Стихи и рассказы о природе. Рассказы о животных

По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

Вы прошли самую трудную часть пути - одолели «Азбуку», научились складывать буквы в слова, слова в предложения.
Теперь вы можете самостоятельно приоткрыть дверь в удивительный мир, где живут книги. Но как не потеряться, как найти правильную дорогу и разгадать секреты страны Литературии?
Мы думаем, что вы никогда не скажете: «Зачем нам читать?» Вы полюбите книги как своих лучших друзей.
Чему мы хотим в первую очередь научить вас? Радоваться от общения с хорошей книгой, стараться понять смысл произведения, задуматься над тем, что хотел сказать автор.

Читалочка-обучалочка.
Прочитай быстро, чётко произноси все слова.
Возле школьного крыльца Посадили деревца:
Вера - вербу,
Ясень - Вася,
Слава - сливу,
Клава - клён...
Ты работал -
Оставайся.
Ты ленился -
Выйди вон.

Дождик, дождик, поливай -
Будет хлеба каравай,
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки.

СОДЕРЖАНИЕ
Книги - мои друзья
Новому читателю. С. Маршак
Кто говорит молча?
Шутки-минутки
Возникновение письменности
Как бы жили мы без книг?
С. Михалков
Читалочка-обучалочка
Шутки-минутки
Мы идём в библиотеку
У лукоморья дуб зелёный
A. С. Пушкин
Самостоятельное чтение
Мама принесла Тане новую книгу
B. Осеева
Семейное чтение
Худо тому, кто добра не делает
никому. К. Ушинский
Наш театр
Айболит. К. Чуковский
Радуга-дуга
Песенки русского народа
Песенки разных народов
Шутки-минутки
Под горой избушка
Загадки
Пословицы и поговорки разных
народов
Читалочка-обучалочка
Мы идём в библиотеку
Самостоятельное чтение
Рифмы Матушки Гусыни
Семейное чтение
Наш театр
Перчатки.
Английская народная песенка
Шутки-минутки
Что случилось?
Маленькие и большие секреты страны Литературии
Здравствуй, сказка!
Узнай сказку
Жили-были буквы
Почему «А» первая. Г. Юдин
Катя и буквы. Т. Коти
Читалочка-обучалочка
Козлята. Н. Кончаловская
Волк. В. Лунин
Рассказ мудрой вороны. Т. Павлова Жили-были рыжая лиса, серый заяц и Курочка Ряба
Курочка ряба и десять утят. С. Маршак
Лиса, заяц и петух. Русская народная сказка
Две лягушки. Л. Пантелеев
Шутки-минутки
Четыре Анюточки Е. Благинина
Мы идём в библиотеку
Самостоятельное чтение
Живая азбука. И. Гамазкова
Шутки-минутки
Семейное чтение
Три дочери.
Татарская народная сказка
Два лентяя.
Татарская народная сказка
Заяц и черепаха.
Ингушская народная сказка
Наш театр
Сами виноваты. С. Михалков
Маленькие и большие секреты страны Литературии
Словарь.

О развитии навыка чтения Работа с художественным произведением, которая зани- мает центральную часть урока, должна быть тесно связана с развитием коммуникативно-речевых умений, с различ- ными видами перечитывания текста: выборочным, повтор- ным, индивидуальным, групповым и хоровым чтением. Перечитывание текста является одновременно и важней- шим приемом «погружения» ребенка в смысловую ткань текста, и способом отработки техники чтения. Однако формировать навык чтения можно более интен- сивно. Этому могут способствовать и целенаправленные упражнения, которые включены в пособие «Читалочка», и дополнительные - для обучения детей чтению в опреде- ленном темпе, для увеличения «поля чтения». Известно, что восприятие текста при чтении происходит во время пауз, остановки глаз (фиксации). От количества слов, которое будет воспринято читателем во время останов- ки, и будет во многом зависеть скорость чтения. Темп чте- ния зависит также и от умения быстро понимать значения слов, словосочетаний и предложений. Учитывая эти особен- ности восприятия текста, учитель по желанию может подо- брать систему упражнений на быстрое восприятие слов. Для целенаправленных упражнений в чтении без оши- бок целыми словами можно использовать такую группу слов из стихотворения С. Маршака «Новому читателю»: учить читать учился читали научился читатели Обучение чтению - процесс двусторонний, включает в себя технику чтения и понимание прочитанного. Одна- ко это единство складывается постепенно, во время фор- мирования смыслового чтения, т. е. когда ребенок пе- реходит на чтение целыми словами. При послоговом чтении для осмысления прочитанного ребенку требуется неоднократное повторение читаемого. В этот период вся текстовая работа ведется только совместно с учителем, так как скорость чтения у овладевшего грамотой ребенка до- стигает 20-30 слов в минуту при послоговом чтении, что затрудняет глубокое понимание текста при самостоятель- ном чтении. Бытует ошибочное мнение, что ребенку, вла- деющему послоговым чтением, достаточно предоставить литературные тексты и навык у него будет формироваться сам. При таком подходе навык будет формироваться, но стихийно и долго, и чтение учащихся будет изобиловать большим количеством ошибок. Задача учителя в этот период значительно шире - сформировать у детей смысловое, сознательное, а не «озву- чивающее» чтение. Важно обращать внимание ребенка на 12 значение слов, так как понимание смысла слова является не только целью чтения, но и надежным средством са- мостоятельного контроля за правильностью чтения в этот период. До тех пор пока учащиеся не овладеют синтезом слова видимого и слова звучащего с пониманием его значения, всякая работа с текстом будет требовать от учителя до- полнительных разъяснений и пространного комментария. В этот период не следует исключать проговаривания ребен- ком слов, которые обеспечивают ему лучшее понимание, так как звучащее слово тесно связано в его предшествую- щем опыте со значением. После того как ребенок научился читать целыми словами, обращается внимание на разви- тие темпового чтения, которое благоприятно сказы- вается на быстроте понимания прочитанного. При темпе 50-60 слов в минуту внимание ребенка начинает посте- пенно переключаться с техники чтения на содержание про- читанного, и большую часть текстовой работы ребенок мо- жет выполнять самостоятельно. Когда техническая сторона чтения и понимание прочи- танного сольются в единый процесс, тогда к концу обуче- ния в начальной школе ребенок освоит темповое чтение, овладеет сознательным и выразительным чтением с ориен- тировочным темпом не менее 80-90 слов в минуту. Целенаправленного внимания требует формирование у детей чтения про себя. Его следует вводить постепенно на небольших текстах или отрывках с обязательной про- веркой понимания. Требование взрослых об устранении речедвижений при чтении может нанести ущерб процес- су понимания, поэтому чтение про себя лучше начинать с «шепотного» чтения. Для того чтобы навык развивался, его необходимо перио- дически проверять, не создавая для детей стрессовых ситуа- ций. Вначале надо приучить детей к текущему контролю, когда каждый по очереди читает предложение или абзац. Учитель, предварительно разметив текст, отмечает у себя время и количество слов, прочитанных учеником. Можно придать проверке форму игры, изобразив в виде пика победы те нормативные требования, которые есть в каждом классе (например, чтение словами, темп - 70-80 слов в минуту и т. д. - это вершина, которую должны достичь второкласс- ники). Дети сами, используя различные эмблемы, могут фиксировать тот момент, когда они пришли к своей цели. Для того чтобы держать в поле внимания развитие на- выка чтения каждого ученика, следует использовать таб- лицу, в которой зафиксировано качество навыка чтения каждого ученика. Такая таблица может заполняться в на- чале и конце обучения. 13 Способ Правиль- Бег- Созна- Вырази- ФИО чтения ность лость тельность тельность Иванова О. Чтение 3-5 20 сл./ I уро- - (начало по сло- ошибок мин вень обучения) гам (пропус- (понима- ки, за- ние от- мены, дельных исклю- собы- чения) тий) Иванова О. Чтение 1-2 40 сл./ II уро- Интона- (конец целыми ошибки мин вень ция кон- обучения) словами (замены) (понима- ца пред- ние сю- ложения жета) Решая с детьми на уроках чтения разнообразные задачи, следует помнить, что содержание художественного произве- дения не переходит в голову читателя, как вода, перелива- ющаяся из одного кувшина в другой. Оно воспроизводится, воссоздается самим читателем - по ориентирам, данным в самом произведении, но с конечным результатом, опреде- ляемым умственной, душевной, духовной деятельностью читателя. Очевидно, что чтение художественной литерату- ры - процесс творческий. Таким он должен быть и для младшего школьника - начинающего читателя. Его инте- рес к книге можно поддерживать и уроками внеклассного чтения, и возрождением традиций семейного чтения (им отведены специальные страницы в учебнике). Учебник «Литературное чтение» снабжен списком реко- мендованной литературы для детей, а также системой за- даний, вопросов и иллюстративным материалом, помогаю- щим детям ориентироваться в книге и работать с ней дома и в библиотеке. ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 1 КЛАСС (40 ч) 1 Часть 1 Номера Номера Раздел, тема урока, произведения страниц уроков для чтения учебника 7 уроков «Книги - мои друзья» 4-28 Книга - писатель - читатель. Способы передачи информации: жесты, рисунки, книги, компьютер. Книга - обложка - автор - каталог. Тема: «Книги - мои друзья» Урок 1 (1) 1. Диалог друзей юных читателей - 4-6 Ани и Вани. 2. С. Маршак. «Новому читателю». 7 (Книга - читатель - мыслитель.) Тема: «Как хорошо уметь читать» Урок 2 (2) 1. Кто говорит молча? 8-9 Загадки, пословицы о книге. 2. Возникновение письменности. 10-12 Тема: «Как бы жили мы без книг?» Уроки 3-4 1. С. Михалков. «Как бы жили мы без 13 (3-4) книг?». 2. «Читалочка-обучалочка» (чтение це- 14 лыми словами). 3. «Мы идем в библиотеку». 15-19 1 Количество часов определено из расчета 8 недель обучения (72 ч) на уроке русского языка и литературного чтения (4 и 5 ч в неделю). Учитель может изменить указанное количество часов по своему усмотрению. 15 Продолжение Номера Номера Раздел, тема урока, произведения страниц уроков для чтения учебника Тема: «Мои любимые писатели» Урок 5 (5) 1. А. Пушкин. «Руслан и Людмила» 20-21 (отрывок) - «У лукоморья дуб зеле- ный...». 2. Любимый отрывок из сказки А. Пуш- кина. Тема: «Сказки К. Чуковского» Урок 6 (6) 1. «Наш театр». Сказка К. Чуковского 24-26 «Айболит». (Слова автора и действую- щих лиц.) 2. Выставка книг К. Чуковского. Тема: «Из книг К. Ушинского» Обобщение по разделу Урок 7 (7) 1. Семейное чтение. К. Ушинский. «Ху- 23 до тому, кто добра не делает никому»; «Из книг К. Ушинского». 2. «Маленькие и большие секреты стра- 27 ны Литературии». 3. Самостоятельное чтение. В. Осеева. 22 «Мама принесла Тане новую книгу...» 4 урока «Радуга-дуга» 28-51 Произведения малых фольклорных жан- ров: песенки, пословицы, загадки, счи- талки. Тема: «Пословица - мудрость народная» Урок 1 (8) 1. Диалог Ани и Вани. 28 2. Загадки. Пословицы, поговорки. 36-37 Тема: «Песенки разных народов» Урок 2 (9) 1. Чтение по выбору. Песенки народов 29-35 разных стран. (Заучивание наизусть.) 2. «Читалочка-обучалочка». (Чтение це- 40-41 лыми словами, темповое чтение.) 3. Считалочки. 41 16 Продолжение Номера Номера Раздел, тема урока, произведения страниц уроков для чтения учебника Тема: «Мы идем в библиотеку» Урок 3 (10) 1. «Мы идем в библиотеку». Сборники 42 загадок, пословиц, народных игр и сло- весных забав. 2. Самостоятельное чтение. «Рифмы Ма- 43 тушки Гусыни» - сборник английских народных песенок и шуток. 3. «Наш театр». «Перчатки». Англий- 46-48 ская народная песенка. Тема: «Маленькие и большие секреты страны Литературии» Урок 4 (11) 1. «Маленькие и большие секреты стра- 50-51 ны Литературии». 2. «Шутки-минутки». 49 9 уроков «Здравствуй, сказка!» 52-91 Сказка, сказка о животных, сказочный герой, персонажи. Тема: «Узнай сказку» Уроки 1. Диалог Ани и Вани. «Узнай сказку». 52-55 1-2 2. Г. Юдин. «Почему «А» первая». Бук- 56-57 (12-13) вы как сказочные герои. 3. «Читалочка-обучалочка». Самостоя- 77-78 тельное чтение. И. Гамазкова. «Живая азбука». 4. Т. Коти. «Катя и буквы». 58-59 Тема: «Сравни сказки» Уроки 1. «Читалочка-обучалочка». 60-61 3-4 Н. Кончаловская. «Козлята». В. Лунин. (14-15) «Волк». Т. Павлова. «Рассказ мудрой вороны» (по выбору). 62 2. «Курочка Ряба». Пересказ народной сказки по иллюстрациям. 63-64 17 Продолжение Номера Номера Раздел, тема урока, произведения страниц уроков для чтения учебника 3. С. Маршак. «Курочка ряба и десять утят». Сравнение содержания народной сказки и сказки С. Маршака. Тема: «В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит!» Урок 5 (16) 1. «Лиса, заяц и петух». Русская народ- 66-69 ная сказка. 2. Л. Пантелеев. «Две лягушки». 70-73 Тема: «Сказки народов России» Уроки 1. «Шутки-минутки». 75 6-7 2. «Мы идем в библиотеку». Сборники 76 (17-18) русских народных сказок. 3. Семейное чтение. Татарская народная 80-82 сказка «Три дочери». 4. Сравнение сказок: «Два лентяя» и 83-84 «Заяц и черепаха». 5. Пословицы. 85 (Лень - трудолюбие, честность - обман, доброта - злость, внимание к людям.) Тема: «Лень до добра не доведет» Урок 8 (19) 1. «Наш театр». С. Михалков. «Сами 86-89 виноваты». (Инсценировка.) Тема: «Маленькие и большие секреты страны Литературии» Урок 9 (20) 1. «Маленькие и большие секреты стра- 90 ны Литературии». Представление о народной и авторской сказке (на практическом уровне). Фами- лия и имя автора-создателя сказки. 2. «Лиса и рак», «Лисица». (Практиче- 90-91 ское сравнение художественного текста с научно-познавательным.) 18 Часть 2 Номера Номера Раздел, тема урока, произведения страниц уроков для чтения учебника 8 уроков «Люблю все живое» 4-37 Общение, диалог героев, практическое сравнение стихотворных и прозаиче- ских текстов. Тема: «Никого не обижай» Урок 1 (21) 1. Диалог друзей юных читателей - 4 Ани и Вани. 2. В. Лунин. «Никого не обижай». 5 3. Е. Благинина. «Котенок». 6-7 И. Токмакова. «Лягушки». (Звукоподражательные слова.) Тема: «Разговоры, разговоры, разговоры...» Урок 2 (22) 1. И. Токмакова. «Разговор синицы и 8-11 дятла». В. Бианки. «Разговор птиц в кон- це лета». (Звукоподражательные слова.) 2. «Читалочка-обучалочка». 12 Тема: «Мы в ответе за тех, кого приручили» Урок 3 (23) 1. И. Пивоварова. «Всех угостила». 13-14 2. С. Михалков. «Зяблик». (Проявление 15-16 доброты, заботы, внимания, ответствен- ности за братьев наших меньших.) Тема: «Общение с миром природы» Урок 4 (24) 1. Н. Сладков. «Без слов». (Общение с 18-19 миром природы, понятия «взаимопони- мание», «любовь», «доброта».) 2. «Шутки-минутки». 17 Тема: «Обходиться добром со всяким» Урок 5 (25) 1. «Мы идем в библиотеку» (рекоменда- 20-21 тельный список книг). 2. «Мои любимые писатели». Л. Тол- 22-23 стой. «Обходиться добром со всяким», «Не мучить животных». 3. Семейное чтение. Л. Толстой. «По- 26-27 жарные собаки». 19 Продолжение Номера Номера Раздел, тема урока, произведения страниц уроков для чтения учебника Тема: «Эй, не стойте слишком близко - я тигренок, а не киска!» Урок 6 (26) 1. Самостоятельное чтение. 24-25 С. Маршак. «В зоопарке». Б. Житков. 28-30 «Вечер» (по выбору). 2. «Шутки-минутки». Ю. Тувим. Стихо- 31-32 творения о животных. Загадки о живот- ных. Тема: «Маленькие и большие секреты страны Литературии» Уроки 7-8 1. «Наш театр». С. Маршак. «Волк и 33 (27-28) лиса». 2. В. Берестов. «Лягушата». «Лягушка». 35-37 (Практическое сравнение художествен- ного и научно-познавательного текстов. Различение приемов рисования словом и сообщения, объяснения с помощью слов.) 3. «Маленькие и большие секреты стра- 34 ны Литературии». Творчество. (Взаимосвязь событий, их последовательность.) 5 уроков «Хорошие соседи, счастливые друзья» 38-65 Рассказ, герой рассказа, отношение ав- тора к героям; понятие дружбы, взаи- мопомощи, заботы и поддержки. Тема: «Когда мои друзья со мной» Урок 1 (29) 1. С. Михалков. «Песенка друзей». 39 2. Песня из кинофильма «По секрету 41 всему свету» «Когда мои друзья со мной». 3. Пословицы. 42 4. А. Барто. «Сонечка». 43 Тема: «Нет друга - ищи, а нашел - береги» Уроки 1. Е. Пермяк. «Самое страшное». 44-45 2-3 (Понятия «доброта», «сила», «обида».) (30-31) 2. Чтение по выбору. В. Осеева. «Хоро- 46-47 шее». Э. Шим. «Брат и младшая сестра». 48-49 20 Продолжение Номера Номера Раздел, тема урока, произведения страниц уроков для чтения учебника 3. «Читалочка-обучалочка». Темповое 50-51 чтение стихов В. Лунина, Е. Благини- ной, И. Токмаковой - по выбору. Тема: «Доброе слово лучше мягкого пирога» Урок 4 (32) 1. Самостоятельное чтение. Стихотворе- 54-55 ния Е. Благининой, В. Лунина. 2. «Наш театр». М. Пляцковский. «Сол- 56-57 нышко на память». 3. Комбинированное чтение стихотворе- 58-59 ния Ю. Мориц «Это - да! Это - нет!». Тема: «Маленькие и большие секреты страны Литературии» Урок 5 (33) 1. «Маленькие и большие секреты стра- 62-63 ны Литературии». Сопоставление: рас- сказ - сказка. 2. В. Сутеев. «Чей же гриб?». (Способы 63-65 разрешения конфликтных ситуаций.) 3. Семейное чтение. Л. Толстой. «Не ле- 60-61 ниться», «Косточка». (Понятия «обман», «честность», «совесть», «лень», «трудо- любие».) 6 уроков «Край родной, навек любимый» 66-94 Родной край, главный город страны, красота родного края; времена года: вес- на, лето, осень, зима; стихи, рифма. Тема: «Лучше нет родного края» Уроки 1-2 1. П. Воронько. «Лучше нет родного 67 (34-35) края». 2. А. Плещеев. «Весна»; И. Грабарь. 70-71 «Март». Красота русского края. 3. Чтение стихов по выбору. 72-75 С. Есенин. «Черемуха». С. Дрожжин. «Пройдет зима холодная...». И. Сури- ков. «Лето». Н. Греков. «Летом». (За- учивание наизусть.) 4. «Читалочка-обучалочка». 82-83 21

Ребенок многое узнает из книг, поэтому следует поощрять и поддерживать чтение. Как ни странно, мамы в основном читают малышам, а лет с трех книги начинают уходить на второй план, это прискорбно осознавать. Наоборот, круг книг должен расширяться, ведь ребенок теперь способен понять более сложные вещи, он может теперь прочувствовать и прожить книжку вместе с ее героями. Чтение с родителями и самостоятельное чтение помогут лучше показать себя на уроках в школе. Но вот что читать первокласснику? В данной статье перечислена школьная литература для чтения в первом классе по программе "Перспектива". Основан список на том, какие произведения будут упоминаться в школьных учебниках по данной программе. На нашем сайте можно найти аудио варианты этих книг.

Книги, знания которых требуется при изучении Азбуки, учебника Окружающий мир, русского языка.

  • Стихи, пословицы и загадки об осени
  • Доктор Айболит
  • Зверь на букву Ю
  • Дядя Степа
  • Сестрица Аленушка и братец Иванушка
  • Гуси-лебеди
  • Золушка
  • Заяц и еж. К.Ушинский
  • Мойдодыр
  • Кошкин дом
  • Кит и кот
  • Про Комара Комаровича - длинный нос и про мохнатого Мишу - кроткий хвост. Д.Мамин-Сибиряк
  • Лиса и волк
  • Репка
  • Кощей бессмертный
  • Курочка ряба

Стихи о детях

А. Барто. «Стали грамотными», «Почему сегодня Петя просыпался 10 раз».

С. Маршак. «Разговор с первым классом», «Школьнику на память», «Важный день», «Друзья-товарищи».

Е. Благинина. «Паровоз, паровоз...», «Пришла ко мне подружка...».

В. Лунин. «Мне туфельки мама...».

Стихи о животных

Б. Заходер. «Про мохнатых и пернатых».

Ю. Мориц. «Малиновая кошка».

С. Маршак. «Детки в клетке», «Где обедал воробей», «Детский сад. Зоосад», «В зоопарке».

Стихи и рассказы о природе

«Времена года». Стихи.

«Приметы осени». Произведения русских писателей.

«Славная осень». Стихи русских поэтов.

А. Блок. «Зайчик».

Веселые стихи

Б. Заходер. «Кит и кот», «Гимнастика для головастика», «Жил-был филин».

А. Барто. «Лидочка», «Я выросла», «Алеша», «Дом переехал», «Игрушки».

А. Прокофьев. «Как на горке, на горе».

«Рифмы Матушки Гусыни».

Народные сказки

«Айога», «Крошка Вилли Винки». Шотландские народные сказки.

К. Иванов. «Две дочери». Чувашская сказка.

Русские народные сказки

«Теремок», «Гуси-лебеди», «Репка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Терешечка». «Черный конь скачет в огонь».

Сказки о животных

К. Чуковский. «Цыпленок», «Телефон», «Краденое солнце», «Тараканище».

Н. Юсупов. «Голубь и пшеничное зерно».

«Три поросенка», «Лиса и журавль», «Лиса, волк и медведь».

Сказки о зиме

«Морозко», «Снегурочка».

В. Сутеев. «Мешок яблок», «Дядя Миша», «Кораблик», «Палочка-выручалочка», «Кто сказал мяу?».

В. Берестов. «Змей-хвастунишка».

С. Маршак. «Сказка про козла», «Кошкин дом».

В. Бианки. «Лесной колобок - колючий бок».

В. Даль. «Старик-годовик».

Сказки зарубежных писателей

Ш. Перро. «Золушка».

Я. Гримм. «Семеро храбрецов», «Храбрый портняжка».

Г.-Х. Андерсен. «Свинопас».

Д. Родари. «Почему? Отчего? Зачем?».

Рассказы

Б. Заходер. «Живая азбука».

В. Осеева. «Мама принесла Тане новую книгу».

И. Гамазкова. «Живая азбука».

Е. Пермяк. «Торопливый ножик».

Л. Пантелеев. «Буква «Ты».

Г. Скребицкий. «Мать».

В. Степанов. «Моя родина - Россия».

П. Воронько. «Твоя книжка».

С. Баруздин. «Главный город».

Е. Трутнева. «В родном краю».

Л. Преображенская. «Наша улица».

К. Ушинский. «Четыре желания», «Ветер и солнце».

Рассказы о детях

В. Осеева. «Сыновья», «До первого дождя», «Плохое», «Синие листья».

Е. Пермяк. «Первая рыбка» («Юра жил в большой и дружной семье...»), «Бумажный змей».

Э. Мошковская. «Обида», «Книга для друга».

В. Лунин. «Я и Вовка».

В. Голявкин. «Болтуны».

А. Барто. «Если вы ему нужны».

Н. Артюхова. «Подружки».

Рассказы о животных

В. Бианки. «Первая охота», «Снежная книга», «Лесные домишки», «Лис и мышонок».

Н. Сладков. «Лесные сказки».

Е. Чарушин. «Про Томку», «Тюпа, Томка и другие», «Волчишко».

Я. Аким. «Мой верный чиж».

Б. Заходер. «Собачкины огорчения».

Р. Сеф. «Кто любит собак?».

К. Паустовский, Г. Скребицкий, К. Ушинский. Рассказы о природе.

Устное народное творчество (малые жанры)

«Вьется, вьется хоровод». Приговорки, народные песни.

Потешки, считалки, загадки, небылицы.

С. Маршак. «Новому читателю», «Курочка Ряба и десять утят», «Волк и лиса».

К. Чуковский. «Айболит».

Г. Юдин. «Почему «А» первая».

Т. Коти. «Катя и буквы».

В. Лунин. «Козлята». «Никого не обижай».

Т. Павлова. «Рассказ мудрой вороны».

С. Михалков. «Сами виноваты», Сказка «Зяблик», «Как бы жили мы без книг?», «Песенка друзей».

Л. Пантелеев. «Две лягушки».

Е. Благинина. «Котенок».

В. Бианки. «Разговор птиц в конце лета».

И. Пивоварова. «Всех угостила».

Н. Сладков. «Без слов».

Б. Житков. «Вечер».

И. Токмакова. «Лягушки», «Разговор синицы и дятла», «Невпопад».

Е. Пермяк. «Самое страшное».

В. Берестов. «Лягушата», «Стихи для папы».

Э. Шим. «Брат и младшая сестра».

М. Пляцковский. «Солнышко на память».

П. Воронько. «Лучше нет родного края».

Ю. Мориц. «Это - да! Это - нет!».

В. Сутеев. «Чей же гриб?».

А. Плещеев. «Весна», «Миновало лето».

С. Есенин. «Черемуха».

И. Суриков. «Лето», «Зима».

Н. Греков. «Летом».

Устное народное творчество. Пословицы и поговорки разных народов.

Песни разных народов.

Считалки.

Русские народные сказки.

Пословицы, поговорки, мудрые изречения.

«Три дочери». Татарская народная сказка.

«Два лентяя». Татарская народная сказка.

«Заяц и черепаха». Ингушская народная сказка.

И. Косяков. «Всё она».

Дж. Харрис. «Сказки дядюшки Римуса».

Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени».

Сказки народов России.

Русские народные сказки.

Потешный фольклор: скороговорки, считалки, небылицы.

Братья Гримм. «Король-Дроздовик».

Справочная (методическая) литература для учителя

Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения в 1, 2, 3, 4 классах. - М., 2006.

Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем. - М., 1994.

Оморокова М. И. Основы обучения чтению младших школьников. - М., 2005.

Кубасова О. В. Как помочь ребенку стать читателем. - М., 2004.

Матвеева Е. И. Учим младшего школьника понимать текст. - М., 2005.

Воюшина М. П. Критерии и уровни литературного развития // Литературное и речевое развитие школьников: / межвузовский сборник научных трудов. - СПб., 1992.

Романовская З. И. Чтение и развитие младшего школьника. - М., 1982.

Рубакин Н. А. Психология читателя и книги. - М., 1977.

Никифорова О. И. Психология восприятия художественной литературы. - М., 1972.

Лазарева В. А. Технологии анализа художественного произведения. - М., 2006.

Рез З. Я. Изучение лирики в школе. - М., 1968.

Воюшина М. П. Изучение лирики Сергея Есенина в начальной школе. - СПб., 1996.

Пропп В. Я. Морфология сказки: исторические корни волшебной сказки. - М., 1972.

Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения / под ред. М. С. Соловейчик. - М., 2000.

Чуракова Н. А. Как попасть в мир картины. - Самара, 2001.

Воробьева В. И., Тивикова С. К. Сочинения по картине в начальных классах. - М., 2006.

– обобщить знания по теме «Я и мои друзья»;
– совершенствовать навык выразительного чтения и навык чтения целыми словами;
– продолжить формирование умений анализировать и сравнивать произведения;
– развивать речевые умения, творческие способности, наблюдательность, внимание, память;
– воспитывать бережное и внимательное отношение к окружающим людям.

Оборудование: запись песни «Когда мои друзья со мной»; цветные мелки, карандаши; кроссворд; карточки с отрывками произведений; ребусы; рисунки учащихся на тему «Я и мои друзья»; пословицы о дружбе.

Ход урока

I. Организационный момент.

Звучит запись песни «Когда мои друзья со мной» (муз. В Шаинского, сл. М. Танича).

II. Проверка домашнего задания.

Пересказ произведения Д. Тихомирова «Находка».

Выставка рисунков по теме «Я и мои друзья».

III. Постановка цели урока.

– Сегодня на уроке мы вспомним произведения, которые изучили в разделе «Я и мои друзья».
– Прочтите ребусы:

– Какие слова относятся к дружбе?

IV. Закрепление знаний учащихся.


1. Речевая минутка.

– Прочтите чистоговорку:

Тра-тра-тра –
Веселится и играет детвора.
Ать-ать-ать –
В играх надо уступать.
Ись-ись-ись –
С другом не дерись.
Бро-бро-бро –
Делай людям лишь добро.
Кно-кно-кно –
Я с семьей иду в кино.
Гру-гру-гру –
Мы закончили игру.

– Прочтите скороговорку из рубрики «Разноцветные страницы» (с. 131 учебника) сначала медленно, затем быстро и четко.
– О ком эта скороговорка?
– Как звали гусей?
– Почему они всегда вместе?
– Как об этом говорится в скороговорке? Прочтите.

2. Чтение стихотворения Ю. Энтина «Про дружбу».

– Как называется стихотворение?
– Прочтите фамилию автора.
– Как вы думаете, о чем это стихотворение?
– Кого можно назвать настоящим другом?
– Прочтите стихотворение Ю. Энтина «Про дружбу».
– Объясните, что означает выражение «дружбой надо дорожить».
– Прочтите, какое пожелание высказывает автор.
– Согласны ли вы с поэтом, что «ссориться с друзьями не надо»?
– О чем говорится в первом четверостишии?
– О дружбе каких явлений, предметов, живых существ говорит поэт Ю. Энтин?
– Нарисуйте схематично это четверостишие.

– Прочтите второе четверостишие.
– Какой совет дает автор?
– Как вы должны делиться с друзьями?
– Объясните слова и выражения: «пополам поделить», «ссориться не надо никогда».
– Послушайте стихотворение А. Барто «Я выросла».

Заранее подготовленные учащиеся читают наизусть стихотворение А. Барто «Я выросла».

Мне теперь не до игрушек –
Я учусь по букварю,
Соберу свои игрушки
И Серёже подарю.

Деревянную посуду
Я пока дарить не буду.
Заяц нужен мне самой –
Ничего, что он хромой.

И медведь измазан слишком…
Куклу жалко отдавать:
Он отдаст ее мальчишкам
Или бросит под кровать.

Паровоз отдать Серёже?
Он плохой, без колеса…
И потом мне нужно тоже
Поиграть хоть полчаса.

Мне теперь не до игрушек –
Я учусь по букварю,
Но я, кажется, Серёже
Ничего не подарю!

– Какие правила дружбы описаны в этом стихотворении?
– Как надо относиться к близким и дорогим вам людям?
– Расскажите о своих настоящих друзьях.
– Могут ли родители быть вашими друзьями?

3. Чтение произведений из рубрики «Разноцветные страницы» на с. 52–53 учебника.

– Прочтите сначала выделенные слова в стихотворении В. Лунина «Волк».
– Объясните, что обозначают эти слова.
– Прочтите весь текст, соблюдая знаки препинания.
– Почему волку невыгодно дружить с бараном?
– Какое правило дружбы описал в этом шуточном стихотворении поэт?
– Прочтите четко и быстро «Рассказ мудрой вороны» Т. Павловой.
– Какие звуки помогли передать разговор вороны?
– Какой совет дает автор друзьям от лица вороны?
– Объясните название произведения.
– Что произошло с ребятами?
– Как зовут детей?
– Прочтите строки, в которых ворона дает совет всем друзьям.
– Продолжите словосочетания, ответив на вопрос Т. Павловой «Кто?».

Физкультминутка

Трух-тух,
Трух-тух-тух,
Ходит по двору петух
Сам со шпорами,
Хвост с узорами.
Под окном стоит,
На весь двор кричит,
Кто услышит, тот бежит.

V. Обобщение знаний учащихся.

1. Викторина «Узнай произведение и назови автора».

Учащиеся выбирают карточку с отрывком из изученных произведений раздела «Я и мои друзья» и отвечают на вопросы:

– Как называется это произведение?
– Кто его автор?
– Чему учит нас это произведение?

…Потом
Он отходил на шаг
И говорил:
– Тюлень – тюфяк…
И. Пивоварова. «Вежливый ослик»

…Друзей не покупают,
Друзей не продают…
В. Берестов. «В магазине игрушек»

…А когда мне будет нужно,
Я и сам ее побью!
А. Барто. «Вот так защитник!»

Вот портфель,
Пальто и шляпа.
День у папы
Выходной…
С. Маршак. «Хороший день»

…Поссорились
Чашка и блюдце.
Сейчас они разобьются…
Р. Сеф. «Совет»

– Кто кого обидел первый?
– Он меня!
– Нет, он меня!..
В. Орлов. «Кто первый?»

Пришла ко мне подружка,
И мы играли с ней.
И вот одна игрушка
Вдруг приглянулась ей…
Е. Благинина. «Подарок»

Сверху солнышко печет,
А внизу река течет.
В этой речке утром рано
Утонули два барана…
С. Михалков. «Бараны»

2. Игра «Пословицы и поговорки о дружбе и семье».

– Восстановите пословицы и поговорки:

> С людьми браниться – а товарища не забывай.
> Настоящему другу а старых не теряй.
> Новых друзей наживай, да друзей нет.
> Согласье крепче до добра не доведут.
> Приятелей много, никуда не годится.
> О себе заботься, так и душа на месте.
> Ссора да упрямство нет цены.
> Вся семья вместе, каменных стен.

– Объясните эти пословицы.
– Прочтите слова, записанные на доске:

> помогают друг другу
> жадничают
> дерутся
> имеют общие интересы, игры, дела
> обижают друг друга
> спорят и ссорятся
> думают только о себе
> внимательны и заботливы

– Прочтите только те слова и выражения, которые соответствуют вашим представлениям о дружбе.
– Какие из этих качеств есть у вас?

3. Кроссворд «Дружба».

– Во что вы играете с друзьями?
– Можете ли вы дать свою игрушку другу?
– Отгадайте кроссворд и прочтите ключевое слово.

Вопросы:

1. Палочка тонкая,
А в ней песня звонкая.
(Дудочка.)

2. По синей скатерке
Плывет Егорка –
Рубашка полотняная,
Обувка деревянная.
(Кораблик.)

3. Наряд мой пёстрый,
Колпак мой острый,
Мои шутки и смех
Веселят всех. (Петрушка.)

4. Деревянные кони
По снегу скачут,
А в снег не проваливаются.
(Лыжи.)

5. Моргает глазами,
Скрипит тормозами.
(Машина.)

6. В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшей темница. (Матрёшка.)
7. Ездить нужно осторожно,
За рога держаться можно.
Жаль вот только – гривы нет…
Что за конь?(Велосипед.)

– Прочтите ключевое слово.
– Кого можно назвать другом?
– Много ли у вас друзей?
– Можете ли вы назвать себя настоящим другом?

VI. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
– Какие произведения о дружбе вам понравились больше всего? Почему?
– Могут ли книги быть друзьями?
– Почему?

Домашнее задание : выполните задание 5 на с. 54 учебника.

Литературное чтение. 1 класс. В 2 ч. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А.

М.: 2011. - Ч.1 - 96с., Ч.2 - 112с.

Литературное чтение 1 класс учебник в 2-х частях для общеобразовательных учреждений. Данный учебник входит в систему «Перспектива», основанную в 2006. Вы прошли самую трудную часть пути – одолели «Азбуку», научились складывать уквы в слова, слова в предложения. Теперь вы можете самостоятельно открыть дверь в мир где живут книги. Но как не потереться, как найти правильную дорогу и разгадать секреты страны Литературии? Чему мы хотим в первую очередь так это научить вас радоваться от общения с хорошей книгой.

Часть 1.

Формат: pdf

Размер: 14 Мб

Скачать: drive.google

Часть 2.

Формат: pdf

Размер: 14,5 Мб

Скачать: drive.google

ЧАСТЬ 1.
Книги - мои друзья
Новому читателю. С. Маршак 7
Кто говорит молча? 8
Шутки-минутки 8
Возникновение письменности 10
Как бы жили мы без книг?..
С. Михалков 13
Читалочка-обучалочка 14
Шутки-минутки 14
Мы идём в библиотеку 15
У лукоморья дуб зелёный...
A. С. Пушкин 20
Самостоятельное чтение 22
Мама принесла Тане новую книгу...
B. Осеева 22
Семейное чтение 23
Худо тому, кто добра не делает никому. К. Ушинский 23
Наш театр 24
Айболит. К. Чуковский 24
Маленькие и большие секреты страны Литературии 27
Радуга-дуга
Песенки русского народа 29
Песенки разных народов 31
Шутки-минутки 35
Под горой избушка 35
Загадки 36
Пословицы и поговорки разных народов 38
Читалочка-обучалочка 40
Мы идём в библиотеку 42
Самостоятельное чтение 43
Рифмы Матушки Гусыни 43
Семейное чтение 44
Наш театр 46
Перчатки.
Английская народная песенка 46
Шутки-минутки 49
Что случилось? 49
Маленькие и большие секреты страны Литературии 50
Здравствуй, сказка!
Узнай сказку 53
Жили-были буквы 56
Почему «А» первая. Г. Юдин 56
Катя и буквы. Т. Коти 58
Читалочка-обучалочка 60
Козлята. Н. Кончаловская 60
Волк. В. Лунин 61
Рассказ мудрой вороны. Т. Павлова 61
Жили-были рыжая лиса, серый заяц и Курочка Ряба 62
Курочка ряба и десять утят.
С. Маршак 63
Лиса, заяц и петух.
Русская народная сказка 66
Две лягушки. Л. Пантелеев 70
Шутки-минутки 75
Четыре Анюточки... . Е. Благинина 75
Мы идём в библиотеку 76
Самостоятельное чтение 77
Живая азбука. И. Гамазкова 77
Шутки-минутки 79
Семейное чтение 80
Три дочери.
Татарская народная сказка 80
Два лентяя.
Татарская народная сказка 83
Заяц и черепаха.
Ингушская народная сказка 84
Наш театр 86
Сами виноваты. С. Михалков 86
Маленькие и большие секреты страны Литературии 90
Словарь 92

ЧАСТЬ 2.
Люблю всё живое
Никого не обижай. В. Лунин 5
Котёнок. Е. Благинина 6
Лягушки. И. Токмакова 7
Разговор синицы и дятла.
И. Токмакова 8
Разговор птиц в конце лета.
В. Бианки 9
Читалочка-обучалочка 12
Всех угостила. И. Пивоварова 13
Зяблик. С. Михалков 15
Шутки-минутки 17
Без слов. Н. Сладков 18
Мы идём в библиотеку 20
Обходиться добром со всяким.
Л. Н. Толстой 22
Не мучить животных. Л. Н. Толстой 23
Самостоятельное чтение 24
В зоопарке. С. Маршак 24
Семейное чтение 26
Пожарные собаки. Л. Толстой 26
Вечер. Б. Житков 28
Шутки-минутки 31
«Однажды в июле...». Ю. Тувим 31
Наш театр 33
Волк и лиса. С. Маршак 33
Маленькие и большие секреты страны Литературии 34
Лягушата. В. Берестов 35
Хорошие соседи, счастливые друзья
Песенка друзей. С. Михалков 39
Когда мои друзья со мной 41
Сонечка. А. Барто 43
Самое страшное. Е. Пермяк 44
Хорошее. В. Осеева 46
Брат и младшая сестра. Э. Шим 48
Читалочка-обучалочка 50
Велосипедист. В. Лунин 50
Шутки-минутки 51
«Федя полез за конфетой в буфет...».
В. Лунин 51
«Шила шубку...». Е. Благинина 51
Невпопад. И. Токмакова 51
Мы идём в библиотеку 52
Самостоятельное чтение 54
«Паровоз, паровоз...». Е. Благинина.. 54
«Пришла ко мне подружка...».
Е. Благинина 54
«Мне туфельки...». В. Лунин 55
Наш театр 56
Солнышко на память.
М. Пляцковский 56
Это - да! Это - нет! Ю. Мориц 58
Семейное чтение 60
Не лениться. Л. Толстой 60
Косточка. Л. Толстой 60
Маленькие и большие секреты страны Литературии 62
Чей же гриб? В. Сутеев 63
Край родной, навек любимый
Лучше нет родного края.
П. Воронько 67
Весна. А. Плещеев 70
Черёмуха. С. Есенин 72
«Пройдёт зима холодная...».
С. Дрожжин 72
Лето. И. Суриков 73
Летом. Н. Греков 74
«За весной, красой природы...».
A. Пушкин 76
«Миновало лето...». А. Плещеев 76
Зима. И. Суриков 78
Четыре сестры 80
Читалочка-обучалочка 82
Песенка о дожде. А. Введенский 82
Шутки-минутки 83
Сенокос. И. Токмакова 83
«Любили тебя без особых причин...».
B. Берестов 85
«Сколько звёзд на ясном небе...».
Г. Виеру 86
«Какое самое первое слово...».
Н. Бромлей 86
За что люблю маму. А. Митяев 87
Стихи для папы. В. Берестов 88
Мы идём в библиотеку 89
Самостоятельное чтение 90
Первая рыбка Е. Пермяк 90
Семейное чтение 91
Всё она. И. Косяков 91
Мальчик и отец. Л. Толстой 92
Лекарство. К. Ушинский 92
Маленькие и большие секреты страны Литературии
Ласточка примчалась. А. Майков 93
Сто фантазий
Совершенно непонятно. Р. Сеф 96
Тучкины штучки. В. Маяковский 97
«Поэт нашёл в себе слова...».
В. Викторов 97
Сто фантазий. Ю. Мориц 98
Учись сочинять сам 100
«Я палочкой волшебной...».
И. Пивоварова 100
Про меня и про цыплёнка. Г Цыферов 101
Словарь 104
Советуем прочитать летом 105



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!