Строй бат. Военно-строительные войска

Почему же стройбат был так непопулярен у призывников и почему все так боялись туда попасть?

Во-первых, в «обычных» войсках солдат обучали стрельбе и прочим боевым умениям, а эти занятия всегда считались истинно мужскими. А стройбатовцы были по сути просто работягами, таких много и на «гражданке».

Во-вторых, формирование личного состава «королевских войск» имело свои особенности. Костяк их составляли выпускники строительных учебных заведений. Были и жители сельской местности, умеющие держать в руках строительный инструмент. Еще одна достаточно многочисленная категория – призывники, имеющие неблагополучную биографию, например, с судимостями. Могли попасть в стройотряд молодые люди с ограничениями по состоянию здоровья, которые, однако, не мешали им быть призванными в армию. Считалось, что для «классических» войск они не подходят, а вот для строительства – в самый раз.

И наконец, в некоторых строительных отрядах до 90% контингента составляли выходцы из Средней Азии и с Кавказа. Почему их туда отправляли? Считалось, что основная причина – плохое знание русского языка. В условиях боевой подготовки иметь дело с плохо говорящими по-русски солдатами было крайне неудобно и даже опасно – им просто боялись доверять оружие… Но во время строительных работ это не играло большой роли.

В «стройвойсках» процветали дедовщина и землячество. Отдельные новобранцы, оказавшиеся в окружении живущих по своим волчьим «законам» уголовников и представителей восточных национальностей с соответствующим менталитетом, испытывали, нередко подвергались издевательствам, среди «стройбатовцев» был высок процент самоубийств.

Кроме того, стройотряды часто превращались в точки сбыта наркотиков, в частности, гашиша, который распространяли уроженцы Средней Азии. Это приводило к тому, что многие, отслужив положенный срок, возвращались домой законченными наркоманами.

В СССР и России

Для выполнения задач по расквартированию и обустройству войск (сил) в ВС СССР в составе военных округов (ВО) (флотов) и соответствующих им структур МВД СССР и КГБ СССР входили военно-строительные управления (всу), аналогом которых в гражданском строительстве является строительный трест.

Военно-строительным управлениям подчинялись управления начальника работ (унр) - аналоги гражданских строительных управлений .

Управлениям начальника работ подчинялись строительно-монтажные участки (сму) строительные участки (су), склады, базы транспорта, и человеческие ресурсы, сосредоточенные в военно-строительных войсковых частях округов, групп войск, флотов и других объединений ВС СССР и гражданских министерств.

Основной военно-строительной частью являлся военно-строительный отряд (всо), имеющий статус воинской части - отдельного батальона , отчего происходило собирательное просторечное разговорное название «стройбат», хотя данный термин существовал ранее. Термин строительный батальон был официально выведен из обращения в 1970-х годах и введён термин отряд который в данном случае указывал на многопрофильность применения военно-строительного отряда.

Военно-строительный отряд (всо) - постоянное формирование в ВС СССР (Минобороны СССР) и других Министерствах СССР , состоящее из штаба и подразделений и предназначавшаеся для выполнения строительно-монтажных работ, изготовления конструкций и деталей на промышленных и лесозаготовительных предприятиях системы Министерства обороны СССР и других работ в Министерствах СССР. Военно-строительный отряд представлял собой батальон, состоящий из 3-6 рот . Штат и оснащение батальона различались в зависимости от задач, выполняемых им - строительство оборонных объектов, возведение автомобильных дорог и мостов, строительство жилых зданий, мелиорация, заготовка строительных материалов и т. д. Комплектование всо производилось преимущественно из призывников окончивших строительные учебные заведения или имевших строительные или родственные им специальности или опыт работы в строительстве (сантехники , бульдозеристы , кабельщики и т. д.). Права, обязанности и ответственность военных строителей (в/строителей, в/стр.) определялись военным законодательством, а трудовая деятельность регулировалась трудовым законодательством (с некоторыми особенностями в применении того или другого). Оплата труда в/строителей производилась по действующим нормам. Обязательный срок работы в всо засчитывался в срок действительной военной службы. Также предусматривалось, что во время войны военные строители смогут в случае необходимости заменить пехоту , полноценная боевая подготовка планировалась, но проводилась редко, чтобы не отвлекать личный состав со строящихся объектов.

Основная задача военно-строительного отряда - обеспечение строительных объектов личным составом. То есть, военно-строительные отряды обеспечивали военных строителей ночлегом, питанием, и т. п. В зависимости от численности личного состава, занятого на объектах строительства, военно-строительные отряды могли быть переформированы в военно-строительные полки (всп), отдельные военно-строительные роты (овср) и т. п., и обратно, чтобы характер снабжения и штаты тыловых служб соответствовали численности военных строителей.

Основная численность военно-строительных частей была сосредоточена в Министерстве обороны под командованием Заместителя министра обороны по строительству и расквартированию войск (ЗамМО СССР по СиРВ). В его подчинении были 6-ть главных управлений (Главков):

  • Главное военно-строительное управление Министерства обороны СССР (ГВСУ МО СССР);
  • Главное управление специального строительства Министерства обороны СССР (ГУСС МО СССР);

В соответствии со постановлением Совета народных комиссаров СССР от 13 февраля г. № 187-102с в составе народного комиссариата связи было сформировано Военно-восстановительное управление (ВВУ) с целью осуществления руководства всеми воинскими частями по восстановлению, ремонту и строительству линейно-кабельных сооружений, телефонно-телеграфных и радиотрансляционных узлов, радиостанций и почтовых предприятий на территории, освобожденной от немецких оккупантов .

Обладая собственной мощной стройиндустрией, ГУСС год за годом осваивал выпуск новых серий жилых домов. Им было построено и сдано более 17 миллионов квадратных метров благоустроенного жилья, было осуществлено строительство различных по назначению объектов соцкультбыта, в том числе - уникального велотрека в Крылатском .

На начало 1956 г. для выполнения строительства в Вооруженных Силах СССР содержались военно-строительные части численностью 231 015 военных строителей. Кроме того, вне норм численности Вооруженных Сил СССР имелись военно-строительные части численностью 73 095 военных строителей, и военно-строительные отряды численностью 218 880 чел. военных рабочих по призыву.

В 1956 г. министр обороны СССР Г.Жуков и начальник Генерального штаба В.Соколовский сообщали :

Использование в промышленности труда военнослужащих является нарушением Конституции СССР, так как согласно статье 132 Конституции воинская служба, представляющая собой почетную обязанность граждан СССР, должна проходить в рядах Вооруженных Сил СССР, а не в строительных организациях гражданских министерств СССР. Вполне естественно, в связи с этим, резкое недовольство военнослужащих, направленных на работу в военно-строительные части и, в частности, в военно-строительные отряды. Они сразу же сознают свое ложное положение формально призванных в ряды Советской Армии, фактически же используемых вне армии в качестве рабочей силы. Факты показывают, что эти военнослужащие рассматривают использование их на работах вместо службы в армии незаконным и многие из них выражают протест во всевозможных формах, вплоть до открытого неповиновения и дезертирства... ...Практика многих лет показывает, что строительные организации гражданских министерств плохо организуют производственную деятельность военно-строительных частей и отрядов и совершенно беззаботно относятся к материально-бытовому обеспечению их, вследствие чего производительность труда рабочих строительных частей и отрядов является крайне низкой, а заработки малы. Все это приводило раньше и приводит сейчас к массовым случаям возмущения, невыхода на работу, дебошам, дракам и серьезным нарушениям общественного порядка... ...материально-бытовое устройство отрядов неудовлетворительное, а некоторые из них находятся в очень тяжелых материально-бытовых условиях. Так, например: 1052 военно-строительный отряд был размещен в ноябре 1955 года в недостроенном помещении. Рабочие спали одетыми, так как температура в комнатах не превышала +3 градуса. В течение месяца рабочих не мыли в бане и не меняли у них белье, в результате чего появилась вшивость. 75 рабочих отряда получили тяжелое простудное заболевание. Несмотря на сильные морозы, рабочим не выдавали валенки, вследствие чего они работали на холоде в сапогах, а во время перевозки к месту работ обматывали себе ноги разным тряпьем. Десять рабочих в этом отряде получили сильное обморожение ног. Медицинское обслуживание и питание поставлено крайне плохо. В ноябре-декабре 1955 года рабочим отряда не выдавалась зарплата. В отрядах Министерства общего машиностроения положение еще хуже: рабочие живут в неотапливаемых помещениях, пища готовится под открытым небом при морозе в 30-40 градусов. В отрядах имеется по 10-15 человек обмороженных. Все указанные выше условия крайне отрицательно сказываются на состоянии дисциплины и приводят к неповиновению начальникам, массовым самовольным отлучкам, кражам, пьянству, дракам и нарушению общественного порядка в таких масштабах, что в отдельных случаях требовалось вмешательство войск и милиции.

Порядок прохождения службы военными строителями регламентируется Положением о военно-строительном отряде Министерства обороны СССР 1976 года. В соответствии с эти Положением, военному строителю за работу на строительном объекте начисляется зарплата, из которой вычиталась стоимость питания, обмундирования, банно-прачечных услуг, культурных мероприятий и других видов обеспечения, объединяемая в вещевую задолженность. После увольнения в запас и окончательных расчетов военному строителю направляется денежный перевод с заработанными деньгами либо исполнительный лист на погашение вещевой задолженности. Военным строителям, занятым в наряде по части или находящимся в санчасти, начисляется средняя для их подразделения зарплата.

Отдельные солдаты (матросы) военно-строительных отрядов (санинструкторы, связисты и т. п.) имеют статус военнослужащего, для них питание, обмундирование и т. п. бесплатны.

В 1980-е годы около 500 ВСО работало в 11 различных «гражданских» министерствах .

Расформировать в 1992 году военно-строительные отряды (части), работающие на сооружении объектов народнохозяйственного назначения в гражданских министерствах и ведомствах , кроме Минатомэнергопрома СССР, Минсвязи СССР Росвостокстроя и Главного управления специального строительства при Совете Министров СССР. В связи с этим прекратить призыв граждан СССР на действительную срочную военную службу в указанные военно-строительные отряды (части) начиная с осени 1991 года. Высвобождаемую после расформирования военно-строительных отрядов (частей) численность военнослужащих и военных строителей направлять на укомплектование военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны СССР . Совету Министров СССР в первом квартале 1991 года утвердить порядок и конкретные сроки расформирования военно-строительных отрядов (частей), работающих в Минатомэнергопроме СССР, Минсвязи СССР, Росвостокстрое и Главном управлении специального строительства при Совете Министров СССР.

Военнослужащим рядового и сержантского состава военно-строительных частей, находящихся на положении военнослужащих, а также проходящим службу сверх срока, присваиваются звания рядового и сержантского состава армии и флота: от рядового (матроса) до старшины (главного корабельного старшины), т. е., без приставки "военный строитель".

Объекты

Объекты построенные ВС СССР , в СССР (России):

  • город Ижевск
  • автомобильные дороги (см. Дорожные войска)
  • железные дороги (см. Железнодорожные войска)
  • и многое другое.

«В советской армии есть самые страшные войска – стройбат, этим зверям вообще оружие не дают в руки!» - утверждал популярный некогда анекдот

«Пойдешь служить в стройбат!». Любой советский юноша призывного возраста больше всего боялся услышать эти слова. Вся доблесть стройбатовцев заключалась в бесконечном «возведении объектов». И туда было очень удобно отправить тех, кому опасно доверять оружие, то есть неблагонадежных граждан.

Сдвинь корону набок

Свое начало войска берут с момента выхода 13 февраля 1942 года постановления о формировании военно-восстановительного управления. Было необходимо заново отстроить все разрушенное на территориях, освобожденных от немецких оккупантов.

Не без доли юмора ВСО называли «королевскими войсками» – благодаря численности, которая доходила до 400 тысяч человек. Для сравнения, в Советском Союзе войска ВДВ насчитывали примерно 60 тысяч солдат, пограничников было около 200 тысяч, а морских пехотинцев около 15 тысяч. Существовала также другая версия о столь «громком» названии войск. Дело в том, что все космодромы в Союзе возводились силами стройбатов, поэтому название и связывали с главным конструктором страны Сергеем Королевым .

Для строительства и ремонта не надо выдавать оружие, это было поводом для обидных шуток. Всех, кто служил в ВСО (военно-строительный отряд – прим. ред.), называли дураками, которым нельзя доверять ничего важного, зато они отлично управляются с кирками и лопатами.

В стройбате даже стрелять не учили. По сути, войсками их назвать было сложно – парни, которые служили в ВСО, были простыми работягами, практически не отличающимися от гражданских строителей.

Богатые женихи

Но было у стройбатовцев огромное преимущество: им выплачивали зарплату – от 110 до 250 рублей в месяц, уровень зависел от специальности. Самую большую зарплату получали те, кто работал на кранах и экскаваторах.

После демобилизации стройбатовцы увозили домой до 5000 рублей, машину можно было купить. А в редких случаях со счета снималась определенная сумма денег для отправки родным. Правда, с каждого солдата взымали 30 рублей в месяц за быт: стройбатовец оплачивал проживание, питание и обмундирование. Иногда в эту сумму входила и оплата культурных мероприятий и других развлечений.

Стройбатовцы имели возможность подзаработать на стороне. У парней всегда было достаточно денег на личные расходы: соглашаясь на «покопать», «побелить», «покрасить», за один день работы можно было получить около 15 рублей. Заказы на рабочую силу поступали преимущественно от колхозников и жителей сел.

Стоит сказать, что стройбатовцы не брезговали получать за свой труд «жидкой» валютой. Деревенские часто соглашались оплатить мелкую работу литром-другим самогона и прочими горячительными напитками, Доходами, полученными на стороне, стройбатовец мог распоряжаться по своему усмотрению.

Язык мой – враг мой


Именно состав ВСО стал причиной отрицательных мнений о строительных войсках. Конечно, главный упор делался на выпускников строительных техникумов и училищ. Призывники, которые на гражданке уже получили необходимые знания, ценились выше остальных. Как правило, и зарплата у них была больше. Преимущество отдавали также солдатам из сел, которые имели представление, как держать лопату.

Но очень часто в строительные войска «запихивали» жителей самых дальних регионов, преимущественно с Кавказа и Азии. Этому было логическое объяснение – они практически не говорили по-русски. Призыв на военную службу граждан без знания государственного языка создал бы серьезный барьер между солдатами, а в строительстве вопрос языка не стоял остро. Поэтому в некоторых отрядах азиатский и кавказский контингент составлял до 90 % численности.

Отправляли в стройбат и неблагонадежных юношей: около 6-8 человек на батальон были ранее судимы. Призывников с ограниченными физическими возможностями и с проблемами со здоровьем не брали на службу в серьезные войска, но всегда ждали в стройбате. Считалось, что физические недостатки не помеха для строителя.

«Мирный труд» на благо Родины

Дедовщина и землячество были распространены в стройотрядах повсеместно. Некоторые новобранцы, оказавшиеся в одном отряде со вчерашними уголовниками, привыкшими жить по собственным законам, а также с представителями восточных регионов, почти всегда переживали издевательства, подвергались насилию. Процент самоубийств в стройбате был на порядок выше, чем в других войсках. К тому же жители Средней Азии устраивали рынки сбыта гашиша, поэтому многие дембеля возвращались на гражданку законченными наркоманами.

О безопасности службы в военно-строительных подразделениях говорить не приходилось. Не только в самих частях солдаты подвергались опасности. Во-первых, никто не гарантировал от увечий и даже смертей во время работ, особенно крановщиков и экскаваторщиков. Во-вторых, с1979 года специальные отряды отправлялись в Афганистан, где им поручали возводить временное жилье, строить аэродромы, фортификационные объекты, налаживать инфраструктуру для советских войск.

В 1986 году специальные подразделения строительных частей отправили в Чернобыль для ликвидации последствий взрыва на АЭС. Не стоит и говорить, что многие солдаты получили опасный для жизни уровень радиационного излучения. Вообще считалось, что служба в стройбате – это невыносимый каторжный труд, который калечил как психологически, так и физически.

Глазами руководства

Условия прохождения службы, неблагонадежный контингент войск, восточный менталитет солдат и многие другие отрицательные стороны ВСО не красили их не только в глазах призывников и всего гражданского населения страны. О неэффективности и даже незаконности стройбата говорило и высшее военное руководство.

Министр обороны Георгий Жуков , а также начальник Генштаба СССР Василий Соколовский еще в 1956 году указывали на то, что само существование стройбата противоречит Конституции Советского Союза. Ведь, согласно главному документу государства, несение воинской службы возможно только в составе Вооруженных Сил, а стройбат в их ряды не входил.


При этом многие забывают о том, что военно-строительные подразделения принесли немало пользы, особенно в послевоенное время. Недаром численность войск была самой большой в Союзе, группы военных строителей работали в самых удаленных и «трудных» уголках Союза.

Каждое подразделение имело свою специфику. Одни с успехом возводили военные бункера, другие строили дома, третьи занимались инфраструктурой. Поэтому, даже учитывая непрестижность, ВСО приносили государству явную пользу.

Противоречивая история этих войск могла завершиться в 1990 году, когда Михаил Горбачев подписал Указ об их расформировании. Но это была отнюдь не последняя реформа, и процесс, судя по всему, не окончился и сегодня.

Фото пресс-службы МО РФ

Президент России Владимир Путин подписал указ о весеннем призыве на военную службу 142 тысяч молодых граждан страны. Одной из особенностей данной кампании, видимо, будет то, что призывников помимо боевых подразделений направят во вновь создаваемые в Вооруженных силах военно-строительные формирования. Их сформируют за счет увеличения штата военнослужащих с 1 января 2017 года на 13,6 тыс. человек. Об этом накануне президент подписал соответствующий указ, согласно которому общая штатная численность армии и флота (то есть военнослужащих и гражданского персонала) по сравнению с 2016 годом к 1 июля 2017 года должна увеличиться на 17,6 тыс. человек.

Увеличение штатной численности Вооруженных сил связано в том числе с передачей Минобороны функций Федерального агентства специального строительства (Спецстроя), которое до 1 июля 2017 года должно быть упразднено. Вооруженным силам в этой связи передадут «штатную численность военнослужащих и гражданского персонала инженерно-технических воинских формирований и дорожно-строительных воинских формирований», которые входили в упраздняемый Спецстрой. В открытом доступе нет данных, сколько конкретно военнослужащих проходили военную службу в этих формированиях. И были ли среди них в последние годы военнослужащие по призыву, также не известно. Ранее, в августе 2011 года, тогдашний руководитель Спецстроя Григорий Нагинский говорил, что в результате реформы в его ведомстве не останется солдат по призыву, которых заменят рабочие из «дружественных нам республик». По данным Минобороны, в прошлом году общая численность сотрудников Спецстроя составляла около 44 тыс. человек.

Между тем лишь менее половины из них пополнят строительные структуры Минобороны, только небольшая часть - около 4 тыс. человек – составит гражданский персонал. При этом в штат управленцев Минобороны передается «численность федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата упраздняемого Федерального агентства специального строительства в количестве 200 единиц». Как сообщил недавно замминистра обороны Тимур Иванов, «в рамках реорганизации Спецстроя в Министерстве обороны должно сохраниться восемь подразделений взамен сегодняшних 19». Эти предприятия будут специализироваться на строительстве объектов в каждом из военных округов и на Северном флоте, «а также займутся узкоспециализированными вопросами: будут отвечать за строительство объектов Воздушно-космических сил и аэродромов, за инфраструктуру Ракетных войск стратегического назначения, за сооружение причальных сооружений в интересах ВМФ». Пока нет официальных сообщений, что в состав создаваемых на базе Спецстроя подразделений войдут военно-инженерные и военно-строительные батальоны и отряды. Но источники в Минобороны сообщают, что их формирование уже идет полным ходом. И в отличие от стройбатов, которые существовали во времена СССР, в их составе сейчас будут служить военнослужащие по контракту и по призыву, имеющие военно-строительные и технические специальности, как правило, с высшим образованием.

Решение возродить советскую практику стройбатов объясняется просто. Реформа и «распогонивание» Спецстроя привело к раздутию его административных штатов. Появились многоступенчатые управленческие структуры, а основные строительные функции выполняли малоквалифицированные фирмы, набиравшие рабочих из жителей стран СНГ. Они плохо работали, особенно в условиях Арктики и в отдаленных местностях. В результате многие важные оборонные и государственные контракты не были выполнены в срок. Были выявлены многочисленные факты коррупции и взяточничества.

«Реорганизуя военно-строительный комплекс, мы переходим на комплексную работу непосредственно с исполнителем», – отмечает Тимур Иванов. О том, насколько эффективно в нынешних непростых для страны социально-экономических условиях применение военно-строительных подразделений, говорит опыт возведения силами Минобороны более 130 км железнодорожного пути в обход Украины на западе РФ на участке Журавка-Миллерово. Это строительство полностью осуществляют железнодорожные батальоны Вооруженных сил. И, как заявил недавно замминистра обороны Дмитрий Булгаков, дорога, которая строится, начнет функционировать более чем на год раньше запланированного срока. Ее откроют 15 августа 2017 года. Никаких коррупционных фактов при ее строительстве не выявлено.

«Королевские войска» или стройбат были настоящей легендой в СССР. Правда, скорее в плохом смысле слова - этого рода войск сторонились многие призывники, а военное руководство вообще выступало против его существования.

«Королевские войска»

Военно-строительные отряды (ВСО), или в просторечье - «стройбат», ведут свой отсчет с 13 февраля 1942 года, когда постановлением Совета народных комиссаров СССР было сформировано Военно-восстановительное управление, которое занималось ремонтом и строительством объектов на территориях, освобожденных от немецких оккупантов.

Термин «стройбат» был официально выведен из обращения в 1970-х годах, однако полностью из лексикона не ушел, сохраняясь как часть военного и гражданского жаргона. Также словосочетание «строительный батальон» продолжало использоваться в отношении некоторых групп зарубежных войск. «Стройбатовцы» иронично называли себя «королевскими войсками».

По одной версии из-за многочисленности личного состава: в 1980-х годах он насчитывал приблизительно от 300 до 400 тыс. человек, что превышало количество военнослужащих в ВДВ (60 000), Морской пехоте (15 000) и Пограничных войсках (220 000) вместе взятых. По другой версии самоназвание было связано с именем конструктора Сергея Королёва (все космодромы СССР возводились строительными отрядами).

Условия службы

У советской молодежи стройбат считался не самым престижным местом для несения воинской службы. Его непопулярность во многом была вызвана тем, что непосредственно к военному делу он имел лишь формальное отношение.

Тем не менее, новобранцы, пополнявшие состав строительных отрядов имели определенные преимущества перед призванными в другие рода войск. Согласно приказу №175 министра обороны СССР от 30 мая 1977 года военному строителю за работу начислялась заработная плата, из которой, правда, вычиталась стоимость питания, обмундирования, банно-прачечных услуг, культурных мероприятий и других видов обеспечения - тех, что объединялись понятием «вещевая задолженность». Как вспоминал один из служащих строительного батальона, ежемесячно у него удерживали около 30 рублей за бытовые услуги - «стирку, помывку, форму».

Зарплата в строительных войсках (на период 1980-х годов) колебалась в диапазоне от 110 до 180 рублей, но в некоторых случаях доходила и до 250 рублей. Все зависело от специальности. Больше других получали как правило работавшие на башенных кранах и экскаваторах. Деньги клались служащему на счет и выдавались при увольнении в запас. Правда, при острой необходимости разрешали пересылать деньги родным.

По окончании службы «стройбатовцы» иногда вывозили до 5 тыс. рублей.

Были у «стройбатовцев» и дополнительные источники заработка, в частности, на так называемых «халтурах», где платили в районе 10-15 рублей за один трудовой день. Полагались им и льготы. Их получали прапорщики и офицеры, которые имели возможность быстро решать свои жилищные проблемы.

Личный состав

ВСО комплектовались в основном из призывников, окончивших строительные учебные заведения. Часто стройотряды пополнялись за счет выходцев из сельских районов, «умеющих держать инструмент в руках». Туда же отправляли неблагополучную молодежь, иногда уже с судимостью.

Хоть говорить об этом было не принято, национальный признак был еще одним критерием отбора в стройбат. Так, доля кавказских и среднеазиатских народов в некоторых строительных батальонах, доходила до 90% личного состава. Распространено мнение, что причиной, по которой выходцы из Средней Азии и Кавказа допускались в основном к строительным работам было плохое знание русского языка. Национальный состав стройотрядов отпугивал многих призывников.

Еще одна категория призывников, которым дорога в стройбат «была заказана» - юноши с ограничениями по состоянию здоровья. Их родители всеми правдами и неправдами искали всевозможные обходные пути, чтобы оградить детей от трудовой повинности.

Критика стройбата

Сам факт существования военно-строительных отрядов не раз подвергался критике высшим военным руководством, которое считало подобные формирования неэффективными и даже «нелегальными». В 1956 году министр обороны Георгий Жуков и начальник Генштаба Василий Соколовский докладывали, что «использование в промышленности труда военнослужащих является нарушением Конституции СССР, так как согласно статье 132 Конституции воинская служба … должна проходить в рядах Вооруженных Сил СССР, а не в строительных организациях гражданских министерств СССР».

Специалисты обращали внимание на то, что производственная деятельность военно-строительных частей была плохо организована, а их материально-бытовое обеспечение находилось на крайне низком уровне.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!