Суффиксы глаголов 1 и 2 спряжения таблица. Что такое спряжение глагола

Спряжением называется изменение глаго­лов по лицам и числам.

В русском языке два спряжения. Одни глаголы изменяются по лицам и числам по первому спряже­нию, другие - по второму.

Само слово «спряжение» буквально означает «связывание». Теперь это старинное корневое значе­ние нелегко заметить с первого взгляда. Но убедить­ся в нашей правоте можно, вспомнив существующий до сих пор глагол «запрягать»- то есть завязывать на лошади сбрую. Или «сопрягать» — связывать, объединять что-то с чем-то.

В каждом из спряжений глаголы связаны между собой, объединены своими особыми законами и правилами. Есть у них и исключения.

Мы часто говорим:»Ломать — не строить». И мы это правильно говорим. Во всех смыслах слова. Потому что глагол Ломать — представитель первого спряжения, а глагол строить — представитель второго. Они спрягаются по-разному.

Разобраться, к какому спряжению какой глагол относится,можно, определив, на что он оканчивается в неопределенной форме, в инфинитиве. Именно на что он оканчивается — окончаний-то в терминологическом смысле слова у глаголов в инфинитиве не бывает!

Первое спряжение. По этому признаку к первому спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся на АТЬ и ЯТЬ: ломать, кусать, менять. А ещё все те, которые не оканчиваются на ИТЬ. Потому что те,которые кончаются на ИТЬ, относятся как раз ко второму спряжению! Кроме двух исключений: брить и стелить.

Итак: глаголы, оканчивающиеся на АТЬ и ЯТЬ, на ЕТЬ, УТЬ, ЫТЬ, ТИ, ЧЬ (петь, тонуть, выть, идти, печь), и прочие плюс два исключения относятся к первому спряжению. Спрягаясь, они определенным образом изменяют свои окончания. Это твердое правило. Внимательно изучите таблицу:

Обратите внимание: во 2-м и 3-м лице единственного числа и в 1-м и 2-м лице множественного у глаголов первого спряжения появляется в окончании буква Е!

Второе спряжение. Ко второму спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся в инфинитиве на ИТЬ (говорить, любить, судить, возить), плюс 11 исключений. Перечислим их после таблицы.

ВТОРОЕ СПРЯЖЕНИЕ

ЛИЦО

ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО

МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО

1-е говорЮ говорИМ
2-е говорИШЬ говорИТЕ
3-е говорИТ говорЯТ

Остальные глаголы второго спряжения изменяются по лицам и числам подобным же образом. А для того, чтобы запомнить многочисленные исключения, входящие во второе спряжение, ещё давным-давно королева Грамматика придумала специальный стишок:

Видеть, слышать, ненавидеть,

гнать, дышать, держать, смотреть,

и зависеть, и обидеть,

а ещё вертеть, терпеть,

Вы запомните, друзья:

их на -Е- спрягать нельзя!

На самом деле глаголов-исключений несколько больше: ведь к ним относятся и однокоренные слова! Вот как это выглядит на примере глагола «смотреть». К исключениям будут относиться также глаголы «высмотреть», «усмотреть», «осмотреть», «рассмотреть», «пересмотреть», «присмотреться», «засмотреться», «насмотреться», «осмотреться»… Можно придумать и другие. Так что каждый из глаголов-исключений имеет множество родственников — и все они будут спрягаться одинаково!

ИСКЛЮЧЕНИЯ ВТОРОГО СПРЯЖЕНИЯ

ЛИЦО

ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО

МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО

1-е держУ, гонЮ держИМ, гонИМ
2-е держИШЬ, гонИШЬ держИТЕ, гонИТЕ
3-е держИТ, гонИТ держАТ, гонЯТ

Обратите внимание: во 2-м и 3-м лице единственного числа и в 1-м и 2-м лице множественного у глаголов второго спряжения появляется в окончании буква И!

Запомните хорошенько: глаголы склоняются только в настоящем и будущем времени. Потому что в прошедшем времени глаголы изменяются только по родам и числам, а по лицам не изменяются.

Правильно определять спряжение глаголов особенно важно потому, что от спряжения зависит правописание безударных личных окончаний. Подробнее об этом мы поговорим позже.

Материалы для работы с учащимися

Глагол имеет две основы :

1. – основа инфинитива и формы прошедшего времени

2. – основа формы настоящего и будущего времени

Начальной формой глагола является инфинитив (неопределённая форма глагола). Инфинитив называет действие вне его отношения к лицу (производителю действия) и моменту речи. Инфинитив отвечает на вопросы:что делать? что сделать? Это неизменяемая форма глагола. В предложении может выступать в качестве любого члена предложения.

Показателем инфинитива являются суффиксы –ть, -ти, -чь, -сть, -сти .

СПРЯЖЕНИЕ – это изменение глагола по лицам и числам. Спрягаются глаголы только визъявительном наклонении в настоящем и будущем времени .

В прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам.

В зависимости от характера личных окончаний выделяют 2 типа спряжения.

Таблица 1

I спряжение

II спряжение

I спряжение

II спряжение

Лицо

Единственное

Единственное

Множественное

Множественное

1

/- ю

-ём /- ем

-им /- им -

2

-ёшь /- ешь

-ишь /- ишь

-ёте /- ете

-ите /- ите

3

-ёт /- ет

-ит /- ит

-ут /- ют

-ат /- ят

Алгоритм определения спряжения глагола

  1. Проверим, входит ли глагол в число глаголов для запоминания или исключений

Для запоминания

Исключения

I СПР.

II СПР.

I СПР.

АРХАИЧНЫЕ

РАЗНО-

СПРЯГАЕМЫЕ

II СПР.

баять

блеять

веять

затеять

каяться

лаять

лелеять

маяться

надеяться

реять

сеять

таять

хаять

чаять

чуять

клеить

строить

брить

стелить

зиждиться

зыбиться

дать

есть

создать

бежать

брезжить

хотеть

чтить

вертеть

видеть

ненавидеть

зависеть

обидеть

смотреть

терпеть

гнать

держать

дышать

слышать

СПРЯЖЕНИЕ НЕ МЕНЯЕТСЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРИСТАВКИ , ПОСТФИКСА – СЯ !

    Если ударение падает на ОКОНЧАНИЕ, воспользуемся табл. 1 или «универсальной» схемой (2+1)

ГЛАГОЛ

МЫ

ТЫ

ОНИ

Гласные в

СПРЯЖЕНИЕ

лет Е ть

лет ИМ

лет ИШЬ

лет ЯТ

2- И… +1- А/Я…

II СПР.

тер Е ть

тр ЁМ

тр Ёшь

тр УТ

2- Е… +1- У/Ю…

Цель : закреплять знания об окончаниях глаголов I и II спряжений.

Задачи урока:

  • Формировать умение различать окончания глаголов I и II спряжений;
  • Развивать творческие способности учащихся, речь;
  • Прививать интерес к русский традициям, познакомить с историей самовара и чаепития;
  • Повышать интерес учащихся к изучению русского языка;
  • Воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи.

Оборудование:

  • Мультимедиа;
  • Таблица окончаний глаголов I и II спряжения;
  • Карточки для индивидуальной, парной и групповой работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня на уроке необычный гость, господин Глагол. (приложение №1) Он будет нам помогать, а мы его радовать ответами, а может даже удивлять.

II. Постановка темы и цели урока.

1) Сначала отгадайте загадку.

Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит
Всем чай пить велит.

Это самовар!

Это русский самовар.

Что можете сказать об этом слове? (сложное слово, соединительная гласная о, состоит из двух основ. Можно заменить "сам варит")

Внутри самовара труба, куда клали дрова, угли, сверху сапог, и раздували им жар в самоваре.

Самовар свистит, гудит:
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар.

2) Чистописание.

Изобразите петлеобразные элементы, как самовар пускает пар.

3) Подготовительная беседа.

Во всём мире знают русский самовар. Его родина- город умельцев и мастеров Тула. Самовары делали из красной и зеленой меди, серебра. Основным металлом для изготовления самоваров была и остается латунь. (сплав меди с цинком, оловом).

С 1956глда г. Тула выпускает электрические самовары. (замена - электрочайник)

В старину самовар являлся неодушевлённым членом семьи, его ласково называли "Дедушка" или "Иван Иваныч"

4) Самостоятельная работа.

Перед вами глаголы. Выпишите подходящие к действию самовара, выделите окончания, укажите спряжение. (Приложение №2)

Rто может сказать, что мы будем закреплять на уроке? (различать окончания глаголов I и II спряжения)

III. Закрепление пройденного материала.

1) Назовите окончания глаголов I и II спряжения.

Что называется спряжением? (изменение глаголов по лицам и числам)

2) Изменить глаголы по лицам и числам. (по вариантам)

  • 1 в. -звать (зову, зовём, зовёшь, зовёте, зовёт, зовут)
  • 2 в. -говорить (говорю, говорим, говоришь, говорите, говорит, говорят)

3) Взаимопроверка.

Обменяйтесь тетрадями, проверьте работы своих товарищей, поставьте на полях + , если задание выполнено правильно и -, если при выполнении задания допущены ошибки.

Какие окончания у глаголов 1 варианта? 2варианта? Какого спряжения глаголы?

4) Прочитайте пословицу, спишите, определите спряжение, лицо глаголов. Объясните смысл пословицы.

Сам_вар кип_т, ух_дить (не) в_лит.

И нам самовар велит продолжать работу.

5) Дифференцированная работа в группах.

1 группа. Образовать от основ глаголов форму 3 лица множественного числа, определить спряжение.

бер- ворч- говор-
нес- скрип-
рев- шурш-

2 группа. Из глаголов 3 лица множественного числа образовать глаголы 1 лица множественного числа.

  • Пищат -
  • Жужжат -
  • Кричат -
  • Летят -
  • Лежат -

3 группа. Списать, определить спряжение, лицо глаголов, вставить пропущенные буквы.

Сам_вар сто_т,
Словно жар гор_т,
И пыхт_т, и на бабу п_гядыва_т:
"Я Федорушку проща_,
Сла_ким ча_м угоща_"

Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного крутого
Самоварного чайку.

А кто знает, откуда пришло к нам слово "чай"?

(Чай- китайское слово. Мы, русские торговали с китайцами северных провинций, где чай именовали "ча". Отсюда наше русское слово "чай")

Однажды 5000 лет назад китайский император отдыхал в лесу и приказал согреть воду для питья. Поднялся сильный ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. О чае говорят так: "Кто чай пьёт, сто лет проживёт". Он очищает кровь, регулирует работы печени, снимает сонливость, оживляет мышцы тела.

IV. Физминутка.

V. Найти в классе пословицы, которые говорят нам о правилах гостеприимства.

С самоваром чай вкуснее и беседа веселее.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

За пустой стол гостей не сажай.

Что еть в печи- всё на стол мечи. (Мечи-быстро выставляй всё на стол. Не жадничай! Каков ты- таковы и люди для тебя. Принять по-русски- значит с открытой душой, щедро угостить.)

VI. Творческая работа "Скатерть-самобранка" (работа в группах).

На основе данных слов составить слова- угощения к чайному столу. (Приложение №3)

VII. Самостоятельная работа.

Чем ещё привлекателен чай, мы узнаем, когда составим предложения из слов. Вам необходимо выбрать, составить и записать любое предложение.

  • чай, женщины, Собирают, только.
  • женских рук, Аромат, не портит.
  • издавна, вкусно, любят и умеют, На Руси, чай, заваривать.
  • травы, Душистые, придают, вкус, особый, чаю.

Найдите глаголы, выделите окончания, определите лицо, число, спряжение.

(Проверка через мультимедиа)

2) Вставьте пропущенную гласную в окончания глаголов.

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскаж_т:
Черт_т, пиш_т, иль поёт,
Вышива_т или паш_т,
Или забива_т гол,
Вар_т, жар_т, люб_т, чист_т,
Всё расскажет нам:. . (глагол)

(проверка через мультимедиа).

Скажите, а из чего пьют чай разные народы?

Разные народы пьют чай из своей национальной посуды-чашек, стаканов, пиал.

У нас есть две чашки. Вам нужно убрать из чашки лишнее слово.

играть (не указывает на того, кто совершает действие)

печь (составить словосочетание, где слово "печь" - сущ, или глагол)

IX. Работа в парах.

Дополни стихотворение подходящими по смыслу глаголами.

Чай вам жажду:
:, :,
Он: все болезни.
Нет напитка нам полезней.

(утолит, излечит, успокоит, ободрит)

Что можете сказать о глаголах, которые вы употребили? (глаголы II спряжения)

Объясните постановку знаков препинания в 1 предложении. (однородные сказуемые).

Итог урока.

На какие две группы можно разделить глаголы в зависимости от окончаний? (на глаголы I и II спряжения)

Какие глаголы относятся к глаголам I и II спряжения?

Наш урок подходит к концу. Был ли он вам интересен? Полезен? Что повторили?

Определите, на какой ступеньке лестницы знаний вы находитесь.

Хочу знать больше.
Хорошо, но могу лучше.
Пока испытываю трудности.

Инструкция

Трудность заключается в том, что эти, ничем не отличающиеся от других слова, просто надо запомнить. А чтобы запомнить, необходимо придать двум словам на –ить и одиннадцати на –еть и –ать какую-то осмысленность. Если глаголы на –ить ( и ) запоминаются достаточно легко в силу их относительно редкой употребимости, то глаголы на –еть и –ать синонимичны и трудны для запоминания.

Введите их в контекст. Еще лучше, если этот текст будет рифмованным, что легче запоминается. Вот, например, стишка для глаголов не на –ить, относящихся к 1 спряжению.
Гнать, держать, смотреть и видеть,
, слышать, ненавидеть,
и зависеть, и вертеть,
и обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на “-е ” нельзя.

Опыт показывает, что хоть и , но просто перечисляемые глаголы не очень запоминаются детьми. Наполните эти слова конкретным смыслом. Сделайте их героями какой-нибудь незамысловатой сказки. Ученики-четвероклассники еще очень любят этот жанр. Больший эффект получится, если дети сами будут принимать участие в сочинительстве.

Дайте детям задание: нарисовать тематический , где тем или иным образом отразились бы 13 глаголов-исключений. Обсудите на уроке работы, исподволь принуждая детей повторять и повторять глаголы, комментируя свои рисунки. Включайте в урок музыку. Пойте слова, которые нужно запомнить. Все вместе создаст у ребят устойчивые образы глаголов-исключений.

В заключение предложите выучить еще одно -песенку:
Очень хочется
Через стеклышко смотреть –
Целый мир видеть,
Лук и ненавидеть.

Научиться боль терпеть,
Чтоб не мог никто обидеть,
Чтоб от сильных не зависеть,
Чтобы слабым не вертеть.

Как же хочется: все слышать,
Птицу синюю держать,
Чистым воздухом дышать,
Целый мир зеленым видеть…

Не спешите мысли гнать,
Надо просто помечтать!

Видео по теме

Обратите внимание

Дети должны узнавать глаголы-исключения не только в начальной, но во всех личных формах единственного и множественного числа.

Источники:

  • глаголы исключения 2 спряжения стих

Глагол является одной из знаменательных частей речей, которая обозначает процессуальный признак предмета, то есть действие, состояние или отношение. Глагол характеризуется грамматическими категориями вида, залога, наклонения, времени и лица.

Правописание окончаний

Все глаголы принято разделять на две группы: глаголы, которые относятся к первому спряжению, и глаголы, которые отностся ко второму спряжению. Ко второму спряжению можно отнести все глаголы на –ить (исключениями являются «брить», «стелить», « »), а также глаголы-исключения на –еть и –ать («гнать», «дышать», «смотреть», «видеть», «слышать», «вертеть», «обидеть», «терпеть», «зависеть», «ненавидеть», «держать»). Все остальные глаголы принято относить к первому спряжению.

Примечание: существует несколько разноспрягаемых глаголов, которые нельзя отнести ни к первому, ни ко второму спряжению: «дать», «создать», «есть», «бежать», «хотеть».

В случае, если у глалога присутствует приставка обез-, обес- переходные, он по второму спряжению, в противном случае – по первому спряжению.

Если глагол первого спряжения стоит в будущем времени, то окончание –ете. Если поставить такой глагол в , окончание меняется на –ите. Например: «Вы вышлете на этой неделе письмо», но «Вышлите срочно документы».

Мягкий знак (ь) в глаголах

Мягкий в нескольких случаях. Первый - начальная форма глагола. Второй - когда глагол ставится в повелительное наклонение. Третий - глаголов второго лица единственного числа в настоящем и простом будущем временах. Четвертый - в возвратных глаголах.

Например: «писать», «исправь», « », «погнулись».

Мягкий знак не пишется в форме третьего лица единственного числа настоящего или простого будущего времен.

Например: «умывается».

Правописание суффиксов

Глаголы с суффиксами –ыва- и –ива-, которые имеют значение несовершенного вида, пишутся с гласными –ы- и –и-.

Например: «размазывать», «упрашивать», «настаивать», «свертывать», «заваливать», «выкидывать».

Глаголы несовершенного вида с суффиксами –ва-, которые имеют форму первого лица, можно проверить по написанию гласной перед буквой «в».

Например: «заст-а-ва-ть - заст-а-ть».

Примечание: в некоторых глаголах-исключениях на –вать пишется суффикс –ева- на месте непроверяемого безударного гласного: «затм-ева-ть - затмить»; «продл-ева-ть - продлить»; «встр-ева-ть - встрять»; «обур-ева-ть - уборить» и т.д.

Также различают глаголы, заканчивающиеся на –еть и на –ить. Глаголы, оканчивающиеся на –еть, - это неперходные глаголы 1-го спряжения. Они имеют значение «приобрести чей-то признак, стать каким-нибудь».

Например: «посуроветь», т.е. «стать суровым»; «обессилить», т.е. «стать бессильным»; «обездушить», т.е. «стать бездушным» и т.д.

Глаголы, которые оканчиваются на –ить, – это переходные глаголы

На вопрос Какие слова исключения 1 и 2 спряжения глаголов? заданный автором Вровень лучший ответ это Исключения:

Ответ от Алина Фёдорова [новичек]


Ответ от Недосол [новичек]
2-смотреть, слышать, видеть, зависеть, ненавидеть, вертеть, держать, дышать, терпеть, обидеть, гнать.
1-стелить, брить


Ответ от Гороскоп [новичек]
Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключая брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,

И зависеть, и вертеть.
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.


Ответ от Константин долин [новичек]
Глаголы Исключения 2 спряжения, Гнать дышать держать зависеть видеть слышать и обидеть а ещё терпеть вертеть ненавидеть и смотреть


Ответ от Лиза Злобина [новичек]
Ученик и Регина Холод правы, но можно не много легче.
Ко второму же спряженью отнисём мы без сомненья все глаголы что на ить, исключения: брить, стелить.
И ещё: смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, держать, дышать, вертеть и зависит, и терпеть.
O


Ответ от Keni Fae [новичек]
Исключения:
Гнать, держать, терпеть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, дышать, смотреть относятся ко второму спряжению.
Брить, стелить - относятся к первому.


Ответ от Ѐегина Холод [новичек]
Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключая брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.


Ответ от Анастасия Пугачёва [новичек]
Ещё есть разноспрягаемые глаголы - это хотеть и бежать.
Особоспрягаемые глаголы - это дать, создать, есть и недоесть.


Ответ от Даня недос [новичек]
Исключения:
Гнать, держать, терпеть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, дышать, смотреть относятся ко второму спряжению.
Брить, стелить - относятся к первому.


Ответ от Алина Кулешова [новичек]
а как же зиждиться


Ответ от Carrera GT [эксперт]
Исключения:
Гнать, держать, терпеть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, дышать, смотреть относятся ко второму спряжению.
Брить, стелить - относятся к первому.


Ответ от Кирилл вайветкин [новичек]
да да да да ада дад ада дд а


Ответ от Даниил Барышников [новичек]
Гнать, держать
смотреть и видеть,
Дышать, слышать,
ненавидеть,
и обидеть, и вертеть,
и зависеть, и терпеть.


Ответ от Влад Удалов [новичек]


Ответ от Анна Есина [новичек]
смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.


Ответ от Карлыгаш Батурина [новичек]
брить стелить смотреть зависеть вертеть терпеть гнать держать слышать дышать видеть это второе спряжение
брить стелить первое спряжение


Ответ от Праздничное оформление [новичек]
брить, стелить, смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, зависеть, терпеть, вертеть, гнать, держать, слышать, дышать.
ха-ха-ха
зульфия махалова



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!