В русском языке два спряжения. Одни глаголы изменяются по лицам и числам по первому спряжению, другие - по второму.
Само слово «спряжение» буквально означает «связывание». Теперь это старинное корневое значение нелегко заметить с первого взгляда. Но убедиться в нашей правоте можно, вспомнив существующий до сих пор глагол «запрягать»- то есть завязывать на лошади сбрую. Или «сопрягать» — связывать, объединять что-то с чем-то.
В каждом из спряжений глаголы связаны между собой, объединены своими особыми законами и правилами. Есть у них и исключения.
Мы часто говорим:»Ломать — не строить». И мы это правильно говорим. Во всех смыслах слова. Потому что глагол Ломать — представитель первого спряжения, а глагол строить — представитель второго. Они спрягаются по-разному.
Разобраться, к какому спряжению какой глагол относится,можно, определив, на что он оканчивается в неопределенной форме, в инфинитиве. Именно на что он оканчивается — окончаний-то в терминологическом смысле слова у глаголов в инфинитиве не бывает!
Первое спряжение. По этому признаку к первому спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся на АТЬ и ЯТЬ: ломать, кусать, менять. А ещё все те, которые не оканчиваются на ИТЬ. Потому что те,которые кончаются на ИТЬ, относятся как раз ко второму спряжению! Кроме двух исключений: брить и стелить.
Итак: глаголы, оканчивающиеся на АТЬ и ЯТЬ, на ЕТЬ, УТЬ, ЫТЬ, ТИ, ЧЬ (петь, тонуть, выть, идти, печь), и прочие плюс два исключения относятся к первому спряжению. Спрягаясь, они определенным образом изменяют свои окончания. Это твердое правило. Внимательно изучите таблицу:
Обратите внимание: во 2-м и 3-м лице единственного числа и в 1-м и 2-м лице множественного у глаголов первого спряжения появляется в окончании буква Е!
Второе спряжение. Ко второму спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся в инфинитиве на ИТЬ (говорить, любить, судить, возить), плюс 11 исключений. Перечислим их после таблицы.
ВТОРОЕ СПРЯЖЕНИЕ |
||
ЛИЦО |
ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО |
МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО |
1-е | говорЮ | говорИМ |
2-е | говорИШЬ | говорИТЕ |
3-е | говорИТ | говорЯТ |
Остальные глаголы второго спряжения изменяются по лицам и числам подобным же образом. А для того, чтобы запомнить многочисленные исключения, входящие во второе спряжение, ещё давным-давно королева Грамматика придумала специальный стишок:
Видеть, слышать, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, смотреть,
и зависеть, и обидеть,
а ещё вертеть, терпеть,
Вы запомните, друзья:
их на -Е- спрягать нельзя!
На самом деле глаголов-исключений несколько больше: ведь к ним относятся и однокоренные слова! Вот как это выглядит на примере глагола «смотреть». К исключениям будут относиться также глаголы «высмотреть», «усмотреть», «осмотреть», «рассмотреть», «пересмотреть», «присмотреться», «засмотреться», «насмотреться», «осмотреться»… Можно придумать и другие. Так что каждый из глаголов-исключений имеет множество родственников — и все они будут спрягаться одинаково!
ИСКЛЮЧЕНИЯ ВТОРОГО СПРЯЖЕНИЯ |
||
ЛИЦО |
ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО |
МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО |
1-е | держУ, гонЮ | держИМ, гонИМ |
2-е | держИШЬ, гонИШЬ | держИТЕ, гонИТЕ |
3-е | держИТ, гонИТ | держАТ, гонЯТ |
Обратите внимание: во 2-м и 3-м лице единственного числа и в 1-м и 2-м лице множественного у глаголов второго спряжения появляется в окончании буква И!
Запомните хорошенько: глаголы склоняются только в настоящем и будущем времени. Потому что в прошедшем времени глаголы изменяются только по родам и числам, а по лицам не изменяются.
Правильно определять спряжение глаголов особенно важно потому, что от спряжения зависит правописание безударных личных окончаний. Подробнее об этом мы поговорим позже.
Материалы для работы с учащимися
Глагол имеет две основы :
1. – основа инфинитива и формы прошедшего времени
2. – основа формы настоящего и будущего времени
Начальной формой глагола является инфинитив (неопределённая форма глагола). Инфинитив называет действие вне его отношения к лицу (производителю действия) и моменту речи. Инфинитив отвечает на вопросы:что делать? что сделать? Это неизменяемая форма глагола. В предложении может выступать в качестве любого члена предложения.
Показателем инфинитива являются суффиксы –ть, -ти, -чь, -сть, -сти .
СПРЯЖЕНИЕ – это изменение глагола по лицам и числам. Спрягаются глаголы только визъявительном наклонении в настоящем и будущем времени .
В прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам.
В зависимости от характера личных окончаний выделяют 2 типа спряжения.
Таблица 1
I спряжение |
II спряжение |
I спряжение |
II спряжение |
|
Лицо |
Единственное |
Единственное |
Множественное |
Множественное |
1 |
-у /- ю |
-ём /- ем |
-им /- им - |
|
2 |
-ёшь /- ешь |
-ишь /- ишь |
-ёте /- ете |
-ите /- ите |
3 |
-ёт /- ет |
-ит /- ит |
-ут /- ют |
-ат /- ят |
Алгоритм определения спряжения глагола
Проверим, входит ли глагол в число глаголов для запоминания или исключений
Для запоминания |
Исключения |
||||
I СПР. |
II СПР. |
I СПР. |
АРХАИЧНЫЕ |
РАЗНО- СПРЯГАЕМЫЕ |
II СПР. |
баять блеять веять затеять каяться лаять лелеять маяться надеяться реять сеять таять хаять чаять чуять |
клеить строить |
брить стелить зиждиться зыбиться |
дать есть создать |
бежать брезжить хотеть чтить |
вертеть видеть ненавидеть зависеть обидеть смотреть терпеть гнать держать дышать слышать |
СПРЯЖЕНИЕ НЕ МЕНЯЕТСЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРИСТАВКИ , ПОСТФИКСА – СЯ ! |
Если ударение падает на ОКОНЧАНИЕ, воспользуемся табл. 1 или «универсальной» схемой (2+1)
ГЛАГОЛ |
МЫ |
ТЫ |
ОНИ |
Гласные в … |
СПРЯЖЕНИЕ |
|||||||||
лет Е ть |
лет ИМ |
лет ИШЬ |
лет ЯТ |
2- И… +1- А/Я… |
II СПР. |
|||||||||
тер Е ть |
тр ЁМ |
тр Ёшь |
тр УТ |
2- Е… +1- У/Ю… |
Цель : закреплять знания об окончаниях глаголов I и II спряжений. Задачи урока:
Оборудование:
Ход урока I. Организационный момент. Сегодня на уроке необычный гость, господин Глагол. (приложение №1) Он будет нам помогать, а мы его радовать ответами, а может даже удивлять. II. Постановка темы и цели урока. 1) Сначала отгадайте загадку.
Это самовар! Это русский самовар. Что можете сказать об этом слове? (сложное слово, соединительная гласная о, состоит из двух основ. Можно заменить "сам варит") Внутри самовара труба, куда клали дрова, угли, сверху сапог, и раздували им жар в самоваре. Самовар свистит, гудит: 2) Чистописание. Изобразите петлеобразные элементы, как самовар пускает пар. 3) Подготовительная беседа. Во всём мире знают русский самовар. Его родина- город умельцев и мастеров Тула. Самовары делали из красной и зеленой меди, серебра. Основным металлом для изготовления самоваров была и остается латунь. (сплав меди с цинком, оловом). С 1956глда г. Тула выпускает электрические самовары. (замена - электрочайник) В старину самовар являлся неодушевлённым членом семьи, его ласково называли "Дедушка" или "Иван Иваныч" 4) Самостоятельная работа. Перед вами глаголы. Выпишите подходящие к действию самовара, выделите окончания, укажите спряжение. (Приложение №2) Rто может сказать, что мы будем закреплять на уроке? (различать окончания глаголов I и II спряжения) III. Закрепление пройденного материала. 1) Назовите окончания глаголов I и II спряжения. Что называется спряжением? (изменение глаголов по лицам и числам) 2) Изменить глаголы по лицам и числам. (по вариантам)
3) Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями, проверьте работы своих товарищей, поставьте на полях + , если задание выполнено правильно и -, если при выполнении задания допущены ошибки. Какие окончания у глаголов 1 варианта? 2варианта? Какого спряжения глаголы? 4) Прочитайте пословицу, спишите, определите спряжение, лицо глаголов. Объясните смысл пословицы. Сам_вар кип_т, ух_дить (не) в_лит. И нам самовар велит продолжать работу. 5) Дифференцированная работа в группах. 1 группа. Образовать от основ глаголов форму 3 лица множественного числа, определить спряжение.
2 группа. Из глаголов 3 лица множественного числа образовать глаголы 1 лица множественного числа.
3 группа. Списать, определить спряжение, лицо глаголов, вставить пропущенные буквы.
А кто знает, откуда пришло к нам слово "чай"? (Чай- китайское слово. Мы, русские торговали с китайцами северных провинций, где чай именовали "ча". Отсюда наше русское слово "чай") Однажды 5000 лет назад китайский император отдыхал в лесу и приказал согреть воду для питья. Поднялся сильный ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. О чае говорят так: "Кто чай пьёт, сто лет проживёт". Он очищает кровь, регулирует работы печени, снимает сонливость, оживляет мышцы тела. IV. Физминутка. V. Найти в классе пословицы, которые говорят нам о правилах гостеприимства. С самоваром чай вкуснее и беседа веселее. Не красна изба углами, а красна пирогами. За пустой стол гостей не сажай. Что еть в печи- всё на стол мечи. (Мечи-быстро выставляй всё на стол. Не жадничай! Каков ты- таковы и люди для тебя. Принять по-русски- значит с открытой душой, щедро угостить.) VI. Творческая работа "Скатерть-самобранка" (работа в группах). На основе данных слов составить слова- угощения к чайному столу. (Приложение №3) VII. Самостоятельная работа. Чем ещё привлекателен чай, мы узнаем, когда составим предложения из слов. Вам необходимо выбрать, составить и записать любое предложение.
Найдите глаголы, выделите окончания, определите лицо, число, спряжение. (Проверка через мультимедиа) 2) Вставьте пропущенную гласную в окончания глаголов.
(проверка через мультимедиа). Скажите, а из чего пьют чай разные народы? Разные народы пьют чай из своей национальной посуды-чашек, стаканов, пиал. У нас есть две чашки. Вам нужно убрать из чашки лишнее слово. играть (не указывает на того, кто совершает действие) печь (составить словосочетание, где слово "печь" - сущ, или глагол) IX. Работа в парах. Дополни стихотворение подходящими по смыслу глаголами.
(утолит, излечит, успокоит, ободрит) Что можете сказать о глаголах, которые вы употребили? (глаголы II спряжения) Объясните постановку знаков препинания в 1 предложении. (однородные сказуемые). Итог урока. На какие две группы можно разделить глаголы в зависимости от окончаний? (на глаголы I и II спряжения) Какие глаголы относятся к глаголам I и II спряжения? Наш урок подходит к концу. Был ли он вам интересен? Полезен? Что повторили? Определите, на какой ступеньке лестницы знаний вы находитесь.
Инструкция Трудность заключается в том, что эти, ничем не отличающиеся от других слова, просто надо запомнить. А чтобы запомнить, необходимо придать двум словам на –ить и одиннадцати на –еть и –ать какую-то осмысленность. Если глаголы на –ить ( и ) запоминаются достаточно легко в силу их относительно редкой употребимости, то глаголы на –еть и –ать синонимичны и трудны для запоминания. Введите их в контекст. Еще лучше, если этот текст будет рифмованным, что легче запоминается. Вот, например, стишка для глаголов не на –ить, относящихся к 1 спряжению. Опыт показывает, что хоть и , но просто перечисляемые глаголы не очень запоминаются детьми. Наполните эти слова конкретным смыслом. Сделайте их героями какой-нибудь незамысловатой сказки. Ученики-четвероклассники еще очень любят этот жанр. Больший эффект получится, если дети сами будут принимать участие в сочинительстве. Дайте детям задание: нарисовать тематический , где тем или иным образом отразились бы 13 глаголов-исключений. Обсудите на уроке работы, исподволь принуждая детей повторять и повторять глаголы, комментируя свои рисунки. Включайте в урок музыку. Пойте слова, которые нужно запомнить. Все вместе создаст у ребят устойчивые образы глаголов-исключений. В заключение предложите выучить еще одно -песенку: Научиться боль терпеть, Как же хочется: все слышать, Не спешите мысли гнать, Видео по теме
Обратите внимание Дети должны узнавать глаголы-исключения не только в начальной, но во всех личных формах единственного и множественного числа. Источники:
Глагол является одной из знаменательных частей речей, которая обозначает процессуальный признак предмета, то есть действие, состояние или отношение. Глагол характеризуется грамматическими категориями вида, залога, наклонения, времени и лица. Правописание окончанийВсе глаголы принято разделять на две группы: глаголы, которые относятся к первому спряжению, и глаголы, которые отностся ко второму спряжению. Ко второму спряжению можно отнести все глаголы на –ить (исключениями являются «брить», «стелить», « »), а также глаголы-исключения на –еть и –ать («гнать», «дышать», «смотреть», «видеть», «слышать», «вертеть», «обидеть», «терпеть», «зависеть», «ненавидеть», «держать»). Все остальные глаголы принято относить к первому спряжению. Примечание: существует несколько разноспрягаемых глаголов, которые нельзя отнести ни к первому, ни ко второму спряжению: «дать», «создать», «есть», «бежать», «хотеть». В случае, если у глалога присутствует приставка обез-, обес- переходные, он по второму спряжению, в противном случае – по первому спряжению. Если глагол первого спряжения стоит в будущем времени, то окончание –ете. Если поставить такой глагол в , окончание меняется на –ите. Например: «Вы вышлете на этой неделе письмо», но «Вышлите срочно документы». Мягкий знак (ь) в глаголахМягкий в нескольких случаях. Первый - начальная форма глагола. Второй - когда глагол ставится в повелительное наклонение. Третий - глаголов второго лица единственного числа в настоящем и простом будущем временах. Четвертый - в возвратных глаголах. Например: «писать», «исправь», « », «погнулись». Мягкий знак не пишется в форме третьего лица единственного числа настоящего или простого будущего времен. Например: «умывается». Правописание суффиксовГлаголы с суффиксами –ыва- и –ива-, которые имеют значение несовершенного вида, пишутся с гласными –ы- и –и-. Например: «размазывать», «упрашивать», «настаивать», «свертывать», «заваливать», «выкидывать». Глаголы несовершенного вида с суффиксами –ва-, которые имеют форму первого лица, можно проверить по написанию гласной перед буквой «в». Например: «заст-а-ва-ть - заст-а-ть». Примечание: в некоторых глаголах-исключениях на –вать пишется суффикс –ева- на месте непроверяемого безударного гласного: «затм-ева-ть - затмить»; «продл-ева-ть - продлить»; «встр-ева-ть - встрять»; «обур-ева-ть - уборить» и т.д. Также различают глаголы, заканчивающиеся на –еть и на –ить. Глаголы, оканчивающиеся на –еть, - это неперходные глаголы 1-го спряжения. Они имеют значение «приобрести чей-то признак, стать каким-нибудь». Например: «посуроветь», т.е. «стать суровым»; «обессилить», т.е. «стать бессильным»; «обездушить», т.е. «стать бездушным» и т.д. Глаголы, которые оканчиваются на –ить, – это переходные глаголы На вопрос Какие слова исключения 1 и 2 спряжения глаголов? заданный автором Вровень
лучший ответ это Исключения: Ответ от Алина Фёдорова
[новичек] Ответ от Недосол
[новичек] Ответ от Гороскоп
[новичек] Ответ от Константин долин
[новичек] Ответ от Лиза Злобина
[новичек] Ответ от Keni Fae
[новичек] Ответ от Ѐегина Холод
[новичек] Ответ от Анастасия Пугачёва
[новичек] Ответ от Даня недос
[новичек] Ответ от Алина Кулешова
[новичек] Ответ от Carrera GT
[эксперт] Ответ от Кирилл вайветкин
[новичек] Ответ от Даниил Барышников
[новичек] Ответ от Влад Удалов
[новичек] Ответ от Анна Есина
[новичек] Ответ от Карлыгаш Батурина
[новичек] Ответ от Праздничное оформление
[новичек] Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Поделиться в Facebook
Читайте также
Наверх
|