Стихи токмаковой. Разговор лютика и жучка, домашнее задание Разговор старой ивы и дождя


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Урок литературного чтения в 1 классе:И. Пивоварова «Кулинаки - пулинаки»О. Григорьев «Стук»И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучки»Составитель: Беляева Ирина Владимировнаучитель начальных классовІ кв. категорияМКОУ СОШ с. Кремово Прозвенел звонок весёлый,Приглашает на урок.Встали все у парт спокойно,Начинаем ровно в срок.Тихо сядем, не нарушим тишину,И тихонечко, тихонькоЯ сейчас урок начну.
Проверка домашнего заданияС. 13 - подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть (по выбору) Постановка цели урока Прочтите предложения сначала медленно, а потом быстро и чётко: У ежа – ежата.У ужа – ужата.Слишком много ножек у сороконожек.Змея шипит, а жук жужжит.– Что объединяет эти предложения?– Что такое скороговорка?

Изучение нового материала1. Отработка навыка чтения Игра «Волчок» с. 15Работаем с учебникомКулинаки - пулинаки– Как вы думаете, что обозначают слова «кулинаки-пулинаки»?– Какие чувства вызывают у вас эти слова?– Рассмотрите иллюстрации к этому стихотворению.– Как вы думаете, о ком (или о чём) это стихотворение?

Анализ произведения– Что делали собаки сначала? а чижики?– Что изменилось во втором четверостишии?– Прочтите второе четверостишие.– Какие слова стали «шалить»?– Прочтите третье четверостишие.– Какие слова «шалят» теперь?– Прочтите слова «кулинаки-пулинаки» справа налево.– Как составлены эти слова?– Замените в слове «пулинаки» букву «п» на «к». – Замените в слове «кулинаки» букву «к» на «п». – Прочтите теперь название стихотворения.– В названии произведения «шалят» буквы, а в самом стихотворении «шалят» слова. Какие слова «шалят»?«Кулинаки – пулинаки»– Попробуйте из слов составить другие весёлые слова.

Работа в парах– Прочтите друг другу стихотворение «Кулинаки-пулинаки» сначала медленно, но целыми словами, а потом быстро
Физкультминутка.Плыл по морю чемодан, В чемодане был диван, А в диване спрятан слон. Кто не верит – выйди вон! с. 14Работаем с учебникомСтук– Прочтите стихотворение выразительно.– В какой момент чтения у вас возникло чувство удивления? Почему?– Что помогло поэту создать это стихотворение?– Что в нем необычного?– В какой момент у вас появилось чувство удивления? Зачитайте эти строки.

С. 13Работаем с учебником«Разговор Лютика и Жучка»– Прочтите стихотворение самостоятельно, соблюдая знаки препинания.

Анализ произведения– Вы смеялись во время чтения стихотворения? Почему?– Вам было щекотно?– Какие звуки создают такие ощущения?– Прочтите веселый диалог по ролям, передавая интонацию.
Игры Деда БуквоедаИгра «Слов больше, чем букв». Итог урока. Рефлексия.– С какими произведениями мы познакомились на уроке?– Что объединяет стихотворения «Разговор Лютика и Жучка» и «Кулинаки-пулинаки»?– Что необычного в стихотворении «Стук» О. Григорьева?– Какое стихотворение понравилось больше всего?– Почему?

Домашнее задание С. 14 - 15 - подготовить чтение скороговорки наизусть (по выбору)

А. А. Фет «Бабочка»

Ты прав. Одним

воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат мой

с его живым миганьем —

Лишь два крыла.

Не спрашивай:

откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь на цветок я

лёгкий опустилась

И вот — дышу.

Надолго ли, без цели,

без усилья,

Дышать хочу?

Вот-вот сейчас, сверкнув,

раскину крылья

М. ДРУЖИНИНА

— Здравствуй, милая пчела!

Как здоровье? Как дела?

— Всё в порядке! Всё жужжу!

Извините, я спешу!

И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка»

— Лютик, Лютик, что хохочешь?

— Да ведь ты меня щекочешь,

Так листочки мне щекочешь,

Что не хочешь — захохочешь!

К. Д. Бальмонт «Комарики-макарики»

Комарики неумные,

Неумные и шумные,

Столпились в целый рой,

Повисли над водой.

Весёлая летуньица,

Касатка-щебетуньица,

Пропела комарам:

«Жужжать уж будет вам,

Любезные сударики,

Комарики-макарики,

Довольно вам летать»,

И стала их глотать.

М. Моравская «Два жука»

Жили-были два жука,

два жука.

Жизнь у них была легка:

Пляшут, взявшись за бока.

Полевого трепака.

Дразнят ос и паука.

Ничегошеньки не боятся,

Всё жужжат и веселятся — два жука.

Два жука весёлых,

В зелёных камзолах,

В красных сапожках,

На тоненьких ножках.

Л. Н. Модзалевский «Мотылёк»

«Расскажи, мотылёк,

Чем живёшь ты, дружок?

Как тебе не устать

День-деньской всё порхать?» —

«Я живу средь лугов,

В блеске летнего дня;

Ароматы цветов —

Вот вся пища моя!

Но короток мой век —

Он не долее дня;

Будь же добр, человек,

И не трогай меня!»

Э. Мошковская «Кузнечик»

Он прыгнул на дорогу...

А я уж ставил ногу и чуть не наступил!

И чуть я не убил!

Как подпрыгнул тот кузнечик, он весёлый!

Он живой!

Хорошо, что я заметил!

Хорошо, что он живой!

Вопросы для обсуждения

О ком стихотворение А. А. Фета? Как выглядит бабочка? Как поэт говорит о её воздушности? («...Одним воздушным очертаньем Я так мила».) Какого цвета крылышки у бабочки? С чем поэт сравнивает её крылышки? Чем питается бабочка? Вспомни строчки из стихотворения, в которых поэт говорит о том, что бабочка живёт без забот. («Надолго ли, без цели, без усилья...»)

Ты видел когда-нибудь пчелу? Какая она? Сколько у неё ножек? Чем питается пчела? Какую пользу людям приносит пчела? Какой вкусный продукт даёт нам пчела? Где живут пчёлы? Как называется их домик?

Как выглядит комар? Сколько у него ножек? Какой у него нос? Как он жужжит? Кто любит полакомиться комариками?

Кто такой мотылёк? Какой он? Сколько у него ножек? Давай расскажем о мотыльке строчками из стихотворения Л. Н. Модзалевского. («Я живу средь лугов...»)

Какого цвета кузнечик? Сколько у него ножек? Какие у него ножки, что в них необычного? Как передвигается кузнечик? Послушай стихотворение Э. Мошковской о кузнечике. Что случилось на дорожке? Чему больше всего обрадовался мальчик?

Ирина ТОКМАКОВА

КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ

Мы с детства запомнили эти слова,
Но нету прекрасней и проще
Для города имени – город Москва,
Для площади – Красная площадь.

На свете немало других площадей,
Героев на свете немало,
Но сколько здесь было отважных людей,
Пожалуй, нигде не бывало.

Кто в море уходит, кто в космос летит,
Маршрут пролагая опасный,
Но каждый считает началом пути
Прогулку по площади Красной.

Здесь встретишь гостей из столицы любой:
Парижа, Варшавы, Алжира.
Давай же сегодня пройдёмся с тобой
По стартовой площади мира.

Весёлые картинки, 1987, №11.


КУПИТЕ СОБАКУ!


Не верблюда, не корову,
Не бизона, не коня,
Я прошу вас,
Чтоб щеночка
Вы купили для меня.

Пёсик -
Хвост, четыре лапки-
Много места не займёт.
Он не слон и не горилла,
Не кабан, не бегемот.

Въедет в новую квартиру,
Будет тоже новосёл.
Он не волк и не лисица,
Не медведь и не осёл.

Пёсик съест совсем немного:
В кухне косточку сгрызёт.
Он не рысь, не лев, не пума,
Не дельфин, не кашалот!

Имя я щенку придумал
И его видал во сне.
Я мечтаю: вот бы завтра
Мой щенок пришёл ко мне!

Мурзилка, 1985, №9.

НЕВПОПАД
На помощь! В большой водопад
Упал молодой леопад!
Ах, нет! Молодой леопард
Свалился в большой водопард.
Что делать – опять невпопад.
Держись, дорогой леопад,
Верней, дорогой леопард!
Опять не выходит впопард.

Трамвай, 1995, №6.

ОБИЖАЛКИ
Мы с моей соседкой Галкой
Сочиняли обижалки:
Вот придёт обидный срок,
А у нас готово - впрок.

Я скажу ей - ты ворона,
А она мне - ты глухарь,
Я скажу ей - макарона,
А она мне - ты сухарь.
Я ей - мышь!
Она мне - крыс!
Стой-ка, что мы завелись?
Для чего нам обижалки,
Мы стоим соображаем:
Мы совсем друг друга с Галкой
Никогда не обижаем!

Мурзилка, 1985, №9.

ПОДАРИЛИ СОБАКУ

Нет, не просто говорили,
В самом деле подарили,
В день рожденья подарили
Очень славного щенка!
Он малюсенький пока.
От него такой лесной
Тёплый-тёплый запах.
Он идёт смешной-смешной,
Путается в лапах.
Подрастёт щеночек мой –
Он поправдашний, живой!

Весёлые картинки, 1986, №10.

РАЗГОВОРЫ
Ходит солнышко по кругу.
Спит в лесу лосиха.
Мы идём с тобой по лугу
Тихо, тихо, тихо.

Мы пройдёмся по опушке,
Мы найдём тропинку.
Вон сорока на верхушке
Клювом чистит спинку.

Вон на камне придорожном,
Словно вросшем в землю,
Осторожно, осторожно
Ящерица дремлет.

Тянет к солнышку бутончик
Зверобой целебный...
Есть у нас магнитофончик,
Не простой, волшебный.

Он на тоненькую плёнку
Пишет разговоры:
Что сказал комар зайчонку,
Лягушачьи споры.

Те слова, что колокольчик
Говорит подёнке.
Пишет все магнитофончик
На волшебной плёнке.

Целый день он с нами ходит,
А настанет вечер,
Разговоры переводит
В звуки нашей речи.

Тихо, тихо, ни словечка!
Мы нажали кнопку.
Так о чём спросила речка
Узенькую тропку?

И о чём поведал ветер
Листьям дикой груши?
Мы узнаем всё на свете.
Помолчи, послушай.

Разговор ветра и осинок

Здравствуй, Ветер,
Ветер, здравствуй!
Ты куда летишь, вихрастый?
Что поднялся до зари?
Погоди, поговори!

Я спешу, осинки, в город,
Я несу приветов ворох,
Должен их сегодня сам
Разнести по адресам.

Площадям и переулкам,
Фонарям, тоннелям гулким,
Перекресткам и домам
Я приветы передам.

От тропинок и дорожек,
От рябинок-тонконожек,
От калиновых кустов,
От малиновок, дроздов.

Чтобы город стал весенним,
Чтоб пришло туда веселье,
Чтоб запахло там весной,
Светлой радостью лесной.

Разговор старой ивы и дождя

Сорок у дороги,
Двадцать на лугу…
- Что ты, Дождь, считаешь?
Может, помогу?

Две под старой елью,
Возле стога - шесть...
- Что ты, Дождь, считаешь,
Да не можешь счесть?

Ну как просчитаюсь?
Долго ль до беды!
Вдруг на всех не хватит
У меня воды?..

Разговор лютика и жучка

Лютик, Лютик, что хохочешь?
- Да ведь ты меня щекочешь!
Так листочки ты щекочешь,
Что не хочешь - захохочешь!

Мурзилка, 1975, №7.

С ДОБРЫМ УТРОМ!

Дождик каплю уронил,
Словно бы горошинку.
Мне послышалось, спросил:
- Ты не спишь, Алёшенька?

Воробьишки гомонят,
Севши в ряд на жёрдочку.
- С добрым утром! - говорят,
Слышно через форточку.

Лёгкий тюль от ветерка
На окне колышется.
Радио издалека:
- С добрым утром! - слышится.

С добрым утром, - я пою
Маме, папе, бабушке,
И дождю, и воробью,
И травушке-муравушке.

С добрым утром! - я кричу,
Чтоб погромче вышло.
Чтоб во всей стране, хочу,
Людям было слышно!

Я вскочил с постели быстро,
Папин я включил транзистор,
Мне ответил кто-то в нём:
- С добрым утром, с добрым утром
И с хорошим днём!

Мурзилка, 1985, №9.

СКОРО В ШКОЛУ

Какая радостная весть!
Мне скоро будет ровно шесть.
А если человеку шесть,
И у него тетрадки есть,
И ранец есть, и форма есть,
И счётных палочек не счесть,
И он читать старается,
То, значит, он (точнее – я),
То, значит, он (вернее – я),
Он в школу собирается!

Мурзилка, 1985, №9.

УСНИ-ТРАВА

Дальний лес стоит стеной,
А в лесу, в глуши лесной,
На суку сидит сова.
Там растёт усни-трава.
Говорят, усни-трава
Знает сонные слова.
Как шепнёт свои слова,
Сразу никнет голова.
Я сегодня у совы
Попрошу такой травы.
Пусть тебе усни-трава
Скажет сонные слова.

Весёлые картинки, 1987, №5.

Недавно наткнулась на сборник стихов Ирины Токмаковой. Вспомнила, что в детстве у меня была её книга, стала читать детям и сама зачитываюсь... Это из разряда вечной классики.

Где спит рыбка
Ночью темень. Ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведёт к норе,
След собачий к конуре.

Белкин след ведёт к дуплу,
Мышкин - к дырочке в полу.

Жаль, что в речке, на воде,
Нет следов твоих нигде.
Только темень, только тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?

НЕВПОПАД

На помощь! В большой водопад
Упал молодой леопад!
Ах, нет! Молодой леопард
Свалился в большой водопард.
Что делать - опять невпопад.
Держись, дорогой леопад,
Верней, дорогой леопард!
Опять не выходит впопард.

Разговор лютика и жучка

Лютик, Лютик, что хохочешь?
- Да ведь ты меня щекочешь!
Так листочки ты щекочешь,
Что не хочешь - захохочешь!

В чудной стране

В одной стране,

В чудной стране,

Где не бывать

Тебе и мне,

Ботинок чёрным язычком

С утра лакает молочко

И целый день в окошко

Глазком глядит картошка.

Бутылка горлышком поёт,

Концерты вечером даёт,

А стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку.

В одной стране,

В чудной стране…

Ты почему не веришь мне?

Ложка — это ложка,

Ложкой суп едят.

Кошка — это кошка,

У кошки семь котят.

Тряпка — это тряпка,

Тряпкой вытру стол.

Шапка — это шапка,

Оделся и пошёл.

А я придумал слово,

Смешное слово — плим.

Я повторяю снова:

Плим, плим, плим!

Вот прыгает и скачет

Плим, плим, плим!

И ничего не значит



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!