Станислав гроф базовые перинатальные матрицы. Матрицы Грофа

Как всегда, у нас есть выбор: можно полноценно прожить сответствующий этап жизни и разрешиться от связанного с ним бремени, а можно и застрять в нем, и тогда развитие ситуации может обернуться против ребенка.

Первая матрица: внутриматочная фаза (зачатие и беременность)

В случае полноценно прожитой первой матрицы ребенок ощущает себя свободно парящим в совершенном раю. Он желанный ребенок и чувствует себя на седьмом небе или как в стране с молочными реками и кисельными берегами. Если же он проживает это время в негативном ключе, поскольку является нежеланным или подвергается попыткам аборта, он чувствует себя как в аду, полон недоверия и уныния и обреченно ждет новых подлостей со стороны своего окружения.
Речь идет о большом временном отрезке от нидации до более поздней фазы, когда плод впервые натыкается на границы своего казавшегося прежде безграничным мира. В идеале возникающее при этом чувство должно быть чувством единства со всем миром. Регрессивные мечтания о стране молочных рек и кисельных берегов в последующей жизни связаны с этой ранней ситуацией. Но никогда более ребенок не познает это состояние в столь чистом виде, как в начале своей жизни. Все регрессивные попытки вернуть этот мир заканчиваются разочарованием и фрустрацией.
Наши глубинные стремления направлены к единству, хотя божественный, священный мир для выросшего в полярности человека находится не на этой Земле: нащупать доступ к нему можно, лишь следуя духовному пути. В земной жизни мы можем познавать противоположности одну за другой и должны принимать во внимание влияние полярностей. Если мы ищем тотальной защищенности, то обрекаем себя на то, чтобы прочувствовать ее пространственные границы в их давящей, навязывающей ограничения тесноте. Если же мы стремимся к полной свободе, то сталкиваемся и с холодом, окружающим нас на ее высоте.
Нам не остается ничего, кроме как пожертвовать этим райским состоянием единства, дабы продвинуться на жизненном пути и вновь обрести единство на более высоком уровне. Самые разные духовные традиции описывают трансцендентные состояния, которые позволяют вновь открыть для себя красоту первой фазы нашей жизни(Особенно эффективно прочувствовать это состояние может помочь техника связанного дыхания, поскольку лишь в глубине собственной сущности мы можем вернуться к тому качеству, к которому нельзя прийти на уровне внешних переживаний).
Люди с позитивным опытом взаимодействия с первой матрицей живут, испытывая полноценное базальное доверие и относясь ко всему как к само собой разумеющемуся. Они уверены в себе и кажутся баловнями судьбы, которым жизнь дарит все и у которых все получается будто бы само собой. Правда, столь полнокровное проживание первой матрицы сопряжено с опасностью, что уверенность в себе может лишить их возможности адекватно себя оценивать, особенно если они стремятся пропустить любую критику мимо ушей. Под счастливой звездой им бывает нелегко заметить темные тучи, которые в результате нередко формируют вокруг них огромную тень.
Такие люди легко отыскивают позитивные стороны в жизненных изменениях, однако им тяжелее освободиться от влияния матери и зависимости от нее. Они могут освободиться от многого, но за этот подол держатся особенно крепко, не в последнюю очередь потому, что с матерью их связывают столь прекрасные переживания. Их главный шанс заключается в том, чтобы через внутреннее освобождение от матери вырасти и по-настоящему принять на себя ответственность за свою жизнь, а не мастерски инсценировать ее. Вспомним героинь сказок и мифов, которым так или иначе приходилось терять привычный рай, дабы впоследствии вновь обрести его на более высоком уровне. В противном случае возникает опасность того, что они так и останутся вечными подростками или вечными девушками.

Вторая матрица: фаза открытия

В то время как первая матрица обещает райское блаженство, вторую можно сравнить скорее с изгнанием из рая. Натолкнувшись на границы своего пространства, плод чувствует, что материнское лоно его сковывает и ограничивает, причем ситуация становится все жестче. Его собственный рост непрерывно усиливает это давление, до тех пор пока в фазе раскрытия оно не достигает первой высшей точки. Невероятное давление сжимает и питающие кровеносные сосуды, что может вызвать ощущения холода и удушья, которые нередко проживаются вновь в рамках реинкарнационной терапии или сеанса связанного дыхания. Ребенок застрял в тупике. Обратно в рай пути нет, а тот, что открывается перед ним, внушает страх, прежде всего потому, что является необозримым. Кажется, выхода нет. Свет в конце тоннеля не виден, поскольку маточный зев еще не раскрылся.
Ситуация безвыходности накладывает отпечаток на людей, которые застревают сознанием во второй матрице. Им часто кажется, что они находятся на пределе своих возможностей, они ощущают давление, которое повергло их в безвыходное состояние еще во время схваток, и в повседневной жизни. Они не знают, что с ними будет дальше, и ощущение бессмысленности может стать определяющим в их жизни. Часть своей жизни они могут страдать от страхов, которые активизируются во взрывоопасных, ведущих с их точки зрения в тупик ситуациях. Следствием является рефлекс бегства в направлении старого благополучного мира первой матрицы.
В поиске возможностей разрешения от бремени ярко выраженной второй матрицы бывает полезно взглянуть на обстоятельства рождения конкретного человека. В этой фазе ребенка все сильнее вжимает головой в пока еще не раскрытый маточный зев. Боль и страдание становятся субъективно невыносимыми, не видно ни света, ни выхода. Но в какой-то момент именно это давление провоцирует раскрытие маточного зева, и начинается прорыв в следующую фазу. Точно так же давление имеет смысл и в жизни, помогая открывать ворота и двери, особенно если мы выдерживаем его и осознанно к нему относимся - и, конечно же, не теряем веры, что однажды и эта ситуация разрешится.
Возникает ассоциация с прохождением преисподней, без которого невозможен выход на свет. Тем не менее, многие негативно фиксированные на второй матрице люди жарятся в аду большую часть своей жизни, поскольку не теряют веры в то, что именно в регрессии их ждет спасение и избавление, и пытаются убежать. Таким людям следует помочь с осознанием того, что в потоке поиска они забыли о таком важном его компоненте, как способность найти выход.
Если мы вчувствуемся в типичную для такого человека ситуацию, то сможем понять, какой фрустрацией проникнуто его отношение к жизни. Например, человек склонен учиться спустя рукава, пока не настает время экзаменов; разрывает отношения ровно перед тем, как они грозят обрасти обязательствами, а затем тратят много времени на скорбь по незавершенным жизненным ситуациям и открытым вопросам. Люди второй матрицы отличаются не только низкой фрустрационной толерантностью, но и нередко сталкиваются с той проблемой, что хотят добиться многого одновременно в разных областях и в результате распыляют свои силы. Если же им удается сконцентрировать энергию на одной цели, чаще всего у них оказывается достаточно ресурсов для того, чтобы усилия увенчались успехом.

Третья матрица: борьба за рождение

После того как ребенок вынес длительную фазу давления и безвыходности, приходит черед третьей фазы. Давление, сопротивляться которому нет особого смысла, стимулирует постепенное раскрытие маточного зева. Открывается второе дыхание, мобилизуются новые силы. Как только на горизонте снова забрезжил свет - образ, который вполне мог бы быть обязан своим возникновением ситуации родовспоможения, - положение пусть и не теряет напряженности, но все-таки становится не столь тупиковым. Приходит надежда, даже если силы уже совсем исчерпались.
Примерно то же самое переживает ребенок, когда он видит свет в конце тоннеля. Начинается собственно борьба за рождение, сопряженная с болезненными и пугающими ощущениями. Проходя через родовой канал, ребенок в каждом моменте ощущает притеснение, выпихивание. Голова его проталкивается сквозь кровь и кал, но с этого момента он может начать бороться за жизнь.
Каждый из множества травматических моментов этой фазы может, будучи непроработанным, всплыть вновь через годы или десятилетия и в связи с совершенно иной причиной. Боязнь открытых пространств и сексуальные отклонения, такие как склонность к удушению, возбуждение в связи с актами выделения кала и мочи, внезапно обретают объяснения, если принять во внимание третью матрицу. Поскольку боль стеснения и радость освобождения в этой фазе часто идут рука об руку, некоторые описывают данное временное пространство и как эпизод получения первого сексуального опыта.
Люди, фиксированные на третьей матрице, могут превратиться в неутомимых борцов, не теряющих своей цели из виду ни на миг. Они любят изменения, а иногда и катастрофы. Неутомимость может стать одной из их отличительных черт. И если человека с проблемами во второй матрице по жизни сопровождают чувства страха и бессмысленности, то пленники третьей матрицы чувствуют себя обязанными доказывать себе и миру, как они сильны духом, добры или же насколько они лучше других.
В контексте учения о первопринципах эти люди, будучи плутониками, нередко хорошо знакомы с богом царства мертвых, ведь в данной фазе изгнания дети как никогда близко соприкасаются со смертью. В целом третья матрица представляет собой самый опасный фрагмент акта рождения и сопряжена с наибольшим количеством осложнений.
Если проблема людей второй матрицы состоит в том, что они склонны сдаваться и убегать, то у третьей сложности возникают с завершением дела и расслаблением. Смерть и перерождение являют собой центральную тему их жизни, однако нередко их сменяют непрерывные внешние изменения, проверка своих сил в прыжке на следующий уровень развития. С этой фазой связаны эрзац-ритуалы пубертатного периода, равно как и все разновидности экстремального спорта и многие другие опасные для жизни попытки повзрослеть.
Возникновение проблем в связи с какой бы то ни было фазой всегда сопряжено с недостатком осознанности. Подобно тому, как младенец должен был потерять свой прежний рай и борется за жизнь вне материнского тела, многие большие дети пытаются совершить прыжок во взрослую жизнь. Однако в отсутствие осознанности подобное второе рождение человека, несущего ответственность за свои поступки, просто невозможно. Прыжки с тарзанки, которые африканские дети на протяжении сотен лет успешно исполняли в силу их ритуальной окрашенности, даже при стократном повторении не приведут нас к Цели. В итоге заложники третьей матрицы вынуждены постоянно искать для себя новые сложности и испытания, подстрекаемые столь же интенсивной, сколь и ошибочной надеждой, что еще одно раздвижение внешних границ страха и боли наконец-то дарует им освобождение.
Бесчисленные мифологические битвы с драконами указывают на то, как осознанность помогает человеку преодолеть собственную незрелость. Сказочные и мифические монстры символизируют яростные, инстинктивные и эгоистичные силы, которые необходимо покорить. Только когда в этих внутренних битвах одержана победа, открывается путь к принцессе, прекрасной молодой женщине, а вместе с тем и к собственной душе. Совершается окончательный прорыв, и младенец, как и взрослый, переходит на новый уровень жизни.

Четвертая матрица: рождение, освобождение

На момент окончательного освобождения ребенок преодолел все нагрузки, и жизнь на свободе вне материнского тела открылась перед ним. Все стеснение осталось позади, и широта нового, неизвестного пока мира ждет, когда новый человек начнет познавать ее. Если предшествующие фазы были прожиты и выстраданы осознанно, можно оставить прошлое позади и войти в настоящее. В этот момент открывается возможность начать все с чистого листа. Поскольку в понимании духовной философии все начинается с начала, первые впечатления могут оказать решающее влияние на то, как ребенок будет воспринимать мир на протяжении дальнейшей жизни.
Фредерик Лебойер обращал наше внимание на важность первых в жизни впечатлений, однако, к сожалению, большинство современных взрослых еще не имели возможности прийти в мир в рамках родов без насилия. Ослепленные ярким светом, жестко и с удушением принужденные сделать первый вдох, многие из них испытывают сложности с тем, как использовать свободу и возможности развития, даруемые четвертой матрицей.
В связи с этим возникает необходимость заново прожить незавершенные на внутреннем уровне фазы родов, дабы иметь возможность действительно освободиться от страданий прошлого. Многие люди ищут и инстинктивно находят такие жизненные ситуации и переживания, которые поддерживают их в этом. А кто-то «зависает» на том же месте и нуждается в терапевтической помощи, дабы вступить в этот процесс освобождения от родовых моделей, проевших ему все печенки.
На уровне души шаг к свободе обозначает, в первую очередь, принятие ответственности за свою жизнь. Воспользоваться своим потенциалом может только тот, кто признает законы полярного мира, то есть то, что каждое действие несет в себе и противоположный аспект. Когда человек встает на самостоятельный путь обретения свободы, он получает свободу распоряжения своей жизнью, однако лишается защищенности и безопасности карьеры должностного или официального лица. С другой стороны, каждая малая толика защищенности знаменует собой потерю свободы. Чем глубже мы отваживаемся погрузиться в полярность жизни, тем шире становится спектр наших возможностей приобретения опыта.
В идеале в рамках четвертой матрицы человек совершает подлинный прорыв и может насладиться плодами своих усилий. Такой человек реализовал возможность начать ту жизнь, которая ему действительно соответствует. Во всех значительных прорывах можно увидеть качество этой матрицы.

Экология жизни. Дети: Сейчас психологи всего мира озабочены проблемой «отцов и детей». Как родители, так и дети, они не понимают друг друга...

Сейчас психологи всего мира озабочены проблемой «отцов и детей» . Как родители, так и дети, они не понимают друг друга. Но так происходит не во всех семьях.

Наше будущее зависит от нашего воспитания. Но также надо понимать, что ребёнок это не животное, которое нужно выдрессировать. Ребёнок – это такой же человек, как и вы.

Так что же влияет на характер и психическое здоровье ребёнка? В первую очередь – это отношение к своему дитя. Либо вы ругаете его за каждую мелочь, даже не объясняя, почему так делать нельзя, либо вы принимаете ребёнка таким, какой он есть, и пытаетесь мирно объяснить своему чаду, что, почему и как.

Формирование нашей психики делится на несколько этапов:

  • период внутриутробного развития плода,
  • период младенчества,
  • кризис трёх лет,
  • кризис семи лет,
  • переходный возраст.

Психолог и исследователь Станислав Гроф описывает 4 перинатальные матрицы, во время которых формируется наше психическое здоровье:

Первая матрица – пребывание плода в матке до начала родов.

Когда ребёнок желанный , когда мать не испытывает психических и биологических стрессов, человек уже на этом онтогенетическом периоде получает опыт блаженного счастливого состояния.

А если ребёнок нежеланный , мать находится в состоянии стресса, болеет, конфликтует с мужем или родителями, хочет сделать аборт и т. д., то у такого человека, если он сможет родиться, нет опыта спокойного счастливого существования. Мир его не принимает изначально, внутриутробно и в ответ он не принимает мир, не доверяет этому миру.

Вторая матрица – период этапа родов, когда начинаются схватки. Это период первых жизненных трудностей каждого из нас. Это начало первого жизненного кризиса, в конце которого плод как существо, живущее в водной среде, получающее питание и кислород через пуповину, не дышащий лёгкими – умирает и рождается человек.

Это период, при неудачном протекании которого закладываются основы депрессий, необъяснимой тревоги и тоски, зачастую сопровождающей девиантное поведение. При этом девиацию можно объяснить неосознаваемым стремлением вернуться в более комфортное, океаническое состояние первой матрицы. Но возврата быть не может. Есть только один путь – родиться. Возврат же, так или иначе приводит к смерти.

Третья матрица начинается с началом движения плода по родовым путям. Самый критический момент жизни плода, в результате которого происходит биологическое отделение от матери. Именно в этот период закладываются основы в большинстве поведенческих, психологических и социальных проблем. От малейших нюансов третьей матрицы зависят в дальнейшем особенности личной истории.

Станислав Гроф высказывает предположение, что наркотическая эпидемия берёт начало в третьей матрице. А именно практика лекарственной стимуляции данного периода родов, обезболивания или приостановки их естественного протекания. Получается, что человек уже в этот период первых трудностей, приобретает опыт химического избавления от них. И это является мощнейшим импринтом, накладывающим отпечаток на всю дальнейшую жизнь.

На этапе психологического отсоединения от родительской семьи, перехода из мира детства в мир взрослых, с принятием тяжести ответственности за свою жизнь, достаточно однократного употребления наркотика, чтобы заработали глубинные импринтинговые механизмы и развилась зависимость.

Четвёртая матрица – этап обрезания пуповины. Здесь формируется наше отношение к внешнему миру уже не эмбриальное, а вполне человеческое. И может сложиться ситуация, когда человек родился, но факта своего рождения так и не принял.

Одна из характеристик подростков с девиантным поведением – это тотальное недоверие взрослым, родителям, самому себе, и наркотизация в данном случае может представляться иллюзией доверия. Ощущение безвыходности данной ситуации сродни ощущению безвыходности второй перинатальной матрицы, ведь не может человек отказаться от собственных родов.

Большое значение в детской психиатрии, а соответственно и психотерапии, имеет резидуальная органическая неполноценность центральной нервной системы ребёнка. К ней обычно приводят перинатальные, натальные, постнатальные вредности (асфиксии, хронические интоксикации, резус-конфликты, обменные нарушения, тяжелые соматические или инфекционные заболевания первых лет жизни) и ряд других факторов, которые на какой-то период снижают функционально-динамические возможности центральной нервной системы. А также в той или иной степени задерживают процесс её физиологического созревания, что в свою очередь может привести к задержке развития наиболее сложных и совершенных физиологических функций: речи, социальных навыков и тому подобных, превращая их в место наибольшей уязвимости. На этой основе часто формируются специфические для детского возраста невротические реакции, моносимптоматические неврозы: заикание, энурез и т. д.

В процессе психотерапевтической работы постоянно приходится сталкиваться с огромными компенсаторными возможностями детского и подросткового мозга.

С возрастом основные проявления недостаточности центральной нервной системы сглаживаются, выравнивается моторика, улучшаются функциональные возможности нервной системы. Это находит своё подтверждение при электрофизиологическом изучении возрастных особенностей головного мозга. опубликовано

Перинатальные матрицы Грофа. Первый подвиг в жизни

Об ощущениях и эмоциях будущей мамы во время родов написано много - как в научной, так и в художественной литературе. А что чувствует в это время малыш? Теория матриц Грофа - лишь одна из попыток это описать. Итак, как же малыш будет переживать процесс собственных родов? Что он будет испытывать в этот момент? Какие ощущения будут сопровождать его приход в этот мир и какой след оставит это событие в душе маленького человечка? Отражаются ли родовые переживания в психике ребенка и как? Чем можем мы, взрослые, помочь или облегчить это испытание и стоит ли это делать? Очень много вопросов... Чтобы ответить на них, психологи использовали различные методы, например биографический, когда в описании жизни человека прослеживались некоторые закономерности и делалась попытка выявить взаимосвязь особенностей психики человека с тем, как проходил процесс его родов - была ли родовая деятельность медленной и вялой, либо стремительной и неуправляемой.

Среди множества методов исследований этого интересного процесса были даже такие экстраординарные, как использование исследователем легких степеней наркотического возбуждения, с тем чтобы ввести собственный организм в то психофизио-химическое состояние, которое сродни состоянию рождающегося человека. Врачами уже давно установлена примерная "химическая картина" состояния младенца, покидающего материнскую утробу - содержание в крови адреналина, эндоморфинов (биологически активных веществ, влияющих на нервную систему) и прочих составляющих. Вот эту-то химическую картину и пытались воссоздать в себе некоторые из отважных исследователей, с тем, чтобы еще раз прочувствовать, что же мы ощущали во время собственного рождения.

Пре́- и пе́рината́льная психоло́гия (англ. Pre- and perinatal psychology) - новая область знаний (подотрасль психологии развития), которая изучает обстоятельства и закономерности развития человека на ранних этапах: пренатальной (антенатальной), перинатальной (интранатальной) и неонатальной (постнатальной) фазах развития, и их влияние на всю последующую жизнь. Перинатальный - понятие состоит из двух слов: пери (peri) - вокруг, около и натос (natalis) - относящийся к рождению. Таким образом, пре- и перинатальная психология - это наука о психической жизни нерожденного ребенка или только-что родившегося (наука о начальной фазе развития человека - пренатальной и перинатальной).

Надо сразу сказать: к единому мнению о том, что же чувствует ребенок во время родов, пока не пришли. Но некоторые общие закономерности выделить все-таки можно.

Первая из них - это признание того, что начало родовой деятельности является сильнейшим стрессом для ребенка - стрессом психическим, физиологическим и даже почти нравственным. Можно сказать, что ребенок впервые в своей жизни сталкивается с несправедливостью и коварством. Теплая, уютная мамина утроба, которая столько времени давала все необходимое для жизни, вдруг становится агрессивной и неприветливой. Она начинает исторгать из себя, "изгонять из рая".

Наиболее последовательно охарактеризовал состояние ребенка от зачатия до родов Станислав Гроф. Станислав Гроф - американский врач и психолог чешского происхождения, один из основателей трансперсональной психологии. В созданной им концепции пренатального (дородового) существования человека выделены четыре основных периода , которые сохраняются в человеческом подсознании. Гроф называет их базовыми пренатальными матрицами (БПМ) и подробно характеризует, что происходит на каждой из этих матриц, что испытывает ребенок, какие бывают особенности проживания каждой из этих матриц и как в последующей жизни БПМ могут влиять на поведение человека. Каждая матрица формирует своеобразную стратегию отношения к миру, окружающим, самому себе.

4 базовые перинатальные матрицы:

    схватки (матрица 1);

    прохождение по родовым путям (матрица 2);

    собственно роды (матрица 3);

    первичный контакт с матерью (матрица 4).

ПЕРИНАТАЛЬНАЯ МАТРИЦА

Изначальное единство с матерью

(внутриутробное переживание до начала родов)

Эта матрица относится к первоначальному состоянию внутриутробного существования, во время которого ребенок и мать составляют симбиотический союз. Если нет какого-либо вредного воздействия, условия для ребенка оптимальны, учитывая безопасность, защиту, подходящее окружение и удовлетворение всех потребностей.

Первая перинатальная матрица: «Матрица наивности»

Когда начинается ее формирование - не очень ясно. Скорее всего для нее необходимо наличие сформированной коры головного мозга у плода - т.е.22-24 недели беременности. Некоторые авторы предполагают клеточную память, волновую память и т.п. В этом случае матрица наивности начинае формироваться сразу после зачатия и даже до него. Эта матрица формирует жизненный потенциал человека, его потенциальные возможности, способность к адаптации. У желанных детей, детей желанного пола, при здоровой беременности базовый психический потенциал выше, и это наблюдение было сделано человечеством давным-давно.

9 месяцев в утробе матери, от момента зачатия до момента начала схваток – РАЙ.

Даже сам момент зачатия отпечатывается в нашей психике. В идеале ребенок живет в условиях, которые соответствуют нашему представлению о Рае: полная защищенность, одинаковая температура , постоянная сытость, легкость (плавает, как в невесомости).

Нормальная первая БПМ – мы любим и умеем расслабится, отдохнуть, порадоваться, принимать любовь, она стимулирует нас к развитию.

Травмированная первая БПМ может подсознательно формировать следующие программы поведения: при нежелательной беременности формируется программа "вечно я не вовремя". Если родители думали об аборте – страх смерти, программа "Только я расслаблюсь – меня убьют". При токсикоз е (гестоз е) – "тошнит меня от вашей радости", или – "как можно развиваться, когда дети погибают от голода". Если мама болела – "если я расслаблюсь, то заболею" Кому трудно вылежать вторую часть процесса в ребефинге – расслабиться, то скорее всего были проблемы в первой матрице.

Итак, первая матрица, о которой говорит Гроф, - это долгий период от зачатия до подготовки организма матери к родам. Это время "золотого века". Если течение беременности не осложняется психологическими, физическими или иными проблемами, если мать желает и любит этого ребенка, ему очень хорошо и уютно в ее утробе. Он напитывается матерью в прямом и переносном смысле - не только завися от нее физически, но и духовно - ее любовью. Завершается этот период (так и хочется сказать, что все хорошее когда-нибудь кончается!) появлением предупреждающих химических сигналов в организме, а затем механическими сокращениями матки. Первичное и привычное равновесие и гармония существования нарушаются, ребенок впервые испытывает психологический дискомфорт.

ПЕРИНАТАЛЬНАЯ МАТРИЦА II

Антагонизм с матерью

(схватки в закрытой матке)

Вторая перинатальная матрица относится к первой клинической стадии родов. Внутриутробное существование, близкое в нормальных условиях к идеалу, подходит к концу. Мир плода нарушен, вначале коварно – посредством химических воздействий, позднее грубым механическим путем – периодическими схватками. Это создает ситуацию полной неопределенности и угрозы для жизни с различными признаками телесного дискомфорта. На этой стадии маточные схватки затрагивают плод, но шейка матки еще закрыта, и пути наружу нет. Мать и ребенок становятся источником боли друг для друга и вступают в биологический конфликт.

Вторая перинатальная матрица: «Матрица жертвы»

Формируется с момента начала родовой деятельности до момента полного или почти полного раскнытия шейки матки. Примерно соответствует 1 периоду родов. Ребенок испытывает силы давления схваток, некоторую гипоксию, а "выход" из матки закрыт. При этом ребенок частично сам регулирует свои роды выбросом собственных гормонов в кровоток матери через плаценту. Если нагрузка на ребенка слишком высока, есть опасность гипоксии, то он может несколько затормозить свои роды , чтобы успеть скомпенсироваться. С этой точки зрения родостимуляция нарушает естественый процесс взаимодейстия матери и плода и формирует паталогическую матрицу жертвы. С другой стороны, страх матери, боязнь родов провоцирует выброс матерью стресс гормонов, происходит спазм сосудов плаценты, гипоксия плода и тогда матрица жертвы также формируется паталогическая. При плановом кесаревом сечении эта матрица сформироваться не может, при экстренном - формируется

От начала схваток до начала потуг – ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ или АРХЕТИП ЖЕРТВЫ

Вторая БПМ начинается от момента начала схваток до полного открытия шейки матки и начала потуг. В этот момент сила сжатия матки составляет около 50 килограмм, представьте себе, что такое давление выдерживает тело 3-х килограммового ребенка. Гроф назвал эту матрицу "Жертва" потому, что состояние жертвы, это когда плохо, на тебя давят и нет выхода. При этом возникает чувство вины (изгнание из Рая), вина берется на себя: "я был плох и меня изгнали". Возможно развитие травмы любви (любили, а потом причинили боль и выпихнули). В этой матрице нарабатывается пассивная сила ("меня голыми руками не возьмешь, я – сильный"), терпеливость, настойчивость, умение выживать. Человек умеет ждать, терпеть, переносить неудобства жизни.

Негативы этой матрицы делятся на две группы: когда ее нет (кесарево: плановое и экстренное) и когда она избыточная.

При недостаточной первой матрице у человека не хватает терпения, ему трудно, например, высидеть урок или лекцию, перенести неприятную ситуацию в своей жизни. Влияние наркоза приводит к "отмораживанию" в жизненных ситуациях, требующих терпения. При экстренном кесаревом (когда схватки были, а потом они прекратились) человеку трудно довести дело до конца. При стремительных родах человек старается решить проблемы очень быстро, "с кондачка", а если что-то не получается – отказаться.

При избытке второй матрицы (длительные роды ) – у человека по жизни проходит сильная роль Жертвы, он притягивает ситуации, когда его "прессуют", давят, либо начальство, либо в семье, он страдает, но при этом подсознательно чувствует себя в этой роли комфортно. При родостимуляции записывается программа "пока меня не подтолкнут я ничего не сделаю".

После периода, который призван быть временем блаженства, спокойствия, тишины, умиротворения, "качания в океане материнской утробы", наступает время испытания. Плод периодически сжимается маточными спазмами, но система еще замкнута - шейка матки не раскрыта, выход недоступен. Утроба, которая столько времени была охраняющей и безопасной, становится угрожающей. Поскольку артерии, снабжающие плаценту, сложным образом пронизывают мышцы матки, каждое ее сокращение ограничивает приток крови, а значит, кислорода, питания для ребенка. Он начинает испытывать всеобъем лющее чувство возрастающей тревоги и ощущение надвигающейся опасности для жизни. Гроф полагает, что на этой стадии рождающийся младенец испытывает состояние ужаса и безысходности. Удивительно, что каждый человек по-своему переживает эту стадию. Кто-то "принимает решение" искать выход и все свое состояние подчиняет этому поиску. Кто-то сжимается от ужаса и все усилия прилагает к тому, чтобы вернуть прежний покой. Кто-то впадает в состояние бездействия, переживая своеобразный паралич. Некоторые психологи проводят параллели между этой матрицей внутриутробного развития и тем, как во взрослой жизни человек начинает реагировать на измененные ситуации. То, как взрослый человек переживает состояние возрастающей тревоги, как решает проблемы надвигающейся опасности - корни его поведения, возможно, - в том решении, которое было им "принято" в материнской утробе.

ПЕРИНАТАЛЬНАЯ МАТРИЦА III

Синергизм с матерью

(проталкивание через родовой канал)

Эта матрица связана со второй клинической стадией родов. Схватки продолжаются, но шейка матки уже широко открыта, и постепенно начинается трудный и сложный процесс проталкивания плода через родовой канал. Для ребенка это означает серьезнейшую борьбу за выживание с сокрушающим механическим давлением и нередко с удушьем. Но система уже не закрыта, и возникает перспектива прекращения невыносимой ситуации. Усилия и интересы ребенка и матери совпадают. Их совместное интенсивное стремление имеет своей целью прекратить это в основном болезненное состояние.

Третья перинатальная матрица: «Матрица борьбы»

Примерно соответствует 2 периоду родов. Формируется с конца периода раскрытия до момента рождения ребенка. Она характеризует активность человека в моменты жизни, когда от его активной или выжидательной позиции нечто зависит. Если мать вела себя в потужном периоде правильно, помогала ребенку, если он чувствовал, что в период борьбы он не одинок, то в дальнейшей жизни его поведение будет адекватным ситуации. При кесаревом сечении, как плановом, так и экстренном, матрица, видимо, не формируется, хотя это спорно. Скорее всего она соответствует моменту извлечения ребенка из матки в процессе операции.

Потуги и роды – СВЕТ В КОНЦЕ ТОННЕЛЯ – МАТРИЦА БОРЬБЫ или ПУТЬ ГЕРОЯ

Третья БПМ охватывает период потуг, когда ребенок продвигается из матки по родовым путям. В норме это длится 20-40 минут. В этой матрице нарабатывается активная сила ("я поборюсь и справлюсь"), целеустремленность, храбрость, смелость

Негативами этой матрицы также могут являться как ее избыток, так и недостаток. Так при кесаревом сечении, стремительных родах, выталкивании ребенка люди в дальнейшем не умеют бороться, когда возникает ситуация борьбы их надо толкать в спину. Дети интуитивно нарабатывают эту матрицу в драках и конфликтах: он дерется, его бьют.

Избыток третьей матрицы проявляется в том, что у этих людей вся жизнь - борьба, они все время борются, всегда находят против кого и с кем. Если при этом развилась асфиксия (ребенок родился синенький или белый) возникает огромное чувство вины и в жизни это проявляется игрой со смертью, смертельно опасной борьбой (революционеры, спасатели, подводники, экстремальные виды спорта...). При клинической смерти ребенка в третьей БПМ возникает программа скрытого суицида. Если применялись акушерские щипцы - в действии нужна чья-то помощь, но с другой стороны он этой помощи боится, потому что она болезненная. При разрывах возникает страх своей силы, чувство вины, программа "как только я применю свою силу – это нанесет вред, боль".

При родах в ягодичном предлежании в жизни люди стремятся все сделать необычным путем

Третья стадия связана с раскрытием шейки матки. Появляется возможность выхода. Очень важный момент в психологическом плане - сначала человек принимает решение - искать выход или нет, и только потом появляется возможность выхода! В это время ребенок обречен начать "борьбу за выживание". Независимо от того, "принято" ли им решение выходить либо всеми силами стараться законсервировать ситуацию, маточные сокращения выталкивают его. Он начинает постепенно продвигаться по родовому каналу. Его тело подвергается сокрушительному механическому давлению, испытывает недостаток кислорода и удушье. Гроф отмечает, что эти обстоятельства роднят его с мифологическими персонажами, проходящими сложные лабиринты, или со сказочными героями, продирающимися сквозь непроходимые заросли. Если в психике есть отвага к одолению препятствий, если уже созрела внутренняя решимость преодоления, то и прохождение по родовым путям станет для ребенка первым опытом целенаправленного пути. Путь только один - надо родиться. Но как этот путь преодолевает человек, помогают ли ему в прохождении пути или нет, - от этих обстоятельств, по мнению автора теории, зависит многое в дальнейшей его жизни.

По Грофу, именно в этот период закладываются основы большинства поведенческих, психологических и, как следствие, социальных проблем. Первое серьезное жизненное испытание, которое человек не сумел преодолеть самостоятельно, так как ему "пришли на помощь", закладывает установку и в дальнейшем ожидать помощи со стороны. Когда ребенок рождается из семейной утробы, психологически отпочковывается от родителей, принимая на себя бремя самостоятельного установления социальных отношений, он "вспоминает" опыт собственного рождения.

ПЕРИНАТАЛЬНАЯ МАТРИЦА IV

Отделение от матери

(прекращение симбиотического союза с матерью и формирование нового типа отношений)

Эта матрица относится к третьей клинической стадии родов. Мучительные переживания достигают своей кульминации, проталкивание через родовой канал подходит к концу и вот крайнее напряжение и страдание сменяются неожиданным облегчением и релаксацией. Завершается период задержки дыхания и, как правило, недостаточного снабжения кислородом. Ребенок совершает свой первый глубокий вдох, и его дыхательные пути раскрываются. Пуповину перерезают, и кровь, которая до этого циркулировала по сосудам пуповины, направляется в легочную область. Физическое отделение от матери завершилось, и ребенок начинает свое существование в качестве анатомически независимого существа. После того как снова устанавливается физиологический баланс, новая ситуация оказывается несравненно лучше, чем две предшествовавшие, но в некоторых – весьма важных – аспектах она хуже, чем первоначальное ненарушенное первичное единство с матерью. Биологические нужды ребенка не удовлетворяются на непрерывной основе, нет и постоянной защиты от перепадов температуры, раздражающих шумов, изменения интенсивности света, от неприятных тактильных ощущений.

Четвертая перинатальная матрица: «Матрица свободы»

Начинается с момента рождения и формирование ее заканчивается в либо в период первых 7 дней после рождения, либо в первый месяц, либо создается и пересматривается всю жизнь человека. Т.е. человек всю жизнь пересматривает свое отношение к свободе и собственным возможностям, учитывая обстоятельства своего появления на свет. Разные исследователи по разному оценивают продолжительность формирования 4-й матрицы. Если ребенок по некоторым причинам разлучен с матерью после рождения, то во взрослом возрасте свободу и независимость он может расценивать как обузу и мечтать о возвращении в матрицу невинности.

От момента появления на свет до 3-9 суток – СВОБОДА + ЛЮБОВЬ

Эта матрица охватывает период от момента выхода ребенка на свет и до 5-7 дня после родов. После тяжелого труда и переживаний родов ребенок получает свободу, его любят и принимают. В идеале мама должна взять ребенка на руки, дать грудь, ребенку необходимо почувствовать заботу, любовь, защищенность и свободу, облегчение. К сожалению в наших роддом ах только в последние годы стали задумываться и претворять в жизнь принципы нетравматичной четвертой матрицы. У большинства из нас к сожалению, подсознательно свобода ассоциируется с холодом, болью, голодом, одиночеством. Настоятельно рекомендую всем прочитать книгу Лебойе «Рождение без насилия», где очень ярко описываются переживания ребенка в родах.

В связи с родовым опытом у нас также определяется опыт любви в нашей жизни. Любить можно по первой БПМ и по четвертой. Любовь по первой БПМ напоминает помещение любимого человека в искусственную матку: "Я для тебя все, зачем тебе другие - у тебя есть я, давай все делать вместе...." Однако такая любовь всегда заканчивается, и через условные 9 месяцев человек готов погибнуть, но вырваться на свободу. Любовь на четвертой БПМ – это сочетание любви и свободы, любовь необусловленная, когда ты любишь независимо от того что другой человек делает и даешь ему свободу делать все, что он хочет. К сожалению, для многих из нас это чрезвычайно трудно.

Существуют также другие ситуации, связанные с родами, например если ребенка ждали мальчиком или девочкой, а он родился другого пола, возникает травма половой идентификации ("оправдаю ли я надежды родителей"). Часто эти люди пытаются быть другого пола. Если недоношенного ребенка помещают в кювез, то подсознательно возникает барьер между собой и миром. В случае близнецов человеку необходимо чувство, что кто-то рядом, при родах у второго возникает травма брошенности, что его предали, от него ушли, а у первого – вина, что он бросил, оставил.

Если у матери были аборты до этого ребенка, они записываются в психику этого ребенка. Можно переживать страх насильственной смерти и чувство вины, страх дать себе свободу (вдруг опять убьют). Обезболивание в родах может оставлять программу, что мою боль не чувствуют или одурманивание.

Четвертый период - собственно роды . Гроф полагает, что это завершение подвига. Резкая смена всех предшествующих условий существования - переход от водного к воздушному типу существования, изменение температурного режима, действие сильнейшего раздражителя - света, действие атмосферного давления, - все эти условия в комплексе обусловливают сильнейший стресс всего организма новорожденного. По мнению большинства психологов, именно родовой шок позволяет психике ребенка так интенсивно развиваться в первые три года жизни. Существует мнение, что никогда человек не бывает так близок к смерти, как в момент рождения. И вместе с тем именно после этого испытания становится возможным невозможное в другие периоды жизни. За три года после своего рождения любой ребенок осуществляет такую интеллектуальную программу, которая не по силам даже Нобелевскому лауреату. И подвиг рождения является одной из главнейших причин таких достижений.

Стремительные роды , кесарево сечение , преждевременные роды - это сильнейший стресс для ребенка, который потом, по мнению Грофа, негативно отразится на его психике и физиологии. Но полноценным грудным вскармливанием до года, хорошим уходом и любовью можно компенсировать негативные пренатальные матрицы. И любящая мама знает и чувствует это и без всяких теорий.

СТАДИИ РОДОВ

Вероятно, каждая стадия биологического рождения имеет специфическую дополнительную духовную составляющую. Для безмятежного внутриутробного существования – это переживание космического единства; начало родов параллельно переживанию чувства всеобъем лющего поглощения; первая клиническая стадия родов, сжатие в закрытой маточной системе, соответствует переживанию "нет выхода" или аду; проталкивание через родовой канал во второй клинической стадии родов имеет свой духовный аналог в борьбе между смертью и повторным рождением; метафизическим эквивалентом завершения родового процесса и событий третьей клинической стадии родов служит переживание смерти Эго и повторного рождения.

Первая матрица имеет особое значение. Процесс ее формирования обусловлен сложнейшими процессами развития плода, его нервной системы, органов чувств, различными двигательными реакциями. Именно первая матрица делает способным организм плода и рождающегося ребенка формировать сложные психические акты, например, при обычном положении плода она отражает биологическое единство плода и матери. При идеальных условиях так оно и есть, и образуемая матрица проявляется отсутствием границ сознания, "океаническим сознанием", связанным "с природой - матерью", дающей пищу, безопасность, "блаженство". При действии неблагоприятных факторов в течение первых месяцев и лет жизни может появиться симптоматика, содержанием которой будут неосознанная опасность, "неприветливость природы ", извращенные восприятия с параноидным оттенком. Предполагается, что при возникновении у такого человека уже в зрелом возрасте психического расстройства, основной симптоматикой будут параноидные нарушения, ипохондрия. При различных осложнениях в течение беременности (гипоксия внутриутробного плода, эмоциональные срывы у матери во время беременности, угроза прерывания беременности и др.) формируются воспоминания о "плохом лоне", паранойяльное мышление, неприятные телесные ощущения (дрожь и спазмы, синдром "похмелья", отвращение, ощущение подавленности, галлюцинации в виде встречи с демоническими силами и т.д.).

Вторая матрица формируется в течение относительно короткого периода времени (4-5 часов) при усилении схваток. Плод впервые после периода "блаженства" и безопасности, начинает испытывать сильное внешнее давление, агрессию. Активация этой матрицы при действии неблагоприятных факторов на протяжении последующей жизни человека может приводить к выявлению в нервной системе пациента, т.е. в памяти ситуаций, угрожающих выживанию или целостности тела человека. Возможны и переживания нахождения в замкнутом пространстве, апокалиптические видения мира, зловеще окрашенного в темные цвета, чувство страдания загнанности в ловушку, безвыходной ситуации, которой не видится конца, чувство вины и неполноценности, бессмысленность и абсурдность человеческого существования, неприятные телесные проявления (ощущение гнета и давления, сердечная недостаточность, жар и озноб, потливость, затрудненное дыхание).

Конечно, все положения о матрицах в значительной степени являются гипотезой, но некоторые подтверждения гипотеза получила при изучении пациенток, перенесших кесарево сечение . Последнее приводит к тому, что рождающийся посредством кесарева сечения ребенок не проходит 3-ю и 4-ю матрицы. Значит, эти матрицы не могут проявиться в последующей жизни.

С. Гроф, специально занимавшийся этим вопросом, делает вывод, что "достигнув уровня рождения под гипнозом те, кто был рожден кесаревым сечением сообщают о чувстве неправильности, как будто они сравнивают способ, каким пошли в этот мир с какой-то филогенетической или архетипической матрицей, показывающей каким должен быть процесс рождения. Удивительно, как им явно не хватает переживания нормального рождения - содержащегося в нем вызова и стимула, столкновения с препятствием, триумфального выхода из сжимающего пространства".

Конечно же, это знание послужило основанием для разработки специальных приемов. При родах с помощью кесарева сечения трансперсональные психологи полагают, что для устранения последствий неожиданного разрыва контакта с матерью должен быть предпринят ряд специальных мер непосредственно после рождения (уложить ребенка на живот , поместить в слегка подогретую воду и др.) и тогда у новорожденного происходит вырабатывание "психологически благоприятного впечатления о мире".

Вместе с тем известно, что опытные акушеры уже давно стремятся (в случае отсутствия страдания плода) при операции кесарева сечения сдержать стремительное извлечение новорожденного, ибо это через ретикулярную формацию способствует включению дыхательной системы, точнее, первого вдоха новорожденного.

На минуту отложите все дела, закройте глаза и попробуйте вспомнить свои первые детские воспоминания. Сколько лет вам было? Что вы помните?

Станислав Гроф, один из основателей трансперсональной психологии и теории перинатальных матриц, считает, что в глубинахподсознания хранятся воспоминания о нашей внутриутробной жизни, развитии, обо всех этапах родов.

Мы помним не только телесные ощущения, но и эмоции высокой интенсивности и накала. Эти воспоминания отставляют в психике - бессознательном -глубочайший след, оказывающий влияние на дальнейшую судьбу: формирующий поведенческие паттерны, отношение к миру, к себе, к окружающим людям и даже предрасположенность к заболеваниям.

Иногда мы ловим себя на ощущении, что "наступаем на одни и те же грабли", "бегаем по кругу", из которого сложно вырваться, иногда нас охватывают странные необъяснимые чувства и смутные образы... И мы не понимаем - что происходит, откуда это? Зачастую причина может крыться в таинстве рождения.

"Когдавходе углубленного самоисследования мы возвращаемся к переживанию своего рождения, мыобнаруживаем, что воскрешение в памяти каждой стадии родов связывается с различными эмпирическими моделями, которые характеризуются особым сочетанием эмоций, физических ощущений исимволическихобразов. Я называю этимодели базовыми перинатальными матрицами." (с) С. Гроф.

Гроф выделяет четыре базовые перинатальные матрицы.

Хочется отметить, что теория перинатальных матриц не считается сейчас научной, так как не получено экспериментальных данных, ее подтверждающих.

Стадии развития и родов и соответствие их базовым перинатальным матрицам (БПМ)

БПМ 1, "Матрица наивности". Формируется с момента зачатия и продолжается всю беременность до первой схватки.

БПМ 2, "Матрица жертвы". Формируется с первой схватки до полного раскрытия шейки матки, в норме длится 4-5 часов (до 10 при первых родах)

БПМ 3, "Матрица борьбы". Формируется с момента полного раскрытия шейки матки до рождения ребенка, длится от 20 минут до 2 часов при первых родах.

БПМ 4, "Матрица свободы". Формируется с момента рождения ребенка и длится до 3-9 суток.

Рассмотрим подробно развитие человека от зачатия до первых дней жизни.

БПМ 1. "Матрица наивности", "Матрица Рая".

Это матрица единства ребенка и матери. Весь мир, вся вселенная для ребенка в течение девяти месяцев беремености - это матка. Ребенок находится в ней в состоянии защищенности, при идеальной комфортной температуре, всегда сытый, в удобной расслабленной позе. Все его потребности удовлетворяются. Это океанические переживания полной безмятежности и спокойствия.

При нормально протекающей беременности и если ребенок желанный - формируется умение принимать себя,радоваться, расслабляться, развиваться, ощущение себя частью природы.

Травмы БПМ 1.

Угроза аборта, выкидыша, токсикоз и заболевания мамы формируют страх смерти, ощущение ненужности, неумении расслабиться. " Я никому не нужен", "Если я расслаблюсь - я погибну или заболею". У нежеланного ребенка может заложиться чувство вины за сам факт своего существования, боль о того, что его не принимают таким, какой он есть.

БПМ 2. "Матрица жертвы", "Выхода нет", "Изгнание из Рая"

Начинается с момента первой схватки до раскрытия шейки матки.

Комфортная среда, весь любящий и безопасный мир ребенка вдруг неожиданно становится агрессивным - начинает сжиматься, больно сдавливать и "убивать".И деться некуда, выхода нет. Ребенок попадает в ситуацию угрозы и ужаса, безысходности, безнадежности. Считается, что на этой стадии родов закладывается, умение ждать и терпеть в сложных ситуациях, страх смерти, чувство вины.

Травмы БПМ 2

Короткая матрица или ее отсутствие.

Возникает при кесаревом сечении или быстрых родах. У человека формируется нетерепеливость, неумение доводить дело до конца и бороться, ощущение того, что все проблемы можно решать быстро. "Никогда не нужно прикладывать усилий". Люди с недостаточной БПМ 2 склонны опускать руки, когда что-то не получается с первой попытки, у них нет настойчивости в достижении целей.

Длинная матрица.

Возникает при длительных родах и формирует роль жертвы. Человек по жизни часто может оказываться в ситуациях, где на него оказывают давление и обычно не сопротивляется, а терпит.Люди с травмированной 2 матрицей зачастую живут с ощущением "попадания в ловушку" или под лозунгом "выхода нет, но надо терпеть".

БПМ 3. "Матрица борьбы", "Выход есть"

Начинается с момента откртытия матки до появления на свет. Мать и ребенок действуют совместно: они оба толкаются и борятся ради общей цели.

В этой стадии у ребенка в сдавливающем и убивающем его мире появляется выход. Тело,девять месяцев находившееся в "позе эмбриона"в состоянии легкости и невесомости,подвергается сильнейшему сдавливанию, гипоксии,непривычно выгибается во время прохождения через родовой канал. Этот первый в жизнипуть- на свободу - "путь героя", полон боли,усилий и страдания. Но также он полон и надежды. В этой матрице закладывается агрессия, умение бороться, целеустремленность, выра в себя:"я могу!", смелость, чувство брезгливости и отвращения. Так же на этом этапе закладывается сексуальность.

Травмы БПМ 3

Короткая матрица. Формируется неумение бороться, отстаивать свои интересы. Человек склонен ожидать помощи в решении проблем со стороны - "волшебного пендаля" - при выталкивании ребенка акушерами. Если ребенок родился с применением щипцов - это может привести к паттерну "помощь принимать опасно" и человек будет от нее отказываться.

Длинная матрица. Слишком затянувшаийся период родов формирует дивиз "жизнь - борьба". Такие люди находят ситуации, где необходимо с кем-то бороться, они не ощущают легкости бытия, радости простых решений.

БПМ 4. "Матрица свободы", "Возвращение Рая"

Ребенок, после длительных и сложных переживаний, оказывается на свободе.Основной лейтмотив четвертой матрицы - свобода после усилий. В некотором смысле четвертая матрица это мистическое переживание смерти и возрождения: человек, существоваший в безмятежной "вселенной матки" умирает и возрождается в совершенно новом качесте. Контакт с новым миром - огромный стресс. С одной стороны, ужас убивающего давления прекратился. Но с другой - он оказывается во враждебном и, главное, непривычном мире. Здесь другая температура, удушье перед первым вдохом, здесь нет околоплодных вод и происходит первое столкновение с гравитацией, здесь беспомощность. На этом этапе очень важно, чтобы ребенок сразу очутился в руках у матери и почувствовал защищенность и тепло, знакомый запах. Это - возвращение Рая, примирение с новым незнакомым миром.

Травмы БПМ 4.

Ребенок разлучен с матерью сразу после родов. После трудностей родов, после "пути героя" ребенок попадает в агрессивную среду: его начинают взвешивать, мыть, обмерять, кладут на холодный стол. В этом случае формируется паттерн "Все было напрасно. Зачем прилагать усилия, если все кончается так плохо?" - человек не видит смысла в действиях, так как они "ни к чему хорошему не приводят". Свобода такими людьми может расцениваться не как ценность, а как одиночество и холод.

Нарушения в базовых перинатальных матрицах можно и желательно корректировать! Любовь, принятие, внимание, некоторые специальные методы воспитания в первые годы жизни ребенкав значительной степени компенсируют травматичные последствия.

Взрослые, желающие заглянуть в тайну своего рождения и проработать негативные последствия, могут использовать методики холотропного дыхания.

Известный психиатр Станислав Гроф в течение нескольких лет работал с душевнобольными людьми. Он обнаружил потрясающую вещь - огромная часть его пациентов в состоянии вспомнить и заново пережить не только момент своего появления на свет, но и предшествующие этому долгие, девять месяцев, которые они находились в материнской утробе.

Матрица - некий прототип, по которому строятся все дальнейшие объекты. База - это некий фундамент, на котором основываются все Дальнейшие построения. А перинатальным называют все, что характеризует состояние ребенка до рождения и сразу после него.

Итак, первая перинатальная матрица, когда ребенок находится в уюте и полной защищенности, формируетcя во время беременности. Для малыша это самое замечательное время - он любим и желанен. Мир к нему благосклонен.
Он в полной безопасности. Мама любит его, еще ничего о нем не зная: ни пола, ни цвета волос и глаз. Согласно одной из теорий психологии, ребенок пребывает в состоянии «МИР - О"Кеу и Я - О"Кеу», что означает - «Мир в порядке, и Я в порядке».

В это время формируется матрица оптимизма, веры, что все к лучшему, все будет хорошо. Если мама была рада беременности, счастлива и довольна, малыш рождается с «синдромом счастья». Есть люди, способные быть счастливыми при любых обстоятельствах. Это значит, что у них очень благополучно сформирована первая перинатальная матрица.

Конечно, вряд ли вам удастся провести все девять месяцев в состоянии безбрежного счастья. Порою вам будет казаться, что нервы напряжены до предела, и любую мелочь вы будете воспринимать близко к сердцу.
Но и этот опыт тоже имеет смысл. Малыш должен накопить определенный багаж знаний об эмоциях. Он должен уметь переживать, чтобы потом научиться сопереживать, уметь огорчаться, чтобы научиться сочувствовать. Это та самая матрица, на которой сознание будет отливать все более сложные эмоции и черты характера. Происходит это ближе к концу беременности, когда уже накоплен «багаж счастья» и гораздо легче для формирующегося мозга и психики справиться с мамиными переживаниями.

Кроме того, самое длительное и содержательное время вашего единства дает малышу еще очень многое. Начиная с уровня его консервативности и заканчивая его сексуальной ориентацией.

Вторая базовая перинатальная матрица формируется во время схваток, третья - во время открытия родового канала, четвертая - во время прохождения малого таза, т.
е. во время рождения.
Итак, вторая базовая перинатальная матрица формируется во время схваток. Для малыша это первый опыт конфликта, первый опыт серьезного стресса.

И если первую малыш мог бы охарактеризовать как «МИР - О"Кеу, и Я - О"Кеу» («Мир в порядке, и Я в порядке»), то теперь это - «МИР - О"Кеу, но Я - не О"Кеу» («Мир в порядке, но Я не в порядке»). Почему?

Все меняется. Приходит боль. Но мир-то остается прежним: малыш по-прежнему часть мамы, значит, что-то не так с ним... Ему больно, его жмет какая-то сила. Что происходит? Малыш уже знает - в природе действует естественный отбор: если ты здоров, ты растешь и развиваешься дальше, если ты болен - организм матери прекращает беременность, происходит выкидыш. То есть враждебность по отношению к нему материнского организма малыш воспринимает как знак своей ущербности: значит, я плохой!

Если же родовая деятельность идет своим естественным чередом, то на этом этапе из установки «я плохой, со мной что-то не так» формируется матрица, которая является базой для способности к самоанализу, самокритике. Но главное - формируется матрица терпения и способности стойко переживать жизненные неурядицы. Это вовсе не значит, что «в голове образуется пространство», где будет жить терпение. Нет, конечно. Просто в подсознании формируется некая база, на которой по мере накопления жизненного опыта будут формироваться определенные черты личности. Если малыш появился в результате кесарева сечения и не прошел через схватки, воспитать его терпеливым можно, хотя это будет нелегко.

Стимуляция нежелательна еще по одной причине: медикаментозное вмешательство в естественный процесс чревато быстрым приобретением зависимости от табака, алкоголя, наркотиков и прочей гадости. Есть люди, начинающие курить с первой сигареты. А другие не привыкают к наркотикам даже после нескольких уколов. Корни - во второй перинатальной матрице. Наверняка при рождении человека, который 10 лет мучается, никак не может бросить курить, применяли стимуляцию и обезболивание. Механизм такой зависимости прост: стимуляцию практически всегда сопровождает обезболивание (очень уж болезненными становятся схватки). Малышу приходится туго. И тут настает неожиданное облегчение - обезболивающее начинает действовать. Формируется достаточно стойкий стереотип: когда очень сложно справиться с ситуацией, нужно «уколоться и забыться».

Третья базовая перинатальная матрица. Тут все просто. Малыш принимает решение действовать. И впервые в своей жизни начинает трудиться - продвигаться по родовым путям. Мама ему помогает - тужится.
Что закладывается в этот момент? Трудолюбие, настойчивость, целеустремленность. Очень важные качества. И, как всегда, очень важно, чтобы все прошло без проблем. Помимо всего прочего, данная матрица очень сильно влияет на сексуальность человека. Но вот, наконец, самое тяжелое позади. В момент, когда смерть сливается воедино с рождением, малыш воскресает в новом мире. Что его ждет?

Четвертая базовая перинатальная матрица характеризует начало существования малыша как самостоятельной личности, т. е. вне материнского организма. Это долгий период, но самое важное закладывается в первые часы после рождения.

После трудного, долгого и напряженного пути любой странник ждет отдыха и награды за свои труды. То же самое и малыш. Природой предопределено вернуть ребенка в его изначальное состояние «МИР - О"Кеу, и Я - О"Кеу» («МИР в порядке, и Я в порядке»). Но теперь это другой уровень благополучия. Малыш должен осознать, что, несмотря на потерянное единство с материнским организмом, он по-прежнему любим и необходим маме, что они по-прежнему вместе, она заботится о нем и не покинет его. То есть малыш должен ощутить благожелательность, приветливость нового мира («МИР - О"Кеу»), и почувствовать себя в нем хорошо («Я - О"Кеу»). Так что же для этого нужно?

Родившись, малыш должен попасть к маме на живот, чтобы по-новому ощутить утраченное единство. Сейчас это два разных организма, но их по-прежнему соединяет пуповина как свидетель их недавней общности. И пока она не отпульсирует, перерезать ее и разъединять маму с ребенком нельзя! Так же, как и уносить малыша от матери. Только представьте: вы рождаетесь, трудитесь, терпите невыносимые страдания, в надежде что там, снаружи, вас ждет другой мир, прекрасный и доброжелательный, в надежде опять обрести свою мать и ее любовь. И вот вы родились. Вас встречает совершенно чужой дядя (тетя), грубо хватает, шлепает или поднимает вверх ногами, ваши легкие раздирает от первого вздоха, после чего вас обтирают от первородной смазки и вы кожей начинаете чувствовать холод. И в довершение всего вас кидают на холодные металлические весы, после чего туго пеленают и уносят прочь от мамы... «И ради этого мне пришлось пройти весь этот ужасный путь?» - хочется кричать вам.

Если же малыш, родившись, попадает к маме на живот, слышит биение такого родного сердца, чувствует ее запах, ощущает кожей тепло ее тела, а главное - ее безграничную любовь, то кроха понимает, что сражался не зря, что он нашел то, что искал, и теперь все будет хорошо. Ребенок получает не только ценнейшие капли молозива, необходимые для его иммунной защиты, но и всю силу материнской любви. И это главное, что формируется в четвертой базовой перинатальной матрице. Что еще? Вера в людей, в счастливый финал при любых обстоятельствах.

Кроме того, в четвертой матрице закладывается комплекс неполноценности. Поэтому, когда вы увидите своего чудесного ребенка, выразите ему свою любовь и восхищение. Радость этой долгожданной встречи наполнит вашу дальнейшую жизнь с малышом теплом и светом, защитит от послеродовой депрессии, научит получать настоящее удовольствие от общения друг с другом.

Все, что закладывается в подсознании вашего малыша в течение беременности, рождения и послеродового периода, слава богу, не фатально. Практически все негативные последствия можно исправить воспитанием и любовью. Но также можно свести на нет и все положительные. Поэтому главное, что вы должны сделать, - постараться вернуться к своей женской природе, родить в соответствии с ее законами, помогать себе и малышу позитивными мыслями... жить в Любви и рожать в Любви. И помните: в Великом Таинстве рождения нет ничего второстепенного.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!