Спряжение глагола определяется по окончаниям. Определяем спряжение глагола

Спряжение – основная категория глагола как части речи. В языкознании существует два понимания термина «спряжение глаголов». Спряжением глагола в широком смысле является его изменение по числам, лицам, наклонениям и временам. Спряжение в узком смысле – изменения глагола по лицам и числам. Необходимо уметь правильно определять спряжение каждого глагола, поскольку от этого напрямую зависит уровень грамотности. Нередко нужно точно выяснить тип спряжения глагола, чтобы правильно написать слово в конкретной форме.


Существует четкий алгоритм, благодаря которому можно верно определить спряжение глагола. Также важно запомнить ряд исключений, заучить все глаголы, склоняемые по-разному.

Если окончание глагола находится под ударением, нужно поставить глагол в форму множественно числа третьего лица. Гласные в окончании слова сигнализируют о принадлежности глагола к 1 или 2 спряжению.

Глаголы 1 спряжения имеют окончания –ут (-ют), 2 спряжения – -ат (-ят).

Например, к 1 спряжению относятся глаголы читают, поют, цветут, а ко 2 – висят, горят, лежат.

Очень важно запомнить: определить спряжение по окончанию глагола множественного числа третьего лица можно только в том случае, если на окончание падает ударение.

Если на окончание глагола ударение не падает, слово нужно перевести в неопределённую форму. Например: дышат – дышать. Начальная форма отвечает на вопрос «что делать», не имеет основных категорий. Она сохраняет только признак вида, а также по ней определяют возвратный ли глагол, переходный он или непереходный. Начальную (неопределённую) форму принято называть инфинитивом.

Глаголы, имеющие безударное окончание в начальной форме –ить, относятся ко 2 спряжению.

Остальные глаголы относятся к 1 спряжению. Также нужно запомнить ряд глаголов, являющихся исключениями из правил.

К глаголам 1 спряжения относятся следующие слова-исключения: бить, брить, вить, гнить, жить, зиждиться, зыбить, лить, пить, почить, стелить, шить, -шибить (ушибить, ошибиться), а также все глаголы, которые от них образованы.

Ещё в школе все познакомились с лёгкой считалкой, позволяющей быстро запомнить 11 глаголов, которые являются наиболее распространёнными словами-исключениями из правила. Они не оканчиваются на –ить, но тоже относятся ко 2 спряжению. В данном случае они перечислены по алфавиту: вертеть, видеть, гнать, держать, дышать, зависеть, ненавидеть, обидеть, слышать, смотреть, терпеть. Эти слова необходимо запомнить

Глаголы, имеющие ударную приставку «вы» требуют особого внимания. Для точного определения спряжения, приставку нужно отбросить. В тех случаях, когда окончания оказываются под ударением, по ним выясняют спряжение. Если окончание безударно, глагол ставят в неопределённую форму. Безусловно, приставку отбрасывают только тогда, когда слово употребляется без неё.

Существует группа разноспрягаемых глаголов смешанного типа: бежать, хотеть, чтить и все производные формы от данных слов. Они спрягаются по разным моделям, это необходимо запомнить.

Глаголы «бежать», «чтить», находящиеся в форме первого, второго лица, единственного числа нужно склонять как глаголы 2 спряжения. По модели 1 спряжения данные глаголы спрягаются в форме множественного числа, третьего лица. Возможны альтернативные формы чтут и чтят.

По модели 2 спряжения надо склонять глагол «хотеть» во множественном числе, а в единственном числе – как глагол 1 спряжения.

Архаичные окончания у глаголов «дать» и «есть».

Достаточно запомнить правила и выучить все слова-исключения, чтобы правильно определить спряжение глагола и грамотно излагать свои мысли, не допуская ошибок.

Несмотря на то, что в курсе русского языка на тему «Спряжения глаголов» отводится несколько часов, многие учащиеся испытывают трудности в усвоении данной темы. Они не знают, к какому типу отнести тот или иной глагол, испытывают неловкость при встрече с разноспрягаемыми глаголами. Ещё смутно представляют алгоритм, позволяющий определить первое или второе спряжение. Ниже мы разберём спряжение глаголов, предоставим ряд определяющих данное деление правил, а также разберём несколько примеров таких спряжений.

Слово «спряжение» вошло в русский язык примерно с 17 века, являясь производной от основы «спрягать» в значении «объединять», «соединять вместе».

В лингвистике русского языка под «спряжением» понимается изменение глаголов по лицам и числам (в некоторых случаях ещё по временам и родам). Доминирующая ныне в русском языке система спряжений является результатом существенного упрощения системы спряжений древнерусского языка. В нём категории вида и времени не были разделены полностью, имели несколько парадигм числа – единственное, множественное, двойственное, время имело четыре формы прошедшего времени и две будущего etc.

Спряжение как форма глагольного изменения в парадигматике языка противопоставляется склонению.

Виды спряжений в русском языке

В сегодняшнем русском языке существуют два вида спряжений – первое (I) и второе (II)

Для удобства лучше начать изложение материала со второго типа спряжений. Во втором типе представлены глаголы-исключения, не попадающие под первый тип спряжения. Потому если вы определили, что глагол не относится ко второму типу спряжения, то такой глагол в абсолютном большинстве случаев относится к первому типу. Исключения составляют лишь несколько разноспрягаемых глаголов, которые можно отнести одновременно к первому и второму типу.

Ко второму спряжению относятся все глаголы, оканчивающиеся на «-ить », кроме пяти глаголов «брить», «зиждеться», «носить», «стелить», «хвалить». Последние относятся к первому типу спряжения.

Также ко второму спряжению относятся семь глаголов с окончанием на «-еть » — «смотреть», «вертеть», «видеть», «зависеть», «ненавидеть», «обидеть», «терпеть». Все другие глаголы с окончанием на «еть» относятся к первому спряжению.

Кроме того, ко второму спряжению относятся четыре глагола с окончанием на «-ать » — «гнать», «дышать», «держать», «слышать». Все другие глаголы с окончанием на «-ать» относятся к первому спряжению.

Для лёгкого запоминания перечисленных исключений даже существует стишок:

Примеры глаголов второго спряжения

К первому спряжению относятся все остальные глаголы, оканчивающиеся на «-ать », «-оть », «-уть », «-ть ».

Правила и примеры определения спряжения

При ударном окончании спряжение у глаголов определяется по неопределённой форме . Такая форма отвечает на вопрос «что делать?», «что сделать?». Поставьте глагол в неопределённую форму, и идентифицируйте первое или второе спряжение.

При безударном личном окончании у глагола необходимо:


В русском языке при определении спряжения глагола, начальную форму надо брать того же вида, что и личная форма.

Например:

Глагол «рисует» (начальная форма «рисовать». Глагол заканчивается на «-ать», потому это первое спряжение);

Глагол «пилит» (начальная форма «пилить», заканчивается на «-ить», значит это второе спряжение);

Выполним спряжение указанных глаголов, то есть изменим их по лицам и числам. Для определения лица глагола поставим перед ним личное местоимение.

Глагол «рисует »

Я рисую Мы рисуем

Ты рисуешь Вы рисуете

Он рисует Они рисуют

Глагол «пилит »

Я пилю Мы пилим

Ты пилишь Вы пишете

Он пилит Они пилят

Определяем гласную безударных личных окончаний глагола

Давайте выясним, какую гласную нужно писать в безударных личных окончаниях глаголов.

Для этого существуют два способа:

Первый способ

Спрягаемый глагол поставить в 3 лицо множественного числа

Ут, -ют – первое спряжение – буква «Е».

В личном окончании будет обязательная гласная «е» (они рисуют – первое спряжение — рисуЕт).

Ат, -ят – второе спряжение – буква «И»

В личном окончании всегда будет гласная «и» (они красят – второе спряжение – красИт).

Второй способ

Второй способ состоит в постановке глагола в неопределённую форму, отвечающую на вопросы «что делать?» «что сделать»?

Если этот глагол заканчивается не на «-ить» — значит он первого спряжения, и в личной форме глагола нужно писать «е»

Если глагол заканчивается на «-ить» (что делать – пилить) значит он второго спряжения, и нужно писать «и».

Хвал_и – (что делать? – хвалить) – второе спряжение – в личной форме будем писать «и» — хвали т.

Разноспрягаемые глаголы

Также в русском языке имеются разноспрягаемые глаголы, которые могут спрягаться как по первому, так и по второму типу спряжения (например, чтить, хотеть, бежать etc.). А также иметь специфическую систему окончания (дать, есть и etc.).

К примеру, глагол «хотеть» в единственном числе 3 лица относят к первому типу спряжения («хочет»), а во множественном лице третьего лица – ко второму типу (они хотят).

Подобные глаголы не относятся ни к одному из представленных спряжений, и являются исключениями в спряжении глаголов в русском языке.

Заключение

Выше мы разобрали спряжение глаголов, перечислили ряд правил в русском языке, согласно которых происходит классификация типов спряжения глаголов. И привели ряд примеров таких спряжений. Используйте указанный в статье алгоритм для определения первого или прямого спряжения, что даст вам возможность избежать ошибок при написании текстов.

Вконтакте

Общие сведения об уроке

Тема урока: «Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием».

Время проведения: 2 академических часа.

Цели:

Обучающая цель: научить распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме через проблемную ситуацию для верного написания безударных личных окончаний глаголов;

Развивающая цель: активизация познавательной деятельности через решение логических задач, развитие орфографической зоркости, познавательного интереса, умения сравнивать, обобщать;

Воспитательная цель: создание атмосферы доброжелательности между учащимися, учителем и учащимися, стимулирование активного творческого труда, привитие интереса к изучению русского языка.

Оборудование : мультимедийный диапроектор, мультимедийная презентация, оформление доски (на средней доске - стихотворение из 1 этапа урока, на закрытых половинах доски - задания самостоятельной работы), лист с темой урока - для доски, индивидуальные карточки, таблица с алгоритмом «Как определить спряжение глаголов», мини-тест.

План урока.

Организационный момент.

Актуализация знаний и проверка домашнего задания.

Постановка проблемы.

Изучение нового материала.

Физкультминутка.

Закрепление изученного.

Контроль знаний.

Домашнее задание.

Рефлексия.

Ход урока

I. Организационный момент:

Здравствуйте! Садитесь.

(На доске):

Интересная часть речи

В русском языке жив..т.

Кто что дела..т, расскаж..т,

Черт..т, пиш..т иль по..т,

Вышива..т, или паш..т,

Или забива..т гол,

Мо..т, чист..т, жар..т, вар..т -

Все расскаж..т нам … (глагол.)

Сегодня на уроке, ребята, мы продолжаем говорить о глаголе, а если конкретнее - о спряжении глагола.

II. Актуализация знаний и проверка домашнего задания

И прежде чем перейти к изучению нового материала, нам необходимо вспомнить, что мы знаем о глаголе.

На парте перед вами лежат индивидуальные карточки. Я прошу каждого подписать их. Вам сегодня предстоит не только усвоить новый материал, но и выполнить ряд заданий. Также вы сможете побывать в роли эксперта. За правильные ответы вы будете получать баллы. В конце урока вам нужно индивидуальные листы сдать.

1 задание: (Слайды 2, 3)

Продолжите предложения:

Имя прилагательное изменяется по родам, падежам и числам.

Имя существительное изменяется по числам и падежам.

Глагол изменяется по лицам и числам.

При взаимопроверке обмениваются листами (за каждый правильный ответ 1 балл - ставим напротив задания).

Вы вспомнили, что глагол изменяется по лицам и числам.

Как называется изменение глагола по лицам и числам? (Спряжением) (Слайд 4)

Мы знаем, что у глагола только два спряжения. А чем они различаются? (Окончанием)

Верно. Проверим то, что вы учили дома. Для этого - второе задание.

2 задание : (Слайды 5, 6)

Окончания глаголов перемешались, помогите разделить их на 1 и 2 спряжения:

Им, -ет, -ут, -ют, -ите, -ит, -ешь, -ишь, -ат, -ем, -ят, -ете.

Ет, -ут, -ют, -ешь, -ем, -ете

Им, -ите, -ит, -ишь, -ат, -ят

При взаимопроверке обмениваются листами (за две правильные колонки 2 балла - ставим напротив задания).

3 задание: (Слайды 7, 8)

Поставьте ударение в словах, вставьте пропущенные гласные, определите спряжение глаголов:

Вед….шь, скольз….т, крич….т, зов….м, говор….шь.

Легко ли было определить гласные в окончаниях глаголов? Почему? (Да, легко. Они стоят под ударением)

III . Постановка проблемы.

А теперь поработайте с другой группой слов. Это у вас листочек с самостоятельной работой. Подписывать листы не надо. Проставьте в них окончания.

Ты игра….шь

человек тон….т

лень вал….т

кто расскаж….т

мы не скуча….м

Проверим работу сначала на доске. Работают 2 ученика: впишут нужные буквы. (Дети работают на двух разных досках, не видят работу друг друга).

Ребята, задание у двух учеников было одинаковое? (Да)

А выполнено оно одинаково? (Нет, по-разному)

Как вы думаете, почему? (Не знаем…)

В какой части слова пропущены гласные? (В окончании)

И чем отличаются эти слова от слов третьего задания? (В них безударные окончания!)

Легко ли определить гласные в окончаниях таких глаголов? (Трудно, так как известное нам правило применить нельзя)

Как вы думаете, чем нам сегодня нужно заняться на уроке? Какова, по вашему мнению, будет тема нашего урока? Чему мы должны будем научиться? (Определять, как писать безударные окончания глаголов; определять в таком случае спряжение глагола; должны научиться делать это правильно)

(На доске прикрепить лист с темой урока «Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием»).

IV . Изучение нового материала.

Понаблюдаем за следующими словами (Слайд 9 - первый щелчок) :

Топит - топИ ть поможет - помО чь

светит - светИ ть греет - грЕ ть

любит - любИ ть забудет - забЫ ть

подарит - подарИ ть напишет - написА ть

- Просмотрите выделенные окончания глаголов в первых словах и выделенные суффиксы во вторых словах каждой пары. Обратите внимание на ударения в первых словах.

Они падают на окончания? (Нет)

Что вы можете сказать о форме каждого второго слова? (Это Н.ф.)

Сейчас посмотрите, как распределяются спряжения к этим парам. (Слайд 9 - второй щелчок)

Пользуясь этим слайдом, попробуйте сделать вывод о том, как суффикс неопределённой формы глагола влияет на написание безударного личного окончания глагола. (Если в суффиксе н.ф. глагола написано И, то это глагол II спряжения, а если О, Е, Ы, А, то это глагол I спряжения).

Составим алгоритм определения спряжения глагола:

Итак, какие шаги мы должны с вами сделать, чтобы правильно написать личные окончания глаголов? (Надо определить спряжение глагола. Для этого нужно определить ударное или безударное окончание глагола.)

Если окончание глагола ударное, по какому признаку определяется спряжение? (Спряжение глаголов с ударными окончаниями определяют по окончанию: 1- е спряжение - ешь, ет, ем, ете, ут, (ют), 2-е спряжение - ишь, ит, им, ите, ат, (ят)).

А если окончание безударное? Давайте продолжим составление алгоритма:

Каждому из вас я приготовила памятку (на столе). (Слайд 10) Обратите внимание - в данной памятке указаны особые слова-исключения, которые нужно запомнить.

V . Физкультминутка.

Мы немного утомились, пора подумать об отдыхе.

Это легкая забава -
Повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно -
Там стена, а там окно.
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать.
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно.

VI . Закрепление изученного.

1. Мы отдохнули и готовы применять полученные знания. Для начала разберёмся-ка с работами ребят на доске (объясняем с места):

ты играЕшь (играть - 1 спряжение, поэтому окончание -ЕШЬ)

человек тонЕт (тонуть - 1 спряжение, поэтому окончание -ЕТ)

лень валИт (валить - 2 спряжение, поэтому окончание -ИТ)

кто расскажЕт (рассказать - 1 спряжение, поэтому окончание -ЕТ)

мы не скучаЕм (скучать - 1 спряжение, поэтому окончание -ЕМ)

2. А теперь давайте потренируемся в правильном определении спряжения глаголов - поработаем в парах.

У вас на парте есть карточка с таблицей. (Слайды 11, 13) В первом столбике существительные, а во втором - глаголы. Вдвоём с соседом по парте соедините глаголы с существительными правильно линиями. Рядом на строке впишите глаголы в неопределённой форме и определите спряжение. Затем проставьте гласные в окончаниях глаголов. У вас должны получиться глаголы 3-го лица множественного числа. Воспользуйтесь памяткой-алгоритмом. (Слайд 12)

Проверьте себя! Поднимите руки те, у кого в таблице ни одной ошибки.

3. Вернёмся к индивидуальным карточкам.

4 задание: (Слайды 14, 15)

Определите спряжения и выпишите словосочетания в 2 столбика: глаголы с окончаниями 1-го спряжения и окончаниями 2-го спряжения. Для этого 1. поставьте глагол в Н.ф., 2. определите спряжение по алгоритму, 3. вставьте и выделите окончания в исходных глаголах (форма единственного числа мужского рода), 4. распределите словосочетания по колонкам спряжений.

Наслажда…тся природой, верт….т колесо, пряч….тся в камышах, стро….т дом, держ….т крепко.

При взаимопроверке обмениваются листами (за каждый правильный ответ 1балл - ставим напротив задания).

Какие глаголы-исключения вам встретились? (Вертит, держит).

Вы запомните, друзья, их на -Е спрягать нельзя!

Подсчитайте количество набранных баллов в индивидуальных карточках и проставьте себе отметки (14-15 баллов - «5», 10-13 баллов - «4», остальные работы пока не оценивайте, мы доработаем этот материал завтра) и передайте карточки на первые парты.

VII . Контроль знаний.

А сейчас будьте особенно внимательны. Вы многому сегодня научились и, конечно, мы должны узнать, что и как усвоено, чтобы знать, чем заняться в дальнейшем. У вас на парте есть листочек с мини-тестом. Подпишите его и выполните.

Мини-тест.

1. Изменение глаголов по лицам и числам называется…

A) склонением В) спряжением C) чередованием

2. Сколько в русском языке спряжений?

3. Глаголы II спряжения имеют окончания…

А) -ешь, -ем, -ете, -ут, -ют B) -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят C) -ете, -ем, -ешь, -ат, -ят.

4. Укажите строку с глаголами I спряжения.

5. Укажите строку с глаголами II спряжения.

А) шить, сеять, стелить B) доверять, петь, грохотать C) дышать, вертеть, говорить.

(Слайд 16) При взаимопроверке обмениваются листами (за правильный ответ 1балл - ставим напротив задания).

Проставьте в мини-тестах отметки соответственно набранным баллам и соберите их: Ирина - на «5», Андрей - на «4», Миша - на «3». Если у вас баллов меньше, пока тесты не сдавайте.

VIII . Домашнее задание.

Вам даются для работы дома листы с текстом и пропущенными глаголами. Вставьте подходящие по смыслу глаголы из данных в справочном материале ниже, обозначьте спряжение. Всё выполняется на выданном листе с текстом. Просмотрите лист.

Снеговая белая туча, огромная, как небо, ______________ весь горизонт и последний свет красной погорелой вечерней зари быстро ______________ густою пеленою. Вдруг ______________ ночь, ______________ буран со всей яростью, со всеми своими ужасами, ______________ пустынный ветер на приволье, ______________ снеговые сугробы, как пух лебяжий, до небес. Все ______________ белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи. Всё: земля, небо, воздух, небо ______________ в пучину кипящего снежного праха, который ______________ глаза, ______________ дыхание, налетал со всех сторон, сверху и снизу, как змей, и ______________ все, что ему ни попадалось.

Слова для справки: обтянуть, задернуть, разыграться, взрыть, вскинуть, налетать, одеть, слиться, смешаться, слепить, занимать, зареветь, свистать, выть, стонать, бить, трепать, вертеть, превратиться, обвиваться, останавливать, душить, настать, наступить, затянуть.

IX . Рефлексия.

Ребята наш урок подходит к концу. В заключение ответьте на вопросы:

Давайте же вставим верные окончания в стихотворение о глаголе, которое открыло наш урок (ответы детей с места по образцу: глагол из текста; ударное или безударное окончание: если ударное - сразу вставляем окончание, если безударное - н.ф.; на что оканчивается; по памятке определяем спряжение; по спряжению вставляем окончание в глаголе из текста).

Интересная часть речи

В русском языке живёт .

Кто что делает расскажет ,

Чертит , пишет иль поёт .

Вышивает или пашет ,

Или забивает гол.

Моет , чистит , жарит , варит -

Все расскажет нам глагол.

Я посмотрю сданные вами карточки и тесты, и завтра вы узнаете, какие оценки будут проставлены в журнал. Завтра мы вернёмся к теме нашего сегодняшнего урока и наверстаем то, что было недопонято.

До свидания!

Список использованной литературы.

Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5 - 9 класс /. М.Т.Баранов, Т.А..Ладыженская, Н.М.Шанский. - Просвещение, 2006.

Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования. - М., Дрофа, 2004.

Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. - М., Просвещение, 2010.

Богданова Г.А.. Уроки русского языка в 5 классе / Г.А.Богданова. - СПб, 2004.

Беляева О.В., Даценко О. А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку к учебникам М.Т.Баранова и др.: 5 класс. - М.: ВАКО, 2007.

Костяева Т.А.. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 5 класс / Т.А.Костяева. - М.: Просвещение, 2005.

Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 5 класс. - М.: ТЦ «Сфера», 1998.

Матюшкин А.М.. Проблемные ситуации в обучении и мышлении. - М.: 1972.

Махмутов М.И.. Проблемное обучение. - М.: 1975.

Тростенцова Л.А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: Книга для учителя / Л.А.Тростенцова, М.М.Стракевич. - М.: Просвещение, 2004.

Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 5 классе. - М.: ВЛАДОС, 1995.

Определение спряжения глагола многих ставит в ступор. Хотя при написании делового письма или поста на форуме само слово «спряжение» может даже не возникнуть в сознании. Однако, чтобы не прослыть безграмотным, окончания глаголов стоит писать правильно.

Что такое спряжение глагола?

Спряжение — это как раз та грамматическая категория глагола, которая, определяя его изменение по лицам и числам, диктует, какую букву писать в сомнительном его окончании.

Известно два спряжения глагола: первое и второе соответственно. В зависимости от того, к какому из них глагол относится, и происходит выбор буквы, которую необходимо писать в его окончании.

Стоит помнить, что глаголы прошедшего времени не имеют спряжения, так как тут просто не в чем сомневаться.

Как определить спряжение глагола?

Как определить спряжение глагола в русском языке, 5 класс, наверняка, ответит вам хором. Если, конечно, дети сами разобрались со сложным алгоритмом, представленным в учебниках.

Итак, давайте разбираться.

Чтобы узнать спряжение глагола и определить, какую гласную в его окончании нужно написать, сначала посмотрим, куда в слове падает ударение. Если ударным оказывается окончание, то с гласной сразу все понятно. Она стоит в сильной позиции, и сомнений быть не должно. Спряжение же определяется по самой гласной. Так, если под ударением гласные е, у, ю, то глагол первого спряжения, а если в сильной позиции и, а или я, то глагол второго спряжения. Например: спЯт — гл. 2 спр.; несУт — гл. 1 спр.
Все карты может спутать приставка вы- у глагола. Обычно, ударение всегда падает на нее (например, вЫгорит). В таком случае нужно отбросить помеху и рассматривать слово без приставки.
Например: вЫгорит — вы- горит — горИт — гл. 2 спр.
В случае если ударение падает не на окончание глагола, спряжение его определятся по инфинитиву. Для тех, кто забыл: это неопределенная форма глагола, отвечающая на вопросы что делать? / что сделать?.
Например: глагол (что делает?) рисует — инфинитив (что делать?) рисовать.
глагол (что сделает?) скажет — инфинитив (что сделать?) сказать.
Глаголами второго спряжения считаются глаголы, инфинитив которых оканчивается на -ить. Тогда в личных окончаниях глаголы будут иметь гласные и, а, я.
Например: трат_т — тратить — трятят, ход_те — ходить — ходите.
К глаголам первого спряжения можно смело относить все остальные глаголы.
Например: встан_т — встать — встанет; побор_т — побороть — поборют.
Из каждого правила существуют исключения. Из этого — тоже. Так, к глаголам второго спряжения относятся 4 глагола на -ать: гнать, держать, слышать, дышать — и 7 глаголов на -еть: смотреть, видеть, зависеть, терпеть, вертеть, обидеть, ненавидеть.
Например: смотреть — смотрят, гнать — гонят.
А к глаголам первого спряжения относятся глаголы на -ить: брить, стелить, зиждиться (т.е. основываться), зыбиться (т.е. качаться, колебаться).
Например: брить — бреются, зиждиться — зиждется.

Способы запоминания

Спряжение глагола — одно из самых сложных правил «великого и могучего». И на сегодняшний день придумано огромное количество вариантов его запоминания алгоритмы, шуточные стишки и песни, таблицы. Но суть одна: важно отследить зависимость буквы в безударном личном окончании глагола от буквы в инфинитиве, а также оставить в памяти 15 глаголов-исключений, и спряжение вы будете определять еще до того, как начнете записывать глагол.

Как определить спряжение глаголов в русском языке, лучше всего покажет таблица. Наглядность помогает подключить еще и зрительную память.

А вот стишок, который помогает с ответом на вопрос, как определить спряжение глагола в русском языке:

Ко второму же спряженью

Отнесем мы без сомненья

Все глаголы, что на -ить,

Исключая брить, стелить.

А еще смотреть, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть,

Гнать, держать, дышать, терпеть,

И зависеть, и вертеть.

Один глагол — два спряжения

Известны в русском языке и так называемые разноспрягаемые глаголы. Это такие, у которых в одних формах используются буквы первого спряжения, а в других — второго. Среди них глаголы есть, хотеть, дать, бежать, чтить, брезжить.

Например: чтить — чтят (2 спр.) — чту (1 спр.), хотеть — хочет (1 спр.) — хотят (2 спр.).

— пожалуй, одна из самых сложных тем в курсе русского языка.

Однако хорошо усвоить её нужно обязательно: без глаголов не обходится ни один школьный диктант.

Кроме того, задания, связанные с определением спряжения глагола, непременно встретятся в тестовой части выпускных экзаменов по русскому языку — в девятом классе и — в одиннадцатом.

Несмотря на то, что определять спряжение глагола и грамотно писать его личные окончания учат ещё в начальных классах, ошибок на это правило предостаточно в работах школьников всех возрастных категорий.

Покорить Его Величество Глагол непросто… Но мы всё же — шаг за шагом — попробуем это сделать. Для начала разберёмся, что же из себя представляет это пресловутое спряжение глагола .

Что такое спряжение глагола?

Спряжением называется изменение глагола по лицам и числам .

Как это выглядит на практике?

Лицо и число глагола можно определить, если подставить к нему одно из подходящих по смыслу личных местоимений.

Вспомним эти местоимения:

Так, к глаголу идёшь можно подставить : (ты) идёшь — значит, это глагол 2 лица единственного числа. А к глаголу поём подставляется местоимение мы — это глагол 1 лица множественного числа. (Они) клеят — 3 лицо множественного числа, (я) рассказываю — 1 лицо единственного числа и т.д.

Теперь научимся спрягать глаголы (то есть изменять их по лицам и числам).

Вот так, к примеру, спрягаются глаголы делать и клеить:

Окончания глаголов первого, второго и третьего лица называются личными . То же название имеют и формы глаголов, образовавшиеся при спряжении.

Кстати, окончания глаголов мы выделили не случайно. В русском языке огромное количество разных глаголов. Но почти все они по своим личным окончаниям делятся всего на два типа.

Первый тип глаголов (то есть глаголы первого спряжения ) имеет личные окончания:

-у ( или -ю), -ем, -ешь, -ете, -ет, -ут ( или -ют) .

Окончания глаголов второго типа (то есть глаголов второго спряжения ):

у( или -ю), -им, -ишь, -ите, -ит, -ат ( или -ят) .

Наверняка вы уже отметили, что мы проспрягали глаголы обоих типов: глагол делать относится к первому спряжению, а глагол клеить — ко второму спряжению.

Личные окончания глаголов первого и второго спряжения нужно запомнить!

Зачем определять спряжение глагола?

Действительно, зачем? Для чего учителя периодически усложняют жизнь школьникам, заставляя их зубрить — в стихах и в прозе — глаголы-исключения, вновь и вновь повторять, казалось бы, затверженное наизусть правило определения спряжения? Оказывается, причина есть — и причина важная.

Попробуйте-ка, не зная правил, вставить пропущенные буквы в глаголы:

(мы) се…м,

(мы) вид…м.

Задача не из лёгких, не так ли? Даже если природа вас наделила врождённой грамотностью, правильно писать личные окончания глаголов непросто.

Гораздо легче тем, кто определил, что глагол сеять относится к первому спряжению, а глагол видеть — ко второму.

Из списка личных окончаний глаголов первого спряжения выбираем подходящее по смыслу окончание для глагола се…м — -ЕМ. И пишем глагол правильно:

Из другого списка — личных окончаний второго спряжения — выберем нужное личное окончание для глагола вид…м — -ИМ. Напишем глагол грамотно:

Кстати, от спряжения глагола зависят и гласные в суффиксах причастий настоящего времени. Если причастие образовано от глагола первого спряжения , его суффиксы будут такими:

-ущ-, -ющ-, -ом-, -ем- .

У причастий, образованных от глаголов второго спряжения , суффиксы следующие:

-ащ-, -ящ-, -им- .

Итак, умение определять спряжения глагола необходимо, чтобы правильно писать личные окончания глаголов и суффиксы причастий. Теперь возникает другой вполне резонный вопрос — как именно определять спряжение глагола?

Как определить спряжение глагола?

Чтобы определить спряжение глагола, прежде всего, поставим его в неопределённую форму.

Напомним: в неопределённой форме (она по-другому называется инфинитивом) глагол отвечает на вопрос что делать? или что сделать? — смотреть, искать, нести, беречь, надеяться и т.п. )

Смотрим, на что оканчивается глагол. К примеру, глагол смотреть оканчивается на -еть , искать — на -ать , нести — на -ти , беречь — на -чь, надеяться — на -ять (постфикс -ся отбрасываем) и т.д.

А вот, собственно говоря, само правило .

Ко второму спряжению относятся:

все глаголы, оканчивающиеся в инфинитиве на -ИТЬ , кроме трёх — брить , стелить, зиждиться ;

11 глаголов-исключений , которые оканчиваются на -ЕТЬ и -АТЬ (их нужно запомнить!) —

7 глаголов на -ЕТЬ:

4 глагола на -АТЬ:

К первому спряжению относятся

все остальные глаголы, включая глаголы-исключения брить , стелить, зиждиться.

Примечание. Этот способ определения спряжения подходит только для глаголов, у которых на личное окончание не падает ударение.

Не пытайтесь определять по неопределённой форме спряжение глаголов с ударными личными окончаниями.

Во-первых в этом нет необходимости, так как гласные под ударением слышатся чётко, а значит для их правильного написания в окончаниях глаголов правило применять не требуется.

Во-вторых, определяя по инфинитиву спряжение глаголов с ударными личными окончаниями, вы рискуете запутаться: глагол лететь , например, оканчивается в неопределённой форме на -ЕТЬ (а если применить к нему правило, то окажется, что он первого спряжения). Однако личные формы глагола лететь имеют все окончания второго спряжения (летим , летишь , летите , летит , летят ). Следовательно, и относить этот глагол нужно ко второму спряжению.

Спряжение глаголов с ударными личными окончаниями определяется по самим окончаниям, а не по неопределённой форме!

Как применять правило?

Итак, мы выяснили, что определять спряжение глагола необходимо, чтобы правильно писать гласные в личных окончаниях. На практике это выглядит следующим образом.

Предположим, что требуется вставить пропущенные буквы в глаголах:

(мы) се…м,

(они) кол…тся,

(ты) пил…шь,

(он) удерж…т.

Личные окончания этих глаголов безударные, и для определения спряжений нужно поставить глаголы в неопределённую форму.

Се…м — сеять . В инфинитиве глагол оканчивается на -ять , а значит, относится к первому спряжению . Вспоминаем личные окончания глаголов 1 спряжения :

Выбираем из списка то окончание, которое нам подходит по смыслу: -ЕМ. Записываем глагол правильно: се ем .

Кол…тся — колоть ся. В неопределённой форме глагол оканчивается на -оть и, следовательно, также относится к первому спряжению (на постфикс -ся в данном случае внимания не обращаем: он не влияет на написание глагола). Выбираем из списка подходящее окончание:

Без пропусков глагол выглядит так: колют ся .

Пил…шь — пилить . Инфинитив этого глагола оканчивается на -ить — значит, перед нами глагол второго спряжения . Вспомним личные окончания глаголов второго спряжения и выберем из них то, что подходит по смыслу:

Без пропусков глагол пишется так: пилишь .

Удерж…т — удержать . Глагол оканчивается в инфинитиве на -ать. Вспоминаем: глагол держать — один из четырёх глаголов-исключений на -ать, относящихся ко второму спряжению (приставка у- на написание глагола не влияет). Выбираем из списка подходящее по смыслу окончание:

Записываем глагол в соответствии с правилом: удержит .

Разноспрягаемые глаголы.

Есть в русском языке глаголы, которые при спряжении приобретают личные окончания и первого, и второго спряжения. Таких глаголов всего три: хотеть, бежать и брезжить . Поскольку ни к первому, ни ко второму спряжению эти глаголы отнести нельзя, они считаются разноспрягаемыми .

Проанализируем формы глагола хотеть . В единственном числе он имеет окончания первого спряжения: хочешь , хочет . А вот формы множественного числа спрягаются уже по второму типу спряжения: хотим , хотите , хотят .

Все личные окончания глагола бежать ударные: бежим , бежишь , бежите , бежит , бегут . Как видим, во множественном числе третьего лица глагол имеет окончание первого спряжения -ут. Остальные же его формы спрягаются по второму спряжению.

Глагол брезжить не употребляется в первом и втором лице. Что же касается третьего лица, то в единственном числе глагол приобретает окончание второго спряжения (брезжит ) , а во множественном числе – окончание первого спряжения (брезжут ) .

Глаголы особого спряжения.

Глаголы в русском языке, спрягаясь, приобретают, как правило, личные окончания одного из двух типов спряжения. Исключением являются глаголы особого спряжения, имеющие специфические личные окончания. Это глаголы есть и дать – древнейшие слова, судя по всему, одними из первых появившиеся во всех языках мира. Проанализируем их формы.

Глагол есть (в значении «принимать пищу») во множественном числе спрягается подобно глаголам второго спряжения: едим , едите , едят . А вот в единственном числе окончания в формах этого глагола особенные: ем (окончание ), ешь (окончание -шь ), ест (окончание -ст ).

Глагол дать во множественном числе спрягается и как глаголы второго спряжения (дадим , дадите ), и как глагол первого спряжения (дадут ). Что же касается единственного числа, то здесь окончания специфические, как и у глагола есть : дам (окончание ), дашь (окончание -шь ), даст (окончание -ст ).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!