Стихотворения в прозе Тургенева: основные особенности, анализ ("Памяти Ю.П. Вревской", "Порог", "Русский язык")

Живой и мёртвый камень

"Стихотворения в прозе" по праву признаются одной из вершин творчества И.С. Тургенева; каждое из "стихотворений" представляет собой завершенное по смыслу произведение, сочетающее в себе и лирическое, и эпическое начала. В большинстве составляющих данный цикл текстов приоритетным является начало лирическое, что обусловлено самой спецификой уникального жанра, само название которого являет собой оксюморон - "стихотворения в прозе". Как и любое завершенное произведение, каждое "стихотворение" обладает композицией, немаловажную роль в организации которой играют сильные позиции (заглавие, ключевые слова, начало и конец произведения), то есть позиции вынесения на первый план важнейших смыслов текста. Особенность композиции исследуемого стихотворения в прозе "Камень" заключается в постепенном - в несколько этапов - развертывании семантики заглавия на протяжении всего текста: стихотворение графически подразделяется на пять абзацев, каждый из которых выступает, соответственно, одним из этапов семантического развертывания заглавия. Приведем исследуемый текст полностью.

И.С. Тургенев

КАМЕНЬ

Видали ли вы старый серый камень на морском при- брежье, когда в него, в час прилива , в солнечный веселый день, со всех сторон бьют живые волны -- бьют и играют и ла с тятся к нему -- и обливают его мшистую голову рас- сыпчатым жемчугом блестящей пены? Камень остается тем же камнем -- но по хмурой его поверхности выступают яркие цвета. Они свидетельствуют о том далеком времени, когда только что начинал твердеть ра с плавленный гранит и весь горел огнистыми цветами. Так и на мое старое сердце недавно со всех сторон на- хлынули молодые женские души - и под их ласкающим прикосновением зарделось оно уже давно поблекшими краск а ми, следами бывалого огня! Волны отхлынули... но краски еще не потускнели - хоть и сушит их резкий в е тер. Перед прочтением текста (то есть до развертывания семантики заглавия) существительное камень понимается читателем в своем обычном, зафиксированном словарями значении, - природный материал, "твердая горная порода кусками или сплошной массой, а также кусок, обломок такой породы" (Ожегов:259). Однако слово в художественном тексте - а тем более слово, выступающее в сильной позиции, - функционирует двояко: во-первых, в своем словарно зафиксированном значении, и, во-вторых, в значении, возникающем за счет приращения смысла художественного текста в целом. Развертывание семантики заглавия в данном тексте происходит постепенно. В первом абзаце значение слова камень соответствует отраженному в словарях значению, что выявляется из анализа сочетаемости слова: ст а рый, серый камень, а также из более широкого контекста - предложения: В и дали ли вы старый серый камень на морском при-брежье, когда в него , в час пр и лива , в солнечный веселый день , со всех сторон бьют живые волны ... Однако необходимо отметить, что уже в данном контексте, при сохранении семантики существительного камень, происходит своеобразная подготовка к дальнейшему развертывания смысла заглавия, к проведении аналогии "камень - человек". В последние десятилетия лингвистами активно исследуется проблема антропоцентричности языка; средства проявления антропоцентричности многообразны, и одним из таковых (что мы и наблюдаем в данном тексте) является наличие значительного количества "антропоморфных метафор"; "складывается ситуация, когда совокупность таких метафор повторяет имеющиеся у носителя данного языка общие представления о самом себе. Так, в русском языке передана структура верхней части тела человека": глава горы, ушко и г лы и т.д. [Берестнев 2001:64]. Таким образом, метафора голова камня в тексте использована не случайно и подготавливает к возникающему в дальнейшем антропоморфному образу. Здесь же, в первом абзаце текста, намечается контекстуальное противопоставление камня и волн по признаку "наличие/отсутствие движения, подвижность/неподвижность": живые волны... бьют , играют , ластятся , о б ливают его мшистую голову... Использованное при описании действий волн олицетворение (играют, ластятся ) также подготавливают параллель "камень - человек", восприятие камня как живого существа. Во втором абзаце, так же, как и в первом, значение слова камень соответствует словарному, но и здесь намечаются, предваряются дальнейшие семантические изменения. Происходит конкретизация значения: слово камень обозначает не камень вообще, а конкретный камень, обладающий индивидуальными признаками, что, собственно, и необходимо "герою" произведения. Если ранее в роли конкретизаторов выступала характеристика его внешнего вида (мшистая голова ), указание на неподвижность камня в противопоставление ж и вым волнам, - то есть статические признаки, то на данном этапе раскрытия семантики заглавия проявляются признаки динамические, а именно изменение во внешнем виде камня - камень остается тем же камнем, но по хмурой его поверхности выступают яркие цвета. Неодушевленный предмет - камень - частично сближается с персонажами-людьми, образы которых обычно претерпевают какое-то развитие на протяжении произведения, что опять же предваряет дальнейшее сопоставление "камень - человек". Нередко в произведениях в качестве одного из средств раскрытия образа используется полный или частичный показ его прошлого, его биографии, формирующих характер и поведение героя. Можно отметить, что в данном произведении в следующем, третьем абзаце намечается своеобразное "прошлое" камня : ... когда только что начинал твердеть расплавленный гранит и весь горел огнистыми цветами. Следует отметить новое приращение значения - в тексте назван вид камня (гранит ), а также проводится метафорическая параллель "прошлого" и "настоящего" камня : ср. выступают я р кие цвета / весь горел огнистыми цветами - можно говорить об определенного контекстуального противопоставления по интенсивности проявления признака: выступают / горел , яркие цв е та/ огнистыми цветами. Далее абзаце автор проводит подготавливаемую всем предшествующим текстом параллель "камень - сердце" (ср. Так и на мое старое сердце... старый камень ). Вообще, ассоциативная связь камня и сердца закреплена в языке средствами фразеологии: ср. фразеологизмы сердце не камень, каме н ное сердце, камень на сердце, где в образной форме противопоставляются безжизненность, неспособность к каким-либо чувствам предмета неживой природы и конкретного органа тела, за которым издавна закреплена в сознании человека роль средоточия чувств и эмоций. Описание, следующее в данном абзаце, формально скорее применимо к неживому предмету, камню, однако же сама структура предложения показывает, что здесь образно преподносятся ощущения сердца (...и под их ласкающим прикосновением зарделось оно уже давно поблекшими красками, следами бывалого огня! ). Следует отметить также, что через образ сердца метонимически представлен образ человека, лирического героя стихотворения. В данном абзаце получает воплощение еще одна ранее намеченная параллель: волны - молодые женские д у ши, "нахлынувшие" на сердце, подобно волнам. Особенность последнего этапа развертывания заглавия, своего рода смыслового итога произведения, сильной позиции текста, заключается в своеобразном, "двойственном" описании "камня - сердца": формально лексические средства соответствуют описанию камня, но, в соответствии с теми смыслами, которые были заложены в тексте ранее, отчетливо прослеживается аллегория: волны отхлынули... но краски еще не потускнели - хоть и с у шит их резкий ветер. Таким образом, в данном тексте семантическое раскрытие, развертывание заглавия выступает как сложный процесс, состоящий из нескольких этапов, осуществляемый при помощи различных средств языка. Развертывание семантики заглавия происходит через сопоставление символического образа камня и сердца - олицетворения человека - как динамических образов, имеющих собственную историю ("прошлое", "настоящее"). На протяжении всего текста отчетливо выявляются разные типы связи заглавия с текстом: во-первых, прослеживается собственно лексическая связь (в тексте встречается слово камень и его форма камнем, замена существительного камень соответствующим местоимением он ); во-вторых, более активно используется семантическая связь, осуществляемая посредством лексем, связанным с существительным камень по семантике (мшистую голову, хмурой его поверхн о сти, расплавле н ный гранит, старый камень - старое сердце и др.) В данном произведении интересна связь заглавия со всеми четырьмя основными художественным смыслами текста (художественное время, художественное пространство, художественное событие, художественное состояние и особенности человека). Нетипично представлено художественное состояние и особенности человека (через образ камня-сердца); пожалуй, выявлению этого художественного смысл подчинен весь текст в целом. Наиболее ярко выражено художественное время; лексика, способствующая его выражению, многочисленна и разнообразна в семантическом и морфологическом отношении - представлены слова с очень разной семантикой разных частей речи (старый , в час (прилива), в солнечный весенний день , о том далеком времени , когда ...; старое сердце, недавно , уже давно побле к шими красками, следами бывалого о г ня, еще ). В меньшей степени выражено художественное пространство, соотносимое только с образом камня (на морском побережье в него, со всех сторон, по хмурой его поверхности ). И, пожалуй, минимально отображено художественное событие (действия, производимые волнами/женскими душами), что связано с отмеченной выше особенностью стихотворения в прозе - преобладании лирического начала над эпическим.

Использованная литература

Тургенев И.С. Камень // Полное собрание сочинений в двенадцати томах. - Т. 10. - М.: Наука, 1982. - с.162-163.

Использованные источники и их условные обозначения

Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: "Оникс 21 век", "Мир и Образование", 2005. - 896 с. (Ожегов).

Начиная с 1877 года, Тургенев стал создавать «Стихотворения в прозе», которым суждено было остаться в русской литературе непревзойденным образцом этого трудного и своеобразного жанра. Самый выбор формы был подсказан Тургеневу желанием максимально сблизить прозаическую речь со стихотворной, создать особый жанр лирического дневника, в котором мелькали бы воспоминания о прошедшем, мимолетные впечатления, размышления о будущем.

В этих эскизах на самые разнообразные темы-- философские, социальные, психологические -- говорилось о жизни вселенной, о природе, о любви, о смерти, о родине, о красоте, о подвиге, о дружбе.

Тургенев долгое время не помышлял вовсе о печатании их и не придавал им большого значения, рассматривая их лишь как предварительные наброски для будущих произведений.

Дав им общее заглавие «Senilia» («Старческое»), он говорил, что пишет их, собственно, не для печати, и только изредка читал то или иное стихотворение друзьям -- Я. П. Полонскому, П. Л. Лаврову, артистке М. Г. Савиной.

Однажды, уже незадолго до смерти, он познакомил с ними навестившего его в Буживале М. М. Стасюлевича, и тот уговорил Ивана Сергеевича отдать их ему для напечатания в журнале «Вестник Европы». Тургенев согласился, и пятьдесят одно стихотворение из этого цикла было опубликовано в декабрьской книжке журнала на 1882 год.

Вообще стихотворений в прозе Тургеневым было написано значительно больше, но в остальных слишком явственно звучали автобиографические мотивы, и поэтому он воздержался от публикации их. (Эта часть стихотворений -- числом тридцать одно -- была издана только в 1930 -- 1931 годах.)

Тургенев никак не ожидал, что появление его миниатюрных новелл будет встречено читателями с живейшим интересом и сочувствием. Вскоре они были переведены Полиной Виардо на французский язык, а затем были опубликованы переводы и на другие европейские языки.

Лучшие тургеневские стихотворения в прозе стали хрестоматийными, а многие выражения из них крылатыми.

Некоторые стихотворения проникнуты грустным, порою даже трагическим настроением, потому что писались в тот период, когда безнадежно больной и исстрадавшийся писатель, задумываясь о близости неотвратимой развязки, мысленно подводил итоги своего трудного и сложного жизненного пути.

Далеко не все «Стихотворения в прозе» окрашены в пессимистические тона. Личные мотивы в них часто подчинены широким общечеловеческим темам. Тут немало и жизнеутверждающих произведений, где писатель славит героизм, подвиг, моральное величие простых людей, их духовное превосходство над богачами.

В прославленном стихотворении «Русский язык» с исключительной силой прозвучала проникновенная любовь писателя к родине, к родному языку, к будущему русского народа. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,-- говорит Тургенев, -- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»

Особое место во всем цикле занимает стихотворение «Порог», опубликованное только после смерти Тургенева вместе с прокламацией народовольцев, посвященной памяти писателя.

Стихотворение это было навеяно политическими процессами семидесятых годов, в частности процессом Веры Засулич.

В нем дан величественный образ русской девушки революционерки, которая готова к любым испытаниям и мукам. Она знает, что ее ждет «холод, голод, ненависть, насмешка, презрение, обида, тюрьма, болезнь и самая смерть». Ее не страшит «отчуждение, полное одиночество». Идя на смерть, она знает, что ее подвиг останется безыменным, но и это не может остановить ее, потому что ей не нужно ни благодарности, ни сожаления.

Стилистический анализ стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Собака».

В данном произведении повествование ведется от первого лица, и образ автора максимально близок Тургеневу. Стихотворение представляет собой философские размышления о жизни и смерти. Тема произведения, находящая на поверхности, рассказ автора о нем самом и его собаке. Субтема произведения - одиночество, размышления о незначительности каждой отдельно взятой жизни перед лицом смерти. Об этом говорит выбор автором лексики: употребляются слова «смерть», «жизнь», «огонек» (в значении «жизнь»), «конец». В произведении можно выделить следующие микротемы: погода («на дворе воет страшная, неистовая буря»), собака.

Данный текст является примером художественной литературы. Показатель этого - особый отбор средств. В частности, использование тропов. Тургенев олицетворяет бурю: «воет страшная, неистовая буря». Описывая бурю, он применяет прилагательное-эпитет «неистовая». Также автор олицетворяет собаку и применяет по отношению к ней слова, обычно описывающие человека: «немая», «без слов». Другое олицетворение - чувство «живет». Тургенев сравнивает жизнь живого существа с огоньком, для описания которого использует прилагательное-эпитет «трепетный».

Тургенев прибегает к приемам звукописи для передачи образов: «жизнь жмется». В данном случае усиливается впечатление беззащитности жизни перед смертью.

В 1881 году Тургенев в последний раз приехал на родину. Через несколько месяцев он тяжело заболел в Париже, из-за чего задуманный им тогда переезд в Россию стал несбыточной мечтой*.

Темы стихотворений в прозе Тургенева совершенно различные. Они отражают социальные проблемы, касаются нравственных категорий и затрагивают общечеловеческие ценности. Периодически эти тексты полезно перечитывать, отмечать в них для себя что-то важное и значимое. Вот почему они до сих пор актуальны и в наше время. Анализ стихотворений в прозе Тургенева позволяет глубже понять проблематику его произведений, проникнуться трогательными текстами, которые учат добру, справедливости и ответственности.

Когда с ними знакомишься, появляется ощущение светлой грусти. Одним из самых интересных и запоминающихся являются коротенькие заметки Тургенева. Жанр стихотворения в прозе появился именно с момента создания этих удивительных мини-рассказов. Иван Сергеевич стал его основателем. Рассмотрим подробнее отдельные тексты.

«Два богача»

Здесь автор сравнивает между собой примеры щедрости души. Один человек, состоятельный во всех отношениях, жертвует огромные суммы денег на то, чтобы помогать больным и обездоленным. Другой - бедный крестьянин - отказывает себе в самом необходимом. Главной его целью становится забота о сироте племяннице. Он не жалеет денег на чужого ребенка и даже не помышляет о том, скольким ему приходится жертвовать. Тургенев подчеркивает мысль о том, что истинное благо всегда исходит из сострадания, умения отказаться от чего-то важного во имя благополучия другого.

«Воробей»

В этом произведении представлено рассуждение о благородном порыве птицы, которому автор стал свидетелем. Он восхищается искренней самоотверженностью взрослого воробья, который бросился на защиту птенца. Здесь невольно проходит сравнение с человеческими судьбами и нуждами. «Воробей» Тургенева направлен на раскрытие нравственных ценностей: умения жертвовать собой, принимать на себя ответственность за происходящее.

Ведь у каждой угрожающей ситуации имеется свое решение. Нужно только хорошенько поискать его внутри себя, обнаружить свои внутренние ресурсы. Во многих случаях «Воробей» Тургенева запоминается больше других текстов. Его включают в школьную программу, цитируют, им восхищаются даже те, кто не имеет никакого отношения к литературе.

«Щи»

Очень трогательный рассказ, который производит впечатление. Автор показывает чувства простой крестьянки - вдовы, у которой умер единственный сын. Пожилая женщина едва держится от горя, однако сталкивается с непониманием барыни: той кажется, что она недостаточно сильно переживает. «Грубые чувства» крестьянки на самом деле скрывают под собой необходимость ежедневно заботиться о хлебе насущном. В то время как барыне легко доставались любые блага. Оттого, она и могла себе позволить горевать долго, отказываясь не только от пищи, но и любых других удовольствий. «Щи» - это показательный рассказ о том, что ценности у всех разные, и то, что представляет трудность для одного, другому достается легко.

«Русский язык»

Замечательный текст, который хочется периодически читать и перечитывать. Автор восхваляет родную речь, считая ее эталоном красоты и изящества. Стихотворение в прозе Тургенева «Русский язык» заставляет о многом задуматься: о выборе своего индивидуального пути, о том, где всегда можно найти опору и поддержку. Автор ощущает созвучие своей души с родной речью, искренне восторгается ею. Стихотворение в прозе Тургенева «Русский язык» наполнено небывалой нежностью, проникнуто сокровенными чувствами. Этот текст пробуждает в сердце добрые воспоминания.

«Враг и друг»

Тема этого произведения достаточно неоднозначная, не позволяющая сразу понять, в чем заключен его непреходящий смысл. И друг может случайно погубить, и враг в какой-то момент сказать правду. Автор подчеркивает многоплановость самой проблемы.

«Голуби»

Потрясающее жизнеутверждающее произведение, которое помогает почувствовать, насколько велико многообразие жизни. Оно наполнено невообразимой любовью ко всему сущему, чем и отличается от других стихотворений в прозе Тургенева. «Голуби» - это настоящий гимн жизни. Произведение помогает понять, насколько мы порой заблуждаемся относительно каких-то проявлений действительности. По мнению автора, самым главным в жизни является любовь и сострадание.

Наблюдая за поведением птиц, писатель восторгается их самоотверженными проявлениями, желанием помогать и быть нужными друг другу. Вероятно, он сравнивает эту картину с людскими взаимоотношениями, которые не всегда бывают столь гармоничными и прекрасными.

«Что я буду думать»

Произведение, овеянное мрачным настроем перед неотвратимой близостью смерти. Писатель предчувствует, что скоро настанет конец его жизненного пути и потому очень страдает.

Его страшит неизвестность, а также перспектива того, что жизнь прожита не самым лучшим образом. Кажется, что впереди не ожидает ничего хорошего, и сердце медленно заполняет тоска. «Что я буду думать» представляет собой один большой вопрос, на который невозможно ответить, не погружаясь в детали, не рассматривая конкретные обстоятельства. Анализ стихотворений в прозе Тургенева подчеркивает, насколько сам человек, находясь в преклонном возрасте, может задаваться серьезными вопросами, тем самым лишая себя душевного спокойствия и уверенности.

Подводя итоги, можно не просто многое упустить, а еще и оценить необъективно.

«Песочные часы»

Произведение, которое несет в себе скорбь по бесполезно прожитой жизни. Автор в каждом предложении утверждает, что всякое мгновение бесценно, но мы тратим время на сущую ерунду! По сути, люди проживают его так, как будто у них нет других возможностей и альтернатив. Скоротечность каждого индивидуального пути усложняет понимание смысла своего предназначения.

«Писатель и критик»

Здесь речь идет о том, что значит настоящий талант в жизни и чем он измеряется. Писатель видит смысл жизни в подлинной самоотдаче и величайшем стремлении донести до читателей какую-то светлую идею, обладающую непреходящей ценностью. Критик обнаруживает в таком существовании нечто недостойное, однако сам умеет только рассуждать и оценивать. Автор показывает, что настоящий писатель и критик живут в каждом из нас. Один одержим мечтой о творчестве, другой его постоянно ругает, возвращая к суровой неприглядной действительности. Их спор может продолжаться до тех пор, пока кто-то один не уступит другому и не сдаст собственные позиции.

«Собака»

В данном произведении автор пытается осмыслить непреходящую ценность жизни. Взгляд животного как будто отражает его собственные страхи, которые сделались невыносимыми и чересчур навязчивыми. Стихотворение в прозе Тургенева «Собака» показывает связь жизни питомца с мыслями и чувствами его хозяина.

Если у человека не очень позитивное расположение духа, то и животное начинает вести себя подобным образом: беспокоится, жалобно заглядывает в глаза. Во всем этом прослеживается взаимосвязь близких душ. Стихотворение в прозе Тургенева «Собака» направлено на раскрытие чувств, которые человек спрятал от самого себя, опасаясь новых разочарований.

«Завтра! Завтра!»

Произведение, которое заставляет задуматься о смысле жизни. Люди склонны приближать завтрашний день, строить планы, однако упускают настоящее мгновение. Даже тот, кто состоялся в жизни, сумел сполна выразить свой талант, несомненно, перед смертью жалеет о нереализованных возможностях.

Таким образом, анализ стихотворений в прозе Тургенева показывает, что автор много размышлял о сути и ценности своего бытия. Собственная жизнь представлялась ему заведомо проигранной партией. Индивидуальные переживания писателя нашли воплощение в изысканных и лаконичных историях, которые легко читаются. Анализ стихотворений в прозе Тургенева показывает, насколько тяжелыми были последние годы жизни Ивана Сергеевича. Он постоянно обращается к своим воспоминаниям и не находит в них утешения. Во многих отдельных произведениях прослеживается мысль о бессмысленности дальнейшей жизни, надрывной нотой звучит тема разочарования. Сами стихотворения в прозе достаточно емкие, наполнены мудростью, хотя и не отличаются оптимизмом.

Но у цикла есть и подзаголовок «Стихотворения в прозе». Тургенев дал в нем указание на жанр, использовав своеобразный оксюморон.

Перед нами лирическая проза, подлинными создателями которой являлись в XIX веке Уолт Уитмен («Листья травы») и Шарль Бодлер («Маленькие стихотворения в прозе»). И те и другие произведения Тургенев знал, а Уитмена даже переводил на русский язык. Именно высокая оценка такой прозы в чужом исполнении подтолкнула его к созданию собственной. Таким образом, на первом этапе работы мы рассматриваем цикл в контексте европейской литературы. Можно зачитать несколько текстов указанных произведений Бодлера и Уитмена, чтобы ощутить сходство.

Что делает тургеневскую прозу поэзией?

    Краткость. От 3 («Житейское правило»), 4 5 («Ты заплакал», «Простота», «Любовь») строк до 1,5 2 страниц («Повесить его», «Дрозд», «Деревья» и др.). Не более того…

    Лиризм, автобиографичность. Отсутствие фабульной (событийной) развернутости, иногда основным событием становятся чувства, переживания. Рассказ ведется от первого лица, при этом часто употребляется местоимение «Я», четко определяется, что перед нами случай из жизни автора, его видение, его сон.

    Обилие тропов, средств речевой выразительности (анафор, инверсий, повторов), что делает произведения поэтичными, мелодичными, ритмичными. Ученики приводят многочисленные примеры.

Итак, перед нами поэзия, хотя отсутствие рифм, графическое оформление сближает их с прозой.

Но это не просто стихи, а объединенные в цикл. Что их связывает между собой?

Жанровые формы разнообразны, но повторяемы, есть излюбленные.

а) сны, видения («Конец света», «Насекомое», «Природа», «Встреча» сны; «Черепа», «Порог», «Христос» и др. видения);

б) воспоминания («Соперник», «Маша», «Воробей», «Повесить его!», «Мы еще повоюем» и др.);

в) легенды, притчи, сказки «Дурак», «Восточная легенда» «Враг и друг»).

г) философские и психологические размышления «Старик», «Сфинкс», Камень», «Стой!» и др.).

Есть единство на уровне темы, проблематики, идейного содержания.

а) Общественно-политическая проблематика:

    об отношениях русского народа и интеллигенции («Порог», «Чернорабочий и белоручка»);

    о нравственном превосходстве простого русского мужика, его сердечной чуткости, отзывчивости («Маша», «Два богача», «Повесить его!»).

б) Нравственная проблематика:

Здесь много сатирических миниатюр «Довольный человек», «Дурак», «Эгоист» «Гад», «Житейское правило».

в) Философская проблематика:

Особенно много размышлений о смерти. Мотивы смерти, старости, одиночества учащиеся определяют как сквозные в стихотворениях: «Что я буду думать?», «Собака», «Последнее свидание», «Старик», «Завтра! Завтра!» и др.

Смерть предстает и в аллегорических образах Старухи, черепов, сходящихся на светский раут, и в образе страшного насекомого, мухи, конца света, темноты.

Размышления о величии и вечности природы (космоса) и бренности жизни тоже одна из сквозных тем. Она звучит в стихотворениях «Разговор», «Природа», «Мои деревья», «Морское плавание».

Размышление о мимолетности и вечной силе красоты: «Посещение», «Стой!».

Вера во всепобеждающую силу жизни, в величие любви звучит в стихотворениях «Воробей», «Мы еще повоюем», «Уа-Уа!», «Лазурное царство».

Настроение грустное, меланхоличное, заданное стихотворениями о старости, одиночестве, смерти сменяется жизнеутверждающим, оптимистичным. Случайно ли то, что Тургенев расположил после «Песочных часов» «Уа-Уа!», а после «Воробья» «Черепа»? Нет, не случайно. В этом утверждение цикличности наших чувств, переживаний. Цикличность основной закон развития, в этом цикле стихотворений он характеризует состояние души лирического героя.

Каков он, лирический герой цикла?

Умудренный жизнью, во многом разочаровавшийся, но и влюбленный в жизнь, находящийся в ожидании смерти, одинокий, но и умеющий любить, ценить красоту…

Все это Тургенев, его душа!

Не стоит забывать, что цикл был создан в конце 70-х годов, писатель в это время был уже немолод, жил во Франции, вдали от родины, не имел своей семьи.

И.С. Тургенев «Стихотворения в прозе»: целостный анализ цикла

Задание. Найдите и исправьте как можно более тщательно - лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки в учебном сочинении. Допишите свой вариант заключения к сочинению.

Текст сочинения

«Что за гуманность, что за теплое слово при простоте и радужных красках, что за грусть, покорность судьбе и радость за человеческое существование», писал П.В. Анненков о одном из последних тургеневских произведений «Стихотворения в прозе» (« Senilia «).

В конце 70-х годов, когда создавался этот цикл, немолодой уже писатель был одинок. Живя за границей, он чувствовал тоску по родной природе, народу. Не создав своей семьи, жил бедами и радостями семьи Полины Виардо. Но главное ‒ в его душе было то щемящее чувство одиночества, которое он испытывал перед лицом приближающейся смерти.

Прочитать цикл «Стихотворения в прозе» значит проникнуть в душу старого человека. Ведь недаром Тургенев выбрал для него и второе название « Senilia » («Старческое»). Что в этой душе?

Рожденная годами жизни и раздумий мудрость, любование красотой жизни, страх перед смертью, воспоминания о прожитом. Негодование и сарказм сменяется радостью и умиротворением, но чаще элегической печалью, грустью. Уходящий из жизни думает о вечном, а мысли эти невеселы.

Мотив смерти становится основным в произведениях цикла. То она является в аллегорических образах: старухи («Старуха»), «маленькой и сгорбленной», с «желтым, морщинистым, востроносым, беззубым лицом», мухи («Насекомое»), укусившей самого беззаботного человека, черепов («Черепа»), сходящихся на светский раут. То появляется в образе конца света, темноты, которой не минует никто («Конец света»).

С мотивом смерти связана и тема величия и вечности природы, установившей смерть как закон развития. В стихотворениях «Природа», «Морское плавание» звучит мысль: «Все мы дети одной матери — Природы». Все! Неважно, человек ты или птица, блоха или животное. Все бренны перед лицом вечности. Символом вечности становятся горы («Разговор»), деревья («Мои деревья»). Две альпийские вершины Юнгфрау и Финстерааргорн живут в ином пространственно-временном измерении, нежели люди («черные козявки») у их подножий. Тысячелетия человеческой жизни для них ‒ одна минута. Разговаривая несколько минут, миновала целая человеческая цивилизация. В стихотворении «Мои деревья» «чахлый, скрюченный» хозяин богатейшего поместья, приветствовавший «на моей наследственной земле, под сенью моих вековых деревьев «своего гостья, получает приговор: не может «полумертвый червяк» называть своим то, что более вечнее его. Старый дуб становится символом вечности. Размышляя о вечном, лирический герой испытывает грусть, иногда доходящую до пессимизма. Но это настроение сменяется радостным, торжествующим в тех стихах, где ощутима вера в силу жизни, в величие любви ‒ «Воробей», «Мы еще повоюем!», «Уа-уа!»

Взъерошенный черногрудый воробей «с отчаянным и жалким писком защищал своего птенца от собаки, зубастой, с раскрытой пастью». Сила, подвигнувшая маленькую птицу на этот подвиг, названа любовью. В любви видит Тургенев преодоление смерти и страха смерти. «Только любовью держится и движется жизнь», ‒ утверждает он. Преодоление смерти ‒ и в утверждении прекрасного. Да, все прекрасное проходит мгновенно. Но встреча с прекрасным дает ощущение вечности данного мгновения.

Редакторская правка

Одной из самых мучительных загадок для Тургенева всегда была Природа, ибо она для писателя являлась истинным Божеством. В ее сущности он пытался обрести гармонию и покой.

Но Природа и ужасала его – своего певца – равнодушием и отсутствием видимой цели в творимой ею жизни: «. она заставляет кровь обращаться в моих жилах без всякого моего участия, и она же заставляет звезды появляться на небе, как прыщи на коже, и это ей одинаково ничего не стоит, и нет ей в том большой заслуги. Это штука – равнодушная, повелительная, прожорливая, себялюбивая, подавляющая – это жизнь, природа или Бог; называйте ее как хотите, но не поклоняйтесь ей. Ибо в акте творения заключается не больше славы, чем есть славы в падающем камне, в текущей воде, в переваривающемся желудке. » – писал И. С. Тургенев 28 июля 1846 года Полине Виардо.

Природа являлась для Ивана Сергеевича и первопричиной гамлетовского начала – одного из проявлений ее всеобщего закона, он видит в ней «всеобщую и бесконечную гармонию». в которой существуют все и вся. Все жизни сливаются в мировую жизнь – это общая тайна, которую мы видим и не видим. В Природе все обособлено и в то же время слито – это общая тайна. Человеку порой трудно или даже невозможно найти успокоение в «бесконечности гармонии». ибо она вне разума.

Безразличие Природы, воплощенное в незыблемости ее законов, – вот что питало космический пессимизм Тургенева. «Для меня в непреложности законов природы есть

самое ужасное, так как я никакой цели, ни злой, ни благой, не вижу в них», – говорил он Полонскому в конце жизни.

Грустным итогом подобных размышлений стало стихотворение в прозе «Природа». Поэт обращается к «нашей общей матери» с вопросом о ее заботах: «не о будущих ли судьбах человечества» они? Но оказывается, что предмет для ее дум – «Как бы придать большую силу мышцам ног блохи, чтобы ей Удобнее было спасаться от врагов своих». Поэт потрясен: «Но разве мы, люди, не любимые твои дети? » Природа же холодно спокойна: «- Все твари мои дети, – промолвила она, – и я одинаково о них забочусь – и одинаково их истребляю. – Но добро. разум. справедливость. – пролепетал я снова. – Это человеческие слова, – раздался железный голос. – Я не ведаю ни добра, ни зла. Разум мне не закон – и что такое справедливость? Я тебе дала жизнь – я ее отниму и дам другим, червям или людям. мне все равно. А ты пока защищайся – и не мешай мне! »

Разум художника не может постигнуть этого противоречия и безнадежности существования – разум ищет опоры. Тургенев – прекрасный лирик, его и прозаические произведения изобилуют описаниями картин природы. Причем природа в них созвучна настроениям героев или выступает в контрасте с ним. Это типичное для XIX века изображение природы получило свое продолжение в произведениях Ф. Достоевского, Л. Толстого, Н. Некрасова.

И сегодня мы часто смотрим вокруг глазами И. С. Тургенева.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Стихотворение «Не то, что мните вы, природа» написано Тютчевым в лучших традициях русской гражданской обличительной поэзии восемнадцатого столетия. Вот только...
  2. Стихотворение «Природа – сфинкс» было создано Федором Ивановичем Тютчевым в родовом имении Овстуг в последний период своего творчества, в августе...


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!