Сталин и гитлер встречались во время войны. Встречи,переписка сталин-гитлер

Вторым царем из династии Романовых на российском престоле стал сын Михаила Федоровича и его второй жены Евдокии Стрешневой – Алексей Михайлович, отец одного из крупнейших в истории России реформаторов Петра Великого. Более чем тридцатилетнее правление Алексея Михайловича было наполнено бурными событиями: многочисленными войнами и мятежами, воссоединением с Украиной и присоединением Сибири, восстанием Степана Разина и расколом в Русской Православной Церкви.

Вторая половина XVII века, на которую пришлось правление Алексея Михайловича, интересна историкам, прежде всего, как т.н. «допетровская» эпоха, подготовительная к крупным политико-экономическим преобразованиям, социокультурным нововведениями заимствованиям с Запада.

Это было время сосуществования двух культурных течений в жизни российского государства, принадлежавшее как «стародумам» – таким, как первые расколоучители, так и новаторам «западникам» – сторонникам просвещения, иностранных заимствований, торговых и дипломатических сношений с Европой. Целое поколение предшественников Петра выросло и прожило среди борьбы старых понятий с новыми веяниями, и вопрос об образовании и заимствованиях с Запада, по общему убеждению историков, определенно родился еще при отце Петра I. В этой связи сама личность царя Алексея Михайловича, его психологический портрет и жизненный уклад неоднократно становились предметом исследований многих известных ученых.

Выдающийся русский историк В.О. Ключевский писал, что Алексей Михайлович «вырос вместе с поколением, которое нужда впервые заставила заботливо и тревожно посматривать на еретический Запад в чаянии найти там средства для выхода из домашних затруднений, не отрекаясь от понятий, привычек и верований благочестивой старины».

Царевич Алексей родился 19 (29) марта 1629 года и до пятилетнего возраста рос в тереме московского дворца, окруженный многочисленными «мамками». На шестом году он был передан на попечение «дядьки» – боярина Бориса Ивановича Морозова, под надзором которого прошел полный курс древнерусского обучения: вначале учился по букварю, специально составленному для него патриаршим дьяком по заказу дедушки, Патриарха Филарета; затем перешел к чтению часовника, псалтыри, изучал Деяния апостолов, в семь лет научился писать, а на девятом году с регентом дворцового хора начал разучивать «Октоих» – нотную богослужебную книгу, от которой перешел к изучению «страшного пения», т.е. церковных песнопений страстной седмицы, особенно трудных по своему напеву.

Царевич не был лишен и забав: среди игрушек будущего царя были конь «немецкого дела», детские латы, музыкальные инструменты, санки и салазки, любопытная для того времени новинка – «немецкие печатные листы», т.е. выгравированные в Германии картинки, которые использовались в качестве наглядного учебного материала Борисом Морозовым – одним из первых русских бояр, начавших проявлять интерес к западному просвещению. Вероятно, последний ввел и более смелое новшество в московский государев дворец: одел царевича Алексея и его брата Ивана в немецкое платье.

К 12 годам у царевича уже образовалась собственная маленькая библиотека из 13 томов – преимущественно подарков дедушки, дядек и учителей. Большей частью это были книги Священного Писания и богослужебные, но были среди них и изданные в Литве «Лексикон» и «Грамматика», а также «Космография». В целом образование Алексея Михайловича носило традиционный характер. Однако по окончании обучения он не утратил интереса к книгам и в дальнейшем уже по собственному желанию занимался самообразованием, много и постоянно читал, так что вскоре вошел в ряды тогдашних немногочисленных московских интеллектуалов.

К десяти годам царевич мог бойко прочесть в церкви Часы и не без успеха петь с дьячком на клиросе по крюковым нотам стихиры и каноны; при этом он до мельчайших подробностей изучил чин церковного богослужения, в чем мог поспорить с любым монастырским и даже соборным уставщиком.

На 14-м году жизни царевича торжественно «объявили» народу и боярам. Обряд «объявления» означал, что наследник престола, до того тщательно оберегаемый от чужих взоров и злых умыслов, представал перед придворными и народом как человек, достигший совершеннолетия и получивший право публичного участия в церемониях и государственных делах; это служило и гарантией от самозванства в любых его проявлениях. А в 16 лет, после смерти отца Михаила Федоровича, Алексей Михайлович взошел на российский престол. Едва молодому царю была принесена присяга, за которой должно было последовать венчание на царство, на Алексея обрушился новый удар: немногим пережив своего супруга, скончалась благоверная царица Евдокия Лукьяновна.

Григорий Седов. Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем

В начале своего правления осиротевший юный царь находился под сильным влиянием своего бывшего наставника боярина Морозова, который, по сути дела, руководил всей работой государственного аппарата. Впоследствии, когда царь возмужал и из мальчика превратился в человека с определенным и даже оригинальным мировоззрением и сложившимися политическими взглядами, его царствование, по словам современников и общему мнению историков, характеризовалось еще более самодержавным правлением, чем у его отца.

Однако осознание самодержавности своей власти смягчалось набожной кротостью, глубоким смирением царя. «Лучше слезами, усердием и низостью перед Богом промысел чинить, чем силой и славой», – писал он одному из своих воевод. В письме князю Никите Одоевскому в 1652 г. он сообщал: «А мы, великий государь, ежедневно просим у Создателя и у Пречистой Его Богоматери и у всех святых, чтобы Господь Бог даровал нам, великому государю, и вам, боярам, с нами единодушно люди его световы управить вправду всем ровно».

Свое нахождение на престоле России Алексей Михайлович понимал, прежде всего, как ответственность за судьбу царства перед Богом, царское служение для него было сродни суровому святительскому служению.

Стремление укрепить царство и защитить веру, утишить «многи скорби праведных», по его словам, объяснялось не поиском неувядающей славы земного правителя, а необходимым условием для собственного спасения, «широким бо путем вводится душа грешных во врата лютого ада и узким душа праведных во врата в Царство Небесное». «Добиваюсь… чтобы быть не солнцем великим, а хотя бы малым светилом, малою звездою там, а не здесь», – писал царь.

Вскоре после восшествия на престол 17-летний Алексей Михайлович объявил о своем намерении жениться. По обычаю были собраны лучшие невесты, из которых царь выбрал Евфимию Федоровну Всеволожскую, дочь касимовского помещика, по словам современников, красавицу необыкновенную. Однако, когда ее впервые наряжали в царские одежды, то слишком туго затянули волосы, и она упала перед царем в обморок. За то, что «скрыли» болезнь, невесту и ее семью сослали в далекую Тюмень. Царь был крайне опечален, и, спустя некоторое время, не забыв о своей первой невесте, вернул ее из ссылки.

Народная молва объясняла случившееся кознями боярина Морозова, якобы нарочно опорочившего невесту перед государем из боязни, что новая царская родня оттеснит его от власти. Во всяком случае, боярин вскоре устроил женитьбу царя, сумев при этом еще более упрочить свое положение. У его помощника, Ильи Милославского, человека малородовитого, но не лишенного бойкости и способностей, были две красивые дочери. Морозов расхвалил их перед царем и устроил так, чтобы Алексей Михайлович смог их увидеть. 16 января 1648 года царь женился на приглянувшейся ему Марии Ильиничне Милославской. Сам же Морозов, человек по тогдашним понятиям старый, поскольку ему шел 58-й год, взял в жены годившуюся ему во внучки младшую сестру, Анну Милославскую, став, таким образом, царским свояком.

Заключенный по любви брак царя оказался счастливым. За 21 год замужества Мария Милославская родила Алексею Михайловичу 13 детей: пять царевичей и восемь царевен. Правда, царевичи рождались слабенькими и скоро сходили в могилу: первенец Дмитрий не прожил и года; Алексей, с которым были связаны большие надежды, умер, не достигнув 16 лет; Симеон – в 5 лет; ставшие царями Федор и Иван прожили дольше – Федор почти до 22 лет, Иван – до 29. Последний, Иван Алексеевич, соправитель Петра I, кроме телесной слабости, вероятно, страдал и умственной расслабленностью.

В.А. Лейбен. Царская невеста

Дочери Алексея Михайловича, напротив, отличались крепким здоровьем и относительным долголетием, правда, ни одна из них не вышла замуж. Что касается четы Морозовых, то у них, по едкому замечанию придворного врача, англичанина Самюэля Коллинза, бывшего в курсе многих дворцовых сплетен, вместо детей родилась ревность, которая «произвела на свет ременную плеть в палец толщиной».

Если об Алексее Михайловиче в его молодые годы имеются весьма скудные сведения, то о зрелом царе и московском дворе в более поздний период его правления современники оставили многочисленные свидетельства и многословные описания, из которых наибольший интерес для историков, как правило, представляют донесения и воспоминания иностранцев – австрийского посла Августина Мейерберга («Донесение Мейерберга», 1663 г. и «Путешествие в Московию», 1663 г.), секретаря германского императорского посольства Адольфа Лизека («Донесение о посольстве», 1670 г.), английского врача при царском дворе Самюэля Коллинза («О нынешнем состоянии России, 1671г.), курляндского путешественника Якова Рейтенфельса («Сказания светлейшему герцогу Тосканскому Козьме Третьему о Московии», 1676 г.). Также обширный материал дает сочинение перебежавшего в Швецию чиновника русского Посольского приказа Григория Котошихина «О России в царствование Алексея Михайловича».

Кроме воспоминаний очевидцев до нас дошла значительная часть литературных сочинений самого царя Алексея – он очень любил писать, его одинаково занимала и польская война, и болезнь придворного, и хозяйство умершего патриарха, и вопрос о том, как петь многолетие в церкви, и садоводство, и мелкие ссоры в его любимом монастыре. Помимо большого числа писем как делового, так и личного характера, он сочинял стихи, составил подробный наказ своим сокольникам «Уложение сокольничья пути», пробовал писать мемуары и, по выражению историка С. Ф. Платонова, «имел даже привычку своеручно поправлять текст и делать прибавки в официальных грамотах, причем не всегда попадал в тон приказного изложения».

Современники описывают царя как человека весьма приятной наружности, пышущего здоровьем, добродушного, веселого нрава и даже склонного к озорству. Внешность государя сразу располагала к себе: в его голубых глазах светилась редкая доброта, взгляд этих глаз никого не пугал, но ободрял и обнадеживал.

Лицо государя, полное и румяное, окаймленное русой бородой, было добродушно, приветливо и в то же время серьезно и важно, а полная фигура всегда сохраняла чинную осанку, которую царю придавало осознание значимости и святости своего сана.

Царь отличался благочестием, ревностно соблюдал все религиозные запреты и предписания, не был склонен к питию, слыл примерным семьянином. Любил охоту, лето почти постоянно проводил в живописном селе Коломенском. Алексей Михайлович ценил красоту в ее старомосковском понимании: постоянно строил и перестраивал свой деревянный дворец в Коломенском, стараясь придать ему совершенный вид, любил торжественную обрядность царских выходов, обедов, богомолья.

Валдайский монастырь. Москва. Конец XVII века

На протяжении всей своей жизни царь Алексей представлял образец набожности и благочестия: с любым иноком мог он поспорить в искусстве молиться и поститься. По сообщению С. Коллинза, в Великий и Успенский пост по воскресеньям, вторникам, четвергам и субботам царь кушал раз вдень, и кушанье его состояло из капусты, груздей и ягод – все без масла; по понедельникам, средами пятницам во все посты он не ели не пил ничего.

В церкви он стоял иногда «часов по пяти и по шести сряду, клал по тысяче земных поклонов, а в иные дни и по полторы тысячи». Даже болезнь не всегда могла нарушить строгий порядок.

Ежедневные молитвенные упражнения, суровое постничество, горячее покаяние и неустанный душевный труд составляли значительную часть жизни царя. По мнению В. О.Ключевского, «это был истовый древнерусский богомолец, стройно и цельно соединявший в подвиге душевного спасения труд телесный с напряжением религиозного чувства».

Большинство современников отмечали кротость и милостивость царя, мягкость характера, уважение к человеческому достоинству в подданных. Так, австрийский посол Августин Мейерберг с удивлением писал о том, что этот царь при беспредельной власти своей над народом не посягнул ни на чье имущество, ни на чью жизнь, ни на чью честь. Иногда даже считают, что именно личные качества заслужили Алексею Михайловичу прозвание «Тишайшего», хотя в действительности «тишайший»(лат. clementissimus) – это почетный титул латиноязычного происхождения, впоследствии замененный в дипломатии французским«всемилостивейший» (фр. tresgracieux).

Но доброта, веселость и легкость характера и в самом деле отличали второго представителя Романовых на российском престоле. Алексей Михайлович первым начал ослаблять строгость заведенного при московском дворе чопорного этикета, делавшего столь тяжелыми и натянутыми придворные отношения. Он снисходил до шутки с придворными, ездил к ним запросто в гости, приглашал их к себе на вечерние трапезы, интересовался их домашними делами. Умение входить в положение других, понимать и принимать к сердцу их горе и радость было одной из лучших черт в характере царя. В пример этому часто приводятся его утешительные письма к князю Н.И. Одоевскому по случаю смерти сына и к А. Л. Ордину-Нащокину по поводу побега сына за границу.

Сын князя Одоевского, служивший воеводой в Казани, умер от горячки в 1652 году почти на глазах у царя. Царь сообщил об этом в письме старику отцу, подробно рассказывая о неожиданной смерти. Наряду с многочисленными словами утешений, он писал: «И тебе бы, боярину нашему, черезмеру не скорбеть, а нельзя, чтобы не поскорбеть и не поплакать, и поплакать надобно, только в меру, чтобы Бога не прогневить». Письмо завершалось припиской: «Князь Никита Иванович! Не горюй, а уповай на Бога и на нас будь надежен».

В 1660 г. сын видного дипломата и государственного деятеля Афанасия Ордина-Нащокина совершил тяжкое преступление – бежал из России в Польшу, а затем во Францию, прихватив с собой важные государственные документы и деньги. Отец беглеца был страшно сконфужен и убит горем, сам уведомил царя о своем несчастии и просил отставки. В такой ситуации он мог ожидать опалы и даже казни, но Алексей Михайлович прислал ему сочувственное письмо, утешая в постигшем горе: «Просишь ты, чтобы дать тебе отставку; с чего ты взял просить об этом? думаю, что от безмерной печали. И что удивительного в том, что надурил твой сын? от малоумия так поступил. Человек он молодой, захотелось посмотреть на мир Божий и его дела; как птица полетает туда и сюда и, налетавшись, прилетает в свое гнездо, так и сын ваш припомнит свое гнездо и свою духовную привязанность и скоро к вам воротится». Как ни странно, слова царя оказались вещими: «блудный сын» вернулся и покаялся. В 1665 году он получил в Риге царскую грамоту, в которой Алексей Михайлович уведомлял его о разрешении вернуться и о прощении: «Челобитье твое приняв милостиво, прощаем и обнадеживаем целу и без навету быти. Родитель же твой, зря нашу милость, близ нас пребывают». По мнению ряда исследователей, именно эти события вдохновили Симеона Полоцкого на создание одного из памятников древнерусской литературы – «школьную драму» для зарождавшегося театра под названием «Комедия притчи о Блудном сыне», пользовавшуюся особенным успехом.

При всей отзывчивости характера и природного благодушия Алексей Михайлович, тем не менее, отличался также вспыльчивостью, легко терял самообладание, часто давал излишний простор языку и рукам. На всех портретах царя присутствует некая суровость: сведенные брови, взгляд исподлобья. С. Коллинз, сообщая о взыскательности и требовательности государя, пишет, что царь порой гневен и недобр, потому что его окружают доносчики и бояре, «которые направляют ко злу его добрые намерения» и препятствуют ему стать «наряду с добрейшими государями».

В своем гневе Алексей Михайлович был легко отходчив, быстро и искренне переходя от брани к ласке. Даже тогда, когда раздражение государя достигало высшего предела, оно скоро сменялось раскаянием и желанием мира и покоя. Так, на одном из заседаний Боярской думы, вспыхнув от бестактной выходки своего тестя боярина Ивана Милославского, царь изругал его, побил и пинками вытолкал из комнаты. Однако добрые отношения между тестем и зятем от этого не испортились: оба легко забыли происшедшее.

В другой раз царь вспылил, когда один из придворных, Родион Стрешнев, отказался по старости «отворить» себе кровь вместе с царем (государь, почувствовав облегчение от кровопускания, предложил придворным последовать его примеру). Отказ показался Алексею Михайловичу проявлением высокоумия и гордости, за что он, вспылив, ударил старика: «Твоя кровь дороже, что ли, моей? или ты считаешь себя лучше всех?». После же он не знал, как задобрить и утешить почтенного придворного, просил мира и слал ему богатые подарки.

Двор при Алексее Михайловиче обрел невиданное прежде величие. Жизнь царя была подчинена исполнению тщательно продуманной, глубоко символичной обрядовости.

Вставал он рано – в четыре часа утра, молился, с особым тщанием поклоняясь иконе того святого, чья память отмечалась в этот день. Затем шел на церемониальное свидание с царицей. После заутрени занимался государственными делами: «сидел» с боярами. В определенный час вместе с ними шествовал к обедне.

Если на этот день приходился церковный праздник, царская одежда менялась – Алексей Михайлович надевал золóтное платье вместо бархатного. После обедни царь выслушивал доклады бояр и приказных людей. Пополудни дела оставлялись – начинался царский обед, как правило, довольно продолжительный. Отобедав, царь, как всякий русский человек, должен был поспать до вечерни. После ужина он проводил время в кругу семьи и друзей, за игрой в шахматы или слушая рассказы бывалых людей о старине и неведомых странах. Иноземцы также сообщают о склонности царя работать по ночам: «Царь по ночам осматривает протоколы своих дьяков. Он проверяет, какие решения состоялись и на какие челобитные не дано ответа».

Выезд на богомолье

Алексей Михайлович находился в постоянном движении. Многие недели его жизни заполняли бесчисленные перемещения, переезды, походы – чаще всего, не особенно далекие, в подмосковные дворцовые села и охотничьи угодья Коломенское, Хорошево, Остров, Чертаново, Воробьево, Преображенское, Покровское, Измайлово; реже – более отдаленные богомольные походы в монастыри, куда добираться надо было несколько дней. Выезды царя обставлялись с необычайной торжественностью: даже если государь покидал Кремль на несколько часов, чтобы посмотреть на кулачные бои на Москве-реке, составлялся специальный указ, кому на время его отсутствия «государство ведать».

Правление Алексея Михайловича стало временем расцвета придворного и церковного церемониала Московского царства, который приобрел особую монументальность и знаковость. По мнению одного из биографов, Алексей Михайлович, будучи человеком долга и живой веры, смотрел на свое участие в церковных и придворных церемониях как на нечто, предначертанное ему свыше, как на прямое царское служение, не менее важное, чем охрана границ или справедливый суд. Непременный участник главнейших светских и церковных церемоний и праздников, царь придавал им особый блеск и торжественность, вмешивался в их ход, составлял речи, распределял роли и даже занимался их «оформлением». «Обыкновенные» царские выходы к обедне и богомольные выходы в праздничные дни Алексей Михайлович чаще всего совершал пешком. Иногда, в непогоду или зимой, ему подавали карету, сани, на которых он мог вернуться во дворец по окончании церемонии или добраться до места праздника, если тот происходил далеко от дворца. Само облачение царя и число смен платья свидетельствовали о «ранге события». В большинстве случаев именно по описанию светских торжеств и церковных служб с участием Алексея Михайловича историки могут воссоздать церемониал московского двора и предположить,каким он был в ранние времена.

По большим церковным праздникам, в канун царских именин и в поминальные дни случались царские выходы «с государевым жалованьем» к нищим, в богадельни и тюрьмы. Алексей Михайлович собственноручно раздавал деньги узникам и колодникам, а некоторых тут же отпускал на свободу.

Раздача обыкновенно начиналась очень рано: царь подымался за два-три часа до рассвета и в сопровождении нескольких лиц отправлялся с милостыней. Суммы затраченных средств и число «пожалованных милостью» людей при этом достигали очень внушительных цифр. Особенно крупными были раздачи в Великий пост, прежде всего, в Страстную неделю, а также на Пасху, когда отворялись двери острогов и тюрем и сидельцам объявляли: «Христос воскрес и для вас». От царского имени всех одаривали пасхальными яйцами, одеждой и милостынею для разговенья.

Вообще, для Алексея Михайловича, как и для всякого жителя средневековой Руси, Воскресение Христово являлось самым светлым праздником. В навечерие Светлого праздника царя, по воспоминаниям современников, не покидало приподнятое настроение, он был светел, добр и весел. По традиции Алексей Михайлович отправлялся слушать полунощницу в Престольную комнату Теремного дворца. Праздничная пасхальная заутреня завершалась христосованием, царь первым подходил к Патриарху поздравлять и христосоваться. Затем Алексей Михайлович христосовался с архиереями и жаловал к руке священнослужителей низшего ранга, при этом одаривая каждого пасхальными яйцами. Далее к царю строго почину подходили придворные.

Церемонию открывали ближние бояре и заканчивали московские дворяне, все одетые в золотные кафтаны. Алексей Михайлович, сообразуясь со знатностью, чином и личным отношением к каждому, давал куриные, гусиные или даже точеные деревянные яйца в разных количествах. По окончании церемонии царь шел в Архангельский собор и «христосовался с родителями», т.е. кланялся гробам предков и возлагал на гробницы пасхальные яйца. Затем он отправлялся в обход кремлевских соборов и монастырей, прикладывался к иконам и иным святыням, одаривая яйцами и тамошнее духовенство. По возвращении во дворец Алексей Михайлович христосовался с родными.

На Светлой неделе, чаще всего в среду, Алексей Михайлович принимал в Золотой палате Патриарха с властями, которые приходили к нему с приношением. Патриарх благословлял царя образом и золотым крестом, подносил кубки, дорогие материи, соболиные меха. Подарки получали и все члены царского семейства. Те из церковных иерархов, которые не могли участвовать в церемонии, и все крупные монастыри обязательно направляли из своих областей дары – образа святых, пасхальные яйца и т.н. принос – «великоденский мех меда» (мех – это сосуд, типа кожаного мешка. В мехах в старину хранили разные жидкие продукты – прим. автора) и золотые. В эти дни крестным ходом к царю приходило московское белое духовенство и монастырские власти с приносом – хлебом и квасами. С символической данью царю золотыми монетами у Алексея Михайловича появлялись также гости и торговые люди. Вообще, в продолжение пасхальных дней государя посещали сотни людей из разных сословий и чинов. В большинстве случаев они, торопливо кланяясь, прикладывались к руке и получали пасхальный подарок. По подсчетам исследователей, на Пасху одних только крашеных яиц для раздачи царю требовалось до 37 тысяч.

Важным праздником для русских подданных были царские именины. В этот день все работы были запрещены, торговые ряды замкнуты, а в церквях не играли свадеб и не отпевали покойников.

Современники оставили несколько описаний именин Алексея Михайловича. В день царских именин отмечался и праздник св. прав. Алексия, поэтому утро царя начиналось с поездки в Алексеевский девичий монастырь, где он с придворными и высшим духовенством присутствовал на праздничной Литургии. Выезд отличался богатством нарядов и многочисленностью участников. Алексей Михайлович ехал в высокой черной лисьей шапке и в кафтане, украшенном драгоценными камнями.

Просители в великом множестве протягивали царю челобитные, которые, «если он прикажет», принимали придворные. По возвращении во дворец царь угощал близких именинным пирогом. Поскольку это были дни Великого поста, именинный стол устраивался довольно редко. В знак особого уважения Алексей Михайлович иногда отправлялся с именинным пирогом к Патриарху. Боярам, придворными иностранным гостям именинные пироги раздавались в столовой или в передней Теремного дворца.

Частью придворного церемониала являлись и выезды царя на охоту – красочное и завораживающее действие. Алексей Михайлович был заядлым охотником, особенно любил соколиную охоту, на которую готов был отправляться на любое время. Царь овладел охотничьим ремеслом до тонкостей, с одного взгляда угадывал качество птицы, хорошо знал своих кречетников, сокольников и ястребников. Царский соколиный двор в селе Семеновском производил впечатление даже на иностранцев: одних сокольников насчитывалось около ста человек, число птиц превышало три тысячи. Здесь были соколы, кречеты, челиги, копчики, ястребы и, по всей видимости, даже орлы. В кречатне имелись экзотические красные и белые ястребы. Кроме хищных птиц, на дворе жили лебеди, гуси, журавли, цапли. В Семеновском же Алексей Михайлович расположил самый большой из своих зверинцев. Здесь было много медведей и прирученных, и диких, которых держали для боев, травли и иных увеселений.

Еще одним сильным увлечением царя было занятие хозяйством. Местом для его хозяйственных опытов служило подмосковное владение в селе Измайлово, где Алексей Михайлович завел образцовые поля и сады и выращивал виноград, арбузы и даже тутовые деревья. Кроме полеводства и садоводства царь завел в Измайлове обширное огородничество, скотные, птичьи, пасечные дворы. В хозяйственный комплекс входили разнообразные постройки, каменные риги для хранения урожая, семь мукомольных мельниц. Для постоянного напора воды была создана система из 37прудов. В довершение ко всему работали льняной и стеклянный заводы, а продукция последнего шла даже на продажу.

Увлечения Алексея Михайловича не исчерпывались охотой и интересом к хозяйствованию. Царь равно получал удовольствие и от чтения, и от шахмат, и даже от грубоватой и незамысловатой придворной потехи. Он очень любил слушать церковные песнопения, сам писал тексты распевов. Общая численность царского хора, куда было чрезвычайно трудно попасть, достигала 180 человек. При дворе звучал и орган.

В 1671 году овдовевший Алексей Михайлович женился во второй раз – на 19-летней Наталье Кирилловне Нарышкиной, воспитывавшейся в доме царского приближенного боярина Артамона Матвеева, где, как считается, ее и увидел царь. От этого брака родились две дочери и сын, в живых остались двое: будущий царь Петр I и дочь Наталья. Под влиянием своей второй жены и боярина Матвеева царь разрешил завести при дворе новинку – «комедийную хоромину». Так произошло рождение русского театра. Выстроенная театральная сцена представляла собой полукружие с декорациями, занавесом и оркестром, состоявшим из органа, труб, барабана, флейт, скрипки и литавр. Представление шло обычно несколько часов. Царь сидел на возвышении, его место было обито красным сукном. В духе азиатских обычаев молодая царица Наталья Кирилловна смотрела спектакль сквозь решетку закрытой от посторонних глаз галереи.

Таким образом, несмотря на доминирование в жизни второго царя из Дома Романовых старорусских традиций и векового церемониала, он все же жил в такое время, когда российское общество неотступно сближалось с европейской культурой. Вопрос о том, что, как и в какой мере следует заимствовать на Западе, и надо ли заимствовать вообще, приобретал характер общенациональной проблемы.

При таких обстоятельствах нежелание Алексея Михайловича делать однозначный выбор между стариной и новшествами, резко порвать с первой или категорически отказаться от последних, ставилось ему в вину последующими поколениями историков и вызывало обвинения в пассивности характера, недостатке таланта государственного деятеля, неспособности встать во главе реформаторского движения.

С другой стороны, неоспоримым является тот факт, что царь Алексей существенно способствовал успеху преобразовательного движения, дав возможность первым реформаторам почувствовать себя свободно, проявить свои силы, и открыл просторную дорогу для их деятельности.

По выражению В. О. Ключевского, Алексей Михайлович своими часто беспорядочными и непоследовательными порывами к новому и своим уменьем все сглаживать и улаживать «приручил пугливую русскую мысль к влияниям, шедшим с чужой стороны» и создал преобразовательное настроение.

Литература

Андреев И. Л. Алексей Михайлович. М., 2003.
Витсен Н. Путешествие в Московию 1664–1665. Дневник. СПб., 1996.
Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. Т. I. Ч. II. М., 2000.
Забелин И. Е. Собрание писем царя Алексея Михайловича. М., 1856.
Заозерский А. И. Царская вотчина XVII века. М., 1937.
Иловайский Д. И. История России. Сочинения. Алексей Михайлович и его ближайшие преемники. М., 1905. Т. 5.
Ключевский В. О. Сочинение в девяти томах. Курс русской истории. Ч. 3. М., 1988.
Коллинс С. Нынешнее состояние России // Утверждение династии. История России и дома Романовых в мемуарах современников XVII–XX вв. М., 1997.
Костомаров Н. Русские инородцы. М., 1996.
Котошихин Г. К. О России в царствование Алексея Михайловича. СПб., 1906.
Мейерберг А. Путешествие в Московию // Утверждение династии. История России и дома Романовых в мемуарах современников XVII–XX вв. М., 1997.
Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. Т. 2. М., 1994.
Павел Алеппский. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Москву в XVII веке. СПб., 1898.
Платонов С. Ф. Царь Алексей Михайлович (Опыт характеристики) // Исторический вестник, 1886. Т. 24. № 5.
Преображенский А. А. Алексей Михайлович // Преображенский А. А., Морозова Л. Е., Демидова Н. Ф. Первые Романовы на Российском престоле. М., 2000.
Пресняков А. Е. Царь Алексей Михайлович // Российские самодержцы. М., 1990.
Рейтенфельс, Яков. Сказания герцогу Тосканскому о Московии // Утверждение династии. История России и дома Романовых в мемуарах современников
XVII–XX вв. М., 1997.
Сказание Адольфа Лизека о посольстве от императора Римского Леопольда к великому царю Московскому Алексею Михайловичу в 1675 году. СПб., 1837.
Соловьев С. М. Сочинения. М., 1991. Кн. VI.
Талина Г. В. Царь Алексей Михайлович: личность, мыслитель, государственный деятель. М., 1996.
Царь Алексей Михайлович. Сочинения // Московия и Европа. История России и дома Романовых в мемуарах современников XVII–XX вв. М., 2000.

На страницах исторических трудов эпоха «тишайшего царя» Алексея Михайловича и самая его личность предстают исполненными противоречий. С одной стороны, именно в этот период началось действительное преодоление того унижения, в котором оказалось Русское государство в Смутное время. С другой - многие возможности не были использованы в полной мере, и Москва добилась гораздо менее, чем могла бы добиться при более разумном и твердом курсе. .

Алексей Михайлович Романов, первые годы на троне, регентство Морозова


Алексей Михайлович родился в 1629 году и воспитывался вполне в духе старорусских традиций. До пяти лет его пестовали «мамки», а затем — «дядька», боярин Борис Иванович Морозов. Морозов сумел привязать к себе воспитанника крепчайшими узами, сделавшись необходимым ему после смерти родителей (Алексей Михайлович осиротел в 16 лет), а позже «срежиссировав» его женитьбу на Марии Ильиничне Милославской — с тем чтобы самому жениться на ее сестре.

Пользуясь значительным влиянием на молодого царя, Морозов далеко не всегда употреблял его во благо страны. Он старался держать Алексея Михайловича на расстоянии от серьезных государственных занятий, предоставляя ему участвовать в столь любимых им дворцовых и церковных церемониях и развлекаться соколиной охотой. Но результаты, достигнутые Морозовым в управлении государством, были весьма дурны. В 1648 году разразился Соляной бунт. Чернь потребовала от царя выдать ей Морозова, но тот отослал своего любимца от греха подальше в . Через несколько месяцев, правда, тот возвратился, но за это время Алексей Михайлович привык обходиться без него, и Морозов не вернул себе прежнего влияния (хотя любовь царя к нему и не поколебалась).

Алексей Михайлович - подлинный самодержец и Патриарх Никон

Постепенно Алексей Михайлович начал мнить себя подлинным самодержцем, грозным единоличным властителем. «Слово мое стало во дворце добре страшно», — писал он в 1651 году. А писал митрополиту Новгородскому Никону, своему новому советчику и «собинному другу». Так что без опекуна царь не остался и в 1652 году еще более возвысил архиерея, содействовав его поставлению на Патриаршество.

Взаимоотношения Алексея Михайловича и Патриарха Никона — отдельная (и болезненная) тема. Никон забирал все более и более власти, пока не натолкнулся, наконец, на тот предел, которого «тишайший царь» не дал ему перешагнуть. По своему обыкновению он не принимал скоропалительных решений и не рубил сплеча. Просто перестал бывать на Патриарших богослужениях в и принимать Никона у себя. А тот, не рассудив о границах своего влияния на Алексея Михайловича, вместо того чтобы смириться и довольствоваться положением «просто» Предстоятеля Церкви, сделал неверный ход — удалился в свою «вотчину», ожидая полного и безусловного примирения с царем (по инициативе последнего) и триумфального возвращения не только в Москву, но и в его сердце.

Но чаемого не произошло. До Собора 1666 года, отрешившего его от Патриаршества, Никон прожил в Новом Иерусалиме добровольным затворником, не будучи почтен царским вниманием. Собор же Патриарх принял как личную себе обиду от царя и глубоко скорбел, кажется, не столько о ссылке в отдаленный , сколько об утрате былой дружбы.

Сам «тишайший царь» Алексей Михайлович тоже глубоко переживал происшедшее и старался ласковыми, но ни к чему не обязывающими жестами смягчить сердце «собинного друга» — посылал ему в ссылку шубы, церковную утварь и т. п. При этом, конечно, о возвращении не только в Москву, но даже в Новый Иерусалим речи не шло. И Никон понял это, хотя и не сразу. Понял и покорился. В 1667 году он послал царю «умирительное письмо», единственная протестная нота которого заключалось в подписи: «Смиренный Никон, милостиею Божией Патриарх». Царь закрыл глаза на этот «смиренный протест».

Война царя Алексея Михайловича с Речью Посполитой и Швецией

Пока же, в 1650-е годы, Алексей Михайлович был занят преимущественно войной, и Никон замещал его в Москве, пользуясь большой свободой распоряжений.

Очередная война с Польшей назревала уже давно. Внешнее положение России после Смуты оставалось шатким, она до сей поры не вернула потерянных в начале XVII столетия земель (не говоря уже о более ранних утратах).

В. О. Ключевский пишет про это время:

«Новая династия должна была еще более прежней напрягать народные силы, чтобы возвратить потерянное: это был ее национальный долг и условие ее прочности на престоле. С первого царствования она и ведет ряд войн, имевших целью отстоять то, чем она владела, или воротить то, что было потеряно. Народное напряжение усиливалось еще тем, что эти войны, по происхождению своему оборонительные, сами собою, незаметно, помимо воли московских политиков, превратились в наступательные, в прямое продолжение объединительной политики прежней династии, в борьбу за такие части Русской земли, которыми Московское государство еще не владело дотоле. Международные отношения в Восточной Европе тогда складывались так, что не давали Москве перевести дух после первых неудачных усилий и приготовиться к дальнейшим. В 1654 году восставшая против Польши Малороссия отдалась под защиту московского государя. Это вовлекло государство в новую борьбу с Польшей. Так возник новый вопрос — малороссийский, еще более усложнивший старые запутанные смоленские и северские счеты Москвы с Речью Посполитой...»

Хотя Москва долго тянула с принятием под свою власть Богдана Хмельницкого «и Войска Запорожского з городами их и з землями», но бесконечно откладывать решение этого вопроса было нельзя, и осенью 1653 года Земский собор составил соответствующую «резолюцию», равнозначную объявлению войны Речи Посполитой. Формальное объявление последовало менее чем через месяц. Царь собрался в поход.

Первое время нашим военным усилиям сопутствовал необычайный успех. Мы возвратили Дорогобуж, Рославль, Смоленск, Невель;

«вся Литва покорилась царю; Алексей Михайлович титуловался великим князем литовским; непрошенный союзник, шведский король Карл-Густав, завоевал все коронные польские земли. Вековая распря Руси с Польшей тогда разрешалась»

Но затем Россия вступила в войну со Швецией, что вынудило ее заключить перемирие с Речью Посполитой. В 1658—1659 годах случилась замятия в Войске Запорожском, новый гетман которого Иван Выговский переметнулся на сторону Польши. А в 1660 году последняя замирилась со Швецией, и с этого момента события на театре военных действий развивались для нас крайне неудачно.

Возвращение исконно русских земель и последние годы Алексея Михайловича Романова, «Тишайшего царя» России

В 1667 году в деревне Андрусово близ Смоленска Россия и Речь Посполитая подписали перемирие, по которому Смоленск и другие русские земли, отошедшие к Речи Посполитой в , возвращались России, за нею же закреплялась Левобережная Малороссия, а Запорожская Сечь оставалась в совместном управлении Москвы и Польши. От протектората над Сечью Речь Посполитая отказалась только в 1686 году.


Таким образом, определенные положительные результаты были достигнуты. Но окончательное решение польско-литовско-малороссийского вопроса откладывалось, хотя при определенной настойчивости Россия могла бы уже при Алексее Михайловиче закрепить свое влияние в Белой и Малой Руси и прочно стать на берегу Балтийского моря. Но проявлению этой настойчивости мешали внутренние неурядицы: в стране плохо приживалась церковная реформа, а в 1662 году Москву потряс Медный бунт.

В 1676 году Алексей Михайлович, скончался. Его наследнику, царевичу Федору, было пятнадцать лет. А тому, кто впоследствии войдет в историю как первый русский император Петр Великий, — четыре года.

«Тишайший» царь Алексей Михайлович женат был дважды, что породило немалые нестроения в конце XVII века (соперничество Милославских и Нарышкиных при дворе, «сюжет» регентши , стрелецкие бунты и пр.).

К моменту его кончины в начале 1676 года у него оставалось два живых сына (старший Федор и младший Иван) от первой жены, Марии Милославской, и один (Петр) от второй, Натальи Нарышкиной. Трон занял, разумеется, старший , еще в 1674 году официально объявленный преемником, — было ему о ту пору пятнадцать лет, и здоровье его оставляло желать лучшего. Последнее давало повод Нарышкиным питать надежды на реванш, то есть на скорое воцарение Петра, так как другой брат, Иван Алексеевич, сызмала не блистал умственными способностями.


Саша Митрахович 20.05.2017 09:53


На фото: Памятник Алексею Михайловичу (единственный в России) в Новом Осколе. Город был основан по указу царя в 1637 году как «стоялый острог с засекой».

Надо отметить, что правление Алексея Михайловича Тишайшего - второго царя из династии Романовых - благотворно сказалось на укреплении государственности. Ко второй половине XVII века Россия на международной арене уже значилась «великой державой», распространившей свои владения от берегов Днепра на западе до Тихого океана на востоке.

Одно из новшеств - создание в 1654 году так называемого Приказа тайных дел, в обязанности которого входил контроль над всем и всеми, в том числе над расходованием казенных денег.

В том же году Украина воссоединилась с Россией, на местах власть от приказчиков и старост перешла к воеводам, а руководство Православной церковью полностью сосредоточилось в руках патриарха. Но вызвала недовольство верующих, к тому же попытки отделить церковь от государства привели к разрыву патриарха с царем, и в 1666 году теряет власть.

Главным занятием россиян в тот период остается сельское хозяйство. При этом земля по-прежнему обрабатывается довольно примитивными способами — сохой и бороной и находится в основном в собственности государя, церкви, бояр и дворян.

Незадолго до своей кончины царь Алексей Михайлович Тишайший жестко подавил восстание под предводительством Стеньки Разина, вспыхнувшее в результате недовольства донских казаков московской властью. Дело в том, что после принятия крестьяне оказались в абсолютном закрепощении, как результат, резко возрос поток беглых из внутренних уездов на юг России.

К тому времени очень популярным становятся паломничества богомольцев в . Из Москвы в Лавру ведет (ныне Ярославское шоссе), по которой на богомолье периодически отправляются не только простой люд и разночинцы, но и государь с семьей. Венценосные особы предпочитали проходить часть пути пешком. Паломничество занимало несколько дней, поэтому для отдыха и ночевок через определенное расстояние строились так называемые путевые дворцы. Первым от Москвы и стал дворец в селе Алексеевском, что примерно в десяти верстах от Кремля. Сейчас это район ВДНХ по соседству с гостиницей «Космос».

», однако и это в применении к Алексею являет собой неслабый лулз.

Исторический портрет

Приветливый, ласковый царь Алексей Михайлович дорожил величием своей царственной власти, своим самодержавным достоинством: оно пленяло и насыщало его. Он тешился своими громкими титулами и за них был готов проливать кровь. Малейшее случайное несоблюдение правильности титулов считалось важным уголовным преступлением.


— Костомаров. Русская история..., стр.423. По изданию 2004г.

Современным людям, перед глазами которых прошло невиданное доселе количество войн, революций, смен власти, геноцидов и прочих развлечений матушки Истории, век семнадцатый кажется тихим, мирным и абсолютно не интересным временем. Наверное, большинство читателей этой статьи, которых хоть чуточку забавляло в школе изучение жития собственного отечества, радостно пропускали этот период и спешно перелистывали свой учебник на следующий параграф, где их ждал Петр I и его буйные начинания.

На самом деле, век, в котором довелось править герою нашей статьи, несмотря на свою кажущуюся инертность, был огого каким насыщенным. Русь только-только начинала оправляться от бардака Смуты, ещё не замолкли пушки польской шляхты, а на севере и на юге подымались новые мощные государства. В то же время народ, находившийся между Сциллой и Харибдой разрухи, налогов, а также самоуправства воевод, ещё помнил, что такое «воля», и частенько бунтовал. Малейшая ошибка — и твоя держава рухнет в тартарары, куда ей помогут отправиться как внутренние, так и внешние силы. Срочно требовалась рука, способная бить жёстко и в то же время гладить мягко.
Этой рукой и стал Алексей Михайлович.

Царем он стал очень рано — в 16 лет. Конечно, для того времени мальчик Алеша был довольно просвещенным, любил читать книжки, был вдумчив и миролюбив, был хорошо развит физически, что по сравнению с его слабохарактерным и чуть ли не юродивым отцом Михаилом Федоровичем было несомненным плюсом. Но управлять государством в одиночку, понятное дело, не мог. Помогал ему в этом сложном деле его дядька — боярин Борис Морозов, который первоначально правил за него и даже выступал в роли свахи, устроив всероссийский конкурс красоты и самолично подобрав царю хорошую невесту. После грязной истории с солью от помощи любимого дядьки пришлось отказаться, и на его место встал патриарх Никон. Первоначально они с Алешей были в одной связке, но вскоре властолюбивый патриарх стал перетягивать одеяло на себя, утверждая, что «священство выше царства», как канонiчно и должно было быть. Царь к тому времени уже вырос, окреп, побывал в боевых походах, самолично усмирял восстания, расстрелял миллиард русских людей. В общем — стал привыкать держать вожжи в своих руках. Всякие помощники ему стали не нужны, и вскоре Никон отправился в ссылку. Но обо всех этих перипетиях гораздо подробнее вы прочтёте ниже, здесь же мы вам расскажем конкретно о самом царе.

Как уже говорилось, Алексей Михайлович был мужиком крепким. Особенно поражали габариты его живота, который, однако, по тогдашним эталонам красоты считался очень даже сексуальным как для мужчин, так и для женщин. Впечатляла также его силища — в молодости царь в одиночку ходил на медведя с ножом и рогатиной, и притом удачно, хотя однажды медведь его помял. Вообще, охоту он любил, а в особенности соколиную, которая, по его выражению, «веселит сердца печальных и забавляет весельем радостным». Даже сборник правил соколиной охоты написал, в котором значилось бессмертное «Делу время — потехе час».

Лучше всего Алексея Михайловича характеризует сделанный заезжим голландским художником портрет… его кота. Да-да, это не опечатка , именно кота. Просто самого монарха было рисовать не очень-то по-христиански, вот и изобразили его по тогдашней моде иносказательно, эзоповским языком. Одного взгляда на рисунок достаточно, чтобы понять — у царя был не простой характер. Кошачий лик суров и не располагает к уютному поглаживанию , острота усов обжигает, уши как у разъяренного корридой быка, готового просто пронзить обидчика. Что интересно, его сына Петра тоже звали котом за его усы . Более того, прозвище его прадеда было Кошкин. Так что вполне возможно, что у нас могла быть династия не Романовы, а Кошкины.

А вообще, образ Алексей Михайловича в народе остался вполне даже положительным. Ведь именно с ним связывались все притчи про «Царя-Батюшку, При Котором Молочные Реки и Кисельные Берега». А как иначе, ведь несмотря на все репрессии, ломку сознания, церковные расколы и прочее, он первым начал проводить политику патернализма (от лат. paternus — отцовский), при котором за подданных думает царь . Да и внешне он был похож как раз на того, кого мы называем Царь с большой буквы. Не так ли?

Что сделал?

Если вкратце, то именно на Алексее лежит заслуга тяжкая вина за превращение России в ужасную-преужасную сверхцентрализованную империю. По сути, абсолютизм являлся закономерным историческим этапом любого европейского государства.

Но это, ясное дело, в компетенцию Михайловича не входило. Свою задачу он знал довольно хорошо и был вполне православным тираном: все годы своего правления занимался в основном анальным доминированием своих подданных и расширением границ. Даже создал первую настоящую секретную службу на Руси — Приказ тайных дел, который должен был следить за всякими неблагонадёжными боярами, вояками, чиновниками, да следствие вести цареугодное по делам боярским. Однако благодаря любви к эффектам его младшего сына, сеявшего уже на вспаханной почве и затмившего папашу перед лицом благодарных потомков, о последнем теперь часто вспоминают чуть ли не как о царе-тряпке . А зря, ведь именно его рук дело…

Выпиливание демократии

Хмельницкий не успел и спохватиться — помер. А пшеки навесили шведам и решили разобраться, что у них там такое на востоке делается. Преемник Хмельницкого Выговский (чья легитимность крепко ставилась под сомнение) быстро смекнул, что Речь Посполитая может помочь ему удержать власть (Москва подобное бы не дала сделать однозначно), и решил переметнуться обратно, но не тут-то было — москали уже не отпустили, двинув на усмирение укров приличную армию, которая потерпела от сборной укро-татаро-пшеков одно из самых серьезных поражений за весь семнадцатый век — почти полностью полёг цвет русского дворянства (здесь от источника к источнику количество участников мероприятия и потери отличаются в десятки раз). Это была чуть ли не единственная победа укров над Москвой, сия победа до сих пор упоминается свидомыми по поводу и без. Но как результат укр-общество крепко раскололось, пшеки наладить вертикаль власти не смогли, гетману помощь пшеков тоже не особо сгодилась, и его слегка отбунтовали, появилась сильная промосковская сила. После этого укры потроллили москалей при помощи ляхов в битве при Чудновым , где погибла русская профессиональная армия. Однако царь быстро раздал виновным живительных пиздюлей и стал действовать более тонко: подкупами, обещаниями, агитацией. В результате — укров разорвала эпичная, но малоизвестная гражданская война Руина , длившаяся тридцать лет (1657—1687), где два (а иногда даже три) украинских государства срались, доказывая, что только одно из них тру, а другие — сраные предатели, и выпиливая друг друга под присмотром поляков, турок и царя Алексея Михайловича. А вот крымские татары грабили и убивали сколько хотели, для них все это обернулось лютым вином.

Курощение церкви

Смерть

Царь умер, не дожив до 47 лет, что было несколько неожиданно . Сейчас по этому поводу высказываются интересные версии, связанные со свинцовым водопроводом в Москве семнадцатого века. Якобы Алексей и все его дети, окромя Пети, пили воду из этого водопровода и потому имели нехилые проблемы со здоровьем. Пётр же, сосланный вместе с Нарышкиными за пределы Москвы с раннего возраста, был избавлен от этой участи и сохранил крепкое физическое здоровье (хотя это и не спасло его от тяжелейшей болезни на голову).

холивар между Нарышкиными и Милославскими, последовавший за смертью Алексея, на первый взгляд походил на ослабление гаек. Но на самом деле Система просто выжидала, пока у неё появится достойный главный винтик — и дождалась, пока подрос Пётр Алексеевич. Тогда подразболтавшиеся гайки и были затянуты до срыва резьбы.

При нём значительно выросли границы России за счет вошедших в ее состав Украины, Восточной Сибири, Дальнего Востока и других территорий.

А почему всё-таки Тишайший?

Так хитрожопейший же. Это сынишка мог куражиться по полной — более того, от него даже ждали этого. Алексею же приходилось многократно ломать сопротивление самых разных слоёв общества, и потому ему было жизненно важно изображать из себя доброго дядю хоть перед кем-нибудь. И действительно, «своих» он старался не репрессировать, а максимум вламывал им персональных пиздюлей руками и ногами, что по тем временам канало за отеческую ласку. И то потом заглаживал свою вину подарками.

Кроме того, как уже говорилось, внешне царь проявлял лютую набожность. Это было нужно ещё и для того, чтобы показать себя перед народом не только Хозяином, но и настоящим авторитетом в вопросах веры — чтобы хоть как-то примирились с пиздецом, учинённым над апологетами этой самой веры.

Следует признать, что Алексей не только достиг основной своей цели — закрепления неограниченной власти за домом Романовых на двести с хуем лет и построения сверхмощной империи, — но и умудрился выебать мозги вообще всем.
Похлопаем стоя.

Второй русский царь из династии Романовых (1645-1676).

По сведениям «Нового летописца», родился 17 (27) марта 1629 года. Некоторые источники и исследователи полагают датой его рождения другие числа, например, 19 или 10 марта, а запись «Нового летописца» объясняют как попытку совместить хронологически именины и день рождения царевича, названного в честь преподобного Алексия, человека Божия, чудотворца, память о котором православная церковь действительно совершает 17 марта (по юлианскому календарю). Умер в ночь с 29 на 30 января (с 8 на 9 февраля) 1676 года в Москве.

Личность царя

Взошел на престол после смерти своего отца - царя Михаила Фёдоровича , наступившей в ночь на 13 (23) июля 1645 года в Москве. Власть, с одной стороны, получил по праву наследования, будучи в 14 лет объявлен наследником престола, с другой стороны, был, как и отец, избран на царство Земским собором. При этом молодой царь не брал на себя никаких обязательств, которых с него, по словам современника Г. Котошихина, «и не спрашивали, потому что разумели его гораздо тихим». Он так и остался в русской исторической традиции под прозвищем «Тишайший». Оно отражало некоторые особенности его характера и поведения, обусловленные во многом религиозностью, строгим соблюдением православных обрядов и правил. В этом сказалось как воспитание, полученное в малолетстве на попечении царских «мамок», так и раннее с 5-ти лет обучение грамоте по букварю, составленному по заказу родного деда - самого патриарха Филарета, и богослужебным книгам, церковному пению и молитвам. Лично раздавал милостыню в тюрьмах и богадельнях, кормил нищих. Проявляя внимание к челобитчикам, по преданию, приказал установить в селе Коломенском в загородной резиденции ящик для просьб на имя царя.

Вместе с тем был деятелен и подвижен, любил охоту и даже написал трактат "Уложение сокольничья пути", лично участвовал в военных действиях и переносил трудности походной жизни, мог вспылить и выказать свой гнев. Его образованность выходила за традиционные старорусские рамки. Царь пробовал силы в стихосложении, вел активную личную и деловую переписку, выписывал из-за рубежа газеты и даже зачитывал интересные сведения из них на заседаниях Боярской Думы, впервые организовал почтовую связь со странами Западной Европы, временами одевал немецкое платье, вводил отдельные европейские новшества в быту, устраивал при дворе театральные представления, изобретал новые пушки, увлекался астрологией и астрономией. Он вполне вписывался в общий портрет Романовых, как поборников модернизации страны и строителей новых имперских порядков не только в силу объективных обстоятельств, но и по личным наклонностям, которые, однако, не выглядели чрезмерными и вызывающими для ревнителей прежних традиций.

Роль Алексея Михайловича

В.О. Ключевский ни о ком из русских правителей не отзывался так тепло, как о нём: «Царь Алексей был добрейший человек, славная русская душа. Я готов видеть в нем лучшего человека древней Руси». Однако, несмотря на прозвище и черты характера, свойственные в целом добродушному человеку, время его правления во внутренней жизни страны характеризуется как «бунташный век», а в области внешней политики это был период непрерывных военных конфликтов. Учитывая эти сложнейшие условия, следует признать роль Алексея Михайловича в становлении Российского государства не менее значительной, чем его деда патриарха Филарета , отца Михаила Фёдоровича или сына Петра I . Его вклад в укрепление Российского государства, в создание его мощи и величия велик, как неоценим и его вклад в копилку опыта формирующейся имперской управленческой практики России.

Правление

Мать юного царя - Евдокия Лукьяновна, урожденная Стрешнева - скончалась 18 августа 1645 года, пережив мужа всего на месяц. Оставшись сиротой и не имея навыков государственного управления, Алексей Михайлович первоначально доверил бремя власти и ответственности своему «дядьке»-воспитателю Б.И. Морозову. Однако тот не справился с управлением страной. Органы власти были поражены коррупцией, в них царил произвол и неправосудие. Это стало причиной восстания в Москве в июне 1648 года, которое отозвалось выступлениями против местной администрации в провинциальных городах, особенно в южных пограничных крепостях, на Севере и в Сибири: Козлове, Курске, Тотьме, Кайгородке, Сольвычегодске, Нарыме, Томске и других.

Активность населения окраин была объяснима, именно там воеводы и другие управители были наиболее бесконтрольными и особенно притесняли жителей. Ссылаясь на путешественника-иностранца XVII века А. Олеария, в исторической традиции это восстание часто именуют «соляным бунтом». Однако на самом деле фискальные вопросы, в том числе повышение налога и цены на соль, не играли в его ходе ведущей роли. Спасая Морозова, против которого направили гнев мятежники, царь отдал на расправу некоторых других чиновников. После прекращения мятежа Морозов, отправленный в Кирилло-Белозерский монастырь, был возвращен в Москву, но уже не играл прежней ведущей роли в правительстве. Уроки социального взрыва царь и его новое ближайшее окружение учли не только в краткосрочной, но и в стратегической перспективе. Комиссии в составе Н.И. Одоевского, Ф.Ф. Волконского, С.В. Прозоровского было поручено разработать новый свод законов и судебных правил. Результаты их работы были обсуждены, отредактированы и утверждены на Земском соборе 1649 года в виде . Его нормы со временем были дополнены такими важными и объемными законодательными актами, как Новоторговый устав 1657 года, Новоуказные статьи о разбойных и убийственных делах 1669 года, Новоуказные статьи о поместьях 1676 года. Они служили целям расширения торговли и защиты интересов русских купцов, укреплению поместного землевладения и правопорядка в целом.

Избежать с помощью изменения законодательства новых внутренних конфликтов не удалось. В 1650 году вспыхнули городские восстания в Новгороде и Пскове, в ликвидации которых вместе со светскими властями активно участвовал новгородский митрополит Никон, который был в 1652 году по настоянию царя поставлен Патриархом Московским и всея Руси. В 1653-1655 годах он провел церковную реформу, которая касалась в основном обрядовой стороны богослужения. Однако несогласие с нею стало знаменем не только религиозных противников или тех, кто не принимал модернизационных перемен, но и политических оппонентов Алексея Михайловича, всех недовольных его социальной политикой, особенно окончательным прикреплением крестьян к землевладельцам и посадских людей к месту жительства. Хотя в 1658 году Никон из-за конфликта с царем фактически лишился церковной власти, а в 1667 году официально был низложен из патриаршего сана, его реформы не были отменены. Раскол в церкви углублялся, старообрядцы подвергались преследованиям, бежали на окраины и за пределы страны. Одни из них готовы были принять мученическую смерть, другие - оказать вооруженное сопротивление. С 1668 по 1676 годы противники церковной реформы обороняли Соловецкий монастырь от осадивших его царских войск, но были побеждены и казнены. Не прекращались выступления с прямыми социальными и политическими требованиями.

Очередное крупное восстание в столице было опять вызвано просчетами в финансово-фискальной политике и получило название «медного бунта». С 1654 года начался выпуск медных денег, которые были дешевле серебряных по рыночной стоимости, но имели с ними одинаковый номинал. Чтобы поправить состояние казны, сбор налогов было велено производить серебром, а выплаты из казны - медью. Постепенно это вело к параличу денежного обращения, свертыванию торговли и падению жизненного уровня населения. 25 июля (4 августа) 1662 года в Москве начался мятеж. Толпа недовольных двинулась в подмосковное село Коломенское, где находился царь. Застигнутый врасплох Алексей Михайлович сохранил выдержку и самообладание. Спасая своих родных и приближенных, он лично вступил в переговоры с вожаками бунтовщиков, даже бил с ними по рукам, надеясь удалить их из села и выгадывая время до подхода верных войск из Москвы. С их прибытием бунт был жестоко подавлен. Однако вскоре медные монеты были изъяты из обращения. Еще более крупным и опасным стало казачье движение на Волге и Каспии под предводительством Степана Разина. Начавшись в 1667 году с обычных грабежей купеческих караванов, прибрежных персидских и русских поселений оно выросло до массового антиправительственного движения, которое в советское время историки рассматривали как Крестьянскую войну 1670-1671 годов. В руках повстанцев оказались значительные территории и ряд городов по Средней Волге с притоками и Нижнему Яику. Остановить мятежников и нанести им серьезное поражение удалось только под Симбирском. Разин бежал на Дон, где был схвачен казаками из числа его противников, выдан царским воеводам и казнен в Москве 6 (16) июня 1671 года.

Подавление восстания Разина подтвердило пользу решения еще молодого Алексея Михайловича об основании Симбирска, принятого в 1648 году. Укрепление обороны юго-восточных рубежей государства и защиты торговых путей в Поволжье продолжилось строительством в 1663 году Пензы и Кунгура. В 1667 году был принят указ о строительстве морских военных кораблей на европейский манер в с. Дединове на Оке для плавания в южных морях и в волжском бассейне. Был сооружен единственный корабль «Орел», который был в Астрахани захвачен разинцами и сожжен. В ходе движения русских землепроходцев на восток они достигли Тихого океана и совершили первое плавание по Охотскому морю (В.Д. Поярков в 1645 году), прошли на судах весь Амур и составили его карту-«чертеж» (Е.П. Хабаров в 1649-1653 годах), открыли пролив между Азией и Америкой, проплыв от устья Колымы, впадающей в Северный Ледовитый океан, до устья Анадыря, впадающего в Тихий (С.И. Дежнёв и Ф.А. Попов, 1648). Расширение российских владений в Сибири и на Дальнем Востоке обозначилось возведением городов-крепостей Нерчинска (1658), Иркутска (1661), Селенгинска (1666).

Главным направлением внешнеполитической активности являлось западное. Перелом в историческом споре с Речью Посполитой за Смоленскую землю, захваченную соседями в Смутное время, и за воссоединение Украины с Россией обозначился в 1648 году, когда вспыхнуло казачье восстание под предводительством Богдана Хмельницкого, переросшее в освободительную войну украинского народа. Казаки, понимая невозможность добиться независимости собственными силами, не раз обращались к Москве с просьбой о принятии в подданство к единоверному русскому государю, но положительный ответ грозил тяжелой войной с Польшей и другими державами, к которой Россия была не готова. Однако нерешительность грозила подавлением восстания и утратой возможности изменить соотношение сил Польско-Литовского и Московского государства. Алексей Михайлович отклонял просьбы казаков до 1653 года, когда специально собранный Земский собор дал согласие на воссоединение Украины и соответственно на войну с Польшей. В результате русско-польской войны 1654-1667 годов к России отошли Киев с прилегающими к нему землями по правому берегу Днепра, Северская земля с Черниговом и Стародубом, Смоленская земля со Смоленском.

В ходе войны Алексей Михайлович лично побывал в Витебске, Полоцке, Могилёве, Ковно (Каунасе), Гродно, Вильно (Вильнюсе), где познакомился с новым для русских людей образом жизни, что по возвращении в Москву привело к некоторым переменам в придворной обстановке и быте. Обстановка на Украине оставалась сложной, поскольку среди казацкой старшины шла борьба за власть, противоборствующие стороны колебались не только между Москвой и Варшавой, но также прибегали к помощи Турции и Крыма. В ход конфликта постоянно вмешивалась Швеция. В ходе войн со своими западными и южными соседями, переходя с ними от боевых действий к переговорам и заключая союзы с одними против других, Россия сумела сохранить свои приобретения на Смоленщине, в Северской и Левобережной Украине. Сам Алексей Михайлович до заключения мира с Турцией и Крымом, признавших в 1681 году воссоединение Киевщины и левобережья Днепра с Россией, уже не дожил.

Постоянные войны, длившиеся десятилетиями, заставили царя продолжить военные реформы, начатые его отцом Михаилом Федоровичем по перестройке русской армии на западноевропейский образец, хотя он тоже не довел их до конца. В преддверии приближавшихся войн в 1648-1654 годах были усилены и пополнены как войска «старого строя» (поместная конница, стрельцы и пушкари), так и полки «нового строя»: рейтарские, солдатские, драгунские и гусарский. Приток иноземных военных специалистов был облегчен окончанием в 1648 году общеевропейской Тридцатилетней войны, которое оставило многих профессиональных военных не у дел и подтолкнуло к переходу на русскую службу. Военных и гражданских иноземных, а значит инаковерующих специалистов с 1652 года селили под Москвой в Немецкой слободе. Задуманная как средство изоляции от чужого влияния на русских людей, слобода стала значимым проводником модернизации и вестернизации в России, в том числе в сферах промышленности, здравоохранения, образования.

Наряду с наращиванием вооруженных сил шло укрепление государственного аппарата, которое также имело двойственный характер. С одной стороны, шла специализация его механизмов и учреждений в порядке приспособления к требованиям времени. С другой, все это делалось в рамках громоздкой и выглядевшей уже архаично приказной системы, пришедшей из эпохи собирания русских земель под властью Москвы. Так, по мере появления необходимости возникали новые приказы: Тайных дел - фактически личная канцелярия царя (около 1658), Счётных дел - занимался проверкой прихода, расхода и остатков денежных сумм (упоминается с 1657), Рейтарский (1651), Малороссийский (упоминается с 1649), Монастырский (1648) и др. Продолжала активно функционировать Боярская Дума, к заседаниям которой царь готовился всегда очень тщательно. Земские же соборы после 1653 года, как считает большинство исследователей, больше не созывались, хотя бывали представительные совещания, напоминавшие соборы по составу участников и функциям. Российское самодержавие эволюционировало в сторону не парламентской, а абсолютной монархии.

Семейная жизнь

Семейная жизнь Алексея Михайловича состояла из двух браков, которые были частью борьбы придворных за влияние на него и, в свою очередь, породили будущие династические конфликты. Первый из них с Марией Ильиничной из рода Милославских был заключен 16 января 1648 года, когда царю было 18 лет. Его устроил бывший «дядька»-воспитатель Б.И. Морозов, который сам женился на сестре царицы. В первом браке царя родились 5 сыновей и 8 дочерей: Дмитрий (1649-1651), Евдокия (1650-1712), Марфа (1652-1707), Алексей (1654-1670), Анна (1655-1659), Софья (1657-1704), Екатерина (1658-1718), Мария (1660-1723), Фёдор (1661-1682), Феодосия (1662-1713), Симеон (1665-1669), Иоанн (1666-1696), Евдокия, умершая во младенчестве в 1669. Из них два мальчика в будущем стали царями Фёдором Алексеевичем и Иоанном V Алексеевичем , а их сестра царевна Софья Алексеевна была фактической правительницей России в 1682-1689 годах. Через 2 года после смерти М.И. Милославской, последовавшей 4 марта 1669 года, Алексей Михайлович женился 22 января 1671 года на Наталье Кирилловне Нарышкиной. Эту свою родственницу сосватал ему возвысившийся тогда боярин А.С. Матвеев. От брака с ней царь имел троих детей: будущего царя и императора Петра I (1672-1725), Наталью (1673-1716) и Феодору (1674-1678). С близкими людьми Алексей Михайлович был мягок в поведении и поступках, редко давал волю негативным эмоциям, в семейной жизни показал себя любящим мужем и отцом. Такое отношение к близким и детям не предотвратило будущие распри между ними и противостояние в борьбе за власть после ухода «Тишайшего» царя из жизни в 1676 году. Как и его предков, Алексея Михайловича похоронили в Архангельском соборе Московского Кремля.

Алексей Михайлович

Неизвестный художник. Портрет царя Алексея Михайловича.
Копия первой половины XVIII века с парусины XVII века.

Алексей Михайлович (1629-1676) - русский царь с 1645 г., сын первого царя из династии Романовых - Михаила. Во внутренней политике продолжил политику отца по восстановлению и дальнейшему развитию страны после разрухи Смутного времени. Его правление характеризуется усилением центральной власти и шагами на пути к установлению абсолютной монархии (см. Абсолютизм). Было юридически оформлено крепостное право (см. Соборное уложение 1649 г.). Специализация производства, частновладельческие мануфактуры (30), ярмарки, привлечение на службу иностранцев (Немецкая слобода) способствовали установлению экономических связей между отдельными частями страны и началу складывания всероссийского рынка. Социально-политическая обстановка в правление Алексея Михайловича была нестабильной. Реформа патриарха Никона привела к церковному расколу, а конфликт царя и патриарха привел к первым мерам по подчинению церкви государству. Во внешней политике при нем с Россией была воссоединена Левобережная Украина на правах автономии, возвращены Смоленская и другие западные земли. На востоке русские землепроходцы достигли Тихого океана, и река Амур стала границей с Китаем. Бунташным веком назвали XVII век.

В правление Алексея Михайловича были крупные городские восстания (Соляной бунт 1648 г., Медный бунт 1662 г. в Москве, восстания в Новгороде, Пскове и др.), крестьянская война под предводительством Разина (1670- 1671), Соловецкое восстание 1668-1676 гг. и др.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 13-14.

Дриугие биографические материалы:

Далее читайте:

Ваняшина Д.И. Царь Алексей Михайлович Тишайший в его переписке . (Конкурс "Наследие предков - молодым").

Персоналии:

Алексей Алексеевич (1654-1670), царевич, 2-й сын царя Алексея Михайловича.

Бредихин Мартемьян , думный дьяк, посланник Алексея Михайловича к гетману Б.Хмельницкому.

Иванов Алмаз (Ерофей) Иванович (?-1669), деятель в правительстве царя Алексея Михайловича.

Кикин Василий Петрович , стольник, воевода и посол в XVII в.

Коллинз (Collins), Самюэл (?-1671), врач царя Алексея Михайловича, англичанин.

Милославская Мария Ильинична (1626-1669), первая жена царя Алексея Михайловича.

Милославский Иван Богданович (?-1681), боярин, двоюродный брат царицы Марии.

Милославский Иван Михайлович (?-1685), окольничий.

Милославский Илья Данилович (1595-1668), сын курского воеводы.

Наталья Алексеевна (1673-1716), дочь царя Алексея Михайловича.

Наталья Кирилловна , царица - жена царя Алексея Михайловича (Тишайшего).

Хилков Иван Андреевич , князь, меньшой боярин и воевода.

Хитрово Богдан-Иов Матвеевич (1615 -1680), ближайший боярин царя Алексея Михайловича.

Хмельницкий Богдан (Зиновий) (ок. 1595-6.08.1657), русский государственный деятель, полководец, гетман Малороссии.

Литература:

Андреев И. Л. Алексей Михайлович. М., 2006;

Гурлянд И. Я. Приказ великого государя Тайных дел, Ярославль, 1902;

Душечкина К. В. Царь Алексей Михайлович как писатель. (Постановка проблемы) // Культурное наследие Древней Руси. М., 1976;

3аозерский А. И. Царская вотчина XVII в. М., 1937;

3иборов В. К., Лобачев С. В. Алексей Михайлович // ТОДРЛ. Л., 1990. Т. 41. С. 25–27;

Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Т. 1–2. Сергиев-Посад, 1909–1912;

Ключевский В. О. Соч., М., 1988, т. 3;

Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1992. Кн. 3;

Пресняков А. К. Царь Алексей Михайлович // Российские самодержцы. М., 1990.

Сорокин Ю.А. Алексей Михайлович // Вопросы истории. 1992. N 4 - 5.

Маркс, К. и Энгельс, Ф. Сочинения. Т. XI, ч. 1. С. 362. -

Mартенс, Ф. Ф, Собрание трактатов и конвенций, заключённых Россиею с иностранными державами. Т. 1, 5. Спб. 1874, 1880. Т. 1. С. XVII- XXI, 1-13. Т. 5. С. 1-13. -

Памятники дипломатических сношений древней России с державами иностранными. Т. 3, 4, 10. Спб. 1854, 1856, 1871. -

Соловьёв, С. М. История России с древнейших времён. Т. 10- 12. -

Кологривов, С. Н. Материалы для истории сношений России с иностранными державами в XVII в. Спб. 1911. 160 с. -

Мейерберг, А. Путешествие в Московию барона Августина Мейерберга к царю и великому князю Алексею Михайловичу в 1661 году. М. 1874. VII, 216, XXVIII с. -

Посольство Кунраада фон Кленка к царям Алексею Михайловичу и Фёдору Алексеевичу. Спб. 1900. 7, CLXXVI, 650с. - Семёнов, В. К истории сношений со Швецией. Отрывки шведского дневника времён царя Алексея Михайловича. "Чтения в О-ве ист. и древн. росс." 1912. Кн. 1 [отд. III]. С. 1-28. -

Ульяницкий, В. А. Сношения России с Среднею Азиею и Индиею в XVI-XVII вв. По документам Моск. главн. архива Мин-ва иностр. дел. "Чтения в О-ве ист. и древн. росс." 1888. Кн. 3 [Отд. II]. С. 1-62. -

Иконников, В. С. Ближний боярин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин, один из предшественников петровской реформы. "Русская старина". 1883. Кн. 10. С. 17-66. Кн. 11, С. 273-308. -

Карпов, Г. Переговоры об условиях соединения Малороссии с Великою Россией. (Из истории смутного времени в Малороссии. Год 1654). "Журнал Мин-ва нар. просв." 1871. Ноябрь, С. 1-39. Декабрь. С. 232-269. -

Капустин, М. Дипломатические сношения России с Западною Европою, во второй половине XVII-го века. М. 1852, X, 146 с. -

Лодыженский, А. Посольство в Англию князя Прозоровского, дворянина Желябужского и дьяка Давыдова в 1662 году. Спб. 1880. 23 с. -

Савич, О. А. Андрусiвське перемир я 1667року."Науковi записки". 1946. Кн. 2. С. 131-150. -

Форстен. Г. В. Сношения Швеции и России во второй половине XVII века (1648-1700). "Журнал Мин-ва нар. просв." 1898. Февраль. С. 210-277. Апрель. С. 321-354. Май. С. 48-103. Июнь. С. 311-350. 1899. Июнь. С. 277-339. -

Чертков, А. Описания посольства, отправленного в 1659 году от царя Алексея Михайловича к Фердинанду II, великому герцогу Тосканскому. "Русский исторический сборник". 1840. Т. III. Кн. 4. C. 311-369. -

Эйнгорн, В. О. Дипломатические сношения Московского правительства с правобережного Малороссией) в 1673 году. "Журнал Мин-ва нар. просв." 1898. Май. С. 118-151.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!