Становление абсолютизма в России. Внешняя политика России в XVII веке

Россия в правление первых Романовых. Общественная эволюция основывалась на том типе феодализма, который оформился в XY - XYI вв. (самодержавие, крепостничество, этатизм).

Усилия правительства Михаила Федоровича (1613 - 1645 гг.) были направлены на преодоление последствий лихолетья. В правления Алексея Михайловича (1645 - 16476гг.) и Федора Алексеевича (1676 - 1682 гг.) продолжился территориальный рост государства (присоединение в 1654 г. левобережной Украины с Киевом, выход к тихоокеанскому побережью; с середины столетия Россия стала крупнейшим государством мира), закладывались элементы перерастания самодержавной монархии в абсолютизм.

Экономика: - экономические последствия «смуты» были устранены к середине века;

  • - рост аграрного сектора за счет экстенсивного (урожайность вдвое уступала европейской) освоения новых земель;
  • - появление центров товарного (ориентированного на продажу излишков) земледелия - Среднее Поволжье, Черноземье; региональной торгово-промышленной специализации (металлообработка - в центре и на севере, солеварения - на севере и др.), ярмарок.

При сохранении доминирующей роли феодально-натурального хозяйства зарождаются элементы всероссийского рынка.

Социальные отношения: - завершается юридическое оформление крепостного права. Соборное Уложение 1649 г. вводит вечный государственный сыск беглых. Крепостное право в России, в отличие от Европы, складывавшегося по мере роста доходности барщинной (отрабатываемой на барской запашке) повинности, укоренялось по мере нарастания государственных нужд, что усиливало роль внеэкономического перераспределения продуктов производства; упрощается социальная структура путем принудительной консолидации сословий: минимизируются различия между боярством и дворянством за счет сближения статуса вотчин и поместий и отмены в 1682 г. местничества (распределение служебных мест по происхождению); оформляется привилегированная купеческая элита; крестьянство уравнивается в крепостном состоянии (в последней четверти века 85% - владельческие, 10% - дворцовые,5% - государственные («черносошные»), посадское население прикрепляется к городским общинам.

Социальные движения. Оформление крепостничеств вызывало всплески активности низов - стихийных бунтов (городские восстания второй половины 40-х гг. «медный бунт» - следствие роста цен; «крестьянская война» - с элементами организованности - под руководством донского атамана С.Т. Разина в 1670 - 1671 гг.). Историческая продуктивность народных движений спорна: «пугая» правящий слой, бунты сдерживали его социальный эгоизм, но побуждали усиливать властный деспотизм.

Церковный раскол. Пришедшая из Византии русская церковная традиция основывалась на «симфонии» (согласии) между светской и церковной властями (при доминирующей роли первой).

В середине века в ходе церковной реформы патриарха Никона (связанной с видоизменением обрядовой стороны православия) происходит раскол русского православия на сторонников патриарха («никониан») и «старообрядцев» (главный идеолог - выдающийся писатель и проповедник протопоп Аввакум), приведший к жестоким гонениям последних.

Последствия раскола: - отстранив Никона и возглавив реформу, светская власть усилила контроль над церковью;

Формируется противостояние официальной светско-духовной власти и приверженцами старообрядчества.

Власть. С воцарением Алексея Михайловича нарастает процесс централизации управления и дальнейшей концентрации властных прерогатив в руках монарха:

  • - падает значение Земских соборов;
  • -уменьшается роль Боярской Думы;
  • - завершается складывание приказной системы;
  • - кормления заменяются воеводским правлением;
  • - начинается процесс складывания русской бюрократии - корпорации профессиональных управленцев;
  • - закладываются основы вооруженных сил постоянной готовности, (солдатские полки «нового строя»).

Происходит формирование элементов абсолютизма в России.

Российский абсолютизм - в отличие от европейского, оформившегося в условиях перехода от феодальных к буржуазным отношениям - складывался на основе господства феодально-крепостнической системы. Российский абсолютизм - самодержавие с бюрократией, создающей механизм реализации неограниченной власти государя в центре и на местах.

Культура средневековой Руси - России.

Нашествие ордынцев оказало разрушающее воздействие на древнерусскую культуру. Подъем связан с началом объединительных процессов: - возобновляется общерусское летописание;

  • - событием в развитии русской духовной культуры стала «Задонщина», посвященная великой победе в Куликовской битве;
  • - всемирного значения расцвет переживает иконопись (Ф.Грек, А. Рублев);
  • - развивается каменное строительство (ансамбль Московского Кремля).

В эпоху оформления самодержавного строя (XYI в.) обогащаются сложившиеся направления:

  • - создаются летописные своды русской истории; зарождается публицистика;
  • - начало книгопечатания (в 1564 г. Иван Федоров и Петр Мстиславец издают «Апостол») не получившего развития вплоть до XYIII в.;
  • - в архитектуре прослеживаются национальные мотивы, ведется строительство мощных оборонительных сооружений.

XYII в. ознаменован крупными сдвигами в духовно - культурной сфере. Прежнее религиозно - идеологическое единство общества уходит в прошлое.

Зарождается авторское начало, разрушающее каноны: складываются литературные жанры; формируются русское барокко в архитектуре, светская живопись (Симон Ушаков). Новые явления проникают в быт знати (европейские заимствования). Культурная эволюция русских земель отражала процесс формирования великорусской народности, перерастающей в более прочную этническую общность - русскую нацию.

Характер государства первых Романовых. Российская самодержавная монархия была «служилым государством» с элементами сословной представительности. Губные и земские органы, Земские соборы, которые утрачивают значение с середины XYII в., - в отличие от парламентов в европейских монархиях - находились под полным контролем местной и центральной властей и являлись инструментами реализации их воли.

Все слои российского общества «уравнивались» в подданническом служении государству - государю.

русь политический исторический экономический

В.И. Ленин дал определение абсолютизма в работе "Попятное на-

правление в русской социал-демократии": "Самодержавие (абсолютизм,неограниченная монархия) есть такая форма правления, при которой верховная власть принадлежит всецело и нераздельно (неограниченно) царю. Царь издает законы, назначает чиновников, собирает и расходует

народные деньги без всякого участия народа в законодательстве и в

контроле за управлением"

Возникновение абсолютной монархии в России относится ко второй

половине XVII в. "Только новый период русской истории (примерно с

XVII века), - писал В.И. Ленин, - характеризуется действительно фак-

тическим слиянием всех таких областей, земель и княжеств в одно це-

лое. Слияние это... вызывалось усиливающимся обменом между облас-

тями, постепенно растущим товарным обращением, концентрированием

небольших местных рынков в один всероссийский рынок. Так как ру-

ководителями и хозяевами этого процесса были капиталисты-купцы, то

создание этих национальных связей было ни чем иным, как созданием

связей буржуазных"1. В это время возникают буржуазные отношения.

Возрастает соответственно и роль посадского населения в политической

жизни страны, появляются первые мануфактуры. В XVII в. их было

около 30, а к 1725 г. - уже свыше 200.

В начальный период становления абсолютизма в России монарх в

борьбе с боярской аристократией опирается и на верхи посада. В XVII в.

наблюдаются и определенные противоречия между феодалами и посад-

ским населением. Так, Соборное уложение 1649 г. удовлетворило тре-

бование посадского населения о ликвидации конкурировавших с поса-

дом так называемых "белых" слобод, принадлежавших светским и ду-

ховным феодалам.

В своих челобитных верхи посада требовали у монарха оградить их

от конкуренции иноземных купцов. Русское купечество было заинтере-

совано в установлении абсолютизма для успешной борьбы с проникав-

шими в страну иностранными торговцами.

Нарождавшийся абсолютизм в целях реализации своих внешних и



внутренних задач поощрял развитие торговли и промышленности, осо-

бенно в первой четверти XVIII в. Проблема обеспечения возникающих

мануфактур рабочей силой решалась путем приписки к ним государст-

венных крестьян. Кроме того, разрешалось покупать крестьян с землей

при обязательном условии использования их труда на мануфактурах.

В результате развития товарно-денежных отношений возникла воз-

аппарат, в том числе и многочисленную армию.

Хотя в этот период и происходил процесс зарождения буржуазных

отношений, основы феодализма еще не были подорваны. Господствую-

щей системой по-прежнему продолжало оставаться феодальное хозяйст-

во. Однако оно все больше вынуждено было приспосабливаться к рын-

ку, к товарно-денежным отношениям. В XVII в. происходит возрастание

роли поместного хозяйства в экономике страны и соответственно подъ-

ем политического значения дворянства. В период становления абсолю-

тизма монарх опирался на дворянство в борьбе с боярской и церковной

оппозицией, выступавшей против усиления царской власти. Абсолютизм

делал все, чтобы консолидировать класс феодалов, укрепить тем самым

свою социальную базу. Этому во многом способствовали начатое еще

Соборным уложением 1649 г. уравнение в правовом положении поме-

стья и вотчины, завершенное в 1714 г. Указом Петра I "О единонасле-

дии", а также отмена местничества в 1682 г. и издание в 1722 г. Табели

о рангах. В результате светские феодалы были превращены в единое

сословие, получившее при Петре I название "шляхетства", а в дальней-

шем именуемое дворянством. Все командные должности в государст-

венном аппарате замещались представителями дворянства.

Укрепление господства феодалов, а также положения купечества

шло за счет нещадной эксплуатации трудящихся масс и приводило к

обострению классовой борьбы в стране. Восстания крестьян, выступле-

ния низов посадского населения, борьба угнетенных народов - все это

заставило господствующий класс перейти к созданию абсолютной мо-

нархии, при которой он мог эффективнее подавлять любые выступления

народа. Для этого абсолютистское государство широко использовало

армию, полицию, суд и другие государственные органы. Обстоятельст-

вом, способствовавшим окончательному становлению абсолютизма, бы-

ла борьба внутри самого господствующего класса феодалов, между ду-

ховными и светскими феодалами, между боярами и дворянами.

На важность фактора классовой борьбы в изменении организации

государства указывал В.И. Ленин: "Классовая борьба, борьба эксплуа-

тируемой части народа против эксплуататорской лежит в основе поли-

тических преобразований и в конечном счете решает судьбу всех таких

преобразований" . Причем необходимо иметь в виду следующее обстоятельство: противоречия внутри класса феодалов были неантагонистическими, в то время как борьба народных масс против феодалов носила

антагонистический характер.

Установление абсолютизма в России было вызвано и внешнеполитическими причинами: необходимостью борьбы за политическую и экономическую независимость страны, за выход к морю. Абсолютная монархия оказалась более приспособленной к решению этих задач, нежели сословно-представительная монархия. Так, двадцатипятилетняя Ливонская война (1558-1583 гг.) закончилась поражением России, а абсолютная монархия в результате Северной войны (1700-1721 гг.) блестяще

справилась с решением этой проблемы.

Абсолютизм в России возник и развивался в специфических условиях существования крепостного права и сельской общины, подвергнутой уже значительному разложению. Определенную роль в становлении абсолютизма сыграла и политика царей, направленная на усиление своей власти.

Таким образом, возникновение абсолютной монархии в России было вызвано всем ходом общественно-экономического развития, зарождением буржуазных отношений, усилением классовых противоречий и классовой борьбы, внешнеполитическим положением России в то время.

Абсолютизм в России возник во второй половине XVII в. Именно с

этого времени перестали созываться Земские соборы, которые в определенной степени ограничивали власть царя. Теперь он уже обходился

без них. Однако еще происходили государственные совещания с представителями отдельных сословий по различным вопросам: о ценах на

товары, о денежной системе, об условиях договора о торговле с армянскими купцами, о местничестве и т.д. (1660, 1662, 1667, 1682 гг. и т.д.).

Укреплялась приказная система управления, подчиненная непосредственно царю. Было создано постоянное царское войско. Монарх стал

менее зависимым от дворянского войска, которое, например, в 1681 г.

насчитывало лишь 6 тыс. человек. В то же время постоянное войско

состояло из 82 тыс. стрельцов, рейтаров, драгун, солдат.

Царь приобрел значительную финансовую самостоятельность, полу-

чая доходы от своих вотчин, сбора подати с покоренных народов, от

таможенных сборов, возросших в связи с развитием торговли. Важное

значение имели налоги (стрелецкие, ямские и т.д.), царская монополия

на изготовление и продажу водки, пива, меда. Это давало возможность

создавать и содержать все увеличивающийся государственный аппарат.

С ослаблением экономической и политической роли бояр снизилось

значение Боярской думы. Изменился и ее состав, пополнившийся дво-

рянами. Так, в 1688 г. из 62 членов Боярской думы лишь 28 принадле-

жали к старым боярским родам, остальные же были выходцами из дворян и даже купечества. Боярская дума редко созывалась, ее место стала

Абсолютизм получает в этот период идеологическое обоснование в

труде Феофана Прокоповича "Правда воли монаршей", написанном по

специальному указанию Петра I. Ф. Прокопович оправдывал необходи-

мость власти абсолютного монарха

занимать так называемая "Тайная" или "Ближняя" дума из небольшого

числа близких царю лиц, с которыми он решал основные вопросы. Об

упадке Боярской думы свидетельствовало и резкое увеличение числа

именных указов, изданных царем без совещания с Думой. Царь Алексей

Михайлович издал 588 именных указов, в то время как указов, одоб-

ренных Боярской думой, было лишь 49.

Происходил интенсивный процесс подчинения церкви государству.

Конфликт между царем Алексеем Михайловичем и патриархом Нико-

ном закончился поражением церкви и низложением патриарха.

Таким образом, во второй половине XVII в. в России возник абсо-

лютизм, который, по выражению В.И. Ленина, характеризовался как

абсолютизм "с боярской Думой и боярской аристократией..."1.

Окончательно он оформился в первой четверти XVIII в. при Петре I.

Земские соборы не созывались с 1653 г. В первые годы царствования

Петра I Боярская дума формально существовала, но никакой власти не

имела, сократилось и число ее членов. В 1701 г. функции Думы пе-

решли к "Ближней канцелярии", объединявшей работу важнейших государственных органов. Лица, состоявшие в ней, именовались министрами, а их Совет затем получил название Конзилии (или консилии) министров (количество ее членов колебалось от 8 до 14 человек). Советуясь с Конзилией, монарх решал важнейшие государственные вопросы.

Конзилия не имела аристократического характера, как Боярская дума, а являлась обычным бюрократическим органом, имевшим регламент своей деятельности и состоявшим из чиновников, которые назначались царем и были непосредственно ему подчинены. С учреждением в феврале

1711 г. Сената окончательно перестала функционировать Боярская дума. Исчез последний орган, который в определенной степени ограничивал власть монарха. Царь стал неограниченным правителем страны. В

первой четверти XVIII в. были созданы разветвленный бюрократический государственный аппарат, а также постоянная регулярная армия, непосредственно подчиненные царю. Произошло и определенное подчинение

церкви государству.

В первой четверти XVIII в. абсолютная монархия получила законодательное закрепление. В толковании к артикулу 20 Воинского устава

(1716 г.) говорится следующее: "... его величество есть самовластный

Монарх никому на свете о своих делах ответу дать не должен; но силу

власть имеет свои Государства и земли, яко Христианский государь по

своей воле и благомнению управлять".

В Регламенте, или Уставе, духовной коллегии Петр I вновь прово-

дит мысль об абсолютной власти монарха: "Монархов власть есть само-

державная, которым повиноваться Сам Бог за совесть повелевает".

концу XVII в. в России начинает складываться абсо­лютная монархия, которая возникла не сразу после об­разования централизованного государства, установле­ния самодержавного строя, т.к. самодержавие еще не есть абсолютизм. Для последнего требуется ряд условий и предпо­сылок.

Для абсолютной монархии характерно максимальное со­средоточение власти (как светской, так и духовной) в руках одной личности. Однако это не единственный признак. Со­средоточение власти осуществлялось египетскими фараона­ми, римскими императорами и диктаторамиXX в. И все же это не было абсолютной монархией. Для возникновения пос­ледней необходим переходный период от феодальной к капи­талистической системе. Этот переход в разных странах про­исходил в разные исторические периоды, сохраняя при этом общие черты.

Для абсолютной монархии характерно наличие сильного, разветвленного профессионального бюрократического аппа­рата, сильной постоянной армии, ликвидация всех сословно-представительных органов и учреждений. Все эти признаки были присущи и российскому абсолютизму. Однако у него были свои существенные особенности:

если абсолютная монархия в Европе складывалась в ус­ловиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов (особенно крепостного

права), то абсолютизм в России совпал с развитием крепост­ничества;

если социальной базой западноевропейского абсолютиз­ма был союз дворянства с городами (вольными, имперски­ми), то российский абсолютизм опирался в основном на кре­постническое дворянство, служилое сословие.

Установление абсолютной монархии в России сопровож­далось широкой экспансией государства, его вторжением во все сферы общественной, корпоративной и частной жизни. Экспансионистские устремления выразились, прежде всего, в стремлении к расширению своей территории и выходу к морям. Другим направлением экспансии стала политика даль­нейшего закрепощения, принявшая наиболее жестокие формы в XVIII в. Наконец, усиление роли государства про­явилось в детальной, обстоятельной регламентации прав и обязанностей отдельных сословий и социальных групп. На­ряду с этим происходила юридическая консолидация правя­щего класса, из разных феодальных слоев сложилось сосло­вие дворянства.

Идеология абсолютизма может быть определена как «пат­риархальная». Глава государства (царь, император) представ­ляется как «отец нации», «отец народа», который любит и хорошо знает, чего хотят его дети. Он вправе их воспиты­вать, поучать и наказывать. Отсюда стремление контролиро­вать все, даже малейшие проявления общественной и част­ной жизни: указы первой четверти XVIII в. предписывали населению, когда гасить свет, какие танцы танцевать на ас­самблеях, в каких гробах хоронить, брить или не брить боро­ды и т.п.

Государство, возникшее в начале XVIII в., называют «полицейским» не только потому, что именно в этот период была создана профессиональная полиция, но и потому, что госу­дарство стремилось вмешиваться во все мелочи жизни, регла­ментируя их.

В отдельные периоды существования абсолютной монар­хии ее идеологией становилась идеология «просвещения»:

возникали правовые формы, напоминающие западноевро­пейские (французские, английские), предпринимались по­пытки создания правовых основ государственности («право­вого государства»), конституции, культурного просветитель-

ства. Эти тенденции были об) словлены не только личностью того или иного монарха (Екатерины II, Александра I), но и социально-экономической и политической ситуацией. Часть дворянства отказывалась от традиционных и консерватив­ных методов хозяйствования и политики, искала более гиб­кие формы. Этому способствовало культурное и промышлен­ное развитие страны. «Просвещенный» абсолютизм возникал в периоды, когда старые (полицейские и патриархальные) методы управления становились неэффективными. Однако в любой момент мог быть осуществлен возврат к старым при­емам (либеральный период правления Екатерины II заканчи­вается после крестьянской войны Пугачева).

Для системы властвования, установившейся в эпоху абсо­лютизма, характерны довольно частые дворцовые переворо­ты, осуществляемые дворянской аристократией и дворцовой гвардией. Означало ли это ослабление и кризис системы аб­солютной монархии? Видимо, нет. Легкость, с которой про­исходила смена монархов, свидетельствует о том, что в уста­новившейся и укрепившейся системе абсолютистской монар­хии личность монарха уже не имела особого значения. Все решал сам механизм власти, в котором каждый член общества и государства был только «винтиком».

Для политической идеологии абсолютизма характерно стремление к четкой классификации социальных групп и ин­дивидов: личность растворяется в таких понятиях, как «сол­дат», «заключенный», «чиновник»и т.п. Государство с помо­щью правовых норм стремится регламентировать деятель­ность каждого подданного. Поэтому для абсолютизма харак­терен еще один признак - обилие писаных юридических актов, принимаемых по каждому поводу. Государственный ап­парат в целом, отдельные его части действуют по предписа­нию специальных регламентов, иерархию которых замыкает Генеральный регламент.

В сфере экономической идеологии господствующей ста­новится философия меркантилизма, ориентирующая эконо­мику на превышение экспорта над импортом, накопление, бережливость и государственный протекционизм.

Областью зарождения капиталистических элементов (без проявления которых невозможно установление абсолютиз­ма) в России стали мануфактурное производство (государст-

Складывается всероссийский рынок, центром торговых связей остается Москва. В состав торговцев входят купцы, помещики и крестьяне. Характерно отношение законодателя к торгующим крестьянам - наряду с установлением разреше­ний и льгот для них закон постоянно склонен ограничивать эту деятельность. В 1711 г. установлены льготы крестьянам, торгующим в городах, но уже в 1722 г. деревенским торговцам запрещается торговать в городах, в 1723 г. устанавливаются ограничения для записи крестьян в посад. С 1726 г. начинает­ся выдача паспортов крестьянам-отходникам. В 1731 г. крес­тьянам запрещается торговать в портах, выпускать промыш­ленные товары и брать подряды. В 1739 г. вводятся серьезные штрафы за деятельность неразрешенных мануфактур. Крес­тьянам не разрешается записываться добровольцами в армию (1727 г.) и приносить присягу (1741 г.). В 1745 г. издает­ся Указ, разрешающий крестьянам торговать в селах, а в 1748 г. они получают право записываться в купечество.

Черносошные крестьяне, жившие общиной, сохраняли право собственности на пашни, покосы и угодья, которые они обрабатывали, могли продать, заложить, отдать в прида­ное. Они уплачивали государству денежный оброк и выполня­ли натуральные повинности. Крестьяне нерусского населе­ния Поволжья и Приуралья, кроме того, уплачивали ясак (на­туральную дань) государству. Особую группу государственных крестьян составляли однодворцы (не попавшие в состав дво-рянства-шляхтества, выходцы из московских служилых людей). Они платили подушную и оброчную подати, с 1713 г. служили в ландмилиции, выполнявшей полицейские функ­ции вплоть до 1783 г

Частновладельческие крестьяне составляли в XVIII в. большинство крестьянского населения. Дворцовые крестья­не, проживающие на дворцовых землях, находились в управ­лении дворцовой канцелярии (с 1775 г. - казенных

Наиболее многочисленной была группа помещичьих крестьян. К источникам закрепощения относилось рожде­ние, запись по ревизии, закрепление незаконнорожденных подкидышей воспитателями, военнопленных нехристианского происхождения

Прекращение крепостного состояния связывалось с: от­быванием рекрутской повинности (освобождались также жена и дети рекрута), ссылкой крепостного в Сибирь, отпус­ком по отпускной грамоте или духовному завещанию, выку­пом, отобранием имения помещика в казну, возвращением крепостного из плена, бегством в отдаленные окраины и за­писью в государственные волости, фабрики и заводы (с 1759 г.).

Покупку недвижимости крепостной мог осуществлять только на имя помещика. Имевший лавку или завод крепост­ной уплачивал помеыщку поземельный сбор. Крестьянское имущество наследовалось только по мужской линии и по со­

гласованию с помещиком. На имя помещика крестьяне могли приобрета

В 1721 г. был издан указ, разрешавший купцам и заводчи­кам приобретать населенные деревни, чтобы обеспечивать рабочими руками создаваемые предприятия. В 1752 г. указом было определено число крестьян, которых можно было при­обретать для работы на заводах, но уже в 1762 г. такая покупка была запрещена: на фабриках могли работать только вольно­наемные люди по паспортам. Затем последовало (в 1798 г.)

Дифференциация крестьянства приводила к выделению из его среды мануфактуристов, ростовщиков и купцов. Про­цесс этого выделения наталкивался на многие препятствия социально-психологического, экономического и правового характера. Крестьянский отход ограничивался владельцами, заинтересованными в эксплуатации крестьян на барщине. Вместе с тем возрастание сумм оброка стимулировало поме­щиков к использованию труда крестьян на стороне, в отхо­дах. Запрет продавать крестьян без земли и в розницу (1721 г.) затруднял для промышленников использование их труда на предприятиях и мануфактурах. В том же 1721 г. купцы получи­ли право покупать крестьян целыми деревнями и приписы­вать их к мануфактурам. Управление этими крестьянами осу­ществлялось Берг-Коллегией и Мануфактур-Коллегией. Про­дажа этих крестьян разрешалась только вместе с мануфакту­рами. Такая организационная мера была возможна только в условиях крепостнического режима и по характеру напоми­нала прикрепление посадского населения к посадам, а крес­тьян - к земле, произведенное Соборным Сложением 1649 г. Она препятствовала перераспределению рабочей силы внут­ри отрасли и за ее пределами, не стимулировала повышение производительности труда и его качества. С другой стороны,

Таможенный устав 1653 г. и Новоторговый устав 1667 г. предоставили торговым людям посада право свободной тор­говли. На купечество стали возлагаться новые управленчес­кие и финансовые обязанное ги, например взимание «стре­лецкой подати»(1681 г.) или участие в работе Корабельной палаты.

В городах стали формироваться органы самоуправления:

посадские сходы, магистраты. Стало юридически оформлять­ся городское сословие. По регламенту Главного магистрата 1721 г. оно пало делиться на регулярных граждан и «под-лых»людей. Регулярные, в свою очередь, подразделялись на первую гильдию (банкиры, купцы, доктора, аптекари, шкипе­ры купеческих судов, живописцы, иконописцы и серебряных дел мастера) и втор)ю гильдию (ремесленники, столяры, портные, сапожники, мелкие торговцы). Гильдии управля­лись гильдейскими сходами и старшинами.

В интересах дворянства продолжался процесс дальнейше­го закрепощения крестьян. В 1722-1725 гг. была проведена перепись, которая дала основу для закрепощения категорий крестьянства, имевшего до этого иной статус. В 1729 г. были прикреплены кабальные (лично зависимые, но не крепост­ные) и «гулящие»люди. Делались неоднократные попытки распространить крепостную зависимость на казаков и одно­дворцев, однако эти группы продолжали занимать промеж­уточное место между государственными крестьянами и слу­жилыми людьми.

С 1714 г. устанавливается обязательное начальное обуче­ние для дворянских детей. Создаются специальные морские и военные школы, вводятся зарубежные командировки для обучения молодых дворян, претендующих на офицерское звание. В гвардейских полках (Семеновском и Прео

Дворяне составляли значительную часть в структуре на­рождающегося бюрократического класса: в верхних его слоях (сенаторы, руководители коллегий, канцелярий, при­казов, губернаторы, вице-губернаторы) они были монополис­тами. Подавляющее большинство высших чиновников (от коллежских советников до асессоров) также состояло из дво­рян. Нижние чиновники в массе своей были выходцами из разночинных слоев.

Оформление новых социальных групп проходило на фоне ломки старых сословно-представительных учреждений. Последний Земский собор проходил в середине XVII в. После этого созывались сословные собрания, на которых обсужда­лись различные вопросы: о денежной системе, ценах, местни­честве и пр. (60-80-е гг. XVII в.). Ликвидация сословно-пред­ставительных органов была обусловлена позицией централь­ной администрации, реформой финансовой системы и во­оруженных сил.

Централизация власти, формирование профессиональ­ной бюрократии, с одной стороны, и усиление крепостничес­кой системы (т.е. ликвидация остатков крестьянского самоуп­равления) , с другой - разрушали систему земского представи­тельства. Дворянство становилось единственным правящим сословием, захватив в центре почти все места в государствен­ном аппарате и армии, а на местах став полноправным хозяи­ном над крестьянами. Почти столь же сильные позиции дво­рянство имело и в городах.

Существенные перемены в социальной структуре общест­ва конца XVII в. - начала XVIII в. выявились в ходе военных реформ. В конце XVII в. основу войска все еще составляла дворянская конница. Все сильнее она начинает дополняться, а затем и оттесняться новыми формированиями: стрелецки­ми частями и полками «иноземного строя» (рейтарскими и драгунскими). Эти части, находившиеся на жалованьи, чис­ленно превосходили дворянский контингент: в 1679 г. «по прибору» служили около семидесяти тысяч человек, в 1681 г. -уже свыше восьмидесяти тысяч. Дворянская конни­ца в то же время насчитывала не более шести тысяч. К 1681 г. восемьдесят девять тысяч из ста шестидесяти четырех были

переведены в «иноземный строй». Если стрельцы были еще полурегулярным войском (и были привязаны к своим дворам и огородничеству на посадах), то полки «иноземного строя»были зародышем профессиональной армии. Офицер­ский корпус уже в конце XVII в. быстро пополнялся иностран­ными специалистами. Этот путь военных реформ позволял центральной власти стать независимой от дворянства в деле формирования вооруженных сил, одновременно используя служилую роль дворянства при создании офицерских кадров.

В финансовой сфере конец XVII в. отмечен интенсивным преобразованием всей податной и налоговой системы. Оста­вавшаяся основным видом обложения «соха»пополняется длинным рядом дополнительных налогов. Важнейшим из них были таможенный сбор, кабацкие (косвенные налоги), данные (прямые налоги), оброчные, ямские, стрелецкие, неокладные сборы, соляной и табачный акцизы. Налоговые преобразования опирались на организационные меры, при­званные упорядочить, централизовать и регламентировать эти мероприятия. В конце XVII в. «соха»как единица обложе­ния уступает место новой единице - «двору». Происходит перенос фискального внимания с обезличенной территории на субъект, обложение начинает приобретать все более пер­сональный характер. В 1646 г. проводится подворная пере­пись, а в 1678 г. составляются переписные книги. В 1679-1681 гг. произошел переход от поземельного к подворному обло­жению.

В 1718 г. была проведена подушная перепись, и финансо­вые службы перешли к подушному обложению населения. В результате этой акции были выделены группы неподатных сословий (дворянство и духовенство) и фактически уравне­ны в податном отношении различные группы крестьянского населения (государственные, владельческие, посессионные,

Абсолютизм характерен прежде всего тем, что вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти концентрировалась в руках наследного главы государства - короля. Ему был подчинен весь централизованный государственный механизм: армия, полиция, административный аппарат, суд.

Все французы, включая и дворян, были подданными короля, обязанные беспрекословно повиноваться.

При этом абсолютная монархия последовательно защищала классовые интересы дворянства.

С XVI века по первую половину XVII века абсолютная монархия, безусловно, играла прогрессивную роль в развитии Французского государства, так как сдерживала раскол страны, содействовала росту капиталистической промышленности и торговли. В этот период поощрялось строительство новых мануфактур, устанавливались высокие таможенные пошлины на ввозимые товары, основывались колонии.

После смерти Генриха Наваррского центральной политической фигурой стала мать Людовика XIII, королева Мария Медичи, которая затем заручилась поддержкой кардинала Ришелье, который в 1624 стал наставником и представителем короля и фактически управлял Францией до конца жизни в 1642.

Репутация Ришелье как одного из величайших государственных деятелей Франции основывается на его последовательной дальновидной и искусной внешней политике и на безжалостном подавлении непокорных дворян Ришелье отнял у гугенотов их крепости, например Ла-Рошель, которая выдерживала осаду в течение 14 месяцев. Он был также покровителем наук и искусств и основал Французскую Академию.

На местах Ришелье предпочитал опираться на особых королевских интендантов, в противовес губернаторам, чьи права были ограничены. Он также старался избавиться от провинциальных сословно- представительных учреждений и принизить значение судебных палат, пытаясь централи-зовать государственный аппарат и сосредоточить реальное управление в руках короля. Он смог существенно подорвать независимость дворян. В период правления Ришелье в практику вошло бессрочное заключение по приказу короля.

Концентрация всей государственной власти в руках короля привела к прекращению в 1614 году деятельности общефранцузского собрания сословий - Генеральных штатов (образованного в 1302 году, где каждое сословие: - духовенство, дворянство и «третье сословие» были представлены отдельной палатой и решение выносилось простым большинством голосов). Светская власть, в лице короля, подчиняет своему контролю и церковь, и именно у него через некоторое время появляется исключительное право назначать кандидатов на высшие посты во французской церкви.

Укрепление власти короля сопровождалось усилением влияния бюрократического аппарата. Как отмечалось ранее, государственному аппарату французского абсолютизма были присущи особенности, к числу которых можно отнести продажу государственных должностей, приносящую немалый доход правительству.

В итоге в стране одновременно функционировали государственные органы, которые условно делились на две категории. К первой относились учреждения, унаследованные от продаваемых должностей, контролируемых знатью. В их ведении находилась второстепенная сфера государственного управления. Вторую категорию представляли органы, созданные абсолютизмом, где чиновники назначались правительством, и именно они составляли основу управления.

Бюрократический механизм абсолютизма был громоздкий, сложный, коррумпированный и дорогостоящий.

После смерти Людовика XIII регентшей при малолетнем Людовике XIV стала мать Анна Австрийская. Фактически страной правил фаворит Мазарини, получивший кардинальский сан. Он продолжал политику абсолютизма. В оппозиции к правительству находились и парламенты городов, так как власть требовала их санкций на новые налоги. Когда Парижский парламент – высшая судебная палата – оказалась утвердить налоги, запретили его заседания. Парламент Парижа принял решение о ряде реформ против королевских указов, поддержанное народом и городскими магистрами. Это движение было названо Фрондой (1648-1649). В 1650-1653 гг. Фронду возглавила часть аристократии, которая потребовала ограничить королевскую власть и созвать Генеральные Штаты. Вторая Фронда получила название «Фронды принцев», Мазарини справился и с ней.

С 1661 года Людовик XIV (“король-солнце”) стал править единолично. Это апогей абсолютизма, но и начало его упадка. Резко возросла власть короля и усилилась государственная централизация. Были постоянные празднества, сооружение пышных дворцов и т.д. Из 54 лет самостоятельного правления Людовика XIV 33 года прошли в войнах. Но их главная цель – добиться гегемонии в Европе – не была достигнута, а денег было потрачено очень много. Недовольны были все. Экономику не спасала даже политика меркантилизма (протекционизм, субсидии крупным мануфактурам и т.д.) генерального контролера Кольбера.

После смерти Людовика XIV престол перешел к его пятилетнему правнуку Людовику XV (1715-1774). Регентом стал Филипп Орлеанский, правивший 8 лет. Генеральным контролером был назначен шотландец Джон Лоу, который усугубил экономический кризис, выпустив много ничем не обеспеченных банкнот.

Велись новые войны (на стороне Пруссии против Австрии (1740-1748) и в Семилетней войне (1756-1763) против Англии). Франция потеряла все колонии в Новом Свете и Индии.

Кризис усугубился тратами на роскошь и фавориток. Если Людовику XIV приписывали слова: «Государство – это я», - то Людовику XV: “После нас хоть потоп”.

К моменту прихода к власти Людовика XVI против абсолютизма были уже члены почти всех сословий. Отсюда начало Французской революции.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 29. Французский абсолютизм в XVII – XVIII веках.:

  1. Генезис и развитие высшего профессионального образования в России в XVII-XVIII веках
  2. ГЛАВА 2. Образование и развитие абсолютной монархии в России (конец XVII – XVIII) Переход к абсолютизму в России
  3. ГЛАВА 2. Образование и развитие абсолютной монархии в России (конец XVII - XVIII) 2.1 Переход к абсолютизму в России
  4. Кушнир Андрей Викторович. Колонизация Антильских островов и англо-французское соперничество в Вест-Индии (XVII - первая половина XVIII в.)., 2003

Символ абсолютизма

«Государство – это я», — сказал Людовик XIV. Впрочем, эти слова приписывают и другим монархам. И в сущности, неважно, кто автор этого высказывания, главное – оно точно характеризует суть абсолютизма.

А если мы посмотрим в энциклопедический словарь, то найдем следующее более подробное определение абсолютизма: «Абсолютизм (от латинского absolutus - независимый, неограниченный), абсолютная монархия. Абсолютизм характеризуется тем, что глава государства, монарх, рассматривается как главный источник законодательной и исполнительной власти , которая осуществляется зависимым от него аппаратом; он устанавливает налоги и распоряжается государственными финансами. При абсолютизме достигается наибольшая степень государственной централизации, создаётся разветвлённый бюрократический аппарат (судебный, налоговый и т. д.), большая постоянная армия и полиция; деятельность типичных для сословной монархии органов сословного представительства или прекращается или теряет прежнее значение. Социальную опору абсолютизма составляет дворянство».

Абсолютизм как общее явление для стран Европы

Символы абсолютной монархии

При абсолютизме вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится в руках монарха.

Абсолютная монархия характерна практически для всех стран Европы до XVIII века, кроме Сан-Марино и некоторых кантонов Швейцарии, всегда бывших республиками. Некоторые историки рассматривают абсолютизм даже как естественную фазу исторического развития.

В эпоху Просвещения такая форма правления впервые идеологически оправдывается и подкрепляется: вспоминают римских юристов, которые признавали за государями абсолютную власть древних римских императоров, и принимают богословскую идею о божественном происхождении верховной власти.

После Великой Французской Революции происходит процесс постепенной демократизации и ограничения власти монарха. Но этот процесс проходил неравномерно: например, расцвет абсолютизма в странах Западной Европы приходится на XVII-XVIII вв., а в России абсолютная монархия просуществовала вплоть до XX века.

При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция; деятельность органов сословного представительства, как правило, продолжается.

Социальной опорой абсолютизма является дворянство . Возвеличиванию персоны государя служил пышный и изощренный дворцовый этикет. На первом этапе абсолютизм носил прогрессивный характер: он объединял государство едиными законами и устранял феодальную раздробленность. Для абсолютной монархии характерна политика протекционизма и меркантилизма, содействовавшая развитию национальной экономики, торговли и промышленности. Военная мощь государства укрепляется для возможности ведения завоевательных войн. Это общие для всех стран черты абсолютной монархии.

Но в каждой стране особенности абсолютизма определялись соотношением сил дворянства и буржуазии.

Абсолютизм в России

В России систему власти, созданную Петром I, принято называть абсолютизмом. Об абсолютизме Петра I вы можете прочитать на нашем сайте: . И хотя расцвет абсолютизма как типа государственной власти в России происходил в ХVIII в., предпосылки его образования проявились в царствование Ивана Грозного (вторая половина ХVI в), а падение - в 1917 г.

П. Деларош «Портрет Петра I»

Иван Грозный проявлял черты самовластия. Он писал Андрею Курбскому: «Государь повелевает хотение свое творити от Бога повинным рабам своим»,»жаловать своих холопей мы вольны, а казнити вольны же». Российская государственность во времена Грозного имела многие особенности системы восточной деспотии. Деспотия - возможность произвола высшего носителя власти, не ограниченного никакими законами и опирающегося непосредственно на силу. Место человека в обществе определялось не знатностью и богатством, а близостью к монарху. Социальный статус и богатство исходили от власти. Все были равны перед монархом, фактически находясь в рабском состоянии.

Но существовали и объективные предпосылки этого: историко-географические условия страны, короткий сельскохозяйственный цикл, рискованность земледелия, низкий прибавочный продукт. В этих условиях создавался жесткий механизм принудительного изъятия той доли совокупного прибавочного продукта, которая шла на потребности самого государства — это один из определяющих факторов традиции деспотической власти.

Монета Банка России «Историческая серия»: «Окно в Европу. Деяния Петра I»

Другой фактор — наличие коллективной земельной собственности общины. Восточная окраска государственной власти стимулировалась не объективными, а субъективными причинами, главной из которых было ордынское иго. Власть оставалась слабой и беспредельно жестокой.

Формирование абсолютизма в России началось уже с середины XVII в., в правление царя Алексея Михайловича:

  • реже созывались Земские соборы;
  • снижалась роль боярской Думы и возрастало значение Ближней думы и приказной бюрократии (дьяки и подьячие);
  • изживал себя основной принцип феодальной службы (местничество); увеличивалось число солдатских и рейтарских полков иноземного строя, предвестников регулярной армии;
  • возрастала роль светской культуры;
  • присоединившись к антитурецкой коалиции, Россия попыталась войти в систему европейских государств.

В Европе классические формы абсолютной монархии возникли в период относительного «равновесия» сил буржуазии и дворянства. В России было не так: капитализм и буржуазия еще не сформировались. Именно поэтому российский абсолютизм был отличен от западного. Имея опору прежде всего в дворянстве, как и европейский, в социальном плане он представлял диктатуру крепостнического дворянства . Охрана феодально-крепостнического строя была важной задачей государства на данном этапе, хотя наряду с этим решались и жизненно важные общенациональные задачи: преодоление отсталости и создания безопасности государства. Для этого потребовалась мобилизация всех материальных и духовных ресурсов, тотальный контроль за подданными. Поэтому в России абсолютистский режим как бы стоял над обществом и заставлял служить себе все сословия, мелочно регламентировал все проявления общественной жизни. Реформы Петра проводились масштабно и жестко. Объясняют это исключительно особенностью характера императора, но часто не принимают во внимание тот факт, что по-другому провести их в данной стране и в данное время было невозможно. Сопротивление петровским реформам наблюдалось в самых различных кругах общества, в том числе и среди части духовенства и боярства, сплотившихся вокруг сына Петра от первой жены (Е. Лопухиной) царевича Алексея. Истинные планы царевича до сих не прояснены. Существует мнение, что он не был противником реформ вообще, но намеревался осуществлять их более эволюционно, без ломки старых традиций. Из-за разногласий с отцом он вынужден был бежать за границу, но в 1717 г. был возвращен в Россию и после следствия казнен.

В связи с делом царевича Алексея в 1722 г. Петр объявил указ о наследии престола, давший право царю назначать себе преемника по своему усмотрению.

Насильственное бритье бород. Лубок XVIII века

Но почему существовало такое сопротивление? Все новое насаждалось жесткими методами: выросли повинности крестьянства и посадского населения, введены многочисленные чрезвычайные налоги и сборы, десятки тысяч людей гибли на строительстве дорог, каналов, крепостей, городов. Преследовались беглые, старообрядцы, противники преобразований. Государство силами регулярной армии подавляло волнения и восстания народа, происходившие в основном в первой половине царствования Петра 1 (1698-1715 гг.)

Одним из проявлений российского абсолютизма было стремление к полной регламентации всех проявлений деятельности общества.

К тому же особенности российского абсолютизма формировались под влиянием личностных качеств правителей. Огромное значение имела личность Петра I. Царь не только осознавал кризис, но и полностью отрицал старомосковский, традиционный образ жизни. С детских и юношеских лет, видя стрелецкие бунты, Петр вынес заряд ненависти к боярам, стрельцам, старому укладу жизни, что стало важным психологическим стимулом в его деятельности. Поездка за границу укрепила отвращение Петра к русской традиционной жизни. Он считал «старину» не только опасной и враждебной ему лично, но и тупиком для России. Западная модель жизни во всем ее многообразии стала для него образцом, по которому он переделывал свою страну. Петр не получил традиционного для русских царей православного образования, был совершенно безграмотным, до конца жизни не знал правил орфографии и писал многие слова по фонетическому принципу. Главное - Петр не усвоил совокупной системы ценностей, присущей традиционной русской культуре. Петра привлекала типично протестантская модель существования в реальном прагматическом мире конкуренции и личного успеха. Этой модели Петр во многом и следовал в своей деятельности. Он обратился к опыту Франции, Дании, особенно Швеции. Но иностранные образцы не всегда было можно приспособить к русской действительности и русскому обычаю.

После петровских преобразований Россия стала той Российской империей, которая, с некоторыми изменениями, просуществовала почти 200 лет.

После Петра I

Абсолютизм продолжал укрепляться, находя широкую поддержку дворянства. 60-80 годы ХVIII в. прошли под знаком «просвещенного абсолютизма» Екатерины II. При ней становится популярным «географический аргумент», обосновывающий самодержавие как единственно приемлемую форму правления для страны таких масштабов, как Россия. Ей удалось приспособить к условиям России идеи просветителей. Она создала «Наказ Комиссии о сочинении нового Уложения». Он был написан самой императрицей в 1764-1766 гг., но представлял собой талантливую компиляцию трудов правоведов и философов ХVIII в. Благодаря Наказу, в России осуществилась правовая регламентация самодержавия.

Д. Левицкий «Екатерина II - законодательница в храме Правосудия»

Главной задачей Екатерины II стала разработка комплекса правовых норм, обосновавших то, что монарх является «источником всякой государственной власти». Идея просвещения людей вообще, идея прогресса как движения от дикости к цивилизации превратилась в идею воспитания «новой породы людей», просвещения общества, подданных просвещенного монарха.

Екатерина считала, что закон пишется не для монарха. Единственным ограничением его власти могут служить его же высокие моральные качества, образованность. Просвещенный монарх не может поступать как неотесанный тиран или капризный деспот.

Екатерина II стремилась сочетать идею самодержавия с идеей сословности. Ко времени правления Екатерины шел процесс образования сословий. Создать сословный строй в России, связать его с самодержавием - такую задачу поставила перед собой Екатерина в начале своего царствования. Реализовать эти идеи предполагалось с помощью единственного рычага - государства.

Наказ Екатерины II

Но в екатерининское время по мере расширения империи на запад и юг эта политика становилась имперской: отражала устойчивый комплекс имперских идей властвования над другими народами. Речь идет не о политике, обращенной во внешний мир, а о политике внутри многонациональной империи. Сутью ее становятся три принципа: русификация, централизация и унификация, а также насильственное распространение православия.

Вся Россия получила единую систему местного управления, построенную на основе строгого централизма и бюрократизации. При большой веротерпимости православие являлось государственной религией.

В первой половине ХIХ в. российский абсолютизм отличался частой сменой внутриполитических курсов, параллельности в проведении консервативных и либеральных мероприятий, частых реорганизациях разных звеньев государственного аппарата, юридическом обосновании крепостного строя. К середине 40 годов XIX в. выяснилась безрезультативность этих попыток. Царизм, проведя реформы 60-70 гг. XIX в. продлил и свое существование. В пореформенное время абсолютизм сохранил многие черты организации и деятельности государственного аппарата крепостнической эпохи. Изменения коснулись главным образом состава бюрократии.

Абсолютизм в России был ликвидирован 2 марта 1918 г. в результате Февральской революции и отречения от престола Николая II.

Кстати…

В настоящее время в мире осталось только пять государств, форму правления в которых можно назвать абсолютной монархией: Ватикан, Бруней, Саудовская Аравия, Оман, Катар. В них власть безраздельно принадлежит монарху.

Объединенные Арабские Эмираты - федеративное государство, состоящее из семи эмиратов - абсолютных монархий.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!