Стихотворение Жуковского «Море», его восприятие и оценка. Анализ стихотворения «Море» В

Сочинение по стихотворению В.А.Жуковского «Море».

Василий Жуковский

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою.

Что движет твое необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряженная грудь?

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далекое, светлое небо к себе?..

Таинственной, сладостной полное жизни,

Ты чисто в присутствии чистом его:

Ты льешься его светозарной лазурью,

Вечерним и утренним светом горишь,

Ласкаешь его облака золотые

И радостно блещешь звездами его.

Когда же сбираются темные тучи,

Чтоб ясное небо отнять у тебя -

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...

И мгла исчезает, и тучи уходят,

Но, полное прошлой тревоги своей,

Ты долго вздымаешь испуганны волны,

И сладостный блеск возвращенных небес

Не вовсе тебе тишину возвращает;

Обманчив твоей неподвижности вид:

Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,

Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

Примерный план анализа лирического произведения

  1. Кем и когда написано стихотворение?
  2. Какие жизненные события легли в его основу. Центральная тема стихотворения. Многоплановость.
  3. Жанровые особенности стихотворения (элегия, баллада, исповедь, размышление, обращение к ……. и т д.). Тематическое разнообразие лирики (пейзажная, философская, любовная, вольнолюбивая и др.)
  4. Главные образы или картины, созданные в стихотворении.
  5. Внутреннее построение стихотворения, его лирический герой. (Лирический герой хоть и отражает личные переживания и ощущения автора, но это не вполне поэт. Это внутренний образ – переживание, в котором отражается духовный мир человека, характерные черты людей определенного времени, класса, их идеалы).
  6. Основные интонации стихотворения, чувства поэта и лирического героя.
  7. Особенности построения: единое целое, деление на части, главки, строфы; соединение образов, картин стержневой линией, мотивом, лейтмотивом, чувством поэта или лирического героя.
  8. Средства поэтического языка (изобразительные средства языка, особенности лексики). Звуковая и ритмическая организация лирического текста, с помощью которых создаются картины, образы, передаются мысли и чувства поэта или его лирического героя – внутреннего повествователя. Художественные средства: аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет, оценочная лексика, антитеза, символ, деталь. Особенности лексики: бытовая, народная, разговорная, приподнятая, торжественная, высокая и т. д.). Некоторые композиционные приемы: пейзаж, деталь портрета, бытовая деталь, образ-символ, диалог, монолог, звуки, звукопись, цветовая гамма, свет, музыкальность, традиционные элементы композиции и т. д. Синтаксис: многоточие, восклицания, риторические вопросы, способ стихосложения.
  9. Смысл названия стихотворения. Адресат поэтического послания. Если возможно – идея стихотворения
  10. Значение стихотворения для его современников, для сегодняшнего читателя. Общечеловеческая значимость стихотворения.

Тема “Человек и природа” всегда была глубоко органична для отечественной поэзии. Она неизменно ставила рядом с человеком всё многообразие природы и открывала ему глаза на “трепет жизни”, на мудрую целесообразность, величие и гармонию, красоту родной земли. Природа всегда оставалась для творца источником прекрасного и вдохновляющего. Пристальным было внимание поэтов и к величавому, вечно меняющемуся морю.

Элегия В.А. Жуковского “Море” – одна из лучших и известных элегий поэта. Стихотворение написано в 1822 году в период творческой зрелости В.А. Жуковского. Оно относится к программным произведениям и является одним из поэтических манифестов поэта. Известно, что это стихотворение особо выделял А.С. Пушкин, написавший двумя годами позднее элегию с тем же названием. В подзаголовке автор сам его обозначает – элегия, излюбленный жанр поэта. Романтики отдавали предпочтение этому жанру, поскольку он дает возможность выразить личные переживания человека, его философские раздумья о жизни, любви, чувства, связанные с созерцанием природы. Именно такой и является элегия «Море».

Стихотворение написано четырёхстопным амфибрахием и белым стихом, которые позволили Жуковскому имитировать безмолвие моря, движение волн, колыхание морской поверхности. Море – новый для поэта образ. Жуковский изображает его в спокойном состоянии, в бурю, после неё.

Все три картины великолепны. В спокойной морской глади отражаются и чистая лазурь неба, и облака золотые, и блеск звёзд. В бурю море бьётся, вздымает волны, шум которых замечательно передан Жуковским при помощи аллитераций:

Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвёшь, ты терзаешь враждебную мглу...

Создаётся полная иллюзия шипения кипящих, клокочущих волн. Трёхсложные стопы в приведённых строках разделены паузами, передающими мерные удары волн.

Но как бы ни было прекрасно море, не только его красота занимает мысли поэта. Стихотворение представляет собой не просто поэтическую картину морской стихии, а «пейзаж души», ведь для романтика мир природы – это тайна, которую он пытается разгадать.

В тексте идет перекличка природного и человеческого – состояния лирического героя. Кажется, что лирический герой говорит с думающим и чувствующим собеседником. Как и человек, море не может чувствовать абсолютный покой и гармонию, его свобода относительна. Душа моря подобна человеческой душе, где соединяются мрак и свет, добро и зло, радость и горе. Поэт обращается к морю с вопросами, словно к человеку: “Что движет твоё необъятное лоно? Чем дышит твоя напряжённая грудь?” Море остаётся загадкой для него. Раздумья приводят его к мысли о сходстве жизни земной и жизни морской стихии. Море из “земныя неволи” тянется к небу, чтобы обрести желанную свободу. Только там, в вышине, всё прекрасно и вечно.

Проводить анализ стихотворений можно различными способами. Некоторые преподаватели требуют от учеников высказать собственную позицию и размышлять. Для других важнее оказывается поиск в тексте различных художественно-выразительных приемов. Поэтому и планы у различных педагогов выглядят по-разному. Предлагаем ознакомиться с общими подходами к анализу «Моря» Жуковского.

План

Чтобы анализ стихотворного текста был полным, следует придерживаться определенного плана. Часто учителя сами диктуют ученикам последовательность пунктов, если же этого не произошло, рекомендуется придерживаться такого плана:

  • Общие сведения о стихотворении: дата создания, история и интересные факты написания, место в творческом пути автора. При раскрытии данного пункта необходимо быть кратким.
  • Основная тема. Чему посвящен текст, каков смысл его названия. Основные идеи произведения, мысли автора.
  • Описание лирического сюжета. Не стоит полностью пересказывать в прозе то, что писатель изложил стихами, достаточно наметить важные для анализа моменты.
  • Особенности композиции. Как построение текста работает на раскрытие авторского замысла: возможно, имеет место кольцевая композиция, противопоставление, сравнение одного явления с другим.
  • Лирический герой. Какие поэтические приемы использует автор, чтобы раскрыть его образ.
  • Другие персонажи, их место и роль в общем замысле.
  • Авторская позиция. Раскрывая этот пункт, не стоит стремиться «ответить правильно», гораздо интереснее высказать собственные суждения.
  • Рифмовка, размер, ритм. Здесь важно уметь использовать свои знания литературных терминов.
  • Особенности поэтической лексики и синтаксиса. Используемые поэтом приемы художественной выразительности.
  • Восприятие стихотворения современниками автора и в наши дни.

Данного плана будем придерживаться при анализе элегии «Море» Жуковского - одного из наиболее известных текстов поэта.

Общая информация о стихотворении

Жуковский - поэт-романтик, именно его считал своим главным учителем Пушкин. Творчество этого автора стало важнейшим этапом в развитии романтизма как литературного направления, в его лирике нашли отражение личностные переживания, появилась интимность, а главным героем стал человек - чувствующий, переживающий.

К числу шедевров относится элегия «Море», созданная в 1822 году. Интересно, что сам образ бескрайнего моря для творчества Жуковского был нов, но именно он подводит своеобразный итог романтическим исканиям поэта. Литературоведы полагают, что текст посвящен возлюбленной поэта, Марии Протасовой, чувства к которой были глубоки и взаимны, но реальность сурово вторглась в романтику - родители Марии были против такого неравного брака, и девушка не решилась идти им наперекор.

Известно, что элегия была очень высоко оценена Пушкиным, который несколькими годами позднее написал собственный поэтический текст с похожим названием.

Основная тема и идея

Анализ «Моря» Жуковского по плану следует продолжить определением тематики стихотворения. Так, если прочесть строки, становится ясно, что посвящено оно лазурному морю. Оно безмолвно, но думает тревожную думу.

В тексте присутствует и сам Жуковский - поэт представил себя в образе неба, которое создает гармоничный чувственный союз с морем, но никогда не сможет объединиться с ним.

Лирический сюжет

При анализе элегии «Море» Жуковского очень важно наметить основные этапы развития лирического сюжета. Сначала поэт рисует перед читателями обычное море, безмолвное и лазурное, которым любуется лирический герой. Постепенно стихия приобретает черты живого существа: дышит, наполнено «тревожной думой», «смятенной любовью».

Далее возникает образ неба, другой прекрасной и свободной стихии, к которой тянется море. Затем поэт образно и ярко рисует разлуку, от которой море рвет и терзает «враждебную мглу». Но увы, расставание неизбежно, и с ним приходится смириться. Однако чувствам не прикажешь, оттого в завершении текста особенно сильно звучат печальные нотки.

Жуковский пишет о том, что отказывается от борьбы за счастье, как небо никогда не сможет дотянуться до морской глади.

Специфика композиции

Следующий этап анализа стихотворения В. Жуковского «Море» - описание его композиции. Для этого следует еще раз внимательно перечитать текст, выделяя в нем части. Сразу бросается в глаза, что море перед нами рисуется в трех своих состояниях:

  • Спокойствие морской глади. Безмолвное море.
  • Состояние в бурю.
  • После бури. Обманчивый покой.

Лирический герой тщательно следит за всеми изменениями, которые происходят со стихией, именно эти перемены и движут развитием сюжета. При анализе «Моря» Жуковского важно показать, зачем используется такая композиция. За счет нее поэту удается создать динамичность образа, поэтому море у него имеет меняющийся характер.

  • Итак, первая часть элегии - зарисовка спокойного и прекрасного моря, которое не волнуют страсти. Небо в этом фрагменте также чисто и прекрасно.
  • Вторая структурная часть - состояние моря в тот момент, когда тучи закрывают небо своей черной пеленой, начинается буря. И море отвечает ей, начинает «биться» и «рваться», наполняется тревогой и испугом. Грозна в этот момент стихия, но не все догадываются, что море страдает. Тайна становится понятной - всесильная стихия, как и все живое, не может в полной мере распоряжаться своей судьбой, оно в плену обстоятельств.
  • Наконец, третья часть - небо вновь спокойно и море, кажется, тоже, но это лишь видимость. В его душе по-прежнему бушуют тщательно скрываемые страсти.

Подобная композиция направлена на воплощение авторского замысла - показать, что даже стихия не может быть полностью свободной.

Лирический герой

В анализе «Моря» Жуковского очень важно раскрыть основные черты лирического героя. Он тонко улавливает все оттенки настроения великолепной стихии и догадывается, что под его видимым спокойствием бушуют страсти.

Лирический герой не просто восхищается стихией, но и очеловечивает ее: море кажется живым созданием, которое скрывает за своей обманчивой гладью целую гамму чувств. Именно поэтому звучат мотивы сравнения моря с влюбленной женщиной, которая оберегает тайны своего сердца от посторонних. Некоторые исследователи полагают, что в образе стихии поэт воплотил черты своей потерянной возлюбленной, Марии Протасовой.

Авторская позиция

Жуковский - поэт-романтик, поэтому в его элегии в борьбе мглы и морской стихии победу одерживает последняя. Но поэт показывает, что не все так просто, страсти продолжают бушевать в глубине вод, когда поверхность спокойная и гладкая.

Ритм и рифма

Следующий этап анализ стихотворения-элегии «Море» Жуковского по плану - выявление особенностей рифмы и ритма. Чтобы создать особое звучание, поэт использует белый стих - некоторые строки между собой не рифмуются. Размер стиха - четырехстопный амфибрахий. Для того чтобы нарисовать перед читателем яркую картину бури, во второй части поэт мастерски пользуется аллитерацией - повтором одинаковых согласных звуков в стоящих рядом словах. Это усиливает ощущение набегающих волн.

Приемы художественной выразительности, синтаксис и лексика

Жанром «Моря» Жуковского, анализ которого мы проводим, является элегия. Это грустный поэтический жанр, нередко наполненный тоской, скорбью и разочарованием. Именно он был присущ и романтизму как литературному течению, и лирике В. Жуковского. В тексте нашли выражение глубоко личностные переживания поэта, рассказать о которых автору помогло использование следующих приемов художественной выразительности:

  • Эпитеты - это главный прием, их в небольшом тексте довольно много: «лазурное море», «безмолвное море», «глубокая тайна», «враждебная мгла». Они помогают автору емко и образно показать состояние стихии.
  • Рефрен - «безмолвное море, лазурное море» - помогает автору подчеркнуть основную мысль текста, показать, что стихия двойственна, что ее истинное состояние скрыто.
  • Анафора - «ты» - создает ритм и мелодику стиха.
  • Использование синтаксического повтора.

Эти приемы помогли поэту создать глубокий психологический пейзаж, в небольшом тексте нашли отражение и прекрасная морская стихия, и тончайшие оттенки переживания человеческой души.

Вывод

Мы провели анализ элегии «Море» Жуковского по плану, теперь необходимо описать значение этого поэтического текста. Для современников поэта стихотворение стало своеобразным гимном романтизма, поэтому многие поэты впоследствии обращались к образу величавой стихии. Не утратило оно значение и в наши дни.

Чтение и анализ стиха «Море» Жуковского позволяют погрузиться во внутренний мир поэта и понять его мысли и переживания.

Человека всегда привлекал образ моря: стихия наталкивала на размышления, манила своими тайнами, звала навстречу приключениям. Особое место оно занимает в искусстве романтизма, когда герой-бунтарь сравнивает себя с бушующей водной стихией. Одним из первых русских писателей, проведших параллель между морем и человеком, и даже олицетворившим стихию, был В. А. Жуковский.

Свою знаменитую элегию «Море» В.А. Жуковский создал в 1822 году — в зрелый период его творчества. К этому времени поэт уже не обращается к мотивам сентиментализма, а развивает именно романтическую идеологию. Стихотворение «Море» занимает центральное место в творчестве автора, оно становится эталоном русского романтизма.

Стихотворение «Море» посвящено Марии Протасовой. Жуковский питал нежные чувства к этой девушке, но жениться на ней не мог. Дело в том, что мать Маши Е. А. Протасова была двоюродной сестрой писателя, она считала родство дочери и её кузена слишком близким, чтобы дать разрешение на брак. Боль от этого разочарования отразилась на всём творчестве поэта.

Жанр и размер

Произведение написано в особенном, характерном для того времени, стиле. Жанр стихотворения «Море» Жуковского – элегия. К ней очень часто обращались поэты эпохи романтизма. Буквально «элегия» переводится как «жалоба». Что интересно, этот жанр сохранил свои особенности со времен античности. Элегия имеет философский характер, она выражает собой тоску, лирическое размышление. Всё это характерно и для стихотворения «Море».

Кроме содержательных, этот жанр подразумевает и технические особенности. Часто избирается авторами средний объем произведения, позволяющий создать развернутое высказывание, трёхсложный размер, придающий напевность. Любопытен инструментарий Жуковского. Он пишет свою элегию белым стихом, то есть при сохранении размера и ритма отсутствует рифма. Размер стихотворения «Море» — четырёхстопный амфибрахий. Все эти характерные свойства делают произведение чувственным, глубоко пронизанным поэтической печалью.

Направление

Невозможно переоценить роль элегии для романтизма. Как не в каком другом, в этом жанре поэт-романтик мог в полной мере выразить свои эмоции, рассказать о своём страдании, о душевной боли. Развивавший в своём творчестве тенденции романтизма В.А. Жуковский не обходил стороной этот жанр. Первая его элегия «Сельское кладбище» была написана ещё в 1802 году, это перевод стихотворения Грея. Это переложение позволяло сентименталистов считать Жуковского своим преемником, но уже в ней видны мотивы призыва и сопротивления, принадлежащие романтизму.

Совсем иной автор предстаёт читателю в элегии 1822 года. Создав свою особую интерпретацию образа моря, Жуковский становится основоположником новой традиции в русской литературе. С этих пор поэты часто обращаются к мотиву этой стихии: Пушкин, Лермонтов, Тютчев. Сама идея близости человека и природы очень близка эпохе романтизма. Известно, что А.С. Пушкин высоко ценил «Море», а двумя годами позже сам пишет стихотворение с таким же названием.

Композиция

Элегию «Море» можно разделить на три части.

  1. Вначале происходит диалог лирического героя с морем, автор созерцает «безмолвное» море, очаровывается им, но чувствует, что этот видимый покой хранит некую тайну.
  2. Во второй части описывается буря, которой лирический герой даёт весьма любопытное объяснение. Она вызвана тем, что «тёмные тучи» нарушают идиллию моря и неба.
  3. Заключительная часть – автор снова возвращается к описанию спокойной стихии, что закольцовывает стихотворение. Однако же теперь он уже знает, какая тайна хранится в пучине вод.

Интересно, что само море на протяжении всего произведения остаётся спокойным, буря воображается автором. Но именно такой способ рассуждения позволяет сделать поэту композицию трёхчастной, что придаёт динамизм произведению и убедительность авторскому выводу.

Герои и их характеристика

Главным героем элегии является море. Рассмотрим, какими способами поэт рисует образ моря. Мало сказать, что стихия олицетворена, она антропоморфна. Море живое, оно дышит, но самое главное, обладает всеми психологическими качествами человека. Оно влюблено в ясное небо, когда оно отражается в его водах – море счастливо и безмятежно. Но порой эту идиллию нарушают тучи, скрывающие небо от любующихся вод. Водная гладь остро реагирует на разлуку с небом: она сопротивляется, пытается противостоять «враждебной мгле», чтобы вновь обрести своё счастье.

После того, как вообразил себе эту картину, лирический герой стихотворения догадался, какую тайну скрывает море. Теперь он чувствует своё родство с ним — он понял море, а море – его. Возможно, он переживает ту же трагедию, потому и стоит над бездной…Всё это сближает действующих лиц: оба склонны к созерцанию, они чувствуют одну боль на двоих.

Темы

  • Главная тема элегии «Море» – невозможность любви. И в этом проявляется автобиографичность, свойственная большей части лирики поэта. Он не мог жениться на своей возлюбленной – М.А. Протасовой. Молодые люди не решились венчаться без благословления матери и остались добрыми друзьями. Таким образом, аллегория в элегии более оптимистична, нежели судьба самого писателя, ведь разлучающая сила лишь на время вторгается в союз неба и водной пучины, ему же заключить брачный союз с возлюбленной не дано. Возможно, образ моря и получился настолько психологичным потому, что автор перенёс на него свои собственные переживания.
  • Из вышерассмотренной темы вытекает мотив борьбы. Противостояние моря и туч является кульминацией стихотворения. Но, даже одержав победу, оно уже никогда не будет спокойным: море обречено всегда бояться, что мгла в любой момент может снова попытаться отнять его счастье.
  • Кроме того, в произведении звучит тема одиночества. Не просто так лирический герой обращается к морю – он одинок, он радуется, что стихия счастлива в любовании небом, но в то же время чувствует и тревогу стихии. Водная пучина тревожится о своей светлой лазури, боится её потерять снова и остаться в одиночестве, может быть, навсегда.
  • Идея

    В стихотворении Жуковского отражена главная мысль романтизма – родство человека и природы. Поэт призывает учиться у неё как созерцанию, так и сопротивлению, а смысл стихотворения «Море» заключается в том, что нужно бороться за своё счастье. В качестве примера человеку приводится стихия, которая одерживает победу над мглой. К сожалению, море уже никогда не будет безмятежным, как прежде, но зато оно снова вместе с небом! Возможно, и сам автор стихотворения желал бы так же смело и твёрдо преодолеть все преграды, стоящие на пути к желанному браку.

    Художественные средства

    Тропы стихотворения «Море» работают на создание уникальных авторских образов. Элегия богата различными художественными средствами.

    Значительна роль эпитетов в произведении. При помощи них автор в первой части Жуковский передаёт спокойствие стихии: «безмолвное», «лазурное». Далее следуют олицетворения, наделяющие море чувствующей душой: «ты дышишь», «дышит твоя напряженная грудь». В кульминационной и заключительной частях состояние моря будет передаваться глаголами, передающими движение или душевное состояние, что наделяет образ психологизмом: «льешься», «плещешь», «воешь», «бьёшься» «вздымаешь», «любуясь, дрожишь». Также характеризует это состояние эпитет «испуганны», относящийся к волнам.

    Противодействующая сила имеет характерные эпитеты: «тёмные» (тучи), «враждебная» (мгла).

    Эпитетами же передаётся и радость встречи неба и моря, неслучайно «блеск возвращённых небес» именно «сладостный».

    Имеются в тексте стихотворения и фигуры речи. Для начала хочется отметить, что элегия содержит в себе речевые обороты, свойственные именно романтизму: «напряженная грудь», «сладостная жизнь».

    Не обходится в тексте баз антитезы: противопоставленные силы имеют соответствующие эпитеты (ясное небо – тёмные тучи).

    В первой части неоднократно встречается такая фигура речи как риторический вопрос: «Что движет твое необъятное лоно?»

    Многоточие в конце кульминационной части позволяет автору как бы оборвать повествование на самой драматичной ноте и снова вернуться к диалогу с таинственно спокойным морем.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ стихотворения

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

Стихотворение «Море» было написано В.А. Жуковским в 1822 году. Это одна из лучших элегий поэта. Причем образ моря был новым для его творчества. Стихотворение было опубликовано в альманахе «Северные цветы» на 1829 год. Жанр был обозначен в последнем прижизненном издании произведений Жуковского.

В этой элегии образ моря сопряжен с образом лирического героя. И эту параллель мы замечаем уже в начале произведения. Поэт использует прием олицетворения, наделяя «безмолвное море» возможностью мыслить и любить:

Безмолвное море, лазурное море,
Стою, очарован над бездной твоей.
Ты живо, ты дышишь, смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.

Исследователи неоднократно отмечали мотив движения, жизни (в противовес покою), звучащий в этом стихотворении. Море у поэта изображено в состоянии покоя, в бурю и после нее. Все три пейзажа великолепны. Рефрен «безмолвное море, лазурное море» передает спокойствие и умиротворенность природы. В описании бури Жуковский использует аллитерации, благодаря которым создается иллюзия шипения, клокочущих волн:

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…

Но вот буря утихает, но затишье это обманчиво:

Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

Море у Жуковского тянется к небу, однако единение здесь невозможно. Могучая и непредсказуемая стихия заключает в себе «глубокую тайну», вечную загадку, которая безудержно притягивает к себе человеческую душу:

Открой мне глубокую тайну твою.
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Иль тянет тебя из земные неволи
Далекое, светлое небо к себе?..

Разгадка же этой тайны заключается в душе лирического героя, через образ которого поэт утверждает свои эстетическо-философские идеалы поэта-романтика. «Море находится в неволе, как и все земное. На земле все изменчиво, непостоянно, жизнь полна утрат, разочарований и печали. Только там, на небе, все вечно и прекрасно. Вот почему море тянется «из земной неволи» к «далекому, светлому» небу, любуется им и «дрожит за него». Таким образом, море символизирует у Жуковского человеческую душу. Точно такие же безудержные порывы, страсти таит и душа лирического героя. Точно так же тоскует она по всеобщей гармонии, целостности и единству, устремляясь к небу.

Характерна разница в восприятии образа моря у В.А. Жуковского и А.С. Пушкина. Море у Пушкина ассоциируется со свободой, безудержными порывами души, гениальными, неоднозначными и талантливыми личностями. И общее звучание стихотворения «К морю» оптимистично. Лирический герой Пушкина обращается к морю как к другу, он употребляет местоимение «ты», одновременно раскрывая собственную личность:

Ты ждал, ты звал… я был окован;
Вотще рвалась душа моя;
Могучей страстью очарован,
У берегов остался я.

У Жуковского же очень значим мотив тревоги, пессимизма, печали, невозможности достижения идеала. Земная жизнь символизирует у этого поэта вечную борьбу, вселенское столкновение с силами зла, извечное желание и устремленность души к свету, к небесному, к недостижимому. И этот романтический конфликт земного и небесного приобретает космический масштаб: лирический герой отчетливо осознает недостижимость желанной гармонии. Исследователи неоднократно отмечали, что в элегии Жуковского не употребляется местоимение «я» – герой обозначает собственную личность, лишь обращаясь к морю: «Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…», «Ты долго вздымаешь испуганны волны», «Ты в бездне покойной скрываешь смятенье». Но море безмолвно, и разговор этот остается монологом. Чувства героя передаются не от первого лица.

Таким образом, композиция стихотворения основана на антитезе: земное – небесное. Эта антитеза иллюстрируется тремя сменяющими друг друга пейзажами, как мы и отмечали выше. Финальный вывод лирического героя пессимистичен: мир лишен цельности и гармонии, желанный идеал недостижим на земле.

Элегия написана четырехстопным амфибрахием и белым стихом, благодаря чему создается впечатление ритмичности, подвижности, движения волн. «Море» поражает нас своей музыкальностью и мелодичностью. В произведении использованы различные средства художественной выразительности: метафоры («Иль тянет тебя из земные неволи Далекое, светлое небо к себе?..»), олицетворения («Тревожною думой наполнено ты»), эпитеты («лазурное море», «сладостный блеск», «в бездне покойной»), риторические вопросы («Что движет твое необъятное лоно?», «Чем дышит твоя напряженная грудь?»), инверсии («Открой мне глубокую тайну твою»). Анализируя фонетический строй стихотворения, мы можем отметить аллитерации («Что движет твое необъятное лоно?», «Ты чисто в присутствии чистом его…»), ассонансы («Стою очарован над бездной твоей…»).

Таким образом, элегию можно назвать программным произведением В.А. Жуковского как поэта-романтика. Кроме того, здесь он предстает перед нами как подлинный мастер пейзажа, что было отмечено еще В.Г. Белинским. «Мы бы упустили одну из самых характеристических черт поэзии Жуковского, если б не упомянули о дивном искусстве этого поэта живописать картины природы и влагать в них романтическую жизнь. Утро ли, полдень ли, вечер ли, ночь ли, ведро ли, буря ли, или пейзаж – все это дышит в ярких картинах Жуковского какою-то таинственною, исполненною сил жизнию».

Алексеева Татьяна Николаевна -

учитель средней школы № 18 г. Сергиев Посад Московской области

«ОТКРОЙ МНЕ ГЛУБОКУЮ ТАЙНУ ТВОЮ...»

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭЛЕГИИ В.А.ЖУКОВСКОГО «МОРЕ» И СТИХОТВОРЕНИЯ А.С. ПУШКИНА «К МОРЮ»

IX КЛАСС

Тема сегодняшнего урока - сравнительный анализ двух лирических произведений поэтов-современников А.С.Пушкина и В.А.Жуковского - стихотворений, посвященных одной теме, с такими похожими названиями: «Море», «К морю». К этой теме обращались многие поэты, писатели, художники, композиторы. Чем привлекала их морская стихия? Каким предстает перед нами море в их произведениях? Вспомним знакомые с детства строки М.Ю.Лермонтова: «Белеет парус одинокий в тумане моря голубом... играют волны, ветер свищет, и мачта гнется и скрыпит... под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой...». А вт каким мы видим море в стихотворении Ф.И.Тютчева:

Ты, волна моя морская,

Своенравная волна,

Как, покоясь иль играя,

Чудной жизни ты полна!

Ты на солнце ли смеешься,

Отражая неба свод,

Иль мятешься ты и бьешься

В одичалой бездне вод...

Вспоминаются и картины художника-мариниста (от лат. «marinus» - морской) И.К.Айвазовского, который был дружен с Жуковским, знаком с Пушкиным... Латинское слово «marinus» напомнило нам имя еще одного поэта - Марины Цветаевой, творческой натуре которой морская стихия была сродни. Отыщем в ее стихотворении «Кто создан из камня...» ключевое слово, характеризующее море:

Кто создан из камня, кто создан из глины, -

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело - измена, мне имя - Марина,

Я - бренная пена морская...

Это слово - «измена». В изменчивости, неповторимости, загадочности моря - его притягательность. Как показана эта изменчивость морской стихииПушкина?

Как я любил твои отзывы,

Глухие звуки, бездны глас,

И тишину в вечерний час,

И своенравные порывы!

Смиренный парус рыбарей,

Твоею прихотью хранимый,

Скользит отважно средь зыбей:

Но ты взыграл, неодолимый,

И стая тонет кораблей...

А как у Жуковского?

Безмолвное море, лазурное море...

<...> Ты льешься его светозарной лазурью.

Вечерним и утренним светом горишь,

Ласкаешь его облака золотые...

<...> Когда же сбираются темные тучи,

<...>

«Открой мне глубокую тайну твою», - так обращается Жуковский к морю-загадке. Эта поэтическая строчка стала названием нашего урока, на котором мы попытаемся разгадать и «глубокую тайну» вечной природной стихии, свободной, живой:

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Язык моря чуткая душа каждого поэта воспринимает по-своему. «Глубокую тайну» представляет и внутренний мир поэта, и его лирические произведения, два из которых нам и предстоит постичь путем сопоставления.

Результатом нашего исследования станет творческая работа: сочинение - сравнительный анализ элегии Жуковского «Море» и стихотворения Пушкина «К Морю». Для этого необходимо вспомнить план анализа лирического произведения, по которому мы и будем сопоставлять два стихотворения, отыскивая общие черты и выделяя различия.

I. Вступление.

Вступление к сочинению должно быть эмоциональным, оригинальным. Для него можно выбрать материалы из вступительной части нашего урока. Необходимо сказать и о своем первом впечатлении от прочтения обоих произведений, и об общности темы, и о схожести названий.

II. Литературное направление.

Оба произведения принадлежат к романтическому направлению: в обоих чувствуется неудовлетворенность действительностью, порыв к свободе, стремление к идеалу. Мир романтика - мир возвышенный, необычный, внебытовой. Поэт-романтик мыслит, как правило, категориями обобщенными. Вот как о приметах романтизма в стихотворении Пушкина «К морю» пишет М.Цветаева в очерке-воспоминании «Мой Пушкин»: «...это стихотворение романтическое, наиромантичнейшее из всех мне известных - сама Романтика: Море, Любовь, Неволя, Наполеон, Байрон, Обожание...»

III. Время написания. Исторический комментарий.

Оба произведения написаны в одно и то же время: элегия Жуковского - в 1822 году, стихотворение Пушкина - в 1824. Это эпоха расцвета русского романтизма: эпоха после победы России в Отечественной войне 1812 года, накануне восстания декабристов - эпоха подъема национального самосознания, время надежд, ожидания перемен, связанное с неудовлетворенностью окружающей действительностью, порывом к свободе - личной, общественной.

IV. Биографический комментарий. История создания.

В.А.Жуковский. В 1820-1821 годах Жуковский предпринимает путешествие в Германию морем, которое связано с личной драмой поэта - глубоким чувством к Марии Протасовой и несогласием матери его возлюбленной на брак. Попытки добиться согласия были безуспешными и принесли любящим тяжелые разочарования. Эти обстоятельства окрасили в трагические тона и интимную лирику поэта. Замужество Марии в 1817 году, а затем ее ранняя смерть в 1823 году стали личной драмой Жуковского.


И.К. Айвазовский, И.Е. Репин. Прощание Пушкина с морем. 1877

Стихотворение Пушкина «К морю» написано в 1824 году в Михайловском, где продолжилась ссылка поэта после трехлетнего пребывания в южной ссылке. «Все, что напоминает мне море, - пишет Пушкин М.Ф.Вяземской в первые дни пребывания в Михайловском, - наводит на меня грусть - журчанье ручья причиняет мне боль в буквальном смысле слова...» Поэту не дают покоя воспоминания о море, о любви к Е.К.Воронцовой, с которой вынужден расстаться (ей же адресованы стихотворения, написанные в это время: «Сожженное письмо», «Талисман», «Храни меня мой талисман»). Итак, в основе стихотворения Пушкина - тоже личная драма.

V. Тематика произведений. Изобразительные средства языка в создании образа моря.

Оба стихотворения объединены одним кругом тем: море и человек, его душа, любовь, порыв к свободе, стремление к идеалу. Поэтому оба произведения можно отнести и к пейзажно-философской и к любовной лирике. В основе обоих лирических произведений морской пейзаж. Что общего в образе моря у Жуковского и Пушкина? Какие изобразительные средства используют поэты для создания этого образа?

Оба автора изображают море прекрасным, величественным. Оно зримо предстает перед нами благодаря изобразительным эпитетам. У Жуковского «лазурное море... вечерним и утренним светом горит, ласкает... облака золотые». У Пушкина оно «катит волны голубые и блещет гордою красой», мы видим «его скалы, его заливы, и блеск, и тень...». Но в изображении морского пейзажа и у Жуковского и у Пушкина преобладают психологические, эмоционально-оценочные эпитеты - так природный пейзаж становится под пером художников психологическим пейзажем, «пейзажем души» лирического героя. В элегии Жуковского «безмолвное море», полное «таинственной, сладостной жизни», наполнено «смятенной любовью, тревожною думой»; его «напряженная грудь» дышит, его «необъятное лоно» хранит «глубокую тайну» (удаленную и в глубь и непостижимую одновременно). В стихотворении Пушкина мы слышим «грустный», «призывный» шум моря, его «своенравные порывы», видим его «скучный, неподвижный брег». Но для Пушкина море - это прежде всего «свободная стихия». Удивительное сочетание слов! Ведь «стихия» и «свобода» - понятия одного семантического ряда - эпитет «свободная» тем самым удваивает значение слова «стихия». Море для поэта - это «свобода в квадрате» - неограниченная, абсолютная свобода, неподвластная никому!


И.К.Айвазовский.Волна

И у Жуковского, и у Пушкина море непредсказуемо и своенравно. Эту противоречивость, присущую самой природе морской стихии, подчеркивает антитеза, лежащая в основе обоих произведений. Жуковский противопоставляет море спокойное, льющееся «светозарной лазурью», то есть светом зари, морю бурному, которое «рвет и терзает враждебную мглу», что придает элегии напряженность, динамику. И Пушкин вспоминает о том, как он любил

И тишину в вечерний час,

И своенравный порывы!

Имеющее свои прихоти море в стихотворении Пушкина хранит «смиренный парус рыбарей», но взыграв, неодолимым валом может потопить «стаю кораблей».

И Жуковский, и Пушкин одушевляют море. Показать его живым поэтам помогают не только эпитеты, но и другие языковые средства. Так, Жуковский использует олицетворение:

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

При этом автор выстраивает понятия по мере усиления признаков, используя градацию как стилистическую фигуру. Поэтому море предстает перед нами как живое существо, способное не только дышать, но и страстно любить и даже глубоко мыслить.

Пушкин, используя метафору «бездны глас», олицетворение «ты ждал, ты звал», сравнение «призывного» шума моря с зовом друга в «прощальный час», подчеркивает близость свободной морской стихии состоянию своей души, своему порыву к свободе. При этом автор вольно или невольно допускает одну грамматическую «ошибку». В русском языке слово «море» среднего рода, но Пушкин говорит о море «он». Море в стихотворении мужского рода, потому что оно для поэта - друг, который зовет и ждет. «Моей души предел желанный!» - обращается поэт к морю, используя перифраз, тем самым подчеркивая свое стремление к идеалу свободы.

Мы не только видим картины моря, но и слышим его звучание. Для этого оба автора используют звукопись, сочетая аллитерацию и ассонанс, что создает торжественную, плавную, размеренную мелодику стиха. У Жуковского - «безмолвное море, лазурное море», у Пушкина «и блеск, и тень, и говор волн». Сонорные звуки [л, м, н, р] преобладают. Порывы же моря, его шум позволяет услышать намеренный повтор звуков [з, с, ж, ш].

У Жуковского:

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...

У Пушкина:

Твой грустный шум, твой шум призывный

Услышал я в последний раз.

В элегии Жуковского ассонанс [о, у] позволяет ощутить глубину моря, непостижимость его тайны («безмолвное море, лазурное море»). В стихотворении Пушкина повторение гласных [о, у, а] передает ширь, бесконечность, необузданность морской стихии («Прощай, свободная стихия! / В последний раз перед мной / Ты катишь волны голубые...»). По мнению Е.А.Маймина, автора книги «О русском романтизме», звукопись... придает стихотворениям особенную цельность, сообщает им не только музыкальный характер, но и музыкальное единство. Поэтическое произведение благодаря этому воспринимается как единый монолог, сказанный на одном дыхании, - как взволнованный и страстный монолог».

И Жуковский и Пушкин используют различные поэтические средства, придающие произведениям эмоциональность, экспрессивность, мелодичность.

1. Инверсия, усиливающая смысловое значение ключевых слов в стихе. У Жуковского: «над бездной твоей», «тайну твою», «облака золотые», «звездами его» и др.; у Пушкина: «волны голубые», «ропот заунывный», «шум призывный» и др.

2) Словесные повторы, делающие стихотворную речь выразительной и музыкальной. У Жуковского: «безмолвное море, лазурное море», «сладостной жизни» - «сладостный блеск»; у Пушкина - повтор слов: «прощай», «шум», «ты», «одна скала»; «долго, долго слышать буду...», «твои скалы, твои заливы...»

3) Анафора, усиливающая выразительность, приподнятость стиха. У Жуковского - лексическая анафора - повтор одного и того же слова «ты», одной строки «безмолвное море, лазурное море...»; синтаксическая анафора - повторение одинаковых синтаксических конструкций: «Ты живо», «Ты чисто»; «Что движет...», «Чем дышит...»; «Ты льешься...», «Ты бьешься...», «Ты рвешь...». И у Пушкина - та же стилистическая фигура: «Как... ропот...», «Как... зов»; «Один предмет», «Одна скала»; «Там погружались», «Там угасал», «Там он почил»; «Как ты могущ», «Как ты... неукротим»; «Другой... гений», «Другой властитель наших дум».

4) Эмоционально-психологические паузы, отмеченные многоточиями и тире, выражающие чувства лирического героя. Так, например, Жуковский после ряда вопросов, обращенных к морю, ставит многоточие, обозначающее бесконечность, неразрешимость этих вопросов и невозможность до конца постичь «глубокую тайну» «безмолвного моря». Авторское тире в сложноподчиненном предложении после придаточной части («Когда же сбираются темные тучи, / чтоб ясное небо отнять у тебя - ») позволяет выдержать более длительную паузу, как будто передающую затишье перед бурей, а многоточие в конце этого предложения свидетельствует о сложности, длительности и напряженности борьбы моря с тучами - враждебными силами - за чистое небо, за торжество любви. Именно в результате этой упорной борьбы «И мгла исчезает, и тучи уходят». В седьмой строфе пушкинского стихотворения читаем: «Ты ждал, ты звал... я был окован». Многоточие здесь свидетельствует о фигуре умолчания: автор предоставляет читателю самому догадаться, какую бурю чувств, какие порывы и мечты вызывало у него созерцание бескрайних морских просторов. Это в том числе и замысел побега морем в Европу и Африку во время южной ссылки поэта, о котором мы узнаем в первой главе «Евгения Онегина»:

Придет ли час моей свободы?

Пора, пора! взываю к ней...

<...> По вольному распутью моря

Когда ж начну я вольный бег?

И неслучайно завершает поэт седьмую строфу стихотворения «К морю» тоже многоточием:

«У берегов остался я...». Этот знак свидетельствует о глубоком раздумье автора о причинах своей привязанности к «скучному брегу». Эмоциональность, экспрессивность обоих лирических произведений выражается и множеством вопросительных и восклицательных знаков.

5) Жуковский и Пушкин используют торжественную лексику, славянизмы, архаизмы, устаревшие формы слов, придающие произведениям торжественность, величавость (у Жуковского: «смятенной любовью», «из земныя неволи», «блещешь звездами», «сбираются тучи», «волны подъемлешь», «испуганны волны»; у Пушкина: «блещешь... красой», «по брегам», «бездны глас», «смиренный парус рыбарей», «вотще» (напрасно), «ныне», «могущ», «воспоминанья величавы», «в пустыни молчаливы», «тобою полн»).

Все эти поэтические средства сближают произведения поэтов - «учителя» Жуковского и «ученика» Пушкина - и создают «стихов пленительную сладость» (Пушкин. «К портрету Жуковского»). Один из современных исследователей творчества Жуковского Г.А.Гуковский писал по этому поводу: «Жуковский создает музыкальный словесный поток, качающий на волнах звуков и эмоций сознание читателя...»

VI. Образы лирических героев. Строфика, стихотворный размер, своеобразие рифмы.


И.К. Айвазовский. А.С. Пушкин на Чёрном море. 1897 г.

Образы лирических героев заставляют задуматься о различиях двух произведений. И здесь прежде всего необходимо обратить внимание на названия стихотворений. Как эти заголовки передают характеры лирических героев? Название элегии Жуковского «Море» свидетельствует о пассивно-созерцательной позиции героя, на его вопросы нет ответов, море хранит тайну своей любви, лишь частично приоткрывая ее. Лирический герой стоит «очарован над бездной», прямо над морской пучиной, скорее всего на корабле: он будто качается на волнах, а вокруг лишь море и небо, как на картине И.К.Айвазовского «Черное море», о которой художник И.Крамской писал: «На ней нет ничего, кроме неба и воды, но это океан беспредельный, не бурный, но колыхающийся, суровый, бесконечный; а небо, если возможно, еще бесконечнее». Эта безграничность моря выражена в стихотворении и графически: в нем нет деления на строфы, все оно представляет собой одну монументальную громоздкую строфу. Нет в стихотворении и рифмы, оно представляет белый, свободный стих, что подчеркивает стихийность моря; а широкий трехсложный стихотворный размер - четырехстопный амфибрахий - передает ширь океана.

Название же стихотворения Пушкина «К морю» свидетельствует о том, что лирический герой активен, он стоит на берегу, вынашивает замыслы побега, но принимает решение остаться, очарованный «могучей страстью» любви. Море для него - друг, море ждет, зовет... Лирический герой слышит его призывный шум, признается ему в любви, прощается с ним, обещая не забыть.

Очень необычна строфика стихотворения: то это четверостишия, то пятистишия; так же изменчива и рифма: это чередование мужской и женской рифмы; прихотлив и способ рифмовки - то кольцевая, то перекрестная рифма. Все эти ритмические особенности помогают уловить ритм плеска волн и в то же время еще раз ощутить непредсказуемость, своенравие моря. Стихотворный размер - любимый Пушкиным четырехстопный ямб - передает упругость, энергию, мощь свободной стихии.

VII. Композиционное своеобразие, жанр, идейное содержание.

Композиция произведений тоже различна. В своеобразии построения стихотворения нам поможет разобраться музыкальная сюита Н.А.Римского-Корсакова «Море» из сказки «Шахрезада» (Слушаем отрывок из сюиты, отвечаем на вопросы: Композиция какого из двух лирических произведений соответствует композиции музыкальной сюиты? В чем особенность этого построения? Какова его роль?)

Циклическая композиция, характерная для музыкального произведения Римского-Корсакова, соответствует построению элегии Жуковского: сначала спокойное море - потом бурное - затем стихия вновь успокаивается - цикл завершен, круг замкнулся, но море «в бездне покойной скрывает смятение») предвестье новой бури. О чем свидетельствует такая композиция, о каком понимании автором стихии моря? Как бы ни была свободна, безгранична, своенравна, противоречива эта стихия, она все же подчиняется законам природы, вечному закону цикличности, как и смена времен года, как и жизнь всего живого. Свобода, даже в природе, небезгранична, а значит, недосягаема. так же, как недосягаем и идеал, как недосягаемо и небо для моря.

Мы понимаем, что небо и море у Жуковского - образы-символы. Какие человеческие чувства, взаимоотношения раскрываются в отношении моря к небу? Любовная страсть человека. Море наполнено «смятенной любовью», море любуется небом, отражает чистое небо и само становится чистым, потому что любовь способна осветлять жизнь, облагораживать душу человека, но, «небом любуясь», море «дрожит за него»: любовь - хрупкое чувство, за него надо бороться, как борется море с враждебными силами, олицетворенными в образе «темных туч». Борьба за любовь может быть долгой и упорной, и лишь тогда «мгла исчезает, и тучи уходят». Но беспокойство не проходит, море полно прошлой тревоги, предчувствием беды, которая может отнять любовь. В отношении моря к небу мы видим и человеческую тоску по идеалу, и страстное стремление сохранить его, и борьбу человека за свои идеалы с враждебными силами зла. Назначение человека поэт видит в неустанном стремлении к идеалу. Но, с точки зрения поэта-романтика, идеал оказывается недосягаем. Поэтому настроения, преобладающие в произведении Жуковского, - это грусть, меланхолия, тоска. Для романтика же грусть - высокое чувство, это всегда зов куда-то, это знак вечной неудовлетворенности и жажды перемен. Это основные настроения, соответствующие жанру элегии, излюбленному поэтами-романтиками. Ведь элегия (от лат. elegia - жалобный напев флейты) - жанр лирической поэзии, стихотворение грустного характера, основными признаками которого являются:

а) философские размышления;

б) уединение на лоне природы;

в) выражение меланхолии, сожаления;

г) мотивы одиночества, разочарования, предчувствия страданий, радости и горя любви;

д) трагическое мироощущение;

е) диссонанс между реальной жизнью и идеалом лирического героя.

Все эти черты присущи стихотворению Жуковского. Итак, жанр элегии неслучайно выбран автором: этот жанр подчеркивает основную идею поэта-романтика о недосягаемости идеала в жизни человека. Вот так композиция и жанр связаны с идейным содержанием произведения.

Какова же композиция стихотворения Пушкина? Какую роль она играет в произведении? Основной принцип композиции стихотворения «К морю» можно определить как свободный (еще более подчеркивающий свободу морской стихии), ассоциативный (утверждающий свободу человеческой мысли). Строфы сюжетно не связаны между собой, но это вовсе не мешает общему впечатлению единства целого. Композиция держится не на логических, а на ассоциативных связях. Воспоминание о «свободной стихии» - о море - сменяется воспоминанием о сильном порыве к личной свободе, о желании вырваться на волю, о замыслах побега; это наводит на мысль о другом, еще более сильном порыве, о другой стихии - любви, «могучей страсти», которая не позволила поэту вырваться из оков; образы моря - «свободной стихии» и любви - «плена» рождают в воображении поэта образ высокого пленника - Наполеона, заставляют задуматься о его судьбе, о призрачности славы. Интерес Пушкина начала 20-х годов к Наполеону связан с необыкновенностью личности и судьбы императора. Но обращение Пушкина к образу Наполеона в тексте данного произведения имеет и другую мотивировку: дело не только в том, что вблизи моря, на острове Св.Елены, Наполеон провел последние дни своей жизни, что он был «пленником моря». Образ Наполеона в сознании Пушкина тех лет ассоциировался прежде всего со свободой. При этом отношение Пушкина к Наполеону двойственно, о чем свидетельствуют оксюморон «гробница славы» и антитеза:

Воспоминанья величавы:

Там угасал Наполеон.

В стихотворении «Недвижный страж дремал на царственном пороге», написанном в этот же период, в 1824 году, Пушкин прямо говорит о развенчании кумира своего поколения - Наполеона, который назван «мятежной вольности наследником и убийцей».

Образ Наполеона рождает в памяти поэта другого «властителя дум» юности Пушкина и его поколения, английского поэта-романтика Байрона, певца моря, певца свободы. Именно поэтому Пушкин и вспоминает о нем в своем стихотворении, посвященном теме свободы:

Исчез, оплаканный свободой,

Оставя миру свой венец,

Шуми, взволнуйся непогодой:

Он был, о море, твой певец.

Байрон был оплакан свободой и потому, что был е певцом, и потому, что погиб за нее. Но Байрон, в оценке Пушкина, «мрачный» гений, потому что Пушкин постепенно разочаровывался и в этом кумире своей юности, который, как сказано в романе «Евгений Онегин»,

Облек в унылый романизм

И безнадежный эгоизм.

Мрачности Байрона поэт противопоставляет жизнелюбие, оптимизм. Финал стихотворения жизнеутвержающий, мажорный. Потому автор и не обозначает жанр своего стихотворения как элегия.

Особенностью композиции стихотворения «К морю» является и ее контрастность: в основе произведения - антитеза, противопоставление «свободы» и «несвободы». Это противопоставление поддерживается в тексте близкими по смыслу антитезами и антонимическими сочетаниями: море спокойное - море бурное, море - брег, море - лирический герой, свобода - любовь, слава - смерть, «капля блага» (добра, истинной свободы) - просвещение, тиран. Как могло оказаться слово «просвещение» в одном семантическом ряду ос словом «тиран»? Почему Пушкин противопоставляет свободе два этих понятия? Н.О.Лернер, первым опубликовавший строфу в известной теперь редакции, писал в примечаниях к стихотворению: «...мысль Пушкина очень ясна: в ней отразилась старая романтическая идея: “просвещенье”, то есть внешнюю культуру, сотканную из лжи и условностей, поэт считает не менее враждебной благу истинной, естественной свободы, чем тирания...». То же поет в поэме «Цыганы» Алеко сыну:

Под сенью мирного забвенья

Пускай цыгана бедный внук

Не знает неги, просвещенья

И пышной суеты наук...

Все эти контрасты помогают нам понять идею автора в произведении. Человек свободен делать в жизни свой выбор. Лирический герой выбирает «скучный брег», так как «могучей страстью очарован». Любовь для него оказывается сильнее стремления к свободе. «О чем жалеть?» - этот вопрос лирического героя, обращенный к самому себе, наталкивает его на размышление о бессмысленности, бесцельности побега. Абсолютная свобода призрачна. Человек живет не по романтическим законам, неограниченная свобода морской стихии для него недосягаема, но ему дана внутренняя свобода, даны любовь, преданность, верность, память... «Прощай же, море! Не забуду - / Твоей торжественной красы...» - как другу обещает поэт и сдерживает свое слово - пишет о море по памяти в Михайловском.

Но главное в стихотворении Пушкина - мысль о том, что в мире все же есть «капля блага», а значит, идеал досягаем и к нему надо стремиться! И идеал этот - на «скучном» для романтика «берегу» - в повседневной человеческой жизни. Совсем скоро для поэта этот «скучный брег» обернется «милым берегом» (вспомним «Зимнее утро»: «...и берег, милый для меня»). «Милый», потому что на этом «берегу» человека держит столько связей: родина, дом, любовь, дружба, творчество, народ, язык, история, культура, духовная жизнь... И все это начинает постигать Пушкин уже в Михайловском, в новой обстановке, в «далеком северном уезде», в который попадает он с романтического юга. Сам поэт так оценивал эволюцию своего мировоззрения и творчества в эти годы в романе «Евгений Онегин»:

В ту пору мне казались нужны

Пустыни, волн края жемчужны,

И моря шум, и груды скал,

И гордой девы идеал,

И безымянные страданья...

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Иные нужны мне картины:

Люблю песчаный косогор,

Перед избушкой две рябины,

Калитку, сломанный забор,

На небе серенькие тучи,

Перед гумном соломы кучи -

Да пруд под сенью ив густых,

Раздолье уток молодых...

Так узнаваемы здесь приметы родины, русской глубинки, реальной народной жизни. Неслучайно Пушкин стихотворение «К морю» первоначально назвал «Прощание с морем»: это прощание поэта с морем, и с романтизмом, но «наиромантичнейшее прощание».

VIII. Заключение.

Сопоставляя стихотворения В.А.Жуковского и А.С.Пушкина с такими похожими названиями, мы выявляем их общие и различные черты, открыв для себя глубину и своеобразие характера, творческой манеры, системы нравственных ценностей поэтов-современников, поэтов-друзей, сравнивая которых один из первых биографов Пушкина П.И.Бартенев, успевший расспросить многих людей, знавших Пушкина и Жуковского лично и наблюдавших их общение, составил любопытную параллельную характеристику двух поэтов: «Жуковский и Пушкин - люди не только разного, но почти противоположного характера... Вертлявый и непоседливый, Пушкин был весь жизнь и движение. Мать Жуковского - турчанка из нынешней Бессарабии, и в сыне ее сказалась тихая, задумчивая созерцательность турецкого племени. По природе своей Жуковский был ленив и неподвижен... и самый голос у него был протяжно-медлительный, а движения всегда спокойные. В беседе - добродушная и нередко затейливая «шутка у Жуковского; краткое, меткое и изощренное слово - у Пушкина. К несходству нрава присоединялась и разница возраста... И несмотря на это, они связаны были тесною дружбою. Их уравнивало и соединяло единство призвания, и оба они оставили нам собою высокий пример верности этому призванию...»

ЛИТЕРАТУРА

ЛЕРНЕР Н.О. Примечания к стихотворениям 1824 года // Пушкин А.С. / Под ред. С.А.Венгерова. - СПб., 1909. - Т. 3. - С. 514.

МАЙМИН Е.А. О русском романтизме. - М., 1975. - С. 98-106.

ГУКОВСКИЙ Г.А. Пушкин и русские романтики. - М., 1995. - С. 42-43.

ШАПОШНИКОВА В.В. «Открой мне глубокую тайну твою...». - М., 1999. - С. 10-12, 25-26.

ОЗЕРОВ Ю.А. Человек и природа в лирике В.А.Жуковского // Уроки литературы (Приложение к журналу «Литература в школе»). - 2001. - № 1. - С. 12-14.

«Литература в школе», №5 – 2008 год



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!