"страж брату моему": военно-медицинская служба цахала. Почему Наташу Ростову считают доброй?привести доказательства

Доброе сердце отличает настоящего человека от зверя в человеческом обличье. Доброта - понятие постоянное, она либо есть, либо её никогда и не было, но никогда не поздно посеять ростки добра в своем сердце. В истории военных действии, первым делом всегда сообщаются лишь цифры жертв, поэтому никто уже не может вспомнить того огромного количества человеческого сострадания, которое процветало во времена насилия. Все эти люди сказали насилию нет и выбрали вместо него любовь. Это сильные люди, которые должны служить примером всем нам.

Пехотинец утешает своего товарища. Корейская война, с. 1950 - 1953

Старшина Райан Ли и пес Вальдо лежат в обнимку на полу больницы после удачного спасения. Афганская война, 2011

Этот немецкий солдат с востока знал, что не должен пропускать этого ребенка через Берлинскую стену, но мальчик был отделен от своих родителей. Дозорный поднимает колючую проволоку пропуская его, при этом озираясь в поисках тех, кто может это увидеть

Дик Пауэлл разделяет трапезу с щенком. Корейская война, 1951

Медик перевязывает раненную ногу ребенка, а его младший брат находится рядом с ним. Вторая мировая война, 1944

Христиане защищают мусульман, в то время пока они молятся во время египетской революции. Каир, Египет, 2011

Российский офицер спецназа несет освобожденного ребенка из школы, захваченной террористами. Беслан, 2004

Боснийский солдат ухаживает за ребенком, которого он спас во время эвакуации Горажде, 1995

Украинская женщина дает напиться советскому солдату. Вторая мировая война, 1941

Немецкий солдат наносит повязку раненой советской женщине. Вторая мировая война, 1941

Афганский солдат несет плачущего ребенка от места недавнего взрыва. Афганская война, 2001 - 2014

Немецкий солдат делится своим пайком с русской матерью и ее ребенком. Вторая мировая война, 1941

Египтянин благодарит солдат после того, как они отказались выполнить приказ приказ, согласно которому они должны были стрелять по мирным жителям. Египетская революция, 2011

Журналист Рэймонд Уокер бежит через мост во Франции ​​с ребенком, спасая его от гражданской войны в Испании, 1936

Американские солдаты 4-го бронетанковой дивизии толкают захваченный автомобиль с двумя тяжелоранеными немецкими солдатами. Вторая мировая война, 26 января 1945 г

Женщина защищает раненого демонстранта перегородив дорогу военному бульдозеру. Египет, 2013

Морской пехотинец Фрэнк Прейтор кормит котенка после того, как его мать была убита минометным взрывом. Корейская война, 1953

Санитар ВМС США Ричард Барнетт держит на руках девочку после того, как она была отделена от семьи во время перестрелки. Иракская война, 2003

Французский солдат помогает семье бежавшей от гражданской войны в Испании, 1938

Иорданский солдат согревает руки сирийского ребенка, эвакуированного из страны. Сирийская гражданская война, 2013

Священник, утешающе держит раненого солдата после того, как тот попал под снайперский огонь, направленный специально на устранение людей в этой зоне. Восстание в Венесуэле, 1962

Тунисская девочка протягивает солдату розу после того, как армия отказалась стрелять в протестующих и заявила, что будет "защищать революцию". Тунисская революция, 2011

Футбольный матч между британскими и немецкими солдатами на Западном фронте, когда те покинули от свои окопы. Первая мировая война, 24 декабря 1914

Мальчик ведет слепого старика через улицу во время военных действий. Корейская война, с 1951 года

Американский солдат держит руку афганской девочки. Афганская война, 2010

Солдат делится едой и водой с детьми Сайпана, июля 1944 года

Немецкие солдаты играют с котенком. Вторая мировая война, 1943

Три немецких солдата помогают французу застрявшему в грязи полей под Верденом. Первая мировая война, с. 1916

Протестующие несут раненого полицейского в безопасное место. Турция, 2013

Американские солдаты лечат раненого пса. Вторая мировая война, 1944

Солдат беседует с маленькой девочкой, 2011

18-летняя Кешия Томас защищает нациста от разъяренной толпы, 1996

Солдат подружился с щенком. Иракская война, 2003 - 2011

Американские солдаты пригласили голландских детей на танцы. Вторая мировая война, 1944 - 1945

Уроженец Папуа-Новой Гвинеи, которые были по прозвищу "Fuzzy Wuzzy Angels", сопровождает раненого австралийского солдата. Вторая мировая война, 1942

Советский солдат делится своими сигаретами с немецкими военнопленными. Вторая мировая война, июль, 1943

Храбрый священник организует живой щит между демонстрантами и полицией. Украинская революция, 2013

Два американских солдат утешают плачущую девочку с щенком. Вторая мировая война, 1944

Протестующий обнимает офицера Хоселито Севилья после того, как тот накричал на него. Манила, Филиппины, 2013

Солдат бежит с поля боя с двумя маленькими вьетнамскими детьми в руках. Вьетнамская война, 1955-1975


К истокам

Седина давно посеребрила ее волосы, морщины усеяли лицо. А память оказалась времени неподвластна. Собеседница помнит всё в мельчайших подробностях, не путается в датах, именах. Цитирует Симонова, вспоминает «Горячий снег» Юрия Бондарева, пересказывает любимые военные фильмы…

Большую часть своей жизни Анна Лебедева живет в городе над Неманом. За многие годы к Гродно прикипела всей душой, однако и сегодня с неподдельной теплотой вспоминает свою малую родину. Туда, в слободу Даниловка, что в Сталинградской области (ныне – рабочий поселок Даниловка, Волгоградская область), частенько, бывает, возвращается в своих мыслях. Там прошли ее детство и юность, в родительском доме всегда было тепло и уютно, вкусно пахло хлебом и молоком. Там же Анна окончила школу, вступила в комсомол. С юных лет мечтала стать историком, поэтому, получив аттестат, стала студенткой исторического факультета Сталинградского педагогического института. Но не проучилась и два курса, как грянули большие перемены. В 1940 году обучение в институте стало платным, студенты остались без стипендий, а иногородние еще и без общежития. Анне пришлось уехать домой. Она перевелась на заочное и устроилась в свою родную школу. Ей доверили вести древнюю историю в двух 5-х классах, к тому же уроки молодой учитель совмещала с работой в школьной библиотеке.

Испытание огнем

Война застала Анну Лебедеву восемнадцатилетней девчонкой.

– Как только по радио объявили, что началась война, услышали «Вставай, страна огромная, вставай, на смертный бой!..», спохватились все, – вспоминает, качая головой, собеседница.

Позже ее вместе с другими девчатами отправили на шестимесячные курсы по подготовке хирургических медсестер. А уже в апреле 1942 года вызвали в военкомат, а вскоре отправили на фронт. Остановились неподалеку, в сталинградском пригороде Бехетовка. Двухнедельный карантин, принятие присяги… Так Анна Лебедева стала военнообязанной, попала в зенитно-артиллерийский полк 1080, а точнее в полковую санчасть. Она базировалась на нескольких этажах местной школы №21. Врачи, сестры милосердия и санитары стояли на охране города, помогали нуждающимся, спасали раненых. Летом немецкие самолеты начали долетать до территории Сталинграда, а в августе налеты стали массированными. Особенно Анне Николаевне запомнились 22 и 23 августа 1942 года, когда самолеты вылетали группами по 10-15 раз на день.

– В эти дни к нам беспрерывно привозили раненых, санчасть превратилась в приемный покой, – вспоминает женщина. – Страшно было смотреть: у кого-то оторвало руку, кто-то остался без части ноги… Не дай Бог.

Ей, молоденькой девушке, конечно, было страшно. Но главный врач Николай Прокофьевич Кованский быстро приводил в чувство молодежь, мол, вы – комсомольцы, присягу давали, тогда забудьте про «Ой!» и про «Ай!».

Эти два августовских дня стали поистине боевым крещением для санинструктора Анны Лебедевой.

Ликующий май

В октябре санчасть, в которой служила Анна Лебедева, перебазировали в землянки, потому что оставаться в школьном здании было небезопасно: постоянно рвались снаряды, медики и санитары ходили по коридорам в касках. Землянки, по рассказам Анны Николаевны, были оборудованы добротно, а между собой соединялись специальными ходами. Однажды накануне 23 февраля главврач предложил работникам совершить своеобразный марш-бросок в Сталинград: медицинские инструменты, перевязочный материал, шприцы и многое другое было на исходе.

Картина, которую увидели в Сталинграде, повергла в шок: ни одного оставшегося здания, разрушенные дома, обгоревшие стены… Анна вместе с коллегами из санчасти заходила в здания, обозначенные красным крестом, в поисках необходимых для работы принадлежностей. А где-то рядом слышны были взрывы – то там стрельнет, та там громыхнет…

В Бехетовке полковая санчасть зенитно-артиллерийского полка 1080 простояла до конца 1943 года, потом медиков, в том числе и Анну Лебедеву, отправили в Ростов-на-Дону. В ноябре 44-го был получен приказ направляться в Венгрию. Ехали поездом, дорога была долгой. В Будапешт попали не сразу, сначала остановились в небольшом городке неподалеку. В 1945-м, после того, как советские солдаты освободили город, санчасть расположили на острове Чепель, где она размещалась до самой победы.

Когда Анна Лебедева вспоминает победный май 45-го года, ее настроение сразу поднимается, глаза загораются радостью. Душа ликовала, как и весна в Будапеште, которая наступила там раньше обычного: всё цвело, благоухало. Казалось, даже природа радовалась Великой Победе.

Путь на Родину был долгим, поездом добирались почти целый месяц. Домой Анна привезла награды, в том числе орден Отечественной войны 2-й степени, медали «За оборону Сталинграда» и «За боевые заслуги».

Любовь через годы

В сентябре Анна пришла устраиваться на работу в родную школу в Даниловке, но ей предложили должность в райкоме комсомола. Там проработала недолго, ведь судьба наконец подарила ей долгожданную встречу.

Со своим будущим мужем Иваном Лебедевым они познакомились еще до войны. Он, кстати, тоже был из местных, даниловских. Впервые встретились в клубе, где Анна и ее ученики участвовали в концерте, посвященном 8 Марта. Иван тогда только отслужил, вернулся домой. Теплые чувства буквально с первой встречи соединили их сердца. Но тут грянула война, Ивана призвали на фронт в первый же день. Они не теряли связь, писали друг другу теплые письма.

Встретились влюбленные в феврале 1946 года, когда Иван Лебедев приехал домой в отпуск. Он сразу настоял на том, чтобы свадьбу не откладывать – боялся снова потерять любимую.

Свой союз Лебедевы зарегистрировали через месяц и практически сразу уехали в Румынию. Иван там служил, а жена, понятное дело, отправилась за ним. Потом их перебросили в Москву, а в 1956 году семья обосновалась в Гродно. На протяжении десяти лет Герой Советского Союза Иван Данилович Лебедев был военным комиссаром Гродненской области, а Анна Николаевна охраняла семейный очаг, растила детей.

Когда они подросли, устроилась библиотекарем в СШ №10. Работа ей нравилась, с библиотечным делом была знакома, да и литературу очень любила. Любовь к чтению старалась привить школьникам, делала ставку на патриотическое воспитание молодежи. Это получалось, за что Анну Николаевну неоднократно награждали грамотами.

Не сдается

Семейный союз Анны и Ивана Лебедевых был прочным и счастливым, вместе они прожили 68 лет.

– Иван Данилович был очень серьезным человеком, я в некоторой степени тоже упрямая, – вспоминает собеседница. – Но считала так: он старше, значит, и жизнь знает лучше. И он ко мне тоже прислушивался, уступали друг другу. Однажды у меня спросили, тяжело ли быть женой Героя, а я ответила – нет. Гораздо тяжелее быть женой охотника.

Оказывается, Иван Данилович имел такую страсть, а она всякий раз за него переживала. Четыре года назад супруга не стало, но он всегда был для нее настоящим мужчиной, человеком с большой буквы, ее Героем. Таким остается и сейчас в ее сердце. Рядом с ее диваном аккуратно развешены его фотографии.
– Беда, что нет того конспекта, по которому проживаешь жизнь. Всё на пути встречается, – замечает ветеран войны.

Последние годы в силу болезни Анна Николаевна прикована к постели. Зрение тоже подводит, да и слух не тот. К 95-летию председатель Гродненского городского отделения ОО «Союз поляков на Беларуси» Казимир Знайдинский подарил имениннице современный слуховой аппарат. Еще раньше – специальную коляску. Не дают скучать студенты и сотрудники Купаловского вуза, а также активистка женского движения Тереза Белоусова. Ежедневно к Анне Лебедевой приходит соцработник, которая и приготовит, и постирает, и по хозяйству справится, а самое главное, поговорит по душам. Так и жить веселее.





Фото Николая Лапина

«Наташа Ростова отдаёт подводы раненым солдатам»

эпизод из романа «Война и мир». Том III, часть 3

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Берг, зять Ростовых, был уже полковник с Владимиром и Анной на шее и занимал всё то же покойное и приятное место помощника начальника штаба, помощника первого отделения начальника штаба второго корпуса. Он 1-го сентября приехал из армии в Москву.
Ему в Москве нечего было делать; но он заметил, что все из армии просились в Москву и что-то там делали. Он счёл тоже нужным отпроситься для домашних и семейных дел.
Берг, в своих аккуратных дрожечках на паре сытых саврасеньких, точно таких, какие были у одного князя, подъехал к дому своего тестя. Он внимательно посмотрел во двор на подводы и, входя на крыльцо, вынул чистый носовой платок и завязал узел.
Из передней Берг плывущим, нетерпеливым шагом вбежал в гостиную и обнял графа, поцеловал ручки у Наташи и Сони и поспешно спросил о здоровье мамаши.
- Какое теперь здоровье? Ну, рассказывай же, - сказал граф, - что войска? Отступают или будет ещё сраженье?

Один предвечный Бог, папаша, - сказал Берг, - может решить судьбы отечества. Армия горит духом геройства, и теперь вожди, так сказать, собрались на совещание. Что будет, неизвестно. Но я вам скажу вообще, папаша, такого геройского духа, истинно древнего мужества российских войск, которое они - оно, - поправился он, - показали или выказали в этой битве 26-го числа, нет никаких слов достойных, чтоб их описать... Я вам скажу, папаша (он ударил себя в грудь так же, как ударял себя один рассказывавший при нём генерал, хотя несколько поздно, потому что ударить себя в грудь надо было при слове «российское войско»), - я вам скажу откровенно, что мы, начальники, не только не должны были подгонять солдат или что-нибудь такое, но мы насилу могли удерживать эти, эти... да, мужественные и древние подвиги, - сказал он скороговоркой. - Генерал Барклай де Толли жертвовал жизнью своей везде впереди войска, я вам скажу. Наш же корпус был поставлен на скате горы. Можете себе представить! - И тут Берг рассказал всё, что он запомнил, из разных слышанных за это время рассказов. Наташа, не спуская взгляда, который смущал Берга, как будто отыскивая на его лице решения какого-то вопроса, смотрела на него.
- Такое геройство вообще, каковое выказали российские воины, нельзя представить и достойно восхвалить! - сказал Берг, оглядываясь на Наташу и как бы желая её задобрить, улыбаясь ей в ответ на её упорный взгляд... - «Россия не в Москве, она в сердцах её сынов!» Так, папаша? - сказал Берг.
В это время из диванной, с усталым и недовольным видом, вышла графиня. Берг поспешно вскочил, поцеловал ручку графини, осведомился о её здоровье и, выражая свое сочувствие покачиванием головы, остановился подле неё.
- Да, мамаша, я вам истинно скажу, тяжелые и грустные времена для всякого русского. Но зачем же так беспокоиться? Вы ещё успеете уехать...
- Я не понимаю, что делают люди, - сказала графиня, обращаясь к мужу, - мне сейчас сказали, что ещё ничего не готово. Ведь надо же кому-нибудь распорядиться. Вот и пожалеешь о Митеньке. Это конца не будет!
Граф хотел что-то сказать, но, видимо, воздержался. Он встал со своего стула и пошёл к двери.
Берг в это время, как бы для того, чтобы высморкаться, достал платок и, глядя на узелок, задумался, грустно и значительно покачал головой.
- А у меня к вам, папаша, большая просьба, - сказал он.
- Гм?.. - сказал граф, останавливаясь.
- Еду я сейчас мимо Юсупова дома, - смеясь, сказал Берг. - Управляющий мне знакомый, выбежал и просит, не купите ли что-нибудь. Я зашёл, знаете, из любопытства, и там одна шифоньерочка и туалет. Вы знаете, как Верушка этого желала и как мы спорили об этом. (Берг невольно перешел в тон радости о своей благоустроенности, когда он начал говорить про шифоньерку и туалет.) И такая прелесть! выдвигается и с аглицким секретом, знаете? А Верочке давно хотелось. Так мне хочется ей сюрприз сделать. Я видел у вас так много этих мужиков на дворе. Дайте мне одного, пожалуйста, я ему хорошенько заплачу и...
Граф сморщился и заперхал.
- У графини просите, а я не распоряжаюсь.
- Ежели затруднительно, пожалуйста, не надо, - сказал Берг. - Мне для Верушки только очень бы хотелось.
- Ах, убирайтесь вы все к чёрту, к чёрту, к чёрту и к чёрту!.. - закричал старый граф. - Голова кругом идёт. - И он вышел из комнаты.
Графиня заплакала.
- Да, да, маменька, очень тяжелые времена! - сказал Берг.
Наташа вышла вместе с отцом и, как будто с трудом соображая что-то, сначала пошла за ним, а потом побежала вниз.
На крыльце стоял Петя, занимавшийся вооружением людей, которые ехали из Москвы. На дворе всё так же стояли заложенные подводы. Две из них были развязаны, и на одну из них влезал офицер, поддерживаемый денщиком.
- Ты знаешь за что? - спросил Петя Наташу (Наташа поняла, что Петя разумел: за что поссорились отец с матерью). Она не отвечала.
- За то, что папенька хотел отдать все подводы под раненых, - сказал Петя. - Мне Васильич сказал. По-моему...
- По-моему, - вдруг закричала почти Наташа, обращая своё озлобленное лицо к Пете, - по-моему, это такая гадость, такая мерзость, такая... я не знаю! Разве мы немцы какие-нибудь?.. - Горло её задрожало от судорожных рыданий, и она, боясь ослабеть и выпустить даром заряд своей злобы, повернулась и стремительно бросилась по лестнице. Берг сидел подле графини и родственно-почтительно утешал её. Граф с трубкой в руках ходил по комнате, когда Наташа, с изуродованным злобой лицом, как буря ворвалась в комнату и быстрыми шагами подошла к матери.
- Это гадость! Это мерзость! - закричала она. - Это не может быть, чтобы вы приказали.
Берг и графиня недоумевающе и испуганно смотрели на неё. Граф остановился у окна, прислушиваясь
- Маменька, это нельзя; посмотрите, что на дворе! - закричала она. - Они остаются!..
- Что с тобой? Кто они? Что тебе надо?
- Раненые, вот кто! Это нельзя, маменька; это ни на что не похоже... Нет, маменька, голубушка, это не то, простите, пожалуйста, голубушка... Маменька, ну что нам-то, что мы увезём, вы посмотрите только, что на дворе... Маменька!.. Это не может быть!..
Граф стоял у окна и, не поворачивая лица, слушал слова Наташи. Вдруг он засопел носом и приблизил свое лицо к окну.
Графиня взглянула на дочь, увидала её пристыженное за мать лицо, увидала её волнение, поняла, отчего муж теперь не оглядывался на неё, и с растерянным видом оглянулась вокруг себя.
- Ах, да делайте, как хотите! Разве я мешаю кому-нибудь! - сказала она, ещё не вдруг, сдаваясь.
- Маменька, голубушка, простите меня!
Но графиня оттолкнула дочь и подошла к графу.
- Mon cher, ты распорядись, как надо... Я ведь не знаю этого, - сказала она, виновато опуская глаза.
- Яйца... яйца курицу учат... - сквозь счастливые слезы проговорил граф и обнял жену, которая рада была скрыть на его груди своё пристыженное лицо.
- Папенька, маменька! Можно распорядиться? Можно?.. - спрашивала Наташа. - Мы все-таки возьмём всё самое нужное... - говорила Наташа.
Граф утвердительно кивнул ей головой, и Наташа тем быстрым бегом, которым она бегивала в горелки, побежала по зале в переднюю и по лестнице на двор.
Люди собрались около Наташи и до тех пор не могли поверить тому странному приказанию, которое она передавала, пока сам граф именем своей жены не подтвердил приказания о том, чтобы отдавать все подводы под раненых, а сундуки сносить в кладовые. Поняв приказание, люди с радостью и хлопотливостью принялись за новое дело. Прислуге теперь это не только не казалось странным, но, напротив, казалось, что это не могло быть иначе; точно так же, как за четверть часа перед этим никому не только не казалось странным, что оставляют раненых, а берут вещи, но казалось, что не могло быть иначе.
Все домашние, как бы выплачивая за то, что они раньше не взялись за это, принялись с хлопотливостью за новое дело размещения раненых. Раненые повыползли из своих комнат и с радостными бледными лицами окружили подводы. В соседних домах тоже разнёсся слух, что есть подводы, и на двор к Ростовым стали приходить раненые из других домов. Многие из раненых просили не снимать вещей и только посадить их сверху. Но раз начавшееся дело свалки вещей уже не могло остановиться. Было все равно, оставлять всё или половину. На дворе лежали неубранные сундуки с посудой, с бронзой, с картинами, зеркалами, которые так старательно укладывали в прошлую ночь, и все искали и находили возможность сложить то и то и отдать ещё и ещё подводы.
- Четверых еще можно взять, - говорил управляющий, - я свою повозку отдаю, а то куда же их?
- Да отдайте мою гардеробную, - говорила графиня. - Дуняша со мной сядет в карету.
Отдали ещё и гардеробную повозку и отправили её за ранеными через два дома. Все домашние и прислуга были весело оживлены. Наташа находилась в восторженно-счастливом оживлении, которого она давно не испытывала.
- Куда же его привязать? - говорили люди, прилаживая сундук к узкой запятке кареты, - надо хоть одну подводу оставить.
- Да с чем он? - спрашивала Наташа.
- С книгами графскими.
- Оставьте. Васильич уберёт. Это не нужно.
В бричке всё было полно людей; сомневались о том, куда сядет Пётр Ильич.
- Он на козлы. Ведь ты на козлы, Петя? - кричала Наташа.
Соня не переставая хлопотала тоже; но цель хлопот её была противоположна цели Наташи. Она убирала те вещи, которые должны были остаться; записывала их, по желанию графини, и старалась захватить с собой как можно больше.

Сцена отъезда Ростовых из Москвы занимает несколько глав третьего тома романа.Семья Ростовых медленно и вяло готовится к отъезду из Москвы.По улицам Москвы едут телеги с ранеными. Наташа видит их из окна и предлагает офицерам остановиться у них в доме, так как они все равно уезжают из Москвы скоро. Раненые располагаются в доме Ростовых. Графиня упрашивает мужа ехать завтра, чтобы увезти из Москвы Петю и тем самым помешать ему участвовать в сражении.Слуги Ростовых принимают у себя еще одного раненого. Им оказывается Андрей Болконский, который, по словам его камердинера, очень слаб. Добрый граф Ростов освобождает несколько телег от имущества, чтобы на телегах могли уехать раненые солдаты. Графиня Ростова сердится на графа за его поступок, потому что она считает, что доброта графа разоряет их семью. Наташа просит мать позволить вместо вещей увезти из Москвы побольше раненых военных. Ростовы уезжают из Москвы и увозят с собой раненых. В одной из колясок едет раненый Болконский. В сложный драматический момент для Москвы, России семья Наташи Ростовой спасает собственное имущество – дочери на выданье. Никто не понимает драматизма ситуации. И только Наташа внутренним чутьем угадывает противоестественность поступков, действий и понимает, что происходит и что надо делать: она "закричала", горло ее задрожало от судорожных рыданий", "боясь ослабеть и выпустить даром заряд своей злобы, она повернулась и стремительно бросилась по лестнице","как буря ворвалась в комнату и быстрыми шагами подошла к матери". Наташа бросилась к матери с требованием отдать подводы для раненых: Это нельзя… это ни на что не похоже, вы посмотрите только что на дворе… Маменька! Этого не может быть!"Но почему-то молчит граф. Кульминацией в эпизоде является сцена, где граф, скрывая слезы гордости за свою дочь, прячет лицо и произносит: -Яйца… Яйца курицу учат…Троеточие… И пауза… Пауза, которая говорит о многом, порой больше слов…,как и троеточие.Это необходимо, чтобы понять, осмыслить графу ("сквозь счастливые слезы обнял жену, которая рада была скрыть свое пристыженное лицо…), графине слова, поведение Наташи, которая оказалась мудрее, сильнее в этой жизненной ситуации и испытать чувство гордости и счастья за воспитание дочери.В финальной сцене автор прибегает к сравнению."Соня, не перестававшая хлопотать хлопотала тоже: но цель ее хлопот была противоположна цели Наташи. Она убирала те вещи, которые должны были остаться; старалась захватить как можно больше", и "раненые с бледными радостными лицами" окружавшие подводы, мужики с изменившимся настроением помогающие сгружать вещи, и Наташа, умело распоряжавшаяся всем этим. Сравнение у Толстого, как и прием психологизма, представляет не речевую манеру, а средство передачи конкретного замысла. В сравнении и в изображении внутреннего мира героя есть итоговая оценка замысла эпизода.Писатель показывает в Наташе человека, способного понять сердцем, умом нависшую угрозу над родиной без высоких слов и делает то, что требует данная ситуация.

  • Поступки, совершенные из милосердия, на первый взгляд могут показаться нелепыми и бессмысленными
  • Человек может проявлять милосердие даже в самых сложных для него ситуациях
  • Поступки, связанные с помощью сиротам, можно назвать милосердными
  • Проявление милосердия часто требует от человека жертв, но эти жертвы всегда чем-то оправданы
  • Люди, проявляющие милосердие, достойны уважения

Аргументы

Л.Н. Толстой “Война и мир”. Наташа Ростова проявляет милосердие – одно из важнейших человеческих качеств. Когда все начинают уезжать из захваченной французами Москвы, девушка распоряжается отдать подводы раненым, а не везти на них свои собственные вещи. Помощь людям для Наташи Ростовой гораздо важнее материального благополучия. И ей совершенно не важно, что среди вещей, которые должны были быть увезены, приданое – часть ее будущего.

М. Шолохов “Судьба человека”. Андрей Соколов, несмотря на тяжелые жизненные испытания, не потерял способности проявлять милосердие. Он потерял семью и дом, но не смог не обратить внимание на судьбу Ванюшки – маленького мальчика, родители которого погибли. Андрей Соколов сказал мальчику, что является его отцом, и забрал к себе. Способность к милосердию сделала ребенка счастливым. Да, Андрей Соколов не забыл свою семью и ужасы войны, но он не оставил в беде Ваню. А значит, сердце его не очерствело.

Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”. Судьба Родиона Раскольникова тяжела. Он живет в жалкой, темной комнате, недоедает. После убийства старухи-процентщицы вся жизнь его напоминает страдание. Раскольников по-прежнему беден: взятое из квартиры он прячет под камень, а не забирает себе. Однако последние герой отдает вдове Мармеладова на похороны, не может пройти мимо случившегося несчастья, хотя самому ему не на что существовать. Родион Раскольников оказывается способным на милосердие, несмотря на убийство и созданную им ужасную теорию.

М.А. Булгаков “Мастер и Маргарита”. На что угодно готова пойти Маргарита, чтобы увидеть своего Мастера. Она идет на сделку с дьяволом, соглашается быть королевой на страшном балу у сатаны. Но когда Воланд спрашивает, что она желает, Маргарита просит лишь о том, чтобы Фриде перестали подавать платок, которым она заткнула рот собственному ребенку и закопала его в землю. Маргарита желает избавить совершенно чужого для нее человека от страданий, в этом и проявляется милосердие. Она уже не просит о встрече с Мастером, потому что не может не позаботиться о Фриде, пройти мимо чужого горя.

Н.Д. Телешов “Домой”. Маленький Семка, сын умерших от тифа переселенцев, больше всего хочет вернуться в свое родное село Белое. Мальчик сбегает из барака и отправляется в путь. По дороге он встречает незнакомого дедушку, они идут вместе. Дедушка тоже идет в родные края. В дороге Семка заболевает. Дедушка относит его в город, в больницу, хотя знает, что ему нельзя туда идти: оказывается, он уже третий раз сбегает с каторги. Там дедушку и ловят, а потом отправляют снова на каторгу. Несмотря на опасность для самого себя, дедушка проявляет милосердие по отношению к Семке – он не может бросить больного ребенка в беде. Собственное счастье становится для человека менее значимым, чем жизнь ребенка.

Н.Д. Телешов “Елка Митрича”. Семен Дмитриевич в канун Рождества понял, что у всех будет праздник, кроме восьми детей-сирот, живущих в одном из бараков. Митрич во что бы то ни стало решил порадовать ребят. Хотя ему было тяжело, он принес елку, купил конфет на полтинник, выданный переселенческим чиновником. Семен Дмитриевич отрезал каждому из ребят по кусочку колбаски, хотя для него колбаса была любимым лакомством. Сочувствие, сострадание, милосердие подтолкнули Митрича на этот поступок. И итог оказался действительно прекрасным: радость, смех, восторженные крики наполнили прежде мрачную комнату. Дети были счастливы от устроенного им праздника, а Митрич от того, что сделал это доброе дело.

И. Бунин “Лапти”. Нефед не мог не осуществить желание больного ребенка, который все время просил какие-то красные лапти. Несмотря на непогоду, он отправился за лаптями и фуксином пешком в Новоселки, находившиеся за шесть верст от дома. Для Нефеда желание помочь ребенку было важнее, чем обеспечение собственной безопасности. Он оказался способным на самопожертвование – в каком-то смысле высшую степень милосердия. Нефед погиб. Его привезли домой мужики. За пазухой у Нефеда нашли пузырек с фуксином и новые лапти.

В. Распутин “Уроки французского”. Для Лидии Михайловны, учительницы французского языка, желание помочь своему ученику оказалось важнее сохранения собственной репутации. Женщина знала, что ребенок недоедал, из-за чего и играл на деньги. Поэтому она предложила мальчику играть на деньги с ней. Это недопустимо для учителя. Когда обо всем узнал директор, Лидия Михайловна была вынуждена уехать на Родину, на Кубань. Но мы понимаем, что ее поступок вовсе не плох – это проявление милосердия. Недопустимое, казалось бы, поведение учительницы на самом деле несло добро и заботу о ребенке.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!