Старое замоскворечье. Улицы Большая и Малая Ордынка

Замоскворечье - один из самых старых районов Москвы. Но заселять его жители Москвы долгое время не торопились.

КАК РАЗВИВАЛСЯ

Замоскворечье - один из самых старых районов Москвы: правда, территорией столицы его стали считать далеко не сразу. Первое документальное упоминание о нем относится к 1365 году, тогда здесь еще существовали перелески, луга и озера (Озерковская набережная и Озерковский переулок позже получили такие названия именно поэтому) - в это время Замоскворечье было московским предместьем.

Заселять Замоскворечье жители Москвы не торопились еще довольно долгое время - с этой стороны на город обычно нападали неприятельские войска. Да и вообще у района всегда была непростая судьба: страшные наводнения, пожары, тот самый тракт, по которому везли дань в Золотую орду - обо всем этом и сейчас напоминают названия улиц: Большая и Малая Ордынка, Болотная площадь и набережная.

Именно отсюда, из Замоскворечья - от Никольской церкви на Берсеневке - в 1493 году начался один из самых масштабных пожаров за всю историю столицы. Огонь перекинулся на Кремль и практически полностью уничтожил исторические строения, выгорел Арбат, Неглинная, Сретенка, улица от Боровицких ворот до церкви Зачатия на Остоженке - словом, едва ли не половина тогдашнего города. Для того чтобы защититься от повторения стихийного бедствия, у стен Кремля вырыли ров, а все опасные строения Замоскворечья, расположенные вдоль реки, снесли - на их месте высадили Государев сад. Ворота Государева сада выходили на улицу Балчуг, на которой теперь расположен один из самых дорогих московских отелей, а когда она только появилась, название ей придумали, подцепив татарское слово «балчык» - глина, грязь.

Большая Ордынка в 1879 году

Церковь Параскевы Пятницы, 1867 год

Вид в сторону Кремля с одной из колоколен Замоскворечья, 1856 год

В XV веке в Замоскворечье начали образовываться монастырские и боярские села, одним из первых появилось дворцовое село Кадашево - в Кадашевской слободе в XV-XVII веке жили ремесленники, мастерившие кадки для княжеского двора, и дворцовые ткачи. Рядом находилась слобода овчинников - нынешняя Овчинниковская набережная, слобода толмачей (переводчиков), давшая имя Большому и Малому Толмачевским переулкам, и Татарская слобода - сейчас улица Большая Татарская, которую образовали казанские торговцы. Между садовничьими слободками (теперь Садовническая набережная), в которых жили люди, ухаживающие за фруктовыми деревьями в Государевом саду, образовалась площадь, на которой построили общественные бани, а в годы правления Ивана Грозного здесь открылся первый московский кабак - правда, пить в нем дозволялось только опричникам.

На рубеже XV-XVII веков Замоскворечье быстро разрасталось: именно тогда появилась Пятницкая улица, служившая самым коротким путем от Москворецкого моста до Ленивого торга, на котором могло разместиться большое количество телег - она и стала одной из главных улиц района. В 1701 году в очередном московском пожаре погиб Государев сад и на его месте тоже началась застройка - так обособленные улицы начали сливаться в настоящее единое поселение.

КТО ЖИЛ

Состав жильцов Замоскворечья менялся вместе с развитием района: ремесленники, торговцы, стрельцы, которые несли тут караульные обязанности (оборонительная функция оставалась главной для Замоскворечья вплоть до Петровских времен). Район много раз перестраивался - после пожаров и борьбы с польскими интервентами - и подлинное свое величие обрел на рубеже XVIII-XIX веков, когда из простонародного местечка начал превращаться в обитель купцов и мещан: они располагали свои богатые усадьбы за длинными деревянными заборами, среди бесконечных садов, с видом на живописные церкви. Об этом Замоскворечье многие читали в пьесах драматурга Островского, который родился в доме на Малой Ордынке и прекрасно описывал быт и нравы района - так прекрасно, что его даже называли «Колумбом Замоскворечья».

В 1908 году на доме, где жил Островский, появилась мемориальная доска

Недалеко находился большой приют для детей-сирот и пожилых людей

Правда, впечатление этот район производил разное: кому-то он казался прекрасной тихой гаванью, а кто-то возмущался его сонной атмосферой и закрытостью здешнего общества. Так, например, литературный критик Белинский замечал: «Там окна занавешены занавесками, ворота - на запор, при ударе в них раздается сердитый лай цепной собаки, все мертво или, лучше сказать, сонно: дом или домишко похож на крепость, приготовившуюся выдержать долговременную осаду».

А французский поэт Готье, побывав в Замоскворечье, писал: «Набережная на другом берегу Москвы-реки, вдоль которой идут особняки и великолепные дома современной архитектуры, прямыми своими линиями создает как бы основание огромному океану домов и крыш, которые тянутся за ней до бесконечности. Нельзя представить себе ничего более прекрасного, богатого, роскошного, сказочного, чем эти купола с сияющими золотом крестами... Я долго стоял вот так, в восторженном оцепенении, погруженный в молчаливое созерцание».

В 1908 году в Москве произошло сильное наводнение, затопило большую часть Замоскворечья

И тот, и другой были правы: жизнь в Замоскворечье была немного провинциальной - здесь в порядке вещей было усесться на веранде с самоваром, и спать здесь ложились рано, когда вечер в «городе» еще был в самом разгаре. Именно в те времена Москву за рекой стали называть большой деревней.

В XIX веке в Замоскворечье уже жили не только мещане, но и интеллигенция: на Пятницкой снимал квартиру писатель Лев Толстой, в гостях у тетушки на Большой Ордынке бывал Достоевский, на Большой Якиманке жил Чехов. С этим районом столицы связаны и имена известнейших российских меценатов и предпринимателей: Демидовых, Бахрушиных, Морозовых, Рябушинских и, конечно, Третьяковых, которые купили здесь особняк, позже превратившийся в известную всему миру галерею. В XX веке в Лаврушинском переулке появился Дом писателей - в нем имели квартиры Пастернак, Ильф и Петров, Паустовский и другие литераторы.

На Пятницкой находился один из первых в Москве электротеатров (фото 1908 года)

В 1920-е по Пятницкой ходили трамваи


В 1920-е годы в районе еще сохранялись деревенские пейзажи (на фото - Толмачевский переулок в 1923 году)

Вообще же в XX веке Замоскворечье ожило - спокойствие постепенно испарялось со здешних улиц и уступало место новому времени с его новыми веяниями. На Пятницкой появился электротеатр «Купеческий» - один из первых синематографов Москвы, а предприниматель Яков Зоммерфельд открыл здесь диковинный по тем временам бизнес - кинофабрику «Глория»: во дворе соорудили деревянную сцену, на холстах нарисовали декорации (в кадрах старых фильмов можно заметить, как забавно их колышет ветер) и приступили к съемке кино. На этой всамделишной киностудии начинал свою карьеру в кино сам Яков Протазанов, здесь же произошел и первый большой скандал в российском кино - фильм «Драма в Москве» был запрещен цензурой в первый день показа. Словом, в XX веке Замоскворечье стало подлинным центром и никому уже не приходило в голову назвать уклад здешней жизни деревенским.

ЧТО ТЕПЕРЬ

В сравнении с другими районами Москвы архитектурный облик Замоскворечья сохранился достаточно хорошо, несмотря на то, что в XX веке многие знаковые здания были достроены (в бывших доходных домах на Пятницкой, например, появились лишние этажи), а некоторые - разрушены: в 1934-м снесли прекрасную церковь Параскевы Пятницы, от которой пошло название улицы Пятницкой - на ее месте построили станцию метро Новокузнецкая. Якиманка тоже была перестроена - она соединила Замоскворечье с центром города. Только в 60-е Пятницкая, Большая Полянка, Большая Ордынка, Новокузнецкая, расположенные в пределах Садового кольца, были признаны заповедными зонами, но реконструкция их идет и сейчас и порой вызывает крайне противоречивые мнения.

Теперь на Пятницкой есть широкие тротуары и велодорожки Фото: Артём Сизов / «Газета.Ru»

Так, пешеходная зона на Большой Ордынке, появившаяся в 2015-м скорее обрадовала москвичей: здесь появились широкие тротуары, высадили деревья, организовали велодорожки и велопарковки, обустроили исторически значимые дворы - например, тот, в котором жила поэтесса Анна Ахматова. А вот современные решения в Черниговском переулке, который расположился между несколькими старыми церквями, жителей столицы и урбанистом возмутили: асфальт в нем теперь выкрашен в белый цвет, а на протяжении всей зоны установлены деревянные скамейки-диваны. По задумке дизайнеров, это место должно было стать «тихим уголком, в котором можно посидеть с книжкой» (книжные шкафы предусмотрены) и отдохнуть, но его немедленно назвали «дорогой в ад». Впрочем, на этом изменения в районе не закончились - летом в переулках старой Москвы могут появиться качели - и это, наверняка, тоже вызовет очень неоднозначную реакцию. Впрочем, стоит помнить, что обликом Замоскворечья за всю его многовековую историю, кажется, ни один москвич не был совершенно доволен.

Прогулки по Москве - мое туристическое и человеческое хобби. Так приятно любоваться старинными улочками столицы, находить для себя новые интересные уголки.
Вот и 18 апреля - Международный день памятников и исторических мест - прошел для меня очень символично. В этот день замечательно слилось всё: ясный, по-летнему тёплый день , несколько потрясающе красивых памятников и исторических мест старой Москвы и очень важное международное событие - встреча с моей подругой из Болгарии Ольгой Коноваловой - Олечкой, блог которой "Путешествия по Франции и Болгарии" многим из вас хорошо известен. И вроде бы день был будничный, а все получилось на славу. И это лишнее доказательство того, что чудеса мы делаем своими руками. Главное желать их и идти им навстречу.

Реклама — поддержка клуба

О предполагаемой встрече мы договорились с Ольгой давно, но заранее быть уверенной, что все получится, было невозможно. Слишком серьезные события им предшествовали. Поэтому, когда моя русско-болгарская подруга позвонила мне 17 апреля и сообщила, что она в Москве и мы успеваем встретиться до ее отлёта, я знала, что поеду на эту встречу обязательно. Надо было решить вопрос с забиранием дочки из садика. Мой замечательный муж пришел мне на помощь, вопрос был решен.
Договорились встретиться на Третьяковской - в центре Москвы, в Замоскворечье. Идеальное место. Сложностей с тем, куда сходить, что посмотреть, где поесть, там быть априори не может. Есть все и в огромных количествах. Только силами запасайся.
Приехала я заранее. До встречи с Олечкой оставался целый час, и я пошла бродить по Замоскворечью.
Станция метро Третьяковская находится в Климентовском переулке . Он соединяет Большую Татарскую улицу с Большой Ордынкой. Часть переулка - от Пятницкой до Ордынки - является пешеходной. Вот по ней я и пошла. Первое, что привлекло мое внимание, это Храм Священномученика Климента Папы Римского (Преображения Господня). Это крупнейший храм Замоскворечья, уникальный памятник русской архитектуры в стиле барокко. В том виде, в каком мы видим его сегодня, церковь построена в середине XVIII века. Последние пять лет Климентовский храм находится на реставрации, завершить которую обещают в конце 2014 года.

Практически в каждом здании северной стороны Климентовского переулка располагаются кафе и рестораны - "Му-Му", "Шоколадница", "Две палочки", "Кофе-Хауз", "Винегрет", "Песто", "Марукамэ" и пр.

Внешний декор Климентовского храма

Перекресток Климентовского переулка и Пятницкой улицы

После знакомства с Климентовским переулком, я пошла прогуляться по Большой Ордынке. Меня привлек купол церкви, находящийся в лесах. Туда я и направилась.

Колокольня Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" (Спаса Преображения) в лесах

Большая Ордынка - древнейшая улица Москвы, центр Замоскворечья. То, что привлекло моё внимание, оказалось колокольней Храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" (Спаса Преображения).

Ул. Большая Ордынка. На первом плане - кафе-ресторан "Островский"

Преображенская церковь имеет замечательную историю, начиная с ее великих создателей. Храм был построен по заказу купца Долгова, у которого был дом на Большой Ордынке - прямо напротив церкви. Долгов аказал проект храма архитектору Василию Баженову. Во время московских пожаров в 1812 году храм сильно пострадал и спустя четверть века был практически заново выстроен архитектором О.И. Бове в стиле ампир. В храме находится чудотворная икона Божией Матери "Всех скорбящих Радость".

Внешний декор храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"

Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" (Спаса Преображения)

Замоскворечье - потрясающее место. Здесь очень интересно. И недели не хватит, чтобы посмотреть все достопримечательности. В шаговой доступности от метро Третьяковская находятся: Третьяковская галерея, музей Анны Ахматовой, более десятка старинных храмов, а также Марфо-Мариинская обитель. О двух церквях я вам уже рассказала. Еще о двух храмах и обители расскажу позже.

Схема культурных и исторических мест Замоскворечья

А сейчас я прерву рассказ о достопримечательностях Замоскворечья, чтобы продолжить рассказ о событиях 18 апреля 2013 г.
В половину первого мы встретились у станции метро Третьяковская с Ольгой. Я узнала Олю еще издалека. Не узнать было не возможно. Она точно такая же, какой я видела ее на фотографиях в ее блоге и социальных сетях. Только немного уставшая от своих забот. Сначала мы решили сходить в кафе, потом прогуляться. По совету Оли мы пошли на Пятницкую в .

Ресторан "Грабли" на Пятницкой, 27

Действительно место оказалось очень симпатичное - вкусно, недорого, уютно. "Грабли" на Пятницкой, 27 располагается в старинном замоскворецком особнячке XIX века. Очень симпатичный дизайн в стиле модерн в светло-зеленой гамме. Мне он напоминает почему-то французский стиль прованс. Очень было приятно разглядывать милые нюансы обстановки, кушать вкуснятину и дышать свежим воздухом, сидя на веранде кафе.







Фотографии ресторана "Грабли" с сайтов: www.afisha.ru, gr.spvclub.com, www.2do2go.ru

С ценами можете познакомиться сами на фото ниже. Весьма демократичные. Единственное, что в ресторане не очень удобно, это система самообслуживания. Лично мне с сумкой и фотоаппаратом было не удобно нести тяжелый поднос. Тяжелый - потому что чашечкой кофе там точно не обойдешься. Я и не обошлась.
Выбор блюд какой-то сумасшедший. Я за последнее время такого нигде не припомню. Я взяла: хек под маринадом, свекольник, картошку с грибами, баклажаны тушеные, пирожное "Трюфель", морс клюквенный. Самое дорогое получилось пирожное - 165 руб. Но я не смогла устоять. За все заплатила около 500 руб. Если бы не моя страсть к сладкому, то мой полноценный обед обошелся бы мне в 300 с небольшим рублей. Коммунизм!

Меню ресторана "Грабли"

На этом я ненадолго прерву рассказ о нашей международной встрече друзей-блогеров в День памятников 18 апреля 2013 г.

Я полюбила Замоскворечье с самого детства. Здесь была булочная с вкуснейшими абрикосовыми булками, здесь находился известный в округе Центр досуга и творчества для детей, тут до сих пор расположена точка притяжения всех столичных гостей - Третьяковская галерея. Уже потом, годы спустя, я узнала про барные переулки Китай-города, питерские дворики на Солянке и красивые улицы вблизи Тверской, наполненные музеями и театрами. Замоскворечье находится всего в 2 километрах от сердца города, Кремля. Удивительным и даже магическим образом оно сумело не растерять своего очарования, которое появилось здесь еще в XIV веке, когда район за Москвой-рекой начали заселять люди.

История Замоскворечья

Эти территории, к югу от Кремля, были заболоченными и неухоженными. Об этом до сих пор напоминают «топографические» названия района - Болотная площадь, например (сейчас она официально не относится к Замоскворечью, но тем не менее нельзя отвергать этой связи).

В XII веке сюда потянулись ремесленники, мелкие торговцы, стрельцы, садовники. Память об их жизни в Замоскворечье (которое изначально называлось Заречье) хранят такие места, как Садовническая набережная, Стремянный переулок, Кожевническая улица. В Толмачевском переулке жили толмачи - так раньше называли переводчиков. Довольно быстро эти простые, далекие от власти люди, превратили район в цветущее и полное жизни место. Здесь было много маленьких усадеб, церквей, мастерских. К счастью, некоторые из них в том или ином виде дошли до наших дней.

По картинам художников того времени можно легко составить мнение о том, как выглядела в середине XIX века. Вот такими, например, были берега Москвы-реки.

Нельзя не отметить еще одну важную функцию Заречья в далекие 1200-е годы. Именно по здешним дорогам везли дань в Золотую Орду. Как напоминание об этом нам достались улицы Большая и Малая Ордынка. Но вообще «ордынцами» называли перевозчиков дани. Помимо русских людей, в Заречье селились и люди пришлые, из Орды. Так появилась улица Татарская. Еще одна версия возникновения названия этой улицы гласит, что раньше тут была Татарская слобода, где жили казанские торговцы.

В конце XVI века в Замоскворечье построили первое земляное укрепление: оно защищало южные границы Москвы. Здесь же появилось первое регулярное стрелецкое войско. Это было необходимо, потому что южные чертоги города были самыми опасными: враги обычно приходили в Москву именно с этой стороны. В 1812 году в результате нашествия армии Наполеона больше половины деревянных построек района сгорело.

В XX веке, с приходом советской власти, было разрушено множество церквей. Например, церковь Святой Параскевы, которую снесли в 1934 году.

Прелестные особнячки превратили в коммунальные квартиры. В 1970-е годы власти захотели изменить облик Замоскворечья и создать здесь промышленный квартал. В соответствии с этим планом тут появилось гигантское здание Министерства атомной энергетики и промышленности СССР (сейчас больше известное как «Росатом»).

Примерно в те же годы главные улицы Замоскворечья (Большую Полянку, Новокузнецкую, Пятницкую) власти объявили заповедными территориями. Возможно, это спасло район от хаотичной застройки и сноса уцелевших старинных построек.

Достопримечательности Замоскворечья

Основные достопримечательности Замоскворечья - это храмы, музеи и дома известных русских литераторов. Приятным дополнением к известным местам служит непередаваемая атмосфера района: невысокие постройки (насколько это возможно в XXI веке), обилие зелени, маленькие купеческие усадьбы. Я люблю бродить по Озерковской и Овчинниковской набережным: оттуда открывается прекрасный вид на канал и индустриальные кварталы. Хороши и тихие переулки Замоскворечья: например, Руновский и другие (безымянные) ответвления от Большой Татарской. С наступлением весны они становятся еще краше, а близость воды добавляет району какого-то дачно-городского шика. Я расскажу о самых популярных местах, пропустить которые во время прогулки по Замоскворечью никак нельзя.

Третьяковская галерея, или просто Третьяковка (Лаврушинский переулок, 10)

Один из известнейших художественных музеев России. Здесь хранится одна из крупнейших в мире коллекций русского изобразительного искусства. Основал галерею в XIX веке здешний меценат и купец Павел Третьяков. Одной из первых картин собрания стала «Стычка с финляндскими контрабандистами» кисти Василия Худякова.

Во время Великой Отечественной войны картины и другие экспонаты Галереи были эвакуированы в . С 1986 по 1995 год Третьяковская галерея закрывалась на реставрацию. Сейчас на Кадашевской набережной идет строительство новых зданий музейного комплекса. Работы обещают завершить в 2018 году. Однако историческое здание Третьяковки (с бюстом основателя перед входом), конечно, останется.

В галерее регулярно проходят выставки мировой значимости (например, недавно привозили чудесные собрания картин Серова, Айвазовского, музеев Ватикана). Мой любимый зал в Третьяковской галерее - тот, где хранятся картины Врубеля. Важно: галерея располагает вторым зданием на Крымском валу, 10. Часть интересных выставок проходит там. Не перепутайте.

Как добраться : проще всего идти от станции метро «Третьяковская». Музей открыт ежедневно, кроме понедельника. Во вторник, среду, воскресенье - с 10 до 18 часов (кассы и вход до 17), в четверг, пятницу, субботу - с 10:00 до 21:00 (кассы и вход до 20:00). Входной билет для взрослых - 500 рублей. Молодежь до 18 лет проходит бесплатно.

Церковь Климента Папы Римского (ул. Пятницкая, 26/1)

Это пышное здание в стиле барокко - самый большой храм Замоскворечья. Он построен на средства местного купца Кузьмы Матвеева. Первое письменное упоминание о храме датируется 1612 годом. В районе очень редко возводили такие большие помпезные храмы.
В советские годы в церкви хранились книги из фонда Государственной библиотеки имени Ленина. Только в 2008 году были вывезены последние книги, и храм, наконец, передали православной общине.

Услышав впервые полное название церкви, я недоумевала: почему православный храм носит имя Папы Римского? Оказывается, что церковь названа в честь Святого Климента неспроста: именно он был первым почитаемым святым на Руси после ее Крещения. Климент, родившийся настоящим римлянином, вследствие различных перипетий был изгнан в Крым. Там он работал на Инкерманских каменоломнях, а со временем создал большую православную общину в Херсонесе.

Как добраться : дойти до церкви удобнее всего от станции метро «Третьяковская»: храм находится в 200 метрах от нее. Сейчас он открыт для посещения ежедневно в 8:30 до 19:30. Регулярно проводятся богослужения и литургии. Вход свободный.

Красная церковь, она же церковь Григория Неокесарийского (ул. Большая Полянка, 29А)

Одна из самых красивых и нарядных церквей Замоскворечья. Примечательна тем, что здесь крестили будущего императора Российской Империи Первого.

Построенная в XV веке, церковь поначалу была деревянной. В XVII веке ее перестроили в каменную. Архитекторами были люди с запоминающимися именами: Карп Губа и Иван Кузнечик. Стены расписывал знаменитый тогда иконописец Симон Ушаков.
В Советские годы колокольню церкви хотели снести, так как она мешала расширению пешеходного тротуара. Однако горожане отстояли постройку, и власти ограничились тем, что пробили в колокольне арку. Сейчас это своеобразная «фишка» церкви.

Как добраться : Добраться сюда проще всего от станции метро «Полянка»: при выходе из метро вы сразу же увидите храм на противоположной стороне улицы. Открыт ежедневно с 9:00 до 20:00.

Музей А. Н. Островского (ул. Малая Ордынка, 9)

В этом доме родился известный драматург, произведения которого мы начинаем читать еще в школе. Изначально дом принадлежал дьякону близлежащей церкви, а отец Островского арендовал часть первого этажа здания. В экспозиции музея представлены личные вещи драматурга, документы и рукописные работы. Место понравится любителям русского театра, в развитие которого Александр Николаевич внес огромный вклад. Сейчас музей является филиалом Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина, о котором я расскажу ниже.

Как добраться : Выйдя со станции «Третьяковская» и повернув направо за метро, через 200 метров по левой стороне вы увидите здание музея. Он открыт по средам и четвергам с 13:00 до 21:00 и с пятницы по воскресенье с 12 до 19 часов. Последняя пятница месяца - санитарный день. Входной билет стоит 300 рублей.

Марфо-Мариинская обитель (ул. Большая Ордынка, 36)

Кто бы мог подумать, что, свернув с сероватой улицы Большая Ордынка в ворота с небольшой калиточкой, можно оказаться в райском саду? Марфо-Мариинская обитель обязана своим возникновением великой княгиней Елизавете Романовой, которая в 1909 году после гибели мужа продала все свои драгоценности и купила на вырученные деньги огромную усадьбу с прекрасным садом. В обители были больница, аптека, библиотека, столовая, приют для детей - и все это было бесплатным.

Главной доминантой монастыря является белоснежный Покровский храм, построенный в новгородском стиле. Он очень лаконичный и простой, в нем нет ничего лишнего. Монастырь открылся только в 2009 году после масштабной реставрации. Сейчас он является действующим женским ставропигиальным монастырем. Открыт для посетителей ежедневно с 7 утра до 8 вечера. Добираться проще всего от станции метро «Третьяковская» или «Полянка».

Любопытный факт: в повести Ивана Бунина «Чистый понедельник» описывается Марфо-Мариинская обитель: главная героиня, красивая девушка, живущая напротив Кремля, уходит туда в Прощеное воскресенье. Почему? Узнаете, прочитав этот рассказ.

Театральный музей Алексея Бахрушина (ул. Бахрушина, 31/12)

Этот уникальный музей понравится даже людям, далеким от театра. Он был основан 1894 году московским промышленником, меценатом и благотворителем Алексеем Бахрушиным. В его бывшем доме, красивом здании в готическом стиле, сейчас и расположен театральный музей.

Считается, что это крупнейший театральный музей в мире. Его коллекция насчитывает - только вдумайтесь! - полтора миллиона экспонатов.

Алексей Александрович любил красивую жизнь. Во время своих заграничных путешествий он всегда посещал антикварные магазины, где находил ценные экспонаты для своего будущего музея. В числе любопытных вещей - рукописи Грибоедова, Шаляпина, Немировича-Данченко, золоченые театральные шлемы, дамские туфельки XVIII века, платья великих актрис, макеты различных театров.

Музей открыт для посетителей по вторникам, субботам и воскресеньям с 12 до 19 часов (касса до 18:30) и по средам и четвергам с 13 до 21 (касса до 20:30). Понедельник - выходной. Стоимость входного билета - 300 рублей. Льготный билет - 150 рублей. Добраться проще всего от станции метро «Павелецкая».

Где поесть в Замоскворечье



Замоскворечье за один день

Если вы находитесь в Москве проездом, но горите желанием побывать в Замоскворечье (что очень правильно, потому что здесь вы прочувствуете истинный дух столицы намного ярче, чем на Красной площади), следуйте по моему маршруту. Благодаря ему вы увидите все самое основное и даже немного больше.







  • 18:30 - если после храма пройти еще немного вперед, слева вы увидите станцию метро «Павелецкая». Можно повернуть влево по Садовому и пойти к набережной канала. А можно сесть в метро и поехать кутить в переулках Китай-города, например. Потому что тот район - для веселья, а Замоскворечье - для души.

Надеюсь, прогулка по Замоскворечью оставила у вас в душе самые теплые чувства. Сегодня мы посетили только наиболее значимые места района, а это значит, что сюда стоит вернуться еще не раз, чтобы лучше понять дух старой купеческой Москвы.

Есть что добавить?

Получил по Замоскворечью — части города, находящейся за рекой Москвой по отношению к Кремлю. В литературе обычно считается, что впервые Замоскворечье упоминается летописцем под 1365 г., когда, по его словам, во время огромного московского пожара сгорели «и посад, и Кремль, и Загородье, и Заречье». Но, как показали исследования археологов, на территории нынешнего Замоскворечья городские кварталы начинают появляться лишь со второй половины XV в., а до этого Заречьем именовалась территория за рекой Неглинкой.

Верхняя, Средняя и Нижняя Садовая слободы

В непосредственной близости от Кремля узкой полосой вдоль Москвы-реки расположились Садовые слободы (Верхняя, Средняя и Нижняя), заселенные княжескими садовниками. Об их существовании напоминают нынешние Садовнические , и . На их точное местоположение указывают приходские храмы — две сохранившиеся: церковь Николая Чудотворца «на Берсеневке, в Верхних Садовниках» (на ), храм Софии Премудрости Божьей «в Средних Садовниках» () и одна разрушенная: церковь Космы и Дамиана «в Нижних Садовниках», известная с 1625 г., перестроенная в камне к 1657 г. и снесенная в 1932 г. Именно по последней была названа современная . В 1679 г. в трех Садовых слободах насчитывалось 403 двора. К концу XVII в. они теряют свой прежний характер и здесь появляются выходцы из других русских городов.

Ендово

Вполне вероятно, что Садовые слободы возникли здесь не на пустом месте, а там, где ранее располагались другие пригородные селения. Думать так заставляет тот факт, что в начале современной , на территории Нижней Садовой слободы известна с 1612 г. церковь Георгия Великомученика в Ендове, перестроенная в камне в 1653 г. Судя по всему, здесь, на правом берегу Москвы-реки, напротив Городского посада, ранее располагалось одно из пригородных сел — Ендово или Яндово. Возможно, что оно было здесь не единственным: чуть восточнее была известна церковь Николая Чудотворца в Пупыщах. В 1657 г. она значится деревянной, а на рубеже XVII—XVIII вв. была перестроена в камне. Очевидно, в первой четверти XVII в., сразу после бедствий Смутного времени, здесь были поселены яицкие казаки, о чем напоминает церковь Николая Чудотворца в Заяицком. Как деревянная она значится с 1625 г., а в 1652 г. была перестроена в камне.

Заяицкое

Точных сведений о времени и обстоятельствах появления Яицкого казачьего войска нет. По преданию, оно было основано в XVI в. казаками, переселившимися с Дона на реку Яик (нынешний Урал). Это подтверждается тем, что еще столетием позже Донское казачье войско занимало по отношению к Яицкому как бы положение метрополии. По словам донских атаманов того времени, яицкие казаки сами собой больших дел не вершили, а следовали приговорам, постановленным на Дону. Основной задачей яицких казаков являлась оборона юго-восточных границ государства от набегов киргизов и башкир, а также походы на Хиву. Главным же промыслом здешних казаков было рыболовство на Яике.

В событиях Смутного времени начала XVII в. яицкие казаки вместе с донскими принимали самое активное участие и дольше всех продолжали поддерживать самозванцев. В 1614 г. именно на Яике нашел последнее убежище Иван Заруцкий с Мариной Мнишек. Здесь они были схвачены, а сторонник Заруцкого казачий атаман Баловень былповешен.

Овчинная слобода

По соседству с Садовыми слободами располагалась в XVII в. Овчинная слобода, обитатели которой поставляли для дворцовых нужд шерсть и овчины. Слобода была довольно большой: в 1632 и 1658 гг. в ней насчитывалось 103 двора. О бывшей слободе ныне напоминают названия и переулков — и (существовал еще и Малый) Овчинниковских, а также соседнего . Центром слободы являлась церковь Михаила Архангела, «что в Овчинниках», известная с 1625 г.

Суровый климат России заставлял ее жителей носить зимой полушубки, сделанные из овчины. В средневековье овцы разделялись по породам: были известны овцы костромские, валдайские (они давали очень вкусное мясо), кашинские, угличские, шуйские, пошехонские (разводившиеся главным образом для получения шерсти). Среди последних особо выделялись романовские (названные по городу Романово-Борисоглебску, современному Тутаеву, под Ярославлем). Шерсть настоящих романовских овец большей частью светло-серая, с большим количеством пуха почти ровного перлового цвета. Их пух очень мягкий и густой. А количество его приблизительно в 9 раз превышает ость, что делает овчины очень ценными, а полушубки, изготовленные из них, лучшими из других известных по теплоте. Для получения шерсти овец стригли обычно три раза в год — в марте, в конце июня и сентябре. В зависимости от этого различали зимнюю, летнюю (поярок) и осеннюю шерсть, лучшей из которых считалась летняя от молодых овец. Среди овчин по времени получения различали петровские, успенские и рождественские. Наиболее ценились первые, отличавшиеся нарядностью, хорошо завитой шерстью, с особым металлическим блеском.

Но при всем этом в средневековье овчины считались одеждой исключительно простонародья. Когда в 1425 г. разгорелся спор по поводу престолонаследия между удельным князем Юрием Дмитриевичем и его племянником Василием Темным (сыном великого князя Василия I), в Галич к князю Юрию приехал митрополит Фотий. Удельный князь, желая показать свою военную мощь, встретил митрополита со множеством людей, выстроившихся вдоль дороги. Однако это не произвело на Фотия никакого впечатления, и он лишь язвительно заметил князю: «Сыне князь Юрьи! Не видах столько народа во овчиих шерстях», намекая тем самым, что большинство из воинов Юрия составляли плохо вооруженные простолюдины.

Пятницкая слобода

Пятницкие и напоминают о черной Пятницкой слободе, названной так по церкви Параскевы Пятницы, стоявшей примерно на месте вестибюля станции метро «Новокузнецкая». Храм был известен с середины XVI в. (упоминается при описании пожара 1654 г.), в 1657 г. показан каменным и снесен в 1934 г. В 1669 г. в слободе было отмечено 40 дворов.

Татарская слобода

Целый ряд названий в этом районе: , улицы, и Татарские переулки свидетельствуют о существовании здесь большой Татарской слободы, где жили выходцы из поволжских ханств. Тут же обитали и толмачи, переводчики Посольского приказа, отчего эта местность стала называться Толмачи. Ее центром являлась церковь Никиты, «что в Старых Толмачах». Ныне о ней напоминает . Позднее они были переселены примерно к километру западнее.

Монетчики

Шесть расположились на месте Монетчиков — слободы мастеров монетного дела. Центром слободы являлась церковь Воскресения Словущего, перестроенная в камне в 1750 г. В источниках она упоминается по-разному: то «в Хомутове», то «в стрелецкой слободе», то «в Монетчиках». Это обстоятельство позволяет предположить, что ранее здесь располагалось село Хомутово, затем поселились стрельцы, которые возвели церковь, впервые упоминаемую с 1672 г. с определением «в стрелецкой слободе». При Петре I их сменили рабочие Кадашевского монетного двора, по которым район получил новое имя. Монету здесь чеканили с 1701 по 1736 г.

Новое Болвановье

Современные и Новокузнецкие переулки прежде назывались Спасоболвановскими. Этому названию они были обязаны церкви Спаса Преображения, «что на Новой Болвановке». По сохранившемуся преданию, храм первоначально был выстроен еще в 1465 г. По мнению П.В. Сытина, эта Болвановка, как и заяузская, соседствовала с кузнечными слободами, откуда он сделал предположение, что в них готовились болванки, необходимые в кузнечном ремесле. На самом деле именно сюда при Иване III из-за Яузы были переведены иностранцы, а эта территория была отведена для их поселения и названа Новым Болвановьем. Именно здесь казнили в 1490 г. прибывшего из Венеции врача за то, что он не сумел вылечить сына Ивана III: «и того лекаря мистр Леона велел князь великий Иван Васильевич поимати, и после сорочин сына своего великого князя повеле казнити его, головы отсечи: и ссекоша ему головы на Болвановии априля 22».

Кузнецкая слобода

Севернее поселения иноземцев располагалась Новая Кузнецкая слобода, имевшая в 1638 г. 72 двора, а в 1658 г. — уже 185 дворов. О ней сейчас напоминают и . Ее приходским храмом была документально известная с 1625 г. церковь Николы Чудотворца, «что в Кузнецкой слободе», бывшая вначале деревянной, а в 1681—1683 гг. перестроенная в камне. Сюда кузнецы переселились, вероятно, из-за Яузы, в районе современной Таганки, где прежде находилась их слобода.

В XVII в. в Москве всего насчитывалось более 300 ремесленников, занятых кузнечным делом. При этом первопрестольная служила рынком железа для иногородних покупателей. Кроме русского, на московском рынке имелось и «немецкое» железо: доски белого железа, железная проволока. В 80-х годах XVI в. в Москве прут русского железа стоил от 75 до 80 денег, лист «немецкого» железа — 60 денег. Вместе с тем московские кузнецы, работая на привозном сырье, выполняли главным образом мелкую работу. Кроме «подкованья» лошадей они делали новые и чинили старые топоры, косы, железные котлы и т.п. Имелись отдельные профессии замочников, выделывавших замки, и ножевщиков. Особенно большой спрос был на большие и малые гвозди. Но крупные заказы на кузнечные работы, требующие больших запасов сырья, были непосильны для московских кузнецов. Поэтому правительство предпочитало отдавать крупные заказы на железные изделия кузнецам тех городов, которые имели в своей округе запасы сырья. Так, в 1630—1631 гг. в Устюжну-Железопольскую был направлен заказ на изготовление больших железных полос для решеток к воротам Китай-города и Белого города. В 1667 г. тамошние кузнецы делали 900 тыс. гвоздей для значительных строительных работ в Москве.

Ордынская слобода

И , и Ордынские переулки, расположились на том месте, где существовала черная Ордынская слобода. В ней жили ордынцы, упоминающиеся в княжеских договорах еще с XIV в. В литературе было высказано несколько точек зрения по поводу основного занятия ордынцев. В частности, предполагалось, что ордынцами назывались выкупленные в Орде русские пленники. Однако в последнее время выяснилось, что главным занятием ордынцев являлась перевозка и доставка собранной дани в Орду. Если представить себе ту огромную массу возов, которая отправлялась в Орду с собранной данью, становится понятным, что для ее перевозки требовалось немало рабочих рук. Неудивительно, что Ордынская слобода была одной из самых больших в Москве. В 1632 г. в ней значится 107 дворов, а к 1653 г. — 273 двора. Об этом свидетельствует наличие в ней сразу нескольких храмов. Возможно, главной здесь являлась церковь Климента, папы римского, «что в Ордынцах», первое упоминание которой относится к 1612 г., когда здесь был отражен натиск гетмана Ходкевича. В 1657 г. храм значится уже каменным. По нему получил свое название Климентовский переулок. Другим храмом была церковь Преображения, или иконы «Всех скорбящих радости», что «в Ордынцах». В литературе было высказано мнение, что храм под именем Варлаама Хутынского упомянут в 1571 г. С именем Преображения Господня он известен с 1625 г. и был перестроен в камне в 1683—1685 гг. К югу от них находилась церковь Иверской иконы Божьей матери, «что на Всполье» (или в Ордынцах), более известная по приделу Георгия Великомученика. Как деревянная она упоминается с 1625 г., а в камне была перестроена к 1673 г. Еще одной церковью здесь был храм Покрова Богородицы «в Ордынцах», или «в Голиках» на Малой Ордынке, известный с 1625 г. Последнее определение его местоположения обычно связывают или с именем позднейшего домовладельца или производят от слова «голики» — голая, безлесная местность. Вопрос этот требует еще своего объяснения.

Стрелецкая слобода

Напоминает о стрелецкой слободе, где в XVII в. на землях конюшенной слободы Большие Лужники поставили стрелецкий полк под командованием Матвея Вишнякова. Ее главным храмом была церковь Троицы в Вишняках, деревянное здание которой известно с 1642 г. В 1678 г. в память победы над турками при Чигирине она была перестроена в камне головами московских стрельцов Матвеева приказа Вишнякова пятидесятниками Назаром Перфильевым и Андреем Оленовым «с десятниками и со всеми рядовыми стрельцами, бывшими в осаде на службе великого государя в Чигирине».

Прогулка по Замоскворечью - это возможность познакомиться со Старой Москвой. Все улицы, расположенные вдоль маршрута имеют свою историческую значимость - многим из них более четырехсот лет. Обилие старинных церквей - свидетельство глубокой воцерковленности жителей Москвы прошлых веков. Кстати, звание «Златоглавая» Москва получила именно благодаря району Замоскворечье, где начиная с XIII века, было сконцентрировано наибольшее число храмовых построек.

Замоскворечье - район с богатейшей историей. Усадьбы, занятые сейчас под различные фонды, музеи, офисы и кафе, ранее были центром светской жизни литераторов, художников и музыкантов. Во время прогулки можно посетить музей «Дом бояр Романовых» и музей «Старый английский двор». Увидеть старинные особняки известных мануфактурщиков и купцов. Так, например, на Пятницкой улице сохранился дом знаменитого предпринимателя Ивана Сытина, основавшего в Замоскворечье первую частную типографию.

Из современных построек, вписавшихся в общий облик района, следует обратить внимание на участок Большого Замоскворецкого моста, пересекающегося с Раушской набережной. Здесь сохранена историческая застройка, которую в XIX веке занимали ресторации, а сегодня - гостиница «Балчуг Кемпински».

Что вы увидите

На правом берегу у южных стен Кремля располагается старейший район Москвы - Замоскворечье. Первое упоминание о Заречье (первоначальное название) датируется XIII веком. В этот период за стенами древнего Кремля образовалась небольшая улица, ведущая из Москвы в Золотую Орду. По ее окраинам в период XIII-XIV веков стали формироваться поселения:

  • Слобода дворцовых садовников, которые обслуживали Государев сад. Сегодня это территория Садовнической улицы, Садовнической набережной, одноименного моста, переулка и проезда.
  • Слобода овчинников, жители которой поставляли для царского двора шерсть и овчину. Территория нынешней Овчинниковской набережной и Среднего Овчинниковского переулка.
  • Слобода толмачей (переводчиков) - сегодня это Толмачевский переулок и район Новокузнецкой улицы.
  • Слобода ордынцев (перевозчиков дани ханам Золотой Орды) - район Ордынки.
  • Татарская слобода, которую преимущественно заселяли татарские и ногайские купцы, ведущие торговлю с Москвой - современная территория Большой Татарской улицы и Климентского переулка.
При укреплении торговых связей с другими государствами, на территорию Замоскворечья начали переселяться купцы. А впоследствии, в период правления Ивана Грозного, здесь были основаны Стрелецкие поселения. Значимость стрельцов в то время было трудно переоценить. Во-первых, они несли караул, охраняя примыкающую к Кремлю территорию. Во-вторых, принимали участие в тушении пожаров, которые в то время были частым явлением.

В первой половине XVI века активно начинает застраиваться Пятницкая улица, получившая впоследствии статус главной торговой магистрали. Спустя два столетия Замоскворечье становится главным торгово-ремесленным районом, с привилегированной Кадашевской слободой, жители которой обслуживали Царский двор.

В XIX веке Замоскворечье - это центр жизни московской интеллигенции. Здесь отстраиваются дворянские усадьбы, проводятся творческие вечера, квартируются литераторы. Например, ранние годы в Замоскворечье проводит Александр Островский и молодой писатель Лев Толстой, здесь же гостит в особняке своей тетушки Федор Достоевский. В этом районе также жили поэт Сергей Есенин и писатель Виктор Ардов, сюда приезжали Анна Ахматова и Осип Мандельштам, по местным переулкам прогуливался Владимир Маяковский.

  • Замоскворечье по возрасту соответствует первой Кремлевской застройке. Считается, что именно в этот период в летописных источниках появились первые упоминания о Заречье, как о дороге, соединяющей Москву с Золотой Ордой.
  • Эпитет «Златоглавая» Москва получила благодаря масштабной храмовой застройке на территории древнего Заречья.
  • В 1712 году после переноса столицы из Москвы в Санкт-Петербург Замоскворечье превратилось в неблагополучный опустевший район. В том числе это произошло по причине подавления Стрелецкого бунта, как известно, большую территорию этого района некогда занимали царские стрельцы.
  • До первой половины XVIII века территория Замоскворечья преимущественно состояла из садов и лугов, в последствии исчезнувших под фундаментом каменных особняков московского купечества.
  • В 1823 году на Малой Ордынке родился знаменитый русский драматург Александр Островский. Сегодня здесь находится мемориальный музей, посвященный жизни и творчеству писателя.
  • Первая частная Московская типография была открыта в доме купца Ивана Сытина, расположенного на Пятницкой улице.
  • В 70-х годах XX века планировалось уничтожение старинной застройки Замоскворечья от Большого каменного моста до Москворецкого моста. Однако благодаря стараниям ряда советских ученых и академиков, проект удалось аннулировать.
  • Раушская набережная, расположенная в районе Замоскворечья, носит статус самой малонаселенной набережной Москвы. Сегодня здесь находится всего два жилых дома.
  • Существует легенда, что писатель Михаил Булгаков в романе «Мастер и Маргарита», описывая «нехорошую квартиру», взял за основу историю дома № 36 на Большой Ордынке.
  • Станция метро «Новокузнецкая» расположена на месте снесенного в годы советской власти храма Параскевы Пятницы. В честь этой церкви улица Пятницкая и получила свое название.
  • Храм Николая Святителя в Кузнецкой слободе один из немногих храмов, который не был закрыт в период гонения на церковь. Богослужения продолжались в нем с момента его основания в 1863 году и не прерывались ни на один день.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!