все разные рационально, это мы уже выяснили; давайте выясним, что эмоционально мы тоже разные! И совсем не обязательно всем притворяться, что мы все сдержанные, благовоспитанные. Знаете, каков процент психогенной импотенции? Семьдесят. А в Швеции какой? Восемьдесят два. Психогенная фригидность. В Литве - пятьдесят пять, в Швеции - шестьдесят, шестьдесят пять. Почему? И дома, и на работе - везде конвенции. Это страшная цена. Это глобальная катастрофа. И, как следствие, это падение уровня культуры, искусства. Потому что оно же в основном из мира переживаний. Никто же не сказал: "Переживаю, следовательно существую". Ну Будда там что-то намекал на эту тему. Но это же когда было. А Декарт наш человек, точнее говоря - образ Декарта, каким его сочинили.

Казалось бы, столь простая для понимания вещь... Пока я в клинике не поработал с чернобыльцами два года, до тех пор до конца не понимал, в чем дело. Благодаря Ангелине Ивановне Нягу, шефине моей, узнал, что ретикулярная формация со структурой мозга, которая отвечает за тонус, находятся в интимном контакте. И первое нарушение у тех же чернобыльцев- ликвидаторов, нарушение, связанное с тем, что не выдерживала эмоционально-чувственная сфера, не выдерживал мир переживаний. А ведь переживание - базальный источник знаний. Только переживание сохраняет целостность позиций, целостность пространства сознания, целостность субъективной реальности как таковой, несмотря на неполноту, дробность, расчлененность и дифференцированность логически-конструктивных шагов.

Посмотрите, как упрощается мир. Как все меньше и меньше людей, получающих удовольствие, сопереживая, скажем, Пятой симфонии Бетховена. И все больше и больше людей, которые получают удовольствие от сопереживания вот этому: "Девочка моя синеглазая..." Оскудение эмоционально-чувственной сферы - это причина невротизации. Проявление этого оскудения: все меньше и меньше спонтанности поведения. Но снижение спонтанности, уровня спонтанности поведения ведет еще и к тому, что человек все меньше и меньше осознает свою самоценность. Как субъект. Са- моценность самого факта жить. И тогда человек судорожно начинает хвататься за внешние признаки, чтобы доказать свою ценность самому себе, функциональную и социальную, социальный статус, престиж, имидж, упаковка. Одним повезло, у них очень дорогая, красивая упаковка, другим - нет. Но ведь жив человек. И если вы сами себе хотите в этом плане хоть как-то помочь, и если вы хотите действительно как-то помочь другим, и если вы хотите получить максимум эффекта в овладении методом дифференцированных функциональных состояний... Хитрые люди, они назвали бы: "Управляемая медитативная, трансцендентальная, витальная, астрально- ментальная". Давайте придумаем какое-нибудь хитрое, красивое торговое название? Сменим упаковку, а то скучно. Упакуем во что-нибудь дорогое. Увязав владение этой методикой с проблемой спонтанности, с проблемой оживления, реанимации мира переживания, а не эмоционирования, - понятие- то об эмоциях сейчас на уровне среднеистерического. То, что мы называем эмоцией, на профессионала производит впечатление грустное. Как в театр зайдешь, или на экран глянешь, или музыку такую один раз послушаешь, ду- маешь: где же взять столько врачей, чтобы всех этих господ вылечить от неврастении и истерии? Потом зайдешь к врачам. Те, кто постарше меня, еще ничего, а те, кто помоложе, сами в разносе. Я помню, как рыдала месяц у нас в клинике молодая сотрудница. Я пришел в клинику, на отделении нас было три человека: двое из ординатуры, один парень и она, и я, который к медицине вообще имел косвенное, мягко выражаясь, отношение. И пятьдесят человек больных. Мы два месяца втроем стояли. У нас ни одной жалобы не было. Только Наташа все эти два месяца плакала, а мы вдвоем работали. Там одни мужики были. Так что я советую вам нырнуть в эту проблему, нырнуть всеми доступными вам способами, потому что слов- то здесь мало, а дел много. Потому что не знаю, как вы, а я себя до сих пор время от времени ловлю на потере спонтанности.

А мы не ловим (смех в зале).

И.Н.- Главное - это то, что тут происходит, а не слова. Вообще, пропаганда здорового образа жизни. Какая? Хочешь хохотать - хохочи, хочешь рыдать - рыдай, хочешь сесть задом наперед - садись задом наперед. Если это никому не вредит, в прямом смысле слова, ты можешь делать все, что хочешь! Вот это и есть здоровый образ жизни . Я же как многих крутых номенклатурных и бизнесменов ловил? Накормят меня, разговаривают, вот так вот: "Ха-ха-ха, Игорь, ха-ха (по плечу)... Тебе сколько?" Я говорю: "Мне сорок восемь". - "А почему так хорошо сохранился?" - спрашивает он у меня, и я говорю: "Да просто смеюсь, когда хочется смеяться, плачу, когда хочется плакать. Вот и все". Понимаете? Поэтому я могу выдержать трое суток психологического марафона, а он нет, он сильно зарегулированный. Поэтому мне интересно жить, а ему уже нет. Понимаете, у меня солнышко еще светит, а у него уже в тумане. Вот это и есть главное достоинство методики дифференцированных функциональных состояний. Осознавание необходимо для расширения мира переживаний. Необходимость увеличения спонтанности в своем поведении, необходимость открытого эмоционирования для расширения вашего диапазона.

Это действительно здоровый образ жизни!

Таким образом, сегодня мы рассмотрели еще один источник "пси- хопатологии обыденной жизни". Это ущемление мира переживания в течение последних трехсот-четырехсот лет развития цивилизации, это засилье конвенционального поведения, не дающего человеку проявляться спонтанно, значит самоценно. Последствия этого можно увидеть (я сейчас нарушу приличия), даже когда человек отправляет естественные надобности у себя в туалете, закрывшись на крючок. Проверьте на себе. И там вы не свободны.

Не только наедине с миром, не только беседуя о духовных вещах, но даже наедине с собой - мы не спонтанны. поэтому так трудно понять, что такое импульс, что такое момент истины, что такое резонанс. Я столько слышал, даже от своих ближайших учеников, что это такое, что если бы я сдерживал свой смех, я б давно уже лопнул от этих версий.

Игорь Николаевич, а можно по духовному пути в короткой юбке?

И.Н.- В короткой юбке очень удобно. По духовному пути - за- мечательно! А без штанов - знаете, как удобно. Помню, работал я в Вильнюсе в летнем лагере, так за два месяца ни разу штанов не надел, все время в плавках. А работал как! Спонтанно!

Иногда есть смысл себя взять за волосы и выдернуть из болота, и иногда даже эпатаж, если вы осознаете, зачем вы это делаете, и по- нимаете, что это временная мера, хорош. Потом найдете этому меру, во всяком случае какой-то смысл иногда и в эпатаже есть. Есть у меня такое воспоминание, которым я горжусь. Я был сын прокурора железной дороги, а приятель - сын директора библиотеки университета, профессора. Чем мы занимались. Мы цветы воровали. Не у частных лиц, а у государства. Когда мы с ним ползли на площади Ленина, который у нас в Вильнюсе смотрел на КГБ, а рукой показывал на консерваторию (теперь его уже нет там), и ре- зали ножницами розы, а вокруг ходит милиция, КГБ, ножницами эти розы, пятьдесят шесть штук, как сейчас помню, и весь этот риск для того, чтобы на следующий день войти посреди танцев, в паузе, девочки с одной стороны, мальчики с другой, у себя же в школе кинуть эти розы под ноги хорошему человеку. И что интересно, об этом потом ни один человек не вспомнил, даже намеками, ни учителя, ни ученики, ни пока я учился в школе, ни потом, когда я ушел в вечернюю школу.

Ни один человек ни одним намеком не напомнил мне об этом событии. Я понял, когда я стал психологом - в этот день. Потому что я увидел, что можно совершить поступок, про который, без всяких усилий с моей стороны, ни один человек мне никогда в жизни не скажет ни одного слова.

Это был восьмой класс, в городе Вильнюсе, в привилегированной восьмой средней школе. И сколько я потом бывал на встречах выпускников, среди своих учителей, одноклассников - ни на следующий день, ни десять лет спустя никто не напомнил. А что я такого сделал? Вы подумайте. Юрка открыл ногой дверь, я вошел вот с таким букетом роз, никто же не знал, что я их на площади Ленина резал. Подошел к ней, причем не к возлюбленной, а к другу, которого я нечаянно обидел. А человек- калека, вы понимаете, я просто думал извинения попросить, ну и решил таким спо- собом. Прошел через весь зал, сказал: "Прости!" Бросил цветы, развернул- ся и ушел. Все как в рот воды набрали. Вот вам и психология. Ведь мы с ним подставляли своих отцов, со всей их карьерой! Случайно уцелевших в сталинском терроре. И себя самих. Ради чего? Ради этих пятидесяти шести роз?

Зачем? - спрашивал я себя сегодняшнего. Ради чувства свободы. Нам хотелось- и мы это делали. Может быть, поэтому в нас немножко меньше страха было социального, исходного, чем в других наших сверстниках. Знаете, может, потому, что мы так превратно толковали положение наших отцов. Думали, что им ничего не будет! По наивности! Это эпатаж, конечно, это совершенно глупый риск с точки зрения рациональной, но с точки зрения переживания... Это надо еще подумать, что сильнее - оргазм или это. Понимаете, ведь мы воспитаны в нашем государстве бывшем, да и во всей нашей цивилизации, с позиции воина. С позиции сражения. Мы сра- жаемся с природой, ее покоряем, с капиталистами сравнялись. Мы просто забыли, что, как говорил мой не очень любимый писатель Алексей Максимович Горький: "Человек рожден для счастья, как птица для полета". То есть это как бы ему присуще. Куда делся праздник? Почему все такие озабоченные? Почему нас приучили ко всему относиться с какой-то болезненной серьезностью? Мало того, нас убедили в том, что именно такое отношение есть серьезное! Но это же все неправда. Маниакальное состояние не означает состояние серьезности, так же как состояние наркотического возбуждения не означает состояния веселья, расслабленности. Мы потеряли чувство партнерства, прежде всего с самим собой. Я всегда говорю: если человек не рад тому факту, что он живет, чему он вообще может радо- ваться?

Уровень праздника возможен только при одном условии. Праздник - вот он, рядом, для этого ничего специального не нужно. Как только вы допустите, что вы самоценны, сами по себе, без всяких предлагаемых обстоятельств. Самоценны потому, что вы в человеческом теле, потому что вы живой. Потому что вы хотите и не хотите. Потому что вы хотите - думаете, а хотите - не думаете. Это вы - человек. Образ человечества. И вокруг человеки. Но это же большая удача! Огромная удача!

Так возрадуемся же, человече!

Спонтанность – это психологический ресурс, обеспечивающий доступ к глубинным энергетическим источникам внутри нашей психики, это характеристика процессов, вызванных не внешними влияниями, а внутренними причинами; самодеятельность, способность активно действовать под влиянием внутренних побуждений. В этой статье мы разберем, почему спонтанность так важна.

Спонтанность предполагает способность человека быть самим собой, чувствовать себя в контакте с самим собой, проявлять себя естественно в разных жизненных ситуациях. Понятие «спонтанность» происходит от лат. sponte – свободная воля.

Спонтанность всегда связана с креативностью, интуицией, игрой, способностью импровизировать в новых ситуациях, когда происходящее рождается на наших глазах. Спонтанность является высшим выражением индивидуальности человека.

Спонтанность должна быть открыта, или, лучше будет сказать, открыта заново, потому что, когда вы были ребёнком, вы были спонтанны. Вы утратили спонтанность, потому что в вас насаждалось слишком много искусственного - дисциплины, морали, добродетели, характера. Вы научились играть множество ролей; поэтому вы разучились просто быть собой.

Спонтанность – это радость, это игра, это танец, это предвкушения и волнующая неопределенность. Это любовь, креативность, вдохновление, удовольствие от ежедневных действий.

Творчество – это одно из крупных практик спонтанности. Существует множество техник развития спонтанности.

Один из самых известных исследователей спонтанности, Морено, описал независимые формы выражения спонтанности: драматическая форма (оживление уже состоявшихся действий, мыслей, чувств, слов); творческая форма (созидание новых идей, поведения, произведений и т. п.); оригинальная спонтанность (придание новой формы уже существующему); адекватная реакция (правильно выбранное по времени, форме, направленности и интенсивности поведение).

Спонтанность – это ресурс

Увы, спонтанность, как и сон, это ресурс, который не накапливается. Спонтанность не накапливается и не сохраняется; она появляется, чтобы быть потраченной «здесь и теперь», уступив место следующим проявлениям. Спонтанность может находить себе выход либо подавляться.

Цель тренировок – это высвобождение спонтанности и ее одновременная разумная интеграция в целостную структуру жизнедеятельности человека.

Если спонтанности еле-еле хватает на выполнение задачи, а на радость уже не хватает, человек серьезен, собран, напряжен. У некоторых людей это бывает иногда, а у некоторых постоянно, и не всегда задачи вторых глобальней, часто они просто не умеют расслабляться, радоваться жизни и существовать в гармонии с окружающим миром. Отсутствие спонтанности означает почти полное отсутствие наслаждения.

Спонтанность – это не импульсивность

При этом нельзя путать импульсивность и спонтанность, это совершенно разные вещи! Внутренний импульс в сторону от необходимого получает название импульсивности.

Спонтанность - это внутренняя активность, обогащающая шаблонное поведение. Т.е. если вы в бешенстве и внезапно сломали карандаш, который крутили в руках, то это – импульсивность. А если вы начнете рисовать этим карандашом не зная, что вы рисуете – это спонтанность.

Спонтанность на самом деле, это когда всему этому находится еще и оптимальная форма в этом мире, в данной ситуации и в данный момент времени. В том числе может оказаться, что в данный момент времени и в данной ситуации самым оптимальным и самым спонтанным будет потерпеть и дождаться более подходящего момента (только не долго конечно). Истинная спонтанность всегда произвольна, чем и отличается от непроизвольной импульсивности.

Ваш уровень спонтанности

Приблизительно узнать ваш уровень спонтанности вы можете по этой шкале. Шкала Спонтанности измеряет способность индивида спонтанно и непосредственно выражать свои чувства. Высокий балл по этой шкале не означает отсутствия способности к продуманным, целенаправленным действиям, он лишь свидетельствует о возможности и другого, не рассчитанного заранее способа поведения, о том, что субъект не боится вести себя естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции.

Шкала Спонтанности:

1. Я не чувствую угрызений совести, когда сержусь на тех, кого люблю.

2. У меня почти никогда не возникает потребности найти обоснование тех своих действий, которые я совершаю просто потому, что мне этого хочется.

3. Я не стремлюсь всегда избегать огорчений.

4. Я часто принимаю спонтанные решения.

5. Я никогда не боюсь быть самим собой.

6. Часто бывает так, что выразить свои чувства важнее, чем обдумывать ситуацию.

7. Я доверяю тем решениям, которые я принимаю спонтанно.

8. Пожалуй, я могу сказать, что я живу с ощущением счастья.

9. Я часто проявляю свое расположение к человеку, независимо от того, взаимно ли оно.

10. Я почти всегда чувствую в себе силы поступать так, как я считаю нужным, несмотря на последствия.

Для чего вам развивать спонтанность?

Зачем современному человеку развитая спонтанность? Он знает маршрут от работы до дома и от дома до булочной, он живёт механически, потому что живёт - комфортно и цивилизованно. Не нужно ему прятаться от тигра или зимовать в тундре.

Однако покой и комфорт современной городской цивилизации - обманчивы и смертельно опасны. Они убаюкивают человека, превращая его в бездарного (некреативного) и нежизнеспособного (не спонтанного) обывателя, у которого от такой жизни атрофируются все умения, кроме умения потреблять.

Благодаря спонтанности человек способен гибко реагировать в новых, нестандартных ситуациях, думать и чувствовать в «кадре», не прятаться за различные «социальные маски», стереотипно опираясь на «костыли» заученных навыков, фраз, подражая авторитетам, концепциям успеха и счастья.

Важно, что спонтанность – это базовый ресурс, «доличностный» психики. Только после спонтанности и восстановления локуса контроля нужно браться за восстановление самооценки.

1. Энергия

Спонтанность – это источник энергии, это возможность действовать в условиях непределенности и эффективно справляться со стрессом. У спонтанных людей жизнь во много раз ярче, красивее и переполнено вдохновением и любовью.

Запомните, что спонтанность – это источник жизненной энергии, который нельзя принудить, заставить, подчинить, который приходит сам и уходит сам. Нет правил и протоколов, как его услилить.

Если с осознанностью еще можно протокольно работать, то о спонтанности приходиться говорить весьма неопределенно. Посмотрите на детей: они полны энергии и энтузиазма, спонтанны! С возрастом спонтанности становится все меньше и меньше, потому что долг вытесняет удовольствие, мораль вытесняет чувства, а рассудок вытесняет ощущения, потому что ресурсы не прокачиваются и постепенно фрустрируются.

2. Адаптация и спонтанность

Спонтанность - качество, которое помогает нашему выживанию и адаптации. Спонтанность – это готовность к переменам. Помните, что вы живы лишь настолько, наскольно вы любите изменения?

У современного человека чувство спонтанности развито гораздо меньше, чем любая другая важная функция центральной нервной системы. Отсюда - полнейшая несостоятельность современного человека при столкновении с неожиданным, а чаще всего – эта реакция зла.

Нарушения спонтанности приводят к развитию неврозов и потере энергии. Если человек ведет себя всегда примерно одинаково, будь это "жизнь в колее", или постоянный эпатаж, выдаваемый за спонтанность - это автоматизм.

3. Легкость и игра

Развитие спонтанности дает возможность человеку стать, в конечном счете, более ярким, уверенным, выразительным и легким. Состоявшаяся и успешная личность должна быть личностью творческой, креативной и спонтанной.

Спонтанность нужна каждому человеку, всем, кто хотел бы чувствовать себя уверенным и счастливым, в личной и профессиональной жизни, всем, кто хотел бы выйти за пределы привычных, устоявшихся паттернов поведения и попробовать себя в непривычных ролях, кто хотел бы развить способность ярко и выразительно проявлять себя, наслаждаться энергией импровизации, самовыражением.

Спонтанность, конечно же, нужна тем, кто хотел бы достичь каких-то высот в этой жизни. Достижение спонтанности всегда сопряжено с чувством огромного удовольствия, радостного ощущения жизни.

Развитие спонтанности – это не путь к совершенству в привычном понимании, это путь к естественности. Более того, стремление к достижению окончательного совершенства увеличивает препятствия к достижению свободной спонтанности.

4. Отношения

Спонтанность очень важна также для тех, кто хотел бы улучшить свои партнерские отношения. Часто женщины и мужчины недовольны своим поведением в отношениях с противоположным полом или не понимают, почему им отказал партнер, не осознавая, что их поведение стереотипно, независимо от того, держится ли человек внешне очень активно и говорливо, либо наоборот, закрыт и консервативен.

5. Личное развитие

Научно доказано, что именно спонтанные мысли помогают нам понять собственные убеждения. Это и приводит к повышению самооценки.

Спонтанность непосредственно связана с тем, как мы себя проявляем в окружающем мире, самопрезентируем, представляем другим людям, как выглядим в глазах других людей. Зачастую мы стремимся к «отшлифованности» навыка, доводя до совершенства свои манеры, пластику тела, голос, стремясь заучить правильные тексты, и всякий раз пребываем в страхе допустить ошибку или не понравиться кому-то.

Однако, мы нередко забываем, что на самом деле, мы многое умеем, но не можем проявить сполна свои возможности, или можем проявлять себя безукоризненно только в очень узком диапазоне возможностей («танцевать от печки»).

Мы не отрицаем необходимость развивать различные навыки самопрезентации (голос, пластика тела, улыбка, использование определенных слов и выражений, построение фраз, запрет на использование определенных слов и т.д.).

Благодаря спонтанности «Я как женщина» становлюсь интереснее для мужчины, а мужчина становится интереснее для женщины. Можно считать себя очень воспитанным и культурным человеком, а можно «крутым неформалом», и при этом - проявлять себя стереотипно.

Благодаря развитию спонтанности каждый человек сможет проявить свою индивидуальность не только благодаря внешним атрибутам, но и внутренним качествам. Способность соприкасаться со своею спонтанностью придает человеку большую харизматичность.

Жизнь непредсказуема и всякий раз дарит новые и неожиданные ситуации, где заученные правила и слова не действуют, необходимо в некотором смысле «забыть» все заученное и заново порождать смысл, движение, темы.

Спонтанность позволяет найти в себе доселе неизвестный для человека ресурс и выразить себя нестереотипно, творчески, порождая нечто совершенно новое, наполненное смыслом, глубиной, идеей.

Спонтанность – это понятие, которое в психологии означает способность действовать не под влиянием внешних рамок, а согласно с внутренним содержанием, состоянием человека. Психологическая спонтанность по сути является очень древним предметом изучения духовных практик, в каких она близка с понятием недеяния. Стремящиеся к просветлению духовники практиковали это состояние, когда, активно живя, совершая обычные действия, они старались ощущать жизнь в полноте, каковой она является без искажений через рамки ума. Они все мысли, чувства свои, действия стремились соотнести с общим мироустройством, состоянием потока.

В христианстве явление спонтанности также присутствует и раскрывается в изречении Христа «не моя воля, но Твоя да будет», что означает приведение своей воли, своих желаний в соответствие с некой мировой волей.

Когда происходит такое слияние с общим потоком – человек достигает своим разумом, индивидуальной душой разума и души мировых: «Все есть Брахман, и Брахман есть Атман». Человек не спонтанный не ощущает своей принадлежности, единства, потоковости. Когда он отпускает себя и происходит слияние – он вступает в недеяние.

Он не уподобляется мумии, становясь ни жив, ни мертв, не перестает активно действовать, иметь желания, потребности. Он продолжает находится в полноте жизни, однако это совпадает с мировой гармонией. Состояние его ума не замутнено ложными желаниями, установками, которые вызывают инерцию восприятия, не позволяют находиться в полноте реальности здесь и сейчас. Это сознание в духовных практиках сравнивается с кристаллом, оно незыблемо и нерушимо, не тревожится суетой.

Так человек подчиняет свою волю, не насилуя себя, без жестких запретов и ограничений своих желаний, ведь при блокировке поведения желания все равно отыгрывались бы в уме, языком психологии – оказались бы, например, вытесненными в под действием психологических защит.

Спонтанность в психологии

Спонтанность – развиваемый навык человека максимально эффективно реагировать в ситуации высокой степени неопределенности, когда у человека может не быть возможности подготовить заранее модель поведения, действовать шаблонно.

Спонтанность позволяет проявлять ролевую гибкость, пользоваться большим репертуаром ролей. В обыденности мы привыкаем к нескольким ролям сына, матери, отца, руководителя фирмы, студента, продавщицы, на деле же этот ресурс ролей мог быть намного шире, не используется нами в полноте. Развитая спонтанность позволяет более эффективно взаимодействовать внутри сложных коммуникаций, какие встречаются, например, в управленческой среде.

Спонтанность требуется и в отношениях, как на этапе заинтересовывания партнера, так и для удержания в длительных отношениях, что позволяет «держать, не удерживая».

Результатом развития спонтанности является вдруг начало продвижения по карьерному пути, когда человека начинают слушать другие, воспринимать его с той серьезностью, какую сам спонтанный человек выбрал. Осваивая через спонтанность максимум ролей, мы становимся более убедительными, поскольку можем создать нужную роль и прожить ее, проиграть в полноте.

Возможность спонтанно и нестандартно действовать в узкой сфере, требующей углубления, специальных знаний, ко многим приходит лишь через время, когда они могут отойти от системы. Шаблонность успокаивает, кажется, что длительная подготовка или правильность, верность инструкциям спасут от просчетов и приведут к результату.Человек склонен экономить силы, прибегая к установкам, однако они и приводят к ошибкам, лишь только ситуация изменилась. Поскольку мир динамичен во всех сферах, то способность быть спонтанным сопутствует высокой эффективности. Пик жизни, – есть творчество, и оно спонтанно по природе. Наиболее мощный эффект приходит именно в спонтанном действии, творческой согласованности с окружением. Однако спонтанность не есть идеал беспредельной свободы.

Спонтанность не означает, что любое желание должно быть непременно удовлетворено, ведь тогда и справлять нужду человек должен сразу, лишь почувствовав потребность. Критика спонтанности касается и чрезмерного погружения в детскость, регрессивное снятие с себя ответственности, ложное представление об отсутствии необходимости прилагать планомерные усилия в достижении желаемого или размышлять и трезво оценивать себя.

Ничто чрезмерное не гармонично, и свобода также должна находиться в балансе с определенными ограничениями. Разница лишь в том, что подлинно спонтанная личность может добровольно входить в рамки при необходимости и так же легко выходить из них, если они отжили, не отвечают реальности. Свобода подразумевает ответственность как готовность встретиться с последствиями своих решений и поведения. Свобода без ответственности – путь к бесстыдству и .

Спонтанность поведения

Сперва может показаться, что четкость организации, распланированность действий имеют огромный смысл. Однако через время стереотипы о правильности, распорядке жизни часто терпят крах, вызывая стрессы, истощение, ощущение бессмысленности и . Можете ли вы позвонить другу и уехать куда-то сегодня потому лишь, что так хочется, не думая о делах, что нужно успеть? Покупаете ли вы без повода подарки, даже себе, пусть маленькие, чтобы просто порадовать? Обнимали ли без причины крепко друзей, не говоря ни слова? Пробовали ли новое, не обрекая себя заранее на негативный результат, убеждая себя, что не получится? Занимались ли творчеством просто из-за случайно промелькнувшей мысли?

Насколько часто вы можете позволить себе спонтанность? Мы часто любим контролировать жизнь свою и наших близких, привыкли контролировать наши мысли и действия, потому зачастую находимся в зажатом состоянии. Может и есть какой-то импульс, но он когда-то был обесценен или запрещен внутри вас. Например, когда ребенок пробует сделать несоответствующее этикету или представлениям родителей – он получает по рукам, руки все больше зажимаются и сковываются, а вместе с ними движения и мысли.

В каждом скрыт внутренний ребенок, по сути творец, который стремится себя выражать. Не нужно стать внезапно ребенком, регрессировать и быть всегда только ребенком – нет, спонтанность признак всего лишь естественности, раскройте в себе детское доверие к миру, которое поможет вам принимать ситуации, какими вы управлять не можете. Не стоит их контролировать или бороться, но лишь принять, отдаться даже на волю случая.

Спонтанность признак творческой личности, при развитии спонтанности в вас прорывается к жизни. Вы давно не рисовали, не танцевали, вам давно не приходили свежие идеи? Займитесь развитием спонтанности, которая может дать вам поразительные, почти волшебные результаты. Спонтанность нужна и когда вам требуется просто остановиться, а затем снова начать двигаться без стеснения.

Особенно развитие спонтанности требуется людям, которые привыкли все осмыслять, контролировать, решать, избегая новых путей и вовсе всего нового. Им часто хочется попробовать новый способ действий, получить большую свободу, притом они испытывают большой выйти из рамок.

Развитие спонтанности

Для развития спонтанности эффективна следующая техника. Встаньте удобно, закрыв глаза, расслабьтесь и глубоко подышите, сосредоточьтесь в дыхании. Представьте дыхание поднимающимся от пальцев ног к грудной клетке, с каждым выдохом оно снова опускается, возвращаясь затем уже к вашим рукам. Дальше при вдохе прочувствуйте, как оно поднимается выше, к вашей шее. На следующем вдохе – к носу, а затем к макушке. Подышите полностью, словно вдыхая ногами, через все тело. Пускай на выдохе вместе с дыханием уйдет весь мусор – все проблемы, ненужные мысли, ограничивающие вас. Такая поможет вам снять лишнее напряжение, чтобы вам ничего не мешало.

Теперь попробуйте подышать очень по-разному, иногда это жесткое и аритмичное дыхание, затем глубокое и тяжелое. Посмотрите на свою руку, представив, что это отдельный персонаж, какой живет своей жизнью, пришел что-то вам рассказать. Позвольте себе, словно отделить свою руку, дав руке двигаться, как ей хочется, ведь у тела действительно есть свои истории, свое содержание, какое мы зажимаем. Наблюдайте ее действия, что с вашей рукой происходит. Возможно, у руки есть свое имя, она захочет познакомиться, сделать что-то, прикасаться к предметам.

Наблюдайте здесь ваши . Может, это вызовет раздражение, обесценивание – это нормально, если вы свыклись все контролировать. Может, вам, наоборот, интересно, вы испытываете восторг внутри.

Теперь разбудите свою другую руку как другого персонажа. Пусть она двигается, как хочется ей. Наблюдайте, с чем схожи ее движения, возможно, это будут какие-то метафоры, ассоциации. Не контролируйте ее, позвольте ей быть свободной.

Далее подключите и первую руку, пусть они двигаются вместе, однако старайтесь не синхронизировать их. Потом подключите в движение тело, голову, ноги. Поработайте с правой, левой ногами отдельно, как с руками. Позволяйте проявляться тому, что сейчас происходит с вами. У вас появится незаготовленное, спонтанное движение. Возможны привычные движения – но позвольте происходить и новому, попробуйте отпускать на волю все тело, меняйте скорость, направление. Попробуйте этот новый ритм, раскрывающее вас движение, внутреннего ребенка, который радуется от новизны, свободы.

Обратитесь вниманием к появившемуся ощущению, самочувствию. Попробуйте теперь нарисовать его. Может, это будет просто взрыв, каракули – это свидетельствует, что вы себя отпустили. Затем откройте спонтанность речи, дав возможность себе произносить любые звуки и слова. Спонтанность речи позволит проговорить вам, что вы танцевали и рисовали. Исследуйте, что для вас эта спонтанность? Применяйте элементы этой техники в жизни, например, приготовив новое блюдо не по рецепту, добавляйте новые ингредиенты, творите.

Эта техника отлично применима с детьми или в творческих коллективах. Даже художники часто жалуются на забитость рамками, отсутствие креатива. Если вы работаете в жесткой структуре – позволяйте себе новые ощущения, даже через такую игру, через тело это проявляется лучше всего. Результатом будет не потеря контроля, а увеличение доверия к жизни, возрастающая спонтанность личности. Сколько нашего напряжения, сил затрачивается на борьбу с ветряными мельницами, когда мы можем, напротив, сохранить себя, свою энергию, использовав даже проблему или соперника в положительном ключе, как скрытый ранее от «зашоренного» взгляда ресурс. Спонтанность личности здесь напоминает бурю, которая принесет вас к нужному месту, не нужно с ней бороться.

Зачем нужна спонтанность?

Спонтанность, в жизни каждого человека, имеет столь же важную роль, сколь сильно мы ее недооцениваем. Буквально слово «спонтанность» переводится с латыни как «свободная воля». Именно она позволяет нам чувствовать витальность, наслаждаться каждым жизненным проявлением, принимать активное участие в собственной судьбе, а не просто плыть по течению в непонятном направлении.

Это базовый ресурс, который дается человеку от рождения, но все меньше используется по мере взросления. В детстве мы руководствуемся внутренними импульсами, но, со временем, социальные рамки, мораль, правила и законы вносят свои коррективы. Существуют общепринятые нормы поведения, под влиянием которых многие теряют свою способность к спонтанности. Перед внутренними порывами нас останавливает страх быть непонятыми обществом и отвергнутыми. Экзистенциальная тревога одиночества вынуждает выбирать более конформные линии поведения, поддерживаемые обществом. Спонтанность так же предполагает раскрытие собственного я, без масок, игр и притворства, в следствие чего человек становится очень уязвим в своих проявлениях и побуждениях, может терять чувство безопасности.

Что такое спонтанность?

Когда вы думаете о том, кто такой «спонтанный человек», как он себя ведет, чем интересуется и занимается, - что первое приходит вам в голову? Скорее всего, это некий собирательный образ - веселый, легкий на подъем, яркий, общительный, неконформный, интересный человек, запросто налаживающий контакты с окружающими, не стесняющийся проявлять собственные эмоции и жить согласно интересам.

Но это описание далеко не всегда совпадает с реальностью. Часто оказывается, что такие, с виду независимые и спонтанные люди, ведут себя согласно определенному паттерну, являясь узниками собственного образа. Согласно аналитической психологии Юнга, психика человека содержит в себе нескольких составляющих - внутренних архетипов. К их числу принадлежат персона и самость. Если вкратце, то персона - это публичное лицо личности, образ, который человек предъявляет остальным, социальная маска. Самость же - это истинное, глубинное, настоящее Я человека, которое объединяет сознательное и бессознательное и является целостным проявлением личности. Важно понимать, что спонтанность не имеет ничего общего с персоной, а является продуктом самости, ведь она рождается под воздействием внутренних, социально не обусловленных, импульсов.

Спонтанность - это не эпатажность или импульсивность, она имеет мало общего с раскованностью, инфантильностью и незрелостью, слабоумием и отвагой. Это умение (талант!) быть собой, в гармонии с внутренним миром, быть здесь и сейчас, просто быть. В спонтанности мы раскрываемся, мы настоящие, мы существуем в моменте, именно так мы можем по-настоящему встретиться с собой и с другими людьми, она наполняет нас кучей личностных смыслов.

Как развить спонтанность?

Якоб Леви Морено, известный психолог и психиатр прошлого века, отец психодрамы, был первым, кто задался этим вопросом. Он рассматривал спонтанность и креативность как два главных понятия, определяющих человеческую сущность. Морено говорил о том, что спонтанность — это энергия, подавление которой приводит к неврозу, а бесконтрольное проявление — к психозу. Психодраматический подход направлен на развитие спонтанности и корректное ее проявление через отыгрывание и импровизацию.

Развитие спонтанности - очень сложная задача. Сама эта фраза содержит парадокс, ведь «развить» предполагает какое-то внешнее влияние, что конфликтует с внутренним импульсом зарождения спонтанности. Но на помощь в этом нам может прийти гештальт психология, со своим главным принципом «здесь и сейчас». Научиться находиться в настоящем моменте очень важно для проявления внутренних побуждений. Ведь только когда мы погружаемся в настоящее с головой, мы можем находить на него отклик внутри себя, понимать свои истинные эмоции и желания, и действовать в соответствии с ними.

Постоянный контроль над собой и происходящим вокруг, расписание, многозадачность, графики и планы действительно облегчают нам жизнь, но если добавить в нее еще немного спонтанности, то она может оказаться куда интереснее!

Спонтанность , о которой пойдет речь в этой статье – это медитативное переживание природы собственного ума в истинном свете. Тысячи переживаний без всякого смысла и основания спонтанно появляются и растворяются. Попытка удержать что-либо, или избавиться от чего-либо создает напряжение, ограничивает восприятие, приковывает к объекту двойственности. Все так называемые события – иллюзии, т.к. на самом деле являются неустойчивыми, неуловимыми, спонтанными мыслями и образами в сознании. Просто, оставив все как есть, не превращая оставление в движение, или напряжение, вы освобождаетесь от всеобъемлющей погруженности в переживания и открываете великую спонтанность происходящего. Это – практика невыбирания, недеяния. Сложно найти решение всем проблемам и беспокойствам. Легко осуществить тонкое различение, которое впускает поток, смывающий все понятия о проблемах, и приводит к осознанию спонтанности всех вещей.

Вначале «невыбирание» может проявляться как тонкий выбор, а недеяние как тонкое действие. Это остаточное напряжение – мысль, которая говорит: «я практикую». В это время мы можем отчетливо увидеть парадоксальность происходящего. Казалось бы, мы просто есть здесь и сейчас, но что-то по-прежнему действует, и действует в спонтанности, помимо нашей воли. Получается, существует «Я», которое просто есть, и отдельное от него – «я» которое действует. Существует ли между ними разница? Где этот незримый переход из одного «я» в другое? Понять это невозможно, т.к. это и есть граница ума и того, что запредельно мысленному пониманию.

И когда мы просто продолжаем пребывать в таком подвешенном расслабленном состоянии, не ограничивая себя частным пониманием, не производя шум грубым анализирующим умом, то начинаем постепенно видеть все ясней то, что есть по-настоящему здесь и сейчас. Уму открывается непостижимая тайна о его собственной природе – ум не имеет никакой основы, у него нет собственной сущности, он даже не является живым. Все это условности. Мы видим как есть, что ум по-прежнему рефлексирует, производит вычисления, создает свойственное ему напряжение, что-то анализирует, пытается вогнать озарения в новую систему, производит отличия, строит формулы. И все это происходит спонтанно, само собою, без нашего участия, просто в силу природы интеллекта – в силу его заряда.

Отождествление с умом, или растождествление с ним – просто мысль, еще одна двойственность. Когда нет разделений и предпочтений, тогда есть то, что есть – бытие, всегда новая реальность настоящего момента, грандиозная спонтанность . Это возможно только благодаря расслабленному невмешательству в то самое присутствие, которое и без того происходит помимо любых стараний.

Почему если реальность и просветление так естественны, человек пребывает в напряженной двойственности и зажат в мыслях? Никто не может иначе. Парадокс в том, что и наше привычное состояние является естественным и спонтанным, хоть и выглядит как нечто, отталкивающееся от сомнений и планирования. Это просто происходит, как и все в этой реальности. Человек пребывает в иллюзии творения, в иллюзии того, что есть действия, и эти действия не просто случайное движение, а движение, наделенное жизненным смыслом. Действия, не имеющие смысла, мы не делаем. Каждая ситуация на разных уровнях, каждый миг для нас – сделка и компромисс.

Есть действие – есть результат. Когда результат неочевиден, возникает ощущение неудовлетворенности, несправедливости и обмана. Щемящая пустота, как небольшой просвет, сквозь который ощущается бессмысленность всей этой механической мешанины побуждает нас впервые за долгое время сна задуматься о собственной жизни. И тогда возникает ощущение, что «ничего не хочется, все надоело, все бессмысленно». Хоть это ощущение и отражает реальность в какой-то степени, отражение это происходит по-прежнему на уровне ума, и является всего лишь очередной иллюзией, мыслью. Когда этот просвет, в ходе практики осознанности становится шире, все переживания временно усиливаются. Начинается процесс очищения, в ходе которого, бессмысленность и пустотность неожиданно проявляют себя как свобода, ясность и чистота.

Если взять для рассмотрения плоскость напряжения и расслабления, получается, что мы почти всегда находимся в таком вот подвешенном состоянии. Нам не свойственно – ни тотальное напряжение, ни тотальная открытость. Мы лавируем от одного небольшого напряжения к другому, называя череду этих моментов жизнью. Вся наша жизнь – это непрерывная погруженность в сотни механических (спонтанных) выборов, продиктованных мириадами бессознательных импульсов.

Мы не ощущаем, как это происходит, наше внимание скользит по следствиям бессознательных причин, вытекающих в привычную жизнь, которую мы принимаем как должное. Проявленная мысль в какой-то степени осознается, а механичность выбора – нет. Спонтанность – природа всех явлений . При рассмотрении умом спонтанность может выглядеть чем-то ограничивающим. Однако в сфере души – это свобода. Если выбор всегда протекает механически, соответственно, само понятие выбора – иллюзия. Ум всегда ограничен, в этом его природа. Однако сознание свободно от выбора и сомнений, оно – сама спонтанность , сознание просто есть, как вечный зритель этого действа на безбрежной сцене океана жизни.

Сверхусилия спонтанно приводят к усталости и расслаблению. Возможно, по этой причине опыт концентрации неизбежен. Пресытившись погруженностью в сомнения, умудренный разум выбирает . Когда внимание, закаленное практикой становится острым, нам уже не требуются усилия, чтобы расслабиться. Мы осознаем обычную жизнь как сверток напряжений и работаем с ними, не создавая лишнего волнения. Это происходит без усилий ума – интуитивно.

Каждый знает, как напрячь тело физически и затем отпустить. Нечто подобное происходит и на тонких, причинных уровнях. Мы привносим осознание в собственный ум, без побуждений, просто смотрим на то, что способны увидеть. Более тонких граней высматривать не нужно. Наша работа – это наш уровень. То, что происходит сейчас гораздо важней того, что, как зачастую кажется уму, могло бы происходить. Истинно срединный путь – это интуитивное доверие реальности настоящего. Тогда расслабление становится естественным. То, что есть – гораздо проще и светлей, чем то, что кажется. Спонтанность – естественный ход всех вещей во вселенной.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!