Средневековые ордены. Понтификальные светские ордена

8-04-2017, 13:38 |


Монашеские и рыцарские ордена Западной Европы это, пожалуй, самая привлекательная тема Средневековья. Наверное, по популярности она стоит в одном ряду с . Тема рыцарских орденов привлекательна своим мистическим смыслом, которым его окружили многие современники. Рыцарские и монашеские ордена стали потом прототипом для создания разных тайных организаций в Европе.

Самым известным орденом является орден тамплиеров. Его настолько уже мистифицировали, приписали ему множество проклятий и убийств. Не все так однозначно. Это тема не совсем чисто историческая. Она скорее похожа на тему больше философскую, которая требует глубокого осмысления. Осмысление нужно для того, чтобы понять, что же все-таки такое средневековый орден, присущ ли ему мистицизм, и разгаданы ли все тайны этих организаций.

Возникновение рыцарских орденов


Традиционно временем возникновения орденов рыцарей приписывают периоду - это примерно начало XII века. Если помните в Клермоне в 1096 г. папа Урбан II созвал собор, провозгласил идею совершить крестовый поход. Необходимо было отбить захваченные мусульманами святые земли в Иерусалиме, в которой располагались главные святыни христиан. Участникам похода должны были простить все грехи.

В ходе движения родились рыцарские ордена, которые сохраняли у себя монашеский устав. Само слово «орден» - буквально означает повиноваться. Так в Раннем Средневековье появились полу монахи и одновременно полу воины. Причем это было не очень характерно для того периода. Одновременно участники ордена могли проливать кровь и молиться, при этом они защищали паломников () на пути в Иерусалим.

Если вдаваться в подробности глубже, то у монашеских орденов была своя гуманная предыстория. Ордена складываются, постепенно начиная еще с VII в. в тот период существовал госпиталь для паломников. Это место где паломники могли отдохнуть, подлечиться. Располагался он в Иерусалиме. Там верующие могли сделать передышку, перед тем как отправиться домой. Госпиталь существовал на пожертвования христианских стран и богатых паломников. После междоусобиц в Арабском халифате госпиталь был закрыт, но 1023 г. по указу Египетского халифа его открыли вновь.

Каким же образом простой госпиталь стал иметь отношение к монашеским орденам? Дело в том, что оказание медицинской помощи было связано с деятельностью монастырей. Монахи были обязаны оказывать приют и помощь странникам и паломникам. Так госпиталь имени святого Иоанна Крестителя в Иерусалиме стал в скором времени монашеским. Монахом тех назвали ионитами, либо госпитальерами.

Превращение монашеского ордена в рыцарский


Для того чтобы монашескому ордену стать военным или рыцарским надо было сделать лишь один шаг. Военный в то время были необходимы для охраны паломников на караванных путях на пути в Иерусалим. Изначально эти военные набирались даже из числа местных арабов-мусульман. Особого значения это в принципе не имело. Они были просто людьми, которые сопровождали караваны с паломниками.

В 1096 г. все изменилось, в 1099 г. первых прошел удачно, взяли Иерусалим. В город въехали паломники (крестоносцы) и их охранники военные. Начинается устройство Иерусалимского королевства. Постепенно часть рыцарей, из числа крестоносцев, поступило на службу в госпиталь Иоанна в Иерусалиме.

1099-1113 гг. Это период скрытого развития госпиталя. Тогда не было еще понятно, что же это за организация. Либо это госпиталь с небольшой военной охраной, либо это все-таки рыцарская военная организация. Далее деятельность этого госпиталя пересекается с деятельностью другой рыцарской организацией. Она станет наряду с госпитальерами самой известным рыцарским монашеским орденом. И ее деятельность будет привлекать внимание историков и других ученых.

Возникновение нового рыцарского монашеского ордена

Гуго де Пейен с другими рыцарями и слугами организовали отряд, который должен был охранять паломников, которые следовали в Иерусалим по сухому пути. Прибыв в Иерусалим рыцари обратились к королю с просьбой назначить их официально охранниками паломников и дать помещение для размещения ордена. Так они пообещали защищать христианскую веру и приносить доход в местную казну.

В помещение рыцарям дали бывшие конюшни, которые находились в ранее существовавшем иудейском храме. Позднее свое название они получили от французского языка - тамплиеры. Так появляется следующий рыцарский монашеский орден, который пока не имеет официального статуса. В нем нет еще никаких правил, отсутствует устав. Изначально это просто организация людей, которые решили посвятить себя такой деятельности - то есть вести войну с неверными и охранять Иерусалимское королевство.

Постепенно появляется и еще один новый орден. Там же в Иерусалиме, при храме Гроба Господня, то есть в центре христианской веры. Это охрана Святого Гроба. Сейчас их называют рыцарями Гробы Господня и нередко их путают с орденом Тамплиеров. Прежде всего, у них похожи на первый взгляд эмблемы. В отличие от остальных орденов - эти рыцари не имеют руководителя (магистра). А подчиняются они напрямую королю Иерусалима. Являясь частью личной армии короля, рыцари Гроба Господня получали от него разные привилегии.

Рыцари Гроба Господня получали оплату от Иерусалимского короля. Однако их почет в обществе был несколько меньше, нежели у госпитальеров и тамплиеров. Эти два ордена жили за счет пожертвований от паломников, купцов. Тамплиеры также пользовались уважением и получали пожертвования от церковных общин и других людей, кто не участвовал в походе непосредственно. Однако эти люди хотели получить благословение Папы и чтобы им отпустили их грехи.

Оформление статуса рыцарских орденов


Только через 20 лет после начала деятельности этих орденов монах и очень почитаемы человек, святой Бернард пишет трактат или устав рыцарского монашеского ордена. В нем он четко определил, что рыцарь-монах это совершенно новая, элитная и престижная, святая и грозная социальная страта. Наличие такого статуса у человека резко возвышал его в обществе.

Член ордена - он монах, именно поэтому

  1. Должен быть сдержан;
  2. Соблюдать все посты;
  3. Ежедневно молиться;
  4. Он не имеет права прикасаться к женщинам;
  5. Не может обладать собственным имуществом.

В обмен на такое послушание он получает хорошее питание, одежду, оружие. Они воевали и хи считали военной элитой того времени. Именно для таких рыцарей впоследствии появилось понятие в современном представлении пенсионное обеспечение. Раненый или увеченный воин все равно продолжался оставаться членом ордена, получал пищу и другие блага. Еще важен был аспект духовный - представитель ордена мог рассчитывать на спасение души. Даже если он совершал какие-то проступки, то война с мусульманами все искупала.

Такие рыцарские организации представляли собой микрогосударство. Они подчинялись магистру, подчинялись дисциплине. Это сделало из важной частью военной структуры. Для них не существовало срока службы в году, как это было, например, у простых рыцарей. Они должны быть всегда готовы по первому же призыву вступить в бой.

Устройство и быт рыцарских монашеских орденов


Тамплиеры и другие ордена всегда были наготове. Даже когда не велись военные действия, рыцарь должен был заниматься ежедневно военной подготовкой:

  1. Тренировки;
  2. Обучение;
  3. забота о своем коне;
  4. уход за своим оружием;

Все это главные занятие члена ордена. Если брать рыцаря госпитальера, то он еще и служит в госпитале, то есть получает медицинские навыки. При этом неважно какому роду принадлежит рыцарь и какое у него звание, заниматься он этим должен.

Можно предположить, что таким образом военная элита становилась все более дисциплинированной и смеренной. Каждый в ордене должен понимать, что он служит более высокой цели и должен ей подчиняться. Главная цель она важнее каких-либо унижений и несчастий, она превыше всего.

Рыцарские монашеские ордена становятся со временем новым ополчением, новой элитой военной иерархии. И многие последующие победы связаны как раз таки с действиями орденов. Любые успехи повышали статус орденов, возвышали их среди остальных военных подразделений. Делались попытки основать новые ордена, их было основано несколько десятков потом. Самые крупные ордена изучены историками, некоторые из них сохранились и до наших дней в той или иной форме, в основном как благотворительные организации.

Вступая в ряды ордена, рыцарь отказывался от своего имущества, от всех материальных благ. Он передавал его своим родственникам. Очень часто рыцари жертвовали свои богатства в пользу ордена. Со временем многие рыцарские организации таким образом разбогатели, в основном за счет участков земли. Это были феодальные участки, которые населяли крепостные крестьяне. Они выполняли все феодальные повинности, а доход шел в пользу ордена .

Расцвет духовных орденов

При всех богатствах, которые получали ордена в качестве пожертвований они не останавливались на достигнутом. Имея общее управление своей собственностью, они рационализировали свои хозяйства и делали их более продуктивными. Так их богатство еще более приумножалось. Можно предположить, что духовные ордена стали в Европе первыми капиталистическими организациями.

Со временем хозяйство таких орденов стало играть даже большую роль, чем их военное составляющее. Они продолжали так же охранять паломников и религиозные объекты. При этом делали это небольшими отрядами. Членом ордена мог стать только знатный человек. Обычно это были младшие сыновья феодалов, которые уже не могли претендовать на получение в наследство земельного надела.

Таким образом, рыцарские организации возникли с начала . Со временем они превратились в мощную военную организацию, которая имела свой устав и была очень дисциплинированной. Во времена своего расцвета они имели обширную хозяйственную деятельность, с которой получали доход в пользу ордена.

Рыцарские ордена видео

После неудач крестовых походов, крестоносные военные ордены стали идеализировать и романтизировать, и в результате в позднее Средневековье появилась идея рыцарства. У них были разные цели - борьба с язычниками, разбойниками, врагами того или иного короля или сеньора. Эти ордена, отличавшиеся один от другого не только задачами, но и численностью, возникали, существовали какое-то время, объединялись или подчинялись иному ордену на феодальных основах и распускались, не достигнув и тени могущества и влиятельности таких орденов, как храмовники, тевтоны и госпитальеры. Однако именно от них пошел обычай носить особые знаки отличия, изготовляемые из золота и серебра, отделанные драгоценными камнями и жемчугом. Этим знакам отличия суждено было пережить рыцарские ордена, учредившие их, и в конце концов они сами стали называться орденами.


1. Госпитальеры (иоаниты) Современное официальное название – Суверенный Военный, Странноприимный Орден Святого Иоанна, Иерусалима, Родоса и Мальты. Официальная резиденция находится в Риме (Италия).
Свое название получил от госпиталя и церкви св. Иоанна Крестителя, где располагался созданный в 1113 году монашеский орден со временем превратившийся в военно- духовную организацию. По своим боевым качествам и воинской доблести иоаниты по праву считались лучшими воинами Европы. После изгнания крестоносцев из Палестины госпитальеры переправились на Кипр, где построили флот и в 1309 году захватили о.Родос. В 1522 г. после шестимесячной осады Родоса турками флот рыцарей перебазировался на о.Мальта, где орден правил до 1798 года. В нынешнее время орден занимается благотворительной и милосердной деятельностью.


2. Тамплиеры (храмовники) Официальное название – орден рыцарей Соломонова Храма, также орден рыцарей Христа. Возник в 1119 г. в Иерусалиме из рыцарей ранее состоявших на службе у храма Гроба Господня. Наряду с госпитальерами занимался охраной паломников и защитой христианских владений в Палестине. Занимался также торговлей, ростовщичеством и банковскими операциями, за счет чего накопил огромные богатства. После изгнания из Палестины орден почти полностью переключился на финансовую деятельность. В 1307 году по приказу папы Климента V и французского короля Филиппа IV начались аресты членов ордена по обвинениях в ереси и конфискация имущества. После казни нескольких членов, включая великого магистра, в 1312 году орден был распущен буллой папы.


3. Тевтонский орден Официальное название – Fratrum Theutonicorum ecclesiae S. Mariae Hiersolymitanae. Основан в 1190 году на базе больницы основанной немецкими паломниками в Акре. В 1196 реорганизован в духовно-рыцарский орден во главе с магистром. Цели – защита немецких рыцарей, лечение больных, борьба с врагами католической церкви. В начале XIII века перенес свою деятельность в Пруссию и Прибалтику, где принял участие в крестовых походах против славян и прибалтов. На завоеванных землях сформировалось фактически государство тевтонских рыцарей – Ливония. Закат ордена начался после поражения в Грюнвальдской битве в 1410 г. В настоящее время орден занимается благотворительностью и лечением больных. Штаб-квартира находится в Вене.


4. Орден Калатравы Духовно рыцарский орден Калатравы (Calatrava la Vieja) был основан в Испании 1158 году монахом Раймондом де Фетеро. Папа Римский Александр III в 1164 году утвердил устав ордена. Рыцарский орден получил свое название от завоеванной у арабов крепости Калатрава. Отличительным знаком членов ордена стала белая и черная одежда с красным крестом. Орден принимал активное участие в отвоевании земель захваченных маврами на Пиренейском полуострове (Реконкисте). Прекратил существование в 1873 году.


5. Орден Сантьяго Официальное название – Великий военный орден Меча святого Иакова Компостельского. Основан в Испании около 1160 года. Назван в честь святого - покровителя Испании. Принимал участие в крестовых походах и войнах с мусульманами. Действует по сей день как гражданский рыцарский орден под покровительством короля Испании.


6. Орден Алькантара Духовно рыцарский орден Алькантара был основан в 1156 году в Испании. Первоначально это было военно-религиозное братство рыцарей, носивших название Сан-Хулиана де Перейро. В 1217 году рыцари ордена Калатравы с разрешения короля передали город Алькантара и все владения ордена Калатравы в Леоне ордену Сан-Хулиана де Перейро. После чего орден Сан-Хулиана де Перейро был переименован в рыцарский орден Алькантара. Орден принимал участие в Реконкисте. В 1830-х гг. орден был национализирован и прекратил свое существование.


7. Ависский орден Официальное название – Орден Святого Беннета Авишского. Орден был создан в 1147 г. для защиты недавно отбитого у мавров г.Эворы. В 1223 году
резиденцию ордена перенесли в подаренный королем Португалии и укрепленный рыцарями город Авис. Орден участвовал в португальской части Реконкисты и колонизации побережья Африки. Распущен в 1910 г., но в 1917 г. восстановлен в качестве сугубо гражданского, во главе с президентом Португалии.


8. Орден Меченосцев Орден меченосцев – немецкий католический духовно-рыцарский орден, официально называвшийся «Братья Христова воинства». Был создан в 1202 по инициативе бременского каноника Альберта, ставшего первым рижским епископом. Имел целью захват Восточной Прибалтики, осуществлял крестовые походы против прибалтийских народов, при этом треть захваченных земель закреплялась за орденом. После целого ряда поражений от русских князей и Литвы остатки ордена в 1237 г. присоединились к Тевтонскому ордену.


9. Орден Христа Духовно – рыцарский орден, правопреемник тамплиеров на территории Португалии. Учреждён в 1318 году португальским королём Динишем для продолжения начатой тамплиерами борьбы с мусульманами. Папа Иоанн XXII позволил передать ордену все владения португальских тамплиеров, включая замок Томар, ставший в 1347 г. резиденцией великого магистра. Отсюда второе название ордена - Томарский. Томарские рыцари, подобно своим ависским собратьям, приняли самое активное участие в заморских путешествиях португальских мореплавателей. Васко да Гама и другие странствующие рыцари-томарцы плавали под парусами с эмблемой ордена. Как и Ависский орден распущен в 1910 г., но в 1917 г. восстановлен в качестве сугубо гражданского, во главе с президентом Португалии.


10. Орден Святого Лазаря Официальное название – Военный и Госпитальерский Орден Святого Лазаря Иерусалимского. Основан крестоносцами в Палестине в 1098 году на базе больницы для прокаженных, которая существовала под юрисдикцией Греческой патриархии. Орден принимал в свои ряды рыцарей, заболевших проказой. Символом ордена был зелёный крест на белом плаще. После захвата Салах ад-Дином Иерусалима в октябре 1187 года орден участвовал в боевых действиях, в частности во время Третьего крестового похода. В битве при Форбии 17 октября 1244 года орден потерял весь свой личный состав (как здоровых, так и прокажённых рыцарей вместе с магистром). После изгнания крестоносцев из Палестины орден обосновался во Франции, где продолжил госпитальную деятельность. Современный орден Святого Лазаря имеет отделения в 24 странах по всему миру и продолжает благотворительную деятельность.


Первые духовно-рыцарские ордена средневековья начинают образовываться во времена Крестовых походов, то есть в период с одиннадцатого по тринадцатый века.

Причина создания орденов

Рыцарские ордена создаются под строгим руководством католической церкви с целью распространения католичества на территории Святой земли, а также для активной борьбы с неверными – мусульманами и язычниками.

Самые могущественные духовно-рыцарские ордена

Самыми древними и самыми влиятельными рыцарскими орденами средневековья принято считать орден тамплиеров и орден госпитальеров. Оба ордена были созданы в самом начале эпохи Крестовых походов.

Госпитальеры

Сначала госпитальеры не были орденом, как таковым, это была организация, задачей которой была забота о раненных и бедных христианах, пилигримах, что находились на территории Святой земли. Но после захвата Иерусалима, организация превращается в рыцарский орден. На рыцарей ордена госпитальеров была возложена задача неусыпной защитой Святой земли и ее жителей. Главой ордена был магистр, на эту должность назначали до самой смерти.

Вскоре госпитальеры начали предлагать рыцарский вооруженный эскорт. Число рыцарей очень быстро росло, и орден стал представлять собой значительную силу на Ближнем Востоке. Рыцари ордена ярко показали себя на поле, сражались они, как и пешем строю, так и в конном. Рыцари были одеты в черные мантии с большими белыми крестами.

Со средины двенадцатого века внутри ордена происходит разделение на братьев-рыцарей (воинов) и братьев-лекарей (заботились о больных и бедных). Орден госпитальеров не подчинялся никому, кроме папы и имел множество привилегий, в числе которых было освобождение от уплаты десятины в пользу церкви и право на владение землей.

Госпитальеры на Святой земле занималась строительством фортификационных сооружений, так они владели семью большими крепостями. Самым мощным укреплением госпитальеров была твердыня Крак де Шевалье, которую ни разу не удалось взять боем. Непреступной крепостью смогли завладеть только однажды, и то только благодаря обману.

После того как Иерусалим пал, госпитальеры нашли свое пристанище в графстве Триполи, а затем на острове Кипр, где было создано Кипрское королевство крестоносцев. После того как тамплиеры были распущены, госпитальеры получили часть их владений.

Тамплиеры

Орден тамплиеров был создан в 1119 году, вскоре после Первого Крестового похода. Королем Иерусалима Балдуином им было выдано помещение в стенах Иерусалимского храма, где они создали свою штаб-квартиру. В 1139 году папа дает рыцарям ордена свое покровительство, и некоторые привилегии. Рыцари-тамплиеры освобождались от уплаты налогов, повиновались только папе и получали в свое пользование земли.

Рыцари ордена тамплиеров сражались в белых мантиях с красным крестом. Сражались как в конном, так и пешем строю. У рыцарей ордена были оруженосцы. Пеший воин был вооружен длинным мечом и щитом, конник же также использовал копье, щит и меч.
Свои воинские таланты они продемонстрировали в битве при Рамле, где войскам крестоносцев удалось одержать победу над силами Саладина.

Тамплиеры были могущественной силой в Европе, а особенно в Англии, ведь их магистр занимал место в парламенте.
В 1187 году рыцари-тамплиеры терпят поражение перед силами Саладина и многие из них попадают в плен. Магистр ордена, как считается, принял ислам и обменял свою жизнь на жизнь своих рыцарей – пленных рыцарей-тамплиеров казнили.

Быстро оправившись от поражения, в 1191 году, тамплиеры принимают активное участие в захвате Акры. Когда в 1199 году крестоносцы возвращают Иерусалим, тамплиеры убивают множество мирных жителей-мусульман города.

Тамплиеры ведут себя довольно жестоко, даже со своими братьями. Они изгоняют с Акры рыцарей-госпитальеров и тевтонцев. Многие госпитальеры и тевтонцы были убиты и взяты в плен.

В 1291 году тамплиеры были вынуждены покинуть Акру и другие города Святой земли, так как не смогли устоять перед натиском мусульман.

Тамплиеры были очень богатыми, так как основу их деятельности составляла экономика, а не боевые действия. Они защищали торговые пути, давали ссуду, принимали пожертвования, занимались ростовщичеством. Кроме того орден обладал огромными земельными наделами.

Как и госпитальеры, тамплиеры занимаются строительством крепостей и дорог. В Святой земле они владели восемнадцатью большими замками. Тамплиеры стали крупнейшими банкирами Европы.

В начале четырнадцатого века члены ордена тамплиеров поддаются массовым арестам и казням. Их обвиняют в богохульстве, распутстве, отречению от Христа и других грехах. В 1312 году орден был официально распущен.

Другие рыцарские ордена средневековья

Менее влиятельными были Тевтонский орден, Орден Святого Гроба Господня, Орден Сантьяго, Орден Христа и другие.

Посвящение в рыцари или акколада (от фр. accolade - объятие) - церемония, бывшая прежде в употреблении при приеме в рыцарский орден . После принятия посвящения в рыцари в собственном смысле гроссмейстер ордена или совершавший посвящение торжественно обнимал принимаемого, возлагая ему свои руки на шею (лат. ad collum ). Позднее это слово стало употребляться для обозначения всего акта рыцарского посвящения или принятия в рыцарский орден. Акколада являлась одной из форм воинской инициации .

Церемония

Посвящение в рыцари знаменовало переход к зрелости и самостоятельности и делало юношу членом военно-аристократической корпорации рыцарей . Церемония состояла из нескольких этапов.

Накануне дамуазо должен был выкупаться в ванне, затем он надевал белую рубашку, алое сюрко , коричневый шосс , золотые шпоры, и один из старейших рыцарей (или отец) опоясывал его мечом. На французском языке «опоясать мечом » и означало сделать рыцарем. Опоясывание оружием - главная часть церемонии. Затем посвящающий наносил юноше удар ладонью по затылку (шее, щеке) с кратким наставлением: «Будь храбр ». Подзатыльник назывался «куле ». Это был единственный в жизни рыцаря подзатыльник (пощёчина), который рыцарь мог получить, не возвращая. Ритуал посвящения заканчивался демонстрацией ловкости нового рыцаря: вскочив на коня, он должен был пронзить копьём установленную мишень, так называемое «чучело ».

Вначале церемония посвящения носила мирской характер. Затем церковь включила её в религиозные рамки, превратила в религиозную церемонию . Так установился обычай «ночного бодрствования »: накануне посвящения, вечером, юноша должен был отправиться в церковь и провести в храме у алтаря всю ночь. Он должен был бодрствовать и молиться. На рассвете ночное бодрствование кончалось, и церковь наполнялась людьми. Юноша должен был выстоять мессу , исповедоваться, причаститься, затем возложить своё оружие на алтарь и опуститься на колени перед священником , который благословлял его меч и затем, с молитвой, вручал его. Благословляя оружие, церковь внушала мысль, что рыцарь должен быть христианским воином и защитником церкви. Затем происходила светская часть: опоясывание мечом, «подзатыльник», «чучело», иногда священник не только освящал меч, но и опоясывал, то есть совершал основной элемент посвящения.

Чаще всего посвящение в рыцари приурочивали к религиозным праздникам либо совершали накануне крупного сражения ; ему предшествовал длительный период обучения: будущий рыцарь в качестве дамуазо проходил обучение у опытного рыцаря либо отца.

Церемония посвящения в рыцарство могла принимать различные формы, например, стук плоской стороной меча на плече кандидата или объятия на шее. При первом случае «избранный» во время обряда становится на колени перед монархом на мягкую подушку. Меч лежит плоской стороной лезвия на правом плече, затем его перемещают над головой посвящаемого и кладут на левое плечо. После этого рыцарь встаёт с колен чтобы получить от короля или королевы знаки отличия его нового статуса.

Средневековый рыцарский или духовно-рыцарский Орден - это один из лучших исторических примеров достойной организации, которая служит высокой цели. А рыцарь такого Ордена- это прекрасный пример формирования достойного, сильного, благородного во всех отношениях человека. Недаром многие ведущие современные корпорации, изучая принципы организации орденов и подготовки надёжных профессиональных кадров изучают историю и внутреннюю организацию духовно-рыцарских орденов и берут от туда всё самое лучшее за образец: подготовку рыцарей (кадров, руководителей высшего звена), правила, кодексы и уставные документы.

Конечно Ордена были разные и рыцари тоже, включая репутацию некоторых духовно-рыцарских орденов, с которыми большинство людей знакомы из курса истории средней школы или из материалов Интернет, и где там правда, а где ложь уже никто нам не скажет. Сейчас нас интересуют только лучшие примеры, на которых можно учиться, самые выдающиеся рыцарские ордена и самых достойных рыцарей с их подвигами.

Но есть факты, результаты подвиги и великие дела Духовно-рыцарских Орденов, которые нельзя проигнорировать или втоптать, включая и то, что только благодаря орденам и их доблестным рыцарям Европа в средние не была завоёвана мусульманами, турками и др.

Но вот вопрос – как же возникли духовно-рыцарские ордена, мы говорим о христианских католических орденах. Кто же инициатор создания подобных могучих, а часто и часто всемогущих организаций, которые воспитывали таких людей, как рыцари?

Рыцарские Ордена – история возникновения. Об идеологических основах духовно-рыцарских орденов

Рыцарство и духовно-рыцарские ордена - возникли в результате церковной реформы, проводимой папой Григорием VII (1020 - 1085 г). В этот период рыцарство приобрело новое самосознание и новую идеологическую основу. По мнению папы-реформатора, воинское искусство рыцарей, профессиональных военных, которые до этого момента служили в основном королям и феодалам, должно было быть поставлено на службу «Правому» делу: защите христианской Европы, завоеванию Святой земли, защите Веры и паломников от насилия «неверных» . Рыцари духовно-рыцарски орденов сильно отличались от своих предшественников, светских рыцарей. Если вторые в сражениях и воинах искали личную славу, богатство или благосклонность короля, то первые – служили Господу, следуя жёстким правилам и посвящали свою жизнь беззаветному служению своему Ордену, полностью отказавшись от личных желаний.

Конечно спорный вопрос, нужны ли такие жертвы, но факт остаётся фактом – это были одни из самых продвинутых и сильных людей и могущественных организаций, с которыми по десяткам важных критериев не может сравниться и близко современный человек, и даже какой-нибудь порядочный политик.

Основные 10 средневековых рыцарских орденов

1. Госпитальеры (иоаниты) или мальтийские рыцари. Мальтийский орден

Суверенный Военный, Странноприимный Орден Святого Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты. Официальная резиденция находится в Риме (Италия).
Свое название получил от госпиталя и церкви св. Иоанна Крестителя, где располагался созданный в 1113 году монашеский орден со временем превратившийся в военный духовный Орден. По своим боевым качествам и воинской доблести иоаниты по праву считались лучшими воинами Европы. После изгнания крестоносцев из Палестины госпитальеры переправились на Кипр, где построили флот и в 1309 году захватили о. Родос. В 1522 г. после шестимесячной осады Родоса турками флот рыцарей перебазировался на о.Мальта, где орден правил до 1798 года. В нынешнее время орден занимается благотворительной и милосердной деятельностью.

2. Тамплиеры (храмовники). Орден Тамплиеров

Официальное название – орден рыцарей Соломонова Храма, также орден рыцарей Христа. Возник в 1119 г. в Иерусалиме из рыцарей ранее состоявших на службе у храма Гроба Господня. Наряду с госпитальерами занимался охраной паломников и защитой христианских владений в Палестине. Занимался также торговлей, ростовщичеством и банковскими операциями, за счет чего накопил огромные богатства. После изгнания из Палестины орден почти полностью переключился на финансовую деятельность. В 1307 году по приказу папы Климента V и французского короля Филиппа IV начались аресты членов ордена по обвинениях в ереси, и конфискация имущества. После казни членов ордена, включая великого магистра, в 1312 году орден был распущен буллой папы.

3. Тевтонские рыцари. Тевтонский орден

Официальное название – Fratrum Theutonicorum ecclesiae S. Mariae Hiersolymitanae. Основан в 1190 году на базе больницы основанной немецкими паломниками в Акре. В 1196 реорганизован в духовно-рыцарский орден во главе с магистром. Цели – защита немецких рыцарей, лечение больных, борьба с врагами католической церкви. В начале XIII века перенес свою деятельность в Пруссию и Прибалтику, где принял участие в крестовых походах против славян и прибалтов. На завоеванных землях сформировалось фактически государство тевтонских рыцарей – Ливония. Закат ордена начался после поражения в Грюнвальдской битве в 1410 г. В настоящее время орден занимается благотворительностью и лечением больных. Штаб-квартира находится в Вене.

4. Орден Калатравы


Духовно рыцарский орден Калатравы (Calatrava la Vieja) был основан в Испании 1158 году монахом Раймондом де Фетеро. Папа Римский Александр III в 1164 году утвердил устав ордена. Рыцарский орден получил свое название от завоеванной у арабов крепости Калатрава. Отличительным знаком членов ордена стала белая и черная одежда с красным крестом. Орден принимал активное участие в отвоевании земель захваченных маврами на Пиренейском полуострове (Реконкисте). Прекратил существование в 1873 году.

5. Орден Сантьяго

Официальное название – Великий военный орден Меча святого Иакова Компостельского. Основан в Испании около 1160 года. Назван в честь святого - покровителя Испании. Принимал участие в крестовых походах и войнах с мусульманами. Действует по сей день как гражданский рыцарский орден под покровительством короля Испании.

6. Орден Алькантара


Духовно рыцарский орден Алькантара был основан в 1156 году в Испании. Первоначально это было военно-религиозное братство рыцарей, носивших название Сан-Хулиана де Перейро. В 1217 году рыцари ордена Калатравы с разрешения короля передали город Алькантара и все владения ордена Калатравы в Леоне ордену Сан-Хулиана де Перейро. После чего орден Сан-Хулиана де Перейро был переименован в рыцарский орден Алькантара. Орден принимал участие в Реконкисте. В 1830-х гг. орден был национализирован и прекратил свое существование.

7. Ависский орден


Официальное название – Орден Святого Беннета Авишского. Орден был создан в 1147 г. для защиты недавно отбитого у мавров г.Эворы. В 1223 году
резиденцию ордена перенесли в подаренный королем Португалии и укрепленный рыцарями город Авис. Орден участвовал в португальской части Реконкисты и колонизации побережья Африки. Распущен в 1910 г., но в 1917 г. восстановлен в качестве сугубо гражданского, во главе с президентом Португалии.

8. Орден Меченосцев

Орден меченосцев – немецкий католический духовно-рыцарский орден, официально называвшийся "Братья Христова воинства”. Был создан в 1202 по инициативе бременского каноника Альберта, ставшего первым рижским епископом. Имел целью захват Восточной Прибалтики, осуществлял крестовые походы против прибалтийских народов, при этом треть захваченных земель закреплялась за орденом. После целого ряда поражений от русских князей и Литвы остатки ордена в 1237 г. присоединились к Тевтонскому ордену.

9. Орден Христа


Духовно – рыцарский орден, правопреемник тамплиеров на территории Португалии. Учреждён в 1318 году португальским королём Динишем для продолжения начатой тамплиерами борьбы с мусульманами. Папа Иоанн XXII позволил передать ордену все владения португальских тамплиеров, включая замок Томар, ставший в 1347 г. резиденцией великого магистра. Отсюда второе название ордена - Томарский. Томарские рыцари, подобно своим ависским собратьям, приняли самое активное участие в заморских путешествиях португальских мореплавателей. Васко да Гама и другие странствующие рыцари-томарцы плавали под парусами с эмблемой ордена. Как и Ависский орден распущен в 1910 г., но в 1917 г. восстановлен в качестве сугубо гражданского, во главе с президентом Португалии.

10. Орден Святого Лазаря


Официальное название – Военный и Госпитальерский Орден Святого Лазаря Иерусалимского. Основан крестоносцами в Палестине в 1098 году на базе больницы для прокаженных, которая существовала под юрисдикцией Греческой патриархии. Орден принимал в свои ряды рыцарей, заболевших проказой. Символом ордена был зелёный крест на белом плаще. После захвата Салах ад-Дином Иерусалима в октябре 1187 года орден участвовал в боевых действиях, в частности во время Третьего крестового похода. В битве при Форбии 17 октября 1244 года орден потерял весь свой личный состав (как здоровых, так и прокажённых рыцарей вместе с магистром). После изгнания крестоносцев из Палестины орден обосновался во Франции, где продолжил госпитальную деятельность. Современный орден Святого Лазаря имеет отделения в 24 странах по всему миру и продолжает благотворительную деятельность.

5 238

В XI - XIII вв. католическая церковь выступила организатором крестовых походов, целью которых она объявила освобождение от мусульман Палестины и «гроба господня», который, по преданию, находился в Иерусалиме. Истинная же цель походов заключалась в захвате земель и грабеже восточных стран, о богатстве которых много тогда говорилось в Европе.

В армиях крестоносцев с благословения папы римского создавались особые монашеско-рыцарские организации: их называли духовно-рыцарскими орденами. Вступая в орден, рыцарь оставался воином, но приносил обычный обет монашества: не мог иметь семьи. С этого времени он беспрекословно повиновался главе ордена гроссмейстеру, или великому магистру.

Ордена подчинялись непосредственно папе, а не правителям, на землях которых располагались их владения. Захватив огромные территории на Востоке, ордена развернули на «святой земле» широкую деятельность.

Рыцари закрепощали крестьян, как местных, так и пришедших с ними из Европы. Грабя города и села, занимаясь ростовщичеством, эксплуатируя местное население, ордена скапливали огромные богатства. На награбленное золото покупались большие имения в Европе. Постепенно ордена превращались в богатейшие корпорации.

Первым был основан в 1119 г. орден тамплиеров (храмовников) . Первоначально он находился недалеко от того места, где, по преданию, стоял Иерусалимский храм. Вскоре он стал самым богатым.

Отправляясь в крестовый поход, крупные феодалы и рыцари нередко закладывали под ссуду свои земли и другое имущество в европейских конторах ордена. Боясь ограбления в пути, они брали лишь расписку, с тем чтобы получить деньги по прибытии в Иерусалим. Так тамплиеры становились не только ростовщиками, но и организаторами банковского дела. И оно принесло им огромные богатства: ведь многие крестоносцы погибали в пути, не успев добраться до Иерусалима…

Вторым был орден госпитальеров-иоаннитов. Свое название он получил от госпиталя святого Иоанна, помогавшего больным пилигримам. В конце XXI в. образовался третий орден Тевтонский. Позже он переселился на берега Балтийского моря, где в 1237 г. объединился с орденом меченосцев. Объединенный орден меченосцев зверски истреблял и грабил местные племена литовские, латышские, эстонские. Пытался захватить русские земли в XIII в., но князь Александр Невский разгромил рыцарское войско на льду Чудского озера 5 апреля 1242 г.

В XI - XII вв. в Испании возникли три ордена. Они были созданы рыцарями в связи с реконкистой - борьбой, направленной к изгнанию арабов из Испании.

В XIV - XV вв. европейские короли, создавая централизованные государства, подчинили себе и духовно-рыцарские ордена. Так, Французский король Филипп IV Красивый жестоко расправился с самым богатым из них - орденом тамплиеров. В 1307 г. тамплиеров обвинили в ереси. Многих из них сожгли на кострах, имущество ордена конфисковали, пополнив им королевскую казну. Но отдельные ордена сохранились до наших дней. Например, в Риме до сих пор существует орден иоаннитов - это реакционное клерикальное (церковное) учреждение.

ДЕТСКИЕ КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ

Летом 1212 г. по дорогам Франции и Греции двигались небольшими группами и целыми толпами мальчики от 12 лет и старше, одетые по-летнему: в простых холщевых рубахах поверх коротких штанов, почти все босиком и с непокрытыми головами. У каждого спереди на рубахе был нашит матерчатый крест красного, четного и зеленого цвета. Это были юные крестоносцы. Над процессиями веяли пестрые флаги; на одних было изображение Иисуса Христа, на других - богородицы с младенцем. Звонкими голосами крестоносцы распевали религиозные гимны, прославляющие бога. Куда же и с какими целями направлялись все эти толпы детей?

Впервые в самом начале XI в. призвал Западную Европу к крестовым походам римский папа Урбан II. Это произошло поздней осенью 1095 г., вскоре после того, как городе Клермоне (во Франции) закончился сбор (съезд) церковников. Папа обратился к толпам рыцарей, крестьян, горожан. монахов, собравшихся на равнине близ города, с призывом начать священную войну против мусульман. На призыв папы откликнулись десятки тысяч рыцарей и деревенских бедняков из Франции, а позже и из некоторых других стран Западной Европы.

Все они в 1096 г. отправились в Палестину воевать против турок-сельжуков, которые незадолго до этого захватили город Иерусалим, считавшийся у христиан священным. По преданиям, там якобы находился гроб Иисуса Христа, мифического основателя христианской религии. Освобождение этой святыни и служило предлогом для крестовых походов. Крестоносцы прикрепляли к своим одеждам кресты из материи в знак того, что они идут на войну с религиозной целью - изгнать иноверцев (мусульман) из Иерусалима и других священных для христиан мест в Палестине.

В действительности цели крестоносцев были не только религиозные. К XI в. земля в Западной Европе была поделена между светскими и церковными феодалами. Наследовать землю сеньора, по обычаю, мог только его старший сын. В результате образовался многочисленный слой феодалов, не имевших земли. Они жаждали получить ее любым путем. Католическая церковь не без основания опасалась, как бы эти рыцари не стали покушаться на ее обширные владения. Кроме того, церковники во главе с папой римским стремились распространить свое влияние на новые территории и поживиться за их счет. Слухи о богатствах стран Восточного Средиземноморья, которые распространяли путешественники-богомольцы (пилигримы) , побывавшие в Палестине, возбуждали алчность рыцарей. Этим и воспользовались римские папы, бросив клич «На Восток! «. В планах рыцарей-крестоносцев освобождение «гроба господня» имело третьестепенное значение: феодалы стремились к захватам заморских земель, городов, богатств.

Первое время в крестовых походах участвовала и крестьянская беднота, жестоко страдавшая от притеснения феодалов, неурожаев и голода. Темные, задавленные нуждой земледельцы, большей частью крепостные, слушая проповеди церковников, верили, что все бедствия, которые они испытывают, ниспосылаются на них богом за какие-то неведомые грехи. Священники и монахи уверяли, что если крестоносцам удастся отвоевать у мусульман «гроб господень», то всемогущий бог сжалится над бедняками и облегчит их участь. Церковь обещала крестоносцам прощение грехов, а в случае гибели - верное местечко в раю.

Уже во время первого крестового похода погибли десятки тысяч бедняков, и лишь немногие из них добрались вместе с сильными рыцарскими ополчениями до Иерусалима. Когда в 1099 г. крестоносцы захватили этот город и другие прибрежные города Сирии и Палестины, все богатства достались только крупным феодалам и рыцарству. Прибрав к рукам плодородные земли и цветущие торговые города «Святой земли», как европейцы называли тогда Палестину, «христовы воины» основали свои государства.

Пришлые крестьяне почти ничего не получили, и поэтому в дальнейшем все меньше крестьян участвовало в крестовых походах.

В XII в. рыцарям пришлось много раз снаряжаться на войну под знаком креста, чтобы удержать захваченные территории.

Однако все эти крестовые походы терпели неудачи. Когда в начале XIII в. французские, итальянские и немецкие рыцари в четвертый раз опоясались мечом по призыву папы Иннокентия III, они направились не против мусульман, а обрушились на христианское государство Византию. В апреле 1204 г. рыцари захватили ее столицу Константинополь и разграбили его, показав, чего стоили все пышные фразы о спасении «гроба господня». Через восемь лет после этого позорного события состоялись детские крестовые походы. Средневековые монахи-летописцы так рассказывают о них. В мае 1212 г. в аббатство святого Дионисия, в Париже, пришел неведомо откуда двенадцатилетний мальчик-пастух Этьен. Он объявил, что послан самим богом возглавить поход детей против «неверных» в «Святую землю». Потом этот мальчуган пошел по деревням и городам. На площадях, на перекрестках дорог, во всех людных местах он произносил пылкие речи толпам людей, призывая своих сверстников собираться в путь ко «гробу господню». Он говорил: «Взрослые крестоносцы - дурные люди, жадные и корыстолюбивые грешники. Сколько они ни воюют за Иерусалим, ничего у них не выходит: всесильный господь не желает даровать грешникам победу над неверными. Милость бога могут получить только непорочные дети. Безо всякого оружия им удастся освободить Иерусалим из-под власти Султана. По велению божьему Средиземное море расступится перед ними, и они перейдут по сухому дну, подобно библейскому герою Моисею, и отберут у неверных «святой гроб».

«Сам Иисус приходил ко мне во сне и открыл, что дети избавят Иерусалим от ига язычников», - заявил пастушок. Для большей убедительности он поднимал над головой какую-то грамоту. «Вот письмо, - утверждал Этьен, - которое дал мне спаситель, поручив предводительствовать вами в заморском походе во славу господа». Тут же, прямо на виду у многочисленных слушателей, рассказывают хроники (летописи) , Этьен совершал различные «чудеса»: он будто бы возвращал зрение слепым и исцелял калек от недугов одним прикосновением рук.

Этьен приобрел широкую известность во Франции. По его призыву толпы мальчиков двинулись в город Вандом, ставший сборным пунктом юных крестоносцев.

Наивные рассказы летописцев не объясняют, откуда взялось такое удивительное религиозное рвение у детворы. Между тем причины были те же, которые в свое время побудили бедняков крестьян первыми двинуться на Восток. И хотя движение крестоносцев в XIII в. уже было опорочено грабительскими «подвигами» и крупными неудачами рыцарей и шло на убыль, все же в народе не совсем угасла вера, что бог будет милостивее, если удастся отвоевать священный город Иерусалим. Эту веру усиленно поддерживали служители церкви. Священники и монахи стремились погасить усиливавшееся недовольство крепостных против господ с помощью «богоугодного дела» - крестовых походов.

За юродивым (психически больным) пастушком Этьеном стояли ловкие церковники. Им было нетрудно подучить его творить заранее подготовленные «чудеса». Крестоносная «лихорадка» охватила десятки тысяч бедняцкой детворы сначала во Франции, а затем и в Германии. Судьба юных крестоносцев оказалась очень плачевной. За пастухом Этьеном двинулось 30 тыс. детей.

Они прошли Тур, Лион и другие города, кормясь милостыней. Папа римский Иннокентий III, зачинщик многих кровавых войн, предпринимавшихся под религиозным знаменем, ничего не сделал, чтобы остановить этот безумный поход. Напротив, он заявил: «Эти дети служат укором нам, взрослым: пока мы спим, они с радостью выступают за Святую землю».

К детям в пути примкнуло нимало взрослых - крестьян, бедных ремесленников, священников и монахов, а также воров и прочего преступного сброда. Нередко эти грабители отбирали у детей продукты и деньги, которые им подавали окрестные жители. Толпа крестоносцев, подобно катящейся лавине, увеличивалась в пути.

Наконец, они достигли Марселя. Здесь все тотчас бросились к пристани, ожидая чуда: но, конечно, море перед ними не расступилось. Зато нашлись два жадных торговца, которые предложили перевезти крестоносцев за море безо всякой платы, ради успеха «дела божьего». Детей погрузили на семь больших кораблей. Недалеко от берегов Сардинии, у острова Св. Перта, суда попали в бурю. Два корабля вместе со всеми пассажирами пошли ко дну, а остальные пять были доставлены корабельщиками в гавани Египта, где бесчеловечные судовладельцы продали детей в рабство.

В одно время с французскими детьми в крестовый поход пустились 20 тыс. немецких ребят. Их увлек 10-летний мальчик по имени Николай, наученный своим отцом говорить то же самое, что Этьен. Толпы юных немецких крестоносцев из Кельна двинулись вдоль Рейна на юг. С трудом дети перешли Альпы: от голода, жажды, усталости и болезней две трети детей погибло; остальные полуживые добрались до итальянского города Генуи. Правитель города, решив, что приход такого множества детей не иначе, как козни врагов республики, приказал крестоносцам немедленно убираться прочь. Измученные дети отправились дальше. Только небольшая часть их достигла города Бриндизи. Вид оборванных и голодных ребятишек был настолько жалок, что местные власти воспротивились продолжению похода. Юным крестоносцам пришлось возвращаться домой. Большинство их погибло от голода на обратном пути. По свидетельству очевидцев, трупы детей в течение многих недель валялись неубранными на дорогах. Уцелевшие крестоносцы обратились к римскому папе с просьбой освободить их от обета крестового похода. Но папа согласился дать им отсрочку лишь на время, пока они достигнут совершеннолетия.

Страшную страницу истории - детские крестовые походы некоторые ученые склонны считать вымыслом. На самом деле детские крестовые походы - были, а не легенда. О них повествуют многие летописцы XIII в., составлявшие свои хроники независимо друг от друга. Крестовые походы детей явились результатом бедствий трудового люда и пагубного влияния религиозного фанатизма, который всячески раздували в народе католические церковники. Они-то и были главными виновниками массовой гибели юных крестоносцев.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!