Стихи и рассказы о природе. Сказки зарубежных писателей

По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

Вы прошли самую трудную часть пути - одолели «Азбуку», научились складывать буквы в слова, слова в предложения.
Теперь вы можете самостоятельно приоткрыть дверь в удивительный мир, где живут книги. Но как не потеряться, как найти правильную дорогу и разгадать секреты страны Литературии?
Мы думаем, что вы никогда не скажете: «Зачем нам читать?» Вы полюбите книги как своих лучших друзей.
Чему мы хотим в первую очередь научить вас? Радоваться от общения с хорошей книгой, стараться понять смысл произведения, задуматься над тем, что хотел сказать автор.

Читалочка-обучалочка.
Прочитай быстро, чётко произноси все слова.
Возле школьного крыльца Посадили деревца:
Вера - вербу,
Ясень - Вася,
Слава - сливу,
Клава - клён...
Ты работал -
Оставайся.
Ты ленился -
Выйди вон.

Дождик, дождик, поливай -
Будет хлеба каравай,
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки.

СОДЕРЖАНИЕ
Книги - мои друзья
Новому читателю. С. Маршак
Кто говорит молча?
Шутки-минутки
Возникновение письменности
Как бы жили мы без книг?
С. Михалков
Читалочка-обучалочка
Шутки-минутки
Мы идём в библиотеку
У лукоморья дуб зелёный
A. С. Пушкин
Самостоятельное чтение
Мама принесла Тане новую книгу
B. Осеева
Семейное чтение
Худо тому, кто добра не делает
никому. К. Ушинский
Наш театр
Айболит. К. Чуковский
Радуга-дуга
Песенки русского народа
Песенки разных народов
Шутки-минутки
Под горой избушка
Загадки
Пословицы и поговорки разных
народов
Читалочка-обучалочка
Мы идём в библиотеку
Самостоятельное чтение
Рифмы Матушки Гусыни
Семейное чтение
Наш театр
Перчатки.
Английская народная песенка
Шутки-минутки
Что случилось?
Маленькие и большие секреты страны Литературии
Здравствуй, сказка!
Узнай сказку
Жили-были буквы
Почему «А» первая. Г. Юдин
Катя и буквы. Т. Коти
Читалочка-обучалочка
Козлята. Н. Кончаловская
Волк. В. Лунин
Рассказ мудрой вороны. Т. Павлова Жили-были рыжая лиса, серый заяц и Курочка Ряба
Курочка ряба и десять утят. С. Маршак
Лиса, заяц и петух. Русская народная сказка
Две лягушки. Л. Пантелеев
Шутки-минутки
Четыре Анюточки Е. Благинина
Мы идём в библиотеку
Самостоятельное чтение
Живая азбука. И. Гамазкова
Шутки-минутки
Семейное чтение
Три дочери.
Татарская народная сказка
Два лентяя.
Татарская народная сказка
Заяц и черепаха.
Ингушская народная сказка
Наш театр
Сами виноваты. С. Михалков
Маленькие и большие секреты страны Литературии
Словарь.

Текст по проверке техники чтения

(II полугодие)

В роще

Дети пришли в рощу. Там весело и шумно. Пчела брала мед с цветка. Муравей тащил травинку. Голубь строил гнездо для голубят. Зайчик бежал к ручью. Ручей журчал по камням. Он работал. Ручей поил чистой водой людей и животных.

К. Ушинский (38 слов)

Вопросы для проверки понимания смысла прочитанного:
1. Куда пошли дети?
2. Кто живет в роще?
3. Зачем ручей в роще, что он делал?

Учебно-методическое обеспечение

для педагога:

ü Вачкова С.Н. Как научить детей чтению басен. – М.: АРКТИ, 2007.

ü Климанова Л.Ф, Бойкина М.В. Методическое пособие для учителя «Уроки чтения». – М.: Просвещение, 2011.

ü Нормативно-правовой документ. Контроль и оценка результатов обучения. - М.: Просвещение, 1998.

ü ОмороковаМ.И.Основы обучения чтению младших школьников. - М.: Просвещение, 2005.

ü ОмороковаМ.И.Чтение в начальных классах. - М.: Просвещение, 2003.

ü «Перспектива»: Программы для начальной школы. - М.: Просвещение, 2011.

ü Шевердина Н.А., Сушинскас Л.Л. Новые олимпиады для начальной школы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

для учащихся:

ü Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. учебник «Литературное чтение» часть 1. – М.: Просвещение, 2012.



ü Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. учебник «Литературное чтение» часть 2. – М.: Просвещение, 2012.

ü Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. Творческая тетрадь «Литературное чтение». – М., Просвещение, 2012.

ü Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. Волшебная сила слов. Рабочая тетрадь по развитию речи. 1 класс.

Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

2. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193

3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival. 1september.ru

4. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www. km. ru/ education

5. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа: www.uroki.ru

6. Официальный сайт УМК «Перспектива». – Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/ info.aspx? ob_no=1237

Календарно-тематическое планирование рабочей программы по литературному чтению 1 класс

Дата Номер урока Тема урока Элементы содержания образования Основные средства обучения Планируемые результаты Домашнее задание
предметные метапредметные
10.03 Вводный урок по курсу литературного чтения Система условных обозначений. Содержание учебника. Обращение авторов учебника. Понятия: учебник, обложка, титул, содержание учебника Электронное приложение Сформировать представление о том, что такое книга, о значении книги в жизни человека, уметь обращаться с книгой. Различать понятия: книга, писатель, читатель, библиотека.
11.03 Книги – мои друзья. С. Маршак «Новому читателю» С. Маршак. Новому читателю. Кто говорит молча? Загадки, пословицы о книге. Понятия: книга, писатель, читатель. Электронное приложение Знать способы передачи информации с помощью жестов, рисунка, книги, компьютера. Регулятивные: освоение способов выбора книг, умение выбрать нужный источник информации. Познавательные: совершенствование навыка чтения, умение отбирать нужную информацию. Коммуникативные: формирование конструктивных способов взаимодействия с книгой.
14.03 Возникновение письменности. Возникновение письменности. Предметное письмо. Узелковое письмо. Наскальные рисунки. Иероглифы. Сочинение своего письма с помощью рисунков. Творческая работа: рисуночное письмо. Электронное приложение Различать понятия: книга, писатель, читатель, библиотека. Учиться выбирать книгу в библиотеке. Рассказывать о своих любимых книгах. Понимать, в чём ценность книги. Обсуждать иллюстрации книги. Называть элементы книги. Рассказывать о возникновение письменности. Регулятивные: освоение способов выбора книг, умение выбрать нужный источник информации. Познавательные: совершенствование навыка чтения, умение отбирать нужную информацию. Коммуникативные: формирование конструктивных способов взаимодействия с книгой.
15.03 Как бы жили мы без книг? Экскурсия в библиотеку.Читалочка-обучалочка» (чтение целыми словами). А.Барто. «Стали грамотными». С.Маршак. «Разговор с первым классом». Б.Заходер. «Живая азбука». Понятия: «библиотека», указатели, алфавитный каталог, тематический указатель. Электронное приложение Умение выбирать книги; ориентироваться на тематический указатель; умение работать с иллюстрациями; получать необходимую информацию; умение читать тексты в разном темпе Р. Принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища, контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике. К. формулировать собственное мнение, участвовать в коллективном обсуждении П. совершенствование уровня читательской компетентности, приемами понимания прочитанного
28.03 Мои любимые писатели. Словесное рисование картин к выступлению к поэме “Руслан и Людмила”.Книга как особый вид ис­кусства. Книга как источник необходимых знаний. Выбор книг на основе рекомендованного списка, картоте­ки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Мультимедийный проектор Описывать устно картины, изображённые в произведении А.С. Пушкина. Знать понятия: «поэт», «писатель». Регулятивные: освоение способов выбора книг, умение выбрать нужный источник информации. Познавательные: совершенствование навыка чтения, умение отбирать нужную информацию. Коммуникативные: формирование конструктивных способов взаимодействия с книгой.
29.03 Сказки К. Чуковского. Знакомство детей со сказками К.Чуковского «Айболит». Жанровое своеобразие произведения К. Чуковского «Айболит». Инсценирование отрывка; выделение слов автора и действующих лиц; отработка выразительного чтения. Понятия: «сказка», «артисты», «декорация» Электронное приложение Знать произведения К.Чуковского; умение инсценировать; выделять слова автора и действующих лиц. Р. Контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике. К. формирование конструктивных способов взаимодействия с книгой. П. совершенствование навыка чтения
31.03 Из книг К. Ушинского. Обобщение по разделу Самостоятельное чтение. В. Осеева. Чтение по ролям. Семейное чтение. Из книг К.Д. Ушинского. Нравственный смысл произведений К.Д. Ушинского. Осознание смысла произведения при чтении про себя. Контроль и проверка результатов обучения. Понятия: «добро», «зло», «ложь», «милосердие», «зависть» Электроное приложение Объяснять нравственный смысл различных слов, употребляемых в произведениях К.Д. Ушинского. Читать вслух целыми словами с постепенным переходом на чтение про себя. Воспроизводить содержание текста по вопросам и самостоятельно. Р. Умение выбрать нужный источник информации К. формирование конструктивных способов взаимодействия с книгой П. совершенствование навыка чтения, умение отбирать нужную информацию
01.04 Пословица – мудрость народная Познакомить с произведениями малых фольклорных жанров; развивать интерес к произведениям народного творчества; учить отгадывать загадки; сравнивать; выделять признаки, на которые указывает загадка; стимулировать проявление творческой активности Понятия: «фольклор», «пословица», «поговорка», «загадка» Электронное приложение Рассказывать о жанровом разнообразии произведений устного народного творчества разных народов. Читать вслух произведения малых жанров устного народного творчества. Читать выразительно, соблюдая интонацию. Определять нравственный смысл пословицы и поговорки. Воспроизводить по памяти понравившиеся пословицы и поговорки, обсуждать их смысл. Придумывать жизненные ситуации, в которых можно было использовать одну из прочитанных пословиц. Соотносить загадку и отгадку. Распределять загадки по тематическим группам. Умение сравнивать фольклорные песенки разных народов; находить общее; умение выразительно читать. Р. Планировать действия согласно поставленной задаче К. умение взаимодействовать в парах и группах. П. умение различать пословицы и поговорки.
04.04 Песенки разных народов. Понятия: «песенки», «считалки», «кричалки», «потешки». Сравнение песенок разных народов. Выразительное чтение песенок. Самостоятельное чтение. Рифмы матушки-гусыни. Загадки. Пословицы и поговорки разных народов. Мультимедийный проектор
05.04 Мы идем в библиотеку. Сборники произведений устного народного творчества. Работа с выставкой книг-сборников народных загадок, пословиц, поговорок; знакомство с самой знаменитой книжкой английского фольклора для детей «Рифмы Матушки Гусыни»; чтение весёлых песенок; распределение ролей с помощью считалки. «Наш театр». «Перчатки». Английская народная песенка. Мультимедийный проектор Умение выбирать книги для самостоятельного чтения; умение вчитываться в содержание текста; использовать приёмы драматизации Регулятивные: освоение способов работы с книгой. Познавательные: умение различать пословицы и поговорки, формирование навыка выразительного чтения. Коммуникативные: умение взаимодействовать в парах и группах, распределять роли в игре и инсценировках.
07.04 Что знаем о жанрах устного народного творчества. Обобщение, малые фольклорные жанры, песенки, пословицы, поговорки, загадки. Обогатить речь словами с уменьшительно-ласкательными формами. Электронное приложение Умение сравнивать пословицы и объединять их в тематические группы; умение выделять загадки разного типа; умение использовать различные слова в своей речи. Называть изученные жанры фольклора, высказываться о своём отношении к русским народным песенкам, загадкам, пословицам, к фольклорным произведениям других народов России. Регулятивные: освоение способов работы с книгой. Познавательные: умение различать пословицы и поговорки, формирование навыка выразительного чтения. Коммуникативные: умение взаимодействовать в парах и группах, распределять роли в игре и инсценировках.
08.04 Узнай сказку. Г.Юдин. «Почему «А» первая». Буквы как сказочные герои. «Читалочка-обучалочка». Самостоятельное чтение. И.Гамазкова. «Живая азбука». Т.Коти. «Катя и буквы». Обмен мнениями о прочитанных сказках, их оценка; характеристика персонажей; работа с выставкой книг; отработка интонационно-выразительного чтения; коллективное придумывание продолжения сказки Электронное приложение Умение высказывать собственное мнение о прочитанных сказках, их оценка; характеристика персонажей, уметь сравнивать сказки, видеть их сходство и различие, умение рассказывать по серии иллюстраций; умение читать целыми словами; умение продолжить сказку; придумать иное окончание сказки. Р. Контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике. К. формулировать собственное мнение и позицию П. умение отличать сказку от других литературных произведений.
11.04 Сравнение сказок. Сравнение сказок. Русская народная сказка. Курочка Ряба. С. Маршак. Курочка Ряба и десять утят. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий. Мультимедийный проектор Умение вчитываться в текст; Умение сравнивать сказки со сходным содержанием; умение выразительно читать, передавать настроение персонажа; умение продолжать сказку. Пересказывать текст художественного произведения: подробно, кратко, выборочно Регулятивные: освоение способов работы с книгой. Познавательные: умение различать пословицы и поговорки, формирование навыка выразительного чтения. Коммуникативные: умение взаимодействовать в парах и группах, распределять роли в игре и инсценировках.
12.04 Русская народная сказка. Кот, Лиса и Петух. Главные герои сказки. Уметь сравнивать сказки. Т.Павлова «Рассказ мудрой вороны». Русские народные сказки «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба». С.Маршак «Курочка Ряба и десть утят». Осмысление содержания сказки, поиск ответов на вопросы; развитие действий, подготовка к пересказу; осмысление поступков персонажей; выразительное чтение диалогов. Электронное приложение Умение вчитываться в текст и всесторонне осмысливать его содержание; умение отвечать на вопросы; умение следить за развитием действия; пересказывать; выделять главную мысль; выразительно читать диалоги Регулятивные: освоение способов работы с книгой. Познавательные: умение различать пословицы и поговорки, формирование навыка выразительного чтения. Коммуникативные: умение взаимодействовать в парах и группах, распределять роли в игре и инсценировках.
14.04 Сравнение героев сказки. Авторская, народная сказки.Л.Пантелеев. Две лягушки. Сравнение героев сказки. По следам семейного чтения. Сказки разных народов. Сравнение русских сказок со сказками народов России. Осознание понятия «родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе раз­ных народов (на примере народов России).Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Мультимедийный проектор Умение вчитываться в текст и всесторонне осмысливать его содержание; умение отвечать на вопросы; умение следить за развитием действия; пересказывать, выделять главную мысль. Отличать авторские и народные сказки. Р. Приучить следить в сказке за развитием действий, готовиться к пересказу. К. обращать внимание детей на речь персонажей П. учить выразительно читать диалоги в сказке.
15.04 Сказки народов России. Сборники русских народных сказок. Татарская народная сказка «Три дочери». Сравнение сказок: «Два лентяя» и «Заяц и черепаха». Пословицы. (Лень – трудолюбие, честность – обман, доброта – злость, Знакомство со сказками разных народов; умение сопоставлять их по главной мысли; умение выразительно читать. . Электронное приложение Читать сказку вслух. Рассказывать сказку по серии рисунков. Определять героев произведения. Определять характеры героев, называть их качества. Сравнивать сказку со сходным содержанием. Распределять роли. Инсценировать произведение. Р.принимать и сохранять учебную задачу К. формирование конструктивных способов взаимодействия с книгой. П. Навык чтения целыми словами; учить выразительно читать
18.04 Лень до добра не доведет. «Наш театр». С.Михалков. «Сами виноваты» инсценирование сказки. Мультимедийный проектор Умение различать народную сказку и авторскую; умение выразительно читать диалоги; понимать главную мысль произведения. Р. Планировать действия согласно поставленной задаче. К. формирование конструктивных способов взаимодействия с книгой. П. совершенствование уровня читательскойконпетентности
19.04 1.»Маленькие и большие секреты страны Литературии». Представление о народной и авторской сказке (на практическом уровне). Фамилия и имя автора-создателя сказки. 2. «Лиса и рак», «Лисица». (Практическое сравнение художественного текста с научно-познавательным.) Мультимедийный проектор Умение сравнивать тексты; наблюдать и объединять произведения по сходству главной мысли; умение выразительно читать. Регулятивные: освоение способов работы с книгой. Познавательные: умение различать пословицы и поговорки, формирование навыка выразительного чтения. Коммуникативные: умение взаимодействовать в парах и группах, распределять роли в игре и инсценировках.
21.04 Никого не обижай. Нравственный смысл произведений. В. Лунин. Никого не обижай. Е. Благинина. Котёнок. Понимание нравственного содержания прочитанного, осо­знание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Семейное чтение. Л. Толстой. Пожарные собаки. Б. Житков. Вечер. Электронное приложение Умение работать с книгой; выразительно читать; умение находить слова характеризующие героев. Понимание понятий: «диалог героев», «Красная книга», «прозаический текст» Р. Контролировать и объективно оценивать свои действия. К. формировать умение работать в парах и группах П. уметь выразительно читать стих.
22.04 Прием звукописи как средство создания образа. И. Токмакова. Лягушки. Разговор синицы и дятла. В. Бианки. Разговор птиц в конце лета. Знакомство с приёмом звукозаписи как средством создания образа; нахождение слов, которые используют поэты для передачи звуков природы; развитие умений работать в паре; выразительно читать. Мультимедийный проектор Иметь представление о приеме звукозаписи как средстве создания образа; умение находить слова, которые используют поэты для передачи звуков природы. Уметь вчитываться в текст и всесторонне осмысливать его содержание; уметь отвечать на вопросы; уметь следить за развитием действия; выделять главную мысль; выразительно читать стихотворения, передавая особенности разговора различных птиц. Освоить приём звукозаписи как средство создания образа. Находить слова, которые использует поэт для передачи звуков природы. Р. Учить находить слова, которые используют поэты для передачи звуков природы К. развивать умение работать в парах П. учить детей выразительно читать
25.04 «Мы в ответе за тех, кого приручили» И.Пивоварова. Всех угостила. С. Михалков. Зяблик. С. Маршак. В зоопарке. Общение с миром природы. Н. Сладков. Без слов. Самостоятельное воспро­изведение текста с использованием выразительных средств язы­ка: последовательное воспроизведение эпизодов с использова­нием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Создание фотогазеты «Жизнь леса». (Создание плаката «Охраняй природу») Мультимедийный проектор Регулятивные: освоение способов работы с книгой. Познавательные: отбирать материал для создания плаката, газеты в соответствии с темой. Определять тему выставки книг, находить нужную книгу. Коммуникативные: умение взаимодействовать в парах и группах, распределять роли в игре и инсценировках.
26.04 Общение с миром природы. Самостоятельное воспро­изведение текста с использованием выразительных средств язы­ка: последовательное воспроизведение эпизодов с использова­нием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Создание фотогазеты «Жизнь леса». (Создание плаката «Охраняй природу») Электронное приложение Уметь вчитываться в текст и всесторонне осмысливать его содержание; уметь отвечать на вопросы; уметь следить за развитием действия; выделять главную мысль; выразительно читать произведения. Находить слова, характеризующие героя. Определять героев произведения и их характеры. Р. Принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя К. продуктивно взаимодействовать со сверстниками. П. Анализировать художественный текст, уметь выразительно читать стихи
28.04 Мы идем в библиотеку. Книги о природе и животных. Мы идём в библиотеку. Л. Н. Толстой. Обходиться добром со всяким. Не мучить животных.Знакомство с произведениями русских и советских писателей о природе и животных; знакомство с произведением Л.Толстого; развивать умение слышать и слушать художественное произведение и на основе слушания проводить анализ художественного произведения; формировать умение самостоятельно читать книги. Мультимедийный проектор Умение работать с книгой; определять тему выставки и классифицировать книги по подтемам; знать о творчестве Л.Толстого; умение самостоятельно читать книги. Р. развивать умение слышать и слушать художественное произведение. К. участвовать в коллективном обсуждении П. овладение приемами понимания прочитанного
29.04 Наш театр. С. Маршак. Волк и Лиса. Анализ произведения. Характеристика героев. Распределение ролей, выразительное чтение диалога. Инсценирование. Электронное приложение Сравнивать понятия: делать хорошо, делать плохо, Объяснять их смысл. Определять героев произведения и их характеры. Распределять роли. Инсценировать произведение. Создавать произведение по серии рисунков. Регулятивные Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.
05.05 Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение первоначальных представлений о том, что каждый из героев произведения имеет свой характер; познакомить с новым произведением С.Маршака. Практическое сравнение художественного и научно-познавательного текстов. Различение приёмов рисования словом и сообщения, объяснения с помощью слов. Мультимедийный проектор Знать произведения С.Маршака; умение выразительного читать; инсценировать Р. Принимать и сохранять учебную задачу. К. формировать умение работать в группах П. осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы.
06.05 Когда мои друзья со мной. С. Михалков. Песенка друзей. М. Танич. Когда мои друзья со мной. А. Барто. Сонечка. Выразительное чтение стихотворений. Характеристика героев, с опорой на их речь и поступки Мультимедийный проектор Читать выразительно, передавая основной эмоциональный тон произведения. Определять героев произведения. Характеризовать героя произведения по его речи и поступкам. Находить главную мысль роизведения, соотносить содержание произведения с пословицей. Р. Формировать представление о том, что разрешать споры нужно на основе взаимопонимания и доброжелательных отношений К. уметь работать в парах и группах П. учить читать выразительно, передавая основной эмоциональный тон произведения.
10.05 Герой рассказа. Сравнение произведений по теме, содержанию, главной мысли. Сравнение произведений по теме, содержанию, главной мысли. Е. Пермяк. Самое страшное. В. Осеева. Хорошее. Э. Шим. Брат и младшая сестра. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахожде­ние в тексте слов и выражений, характеризующих героя и со­бытие. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения. Портрет, характер ге­роя, выраженные через поступки и речь. Электронное приложение Умение определять основную мысль произведения; умение вчитываться в текст, умение сравнивать произведения по теме, содержанию и главной мысли; умение характеризовать героя по его речи и поступкам. Р. контролировать и объективно оценивать свои действия К. уметь работать в парах П. анализировать художественный текст
12.05 Мы идем в библиотеку. Экскурсия в библиотеку. Книги о детях. Обобщение знаний. Электронное приложение Находить книгу в библиотеке по заданным параметрам. Классифицировать книги на выставке по подтемам.
13.05 Доброе слово лучше мягкого пирога. Е Благина. Беседа о подарках, о выражении своего отношения к ним, умении принимать и дарить подарки, быть благодарным за подарки; самостоятельное чтение стихотворения Е.Благининой; анализ произведения; чтение стихотворения В.Лунина. Электронное приложение Определять тему стихотворений. Читать выразительно, передавая основной эмоиональный тон произведения. Понимать отношение автора к героям. Р. Развивать интерес к книге, вчитываться в произведении К. уметь формулировать собственное мнение и позицию. П. осознанное и произвольное построение речевого высказывания ответов на вопросы
16.05 Наш театр. М. Пляцковский. Солнышко на память. Наш театр. М. Пляцковский. Солнышко на память. Комбинированное чтение стихотворения Ю.Мориц «Это – да! Это – нет!». Чтение по ролям. Мультимедийный проектор Регулятивные: проверять себя, самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Познавательные: анализировать художественный текст, уметь выразительно читать стихи. Коммуникативные: формировать умение работать в парах и группах.
17.05 Маленькие и большие секреты страны Литературии Сопоставление: рассказ – сказка. В.Сутеев. «Чей это гриб?». (Способы разрешения конфликтных ситуаций.) Семейное чтение. Л.Толстой. «Не лениться», «Косточка». (Понятия «обман», «честность», «совесть», «лень», «трудолюбие».) Нравственно-этический смысл произведений. Электронное приложение Знать произведения Л.Толстого и В.Сутеева; умение общаться на основе уважения и взаимопонимания. Регулятивные: контролировать и объективно оценивать свои действия. Познавательные: анализировать художественный текст, уметь выразительно читать стихи. Коммуникативные: формировать умение работать в парах и группах.
19.05 Обобщение изученного материала Контроль и проверка результатов обучения. Электронное приложение Определять героев произведения. Характеризовать героя по его речи и поступкам. Распределять роли. Регулятивные: контролировать и объективно оценивать свои действия. Познавательные: анализировать художественный текст, уметь выразительно читать стихи. Коммуникативные: формировать умение работать в парах и группах
20.05 Лучше нет родного края. Основные понятия раздела: стихи, рифма. Стихотворная речь: узнавание, различие, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). П. Воронько. Лучше нет родного края. Стихотворения русских поэтов о природе. Произведения русских художников о природе. А. Плещеев. Весна. С. Есенин. Черёмуха. С. Дрожжин. Пройдёт зима холодная. И.Суриков. Лето. А. Пушкин. За весной, красой природы. А. Плещеев. Миновало лето. И. Суриков. Зима Мультимедийный проектор Понимать конкретный смысл основных понятий раздела. Рассказывать о своей Родине; о своей семье; о своих чувствах к Родине, месту, где родился и вырос; о любви к семье, родителям, братьям и сёстрам. Передавать при чтении стихов настроение в соответствии с речевой задачей. Находить рифму в стихотворении. Находить сравнения. Наблюдать за использованием сравнений. Определять ритм стихотворения, читать на основе ритма. Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками Познавательные: анализировать художественный текст, уметь выразительно читать стихотворения. Коммуникативные: уметь работать в парах и группах
23.05 Произведения русских поэтов и художников о природе. Времена года: осень, зима. А.Пушкин. «За весной, красой природы…»; А.Плещеев. «Миновало лето…». И.Суриков. «Зима». «Четыре сестры». Сказка. Сравнение текстов: А.Майков. «Ласточка»; Н.Сладков. «Первая ласточка». Перечитывание стихотворений; работа над выразительным чтением; чтение стихотворений о зиме, нахождение в них сравнений, коллективное составление сказки; обобщение. Мультимедийный проектор Репродукции картин Умение сравнивать произведения разных поэтов по содержанию и настроению; умение наблюдать за использованием сравнений; умение создавать голосом эмоциональный тон стихотворения; умение находить слова, указывающие на отношение поэта, его настроение.
24.05 Сравнение произведений литературы и живописи. Репродукции картин И. Грабаря, И. Шишкина, И. Левинтана, И. Репина, П. Кончаловского. Сравнение произведений литературы и живописи. Образ природы в литературной сказке. В, Сухомлинский. Четыре сестры. В. Берестов. Любили без особых причин. Г. Виеру. Сколько звёзд на ясном небе! Н. Бромлей. Какое самое первое слово? А. Митяев. За что люблю Электронное приложение Репродукции картин Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства; находить общее и различия. Читать произведения, выражая настроение и собственное отношение к изображаемому. Объяснять смысл прочитанных произведений. Сочинять сказки самостоятельно. Р. оценивать свою работу по заданным учителем критериям, используя оценочные шкалы, знаки К. формулировать собственное мнение и позицию. П. самостоятельный поиск и создание способов решения проблем творческого характера
25.05 «Родина любимая, что мать родимая». Волшебная страна фантазий. Обратить внимание на понятия «родина как мать», «семейное согласие»; воспитывать уважение и любовь к родителям; учить составлять рассказы о своей семье, родителях, передавать в слове своё отношение к ним; отрабатывать навыки выразительного чтения. Слушание и чтение произведений из старинных учебников (И.Косяков. «Всё она»; К.Ушинский. «Лекарство»;); чтение стихотворения В.Берестова; обобщение. Основные понятия раздела: творчество. Р.Сеф. Совершенно непонятно. В. Маяковский. Тучкины штучки. В. Викторов. Поэт нашёл в себе слова. Ю. Мориц. Сто фантазий. И. Пивоварова. Я палочкой волшебной. Г. Цыферов. Про меня и про цыплёнка. Сочинение своих собственных историй на основе художественных текстов. Мультимедийный проектор Умение составлять рассказы о своей семье, родителях; передавать в слове свое отношение к ним; умение выразительно читать. Предполагать на основе раздела, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Сочинять свои собственные истории. Объяснять значение понятия “творчество”. Сочинять небольшой рассказ или сказку, подражая писателю прочитанных произведений. Р. проверять себя, самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. К. участвовать в коллективном обсуждении проблем П. овладение приемами понимания прочитанного; составление устных рассказов. Р. Обнаруживать и формулировать учебную проблему в диалоге с учителем и одноклассниками. К. участвовать в коллективном обсуждении проблем. П. осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

– обобщить знания по теме «Я и мои друзья»;
– совершенствовать навык выразительного чтения и навык чтения целыми словами;
– продолжить формирование умений анализировать и сравнивать произведения;
– развивать речевые умения, творческие способности, наблюдательность, внимание, память;
– воспитывать бережное и внимательное отношение к окружающим людям.

Оборудование: запись песни «Когда мои друзья со мной»; цветные мелки, карандаши; кроссворд; карточки с отрывками произведений; ребусы; рисунки учащихся на тему «Я и мои друзья»; пословицы о дружбе.

Ход урока

I. Организационный момент.

Звучит запись песни «Когда мои друзья со мной» (муз. В Шаинского, сл. М. Танича).

II. Проверка домашнего задания.

Пересказ произведения Д. Тихомирова «Находка».

Выставка рисунков по теме «Я и мои друзья».

III. Постановка цели урока.

– Сегодня на уроке мы вспомним произведения, которые изучили в разделе «Я и мои друзья».
– Прочтите ребусы:

– Какие слова относятся к дружбе?

IV. Закрепление знаний учащихся.


1. Речевая минутка.

– Прочтите чистоговорку:

Тра-тра-тра –
Веселится и играет детвора.
Ать-ать-ать –
В играх надо уступать.
Ись-ись-ись –
С другом не дерись.
Бро-бро-бро –
Делай людям лишь добро.
Кно-кно-кно –
Я с семьей иду в кино.
Гру-гру-гру –
Мы закончили игру.

– Прочтите скороговорку из рубрики «Разноцветные страницы» (с. 131 учебника) сначала медленно, затем быстро и четко.
– О ком эта скороговорка?
– Как звали гусей?
– Почему они всегда вместе?
– Как об этом говорится в скороговорке? Прочтите.

2. Чтение стихотворения Ю. Энтина «Про дружбу».

– Как называется стихотворение?
– Прочтите фамилию автора.
– Как вы думаете, о чем это стихотворение?
– Кого можно назвать настоящим другом?
– Прочтите стихотворение Ю. Энтина «Про дружбу».
– Объясните, что означает выражение «дружбой надо дорожить».
– Прочтите, какое пожелание высказывает автор.
– Согласны ли вы с поэтом, что «ссориться с друзьями не надо»?
– О чем говорится в первом четверостишии?
– О дружбе каких явлений, предметов, живых существ говорит поэт Ю. Энтин?
– Нарисуйте схематично это четверостишие.

– Прочтите второе четверостишие.
– Какой совет дает автор?
– Как вы должны делиться с друзьями?
– Объясните слова и выражения: «пополам поделить», «ссориться не надо никогда».
– Послушайте стихотворение А. Барто «Я выросла».

Заранее подготовленные учащиеся читают наизусть стихотворение А. Барто «Я выросла».

Мне теперь не до игрушек –
Я учусь по букварю,
Соберу свои игрушки
И Серёже подарю.

Деревянную посуду
Я пока дарить не буду.
Заяц нужен мне самой –
Ничего, что он хромой.

И медведь измазан слишком…
Куклу жалко отдавать:
Он отдаст ее мальчишкам
Или бросит под кровать.

Паровоз отдать Серёже?
Он плохой, без колеса…
И потом мне нужно тоже
Поиграть хоть полчаса.

Мне теперь не до игрушек –
Я учусь по букварю,
Но я, кажется, Серёже
Ничего не подарю!

– Какие правила дружбы описаны в этом стихотворении?
– Как надо относиться к близким и дорогим вам людям?
– Расскажите о своих настоящих друзьях.
– Могут ли родители быть вашими друзьями?

3. Чтение произведений из рубрики «Разноцветные страницы» на с. 52–53 учебника.

– Прочтите сначала выделенные слова в стихотворении В. Лунина «Волк».
– Объясните, что обозначают эти слова.
– Прочтите весь текст, соблюдая знаки препинания.
– Почему волку невыгодно дружить с бараном?
– Какое правило дружбы описал в этом шуточном стихотворении поэт?
– Прочтите четко и быстро «Рассказ мудрой вороны» Т. Павловой.
– Какие звуки помогли передать разговор вороны?
– Какой совет дает автор друзьям от лица вороны?
– Объясните название произведения.
– Что произошло с ребятами?
– Как зовут детей?
– Прочтите строки, в которых ворона дает совет всем друзьям.
– Продолжите словосочетания, ответив на вопрос Т. Павловой «Кто?».

Физкультминутка

Трух-тух,
Трух-тух-тух,
Ходит по двору петух
Сам со шпорами,
Хвост с узорами.
Под окном стоит,
На весь двор кричит,
Кто услышит, тот бежит.

V. Обобщение знаний учащихся.

1. Викторина «Узнай произведение и назови автора».

Учащиеся выбирают карточку с отрывком из изученных произведений раздела «Я и мои друзья» и отвечают на вопросы:

– Как называется это произведение?
– Кто его автор?
– Чему учит нас это произведение?

…Потом
Он отходил на шаг
И говорил:
– Тюлень – тюфяк…
И. Пивоварова. «Вежливый ослик»

…Друзей не покупают,
Друзей не продают…
В. Берестов. «В магазине игрушек»

…А когда мне будет нужно,
Я и сам ее побью!
А. Барто. «Вот так защитник!»

Вот портфель,
Пальто и шляпа.
День у папы
Выходной…
С. Маршак. «Хороший день»

…Поссорились
Чашка и блюдце.
Сейчас они разобьются…
Р. Сеф. «Совет»

– Кто кого обидел первый?
– Он меня!
– Нет, он меня!..
В. Орлов. «Кто первый?»

Пришла ко мне подружка,
И мы играли с ней.
И вот одна игрушка
Вдруг приглянулась ей…
Е. Благинина. «Подарок»

Сверху солнышко печет,
А внизу река течет.
В этой речке утром рано
Утонули два барана…
С. Михалков. «Бараны»

2. Игра «Пословицы и поговорки о дружбе и семье».

– Восстановите пословицы и поговорки:

> С людьми браниться – а товарища не забывай.
> Настоящему другу а старых не теряй.
> Новых друзей наживай, да друзей нет.
> Согласье крепче до добра не доведут.
> Приятелей много, никуда не годится.
> О себе заботься, так и душа на месте.
> Ссора да упрямство нет цены.
> Вся семья вместе, каменных стен.

– Объясните эти пословицы.
– Прочтите слова, записанные на доске:

> помогают друг другу
> жадничают
> дерутся
> имеют общие интересы, игры, дела
> обижают друг друга
> спорят и ссорятся
> думают только о себе
> внимательны и заботливы

– Прочтите только те слова и выражения, которые соответствуют вашим представлениям о дружбе.
– Какие из этих качеств есть у вас?

3. Кроссворд «Дружба».

– Во что вы играете с друзьями?
– Можете ли вы дать свою игрушку другу?
– Отгадайте кроссворд и прочтите ключевое слово.

Вопросы:

1. Палочка тонкая,
А в ней песня звонкая.
(Дудочка.)

2. По синей скатерке
Плывет Егорка –
Рубашка полотняная,
Обувка деревянная.
(Кораблик.)

3. Наряд мой пёстрый,
Колпак мой острый,
Мои шутки и смех
Веселят всех. (Петрушка.)

4. Деревянные кони
По снегу скачут,
А в снег не проваливаются.
(Лыжи.)

5. Моргает глазами,
Скрипит тормозами.
(Машина.)

6. В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшей темница. (Матрёшка.)
7. Ездить нужно осторожно,
За рога держаться можно.
Жаль вот только – гривы нет…
Что за конь?(Велосипед.)

– Прочтите ключевое слово.
– Кого можно назвать другом?
– Много ли у вас друзей?
– Можете ли вы назвать себя настоящим другом?

VI. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
– Какие произведения о дружбе вам понравились больше всего? Почему?
– Могут ли книги быть друзьями?
– Почему?

Домашнее задание : выполните задание 5 на с. 54 учебника.

Литературное чтение. 1 класс. В 2 ч. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А.

М.: 2011. - Ч.1 - 96с., Ч.2 - 112с.

Литературное чтение 1 класс учебник в 2-х частях для общеобразовательных учреждений. Данный учебник входит в систему «Перспектива», основанную в 2006. Вы прошли самую трудную часть пути – одолели «Азбуку», научились складывать уквы в слова, слова в предложения. Теперь вы можете самостоятельно открыть дверь в мир где живут книги. Но как не потереться, как найти правильную дорогу и разгадать секреты страны Литературии? Чему мы хотим в первую очередь так это научить вас радоваться от общения с хорошей книгой.

Часть 1.

Формат: pdf

Размер: 14 Мб

Скачать: drive.google

Часть 2.

Формат: pdf

Размер: 14,5 Мб

Скачать: drive.google

ЧАСТЬ 1.
Книги - мои друзья
Новому читателю. С. Маршак 7
Кто говорит молча? 8
Шутки-минутки 8
Возникновение письменности 10
Как бы жили мы без книг?..
С. Михалков 13
Читалочка-обучалочка 14
Шутки-минутки 14
Мы идём в библиотеку 15
У лукоморья дуб зелёный...
A. С. Пушкин 20
Самостоятельное чтение 22
Мама принесла Тане новую книгу...
B. Осеева 22
Семейное чтение 23
Худо тому, кто добра не делает никому. К. Ушинский 23
Наш театр 24
Айболит. К. Чуковский 24
Маленькие и большие секреты страны Литературии 27
Радуга-дуга
Песенки русского народа 29
Песенки разных народов 31
Шутки-минутки 35
Под горой избушка 35
Загадки 36
Пословицы и поговорки разных народов 38
Читалочка-обучалочка 40
Мы идём в библиотеку 42
Самостоятельное чтение 43
Рифмы Матушки Гусыни 43
Семейное чтение 44
Наш театр 46
Перчатки.
Английская народная песенка 46
Шутки-минутки 49
Что случилось? 49
Маленькие и большие секреты страны Литературии 50
Здравствуй, сказка!
Узнай сказку 53
Жили-были буквы 56
Почему «А» первая. Г. Юдин 56
Катя и буквы. Т. Коти 58
Читалочка-обучалочка 60
Козлята. Н. Кончаловская 60
Волк. В. Лунин 61
Рассказ мудрой вороны. Т. Павлова 61
Жили-были рыжая лиса, серый заяц и Курочка Ряба 62
Курочка ряба и десять утят.
С. Маршак 63
Лиса, заяц и петух.
Русская народная сказка 66
Две лягушки. Л. Пантелеев 70
Шутки-минутки 75
Четыре Анюточки... . Е. Благинина 75
Мы идём в библиотеку 76
Самостоятельное чтение 77
Живая азбука. И. Гамазкова 77
Шутки-минутки 79
Семейное чтение 80
Три дочери.
Татарская народная сказка 80
Два лентяя.
Татарская народная сказка 83
Заяц и черепаха.
Ингушская народная сказка 84
Наш театр 86
Сами виноваты. С. Михалков 86
Маленькие и большие секреты страны Литературии 90
Словарь 92

ЧАСТЬ 2.
Люблю всё живое
Никого не обижай. В. Лунин 5
Котёнок. Е. Благинина 6
Лягушки. И. Токмакова 7
Разговор синицы и дятла.
И. Токмакова 8
Разговор птиц в конце лета.
В. Бианки 9
Читалочка-обучалочка 12
Всех угостила. И. Пивоварова 13
Зяблик. С. Михалков 15
Шутки-минутки 17
Без слов. Н. Сладков 18
Мы идём в библиотеку 20
Обходиться добром со всяким.
Л. Н. Толстой 22
Не мучить животных. Л. Н. Толстой 23
Самостоятельное чтение 24
В зоопарке. С. Маршак 24
Семейное чтение 26
Пожарные собаки. Л. Толстой 26
Вечер. Б. Житков 28
Шутки-минутки 31
«Однажды в июле...». Ю. Тувим 31
Наш театр 33
Волк и лиса. С. Маршак 33
Маленькие и большие секреты страны Литературии 34
Лягушата. В. Берестов 35
Хорошие соседи, счастливые друзья
Песенка друзей. С. Михалков 39
Когда мои друзья со мной 41
Сонечка. А. Барто 43
Самое страшное. Е. Пермяк 44
Хорошее. В. Осеева 46
Брат и младшая сестра. Э. Шим 48
Читалочка-обучалочка 50
Велосипедист. В. Лунин 50
Шутки-минутки 51
«Федя полез за конфетой в буфет...».
В. Лунин 51
«Шила шубку...». Е. Благинина 51
Невпопад. И. Токмакова 51
Мы идём в библиотеку 52
Самостоятельное чтение 54
«Паровоз, паровоз...». Е. Благинина.. 54
«Пришла ко мне подружка...».
Е. Благинина 54
«Мне туфельки...». В. Лунин 55
Наш театр 56
Солнышко на память.
М. Пляцковский 56
Это - да! Это - нет! Ю. Мориц 58
Семейное чтение 60
Не лениться. Л. Толстой 60
Косточка. Л. Толстой 60
Маленькие и большие секреты страны Литературии 62
Чей же гриб? В. Сутеев 63
Край родной, навек любимый
Лучше нет родного края.
П. Воронько 67
Весна. А. Плещеев 70
Черёмуха. С. Есенин 72
«Пройдёт зима холодная...».
С. Дрожжин 72
Лето. И. Суриков 73
Летом. Н. Греков 74
«За весной, красой природы...».
A. Пушкин 76
«Миновало лето...». А. Плещеев 76
Зима. И. Суриков 78
Четыре сестры 80
Читалочка-обучалочка 82
Песенка о дожде. А. Введенский 82
Шутки-минутки 83
Сенокос. И. Токмакова 83
«Любили тебя без особых причин...».
B. Берестов 85
«Сколько звёзд на ясном небе...».
Г. Виеру 86
«Какое самое первое слово...».
Н. Бромлей 86
За что люблю маму. А. Митяев 87
Стихи для папы. В. Берестов 88
Мы идём в библиотеку 89
Самостоятельное чтение 90
Первая рыбка Е. Пермяк 90
Семейное чтение 91
Всё она. И. Косяков 91
Мальчик и отец. Л. Толстой 92
Лекарство. К. Ушинский 92
Маленькие и большие секреты страны Литературии
Ласточка примчалась. А. Майков 93
Сто фантазий
Совершенно непонятно. Р. Сеф 96
Тучкины штучки. В. Маяковский 97
«Поэт нашёл в себе слова...».
В. Викторов 97
Сто фантазий. Ю. Мориц 98
Учись сочинять сам 100
«Я палочкой волшебной...».
И. Пивоварова 100
Про меня и про цыплёнка. Г Цыферов 101
Словарь 104
Советуем прочитать летом 105

Ребенок многое узнает из книг, поэтому следует поощрять и поддерживать чтение. Как ни странно, мамы в основном читают малышам, а лет с трех книги начинают уходить на второй план, это прискорбно осознавать. Наоборот, круг книг должен расширяться, ведь ребенок теперь способен понять более сложные вещи, он может теперь прочувствовать и прожить книжку вместе с ее героями. Чтение с родителями и самостоятельное чтение помогут лучше показать себя на уроках в школе. Но вот что читать первокласснику? В данной статье перечислена школьная литература для чтения в первом классе по программе "Перспектива". Основан список на том, какие произведения будут упоминаться в школьных учебниках по данной программе. На нашем сайте можно найти аудио варианты этих книг.

Книги, знания которых требуется при изучении Азбуки, учебника Окружающий мир, русского языка.

  • Стихи, пословицы и загадки об осени
  • Доктор Айболит
  • Зверь на букву Ю
  • Дядя Степа
  • Сестрица Аленушка и братец Иванушка
  • Гуси-лебеди
  • Золушка
  • Заяц и еж. К.Ушинский
  • Мойдодыр
  • Кошкин дом
  • Кит и кот
  • Про Комара Комаровича - длинный нос и про мохнатого Мишу - кроткий хвост. Д.Мамин-Сибиряк
  • Лиса и волк
  • Репка
  • Кощей бессмертный
  • Курочка ряба

Стихи о детях

А. Барто. «Стали грамотными», «Почему сегодня Петя просыпался 10 раз».

С. Маршак. «Разговор с первым классом», «Школьнику на память», «Важный день», «Друзья-товарищи».

Е. Благинина. «Паровоз, паровоз...», «Пришла ко мне подружка...».

В. Лунин. «Мне туфельки мама...».

Стихи о животных

Б. Заходер. «Про мохнатых и пернатых».

Ю. Мориц. «Малиновая кошка».

С. Маршак. «Детки в клетке», «Где обедал воробей», «Детский сад. Зоосад», «В зоопарке».

Стихи и рассказы о природе

«Времена года». Стихи.

«Приметы осени». Произведения русских писателей.

«Славная осень». Стихи русских поэтов.

А. Блок. «Зайчик».

Веселые стихи

Б. Заходер. «Кит и кот», «Гимнастика для головастика», «Жил-был филин».

А. Барто. «Лидочка», «Я выросла», «Алеша», «Дом переехал», «Игрушки».

А. Прокофьев. «Как на горке, на горе».

«Рифмы Матушки Гусыни».

Народные сказки

«Айога», «Крошка Вилли Винки». Шотландские народные сказки.

К. Иванов. «Две дочери». Чувашская сказка.

Русские народные сказки

«Теремок», «Гуси-лебеди», «Репка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Терешечка». «Черный конь скачет в огонь».

Сказки о животных

К. Чуковский. «Цыпленок», «Телефон», «Краденое солнце», «Тараканище».

Н. Юсупов. «Голубь и пшеничное зерно».

«Три поросенка», «Лиса и журавль», «Лиса, волк и медведь».

Сказки о зиме

«Морозко», «Снегурочка».

В. Сутеев. «Мешок яблок», «Дядя Миша», «Кораблик», «Палочка-выручалочка», «Кто сказал мяу?».

В. Берестов. «Змей-хвастунишка».

С. Маршак. «Сказка про козла», «Кошкин дом».

В. Бианки. «Лесной колобок - колючий бок».

В. Даль. «Старик-годовик».

Сказки зарубежных писателей

Ш. Перро. «Золушка».

Я. Гримм. «Семеро храбрецов», «Храбрый портняжка».

Г.-Х. Андерсен. «Свинопас».

Д. Родари. «Почему? Отчего? Зачем?».

Рассказы

Б. Заходер. «Живая азбука».

В. Осеева. «Мама принесла Тане новую книгу».

И. Гамазкова. «Живая азбука».

Е. Пермяк. «Торопливый ножик».

Л. Пантелеев. «Буква «Ты».

Г. Скребицкий. «Мать».

В. Степанов. «Моя родина - Россия».

П. Воронько. «Твоя книжка».

С. Баруздин. «Главный город».

Е. Трутнева. «В родном краю».

Л. Преображенская. «Наша улица».

К. Ушинский. «Четыре желания», «Ветер и солнце».

Рассказы о детях

В. Осеева. «Сыновья», «До первого дождя», «Плохое», «Синие листья».

Е. Пермяк. «Первая рыбка» («Юра жил в большой и дружной семье...»), «Бумажный змей».

Э. Мошковская. «Обида», «Книга для друга».

В. Лунин. «Я и Вовка».

В. Голявкин. «Болтуны».

А. Барто. «Если вы ему нужны».

Н. Артюхова. «Подружки».

Рассказы о животных

В. Бианки. «Первая охота», «Снежная книга», «Лесные домишки», «Лис и мышонок».

Н. Сладков. «Лесные сказки».

Е. Чарушин. «Про Томку», «Тюпа, Томка и другие», «Волчишко».

Я. Аким. «Мой верный чиж».

Б. Заходер. «Собачкины огорчения».

Р. Сеф. «Кто любит собак?».

К. Паустовский, Г. Скребицкий, К. Ушинский. Рассказы о природе.

Устное народное творчество (малые жанры)

«Вьется, вьется хоровод». Приговорки, народные песни.

Потешки, считалки, загадки, небылицы.

С. Маршак. «Новому читателю», «Курочка Ряба и десять утят», «Волк и лиса».

К. Чуковский. «Айболит».

Г. Юдин. «Почему «А» первая».

Т. Коти. «Катя и буквы».

В. Лунин. «Козлята». «Никого не обижай».

Т. Павлова. «Рассказ мудрой вороны».

С. Михалков. «Сами виноваты», Сказка «Зяблик», «Как бы жили мы без книг?», «Песенка друзей».

Л. Пантелеев. «Две лягушки».

Е. Благинина. «Котенок».

В. Бианки. «Разговор птиц в конце лета».

И. Пивоварова. «Всех угостила».

Н. Сладков. «Без слов».

Б. Житков. «Вечер».

И. Токмакова. «Лягушки», «Разговор синицы и дятла», «Невпопад».

Е. Пермяк. «Самое страшное».

В. Берестов. «Лягушата», «Стихи для папы».

Э. Шим. «Брат и младшая сестра».

М. Пляцковский. «Солнышко на память».

П. Воронько. «Лучше нет родного края».

Ю. Мориц. «Это - да! Это - нет!».

В. Сутеев. «Чей же гриб?».

А. Плещеев. «Весна», «Миновало лето».

С. Есенин. «Черемуха».

И. Суриков. «Лето», «Зима».

Н. Греков. «Летом».

Устное народное творчество. Пословицы и поговорки разных народов.

Песни разных народов.

Считалки.

Русские народные сказки.

Пословицы, поговорки, мудрые изречения.

«Три дочери». Татарская народная сказка.

«Два лентяя». Татарская народная сказка.

«Заяц и черепаха». Ингушская народная сказка.

И. Косяков. «Всё она».

Дж. Харрис. «Сказки дядюшки Римуса».

Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени».

Сказки народов России.

Русские народные сказки.

Потешный фольклор: скороговорки, считалки, небылицы.

Братья Гримм. «Король-Дроздовик».

Справочная (методическая) литература для учителя

Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения в 1, 2, 3, 4 классах. - М., 2006.

Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем. - М., 1994.

Оморокова М. И. Основы обучения чтению младших школьников. - М., 2005.

Кубасова О. В. Как помочь ребенку стать читателем. - М., 2004.

Матвеева Е. И. Учим младшего школьника понимать текст. - М., 2005.

Воюшина М. П. Критерии и уровни литературного развития // Литературное и речевое развитие школьников: / межвузовский сборник научных трудов. - СПб., 1992.

Романовская З. И. Чтение и развитие младшего школьника. - М., 1982.

Рубакин Н. А. Психология читателя и книги. - М., 1977.

Никифорова О. И. Психология восприятия художественной литературы. - М., 1972.

Лазарева В. А. Технологии анализа художественного произведения. - М., 2006.

Рез З. Я. Изучение лирики в школе. - М., 1968.

Воюшина М. П. Изучение лирики Сергея Есенина в начальной школе. - СПб., 1996.

Пропп В. Я. Морфология сказки: исторические корни волшебной сказки. - М., 1972.

Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения / под ред. М. С. Соловейчик. - М., 2000.

Чуракова Н. А. Как попасть в мир картины. - Самара, 2001.

Воробьева В. И., Тивикова С. К. Сочинения по картине в начальных классах. - М., 2006.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!