Среди их расцветок есть и. Анализ стихотворения Есенина «Мне грустно на тебя смотреть…

Придумала ли она его или это всё реально?

Наступила осень. На улице было уже достаточно холодно, но Куронума не чувствовала снижение температуры. В её душе вечная весна. Она ощущала лишь тепло и жгучее счастье, которое её могло и обжечь. Ведь никто от этого не застрахован, не так ли? Вы ведь не спрашиваете у человека, когда полностью ему отдаётесь, нужно ли ему это доверие и искренняя любовь. Куронуму будто что-то вечно покалывало. Сначала ей казалось, что это такая ткань у её школьного пиджака – неудобно, хотелось снять. Но это вовсе не обыденные бытовые вещи. Это чувства. Самые настоящие чувства, которые хочется и дальше развивать. А что, если всё закончится по одну сторону?

Куронума шла вдоль школьного коридора, прижимая книги к себе, которые ей только что выдали в библиотеке: две по школьной программе, а другая – для её открытого и преданного сердца. «А что, если он отвернётся от меня?» - прокрутив эту фразу в своей голове, Савако столкнулась с Казехая.

Куронума… П.. П… Прости, пожалуйста, - растерянно произнёс парень. - Я как раз тебя искал, но вовсе не думал, что ты здесь окажешься.

Дальше последовало миллион оправданий от Казехая, потому что он имел неосторожность сказать, что он не ждал её в коридоре, хотя все мы знаем, что на подсознательном уровне он ожидает её везде. Пока Куронума слушала его оправдания, она разглядывала его черты лица, будто забыла их или что-то ещё. Но ведь она помнит и знает их наизусть. Она смотрит на него так каждый день, словно боится, что больше никогда его не увидит или его отберут у неё. Но эти двое крепко связаны невидимой ниточкой друг с другом, разорвать которую не сможет ни один человек в мире и никакое происшествие на планете. Его улыбка – Савако уже не помнит, чего она так боялась и опасалась. Забыла тот вопрос, о котором думала до столкновения.

К-к-куронума?... – вновь повторил парень и приблизился к ней.

Шок. Паника. Колени затряслись, и все книги выпали из рук, ведь к ней максимально приблизился сам Казехая-кун. После этого сложно восстановить дыхание и остаться живой.

Я подниму, моя маленькая растяпа , - улыбнувшись, Казехая-кун стал поднимать книги с пола, в то время, как Савако просто стояла и пыталась вновь и вновь прокрутить у себя в голове: «…моя маленькая растяпа».

- Прости, Казехая-кун меня за это, я … не специально, прости! – смогла произнести она, когда парень поднялся, и его лицо опять было максимально близко.

Снова трудно собраться и взять себя в руки.

Куронума, я хочу тебе подарить одну вещь, - Казехая все книги взял в одну руку, а другой потянулся к себе в сумку, в то время, как Савако сразу стала отнекиваться и говорить, что вовсе не надо. - Держи, - протянул он красивую упаковку.

Девушка начала открывать её, сгорая от желания поскорее увидеть содержимое. Там были милые варежки. Она растворилась в улыбке и, натянув одну из них на руку, почувствовала там какую-то бумажку. Достав её, она обнаружила, что это маленькая открытка. Куронума раскрыла её, а глаза загорелись ещё ярче.

«Пусть тепло всегда окружает. Люблю тебя».

Савако чуть склонила голову в знак благодарности и тихо шепнула: «Спасибо тебе, Казехая-кун».

Идём домой, - он взял её за руку.

Но ведь моё тепло это ты, Казехая-кун.

Сергей Есенин писал, свои стихотворения по мановению своей души, о том, что происходит в его жизни. Судя по стилю написания стихотворений Сергея Есенина, можно подумать, что его жизнь была полна тревог, печали, разочарований и неразделенной любовью.

Сергей Есенин, по моему мнению, был открытой души человек, он не боялся рассказать людям в своих стихотворных произведениях о том, что происходило в его нелегкой жизни. Думаю, что Сергей Есенин очень часто подвергался тревогам и переживаниям и именно в этот самый момент начинал писать свои бессмертные произведения.

Вот, например одно из известных стихотворений Сергея Есенина, которое называется “Мне грустно на тебя смотреть…”. В первых строках своего стихотворения Есенин пишет. Мне грустно на тебя смотреть, Какая боль, какая жалость! Знать, только ивовая меть нам в сентябре с тобой осталась.

В этих строках Есенин словно обращается к любимой женщине, записывая свое обращение к ней в стихотворных строках. Далее он ей сообщает о том, что у них уже не будет никаких отношений в связи с какой-то безысходной ситуацией, по всей видимости, которая произошла в сентябре.

После чего пишет. Чужие губы разнесли твое тепло и трепет тела. Как будто дождик моросит с души, немного омертвелой. В этих строках Есенин продолжает обращение к любимой женщине. Он сообщает ей свои мысли, о том, что не он ее ласкает, а совсем другой мужчина, (возможно не единственный), и именно он забрал себе ее всю сласть и внимание. От этого Есенину пришлось нелегко, и его душа опустела.

Далее идут такие стоки. Ну что ж! Я не боюсь его. Иная радость мне открылась. Ведь не осталось ничего, как только желтый тлен и сырость. В этих строках Есенин сообщает ей, что не боится ее мужчину, но не собирается влезать в их отношения и вносить разлад, и, по всей видимости, он внезапно нашел для себя какое-то другое увлечение, скорее всего горькое вино. Потому как Есенин далее пишет о том, что его кроме горести и печали ничего не окружает.

Продолжает стихотворение Есенин такими строками. Ведь и себя я не сберег для тихой жизни, для улыбок. Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок. В этих строках Есенин анализирует свою жизнь, что прожил совсем не много, а совершил множество ошибок.

Далее пишет. Смешная жизнь, смешной разлад. Так было и так будет после. Как кладбище, усеян сад в берез изглоданные кости. В этих строках Есенин сообщает, о том, что понял, разлад, который произошел, был основан на пустяке, и этот пустяк не прекратиться никогда. Далее выражает свою горькую тоску, а так же о том, что ничто не вечно.

Завершают стихотворение Сергея Есенина строки. Вот так же отцветаем и мы и отшумим как гости сада… Коль нет цветов среди зимы, так и грустить о них не надо. В этих строках говорит о том, что он и его любимая женщина теряют свою страсть друг к другу, но об этом не нужно жалеть, ведь у них нет никаких отношений.

Стихотворение «Мне грустно на тебя смотреть» является миксом прощания Есенина со своей последней любовью и очередной исповедью, написанной на фоне предчувствия скорого заката. В строках Сергей Александрович трезво оценивает пройденный путь, делает выводы насчёт будущего и отвешивает последний поклон Августе Миклашевской.

Правда о романе Миклашевской с Есениным стала известна много позже смерти поэта из воспоминаний актрисы. Августа была старше Сергея на 4 года и во время знакомства с поэтом была на пике популярности. Пара быстро сошлась и казалось не избежать бурного романа, но отношения ограничились платонической планкой. Не было ни страсти, ни даже поцелуев. Этот факт доказывает, что Августа не была очередной «ошибкой» Есенина, а их отношения были чистыми и искренними.

Сергей пообещал Августе посвятить ей стихи и сдержал слово – 7 стихотворений из творчества поэта посвящены Миклашевской.

Первая линия произведения понятна – автор сожалеет о расставании, но и понимает, что оно было неизбежно. Прошло лето расцвета любви и пришла осень, которая оставила только ивовую медь от былых чувств. Что стало причиной разлада? Возможно, именно популярность Миклашевской – вокруг актрисы вращались роем молодые люди, а Есенину хватило славы Дункан… Это подтверждают строчки:

Чужие губы разнесли

Твое тепло и трепет тела.

Основа сюжета

Сюжет стихотворения, анализ которого я предлагаю, проходит на фоне осени. Эта пора года всегда ассоциируется с подведением итогов, не изобретает велосипед и Есенин, который уже не видит впереди ничего кроме сырости и жёлтого тлена.

Так мало пройдено дорог,

Так много сделано ошибок.

Последнее посвящение

Расставание с Миклашевской важный этап жизни Сергея Александровича, ведь больше никому не посвятит поэт стихов, больше никто не покорит его сердце. Брак с Толстой спустя некоторое время – это инерция жизни и попытка зацепиться за подножку уходящего поезда. Не получилось, поезд ушёл, Есенин остался навсегда в номера Англетера и памяти поклонников.

В конце стихотворения Есенин позволяет себе отступить от грусти, сравнивая людей с гостями сада – цветами и берёзами. Придёт пора они отцветут, придёт пора отцветёт и человек:

Коль нет цветов среди зимы,

Так и грустить о них не надо.

Это лирическое стихотворение Есенина по праву входит в золотой фонд русской поэзии. Строки легко заучиваются, а текст произведения прост для понимания от подросткового возраста и выше.

Мне грустно на тебя смотреть,
Какая боль, какая жалость!
Знать, только ивовая медь
Нам в сентябре с тобой осталась.

Чужие губы разнесли
Твое тепло и трепет тела.
Как будто дождик моросит
С души, немного омертвелой.

Ну что ж! Я не боюсь его.
Иная радость мне открылась.
Ведь не осталось ничего,
Как только желтый тлен и сырость.

Ведь и себя я не сберег
Для тихой жизни, для улыбок.
Так мало пройдено дорог,
Так много сделано ошибок.

Смешная жизнь, смешной разлад.
Так было и так будет после.
Как кладбище, усеян сад
В берез изглоданные кости.

«Мне грустно на тебя смотреть…» Сергей Есенин

Мне грустно на тебя смотреть,
Какая боль, какая жалость!
Знать, только ивовая медь
Нам в сентябре с тобой осталась.

Чужие губы разнесли
Твое тепло и трепет тела.
Как будто дождик моросит
С души, немного омертвелой.

Ну что ж! Я не боюсь его.
Иная радость мне открылась.
Ведь не осталось ничего,
Как только желтый тлен и сырость.

Ведь и себя я не сберег
Для тихой жизни, для улыбок.
Так мало пройдено дорог,
Так много сделано ошибок.

Смешная жизнь, смешной разлад.
Так было и так будет после.
Как кладбище, усеян сад
В берез изглоданные кости.

Вот так же отцветем и мы
И отшумим, как гости сада…
Коль нет цветов среди зимы,
Так и грустить о них не надо.

Анализ стихотворения Есенина «Мне грустно на тебя смотреть…»

В конце лета 1923 года жена Мариенгофа познакомила Есенина с Августой Леонидовной Миклашевской, актрисой знаменитого Камерного театра Таирова. Сергей Александрович влюбился в красавицу-артистку буквально с первого взгляда. Интересно, что их роман носил сугубо платонический характер. Согласно воспоминаниям Миклашевской, они даже никогда не целовались. Актрисе поэт посвятил свои самые проникновенные и нежные стихотворения, объединенные в цикл «Любовь хулигана». Серия из семи произведений, написанных во второй половине 1923 года, вошла в сборник «Москва кабацкая». Главные мотивы цикла – отказ от прежней разгульной жизни, отречение от пьянства, хулиганства. Лирический герой готов расстаться с привычками прошлого ради обожаемой женщины. «Любовь хулигана» включает в себя и стихотворение «Мне грустно на тебя смотреть…», впервые опубликованное в журнале «Русский современник».

Ключевая тема текста – закат жизни. Она раскрывается через лексику: «немного омертвелая душа», «желтый тлен и сырость», «кладбище», «изглоданные кости берез», «отцветем». Кроме того, в качестве центрального образа произведения выбран образ осени, олицетворение природы, готовящейся к временной смерти, то есть к зиме. Причем описывает Есенин самое начало – сентябрь. Возможно, здесь есть косвенная отсылка к имени Миклашевской. У Сергея Александровича первый месяц осени следует за августом, как охлаждение страсти следует за безумной любовью. В словах лирического героя четко прослеживается отрицательное отношение к собственному прошлому, что наиболее полно отразилось в двух строках:
Так мало пройдено дорог,
Так много сделано ошибок.
Впрочем, не особо по душе ему и жизнь возлюбленной до их встречи:
Чужие губы разнесли
Твое тепло и трепет тела.

Миклашевская вспоминала, что однажды Есенин пообещал писать ей стихи, но не такие, как Айседоре Дункан, грубые и местами неуважительные, а нежные. Слово свое Сергей Александрович сдержал. После завершения цикла «Любовь хулигана» поэт признался Августе Леонидовне: «Прожил с вами всю нашу жизнь». Отношения с актрисой могли стать для Есенина спасением, очищением, могли помочь избежать самоубийства, произошедшего в конце 1925 года, но что-то не сложилось. После Миклашевской у него еще были романы, но именно Августа Леонидовна считается последней сильной любовью Сергея Александровича.

Есенин Сергей

* * *
Мне грустно на тебя смотреть

Мне грустно на тебя смотреть,
Какая боль, какая жалость!
Знать, только ивовая медь
Нам в сентябре с тобой осталась.

Чужие губы разнесли
Твое тепло и трепет тела.
Как будто дождик моросит
С души, немного омертвелой.

Ну что ж! Я не боюсь его.
Иная радость мне открылась.
Ведь не осталось ничего,
Как только желтый тлен и сырость.

Ведь и себя я не сберег
Для тихой жизни, для улыбок.
Так мало пройдено дорог,
Так много сделано ошибок.

Смешная жизнь, смешной разлад.
Так было и так будет после.
Как кладбище, усеян сад
В берез изглоданные кости.

Вот так же отцветем и мы
И отшумим, как гости сада...
Коль нет цветов среди зимы,
Так и грустить о них не надо.

Читает Р.Клейнер

Рафаэ́ль Алекса́ндрович Кле́йнер (род. 1 июня 1939, д. Рубежное, Луганская область, УССР, СССР) - российский театральный режиссер, Народный артист России (1995 г.).
С 1967 по 1970 г. был актёром Московского Театра Драмы и Комедии на Таганке.

Есенин Сергей Александрович (1895-1925)
Родился Есенин в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас - Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник “Больные думы” (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное - русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, “Слово о полку Игореве”, поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин.
Из писем Есенина 1911 - 1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910 - 1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 - е годы.
Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт - философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика - это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка - девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение - о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву - красавице русского леса, а она - человеку. Березка в русской поэзии - символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.
Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога...”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом...”, “Закружилась листва золотая...” и т.д.
Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 - 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу...”, “Отговорила роща золотая...”, “Мы теперь уходим понемного...” и др.)
Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.
Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину - поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!