Суффиксы чик чек. Слово с суффиксом "чик": правила написания и примеры

Цели:

а) принадлежность к профессии

б) черты характера

– С первым заданием Вы справились.

– Можно фонетически различить эти суффиксы?

  • Объясните, когда пишется суффикс чик?
  • Что влияет на его правописание?
  • /После каких букв пишется?/

    А вот волшебная фраза Вам подарок от нашего гостя: волшебная фраза

    – Почему, скажите, она волшебная?

    – Именно после этих согласных и пишется суффикс чик !

    V. Закрепление.

    Образуйте новые слова.

  • Стекло -> стекольщик
  • Доклад -> докладчик
  • Буфет -> буфетчик
  • Обман -> обманщик
  • Заказ -> заказчик
  • колокол -> колокольчик – какое значение имеет? (уменьшительно-ласкательное)
  • перебежать -> перебежчик
  • табун -> табунщик
  • Каждый из Вас является волшебником. И сейчас в этом вы убедитесь,

    – Ребята, выделите суффиксы в написанных словах?

    – Какое значение имеет в этих словах суффиксы чик//щик? /обозначают принадлежность к профессии/.

    б) Отгадай словечко: с объяснением и выделением суффикса

    Выборочный диктант. Выписать слова с изучаемыми суффиксами. Является текстом? Доказать.

    Профессии на любой вкус.
    Каждый человек может выбрать специальность по своему желанию. При постройке зданий нужны каменщики, пильщики, печники, кровельщики, водопроводчики.
    На железных дорогах работают машинисты, смазчики, заправщики, грузчики, угольщики. Без них не мог бы чётко работать железнодорожный транспорт.
    Труд забойщиков и крепильщиков даёт стране драгоценный уголь.
    Над тонкой обработкой дерева, металлов, камней, трудятся резчики, полировщики, гравёры.

    в) Распределительный диктант. Распределить в колонки в зависимости от значения.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

    Урок Правописание суффиксов существительных -чик-, -щик-, -чиц(а), -щиц(а) (§16)

    Цели урока: познакомить учащихся с правописанием букв ч-щ в суффиксах существительных -чик-щик-; со способами действия при выборе таких написаний.

    I. Интеллектуальная разминка .

    Ответьте на вопросы, запишите слова-ответы, выделите суффиксы. Как образованы записанные слова?

    Как называют человека, который умеет:

    1) барабанить – барабан щик

    2) составлять компьютерные программы – программ ист

    3) обучать чему-либо – учи тель

    4) играть в баскетбол – баскетбол ист

    5) ловить рыбу – рыб ак

    6) переводить с иностранного языка – перевод чик

    7) спасать людей – спаса тель ?

    II. Организация наблюдения.

    Этот урок посвятим правописанию суффиксов существительных -чик-, -щик-,(-чиц(а), -щиц(а)) .

    Начнём с наблюдения за существительными. Ответим на вопросы, обратим внимание на слова-ответы, выделим суффиксы, подумаем: как образованы записанные слова?

    Слова барабан щик , программ ист , учи тель , баскетбол ист , рыб ак , перевод чик ,спаса тель – это существительные со значением лица, они образовались при помощи суффиксов со значением лица: -чик- , -щик- , -тель- , -ист- , -ак- ;

    слова плиточ ник , отделоч ник , ток арь – также обозначают лицо, они образованы при помощи суффиксов – -ник- , -арь- ,

    а существительные женского рода закрой щиц а, копироваль щиц а, налад чиц а – при помощи суффиксов -чиц- , -щиц- .

    2. Сложности, возникающие при написании существительных с суффиксами -чик-, -щик-, (-чиц(а), -щиц(а))

    Произнесём слова 1 и 2 столбиков, сравним произношение и написание слов с суффиксами, подумаем: произношение какого суффикса не всегда соответствует написанию:

    В словах разносчик , перебежчик , возчик , смазчица , подписчица произношение и написание не совпадают. А это слова именно с суффиксами -чик- , -щик- , (-чиц(а), -щиц(а) ).

    Чем же объясняется такая разница? Здесь действуют фонетические законы: буквосочетания зч , сч , жч , сщ на стыке корня и суффикса произносятся как долгий мягкий звук щ .

    3. Правило написания существительных с суффиксами -чик-, -щик-, (-чиц(а), —

    В каких случаях пишем -чик- , -чиц(а) , а в каких -щик- , — щиц(а) ? Чтобы не ошибиться в написании слов с суффиксами -чик-, -щик-, (-чиц(а), -щиц(а)) нужно определить, от какого слова образовано существительное и применить правило:

    После букв д/т , з/с , ж пишется суффикс -чик- : изво зчик , перепи счик , перебе жчик , перево дчик , лё тчик , в остальных случаях пишется -щик- : го нщик , бараба нщик -чик-, -щик- пишется только после л : пи л ь щик , крове л ь щик , боле л ь щик .

    Запомнить буквы з, с, ж, д, т пред которыми пишется суффикс -чик- может помочь фраза « ЗоСя ЖДёТ », в которой все согласные как раз те, которые нужно запомнить. Также вам в помощь рифмованное упражнение:

    Труден и сложен русский язык,
    Есть в нём рабочий суффикс -чик(-щик).
    Любит трудиться, но очень раним,
    Ж-Д-Т-З-С дружат лишь с ним!
    Грузчик, разносчик, водопроводчик –
    Суффикс-трудяга, суффикс-рабочий!

    В словах 2 столбика в существительных женского рода суффиксы –чиц(а), -щиц(а) пишутся по аналогии с существительными мужского рода –чиц(а) пишется после д/т, з/с, ж , а в остальных случаях суффикс –щиц(а) .

    4. Как применять правило

    Потренируемся в правописании суффикса.

    В слове переплёт…ик пишем -чик , потому что слово образовано от глагола переплетать, перед суффиксом стоит т , в соответствии с правилом после т пишем -чик .

    В слове камен…ик , пишем -щик , потому что не после д/т, з/с, ж .

    В слове кровел. щик пишем ь , так как после л; пишем -щик , потому что не после д/т, з/с, ж.

    В существительном вязал…ица пишем также ь , и –щиц , а в слове налад…ица (от наладить) пишем –чиц -, т.к. после д .

    Итак, в существительных после букв з, с, ж, д, т пишется суффикс -чик- (фраза для запоминания согласных: « ЗоСя ЖДёТ »): изво зчик , перепи счик , перебе жчик , перево дчик , лё тчик ; в остальных случаях пишется -щик- : го нщик , бараба нщик , фона рщик . Мягкий знак перед суффиксами -чик-, -щик- пишется только после л :пи л ь щик , крове л ь щик , боле л ь щик .

    III. Обращение к правилу на с. 83.

    IV. Закрепление. Упр. 121-124 (задание 1).

    V. Работа с текстом.

    Глубоководную рыбу крысохвоста недаром называют еще барабанщиком морских глубин. Самец с помощью особых мышц издает звук, похожий на барабанный бой. Этот звук привлекает самку. (Р. Маррис, пер. с англ. А. Голова)

    С помощью каких средств связаны предложения в тексте?

    Выпишите однокоренные слова, выполните их морфемный разбор.

    Выпишите слова, образованные сложением, выполните их морфемный разбор.

    Выделите приставки, объясните их правописание.

    VI. Подведение итогов. Упр. 124 (задание 2).

    VII. Дифференцированное домашнее задание. § 16.упр. 120., упр. 125.

    3.2.5. Правописание суффиксов имён существительных

    При правописании суффиксов имён существительных можно выделить несколько типов правил:

    1) правописание гласных в суффиксах существительных;
    2) правописание согласных в суффиксах существительных.

    Поскольку правописание гласных после шипящих и ц в суффиксах существительных было рассмотрено в п. 1.12. Правописание гласных после шипящих, 1.13. Правописание гласных после Ц, в данном пункте этот вид правил не анализируется.

    Правописание н и нн в суффиксах существительных, образованных от прилагательных и причастий, см. в п. 3.3.5. Правописание суффиксов имён прилагательных, 3.8.3. Правописание причастий.

    1. Правописание гласных в суффиксах существитель­ных.

    а) Суффикс -ик пишется, если при склонении гласный сохраняется;

    Ключ ик – ключ ик а.

    суффикс -ек пишется, если при склонении гласный выпадает.

    Замоч ек – замо чк а.

    Суффикс -чик всегда пишется с гласным и (суффикса -чек нет в русском языке!);

    Залив → залив чик.

    б) Суффикс -оньк- пишется после твёрдых согласных, кроме ж, ш;

    Шуба → шуб оньк а.

    суффикс -еньк- – после мягких согласных и ж, ш.

    Заря → зор еньк а, душа → душ еньк а.

    Запомните написание: ба и ньки, за и нька, па и нька ;

    в) В существительных среднего рода суффикс -ец(о) пишется, если ударение падает на окончание;

    суффикс -иц(е) пишется, если ударение падает на основу;

    В существительных мужского рода суффикс -ец- пишется, если при склонении гласный выпадает.

    Гор ец – гор ц а.

    г) Сочетание суффиксов -ич- + к- пишется в существительных, образованных от существительных с суффиксом -иц- (ц чередуется с ч);

    Пугов иц а → пугов ичк а.

    В остальных случаях пишется уменьшительный суффикс -ечк- .

    Им ечк о, Ман ечк а.

    Безударного суффикса -ячк- в русском языке нет (!);

    д) сочетание суффиксов -ин- + к- пишется в существительных, образованных от существительных женского рода с суффиксом -ин- ;

    Горош ин а → горош инк а.

    Сочетание суффиксов -ен- + к- пишется в уменьшительных существительных, образованных от существительных на -ня и -на, у которых в множественном падеже родительного падежа мягкий знак не пишется.

    Сос на – сосе н → сос енк а; басн я – басе н → бас енк а.

    Суффикс -енк- пишется в некоторых существительных женского рода.

    2. Правописание согласных в суффиксах существительных.

    а) суффикс -чик пишется в словах, основа которых оканчивается на д, т, з, с, ж;

    Разве д чик, счё т чик, расска з чик.

    суффикс -щик пишется в словах, основа которых оканчивается на другие согласные;

    Пи ль щик, ато м щик.

    б) перед суффиксом -чик к, ц, ч заменяются на т.

    Каба к → каба т чик; разда ч а → разда т чик.

    Суффиксы -чик-, -щик-

    1. В первом училище готовили шлифовщиков, а во втором - наборщиков, печатников и переплетчиков. 2. Смазчик на каждой станции проверял колеса вагонов. 3. На строительстве школы каменщики завоевали первенство. 4. Геологоразведчики нашли новое богатое месторождение нефти. 5. Открыв дверь в комнату сварщиков, девочки остановились на пороге. 6. Каждый вечер к столбам подходил фонарщик с лестницей и зажигал фонари.

    8. Извозчик перевозил на пристань капусту, морковь и свеклу.

    Слесарь-водопроводчик быстро исправил повреждение. 9. Во двор зашел стекольщик и лудильщик. 10. Каждое утро газетчик приносил нам свежую газету. 11. Речи зарубежных гостей передавали переводчики. 12. Впереди пионерского отряда шел барабанщик. 13. Летчик нашел рыбаков и по радио сказал капитану парохода, куда идти. (Жит.) (98 слов.)

    1. Нашей стране нужны многочисленные квалифицированные кадры рабочих: сборщики промышленного оборудования, электрогазосварщики, переплетчики книг и брошюр, резчики по дереву и камню, пильщики и краснодеревщики. 2. Старик оказался хорошим рассказчиком интересных случаев из своей жизни.

    3. С раннего утра и до позднего вечера на пристани работали грузчики. 4. У берега реки всегда можно было найти перевозчика. 5. На постройке плотины особенно хорошо работали бетонщики и каменщики. 6. В магазине начали работать укладчицы и подносчицы товаров. 7. Учреждению были нужны переписчики и копировщики. 8. Впереди батальона шли знаменщики и барабанщики. 9. На строительстве Московского метрополитена работали гранитчики и облицовщики. (95 слов.)

    1. После окончания войны в колхоз приехал вербовщик из Министерства рыбной промышленности. (Чак.) 2. Собрали мы часовщиков, портных, лудильщиков и собственными руками переделали купеческие хоромы в клуб. (Вас.) 3. Через несколько времени погонщики слонов и надсмотрщики привыкли к диким слонам изъявившим большое любопытство к работе и неутомимость. (Тих.) 4. Зимовщиков очень огорчало, что их питомец (собака) имеет такой изъян. (Водоп.) 5. Барабанщики (…) легким шагом прошли через весь зал. (Вор.) 6. Ругая беспечных возчиков (…) бабка начала укладывать поленницу. (Гайд.) 7. Я отыщу секрет и Ларчик вам открою. (Кр.) 8. И днем, и ночью лесной объездчик охранял лес. 9. Отец купил сынишке маленький барабанчик, фонарик и игрушечный диванчик. 10. По краям полевой дорожки росли одуванчики. (95 слов.)

    Золотова Вера Михайловна

    Учитель начальных классов

    МБОУ «Средняя школа №53»

    Предмет: русский язык

    Класс: 3

    Тема . Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные.

    Место: изучение нового материала

    Цель : познакомить учащихся с условиями выбора гласных в суффиксах существительных –ек, -ик.

    Задачи:

    Образовательные:

    Формировать представления о написании суффиксов –ек, - ик.

    Повторить словообразовательный разбор.

    Развивающие: ра звитие речи учащихся, обогащение словарного запаса; развитие орфографической зоркости, логического мышления.

    Воспитательные : воспитание внимательности, аккуратности, любознательности.

    План урока:

    1 Организационный момент

    2 Словарная работа. Повторение изученного материала. Сообщение темы урока.

    3 Знакомство с новым материалом. Работа над темой урока.

    4 Физкультминутка

    5Упражнения с целью закрепления материала

    6 Домашнее задание

    7 Подведение итога урока

    Ход урока.

    I Организационный момент

    Глаза смотрят и видят.

    Уши слушают и слышат.

    Сначала думаю, а потом говорю.

    Помню, что в классе я не один,

    Умею слушать мнения других.

    II. Словарно-орфографическая работа

    Учитель. Первый этап нашего урока – традиционный. Это словарно-орфографическая работа.

    Для чего мы её проводим?

    Мы ее проводим для того, чтобы писать и говорить правильно, не делать ошибок в словарных словах.

      Словарная работа.

    Внимание на доску, прочитайте предложение.

    Могли бы вы встретить такое явление в природе? (Нет).

    Какое это предложение? (Шуточное).

    Вставьте в слова недостающие буквы.

    Какие слова не вызвали затруднений при работе? (на осине, орех)

    Какую букву нужно писать в этих словах?

    В каком слове вы затруднились вставить букву? (однажды)

    Почему? (оно новое, с этим словом мы ещё не встречались)

    Где вы уточните правильное написание этого слова? (В словаре «Пиши правильно»)

    Откройте словарь и уточните правописание слова «однажды», затем спишите предложение, вставляя буквы.

    ..днажды на..сине вырос..рех.

    Поставьте в словах ударение, подчеркните, букву, которую нужно запомнить.

    2 ) Сообщение темы урока.

    Как вы понимаете значение слова беглый?

    Встречается ли это понятие в русском языке?

    Когда? (когда мы говорим о беглом гласном)

    Сколько беглых гласных в русском языке? Назовите их. (О и Е)

    Почему их называют беглыми? (Чередуются с нулевым звуком). С. 125.

    Где встречались нам беглые гласные? (В корне слов).

    О чём мы с вами будем сегодня говорить?

    Предположите, могут ли беглые гласные встречаться в других частях слова? Каких?

    Сформулируйте тему урока. (Чередование звуков в суффиксах слов, Е и О – беглые гласные).

    Если вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, нам подскажет Анишит Йокоповна.

    Откройте с. 129 и прочитайте её слова.

    III Работа с новым материалом.

    Упражнение 146, 147, с. 130 (работа в парах)

    Учитель. Откройте словарь. Посмотрите на условное обозначение на полях слева и скажите, с каким словарём будете работать? На какую букву откроете словарь?

    Откройте, прочитайте слова на -ек. Выберите слова, относящиеся к миру растений и грибов и существительные, обозначающие детёнышей домашних животных.

    Какие слова первой группы вы пометили? Прочитайте слова второй группы.

    Работать будете в парах. Один из вас напишет столбиком одну группу слов, а сосед другую. Рядом пишите слово, от ОСНОВЫ которого оно образовано. Рассмотрите образец в учебнике и начинайте работать.

    Двое работают у доски.

    Покажите, как образованы любые два слова. Корни не выделяйте, выделяйте только их основы!, как показано в учебнике.

    Выполняется вторая часть задания.

    Докажите, меняя форму слов, что во всех словах на –ек есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе).

    Какую форму будете использовать для доказательства? (Р.п. ед.ч).

    Прочитайте, какую форму использовал Миша?

    IV Физминутка

    V Работа над темой урока.

    Учитель.

    Иногда слова с беглым гласным ПУТАЮТ с другими словами, где такой орфограммы нет.

    Прочитайте слова на доске: замоч(е/и)к костюмч(е/к)

    Скажите устно, от основ каких слов образовались эти слова? (замок, костюм)

    В одном из этих слов есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе», а в другом – нет.

    Как это узнать? (Нужно изменить форму слов: пусть это будет форма Р.п. ед.ч.).

    Замоч е к – замо чк а

    Костюмч и к – костюм чик а.

    Где гласный звук «сбежал»?

    Где он остался на месте?

    В каком слове из двух есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе»?

    - Прочитайте правило Летучей мыши.

    Письменно покажите как образованы эти слова:

    Замочек – замок/; замоч + ек + … = замочек

    Костюмчик – костюм/; костюм + чик + … = костюмчик.

    Одинаковые ли суффиксы участвовали в образовании этих слов? (разные: -ек и –чик)

    VI Упражнения, с целью закрепления изученного материала.

      Упражнение 149 (два слова у доски, остальные самостоятельно)

    Песоч .. к – песо чк а; песок/; песоч/ + ек + … = песочек.

    Вагонч .. к – вагонч и ка; вагон/ + чик + … = вагончик.

    Балконч .. к – балконч и ка; балкон/ + чик + … = балкончик.

    Фартуч .. к – фарту чк а; фартук/; фартуч/ + ек + … = фартучек.

    Укропч .. к – укропч и ка; укроп/ + чик + … = укропчик.

      Упражнение 152 (самостоятельно)

    Постарайтесь записать слова правильно. Что для этого нужно делать?

    У доски работает трое учеников. (Цепочкой).

    Давайте составим правило – алгоритм, который поможет вам в дальнейшем правильно писать слова.

    I шаг. Измени форму слова.

    II шаг. Определи, «убегает» ли гласный.

    Да Нет

    Пиши Е или О Пиши И

      Пользуясь алгоритмом, заполните таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующем столбце.

    Взаимопроверка.

    Кто не допустил ни одной ошибки поставьте! это отлично

    Кто допустил одну-две ошибки, поставьте знак + это тоже хорошо

    Кто допустил более двух ошибок, поставьте себе? это значит ещё остались вопросы, не всё

    понято, надо ещё поработать.

    VII Итог урока.

    - Доскажите слова по алгоритму:

    Если при изменении формы слова существительного, гласный убегает, то пиши...

    Если в слове нет орфограммы «беглый гласный», то пиши …

    VIII Домашнее задание.

    Самым лучшим результатом урока будет ваше безошибочное написание домашней работы.

    Упражнение 154

    Правописание суффиксов существительных включает в себя целый ряд правил. Правописание Н и НН мы уже разбирали, поэтому оставшиеся правила можно условно поделить на два типа правил:

    1) Правописание согласных в суффиксах существительных ;

    2) Правописание гласных в суффиксах существительных .

    Правописание согласных в суффиксах существительных.

    1) Суффикс -чик пишется в существительных, основа которых заканчивается на согласные ж, з, с, д, т:

    Счетчик, летчик, разведчик, рассказчик.

    Примечание . Согласные к, ч, ц, на которые заканчивается основа существительного, при добавлении суффикса -чик чередуются на -т-:

    Раздача - раздатчик, разведка - разведчик.

    2) Суффикс -щик пишется в существительных, основа которых оканчивается на все остальные согласные:

    Сварщик, кольщик, атомщик.

    Правописание гласных в суффиксах существительных.

    1) Суффикс -чик или суффикс -чек ?

    Суффикс -чик пишется в тех случаях, когда суффикс при склонении по падежам остается неизменным:

    Ключик - ключика - ключику; мальчик - мальчику - мальчика.

    Если при склонении по падежам гласная выпадает, то в именительном падеже пишем суффикс -ек :

    Замочек - замочка - замочку.

    Внимание . Суффикса -чек в русском языке нет!

    2) Суффикс -еньк- и -оньк- .

    Если основа существительного оканчивается на мягкую согласную или согласные ж, ш, то пишется суффикс -еньк- :

    Душа - душенька, заря - зоренька.

    Если основа существительного оканчивается на твердые согласные, кроме ж, ш, то пишется суффикс -оньк- :

    Губа - губонька, шуба - шубонька.

    Слова, которые нужно запомнить . Паинька, баиньки, заинька.

    3) Суффиксы -ич- + -к- получают существительные , основа которых оканчивается на -иц-(при этом, происходит чередование -ц/-ч-):

    Птица - птичка, пуговица - пуговичка.

    Остальные существительные получают уменьшительный суффикс -ечк- :

    Семечка, Манечка, имечко.

    Примечание . В русском языке не бывает безударного суффикса -ячк-!

    4) Суффиксы -ин- + -к- пишутся в существительных ж.р., основа которых оканчивается на -ин- :

    горошина - горошинка; машина - машинка.

    Сочетание суффиксов -ен- + -к- образует уменьшительную форму существительных, которые оканчиваются на -ня и -на (у которых в форме мн.ч. род.п. не пишется мягкий знак):

    Пашня - пашен - пашенка; сосна - сосен - сосенка.

    5) Суффикс -ец(о) пишется в существительных среднего рода, ударение в которых падает на окончание:

    Письмецо

    Если ударение в таких существительных падает на один из слогов основы, то пишется суффикс -иц(е):

    Данные об авторе

    Плешкова Анна Ивановна

    Место работы, должность:

    МОУ Комская СОШ №4

    Красноярский край

    Характеристики урока (занятия)

    Уровень образования:

    Основное общее образование

    Целевая аудитория:

    Учащийся (студент)

    Класс(ы):

    Предмет(ы):

    Русский язык

    Цель урока:

    Познакомить учащихся с суффиксами существительных - чек, - чик- и правилом написания Е и И в суффиксах.

    Тип урока:

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

    Учащихся в классе (аудитории):

    Используемое оборудование:

    Компьютер; проектор; мультфильм, откорректированный для работы на уроке с помощью программы Windows Movie Maker; слайды, используемые в начале урока и на этапе рефлексии, выполнены в программе Microsoft Office PowerPoint.

    Краткое описание:

    Задачи: I Образовательные: 1. Актуализировать знание учащихся о суффиксе; 2. Научить рассуждать и письменно объяснять условия выбора букв И, Е в суффиксах ЧЕК, ЧИК; 3. Дать алгоритм применения правила. II Развивающие: 1. Формировать умение правильно определять букву в суффиксе ЧЕК, ЧИК. 2. Закрепить правописание изучаемого правила. III Воспитательные: 1. Привить интерес к познанию русского языка. 2. Вызвать чувство интереса к изучаемой теме, посредством использования ИКТ.

    Ход урока:
    I Организационный момент.

    - Здравствуйте, ребята. Садитесь.
    II Проверка домашнего задания и повторение изученного материала.
    - В тетрадях с домашним заданием отступаем 2 строчки, записываем число, лексический диктант.
    Задание лексического диктанта. По лексическому значению определить слово, обозначающее человека по профессии и по роду деятельности, объяснить написание букв Ч и Щ в суффиксе, записать слово, обозначить орфограмму:
    1. Тот, кто перебежал к врагу, изменник.
    2. Рабочий, специалист по бетонным работам.
    3. Тот, кто подносит, доставляет что-нибудь.
    4. Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке.
    5. Рабочий по проходке горных выработок.
    6. Рабочий, специалист по типографскому набору.
    7. Работник, ведущий учёт кого-нибудь, что-нибудь.
    8. Лицо, которое снимает, арендует помещение;
    9. Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь.
    10. Работник бани, обслуживающий посетителей.
    Слова, которые учащиеся должны были выписать в тетрадь
    Перебежчик, бетонщик, подносчик, каменщик, проходчик, наборщик, учётчик, съёмщик, смазчик, банщик.
    По окончанию лексического диктанта тетради сдаются учителю на проверку.
    III Изучение нового материала.
    - Открываем тетради, записываем число, классная работа.
    (слайд №1)
    Задание: запишите первые буквы картинок и получите слово, относящееся к теме нашего с вами урока. (СУФФИКС)
    Давайте вспомним, что такое суффикс? (Морфема (значимая часть слова) находящаяся после корня, перед окончанием. С помощью суффикса образуются новые слова)
    (слайд №1 гиперссылка(нижний левый угол) (1 отрывок из мультфильма))
    - Ребята, чтобы помочь Перестукину, мы должны сегодня изучить новое правило, связанное с суффиксами.
    -Как вы думаете о правописании каких суффиксов мы сегодня будем говорить? (определяем тему урока) (слайд №2)
    -Запишите тему урока в тетрадь:
    Употребление суффиксов существительных - чек, - чик.
    Чтобы знать какую букву вставить, мы должны знать правило, откроем учебник на с. 234, прочитаем правило.
    IV Закрепление изученного материала.
    - Правило в учебнике мы прочитали, разобрали его на примерах, теперь используя его, выполним упражнение 692 на стр. 234
    - Запишем в тетради упражнение 692(выполняем письменно, под диктовку учащегося по цепочке, проговаривая правило; первое слово (для примера) (слайд № 3))

    Упражнение 692.
    1) Коридор - коридорчика - коридорчик;
    2) Кирпич - кирпичика - кирпичик;
    3) Мешок - мешочка - мешочек;
    4) Горох - горошка - горошек;
    5) Заяц - зайчика - зайчик;
    6) Порог - порожка - порожек;
    7) Барабан - барабанчика - барабанчик;
    8) Работник - работничка - работничек;
    9) Карандаш - карандашика - карандашик;
    10) Сучок - сучочка - сучочек;
    11) Цветок - цветочка - цветочек;
    12) Дождик - дождичка - дождичек.
    -Молодцы, выполнили упражнение. А теперь давайте посмотрим, понял ли это правило Перестукин? (слайд №3) (гиперссылка в левом нижнем углу)
    -Молодец, Перестукин, понял правило!!!
    V Работа по развитию речи
    А теперь вы поработайте самостоятельно на стр. 234 из упражнения 693 выписать любые 6-7 слов, записать их с суффиксами -ик-(чик), -ек-(чек) и составить с этими словами 3-4 предложения.
    Выбранные слова: молоток, внук, гвоздь, лист, арбуз, цветок, голос.
    Слова с суффиксами: молоточек, внучек, гвоздик, листочек, арбузик, цветочек, голосочек.
    Пример предложений:
    1. Внучек взял молоточек и забил гвоздик.
    2. Я взял листочек и нарисовал на нем арбузик.
    3. Красивый цветочек рос у бабушки на окошке.
    4.У моей сестры самый тоненький голосочек в хоре.
    VI Этап подведения итогов урока
    - Ребята, сегодня на уроке мы изучили новое правило, обратите внимание на экран, на нем написаны незаконченные предложения, закончите их.
    (слайд № 4)
    VII Домашнее задание и его разбор
    На стр. 234 § 90 выучить правило, упражнение 693 записать слова с суффиксами -ик-, -ек-, образовав их от всех слов данных в этом упражнении.

    Суффиксы существительных

    Суффиксы -ик-, -чик- пишутся в том случае, если гласная и при склонении существительных сохраняется во всех формах: кристалл ик (кристалл ик а), шалаш ик (шалаш ик а) ; если при изменении слова гласная выпадает, то пишется суффикс -ек: горош ек (горош к а), дождич ек (дождич к а), дружоч ек (дружоч к а), звоноч ек, кулеч ек, мешоч ек, ножич ек, подароч ек, рожоч ек, сучоч ек.

    Примечание. В корне существительных типа орешек, рожочек происходит чередование х — ш, к — ч, ц — ч, поэтому в них выделяется суффикс -ек, -ик, а не -чек — -чик (ср.: палец — пальч- ик) .

    Суффикс -ец пишется у существительных мужского рода (гласная е в суффиксе при склонении исчезает), а суффикс -иц- — у существительных женского рода (гласная и всегда сохраняется): владел ец (владельца), капитал ец (капитальца), мороз ец, рассказ ец, полковод ец; книж иц а (книж иц ы), красав иц а, владел иц а.

    У существительных среднего рода пишется суффикс -ец- , если ударение падает на окончание, а -иц- — если ударение предшествует суффиксу: пальт ец о , письм ец о , ружь ец о ; зда нь иц е, здоро вь иц е, кре сл иц е, пла ть иц е.

    Суффикс -ичк- пишется у существительных женского рода, образованных от основ на иц: лестн ичк а (лестн иц -а), луков ичк а (луков иц -а), пугов ичк а (пугов иц -а), умн ичк а (умн иц -а) . В остальных случаях пишется суффикс -ечк- : пеш ечк а (пешка), сит ечк о (сито), утр ечк о (утро) ; а также в образованиях от слов на мя: врем ечк о, плем ечк о, стрем ечк о, тем ечк о; в именах собственных: Вал ечк а, Зо ечк а, И ечк а, Кол ечк а, Фен ечк а, Юл ечк а (у этих слов основа не оканчивается на иц).

    1. Это же правило можно применять и для сложного суффикса -ничк- : вафель ничк а (вафельн иц -а), сахар ничк а (сахарн иц -а) .

    2. Написание имен собственных с суффиксом -ичк- типа Сон ичк а, Фен ичк а в современном языке ненормативно.

    3. В русском языке безударного суффикса -ячк- нет.

    Суффикс -оньк- пишется у существительных, корень которых оканчивается на твердый согласный: бере з — оньк а, голо в — оньк а, де в — оньк а, ко с — оньк а, Ли з — оньк а, ли с — оньк а, поло с — оньк а; но: Мар ф а — Мар ф’ — еньк а. Суффикс -еньк- пишется у существительных, корень которых оканчивается на мягкий согласный или на шипящий: Ва л’ — еньк а, доро ж — еньк а, до ч’ — еньк а, но ч’ — еньк а, подру ж — еньк а, Са ш — еньк а.
    Исключение: ба иньк и, за иньк а, па иньк а.

    1. От слов мама, папа образуются формы только с суффиксом -еньк- : мам еньк а, пап еньк а. Формы мама нька, папа нька — просторечные, ма монька — диалектная.

    2. Написания Аннинька, лисонька, Марфинька, полосынька и под., встречающиеся в произведениях писателей-классиков, ненормативны, так как суффиксов -аньк-, -ыньк-, -иньк- в современном языке нет.

    В уменьшительно-ласкательных формах, образованных от существительных на ня с помощью суффикса -к- , ь пишется в том случае, если он имеется в родительном падеже множественного числа: барышен ь — к -а (барышен ь), деревен ь ка (деревен ь), дын ь ка (дын ь), кухон ь ка (кухон ь), милостын ь ка (милостын ь), нян ь ка (нян ь), пустын ь ка (пустын ь), яблон ь ка (яблон ь) .

    Если в родительном падеже множественного числа ь не пишется, то он не употребляется и перед суффиксом -к- : басенка (басен), башенка (башен), колоколенка (колоколен), купаленка (купален), пашенка (пашен), песенка (песен), часовенка (часовен) .

    Сочетание инк (суффиксы -ин- и -к-) пишется в словах, которые образованы от существительных женского рода на ин(а) : бисер инк а (бисер ин а), бус инк а (бус ин а), горош инк а (горош ин а), жемчуж инк а (жемчуж ин а), изюм инк а, миндал инк а, прогал инк а, ссад инк а; по аналогии образованы слова снеж инк а (здесь суффикс -инк- , так как нет слова снежина) , горл инк а, пуш инк а. В немногочисленных словах пишется суффикс -енк- : беж енк а, монаш енк а, неж енк а, нищ енк а, француж енк а, черкеш енк а.

    Суффикс -чик- пишется у существительных, основа которых оканчивается на д, т, з, с, ж: вклад- чик, автомат- чик, буфет- чик, воз- чик, смаз- чик, подпис- чик, перебеж- чик.

    Примечание. Согласные к и ч перед суффиксом -чик- чередуются с т: добыт чик (добыча), кабат чик (кабак) . Суффикс -щик- пишется у существительных, основа которых оканчивается на другие согласные (кроме д, т, з, с, ж) : ато м — щик, гардеро б — щик, дрессиро в — щик, каме н — щик, фона р — щик, халту р — щик.

    Примечание. Перед суффиксом -щик- ь пишется только после л: кровел ь -щик, пил ь щик, прогул ь щик, текстил ь щик.

    У существительных, образованных от основ прилагательных, пишутся суффиксы:

    Изн- : бел изн а, голуб изн а, желт изн а, крив изн а, нов изн а;
    -ин- : быстр ин а, выш ин а, глуб ин а, стар ин а, сед ин а, толщ ин а;
    -от- : красн от а, мелк от а, наг от а, пестр от а, прям от а, слеп от а;
    -ость- : ветх ость, дик ость, деловит ость, домовит ость, убог ость, угловат ость; а также от основ причастий: возбужденн ость, воспитанн ость, изолированн ость.
    Возможны также образования от основ прилагательных с суффиксом -ность: будущ ность (будущий), всеобщ ность, горяч ность, готов ность, общ ность, сущ ность (сущий) .

    У существительных, образованных от основ глаголов, пишутся суффиксы:
    -енств- : нищ енств о, перв енств о (от нищ енств овать, перв енств овать) ;
    -отн- : бег отн я (от бегать), пачк отн я, руг отн я, стук отн я, толк отн я;
    -ств- (-овств-) : вор овств о, колд овств о, мот овств о, сват овств о, хваст овств о, шут овств о, яв ств о (устар. от явиться) ;
    -еств- : жульнич еств о (от жульничать), кустарнич еств о, лодырнич еств о, мошеннич еств о, привереднич еств о; также от основ прилагательных: излиш еств о, могущ еств о.

    Примечание. Написание слов типа варево, месиво, образованных от глаголов с помощью суффиксов -ив-, -ев- , рекомендуется запомнить. Вот некоторые из них: жар ев о, круж ев о, кур ев о, топл ив о.

    3.2.5. Правописание суффиксов имён существительных

    При правописании суффиксов имён существительных можно выделить несколько типов правил:

    1) правописание гласных в суффиксах существительных;
    2) правописание согласных в суффиксах существительных.

    Поскольку правописание гласных после шипящих и ц в суффиксах существительных было рассмотрено в п. 1.12. Правописание гласных после шипящих, 1.13. Правописание гласных после Ц, в данном пункте этот вид правил не анализируется.

    Правописание н и нн в суффиксах существительных, образованных от прилагательных и причастий, см. в п. 3.3.5. Правописание суффиксов имён прилагательных, 3.8.3. Правописание причастий.

    1. Правописание гласных в суффиксах существитель­ных.

    а) Суффикс -ик пишется, если при склонении гласный сохраняется;

    Ключ ик – ключ ик а.

    суффикс -ек пишется, если при склонении гласный выпадает.

    Замоч ек – замо чк а.

    Суффикс -чик всегда пишется с гласным и (суффикса -чек нет в русском языке!);

    Залив → залив чик.

    б) Суффикс -оньк- пишется после твёрдых согласных, кроме ж, ш;

    Шуба → шуб оньк а.

    суффикс -еньк- – после мягких согласных и ж, ш.

    Заря → зор еньк а, душа → душ еньк а.

    Запомните написание: ба и ньки, за и нька, па и нька ;

    в) В существительных среднего рода суффикс -ец(о) пишется, если ударение падает на окончание;

    суффикс -иц(е) пишется, если ударение падает на основу;

    В существительных мужского рода суффикс -ец- пишется, если при склонении гласный выпадает.

    Гор ец – гор ц а.

    г) Сочетание суффиксов -ич- + к- пишется в существительных, образованных от существительных с суффиксом -иц- (ц чередуется с ч);

    Пугов иц а → пугов ичк а.

    В остальных случаях пишется уменьшительный суффикс -ечк- .

    Им ечк о, Ман ечк а.

    Безударного суффикса -ячк- в русском языке нет (!);

    д) сочетание суффиксов -ин- + к- пишется в существительных, образованных от существительных женского рода с суффиксом -ин- ;

    Горош ин а → горош инк а.

    Сочетание суффиксов -ен- + к- пишется в уменьшительных существительных, образованных от существительных на -ня и -на, у которых в множественном падеже родительного падежа мягкий знак не пишется.

    Сос на – сосе н → сос енк а; басн я – басе н → бас енк а.

    Суффикс -енк- пишется в некоторых существительных женского рода.

    2. Правописание согласных в суффиксах существительных.

    а) суффикс -чик пишется в словах, основа которых оканчивается на д, т, з, с, ж;

    Разве д чик, счё т чик, расска з чик.

    суффикс -щик пишется в словах, основа которых оканчивается на другие согласные;

    Пи ль щик, ато м щик.

    б) перед суффиксом -чик к, ц, ч заменяются на т.

    Каба к → каба т чик; разда ч а → разда т чик.

    Упражнение к теме «3.2.5. Правописание суффиксов имён существительных»

    Читайте также другие темы раздела 3 «Морфология. Орфография»:

    Правописание суффиксов существительных.

    Правописание суффиксов существительных включает в себя целый ряд правил. Правописание Н и НН мы уже разбирали, поэтому оставшиеся правила можно условно поделить на два типа правил:

    1) Правописание согласных в суффиксах существительных ;

    2) Правописание гласных в суффиксах существительных .

    Правописание согласных в суффиксах существительных.

    1) Суффикс –чик пишется в существительных, основа которых заканчивается на согласные ж, з, с, д, т:

    Счетчик, летчик, разведчик, рассказчик.

    Примечание . Согласные к, ч, ц, на которые заканчивается основа существительного, при добавлении суффикса –чик чередуются на –т-:

    Раздача – раздатчик, разведка – разведчик.

    2) Суффикс –щик пишется в существительных, основа которых оканчивается на все остальные согласные:

    Сварщик, кольщик, атомщик.

    Правописание гласных в суффиксах существительных.

    1) Суффикс –чик или суффикс –чек ?

    Суффикс –чик пишется в тех случаях, когда суффикс при склонении по падежам остается неизменным:

    Ключик – ключика – ключику; мальчик – мальчику – мальчика.

    Если при склонении по падежам гласная выпадает, то в именительном падеже пишем суффикс –ек :

    Замочек – замочка – замочку.

    Внимание . Суффикса –чек в русском языке нет!

    2) Суффикс –еньк- и –оньк- .

    Если основа существительного оканчивается на мягкую согласную или согласные ж, ш, то пишется суффикс –еньк- :

    Душа – душенька, заря – зоренька.

    Если основа существительного оканчивается на твердые согласные, кроме ж, ш, то пишется суффикс –оньк- :

    Губа – губонька, шуба – шубонька.

    Слова, которые нужно запомнить . Паинька, баиньки, заинька.

    3) Суффиксы –ич- + -к- получают существительные, основа которых оканчивается на –иц-(при этом, происходит чередование –ц/-ч-):

    Птица – птичка, пуговица – пуговичка.

    Остальные существительные получают уменьшительный суффикс –ечк- :

    Семечка, Манечка, имечко.

    Примечание . В русском языке не бывает безударного суффикса –ячк-!

    4) Суффиксы –ин- + -к- пишутся в существительных ж.р., основа которых оканчивается на –ин- :

    горошина – горошинка; машина – машинка.

    Сочетание суффиксов –ен- + -к- образует уменьшительную форму существительных, которые оканчиваются на –ня и –на (у которых в форме мн.ч. род.п. не пишется мягкий знак):

    Пашня – пашен – пашенка; сосна – сосен – сосенка.

    5) Суффикс –ец(о) пишется в существительных среднего рода, ударение в которых падает на окончание:

    Если ударение в таких существительных падает на один из слогов основы, то пишется суффикс –иц(е):

    Правописание суффиксов существительных

    Этот видеоурок доступен по абонементу

    У вас уже есть абонемент? Войти

    На этом уроке мы рассмотрим правописание суффиксов имен существительных. К суффиксам, написание которых регламентируется определенными правилами, относятся суффиксы -ек- и —ик -, -чик — и —щик -, -ок- и -ек -, -оньк- и -еньк -, -ец- и —иц -. Рассмотрим правила написания этих суффиксов и узнаем о словах-исключениях.

    Правописание большинства суффиксов существительных

    Большинство суффиксов имён существительных пишутся всегда одинаково (без изменения в разных словах). Пример таких суффиксов:

    желт а, тиш а, прочн , пуст а, бег я, болт я

    Однако в русском языке существуют суффиксы, правописание которых подчиняется определённым правилам.

    Правописание суффиксов -ек- / -ик- (-чик-)

    Если при склонении слова гласная из суффикса выпадает, то это суффикс -ек- . А если при склонении существительного гласная не выпадает, а сохраняется, то это суффикс -ик- или -чик- .

    Например: ключ ключ а

    сарай – сарай а

    лист – лист а

    замоч – замоч а

    Правописание суффиксов —чик- / -щик-

    Суффикс -чик- пишется у существительных, основа которых оканчивается на д, т, з, с, ш . Например, вклад , автомат , смаз , перебеж , разнос .

    Суффикс -щик- пишется в существительных, основа которых заканчивается не на: д, т, з, с, ш . Например, фонар , камен , барабан , дрессиров .

    Запомнить данные согласные поможет предложение: «Здесь жить!» . Слова в этом предложении состоят из необходимых нам согласных.

    Правописание суффиксов —ок-, -ек-, -оньк-, -еньк-, -онок-

    В суффиксах существительных -ок-, -ек-, -оньк-, -еньк- , -онок- после шипящих и ц под ударением пишется о , согласно произношению. В безударном положении в этих суффиксах после шипящих будет писаться е .

    Например: звоноч (суффикс находится в безударном положении, поэтому пишем е ); крюч (суффикс находится под ударением, поэтому пишем о ), горош , друж , собач а, доч а.

    Правописание суффиксов —ец- / -иц-

    Правописание суффиксов -ец- / -иц- зависит от рода существительного, в котором пишется этот суффикс.

    Суффикс -ец- пишется у существительных мужского рода , например: красав , брат , мороз .

    Суффикс -иц- пишется у существительных женского рода , например: красав а, метел а.

    При склонении суффикс -ец- теряет гласную е, например: красав а, брат а.

    А в суффиксе -иц- при склонении гласная и сохраняется, например: нет красав ы, нет метел ы.

    У существительных среднего рода выбор суффикса -ец- / -иц- зависит от ударения.

    Если ударение падает на окончание, то в слове среднего рода надо писать суффикс -ец- , например: письм .

    Если ударение предшествует суффиксу, то надо писать суффикс -иц- , например: кр сл е.

    Правописание суффиксов -оньк- / -еньк- , стоящих не после шипящих

    Суффиксы -оньк- / -еньк- не всегда используются после шипящих.

    Суффикс –оньк- пишется у существительных после твёрдых согласных , например: берёз а, Лиз а, лис а.

    Суффикс -еньк- пишется только после мягких согласных или после шипящих , например: Вал а, туч а, Зо а.

    Исключения из этого правила : за а, па а, ба и.

    От слов мама, папа образуются формы только с суффиксом -еньк- : маменька, папенька. Формы папанька и маманька являются просторечными, а значит, ненормативными .

    Написания типа Анниньк а, Лизаньк а, Марфиньк а, полосыньк а, встречающиеся в произведениях художественной литературы, являются ненормативными, так как суффиксов -аньк-, -ыньк-, -иньк- в современном русском языке нет.

    Правописание гласных в суффиксах существительных, образованных от глаголов

    После шипящих под ударением в суффиксах существительных, образованных от глаголов, нужно писать гласную ё . Например: ночёвка, корчёвка.

    Домашнее задание

    1) Вставьте пропущенные буквы.

    В училище готовили шлифов…иков, набор. иков и переплёт…иков.

    Смаз. ик смазал колёса вагона.

    Фонар…ик зажёг старые фонари.

    Извоз…ик перевозит людей.

    Камен. ик, стеколь. ик и водопровод…ик ремонтировали дом.

    Рез…ик по дереву работал с краснодерев…иком, гранит…иком и облицов. иком.

    2) Когда в суффиксах существительных пишется -ек-, а когда -ик- (-чик-)?

    3) Вставьте пропущенные буквы.

    Замоч…к, письм…цо, солом…нка, монаш…нка, полос…нька, хорош…нький, луж…ца, владел…ца, грузч…к, разносч…к, помощн…к, за…нька, строень…це, плать…це, лис…нька, топл…во, жар…во, докладч…к, рассказ…ц, дружоч…к, подароч…к, мешоч…к, шалаш…к, сарафанч…к, ул…чка (улица), умн…чка, сем…чко, врем…чко, баб…нька, Лиз…нька, Саш…нька, Зо…нька, солн. шко, пер…шко, своячен…ца, плохое здоровь…чко, горл…нка, толстолоб…к, тон…нький, ткач…ство, себялюб…ц.

    1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. М.: Просвещение, 2008.
    2. Русский язык. Теория. 5–9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. М.: Дрофа, 2008.
    3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М.: Дрофа, 2010.

    Слово с суффиксом «чик»: правила написания и примеры

    Какие слова с суффиксом -чик-, -щик- вы знаете? Ответить на поставленный вопрос сможет практически каждый человек. Хотя есть и такие люди, которые путаются в постановке данных морфем. В связи с этим представленную статью мы решили посвятить именно этой теме.

    Общие сведения

    Имена существительные с суффиксом –чик- нередко употребляются в письме с такой морфемой, как -щик-. Следует отметить, что это грубейшая ошибка. Ведь существует строгое правило в русском языке, которое прямо указывает на то, в каком случае следует писать букву «ч», а в каком – «щ».

    Особенности суффикса

    Как следует писать и говорить: «переписщик» или «переписчик»? Далеко не каждый знает правильный ответ на этот вопрос. Однако специалисты утверждают, что такая лексическая единица имеет суффикс -чик-. Следовательно, правильно требуется писать «переписчик». Хотя во время произношения необходимо использовать только первый вариант.

    Основное правило

    Как видите, суффикс -чик-, а также суффикс -щик- могут довольно легко вызывать множество сомнений по поводу их написания в тексте. Именно поэтому специалисты рекомендуют запомнить то правило русского языка, которое объясняет выбор определенной морфемы. Для тех, кто его не знает, представим его прямо сейчас.

    Если основа имен существительных оканчивается на такие согласные буквы, как «т», «ж», «д», «с» и «з», то после них требуется писать только суффикс -чик-. Для того чтобы данное правило стало более понятным, приведем несколько наглядных примеров:

    • перевоДчик;
    • леТчик;
    • водопровоДчик;
    • разноСчик;
    • перевоЗчик;
    • расскаЗчик;
    • газеТчик;
    • объезДчик;
    • воЗчик;
    • перепиСчик;
    • извоЗчик;
    • перебеЖчик;
    • переноСчик;
    • пулемеТчик;
    • буфеТчик;
    • перескаЗчик;
    • развеДчик;
    • реЗчик;
    • смаЗчик;
    • вертолёТчик;
    • закаЗчик;
    • переплеТчик;
    • подноСчик;
    • погруЗчик;
    • откаТчик;
    • передаТчик и проч.
    • Как видите, большинство из представленных слов обозначают те или иные профессии. С суффиксом -чик- также употребляются такие лексические единицы, которые образуют названия лиц по их принадлежности к определенному месту жительства и национальности.

      Важно запомнить

      Теперь вам известно, какие в русском языке существуют слова с суффиксом -чик- (примеры слов были представлены выше). Однако для правильного написания упомянутых лексических единиц следует знать не только вышеописанное правило. Ведь довольно большое количество людей совершают и такие ошибки, как:

    • раздача + суффикс -чик- будет «раздаччик»;
    • кабак + суффикс -чик- будет «кабакчик»;
    • добыча + суффикс -чик- будет «добыччик» и проч.
    • Следует особо отметить, что это неверное словообразование. Однако и на этот счет в русском языке имеется отдельное правило, которое звучит следующим образом: перед суффиксом -чик- такие буквы, как «ц», «к» и «ч» заменяются на букву «т». Приведем наглядный пример:

      • раздаЧа + суффикс –чик- будет «раздаТчик»;
      • кабаК + суффикс –чик- будет «кабаТчик»;
      • добыЧа + суффикс –чик- будет «добыТчик» и проч.
      • В каких случаях ставится суффикс –щик-?

        Теперь вам известно о том, в каких случаях следует писать слово с суффиксом –чик-. Однако в русском языке нередко встречаются и такие лексические единицы, в которых применяется морфема –щик-. Как и в предыдущем случае, такой суффикс может ставиться в именах существительных, которые образуют собой названия лиц мужского пола, имеющих ту или иную профессию, занимающихся определенным родом занятий, а также принадлежащих к какой-либо национальности или месту жительства.

        Также морфема -щик- пишется в том случае, если основа имени существительного заканчивается на другие согласные буквы, отличные от вышепредставленных («т», «ж», «д», «с» и «з»). Приведем наглядный пример:

      • зачинщик;
      • спорщик;
      • наборщик;
      • плательщик;
      • перестраховщик;
      • бетонщик;
      • обманщик;
      • прядильщик;
      • сварщик;
      • барабанщик;
      • надсмотрщик;
      • съёмщик;
      • пильщик;
      • носильщик;
      • браковщик;
      • каменщик;
      • сборщик;
      • прицепщик;
      • упаковщик;
      • полировщик;
      • табунщик;
      • строгальщик;
      • фонарщик и проч.
      • Иноязычные слова

        Как было сказано выше, слово с суффиксом -чик- пишется в том случае, если основа имени существительного оканчивается на следующие буквы: «т», «ж», «д», «с» и «з». Тогда напрашивается вопрос о том, почему в некоторых лексических единицах используется морфема -щик-, даже если ее основа имеет на конце букву «т». Следует особо отметить, что это не слова-исключения, а лишь иноязычные формы.

        Таким образом, некоторые лексические единицы, которые перешли в русской язык с иностранного, могут образоваться при помощи суффикса -щик-, даже если на конце имени существительного стоит буква «т». Но это лишь в том случае, если иноязычное слово оканчивается на 2 согласные. Приведем наглядный пример:

        Фрунзенский (г.Минска) районный отдел Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь Фрунзенский (г.Минска) районный отдел Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь Телефон: +375 17 2087505, +375 17 2130826 Адрес: г.Минск, ул. […]

      • Страхование титула. Защита права собственности покупателя от правопритязаний третьих лиц, возникших до и сохранившихся после приобретения недвижимости Покупатель недвижимости должен знать: как бы тщательно риэлтор, нотариус или регистратор ни проверяли юридическую чистоту […]
      • Трудоустройство подростков: когда, как, сколько и кем может работать ребенок летом? Содержание статьи: Работающий ребенок. В двадцать первом веке этим мало кого удивишь. К детскому труду в европейских и западных странах уже давно привыкли. В Германии тринадцатилетние […]
      • Процесс делегирования полномочий Благодаря чему попали на свои должности не все, но многие руководители? В первую очередь потому, что они выполняли свою работу рядовых сотрудников лучше остальных, разбирались в ней куда глубже своих коллег. Но руководитель - не только […]
      • Налоги в Швеции и перспективы развития бизнеса Прежде чем отправиться в Швецию в качестве бизнес-эмигранта, нелишним будет узнать больше о налоговой системе страны. Налоги в Швеции – это сложная, и, как сказали бы наши соотечественники, мудрёная система. Некоторых она […]
      • ЗАКОНКрасноярского края О мировых судьях в Красноярском крае Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», федеральными законами «О статусе судей в Российской Федерации», […]


    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!