Столица ассирийской державы. Где находится Ассирия

Первой империей Древнего мира была Ассирия. Это государство просуществовало на мировой карте почти 2000 лет - с XXIV по VII век до нашей эры, и около 609 г. до н. э. прекратило свое существование. Первые упоминания об Ассирии были обнаружены у античных авторов, таких как Геродот, Аристотель и другие. Также Ассирийское царство упоминается и в некоторых книгах Библии.

География

Ассирийское царство находилось в верхнем течении и протянулось от нижнего течения Малого Заба на юге до гор Заграс на востоке и гор Масиос на северо-западе. В разные эпохи своего существования оно располагалось на землях таких современных государств, как Иран, Ирак, Иордания, Израиль, Палестина, Турция, Сирия, Кипр и Египет.

Многовековой истории известна не одна столица Ассирийского царства:

  1. Ашшур (первая столица, находилась в 250 км от современного Багдада).
  2. Экаллатум (столица верхней Месопотамии, находилась в среднем течении Тигра).
  3. Ниневия (находилась на территории современного Ирака).

Исторические периоды развития

Так как история Ассирийского царства занимает слишком большой временной промежуток, то эпоху его существования условно делят на три периода:

  • Староассирийский период - XX -XVI века до нашей эры.
  • Среднеассирийский период - XV-XI века до нашей эры.
  • Новоассирийское царство - X-VII века до нашей эры.

Каждый из периодов характеризовался своей внутренней и внешней политикой государства, у власти стояли монархи из различных династий, каждый последующий период начинался подъёмом и расцветом государственности ассирийцев, сменой географии царства и изменением внешнеполитических ориентиров.

Староассирийский период

Ассирийцы пришли на территорию реки Евфрата в середине XX в. до н. э., говорили эти племена на Первым построенным ими городом был Ашшур, названный в честь своего верховного божества.

В этот период еще не существовало единого Ассирийского государства, поэтому наибольшим владетельным номом стал Ашшур, который являлся вассалом царства Митании и касситской Вавилонии. Ном сохранял некоторую независимость во внутренних делах поселений. К Ашшурскому ному относилось несколько небольших сельских поселений во главе со старейшинами. Город развивался достаточно быстро благодаря удачной географическому расположению: именно через него проходили торговые пути с юга, запада и востока.

Говорить о правящих в этот период монархах не принято, так как правители не имели всех политических прав, характерных для носителей такого статуса. Этот период в истории Ассирии был выделен историками для удобства как предыстория Ассирийского царства. До падения Аккада в XXII веке до н.э. Ашшур входил в его состав, а после его исчезновения стал независимым на короткий период времени, и лишь в XXI веке до н. э. был захвачен Уром. Лишь спустя 200 лет власть переходит к правителям - ашшурцам, с этого момента начинается бурный рост торговли и товарного производства. Однако такое положение внутри государства просуществовало недолго, и через 100 лет Ашшур теряет свою значимость центрального города, и наместником в нем становится один из сыновей правителя Шамшт-Адада. Вскоре город оказывается под властью царя Вавилона Хаммурапи, и лишь около 1720 года до н. э. начинается постепенный расцвет независимого Ассирийского государства.

Второй период

Начиная с XIV века до нашей эры ассирийские правители в официальных документах уже именуются царями. Более того, при обращении к фараону Египта они говорят «Наш брат». В этот период идет активная военная колонизация земель: осуществляются вторжения на территорию государства Хеттов, набеги на Вавилонское царство, в города Финикии и Сирии, и в 1290-1260 гг. до н. э. заканчивается территориальное оформление Ассирийской империи.

Новый подъем захватнических войн ассирийцев начался при царе Тиглатпаласаре, который смог захватить Северную Сирию, Финикию и часть Малой Азии, более того, царь несколько раз выходил на кораблях в Средиземное море, чтобы показать свое превосходство перед Египтом. После кончины монарха-завоевателя в государстве начинается упадок, и все последующие цари уже не могут сохранить ранее захваченные земли. Ассирийское царство было вытеснено на свои коренные земли. Документов периода XI-X веков до н. э. не сохранилось, что свидетельствует об упадке.

Новоассирийское царство

Новый этап в развитие Ассирии начался после того, как ассирийцам удалось избавиться от арамейских племен, пришедших на их территорию. Именно государство, созданное в этот период, принято считать первой империей в истории человечества. Затяжной кризис Ассирийского царства смогли прекратить цари Адад-Нирари II и Адид- Нирари III (именно с его матерью Семирамидой связывают существование одного из 7 чудес света - Висячих садов). К сожалению, три следующих царя не смогли устоять под ударами внешнего противника - царства Урарту, и проводили неграмотную внутреннюю политику, что существенно ослабило государство.

Ассирия при Тиглапаласаре III

Настоящий подъем царства начался в эпоху царя Тиглапаласара III. Находясь у власти в 745-727 гг. до н. э., он смог захватить земли Финикии, Палестины, Сирию, Дамасское царство, именно в годы его правления был разрешен многолетний военный конфликт с государством Урарту.

Удачи во внешней политике обусловлены проведением внутриполитических реформ. Так, царь начал насильственное переселение на свои земли жителей с захваченных государств, вместе с семьями и имуществом, что привело к распространению арамейского языка на территории всей Ассирии. Царь решил проблему сепаратизма внутри страны, разделив крупные области на множество мелких во главе с наместниками, не допустив, таким образом, зарождения новых династий. Также царь взялся за реформирование состоявшее из ополченцев и военных колонистов, было реорганизовано в профессиональную регулярную армию, получавшую жалованье из казны, были введены новые рода войск - регулярная кавалерия и саперы, особое внимание было уделено организации службы разведки и связи.

Удачные военные кампании позволили Тиглатпаласару создать империю, простиравшуюся от Персидского залива до Средиземного моря, и даже короноваться как царь Вавилона - Пулу.

Урарту - царство (Закавказье), в которое вторгались ассирийские правители

Царство Урарту располагалось на нагорья и занимало территорию современных Армении, восточной Турции, северо-западного Ирана и Нахичеванской АР Азербайджана. Расцвет государства пришелся на конец IX - середину VIII века до нашей эры, упадку Урарту во многом способствовали войны с Ассирийским царством.

Получив трон после смерти отца, царь Тиглатпаласар III стремился вернуть своему государству контроль над малоазийскими торговыми путями. В 735 году до н. э. в решающем сражении на западном берегу Евфрата ассирийцы смогли разбить армию Урарту и продвинуться вглубь царства. Монарх Урарту Сардури сбежал и вскоре умер, государство оказалось в плачевном состоянии. Его наследник Руса I смог установить временное перемирие с Ассирией, которое вскоре было нарушено ассирийским царем Саргоном II.

Воспользовавшись тем, что Урарту было ослаблено поражением, полученным от племен киммерийцев, Саргон II в 714 году до н. э. уничтожил урартское войско, и, таким образом, Урарту и зависимые от него царства оказались под властью Ассирии. После этих событий Урарту утратило свое значение на мировой арене.

Политика последних ассирийских царей

Наследник Тиглатпаласара III не смог удержать в своих руках основанную его предшественником империю, и со временем Вавилон объявил о своей независимости. Следующий царь, Саргон II, в своей внешней политике не ограничился владением только царством Урарту, он смог вернуть Вавилон под контроль Ассирии и короновался как вавилонский царь, также ему удавалось подавлять все восстания, возникающие на территории империи.

Царствование Синаххериба (705-680 гг. до н. э.) характеризовалось постоянным противостоянием царя со жрецами и горожанами. Во время его правления бывший царь Вавилона вновь попытался восстановить свою власть, это привело к тому, что Синаххериб жестоко расправился с вавилонянами и полностью разрушил Вавилон. Недовольство политикой царя привело к ослаблению государства и, как следствие, вспышкам восстаний, некоторые государства вновь обрели независимость, а Урарту вернул себе ряд территорий. Такая политика привела к убийству царя.

Получив власть, наследник убитого царя Асархаддон первым делом взялся за восстановление Вавилона и налаживание отношений со жрецами. Что касается внешней политики, царю удалось отразить вторжение киммерийцев, подавить антиассирийские восстания в Финикии и предпринять удачный поход в Египет, результатом которого стал захват Мемфиса и восхождение на трон Египта, однако удержать эту победу царю не удалось из-за неожиданной смерти.

Последний царь Ассирии

Последним сильным царем Ассирии был Ашшурбанипал, известный как наиболее грамотный правитель Ассирийского государства. Именно он в своем дворце собрал уникальную библиотеку из глиняных дощечек. Время его правления характеризовалось постоянной борьбой с вассальными государствами, желающими вернуть себе независимость. Ассирия в этот период воевала с царством Эламом, что привело к полному разгрому последнего. Египет и Вавилон хотели вернуть себе независимость, однако в результате многочисленных конфликтов им это не удалось. Ашшурбанипалу удалось распространить свое влияние на Лидию, Мидию, Фригию, разгромить Фивы.

Гибель Ассирийского царства

Смерть Ашшурбанапала положила начало смуте. Ассирия потерпела поражение от Мидийского царства, независимость получил Вавилон. Объединёнными войсками мидийцев и их союзниками в 612 году до н. э. был разрушен главный город Ассирийского царства - Ниневия. В 605 году до н. э. при Каркемише вавилонский наследник Навуходоносор разбил последние воинские части Ассирии, таким образом, Ассирийская империя была уничтожена.

Историческое значение Ассирии

Древнее Ассирийское царство оставило после себя множество культурных и исторических памятников. До нашего времени сохранилось множество барельефов со сценами из жизни царей и вельмож, шестиметровые скульптуры крылатых богов, множество керамики и ювелирных украшений.

Большой вклад в развитие знаний о Древнем мире внесла обнаруженная библиотека с тридцатью тысячами глиняных табличек царя Ашшурбанипала, где были собраны знания по медицине, астрономии, инженерии, и даже упоминался Великий потоп.

На высоком уровне развития находилась инженерия - ассирийцы смогли построить канал-водопровод и акведук шириной 13 метров и длиной 3 тысячи метров.

Ассирийцы смогли создать одну из сильнейших армий своего времени, на вооружении у них были колесницы, тараны, копья, в боях воины использовали обученных собак, армия была хорошо экипирована.

После падения Ассирийского государство наследником многовековых достижений стал Вавилон.

Ассирия – древнее государство в Северном Междуречье (на территории современного Ирака). Ассирийская империя просуществовала почти две тысячи лет, начиная с XXIV века до н.э. и до её уничтожения в VII веке до н.э. (около 609 до н. э.) Мидией и Вавилонией.
Созданное ассирийцами государство со столицей в городе Ниневия (пригород нынешнего города Моссул) существовало с начала II тысячелетия примерно до 612 г. до н.э., когда Ниневия была разрушена объединившимися войсками Мидии и Вавилонии.

Крупными городами были также Ашшур, Калах и Душ-Шаррукин («Дворец Саргона»). Цари Ассирии сосредоточили в своих руках почти всю полноту власти – они одновременно занимали должность верховного жреца, и военного вождя, а некоторое время даже – казначея. Царскими советниками были привилегированные военачальники (управляющие провинциями, обязательно служившие в армии и платившие царю дань). Земледелием занимались рабы и зависимые работники.



Ассирия достигла вершины мог ущества во время правления династии Саргонидов (конец VII–VII века до н.э.). Саргон II, основатель новой династии, захватил Израильское царство и переселил его жителей, разрушил хеттские крепости и раздвинул границы царства до Египта. Его сын Синнахериб запомнился тем, что после восстания в Вавилоне (689 г. до н.э.) сравнял этот город с землей. Своей столицей он избрал Ниневию, отстроив её с величайшей пышностью. Территория города была значительно увеличена и обнесена мощными укреплениями, был построен новый дворец, обновлены храмы. Для снабжения города и разбитых вокруг него садов хорошей водой соорудили акведук высотой 10 м.


Захватнические военные походы ассирийцы начали со второй половины VIII века до н. э., в результате чего образовалась огромная империя. Ассирийцы захватили всю Месопотамию, Палестину, и Кипр, территории современных Турции и Сирии, а также Египет (который, однако, потеряли спустя 15 лет). На покоренных землях они образовали провинции, обложив их ежегодной данью, а наиболее искусных ремесленников переселяли в ассирийские города (вероятно, поэтому в искусстве Ассирии заметно влияние культур окружающих народов). Своей империей ассирийцы управляли очень сурово, депортируя или казня всех бунтовщиков.


Различают три периода в истории Ассирии:
Староассирийский (XX–XVI вв. до н.э.)
Среднеассирийский (XV–XI вв. до н.э.)
Новоассирийский (X–VII вв. до н.э.)

Староассирийский период

Ухудшение климата на Аравийском полуострове во второй половине 3-го тысячелетия до нашей эры вызвало переселение оттуда семитских племён к среднему течению Евфрата и далее на север и восток. Северной группой этих семитских переселенцев были ассирийцы, тесно связанные по происхождению и языку с племенами, расселившимися на той части Месопотамии, где Евфрат приближается к Тигру и получивших название аккадцев. Ассирийцы говорили на северном диалекте аккадского языка.
Первый город, построенный ассирийцами (вероятно, на месте субарейского поселения) – они назвали Ашшур, по имени своего верховного бога Ашшура.


Города, впоследствии составившие ядро ассирийского государства (Ниневия, Ашшур, Арбела и др.), до XV века до н. э.. Сначала Ашшур был центром сравнительно небольшого, номового, преимущественно торгового государства, в котором ведущую роль играли купцы. Ассирийское государство до 16 в до н. э. называлось «алум Ашшур», то есть народ или община Ашшур. Используя близость своего города к важнейшим торговым путям, купцы и ростовщики Ашшура проникли в Малую Азию, и основали там свои торговые колонии, важнейшей из которых является город Каниш.
С III тыс. до н.э. – номовое государство Ашшур на среднем Тигре.
В XXI в. до н.э. – входил в державу III династии Ура.
Около 1970 г. до н.э. – власть переходит к коренным ашшурцам.
Около 1720 г. до н.э. – правитель из рода аморейского вождя Шамши-Адада восстанавливает независимость.

Среднеассирийский период

В XIV–IX веках до н.э. Ассирия неоднократно подчиняла всю Северную Месопотамию и прилегающие районы.
Середина XV в. до н. э. – зависимость от Митанни.
Ашшур-убаллит I (1353–1318 гг. до н.э.) – начало формирования империи.
Адад-нирари I (1295–1264 гг. до н.э.) – закончил оформление империи.
Вторая половина XIV–XIII вв. до н.э. – войны с хеттами и вавилонянами.
XII в. до н. э. – полоса упадка в борьбе с балканскими племенами мушков.
Тиглатпаласар I (1114–1076 гг. до н.э.) – новый подъём.


Около 1000 г. до н. э. – интервенция кочевников-арамеев, очередной упадок. После смерти Тиглатпаласара I ассирийцам не только не удалось закрепиться к западу от Евфрата, но и даже отстоять территории к востоку от него. Попытки последующих ассирийских царей заключить против вездесущих арамеев союз с царями Вавилонии тоже не принесли пользы. Ассирия оказалась отброшенной на свои коренные земли, а её экономическая и политическая жизнь пришла в полный упадок. С конца XI по конец X вв. до н. э. из Ассирии до нашего времени не дошло почти никаких документов или надписей.

Новоассирийский период

Новоассирийское царство. Новый период в истории Ассирии начался лишь после того, как она сумела оправиться от арамейского вторжения. Период наивысшего могущества Ассирии – VIII–VII век до н.э. Новая Ассирийская империя (750–620 г. до н.э.) считается первой империей в истории человечества.


Адад-нирари II (911–891 гг. до н.э.) – вывел страну из кризиса, последующие правители – в основном завоеватели.
Адад-нирари III (810–783 гг. до н.э.) – вначале правил под опекой матери Шаммурамат.
Первая половина VIII в. до н.э. – потеря владений под ударами Урарту.
Тиглатпаласар III (745–727 гг. до н.э.) – новое возвышение Ассирии, разгром Урарту.
Салманасар V (ок. 727 – 722 гг. до н.э.) – завоевание Израильского царства.
671 г. до н. э. – Ассархаддон (680–669 гг. до н.э.) – завоевание Египта.
Ашшурбанапал (668–627 гг. до н.э.) – распространение власти Ассирии на Лидию, Фригию, Мидию, разгром Фив.
630-е гг. до н.э. – нападение Мидийцев, до этого бывших в союзе.
609 г. до н.э. – последняя территория – Харран на западе Верхней Месопотамии – завоёвана Вавилонией.

Ассирийское войско

Во время правления Тиглатпаласара III (745–727 гг. до н. э.) было реорганизовано. Ассирийское войско, ранее состоявшее из воинов, имевших земельные наделы. С этих пор основа армии состояла из обедневших земледельцев, вооружённых за счёт государства. Так возникло постоянное войско, носившее название «царский отряд», в который включались и пленные. Также имелся особый отряд воинов, охранявший царя. Численность постоянного войска так возросла, что некоторые походы Тиглат-Палассар осуществил, не прибегая к племенным ополчениям.
В ассирийском войске было введено однообразное вооружение. Солдаты применяли луки с металлическими наконечниками на стрелах, пращи, короткое копье с бронзовым наконечником, меч, кинжал, железные палицы. Усовершенствовано было и защитное вооружение: шлем имел подвеску, прикрывавшую затылок и боковые части головы; воины, ведущие осадные работы, были одеты в сплошные длинные панцири, сделанные из волокна, обшитого продолговатыми бронзовыми пластинками; щиты ассирийских воинов были разнообразны как по форме и материалу, так и по назначению – от легких круглых и четырёхугольных до высоких прямоугольных с навесом, защищавшим воина сверху. Воин имел при себе бронзовую кирку на длинной деревянной рукоятке, которая применялась при прокладке дорог, устройстве оборонительных сооружений, разрушении завоеванных крепостей, обычно уничтожавшихся до основания, а также железный топор. Запасы оружия и снаряжения хранились в царских арсеналах.






Основным войском считался кисир. Кисир делился на пятидесятки, которые подразделялись на десятки. Несколько кисир составляли эмуку (силу).
Ассирийская пехота делилась на тяжелую и легкую. Тяжелая пехота была вооружена копьями, мечами и имела защитное вооружение – панцири, шлемы и большие щиты. Легкая пехота состояла из лучников и пращников. Боевую единицу обычно составляли два воина: лучник и щитоносец.
Наряду с этим имелись и боевые единицы, состоявшие только из тяжеловооружённых воинов. Ассирийская пехота действовала в сомкнутом строю лучников, ведущих бой под прикрытием тяжелых пехотинцев со щитами. Пехотинцы метали в неприятеля стрелы, дротики и камни.
Важную часть ассирийского войска составляли боевые колесницы, которые начали использовать с 1100 года до н. э. В них были запряжены две-четыре лошади, а к кузову прикреплялся колчан со стрелами. Экипаж её состоял из двух воинов – лучника и возницы, вооружённого копьем и щитом. Иногда экипаж усиливался двумя щитоносцами, которые прикрывали лучника и возницу. Боевые колесницы применялись на ровной местности и были надежным средством для действий против иррегулярных войск.
Кроме того, в ассирийском войске появились зачатки совершенно новых родов войск – конницы и «инженерных» войск. Всадники в большом количестве впервые появились в ассирийском войске в IX веке до н. э. Вначале всадник сидел на неоседланной лошади, а затем было изобретено высокое седло без стремян. Всадники вели бой парами: один был вооружен луком, другой копьем и щитом. На вооружении всадников иногда имелись мечи и булавы. Однако конница ассирийцев была ещё иррегулярной и не вытесняла боевые колесницы.
Для выполнения различного рода землекопных, дорожных, мостовых и других работ ассирийское войско имело особые отряды, положившие начало развитию инженерных войск. На вооружении войска были тараны и катапульты для разрушения крепостных стен, осадные башни и штурмовые лестницы, а также переправочные средства – бурдюки (на них переправлялись через реки отдельные воины, из них же устраивали плоты и плавучие мосты). Финикийские мастера строили для Ассирии боевые корабли типа галер с острым носом для нанесения таранного удара судам противника. Гребцы в них располагались в два яруса. Корабли строились на Тигре и Евфрате и спускались в Персидский залив.








Алфавит Библиотека Ашшурбанипала

Армия. Отношение к покоренным народам. Ассирийская армия делилась на конницу, которая, в свою очередь, подразделялась на колесничью и простую конницу, и на пехоту – легковооруженную и тяжеловооруженную. Ассирийцы в более поздний период своей истории, в отличие от многих государств того времени, под влиянием индоевропейских народов – например, скифов, славившихся своей конницей (известно, что скифы были на службе у ассирийцев, а их союз был закреплен браком между дочерью ассирийского царя Асархаддона и скифским царем Бартатуа), стали широко применять простую конницу, что дало возможность успешно преследовать отступающего неприятеля. Благодаря наличию металла в Ассирии, ассирийский тяжеловооруженный воин был относительно хорошо защищен и вооружен. Помимо данных родов войск, впервые в истории в ассирийской армии применялись вспомогательные инженерные войска (набираемые в основном из рабов), которые занимались прокладкой дорог, сооружением понтонных мостов и лагерей-крепостей. Ассирийская армия одна из первых (а может быть, и самая первая) стала применять различные осадные орудия, такие как таран и специальное приспособление, чем-то напоминающую баллисту из воловьих жил, стрелявшую по осажденному городу камнями весом до 10 кг на расстояние 500-600 м. Царям и полководцам Ассирии были знакомы фронтальные и фланговые атаки и сочетание этих атак. Также довольно хорошо была налажена система шпионажа и разведки в странах, где планировались военные операции или была опасность для Ассирии. Наконец, довольно широко применялась система оповещения, наподобие сигнальных маяков. Ассирийская армия старалась действовать неожиданно и быстро, не давая противнику возможности опомниться, часто совершая внезапные ночные налеты на неприятельский лагерь. Когда было необходимо, ассирийская армия прибегала к тактике «взятия измором», уничтожая колодцы, перекрывая дороги и т.д. Все это делало ассирийскую армию сильной и непобедимой. Чтобы ослабить и держать в большем подчинении покоренные народы, ассирийцы практиковали переселение покорившихся народов в другие, нехарактерные для их хозяйственной деятельности районы ассирийской империи. Например, оседлые земледельческие народы переселяли в пустыни и степи, пригодные лишь для кочевников. Так, после захвата ассирийским царем Саргоно II государства Израиль 27000 тысяч израильтян были переселены в Ассирию и Мидию, а в сам Израиль заселили вавилонян, сирийцев и арабов, которые впоследствии стали известны под названием самаритян и вошли в новозаветную притчу о «добром самаритянине». Следует также отметить, что по своей жестокости ассирийцы превзошли все другие тогдашние народы и цивилизации, тоже не отличавшиеся особой гуманностью. Самые изощренные пытки и казни над побежденным врагом считались для ассирийцев нормальным явлением. На одном из рельефов видно, как ассирийский царь пирует в саду вместе со своей супругой и наслаждается не только звуками арф и тимпанов, но и кровавым зрелищем: на дереве висит отрубленная голова одного из его врагов. Подобная жестокость служила для запугивания врагов, а также отчасти имела религиозно-ритуальные функции.

Государственный строй. Население. Семья Первоначально город-государство Ашшур (ядро будущей Ассирийской империи) представлял из себя олигархическую рабовладельческую республику, управляемую советом старейшин, который менялся каждый год и набирался из наиболее зажиточных жителей города. Доля царя в управлении страной была невелика и сводилась к роли главнокомандующего армией. Однако постепенно царская власть усиливается. Перенос столицы из Ашшура без видимых причин на противоположенный берег Тигра ассирийским царем Тукульти-Нинуртом I (1244–1208 до н.э.) свидетельствует, по всей видимости, о желании царя порвать с ашшурским советом, который становился лишь советом города.Главной основой Ассирийского государства были сельские общины, которые являлись собственниками земельного фонда. Фонд делился на участки, принадлежавшие отдельным семьям. Постепенно, по мере успешных захватнических походов и накопления богатств, выделяются богатые общинники-рабовладельцы, а их бедные собратья по общине попадают к ним в долговое рабство. Так, например, должник обязан был к жатве предоставить богатому соседу-кредитору определенное количество жнецов взамен погашения процента на сумму займа. Также весьма распространенным способом попадания в долговое рабство была отдача должника во временное рабство кредитору в качестве залога. Знатные и зажиточные ассирийцы не выполняли никаких повинностей в пользу государства. Различия между богатыми и бедными жителями Ассирии показывала одежда, вернее, качество материала и длина «канди» – рубашки с коротким рукавом, широко распространенной на древнем Ближнем Востоке. Чем знатнее и богаче был человек, тем длиннее было его канди. Кроме того, все древние ассирийцы отращивали густые длинные бороды, считавшиеся признаком нравственности, и тщательно за ними ухаживали. Бороды не носили только евнухи. До нас дошли так называемые «среднеассирийские законы», регламентирующие различные стороны повседневной жизни древней Ассирии и являющиеся, наряду с законами Хаммурапи, древнейшими юридическими памятниками.В древней Ассирии существовала патриархальная семья. Власть отца над детьми мало отличалась от власти хозяина над рабами. Дети и рабы одинаково причислялись к имуществу, из которого кредитор мог брать возмещение за долг. Положение жены также мало отличалось от рабского, так как жена приобреталась путем купли. Муж имел юридически обоснованное право прибегать к насилию по отношению к своей жене. Жена после смерти мужа доставалась родственникам последнего.Стоит отметить также, что внешним признаком свободной женщины было ношение покрывала, закрывавшего лицо. Эту традицию впоследствии переняли мусульмане.


Ассирийцы (арам. ܐܬܘܪ̈ܝܐ, самоназвания – атураи, сураи, встречаются также названия айсоры, суриани, халдеи, сиро-халдеи, сирийцы, арм. Ասորիներ, груз. ასურელები) – народ, происходящий от древнего населения Передней Азии. Происхождение возводится к обитателям Ассирийской империи. Непосредственными предками современных ассирийцев являются говорившие по-арамейски жители Месопотамии, принявшие в IV веке христианство.
Современные ассирийцы говорят на северо-восточных новоарамейских языках, входящих в семитскую семью. В местах своего исконного проживания почти все ассирийцы были двух-, трёх-, а иногда и четырёх-язычны, владея помимо своего родного языка языками окружения – арабским, персидским и/или турецким. В диаспоре, где находится сейчас большинство ассирийцев, многие перешли на языки нового окружающего населения. Во втором-третьем поколении многие ассирийцы уже не знают своего этнического языка, в результате чего многие новоарамейские языки находятся под угрозой исчезновения.
Ассирийцы живут в Иране, Северном Ираке, Сирии, Турции. Общины ассирийцев есть также в Ливане, России, Украине, США, Швеции, Грузии, Армении, Германии, Великобритании и других странах. Надёжные данные по количеству ассирийцев отсутствуют. Общая численность, по разным источникам, составляет от 350 тысяч до 4 миллионов человек.

  • Где находится Ассирия

    «Из сей земли вышел Ассур и построил Ниневию, Реховофир, Калах и Ресен между Ниневиею и между Калахом; это город великий» (Быт. 10:11,12)

    Ассирия – одно из величайших государств древнего мира, вошедшее в историю благодаря своим выдающимся воинским походам и завоеваниям, культурным достижениям, искусству и жестокости, знанию и силы. Как и на все великие державы древности, на Ассирию можно смотреть разными глазами. Именно Ассирия обладала первой профессиональной, дисциплинированной армией древнего мира, армией-победительницей, заставлявшей трепетать в страхе соседние народы, армией сеющей ужас и страх. Но именно в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала сохранилась необычайно большая и ценная коллекция глиняных табличек, ставшей ценнейшим источником для изучения науки, культуры, религии, искусства и быта тех далеких времен.

    Где находится Ассирия

    Ассирия в моменты своего высочайшего развития владела обширными территориями как междуречья Тигра и Евфрата, так и обширным восточным побережьем Средиземного моря. На восток владения ассирийцев простирались почти до Каспийского моря. Сегодня на территории бывшего ассирийского царства находятся такие современные страны как Ирак, Иран, часть Турции, часть Саудовской Аравии.

    История Ассирии

    Величие Ассирии, впрочем, как и всех великих держав, в истории проявилось не сразу, ему предшествовал долгий период формирования и зарождения ассирийской государственности. Сформировалась эта держава из кочевых пастухов-бедуинов, некогда обитающих в аравийской пустыни. Хотя пустыня там сейчас, а раньше там была очень даже приятная степь, но климат изменился, пришли засухи и многие пастухи-бедуины вследствие этой причины предпочли переселиться на плодородные земли в долине реки Тигр, где основали город Ашшур, он то и стал началом создания могучего Ассирийского государства. Местоположение Ашшура было выбрано очень удачно – он находился на пересечении торговых путей, по соседству располагались другие развитые государства древнего мира: Шумер, Аккад, интенсивно торговавшие (но не только, порой и воевавшие) друг с другом. Одним словом, очень скоро Ашшур превратился в развитый торговый и культурный центр, где главенствующую роль играли купцы.

    На первых порах Ашшур – сердце ассирийской державы, как и сами ассирийцы, не имел даже политической самостоятельности: сперва он находился под контролем Аккада, затем перешел во власть вавилонского царя Хаммурапи, знаменитого своим кодексом законов, затем под властью Митании. Под властью Митании Ашшур пробыл целых 100 лет, хотя, разумеется, он имел и свою автономность, во главе Ашшура стоял правитель-ном, бывший своего рода вассалом митанского царя. Но вот в XIV в. до н. э. Митания пришла в упадок и Ашшур (а вместе с ним и ассирийский народ) обрел подлинную политическую независимость. С этого момент начинается славный период истории ассирийского царства.

    При царе Тиглапаласаре III, который правил с 745 по 727 год до н. е. Ашшур, или же Ассирия превращается в настоящую сверхдержаву древности, в качестве внешней политике выбрано активное воинственное расширение, ведутся постоянные победоносные войны с соседями, приносящие в страну приток золота, рабов, новых земель и связанных с ними выгод. И вот уже воины воинственного ассирийского царя маршируют по улицам древнего Вавилона: вавилонское царство, некогда само правившее ассирийцами и высокомерно считающее себя их «старшими братьями» (ничего не напоминает?) повержено своими бывшими поданными.

    Своим блистательным победам ассирийцы обязаны очень важной военной реформе, которую провел царь Тиглапаласар, — именно он создал первую в истории профессиональную армию. Ведь раньше как было, армии составлялась в основном из землепашцев, на период войны сменявших соху на меч. Теперь же она была укомплектована из профессиональных воинов, не имеющих своих земельных участков, все расходы по их содержанию оплачивало государство. И вместо того чтобы пахать землю в мирное время они все свое время совершенствовали военное мастерство. Также большую роль в победе ассирийских войск сыграло применение металлического оружия, активно вошедшего в то время в обиход.

    Ассирийский царь Саргон II правивший с 721 по 705 год до н. е. укрепил завоевания своего предшественника, окончательно покорив Урартское царство, бывшее последним сильным противником, стремительно набирающей силы Ассирии. Правда Саргону сами того не ведая помогли , напавшие на северные границы Урарту. Саргон же, будучи умным и расчетливым стратегом, просто не мог не воспользоваться такой прекрасной возможностью, чтобы окончательно добить своего уже ослабленного противника.

    Падение Ассирии

    Ассирия росла стремительно, новые и новые захваченные земли приносили в страну постоянный поток золота, рабов, ассирийские цари строили роскошные города, так была построена новая столица ассирийского царства – город Ниневия. Но с другой стороны захватническая политика ассирийцев плодила ненависть захваченных, покоренных народов. То там, то тут вспыхивали мятежи и восстания, много их было потоплено в крови, например сын Саргона Синехериб после подавления восстания в Вавилоне жестоко расправился с восставшими, оставшееся население приказал депортировать, а сам Вавилон сровнять с землей, залив водами Евфрата. И только при сыне Синехериба царе Ассархаддоне этот великий город был отстроен заново.

    Жестокость ассирийцев по отношению к покоренным народам нашла свое отражение и в Библии, в Ветхом завете не раз упоминается об Ассирии, например в истории пророка Ионы, Бог велит ему идти проповедовать в Ниневию, что тот делать очень не хотел, в итоге оказался во чреве большой рыбы и после чудесного спасения, таки отправился в Ниневию проповедовать покаяние. Но не уняли ассирийцы проповедям библейских пророков и уже около 713 года до н. е. пророк Наум пророчествовал о гибели греховного ассирийского царства.

    Что ж, его пророчество сбылось. Против Ассирии объединились все окрестные страны: Вавилон, Мидия, арабские бедуины, и даже скифы. Объединенные войска разбили ассирийцев в 614 году до н. е., осадили и разрушили сердце Ассирии – город Ашур, а через два года подобная участь постигла и столицу Ниневию. В это же время вновь вернул свое былое могущество легендарный Вавилон. В 605 году до н. е. вавилонский царь Навуходоносор в битве при Каркемише окончательно разбил ассирийцев.

    Культура Ассирии

    Несмотря на то, что ассирийское государство оставило недобрый след в древней истории, тем не менее, в период своего расцвета оно имело немало культурных достижений, о которых нельзя не упомянуть.

    В Ассирии активно развивалась и процветала письменность, создавались библиотеки, крупнейшая из них, библиотека царя Ашшурбанипала насчитывала 25 тысяч глиняных табличек. По грандиозному замыслу царя, библиотека, служившая по совместительству и государственным архивом, должна была стать не много не мало, а хранилищем всех знаний, когда-либо накопленных человечеством. Чего тут только нет: и легендарный шумерский эпос и Гильгамеше, и работы древних халдейских жрецов (а по сути ученых) по астрономии и математике, и древнейшие трактаты по медицине дающие нам интереснейшие сведения об истории медицины в древности, и бесчисленные религиозные гимны, и прагматические хозяйственные записи, и скрупулезные юридические документы. При библиотеке работала целая специально обученная команда писцов, в чьи задачи входило переписывать все значительные произведения Шумера, Аккада, Вавилонии.

    Значительное развитие получила и архитектура Ассирии, ассирийские зодчие достигли немалого мастерства в постройке дворцов, храмов. Некоторые украшения ассирийских дворцов, являются великолепными примерами ассирийского искусства.

    Искусство Ассирии

    Знаменитые ассирийские барельефы, бывшие некогда внутренними украшениями дворцов ассирийских царей и дожившие до нашего времени дают нам уникальную возможность прикоснуться к ассирийскому искусству.

    В целом искусство древней Ассирии исполнено пафоса, силы, доблести, в нем прославляется отвага и победа завоевателей. На барельефах часто встречаются изображения крылатых быков с человеческими лицами, они символизируют ассирийских царей – высокомерных, жестоких, могущественных, грозных. Таковыми они и были в реальности.

    Ассирийское искусство впоследствии имело большое влияние на формирование искусства.

    Религия Ассирии

    Религия древнего ассирийского государства во многом была заимствована из Вавилона и многие ассирийцы покланялись тем же самым языческим богам, что и вавилоняне, но с одним существенным отличием — в качестве верховного бога почитался истинно ассирийский бог Ашшур, считавшийся начальником даже над богом Мардуком – верховным богом вавилонского пантеона. В целом боги Ассирии, как впрочем и Вавилона, чем то похожи на богов античной Греции, они могущественны, бессмертны, но в то же время обладают слабостями недостатками простых смертных: могут быть завистливыми или прелюбодейничать с земными красавицами (как это любил делать Зевс).

    У разных групп людей, в зависимости от рода занятий, мог быть разный бог-покровитель, которому те отдавали больше всего почестей. Была сильна вера в различные магические церемонии, равно как и магические амулеты, суеверия. Часть ассирийцев сохраняла пережитки еще более древних языческих верований тех времен, когда их предки еще были кочевыми пастухами.

    Ассирия – мастера войны, видео

    И в завершение предлагаем вам посмотреть интересный документальный фильм об Ассирии на канале Культура.


  • Ассирийское государство, существовавшее больше тысячи лет, вселяло ужас в соседние народы. Ассирийцы завоевали всю Месопотамию, Урарту, Сирию, подчинили Палестину и Египет.

    Вероятно, ассирийские цари первыми в истории создали дисциплинированную армию. Во главе армии стоял сам царь, его опорой была личная гвардия, которая состояла из колесничных войск, конницы, легковооруженных и тяжеловооруженных пехотинцев. Сопротивление врага ассирийцы подавляли устрашающими казнями, совершаемыми перед осажденным городом. Войска полностью закрывали все подходы к городу, рассчитывая, что голод и лишения заставят его жителей просить пощады.

    Походы совершались ежегодно и регулярно. Ассирийцы переселяли жителей завоеванных территорий на новые земли, отрывая их от своей родины, угоняли скот и собирали дань, которая шла на содержание царского двора и грандиозное строительство. Дворцы ассирийских царей были настоящими городами, с большими дворами, обнесенными оградами, со святилищами и пирамидами-зиккуратами.

    Последним великим царем Ассирии был Ашшурбанипал. Как истинный ассириец, Ашшурбанипал был искусным охотником, лучником и наездником. Он умел не только карать врагов, но и оказывать милость склонившимся перед его господством. Его отец завоевал Египет, а сам Ашшурбанипал - многие другие земли. Он ценил знания и оставил после себя огромную библиотеку на клинописных табличках.

    К концу царствования Ашшурбанипала его владения представляли собой пестрое смешение самых разных стран, среди которых были величественные столицы ассирийских царей, окраинные земли, опустошенные постоянными военными набегами, заброшенные сельские селения и разноязыкие торговые города. Подобное государство, объединенное лишь силой оружия, не могло быть прочным.

    В горной стране Мидии появились воинственные племена, которые вступили в союз с жителями Вавилона. В 612 году до нашей эры войска Мидии и Вавилона приступили к осаде столицы Ассирии Ниневии. По легенде, на третий месяц осады враги запрудили Тигр, мощное течение которого устремилось на Ниневию и пробило городскую стену. После боев на улицах города Ниневия была захвачена и сожжена.

    Долгие годы единственным источником знаний об Ассирии была Библия. Раскопки археологов, проводившиеся на территории Месопотамии с середины 19 века, открыли остатки древних ассирийских городов.

    Во время штурма Ниневии в пожаре погиб дворец Ашшурбанипала. Верхняя часть здания обрушилась, и комнаты, где находилась царская библиотека, завалил строительный мусор. Среди мусора археологи обнаружили множество глиняных табличек, которые упали со стоявших вдоль стен стеллажей, но, попав в пламя пожара, подверглись обжигу и еще лучше сохранились от дальнейшего разрушения. В библиотеке Ашшурбанипала хранилось около 20720 глиняных табличек и их фрагментов.

    Сохранились письма царя, в которых он давал указания своим чиновникам, занятым поиском и копированием клинописных текстов: «Драгоценные таблички, копий которых нет в Ассирии, найдите и доставьте мне… Если вы узнаете, что та или иная табличка или ритуальный текст подходит для дворца, сыщите, возьмите и пришлите сюда». Заключение одной из глиняных табличек обращено к читателю с просьбой заботиться о сохранности библиотеки:

    «Похитившего мое писание пусть бог Эйя похитит…
    Писание мое не уноси, библиотеку не растаскивай,
    это - мерзость для Эйи, царя Апсу».

    Ассирия - страна, расположенная в среднем течении Тигра и Евфрата. Эти реки здесь бурные и имеют очень глубокое русло. Их разлив был выражен в Ассирии гораздо менее ярко, так что значительная часть территории страны им вовсе не затрагивалась. Большая часть речной долины засушлива. Урожай в значительной степени зависел от дождей, которых выпадало больше, чем в Вавилонии. Искусственное орошение не играло большой роли. Кроме того, Ассирия отличалась гористым рельефом. Горы, окаймлявшие страну с востока, с севера и с запада, частично были покрыты лесами. На равнинах Ассирии водились львы, слоны, леопарды, дикие ослы и лошади, кабаны, в горах - медведи и лани. Охота на львов и леопардов была любимым развлечением ассирийских царей. В горных районах добывались разные сорта камня, в том числе мрамора, руды металлов (медь, свинец, серебро, железо). Важную роль в хозяйстве помимо земледелия играли охота и скотоводство. Выгодное географическое положение на пересечении караванных путей способствовало раннему развитию торговли.

    В начале III тыс. до н. э. основным населением северо-восточной Месопотамии были субареи, связанные с одним из древнейших народов Передней Азии хурритами, главным районом расселения которых была северо-западная Месопотамия. Отсюда хурриты позднее распространились по Сирии, Палестине и Малой Азии. Во второй половине III тыс. до н. э. происходит усиленная семитизация Северной Месопотамии. Формируется этнос ассирийцев, говоривших на своем диалекте аккадского языка. Тем не менее хурритские традиции долгое время сохранялись на восточной окраине Ассирии, за Тигром.

    Говоря об источниках по ассирийской истории, нужно выделить среди них памятники материальной культуры из раскопок крупнейших городов. Переломным событием в изучении ассирийских древностей стало открытие английским дипломатом Г. О. Лэйярдом в 1847 г. при раскопках холма Куюнджик, северо-восточнее Мосула (современный Ирак), ассирийской столицы Ниневии. В ней Лэйярд открыл развалины погибшего в пожаре дворца царя Ашшурбанапала с огромной библиотекой книг, написанных на глиняных табличках. Именно находки Лэйярда легли в основу богатейшей коллекции ассирийских древностей Британского музея. Французский дипломат Ботта в 1843 г. обнаружил в районе деревни Хорсабад крепость и царскую резиденцию Дур-Шаррукин, построенную Саргоном II. Эти находки и положили начало новой науке - ассириологии.

    Главную группу письменных источников составляют клинописные тексты из библиотеки Ашшурбанапала и других дворцовых комплексов. Это дипломатические документы, письма и донесения жрецов и военачальников, административно-хозяйственная документация и т. д. Из юридических памятников выделяются так называемые среднеассирийские законы (середина II тыс. до н. э.): 14 табличек и фрагментов, найденных при раскопках в Ашшуре. Собственно исторической литературы в Ассирии не существовало, однако составлялись «царские списки» и летописи отдельных царей, в которых они восхваляют свои подвиги.

    Информацию об Ассирии сохраняют также источники, происходящие из других стран (например Ветхий Завет Библии). Античные авторы (Геродот, Ксенофонт, Страбон) также пишут об Ассирии, однако они мало знают о ее истории, и сообщаемые ими сведения часто носят полулегендарный характер.

    Периодизация истории Древней Ассирии

    • 1. Староассирийский период (XX-XVI вв. до н. э.).
    • 2. Среднеассирийский период (XV-XI вв. до н. э.).
    • 3. Новоассирийский период (X-VII вв. до н. э.).


    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!