Старейшины.  -Армянское дворянство: Терминологический словарь

Старейшины

Старейшины - 1) наиболее старые и опытные члены родов . Их власть обеспечивается их жизненным опытом, знанием традиций и обычаев.

Старейшина руководит хозяйственной и социальной жизнью рода, разрешает споры внутри рода.

При родовом строе совет старейшин рассматривал вопросы, касающиеся всех родовых общин , проживающих рядом, или целого племени . Он разрешал споры между родами, согласовывал их хозяйственную и иную совместную деятельность, обсуждал вопросы, которые впоследствии могли быть вынесены на народное собрание .

У многих современных народов старейшины родов продолжают играть значительную роль (например, старейшины тейпов у чеченцев). У тюркских народов старейшины называются аксакалами , то есть белобородыми .

2) Совет Старейшин - в ряде государств (в основном в древности и средневековье) - орган государственной власти состоящий из представителей аристократии или олигархии. Пополнялся либо кооптацией либо высшим должностным лицо при утверждении народного собрания. Мог существовать с советами, представлявшими народ.

В некоторых парламентах существует совет старейшин (senioren-convent) из представителей фракций . Такой орган, например, существует в германском бундестаге . Подобный орган существовал и в Государственной Думе Российской империи .

Советом старейшин назывался совещательный рабочий орган Верховного Совета СССР , образовывавшийся в каждой из палат. До 1989 года существование Совета старейшин не было юридически закреплено, и он функционировал в силу традиции , а после принятия 20 декабря 1989 г. Регламента Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР Совет старейшин получил правовой статус, его работе была посвящена статья 62 Регламента.

Совет старейшин создавался в каждой из палат (по квоте: Совет старейшин Совета Союза - один представитель на четырёх депутатов; Совет старейшин Совета Национальностей - по два представителя от каждой союзной республики и по одному от каждых автономной республики, автономной области и автономного округа); в задачи Совета старейшин входило предварительное решение организационных вопросов работы сессии Верховного Совета (обсуждение повестки дня, установление порядка обсуждения докладов и т. п.).

По конституции Франции 1795 советом старейшин называлась одна из палат парламента. Он был ликвидирован во время переворота 18 брюмера (10 ноября 1799).

См. также

  • Старейшины (христианство)

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Старейшины" в других словарях:

    Старейшинами в Ветх. Завете назывались лица, занимавшие различные общественные положения в домашнем, гражданском и церковных делах; вообще они были начальниками, главами и председателями в народных собраниях. Первое формальное признание и… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Старейшины - евр. зкеним. Старейшины. Звание старейшины и у евреев и у окружающих народов было обыкновенным должностным и почетным званием и обозначало должности разного рода (2 Пар. 12:17; Иез. 27: 9; Быт. 50.7; Чис. 22:7), где образ правления патриархальный … Словарь библейских имен

    - (у древних евреев). В патриархальный период, когда израильский народ был еще незначительным племенем, он управлялся на началах родового быта, когда всю власть и религиозную, и гражданскую сосредотачивает в своих руках глава племени, отец… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    I. В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ В ВЗ звание или см. Должность С. происходит из естеств. старшинства в семье, в роде и племени (Исх 3:16,18; Чис 22:7; Нав 9:11). Но одного возраста было еще недостаточно для занятия этой должности. Важными критериями являлись… … Библейская энциклопедия Брокгауза

    Старейшины - (Зкейним) Совет старейшин, возглавляющий народ или государство. О назначении первых С. рассказано в книге Числа (XI, 1. 19): И сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей из С. Израилевых, о которых знаешь ты, что они С. народа [...]… … Энциклопедия иудаизма

    Старейшины - – представители (отцы) семейств, потом представители колен, которыми управлялся народ израильский в патриархальный период своей исторической жизни. В руках С. сосредоточена была как религиозная, так и гражданская власть. Голос С. считался… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    X.1.16.1. Старейшины племени дансян - ⇑ … Правители Мира

    X.1.9.1. Старейшины племени тоба (табгач) - ⇑ … Правители Мира

    X.1.14.1. Старейшины племен мохэ - ⇑ … Правители Мира

    X.7.14.1. Уйгурские старейшины (иркин) - ⇑ … Правители Мира

Книги

  • Тайна летающей женщины, или Исповедь Старейшины Чая , Бао Лин. Китайская даосская монахиня Лин Бао из монастыря, расположенного в живописных горах Уданшань, в мирской жизни, бывшая известным китайским ученым, обладающая феноменальными знаниями по истории…

История Армении, вымышленная и подлинная. В последние годы во многих государствах стали создавать свою историю, которая бы соответствовала популистским и националистическим интересам. В этих новых национальных историях полностью отвергаются все мировые исследования (они подменяются новыми сочинениями и подтасовками). Так уже было в гитлеровской Германии, историки которой утверждали, что немцы являются избранным народом, которому дано право управлять всем миром. Ими утверждалось, что немцы являются истинными ариями, при этом в название «арии» (древние индо-иранцы) подменялось своим, по которому «арии» являются предками всех белых народов (белых индоевропейцев). Все другие народы (кроме англо-саксонцев-скандинавов) не считались истинными ариями. Но Германия была не самой первой страной, где историю пересматривали в своих националистических интересах. Так было в Древней Греции, когда греки считали все другие народы варварами. Так было в Риме, где тоже считали все другие народы варварами. Такая же история господствует и в настоящее время в Израиле и среди евреев, которые до настоящего времени считают себя «богоизбранным» народом. По их теории все люди произошли от Адама (по Библии), так что можно считать все остальные народы потомками древних евреев. В настоящее время среди многих народов (и стран) господствуют свои (националистические) теории о своих народах. В стороне не осталась и Армения. Со времени получения ее независимости от Советского Союза в Армении (особенно среди ее новых молодых историках) стали распространяться новые варианты армянской истории, где считается, что армяне самый древний народ среди всех народов Ближнего Востока. Только в Армении господствует теория о том, что все индоевропейские народы (от португальцев до индийцев) произошли от древних армян, а Армянское нагорье является родиной всех ариев (очень похоже на немецкую теорию времен фашизма). Таким образом современные армяне являются (по их теории) подлинными ариями. Еще раз напомню, что подобные националистические теории я встречал и у многих других народов – у русских, израильтян, немцев, болгар, украинцев, башкир, курдов, персов, и т.д. Но в этой статье я буду рассматривать древнюю историю Армении, ее утверждения и обоснования. Сначала я приведу некоторые высказывания (утверждения) новых армянских «историков», которыми наводнен Интернет: - родиной всех индоевропейских народов является Армянское нагорье. Это гипотеза, разработанная Ивановым и Гомкрелидзе), а значит армяне - это самый древний народ среди всех индоевропейских народов, - хурриты – это древние армяне (арии), а не предки всех кавказских народов (древних урартов, маннейцев, колхов, албанов и предков современных кавказских народов – грузин, абхазов, чеченцев, ингушей, аварцев, лезгин, и т.д), - армяне – это народ Бога, созданы самим богом (это так похоже на еврейскую теорию), - Армения – это страна Бога, - Арарат – это гора Бога, - государства Урарту никогда не существовало (это была древняя Армения, только носила ошибочно другое название «Урарту»), и такого народа как урарты тоже не существовало никогда (это были армяне), - Армения и армяне существовали во времена шумерской цивилизации, - с Армянского нагорья произошли все древние цивилизации (Шумер, Элам, Египет, Хараппы), - у армянских историков популярна история написанная Мовсесом Харенаци, которая во многом написана (списана) с Библии, история армян начинается от Адама, - священная для всех шумеров страна Аратта существовала именно в Армении, а значит армяне являются предками шумеров, - цивилизация этрусков создана армянами, - этруски,баски тоже потомки древних армян, - хетты были древними армянами, - кельты как и все арии свое происхождение ведут с территории Армении (Армянского нагорья), а значит кельты Британии (бритты) и кельты Франции (галлы) являются потомками древних армян, - на территории России не было никогда европеоидов,там были только финно-угры, финны, венгры не являются европеоидами а потомки азиатских (алтайских) народов, - немцы и славяне являются потомками не ариев, какой то другой группы – «нордиков», - ямная археологическая культура (культура степей от Иртыша до Дуная) не является культурой древних индоевропейцев, как это признано многими археологами мира, - нахождение города Аркаима (Юж.Урал) одного из центра ариев ничего не меняет в их теории о происхождении всех индоевропейцев с территории Армении, - в гибели государства Великая Армения времен Тиграна II, виноваты все народы, кроме самих армян и их правителей, - в том, что значительные территории Армении заселены сейчас курдами, виноваты опять все нарды (турки, курды, русские) но только не армяне и их правители. Есть еще много всяких фантастических утверждений – кто желает, может их прочесть на любых армянских сайтах, где речь идет об истории Армении и армянского народа, особенно в группах сети ОДНОКЛАСНИКИ.РУ. Для обоснования своей новой исторической теории армянскими историками составлена даже своя карта (карта армянских псевдо-историков) расселения всех индоевропейских народов. Напомню, что эта теория (гипотеза, предложенная Ивановым и Гомкрелидзе) является одной из множества (их более двадцати) гипотез, предложенных архелогами и историками с мировыми именами. Жаль что, китайская и японская цивилизация и африканцы не включены в состав потомков армянского народа (наверно потому, что они не очень похожи на армян). Напоминаю, что первое упоминание названия Армении встречается в Бехистунской надписи, относимой к 520 г. до н. э. А первое армянское государство (Айратское царство) возникло в 323 г.лнэ когда после смерти Александра Македонского его держава стала распадаться и сатрап Восточной Армении Ерванд провозгласил себя царем, основавшим династию Оронтидов. А я повторю ПОДЛИННУЮ ИСТОРИЮ АРМЕНИИ и АРМЯНСКОГО НАРОДА. Армяне принадлежат к индоевропейской языковой семье народов мира. Армянский язык не принадлежит ни ко одной группе народов индоевропейской семьи, поэтому многие исследователи (историки) по разному трактуют историю происхождения армян. В конце 3-го тысячелетия днэ. на территории Южного Кавказа и Малой Азии не было никаких индоевропейских народов. Индоевропейцы в это время уже жили на Северном Кавказе (племена майкопской археологической культуры). На рубеже 3 и 2-го тысячелетий днэ. эти племена проникли на территорию Малой Азии. Это племена лувийцев, хеттов и палайцев. Лувийцы поселились на южном побережье М.Азии, хетты поселились в центральной части М.Азии и создали в начале 2-го тысячеления днэ. могущественную державу – Хеттское царство. Но нас интересует палайский народ, который поселился на северо-востоке М.Азии. Мощного государства они не создали, но со времени поселения их, территория на северо-востоке М.Азии стала называться страной Пала (страна палайцев). Я думаю (так думают и многие другие историки), что палайцы явились одним из древнейших компонентом армянского народа. Древнейшим ядром формирования армянского народа следует считать население страны в северо-восточной части Малой Азии, которая в ранних (16-15 веках днэ) хетских надписях, называлась Арматана, а позже (14-13 века днэ) – Хайяса. Именно с этой территории предки армян, известные под названием урумейцев, в 12 веке днэ вторглись в пределы ассирийской провинции Шуприа, расположенной к юго-западу от озера Ван. С этого времени Шуприа у ассирийцев называлась также Уруме. Примерно в 1200 году днэ с территории Балканского полуострова в северо-западную часть М.Азии вторгается новый народ – фригийцы (сначала они были известны под именем мушки, но среди восточных фригийцев был и народ под названием хайясы). По-видимому фригийцы были родственны, оставшимся на Балканах фракийцам, а возможно и греческим племенам – дорийцам, ионийцам. Эти племена примерно в это же время начали свое продвижение в Грецию. Основная часть фригийцев осела в западной части М.Азии и впоследствии основала новое государство – Фригия, которая заняла место Хеттского царства в М.Азии. Но нас интересует другая часть фригийцев, а именно тех, которые по территории северного побережья М.Азии двинулась на восток (восточные мушки, хайясы). Видимо эти племена пришли в соприкосновение с жившими на северо-востоке М.Азии палайцами. Это слияние двух народов я считаю основой древнеармянского народа. А само название (хайясы) было приобретено от восточных фригийцев. Тем более, что восточных мушков иногда называли племенами хайаса, а современные армяне и сейчас называют себя хайями. Похоже, что в древности имя восточных мушков постепенно перешло на обозначение палайцев (при их слиянии с восточными мушками-хайясами). Это произошло примерно в 1100 году днэ, а к 1000 году днэ. древнеармянский народ на северо-востоке М.Азии в основном сформировался. При этом новый народ все сильнее проникал на восток, на территорию существовавшего там государства – в Урарту и Ассирия (в Шуприю). Уже около 900 лет днэ. В западной части Урарту существовала страна, которая называлась Сухме, в которой проживал союз племен во главе которого стояли хайи (древние армяне), в юго-западной части Урарту существовала страна Шуприя, там тоже в это время начали проживать древние армяне, страна позднее стала назваться Арме-Шуприя. (кое что в моей статье повторяется, потому что статья составлена на основе разных источников). В середине 8 века днэ – Арме-Шуприя была присоединена к Урарту под названием Урме (или Арме). Население этих областей (Хайаса и Арме) к этому времени говорило на праармянском языке (это еще не был армянский язык, начался только процесс формирования армянского языка). В 610 году днэ. Урарту было покорено Мидией, большая часть территории Урарту отошла к Мидии. Урарты как народ стал исчезать, он был ассимилирован армянами (стали частью армянского народа). После падения Урарту, на его территории существовал союз племен (по мнению некоторых историков это было древнее армянское царство), называвшийся Армина, но в 520 году днэ он был завоеван и включен в состав древней персидской державы Ахеменидов. На ахеменидских памятниках имеются самые ранние изображения арменов, приносящих дань ахеменидскому царю. Из армянских земель были образованы две сатрапии с центрами в Ване (Тушпа) и Армавире. В 4 веке днэ – процесс формирования армянского народа был завершен. В 331 году днэ – после победы Александра Македонского над персами армянские сатрапии подчинились ему. В 323 г.днэ создано первое армянское государство (Айратское царство) , когда после смерти Александра Македонского его держава стала распадаться и сатрап Восточной Армении Ерванд провозгласил себя царем, основавшим династию Оронтидов (Ервандуни). Независимое существование этого государства было недолгим, оно было завоевано Антиохом III (на рубеже 3-2 века днэ). В 321 году днэ стало независимым государство Армения Малая. В 190 г.днэ после поражения Антиоха от римлян местный правитель (стратег) Арташес I возглавил восстание армян против Селевкидов и провозгласил себя независимым царём. Это было начало государства «Великая Армения». В 189 г.днэ независимым царством стала Софена. В 95-56 годах днэ государство Великая Армения достигло максимального своего могущества при царе Тигране II, правившего в 95-56 гг. днэ. В это время это государство простиралось от берегов Каспийского до берегов Средиземного моря и было крупнейшей державой Ближнего Востока. Софена тоже стала частью Великой Армении. В дальнейшем территория Великой Армении стала быстро сокращаться. Государство стало постоянно зависеть от своих соседей (Рима и Ирана). В 301 году Армения приняла христианство, Армения стала первой христианской страной. В 387 году Армения была окончательно разделена между сасанидским Ираном и Римской империей. Из этой подлинной истории видно, что армяне никак не могли быть предками шумеров, египтян, эламитян, ни предками этрусков, так как ко времени появления этих народов армянский народ еще не существовал. В 396 году Месроп Маштоц изобрел армянский алфавит. С середины 7 века на территорию Армении вторгаются арабы. В начале 8 века территория всей Армении и Грузии (Иберии-Кртли) была превращена в провинцию халифата под названием «Армения». В конце 8 века ослабленный халифат был вынужден согласиться на существование полузависимых, а затем независимых феодальных образований в Армении. Это были – Анийское царство, Ташир, Вананд, Васпуракан. В 908 году – образовалось Васпураканское царство. В 963 году – образовалось Карское царство. В 978 году – образовалось Ташир-Дзорагетское царство. В 987 году – образовалось Сюникское царство. В середине 11 века Армения подверглась агрессии Византии, а затем была завоевана сельджуками. Были ликвидированы предпосылки объединения страны. В 12 веке происходит распад сельджукского государства, Армения попадает под власть Грузии (грузинских Багратидов). Несколько армянских княжеств стали вассалами Грузии. В 1080 году в Киликии возникло армянское государство, которое существовало до 1375 года. В середине 14 века Армения стала ареной борьбы между Хулагудидами и ханами Золотой Орды. В 1375 году Киликийское царство было завоевано турками, больше армянских независимых государств не осталось. В конце 14 века Армения была разорена походами Тахтомыша и Тимура. В начале 15 века Армения попала под власть туркменских племен Кара-Коюнлу, а затем Ак-Коюнлу. Это сопровождалось истреблением армянского населения, разрушением городов. Земли армян захватывала татаская, туркменская и курдская знать. Эмиграция армян, начавшаяся еще с вторжения сельджуков, усилилась. В 16-18 веках Армения стала объектом борьбы между Османской Турцией и Сефевидским Ираном. Десятки тысяч армян были насильно выселены в Иран. По приказу шаха Аббаса I город Джульфа был разрушен, а его население было переселено в окрестности иранского Исфахана. У армян была уничтожена надежда на свое государство. Остатки территории Армении вошли в состав Эриванского беглербегства и Нахичеванского ханства. Последними остатками армянской государственности являлись 5 меликств Нагорного Карабаха, существовавшие до присоединения к России. В 1828 году в результате русско-иранской войны к России было присоединены Эриванское и Нахичеванское ханства. Из них была создана Армянская область. Более 40 тысяч армян по требованию России были переселены из Ирана. У армян опять появилась надежда на создание своей государственности. В 1915 году в восточной Турции произошло уничтожение большого количества армян (геноцид армянского народа). 28 мая 1918 года была создана независимая республика Армения. 29 ноября 1918 года была создана Армянская ССР, ставшая частью СССР. 23 сентября 1991 года Армения стала независимым государством. А теперь посмотрим историю Аммени по версии МОВСЕСА ХОРЕНАЦИ, которую любят очень повторять некоторые молодые армянские «историки» как непререкаемую истину. Мовсе́с Хоренаци́ (Моисе́й Хоре́нский) - крупнейший армянский средневековый историк, автор «Истории Армении», за создание которой, несмотря на существование более ранних исторических трудов на армянском языке, был назван «отцом армянской историографии. Считается, что он жил с 410 года по 490 год. Но некоторые ученые считают, что он жил возможно в 7-9 веке. Но это не очень важно. Важно то, что он жил в христианской Армении, и только с точки зрения христианства мог изложить историю Армении. Он не брал в расчет современные археологические исследования, он не знал современных (созданных в 20-21 веке) этнических исследований. Он не брал в расчет древнеармянские (до христианские) мифы и легенды. Он взял самый простой вариант – за основу взял христианскую Библию. И от нее начал историю всех армян. Я еще раз напомню читателям, что Библия была написана в 13-11 веках днэ (вероятно самим Моисеем, одним из пророков израильского народа). Еще напомню, что Библия была создана как история израильского народа, при написании Библии были использованы древнешумерские легенды, которые были написаны еще в 4-3 тыс.днэ. При этом все имена, использованные в Библии были заменены на израильские имена. Имя Адаб было заменено на имя Адам, имя Зиусудра заменено на имя Ной. Местом спасения Ноя и его сыновей стала не страна Дильмун с горой Шам, а стали почему то Араратские горы. И еще в Библии есть много искажений шумерских событий в угоду израильской истории. По этому искаженный источник истории и взял за основу христианский, армянский историк Мовсес Хореаци. Он переписал родословную Ноя и выбрал из нее легендарного (мифического) предка всех армян – Хайк. Выглядит это так: Ной родил Иафета, Иафет – Гамера, Гамер –Тираса, Тирас – Торгома, Торгом – Хайка. Хайк (Айк Наапет) правил древними армянами в 2107 – 2027 году днэ. Какие точные даты? Также он был основоположником царской династии Айказкни. Но в других источниках (Википедия) кто то расщедрился и записал, что он был первым царем Армении с 2492 года днэ. Кто то слишком перегнул дату. Ну это бывает. Кроме этого в легенде об Айуе гоаорится, что правитель Вавилона, тиран Бэл вторгается в созданное Айком царство и 11 августа 2492 года до нашей эры, в местечке Айон дзор (бук. «долина Айка») между ними происходит сражение. В этом сражении Айк убивает Бэла одним ударом копья. Но в 2492 году еще не было никакого Вавилонского государства???? Вавилонское царство было основано только в 1895 году аморейским вождем Суму-абумом. И это было одно из аморейских государств в Междуречье. Тогда сильными государствами в Междуречье были Ашшур, Мари, Ларса. С кем же воевал Айк??? Такого царя как Бэла там не было. Похоже армянский историк увлекся библейской легендой об армянах и ошибочно соединил с ней древнеурартские легенды, только сильно ошибся с датами. Но почему Мовсес Хоренаци не начал армянскую историю с древних армянских легенд и мифов (которые были созданы еще до появления христианства в Армении)??? Возможно к временам жизни этого историка, христианские богословы уже уничтожили большую часть этих армянских легенд (христианская религия считает все религии, существовавшие до принятия христианства языческими). Но возможно легенды армян не были уж такими древними, как бы хотелось историку. Ведь фактически армянский народ окончательно сформировался лишь в 6 веке днэ (об этом написано выше), а ведь хочется всегда показать, что армянский народ очень древний. Из древнеармянских легенд. Первоначальным культом поклонения предков армян являлась некая непостижимая Высшая Сила, Разум, называемый Ар. Физически видимым воплощением Ара считалось Солнце (Арев), которому поклонялись древние армяне, называющие себя ареворди (чада Солнца). С древнейших времен Солнечная религиозная символика занимала особое место в армянской религиозности, существуя вне времени и вне истории ее развития. Также среди древнейших культов, имеющих общие индоевропейские корни, можно назвать культ орла и льва, почитание Неба. В основу многих древнеармянских мифов легли в модифицированном виде мотивы ожесточенной борьбы между урумейцами и Ассирией, а с IX в. до н. э. - между государством Биайна (Урарту) и Ассирией. С течением времени армянский пантеон обновляется, в нём появляются новые божества, имеющие армянское, а не общеарийское происхождение. Здесь Богом-Творцом, олицетворением высшей силы и главой пантеона выступает Айк - прототип легендарного Айка-Лучника (но не Хайка из иудаистской Библии). Также, по мнению Алишана Гевонда (это армянский историк, живший 1820-1901 годах), верховным дицом армянского пантеона считался и Ванатур, которого позже заменил Арамазд. Последний же хоть и появился под воздействием зороастризма, но частично сохранил и исконно армянские черты). Аналогичным образом исконно армянскую дицуи плодородия и материнства Нар заменила Анаил. В эллинистическую эпоху (III-I вв. до н. э.) древнеармянские дицы сравнивались с античными богами: Арамазд – с Зевсом, Анаит – с Артемидой, Вааги - Гераклом, Астик – с Афродитой, Нана – с Афиной, Михр – с Гефестом, Тир – с Аполлном. И это вполне понятно – ведь греки (дорийцы, ионийцы, этолийцы) имеют общее начало своей истории с фригийцами и общие древние корни, а значит и у древних армян (потомков восточных фригийцев – хайяса) есть общие корни, в том числе в легендах. После официального принятия в Армении христианства появляются новые мифологические образы и сюжеты, древние мифы и верования подвергаются трансформации. Библейские персонажи перенимают функции архаических богов и духов, например, Иоанн Креститель (арм. Hovhannes Mkrtich) получает некоторые черты Ваагна и Тира. Для древних мифов, переданных в письменной традиции, характерна историзация содержания. Архаические боги и герои преобразовались в них в эпонимов армян, основателей страны и государства (Хайк, Арам,Ара Гецерик,Ваагн и др.). Мифические события были включены в конкретную географическую среду. Злые космические или хтонические духи и демоны стали фигурировать как «чужие» этнические вожди, цари или царицы вражеских государств (Аждахак, противник Хайка - Бэл из Вавилона, Баршамин и др.). Центральный сюжет в древне-армянской мифологии - сопротивление протоармян или армян иноземному порабощению. Эпические цари (такие как, Тигран, Арташес, Артавазд) автоматически считались также потомками легендарного (вымышленного по Библии Хайка. Возможно, что два мифических предка армян Хайк и Арам были этническими божествами двух мощных племенных союзов (хайасов и арменов), игравших в процессе этногенеза армян решающую роль. После же созданиия первых армянских государственных образований формируется новый пантеон богов, основанный на культах древних божеств и под влиянием иранских и семитских представлений и возглавленный отцом всех богов Арамаздом. Верования древних армян, как впрочем, и почти всех праиндоевропейцев связаны с почитанием множества культов, основными из которых были: культ предков, культы небесных тел (культ Солнца, культ Луны, культ Неба), поклонение тотемам: львам, орлам и быкам. Но основным культом, конечно, было поклонение богам армянского пантеона богов. Верховным богом был общий индоевропейский бог Ар (как начало начал), затем Ванатур. Позднее (во время армяно-персидских взаимоотношений) Богом-Творцом (Созидателем) стал Арамазд, отождествлённый в эпоху эллинистического влияния с Зевсом. В армянском эпосе получили развитие этногонические мифы (об эпонимах армян Хайке и Араме), мифы о близнецах и культурных героях (Ерванд и Ерваз, Деметр и Гисанэ, Санасар и Багдасар и др.), мифологический мотив о борьбе хаоса с космосом. В эсхатологических мифах прослеживается влияние митраизма и христианства. В «Давиде Сасунском» бог Михр (восходит к Митре) в образе Мгера Младшего входит в скалу, из которой он выйдет лишь тогда, когда грешный мир разрушится и возродится новый мир (по иному варианту - когда Христос придет на последний суд). По другому мифу, люди постепенно будут уменьшаться и в конце концов превратятся в ачуч-пачуч, тогда и настанет конец света. Но мифы остаются мифами если у них нет связи с фактической историей. От армянского язычества сохранилось достаточно мало текстов, сборников мифов и сказок, наиболее значительный из них - «Давид Сасунский». Памятники народного творчества хранят сведения о верованиях армян, об их молитвах и анимистическом толковании природы. Историко-познавательную и художественную ценность представляют сказки, предания, пословицы, загадки, антуни-песни, песни скитальца - пандухта, а также легенды и сказы («Гайк и Бел», «Ара Прекрасный и Шамирам», «Торк Ангех», «Рождение Ваагна», «Тигран и Аждаак», «Арташес и Артавазд», «Арташес и Сатеник»), в которых отображается борьба армян против чужеземных захватчиков, воспеваются подвиги героев-богатырей, любовь к свободе и независимость. В песенном творчестве особое место занимает поэзия гусанов, продолжавших традиции народной поэзии языческих времен. Художественно своеобразен жанр айрепов, которые в литературной обработке Наапета Кучака (16 в.) вошли в сокровищницу мировой поэзии. Масис - армянское название Арарата. В армянском переводе Библии, в некоторых армянских версиях мифа о всемирном потопе, ковчег Ксисутра (Ноя) остановился на горе Масис. Анаит, Анахит, Анахита - богиня-мать, богиня плодородия и любви, дочь (или жена) Арамазда. Отождествлялась с персидской Анахит, древнегреческими Артемидой, древнегрузинской Дали, древнеримской Дианой. Её называют Великой госпожой, покровительницей и защитницей Армянской земли. После принятия в 301 г. христианства в Армении в качестве государственной религии поклонение богине Анаит трансформировалось в поклонение Богородице. Главные храмы Анаит находились в Ерезе, Армавире, Арташате и Аштишате. Гора в Софене называлась «Троном Анаит» («Атор Анахта»). Целый район (гавар) в Ерезе в провинции Акилисена (Екегиац), где находился её главный храм, назывался «Анахтакан Гавар». Празднованиями в её честь начинался праздник созревания урожая во время празднования Навасарда (древнеармянского Нового года) (15 августа). Арамазд – верховный бог в древнеармянском пантеоне, создатель неба и земли, бог плодородия, отец богов. По одной из гипотез, его имя представляет собой вариант первоначального собственно армянского имени Ара, по другой, происходит от имени персидского бога-творца Ахура-Мазда (Ормазд). Культ Арамазда пришёл, возможно, в 6-5 веках днэ, слившись с культом местных божеств. Главное святилище Арамазда находилось в Ани (современный Камах на территории Турции) и было разрушено в конце 3 века при распространении христианства. Арев, Арэв, Арегак, буквально - «Солнце» (в переносном значении - «жизнь») – персонификация Солнца, иногда в виде колеса, излучающего свет, чаще в образе юноши. Нанэ, Нане - богиня войны, материнства и мудрости - дочь верховного бога-творца Арамазда, выглядящая как молодая женщина в одежде воина (подобно Афине), с копьём и щитом в руках. Карапет (предшественник, предвестник) - персонаж армянской мифологии, после принятия армянами христианства отождествляемый с Иоанном Крестителем, хотя большинство сюжетов связанных с ним мифов имеют дохристианское происхождение. Обычно его представляют подобным богу-громовержцу - это гремящий в облаках длинноволосый муж с пурпурной короной на голове, с крестом, в одежде, сверкающей, как пламя. Мифология древних армян очень богата, но в связи с принятием христианства многие мифы и легенды стали сильно подвержены искажению в угоду христианскому богословию. Армянский народ – древний народ, но не надо делать из него какого то «богоизбранного» народа. Что если завтра турки, курды, украинцы или греки будут всем внушать, что именно они являются «богоизбранным», самым древним и самым умным народом в мире? Я считал и продолжаю считать самым древним народом на Земле асуров, живших еще 200 млн. лет назад, от которого и произошли все народы мира. Но этого народа на современной этнической карте мира сейчас нет (хотя он и в настоящее время существует).

Древнейшие упоминания об Армении

В одном из древнейших источников - Библии , Армения представлена как Араратская страна, упоминание о которой в этой книге встречается в двух местах:

Возможные предки армян

Кир Великий в 550 г. до н. э. сокрушил Мидийскую державу и основал ещё более мощное и обширное государство, в состав которого вошла и Армения. По непроверенным данным сын десятого армянского царя Ерванда Кратковечного (имевшего двух сыновей-Тиграна и Сабариса) Тигран, был одноклассником и товарищем по охоте Кира Великого.

После победы в борьбе за трон, в ахеменидской Персии , Дария , сына Гистаспа, являвшегося представителем другой ветви того же рода Ахеменидов , Армения восстала подобно большинству стран входивших в состав государства Кира. В 522-520 годах до н. э. Дарий подавляет восстания. Арменией в это время правили сатрапы из рода Ервандаканов (Оронтидов).

Примечания

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Закон о возвращении
  • Сталин, Василий Иосифович

Смотреть что такое "Древняя Армения" в других словарях:

    Армения - Республика Армения, гос во в Закавказье. Название Армения впервые упоминается на высеченной в 521 г. до н. э. надписи на скале близ перс, города Керманшаха. Образовано от названия народа арим армены, населявшего Армянское нагорье (древнее… … Географическая энциклопедия

    Армения - У этого термина существуют и другие значения, см. Армения (значения). Республика Армения Հայաստանի Հանրապետություն … Википедия

    АРМЕНИЯ - 1. историческая область историческая область в Западной Азии, расположенная на землях Малой Азии и Закавказья. Границы области менялись на протяжении веков; ее территориальным ядром считается Республика Армения. 2. государство (самоназвание… … Энциклопедия Кольера

    Армения в III - IV вв. - Рассматриваемый период время значительных сдвигов в социально экономическом развитии Закавказья и, в частности, Армении. Рабовладельческие отношения, которые так и не достигли здесь полного развития, разлагаются и постепенно вытесняются… … Всемирная история. Энциклопедия

    АРМЕНИЯ - РЕСПУБЛИКА АРМЕНИЯ Республика в Закавказском регионе Западной Азии. Граничит на севере с Грузией, на востоке с Азербайджаном, на западе и юге с Турцией. Площадь страны 29800 км2. Население (на 1998 год) составляет 3421800 человек; 93% населения… … Города и страны

    Древняя Индия - История Индии началась с возникновения Цивилизации долины реки Инд, наибольший расцвет которой произошёл в III тысячелетии до н. э. За Индской цивилизацией последовал ведический период, продолжавшийся вплоть до V века до н. э. Ведическая… … Википедия

    Армения - в своем полном объеме почти никогда или только кратковременно находилась, как целое государство, под управлением одного государя. Она лежит между 55 и 67° вост. долготы (от Ферро) и 37 ½ и 41 ¾° сев. широты. Большая длина ее от В. до Ю.З.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Великая Армения - Մեծ Հայք 190 до н. э. 428 н. э … Википедия

    Первая Республика Армения - Республика Армения Հայաստանի Հանրապետություն Республика ← … Википедия

    ПЕРСИЯ древняя - Персия древнее название страны в Юго Западной Азии, которая с 1935 официально называется Ираном. Прежде использовались оба названия, и сегодня название Персия все еще употребляется, когда речь заходит об Иране. В древности Персия стала центром… … Энциклопедия Кольера

Аваг - (awag) Старейшина, старший, глава клана или рода. См. также наапет, тохмапет.

Аваг сепух - (awag sepuh) См. сепух аваг.

Айреник - (hayreniq, "вотчина") Вотчина, наследная земля князя. То же слово перешло в современный армянский язык и ныне обозначает "родину".

Айр мардпет - (hayr mardpet) См. мардпет айр.

Азарапет (или Хазарапет) - (hazarapet, "тысяцкий", "тысяченачальник") Глава придворной наследстенной службы-нахарарства, ответственный за финансы и налоги (см. азарапетутюн) в исторической Армении. Эта служба являлась прерогативой родов Гнуни и Аматуни и передавалась по наследству представителям этих родов.

Азарапетутюн (или Хазарапетутюн - (hazarapetutiwn) Нахарарство, придворная наследственная служба, отвечающая финансы и налоги, прерогатива родов Гнуни и Аматуни, которые являлись потомственными азарапетами Великой Армении.

Азат - (azat, дословно - "свободный", первоначально, видимо, "божественный" от арийского yazata) Дворянин, аристократ. Термин восходит к арийскому yazata, что дословно означает "божественный", "имеющий божественное происхождение", "достойный поклонения". Иногда (в поздней истории Армении) под азатами понимали мелкое дворянство, в отличие от нахараров, представителей великокняжеских родов. См. также азнавур.

Азнавур - (aznawowr) Одно из обозначений дворянина, аристократа. Этот армянский термин позже перешел в грузинский язык в виде "азнаури", что также обозначал дворянина.

Азнвакан - (aznwakan, азнуакан) Дворянин, аристократ, любое лицо благородного происхождения. По своему значению близко понятию азат, хотя и шире последнего.

Амирспасалар - (араб., пехл. "военачальник", "главнокомандующий") Титул главнокомандующего войсками в позднесредневековой Армении, соответствовавший титулу спарапет.

Амроц - (amroc, укропление). Крепость или другой вид укрепленного поселения. Все амроцы в исторической Армении были собственностью какого-либо аристократического рода. См. также берд и схнах.

Арка - (аrqa) Царь, король. Слово arqa происходит от общеарийского корня, сохранившегося в аналогах правителей в других индоевропейских языках: arxatos (греческ.), raja (индоарийск.), regnum (regia) (латинск.), roi (французск.). В средние века, арка все чаще стало заменяться термином тагавор, что дословно означает "венценосец", а в киликийской Армении словом инкнакал - "самодержец".

Аркайадустр - (arqayadowstr, "царская дочь") Дочь царя или короля, принцесса. В отличие от европейских монархий, статус царских потомков женского пола в Армении были несколько ниже. Они не пользовались многими привелегиями и правами, в том числе и правом на престолонаследие.

Аркайазн - (arqayazn, "царский отпрыск") Сын царя или короля, принц. В Армении чаще использовался термин сепух. Особмы положением пользовался аваг сепух.

Архонт - греческий (византийский) аналог армянского ишхан.

Архонт тон архонтон - греческий (византийский) аналог армянского ишханац ишхан.

Аспет - (aspet) 1) Венцевозлагатель царского дворя в исторической Армении. Эта служба являлась прерогативой рода Багратуни и передавалась по наследству представителям этого рода. Соответственно, Багратуни иногда именовались аспетами или тагадир аспетами, а в качестве их родовой фамилии иногда использовалось Аспетн или Аспетуни. 2) Рыцарь, воин-всадник аристократического происхождения в средневековой Армении (в основном в Киликийской Армении).

Аспет тагадир - (thagadir aspet). См. аспет.

Аспетутюн - (aspetutyun) Нахарарство, придворная наследственная служба венцевозложения, прерогатива рода Багратуни, которые являлись потомственными аспетами Великой Армении.

Атабек - (atabek, от тюркского ata-"отец" и bek-"властитель", "господин"). 1) Регент, наместник, а также титул главы княжеств в некоторых частях исторической Армении и Грузии в 12-13 вв. Титул атабеков был присвоен братьям Закаре и Иване Закарянам Длинноруким (Еркарабазук, Мехргрдзели), князьям, командовавшим объединенной грузино-армянской армией при царице Тамаре. Тот же титул наследственно передавался представителям рода Арцруни, правителям Махканабердского княжества (совпадает с северо-западной частью провинции Тавуш и северо-восточной частью провинции Лори современной Армении). 2) Воспитатель при царском дворе в Грузии, служба, которая функционально аналогична армянским службам-нахарарствам при царском дворе.

Бадрик - см. Патрик.

Бардз - (bardz, "подушка") Место главы аристократического рода (нахарара) за царским столом во время общих собраний или торжественных застолий при армянском царском дворе. Название происходит от подушек, на которых восседали представители княжеских родов в царском дворе. Бардз рода фактически определялся в зависимости от патива и закреплялся в гахнамаке.

Бдешх - (bdeshx) Полузависимый правитель приграничной области Великой Армении. Бдешх считался вассалом царя Великой Армении, но фактически был вице-королем и имел очень широкие полномочия; он имел свою армию, чеканил монету, собирал налоги и врешил суд. Бдешхи были вторыми после царя лицами в пирамиде правления Великой Армении. Титул бдешха передавался по наследству от отца к старшему сыну. Тот же титул сохранился вплоть до средневековья в Киликийском Армянском Королевстве.

Бек (или Бег) - (bek, от тюркского begh - "властитель", "господин") 1) Титул, который, кроме самого мелика (князя), носили все мужчины-члены меликского (княжеского) рода в Армении (в том числе и в Арцахе) начиная с 16 века. Титул употреблялся в виде приставки к имени (например, Давид-бек) и свидетельствовал о княжеском происхождении носителя. 2) Титул землевладельца в некоторых частях Кавказа (в основном тюрконаселенных).

Берд - (berd). Крепость, замок. Все крепости в исторической Армении были собственностью какого-либо аристократического рода. Cм. также амроц, схнах.

Бердатер (или Бердатер парон) - (berdater, "владыка крепости") Один из титулов высшей аристократии в Киликийском Армянском Королевстве. Судя по названию, титул присуждался дворянам, вассалам армянского короля, обладавшим собственными крепостями. Обычно, титул бердатер был выше титула парон.

Востан (или Востан Айоц) - (Vostan, Vostan Hayots) Царская вотчина, иногда царское имение - двор. В древнее время Востан Айоц также называлась территория округов, в которых находились столицы Армении - Арташат и Двин - царская вотчина. См. также айреник.

Востикан - (из пехл.vostikan) Наместник халифа в эпоху арабского владычества в Армении.

Гах - (gah, "трон") 1) Почетное место, иногда в форме кресла или подушки (см. бардз) на диване, которое занимал нахарар во время торжественных собраний или пиршеств в царском дворе. Армянские цари периодически классифицировали и распределяли эти троны, согласно чему и составлялись гахнамаки определявшие степень старшинства и почета нахарарских родов. 2) Трон царя Армении.

Гахерец ишхан - (gaherets ishxan) В 9-11 веках глава дворянского рода, соответствоваший более ранним наапету и танутеру. Если ранее последние были полновластынми собственниками и распорядителями собсвтенности рода, то к средним векам с усилением других князей рода - сепухов - гахерец ишхан уже потерял свое единовластие. В отличие от наапета и танутера, гахерец ишхан назначался царем Армении и находился от него в вассальной зависимости. Также, в отличие от наапета и танутера гахерец ишханы назначались не по страшинству.

Гахнамак - (gahnamak, "тронная грамота") Официальная грамота, упорядочивающая список мест-тронов и бардзов ("подушек"), занимаемых армянскими аристократами при царском дворе Армении. Трон рода, занимаемый его главой при дворе, определялся по традиционному положению рода (пативу), а также его экономическим и военным могуществом (последнее определялось в зоранамаке). Гахнамак составлялся и закреплялся решением царя. Троны нахараров изменялись редко и передавались по наследству. Только в исключительных случаях (государственная измена, прекращение рода и т.п.) царь мог внести некоторые изменения в Гахнамаке. Последовательность и классификация тронов армянских аристократов велась в Армении с древнейших времен.

Горцакалутюн - (gortzakalutyun, "служба", "агенство") Общее название придворных служб в Киликийском Армянском Королевстве, средневековый аналог нахарарутюна. Горцакалутюнами были спарапетутюн (главнокомандующий армией), аспетутюн (служба венцевозложения-коронации), пайлутюн (служба воспитания престолонаследника, стюарт), сеханапетутюн (служба управления делами королевского двора), макспетутюн (налоговая и финансовая служба) и др. Как и нахарарутюны в древней Армении, эти службы были наследственными и были прерогативой высшей аристократии Киликийской Армении - бердатеров.

Дарпас (или Дарпаснер) - (darbas, "врата") Общее название княжеских (меликских) дворцов в Арцахе (Карабахе) и других частях восточной Армении. Некоторые подобные дворцы возводились самими меликами в 16-18 веках, в период расцвета меликств Хамсы (Пятикняжества) в Арцахе, а иногда в дворцы превращались более древние сооружения, оставленные прежними армянскими правителями края. Развалины величественных строений дапрасов можно и сегодня увидеть в Арцахе (Нагорно-Карабахской Республике).

Дастакерт - (dastakert, "?" + "сотворенное") Имение князя в исторической Армении. Под дастакертом различные историки подразумевали либо дворец князя, либо (чаще всего) княжеское поселение, либо даже его вотчину (в последнем смысле оно близко по значению с айреник).

Дзиавор - (dziawor, "конник") Наряду с эцелвор, одно из общих названий рыцарей в Киликийском Армянском Королевстве.

Зоранамак - (Zoranamak, дословно "воинская грамота") Официальная грамота, определяющая количество и упорядочивающая распорядок воинских сил в древней Армении. Грамота составлялась в виде четырехгранной таблицы, в соответствие с четырмя воеводствами (воинскими округами) Великой Армении: Северные, Южные, Восточные и Западные врата. Каждое воеводство состояло из 21 или 22 нахарарств с указанием количества их воинских сил. Согласно единственному сохранившегося до наших дней Зоранамаку, в раннем средневековье армянская армия при царях Аршакуни состояла из 124 тысячи воинов, из которых 84 тысячи составляли нахарарские (или сепухские) войска, а 40 тысяч царские (востаник) полки и внутренняя гвардия (мардпетакан). При возникновении внешней угрозы, нахарары составляли свое войско и располагали его в составе воинской группы, определенной в Зоранамаке, а в случае необходимости по приказу царя или спарапета (верховного военначальника армянской армии) оказывали помощь другим группировкам армянского войска. Положение рода в Зоранамаке учитывалось при определении его патива, бардза и гаха в гахнамаке. Зоранамак использовался в Армении до падения царской династии Аршакуни (конец 4-го - начало 5-го веков).

Инкнакал - (inqnakal, "самодержец") Один из титулов армянских королей Киликийской Армении. Структура верховной власти Киликийского Армянского Королевства представляла собой синтез традиционной армянской монархии и средневекового европейского королевства. Хотя между статусом царей Великой Армении и Киликийской Армении были различия, но титул инкнакала в целом соответствует полее раннему арка. См. также тагавор.

Ишхан - (ishxan) Князь, представитель высшего дворянства в Армении, чаще всего глава дворянского рода. См. также нахарар, мелик, архонт, и ишханац ишхан.

Ишханац ишхан - (ishxanats ishxan) Князь князей, великий князь. Один из титулов высшего дворянства в Армении. Ишханац ишхан был своего рода предводителем дворянства, однако значение этого титула менялось со временем. Позже, тот же титут в его греческом варианте - архонт тон архонтон - носили правители византийской Армении.

Ишхан мец - (metz ishxan) Великий князь. Один из титулов высшего дворянства в Армении. Аналогичен ишханац ишхан.

Ишханутюн - (ishxanutiwn) 1) Княжеский род в исторической Армении. См. также нахарарутюн (2). 2) Изредка под ишханутюном также понимали и наследственная территорию-гавар княжеского рода. См. также нахарарутюн (3). 3) Вообще власть как таковая.

Калвацк - (kalvatzq) Вотчина, удел. См. айреник.

Картухар - (qartughar) Глава придворной наследственной службы-нахарарства, ответственный за международные отношения и переписку королевского двора Киликийского Армянского Королевства. См. также картухарутюн.

Картухарутюн - (qartugharutiwn) Придворная наследственная служба-нахарарство, отвечающая за международные отношения и переписку королевского двора Киликийского Армянского Королевства. См. также картухар.

Куропалат - (греч. kyropalatos) Высокий придворный титул, присуждавшийся членам императорского рода. Тот же титул присуждался и правителям Армении, назначавшимся Византией.

Кусакал - (kusakal) Правитель, областеначальник, губернатор. Административный титул-должность правителя области в исторической Армении. Чаще всего, в отличие от нахарара, кусакал не являлся наследственным правителем области.

Максапет - (maqsapet) Глава придворной наследственной службы-нахарарства, ответственный за таможенные сборы и пошлины в Киликийском Армянском Королевстве. См. также максапетутюн.

Максапетутюн - (maqsapetutiwn) Придворная наследственная служба-нахарарство, отвечающая за таможенные сборы и пошлины в Киликийском Армянском Королевстве. См. также максапет.

Малхаз - (malxaz) Глава придворной наследственной службы-нахарарства, отвечающей за охрану безопасности царя. Это службу традиционно возглавлял нахарарский род Хорхоруни, которые были наследственными малхазами Великой Армении. См. также мазхазутюн.

Малхазутюн - (malxazutiwn) Нахарарство, придворная наследственная служба отвечающая за охрану безопасности царя. Прерогатива нахарарского рода Хорхоруни, которые были наследственными малхазами Великой Армении.

Мардпет - (mardpet) Глава придворной наследственной службы-нахарарства, ответственный за внутрениие дела в царстве, а также управление царской вотчиной - востаном. Вероятнее всего, это нахарартсво находилось в ведении рода Мардпетуни (или Мардпетн, Мардпетакан). См. также мардпет айр, Мардпетутюн.

Мардпет Айр - (Hayr Mardpet) Советник царя Великой Армении (см. арка) и управляющий царским уделом - востаном. Эта должность впервые упоминается при царе Тиране (338-350 гг.), сыне Хосрова. См. также мардпет.

Мардпетакан - (mardpetakan) Внутренняя гвардия в Великой Армении, ответственная за внутреннюю безопасность страны, в первую очередь царского двора и востана. Возглавлялась специальным нахарарством мардпетутюн, во главе с мардпетом. См. также зоранамак и малхазутюн.

Мардпетутюн - (Mardpetutiwn) Нахарарство, придворная наследственная служба внутенних дел и управления уделом (востаном) царя Великой Армении. Вероятнее всего, прерогатива нахарарского рода Мардпетуни (или Мардпетн, Мардпетакан), которые были мардпетами Великой Армении.

Марзпан - (из пехл. marzpan) Наместник, префект, правитель края. Титул правителей персидской Армении.

Мелик - (meliq, "князь", от месопотамского maliq - "владыка", "царь"). Титул князей восточно-армянских княжеств-меликутюнов в регионах Еревана, Карса, Нахичевана, Севана, Лори, Арцаха-Карабаха, Сюника, Тавриза, Гандзака-Гардмана, начиная с позднего средневековья (конец 15-16 веков). Титул мелика передавался по наследству от отца к сыну. Мелики обладали либо полной, либо частичной независимостью, имели свой двор - дарпас, свое войско, свои крепости и военные укрепленные лагеря - схнахи, вершили свой суд и собирали налоги с подданных. При этом отношения между меликами и подданными были отношениями начальник-подчиненный, а не феодал-крепостной. Крестьяне не были закреплены за землей и имели свободу передвижения и обладали собственностью. В новое время (17-18 вв) мелики становятся носителями армянской национальной власти. Ряд меликов сохранили свои права и привелегии после аннексии Россией восточной Армении. См. также ишхан и нахарар.

Меликутюн (Меликство) - (meliqutyun, "княжество", "владычество", от месопотамского maliq - "владыка", "царь") Общее название восточно-армянских княжеств в регионах Еревана, Карса, Нахичевана, Севана, Лори, Арцаха-Карабаха, Сюника, Тавриза, Гандзака-Гардмана, начиная с позднего средневековья (конец 15-16 веков). Меликства чаще всего представляли собой независимые или автономные самобытные административно-политические образования. Меликства управлялись наследными правителями-меликами (князьями). В новое время (17-18 вв) меликства становятся носителями армянской национальной государственности.

Мецамец - (metzametz, "великий") Представитель высшей аристократии в древней Армении, обычно глава аристократического дома или рода. Аналогичен нахарару, ишхану, патрику, архонту и мелику.

Наапет (или Нахапет) (nahapet, "первоначальник") - 1) Глава клана либо вождь племени в древней Армении. Наапетом чаще всего становился старший по возрасту мужчина в клане. Он же возглавлял воинов клана во время военных походов и выполнял роль судьи. С оформлением государственности в Армении наапеты стали главами аристократических родов, родовладыками. В позднее время, наапетам соответствовали танутеры, а в средние века - гахерец ишханы. 2) Патриарх, первопредок - основатель дворянского рода. Если слово наапет употреблялось по отдельности, без указания конкретного лица, то оно обозначало чаще всего обозначало самого патриарха-первопредка армян Айка, реже - Арама или других армянских партиархов.

Нахарар - (naxarar, "первосозданный", "первородный") 1) Глава потомтвенной придворной службы-нахарарства при царском дворе в Армении или королевском дворе в Киликийской Армении. Почетная должность нахарара была прерогативой самый влиятельных великокняжеских родов и передавалась по наследству от отца к старшему сыну. См. также нахарарство. 2) Со временем под нахарарами понимали вообще представителей высшей аристократии древней Армении, глав аристократических родов. В этом смысле это звание стало аналогом мецамеца, ишхана, патрика, архонта и мелика. 3) Наследственный правитель области-гавара в Великой Армении, дворянин-областеначальник. Чаще всего, нахарар воплощал в себе все три вышеприведенные значения этого слова.

Нахарарство - (naxararutiwn) 1) Придворная наследственная служба при царском дворе Великой Армении и других исторических армянских царствах, а также в Киликийском Арменяском Королевстве. Подобными службами были спарапетутюн (военное командование), аспетутюн (служба венцевозлагателя), азарапетутюн (налоговая и финансовая служба), малхазутюн (царская охрана), мардпетутюн (внутренние дела и управление царской вотчиной), пайлутюн (воспитание царских отпрысков), сеханапетутюн (управление царского двора), картухарутюн (служба иностранных дел), максапетутюн (таможенная служба) и другие. 2) Общее название великокняжеских родов в Великой Армении и в более поздних армянских царствах, а также в Киликийском Армянском Королевстве. В этом значении аналогичен ишханутюн (1). 3) Изредка нахарарствами также назывались наследстенные владения-гавары (провинции) великих князей Великой Армении. См. также ишханутюн (2).

Нахарарутюн - (naxararutiwn) См. нахарарство.

Пайл - (payl) Глава придворной наследственной службы-нахарарства, ответственный за образование и воспитание отпрысков короля Киликийской Армении. Особое внимание пайл должен был уделять воспитанию наследного принца - аваг сепуха. См. также пайлутюн.

Пайлутюн - (paylutiwn) Придворная наследственная служба-нахарарство, отвечающая за образование и воспитание отпрысков короля Киликийской Армении. Особое внимание уделялось наследному принцу - аваг сепуху. См. также пайл.

Парон - (paron, искаженное от baron) 1) Один из титулов аристократии в Киликийском Армянском Королевстве, возникший под влиянием европейского дворянства во время крестовых походов, часть из которых прошла по территории Киликийской Армении. Вероятнее всего, парон был ниже титула бердатер, хотя в некоторых источниках король Армении тоже называется пароном. То же слово перешло в современный армянский со значением "господин". См. также синор. 2) Общее название дворянина в Киликийском Армянском Королевстве. Синоним более древнего азат.

Патив (patiw, "почет") - Традиционное положение аристократического общества при царском дворе Армении. Оно определялось от разных обстоятельств -древности рода, его политическом весе и влиянии на двор, военной мощи, многочисленности и т.п. Среди прочих, патив определял, какое положение займет род в гахнамаке и на каком бардзе будет восседать.

Патрик (patrik от patricius - "имеющий отца", другое написание Бадрик). Греческий аналог аристократа, азата, азнвакана. См. также нахарар и архонт.

Схнах (или Сгнах) - (sghnax, "укрепленное место") 1) Начиная со средневековья, вид укрепленного поселения, крепости или военного лагеря в восточно-армянских княжествах-меликствах, в частности в Арцахе-Карабахе и в Сюнике. Известны три краевых схнаха: первый из них, называемый Мец Схнах (Большой Схнах), находился в Мравских горах у реки Тартар в княжесвте Джраберд, второй - Покр Схнах (Малый Схнах) - располагался на склоне горы Кирс в княжестве Варанда, а третий - в провинции Капан. Кроме того, каждый арцахский и сюникский меликский клан имел свои родовые схнахи: схнахами князей Гюлистана были крепость Гюлистан и Талиш, князей Джраберда - одноименная крепость в месте сливания рек Тартар и Трхи, князей Хачена - Тарханаберд (Хоханаберд) и Качахакаберд, князей Варанды - крепость Аветараноц, а схнахом князей Дизака была крепость в селе Тох. См. также амроц и берд. 2) Иногда под схнахом понималось родовое воинство Арцаха, которое часто дислоцировалось в укрепленных лагерях, располагавшихся в вышеупомянутых крепостях. Это воинство по сути было народным ополчением во главе с советом военачальников. Каждый князь-мелик сам возглавлял свое войско. Подразделениями этого войска командовали сотники (юзбаши), зачастую также имевшие дворянское происхождение и на военных советах обладавшие равными правами и обязанностями.

Сеханапет - (seghanapet) Глава придворной наследственной службы-нахарарства, ответственный за управление королевским двором, его доходами и расходами в Киликийском Армянском Королевстве. См. также сеханапетутюн.

Сеханапетутюн - (seghanapetutiwn) Придворная наследственная служба-нахарарство, отвечающая за управление королевским двором, его доходами и расходами в Киликийском Армянском Королевстве. См. также сеханапет.

Сепух - (sepuh) 1) Младший член аристократического рода в Армении. Титулы наапет, танутер, гахерец ишхан или ишхан обычно носил старший член клана или глава рода. Все остальные мужчины аристократического рода считались сепухами. Особую роль и место среди них занимал старший сын главы рода - аваг сепух, который считался наследником. 2) Сын царя или короля, принц - аркайазн. По традиции, аваг сепух наследовал царский трон после кончины царя.

Сепух аваг - (awag sepuh) 1) Наследник царского престола в исторической Армении, чаще всего старший сын царя Армении или короля Киликийской Армении. См. также аркайазн. 2) Наследник княжеского трона, чаще всего старший сын князя - нахарара, ишхана, мецамеца. Этот термин вышел из обращения уже ко времени зарождения восточно-армянских меликств в Арцахе, Сюнике и Гардмане.

Синор (или Синиор) - (sinior, искаженное от senior) Один из титулов аристократии в Киликийском Армянском Королевстве, возникший под влиянием европейского дворянства во время крестовых походов, часть из которых прошла по территории Киликийской Армении. Вероятнее всего, синор был ниже титула бердатер. См. также парон.

Спарапет - (sparapet) Главнокомандующий армией Армении, глава придворной наследственной службы-нахарарства спарапетутюн. Это службу традиционно возглавлял нахарарский род Мамикоеан, которые были наследственными спарапетами Великой Армении.

Спарапетутюн - (sparapetutiwn) Нахарарство, придворная наследственная служба командования армией Армении. Прерогатива нахарарского рода Мамиконеан, которые были наследственными спарапетами Великой Армении.

Спасалар (spasalar, от иранского sipah salar - "начальник войска") Военачальник в исторической Армении. В средние века термин спасалар часто соответствовал спарапету.

Стратилат - (из греч. stratilatos) Военачальник, полководец. Этот титул носили многие византийские полководцы армянского происхождения.

Таг - (thag, "корона", "венец") 1) Царская корона в древней Армении или в Киликийском Армянском Королевстве. Почетная прерогатива коронования была наследственной службой-нахарарством - аспетутюн - и принадлежала роду Багратуни, которые носили титул аспета или тагадир аспета. 2) Иногда под тагом понимали малые княжеские короны и венцы.

Тагавор - (thagawor, дословно - "венценосец") Один из титулов армянских королей Киликийской Армении. Структура верховной власти Киликийского Армянского Королевства представляла собой синтез традиционной армянской монархии и средневекового европейского королевства. Хотя между статусом царей Великой Армении и Киликийской Армении были различия, но титул тагавора в целом соответствует полее раннему арка. См. также инкнакал.

Танутер - (tanuter, "домовладыка") В древней Армении глава аристократического рода. Танутером чаще всего становился старший по возрасту мужчина в роде. Он возглавлял воинов рода во время военных действий, выполнял роль судьи и считался единовлестным распорядителем собственности рода. В средневековой Армении (начиная с 9-го века) танутеры потеряли часть своих традиционных прав и стали называться также гахерец ишханами.

Тер - (ter, в древнеармянском оригинале tearn, "владыка", "господин", "хозяин") - 1) Титул высшей армянской аристократии, аналогичный британскому lord. Титул этот обычно ставился перед или после родового имени, например tern Andzewats или Artzruneats ter, и чаще всего относился к наапету, танутеру или гахерец ишхану данного рода. Тот же титул использовался при обращении к лицу из высшей аристократии. 2) После христианизации Армении, этот титул стал также использоваться высшим духовенством армянской церкви. В отличие от первоначального обозначения аристократа, титул тер в церковном употреблении стал прибавляться к фамилиям церковнослужителей, например Тер-Петросян, Тер-Геворкян. В потобном сочетании тер аналогичен церковным "батюшка", "владыко" и не является указателем благородного происхождения носителя фамилии.

Тохм - (tohm) Клан, род в Армении. Первоначально под этим понятием подразумевался весь клан, в самом широком смысле слова, т.е. все кровные родственники по мужской линии со своими женами, и незамужними сестрами и дочерьми. В дальнейшем под тохмом подразумевались все носители фамилии, связанные кровным родством. Однако понятие широкого рода, типичное для традиционной Армении, постепенно теряет свое значение, уступая место узкой интерпретации, при которой тохм объединяет лишь ближайших родственников. См. также тун.

Тохмерг - (tohmyerg, "родовая песнь") Родовой гимн.

Тохмаавак - (tohmahavaq, "родовое собрание") В армянской родовой традиции собрание клана, на котором решались важные для всего рода вопросы, в том числе выборы тохмапета, разрешение внутриродовых споров и т.п., и проводились почетные ритуалы. Обязательными составными тохмаавака были продолжительное застолье, в котором принимали участие все присуствующие члены рода (старейшины, мужчины, женщины и дети), посещение могил предков и обряды жертвоприношения-матаха, крещения и т.п. Решения важных вопросов клана принимались преимущественно взрослыми мужчинами (обычно, главами семей), хотя участие женщин никак не возбронялось. Чаще всего тохмааваки проводились в родных местах, ближе к могилам предков, в доме какого-либо старейшины или особо уважаемого члена клана. Было принято проводить тохмаавак во время какого-либо традиционного праздника; например в провинции Тавуш или в Арцахе некоторые роды проводят свои родовые собрания во время языческого праздника воды - Вардавар (Вардевор, Вадравар). Подтверждений того, что тохмааваки когда-то проводились повсеместно по всей Армении и всеми родами нет. Однако традиция тохмааваков существует в некоторых армянских родах вплоть до наших дней.

Тохманиш - (tohmanish, "родовой знак") Герб или геральдический знак рода.

Тохмапет - (tohmapet) Глава клана, рода. См. также наапет, цехапет, танутер.

Тун - (tun, "дом") Род, клан. По своему первоначальному значению практически совпадает с тохм.

Тэр (см. Тер)

Фирман - (перс. firman) Грамота, указ. Во время персидского владычества, потомственные права полузависимых армянских меликов иногда утверждались подобными грамотами персидского шаха или местных ханов.

Хецелвор (см. Эцелвор)

Цех - (tsegh) 1) Племя. 2) Клан, род, группа людей, связанных кровно-родственными связями. См. тохм.

Цехапет - (tseghapet) - 1) Глава племени, вождь. 2) Глава рода, клана. См. наапет, тохмапет, танутер.

Эцелвор - (hetzelwor, "всадник") Одно из названий для рыцарей в Киликийском Армянском Королевстве. См. Дзиавор.

Юзбаши - (yuzbashi, тюрк. "сто" "глава", т.е. "сотник") Воинский титул в княжествах-меликствах Арцаха (Карабаха). Сотники-юзбаши обычно принадлежали к меликским (княжеским) родам и командовали частью воинских сил рода (отрядом, группой), насчитывавшем несколько сот воинов. При этом в военное время общее число меликского войска под командованием самого мелика могло достигать нескольких тысяч воинов.

Во все времена старейшины олицетворяли мудрость и опыт. В их руках всегда была власть, которой они наделялись, так как обладали серьезным багажом знаний. Они символизировали почитание народных обычаев и традиций. Старейшина - это человек, который мог руководить социальной и хозяйственной жизнью родового клана и решать все возникшие споры внутри него. Все спорные вопросы тщательно изучались и обсуждались, затем выносились на народное вече.

Старейшина - это...

Родовые общины или племена имели свой совет старейшин, который рассматривал животрепещущие вопросы, решал споры, возникающие между соседствующими племенами, кланами или родами. Старейшина племени или рода участвовал в разрешении споров в хозяйственной или в любой другой их совместной деятельности. И для исследования этой темы лучше всего окунуться в древнюю историю, где можно увидеть, как после возникновения государственности в Древней Греции совет старейшин переформатировали в Ареопаг, в Древнем Израиле - в Синедрион, в Древнем Риме - в Сенат.

Старейшина рода

В нашем современном мире у некоторых народов до сих пор существуют старейшины родов, например у чеченцев, ингушей и малочисленного населения бацбийцев. Тюркские народы своих старейшин называют аксакалами, то есть седобородыми.

И вот еще что интересно: в некоторых европейских парламентах до сих пор существует совет старейшин, членов которого выбирают из представителей фракций. Покажется удивительным, но в немецком Бундестаге тоже имеется подобный орган. Он присутствовал и в Российской империи вплоть до Октябрьской революции 1917 года.

Рассуждая на тему «Старейшина - это кто?», необходимо отметить, что советом старейшин также именовался совещательный рабочий орган в До 1989 года он не был юридически закреплен и работал в силу предписанных традиций. Совет старейшин, согласно "Регламенту Съезда народных депутатов СССР" от 20 декабря 1989 года, принял правовой статус (статья 62).

Он создавался в каждой из палат согласно квоте: в совет старейшин Совета Союзов включались один представитель из депутатов, по два представителя от союзных республик и по одному - из автономных, а также по одному из областных и автономных округов.

В задачи им ставилось принятие предварительных решений по организации работы Верховного Совета (время работы, повестка дня, порядок обсуждения докладов и т.д.).

Франция в конце XVIII века

А вот во Франции в 1795 году Советом старейшин называлась одна из палат парламента. Кстати, она была ликвидирована состоявшимся переворотом 18 брюмера (10 ноября 1799 года). Именно Наполеон Бонапарт и уничтожил правящие органы вроде Совета старейшин и Совета пятисот. Он встал у власти и создал свое новое правительство.

Итак, разбирая тему "Старейшина - это кто?", в первую очередь надо акцентировать внимание на том, что старейшиной не могли называть случайного человека преклонного возраста. Во все времена это были лучшие представители рода, племени или клана, которые могли дать дельный совет, связав воедино настоящую историю и опыт предков. Очень жаль, но зачастую их советами многие пренебрегали, а потом получали надлежащие поучительные уроки уже от самой жизни, которая учит получше любого мудреца.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!