МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО
ВИДА № 5 «ДУБОК» СТАНИЦЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН
НОД для детей
старшей группы
Тема: «Поговорим о доброте».
Подготовила:
воспитатель МБДОУ № 5 "Дубок"
ст. Архангельской
Ушакова О. А.
Тема: «ПОГОВОРИМ О ДОБРОТЕ»
Цель: обобщить представления детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию, вызвать стремление совершать добрые поступки; учить передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики, речи, рисунка, формировать позитивный образ своего «Я».
Дети, посмотрите на свои руки! У мальчиков они большие, сильные. У девочек - нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут все: и обнять, и поднять упавшего товарища, и дать корм голодным птицам, и красиво накрыть стол.
За что ты, Андрей, любишь свои руки?
Катя, а ты любишь свои руки?
Что за чудо-чудеса: Раз рука и два рука! Вот ладошка правая, Вот ладошка левая! И скажу вам не тая - Руки всем нужны, друзья. Сильные руки не бросятся в драку, Добрые руки погладят собаку, Умные руки умеют лечить, Чуткие руки умеют дружить.
Возьмите за руку того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Угадай настроение по рисунку». Для этого дети выставляют свои рисунки с изображением девочки, которая нашла свой бантик, и мальчика, рассерженного на своего друга.
Вопросы:
Какое настроение у мальчика?
Похож ли он на рассерженного?
А как вы догадались, что он сердит?
Какое настроение у девочки?
Почему у девочки хорошее настроение?
А как вы определили, что у девочки веселое настроение?- А как чувствуете себя вы?
Упражнение «Помоги волшебнику».
Воспитатель обращает внимание детей на то, что злой волшебник попал в трудную ситуацию, и ему нужно помочь. Сегодня волшебник прочитал два стихотворения, которые детям хорошо знакомы - об игрушках, с которыми он иногда любит играть.
1) Зайку бросила хозяйка - Под дождем остался Зайка, Со скамейки слезть не мог. Весь до ниточки промок.
2) Уронили Мишку на пол, Оторвали Мишке лапу - Все равно его не брошу, Потому что он хороший.
(А. Барто)
У волшебника есть фотографии трех девочек. Он хотел разобраться, какая из девочек бросила Зайку, какая оторвала лапу Мишке, а какая очень жалеет и Мишку, и Зайку:
Как же я могу узнать, ведь здесь не нарисовано, что они делают!
Взрослый предлагает рассмотреть фотографии девочек и помочь волшебнику.
(Демонстрация трех портретов девочек с разными выражениями лица: злым, равнодушным и добрым.)
Посмотрите, какая вот эта девочка? (Равнодушная, безразличная.)
- Какое у нее лицо? Что сделала эта девочка?
Дети сопоставляют выражения лиц девочек с их поступками:
Начала играть с Зайчиком в саду, но быстро про него забыла и оставила под дождем.
А эта девочка любит драться, обижать других, она оторвала Мишке лапу и бросила его тут же на пол.
А эта девочка добрая - всех жалеет.
Упражнение «Выручи из беды». Взрослый предлагает детям подумать о том, как бы они выручили из беды Зайку и Мишку.
Дети сочиняют истории, которые обыгрываются с помощью игрушек. Взрослый обращает их внимание на выражение лица злого волшебника: оно изменилось и стало добрым. (Изображение злого лица заменяется соответствующим.) Волшебник благодарит детей за то, что они выручили из беды ого любимые игрушки, и говорит, что тоже хочет сделать им что-нибудь приятное.
Звучит сказочная музыка, и волшебник дарит детям сказку о птицах:
Сказка о птицах
Давно-давно, в стародавние времена, в Вековечном Лесу жили птицы. Было их видимо-невидимо. В каждом дупле, на каждой ветке сказочных деревьев и кустов они сидели и пели. А деревьев в том лесу было неисчислимое множество. Удивительно красивые песни распевали лесные птахи: звон, свист, трели, гомон стояли в Вековечном Лесу. И казалось, что жить бы птицам да радоваться. Но не тут-то было...
Грусть-печаль поселилась в этом лесу потому, что все птицы: и дрозды, и снегири, и зяблики, и сороки - все были черного-пречерного цвета. Захаживали в Вековечный Лес и дети по грибы да ягоды, и странники проходили своей дорогой. Слушали они разноголосый хор лесных птиц, но отличить их друг от друга не могли. Вот почему в Вековечном Лесу поселилась грусть-печаль. Ведь здорово, когда кто-то на других не похож!
Наскучило так жить птицам, и обратились однажды они к самому главному правителю жизни на Земле - мудрому Солнцу: «О великий Логос! Помоги нам! Сделай нашу жизнь радостной!»
Выслушало Солнце птичьи просьбы и повелело своей помощнице радостной Радуге спуститься в Вековечный Лес, разобраться и навести там порядок, потому что без Радости - какая жизнь?!Когда красавица Радуга появилась в лесу в своем семицветном плаще из солнечных струек, птицы замерли в немом изумлении. А Радуга сказала: «Я помогу вам!» Птицы несказанно обрадовались и сразу все слетелись к волшебнице. Радуга сняла свой волшебный плащ, дотронулась до него волшебной палочкой и сказала: «Пусть эти солнечные струи, несущие в себе все краски, разукрасят ваши крылья в ваш любимый цвет!» И в тот же миг плащ рассыпался на тысячи крохотных разноцветных капель. И пролился дождь на собравшихся птиц. Вот с тех пор и радуются птицы своему разноцветному оперению, потому что подарила Радуга: снегирям - красные перышки, горихвосткам да зябликам - оранжевые, щеглам да иволгам - желтые, зеленушкам - зеленые, а зимородкам - голубые, сойкам - синие, голубям и горлицам -- фиолетовые перышки. И стало в Вековечном Лесу жить птицам еще лучше, потому что там поселилась Радость. Вот такая сказка...
По окончании сказки волшебник говорит детям: - Я сам того не заметил, как в моей душе поселилась Радость. Спасибо вам, ребята, за то, что вы помогли мне избавиться от злости. «Если вдруг я буду злиться, то постараюсь избавиться поскорее от злости. Я запомнил несколько хороших способов:
· станцевать буйный танец;
· потопать ногами;
· рассказать о своих переживаниях.
Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Старик сажал яблони».
Старик сажал яблони. Ему сказали:- Зачем тебе эти яблони? Долго придется ждать с этих яблонь плоды, и ты не съешь с них яблочки. Старик сказал:
Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут.
По окончании рассказа взрослый обращается к детям с вопросами:
Как можно назвать поступок старика? (Добрым, доброжелательным, сердечным.)
Что доброго вы делали другим людям?
Что чувствовали люди, которым вы делали добро? (Радость, умиление, восторг, счастье и т.п.)
Взрослый подводит детей к понятию «добро»: «Доброта - это отзывчивость, дружеское отношение к людям, это все хорошее и полезное».
С чем можно сравнить добро?
(С солнцем, весенней радугой, яркими, красивыми цветами, мамой.)
Волшебники обращают внимание на общее настроение группы: оно очень хорошее, радостное - и предлагают повеселиться вместе.
Игра « Чунга-чанга»
Путешественник пристал на своем корабле к острову, где вес радостны и беззаботны. Едва он сошел на берег, как ого окружили жители чудесного острова - маленькие чернокожие дети. И на мальчиках, и на девочках были надеты одинаковые пестрые юбочки, на руках у них звенели браслеты с колокольчиками, в ушах у всех были круглые серьги, на шее бусы, в волосах красивые перья. С веселой улыбкой они пританцовывали под музыку В. Шаинского «Чунга-Чанга» вокруг путешественника и напевали:
Чудо-остров, чудо-остров, Жить на нем легко и просто, Жить на нем легко и просто, Чунга-Чанга!..
Упражнение «Рисуем музыку». Детям предлагается послушать спокойную, мягкую музыку и «нарисовать» ее (вальс Д. Кабалевского). Волшебники дарят детям на память тарелочку с яблочком, которые будут помогать им в трудных ситуациях и знакомить с новыми друзьями.
ГАЛКА И КУВШИН
Л. Н. Толстой
Хотела Галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода стала выше и можно было пить.ВОЛК И КОЗА
Л. Н. Толстой
Волк видит - коза пасётся на каменной горе и нельзя ему к ней подобраться; он ей и говорит: "Пошла бы ты вниз: тут и место поровнее, и трава тебе для корма много слаще".
А Коза говорит: "Не за тем ты, волк, меня вниз зовёшь: ты не об моём, а о своём корме хлопочешь".
КРЫСЫ И ЯЙЦО
Л. Н. Толстой
Две крысы нашли яйцо. Хотели его делить и есть; но видят, летит ворона и хочет яйцо взять.
Стали думать крысы, как яйцо от вороны стащить. Нести? - не схватить; катить? - разбить можно.
И решили крысы вот что: одна легла на спину, схватила яйцо лапками, а другая повезла её за хвост, и как на санях стащила яйцо под пол.
ЖУЧКА
Л. Н. Толстой
Несла Жучка кость через мост. Глядь, в воде её тень.
Пришло Жучке на ум, что в воде не тень, а Жучка и кость. Она и пусти свою кость, чтобы ту взять. Ту не взяла, а своя ко дну пошла.
МЫШКА, КОТ И ПЕТУХ
Л. Н. Толстой
Мышка вышла погулять. Ходила по двору и пришла опять к матери. "Ну, матушка, я двух зверей видела. Один страшный, а другой добрый". Мать сказала: "Скажи, какие это звери?" Мышка сказала: "Один страшный, ходит по двору вот эдак: ноги у него чёрные, хохол красный, глаза на выкате, а нос крючком. Когда я мимо шла, он открыл пасть, ногу поднял и стал кричать так громко, что я от страха не знала, куда уйти!"
- Это петух, - сказала старая мышь. - Он зла никому не делает, его не бойся. Ну, а другой зверь?
- Другой лежал на солнышке и грелся. Шейка у него белая, ножки серые, гладкие, сам лижет свою белую грудку и хвостиком чуть движет, на меня глядит. - Старая мышь сказала: "Дура ты, дура. Ведь это сам кот".
ОБЕЗЬЯНА И ГОРОХ
Л. Н. Толстой
Обезьяна несла две полные горсти гороху. Выскочила одна горошинка; обезьяна хотела поднять и просыпала двадцать горошинок. Она бросилась поднимать и просыпала все. Тогда она рассердилась, разметала весь горох и убежала.
ЛЕВ И МЫШЬ
Л. Н. Толстой
Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала: "Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю". Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.
Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала: "Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, - бывает и от мыши добро".
ВАРЯ И ЧИЖ
Л. Н. Толстой
У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя пришла к чижу. - "Пора тебе, чиж, петь". - "Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь".
СТАРИК И ЯБЛОНИ
Л. Н. Толстой
Старик сажал яблони. Ему сказали: "Зачем тебе яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочков". Старик сказал: "Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут".
СТАРЫЙ ДЕД И ВНУЧЕК
Л. Н. Толстой
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.
Сидят раз мужик с женой дома и сморят - сынишка их на полу дощечками играет - что-то слаживает. Отец и спросил: "Что ты это делаешь, Миша?" А Миша и говорит: "Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой старые будете, чтобы вас из лоханки кормить."
"Синие листья"
В.А. Осеева
Рассказ для детей про дружбу
У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:
Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:
Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:
Позволила мама?
А Катя вздохнула и говорит:
Мама-то позволила, а брата я не спросила.
Ну что ж, спроси ещё у брата, - говорит Лена.
Приходит Катя на другой день.
Ну что, позволил брат? - спрашивает Лена.
Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
Я осторожненько, - говорит Лена. - Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.
Мне, - говорит Лена, - только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.
Это много, - говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.
Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:
Ну, что ж ты? Бери!
Не надо, - отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:
Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
Карандаша зелёного нет.
А почему же ты у своей подружки не взяла?
Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:
Я ей давала, а она не берёт.
Посмотрел учитель на обеих:
Надо так давать, чтобы можно было взять.
"Как Маша стала большой"
Е. Пермяк
Маленькая Маша очень хотела вырасти. Очень. А как это сделать, она не знала. Всё перепробовала. И в маминых туфлях ходила. И в бабушкином капоте сидела. И причёску, как у тети Кати, делала. И бусы примеряла. И часы на руку надевала. Ничего не получалось. Только смеялись над ней да подшучивали. Один раз как-то Маша вздумала пол подметать. И подмела. Да так хорошо подмела, что даже мама удивилась:
Машенька! Да неужели ты у нас большая становишься?
А когда Маша чисто-начисто вымыла посуду да сухо-насухо вытерла её, тогда не только мама, но и отец удивился. Удивился и при всех за столом сказал:
Мы и не заметили, как у нас Мария выросла. Не только пол метёт, но и посуду моет.
Теперь все маленькую Машу называют большой. И она себя взрослой чувствует, хотя и ходит в своих крошечных туфельках и в коротеньком платьице. Без причёски. Без бус. Без часов. Не они, видно, маленьких большими делают.
"Хорошее"
В.А. Осеева
Проснулся Юра утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший. И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.
Вот сидит он и думает: "Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!"
А сестрёнка тут как тут:
Погуляй со мной, Юра!
Уходи, не мешай думать! Обиделась сестрёнка, отошла. А Юра думает: "Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!"
А няня тут как тут:
Убери посуду, Юрочка.
Убери сама - некогда мне!
Покачала головой няня. А Юра опять думает: "Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!"
А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: "Дай мне попить, Юра!"
Пошёл вон! Не мешай думать! Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты.
А Юра к маме пошёл:
Что бы мне такое хорошее сделать? Погладила мама Юру по голове:
Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.
"Котёнок"
Л.Н. Толстой
Были брат и сестра - Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали - над головой кто-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла и всё спрашивала:
Нашёл? Нашёл?
Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей:
Нашёл! Наша кошка... и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.
Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке. Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.
Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка. Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка. Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит:
"Назад, назад!" - и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок, глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак. Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак. Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле.
"Как волки учат своих детей"
Лев Толстой
Я шёл по дороге и сзади себя услыхал крик. Кричал мальчик-пастух. Он бежал полем и на кого-то показывал. Я поглядел и увидал - по полю бегут два волка: один матёрый, другой молодой. Молодой нёс на спине зарезанного ягнёнка, а зубами держал его за ногу. Матёрый волк бежал позади. Когда я увидал волков, я вместе с пастухом побежал за ними, и мы стали кричать. На наш крик прибежали мужики с собаками.
Как только старый волк увидал собак и народ, он подбежал к молодому, выхватил у него ягнёнка, перекинул себе на спину, и оба волка побежали скорее и скрылись из глаз. Тогда мальчик стал рассказывать, как было дело: из оврага выскочил большой волк, схватил ягнёнка, зарезал его и понёс.
Навстречу выбежал волчонок и бросился к ягнёнку. Старый отдал нести ягнёнка молодому волку, а сам налегке побежал возле. Только когда пришла беда, старый оставил ученье и сам взял ягнёнка.
Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой (1828–1910) очень любил детей, а еще больше он любил с ними разговаривать.
Он знал много басен, сказок, рассказов и историй, которые увлеченно рассказывал детям. Его с интересом слушали как родные внуки, так и крестьянские дети.
Открыв в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, Лев Николаевич сам преподавал в ней.
Он написал учебник для самых маленьких и назвал ее "Азбука". Труд автора, состоящий из четырех томов, был "красив, короток, прост и, главное, ясен" для понимания детям.
Лев и мышь
Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала:
Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю.
Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.
Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала:
Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, - бывает и от мыши добро.
Как меня в лесу застала гроза
Когда я был маленький, меня послали в лес за грибами.
Я дошел до лесу, набрал грибов и хотел идти домой. Вдруг стало темно, пошел дождь и загремело.
Я испугался и сел под большой дуб. Блеснула молния такая светлая, что мне глазам больно стало, и я зажмурился.
Над моей головой что-то затрещало и загремело; потом что-то ударило меня в, голову.
Я упал и лежал до тех пор пока перестал дождь.
Когда я очнулся, по всему лесу капало с деревьев, пели птицы и играло солнышко. Большой дуб сломался, и из пня шел дым. Вокруг меня лежали секретки от дуба.
Платье на мне было все мокрое и липло к телу; на голове была шишка, и было немножко больно.
Я нашел свою шапку, взял грибы и побежал домой.
Дома никого не было, я достал в столе хлеба и влез на печку.
Когда я проснулся, я увидал с печки, что грибы мои изжарили, поставили на стол и уже хотят есть.
Я закричал: "Что вы без меня едите?" Они говорят: "Что ж ты спишь? Иди скорей, ешь".
Воробей и ласточки
Раз я стоял на дворе и смотрел на гнездо ласточек под крышей. Обе ласточки при мне улетели, и гнездо осталось пустое.
В то время, когда они были в отлучке, с крыши слетел воробей, прыгнул на гнездо, оглянулся, взмахнул крылышками и юркнул в гнездо; потом высунул оттуда свою головку и зачирикал.
Скоро после того прилетела к гнезду ласточка. Она сунулась в гнездо, но, как только увидала гостя, запищала, побилась крыльями на месте и улетела.
Воробей сидел и чирикал.
Вдруг прилетел табунок ласточек: все ласточки подлетали к гнезду - как будто для того, чтоб посмотреть на воробья, и опять улетали.
Воробей не робел, поворачивал голову и чирикал.
Ласточки опять подлетали к гнезду, что-то делали и опять улетали.
Ласточки недаром подлетали: они приносили каждая в клювике грязь и понемногу замазывали отверстие гнезда.
Опять улетали и опять прилетали ласточки, и все больше и больше замазывали гнездо, и отверстие становилось все теснее и теснее.
Сначала видна была шея воробья, потом уже одна головка, потом носик, а потом и ничего не стало видно; ласточки совсем замазали его в гнезде, улетели и со свистом стали кружиться вокруг дома.
Два товарища
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь.
Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым.
Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.
Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется.
Ну что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил?
А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.
Лгун
Мальчик стерег овец и, будто увидал волка, стал звать:
Помогите, волк! Волк!
Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось – и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать:
Сюда, сюда скорей, волк!
Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, - не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.
Охотник и перепел
Попался перепел в сеть к охотнику и стал просить, чтобы охотник отпустил его.
Ты только отпусти меня, - говорит, - я тебе послужу. Я тебе других перепелов в сеть заманю.
Ну, перепел, - сказал охотник, - и так-то не пустил бы тебя, а теперь и подавно. Сверну голову за то, что своих выдавать хочешь.
Девочка и грибы
Две девочки шли домой с грибами.
Им надо было переходить через железную дорогу.
Они думали, что машина далеко, взлезли на насыпь и пошли через рельсы.
Вдруг зашумела машина. Старшая девочка побежала назад, а меньшая - перебежала через дорогу.
Старшая девочка закричала сестре: «Не ходи назад!»
Но машина была так близко и так громко шумела, что меньшая девочка не расслышала; она подумала, что ей велят бежать назад. Она побежала назад через рельсы, споткнулась, выронила грибы и стала подбирать их.
Машина уже была близко, и машинист свистел что было силы.
Старшая девочка кричала: «Брось грибы!», а маленькая девочка думала, что ей велят собрать грибы, и ползала по дороге.
Машинист не мог удержать машины. Она свистала изо всех сил и наехала на девочку.
Старшая девочка кричала и плакала. Все проезжающие смотрели из окон вагонов, а кондуктор побежал на конец поезда, чтобы видеть, что сделалось с девочкой.
Когда поезд прошел, все увидали, что девочка лежит между рельсами головой вниз и не шевелится.
Потом, когда поезд уже отъехал далеко, девочка подняла голову, вскочила на колени, собрала грибы и побежала к сестре.
Старый дед и внучек
(Басня)
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта.
Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил.
Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке.
Старик только вздохнул и ничего не сказал.
Сидят раз муж с женой дома и смотрят - сынишка их на полу дощечками играет - что-то слаживает.
Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорив: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали.
Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
Маленькая мышка
Мышка вышла гулять. Ходила по двору и пришла опять к матери.
Ну, матушка, я двух зверей видела. Один страшный, а другой добрый.
Мать спросила:
Скажи, какие это звери?
Мышка сказала:
Один страшный- ноги у него черные, хохол - красный, глаза на выкоте, а нос крючком.Когда я мимо шла- он открыл пасть, ногу поднял и стал кричать так громко, что я от страха не знала куда уйти.
Это петух, сказала старая мышь,он зла никому не делает, его не бойся. Ну, а другой зверь?
Другой лежал на солнышке и грелся.Шейка у него белая, ножки серые, гладкие.Сам лижет свою белую грудку и хвостиком чуть движет, на меня глядит.
Старая мышь сказала:
Дура, ты дура. Ведь это сам кот.
Два мужика
Ехали два мужика: один в город, другой из города.
Они задели санями друг за друга. Один кричит:
Дай дорогу, мне скорей в город надо.
А другой кричит:
Ты дай дорогу. Мне скорей домой надо.
А третий мужик видел и сказал:
Кому скорей надо - тот осади назад.
Бедняк и богач
В одном доме жили: наверху богач- барин, а внизу- бедный портной.
Портной за работой все пел песни и мешал барину спать.
Барин дал портному мешок денег, чтобы он не пел.
Портной стал богат и все стерег свои деньги, а петь уже не стал.
И стало ему скучно. Он взял деньги и снес их обратно барину и сказал:
Возьми свои деньги назад, а мне уж позволь песни петь. А то на меня напала тоска.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Галка и кувшин
Хотела Галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне.
Галке нельзя было достать.
Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода стала выше и можно было пить.
Крысы и яйцо
Две крысы нашли яйцо. Хотели его делить и есть; но видят, летит ворона и хочет яйцо взять.
Стали думать крысы, как яйцо от вороны стащить. Нести? — не схватить; катить? — разбить можно.
И решили крысы вот что: одна легла на спину, схватила яйцо лапками, а другая повезла её за хвост, и как на санях стащила яйцо под пол.
Жучка
Несла Жучка кость через мост. Глядь, в воде её тень.
Пришло Жучке на ум, что в воде не тень, а Жучка и кость.
Она и пусти свою кость, чтобы ту взять. Ту не взяла, а своя ко дну пошла.
Волк и коза
Волк видит — коза пасётся на каменной горе и нельзя ему к ней подобраться; он ей и говорит: «Пошла бы ты вниз: тут и место поровнее, и трава тебе для корма много слаще».
А Коза говорит: «Не за тем ты, волк, меня вниз зовёшь: ты не об моём, а о своём корме хлопочешь».
Обезьяна и горох
(Басня)
Обезьяна несла две полные горсти гороху. Выскочила одна горошинка; обезьяна хотела поднять и просыпала двадцать горошинок.
Она бросилась поднимать и просыпала все. Тогда она рассердилась, разметала весь горох и убежала.
Мышка, кот и петух
Мышка вышла погулять. Ходила по двору и пришла опять к матери.
«Ну, матушка, я двух зверей видела. Один страшный, а другой добрый».
Мать сказала: «Скажи, какие это звери?»
Мышка сказала: «Один страшный, ходит по двору вот эдак: ноги у него чёрные, хохол красный, глаза на выкате, а нос крючком. Когда я мимо шла, он открыл пасть, ногу поднял и стал кричать так громко, что я от страха не знала, куда уйти!»
— Это петух, — сказала старая мышь. — Он зла никому не делает, его не бойся. Ну, а другой зверь?
— Другой лежал на солнышке и грелся. Шейка у него белая, ножки серые, гладкие, сам лижет свою белую грудку и хвостиком чуть движет, на меня глядит.
Старая мышь сказала: «Дура ты, дура. Ведь это сам кот».
Лев и мышь
(Басня)
Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал ее. Мышь стала просить, чтобы он пустил ее; она сказала: «Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю». Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.
Потом охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву. Мышь услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку и сказала: «Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, - бывает и от мыши добро».
Варя и чиж
У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел.
Варя пришла к чижу. — «Пора тебе, чиж, петь».
— «Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь».
Старик и яблони
Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочков». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».
Старый дед и внучек
(Басня)
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят - сынишка их на полу дощечками играет - что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорив: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
Тема: Л. Толстой. Старик сажал яблони. Другие рассказы.Цель: прививать любовь к русской литературе на примере произведений Л.Н.Толстого.
Задачи:
1) продолжить развивать интерес к личности писателя;
2) развивать умение активно участвовать в обсуждении литературных произведений;
3) продолжать оценивать поведение людей с позиции нравственных норм.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
I . Подготовительный этап.
II . Постановка учебной задачи, формулирование темы занятия.
III . Работа по теме занятия.
1) Знакомство с биографией писателя.
Воспитатель показывает портрет Л.Н.Толстого.
Посмотрите на портрет писателя: его высокий лоб говорит об уме, глубоко посаженные глаза- о проницательности, широкая борода- как у доброго дедушки.
Давайте познакомимся с жизнью Льва Николаевича. Родился писатель в деревне Ясная Поляна. Какое название интересное! «Ясная» - что можно представить себе, произнося это слово? (Ответы детей: солнце, тепло, ясный день.)
Значит, это место и было таким замечательным, если Толстой говорил: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу представить Россию и мое отношение к ней».
Отец писателя был графом, матери своей Лев не помнил, ему было полтора года, когда она умерла. Все, что знал Лев о матери, это рассказы других людей о хорошей и доброй женщине. Мать знала четыре иностранных языка, играла на фортепиано, рисовала и была мастерица рассказывать сказки.
В семье графа Толстого было пятеро детей: четыре сына (Николай, Сергей, Дмитрий, Лев) и младшая дочь Машенька. Отец занимался хозяйством, воспитанием детей, много читал. Он собирал библиотеку. Мальчики были очень дружны, вместе играли, гуляли, мечтали о счастливой жизни для всех людей.
Маленький Лева любил читать произведения А. Пушкина и многие его стихи знал наизусть. Любовь к поэзии Пушкина осталась у него на всю жизнь. Пушкина он считал своим учителем, когда занялся писательской деятельностью.
Окончив гимназию, Толстой решил продолжить образование, но в университет он поступил только со второго раза, сам серьезно занимаясь подготовкой. Проучившись несколько лет он ушел из университета, самостоятельно продолжил изучать курс юридических наук. После он вместе с братом Николаем поступил на военную службу и поехал служить на Кавказ, а затем в Крым. Он командовал артиллеристской батареей на самом опасном участке при обороне города Севастополя. За доблестную службу он был награжден орденом и двумя медалями.
Уволившись из армии он приехал в Ясную Поляну, где прожил почти всю свою жизнь.
В Ясной Поляне Толстой открыл школу для крестьянских детей, где сам работал учителем. Учебников тогда не было, и Толстой занялся составление «Азбуки», по которой затем учились грамоте многие поколения. Толстой бесконечно любил детей, именно его любовь к «маленьким мужичкам», как именовал он крестьянских детей, и проявилась в «Азбуке», над которой он работал долго и кропотливо. Об этом он сам говорил с волнением: “Что из этого выйдет - не знаю, а положил в него всю душу”.
На уроках у дошкольников мы начинаем с рассказа "Старик сажал яблони".
IV . Физкультминутка.
1) Чтение рассказа.
Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони?
Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка».
Старик сказал! «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут» .
2)Анализ рассказа.
Ребята, какой поступок совершил старик?
А как мы можем охарактеризовать старика, какой он? (добрый, человечный, щедрый, безвозмездный).
А что значит безвозмездный? (что-то даёт людям и от них не требует ничего в замен)
Давайте прохлопаем это слово по слогам.
А какие еще добрые поступки можно совершить для других людей, не ожидая награды и выгоды для себя? (придержать дверь для следом идущего, расчистить снег перед домом, покрасить бордюры и оградки у подъезда и так далее)
Образовательный момент:
Повторение цикла: яблоко-семечко-саженец-яблоня-яблоко.
V . Рефлексия.
Скажите, с каким рассказом вы сегодня познакомились?